О КОНЦЕПЦИИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "О ГОРОДСКИХ ПОЧВАХ". Постановление. Правительство Москвы. 31.08.04 602-ПП

Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "О ГОРОДСКИХ ПОЧВАХ"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

I. Современная ситуация в сфере законодательного
                     регулирования городских почв


     1. Правовое  регулирование  охраны  и рационального использования
земель  и  почв  города  Москвы  в  настоящее   время   осуществляется
значительным   количеством   нормативных   правовых  актов  Российской
Федерации и города Москвы.
     Федеральное законодательство регулирует главным образом отношения
в области рационального использования и охраны  земель.  Что  касается
почв,  то  в основном регулирование связано с сохранением и повышением
плодородия почв,  используемых в сельскохозяйственном  производстве  и
лесном хозяйстве.
     Правовые акты города Москвы посвящены,  в основном, регулированию
отношений по использованию и охране земель города Москвы.  Комплексное
законодательное регулирование  отношений  по  охране  и  использованию
городских почв отсутствует, многие вопросы данной области общественных
отношений остаются вне правового поля.
     Таким образом,  разработка  концепции  закона  города  Москвы  "О
городских  почвах"  обусловлена  отсутствием  правового  регулирования
отношений   в   области  охраны  и  использования  городских  почв  на
федеральном  уровне,  а  также  фрагментарностью  регулирования   этой
проблемы в законах и иных правовых актах города Москвы.
     2. Согласно Земельному  кодексу  Российской  Федерации,  в  целях
охраны  земель  собственники  земельных  участков,  землепользователи,
землевладельцы  и  арендаторы  земельных  участков  обязаны  проводить
мероприятия   по  сохранению  почв  и  их  плодородия,  восстановлению
плодородия почв.
     Согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды",  земля
и  почвы  являются  компонентами  природной   среды   и   одновременно
природными ресурсами, то есть используются или могут быть использованы
при  осуществлении  хозяйственной  и  иной  деятельности  в   качестве
средства  производства  (в  сельском и лесном хозяйстве).  Федеральный
закон  запрещает  хозяйственную  и   иную   деятельность,   реализацию
проектов,  которые  могут  привести  к  изменению и (или) уничтожению,
истощению природных ресурсов.  И земля,  и почвы  выступают  объектами
охраны окружающей среды от загрязнения,  истощения, деградации, порчи,
уничтожения и  иного  негативного  воздействия  хозяйственной  и  иной
деятельности. Согласно части 3 статьи 4 закона, редкие или находящиеся
под угрозой исчезновения почвы подлежат особой охране.
     Ряд федеральных   законов   и  иных  нормативных  правовых  актов
посвящены в основном вопросам сохранения и повышения плодородия  почв,
используемых  в  сельскохозяйственном производстве.  Так,  Федеральный
закон "О государственном регулировании обеспечения  плодородия  земель
сельскохозяйственного назначения" предусматривает основные направления
обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения,  в том
числе     проведение     учета     показателей    плодородия    земель
сельскохозяйственного назначения и мониторинга плодородия этих земель,
сертификацию почв.
     Основные положения о рекультивации земель,  снятии,  сохранении и
рациональном   использовании  плодородного  слоя  почвы,  утвержденные
Приказом Минприроды России и Роскомзема от  22  декабря  1995  года  N
525/67,    регулируют    осуществление    мероприятий    по    снятию,
транспортировке и нанесению плодородного  слоя  почвы  и  потенциально
плодородных  пород на малопродуктивные угодья с целью их улучшения при
проведении строительных работ, связанных с нарушением почвенного слоя.
Указанный  документ  направлен на охрану сельскохозяйственных и лесных
земель.
     3. В  городе  Москве  имеется  достаточно объемная правовая база,
регулирующая земельные отношения.
     Базовым законом  в  области  земельных  отношений  на  территории
Москвы является Закон город Москвы  от  14  мая  2003  года  N  27  "О
землепользовании  и  застройке  в городе Москве".  Закон устанавливает
градостроительные  требования  к  землепользованию  в  городе  Москве,
порядок  охраны земель и контроля за их использованием,  устанавливает
общие принципы платы за использование земель.
     В соответствии  с  Положением  о  Департаменте земельных ресурсов
города   Москвы   Департамент   земельных   ресурсов   города   Москвы
осуществляет функции по ведению государственного земельного кадастра и
мониторинга земель в городе Москве,  а также государственного контроля
за использованием и охраной земель.
     Достаточно детально вопрос возмещения причиненного ущерба  землям
и   почвам   регулируется   в   Методике  исчисления  размера  ущерба,
вызываемого  захламлением,  загрязнением  и  деградацией   земель   на
территории  Москвы,  утвержденной распоряжением Мэра Москвы от 27 июля
1999 года N 801-РМ. В частности, установлен порядок исчисления размера
ущерба,    вызываемого    незаконным   уничтожением   и   повреждением
почвенно-грунтового   слоя   в   результате   допущения    конкретными
юридическими     и    физическими    лицами    нарушений    земельного
законодательства  в  виде  захламления,   загрязнения   и   деградации
городских земель.
     Кроме рассмотренных, в Москве действуют и некоторые другие законы
и   правовые   акты,  затрагивающие  вопросы  охраны  и  использования
городских почв.
     Таким образом, можно сделать следующие выводы:
     1. Основным  недостатком  земельного  законодательства   является
регулирование  охраны  почв  только  в совокупности с землями,  а не в
качестве самостоятельного компонента природной среды.
     2. Федеральное  законодательство  регулирует  отношения в области
охраны  и  рационального  использования  почв,   но   основная   часть
установленных     требований    касается    почв,    используемых    в
сельскохозяйственном производстве.
     3. В  законодательстве  города  Москвы  предметом регулирования в
основном  являются  земли  города  Москвы,  земельные  участки,  а  не
городские    почвы   как   таковые.   При   этом   земельные   участки
рассматриваются главным образом как объект недвижимого имущества.
     4. Земельное   законодательство  Российской  Федерации  и  города
Москвы в основном исходит из понимания "земля",  "земельные ресурсы" с
точки    зрения    их   социально-экономических   аспектов   в   ущерб
природно-экологическим  аспектам,  не  проводит   разделение   понятий
"земля" и "почвы".
     5. Требование  об  учете  в  документации   земельного   кадастра
показателей,   характеризующих   качество   почв,   законодательно  не
закреплено.  Не предусмотрена  оценка  и  компенсация  ущерба  почвам,
причиненного   собственниками  (арендаторами)  земельных  участков,  в
случае распоряжения ими своими земельными участками (при переходе прав
на участки к новым собственникам или арендаторам (субарендаторам),  не
разработан механизм проведения такой оценки и возмещения компенсации.
     Разрабатываемый проект  закона города Москвы "О городских почвах"
призван  ликвидировать  существующий  пробел  в   законодательстве   и
направлен    на    учет    особенностей   почв   города   Москвы,   их
многофункционального назначения.
     Концепция закона города Москвы "О городских почвах" разработана с
учетом требований следующих документов: Федерального закона "Об охране
окружающей    среды",   Земельного   кодекса   Российской   Федерации,
Градостроительного кодекса Российской  Федерации,  Кодекса  Российской
Федерации  об административных правонарушениях,  Устава города Москвы,
законов  города  Москвы  "О  землепользовании  и  застройке  в  городе
Москве",  "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве",
"О  защите  зеленых  насаждений",  "О  градостроительном   зонировании
территории  города  Москвы",  "Об  административной ответственности за
правонарушения  в   сфере   благоустройства   города",   постановления
Правительства  Москвы  от  08.08.2000  N  603  "Об  утверждении Правил
производства земляных и строительных работ, прокладки и переустройства
инженерных сетей и коммуникаций в г.Москве".

Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "О ГОРОДСКИХ ПОЧВАХ"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа