ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИБИРИ ДО 2020 ГОДА). Распоряжение. Правительство РФ. 05.07.10 1120-Р

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИБИРИ ДО 2020 ГОДА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

VI. Внешнеэкономическая деятельность и перспективы
      международного транзитного транспортного потенциала Сибири

     В  предкризисный период масштабы внешней торговли регионов Сибири
увеличились,  сформировалось  основное ядро ее участников, расширилась
номенклатура   товаров.   Продукция   регионов   Сибири   была  широко
представлена   во   всех  секторах  мирового  рынка  и  всех  товарных
сегментах.    Экспорт   нефти,   нефтепродуктов,   угля   и   металлов
осуществлялся    преимущественно    в   страны   Европейского   союза,
Азиатско-Тихоокеанского  региона и государства - участники Содружества
Независимых   Государств.   Продукция   машиностроения  шла  в  страны
Содружества  Независимых Государств и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Круглый  лес экспортировался в страны Азиатско-Тихоокеанского региона,
целлюлозно-бумажные  изделия  вывозились  на  рынки  всех континентов.
Региональный   импорт   был   ориентирован   в   основном  на  решение
производственных  и  инвестиционных  задач  и  в  меньшей степени - на
внутреннее бытовое потребление.
     Географическая   структура   внешней   торговли  регионов  Сибири
претерпит   существенные  изменения,  связанные  в  первую  очередь  с
частичной  переориентацией экспорта и импорта со стран Западной Европы
в   пользу  быстро  растущих  экономик  стран  Азиатско-Тихоокеанского
региона.  Доля Западной Европы в экспорте значительно сократится, в то
время  как доля стран - участников Содружества Независимых Государств,
стран  Азии,  Океании,  Центральной  и Восточной Европы вырастет. Доли
остальных   мировых   регионов   в   импорте   останутся   практически
неизменными.
     Ключевыми   направлениями  политики  совершенствования  структуры
внешнеэкономической   специализации   регионов  Сибири  и  преодоления
сырьевой  ориентации  экспорта на период реализации Стратегии являются
следующие:
     во-первых,  использование мер промышленной политики для повышения
степени  переработки сырья и перехода к производству товаров с высокой
долей   добавленной   стоимости.   Анализ   показывает,  что  наиболее
перспективными    направлениями   диверсификации   экспорта   являются
производство    пластических    масс    и    изделий    из   пластика,
целлюлозно-бумажная  продукция  и  фанера,  мебель,  изделия из черных
металлов   (включая   трубы   и   сложные  металлические  структуры  -
мостоконструкции,  шлюзовое  оборудование),  продукция основной химии.
При  этом для стимулирования развития обрабатывающих производств будут
использоваться не ограничения на экспорт сырьевой продукции, а меры по
поддержке    компаний    обрабатывающего    сектора   через   развитие
производственной,   транспортной   и   информационной  инфраструктуры,
расширение  доступа к кредитным ресурсам, противодействие некорректным
практикам  зарубежных конкурентов. Приоритетное внимание будет уделено
привлечению в обрабатывающие отрасли промышленности прямых иностранных
инвестиций,  которые  в настоящее время ориентируются в первую очередь
на сырьевые и сервисные производства;
     во-вторых,  содействие  внедрению  высокотехнологических  методов
добычи и транспортировки природных ресурсов. Повышение технологической
сложности экспорта может быть обеспечено не только путем изменения его
структуры   в  пользу  высокотехнологической  продукции,  но  и  путем
внедрения  современных  высокоэффективных  методов  работы  в сырьевых
отраслях,  связанных  с  осуществлением инвестиционных проектов (в том
числе      в      нефтегазовом     комплексе)     с     использованием
высококвалифицированных  кадров на стадии разработки и внедрения новых
технологий.  Соответствующим проектам ввиду их высокой капиталоемкости
и   длительных   сроков   окупаемости  будет  оказываться  необходимая
поддержка,  направленная  в  первую  очередь  на обеспечение доступа к
кредитным   ресурсам   и   стабильности   условий  налогообложения  на
протяжении всего срока реализации проектов;
     в-третьих,    создание    инфраструктуры    экспорта   в   страны
Азиатско-Тихоокеанского  региона,  быстрый  экономический рост которых
делает их важным источником спроса на производимую в Сибири продукцию,
что  при  благоприятных  условиях  может  внести  значительный вклад в
повышение темпов экономического роста. Важным препятствием в настоящее
время  выступает неразвитость транспортной инфраструктуры, связывающей
Сибирь  с  рынками  стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Современная
инфраструктура  внешнеэкономической  деятельности предполагает наличие
логистических  терминалов  класса  А,  В,  развитой  сети  современных
торговых  предприятий, оказание услуг железнодорожного, авиационного и
водного транспорта на мировом уровне (включая контейнерные терминалы),
наличие  системы  современных дорог, гостиниц, выставочных комплексов,
применение высоких технологий таможенного и пограничного обслуживания,
мировой   уровень   связи   и   банковских   услуг.  В  связи  с  этим
предусматривается государственная поддержка инвестиций (в том числе на
условиях     государственно-частного     партнерства)    в    развитие
соответствующих  инфраструктурных  мощностей.  Будет  также обеспечена
диверсификация   транспортных  направлений  экспорта,  чтобы  избежать
зависимости экспортных поставок от какого-либо одного направления.
     В  рамках обеспечения лидерства России в интеграционных процессах
на  евразийском  пространстве  для регионов Сибири стратегически важно
своевременное  участие  в  становлении экономического взаимодействия в
Центральной  Азии  -  макрорегионе,  объединяющем страны Средней Азии,
Казахстан,  Западную  Монголию  и  Западный Китай. Требуется не только
усилить   региональное   участие   в   работе  Шанхайской  организации
сотрудничества,  но  и  выстраивать  свою  систему  отношений с каждой
страной.
     Основными  целевыми индикаторами к началу 2021 года (по отношению
к   2007   году)  внешнеэкономической  деятельности  регионов  Сибири,
которыми  должны  руководствоваться  органы государственной власти при
регулировании   внешнеэкономической   деятельности   регионов  Сибири,
являются:
     увеличение  экспорта  в  2,4  -  2,6  раза,  в том числе экспорта
машиностроительной продукции в 4,1 - 4,5 раза;
     увеличение  импорта  в  3,6  -  3,8  раза,  в  том  числе товаров
народного  потребления  и  продуктов  питания не более чем в 1,2 - 1,3
раза;
     увеличение товарооборота в 2,7 - 3 раза;
     увеличение положительного сальдо в 1,6 - 1,8 раза.
     Основные индикаторы приведены в приложении N 3.
     Доля  экспорта  в  валовом  региональном продукте Сибири до конца
рассматриваемого  периода за счет приоритетного расширения внутреннего
рынка   и   общего  экономического  роста  экономики  регионов  Сибири
понизится до уровня 30 - 32 процентов.
     К  2020 году экспорт услуг достигнет в общем объеме экспорта 13 -
15 процентов и выйдет на объемы в 15 - 17,5 млрд. долларов США. Из них
на  транспортные услуги будет приходиться 40 - 45 процентов, на услуги
образования и медицины по 8 - 10 процентов, на туризм и рекреацию - 25
- 30 процентов, на науку и технологии - 16 - 20 процентов.
     Накопленные  иностранные  инвестиции  к  2020  году  в  Сибирском
федеральном  округе  превысят  сумму, эквивалентную 150 млрд. долларов
США.  Из  них 35 процентов будут аккумулированы в строительство дорог,
дорожной инфраструктуры, 30 процентов - в промышленность, 10 процентов
- в развитие приграничных территорий, остальные - в сферу услуг.
     В  рамках  развития транзитного потенциала регионов Сибири особое
внимание  будет  уделено  реализации ряда транспортных проектов, среди
которых:
     превращение   Транссиба   в  международный  транспортный  коридор
"Транссиб-TS"   (скоростной  с  транзитным  потенциалом  международных
контейнерных   перевозок   по   линии   "Европа  -  Азия")  путем  его
модернизации   и   реконструкции   и  создания  логистических  центров
международного  класса. В совокупности с автомобильными магистралями и
воздушными   коридорами   это   составит  единый  южный  международный
транспортный  коридор,  подготовит  Транссиб  к соединению с железными
дорогами  Корейского  полуострова  и  позволит в дальнейшем обеспечить
прохождение  части контейнерного потока без дополнительных перевалок в
морских  портах.  В  совокупности  данный  проект  существенно ускорит
процесс перемещения грузов и обеспечит конкурентоспособность Транссиба
на   рынке  международных  перевозок.  Время  доставки  грузов  от  г.
Владивостока  до  г.  Бреста  составит  не более 10 суток, а провозная
способность - до 120 - 130 млн. тонн в год;
     строительство   Северо-Российской   Евразийской   железнодорожной
магистрали.  Проект  не  только  создаст  инфраструктурные предпосылки
освоения  богатых природных ресурсов северных территорий европейской и
азиатской частей страны, что позволит повысить транспортную и сырьевую
безопасность  страны,  но  и  обеспечит  высвобождение  Транссиба  для
экспортных  перевозок.  Северо-Российская  Евразийская железнодорожная
магистраль  будет  включать  БАМ,  а  также намеченную к строительству
Северо-Сибирскую  железнодорожную  магистраль и проектируемую железную
дорогу "Баренцкомур" - от порта Ванино до Индиги;
     развитие  Арктического транспортного коридора на базе возрождения
и  модернизации  Северного  морского  пути  (как  части  международной
межокеанической   магистрали   "Северо-Восточный  проход").  В  рамках
данного   инвестиционного   проекта   должны   быть   восстановлены  и
модернизированы  ранее  действующие  ключевые  порты: Диксон, Хатанга,
Тикси,   Певек,  а  также  при  необходимости  созданы  новые  морские
терминалы, модернизирован и укреплен ледокольный флот.
     В    целях    обеспечения    безусловной   реализации   Концепции
долгосрочного  социально-экономического  развития Российской Федерации
на  период  до  2020  года  необходимо  обеспечить  к  концу 2020 года
ежегодный  объем  перевозок в объеме не менее 8 - 10 млн. тонн. Из них
не менее 35 - 40 процентов должны составлять экспортные товары.
     Оптимальные  этапы  развития Северного морского пути: 2010 - 2015
годы  -  западный  участок Северного морского пути, 2016 - 2020 годы -
восточный  участок  Северного  морского  пути.  Задержка  с  развитием
Северного морского пути и созданием его береговой инфраструктуры может
повлечь  за собой не только экономические потери, но и утрату контроля
над   огромной  частью  российских  арктических  пространств,  что  не
поддается количественной оценке;
     формирование  и развитие в 2010 - 2020 годах транспортной системы
"Енисей  -  Северный  морской  путь": Красноярск, Лесосибирск, Игарка,
Дудинка,    Диксон.    Для   организации   новых   выходов   продукции
континентальных  районов Сибири через Северный морской путь на мировые
рынки  необходимо восстановить интенсивность движения по р. Енисей (до
3  млн.  тонн)  с последующей перевалкой на морские суда для Северного
морского пути;
     организация  кроссполярного  воздушного моста "Северная Америка -
Северный  полюс  -  Азия".  В  границах  территории  Сибири необходимо
создать  в  2010  -  2020 годах две трассы: первая - по линии Диксон -
Норильск  - Туруханск - Енисейск - Кемерово, вторая - по линии Хатанга
-  Тура  - Кежма - Братск - Иркутск - Улан-Удэ. Это потребует создания
на  территории Сибири запасных аэродромов (Хатанга, Игарка, Енисейск),
а  также  аэродромов  международного уровня для возможной дозагрузки и
дозаправки  (Красноярск, Омск, Новосибирск, Кемерово, Братск, Иркутск,
Улан-Удэ).  К  2020  году  необходимо довести интенсивность полетов по
кроссполярному воздушному мосту до 2,5 - 3 тыс. единиц в год;
     формирование   третьей   широтной   транспортной   магистрали   -
"Полярная". Первоочередным участком этой магистрали (2015 - 2020 годы)
следует  считать  участок  Норильск  -  Игарка  - Уренгой - Салехард с
дальнейшим  переходом  на  левый  берег  р.  Оби  в  г. Лабытнанги. По
завершении   создания  транспортной  магистрали  "Полярная"  сибирские
предприятия  цветной  металлургии  и  лесопереработки  получат  прямой
железнодорожный   выход   к  центрам  международного  спроса  на  свою
продукцию;
     создание  эффективной  железнодорожной  логистической  системы. В
2010   -   2013   годах   необходимо  ввести  в  эксплуатацию  объекты
логистической  инфраструктуры  в  следующих  сибирских  городах: Омск,
Новосибирск,  Новокузнецк, Красноярск, Иркутск, Забайкальск, Улан-Удэ,
способных  не  только своевременно и без задержек обработать грузы для
внутренних  потребностей  экономики  России, но и обеспечить обработку
экспортных   и  импортных  грузов  в  сроки  и  с  качеством,  которые
соответствуют международным стандартам.
     Сеть  широтных  транспортных  железнодорожных  магистралей  будет
дополняться    системой   реконструированных   и   вновь   построенных
меридиональных  железнодорожных  путей  (Нарын  - Лугокан, Карымская -
Забайкальск,  Улан-Удэ  -  Наушки  ("Южный ход"), Кызыл - Курагино), а
также  широтных  и  меридиональных  автомагистралей.  В первую очередь
должна  быть  закончена  реконструкция сибирского фрагмента автодороги
Москва - Хабаровск - Владивосток, Чуйского тракта, автомобильных дорог
Чита - Забайкальск, Култук - Монды, Улан-Удэ ("Байкал") - Кяхта и др.
     Указанные    широтные    и   меридиональные   железнодорожные   и
автомобильные магистрали сформируют опорную транспортную сеть страны в
Сибирском  федеральном округе, которая вкупе с системой меридиональных
речных магистралей (Обь-Иртышская и Лено-Якутская речные магистрали, а
также  Енисей  -  Северный  морской путь (река - море)) будут способны
обеспечить конкурентоспособность сибирских предприятий на рынках стран
Азиатско-Тихоокеанского региона на всю первую половину XXI века.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИБИРИ ДО 2020 ГОДА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа