О КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ. Приказ. Министерство образования РФ (Минобразование России). 28.02.00 619

Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Концепция комплексной активной профилактики
                        и реабилитации (КАПР)

     Антинаркотическая  профилактика  -  это целостная, организуемая в
рамках  единой  государственной  программы  система мер, которая имеет
свое содержание, свою этапность и динамику развития, свой определенный
конечный  результат  и  реализуется  государственными  и общественными
структурами.
     Такое понимание профилактики как системы деятельности позволяет в
общегосударственной   системе   профилактики  употребления  и  оборота
наркотических    средств    выделить    подсистему    профилактической
деятельности  в  образовательной  среде,  которая  имеет специфические
цели,   задачи,  средства  и  находится  в  компетенции  прежде  всего
Министерства    образования    Российской    Федерации,   Министерства
здравоохранения  Российской Федерации, органов управления образованием
и органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
     Отечественный  и  зарубежный  опыт  свидетельствует,  что в плане
профилактики    наиболее    предпочтительными    являются   программы,
направленные на пропаганду здорового образа жизни и ориентированные на
применение  социально-психологического  тренинга. Базовой основой всех
профилактических   мероприятий   признается  информационно-когнитивное
(образовательное) направление. Исходя из объективных условий состояния
наркологических  проблем  в  стране и стратегии сдерживания наркомании
разработана Концепция комплексной активной профилактики и реабилитации
(КАПР),  которая  предлагает в качестве кардинального решения проблемы
профилактики наркомании объединение в единый комплекс образовательных,
социальных и медицинских мер в рамках первичной, вторичной и третичной
профилактики,    обеспечивающих    достижение    общей   цели.   Такой
методологический   подход   позволяет  максимально  опереться  на  уже
имеющиеся   ресурсы   и  возможности  общеобразовательных  учреждений,
учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования
и  других  образовательных  учреждений, а также использовать последние
достижения     современных    образовательных,    психологических    и
медико-социальных   технологий   в  области  профилактики  наркомании.
Следовательно,  КАПР позволяет решать задачи не только первичной, но и
обязательно  вторичной  и  третичной  профилактики,  т.е.  вовремя, на
максимально   ранних  этапах  обеспечить  выявление  наркозависимых  и
перейти  к лечению и реабилитации с последующей профилактикой срывов и
рецидивов   заболевания.  При  таком  подходе  обеспечивается  решение
вопросов контролирования групп детей и подростков, прошедших первичное
лечение  или  реабилитацию по поводу наркомании и вернувшихся в то или
иное образовательное учреждение.
     Профилактическая  деятельность  в  образовательной среде согласно
Концепции КАПР включает следующие основные принципы:
     1. Комплексность
     Согласованное взаимодействие:
     на  межведомственном уровне - органов и учреждений, отвечающих за
различные  аспекты  государственной  системы профилактики наркомании в
рамках   своей   компетенции   (органы   и   учреждения   образования,
здравоохранения,   социальной   защиты  населения,  правоохранительные
органы и др.);
     на  профессиональном уровне - специалистов различных профессий, в
функциональные    обязанности   которых   входят   различные   аспекты
профилактики    (воспитатели,   педагоги,   дошкольные,   школьные   и
медицинские   психологи,   врачи,  наркологи,  социальные  педагоги  и
социальные    работники   детства,   работники   комиссии   по   делам
несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам
несовершеннолетних);
     в  системе  образования  -  органов  управления  образованием  на
федеральном,    региональном,    муниципальном    уровнях,   а   также
образовательных учреждений, отвечающих за взаимодействие и координацию
различных   профилактических  мероприятий  в  русле  единой  целостной
программы комплексной профилактики.
     2. Дифференцированность
     Дифференциация  целей,  задач,  средств и планируемых результатов
профилактики  с  учетом:  во-первых,  возраста.  По  возрасту наиболее
значимо  выделение  группы  детей старшего дошкольного возраста (5 - 6
лет),  младшего  школьного  возраста  (7 - 10 лет), среднего школьного
возраста (11 - 14 лет), старшего подросткового возраста (15 - 16 лет),
юношеского  возраста  (17 - 18 лет) и молодежи (от 18 лет); во-вторых,
степени  вовлечения в наркогенную ситуацию. При этом значимо выделение
детско-подростковых  и  молодежных групп, не вовлеченных в наркогенную
ситуацию,  но  относящихся  к  "группе  риска  наркотизации", например
лишенных    родительского   попечения   и   находящихся   в   условиях
безнадзорности;  имеющих  различные  проблемы  в  развитии и поведении
("трудные  и  проблемные"  дети  и  подростки);  начавших  употреблять
наркотики  (потребители  наркотиков);  заболевших  наркоманией. В этом
контексте   приобретает  свою  специфику  профилактическая  работа  со
студентами средних и высших профессиональных учебных учреждений.
     3. Аксиологичность (ценностная ориентация)
     Этот   принцип   включает   формирование   у   детей  и  молодежи
мировоззренческих   представлений   об   общечеловеческих   ценностях,
здоровом   образе   жизни,  законопослушности,  уважении  к  человеку,
государству,  окружающей  среде  и др., которые являются ориентирами и
регуляторами  их поведения. Принятие общечеловеческих ценностей и норм
поведения  является  одним  из  основных  морально-этических  барьеров
потребления   ПАВ,  а  в  случае  заболевания  служит  основанием  для
социальной реадаптации и реабилитации.
     4. Многоаспектность
     Сочетание    различных   направлений   целевой   профилактической
деятельности.   Ведущими  аспектами  профилактической  деятельности  в
образовательной среде являются:
     социальный  аспект,  ориентированный  на  формирование позитивных
моральных  и  нравственных  ценностей,  определяющих  выбор  здорового
образа  жизни, отрицательного отношения к пробе и приему психоактивных
веществ, в том числе наркотиков, меняющих психическое состояние;
     психологический     аспект,    направленный    на    формирование
стрессо-устойчивых личностных установок, позитивно-когнитивных оценок,
а  также  навыков  "быть  успешным", быть способным сделать позитивный
альтернативный  выбор  в  трудной жизненной ситуации, включая ситуацию
предложения наркотиков;
     образовательный   аспект,  формирующий  систему  представлений  и
знаний    о   социально-психологических,   медицинских,   правовых   и
морально-этических последствиях злоупотребления ПАВ.
     Многоаспектность    комплексной   профилактики   включает   также
направленность   ее   воздействия   на   различные   уровни   в   поле
субъект-объективных  взаимодействий при осуществлении профилактических
мероприятий:
     социально-средовое  воздействие, направленное на разрушение групп
наркотизирующихся     детей     и    подростков    и    на    создание
социально-поддерживающей инфраструктуры;
     воздействие  на  "саморазрушающее"  поведение детей и подростков,
вовлеченных   в   наркотизацию,   а   также  на  другие  отклоняющиеся
("девиантные") формы поведения детей группы риска;
     воздействие,  связанное  с индивидуальными или групповыми формами
оказания профилактической помощи.
     5. Последовательность (этапность)
     Принцип  последовательности или этапности предусматривает, что ее
цели и задачи должны быть:
     разделены  на  общие  стратегические и частные (этапные), т.е. не
могут  быть  реализованы  одномоментно  или  аврально  по типу разовой
кампании;
     на каждом этапе возможность реализации поставленных целей и задач
должна быть поддержана соответствующим целевым финансированием;
     для   обеспечения  последовательности  или  "алгоритма"  шагов  в
реализации  системной  профилактики  в  нее должен обязательно входить
социально-психологический  мониторинг,  ориентированный  не  только на
оценку   субъективных   и   объективных   факторов  распространенности
наркотиков,   но  и  на  формирование  структур  и  элементов  системы
сдерживания    распространения,    системы   социально-психологической
поддержки.
     6. Легитимность
     Легитимность    предусматривает    необходимую    правовую   базу
антинаркотической   профилактической  деятельности.  К  правовой  базе
указанной  деятельности,  безусловно, относятся все нормативные акты о
правах  и  обязанностях  лиц,  которые  в пределах своей компетенции и
статуса  обязаны  заниматься  профилактикой. К правовой базе относятся
также  права  и  обязанности детей и молодежи, которые затрагиваются в
различной  степени,  когда  по отношению к ним осуществляются активные
профилактические   мероприятия.   Таким   образом,   правовые  границы
антинаркотической профилактики предусматривают:
     действия, не нарушающие установленную в законе компетенцию органа
или лиц, осуществляющих профилактические меры;
     действия,  не нарушающие права несовершеннолетнего как гражданина
и   члена   общества,   к   которому  относятся  эти  профилактические
мероприятия.
     При  этом  может  возникать  правовая ситуация, когда те или иные
действия    в    границах    осуществления   первичной   и   вторичной
профилактической  помощи  не  запрещены,  однако  не  регламентированы
нормативными  актами.  Например:  доврачебная  и врачебная диагностика
наркотического  опьянения  в  образовательном  учреждении; диагностика
употребления наркотиков методом тестирования; социальное вмешательство
специалиста в семью при риске наркотизации для ребенка.
     Следовательно,   компетенция   органов   и   лиц,  осуществляющих
профилактическую работу, и степень взаимодействия различных ведомств и
специалистов  должны  быть  закреплены  в  соответствующих нормативных
актах. Это ставит перед участниками системы профилактики специфические
задачи: максимальный учет отраслевых законов, их согласование в рамках
концепции  активной,  системной  первичной профилактики; использование
мирового  и  российского  опыта  в  правовом  обеспечении  диагностики
употребления  наркотиков, организации раннего выявления потребителей и
их   оздоровления,  социально-психологической  реабилитации,  с  одной
стороны;  защиты  их  прав  и законных интересов - с другой. Для этого
необходима   соответствующая   специальная,   в  том  числе  правовая,
подготовка   специалистов,  участвующих  в  оказании  профилактической
помощи. Особое внимание должно быть обращено на правовые гарантии прав
несовершеннолетнего   во  всех  случаях  применения  к  нему  активных
профилактических  мер,  влекущих  принуждение  и ограничение его прав.
Нельзя  предоставлять  органам  и  лицам, осуществляющим профилактику,
право  проводить  диагностику  наркотического  опьянения, употребления
ПАВ,  не  сформировав в том же нормативном акте механизм защиты прав и
достоинства  ребенка,  по  отношению  к  которому  осуществляются  эти
действия.

Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа