ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ). Письмо. Генеральная прокуратура РФ. 22.12.03 36-12-03

Фрагмент документа "ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

3.1. Источники информации о нарушениях
           законодательства об избирательных правах граждан
     
     Важнейшую роль при осуществлении прокурорского надзора  в  период
избирательной   кампании   играет   оперативное   получение  полной  и
достоверной  информации  о  состоянии   законности   на   поднадзорной
территории. Для этого необходимо наладить систему получения информации
и ее своевременный  анализ.  Общий  поток  поступающих  в  прокуратуру
сведений  о  нарушениях  законов можно разделить на следующие основные
группы   источников,    служащих    основанием    для    прокурорского
вмешательства.
     3.1.1. Обращения граждан и юридических лиц
     Основным информационным  источником  о  нарушениях  избирательных
прав продолжают оставаться обращения граждан,  кандидатов в депутаты и
на  иные  выборные  должности  и  их  доверенных  лиц,  доверенных лиц
избирательных объединений и блоков, а также различных должностных лиц,
поступающие непосредственно в прокуратуру.
     3.1.2. Материалы уголовных и гражданских  дел,  а  также  дел  об
административных правонарушениях
     При расследовании уголовных дел, возбужденных прокурором по факту
нарушения  избирательных  прав,  могут  быть  выявлены  нарушения,  не
относящиеся к уголовно наказуемым деяниям,  но тем не менее  требующие
принятия   различных   мер  прокурорского  реагирования.  Кроме  того,
информация  о   нарушениях   избирательного   законодательства   может
содержаться   и   в  материалах  проверок,  в  ходе  которых  не  были
установлены основания для возбуждения уголовного дела.
     Согласно ч.  3 ст.  260 ГПК РФ заявления избирателей, кандидатов,
избирательных объединений и блоков,  обратившихся  в  суд  за  защитой
своих избирательных прав,  рассматриваются судом с участием прокурора.
В этой связи определенный объем интересующей прокурора  дополнительной
информации,  в  том числе о нарушениях избирательных прав,  может быть
получен как из самих заявлений, так и при их судебном рассмотрении.
     Следует подвергать  подробному анализу информацию о совершенных и
рассмотренных административных проступках.  При этом  особое  внимание
должно уделяться обстоятельствам их совершения.
     3.1.3. Сообщения контролирующих органов и нижестоящих прокуратур
     В ст.  28.3  КоАП  РФ  перечислены  должностные  лица  и  органы,
правомочные составлять протоколы об административных правонарушениях в
области избирательных прав. К числу таких субъектов отнесены:
     члены избирательных   комиссий   с   правом   решающего   голоса,
уполномоченные избирательными комиссиями;
     должностные лица органов внутренних дел (милиции);
     должностные лица  органов,  уполномоченных  в  области  печати  и
средств массовой информации;
     должностные лица  органов,  уполномоченных в области телевидения,
радиовещания и  государственного  контроля  за  техническим  качеством
вещания;
     инспектора Счетной палаты Российской Федерации.
     Таким образом, прокурорам следует наиболее тесно наладить контакт
с представителями этих  органов,  функционирующих  на  соответствующей
территории.
     Кроме того,  вышестоящим  прокуратурам  в  обязательном   порядке
необходимо  отладить  систему  получения  и  обработки  информации  от
нижестоящих прокуроров о состоянии законности в избирательной сфере.
     3.1.4. Решения избирательных комиссий
     Принимаемые избирательными комиссиями решения следует  подвергать
тщательному   анализу.   Это   позволит   определить   наиболее  часто
встречающиеся  нарушения  законодательства  о  выборах  в   конкретном
регионе,   сосредоточить   усилия   на  проблемных  участках,  принять
адекватные меры в случаях  незаконного  применения  такими  комиссиями
властных полномочий или проявления пассивности.
     3.1.5. Нормативно-правовые акты органов государственной власти  и
местного самоуправления
     Важными источниками информации о  нарушениях  избирательных  прав
граждан  являются  нормативно-правовые  акты  органов  государственной
власти и местного самоуправления,  в которых регламентируются вопросы,
связанные с проведением выборов или референдума.
     3.1.6. Средства массовой информации
     При изучении   публикаций,   репортажей  и  передач  в  средствах
массовой информации прокурор может получить большой объем  сведений  о
нарушениях избирательных прав граждан, в том числе:
     о совершенном  или  готовящемся  нарушении   избирательных   прав
граждан;
     о распространении заведомо ложных  сведений,  порочащих  честь  и
достоинство   или   подрывающих  репутацию  кандидата,  избирательного
объединения или блока;
     об опубликовании   предвыборной   информации,  не  оплаченной  из
избирательного  фонда,  или  же  в  сроки,  когда   публикация   такой
информации  запрещена  (то  есть  нарушение  может быть допущено самим
средством массовой информации).
     Согласно п.  2  ст.  30  Закона  об  основных  гарантиях  решения
комиссий,  непосредственно  связанные  с  подготовкой  и   проведением
выборов,  референдума, публикуются в государственных или муниципальных
периодических   печатных   изданиях   либо   доводятся   до   сведения
избирателей,  участников референдума иным путем,  а также передаются в
иные  средства  массовой  информации  в  объеме  и  в  сроки,  которые
установлены   Законом.  Также  в  силу  п.  10  ст.  48  этого  Закона
политическая партия,  в том числе входящая  в  избирательный  блок,  в
случае   выдвижения   ею   или  соответствующим  избирательным  блоком
кандидата  (списка  кандидатов)  и   последующей   регистрации   этого
кандидата  (списка кандидатов) соответствующей избирательной комиссией
не  позднее  чем  за  10  дней  до  дня  голосования  публикует   свою
предвыборную  программу  не  менее  чем  в  одном  государственном или
муниципальном периодическом печатном издании,  а также  распространяет
ее в Интернете.
     Поэтому уже  само   отсутствие   подобных   публикаций   является
информацией о нарушении избирательного закона.
     3.1.7. Непосредственное    обнаружение    прокурором    нарушений
избирательного законодательства
     Необходимую информацию,  служащую  основанием  для   последующего
реагирования,   прокурор   может  получить  во  время  посещения  мест
организации, подготовки и проведения выборов при визуальном наблюдении
и устном опросе лиц, имеющих отношение к этому процессу.
     

Фрагмент документа "ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа