Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЕ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА МОСКВЫ НА ПЕРИОД 2004-2006 ГГ."".
4. Основные мероприятия, обеспечивающие достижение программных целей 4.1. Влияние факторов питания на здоровье детей и подростков Программа сформулирована исходя из первоочередных задач в области здорового питания населения Российской Федерации. Программа предусматривает организацию производства продуктов питания с использованием в составе рациона детей в образовательных учреждениях преимущественно пищевых продуктов, блюд и кулинарных изделий с повышенной пищевой и биологической ценностью. При анализе состояния здоровья детей и подростков г. Москвы по прежнему обращает на себя внимание отмечающийся рост заболеваемости детей и подростков так называемыми алиментарно-зависимыми заболеваниями, к которым могут быть отнесены заболевания крови, желудочно-кишечного тракта, эндокринные заболевания. Указанные заболевания во многом обусловлены недостаточным содержанием в рационах питания детей и подростков важнейших микронутриентов, в первую очередь, витаминов. Так, в соответствии с результатами исследований в г.Москве среди детей дошкольного и школьного возраста недостаток витамина С наблюдается в 30-50% случаев; у 20-55% недостаточна обеспеченность витаминами В1, В2, В6, фолиевой кислотой, А, Е и каротином. Недостаточное потребление витаминов и жизненно необходимых макро- и микроэлементов в детском и юношеском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует постепенному развитию обменных нарушений, хронических заболеваний, снижает сопротивляемость различным заболеваниям, повышает чувствительность организма к воздействию радиации, усиливает отрицательное воздействие на организм нервно-эмоционального напряжения и стресса, неблагоприятных экологических факторов, вредных факторов, действующих на организм детей и подростков в процессе обучения и трудовой деятельности, и, в конечном итоге, препятствует формированию здорового поколения. Основным путем преодоления дефицита микронутриентов в условиях г. Москвы признано обогащение рационов питания детей и подростков в организованных коллективах путем обязательного систематического использования в питании продуктов, обогащенных в процессе их промышленного производства витаминно-минеральными смесями (премиксами). Витаминизация готовой кулинарной продукции в столовых образовательных учреждений пока не получила достаточного распространения из-за ряда организационных трудностей, неподготовленности персонала и недостатка в образовательных учреждениях города медицинских работников. Всего, в соответствии с Временными методическими рекомендациями г. Москвы "Формирование рационов питания детей и подростков школьного возраста в образовательных учреждениях с использованием пищевых продуктов повышенной пищевой и биологической ценности" МосМР 2.4.5.005-02, в настоящее время для широкого использования в питании детей и подростков в образовательных учреждениях г. Москвы могут быть рекомендованы более 120 продуктов с повышенной пищевой и биологической ценностью, из тех, которые имеются на региональном рынке пищевых продуктов г. Москвы. Фактически, в питании школьников в настоящее время используются более 100 наименований пищевых продуктов с повышенной пищевой и биологической ценностью, при этом их количество из года в год увеличивается (см.рис.1). ---------------------------------------------------------------------- Рисунок 1. Количество наименований пищевых продуктов с повышенной пищевой и биологической ценностью, используемых в питании детей и подростков в образовательных учреждениях города Москвы (не приводится). ---------------------------------------------------------------------- Однако доля пищевых продуктов с повышенной пищевой и биологической ценностью в рационе питания детей и подростков, несмотря на то, что ее удельный вес с 2000 по 2002 г. увеличился с 4 % до 10%, по-прежнему остается крайне незначительной (см. рис.2). Такие продукты используются в питании школьников не везде и не каждый день. ---------------------------------------------------------------------- Рисунок 2. Доля пищевых продуктов в процентном соотношении с повышенной пищевой и биологической ценностью, использованных в рационах питания детей и подростков в образовательных учреждениях города Москвы (не приводится). ---------------------------------------------------------------------- Для обогащения пищевых продуктов незаменимыми микронутриентами в настоящее время используются преимущественно витаминно-минеральные смеси (премиксы), а также обогащенные витаминами хлебопекарные улучшители. Все эти витаминно-минеральные смеси при употреблении продуктов, вырабатываемых с их использованием, в обычных количествах обеспечивают не менее 20% суточной потребности детей и подростков в основных микронутриентах. Помимо обогащения незаменимыми нутриентами пищевых продуктов, важнейшими направлениями реализации "Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года" при организации питания детей и подростков г.Москвы является разработка научно обоснованных рационов питания для дошкольников и школьников, разработка технической документации на новые виды продукции, конкурсный отбор пищевых продуктов, предназначенных для использования в питании школьников. Основным механизмом, позволяющим добиться широкого использования в питании школьников пищевых продуктов, обогащенных незаменимыми микронутриентами, продуктов, сертифицированных в Московской системе добровольной сертификации "Экологичные продукты", а также исключения возможности использования генномодифицированных компонентов в продуктах, является городской конкурс на право поставки продовольственных товаров предприятиям школьного питания и образовательным учреждениям, который проводится Правительством Москвы на основании Закона города Москвы "О городском государственном заказе". Реализация мероприятий по повышению качества и сбалансированности рационов питания учащихся общеобразовательных школ, предусмотренных программой на 2004-2006 годы, позволит снизить остроту проблемы дефицита микронутриентов и риски от присутствия нежелательных вредных веществ, в том числе генномодифицированных компонентов в питании детского населения города Москвы и тем самым будет способствовать улучшению здоровья детей и подростков. 4.2. Роль школ, содействующих здоровью Значительную роль в снижении рисков заболеваемости детей алиментарно-зависимыми заболеваниями может сыграть расширение системы школ, содействующих здоровью. Вместе с тем это расширение не может происходить бесконтрольно, необходимо выработать критерии соответствия, для учреждений, имеющих намерение присоединиться к системе школ, содействующих здоровью. В настоящее время насчитывается 45 подобных школ. Учреждения подобного типа могут стать полигоном, на котором бы отрабатывались конкретные задачи, например, разработки и внедрения отдельных рационов (столов) специализированного и дополнительного питания для детей, входящих в группы риска и детей с той или иной алиментарно-зависимой патологией. Для мониторинга эффективности новых рационов питания здоровых детей и детей групп риска планируется проведение клинико-лабораторных исследований на базе ряда научно-исследовательских центров. Важное значение имеет повышение знаний руководителей учебных заведений по вопросам рационального питания. 4.3. Совершенствование системы производственного контроля В настоящее время все базовые предприятия школьного питания и большинство образовательных учреждений, организующих питание учащихся самостоятельно, и малых предприятий, созданных при образовательных учреждениях для организации питания учащихся, имеют программы производственного контроля, согласованные с Центром госсанэпиднадзора в г. Москве (большинство предприятий) или с центрами госсанэпиднадзора в административных округах. Однако, к сожалению, на большинстве объектов подход к осуществлению производственного контроля остается формальным, и необходимость его проведения не осознается руководителями предприятий и организаций. Ввиду этого, а также вследствие того, что отдельные средства на финансирование лабораторно-инструментальных исследований, проводимых в порядке производственного контроля, не выделяются, их объем остается крайне малым. Кроме того, на значительной части базовых предприятий питания были ликвидированы производственные лаборатории и их восстановление требует дополнительных расходов и представляет определенные организационные трудности. Организация лабораторного комплекса для обслуживания школьно-базовых предприятий позволит не только повысить качество производственного контроля, но и значительно снизить расходование бюджетных средств, расходуемых на лабораторные исследования качества и безопасности продукции. 4.4. Увеличение производства продуктов повышенной пищевой и биологической ценности для системы школьного питания В 2001-2003 г. в питании детей и подростков в образовательных учреждениях использовались такие пищевые продукты, обогащенные незаменимыми микронутриентами, как йодированная соль, витаминизированное молоко, витаминизированные сорта хлеба, витаминизированные соки, кисели и напитки (в том числе быстрорастворимые), кондитерские изделия, обогащенные витаминами, железом, джемы, обогащенные пектином, питьевая вода, обогащенная йодом, и др. продукты. Внедрение широкого спектра новых продуктов питания, разрабатываемых на предприятиях московской промышленности и обогащенных микро- и макронутриентами, позволит не только улучшить качественный состав питания детей и подростков в городе, но и активно снижать риски заболеваемости детей. Применение этих продуктов позволяет за счет влияния адаптогенных свойств микронутриентов усиливать общую сопротивляемость организмов детей большинству инфекционных заболеваний - от кишечных до респираторных. Принципиально важно использовать в рационах питания школьников самые разнообразные продукты, обогащая их микронутриентами, от кондитерских батончиков до мясных полуфабрикатов, молочных продуктов и соусов. Только таким образом может быть достигнута реальное обогащение всего рациона детей микронутриентами с учетом их суточной потребности и потерь при кулинарной обработке. |
Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЕ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА МОСКВЫ НА ПЕРИОД 2004-2006 ГГ."".