Фрагмент документа "ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)".
2. РАЗГРАНИЧЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОРГАНОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОБЛЮДЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН Согласно ст. 2 Закона об основных гарантиях под избирательными правами граждан понимается конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации. Данное конституционное право призваны обеспечивать сразу несколько органов, имеющих установленные законодательством задачи и полномочия. К ним относятся: избирательные комиссии; органы внутренних дел; органы, уполномоченные в области печати и средств массовой информации; органы, уполномоченные в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания; инспектора Счетной палаты Российской Федерации; органы прокуратуры; суды. Наиболее широкими полномочиями наделены избирательные комиссии, которые, в соответствии с п. 7 ст. 3 Закона об основных гарантиях, организуют и проводят выборы. В соответствии с этим Законом Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные избирательные комиссии: осуществляют контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации на соответствующих территориях; оказывают методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям; рассматривают жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимают по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; осуществляют иные полномочия в соответствии с Законом об основных гарантиях и иными законами. Участковые комиссии формируются в период избирательной кампании для обеспечения процесса голосования и подсчета голосов избирателей, и их функции и полномочия значительно сужены. Кроме осуществления мероприятий по подготовке и проведению голосования участковые комиссии полномочны; контролировать соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации; рассматривать в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на поручения избирательного законодательства; осуществлять иные полномочия в соответствии с законом. Кроме того, согласно ст. 60 Закона об основных гарантиях для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных комиссиям на подготовку и проведение выборов, за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, для проверки финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений и блоков, для организации проверок достоверности представленных кандидатами сведений об имуществе, доходах и их источниках, контроля за возвратом бюджетных средств, выделенных соответствующими избирательными комиссиями в избирательные фонды зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, при избирательных комиссиях создаются контрольно-ревизионные службы. Для обеспечения возложенных на избирательные комиссии полномочий и члены избирательных комиссий наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях по 20 статьям Особенной части КоАП РФ <*>. ------------------------------------ <*> Подробнее см. настоящие Рекомендации, гл. 5, с. 27 - 28. В силу п. 5 ст. 20 Закона об основных гарантиях комиссии вправе обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти, которые обязаны в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся комиссию. В случае если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Избирательные комиссии за нарушения избирательного законодательства также вправе применить к кандидатам ответственность, предусмотренную законодательством о выборах, то есть отказать в регистрации или, в случае если нарушения, допущенные кандидатом, будут выявлены после его регистрации, обратиться в суд за ее отменой. Следующими по объему полномочий в обеспечении соблюдения избирательных прав граждан являются органы внутренних дел. Согласно ст. 10 Закона РФ от 18.04.91 N 1026-1 "О милиции" органы внутренних дел в соответствии с поставленными перед ними задачами в части, относимой к вопросу обеспечения избирательных прав граждан, обязаны: предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств; принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством; выявлять и раскрывать преступления; возбуждать уголовные дела, производить дознание и осуществлять неотложные следственные действия; осуществлять по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях; обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах; проводить экспертизы по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях, а также научно-технические исследования по материалам оперативно-розыскной деятельности; исполнять в пределах своей компетенции определения судов, постановления судей, письменные поручения прокурора, следователя о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, о заключении под стражу, производстве розыскных, следственных и иных предусмотренных законом действий, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий; контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами правил регистрационного учета граждан Российской Федерации, а также соблюдение иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для их правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации; оказывать содействие в пределах своих полномочий депутатам представительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, кандидатам, зарегистрированным кандидатам в депутаты или на выборные должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления, должностным лицам органов государственной власти и органов местного самоуправления, членам избирательных комиссий, комиссий референдума, представителям общественных объединений в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность; производить регистрацию средств цветного копирования, приобретаемых физическими и юридическими лицами, осуществлять контроль за соблюдением правил их учета, хранения и использования в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; оказывать содействие избирательным комиссиям, комиссиям референдума в реализации их полномочий, в том числе предоставлять избирательным комиссиям по их запросам сведения о наличии неснятой или непогашенной судимости у кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты или на выборные должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления; принимать меры по пресечению в ходе избирательной кампании, при подготовке и проведении референдума противоречащей закону предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума (включая меры по пресечению попыток подкупа избирателей, участников референдума), информировать соответствующую избирательную комиссию или комиссию референдума о фактах выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах. Должностные лица органов внутренних дел вправе привлекать нарушителей избирательных прав граждан к административной ответственности по восьми статьям КоАП РФ, перечисляемым в гл. 5 настоящих Рекомендаций. Регистрацию средств массовой информации и массовых коммуникаций, информационных агентств, рекламных агентств, лицензирование телевизионного и радиовещания, а также контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, условий регистрации и лицензий, наложение взысканий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, вынесение предупреждений, приостановление и аннулирование регистраций и лицензий в установленном порядке согласно Положению о Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 10.09.99 N 1022, осуществляют это министерство и его территориальные управления. Должностные лица МПТР России также обладают полномочиями по привлечению нарушителей законодательства о выборах к административной ответственности за непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации. Кроме того, если в период избирательной кампании после вступления в силу решения суда о привлечении главного редактора или редакции радио- и телепрограммы, периодического печатного издания, иной организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, этот главный редактор или эта организация допустит повторное нарушение законодательства Российской Федерации о выборах, территориальное управление министерства в соответствии со ст. 16.1 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2124-1 "О средствах массовой информации" по обращению избирательной комиссии вправе обратиться в суд с заявлением о приостановлении выпуска данного средства массовой информации. Органы прокуратуры при наличии информации, требующей прокурорского вмешательства, применяют предусмотренные Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) меры прокурорского реагирования, в том числе возбуждают производства по делам об административных правонарушениях в сфере законодательства о выборах и расследуют уголовные дела, отнесенные ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ к подследственности прокуроров. В силу п. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре прокурор не вправе подменять иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод граждан. Органы, осуществляющие контроль за соблюдением избирательных прав граждан, перечислены выше, в связи с чем основаниями для вмешательства прокурора при нарушениях законодательства о выборах будут: сообщение о нарушении избирательного законодательства, имеющем признаки преступлений, предусмотренных ст. ст. 141 - 142.1 УК РФ; сообщение о нарушении избирательного законодательства, имеющем признаки административного правонарушения, возбуждение дела по которому отнесено к исключительной компетенции прокурора; совершение членом избирательной комиссии или зарегистрированным кандидатом преступления или административного правонарушения, наказание за которое налагается в судебном порядке; сообщение о незаконном действии (бездействии) органа, осуществляющего контроль за соблюдением избирательных прав граждан; иные основания, по которым прокурор считает необходимым принять проверку к своему производству. В остальных случаях прокурор вправе самостоятельно определять порядок проведения проверки обращения и орган, которому он эту проверку поручит. Значительную роль в обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными играют суды. Суды в соответствии со ст. 10 Закона об основных гарантиях назначают выборы в том случае, если уполномоченные на то органы не выполняют такую функцию в установленный срок. Согласно ст. 75 Закона об основных гарантиях, в порядке, предусмотренном ст. ст. 259 - 261 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), суды рассматривают жалобы на действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также на действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан. Кроме того, суды в порядке, предусмотренном УПК РФ и КоАП РФ, рассматривают уголовные дела и дела об административных правонарушениях. |
Фрагмент документа "ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)".