Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИБИРИ ДО 2020 ГОДА)".
Формирование благоприятной среды развития предпринимательства Проблемы, которые в наибольшей степени сдерживают развитие малого предпринимательства Сибири, связаны с неразвитостью системы механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий, ограниченностью доступа к ресурсам и маркетинговым возможностям, нехваткой квалифицированных кадров и знаний, а также с недостаточным уровнем информационной и методической поддержки. Отличительной особенностью малого и среднего бизнеса в Сибири является отсутствие инфраструктуры поддержки бизнеса. Поэтому в 2010 - 2012 годах основные усилия будут направлены на создание инфраструктуры развития малого предпринимательства в каждом муниципальном образовании. Основные принципы, этапы и формы инфраструктуры развития малого и среднего предпринимательства сформулированы в Концепции формирования устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в регионах Сибири. К 2020 году будут в основном завершены правовые, организационные и экономические мероприятия, позволяющие малому и среднему предпринимательству устойчиво занять в структуре региональной экономики следующие направления деятельности: на уровне сельских поселений - обеспечение жителей товарами и услугами первой необходимости, производство, закупка, переработка и реализация продукции сельского хозяйства, а также производство полуфабрикатов для интегрирующих предприятий; на уровне городских поселений - обеспечение товарами и услугами жителей своего и других муниципальных районов и городских округов, производство на принципах субподряда товаров и услуг для крупного бизнеса; на уровне городских округов - функционирование помимо предприятий, осуществляющих указанные виды деятельности, конкурентоспособных малых и средних инновационных предприятий, предприятий-интеграторов, эффективных холдингов из малых и средних предприятий с гибкой организацией бизнеса, обеспечивающей возможность изменения направлений отдельных производств в зависимости от изменения конъюнктуры рынка. Взаимодействие крупной промышленности Сибири с предприятиями малого и среднего бизнеса, работающими вне городских агломераций, будет способствовать решению социальной задачи трудоустройства жителей поселений, постепенному выводу части промышленности из городских округов на основе экономической целесообразности. Приоритетным направлением является ускоренное развитие малого и среднего бизнеса и повышение его вклада в валовой региональный продукт и обеспечение значительного роста занятости экономически активного населения. В рамках реализации Стратегии предусматривается стимулирование следующих предприятий малого и среднего бизнеса: научно-внедренческие и инновационные предприятия; предприятия по производству новых промышленных товаров; предприятия, включенные в крупное промышленное производство на основе долгосрочных договоров по оказанию услуг научного, промышленного и технологического характера; предприятия, работающие в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции, особенно укрупненные личные подсобные хозяйства, готовые к переводу в крестьянско-фермерские хозяйства; торговые, бытовые предприятия и предприятия общественного питания шаговой доступности; предприятия по подготовке и переподготовке кадров массовых специальностей; строительные предприятия; предприятия в сфере услуг (туризм, здравоохранение, рекреация, экология, наука, консалтинг, информационное обеспечение, культура, спорт, особенно экспортно ориентированные предприятия); транспортные предприятия; сервисные предприятия, интегрированные в региональные институты внешней торговли; предприятия, задействованные в системе жизнеобеспечения населения муниципальных образований; иные предприятия, выполняющие социально значимые государственные и муниципальные заказы. Указанные направления развития малого и среднего предпринимательства получат свое развитие в стратегиях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Для регионов с низким уровнем развития малого и среднего бизнеса (Республика Алтай, Республика Хакасия и Республика Тыва) основной задачей является формирование соответствующей нормативной правовой базы, развитие инфраструктуры поддержки и собственно поддержка субъектов малого предпринимательства на стадии их формирования и первоначального развития. При этом особую актуальность приобретает повышение общественного статуса и значимости предпринимательства, проведение разъяснительной работы о преимуществах легальной предпринимательской деятельности и стимулирование любых форм предпринимательской активности. Результатом решения поставленной задачи к 2020 году должно стать массовое появление новых малых предприятий, повышение уровня предпринимательской культуры населения и квалификации кадров. Для регионов со средним уровнем развития малого и среднего бизнеса (Республика Бурятия, Иркутская область, Забайкальский и Красноярский края) основной задачей является создание целостной системы поддержки предпринимательства, включающей полную цепочку инфраструктурных элементов и финансовых механизмов. При этом важным является содействие развитию кооперационных связей малого и среднего предпринимательства с крупными предприятиями, стимулирование концентрации малых предприятий в секторах, имеющих первоочередное значение для развития территорий. Результатом решения поставленной задачи к 2020 году должен стать рост конкуренции среди малых предприятий, обеспечивающий высокое качество производимых ими товаров и услуг. Для регионов с высоким уровнем развития малого и среднего бизнеса (Алтайский край, Кемеровская, Омская, Новосибирская и Томская области) основной задачей является изменение структуры субъектов малого и среднего предпринимательства, организация доведения стартующего малого бизнеса до устойчивого уровня, а также налаживание кооперационных связей малого и среднего предпринимательства и крупного бизнеса. Еще одной задачей является развитие межрегионального и международного сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержка сотрудничества с международными организациями и административно-территориальными образованиями иностранных государств. Результатами решения поставленных задач к 2020 году должны стать увеличение вклада малого и среднего бизнеса в валовой региональный продукт, увеличение экспорта его услуг (туризм, транспорт, культура, спорт), решение ряда социальных проблем (повышение занятости населения, сокращение дифференциации по уровню доходов, обеспечение доступности и повышение качества услуг для населения). Ключевой проблемой при становлении и развитии малого инновационного наукоемкого бизнеса и предпринимательства в Сибири является отсутствие крупных системообразующих предприятий мирового уровня в сфере высоких технологий, которые являлись бы заказчиками научных разработок, комплектующих материалов и изделий, программного обеспечения, сервисных услуг и другой продукции для предприятий малого и среднего бизнеса. Это должно стать одной из важных задач реализации Стратегии. Развитие малого и среднего бизнеса предполагается осуществить в 3 этапа. На первом этапе (2010 - 2011 годы) развития предпринимательства для решения указанных задач в течение 2 лет во всех регионах Сибири необходимо стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, что позволит ему к концу 2011 года преодолеть негативные тенденции финансово-экономического кризиса и выйти на уровень, достигнутый в 2008 году. На втором этапе (2012 - 2015 годы) необходимо обеспечить устойчивое развитие предприятий малого и среднего бизнеса Сибири. Прирост производства и продаж продукции (услуг) составит 4 - 5 процентов в год. Количество малых и средних предприятий, в которых заняты 1 тыс. человек, достигнет 17 процентов, а доля валового регионального продукта, созданного на этих предприятиях, - 25 - 35 процентов. На третьем этапе (2016 - 2020 годы) продолжится реализация мероприятий по достижению высокого уровня конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса. Прирост продаж продукции и услуг на предприятиях малого и среднего бизнеса достигнет 6 - 7 процентов в год. Количество малых и средних предприятий, в которых заняты 1 тыс. человек, увеличится до 20 процентов, доля валового регионального продукта, созданного на этих предприятиях, - до 40 процентов. В регионах Сибири поддержка малого и среднего предпринимательства будет осуществляться в следующем порядке: отбор, тестирование и обучение по программам подготовки предпринимателей; помощь в регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица; предоставление на конкурсных условиях вновь зарегистрированным или действующим менее одного года субъектам малого и среднего бизнеса субсидий на создание собственного дела; микрокредитование через систему кредитных кооперативов, региональных и муниципальных фондов поддержки предпринимательства; гарантийное обеспечение коммерческого кредитования через гарантийный фонд субъекта Российской Федерации; субсидирование процентной ставки по кредитным договорам, договорам лизинговых платежей, иные формы субсидирования малого и среднего предпринимательства; выделение субсидий на возмещение различных затрат, в том числе по кредитным договорам, договорам лизинга, франчайзинга, технологического присоединения и других. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИБИРИ ДО 2020 ГОДА)".