Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИБИРИ ДО 2020 ГОДА)".
Решение экологических проблем Основными в решении природоохранных и экологических проблем являются следующие задачи: улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование экологически безопасных и комфортных мест работы и отдыха, иной социальной активности, среды проживания населения в городах, улучшение здоровья и увеличение продолжительности жизни людей; организация экологически безопасного производства (переход на экологически ориентированные технологии, включая сокращение применения генно-модифицированных организмов при производстве продуктов питания, снижение уровней воздействия на окружающую среду от всех антропогенных источников, совершенствование системы экологического нормирования, экологического мониторинга, экологической экспертизы проектов, экономическое стимулирование природоохранной деятельности); создание эффективного экологического сектора экономики (формирование рынка экодевелопмента, товаров и экологических услуг, внедрение экологического аудита, экологической сертификации, экологического страхования, формирование требований к разработке технологий); сохранение и защита природной среды (сохранение естественных экосистем, природных ландшафтов, источников чистой воды, повышение биопродуктивности, восстановление видового разнообразия); решение проблем отходов техногенного характера (переработка отходов промышленных предприятий и сельскохозяйственного производства, утилизация и переработка твердых бытовых отходов). Антропогенные изменения природной среды на территории Сибири не носят сплошного характера, однако в целом ряде регионов, особенно отличающихся преобладанием неустойчивых ландшафтов и высокой чувствительностью экосистем к внешним воздействиям, сложилась весьма напряженная экологическая ситуация. Значительная часть производственного потенциала региона сконцентрирована на ограниченных площадях, чаще всего по долинам рек и в котловинах. При этом рассеивающая способность атмосферы в Восточной Сибири в 2 раза ниже, чем в европейской части России, что практически не учитывалось при размещении предприятий и населенных пунктов, формировании территориально-производственных сочетаний (Братско-Усть-Илимского, Канско-Ачинского и др.). Поэтому большинство крупных городов и все промышленные зоны Сибири отличаются резко повышенной загрязненностью воздушного и водного бассейнов. Наибольшая острота экологической ситуации характерна прежде всего для следующих сибирских регионов: нефтегазопромысловые районы Западной Сибири, где экологические проблемы связаны с бурением, обустройством и эксплуатацией скважин, строительством и эксплуатацией нефте- и газопроводов, подготовкой нефти и газа к транспортировке и функционированием вспомогательных производств; Кузбасс, на территории которого наибольшее развитие получили такие экологически вредные отрасли промышленности, как угольная (особенно открытая добыча), черная и цветная металлургия, а также химическая промышленность; Норильский промышленный район, основой которого являются металлургические предприятия, выбрасывающие ежегодно в атмосферный воздух около 2 млн. тонн сернистых соединений; территория Среднего Енисея, Верхнего и Среднего Приангарья, прежде всего Братско-Илимский и Иркутско-Черемховский районы, на которых преобладают алюминиевое, целлюлозно-бумажное и другие вредные производства, г. Красноярск, в котором расположен комплекс крупных предприятий разных отраслей промышленности, а также зона Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса; озеро Байкал, являющееся объектом всемирного природного наследия, основными источниками загрязнения которого являются Байкальский целлюлозно-бумажный завод, судоходство, реки (прежде всего р. Селенга), приносящие загрязнения, заготовка древесины, территория, расположенная по соседству с агломерацией Иркутского и Ангарского промышленных узлов, с которой переносятся загрязнения в акваторию озера, а также районы гг. Красноярска и Братска, Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса и др. К основным экологическим проблемам общего характера, требующим постоянного внимания органов государственной власти и органов местного самоуправления, относятся следующие проблемы: накопленный ущерб, нанесенный окружающей среде в предшествующие годы, высокая концентрация источников потенциального экологического риска на ограниченных территориях (отработанное ядерное топливо, отходы обогащения урана, ядерное и химическое оружие, предприятия военно-промышленного комплекса, трубопроводы, газохранилища, гидроэлектростанции, химические производства, авиация и др.); повышенный риск аварийных ситуаций из-за высокой изношенности основных фондов на предприятиях Сибири; отсутствие или слабое развитие индустрии экологического назначения, незначительный задел по производству экологического оборудования и оказанию экологических услуг; повышенный риск заболеваний экологической этиологии в крупных городах Сибири из-за высокого уровня загрязнения окружающей среды (гг. Норильск, Новокузнецк, Красноярск, Братск, Ангарск и др.); сокращение биологического разнообразия на территории Сибири. Водные ресурсы являются одним из наиболее важных ресурсов региона. Главной стратегической целью функционирования водохозяйственного комплекса Сибири является надежное обеспечение населения питьевой водой, соответствующей санитарно-гигиеническим нормам, рационализация водопользования и экономия водных ресурсов, устранение негативного влияния водного фактора на здоровье людей и окружающую среду, а также максимальное обеспечение населенных пунктов системами централизованного водоснабжения. Одним из главных аспектов эффективного и безопасного управления водными ресурсами рек Сибири является предупреждение и уменьшение ущерба от негативного воздействия вод. Для этого необходимы установление специальных режимов осуществления хозяйственной и иной деятельности, а также определение порядка компенсации возможного ущерба на периодически затапливаемых территориях на основе их зонирования по степени риска. К приоритетным мероприятиям по снижению риска относятся обеспечение инженерной защиты поселений, объектов экономики, уникальных природных объектов и объектов историко-культурного наследия от негативного воздействия вод, обеспечение безопасных для населенных пунктов и объектов экономики гидрологических режимов водных объектов в местах их пересечения транспортными коммуникациями, а также совершенствование методов прогнозирования паводков и наводнений и развитие системы оповещения о них. Комплекс таких водохозяйственных мер, как регулирование стока в речном бассейне, создание мелких и средних водохранилищ комплексного и противопаводкового назначения, целесообразно дополнить мерами по сохранению устойчивой поверхности водосбора, направленных на минимизацию процессов эрозии и опустынивания. Необходимо создать крупномасштабные системы защиты от наводнений для обеспечения надежного безаварийного функционирования инженерных систем и сооружений защиты. В засушливых областях Сибири (степная зона) для развития агропромышленного комплекса необходимо использовать орошение. Приоритетной задачей является восстановление системы водоснабжения, находящейся в нерабочем состоянии, включая реконструкцию систем, действующих неэффективно, и введение современных схем эффективного использования воды при орошении. Учитывая наличие в регионе трансграничных водных объектов, наиболее крупными из которых являются р. Иртыш (Казахстан) и р. Селенга (Монголия), необходимо развивать научно-техническое сотрудничество в разных формах по вопросам рационального и безопасного использования водных ресурсов, улучшению нормативной правовой базы, а также по созданию единых систем мониторинга водных объектов. Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития таких погодозависимых отраслей экономики, как энергетика, транспорт, водохозяйственный комплекс, строительство, сельское хозяйство и другие, в первую очередь необходимо решать вопросы обеспечения гидрометеорологической безопасности. Решение экологических проблем предусматривается осуществлять в 3 этапа. На первом этапе (2010 - 2011 годы) предполагается обеспечение восстановления роста капиталовложений в природоохранные мероприятия и повышение эффективности капиталовложений в экологию. На втором этапе (2012 - 2015 годы) предполагается последовательная ликвидация негативных последствий антропогенных воздействий (прежде всего на загрязненных территориях, возникших в результате кризисного развития экономики), восстановительный рост и подготовка к переходу на инновационную модель развития. На этом этапе требуется проведение комплекса природоохранных мероприятий, нацеленных в первую очередь на стабилизацию экологической ситуации и смягчение наиболее серьезных экологических проблем, связанных с: промышленной зоной гг. Кемерово и Новокузнецка, а также нефтегазовым комплексом Западной Сибири; Норильским промышленным районом (цветная металлургия); комплексом крупных предприятий разных отраслей промышленности в г. Красноярске и Канско-Ачинским топливно-энергетическим комплексом; вододефицитом в бассейне р. Иртыш; зоной Братско-Усть-Илимского и Иркутско-Черемховского промышленных районов; бассейном озера Байкал. Усилия и ресурсы должны быть направлены на создание и совершенствование методов и средств защиты окружающей среды с применением наилучших технологий на всех этапах производственного цикла на основных источниках загрязнения окружающей среды, а также на проведение мероприятий по ликвидации уже допущенных нарушений экологических нормативов. Осуществление подобных мер должно происходить главным образом на уровне отдельных объектов за счет их производственной деятельности и предусматривать экологическое оздоровление производства, реконструкцию, создание очистных сооружений и др. На третьем этапе (2016 - 2020 годы) предполагается достижение значительного прогресса в реализации образа будущего на основе разумных компромиссов при разрешении возникающих конфликтов между необходимостью соблюдения экологических регламентаций и экономической мотивацией хозяйственной деятельности (отражает начало интенсивного роста экономики, что приведет к заметному росту нагрузки на окружающую среду). Одним из основных инструментов решения обозначенных экологических проблем на данном этапе могут служить федеральные целевые и региональные экологические программы, позволяющие консолидировать усилия и источники финансирования, увязать по ресурсам и срокам осуществление комплекса научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий. Среди источников их финансирования помимо средств предприятий и организаций усиливается роль бюджетных ассигнований местного, регионального и федерального уровней. Меры данного этапа должны обеспечить сохранение качества основных компонентов природной среды на вновь осваиваемых территориях, рациональное использование, охрану и воспроизводство природных ресурсов как компонентов окружающей природной среды, предотвращение деградации и сохранение уникальных природных комплексов (Байкал, Алтай), природных систем северных территорий, имеющих низкую экологическую емкость. Инструменты реализации природоохранных мероприятий Стратегии должны включать в себя меры, предпринимаемые как на уровне Российской Федерации, так и на уровне регионов во взаимодействии с органами местного самоуправления. Они должны основываться на общих принципах государственной политики в данной области, которые включают платность природопользования и возмещение вреда, нанесенного окружающей среде, обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов, приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов, сохранение биологического разнообразия. При формировании инструментов реализации природоохранных мероприятий Стратегии необходимо уделять внимание: расширению возможностей и полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды; развитию экономического механизма стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды, поддержке экологически ответственного бизнеса; внедрению ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий; совершенствованию системы экологических платежей; усилению природоохранных органов; организации государственного экологического мониторинга, формированию системы информирования населения о состоянии окружающей среды; расширению деятельности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и развитию системы особо охраняемых территорий; экологическому воспитанию и образованию населения как основе экологического благополучия страны. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИБИРИ ДО 2020 ГОДА)".