| | удельных норм | 2005 | | | | | | | | | | Москвы | | | | водопотребления | | | | | | | | | | | | | | | на единицу | | | | | | | | | | | | | | | выпускаемой | | | | | | | | | | | | | | | продукции | | | | | | | | | | | | | | | с учетом | | | | | | | | | | | | | | | современных | | | | | | | | | | | | | | | достижений | | | | | | | | | | | | | | | по рациональному | | | | | | | | | | | | | | | ресурсопотреблению | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------|-----------|------|---|----|-------|----|----|-----|--------------|-------|---------------------|-------------------| |16.| Разработка | Всего | 0,3 | | | | | | | | 0,3 | Департамент науки и | Конкурс | | | региональных | 2003 | 0,3 | | | | | | | | 0,3 | промышленной | | | | нормативов | 2004 | | | | | | | | | | политики города | | | | рационального | 2005 | | | | | | | | | | Москвы | | | | землепользования | | | | | | | | | | | | | | | в пределах | | | | | | | | | | | | | | | водоохранных зон | | | | | | | | | | | | | | | и прибрежных | | | | | | | | | | | | | | | защитных полос | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------|-----------|------|---|----|-------|----|----|-----|--------------|-------|---------------------|-------------------| |17.| Разработка | Всего | | | | | | | 1,0 | | 1,0 | Департамент | Конкурс | | | системы эколого - | 2003 | | | | | | | 0,6 | | 0,6 | природопользования | | | | экономических | 2004 | | | | | | | 0,4 | | 0,4 | и охраны окружающей | | | | макропоказателей | 2005 | | | | | | | | | | среды города Москвы | | | | (индикаторов) | | | | | | | | | | | | | | | городского | | | | | | | | | | | | | | | развития | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------|-----------|------|---|----|-------|----|----|-----|--------------|-------|---------------------|-------------------| |18.| Методические | Всего | 0,4 | | | | | | 0,4 | | 0,8 | Департамент науки и | Конкурс | | | указания | | | | | | | | | | | промышленной | | | | по оценке | | | | | | | | | | | политики города | | | | эффективности | | | | | | | | | | | Москвы, Департамент | | | | природоохранных | | | | | | | | | | | природопользования | | | | мероприятий, | | | | | | | | | | | и охраны окружающей | | | | учитываемых | | | | | | | | | | | среды города Москвы | | | | при разработке | | | | | | | | | | | | | | | градостроительной | | | | | | | | | | | | | | | документации | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------|-----------|------|---|----|-------|----|----|-----|--------------|-------|---------------------|-------------------| | | | 2003 | | | | | | | 0,4 | | 0,4 | Департамент | | | | | | | | | | | | | | | природопользования | | | | | | | | | | | | | | | и охраны окружающей | | | | | | | | | | | | | | | среды города Москвы | | |---|---------------------|-----------|------|---|----|-------|----|----|-----|--------------|-------|---------------------|-------------------| | | | 2004 | 0,4 | | | | | | | | 0,4 | Департамент науки и | | | | | 2005 | | | | | | | | | | промышленной | | | | | | | | | | | | | | | политики города | | | | | | | | | | | | | | | Москвы | | |---|---------------------|-----------|------|---|----|-------|----|----|-----|--------------|-------|---------------------|-------------------| |19.| Разработка | Всего | | | | | | | 0,4 | | 0,4 | Департамент | Конкурс | | | и принятие пакета | 2003 | | | | | | | | | | природопользования | | | | нормативно- | 2004 | | | | | | | 0,4 | | 0,4 | и охраны окружающей | | | | методических | 2005 | | | | | | | | | | среды города Москвы | | | | документов | | | | | | | | | | | | | | | по стимулированию | | | | | | | | | | | | | | | предприятий, | | | | | | | | | | | | | | | работающих | | | | | | | | | | | | | | | в области | | | | | | | | | | | | | | | природопользования, | | | | | | | | | | | | | | | к экологизации их | | | | | | | | | | | | | | | деятельности | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------|-----------|------|---|----|-------|----|----|-----|--------------|-------|---------------------|-------------------| |20.| Разработка | Всего | 1,5 | | | | | | | | 1,5 | Департамент науки и | Управление | | | системы | 2003 | 0,75 | | | | | | | | 0,75 | промышленной | транспорта и связи| | | приоритетных мер | 2004 | 0,75 | | | | | | | | 0,75 | политики города | города Москвы, ГУП| | | в области | 2005 | | | | | | | | | | Москвы | "Мосэкопром" | | | управления | | | | | | | | | | | | | | | по обеспечению | | | | | | | | | | | | | | | экологической | | | | | | | | | | | | | | | безопасности | | | | | | | | | | | | | | | автотранспортного | | | | | | | | | | | | | | | комплекса города | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------|-----------|------|---|----|-------|----|----|-----|--------------|-------|---------------------|-------------------| |21.| Разработка | Всего | 2,3 | | | |0,7 | | | | 3,0 | Департамент науки и | Управление | | | и реализация | 2003 | 1,5 | | | | | | | | 1,5 | промышленной | транспорта и связи| | | проектов | 2004 | 0,8 | | | |0,7 | | | | 1,5 | политики города | города Москвы, ГУП| | | оптимизации | 2005 | | | | | | | | | | Москвы, Департамент | "Мосэкопром" | | | дорожного | | | | | | | | | | | природопользования | | | | движения: | | | | | | | | | | | и охраны окружающей | | | | "Переменная | | | | | | | | | | | среды города Москвы | | | | разделительная | | | | | | | | | | | | | | | полоса на | | | | | | | | | | | | | | | автомагистралях | | | | | | | | | | | | | | | города", | | | | | | | | | | | | | | | "Парковка | | | | | | | | | | | | | | | автотранспорта", | | | | | | | | | | | | | | | "Ограничение | | | | | | | | | | | | | | | въезда | | | | | | | | | | | | | | | автотранспорта | | | | | | | | | | | | | | | на отдельные | | | | | | | | | | | | | | | территории | | | | | | | | | | | | | | | города" | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------|-----------|------|---|----|-------|----|----|-----|--------------|-------|---------------------|-------------------| |22.| Разработка | Всего | 0,25 | | | | | | | | 0,25 | Департамент науки и | Москомархитектура,| | | эколого - | 2003 | 0,25 | | | | | | | | 0,25 | промышленной | ЦГСЭН | | | градостроительных | 2004 | | | | | | | | | | политики города | | | | требований | 2005 | | | | | | | | | | Москвы | | | | к местам | | | | | | | | | | | | | | | размещения | | | | | | | | | | | | | | | потенциально | | | | | | | | | | | | | | | экологически | | | | | | | | | | | | | | | опасных объектов | | | | | | | | | | | | | | | на территории | | | | | | | | | | | | | | | города Москвы | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------|-----------|------|---|----|-------|----|----|-----|--------------|-------|---------------------|-------------------| |23.| Разработка | Всего | 1,5 | | | | | | 0,6 | | 2,1 | Департамент науки и | ЦГСЭН, | | | нормативов | 2003 | 1,0 | | | | | | 0,6 | | 1,6 | промышленной | конкурс | | | качества | 2004 | 0,5 | | | | | | | | 0,5 | политики города | | | | и создание | 2005 | | | | | | | | | | Москвы, Департамент | | | | системы | | | | | | | | | | | природопользования | | | | сертификации | | | | | | | | | | | и охраны окружающей | | | | грунтов, | | | | | | | | | | | среды города Москвы | | | | используемых | | | | | | | | | | | | | | | в Москве при | | | | | | | | | | | | | | | проведении | | | | | | | | | | | | | | | озеленительных | | | | | | | | | | | | | | | и строительных | | | | | | | | | | | | | | | работ | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------|-----------|------|---|----|-------|----|----|-----|--------------|-------|---------------------|-------------------| |24.| Разработка | Всего | | | | | | | 2,3 | | 2,3 | Департамент | Конкурс | | | научных основ | 2003 | | | | | | | | | | природопользования | | | | охраны | 2004 | | | | | | | 1,4 | | 1,4 | и охраны окружающей | | | | биологических | 2005 | | | | | | | 0,9 | | 0,9 | среды города Москвы | | | | ресурсов и среды | | | | | | | | | | | | | | | их обитания | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------|-----------|------|---|----|-------|----|----|-----|--------------|-------|---------------------|-------------------| | | Итого | Всего | 6,85 | | | |0,7 | |18,3 | 1,5 | 27,35 | | | | | по подпрограмме | 2003 | 4,1 | | | | | | 9,95| 1,2 | 15,25 | | | | | | 2004 | 2,75 | | | |0,7 | | 5,45| 0,3 | 9,2 | | | | | | 2005 | | | | | | | 2,9 | | 2,9 | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 3.2. Охрана воздушного бассейна города 3.2.1. Общие положения Источниками загрязнения атмосферы на территории Москвы являются более 2,5 млн. единиц автотранспорта, 31 тыс. промышленных и строительных объектов, 14 теплоэлектростанций и их филиалов (ТЭЦ), 67 районных и квартальных тепловых станций (РТС-39, КТС-28), более тысячи мелких отопительных котельных. Ежегодно в атмосферу выбрасывается около миллиона тонн загрязняющих веществ. Основным источником поступления загрязняющих веществ в атмосферу является автотранспорт (83%), при этом автотранспортный парк города потребляет в год около 4 млн. тонн моторного топлива, которое реализуется на 780 АЗС, за ним по степени негативного воздействия следуют выбросы от стационарных источников промышленных предприятий (11%). На объекты теплоэнергетики приходится примерно 6% от суммарного объема выбросов загрязняющих веществ. По данным городской системы экологического мониторинга, уровень загрязнения атмосферы на территории г. Москвы в 2000-2001 гг., продолжая оставаться высоким, имел устойчивую тенденцию к снижению по сравнению с предыдущими годами. Основными соединениями, загрязняющими атмосфер*, как и в предыдущие годы, оказались оксиды азота, оксид углерода, формальдегид, бенз(а)пирен. В отдельные периоды локально по городу образовывались очаги загрязнения аммиаком, толуолом, бензолом, фенолом, углеводородами. Борьба с загрязнением атмосферного воздуха является важнейшей общегородской задачей и приоритетным направлением экологической программы г. Москвы, поскольку качество воздуха влияет на здоровье каждого без исключения жителя столицы. Прямые замеры концентраций вредных выбросов в атмосфере столицы нередко показывают многократное превышение ПДК по СОх, СНх, NОх. В связи с чем положение с загрязнением атмосферного воздуха в г. Москве следует рассматривать как близкое к критическому, а организационные, законодательные и технические мероприятия, направленные на снижение поступления загрязняющих веществ, должны быть отнесены к числу приоритетных. За последнее время в Москве выполнены следующие мероприятия по снижению воздействия на атмосферный воздух: - открытие и пуск в эксплуатацию 3-го транспортного кольца, что позволило существенно повысить пропускную способность автомагистралей; - оснащение нейтрализаторами отработавших газов свыше 25 тыс. единиц муниципального транспорта; - ужесточение требований к качеству бензина и его энергетическим характеристикам, усиление контроля за выполнением этих требований; - продолжение внедрения газового оборудования на общественном транспорте; - модернизация 19 котлов ПТВМ с повышением производительности котлов на 20% без расширения производственных площадей на тепловых станциях и установлены газоанализаторы на 30 котлах ПТВМ; - ликвидация и реконструкция 8 мелких котельных с устаревшим оборудованием; - вывод из центра (перебазирование) 45 предприятий. Исходя из перечисленных проблем основными направлениями экологической программы 2003-2005 гг. являются: - снижение негативного воздействия на воздух автотранспорта, в том числе: разработка нормативных документов о введении ограничений въезда автотранспорта на отдельные территории города; разработка мер для идентификации автотранспорта по экологическим характеристикам; экономическое стимулирование улучшения экологических характеристик автотранспорта с введением административных и налоговых льгот; повышение эффективности организации движения автотранспорта в Москве за счет завершения строительства 3-го транспортного кольца, строительства дорожных развязок, организации работ по созданию перехватывающих парковок; ужесточение требований к парковкам и размещению автотранспорта с использованием поступивших от парковок средств на развитие общественного транспорта; повышение качества моторного топлива, в том числе улучшение экологических характеристик топлива, используемого автотранспортом городского хозяйства; переоборудование общественного транспорта для использования газообразного топлива; увязка решения проблем с Московской областью по вопросу воздействия автотранспорта на качество атмосферного воздуха; развитие общественного транспорта как альтернативы использования частного автотранспорта; проведение подробной оценки воздействия на окружающую среду транспортных проектов в городе; подготовка предложений по внесению изменений в федеральное законодательство в части ужесточения экологических требований к парковке и эвакуации автотранспортных средств и порядку лицензирования автотранспорта предприятий; - снижение негативного воздействия на воздух стационарными объектами источников загрязнения. В подпрограмме приводятся мероприятия по проведению инновационных разработок, которые будут связаны с созданием проекта системы приоритетных мероприятий по обеспечению экологической безопасности автотранспортного комплекса города, разработкой научно-технических обоснований степени возможной автомобилизации города, решением вопросов переоборудования топливной системы городского транспорта для работы на диметиловом эфире и на природном газе, оснащением городских предприятий абсорбционными системами улавливания и рекуперации паров бензина, оснащением муниципального автотранспорта нейтрализаторами отработавших газов, а также разработкой и реализацией проекта "Переменная разделительная полоса на автомагистралях города". Для решения проблемы снижения массы выбросов от стационарных источников до нормативно установленных в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.07.2000 N 571 в рамках Целевой среднесрочной экологической программы города Москвы на 2003-2005 годы предусмотрен ряд мероприятий, направленных на решение следующих проблем: модернизация котлов ПТВМ на тепловых станциях, разработка методов по установлению механизмов воздействия слабых электромагнитных полей на процессы горения органического топлива, внедрение глушителей шума на водогрейных котлах тепловых станций и др. В результате выполнения планируемых мероприятий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу снизится на 64 тыс. тонн за 3 года. 3.2.2. Перечень мероприятий подпрограммы "Охрана воздушного бассейна города" ------------------------------------------------------------------------------------------------------- |N |Цель/ |Ожидаемый результат |Основание | |п/п|мероприятие | | | |---|-----------------|-----------------------------------------------------------|-------------------| |1. |Разработка |Производство 20 тыс. тонн в год диметилэфира |N 170-ПП | | |проекта |на муниципальных предприятиях. Разработка производства |от 12.03.2002 | | |и создание |двигателей, оборудования для использования диметилового | | | |опытно- |эфира в качестве моторного топлива | | | |производственной | | | | |установки | | | | |по производству | | | | |диметилэфира | | | | |с дальнейшим | | | | |внедрением этого | | | | |производства | | | | |на муниципальных | | | | |предприятиях | | | | |города | | | |---|-----------------|-----------------------------------------------------------|-------------------| |2. |Организация работ|Промышленное освоение производства оборудованных для |N 170-ПП | | |по |использования диметилэфира двигателей. Снижение выбросов |от 12.03.2002 | | |переоборудованию |сажи, снижение выбросов СО на 30%, серы на 80% | | | |городского |на переоборудованном транспорте | | | |транспорта для | | | | |работы | | | | |на диметилэфире. | | | | |Реализация | | | | |мероприятий | | | | |городской целевой| | | | |программы | | | |---|-----------------|-----------------------------------------------------------|-------------------| |3. |Дооснащение |Предотвращение выбросов вредных веществ на 15 тыс. тонн |N 655 | | |и ремонт |в период действия Программы (по 5 тыс. тонн в год). К 2006 |от 22.08.2000, | | |нейтрализаторов |году реализация этих мероприятий позволит обеспечить |N 1171-ПП | | |отработавших |снижение валовых выбросов вредных веществ на 15 тыс. тонн |от 25.12.2001 | | |газов на | | | | |муниципальном | | | | |автотранспорте | | | |---|-----------------|-----------------------------------------------------------|-------------------| |4. |Переоборудование |Снижение выбросов вредных веществ от автотранспорта |N 170-ПП | | |автобусов ГУП |на основных магистралях города на 15% в год |от 12.03.2002 | | |"Мосгортранс" | | | | |для работы на | | | | |газообразном | | | | |топливе | | | |---|-----------------|-----------------------------------------------------------|-------------------| |5. |Организация |Снижение техногенных выбросов в атмосферу и очистка отходов|Инновационные | | |и выпуск первой |асфальтобетонных, мусоросжигательных, химических, |разработки | | |промышленной |гальванических, нефтеперерабатывающих предприятий, очистка | | | |партии |водостоков. Производство позволит полностью отказаться | | | |отечественных |от закупки импортных угольных фильтров | | | |высокотемператур-| | | | |ных рукавных (650| | | | |град.) углеродных| | | | |фильтров | | | | |на основе | | | | |принципиально | | | | |нового | | | | |углеродного | | | | |волокнистого | | | | |материала | | | | |с защитным | | | | |покрытием | | | | |тугоплавкими | | | | |металлами | | | |---|-----------------|-----------------------------------------------------------|-------------------| |6. |Оснащение |Подготовка к серийному производству, изготовление |N 655 | | |городских |и установка на муниципальных объектах установок АСУ-БП-30 |от 22.08.2000 | | |объектов |и АСУ-БП-120. Снижение выбросов паров бензина на объектах | | | |абсорбционными |на 80% или на 315 тонн в год с рекуперацией | | | |системами | | | | |улавливания | | | | |и рекуперации | | | | |паров бензина | | | | |(АСУ-БП) | | | |---|-----------------|-----------------------------------------------------------|-------------------| |7. |Модернизация 6 |Снижение массы выбросов на 5% (на 100 тонн в год) |N 655 | | |котлов ПТВМ-50 на| |от 22.08.2000 | | |тепловых станциях| | | |---|-----------------|-----------------------------------------------------------|-------------------| |8. |Дооснащение |Снижение в продуктах горения концентрации оксидов азота |Внедрение | | |опытных объектов:|на 14-26%, оксида углерода на 13-15% при обработке |энергосберегающих | | |ТЭЦ-25 и трех |нефтепродуктов. Повышение использования топлива на 6-10%, |технологий | | |автозаправочных |снижение расхода топлива на 4-6% | | | |станций г. Москвы| | | | |приборами типа | | | | |"Т-101" | | | |---|-----------------|-----------------------------------------------------------|-------------------| |9. |Разработка |Использование низкопотенциального тепла сбросных вод для |N 655 | | |и создание |экономии топлива и сокращения выбросов вредных веществ |от 22.08.2000 | | |теплонасосной |до 70 тонн в год | | | |установки | | | | |мощностью 30 | | | | |Гкал/ч на ТЭЦ-23 | | | |---|-----------------|-----------------------------------------------------------|-------------------| |10.|Внедрение 21 |Снижение уровня шума от работы котлов на 5-10 дБА, т.е. до |N 655 | | |глушителя шума |нормативного уровня шума |от 22.08.2000 | | |на водогрейных | | | | |котлах тепловых | | | | |станций ГУП | | | | |"Мостеплоэнерго" | | | |---|-----------------|-----------------------------------------------------------|-------------------| |11.|Разработка плана |Предотвращение возгорания торфяников и задымления города в | | | |совместных |летний период | | | |мероприятий | | | | |Правительства | | | | |Москвы | | | | |и Московской | | | | |области | | | | |по предотвращению| | | | |возгорания | | | | |торфяников | | | | |и задымления | | | | |города в летний | | | | |период | | | |---|-----------------|-----------------------------------------------------------|-------------------| |12.|Разработка |Доведение уровня шума до нормативного - на 5-10 дБА |N 666-ПП | | |мероприятий | |от 17.07.2001 | | |по снижению | | | | |шумового | | | | |дискомфорта, | | | | |в том числе | | | | |от аэропортов | | | | |"Внуково" | | | | |и "Остафьево", | | | | |строительных | | | | |площадок, | | | | |автомагистралей | | | | |и пр. | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------- 3.2.3. Ресурсное обеспечение мероприятий подпрограммы "Охрана воздушного бассейна города" ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |N | Наименование | Сроки | Объемы и источники финансирования | Привлеченные | Итого | Городской | Исполнитель | |п/п| мероприятия | реализации|-----------------------------------------| | | инвестор | | | | | | Городской бюджет |ЦБТЭФ | | | | | | | | |-------------------------|---------------| | | | | | | | | НИОКР|ПИР | Кап.|Текущие|ПИР |Кап.|НИОКР| | | | | | | | | | | вл. |расходы| |вл. | | | | | | |---|---------------------|-----------|------|----|-----|-------|----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |---|---------------------|-----------|------|----|-----|-------|----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |1. | Разработка | Всего | 1,7 | 3,3| 3,7| | | | 0,7 | 23,4 | 32,8 | Департамент науки и | Управление | | | проекта | 2003 | | 1,3| | | | | 0,7 | 8,9 | 10,9 | промышленной | транспорта и связи | | | и создание | 2004 | 1,7 | 2,0| 3,7| | | | | 14,5 | 21,9 | политики города | города Москвы, | | | опытно- | 2005 | | | | | | | | | | Москвы, Департамент | конкурс | | | производственной | | | | | | | | | | | природопользования | | | | установки | | | | | | | | | | | и охраны окружающей | | | | по производству | | | | | | | | | | | среды города | | | | диметилэфира | | | | | | | | | | | Москвы, Управление | | | | с внедрением | | | | | | | | | | | городского заказа | | | | производства | | | | | | | | | | | города Москвы | | | | на предприятиях | | | | | | | | | | | | | | | города | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------|-----------|------|----|-----|-------|----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |2. | Организация работ | Всего | 2,0 | 4,0| | | | | | 20,0 | 26,0 | Департамент науки и | Управление | | | по | 2003 | 1,0 | 2,0| | | | | | 7,0 | 10,0 | промышленной | транспорта и связи | | | переоборудованию | 2004 | 1,0 | 2,0| | | | | | 13,0 | 16,0 | политики города | города Москвы, | | | городского | 2005 | | | | | | | | | | Москвы, Управление | конкурс | | | транспорта для | | | | | | | | | | | городского заказа | | | | работы | | | | | | | | | | | города Москвы | | | | на диметилэфире | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------|-----------|------|----|-----|-------|----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |3. | Дооснащение | Всего | | | 90 | | |16,9| | |106,9 | Департамент | Управление | | | и ремонт | 2003 | | | | | |16,9| | | 16,9 | природопользования | транспорта и связи | | | нейтрализаторов | 2004 | | | 45,0| | | | | | 45,0 | и охраны окружающей | города Москвы, ГУП | | | отработавших | 2005 | | | 45,0| | | | | | 45,0 | среды города | "Мосэкопром" | | | газов на | | | | | | | | | | | Москвы, Управление | | | | муниципальном | | | | | | | | | | | городского заказа | | | | автотранспорте | | | | | | | | | | | города Москвы | | |---|---------------------|-----------|------|----|-----|-------|----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |4. | Переоборудование | Всего | | | 35,0| | | | | 20,0 | 55,0 | Управление | Управление | | | автобусов ГУП | 2003 | | | | | | | | | | городского заказа | транспорта и связи | | | "Мосгортранс" | 2004 | | | 15,0| | | | | 10,0 | 25,0 | города Москвы | города Москвы, | | | для работы на | 2005 | | | 20,0| | | | | 10,0 | 30,0 | | конкурс | | | газообразном | | | | | | | | | | | | | | | топливе | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------|-----------|------|----|-----|-------|----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |5. | Организация | Всего | | | 12,5| | 3,5| | 2,5 | | 18,5 | Управление | ГУП "Мосэкопром" | | | и выпуск первой | 2003 | | | | | 3,5| | 2,5 | | 6,0 | городского заказа | | | | партии | 2004 | | | 12,5| | | | | | 12,5 | города Москвы, | | | | отечественных | 2005 | | | | | | | | | | Департамент | | | | высокотемпературных | | | | | | | | | | | природопользования | | | | рукавных (650 | | | | | | | | | | | и охраны окружающей | | | | град.) углеродных | | | | | | | | | | | среды города Москвы | | | | фильтров | | | | | | | | | | | | | | | на основе | | | | | | | | | | | | | | | принципиально | | | | | | | | | | | | | | | нового | | | | | | | | | | | | | | | углеродного | | | | | | | | | | | | | | | волокнистого | | | | | | | | | | | | | | | материала | | | | | | | | | | | | | | | с защитным | | | | | | | | | | | | | | | покрытием | | | | | | | | | | | | | | | тугоплавкими | | | | | | | | | | | | | | | металлами | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------|-----------|------|----|-----|-------|----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |6. | Оснащение | Всего | | | 30,0| | |58,0| | 30,0 |118,0 | Департамент | Управление | | | городских | 2003 | | | 10,0| | |15,0| | 10,0 | 35,0 | природопользования | транспорта и связи | | | объектов | 2004 | | | 10,0| | |25,0| | 10,0 | 45,0 | и охраны окружающей | города Москвы, ГУП | | | абсорбционными | 2005 | | | 10,0| | |18,0| | 10,0 | 38,0 | среды города | "Мосэкопром" | | | системами | | | | | | | | | | | Москвы, Управление | | | | улавливания | | | | | | | | | | | городского заказа | | | | и рекуперации | | | | | | | | | | | города Москвы | | | | паров бензина | | | | | | | | | | | | | | | (АСУ-БП) | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------|-----------|------|----|-----|-------|----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |7. | Модернизация 6 | Всего | | |185,5| | | | | |185,5 | Управление | Управление | | | котлов ПТВМ-50 на | 2003 | | | | | | | | | | городского заказа | топливно- | | | тепловых станциях | 2004 | | | 98,0| | | | | | 98,0 | города Москвы | энергетического | | | | 2005 | | | 87,5| | | | | | 87,5 | | хозяйства города | | | | | | | | | | | | | | | Москвы | |---|---------------------|-----------|------|----|-----|-------|----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |8. | Дооснащение | Всего | | | 9,0| | | | | | 9,0 | Управление | Управление | | | опытных объектов: | 2003 | | | | | | | | | | городского заказа | транспорта и связи | | | ТЭЦ-25 и трех | 2004 | | | 6,0| | | | | | 6,0 | города Москвы | города Москвы, ГУП | | | АЗС г. Москвы | 2005 | | | 3,0| | | | | | 3,0 | | "Мосэнерго" | | | приборами типа | | | | | | | | | | | | | | | "Т-101" | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------|-----------|------|----|-----|-------|----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |9. | Разработка | Всего | | | | | | | | 9,0 | 9,0 | Управление | ГУП "Мосэнерго" | | | и создание | 2003 | | | | | | | | | | городского заказа | | | | теплонасосной | 2004 | | | | | | | | 6,0 | 6,0 | города Москвы | | | | установки | 2005 | | | | | | | | 3,0 | 3,0 | | | | | мощностью 30 | | | | | | | | | | | | | | | Гкал/час на | | | | | | | | | | | | | | | ТЭЦ-23 | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------|-----------|------|----|-----|-------|----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |10.| Внедрение 21 | Всего | | | 10,0| | | | | 5,0 | 15,0 | Управление | Управление | | | глушителя шума | 2003 | | | | | | | | 5,0 | 5,0 | городского заказа | топливно- | | | на водогрейных | 2004 | | | 5,0| | | | | | 5,0 | города Москвы | энергетического | | | котлах тепловых | 2005 | | | 5,0| | | | | | 5,0 | | хозяйства города | | | станций ГУП | | | | | | | | | | | | Москвы | | | "Мостеплоэнерго" | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------|-----------|------|----|-----|-------|----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |11.| Разработка плана | Всего | | | | | | | | | | | Департамент | | | совместных | 2003 | | | | | | | | | | | природопользования | | | мероприятий | 2004 | | | | | | | | | | | и охраны окружающей | | | Правительства | 2005 | | | | | | | | | | | среды города Москвы | | | Москвы | | | | | | | | | | | | | | | и Московской | | | | | | | | | | | | | | | области | | | | | | | | | | | | | | | по предотвращению | | | | | | | | | | | | | | | возгорания | | | | | | | | | | | | | | | торфяников | | | | | | | | | | | | | | | и задымления | | | | | | | | | | | | | | | города в летний | | | | | | | | | | | | | | | период | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------|-----------|------|----|-----|-------|----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |12.| Разработка | Всего | 0,5 | 3,0| 11,5| | | | 0,5 | 12,5 | 28,0 | Департамент науки и | ГПУ | | | мероприятий | 2003 | | 1,5| 3,0| | | | 0,5 | 4,0 | 9,0 | промышленной | "Мосэкомониторинг", | | | по снижению | 2004 | 0,5 | 1,5| 3,5| | | | | 3,5 | 9,0 | политики города | ЦГСЭН | | | шумового | 2005 | | | 5,0| | | | | 5,0 | 10,0 | Москвы, Управление | | | | дискомфорта, | | | | | | | | | | | городского заказа | | | | в том числе | | | | | | | | | | | города Москвы, | | | | от аэропортов | | | | | | | | | | | Департамент | | | | "Внуково" | | | | | | | | | | | природопользования | | | | и "Остафьево", | | | | | | | | | | | и охраны окружающей | | | | строительных | | | | | | | | | | | среды города Москвы | | | | площадок, | | | | | | | | | | | | | | | автомагистралей | | | | | | | | | | | | | | | и пр. | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------|-----------|------|----|-----|-------|----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| | | Итого | Всего | 4,2 |10,3|387,2| | 3,5|74,9| 3,7 | 119,9 |603,7 | | | | | по подпрограмме | 2003 | 1,0 | 4,8| 13,0| | 3,5|31,9| 3,7 | 34,9 | 92,8 | | | | | | 2004 | 3,2 | 5,5|198,7| | |25,0| | 57,0 |289,4 | | | | | | 2005 | | |175,5| | |18,0| | 28,0 |221,5 | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 3.3. Охрана водного бассейна и очистка сточных вод 3.3.1. Общие положения Комплекс водных объектов г. Москвы - это система, состоящая из более чем 140 рек и ручьев, 170 расположенных на них (русловых) водоемов, 4 озер и более 400 прудов различного происхождения. Наиболее крупными из этих рек являются реки Яуза, Сходня и Сетунь, которые начинаются на территории Московской области и являются притоками р. Москвы, 39 рек и ручьев имеют полностью открытые русла, 40 водотоков полностью забраны в коллекторы. Остальные имеют частично открытые русла и частично заключены в коллекторы. Эта сеть водоемов, сильно измененная в процессе градостроительной и иной хозяйственной деятельности, обеспечивает регулирование поверхностного и грунтового стока, несет рекреационные нагрузки, используется для хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения, а также судоходства. Системными водопользователями Москвы являются МГП "Мосводоканал", осуществляющее водоснабжение и канализование города, и МГУП "Мосводосток", осуществляющее сбор, транспортировку, очистку и отведение поверхностного стока с территории г. Москвы. Система водных объектов г. Москвы является частью природной среды города, выполняет градообразующие, инженерные и экологические функции, формирует ландшафтный облик города, осуществляет отвод поверхностного и дренажного стоков. Сброс сточных и поверхностных вод составляет основную часть водопользования на территории города и существенно отражается на состоянии водных экосистем и водных ресурсов бассейна реки Москвы. Необходимо отметить крайне высокую степень антропогенной нагрузки, превышающую природные возможности биологического самоочищения водных экосистем. Вместе с тем в последние годы отмечается некоторая стабилизация основных количественных и качественных показателей состояния водоемов на территории города. Реализуются мероприятия по снижению объемов сбросов загрязнителей в водоемы как за счет уменьшения объемов стоков, так и за счет повышения степени их очистки. Например, осуществлено строительство 2 канализационных насосных станций общей производительностью 160 тыс. куб. м/сутки (Братеевской и Новокунцевской), выведены на проектные показатели очистные сооружения в Южном Бутово и в Зеленограде общей производительностью 220 тыс. куб. м/сутки, завершена реконструкция сооружений биотермической стабилизации пескового осадка Курьяновской станции аэрации 70 куб. м/сутки, продолжается реализация схемы удаления азота и фосфора на очистных сооружениях Люберецкой и Курьяновской станций аэрации и т.д. Разработаны и применяются инженерно-технические мероприятия по санации самих водоемов. Например, проведена прочистка русла р. Яузы (район проспекта Мира, Сухонская набережная, Потешная набережная), расчищены русла рек Лихоборка и Каменка в месте впадения в р. Яузу с частичным габионным укреплением берегов и зарегулированием стока с целью исключения сброса в р. Яузу бытового мусора и взвешенных веществ и т.д. В качестве приоритетного направления совершенствования технологий очистки сточных вод на ближайшие годы обозначено удаление биогенных элементов (азота и фосфора). В настоящее время завершены работы по реконструкции 3-й очереди старого блока Люберецкой станции аэрации, создан промышленный полигон по отработке новых технологий удаления биогенных элементов, проведены другие организационно-технические мероприятия по оптимизации процессов очистки сточных вод и внедрению переносных и стационарных приборов контроля, лабораторных приборов экспресс-анализа. В целом все мероприятия подпрограммы являются переходными и их продолжение регламентируется различными постановлениями Правительства Москвы и Московской области, что во многом предопределяет приоритетность мероприятий, а именно: - очистка сточных вод московских станций аэрации, которая приведет к сокращению сброса соединений азота и фосфора в водоемы Москвы; - очистка поверхностных сточных вод, основным элементом которой является строительство городских очистных сооружений в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 17.04.2001 N 355-ПП, при условии достаточного финансирования этих работ. Однако до настоящего времени эти средства не выделены; - совершенствование технологий очистки загрязненных сточных вод. Для решения этих проблем необходимо применять комплексный подход. С этой целью планируются: - подготовка проекта закона "Об охране водных объектов на территории г. Москвы"; - совершенствование нормативной базы, определяющей виды водопользования, требования к спецводопользователям, функциональное назначение водоемов; - создание координирующего органа управления и охраны водных ресурсов в г. Москве; - подготовка и подписание договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и г. Москвы; - разработка и утверждение в установленном порядке реестра всех водных объектов на территории г. Москвы с указанием их принадлежности, основных гидрологических характеристик, оценки качества воды, видов водопользования и ответственных за содержание водного объекта и прилегающих территорий; - разработка проектов водоохранных зон по всем малым рекам на территории г. Москвы и вынос границ в натуру; - разработка и утверждение новых Правил приема сточных вод в городскую водосточную сеть, в том числе с селитебной территории города; - разработка модели баланса формирования стока по каждой реке и выявление источников загрязнения; - исключение сброса загрязненных производственных сточных вод в водные объекты и в городскую водосточную сеть без предварительной очистки; - максимальное стимулирование естественных самоочищающих процессов, в том числе за счет устройства дополнительных русловых прудов, аэрации, водоочищающей флоры и т.п.; - инженерная подготовка и оборудование прибрежных территорий; - охрана и восстановление природных сообществ и биологических ресурсов водных и околоводных систем; - разработка механизма для вывода из водоохранных зон экологически опасных и самовольно размещенных объектов; - определение участков заключенных в коллекторы водных объектов, по которым возможно восстановление открытых русел малых рек, и разработка проектов по возврату их в естественное природное состояние; - разработка системы стимулирования предприятий, внедряющих водосберегающие и водоохранные технологии; - утверждение Методики расчета ущерба, причиненного в результате сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в водные объекты, на рельеф местности, в городские сети канализации и водостока; - организация и обеспечение постоянной работы единой городской системы мониторинга водных объектов; - оснащение наиболее крупных водовыпусков приборами учета количества и качества сбрасываемых сточных вод. Одним из приоритетных направлений является экологическая реабилитация долин малых рек, ручьев и прудов с учетом бассейнового подхода, комплексного благоустройства с формированием системы городских ландшафтов на основе Схемы размещения по административным округам объектов нового озеленения на территориях Природного комплекса города Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 04.06.2002 N 413 с привлечением средств инвесторов. Внедрение такого подхода к решению проблем в этой области создаст финансовые возможности для реализации комплексной экологической реабилитации долин малых рек, ручьев и прудов с проведением работ по дноуглублению, берегоукреплению, новому (компенсационному) озеленению, рекультивации почвы и благоустройству прибрежных территорий. Важной проблемой остается отсутствие единой системы по контролю за состоянием прудов, четкой программы мер по их экологической реставрации. Необходимо, чтобы городские водные объекты стали "экологическими островками", разделяющими и дополняющими застроенные территории города. Выполнение планируемых мероприятий позволит: - сократить сброс загрязняющих веществ в водные объекты на 5000 тонн в год, в том числе на 4000 тонн в год соединений азота и на 875 тонн в год соединений фосфора; - увеличить долю очистки поверхностного стока на 15%, что составит 60% от всего поверхностного стока; - создать дополнительные зоны рекреации для городского населения; - увеличить территорию Природного комплекса г. Москвы; - улучшить качество воды и условий обитания водных биологических видов; - создать условия по сохранению и восстановлению биоразнообразия. 3.3.2. Перечень мероприятий подпрограммы "Охрана водного бассейна и очистка сточных вод" -------------------------------------------------------------------------------------------------------- |N |Цель/мероприятие |Ожидаемый результат |Основание | |п/п| | | | |---|-------------------------|----------------------------------------------------|-------------------| |1. |Разработка и утверждение |Обеспечение комплексного подхода к оздоровлению |Протокол совещания | | |Концепции восстановления |и восстановлению малых рек, очистке воды, |у Мэра Москвы от | | |и реабилитации малых рек |восстановлению биоразнообразия |11.11.2002 N 40-ОС | | |г. Москвы | | | |---|-------------------------|----------------------------------------------------|-------------------| |2. |Разработка проектов |Документация, утверждена в установленном порядке, |N 1166-ПП | | |и установление границ |по определению и закреплению границ водоохранных |от 25.12.2001, | | |водоохранных зон |зон рек Москвы, Сходни, Сетуни, Пономарки, Нищенки, |N 695-ПП | | |и прибрежных защитных |Шмелевки, вынос в натуру границ и обеспечение |от 27.08.2002 | | |полос водных объектов |особого режима регулирования хозяйственной | | | | |деятельности на территории этих зон | | |---|-------------------------|----------------------------------------------------|-------------------| |3. |Разработка ПСД |Утвержденная в установленном порядке проектно- |N 101 | | |и проведение |сметная документация. Проведение строительно- |от 10.02.98, | | |дноуглубительных работ, |монтажных работ. Очистка и благоустройство |N 124 | | |берегоукрепление р. Яузы,|прибрежных территорий р. Яузы |от 17.02.98, | | |ее притоков, Лихоборского| |N 833-ПП | | |обводного канала и | |от 11.09.2001 | | |р. Чермянки | | | |---|-------------------------|----------------------------------------------------|-------------------| |4. |Разработка ПСД |Снижение в сбросах содержания взвешенных веществ |N 101 | | |и проведение работ |и нефтепродуктов на 40% |от 10.02.98, | | |по реконструкции прудов -| |N 355-ПП | | |отстойников Нищенка, | |от 17.04.2001, | | |Хапиловка, Копытовка, | |N 124 | | |Нагатинский затон, | |от 17.02.98 | | |Капотня, Тушино-1 | | | |---|-------------------------|----------------------------------------------------|-------------------| |5. |Разработка технических |Создание стартовых условий для развития работ |N 101 | | |заданий и проектно- |по улучшению экологического состояния рек и ручьев: |от 10.02.98, | | |сметной документации |Сетунь, Очаковка, Самородинка, Натошенка, Раменка, |N 355-ПП | | |на проведение работ |Чечера, Котловка, Битца, Чертановка, Гвоздянка, |от 17.04.2001, | | |по благоустройству |Корюшка (Чура), Сходня, Лихоборка, Таракановка, |N 124 | | |и оздоровлению долин |Бусинка, Пономарка, Нищенка, Жужа, Шмелевка, |от 17.02.98 | | |малых рек и ручьев |Городня, Коршуниха и прилегающих к ним территорий | | |---|-------------------------|----------------------------------------------------|-------------------| |6. |Разработка технических |Экологическая реставрация прудов в г. Москве, |N 101 | | |заданий и проектно- |предусматривающая их очистку, предотвращение |от 10.02.98, | | |сметной документации |загрязнения, доведение до рекреационных кондиций |N 124 | | |по оздоровлению прудов |или иных форм использования |от 17.02.98, | | |г. Москвы | |N 355-ПП | | | | |от 17.04.2001 | |---|-------------------------|----------------------------------------------------|-------------------| |7. |Экологическая реставрация|Восстановление прудов: Серебряно-Виноградного, |N 101 | | |прудов г. Москвы: очистка|Мазиловского, по 95-му кварталу Кунцево, |от 10.02.98, | | |дна и поверхности, |Мещерского, по ул. Кравченко, Очаковского, |N 355-ПП | | |реконструкция инженерных |Центрального в Солнцево, Покровско-Стрешневского, |от 17.04.2001, | | |сооружений с целью |Калитниковского, Кировоградского, Лефортовских |N 124 | | |предотвращения их |прудов, Братцево, Рождественно, Путяевский, |от 17.02.98 | | |загрязнения, озеленение и|Черкизовский, пруды в Покровское-Стрешнево, | | | |благоустройство |мкр. Курьяново, Северное Медведково, на ручье | | | |прилегающих территорий |Ржавка, Гольяновский, по Черноморскому бульвару, | | | | |Щучий в Кузьминках, в Ясенево по ул. Рокотова, в | | | | |природном парке "Москворецкий", Кожуховский затон, | | | | |по ул. Кутузова, в Свиблово, по ул. Дегунинская, | | | | |в усадьбе "Малое Голубино", в поселке Малино и др. | | |---|-------------------------|----------------------------------------------------|-------------------| |8. |Разработка Положения |Определение экономических механизмов и порядка |N 413-ПП | | |об инвестиционной |привлечения инвестиций, плана мероприятий, |от 04.06.2002, | | |деятельности в сфере |заказчиков, инвесторов и исполнителей, сроков |инновационные | | |экологической |и графиков разработки ТЗ, проектов и их реализации, |разработки | | |реабилитации территорий |предусматривающих проведение комплексной | | | |водных объектов г. Москвы|экологической реабилитации городских ландшафтов | | | | |в долинах малых рек, ручьев и прудов с приданием им | | | | |функционального назначения (рекреационного, | | | | |туристического, коммерческого и т.п.). Разработка | | | | |современной схемы управления и контроля | | | | |за состоянием водных объектов и их содержанием | | | | |и эксплуатацией в надлежащем состоянии | | |---|-------------------------|----------------------------------------------------|-------------------| |9. |Разработка проектно- |Разработка проектной документации |N 399 | | |сметной документации |на благоустройство родников, каптирование родников, |от 30.05.2000 | | |и проведение работ |проведение работ по благоустройству прилегающих | | | |по благоустройству 37 |территорий | | | |родников | | | |---|-------------------------|----------------------------------------------------|-------------------| |10.|Строительство очистных |Разработка ПСД, проведение строительно-монтажных |N 115 | | |сооружений ливнестоков, |работ очистных сооружений ливнестоков |от 11.07.2001 | | |реконструкция очистных |для территории около 50 га, снижение сброса | | | |сооружений промстоков |загрязняющих веществ на: взвешенных - 8,5 т/год, | | | |на территории Северной |нефтепродуктов - 0,8 т/год, ТМ - 15 кг/год, | | | |и Южной промышленных зон |соединений фтора из промстоков - 37 т/год, ТМ | | | |Зеленограда |из промстоков - 10 т/год | | |---|-------------------------|----------------------------------------------------|-------------------| |11.|Завершение строительства |Завершение строительных работ. Сокращение в сточных |N 124 от 17.02.98 | | |блока биологического |водах соединений азота на 460 т/год, фосфора - на | | | |удаления биогенных |75 т/год | | | |элементов - сооружение | | | | |доочистки 2-го блока Ново| | | | |- Люберецкой станции | | | | |аэрации | | | | |производительностью 500 | | | | |тыс. куб. м/сутки | | | |---|-------------------------|----------------------------------------------------|-------------------| |12.|Реконструкция сооружения |Разработка ПСД и проведение строительно-монтажных |N 124 от 17.02.98 | | |биологической очистки |работ по разработанным проектным документам. | | | |Курьяновской станции |Сокращение в сточных водах соединений азота на 3640 | | | |аэрации и Люберецкой |т/год, фосфора - на 800 т/год | | | |станции аэрации | | | | |с внедрением блока | | | | |доочистки | | | | |и обеззараживания сточных| | | | |вод и технологии удаления| | | | |биогенных элементов | | | |---|-------------------------|----------------------------------------------------|-------------------| |13.|Строительство аварийно- |Разработка ПСД и проведение строительно-монтажных |N 124 от 17.02.98 | | |регулирующего резервуара |работ по разработанным проектным документам. | | | |при КНС "Черкизовская" |Повышение надежности работы канализационной сети | | | |объемом 45 тыс. куб. | | | | |м/сутки | | | |---|-------------------------|----------------------------------------------------|-------------------| |14.|Строительство напорного |Разработка ПСД и проведение строительно-монтажных |N 124 от 17.02.98 | | |коллектора Dy = 400 мм |работ по разработанным проектным документам | | | |длиной 5 км от КНС | | | | |до самотечного | | | | |канализационного | | | | |коллектора с разработкой | | | | |ПСД | | | |---|-------------------------|----------------------------------------------------|-------------------| |15.|Строительство |Исключение сбросов сточных вод в источники |N 124 от 17.02.98, | | |канализационных |питьевого водоснабжения Москвы (долевое участие |N 463-41, 464-42, | | |коллекторов для отведения|бюджета г. Москвы, Московской области и абонентов |465-43 от 01.06.99,| | |сточных вод в московскую |по 33,3% от общей стоимости) |N 6-РСК | | |городскую канализацию | |от 29.05.2000 | | |в Красногорском, | | | | |Одинцовском, Мытищинском | | | | |районах Московской | | | | |области | | | |---|-------------------------|----------------------------------------------------|-------------------| |16.|Проектирование |Разработка ПСД. Улучшение экологического состояния |N 124 от 17.02.98, | | |водоохранных зон |Москворецкого (вдхр. Можайское, Рузское, |N 6-РСК | | |и прибрежных защитных |Озернинское, Истринское) и Волжского (вдхр. |от 29.05.2000 | | |полос 10 водохранилищ |Пяловское, Пестовское, Учинское, Пироговское, | | | |и рек Истры, Рузы, Москвы|Клязьминское, Химкинское) источников питьевого | | | |(2-й этап) |водоснабжения | | |---|-------------------------|----------------------------------------------------|-------------------| |17.|Проектирование, |Разработка ПСД, проведение строительно-монтажных |Градостроительный | | |реконструкция |работ. Улучшение качества воды поверхностных |план развития | | |и строительство кустовых |водоемов за счет очистки загрязненных стоков |территории | | |очистных сооружений |в количестве не менее 2,0 млн. куб. м/год |Зеленоградского | | |на водовыпусках МГУП |и сокращения сброса загрязняющих веществ в сточных |административного | | |"Мосводосток" в р. Сходню|водах: взвешенных - на 900 т/год, нефтепродуктов - |округа N 296 | | |(4 сооружения) |на 18 т/год, БПК - на 49,5 т/год, тяжелых металлов |от 29.04.97 | | |в Зеленоградском |- на 70 кг/год | | | |административном округе | | | | |города Москвы | | | |---|-------------------------|----------------------------------------------------|-------------------| |18.|Создание блок-модульной |Достижение норм сброса загрязняющих веществ |Инновационные | | |установки очистки сточных|в водный бассейн. Очистка воды без образования |разработки | | |вод предприятий легкой |вторичных загрязнений. Сокращение площадей, | | | |промышленности, бытовой |занимаемых очистными сооружениями. Снижение | | | |химии, гальванических |эксплуатационных затрат. Создание экологически | | | |производств, |чистой технологии | | | |поверхностного стока | | | | |и реконструкции городских| | | | |очистных сооружений | | | -------------------------------------------------------------------------------------------------------- 3.3.3. Ресурсное обеспечение мероприятий подпрограммы "Охрана водного бассейна и очистка сточных вод" ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ |N | Наименование | Сроки | Объемы и источники финансирования | Привлеченные | Итого | Городской | Исполнитель | |п/п| мероприятия | реализации|-------------------------------------------| | | инвестор | | | | | | Городской бюджет |ЦБТЭФ | | | | | | | | |--------------------------|----------------| | | | | | | | | НИОКР|ПИР | Кап. |Текущие|ПИР |Кап.|НИОКР| | | | | |