Фрагмент документа "ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)".
3.1. Источники информации о нарушениях законодательства об избирательных правах граждан Важнейшую роль при осуществлении прокурорского надзора в период избирательной кампании играет оперативное получение полной и достоверной информации о состоянии законности на поднадзорной территории. Для этого необходимо наладить систему получения информации и ее своевременный анализ. Общий поток поступающих в прокуратуру сведений о нарушениях законов можно разделить на следующие основные группы источников, служащих основанием для прокурорского вмешательства. 3.1.1. Обращения граждан и юридических лиц Основным информационным источником о нарушениях избирательных прав продолжают оставаться обращения граждан, кандидатов в депутаты и на иные выборные должности и их доверенных лиц, доверенных лиц избирательных объединений и блоков, а также различных должностных лиц, поступающие непосредственно в прокуратуру. 3.1.2. Материалы уголовных и гражданских дел, а также дел об административных правонарушениях При расследовании уголовных дел, возбужденных прокурором по факту нарушения избирательных прав, могут быть выявлены нарушения, не относящиеся к уголовно наказуемым деяниям, но тем не менее требующие принятия различных мер прокурорского реагирования. Кроме того, информация о нарушениях избирательного законодательства может содержаться и в материалах проверок, в ходе которых не были установлены основания для возбуждения уголовного дела. Согласно ч. 3 ст. 260 ГПК РФ заявления избирателей, кандидатов, избирательных объединений и блоков, обратившихся в суд за защитой своих избирательных прав, рассматриваются судом с участием прокурора. В этой связи определенный объем интересующей прокурора дополнительной информации, в том числе о нарушениях избирательных прав, может быть получен как из самих заявлений, так и при их судебном рассмотрении. Следует подвергать подробному анализу информацию о совершенных и рассмотренных административных проступках. При этом особое внимание должно уделяться обстоятельствам их совершения. 3.1.3. Сообщения контролирующих органов и нижестоящих прокуратур В ст. 28.3 КоАП РФ перечислены должностные лица и органы, правомочные составлять протоколы об административных правонарушениях в области избирательных прав. К числу таких субъектов отнесены: члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями; должностные лица органов внутренних дел (милиции); должностные лица органов, уполномоченных в области печати и средств массовой информации; должностные лица органов, уполномоченных в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания; инспектора Счетной палаты Российской Федерации. Таким образом, прокурорам следует наиболее тесно наладить контакт с представителями этих органов, функционирующих на соответствующей территории. Кроме того, вышестоящим прокуратурам в обязательном порядке необходимо отладить систему получения и обработки информации от нижестоящих прокуроров о состоянии законности в избирательной сфере. 3.1.4. Решения избирательных комиссий Принимаемые избирательными комиссиями решения следует подвергать тщательному анализу. Это позволит определить наиболее часто встречающиеся нарушения законодательства о выборах в конкретном регионе, сосредоточить усилия на проблемных участках, принять адекватные меры в случаях незаконного применения такими комиссиями властных полномочий или проявления пассивности. 3.1.5. Нормативно-правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления Важными источниками информации о нарушениях избирательных прав граждан являются нормативно-правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления, в которых регламентируются вопросы, связанные с проведением выборов или референдума. 3.1.6. Средства массовой информации При изучении публикаций, репортажей и передач в средствах массовой информации прокурор может получить большой объем сведений о нарушениях избирательных прав граждан, в том числе: о совершенном или готовящемся нарушении избирательных прав граждан; о распространении заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство или подрывающих репутацию кандидата, избирательного объединения или блока; об опубликовании предвыборной информации, не оплаченной из избирательного фонда, или же в сроки, когда публикация такой информации запрещена (то есть нарушение может быть допущено самим средством массовой информации). Согласно п. 2 ст. 30 Закона об основных гарантиях решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены Законом. Также в силу п. 10 ст. 48 этого Закона политическая партия, в том числе входящая в избирательный блок, в случае выдвижения ею или соответствующим избирательным блоком кандидата (списка кандидатов) и последующей регистрации этого кандидата (списка кандидатов) соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном государственном или муниципальном периодическом печатном издании, а также распространяет ее в Интернете. Поэтому уже само отсутствие подобных публикаций является информацией о нарушении избирательного закона. 3.1.7. Непосредственное обнаружение прокурором нарушений избирательного законодательства Необходимую информацию, служащую основанием для последующего реагирования, прокурор может получить во время посещения мест организации, подготовки и проведения выборов при визуальном наблюдении и устном опросе лиц, имеющих отношение к этому процессу. |
Фрагмент документа "ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)".