Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АТТЕСТАЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ; ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ; ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ САНАТОРНОГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ; УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ)".
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ПРОЦЕДУРЕ АТТЕСТАЦИОННОЙ ОЦЕНКИ ОУ Разработку (или отбор и использование) на основе данных Рекомендаций органами, проводящими аттестацию, детализированных перечней критериев оценки и конкретных технологий оценки целесообразно осуществлять с соблюдением следующих требований. 1. Требования к содержанию аттестационной оценки: 1.1. Выражение данного содержания в форме перечня критериев оценки (аттестационных требований к ОУ), структурированных по группам. При реализации данных критериев в рамках конкретной процедуры оценки каждый из них должен состоять из следующих элементов: формулировка критерия, его весовой коэффициент (степень значимости для аттестации ОУ данного вида), норматив (норма оценки - уровень, которого должен достичь результат оценки по данному критерию для установления соответствия результата аттестационным требованиям к ОУ данного вида), место в системе критерия аттестации (интегральной характеристики результатов оценки, по которой формируется положительное или отрицательное решение аттестационной комиссии). 1.2. Первая часть содержания оценки - содержание реализуемых данным ОУ направлений подготовки - представляет собой комплекс критериев оценки, являющихся формальными (фиксирующими отраженные во внутриучрежденческой документации факты, цифровые данные, наличие определенных материалов), оценивание по которым в рамках конкретной процедуры осуществляется администрацией ОУ и внешним экспертом в форме, установленной органом проведения аттестации (например - в форме ответов на вопросы анкеты закрытого типа). 1.3. Вторая часть содержания оценки - результативность (уровень и качество) реализуемых данным ОУ направлений подготовки - представляет собой комплекс формальных критериев, оценивание по которым в рамках конкретной процедуры осуществляется указанным выше способом, и комплекс неформальных критериев, оценивание по которым может осуществляться с помощью тестов. 1.4. Критерии оценки должны определяться на основе требований указанных выше нормативных правовых актов и совокупностью основных из общепринятых требований психометрии в части определения содержания оценки (содержательная валидность критериев оценки, их вербально-лихотомическая или количественная измеряемость, рядоположенность их перечня, реализация принципа оптимальной достаточности данного перечня для целей именно аттестации учреждения в целом). 2. Требования к процедуре аттестационной оценки: 2.1. Процедуры должны определяться комплексом средств оценки (методик оценки, компьютерных программ обработки данных, инструктивных и сопроводительных материалов) и документально зафиксированным алгоритмом применения данного комплекса штатными и привлеченными работниками органа проведения аттестации на трех ее этапах: подготовка обследования, проведение обследования, анализ полученных данных и составление аттестационного заключения. Данный комплекс и данный алгоритм должны быть унифицированными (в основном постоянными в течение учебного года и лишь частично изменяемыми с учетом особенностей программ, реализуемых данным ОУ). 2.2. Четкость отделения элементов средств оценки (вопросов анкет, заданий тестов и т.п.) от формулировок критериев оценки, получение данных по которым обеспечивается указанными средствами. 2.3. Четкое разделение (с соответствующим описанием) процедуры оценки на следующие компоненты: субъекты оценки (кто проводит оценку по данному показателю), объект оценки (кто или что подвергается оценке), предмет оценки (какие составные части объекта оцениваются), способ оценки (каков методический характер оценочных действий), средство оценки (конкретная методика оценивания по данному критерию оценки), норматив. При этом процедура оценки должна иметь своей целью оценивание образовательной деятельности (содержания и результативности) именно ОУ в целом. 2.4. Системная взаимосвязанность средств оценки, обеспечивающая объединение их в единый комплекс (технологию оценки) с целью создания необходимых научно-методических условий для получения достаточного объема значимой информации с минимумом затрат времени, ресурсов и для объективности анализа данных при подготовке аттестационного заключения. 2.5. Реальное обеспечение проведения аттестации большого количества учреждений в сжатые сроки при имеющемся объеме ресурсов и при сохранении качества получаемой в ходе аттестации информации, определяемого следующими характеристиками: 1) достоверность информации (характеризуемая, в первую очередь, ее надежностью, содержательной и критериальной валидностями); 2) полнота информации, достаточная для обоснованного принятия решения аттестационной комиссией; 3) практическая применимость информации органом проведения аттестации и самим аттестуемым учреждением. 2.6. Если в рамках процедуры оценки проводится самоанализ ОУ, он может заключаться только в фиксации формальных характеристик содержания и результатов образовательной деятельности ОУ (на основе заполнения унифицированных анкет, получаемых учреждением из органа проведения аттестации и составленных преимущественно из вопросов закрытого типа, - для обеспечения сравнимости аттестационных данных и объективности оценки по указанным формальным характеристикам) и (или) в таком описании образовательной деятельности ОУ, которое не влияет на принятие решения аттестационной комиссией и реализуется по желанию аттестуемого ОУ (форма проведения такого самоанализа согласуется учреждением с органом проведения аттестации). 2.7. Применение технологии массовой аттестации ОУ должно осуществляться на основе реализации принципов гласности и корректности по отношения ко всем участникам аттестационных процессов. |
Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АТТЕСТАЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ; ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ; ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ САНАТОРНОГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ; УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ)".