ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИБИРИ ДО 2020 ГОДА). Распоряжение. Правительство РФ. 05.07.10 1120-Р

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИБИРИ ДО 2020 ГОДА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Решение экологических проблем

     Основными  в  решении  природоохранных  и  экологических  проблем
являются следующие задачи:
     улучшение  качества природной среды и экологических условий жизни
человека,  формирование  экологически  безопасных  и  комфортных  мест
работы   и   отдыха,  иной  социальной  активности,  среды  проживания
населения в городах, улучшение здоровья и увеличение продолжительности
жизни людей;
     организация  экологически  безопасного  производства  (переход на
экологически ориентированные технологии, включая сокращение применения
генно-модифицированных  организмов при производстве продуктов питания,
снижение уровней воздействия на окружающую среду от всех антропогенных
источников,  совершенствование  системы  экологического  нормирования,
экологического   мониторинга,   экологической   экспертизы   проектов,
экономическое стимулирование природоохранной деятельности);
     создание    эффективного    экологического    сектора   экономики
(формирование  рынка  экодевелопмента,  товаров и экологических услуг,
внедрение    экологического    аудита,   экологической   сертификации,
экологического   страхования,  формирование  требований  к  разработке
технологий);
     сохранение  и  защита  природной  среды  (сохранение естественных
экосистем,  природных  ландшафтов,  источников  чистой воды, повышение
биопродуктивности, восстановление видового разнообразия);
     решение   проблем  отходов  техногенного  характера  (переработка
отходов промышленных предприятий и сельскохозяйственного производства,
утилизация и переработка твердых бытовых отходов).
     Антропогенные  изменения  природной среды на территории Сибири не
носят  сплошного  характера,  однако  в  целом ряде регионов, особенно
отличающихся   преобладанием   неустойчивых   ландшафтов   и   высокой
чувствительностью  экосистем  к внешним воздействиям, сложилась весьма
напряженная     экологическая     ситуация.     Значительная     часть
производственного  потенциала региона сконцентрирована на ограниченных
площадях,  чаще  всего  по  долинам  рек  и  в  котловинах.  При  этом
рассеивающая  способность  атмосферы в Восточной Сибири в 2 раза ниже,
чем  в  европейской  части  России, что практически не учитывалось при
размещении    предприятий    и    населенных   пунктов,   формировании
территориально-производственных   сочетаний   (Братско-Усть-Илимского,
Канско-Ачинского  и  др.).  Поэтому  большинство крупных городов и все
промышленные  зоны  Сибири отличаются резко повышенной загрязненностью
воздушного и водного бассейнов.
     Наибольшая острота экологической ситуации характерна прежде всего
для следующих сибирских регионов:
     нефтегазопромысловые  районы  Западной  Сибири, где экологические
проблемы  связаны  с  бурением, обустройством и эксплуатацией скважин,
строительством  и  эксплуатацией  нефте-  и  газопроводов, подготовкой
нефти  и  газа  к  транспортировке и функционированием вспомогательных
производств;
     Кузбасс,  на  территории  которого  наибольшее  развитие получили
такие   экологически  вредные  отрасли  промышленности,  как  угольная
(особенно  открытая  добыча),  черная  и  цветная металлургия, а также
химическая промышленность;
     Норильский   промышленный   район,   основой   которого  являются
металлургические  предприятия,  выбрасывающие  ежегодно  в атмосферный
воздух около 2 млн. тонн сернистых соединений;
     территория  Среднего  Енисея,  Верхнего  и  Среднего  Приангарья,
прежде  всего  Братско-Илимский  и  Иркутско-Черемховский  районы,  на
которых  преобладают алюминиевое, целлюлозно-бумажное и другие вредные
производства,  г.  Красноярск,  в  котором расположен комплекс крупных
предприятий    разных    отраслей   промышленности,   а   также   зона
Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса;
     озеро Байкал, являющееся объектом всемирного природного наследия,
основными   источниками   загрязнения  которого  являются  Байкальский
целлюлозно-бумажный   завод,   судоходство,   реки  (прежде  всего  р.
Селенга),  приносящие  загрязнения,  заготовка  древесины, территория,
расположенная  по  соседству  с  агломерацией  Иркутского и Ангарского
промышленных  узлов,  с  которой  переносятся  загрязнения в акваторию
озера,  а  также  районы  гг.  Красноярска и Братска, Канско-Ачинского
топливно-энергетического комплекса и др.
     К  основным  экологическим  проблемам общего характера, требующим
постоянного внимания органов государственной власти и органов местного
самоуправления, относятся следующие проблемы:
     накопленный  ущерб,  нанесенный окружающей среде в предшествующие
годы,  высокая  концентрация  источников потенциального экологического
риска  на  ограниченных  территориях  (отработанное  ядерное  топливо,
отходы  обогащения  урана,  ядерное  и  химическое оружие, предприятия
военно-промышленного     комплекса,    трубопроводы,    газохранилища,
гидроэлектростанции, химические производства, авиация и др.);
     повышенный  риск  аварийных  ситуаций  из-за высокой изношенности
основных фондов на предприятиях Сибири;
     отсутствие   или   слабое   развитие   индустрии   экологического
назначения,   незначительный   задел  по  производству  экологического
оборудования и оказанию экологических услуг;
     повышенный  риск  заболеваний  экологической  этиологии в крупных
городах Сибири из-за высокого уровня загрязнения окружающей среды (гг.
Норильск, Новокузнецк, Красноярск, Братск, Ангарск и др.);
     сокращение биологического разнообразия на территории Сибири.
     Водные   ресурсы  являются  одним  из  наиболее  важных  ресурсов
региона.     Главной     стратегической     целью     функционирования
водохозяйственного  комплекса  Сибири  является  надежное  обеспечение
населения   питьевой  водой,  соответствующей  санитарно-гигиеническим
нормам,  рационализация  водопользования  и  экономия водных ресурсов,
устранение  негативного  влияния  водного  фактора на здоровье людей и
окружающую  среду, а также максимальное обеспечение населенных пунктов
системами централизованного водоснабжения.
     Одним  из  главных аспектов эффективного и безопасного управления
водными  ресурсами  рек  Сибири  является  предупреждение и уменьшение
ущерба   от   негативного   воздействия   вод.  Для  этого  необходимы
установление  специальных  режимов  осуществления хозяйственной и иной
деятельности,  а  также  определение  порядка  компенсации  возможного
ущерба   на   периодически  затапливаемых  территориях  на  основе  их
зонирования  по степени риска. К приоритетным мероприятиям по снижению
риска  относятся  обеспечение  инженерной  защиты  поселений, объектов
экономики,     уникальных     природных     объектов     и    объектов
историко-культурного   наследия   от   негативного   воздействия  вод,
обеспечение  безопасных  для  населенных  пунктов и объектов экономики
гидрологических  режимов  водных  объектов  в  местах  их  пересечения
транспортными   коммуникациями,   а  также  совершенствование  методов
прогнозирования  паводков и наводнений и развитие системы оповещения о
них.
     Комплекс  таких  водохозяйственных мер, как регулирование стока в
речном бассейне, создание мелких и средних водохранилищ комплексного и
противопаводкового   назначения,  целесообразно  дополнить  мерами  по
сохранению   устойчивой   поверхности   водосбора,   направленных   на
минимизацию процессов эрозии и опустынивания.
     Необходимо  создать крупномасштабные системы защиты от наводнений
для  обеспечения  надежного  безаварийного функционирования инженерных
систем и сооружений защиты.
     В   засушливых   областях  Сибири  (степная  зона)  для  развития
агропромышленного    комплекса   необходимо   использовать   орошение.
Приоритетной  задачей  является  восстановление системы водоснабжения,
находящейся  в  нерабочем  состоянии,  включая  реконструкцию  систем,
действующих  неэффективно,  и  введение  современных схем эффективного
использования воды при орошении.
     Учитывая   наличие  в  регионе  трансграничных  водных  объектов,
наиболее  крупными  из  которых  являются  р.  Иртыш  (Казахстан) и р.
Селенга    (Монголия),    необходимо    развивать   научно-техническое
сотрудничество в разных формах по вопросам рационального и безопасного
использования  водных ресурсов, улучшению нормативной правовой базы, а
также по созданию единых систем мониторинга водных объектов.
     Для  обеспечения  устойчивого  социально-экономического  развития
таких  погодозависимых  отраслей экономики, как энергетика, транспорт,
водохозяйственный   комплекс,   строительство,  сельское  хозяйство  и
другие,   в  первую  очередь  необходимо  решать  вопросы  обеспечения
гидрометеорологической безопасности.
     Решение  экологических проблем предусматривается осуществлять в 3
этапа.
     На  первом  этапе  (2010  - 2011 годы) предполагается обеспечение
восстановления  роста капиталовложений в природоохранные мероприятия и
повышение эффективности капиталовложений в экологию.
     На    втором    этапе   (2012   -   2015   годы)   предполагается
последовательная   ликвидация   негативных  последствий  антропогенных
воздействий  (прежде  всего  на  загрязненных территориях, возникших в
результате  кризисного  развития  экономики), восстановительный рост и
подготовка к переходу на инновационную модель развития.
     На  этом  этапе  требуется  проведение  комплекса природоохранных
мероприятий, нацеленных в первую очередь на стабилизацию экологической
ситуации   и   смягчение  наиболее  серьезных  экологических  проблем,
связанных с:
     промышленной   зоной   гг.   Кемерово  и  Новокузнецка,  а  также
нефтегазовым комплексом Западной Сибири;
     Норильским промышленным районом (цветная металлургия);
     комплексом  крупных  предприятий разных отраслей промышленности в
г. Красноярске и Канско-Ачинским топливно-энергетическим комплексом;
     вододефицитом в бассейне р. Иртыш;
     зоной     Братско-Усть-Илимского     и     Иркутско-Черемховского
промышленных районов;
     бассейном озера Байкал.
     Усилия   и   ресурсы   должны   быть  направлены  на  создание  и
совершенствование   методов   и  средств  защиты  окружающей  среды  с
применением  наилучших  технологий  на  всех  этапах производственного
цикла  на основных источниках загрязнения окружающей среды, а также на
проведение   мероприятий   по   ликвидации  уже  допущенных  нарушений
экологических нормативов.
     Осуществление  подобных мер должно происходить главным образом на
уровне  отдельных  объектов за счет их производственной деятельности и
предусматривать      экологическое      оздоровление     производства,
реконструкцию, создание очистных сооружений и др.
     На  третьем  этапе  (2016  - 2020 годы) предполагается достижение
значительного   прогресса  в  реализации  образа  будущего  на  основе
разумных  компромиссов  при  разрешении  возникающих  конфликтов между
необходимостью  соблюдения экологических регламентаций и экономической
мотивацией  хозяйственной  деятельности  (отражает начало интенсивного
роста экономики, что приведет к заметному росту нагрузки на окружающую
среду).
     Одним из основных инструментов решения обозначенных экологических
проблем   на   данном   этапе  могут  служить  федеральные  целевые  и
региональные   экологические  программы,  позволяющие  консолидировать
усилия  и  источники  финансирования,  увязать  по  ресурсам  и срокам
осуществление            комплекса           научно-исследовательских,
опытно-конструкторских,   производственных,   социально-экономических,
организационно-хозяйственных и других мероприятий. Среди источников их
финансирования  помимо  средств  предприятий и организаций усиливается
роль  бюджетных  ассигнований  местного,  регионального и федерального
уровней.
     Меры данного этапа должны обеспечить сохранение качества основных
компонентов   природной   среды   на  вновь  осваиваемых  территориях,
рациональное   использование,   охрану   и  воспроизводство  природных
ресурсов  как  компонентов  окружающей природной среды, предотвращение
деградации  и  сохранение  уникальных  природных  комплексов  (Байкал,
Алтай),   природных   систем   северных   территорий,  имеющих  низкую
экологическую емкость.
     Инструменты   реализации  природоохранных  мероприятий  Стратегии
должны  включать в себя меры, предпринимаемые как на уровне Российской
Федерации,  так  и  на  уровне  регионов  во взаимодействии с органами
местного  самоуправления.  Они  должны основываться на общих принципах
государственной  политики в данной области, которые включают платность
природопользования  и  возмещение вреда, нанесенного окружающей среде,
обязательность  проведения  государственной  экологической  экспертизы
проектов,  приоритет  сохранения  естественных  экологических  систем,
природных ландшафтов и природных комплексов, сохранение биологического
разнообразия.
     При    формировании   инструментов   реализации   природоохранных
мероприятий Стратегии необходимо уделять внимание:
     расширению  возможностей  и  полномочий  органов  государственной
власти    субъектов    Российской   Федерации   и   органов   местного
самоуправления в области охраны окружающей среды;
     развитию  экономического  механизма  стимулирования рационального
природопользования  и  охраны окружающей среды, поддержке экологически
ответственного бизнеса;
     внедрению ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий;
     совершенствованию системы экологических платежей;
     усилению природоохранных органов;
     организации    государственного    экологического    мониторинга,
формированию  системы  информирования населения о состоянии окружающей
среды;
     расширению     деятельности     по    обеспечению    безопасности
гидротехнических   сооружений  и  развитию  системы  особо  охраняемых
территорий;
     экологическому  воспитанию  и  образованию  населения  как основе
экологического благополучия страны.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИБИРИ ДО 2020 ГОДА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа