Фрагмент документа "ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)".
3.2. Рабочая группа по надзору за соблюдением избирательных прав граждан в период избирательной кампании и порядок ее работы Указанием Генеральной прокуратуры РФ от 19.09.2003 N 42/7 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" прокурорам также предписывается создавать рабочие группы с участием правоохранительных органов и органов государственной власти для своевременного выявления и пресечения правонарушений в сфере законодательства о выборах, оперативного анализа и обмена поступающей информацией о состоянии законности, организации взаимодействия с избирательными комиссиями. 3.2.1. Организация рабочей группы прокуратуры При организации рабочей группы необходимо определить и закрепить за конкретными оперативными работниками следующие основные направления деятельности: общее руководство рабочей группой (связь с избирательными комиссиями, правоохранительными и контролирующими органами, органами государственной и местной власти); координация деятельности рабочей группы; надзор за законностью решений избирательных комиссий; надзор за законностью нормативно-правовых актов органов государственной власти, местного самоуправления (в части, касающейся избирательных вопросов); предварительное рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушениях избирательного законодательства (регистрация, направление на разрешение правомочному органу или сотруднику прокуратуры для организации проверки); проведение доследственных проверок и расследование уголовных дел, возбужденных по ст. ст. 141 - 142.1 УК РФ; разрешение обращений о нарушении избирательных прав; участие в рассмотрении судом заявлений о нарушениях избирательных прав граждан; анализ публикаций в средствах массовой информации и Интернете. Распределение обязанностей между членами рабочей группы, а также количество оперативных сотрудников на каждом направлении определяется непосредственно прокурором исходя из численного состава прокуратуры и предполагаемого объема работы. Так, например, ряд направлений может быть закреплен за одним оперативным сотрудником, а некоторые направления - сразу за несколькими сотрудниками. При организации рабочей группы необходимо предусмотреть взаимозаменяемость оперативных работников в период их временного отсутствия. 3.2.2. Координация деятельности правоохранительных и контролирующих органов В период избирательной кампании особую роль играет наличие постоянной связи прокуратуры с контролирующими и правоохранительными органами. После объявления даты выборов необходимо провести координационное совещание рабочей группы прокуратуры с участием членов соответствующих избирательных комиссий, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, органов государственной власти и местного самоуправления. На совещании следует определить характер обмена информацией между участниками и меры, направленные на недопущение нарушений избирательных прав граждан. Список членов рабочей группы прокуратуры с указанием номеров их служебных телефонов доводится до сведения соответствующих органов и избирательных комиссий, а также направляется в вышестоящую прокуратуру. 3.2.3. Рассмотрение обращений о нарушениях избирательных прав граждан в период избирательной кампании Обращения граждан, кандидатов и их доверенных лиц, доверенных лиц избирательных объединений и блоков, а также различных должностных лиц, как было указано выше, являются одним из основных источников получения информации о нарушениях избирательного законодательства. Общий порядок рассмотрения обращений в органах прокуратуры регламентируется Инструкцией о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 15.01.2003 N 3. Согласно пункту 5.1 настоящей Инструкции заявления, жалобы, предложения граждан, должностных и других лиц разрешаются в срок не позднее 30 дней со дня поступления в прокуратуру, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней, если иной срок не установлен федеральным законом. Законом об основных гарантиях срок рассмотрения обращений, поступивших в период избирательной кампании, значительно сокращен. Так, в силу п. 4 ст. 78 Закона решения по таким обращениям принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в дни, следующие за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Соблюдение столь сокращенных сроков невозможно без установления специального порядка регистрации и движения обращений о нарушениях избирательных прав. В силу п. 3 указания Генеральной прокуратуры РФ от 19.09.2003 N 42/7 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в период данной избирательной кампании управлением по рассмотрению писем и приему граждан Генеральной прокуратуры Российской Федерации при наличии вопросов, связанных с предвыборной кампанией и проведением выборов, в заявлениях, жалобах, запросах (обращениях) вводится их раздельный учет путем проставления специально изготовленного штампа "выборы". Для вычленения обращений о нарушениях избирательных прав граждан из общего потока обращений в прокуратурах субъектов Российской Федерации также следует ввести раздельный учет данной категории обращений. Однако, учитывая, что Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 28.12.98 N 93, подобный специальный учет не предусмотрен, конкретная процедура учета сообщений о нарушениях избирательного законодательства должна быть установлена соответствующим прокурором субъекта Российской Федерации. При рассмотрении обращений о нарушениях избирательных прав граждан следует исходить из установленной п. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре нормы, запрещающей органам прокуратуры подменять иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод граждан. То есть при поступлении в прокуратуру обращения о нарушении избирательного законодательства или избирательных прав граждан в первую очередь необходимо определить, к компетенции какого органа относится разрешение оспариваемого вопроса по существу, и, если из обращения не усматривается оснований для вмешательства органов прокуратуры, направить данное обращение по принадлежности в соответствующий орган. Следует учитывать, что срок рассмотрения сообщений о преступлениях, установленный ст. 144 УПК РФ, составляет 3 суток со дня поступления сообщения, но может быть продлен до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий - до 30. Протокол об административном правонарушении в соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ составляется немедленно, а если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, - в течение 2 суток с момента выявления административного правонарушения. Однако в случаях если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, согласно ст. 28.7 КоАП РФ проводится административное расследование, срок которого не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении, а в исключительных случаях срок может быть продлен еще на один месяц. Таким образом, сроки, установленные Законом об основных гарантиях, относятся только к обращениям о нарушениях избирательного законодательства, не содержащих признаков уголовного или административного деяния. 3.2.4. Информационно-аналитическая работа группы Эффективность прокурорского надзора значительно ниже при отсутствии своевременного и всестороннего анализа состояния законности и преступности на поднадзорной территории. Координатор рабочей группы обязан организовать своевременное получение, накопление и анализ информации о нарушениях избирательных прав граждан. Для этого необходимо получить следующие данные и материалы: а) от подразделений и оперативных сотрудников прокуратуры: копии обращений о нарушениях избирательных прав граждан, ответы заявителям, внесенные по таким вопросам акты прокурорского реагирования и результаты их рассмотрения; постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и результаты их рассмотрения; копии заявлений в суды, заключений прокурора и судебных решений; копии постановлений о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела и об отмене данных постановлений; копии нормативно-правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам, связанным с выборами, и заключения о их законности; копии публикаций о нарушениях избирательных прав граждан и справки о достоверности и законности приведенных сведений, а при наличии нарушений в действиях самих средств массовой информации - копии постановлений о возбуждении производства по делу об административном правонарушении; б) от должностных лиц органов внутренних дел (милиции), органов, уполномоченных в области печати и средств массовой информации, органов, уполномоченных в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания, инспекторов Счетной палаты Российской Федерации: сведения о количестве обращений о нарушениях избирательных прав граждан и результатах их рассмотрения; сведения о вскрытых и пресеченных административных правонарушениях, включая данные о наказанных в административном порядке лицах; в) из судов: сведения о количестве заявлений о нарушениях избирательных прав граждан; данные о рассмотренных делах об административных нарушениях избирательного законодательства; г) из избирательных комиссий: информацию об обращениях в связи с нарушениями избирательных прав граждан и о результатах их рассмотрения; сведения о составленных протоколах об административных правонарушениях и результатах их рассмотрения; решения избирательных комиссий. Полученная информация анализируется и обобщается для использования в работе или представления в вышестоящую прокуратуру. 3.2.5. Организация работы прокуратуры в предшествующий голосованию день и в день голосования Особенно большая нагрузка на прокурора приходится на день, предшествующий голосованию, и день голосования. Поэтому в указанные дни необходимо выделить достаточное количество оперативных сотрудников, организовав их дежурство до утвержденного прокурором времени, а в день голосования - до окончания подсчета голосов. Кроме того, для обеспечения своевременной регистрации поступающих обращений к работе в эти дни следует привлекать сотрудников канцелярии. |
Фрагмент документа "ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)".