О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМИ ТОВАРАМИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2005-2007 ГОДЫ. Постановление. Правительство Москвы. 21.12.04 898-ПП

Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМИ ТОВАРАМИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2005-2007 ГОДЫ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

2. Современное состояние оптовой торговли
               непродовольственными товарами и ее роль
                      в товароснабжении розницы

     Москва занимает  ведущее  место  в  оптовой  торговле  Российской
Федерации как по доле в общем, объеме оптового оборота страны - 40,8%,
так и по числу занятых в отрасли - 36,8%. При этом выработка на одного
среднестатистического работника в Москве на 40% выше, чем в среднем по
стране.

              Оборот организаций оптовой торговли Москвы
                   (млрд. рублей, в текущих ценах)*

-------------------------------------------------------------------------
|                                 | 2002 г.  | 2003 г.  | 2003 г.       |
|                                 |          |          | в % к 2002 г. |
|                                 |          |          |               |
|---------------------------------|----------|----------|---------------|
|Оборот оптовой торговли          | 2 319,5  | 2 997,6  | 123%          |
|организаций оптовой              |          |          |               |
|торговли Москвы                  |          |          |               |
|---------------------------------|----------|----------|---------------|
|Доля организаций оптовой         | 43,0     | 40,8     | -             |
|торговли Москвы в общем,         |          |          |               |
|объеме оптовой торговли          |          |          |               |
|организаций оптовой торговли РФ  |          |          |               |
-------------------------------------------------------------------------

     (*) - относится к организациям оптовой торговли и  посреднических
структур, зарегистрированных в Москве.
     В 2003 году на долю потребительских  товаров  в  оптовом  обороте
организаций оптовой торговли Москвы приходилось 47,9%,  а на продукцию
материально-технического назначения - 52,1%.  В стоимостном  выражении
оптовый  оборот  организаций  оптовой торговли Москвы потребительскими
товарами составил в 2003 году  1  382  млрд.  руб.,  в  том  числе  по
продовольственным    товарам   620,0   млрд.   руб.   (44,9   %),   по
непродовольственным товарам 762,0 млрд. руб. (55,1 %).

     Основные поставки оптовой торговли приходятся на сектор розничной
торговли,   вещевые  рынки,  а  также  на  обслуживание  корпоративных
клиентов.  При  этом  следует  отметить,  что  доля   неорганизованной
торговли имеет тенденцию к снижению. В 2003 году при обороте 313 млрд.
руб.  на рынках Москвы доля неорганизованной торговли в общем,  объеме
розничной торговли по всем источникам понизилась до 26,6 %,  тогда как
в 2002 году она составляла 31,2 %.*
     В Москве   в   2003   году   действовало   96   215  организаций,
осуществляющих оптовую торговлю потребительскими товарами и продукцией
материально-технического    назначения.   Из   них   оптовую   продажу
непродовольственных товаров производили  36  500  организаций,  в  том
числе 2 930 крупных и средних (8%) и 33 570 малых предприятий (92%).*
     Из общего объема оптового оборота  непродовольственными  товарами
на  долю  малых  предприятий приходится 44%,  а на средние и крупные -
56%.
     Основные каналы   товароснабжения  непродовольственными  товарами
московской розницы характеризуются следующими данными (в  %  к  общему
объему товарных ресурсов):
     - предприятия изготовители                  - 30 %;
     - организации оптовой торговли              - 28 %;
     - физические лица                           - 18 %;
     - внешнеторговые фирмы и посреднические
       структуры (агенты, дилеры)                - 15 %;
     - организации розничной торговли             - 9 %.
     Как видно из этих данных,  ведущее место  в  поставках  продукции
московской  розницы принадлежит самим товаропроизводителям,  которые в
отсутствие  крупных  оптовых  закупщиков  были  вынуждены   образовать
торговые  дома  и  другие  сбытовые  структуры.  Почти  десятую  часть
поставок производят сами розничные предприятия, это в основном сетевые
структуры.
     Весьма высокой остается доля поставки товаров физическими  лицами
и   мелкими  посредническими  организациями,  часто  действующими  без
образования юридического лица.
     Если иметь  в  виду,  что  в составе организаций оптовой торговли
высока  доля  малых  предприятий,  то  общая  доля  поставок   товаров
посредническими   фирмами,   физическими   лицами  и  малыми  оптовыми
предприятиями в общем объеме будет весьма значительной  -  более  40%.
Это   является   весьма  отрицательным  моментом  сложившейся  системы
товароснабжения.  Посреднические фирмы, малые предприятия и физические
лица    выполняют    лишь   одну   оптовую   функцию   -   закупку   у
товаропроизводителя,  либо у крупной оптовой  и  внешнеторговой  фирмы
небольшой партии товаров,  причем в узком ассортименте,  и доставку ее
розничному покупателю.  Как правило,  они не располагают  материальной
базой  для  складирования  товаров  и не предоставляют своим клиентами
комплекса сервисных услуг -  не  производят  предпродажную  подготовку
товаров, входную проверку качества товаров, штрихкодирование и т.д.
     Другой отрицательный момент состоит в том,  что мелкие посредники
и физические лица осуществляют взаиморасчеты с розничными покупателями
в большинстве случаев  за  наличный  расчет.  Поэтому  именно  в  этом
секторе формируется в основном "теневой оборот" рынка.
     Как показало  обследование,  большинство  розничных   предприятий
вынуждены в той или иной форме использовать услуги физических лиц (65%
опрошенных) и мелких посреднических  структур  (46%  опрошенных).  Это
объясняется  тем,  что проблема поддержания стабильного ассортимента в
магазине,  его расширения и обновления,  причем товарами по приемлемым
ценам,  остается  на  сегодня  самой  острой  проблемой для магазинов.
Поскольку  пока  нет  достаточно  развитой  сети  современных  оптовых
предприятий,   способных   обеспечить   поставку  в  магазины  широкой
номенклатуры товаров в  комплектном  виде,  то  большинство  магазинов
вынуждено  пользоваться  услугами  мелких  различных  посредников  для
пополнения ассортимента.
     Таким образом,  можно  констатировать,  что  в  настоящее время в
Москве сложилась и действует  многозвенная  и  многоканальная  система
распределения промышленных товаров и снабжения ими розницы. Схематично
она представлена ниже.

          Схема сложившейся системы товароснабжения розницы
                    непродовольственными товарами

     Товары легкой промышленности.  В этом сегменте рынка роль оптовой
торговли  в  обеспечении  московской  розницы  необходимыми  товарными
ресурсами  все еще остается незначительной.  Через оптовые организации
Москвы  проходит  от  15-20%  всей  продукции  легкой  промышленности,
поступающей в магазины столицы.
     Слабая роль опта в формировании товарных ресурсов для розницы  по
товарам  легкой  промышленности связана с рядом причин,  в том числе с
отсутствием    крупных    контрагентов,     способных     предоставить
промышленности заказ на длительную перспективу.
     Формально на данном рынке  действует  примерно  6  тысяч  оптовых
организаций,  однако,  в  основном,  это  мелкие  оптовые  структуры -
посредники, а также большое число частных предпринимателей.
     По группе   галантерейных  товаров  оптовые  поставки  составляют
порядка  20-22%  всех  товарных  поступлений  в  московскую   розницу.
Половину   всех   необходимых   товаров   поставляют  в  розницу  сами
товаропроизводители.  Оставшаяся часть  приходится  на  многочисленных
мелких  оптовиков,  посредников  и  физических  лиц.  По  этой причине
магазины  испытывают   серьезные   затруднения   с   формированием   и
поддержанием  в магазинах стабильного торгового ассортимента,  так как
номенклатура    галантерейных    товаров    обширна,    а     основные
товаропроизводители   и   мелкие   оптовики   могут   предложить  лишь
ограниченный ассортимент изделий.
     На рынке   парфюмерии   и  декоративной  косметики  высокую  долю
занимает  продукция,  поступающая  по  импорту  (около  70%).  Поэтому
основную  роль  в  процессе  товародвижения  на  данном товарном рынке
играет сложившаяся система дистрибьюции.  В настоящее время на  данном
рынке  главную  роль  играют  около  10  компаний  дистрибьюторов,  по
поставкам импортной продукции и отечественных товаропроизводителей.
     Организация оптовых  поставок  спортивных  товаров имеет схожую с
парфюмерно-косметической группой специфику.  Основные поставки идут не
через   специализированные   оптовые   структуры,   а   через  систему
дистрибьюции.  Эта особенность связана с  тем,  что  рынок  спортивных
товаров  является  динамично  развивающимся,  и наибольшая доля продаж
спортивных товаров приходится на специализированные розничные сети.
     Эти розничные   сети,  в  основном,  взяли  на  себя  функции  по
формированию торгового ассортимента на данном рынке через свои  склады
и   закупку   крупных   партий   у  известных  западных  и  российских
товаропроизводителей.
     На оптовом   рынке   хозяйственных  товаров  усиливается  позиция
оптовых  фирм,  стремящихся   предложить   универсальный   ассортимент
хозяйственно  -  бытовых  товаров,  которые  выходят на общероссийский
рынок.  Однако основную массу хозтоваров поставляет в  магазины  и  на
рынки многочисленная армия физических лиц,  крупных оптовиков немного.
В связи с этим утеряна сеть магазинов хозяйственных товаров  (магазины
1000 мелочей), значительная часть хозяйственных товаров реализуется на
открытых рынках.
     Оптовая торговля    электробытовыми    машинами,    приборами   и
радиоэлектроникой  относится  к  числу  наиболее  развитых   и   через
различные  формы  ее  организации  обеспечивает  более  половины  всех
поступлений этой группы товаров на московский рынок.
     Высокая доля оптовых закупок,  производимых розницей, объясняется
ростом продаж  в  торговых  сетях,  которые  в  последние  годы  стали
занимать на данном рынке доминирующее положение: на них приходится 60%
различных продаж,  на рынки - 30%  и 10%  - на  независимые  магазины.
Развитие  сетевых  структур  потребовало  от  компаний  создания своих
распредцентров.
     Рынок мебели  в  Москве  относится  к  числу  наиболее  динамично
развивающихся.  На него приходится свыше  31%  всех  розничных  продаж
мебели в стране. В Москве розничные продажи мебели в 8,5 раз превышают
объемы местного производства.
     Однако организационно-технологическая инфраструктура рынка, как и
в целом по России, не соответствует возросшим объемам товарных потоков
и продаж.  Материально-техническая база розницы измельчена, технология
организации торговых процессов построена на старых  методах  и  формах
продажи  мебели.  Отсутствие  оптовых  предприятий  по  продаже мебели
приводит к серьезным сбоям в  организации  товароснабжения  розницы  и
межрегионального обмена.
     Рынок легковых автомобилей в Москве также  носит  неупорядоченный
характер,  поскольку  отсутствуют  крупные  оптоворозничные структуры,
способные обеспечить единую технологическую цепочку  движения  данного
специфического   товара   от  заводской  территории  до  автосалона  и
организовать  в  них  продажу  автомобилей   на   уровне   современных
требований.
     По оценкам  специалистов  Ассоциации   Российских   автомобильных
дилеров 50% отечественных легковых машин и 70% иномарок, поступающих в
Россию, продаются в Москве (из них 15% реализуются дилерами за пределы
Москвы).
     Это создает  большую  нагрузку  на   торговую   сеть   и   каналы
товародвижения.
     Сегодня большая доля легковых автомобилей - примерно 25%  новых и
практически 100%  подержанных - продается в нецивилизованных формах на
авторынках в гаражах, ангарах, под мостами, во дворах предприятий и т.
д.   Изменить  ситуацию  к  лучшему  смогут  крупные  оптово-розничные
объединения,  формирование которых является безотлагательной  задачей.
Объективные предпосылки для формирования этих структур появились,  так
как сложилась группа автохолдингов -  компаний,  объединяющих  продажу
автомобилей с автосервисом.

Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМИ ТОВАРАМИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2005-2007 ГОДЫ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа