Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ (МГСН) 2.09-03 "ЗАЩИТА ОТ КОРРОЗИИ БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ ТРАНСПОРТНЫХ СООРУЖЕНИЙ"".
5. Требования к материалам и конструкциям (первичная защита) 5.1. Бетонные и железобетонные конструкции транспортных сооружений должны изготавливаться из материалов, обеспечивающих их коррозионную стойкость на весь расчетный срок службы при своевременном возобновлении защиты поверхностей конструкций, если таковая предусмотрена настоящими нормами или проектом. Срок службы бетонных или конструктивно-армированных элементов обустройства автомобильных дорог (сигнальные столбики, бортовые камни и др.) и дорожных покрытий, относящихся к 3 категории условий эксплуатации, должен обеспечиваться мерами первичной защиты. 5.2. Требования к материалам для приготовления бетона: 5.2.1. В качестве вяжущего следует применять портландцемент по ГОСТ 10178 с содержанием трехкальциевого алюмината не более 8%. Массовая доля щелочных оксидов (Na О + K O) в пересчете на Na O (Na O 2 2 2 2 + 0,658К О) не должна превышать 0,6%. 2 5.2.2. Допускается также применение цементов (вяжущих) низкой водопотребности (ЦНВ) и (ВНВ) с содержанием минеральных добавок не более 10%, цементов с добавками органо-минеральных композиций серии "МБ", напрягающих и безусадочных цементов и других вяжущих, приготовленных на цементной основе. При этом необходимо соответствие этих материалов утвержденным документам на них и наличие данных по обеспечению коррозионной стойкости и морозостойкости бетона на указанных вяжущих и стойкости арматуры в этих бетонах. 5.2.3. В качестве мелкого заполнителя должен применяться песок, удовлетворяющий требованиям ГОСТ 26633 и ГОСТ 8736, ГОСТ 9757. В качестве крупного заполнителя должны применяться фракционированный щебень из изверженных горных пород, гравий и щебень из гравия, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 26633 и ГОСТ 8267, ГОСТ 9757. 5.2.4. Химические добавки, вводимые в бетонную смесь, должны удовлетворять требованиям ГОСТ 26663 и ГОСТ 24211. 5.2.5. Вода для приготовления бетонной смеси должна соответствовать требованиям ГОСТ 23732. 5.3. Требования к бетонам: 5.3.1. Бетон для конструкций транспортных сооружений должен отвечать требованиям ГОСТ 26633, соответствующих стандартов и технических условий на конструкции и изделия. 5.3.2. Коррозионная стойкость бетона и железобетона существенно зависит от его проницаемости, основным показателем которой является марка бетона по водонепроницаемости, оцениваемая методами ГОСТ 12730.5. Марка бетона по водонепроницаемости конструкций транспортных сооружений, контактирующих с агрессивными средами, должна приниматься не ниже значений, приведенных в таблице 5. Для конструкций с повышенными требованиями к непроницаемости (несущие и ограждающие конструкции тоннелей, подземных переходов тоннельного типа и облицовки) независимо от степени агрессивного воздействия среды марку бетона по водонепроницаемости следует принимать не менее W12. Для бетона элементов обустройства автомобильных дорог и водоотводных лотков марку бетона по водонепроницаемости следует принимать не менее W6. 5.3.3. Марка бетона по морозостойкости назначается в зависимости от жесткости режимов эксплуатации по среде с учетом среднемесячной температуры наиболее холодного месяца в городе. Минимальные значения марок бетона по морозостойкости железобетонных конструкций толщиной до 0,5 м приведены в таблице 3. Марка бетона по морозостойкости массивных бетонных конструкций (толщиной более 0,5 м) 1 и 2 категорий условий эксплуатации принимается соответственно не менее F100 <*> и F200 <*>, а конструкций массивных бетонных опор мостов в зоне переменного уровня не менее F200 <**>. Таблица 3 МИНИМАЛЬНЫЕ МАРКИ БЕТОНА ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ ПО МОРОЗОСТОЙКОСТИ -------------------------------------------------------------------- |Категория |Минимальная |Примечания | |условий |марка бетона | | |эксплуатации|по | | |(по 4.4) |морозостойкости| | | |<1> | | |------------|---------------|-------------------------------------| |1 |F100 <*> | - | |------------|---------------|-------------------------------------| |2 |F300 <*> | - | |------------|---------------|-------------------------------------| |3 |F300 <**> |Для несущих конструкций, по п. 4.4 | | | | | | |F200 <**> |Для элементов обустройства | | | |автомобильных дорог | | | | | | |F200 <**> |Для дорожных покрытий (однослойных | | | |или верхнего слоя многослойных) | -------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <1> <*> Марки бетона по морозостойкости указаны применительно к испытаниям по первому базовому методу ГОСТ 10060. <**> Марки бетона по морозостойкости указаны применительно к испытаниям по второму базовому методу ГОСТ 10060 для бетона дорожных и аэродромных покрытий. Бетоны конструкций транспортных сооружений, подвергающихся воздействию воды и знакопеременных температур (3 категория условий эксплуатации), следует изготавливать с обязательным применением воздухововлекающих или микрогазообразующих добавок, а также комплексных добавок на их основе. Объем вовлеченного воздуха в бетонной смеси для изготовления конструкций и изделий должен соответствовать значениям, указанным в ГОСТ 26633. 5.3.4. Выравнивающий и защитный слои мостового полотна пролетных строений рекомендуется выполнять из мелкозернистого бетона класса по прочности не ниже В25, водонепроницаемостью не ниже W6. Морозостойкость выравнивающего слоя должна быть не ниже F300 <*>, а защитного слоя - не ниже F300 <**> (см. примечания к таблице 3). 5.3.5. Химические добавки, вводимые в состав бетонных смесей, должны быть нетоксичны и не вызывать загрязнений окружающей среды. 5.3.6. Требования к маркам бетона по водонепроницаемости и морозостойкости должны быть не менее значений, указанных в действующих нормативных документах (см. п. 1.1). 5.3.7. Не допускается введение хлористых солей в состав бетона для железобетонных конструкций с напрягаемой и ненапрягаемой арматурой, бетонов выравнивающих и защитных растворов, растворов для инъецирования каналов или для замоноличивания швов и стыков армированных конструкций, равно как и в состав вяжущего и воды затворения. 5.4. Требования к стальной арматуре: 5.4.1. В железобетонных конструкциях транспортных сооружений применяются арматурные стали по ГОСТ 5781, ГОСТ 10884 и СТО АСЧМ 7 с ограничениями, связанными со степенью опасности их коррозионного повреждения. 5.4.2. По степени опасности коррозионного повреждения арматурные стали подразделяются на три группы - I, II и III. Распределение видов арматурной стали по группам и возможность их применения в различных категориях условий эксплуатации приведены в таблице 4. 5.4.3. Арматурная сталь классов B-I и Вр-I в конструкциях с допущенными расчетом трещинами должна применяться диаметром не менее 4 мм. В арматурных канатах предварительно напряженных конструкций диаметр проволок следует принимать не менее 2,5 мм в наружных и 2,0 мм во внутренних слоях канатов. 5.4.4. Арматурная сталь перед бетонированием не должна иметь коррозионных повреждений в виде слоистой ржавчины и язв. Допускается к применению ненапрягаемая арматура с легким налетом ржавчины (не более 100 мкм). 5.4.5. Повышение коррозионной стойкости арматуры в бетоне может достигаться применением защиты поверхности арматурных элементов металлизационными покрытиями или протекторными цинкнаполненными покрытиями, не снижающими сцепление арматуры с бетоном, а также использованием в бетоне добавок-ингибиторов коррозии стали. 5.4.6. В случае коррозионных повреждений арматурная сталь должна быть проверена на соответствие требованиям ГОСТ 5781 и ГОСТ 10884, высокопрочные стали также и на склонность к хрупкому коррозионному разрушению. При получении удовлетворительных результатов испытаний арматурная сталь может быть использована для изготовления конструкций и изделий. 5.4.7. Высокопрочные арматурные стали с натяжением на упоры могут находиться в напряженном состоянии до обетонирования в атмосферных условиях с влажностью более 75% без защиты поверхности сроком не более: - 1 месяца - для высокопрочных проволоки и стержневой арматуры; - 2 недель - для канатов. Таблица 4 УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ АРМАТУРНЫХ СТАЛЕЙ ------------------------------------------------------ |Группа|Класс арматурной стали <1> |Категория условий| |стали | |эксплуатации | | | |(по 4.4) | |------|---------------------------|-----------------| |I |А240, А300, А400, |1, 2, 3 | | |А500С(гк), А550В, А600, | | | |Ат600К, B-I, Вр-I | | | | | | | |А400С(тм), А500С(тм), |1, 2 <2>, 3 <2> | | |А500С(хд), Ат600С | | |------|---------------------------|-----------------| |II |Ат800К |1, 2, 3 | | |Ат1000К | | | | | | | |В-II, Вр-II, К7, К19 |1, 2, 3 | |------|---------------------------|-----------------| |III |А800, А1000, Ат800, Ат1000 |1, 2 | | | | | | |В-II, Вр-II, К7, К19 - при |1, 2 | | |диаметре проволок менее | | | |3,5 мм | | ------------------------------------------------------ -------------------------------- <1> Значения индексов стержневых арматурных сталей: "С" - стержневая арматура свариваемая (гк - горячекатаная, тм - термомеханически упрочненная, хд - холоднодеформированная); "В" - стержневая арматура, упрочненная вытяжкой; "т" - стержневая арматура, термомеханически упрочненная; "К" - стержневая арматура, термомеханически упрочненная, стойкая против коррозионного растрескивания. <2> В средне- и сильноагрессивной среде допускается к применению при экспериментальном обосновании. 5.5. Расчетно-конструктивные требования к железобетонным конструкциям: 5.5.1. Сохранность стальной арматуры железобетонных конструкций в цементном бетоне в значительной степени обусловлена толщиной защитного слоя бетона и его непроницаемостью. Толщина защитного слоя бетона определяется наименьшим расстоянием от поверхности конструкции до поверхности ближайшего арматурного элемента. Минимально допустимые значения защитных слоев бетона приведены в таблице 5. При этом во всех случаях защитный слой бетона в конструкциях должен быть не менее величин, указанных в соответствующих нормативных документах (см. пункт 1.1). Данные таблицы 5 не относятся к предварительно напряженной арматуре, располагаемой в открытых и закрытых каналах железобетонных конструкций. Таблица 5 МИНИМАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ТОЛЩИНЫ ЗАЩИТНОГО СЛОЯ БЕТОНА (а ) ПРИ МАРКАХ БЕТОНА ПО ВОДОНЕПРОНИЦАЕМОСТИ (W) зс ДЛЯ БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ ------------------------------------------------------------ |Категория |Степень |а (мм) и марка бетона по | |условий |агрессивного | зс | |эксплуатации|воздействия среды|водонепроницаемости <1> | |(по 4.4) | |для арматурной стали группы| | | |---------------------------| | | |I |II |III | |------------|-----------------|--------|---------|--------| |1 |Неагрессивная |20/W4 |20/W4 |20/W4 | | |-----------------| |---------|--------| | |Слабоагрессивная | |25/W4 |25/W6, | | | | | |25/W8 | | | | | |<2> | |------------|-----------------|--------|---------|--------| |2 |Слабоагрессивная |25/W4 |25/W6 |25/W8 | | |-----------------|--------|---------|--------| | |Среднеагрессивная|25/W6 |25/W8 или|30/W8 | | | | |30/W6 | | |------------|-----------------|--------|---------|--------| |3 |сильноагрессивная|30/W8 |30/W8 или| - | | | | |35/W6 | | ------------------------------------------------------------ -------------------------------- <1> Над чертой - значения толщины защитного слоя, под чертой - марка бетона по водонепроницаемости. <2> Для проволоки и канатов при диаметре проволок менее 3,5 мм. 5.5.2. При расчете по предельным состояниям второй группы: - для элементов железобетонных конструкций мостов и труб категорию требований к трещиностойкости и предельно допустимой ширине раскрытия трещин следует принимать по данным СНиП 2.05.03; - для элементов железобетонных конструкций, рассчитываемых по СНиП 2.03.01, категорию требований к трещиностойкости и предельно допустимой ширине непродолжительного (а ) и продолжительного (а ) crc1 crc2 раскрытия трещин следует принимать с учетом данных таблицы 6. Таблица 6 КАТЕГОРИЯ ТРЕБОВАНИЙ К ТРЕЩИНОСТОЙКОСТИ И ДОПУСТИМАЯ ШИРИНА РАСКРЫТИЯ ТРЕЩИН ----------------------------------------------------------------------- |Группа|Класс арматурной|Категория требований к трещиностойкости | |стали |стали |и предельно допустимая ширина раскрытия | | | |трещин а (а ), мм, в зависимости | | | | crc1 crc2 | | | |от категории условий эксплуатации <1>, | | | |<2> | | | |---------------------------------------------| | | | 1 | 2 | 3 | | | |---------------------------------------------| | | |при степени агрессивного воздействия | | | |среды | | | |---------------------------------------------| | | |слабой |слабой |средней |сильной | |------|----------------|----------|----------|----------|------------| |I |А240, А300, | | | | | | |А400, А500(cr) | | | | | | | | | | | | | |А550В, А600, | | | 3 | 3 | | |Ат600К | | |--------- |------------| | | | | |0,15 (0,1)|0,1 (0,05) | | | | | | | | | |B-I, Вр-I | 3 | 3 | | | | | |--------- |----------| | | | | |0,25 (0,2)|0,2 (0,15)| | | | | | | |-----------------------| | |А400С(тм), | | |Допускается к | | |А500С(тм), | | |применению при | | |А500(хд), | | |экспериментальном | | |Ат600С | | |обосновании | |------|----------------|----------|----------|-----------------------| |II |Ат800К | 3 | 3 | 2 | 2 | | |Ат1000К |--------- |--------- | --- | ---- | | | |0,15 (0,1)|0,1 (0,05)| 0,1 | 0,05 | | | | | | | | | |В-II, Вр-II, К7,| 2 | 2 | 2 | 1 | | |К19 | --- | ---- | ---- | | | | | 0,1 | 0,05 | 0,05 | | |------|----------------|----------|----------|----------|------------| |III |А800, А1000, | 2 | 2 | 1 |Не | | |Ат800, Ат1000 | --- | ---- | |допускается | | | | 0,1 | 0,05 | |к применению| | | | | | | | | |В-II, Вр-II, К7,| 2 | 2 | 1 | | | |К19 при диаметре| ---- | ---- | | | | |проволок менее | 0,05 | 0,05 | | | | |3,5 мм | | | | | ----------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <1> Понятия категории требований к трещиностойкости, продолжительного и непродолжительного раскрытия трещин приведены в СНиП 2.03.01. <2> Над чертой - категория требований к трещиностойкости; под чертой - допустимая ширина непродолжительного и продолжительного - в скобках - раскрытия трещин. 5.5.3. При определении ширины непродолжительного раскрытия трещин допускается ветровую нагрузку принимать в размере 30% от нормативных значений, приведенных в СНиП 2.01.07. 5.5.4. При применении оцинкованной арматуры предельно допустимая ширина раскрытия трещин для слабо- и среднеагрессивной среды может быть увеличена на 0,05 мм. 5.6. При армировании защитного слоя мостового полотна следует применять оцинкованные сварные сетки с диаметром стержней 5 мм, применение сетки "Рабица" не допускается. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ (МГСН) 2.09-03 "ЗАЩИТА ОТ КОРРОЗИИ БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ ТРАНСПОРТНЫХ СООРУЖЕНИЙ"".