Фрагмент документа "О ПРОВЕДЕНИИ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ В ПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ОРГАНИЗОВАННЫХ КОЛЛЕКТИВАХ".
9. Гигиеническая оценка образцов пищевых продуктов 9.1. Для гигиенической оценки образцов пищевых продуктов используются органолептические, физико-химические, микробиологические, токсикологические и радиологические (радиометрические) лабораторно-инструментальные методы. 9.2. При гигиенической оценке образцов проводятся идентификационные испытания и устанавливается соответствие показателей пищевой ценности, качества и безопасности образцов пищевых продуктов требованиям действующих нормативных документов, другим медико-биологическим и гигиеническим требованиям и рекомендациям. 9.3. Лабораторные и инструментальные исследования при осуществлении гигиенической оценки проводятся лабораторными подразделениями учреждений Госсанэпидслужбы, а также другими испытательными лабораториями и лабораторными центрами, аккредитованными в установленном порядке. 9.4. При медико-биологической оценке возможности использования пищевых продуктов в питании детей и подростков в организованных коллективах, как правило, признаются результаты лабораторно-инструментальных исследований, проведенных ранее испытательной лабораторией (испытательно-лабораторным центром), аккредитованной в установленном порядке, либо лабораторными подразделениями учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы, в том числе проведенные в порядке производственного контроля (приемки продукции), проведенные в сроки, соответствующие периодичности исследований, предусмотренной действующими нормативными, методическими, нормативно-техническими документами, а также исследований, проведенных при гигиенической оценке и обязательной сертификации продукции. 9.5. Дополнительные исследования пищевых продуктов проводятся в случае, если представленные результаты лабораторных исследований имеют давность более чем три месяца, а также в случае, если требования к показателям качества, безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов, предназначенных для использования в питании детей и подростков дошкольного и школьного возраста, отличаются от требований к пищевым продуктам, предназначенным для реализации населению. 9.6. В случае если лабораторные исследования, результаты которых представлены заказчиком, проводились выборочно, не по всем показателям, предусмотренным нормативной документацией, то необходимые исследования проводятся дополнительно. 9.7. С учетом особых требований к органолептическим свойствам пищевых продуктов, предназначенных для детей и подростков, органолептическая оценка образцов при медикобиологической оценке производится обязательно. 9.8. Лабораторные исследования по показателям качества, безопасности и пищевой ценности образцов продуктов, предназначенных для использования в питании детей и подростков в организованных коллективах, как правило, проводятся в полном объеме, предусмотренном нормативной и технической документацией. 9.9. Исследования образцов продукции по органолептическим, микробиологическими и физико-химическим показателям в основном производятся в конце срока годности, установленного изготовителем. 9.10. Оценка органолептических свойств видов пищевых продуктов, которые традиционно используются в питании детей и подростков, производится комиссией в составе трех и более человек в соответствии с требованиями действующей нормативной и (или) технической документации на конкретный вид продукции. При этом оцениваются внешний вид, цвет, вкус, запах, консистенция и другие признаки. Основные критерии и методика органолептической оценки пищевых продуктов приведены в приложении 8. 9.11. Органолептическая оценка пищевых продуктов, требующих перед использованием в пищу кулинарной обработки (продовольственного сырья и полуфабрикатов), производится только в условиях испытательной лаборатории (испытательного лабораторного центра), в том числе после пробной кулинарной обработки. 9.12. Критерии органолептической оценки следующие: - органолептические свойства продукта не должны иметь порочащих признаков и должны быть характерны (свойственны) для пищевых продуктов данного вида <1>; - не допускается наличие постороннего запаха, вкуса или привкуса (любой интенсивности); - не допускаются острый вкус пищевых продуктов и выраженный запах пряностей (допускается только слабо выраженный аромат пряностей); - не допускается чрезмерно соленый вкус продуктов; - консистенция продукта не должна быть чрезмерно сухой или густой, затрудняющей глотание пищи (с учетом того, что у ребенка глотание такой пищи затруднено); - не должно отмечаться раздражающего действия продукта на слизистые оболочки ротовой полости, глотки, пищевода. ----------------------------------- <1> При органолептической оценке новых видов пищевых продуктов проводится их расширенная дегустация. 9.13. При медико-биологической оценке новых видов пищевых продуктов проводится расширенная дегустация (расширенная органолептическая оценка), для чего формируется комиссия в составе не менее 10-15 человек с участием специалистов разного профиля (в т.ч. врачей и среднего медицинского персонала, лаборантов, технологов, персонала столовой и персонала образовательного или лечебно-профилактического учреждения, на базе которого проводятся нутрициологические исследования). Дегустация продукта проводится анонимно и в обезличенной таре (упаковке), не содержащей указаний на его изготовителя, товарных знаков и т.п. Оценка проводится по 5-балльной шкале. При определении среднего балла принимаются во внимание неудовлетворительные оценки отдельных экспертов. 9.14. Для проведения лабораторных исследований пищевых продуктов по показателям качества, безопасности и пищевой ценности допускаются метрологически аттестованные методики, соответствующие требованиям ГОСТ 8.010 и ГОСТ 8.556, установленные значения показателей погрешности которых не превышают норм погрешности по ГОСТ 27384, а также методики, утвержденные или допущенные к применению органами здравоохранения или государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Если такие методики отсутствуют, то в качестве оценочных допускается использовать другие методы исследований, апробированные в литературе. 9.15. Для лабораторных исследований пищевых продуктов на показатели пищевой ценности, обнаружения, идентификации и определения микотоксинов, определения нитратов, нитритов, N-нитрозаминов, углеводородов, токсичных элементов и пищевых добавок могут использоваться методики исследований, опубликованные в Руководстве по методам анализа качества и безопасности пищевых продуктов (НИИ питания РАМН, под ред. Скурихина И.М., Тутульяна В.А., г. Москва, 1998 г.). 9.16. К показателям качества, безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов, используемых в питании детей и подростков в организованных коллективах, предъявляются повышенные требования, заключающиеся в том, что продукты должны иметь более высокую пищевую ценность и отвечать более строгим критериям безопасности с учетом повышенной чувствительности детского организма и возможности использования продуктов в организованных коллективах детей и подростков. В связи с этим для большинства видов пищевых продуктов имеются специальные гигиенические нормативы (см. приложение 10) или гигиенические рекомендации. 9.17. Лабораторные исследования пищевых продуктов по микробиологическим показателям производятся в соответствии с МУК 4.2.577-96 "Методы микробиологического контроля продуктов детского, лечебного питания и их компонентов. Методические указания", а также по методикам, предусмотренным нормативной и технической документацией на продукцию. 9.18. При микробиологических исследованиях пищевых продуктов, предназначенных для использования в питании детей и подростков, выделение санитарно-показательных условно патогенных микроорганизмов (БГКП, энтерококки, стафилококки и др.), как правило, производится в объемах (массах) пищевого продукта, соответствующих нормируемым объемам (массам), в которых микроорганизмы должны отсутствовать, и в объемах, на порядок больше нормируемых, для того, чтобы исключить в продукте титр микроорганизмов, близкий к предельному. 9.19. В случае отсутствия гигиенических нормативов для тех или иных видов продуктов, предназначенных специально для использования в питании детей и подростков дошкольного и школьного возраста, при оценке результатов исследований принимаются в качестве ориентировочных нормируемые показатели для аналогичных видов продукции, предназначенных для использования в детском питании. 9.20. В обогащенных витаминами пищевых продуктах, в продуктах, являющихся существенным их источником в питании, а также во всех видах продуктов, где содержание витаминов приводится в этикетной надписи, проводится определение количественного их содержания в соответствии с регламентируемыми или указанными в информации для потребителя уровнями этих витаминов в конце срока годности. 9.21. В пищевых продуктах, в состав которых (или в состав ингредиентов, используемых при их производстве) входит поваренная соль, производится определение ее содержания лабораторными методами (сыры, колбасные изделия и мясные полуфабрикаты, консервы и пищевые концентраты и др.). 9.22. В случаях когда содержание поваренной соли, титруемая кислотность, рН, содержание влаги и другие физико-химические показатели влияют на безопасность, сохранность пищевой ценности и органолептические свойства продуктов, эти показатели также подлежат лабораторному определению. 9.23. Идентификационные испытания по показателям качественного состава пищевых продуктов дополнительно проводятся для таких видов продуктов, как соки и напитки (на показатели содержания растворимых сухих веществ, кислотности, количественного содержания сахаров и органических кислот и их соотношения, содержания гидроксиметилфурфурола и пролина), пищевые жиры (на удельное содержание жирных кислот и их транс-изомеров), мед (влага, диастазное число, оксиметилфурфурол, редуцирующие сахара и т.п.). 9.24. При медико-биологической оценке пищевых продуктов со сложным составом, которые являются значимыми источниками белка, полиненасыщенных жирных кислот, витаминов или минеральных веществ в рационе питания детей и подростков, с целью идентификации проводятся исследования на показатели пищевой ценности. При медикобиологической оценке мясопродуктов, колбасных изделий проводятся исследования на количественное содержание белков и жиров. 9.25. При исследовании кондитерских изделий, повидла, джемов, конфитюров, варенья и др. продуктов, в которые могут вноситься консерванты, производятся исследования на содержание консервирующих веществ (сорбата, бензоата). 9.26. Эксперт, проводящий медико-биологическую оценку, вправе принимать решение о расширении номенклатуры лабораторных и инструментальных исследований образцов продукции (необходимости проведения других исследований). 9.27. Критерии оценки потребительской упаковки пищевых продуктов, предназначенных для использования в питании детей и подростков в организованных коллективах, следующие: - пищевые продукты должны быть расфасованы и упакованы такими способами, которые позволяют обеспечить сохранение качества и безопасность при их хранении, перевозках и реализации; - упаковка и ее маркировка должны соответствовать требованиям действующих нормативных документов; - материалы, используемые для упаковки, должны иметь гигиенические заключения с областью применения, соответствующей использованию их для упаковки данного вида продуктов; - упаковка должна быть удобной и прочной, легко удаляться ребенком, не оставляя следов на продукте, руках; - упаковка должна быть удобна при транспортировке и хранении продукта в условиях пищеблока базового предприятия питания и образовательного учреждения (в т.ч. и при нарушенной целостности групповой упаковки); - количество, масса, изделия, количество, масса или объем продукта в индивидуальной упаковке должны соответствовать потребляемому количеству продукта в соответствии с количествами, в которых этот продукт может включаться в рацион ребенка, и количеством, которое ребенок может однократно потребить без существенного изменения совокупной пищевой ценности рациона (для продуктов, предназначенных для свободной продажи в буфетах); - колбасные изделия (сосиски, сардельки) и аналогичные виды продуктов, предназначенные для непосредственного употребления в пищу, а также полуфабрикаты должны быть дозированными, т.е. масса одного изделия или количество продуктов в упаковке должно быть стандартным и соответствовать количеству продукта, включаемому в рацион питания детей и подростков; - количество продукта <1> в упаковке должно исключать фасовку и перетаривание его в условиях базовых предприятий школьного или дошкольного питания (с учетом того, что на большинстве базовых предприятий дошкольного и школьного питания г. Москвы по проекту не предусмотрены необходимые помещения и оборудование для фасовки продуктов) или на пищеблоках образовательных учреждений. ----------------------------------- <1> Данное требование относится к особо скоропортящимся продуктам таким, как творог, колбасы и т.п. 9.28. Маркировка упаковки должна соответствовать действующей нормативной (ГОСТ Р 51074 "Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования" и нормативная документация на данный вид продуктов) и технической документации. К обязательным требованиям относятся наличие в этикетной надписи (на этикетке, ярлыке либо листке-вкладыше) указания полного наименования продукта, информации о наименовании и местонахождении предприятия-изготовителя, упаковщика, экспортера и импортера продукта, наименовании страны и места его происхождения, информации о массе нетто, объеме или количестве продукта, информации о составе продукта (с указанием всех ингредиентов и пищевых добавок), его пищевой и энергетической ценности (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов), о дате изготовления и дате упаковки пищевых продуктов, сроке годности (сроке хранения или реализации), об условиях хранения (в отношении пищевых продуктов, для которых установлены требования к условиям их хранения), о назначении и об условиях применения, о способах и об условиях изготовления готовых блюд (в отношении концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов). 9.29. На упаковке специализированных пищевых продуктов для школьного и дошкольного питания должен указываться возраст детей, для которых предназначен данный продукт. 9.30. Особое внимание при медико-биологической оценке уделяется правильности информации о составе продукта в соответствии с рецептурами. Наименования используемых в составе продуктов ингредиентов должны приводиться в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93. При использовании пищевых добавок обязательно указание их группового наименования (краситель, ароматизатор, эмульгатор и т.п.), названия и индекса в соответствии с Международной цифровой системой (INS) или Европейской цифровой системой (E). 9.31. Сведения о пищевой ценности продукта указываются как масса углеводов, белков, жиров и других компонентов в 100 г или 100 мл съедобной части продукта. 9.32. При маркировке пищевых продуктов, предназначенных для использования в питании детей и подростков в организованных коллективах, следует указывать содержание основных витаминов и минеральных веществ (микроэлементов). В случае если количество витаминов или минеральных веществ в 100 г продукта превышает 5% от рекомендуемой суточной потребности в этих нутриентах, указание сведений об их содержании в пищевых продуктах в этикетной надписи обязательно. 9.33. Количество продукта в единице упаковки, подлежащей маркировке, определяется с учетом того, что наличие маркировки обязательно на каждой единице упаковки, которая отгружается с базового предприятия питания на обслуживаемые пищеблоки детских и подростковых учреждений. 9.34. Маркировка, как правило, наносится непосредственно на упаковку. Ярлыкивкладыши могут использоваться только для продуктов, выработанных, упакованных или расфасованных в условиях комбинатов школьного или дошкольного питания и предназначенных для использования в обслуживаемых ими образовательных учреждениях. Маркировка продуктов в индивидуальной упаковке и особо скоропортящихся продуктов наносится непосредственно на упаковку. |
Фрагмент документа "О ПРОВЕДЕНИИ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ В ПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ОРГАНИЗОВАННЫХ КОЛЛЕКТИВАХ".