| | | | НИОКР|ПИР | Кап. |Текущие|ПИР |Кап.|НИОКР| | | | | | | | | | | вл. |расходы| |вл. | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |1. | Разработка и утверждение | Всего | | | | | | | | | | | | | | Концепции восстановления | 2003 | | | | | | | | | | | | | | и реабилитации малых рек | 2004 | | | | | | | | | | | | | | г. Москвы | 2005 | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |2. | Разработка проектов | Всего | | 3,0| 6,0| | | | | | 9,0| Департамент | Москомархитектура | | | и установление границ | 2003 | | 1,0| 2,0| | | | | | 3,0| градостроительной | | | | водоохранных зон | 2004 | | 1,0| 2,0| | | | | | 3,0| политики, развития | | | | и прибрежных защитных | 2005 | | 1,0| 2,0| | | | | | 3,0| и реконструкции | | | | полос водных объектов | | | | | | | | | | | города Москвы | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |3. | Разработка ПСД | Всего | | 2,7| 17,0| | | | | | 19,7| Департамент | МГУП "Мосводосток", | | | и проведение | 2003 | | 2,7| | | | | | | 2,7| градостроительной | ГУП "Гидромост" | | | дноуглубительных работ, | 2004 | | | 12,0| | | | | | 12,0| политики, развития | | | | берегоукрепление р. Яузы, | 2005 | | | 5,0| | | | | | 5,0| и реконструкции | | | | ее притоков, Лихоборского | | | | | | | | | | | города Москвы | | | | обводного канала и | | | | | | | | | | | | | | | р. Чермянки | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |4. | Разработка ПСД | Всего | | 3,0| 30,0| | | | | | 33,0| Департамент | МГУП "Мосводосток" | | | и проведение работ | 2003 | | 3,0| | | | | | | 3,0| градостроительной | | | | по реконструкции 6 | 2004 | | | 15 | | | | | | 15,0| политики, развития | | | | прудов-отстойников | 2005 | | | 15 | | | | | | | и реконструкции | | | | | | | | | | | | | | | города Москвы | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |5. | Разработка технических | Всего | | | | | 50,0| | | 500,0 | 550,0| Департамент | Конкурс | | | заданий и проектно- | 2003 | | | | | 25,0| | | 250,0 | 275,0| природопользования | | | | сметной документации | 2004 | | | | | 25,0| | | 250,0 | 275,0| и охраны окружающей | | | | на проведение работ | 2005 | | | | | | | | | | среды города Москвы | | | | по благоустройству | | | | | | | | | | | | | | | и оздоровлению долин | | | | | | | | | | | | | | | малых рек и ручьев | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |6. | Разработка ТЗ | Всего | | | | | 50,0| | | | 50,0| Департамент | Конкурс | | | и ПСД по оздоровлению | 2003 | | | | | 25,0| | | | 25,0| природопользования | | | | прудов г. Москвы | 2004 | | | | | 25,0| | | | 25,0| и охраны окружающей | | | | | 2005 | | | | | | | | | | среды города Москвы | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |7. | Экологическая реставрация | Всего | | | | 190,0|330,0| | | | 520,0| Управление | Конкурс | | | прудов г. Москвы: очистка | 2003 | | | | | 90,0| | | | 90,0| городского заказа | | | | дна и поверхности, | 2004 | | | | 70,0| 90,0| | | | 160,0| города Москвы, | | | | реконструкция инженерных | 2005 | | | | 120,0|150,0| | | | 270,0| Департамент | | | | сооружений, озеленение | | | | | | | | | | | природопользования | | | | и благоустройство | | | | | | | | | | | и охраны окружающей | | | | прилегающих территорий | | | | | | | | | | | среды города Москвы | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |8. | Разработка Положения | Всего |1,0 | | | | | | 2,0| 15,0 | 18,0| Департамент науки и | Конкурс | | | об инвестиционной | 2003 |1,0 | | | | | | 2,0| - | 3,0| промышленной | | | | деятельности в сфере | 2004 | | | | | | | | 10,0 | 10,0| политики города | | | | экологической | 2005 | | | | | | | | 5,0 | 5,0| Москвы, Департамент | | | | реабилитации территорий | | | | | | | | | | | природопользования | | | | водных объектов г. Москвы | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |9. | Разработка проектно- | Всего | | 8,3| | | | | | 70,0 | 78,3| Департамент | Конкурс | | | сметной документации | 2003 | | 2,5| | | | | | 22,5 | 25,0| градостроительной | | | | и проведение работ | 2004 | | 2,8| | | | | | 21,6 | 24,4| политики, развития | | | | по благоустройству 37 | 2005 | | 3,0| | | | | | 25,9 | 28,9| и реконструкции | | | | родников | | | | | | | | | | | города Москвы | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |10.| Строительство очистных | Всего | | | 10,0| | | | | 10,0 | 20,0| Департамент | ГУП "Мосэкопром" | | | сооружений ливнестоков, | 2003 | | | | | | | | | | градостроительной | | | | реконструкция очистных | 2004 | | | 10,0| | | | | 10,0 | 20,0| политики, развития | | | | сооружений промстоков | 2005 | | | | | | | | | | и реконструкции | | | | на территории Северной | | | | | | | | | | | города Москвы | | | | и Южной промышленных зон | | | | | | | | | | | | | | | Зеленограда | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |11.| Завершение строительства | Всего | | |1482,0| | | | | | 1482,0| Департамент | МГП "Мосводоканал" | | | блока биологического | 2003 | | | 148,0| | | | | | 148,0| градостроительной | | | | удаления биогенных | 2004 | | | 700,0| | | | | | 700,0| политики, развития | | | | элементов - сооружение | 2005 | | | 634,0| | | | | | 634,0| и реконструкции | | | | доочистки 2-го блока Ново | | | | | | | | | | | города Москвы | | | | - Люберецкой станции | | | | | | | | | | | | | | | аэрации | | | | | | | | | | | | | | | производительностью 500 | | | | | | | | | | | | | | | тыс. куб. м/сутки | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |12.| Реконструкция сооружения | Всего | | 5,0| 105,0| | | | | | 110,0| Департамент | МГП "Мосводоканал" | | | биологической очистки | 2003 | | 5,0| | | | | | | 5,0| градостроительной | | | | Курьяновской станции | 2004 | | | 65,0| | | | | | 65,0| политики, развития | | | | аэрации и Люберецкой | 2005 | | | 40,0| | | | | | 40,0| и реконструкции | | | | станции аэрации | | | | | | | | | | | города Москвы | | | | с внедрением блока | | | | | | | | | | | | | | | доочистки | | | | | | | | | | | | | | | и обеззараживания сточных | | | | | | | | | | | | | | | вод и технологии удаления | | | | | | | | | | | | | | | биогенных элементов | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |13.| Строительство АРР | Всего | | 9,0| 300,0| | | | | | 309,0| Департамент | МГП "Мосводоканал" | | | при КНС "Черкизовская" | 2003 | | 3,0| | | | | | | 3,0| градостроительной | | | | объемом 45 тыс. | 2004 | | 6,0| 127,0| | | | | | 133,0| политики, развития | | | | куб. м/сутки | 2005 | | | 173,0| | | | | | 173,0| и реконструкции | | | | | | | | | | | | | | | города Москвы | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |14.| Разработка ПСД и | Всего | | 2,0| 67,0| | | | | | 69,0| Департамент | МГП "Мосводоканал" | | | строительство напорного | 2003 | | 2,0| | | | | | | 2,0| градостроительной | | | | коллектора от КНС | 2004 | | | 34,0| | | | | | 34,0| политики, развития | | | | до самотечного | 2005 | | | 33,0| | | | | | 33,0| и реконструкции | | | | канализационного | | | | | | | | | | | города Москвы | | | | коллектора с разработкой | | | | | | | | | | | | | | | ПСД | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |15.| Строительство | Всего | | | 19,2| | | | | | 19,2| Департамент | МГП "Мосводоканал" | | | канализационных | 2003 | | | | | | | | | | градостроительной | | | | коллекторов для отведения | 2004 | | | 9,6| | | | | | 9,6| политики, развития | | | | сточных вод в московскую | 2005 | | | 9,6| | | | | | 9,6| и реконструкции | | | | городскую канализацию | | | | | | | | | | | города Москвы | | | | в Красногорском, | | | | | | | | | | | | | | | Одинцовском, Мытищинском | | | | | | | | | | | | | | | районах Московской | | | | | | | | | | | | | | | области | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |16.| Проектирование | Всего | |11,2| | | | | | | 11,2| Департамент | МГП "Мосводоканал" | | | водоохранных зон | 2003 | |11,2| | | | | | | 11,2| градостроительной | | | | и прибрежных защитных | 2004 | | | | | | | | | | политики, развития | | | | полос 10 водохранилищ | 2005 | | | | | | | | | | и реконструкции | | | | и рек Истры, Рузы, Москвы | | | | | | | | | | | города Москвы | | | | (2-й этап) | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |17.| Проектирование, | Всего | | 2,0| 40,0| | | | | | 42,0| Департамент | МГП "Мосводоканал" | | | реконструкция | 2003 | | 2,0| 10,0| | | | | | 12,0| градостроительной | | | | и строительство кустовых | 2004 | | | 20,0| | | | | | 20,0| политики, развития | | | | очистных сооружений | 2005 | | | 10,0| | | | | | 10,0| и реконструкции | | | | на водовыпусках МГУП | | | | | | | | | | | города Москвы | | | | "Мосводосток" в р. Сходню | | | | | | | | | | | | | | | (4 сооружения) | | | | | | | | | | | | | | | в Зеленоградском | | | | | | | | | | | | | | | административном округе | | | | | | | | | | | | | | | города Москвы | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |18.| Создание блок-модульной | Всего | | | 30,0| | | | 2,2| | 32,2| Департамент | Конкурс | | | установки очистки сточных | 2003 | | | | | | | 1,2| | 1,2| градостроительной | | | | вод предприятий легкой | 2004 | | | 10,0| | | | 1,0| | 11,0| политики, развития | | | | промышленности, бытовой | 2005 | | | 20,0| | | | | | 20,0| и реконструкции | | | | химии, гальванических | | | | | | | | | | | города Москвы, | | | | производств, | | | | | | | | | | | Департамент | | | | поверхностного стока | | | | | | | | | | | природопользования | | | | и реконструкция городских | | | | | | | | | | | и охраны окружающей | | | | очистных сооружений | | | | | | | | | | | среды города Москвы | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| | | Итого | Всего |1,0 |46,2|2106,2| 190,0|430,0| | 4,2| 595,0 | 3372,6| | | |---| по подпрограмме |-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| | | | 2003 |1,0 |32,4| 160,0| |140,0| | 3,2| 272,5 | 609,1| | | |---| |-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| | | | 2004 | | 9,8|1004,6| 70,0|140,0| | 1,0| 291,6 | 1517,0| | | |---| |-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| | | | 2005 | | 4,0| 941,6| 120,0|150,0| | | 30,9 | 1246,5| | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 3.4. Организация системы управления промышленными и бытовыми отходами 3.4.1. Общие положения Исходя из численности постоянно проживающего в городе Москве населения 8500 тыс. чел., утвержденной нормы накопления 1,68 куб. м на 1 жителя (твердые бытовые отходы - 1,31 куб. м и крупногабаритный мусор - 0,37 куб. м) нормативный объем накопления твердых бытовых отходов (ТБО) и крупногабаритного мусора (КГМ) составляет 14280 тыс. куб. м (соответственно 11138 и 3145 тыс. куб. м), или 3100 тыс. тонн. Объемы образования ТБО в городе складываются из двух потоков: от жилого фонда и от общественных и коммерческих организаций и учреждений. В количественном отношении потоки составляют: из жилого фонда - 1,9 млн. т/год (60% от всех собираемых ТБО), из общественных и коммерческих организаций и учреждений - 1,2 млн. т/год (40% от всех собираемых ТБО). На долю мусоросжигания приходится 285,5 тысячи тонн в год, на полигоны - более 2,8 млн. тонн в год, причем через мусороперегрузку проходит 544 тыс. тонн в год, мусоросортировку - 100 тыс. тонн в год, т.е. менее 3% от всего объема ТБО. Таким образом, на долю мусоросжигательных заводов приходится только 7% утилизации от нормативного объема накопления ТБО и КГМ. Реально в городе работают два мусоросжигательных завода N 2 и 3, а МСЗ N 4 находится в стадии подготовки к пуску. При условии своевременного финансирования только к 2006 г. производительность трех МСЗ может достигать суммарно 680 тыс. тонн в год ТБО. Основным способом утилизации отходов является их захоронение на 3 арендуемых муниципальных и некоторых других полигонах Московской области. Для уменьшения объемов захоронения отходов на полигонах, как промышленных, так и ТБО, в Москве создается система их сортировки и переработки. Смонтирована и принята в эксплуатацию мусоросортировочная станция в Южном Бутово, московским заводом "Станкоагрегат" изготовлен и передан для монтажа ГУП "Промотходы" комплект оборудования для еще одной сортировочной линии. Размещение отходов на полигонах становится все более проблематичным из-за высокой стоимости размещения и позиции властных структур Московской области, на территории которой расположены полигоны. Выходом из создавшегося положения представляется создание новых производств и увеличение доли перерабатываемых отходов. В городе не создано единой централизованной системы сбора и переработки таких опасных отходов, как свинцово-кислотные аккумуляторы и электролиты, шины, масла и другие отходы автомобильной промышленности. Не решена проблема переработки полимерных материалов, которых ежегодно образуется десятки тысяч тонн. Следует отметить, что принятая в 1992 г. Правительством Москвы Концепция откорректированной схемы санитарной очистки г. Москвы от вредных бытовых отходов до 2010 г. исчерпала свой ресурс. Намеченный в ней переход к 2010 г. на 100% промышленную переработку ТБО не будет реализован. В обозримом будущем строительства новых мусоросжигательных заводов на большую производительность ожидать не приходится (стоимость одного такого завода составит не менее 100 млн. долларов). Мусоропрессование позволит сократить затраты на перевозку ТБО и сэкономить место на полигоне. Одним их основных путей позитивного изменения ситуации является снижение потоков отходов за счет селективного сбора утильных фракций муниципальных отходов с последующей их переработкой (рециклингом). Сбор и переработка вторичного сырья жилого фонда требуют создания соответствующей инфраструктуры (наличия контейнеров для раздельного сбора на придомовых площадках, пунктов приема, установок для переработки). Без этой инфраструктуры сбор и переработка утильной фракции ТБО из жилого фонда экономически не оправданы. Целесообразно развивать систему сбора и переработки вторичного сырья из ТБО коммерческих и общественных зданий и учреждений, что позволит сократить поток отходов на полигоны и заводы, затраты на вывоз и обезвреживание и получить доход от реализации вторичных ресурсов. Внедрение системы селективного сбора отходов торговых предприятий и предприятий непромышленной сферы позволит без дополнительных затрат увеличить долю промышленной переработки ТБО с 25 до 65% отходов этих хозяйств, что отвечает среднему европейскому показателю. Основными приоритетными видами отходов, подлежащими переработке, являются особо токсичные промышленные отходы, уничтожение которых осуществляется либо методами термического обезвреживания, либо химической нейтрализацией. Для этих видов отходов создание производств по уничтожению безотлагательно. В городе отсутствует сквозная схема информационного и финансово-экономического обеспечения процесса обращения с отходами производства и потребления в Московском регионе. В случае несанкционированного размещения отходов в соответствии с действующим законодательством применяются низкие штрафные санкции, которые не стимулируют выполнение природоохранных требований в обращении с отходами. Формирующийся городской банк данных по отходам по состоянию на 01.01.2003 содержит данные объемов образования отходов по основным крупным и средним предприятиям города. Этими предприятиями в год образуется более 6,0 млн. тонн отходов. Программой предусмотрено продолжение создания этого банка данных и ведение кадастра отходов производства и потребления на региональном уровне. Одним из приоритетных направлений в этой области является разработка городского закона "Об отходах", предусматривающего экономические и правовые механизмы, стимулирующие создание новых производств по утилизации, переработке и уничтожению отходов, а также Концепции управления муниципальными отходами Москвы. Для успешного решения проблем муниципальных отходов города необходимо создать конкурентную среду, в том числе следует предусмотреть участие малого и среднего бизнеса, представители которого, работая непосредственно с населением, могли бы взять на себя функции раздельного сбора. При этом в Москве необходимо по примеру практически всех столиц стран ЕС ввести тендерные условия при заключении контрактов на проведение работ по сбору, транспортировке, переработке и захоронению ТБО. Но цепочка должна быть замкнута таким образом, чтобы в городе была бы организована инфраструктура по переработке вторичных ресурсов, извлеченных из муниципальных отходов. Основные мероприятия подпрограммы направлены на: - создание информационной, организационной и финансово-экономической схемы управления потоками отходов в городе; - развитие новых технологий в области утилизации отходов; - реконструкцию действующих и создание новых производств по переработке отходов; - создание системы селективного сбора отходов, подлежащих переработке; - сокращение площадей, занятых под размещение (хранение) отходов. Выполнение планируемых мероприятий подпрограммы позволит довести уровень переработки отходов до 65%, что составит 9,75 млн. тонн в год. 3.4.2. Перечень мероприятий подпрограммы "Организация системы управления промышленными и бытовыми отходами" ------------------------------------------------------------------------------------------------------- |N |Цель/мероприятие |Ожидаемый результат |Основание | |п/п| | | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |1. |Создание производств |Разработка ТЭО и проектной документации для |N 115 | | |по утилизации |отработки технологий по созданию промышленной |от 11.07.2001, | | |автомобильных шин. |установки по утилизации (рециклингу) изношенных |N 341 от 16.04.96 | | |Использование продуктов |автопокрышек с получением вторичных ресурсов | | | |рециклинга отходов | | | | |автотранспорта для | | | | |вторичного использования | | | | |в городском хозяйстве | | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |2. |Проектирование опытно- |100% переработка поступающих отходов, полное |Инновационные | | |промышленной установки |разложение вредных соединений, получение дешевых |разработки | | |для высокотемпературного |углеводородов, аргона, азота, высокопрочных | | | |сжигания различных видов |строительных и отделочных материалов, попутной | | | |отходов в шлаковом |тепловой энергии основного реактора | | | |расплаве с криогенным | | | | |разделением образующихся | | | | |продуктов сжигания | | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |3. |Организация комплексной |Уменьшение вывоза органических отходов на полигоны |N 460-ПП | | |системы сбора, |на 500 тыс. тонн в год; внедрение технологии |от 18.06.2002 | | |транспортировки, |получения высококачественного компоста |(п. 4.2 | | |подготовки, переработки |и биоудобрений для нужд городского хозяйства. |приложения) | | |отходов (в т.ч. |Производство технического грунта под городские | | | |органических пищевого |зеленые насаждения, замещение природного грунта | | | |и растительного |для послойной пересыпки ТБО и рекультивации | | | |происхождения | | | | |с получением компоста, | | | | |биоудобрений для нужд | | | | |городского хозяйства) | | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |4. |Создание производств |Снижение нагрузки на подмосковные полигоны |N 571 | | |по сбору, сортировке, |по захоронению ТБО полимерных отходов, срок |от 25.07.2000, | | |приему и переработке |разложения которых не менее 100 лет. Производство |N 460-ПП | | |полимерных отходов (в том|гранулята из ПЭТФ для последующего использования |от 18.06.2002 | | |числе в промзоне |в качестве сырья в городской промышленности. | | | |"Внуково" ЗАО г. Москвы):|Организация сбора и переработки ПЭТФ - тары | | | |проектирование, поставка |с использованием продуктов переработки | | | |оборудования, строительно|в промышленных производствах, в т.ч. на объектах | | | |- монтажные работы и пуск|ГУП "Промотходы", ПК "Втормет", ОАО | | | |в эксплуатацию |"Вторсырьепереработка", ЗАО "РОССКЭТМАШ", ОАО | | | | |"Рекстром", ЗАО "РесЭко" | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |5. |Внедрение системы сбора |Создание систем сбора и использование биогаза |N 460-ПП | | |и утилизации биогаза на |для выработки тепло- и электроэнергии на полигонах.|от 18.06.2002 | | |полигонах ТБО |Это дает доход от экономии тепло- и электроэнергии |(п. 4.3 приложения)| | | |на собственные нужды (компенсация эксплуатационных | | | | |затрат на сбор и утилизацию биогаза). Разработка | | | | |ПСД. Приобретение оборудования и материалов. | | | | |Проведение строительно-монтажных работ | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |6. |Разработка проекта |Снижение нагрузки на подмосковные полигоны, |Инновационные | | |и организация |сокращение транспортных затрат по уборке |разработки | | |промышленного |вырубленных зеленых насаждений | | | |изготовления мобильных | | | | |машин по измельчению | | | | |древесных отходов | | | | |и невыкорчеванных пней | | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |7. |Внедрение перспективных |Сокращение транспортных затрат на 1,8 млн. |N 460-ПП | | |моделей собирающих |руб./год, сокращение количества малотоннажных |от 18.06.2002 | | |мусоровозов с учетом |мусоровозов на 60 единиц |(п. 2.1 приложения)| | |сокращения плеча вывоза | | | | |ТБО до объектов | | | | |обезвреживания | | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |8. |Реконструкция метантенков|Продолжение строительно-монтажных работ. |N 124 от 17.02.98 | | |московских станций |Сокращение количества образующегося осадка на 15% | | | |аэрации: | | | | |- реконструкция | | | | |метантенков старого блока| | | | |ЛбСА; | | | | |- реконструкция | | | | |метантенков КСА; | | | | |- разработка проекта | | | | |реконструкции | | | | |и реконструкция | | | | |метантенков НлбСА | | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |9. |Комплекс работ по |Рекультивация и увеличение емкости иловых площадок |N 124 от 17.02.98 | | |сокращению площадей, |на 15% | | | |занятых иловыми | | | | |площадками КСА и ЛбСА | | | | |с созданием полигонов | | | | |депонирования | | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |10.|Реконструкция Угрешских |Размещение производства по термическому |N 1138 от 07.12.99,| | |групповых очистных |обезвреживанию опасных отходов производительностью |N 571 от 25.07.2000| | |сооружений с созданием |15 тыс. тонн в год | | | |производства термического| | | | |обезвреживания отходов | | | | |с использованием | | | | |установки "Пиромак" | | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |11.|Рекультивация |Разработка ПСД. Проведение строительных |N 571 от 25.07.2000| | |(первоочередные |рекультивационных работ | | | |мероприятия) полигона | | | | |"Щербинка" (Подольский | | | | |район Московской области)| | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |12.|Развитие системы |Разработка ПСД. Проведение строительно-монтажных |N 571 от 25.07.2000| | |централизованного сбора |работ | | | |и переработки | | | | |ртутьсодержащих отходов, | | | | |образующихся на объектах | | | | |здравоохранения, | | | | |образования, а также | | | | |предприятиях малого | | | | |бизнеса и т.д. | | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |13.|Создание новых полигонов |Разработка ИРД, предпроектные и проектные работы. |N 571 | | |для захоронения ТБО |Сокращение транспортных затрат на вывоз ТБО от |от 25.07.2000, | | |г. Москвы в южном |городских объектов санитарной очистки суммарной |N 460-ПП | | |и западном секторах |производительностью 960 тыс. т/год |от 18.06.2002 | | |Московской области. | |(п. 4.1 | | |Строительство полигона | |приложения) | | |отходов "Жирошкино" | | | | |(Раменский район | | | | |Московской области) | | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |14.|Разработка типового |Разработка проекта ТЭО, ПСД. Обустройство |N 460-ПП | | |проекта и создание |контейнерных площадок. Покупка контейнеров |от 18.06.2002 | | |системы селективного |и мусоровозов. Проведение организационных |(пп. 1.2, 3.1 | | |сбора ТБО в г. Москве |мероприятий. Уменьшение объемов захоронения ТБО |приложения), | | | |на полигонах на 290 тыс. т/год (от жилого сектора);| N 1030-ПП | | | |снижение затрат на транспортировку и захоронение |от 17.12.2002 | | | |ТБО на 104 млн. руб./год. Внедрение селективного | | | | |сбора ценных компонентов ТБО. Внедрение | | | | |производственных комплексов по сепарации ТБО | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |15.|Строительство |Увеличение переработки ТБО на 380 тыс. т/год |N 701-ПП | | |мусоросжигательного | |от 31.07.2001, | | |завода в промзоне | |N 883-ПП | | |"Руднево" (ВАО) | |от 02.10.2001, | | |и реконструкция МСЗ N 2 | |N 460-ПП | | |(СВАО), участка по | |от 18.06.2002, | | |измельчению органических | |N 1030-ПП | | |остатков в Зеленограде | |от 17.12.2002 | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |16.|Расширение системы |Уменьшение объема вывоза ТБО на полигоны. |N 1166-ПП | | |двухстадийного вывоза |Сокращение транспортных затрат на 144 млн. руб./год|от 25.12.2001, | | |ТБО. Строительство | |N 666-ПП | | |мусороперегрузочной | |от 17.07.2001, | | |станции (ЮВАО) | |N 460-ПП | | |и комплекса по сбору | |от 18.06.2002 | | |и сортировке ТБО (ЮЗАО). | |(пп. 2.2, 3.3 | | |Создание и развитие | |приложения), | | |производственных участков| |N 1030-ПП | | |по приему и сортировке | |от 17.12.2002 | | |крупногабаритного мусора | | | | |с использованием | | | | |сортировочной линии, | | | | |приобретенной | | | | |"Станкоагрегатом" | | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |17.|Совершенствование системы|Учет мест размещения отходов. Банк данных фирм, |ПП РФ N 818 | | |управления потоками ТБО |занимающихся разработкой и внедрением технологий, |от 26.10.2000, | | |г. Москвы. Автоматизация |изготовлением оборудования по обезвреживанию |N 460-ПП | | |управления санитарной |и переработке отходов. Создание "биржи отходов". |от 18.06.2002 | | |очисткой города. Учет |Снижение затрат на санитарную очистку города |(пп. 5.1, 5.2 | | |объемов и номенклатуры |за счет оптимизации схем сбора, транспортировки, |приложения) | | |образующихся отходов |оперативного контроля, учета и управления потоками | | | |производства |ТБО на 10-15 млн. руб./год. Создание и ведение | | | |и потребления |Кадастра отходов производства и потребления | | | |на региональном уровне |на региональном уровне | | | |в целях оказания помощи | | | | |по созданию и ведению | | | | |Кадастра отходов | | | | |производства | | | | |на федеральном уровне | | | |---|-------------------------|---------------------------------------------------|-------------------| |18.|Реконструкция МСЗ N 3 |Увеличение переработки ТБО на 300 тыс. т/год |N 1030-ПП | | |на ул. Подольских | |от 17.12.2002 | | |Курсантов, промзона | | | | |"Бирюлево" (ЮАО) | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------- 3.4.3. Ресурсное обеспечение мероприятий подпрограммы "Организация системы управления промышленными и бытовыми отходами" ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ |N | Наименование | Сроки | Объемы и источники финансирования | Привлеченные | Итого | Городской | Исполнитель | |п/п| мероприятия | реализации|-------------------------------------------| | | инвестор | | | | | | Городской бюджет |ЦБТЭФ | | | | | | | | |--------------------------|----------------| | | | | | | | | НИОКР|ПИР | Кап. |Текущие|ПИР |Кап.|НИОКР| | | | | | | | | | | вл. |расходы| |вл. | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |1. | Создание производств | Всего | | | 41,0| | 4,0| | | 40,0 | 85,0 | Департамент | ГУП "Мосэкопром" | | | по утилизации | 2003 | | | | | 4,0| | | 16,0 | 20,0 | природопользования | | | | автомобильных шин. | 2004 | | | 26,0| | | | | 12,0 | 38,0 | и охраны | | | | Использование продуктов | 2005 | | | 15,0| | | | | 12,0 | 27,0 | окружающей | | | | рециклинга отходов | | | | | | | | | | | среды | | | | автотранспорта для | | | | | | | | | | | города | | | | вторичного использования | | | | | | | | | | | Москвы, | | | | в городском хозяйстве | | | | | | | | | | | Управление | | | | | | | | | | | | | | | городского | | | | | | | | | | | | | | | заказа | | | | | | | | | | | | | | | города | | | | | | | | | | | | | | | Москвы | | | | | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |2. | Проектирование и создание | Всего | | | 20,0| | 15,0| | | 23,0 | 58,0 | Департамент | ГУП "Мосэкопром" | | | опытно-промышленной | 2003 | | | | | 15,0| | | 3,0 | 18,0 | природопользования | | | | установки | 2004 | | | 10,0| | | | | 10,0 | 20,0 | и охраны | | | | для высокотемпературного | 2005 | | | 10,0| | | | | 10,0 | 20,0 | окружающей | | | | сжигания различных видов | | | | | | | | | | | среды | | | | отходов в шлаковом | | | | | | | | | | | города | | | | расплаве с криогенным | | | | | | | | | | | Москвы, | | | | разделением образующихся | | | | | | | | | | | Управление | | | | продуктов сжигания | | | | | | | | | | | городского | | | | | | | | | | | | | | | заказа | | | | | | | | | | | | | | | города | | | | | | | | | | | | | | | Москвы | | | | | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |3. | Организация комплексной | Всего | | | 35,0| | 0,5| | | 11,5 | 47,0 | Департамент | ГУП "Мосэкопром" | | | системы сбора, | 2003 | | | | | 0,5| | | 1,5 | 2,0 | природопользования | | | | транспортировки, | 2004 | | | 25,0| | | | | 10,0 | 35,0 | и охраны | | | | подготовки, переработки | 2005 | | | 10,0| | | | | | 10,0 | окружающей | | | | отходов (в т.ч. | | | | | | | | | | | среды | | | | органических пищевого | | | | | | | | | | | города | | | | и растительного | | | | | | | | | | | Москвы, | | | | происхождения | | | | | | | | | | | Управление | | | | с получением компоста, | | | | | | | | | | | городского | | | | биоудобрений для нужд | | | | | | | | | | | заказа | | | | городского хозяйства) | | | | | | | | | | | города | | | | | | | | | | | | | | | Москвы | | | | | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |4. | Создание производств | Всего | | | | | | | | 43,4 | 43,4 | | ЗАО "РесЭко", | | | по сбору, сортировке, | 2003 | | | | | | | | 43,4 | 43,4 | | конкурс | | | приему и переработке | 2004 | | | | | | | | | | | | | | полимерных отходов (в том | 2005 | | | | | | | | | | | | | | числе в промзоне | | | | | | | | | | | | | | | "Внуково" ЗАО г. Москвы): | | | | | | | | | | | | | | | проектирование, поставка | | | | | | | | | | | | | | | оборудования, строительно | | | | | | | | | | | | | | | - монтажные работы и пуск | | | | | | | | | | | | | | | в эксплуатацию | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |5. | Внедрение системы добычи | Всего | | | 10,0| | | | | 20,0 | 30,0 | Управление | ГУП "Мосэкопром" | | | и утилизации биогаза на | 2003 | | | | | | | | | | городского | | | | полигонах ТБО | 2004 | | | 5,0| | | | | 10,0 | 15,0 | заказа | | | | | 2005 | | | 5,0| | | | | 10,0 | 15,0 | города | | | | | | | | | | | | | | | Москвы | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |6. | Разработка проекта | Всего | | | | | | | | 20,0 | 20,0 | | Конкурс | | | и организация | 2003 | | | | | | | | | | | | | | промышленного | 2004 | | | | | | | | 10,0 | 10,0 | | | | | изготовления мобильных | 2005 | | | | | | | | 10,0 | 10,0 | | | | | машин по измельчению | | | | | | | | | | | | | | | древесных отхдов | | | | | | | | | | | | | | | и невыкорчеванных пней | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |7. | Внедрение перспективных | Всего | | | 20,0| | | | | | 20,0 | Управление | Конкурс | | | моделей собирающих | 2003 | | | | | | | | | | городского | | | | мусоровозов с учетом | 2004 | | | 10,0| | | | | | 10,0 | заказа | | | | сокращения плеча вывоза | 2005 | | | 10,0| | | | | | 10,0 | города | | | | ТБО до объектов | | | | | | | | | | | Москвы | | | | обезвреживания | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |8. | Реконструкция метантенков | Всего | | | 245,0| | | | | | 245,0 | Управление | МГП "Мосводоканал" | | | московских станций | 2003 | | | | | | | | | | городского | | | | аэрации: | 2004 | | | 120,0| | | | | | 120,0 | заказа | | | | - реконструкция | 2005 | | | 125,0| | | | | | 125,0 | города | | | | метантенков старого блока | | | | | | | | | | | Москвы | | | | ЛбСА; | | | | | | | | | | | | | | | - реконструкция | | | | | | | | | | | | | | | метантенков КСА; | | | | | | | | | | | | | | | - разработка проекта | | | | | | | | | | | | | | | реконструкции | | | | | | | | | | | | | | | и реконструкция | | | | | | | | | | | | | | | метантенков НлбСА | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |9. | Комплекс работ по | Всего | | | 130,0| | | | | | 130,0 | Управление | МГП "Мосводоканал" | | | сокращению площадей, | 2003 | | | | | | | | | | городского | | | | занятых иловыми | 2004 | | | 70,0| | | | | | 70,0 | заказа | | | | площадками КСА и ЛбСА, | 2005 | | | 60,0| | | | | | 60,0 | города | | | | с созданием полигонов | | | | | | | | | | | Москвы | | | | депонирования | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |10.| Реконструкция Угрешских | Всего | | 4,8| 170,0| | | | | | 174,8 | Управление | ГУП "Промотходы" | | | групповых очистных | 2003 | | 4,8| | | | | | | 4,8 | городского | | | | сооружений с созданием | 2004 | | | 78,6| | | | | | 78,6 | заказа | | | | производства термического | 2005 | | | 91,4| | | | | | 91,4 | города | | | | обезвреживания отходов | | | | | | | | | | | Москвы | | | | с использованием | | | | | | | | | | | | | | | установки "Пиромак" | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |11.| Рекультивация | Всего | | 2,8| 138,0| | | | | | 140,8 | Управление | ГУП "Промотходы" | | | (первоочередные | 2003 | | 2,8| | | | | | | 2,8 | городского | | | | мероприятия) полигона | 2004 | | | 78,0| | | | | | 78,0 | заказа | | | | "Щербинка" (Подольский | 2005 | | | 60,0| | | | | | 60,0 | города | | | | район Московской области) | | | | | | | | | | | Москвы | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |12.| Развитие системы | Всего | | 3,0| 50,0| | | | | | 53,0 | Управление | ЦГСЭН, ГУП | | | централизованного сбора | 2003 | | 3,0| | | | | | | 3,0 | городского | "Промотходы" | | | и переработки | 2004 | | | 30,0| | | | | | 30,0 | заказа | | | | ртутьсодержащих отходов, | 2005 | | | 20,0| | | | | | 20,0 | города | | | | образующихся на объектах | | | | | | | | | | | Москвы | | | | здравоохранения, | | | | | | | | | | | | | | | образования, а также | | | | | | | | | | | | | | | предприятиях малого | | | | | | | | | | | | | | | бизнеса и т.п. | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |13.| Создание новых полигонов | Всего | | 3,0| 182,0| | | | | | 185,0 | Управление | ГУП "Промотходы" | | | для захоронения ТБО | 2003 | | 3,0| | | | | | | 3,0 | городского | | | | г. Москвы в Южном | 2004 | | | 112,0| | | | | | 112,0 | заказа | | | | и Западном секторах | 2005 | | | 70,0| | | | | | 70,0 | города | | | | Московской области. | | | | | | | | | | | Москвы | | | | Строительство полигона | | | | | | | | | | | | | | | отходов "Жирошкино" | | | | | | | | | | | | | | | (Раменский район | | | | | | | | | | | | | | | Московской области) | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |14.| Разработка типового | Всего | | | 34,0| | | | |102,0 | 136,0 | Управление | ГУП "Экотехпром" | | | проекта и создание | 2003 | | | | | | | | 8,0 | 8,0 | городского | | | | системы селективного | 2004 | | | 27,0| | | | | 71,0 | 98,0 | заказа | | | | сбора ТБО в г. Москве | 2005 | | | 7,0| | | | | 23,0 | 30,0 | города | | | | | | | | | | | | | | | Москвы | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |15.| Строительство | Всего | | | 620,0| | | | | | 620,0 | Департамент | ГУП "Экотехпром" | | | мусоросжигательного | 2003 | | | 300,0| | | | | | 300,0 | градостроительной | | | | завода в промзоне | 2004 | | | 220,0| | | | | | 220,0 | политики, развития | | | | "Руднево" (ВАО) | 2005 | | | 100,0| | | | | | 100,0 | и реконструкции | | | | и реконструкция МСЗ N 2 | | | | | | | | | | | города Москвы | | | | (СВАО), участка по | | | | | | | | | | | | | | | измельчению органических | | | | | | | | | | | | | | | остатков в Зеленограде | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |16.| Расширение системы | Всего | | | 320,0| | | | | | 320,0 | Департамент | ГУП "Экотехпром" | | | двухстадийного вывоза | 2003 | | | 70,0| | | | | | 70,0 | градостроительной | | | | ТБО. Строительство | 2004 | | | 150,0| | | | | | 150,0 | политики, развития | | | | мусороперегрузочной | 2005 | | | 100,0| | | | | | 100,0 | и реконструкции | | | | станции (ЮВАО) | | | | | | | | | | | города Москвы | | | | и комплекса по сбору | | | | | | | | | | | | | | | и сортировке ТБО (ЮЗАО). | | | | | | | | | | | | | | | Создание и развитие | | | | | | | | | | | | | | | производственных участков | | | | | | | | | | | | | | | по приему и сортировке | | | | | | | | | | | | | | | крупногабаритного мусора | | | | | | | | | | | | | | | с использованием | | | | | | | | | | | | | | | сортировочной линии, | | | | | | | | | | | | | | | приобретенной | | | | | | | | | | | | | | | "Станкоагрегатом" | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |17.| Совершенствование системы | Всего | | | | | | | 9,0| | 9,0 | Департамент | ГУП "Москомпром", | | | управления ТБО | 2003 | | | | | | | 3,0| | 3,0 | природопользования | конкурс | | | г. Москвы. Автоматизация | 2004 | | | | | | | 3,0| | 3,0 | и охраны | | | | управления санитарной | 2005 | | | | | | | 3,0| | 3,0 | окружающей | | | | очисткой города. Учет | | | | | | | | | | | среды | | | | объемов и номенклатуры | | | | | | | | | | | города | | | | образующихся отходов | | | | | | | | | | | Москвы | | | | производства | | | | | | | | | | | | | | | и потребления | | | | | | | | | | | | | | | на региональном уровне | | | | | | | | | | | | | | | в целях оказания помощи | | | | | | | | | | | | | | | по созданию и ведению | | | | | | | | | | | | | | | Кадастра отходов | | | | | | | | | | | | | | | производства | | | | | | | | | | | | | | | на федеральном уровне | | | | | | | | | | | | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| |18.| Реконструкция МСЗ N 3 | Всего | | |2150,0| | | | | |2150,0 | Управление | ГУП "Экотехпром" | | | на ул. Подольских | | | |<**> | | | | | |<**> | городского | | | | Курсантов, промзона | 2003 | | | 150,0| | | | | | 150,0 | заказа | | | | "Бирюлево" (ЮАО) | 2004 | | |1000,0| | | | | |1000,0 | города | | | | | 2005 | | |1000,0| | | | | |1000,0 | Москвы | | |---|---------------------------|-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| | | Итого по подпрограмме | Всего | |13,6|2015,0| | 19,5| | 9,0|259,9 |2317,9 | | | | | |-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| | | | 2003 | |13,6| 370,0| | 19,5| | 3,0| 71,9 | 478,0 | | | | | |-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| | | | 2004 | | | 961,6| | | | 3,0|123,0 |1087,6 | | | | | |-----------|------|----|------|-------|-----|----|-----|--------------|-------|---------------------|---------------------| | | | 2005 | | | 683,4| | | | 3,0| 65,0 | 751,4 | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ -------------------------------- <**> Объем финансирования уточняется годовыми инвестиционными программами в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 17.12.2002 N 1030-ПП. 3.5. Развитие Природного комплекса, охрана и восстановление почвенного покрова, зеленых насаждений и биологического разнообразия 3.5.1. Общие положения Природный комплекс (ПК) Москвы в настоящее время включает в себя 1270 объектов, имеющих различный режим регулирования градостроительной деятельности. В его состав входят сохранившиеся в городе лесные и лесопарковые массивы, небольшие по площади обособленные лесные участки, долины и участки долин более чем 50 рек и ручьев, фрагменты суходольных лугов и другие природные сообщества, особо охраняемые природные территории, озелененные территории общего и ограниченного пользования, озелененные территории специального назначения (лечебно-оздоровительных и образовательных учреждений, техзоны, санитарно-защитные зоны, кладбища и др.), а также резервные территории ПК. Система природных и озелененных территорий является природно-экологическим каркасом города, существование которого крайне важно для его нормального функционирования и повышения качества жизни населения ("легкие" Москвы). В Природном комплексе Москвы особого внимания заслуживают особо охраняемые природные территории, имеющие ключевое значение для сохранения в черте города высокого биологического разнообразия, включая редкие виды животных и растений. В настоящее время территории Природного комплекса занимают 21% от площади Москвы, исключая внутриквартальное озеленение. Экологически обоснованная доля территории ПК Москвы составляет 30% от площади города, фактически этот показатель составляет 21%. С учетом этого требуется не только сохранение, но и существенное увеличение площади территории Природного комплекса. Это соответствует и целевым ориентирам Генерального плана развития города Москвы. Уже в ближайшие годы намечается существенное сокращение производственных территориальных зон, занимающих сейчас 20,5 тыс. га, из которых 17 тыс. га являются промзонами. К 2005 году площади промзон будут сокращены до 13,5 тыс. га за счет создания вместо них зеленых насаждений и новых объектов Природного комплекса. Основной проблемой сохранения и развития территорий Природного комплекса является то, что они находятся в хозяйственном ведении у большого числа разных организаций. Балансодержателями зеленых насаждений в городе являются: Московское городское управление лесами (МГУЛ), ГУП "Мосзеленхоз", префектуры административных округов, жилищные органы, различные ведомства и организации, вследствие чего отсутствует единая система управления Природным комплексом с жесткой вертикалью подчиненности. Принципы содержания ООПТ и ведения зеленого хозяйства построены на инженерных лесохозяйственных подходах, не отвечающих целям сохранения и восстановления Природного комплекса, который включает в себя не просто городские озелененные территории, а функционирующие природные экосистемы - долины рек, водные объекты, леса, луга и др., при этом 70% территории Природного комплекса имеют статус особо охраняемых (15,9 тыс. га). За прошедшее время принят ряд городских нормативно-правовых актов, в том числе Законы города Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях города Москвы", от 05.05.99 N 17 "О защите зеленых насаждений"; постановления Правительства Москвы от 20.02.2001 N 159-ПП "О порядке проведения компенсационного озеленения в г. Москве", от 04.06.2002 N 413-ПП "О первоочередных мерах по дальнейшему улучшению состояния и развитию озелененных территорий города Москвы", где определены участки первоочередного озеленения. Для решения этих проблем Программой предусматривается создание в г. Москве единой системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ), создание специальных органов - дирекций ООПТ, разработка проектных документов для каждой ООПТ, комплексная реализация этих проектов и создание Государственного кадастра ООПТ г. Москвы. По результатам прошедшего двухлетнего периода действия Закона города Москвы "О защите зеленых насаждений" удалось впервые достичь положительного баланса между количеством вырубаемых и высаживаемых деревьев и кустарников в городе. Установилась тенденция к увеличению количества деревьев при незначительном сокращении озелененных площадей и площадей, потенциально пригодных для озеленения, однако такая положительная тенденция может себя исчерпать, если не будет осуществлен целенаправленный подбор участков и выработана стратегия формирования устойчивых структур зеленых насаждений. При ограниченности городских земельных ресурсов для дальнейшего развития системы озеленения города важно не только создание новых озелененных территорий, но и тщательное проведение текущих работ по уходу за существующими, инвентаризация и создание единой системы учета и контроля за зелеными насаждениями. |