ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ). Письмо. Генеральная прокуратура РФ. 22.12.03 36-12-03

Фрагмент документа "ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

2. РАЗГРАНИЧЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОРГАНОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ
                СОБЛЮДЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
     
     Согласно ст.  2  Закона  об основных гарантиях под избирательными
правами граждан понимается конституционное  право  граждан  Российской
Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и
органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении
кандидатов,  списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении
за  проведением  выборов,  работой  избирательных  комиссий,   включая
установление  итогов голосования и определение результатов выборов,  в
других избирательных действиях в порядке,  установленном  Конституцией
Российской    Федерации,    настоящим   Федеральным   законом,   иными
федеральными законами,  конституциями (уставами),  законами  субъектов
Российской Федерации.
     Данное конституционное   право   призваны   обеспечивать    сразу
несколько  органов,  имеющих  установленные законодательством задачи и
полномочия. К ним относятся:
     избирательные комиссии;
     органы внутренних дел;
     органы, уполномоченные  в  области  печати  и  средств   массовой
информации;
     органы, уполномоченные  в  области  телевидения,  радиовещания  и
государственного контроля за техническим качеством вещания;
     инспектора Счетной палаты Российской Федерации;
     органы прокуратуры;
     суды.
     Наиболее широкими полномочиями наделены  избирательные  комиссии,
которые,  в  соответствии с п.  7 ст.  3 Закона об основных гарантиях,
организуют и проводят выборы.
     В соответствии  с этим Законом Центральная избирательная комиссия
Российской  Федерации,  избирательные  комиссии  субъектов  Российской
Федерации,  избирательные комиссии муниципальных образований, окружные
избирательные комиссии, территориальные избирательные комиссии:
     осуществляют контроль  за  соблюдением избирательных прав и права
на   участие   в   референдуме   граждан   Российской   Федерации   на
соответствующих территориях;
     оказывают методическую,     организационно-техническую     помощь
нижестоящим комиссиям;
     рассматривают жалобы   (заявления)   на   решения   и    действия
(бездействие)  нижестоящих  комиссий  и принимают по указанным жалобам
(заявлениям) мотивированные решения;
     осуществляют иные полномочия в соответствии с Законом об основных
гарантиях и иными законами.
     Участковые комиссии  формируются  в период избирательной кампании
для обеспечения процесса голосования и подсчета голосов избирателей, и
их  функции  и  полномочия  значительно  сужены.  Кроме  осуществления
мероприятий по подготовке и проведению голосования участковые комиссии
полномочны;
     контролировать соблюдение на  территории  избирательного  участка
порядка проведения предвыборной агитации;
     рассматривать в пределах своих полномочий жалобы  (заявления)  на
поручения избирательного законодательства;
     осуществлять иные полномочия в соответствии с законом.
     Кроме того,  согласно  ст.  60  Закона  об основных гарантиях для
осуществления контроля  за  целевым  расходованием  денежных  средств,
выделенных   комиссиям   на   подготовку   и  проведение  выборов,  за
источниками поступления,  правильным учетом и использованием  денежных
средств   избирательных   фондов,   для  проверки  финансовых  отчетов
кандидатов,  избирательных  объединений  и  блоков,  для   организации
проверок   достоверности   представленных   кандидатами   сведений  об
имуществе,  доходах и их источниках,  контроля за возвратом  бюджетных
средств,   выделенных  соответствующими  избирательными  комиссиями  в
избирательные  фонды  зарегистрированных   кандидатов,   избирательных
объединений,   избирательных   блоков,   при  избирательных  комиссиях
создаются контрольно-ревизионные службы.
     Для обеспечения  возложенных на избирательные комиссии полномочий
и члены избирательных комиссий наделены правом составлять протоколы об
административных правонарушениях по 20 статьям Особенной части КоАП РФ
<*>.
------------------------------------
     <*> Подробнее см. настоящие Рекомендации, гл. 5, с. 27 - 28.
     
     В силу п.  5 ст.  20 Закона об основных гарантиях комиссии вправе
обращаться  с  представлениями о проведении соответствующих проверок и
пресечении  нарушений  закона  в  правоохранительные  органы,   органы
исполнительной  власти,  которые  обязаны  в  пятидневный срок,  но не
позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или
в  день,  следующий за днем голосования,  - немедленно принять меры по
пресечению  этих  нарушений  и  незамедлительно   проинформировать   о
результатах обратившуюся комиссию. В случае если факты, содержащиеся в
представлении,  требуют  дополнительной   проверки,   указанные   меры
принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
     Избирательные комиссии      за      нарушения      избирательного
законодательства  также вправе применить к кандидатам ответственность,
предусмотренную  законодательством  о  выборах,  то  есть  отказать  в
регистрации или, в случае если нарушения, допущенные кандидатом, будут
выявлены после его регистрации, обратиться в суд за ее отменой.
     Следующими по   объему   полномочий   в   обеспечении  соблюдения
избирательных прав граждан являются органы внутренних дел.
     Согласно ст. 10 Закона РФ от 18.04.91 N 1026-1 "О милиции" органы
внутренних дел в соответствии с поставленными перед  ними  задачами  в
части,  относимой  к  вопросу  обеспечения избирательных прав граждан,
обязаны:
     предотвращать и   пресекать   преступления   и   административные
правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению,
и   в   пределах   своих  прав  принимать  меры  к  устранению  данных
обстоятельств;
     принимать и    регистрировать   заявления,   сообщения   и   иную
поступающую    информацию    о     преступлениях,     административных
правонарушениях   и   событиях,  угрожающих  личной  или  общественной
безопасности,    своевременно    принимать    меры,    предусмотренные
законодательством;
     выявлять и раскрывать преступления;
     возбуждать уголовные  дела,  производить  дознание и осуществлять
неотложные следственные действия;
     осуществлять по   подведомственности  производство  по  делам  об
административных правонарушениях;
     обеспечивать правопорядок  на  улицах,  площадях,  в  парках,  на
транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных
местах;
     проводить экспертизы  по  уголовным   делам   и   по   делам   об
административных    правонарушениях,    а   также   научно-технические
исследования по материалам оперативно-розыскной деятельности;
     исполнять в   пределах   своей   компетенции  определения  судов,
постановления судей,  письменные поручения  прокурора,  следователя  о
приводе лиц,  уклоняющихся от явки по вызову, о заключении под стражу,
производстве розыскных,  следственных и иных  предусмотренных  законом
действий,   оказывать   им   содействие   в   производстве   отдельных
процессуальных действий;
     контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами правил
регистрационного  учета  граждан   Российской   Федерации,   а   также
соблюдение   иностранными   гражданами   и   лицами   без  гражданства
установленных для их правил въезда,  выезда,  пребывания и транзитного
проезда через территорию Российской Федерации;
     оказывать содействие  в  пределах  своих   полномочий   депутатам
представительных  органов  государственной  власти,  органов  местного
самоуправления,  кандидатам,  зарегистрированным кандидатам в депутаты
или  на  выборные должности в органах государственной власти,  органах
местного самоуправления,  должностным  лицам  органов  государственной
власти   и   органов  местного  самоуправления,  членам  избирательных
комиссий,   комиссий    референдума,    представителям    общественных
объединений   в   осуществлении  их  законной  деятельности,  если  им
оказывается противодействие или угрожает опасность;
     производить регистрацию     средств     цветного     копирования,
приобретаемых физическими и юридическими лицами, осуществлять контроль
за  соблюдением  правил их учета,  хранения и использования в порядке,
определяемом Правительством Российской Федерации;
     оказывать содействие     избирательным    комиссиям,    комиссиям
референдума в реализации их  полномочий,  в  том  числе  предоставлять
избирательным комиссиям по их запросам сведения о наличии неснятой или
непогашенной судимости у кандидатов,  зарегистрированных кандидатов  в
депутаты  или  на выборные должности в органах государственной власти,
органах местного самоуправления;
     принимать меры  по пресечению в ходе избирательной кампании,  при
подготовке и проведении референдума противоречащей закону предвыборной
агитации, агитации по вопросам референдума (включая меры по пресечению
попыток подкупа избирателей,  участников  референдума),  информировать
соответствующую  избирательную  комиссию  или  комиссию  референдума о
фактах выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах.
     Должностные лица   органов   внутренних   дел  вправе  привлекать
нарушителей   избирательных   прав    граждан    к    административной
ответственности  по  восьми  статьям  КоАП РФ,  перечисляемым в гл.  5
настоящих Рекомендаций.
     Регистрацию средств  массовой информации и массовых коммуникаций,
информационных   агентств,    рекламных    агентств,    лицензирование
телевизионного   и  радиовещания,  а  также  контроль  за  соблюдением
законодательства Российской Федерации, условий регистрации и лицензий,
наложение   взысканий,  предусмотренных  законодательством  Российской
Федерации,  вынесение предупреждений,  приостановление и аннулирование
регистраций  и  лицензий  в установленном порядке согласно Положению о
Министерстве Российской Федерации по делам печати,  телерадиовещания и
средств    массовых    коммуникаций,    утвержденному   Постановлением
Правительства РФ от 10.09.99 N 1022,  осуществляют это министерство  и
его территориальные управления.
     Должностные лица  МПТР  России  также  обладают  полномочиями  по
привлечению  нарушителей законодательства о выборах к административной
ответственности   за   непредоставление    возможности    обнародовать
опровержение  или  иное  разъяснение  в защиту чести,  достоинства или
деловой репутации.
     Кроме того, если в период избирательной кампании после вступления
в силу решения суда о  привлечении  главного  редактора  или  редакции
радио-   и   телепрограммы,  периодического  печатного  издания,  иной
организации,  осуществляющей выпуск средства массовой информации, этот
главный  редактор  или  эта  организация  допустит повторное нарушение
законодательства  Российской  Федерации  о  выборах,   территориальное
управление  министерства в соответствии со ст.  16.1 Закона Российской
Федерации от 27.12.91 N 2124-1 "О средствах  массовой  информации"  по
обращению  избирательной комиссии вправе обратиться в суд с заявлением
о приостановлении выпуска данного средства массовой информации.
     Органы прокуратуры     при    наличии    информации,    требующей
прокурорского  вмешательства,  применяют  предусмотренные  Федеральным
законом   "О  прокуратуре  Российской  Федерации"  (далее  -  Закон  о
прокуратуре) меры прокурорского реагирования,  в том числе  возбуждают
производства  по  делам  об  административных  правонарушениях в сфере
законодательства о выборах и расследуют уголовные дела, отнесенные ст.
151    Уголовно-процессуального   кодекса   РФ   к   подследственности
прокуроров.
     В силу  п.  2  ст.  26  Закона  о  прокуратуре прокурор не вправе
подменять иные  государственные  органы  и  должностных  лиц,  которые
осуществляют  контроль  за соблюдением прав и свобод граждан.  Органы,
осуществляющие контроль за  соблюдением  избирательных  прав  граждан,
перечислены   выше,  в  связи  с  чем  основаниями  для  вмешательства
прокурора при нарушениях законодательства о выборах будут:
     сообщение о  нарушении  избирательного законодательства,  имеющем
признаки преступлений, предусмотренных ст. ст. 141 - 142.1 УК РФ;
     сообщение о  нарушении  избирательного законодательства,  имеющем
признаки  административного  правонарушения,   возбуждение   дела   по
которому отнесено к исключительной компетенции прокурора;
     совершение членом избирательной комиссии  или  зарегистрированным
кандидатом    преступления   или   административного   правонарушения,
наказание за которое налагается в судебном порядке;
     сообщение о    незаконном    действии    (бездействии)    органа,
осуществляющего контроль за соблюдением избирательных прав граждан;
     иные основания,  по  которым прокурор считает необходимым принять
проверку к своему производству.
     В остальных  случаях  прокурор  вправе  самостоятельно определять
порядок  проведения  проверки  обращения  и  орган,  которому  он  эту
проверку поручит.
     Значительную роль  в  обеспечении  конституционных  прав  граждан
избирать и быть избранными играют суды.
     Суды в соответствии  со  ст.  10  Закона  об  основных  гарантиях
назначают  выборы  в  том случае,  если уполномоченные на то органы не
выполняют такую функцию в установленный срок.
     Согласно ст.   75   Закона  об  основных  гарантиях,  в  порядке,
предусмотренном ст. ст. 259 - 261 Гражданского процессуального кодекса
РФ   (далее   -   ГПК  РФ),  суды  рассматривают  жалобы  на  действия
(бездействие)  органов  государственной   власти,   органов   местного
самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также на
действия (бездействие)  комиссий  и  их  должностных  лиц,  нарушающие
избирательные права граждан.
     Кроме того,  суды в порядке,  предусмотренном УПК РФ и  КоАП  РФ,
рассматривают    уголовные    дела    и   дела   об   административных
правонарушениях.
     

Фрагмент документа "ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа