контроля за зелеными насаждениями. Городские ландшафты представляют собой в основном искусственные образования, развивающиеся на основе природных процессов. Экологии городских ландшафтов с конца 70-х годов и до недавнего времени практически не уделялось внимания. В результате на значительных по площади территориях планировочная структура города и характер их функционирования не соответствуют требованиям сохранения устойчивого развития городской среды. Важное место в декоративном оформлении города отводится цветочному оформлению. В 2002 году разработана Генеральная схема цветочного оформления города, предусматривающая интенсификацию работ по увеличению площадей, занятых объектами цветочного оформления, и доведение их до 400 га. Наиболее приоритетными направлениями развития Природного комплекса города в 2003-2005 годах являются: - комплексный подход к восстановлению нарушенных территорий, предусматривающий реабилитацию зеленых насаждений с одновременным восстановлением водных объектов, оздоровлением почв, восстановлением биоразнообразия, развитием ООПТ, созданием четкой системы их управления и охраны; - сохранение и увеличение в ближайшие 5 лет баланса вырубаемых и высаживаемых зеленых насаждений в пользу вторых с целью увеличения площади территорий Природного комплекса до 30% от площади города; - улучшение состава и структуры зеленых насаждений с целью повышения их устойчивости к негативному воздействию окружающей среды; - профилактика ослабления и заболеваний зеленых насаждений, прежде всего древесных. В результате реализации планируемых мероприятий подпрограммы будет проведена реконструкция почвенного слоя и растительного покрова на площади более 900 га, будут озеленены территории ПК на площади 632 га, подавлены очаги распространения вредителей растений на площади более 1000 га, созданы цветники на площади более 690 га, улучшены и восстановлены места обитания и численность животных и растений, занесенных в Красную книгу г. Москвы. 3.5.2. Перечень мероприятий подпрограммы "Развитие природного комплекса, охрана и восстановление почвенного покрова, зеленых насаждений и биологического разнообразия" ------------------------------------------------------------------------------------------------------- |N |Цель/мероприятие |Ожидаемый результат |Основание | |п/п| | | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |1. |Улучшение качества |Внедрение методики исчисления размера ущерба, |Градостроительные | | |городских почв, |наносимого загрязнением почв. Разработка методики |планы развития | | |реконструкция почвенного |по определению степени загрязнения городских |территорий | | |покрова. Разработка плана|грунтов и проведение инвентаризации территорий, |административных | | |мероприятий по сокращению|требующих рекультивации. Разработка закона |округов, | | |площади промзон, |"О почвах". Утверждение и реализация программы |N 159-ПП | | |формированию санитарно- |улучшения качества городских почв. Рекультивация |от 20.02.2001 | | |защитных зон промышленных|почвенного слоя на объектах 1-й категории, | | | |предприятий |повышение приживаемости молодых посадок. Подготовка| | | | |плана действий по поэтапному оздоровлению городских| | | | |почв и растительного покрова. | | | | |Создание карты почв города, подверженных | | | | |химическому, бактериологическому, механическому | | | | |загрязнению. Разработка и реализация плана | | | | |мероприятий по санации загрязненных городских почв | | | | |на период до 2005 года. Определение площадей первой| | | | |очереди проведения работ по санации загрязненных | | | | |почв | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |2. |Разработка предложений |Экологическая реабилитация жилых территорий |N 695-ПП | | |по реализации эколого- |санитарно-защитных зон промышленных объектов |от 27.08.2002 | | |градостроительных | | | | |мероприятий | | | | |по реабилитации жилых | | | | |территорий, находящихся | | | | |в санитарно-защитных | | | | |зонах промышленных | | | | |объектов | | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |3. |Восстановление еловых |Восстановление в черте города сосновых и еловых |Протокол | | |и сосновых насаждений |лесов, отличающихся наибольшей средозащитной |заседания | | |на ООПТ. Создание |эффективностью, высоким биологическим разнообразием|Экологического | | |экспериментальных |и рекреационной привлекательностью |консультативного | | |защитных лесных опушек | |совета | | |вдоль МКАД на территории | |от 26.04.2002 | | |НП "Лосиный остров" | | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |4. |Разработка и реализация |Определение экологических критериев рассмотрения |N 418-ПП | | |Концепции сохранения, |городской территории как целостной природно- |от 04.06.2002 | | |восстановления и создания|антропогенной системы, разработка основы для | | | |городских ландшафтов. |проведения нормирования допустимого качества | | | |Разработка Схемы |городских ландшафтов различного функционального | | | |сохраняемых городских |назначения, подготовка каталога ценных ландшафтов | | | |ландшафтов |г. Москвы | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |5. |Создание 92 озелененных |Озеленение 632 га территории Природного комплекса |N 413-ПП | | |объектов общего |с реконструкцией почвенного покрова |от 04.06.2002 | | |пользования | |(приложение N 3) | | |на территориях Природного| | | | |комплекса | | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |6. |Реконструкция |Озеленение 431,74 га территории Природного |N 413-ПП | | |и капитальный ремонт 58 |комплекса с реконструкцией почвенного покрова |от 04.06.2002 | | |объектов озеленения вдоль| |(приложение N 4) | | |городских магистралей | | | | |и улиц | | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |7. |Реставрация 23 памятников|Реставрация зеленых насаждений на площади 504,3 га |N 413-ПП | | |садово-паркового |территории Природного комплекса с реконструкцией |от 04.06.2002 | | |искусства |почвенного покрова |(приложение N 5) | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |8. |Разработка Комплексной |Разработка планов посадки деревьев и кустарников, |N 159-ПП | | |схемы озеленения города |восстановления и создания газонов, сохранение |от 20.02.2001, | | |Москвы |баланса вырубаемых и высаживаемых насаждений. |градостроительные | | |по административным |Определение основных направлений и стратегии |планы развития | | |округам и Генеральной |развития системы озеленения города, создание новых |территорий | | |схемы озеленения города |объектов озеленения общего пользования |административных | | |до 2020 года |на территории Природного комплекса, улучшение |округов | | | |состояния существующих зеленых насаждений, | | | | |обеспечение единого учета зеленых насаждений | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |9. |Учет и ведение реестра |Разработка исходных данных по оценке состояния |N 159-ПП | | |зеленых насаждений. |зеленых насаждений. Разработка электронной базы |от 20.02.2001, | | |Создание общегородского |данных типов и состояний зеленых насаждений. |градостроительные | | |Кадастра зеленых |Получение достоверной информации о фактическом |планы развития | | |насаждений |состоянии зеленых насаждений, оценка эффективности |территорий | | | |проводимых работ по уходу и посадке зеленых |административных | | | |насаждений |округов | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |10.|Цветочное оформление |Создание благоприятной визуальной среды города. |N 50-ПП | | |городских объектов города|Создание цветников в г. Москве в 2003 г. - не менее|от 22.01.2002 | | |Москвы |290 га, в 2004-2005 гг. - не менее 400 га | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |11.|Создание и ведение |Организация баз данных о составе объектов ООПТ, |N 139-ПП | | |Государственного кадастра|основных биотических и абиотических компонентах |от 19.02.2002 | | |ООПТ г. Москвы |ООПТ | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |12.|Разработка проектов |Утвержденные проекты планировки, схемы организации |Закон города | | |развития каждой |и функционирования территорий, а также границ ООПТ,|Москвы N 48 | | |существующей особо |мероприятия по обеспечению режима особой охраны |от 26.09.2001, | | |охраняемой природной |и выводу сторонних землепользователей с территории |Закон города | | |территории г. Москвы |ООПТ. Подготовка планов развития для каждой ООПТ, |Москвы N 47 | | | |разработка градостроительной документации, |от 24.10.2001, | | | |проектных решений по обустройству и развитию |N 695-ПП | | | |инфраструктуры (дорожно-тропиночная сеть, |от 27.08.2002 | | | |освещение, малые архитектурные формы, капитальный | | | | |ремонт зеленых насаждений), обеспечение режима | | | | |охраны (ограждение, закрепление входов и въездов). | | | | |Размещение информационных щитов. Закупка | | | | |оборудования | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |13.|Разработка проектов |Создание возможности комплексного использования |N 695-ПП | | |планировки территорий |территорий ПК |от 27.08.2002 | | |Природного комплекса | | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |14.|Создание дирекций особо |Создание ГПУ: "Природный парк "Москворецкий", |Закон города | | |охраняемых природных |"Природный заказник "Долина р. Сетуни", "Природный |Москвы N 47 | | |территорий |заказник "Воробьевы горы" и другие |от 24.10.2001 | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |15.|Реализация мероприятий |Восстановление растений и животных, занесенных |Протокол заседания | | |по реинтродукции на особо|в Красную книгу Москвы. Восстановление и увеличение|Экологического | | |охраняемых природных |численности редких и декоративных животных - белок,|консультативного | | |территориях видов |зайцев, хищных и водоплавающих птиц, стрекоз и др. |совета | | |растений и животных из | |от 26.04.2002, | | |Красной книги г. Москвы | |N 634-ПП | | | | |от 10.07.2001 | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |16.|Проведение реабилитации |Проведение работ по исследованию загрязнения |N 1166-ПП | | |бывшего полигона |компонентов окружающей среды и разработка проектной|от 25.12.2001 | | |в Кузьминском лесопарке |документации по рекультивации | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------- 3.5.3. Ресурсное обеспечение мероприятий подпрограммы "Развитие Природного комплекса, охрана и восстановление почвенного покрова, зеленых насаждений и биологического разнообразия" ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |N | Наименование | Сроки | Объемы и источники финансирования | Привлеченные | Итого | Городской | Исполнитель | |п/п| мероприятия | реализации|-----------------------------------------------| | | инвестор | | | | | | Городской бюджет |ЦБТЭФ | | | | | | | | |-----------------------------|-----------------| | | | | | | | | НИОКР|ПИР | Кап. |Текущие |ПИР |Кап. |НИОКР| | | | | | | | | | | вл. |расходы | |вл. | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|----------|-----|-----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|----------|-----|-----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |1. | Улучшение качества | Всего | 1,0 | | | | | | 4,5| | 5,5 | Департамент науки и | ГПУ | | | городских почв, | 2003 | 1,0 | | | | | | 2,5| | 3,5 | промышленной | "Мосэкомониторинг" | | | реконструкция почвенного | 2004 | | | | | | | 2,0| | 2,0 | политики города | | | | покрова. Разработка плана | 2005 | | | | | | | | | | Москвы, Департамент | | | | мероприятий по сокращению | | | | | | | | | | | природопользования | | | | количества промзон, | | | | | | | | | | | и охраны окружающей | | | | формированию санитарно- | | | | | | | | | | | среды города Москвы | | | | защитных зон промышленных | | | | | | | | | | | | | | | предприятий | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|----------|-----|-----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |2. | Разработка предложений | Всего | | | | 3,5 | | | | | 3,5 | Управление | Управление | | | по реализации эколого- | 2003 | | | | 2,5 | | | | | 2,5 | городского заказа | жилищно- | | | градостроительных | 2004 | | | | 1,0 | | | | | 1,0 | города Москвы | коммунального | | | мероприятий | 2005 | | | | | | | | | | | хозяйства | | | по реабилитации жилых | | | | | | | | | | | | | | | территорий, находящихся | | | | | | | | | | | | | | | в санитарно-защитных | | | | | | | | | | | | | | | зонах промышленных | | | | | | | | | | | | | | | объектов | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|----------|-----|-----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |3. | Восстановление еловых | Всего | | | | | | 2,2| 10,0| 2,1 | 14,3 | Департамент | Конкурс | | | и сосновых насаждений | 2003 | | | | | | | | 2,1 | 2,1 | природопользования | | | | на ООПТ. Создание | 2004 | | | | | | 2,2| 3,0| | 5,2 | и охраны окружающей | | | | экспериментальных | 2005 | | | | | | | 7,0| | 7,0 | среды города Москвы | | | | защитных лесных опушек | | | | | | | | | | | | | | | вдоль МКАД на территории | | | | | | | | | | | | | | | НП "Лосиный остров" | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|----------|-----|-----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |4. | Разработка Концепции | Всего | | | | | | | 3,0| | 3,0 | Департамент | Конкурс | | | сохранения, | 2003 | | | | | | | 1,0| | 1,0 | природопользования | | | | восстановления и создания | 2004 | | | | | | | 1,0| | 1,0 | и охраны окружающей | | | | городских ландшафтов. | 2005 | | | | | | | 1,0| | 1,0 | среды города Москвы | | | | Разработка Схемы | | | | | | | | | | | | | | | сохраняемых городских | | | | | | | | | | | | | | | ландшафтов | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|----------|-----|-----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |5. | Создание 92 озелененных | Всего | | | | |185,0|548,1| | | 733,1 | Департамент | Конкурс | | | объектов общего | 2003 | | | | | 75,0|256,1| | | 331,1 | природопользования | | | | пользования | 2004 | | | | | 55,0|146,0| | | 201,0 | и охраны окружающей | | | | на территориях Природного | 2005 | | | | | 55,0|146,0| | | 201,0 | среды города Москвы | | | | комплекса | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|----------|-----|-----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |6. | Реконструкция | Всего | | | |141,0 | | | | | 141,0 | Управление | ГУП "Гормост", ГУП | | | и капитальный ремонт 58 | 2003 | | | | 47,0 | | | | | 47,0 | городского заказа | "Мосзеленхоз", | | | объектов озеленения вдоль | 2004 | | | | 47,0 | | | | | 47,0 | города Москвы | префектуры | | | городских магистралей | 2005 | | | | 47,0 | | | | | 47,0 | | административных | | | и улиц | | | | | | | | | | | | округов | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|----------|-----|-----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |7. | Реставрация 23 памятников | Всего | |23,0| |130,0 | | | | | 153,0 | Управление | Москомархитектура | | | садово-паркового | 2003 | |10,0| | 30,0 | | | | | 40,0 | городского заказа | ГУОП г. Москвы | | | искусства | 2004 | | 7,0| | 70,0 | | | | | 77,0 | города Москвы | | | | | 2005 | | 6,0| | 30,0 | | | | | 36,0 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|----------|-----|-----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |8. | Разработка Комплексной | Всего | 5,0 | | | | | | | | 5,0 | Департамент науки и | Москомархитектура, | | | схемы озеленения города | 2003 | | | | | | | | | | промышленной | Управление | | | Москвы | 2004 | 5,0 | | | | | | | | 5,0 | политики города | жилищно- | | | по административным | 2005 | | | | | | | | | | Москвы | коммунального | | | округам и Генеральной | | | | | | | | | | | | хозяйства | | | схемы озеленения города | | | | | | | | | | | | | | | до 2020 года | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|----------|-----|-----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |9. | Учет и ведение реестра | Всего | | | | 23,5 | | | | | 23,5 | Управление | Управление | | | зеленых насаждений. | 2003 | | | | 17,5 | | | | | 17,5 | городского заказа | жилищно- | | | Создание общегородского | 2004 | | | | 3,0 | | | | | 3,0 | города Москвы | коммунального | | | Кадастра зеленых | 2005 | | | | 3,0 | | | | | 3,0 | (префектуры | хозяйства, ГУП | | | насаждений | | | | | | | | | | | административных | "Мосзеленхоз", | | | | | | | | | | | | | | округов) | префектуры | | | | | | | | | | | | | | | административных | | | | | | | | | | | | | | | округов | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|----------|-----|-----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |10.| Цветочное оформление | Всего | | | |591,0 | | | | 162,7 | 753,7 | Управление | Управление | | | городских объектов | 2003 | | | |168,0 | | | | 45,3 | 213,3 | городского заказа | жилищно- | | | г. Москвы | 2004 | | | |198,0 | | | | 52,2 | 250,2 | города Москвы | коммунального | | | | 2005 | | | |225,0 | | | | 65,2 | 290,2 | (префектуры | хозяйства, | | | | | | | | | | | | | | административных | префектуры | | | | | | | | | | | | | | округов) | административных | | | | | | | | | | | | | | | округов | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|----------|-----|-----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |11.| Создание и ведение | Всего | | | | 7,0 | | | 1,5| | 8,5 | Департамент | Конкурс | | | Государственного кадастра | 2003 | | | | | | | 1,5| | 1,5 | природопользования | | | | ООПТ г. Москвы | 2004 | | | | 3,5 | | | | | 3,5 | и охраны окружающей | | | | | 2005 | | | | 3,5 | | | | | 3,5 | среды города | | | | | | | | | | | | | | | Москвы, Управление | | | | | | | | | | | | | | | городского заказа | | | | | | | | | | | | | | | города Москвы | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|----------|-----|-----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |12.| Разработка проектов | Всего | | | | 12 <*> | | 18,8| | | 30,8 | Департамент | Москомархитектура, | | | развития для каждой | | | | | | | | | | | природопользования | конкурс | | | существующей ООПТ | 2003 | | | | | | 18,8| | | 18,8 | и охраны окружающей | | | | г. Москвы | 2004 | | | | 6,1 <*> | | | | | 6,1 | среды города Москвы | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 2005 | | | | 5,9 <*> | | | | | 5,9 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|----------|-----|-----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |13.| Разработка проектов | Всего | |53,0| | | | | | | 53,0 | Департамент | Москомархитектура | | | планировки территорий | 2003 | | | | | | | | | | градостроительной | | | | Природного комплекса | 2004 | |26,5| | | | | | | 26,5 | политики, развития | | | | | 2005 | |26,5| | | | | | | 26,5 | и реконструкции | | | | | | | | | | | | | | | города Москвы | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|----------|-----|-----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |14.| Создание дирекций особо | Всего | | | | 21,7 | |157,6| | | 179,3 | Департамент | Дирекции особо | | | охраняемых природных | 2003 | | | | 7,1 | | 15,0| | | 22,1 | природопользования | охраняемых | | | территорий | 2004 | | | | 7,3 | | 64,8| | | 72,1 | и охраны окружающей | природных | | | | 2005 | | | | 7,3 | | 77,8| | | 85,1 | среды города Москвы | территорий | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|----------|-----|-----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |15.| Реализация мероприятий | Всего | | | | | | 26,7| | | 26,7 | Департамент | Дирекции особо | | | по реинтродукции на особо | 2003 | | | | | | 8,7| | | 8,7 | природопользования | охраняемых | | | охраняемых природных | 2004 | | | | | | 9,0| | | 9,0 | и охраны окружающей | природных | | | территориях видов | 2005 | | | | | | 9,0| | | 9,0 | среды города Москвы | территорий | | | растений и животных из | | | | | | | | | | | | | | | Красной книги г. Москвы | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|----------|-----|-----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |16.| Проведение реабилитации | Всего | | | | 15,0 | | | | | 15,0 | Администрация | ЦГСЭН, конкурс | | | бывшего полигона | 2003 | | | | 3,0 | | | | | 3,0 | ТЕОС | | | | в Кузьминском лесопарке | 2004 | | | | 2,0 | | | | | 2,0 | "Кузьминки- | | | | | 2005 | | | | 10,0 | | | | | 10,0 | Люблино" | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|----------|-----|-----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| | | Итого по подпрограмме | Всего | 6,0 |76,0| |944,7 |185,0|753,4| 19,0| 164,8 |2148,9 | | | | | | | | | |(12,0 <*>)| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 2003 | 1,0 |10,0| |275,1 | 75,0|298,6| 5,0| 47,4 | 712,1 | | | | | | 2004 | 5,0 |33,5| |337,9 | 55,0|222,0| 6,0| 52,2 | 711,6 | | | | | | | | | |(6,1 <*>) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 2005 | |32,5| |331,7 | 55,0|232,8| 8,0| 65,2 | 725,2 | | | | | | | | | |(5,9 <*>) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Текущие расходы Целевого бюджетного территориального экологического фонда (ЦБТЭФ). 3.6. Экологическое образование и просвещение, пропаганда охраны окружающей среды 3.6.1. Общие положения Экологическое информирование населения и его обучение являются основой устойчивого экономического развития, гармоничного с окружающей средой. За предыдущий период Правительством Москвы проведена существенная работа в области экологического образования и просвещения. Департаментом образования города Москвы разработаны курсы "Основы экологии" для учащихся разновозрастных групп, прикладные учебно-методические материалы для школьного образования, принято решение об экспериментальной отработке курса экологии и устойчивого развития в 10-11 классах примерно 30 школ города. Этим школам присваивается статус экспериментальных площадок. В Московском институте открытого образования создан Центр экологического образования и устойчивого развития. В Международном университете (в Москве) создана кафедра экологии и устойчивого развития. Богатые возможности получить не только информацию о новых проектах и разработках, а также узнать о текущих и готовящихся мероприятиях - экспедициях, конференциях, слетах, дает глобальная компьютерная сеть - Интернет. Ведутся Web-страницы, связанные с экологическим образованием - от программы юннатского кружка при зоологическом музее до крупных сайтов с межрегиональными сетевыми проектами. Среди учреждений дополнительного образования, ведущих экологическое воспитание, выделяются Московская городская станция юных натуралистов, Центральная станция юных натуралистов-экологов, клуб юного эколога-натуралиста, Детский экологический центр и др. В колледжах и техникумах экологического профиля ведется подготовка по специальностям: "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов", "Охрана атмосферы на предприятиях", "Эксплуатация оборудования систем водоснабжения и водоотведения", "Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха", "Мониторинг загрязнения природных вод", "Мониторинг загрязнения почв". В высших учебных заведениях Москвы практически во все учебные дисциплины соответствующих специальностей включены курсы экологического профиля. В ряде вузов существуют кафедры охраны природы, экологии, экологические факультеты. Сформирован перечень экологических специальностей, в рамках которых вузы готовят специалистов-экологов. Создан Институт проблем устойчивого развития Российского химико-технологического университета. Деятельность по экологическому образованию и воспитанию ведут также негосударственные образовательные учреждения, одним из которых является Международный независимый эколого-политологический университет, Международный университет (в Москве). В последнее время все большее распространение получают общественные организации. Одной из таких организаций является экоцентр "Заповедники". Создана Московская ассоциация экологического образования (МАЭО). Однако деятельность в этой области требует большей централизации, контроля и координации со стороны государственных органов. Основными приоритетными направлениями подпрограммы являются: - вовлечение населения в общегородские экологические мероприятия; - проведение общегородских экологических праздников; - привлечение внимания населения к городским экологическим проблемам; - воспитание бережного отношения к природному наследию города Москвы; - проведение акций и мероприятий, побуждающих к сохранению, созиданию и приумножению экологических ценностей; - повышение квалификации специалистов в области экологического образования; - проведение специальных экологических информационных кампаний; - реализация Концепции воспитания старшего поколения через воспитание младшего. Мероприятия направлены на формирование и развитие "экологически правильного" мировоззрения и мышления руководителей, специалистов и жителей Москвы для внедрения процесса "экологизации" в социальную и хозяйственную сферы жизни и деятельности москвичей. В целом все мероприятия подпрограммы, включая и распространение в учебных заведениях города экологической литературы, распространение экологической информации и пропаганды в СМИ, направлены на формирование экологически ориентированного общественного мнения и "экологически воспитанных" людей. 3.6.2. Перечень мероприятий подпрограммы "Экологическое образование и просвещение, пропаганда охраны окружающей среды" ------------------------------------------------------------------------------------------------------- |N |Цель/мероприятие |Ожидаемый результат |Основание | |п/п| | | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |1. |Разработка городского |Подготовка педагогов-экологов, имеющих глубокие |N 537 от 13.06.95 | | |стандарта на квалификацию|знания в области экологического образования разных |(приложение N 4), | | |педагога-эколога на |уровней (дошкольное экологическое воспитание, |N 115 | | |основе государственного |экологическое образование в учреждениях общего |от 11.07.2001 | | |образовательного |среднего, дополнительного и вузовского образования)| | | |стандарта, определяющего | | | | |содержание основных | | | | |учебных программ, | | | | |с включением вопросов, | | | | |касающихся проблем | | | | |экологии, охраны | | | | |окружающей среды, | | | | |природопользования | | | | |и экологической | | | | |безопасности в городе | | | | |для каждого уровня | | | | |системы экологического | | | | |образования | | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |2. |Пропаганда бережного |Подготовка и создание информационных материалов |N 537 от 13.06.95 | | |отношения |и средств наглядной агитации по ООПТ |(приложение N 4), | | |к природоохранному |для распространения среди населения. Изготовление |N 115 | | |комплексу |видеороликов, радиопрограмм, плакатов, перетяжек |от 11.07.2001 | | | |и их размещение для демонстрации в СМИ | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |3. |Организация системы |Создание на телевизионных каналах специальных |N 537 от 13.06.95 | | |информационной поддержки |экологических программ и цикла передач историко- |(приложение N 4), | | |экологического |экологической тематики для детей и взрослых. |N 115 | | |образования, привлечение |Организация ежегодного городского конкурса |от 11.07.2001 | | |внимания общественности |на лучшую публикацию, теле- и радиопередачу | | | |к этой тематике. |на экологическую тему. Проведение экологических | | | |Совершенствование |олимпиад, финансирование летней экологической школы| | | |профессионального |на городской экспериментальной площадке | | | |мастерства журналистов, |"Непрерывное экологическое образование" | | | |выступающих | | | | |на экологические темы | | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |4. |Подготовка |Распространение в учебных и социальных заведениях |N 537 от 13.06.95 | | |и распространение средств|города экологической литературы и организация |(приложение N 4), | | |наглядной агитации |выпуска городского периодического экологического |N 115 | | |и информационной |издания для населения |от 11.07.2001 | | |поддержки экологического | | | | |образования в учреждениях| | | | |общего среднего, | | | | |дополнительного и высшего| | | | |образования. | | | | |Совершенствование системы| | | | |и качества экологического| | | | |образования | | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |5. |Подготовка и повышение |Организация на базе вузов г. Москвы подготовки |N 537 от 13.06.95 | | |квалификации педагогов- |педагогов-экологов и повышения квалификации |(приложение N 4), | | |экологов |учителей школ |N 115 от 11.07.2001| |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |6. |Создание информационного |Реестры авторских программ по экологии, учебно- |N 537 от 13.06.95 | | |банка по экологическому |методической литературы, нормативных документов |(приложение N 4) | | |образованию | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------- 3.6.3. Ресурсное обеспечение мероприятий подпрограммы "Экологическое образование и просвещение, пропаганда охраны окружающей среды" ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |N | Наименование | Сроки | Объемы и источники финансирования | Привлеченные | Итого | Городской | Исполнитель | |п/п| мероприятия | реализации|------------------------------------------------| | | инвестор | | | | | | Городской бюджет |ЦБТЭФ | | | | | | | | |------------------------------|-----------------| | | | | | | | | НИОКР|ПИР | Кап. | Текущие |ПИР |Кап. |НИОКР| | | | | | | | | | | вл. | расходы | |вл. | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-----------|-----|-----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-----------|-----|-----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |1. | Разработка городского | Всего | | | | | | | 1,5| | 1,5 | Департамент | Конкурс | | | стандарта на квалификацию | 2003 | | | | | | | 1,5| | 1,5 | природопользования | | | | педагога-эколога на | 2004 | | | | | | | | | | и охраны | | | | основе государственного | 2005 | | | | | | | | | | окружающей | | | | образовательного | | | | | | | | | | | среды | | | | стандарта, определяющего | | | | | | | | | | | города | | | | содержание основных | | | | | | | | | | | Москвы | | | | учебных программ, | | | | | | | | | | | | | | | с включением вопросов, | | | | | | | | | | | | | | | касающихся проблем | | | | | | | | | | | | | | | экологии, охраны | | | | | | | | | | | | | | | окружающей среды, | | | | | | | | | | | | | | | природопользования | | | | | | | | | | | | | | | и экологической | | | | | | | | | | | | | | | безопасности в городе | | | | | | | | | | | | | | | для каждого уровня | | | | | | | | | | | | | | | системы экологического | | | | | | | | | | | | | | | образования | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-----------|-----|-----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |2. | Пропаганда бережного | Всего | | | | 94,5 <*> | | | | | 94,5 | Департамент | Конкурс | | | отношения | 2003 | | | | 31,5 | | | | | 31,5 | природопользования | | | | к природоохранному | 2004 | | | | 31,5 | | | | | 31,5 | и охраны | | | | комплексу | 2005 | | | | 31,5 | | | | | 31,5 | окружающей | | | | | | | | | | | | | | | среды | | | | | | | | | | | | | | | города | | | | | | | | | | | | | | | Москвы | | | | | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-----------|-----|-----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |3. | Организация системы | Всего | | | | | | 11,1| | | 11,1 | Департамент | Конкурс | | | информационной поддержки | 2003 | | | | | | 3,7| | | 3,7 | природопользования | | | | экологического | 2004 | | | | | | 3,7| | | 3,7 | и охраны | | | | образования, привлечение | 2005 | | | | | | 3,7| | | 3,7 | окружающей | | | | внимания общественности | | | | | | | | | | | среды | | | | к этой тематике. | | | | | | | | | | | города | | | | Совершенствование | | | | | | | | | | | Москвы | | | | профессионального | | | | | | | | | | | | | | | мастерства журналистов, | | | | | | | | | | | | | | | выступающих | | | | | | | | | | | | | | | на экологические темы | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-----------|-----|-----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |4. | Подготовка | Всего | | | | 19,5 <*> | | | | | 19,5 | Департамент | Конкурс | | | и распространение средств | 2003 | | | | 6,5 | | | | | 6,5 | природопользования | | | | наглядной агитации | 2004 | | | | 6,5 | | | | | 6,5 | и охраны | | | | и информационной | 2005 | | | | 6,5 | | | | | 6,5 | окружающей | | | | поддержки экологического | | | | | | | | | | | среды | | | | образования в учреждениях | | | | | | | | | | | города | | | | общего среднего, | | | | | | | | | | | Москвы | | | | дополнительного и высшего | | | | | | | | | | | | | | | образования | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-----------|-----|-----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |5. | Подготовка и повышение | Всего | | | | 9,0 | | | | | 9,0 | Управление | Конкурс | | | квалификации | 2003 | | | | 3,0 | | | | | 3,0 | бюджетного | | | | педагогов-экологов | 2004 | | | | 3,0 | | | | | 3,0 | планирования и | | | | | 2005 | | | | 3,0 | | | | | 3,0 | городского | | | | | | | | | | | | | | | заказа | | | | | | | | | | | | | | | города | | | | | | | | | | | | | | | Москвы | | | | | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-----------|-----|-----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |6. | Создание информационного | Всего | 0,15 | | | | | | | | 0,15 | Департамент | Конкурс | | | банка по экологическому | 2003 | 0,05 | | | | | | | | 0,05 | науки и | | | | образованию | 2004 | 0,05 | | | | | | | | 0,05 | промышленной | | | | | 2005 | 0,05 | | | | | | | | 0,05 | политики | | | | | | | | | | | | | | | города | | | | | | | | | | | | | | | Москвы | | | | | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-----------|-----|-----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| | | Итого по подпрограмме | Всего | 0,15 | | |123,0 | | 11,1| 1,5| |135,75 | | | | | | | | | |(114,0 <*>)| | | | | | | | | | |-----------|------|----|------|-----------|-----|-----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| | | | 2003 | 0,05 | | | 41,0 | | 3,7| 1,5| | 46,25 | | | | | | | | | |(38,0 <*>) | | | | | | | | | | |-----------|------|----|------|-----------|-----|-----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| | | | 2004 | 0,05 | | | 41,0 | | 3,7| | | 44,75 | | | | | | | | | |(38,0 <*>) | | | | | | | | | | |-----------|------|----|------|-----------|-----|-----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| | | | 2005 | 0,05 | | | 41,0 | | 3,7| | | 44,75 | | | | | | | | | |(38,0 <*>) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Текущие расходы Целевого бюджетного территориального экологического фонда (ЦБТЭФ). 3.7. Мониторинг и нормирование качества окружающей среды 3.7.1. Общие положения В 2001 году в городе начало работу специализированное ГПУ "Мосэкомониторинг". В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ, а также в постановлении Правительства Москвы от 22.02.2000 N 144 "Об организации единой системы экологического мониторинга города Москвы" нормативно закреплена необходимость ведения автоматизированного мониторинга антропогенных источников воздействия на окружающую среду. Наблюдения за уровнем загрязнения окружающей среды проводят организации различной ведомственной и государственной принадлежности: Центр Росгидромета, ЦГСЭН по г. Москве, Объединение административно-технических инспекций города Москвы, МГП "Мосводоканал", МГУП "Мосводосток", ЗАО "Прима М", ГПУ "Мосэкомониторинг", МосНПО "Радон". Это обуславливает необходимость объединения в одну систему экомониторинга всех данных, поступающих от этих организаций. Единая система экологического мониторинга в г. Москве должна быть ориентирована на решение конкретных оперативных задач Москвы, иметь современную и развивающуюся измерительную сеть. Не менее важным является учет взаимного влияния одних компонентов природной среды на другие. На федеральном уровне "сталкиваются интересы" различных ведомств, в результате чего улучшение качества одной среды происходит за счет ухудшения другой, либо отсутствует полная информация по всем средам. Из-за этого рекомендации по улучшению качества одного компонента среды с точки зрения комплексности решения экологических проблем носят ограниченный характер. Вопросы организации измерительной сети, обработки данных, применения расчетных методик должны учитывать потребности, возможности и специфику большого города. Поэтому необходимо согласовать друг с другом подходы к решению методических вопросов с учетом реальной, быстро изменяющейся экологической обстановки на конкретной территории. В 2003 году в рамках экологической программы планируется создать информационно-аналитическую систему Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в целях организации каналов обмена информацией с ресурсами различных организаций для оперативной и аналитической работы. Одновременно необходимо подготовить базу для применения данных автоматических измерений в качестве доказательственной основы предъявления претензий и исков предприятиям. Необходимо также сформулировать техническую политику по выбору измерительных средств. С этой целью в городе создано специальное природоохранное учреждение ГПУ "Мосэкомониторинг". На сегодняшний день система ГПУ "Мосэкомониторинг" включает 13 станций контроля качества атмосферного воздуха (10 в Москве и 3 в Зеленограде). В 2003-2005 годах предусматривается развитие сети автоматических станций до 39. Посты Единой системы, также как и посты МосЦГМС, планируется организовать таким образом, чтобы контролировать уровень загрязнения в пределах характерных функциональных зон города - на жилых, промышленных и примагистральных территориях. В рамках подпрограммы "Мониторинг и нормирование качества окружающей среды" в целях усовершенствования и развития системы мониторинга за состоянием атмосферного воздуха предусматриваются мероприятия, направленные на решение следующих основных вопросов: - техническое и программное обеспечение системы мониторинга; - создание комплексной схемы размещения постов сети мониторинга с учетом положений Генерального плана развития города Москвы до 2020 г.; - исследование содержания в атмосфере города специфически вредных веществ; - расширение перечня контролируемых ингредиентов с учетом рекомендаций ВОЗ и специфики выбросов антропогенных источников Москвы. Для измерения основных количественных и качественных показателей состояния водоемов на территории города, оценки степени антропогенной нагрузки на водные экосистемы, а также контроля экологической ситуации Москворецкого бассейна в целом необходимо продолжать и расширять сеть мониторинговых наблюдений поверхностных вод. При этом вопрос мониторинга подземных вод, которые влияют на развитие карстово-суффозионных процессов, оседание и раскрытие трещин на зданиях, процессы подтопления в долинах рек Москвы и Яузы, является не менее актуальным. Поэтому в данной подпрограмме намечены следующие приоритетные мероприятия: - инвентаризация и паспортизация водных объектов; - оборудование постов контроля за загрязнением воды и качеством стока; - создание схемы размещения постов сети мониторинга; - разработка структуры сети наблюдений и организация постоянно действующего мониторинга подземных вод и геологических процессов. Данные мониторинга зеленых насаждений характеризуют состояние городских насаждений по отдельным показателям. Среди них: возраст, видовой состав, подверженность болезням, воздействие неблагоприятных погодных и антропогенных условий и многие другие. Также важные задачи, которые будут решаться в рамках реализации Программы мониторинга зеленых насаждений, - это инвентаризация состояния зеленых насаждений с оценкой приживаемости посадок и создание общегородского Кадастра зеленых насаждений. Для анализа результатов мониторинга и оценки качества окружающей среды необходимо использовать картографические материалы, основными принципами создания которых являются полнота и системность отображения информации. Поэтому в подпрограмме "Мониторинг и нормирование качества окружающей среды" предусмотрены следующие мероприятия: - ведение электронной Экологической карты Москвы; - создание и обновление картографических подоснов для системы экомониторинга; - разработка комплексной карты Москвы по уровню воздействия транспортных потоков и экологического ущерба окружающей среде; - ведение информационной базы состояния здоровья населения, связанного с уровнем загрязнения компонентов окружающей среды и другие. Решение вопроса информирования населения о результатах мониторинга качества окружающей среды позволит реализовать права горожан на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды. Поэтому первоочередными вопросами, обозначенными в Целевой среднесрочной экологической программе города Москвы на 2003-2005 годы, стали: - оповещение жителей о текущей экологической ситуации с использованием данных единого информационно-аналитического центра системы экологического мониторинга; - разработка в Интернете сайта с текущей информацией о состоянии окружающей среды с использованием данных единого информационно-аналитического центра системы экологического мониторинга. Для решения проблемы нормирования качества окружающей среды в Целевой среднесрочной экологической программе города Москвы на 2003-2005 годы предусмотрен ряд мероприятий по разработке комплексных нормативов (критериев) качества компонентов окружающей среды. Для решения проблемы методического обеспечения реализации экологической программы в ней предусмотрен ряд мероприятий по разработке системы эколого-экономических макропоказателей (индикаторов) для целей социально-экономического прогнозирования и принятия управленческих решений. 3.7.2. Перечень мероприятий подпрограммы "Мониторинг и нормирование качества окружающей среды" ------------------------------------------------------------------------------------------------------- |N |Цель/мероприятие |Ожидаемый результат |Основание | |п/п| | | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |1. |Создание информационно- |Разработка технического задания по разработке |N 7-ФЗ | | |аналитической системы |информационно-аналитической системы, объединение |от 10.01.2002, | | |Департамента |информационных ресурсов подразделений Департамента |N 144 | | |природопользования |для оперативной и аналитической работы (принятие |от 22.02.2000, | | |и охраны окружающей среды|решений, подготовка справок, докладов, оценка |ПП РФ N 860 | | |города Москвы, |ситуации в режиме реального времени) |от 07.12.2001 | | |организация каналов |с использованием общегородских информационных | | | |обмена информацией |ресурсов и классификаторов. Автоматизация для | | | |с ресурсами различных |разработки рабочего проекта комплексной единой | | | |организаций. |системы экологического мониторинга г. Москвы. Сбор,| | | |Проектирование, |обработка и доведение в режиме реального масштаба | | | |изготовление и поставка |времени до заинтересованных структур Правительства | | | |оборудования |города, государственных и различных предприятий, | | | |и программных продуктов |а также населения г. Москвы экологической | | | |для создания Комплексной |информации. Обеспечение Департаменту | | | |автоматизированной |природопользования и охраны окружающей среды города| | | |системы обработки сводных|Москвы возможности оперативного принятия решений | | | |экологических данных |для улучшения экологического состояния города | | | |г. Москвы и оперативного |и проведения необходимых мероприятий с целью | | | |управления Департамента |предотвращения экологических нарушений. Снижение | | | |природопользования |трудоемкости и рационализация документооборота | | | |и охраны окружающей среды|и служебной переписки Департамента | | | |города Москвы |природопользования и охраны окружающей среды города| | | | |Москвы с различными организациями города | | | | |и населением по проблемам экологизации на основе | | | | |применения типовых общесистемных решений | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |2. |Разработка Схемы |Обоснование необходимого количества и мест |N 695-ПП | | |размещения постов сети |размещения постов, определение структуры подсистемы|от 27.08.2002 | | |мониторинга за состоянием|мониторинга и единой привязки к территории города | | | |атмосферного воздуха |на базе ЕГКО г. Москвы | | | |до 2020 года | | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |3. |Доукомплектование |Приобретение и запуск пяти газоанализаторов NOx (3 |N 144 | | |автоматических |АСК ЗА в Зеленограде, АСК ЗА "Сухаревка", АСК ЗА |от 22.02.2000, | | |стационарных постов |"Балчуг"); приобретение и запуск 5 газоанализаторов|ПП РФ N 860 | | |контроля качества |СО (3 АСК ЗА в Зеленограде, АСК ЗА "Ср. |от 07.12.2001 | | |атмосферного воздуха |Переяславка", АСК ЗА "Сухаревка"); приобретение | | | |с обновлением вышедшего |и запуск трех ячеек для генераторов водорода | | | |из строя |при измерении углеводорода (1 АСК ЗА в Зеленограде,| | | |газоаналитического |АСК ЗА "Ср. Переяславка", АСК ЗА "Сухаревка"); | | | |оборудования |приобретение и запуск трех автоматических | | | | |метеокомплексов с трехкомпонентным анеморумбометром| | | | |(1 АСК ЗА в Зеленограде, АСК ЗА "Шаболовка", АСК ЗА| | | | |"Сухаревка") | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |4. |Размещение на территории |Обеспечение контроля за состоянием атмосферного |N 144 | | |города 25 новых постов |воздуха в экологически неблагополучных районах |от 22.02.2000, | | |контроля за загрязнением |г. Москвы |ПП РФ N 860 | | |атмосферного воздуха | |от 07.12.2001, | | | | |градостроительные | | | | |планы развития | | | | |территорий | | | | |административных | | | | |округов | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |5. |Разработка программного |Расширение перечня измеряемых загрязняющих веществ |N 144 | | |и технического |на существующих постах до 10, включая МВЧ; |от 22.02.2000, | | |обеспечения системы |разработка форматов для обмена информацией |ПП РФ N 860 | | |мониторинга |с постами; создание подменного фонда оборудования |от 07.12.2001 | | |за атмосферой, в т.ч. |для непрерывной работы станций | | | |оборудование 10 АСК ЗА | | | | |аппаратурой по контролю | | | | |мелких взвешенных частиц | | | | |(МВЧ) | | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |6. |Оснащение стационарных |Обеспечение постоянного контроля за соблюдением |N 144 | | |источников загрязнения |природоохранных норм на объектах теплоэнергетики, |от 22.02.2000, | | |окружающей среды |жилищно-коммунального хозяйства и промышленных |ПП РФ N 860 | | |приборами контроля |предприятиях |от 07.12.2001 | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |7. |Создание и ведение |Приобретение 10 пассивных поглотителей. Схема |N 144 | | |подсистемы контроля |поочередного размещения пассивных поглотителей |от 22.02.2000 | | |канцерогенных примесей | | | | |с использованием | | | | |пассивных поглотителей | | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |8. |Создание и ведение |Техническое (закупка плазменной панели) |N 180-ПП | | |оперативной интерактивной|и программное обеспечение системы отображения |от 19.03.2002, | | |карты уровня загрязнения |информации о состоянии загрязнения атмосферы |ПП РФ N 860 | | |атмосферы и разработка |в режиме реального времени с привязкой результатов |от 07.12.2001 | | |комплекса мероприятий |к Московской системе координат | | | |по регулированию выбросов| | | | |в атмосферу | | | |