О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПРОВЕРКЕ КАССОВОЙ РАБОТЫ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (ИХ ФИЛИАЛАХ) ПИСЬМО ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ 1 октября 2004 г. N 116-Т (Д) 1. Центральный банк Российской Федерации направляет для использования уполномоченными представителями Банка России Методические рекомендации по проверке кассовой работы в кредитных организациях (их филиалах). 2. С момента издания настоящего Указания оперативного характера Банка России отменяется Указание оперативного характера Банка России от 23 декабря 1997 года N 52-Т "О методических рекомендациях по проверке кассовой работы кредитной организации". А.А.КОЗЛОВ 1 октября 2004 г. N 116-Т Приложение к Указанию оперативного характера Банка России от 1 октября 2004 года N 116-Т "О Методических рекомендациях по проверке кассовой работы в кредитных организациях (их филиалах)" МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕРКЕ КАССОВОЙ РАБОТЫ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (ИХ ФИЛИАЛАХ) 1. Общие положения 1.1. Методические рекомендации по проверке кассовой работы в кредитных организациях (их филиалах) (далее - Методические рекомендации) разъясняют процедуру проведения проверки по вопросам исполнения кредитными организациями (их филиалами) и их внутренними структурными подразделениями (дополнительными офисами, операционными кассами вне кассового узла, кредитно-кассовыми офисами, обменными пунктами и иными внутренними структурными подразделениями) (далее - кредитные организации, за исключением прямого указания в тексте на кредитную организацию, филиал или внутреннее структурное подразделение кредитной организации (ее филиала)) требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, регламентирующих порядок ведения кассовых операций с денежной наличностью и другими ценностями, инкассации, перевозки и хранения денежной наличности и ценностей, организации работы с неплатежными, сомнительными и имеющими признаки подделки денежными знаками, а также организации в кредитных организациях внутреннего контроля в целях обеспечения надлежащего контроля за качественным и своевременным кассовым обслуживанием организаций, предприятий, учреждений (независимо от их организационно-правовой формы), физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - организации), и физических лиц (далее - клиенты, за исключением прямого указания в тексте настоящих Методических рекомендаций на организации или физические лица). Перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, регламентирующих порядок организации и ведения кассовой работы в кредитных организациях, а также перечень иных актов Банка России, разъясняющих порядок организации и ведения кассовой работы в кредитных организациях, приведены в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям. 1.2. Процедура проведения проверки кассовой работы в кредитных организациях, рекомендованная в настоящих Методических рекомендациях, не распространяется на проверки организации работы, совершения и учета отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц в обменных пунктах и внутренних структурных подразделениях уполномоченных банков (их филиалов) (далее - проверки организации работы, совершения и учета отдельных видов операций с наличной иностранной валютой в обменных пунктах и внутренних структурных подразделениях уполномоченных банков (их филиалов). Особенности проведения указанных проверок определены главой 11 Инструкции Банка России от 25 августа 2003 года N 105-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации", зарегистрированной Министерством юстиции Российской Федерации 26 сентября 2003 года, N 5118 ("Вестник Банка России" от 09.12.2003 N 67) (далее - Инструкция Банка России N 105-И), а также актом Банка России, определяющим порядок проверки организации работы, совершения и учета уполномоченными банками (их филиалами) отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц. Оформление актов тематических проверок и докладных записок о результатах проверок по вопросу организации работы, совершения и учета отдельных видов операций с наличной иностранной валютой в обменных пунктах и внутренних структурных подразделениях уполномоченных банков (их филиалов) рекомендуется осуществлять с учетом рекомендаций, изложенных в акте Банка России, определяющем примерную структуру и содержание акта проверки кредитной организации (ее филиала). 1.3. К задачам проверки кассовой работы в кредитной организации относятся: оценка соответствия кассовых операций, осуществляемых кредитной организацией, требованиям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России; оценка достоверности отражения кредитной организацией кассовых операций в бухгалтерском учете (отчетности); оценка влияния нарушений и недостатков в деятельности кредитной организации на финансовое состояние и перспективы деятельности кредитной организации. 1.4. Предпроверочная подготовка осуществляется на основе имеющейся в Банке России информации, содержащейся в актах проверок кредитной организации (далее - акт проверки), а также отчетах кредитной организации об устранении выявленных нарушений порядка ведения кассовых операций. Полученная информация используется уполномоченными представителями Банка России для осуществления контроля за устранением кредитной организацией нарушений по указанному вопросу, выявленных предыдущей проверкой. 1.5. Если в задание на проведение проверки включен вопрос проведения ревизии ценностей кредитной организации, то по инициативе руководителя рабочей группы может проводиться совещание, в ходе которого руководителю кредитной организации передается заявка на предоставление документов (информации), необходимых для проведения ревизии ценностей кредитной организации, содержащая перечень документов и составленная по форме, приведенной в приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям. По результатам совещания с представителями органов управления кредитной организации составляется протокол, один экземпляр которого в соответствии с пунктом 9.13 Инструкции Банка России N 108-И помещается в паспорт проверки кредитной организации. 1.6. Акт проверки и докладную записку о результатах проверки рекомендуется составлять с учетом подходов к определению их структуры и содержания в соответствии с главой 7 Инструкции Банка России N 105-И, пунктом 10.7 Инструкции Банка России N 108-И, а также актом Банка России, определяющим примерную структуру и содержание акта проверки кредитной организации (ее филиала). Сведения о выявленных в ходе проверки фактах (событиях) нарушений (недостатков) в деятельности кредитной организации, которые могут привести к изменению данных учета (отчетности) кредитной организации, невыполнению пруденциальных норм деятельности, а также к возникновению новых рисков у кредитной организации, рекомендуется отражать в соответствующем разделе (подразделе) аналитической части акта проверки. Оценку влияния выявленных фактов недостоверности учета (отчетности), нарушений (недостатков) в деятельности кредитной организации на изменение финансового состояния кредитной организации и выполнение ею пруденциальных норм деятельности в количественном выражении рекомендуется представлять в виде таблицы, форма которой приведена в приложении 3 к настоящим Методическим рекомендациям. Рекомендации по порядку заполнения указанной таблицы приведены в примечании к приложению 3 настоящих Методических рекомендаций. 2. Рекомендации по проверке организации кассовой работы в кредитной организации 2.1. Проверку организации кассовой работы в кредитной организации целесообразно осуществлять на основании данных учета (отчетности) и иной информации, содержащейся в документах кредитной организации, в том числе указанных в приложении 4 к настоящим Методическим рекомендациям. 2.2. Подготовку к проверке организации кассовой работы целесообразно начинать с ознакомления со структурой кассового подразделения кредитной организации, схемы подчиненности и взаимодействия его структурных подразделений и работников кассового подразделения кредитной организации. 2.2.1. Для этого уполномоченный представитель Банка России изучает положение о кассовом подразделении кредитной организации и внутренних структурных подразделениях кредитной организации (ее филиала). 2.2.2. Выясняется наличие и местонахождение: приходных касс; расходных касс; приходно-расходных касс; вечерних касс; касс пересчета; хранилища ценностей или сейфовой комнаты; банкоматов; автоматов для приема и выдачи денежной наличности, в том числе с использованием персонального компьютера, установленного на рабочем месте кассового работника (далее - электронные кассиры); терминалов, функционирующих в автоматическом режиме и предназначенных для приема денежной наличности от клиентов и ее хранения (далее - автоматические сейфы). 2.2.3. Изучается персональный состав кассового подразделения кредитной организации и должностные инструкции каждого работника. Устанавливается, соответствуют ли обязанности, выполняемые кассовыми работниками, положениям их должностных инструкций (в том числе путем визуального наблюдения за действиями кассовых работников и их сопоставления с положениями указанных документов), а также проводится ли работа по повышению квалификации кассовых работников (устанавливается наличие документов, подтверждающих обучение и повышение квалификации кассовых работников). 2.2.4. На основании изучения распорядительных документов кредитной организации устанавливается круг должностных лиц из числа руководящего состава кредитной организации (за исключением главного бухгалтера, его заместителя) в количестве не менее двух человек, один из которых является заведующим кассой, на которых в соответствии с распорядительным документом кредитной организации возложена ответственность за сохранность денежной наличности и ценностей в хранилище ценностей кредитной организации (далее - должностные лица, ответственные за сохранность ценностей). 2.3. Проверяется наличие договоров о материальной ответственности с должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей в кредитной организации, а также со всеми кассовыми и инкассаторскими работниками, выполняющими операции с наличными деньгами и другими ценностями. 2.4. На месте проводится анализ внутренних документов кредитной организации, устанавливающих правила документооборота и технологию обработки учетной информации. Определяется, обеспечивает ли установленный порядок документооборота: выдачу организациям квитанций к объявлениям на взнос наличными по форме 0402001 Общероссийского классификатора управленческой документации ОК 011-93 (далее - ОКУД) по операциям с валютой Российской Федерации и второго экземпляра приходного кассового ордера по операциям с наличной иностранной валютой, зачисление сумм на их банковские счета только после фактического поступления денежной наличности в кассу кредитной организации по приходным кассовым операциям; проверку оформления приходных кассовых ордеров при осуществлении кассовым работником операций по приему денежной наличности от физических лиц по договорам банковского счета (вклада); выдачу наличных денег с банковских счетов организациям по денежным чекам (по операциям с валютой Российской Федерации) и расходным кассовым ордерам (по операциям с наличной иностранной валютой), а также со счетов физических лиц, открытых на основании договора банковского счета (вклада), по расходным кассовым ордерам. 2.5. Проверяется наличие заключения территориального учреждения Банка России о соблюдении кредитной организацией требований, установленных абзацем вторым пункта 3 и пунктом 6 приложения 1 к Положению Банка России от 9 октября 2002 года N 199-П "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации", с изменениями, зарегистрированному Министерством юстиции Российской Федерации 25 ноября 2002 года, N 3948; 6 января 2004 года, N 5378; 15 июня 2004 года, N 5844 ("Вестник Банка России" от 10.12.2002 N 66; от 14.01.2004 N 2; от 17.06.2004 N 35) (далее - Положение Банка России N 199-П). 2.6. В случае совпадения времени ежедневного пребывания уполномоченных представителей Банка России на основании поручения на проведение проверки кредитной организации в здании и других служебных помещениях кредитной организации с действующим в кредитной организации режимом работы проводится проверка соблюдения должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей, требований, установленных пунктами 7.2 - 7.3, 7.5 и 7.15 Положения Банка России N 199-П. 2.6.1. Путем визуального наблюдения устанавливается присутствие работника организации, осуществляющей на основании договора контроль за соблюдением пропускного режима или охрану кредитной организации (далее - представитель охраны), при открытии и закрытии хранилища ценностей, оборудованного системой охраны на базе персональной электронно-вычислительной машины (ПЭВМ), в случае, если необходимость его присутствия определена руководителем кредитной организации. 2.6.2. Проверяется выполнение должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей, следующих действий в присутствии представителя охраны (при необходимости): 1) проверка перед открытием хранилища ценностей наличия (отсутствия) признаков повреждений дверей, замков, росписи должностных лиц кредитной организации, ответственных за сохранность ценностей, в контрольном журнале приема под охрану и сдачи из-под охраны хранилища ценностей; 2) проверка перед закрытием хранилища ценностей: заверения остатков, указанных в книге (книгах) учета денежной наличности и других ценностей, главным бухгалтером (его заместителем); внесения в хранилище ценностей книг, документов, денежной наличности и других ценностей; закрытия на ключ всех металлических шкафов, стеллажей, сейфов и тележек, используемых для хранения ценностей, по окончании операций независимо от наличия в них ценностей; соблюдения процедуры приема хранилища ценностей под охрану представителем охраны под роспись в контрольном журнале приема под охрану и сдачи из-под охраны хранилища ценностей; соответствия остатков ценностей, отраженных в книге (книгах) учета денежной наличности и других ценностей, данным об остатках на лицевых счетах соответствующих балансовых счетов (N 20202 "Касса кредитных организаций", N 20203 "Чеки (в том числе дорожные чеки), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте" (здесь и далее по тексту номера счетов указаны в соответствии с Положением Банка России от 5 декабря 2002 года N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", с изменениями, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 20 декабря 2002 года, N 4061; 25 июня 2003 года, N 4827; 26 ноября 2003 года, N 5267; 19 февраля 2004 года, N 5571; 1 апреля 2004 года, N 5703; 11 июня 2004 года, N 5840; 17 июня 2004 года, N 5851; 28 июня 2004 года, N 5878; 24 августа 2004 года, N 5992 ("Вестник Банка России" от 25.12.2002 N 70-71; от 27.06.2003 N 36; от 03.12.2003 N 65; от 27.02.2004 N 16; от 07.04.2004 N 21; от 16.06.2004 N 34; от 18.06.2004 N 36; от 30.06.2004 N 38; от 08.09.2004 N 53)) (далее - Положение Банка России N 205-П)). 2.7. Проверяются порядок и место хранения пакета с дубликатами ключей от хранилища ценностей, установленные распорядительным документом кредитной организации. Оценивается, обеспечивает ли установленный порядок сохранность указанного пакета. 2.8. Уполномоченные представители Банка России осматривают помещения кредитной организации для совершения операций с ценностями и проверяют: отсутствие фактов хранения личных денег и других ценностей кассовых работников кредитной организации вместе с деньгами и ценностями кредитной организации (наличие личных вещей на рабочих местах), которое можно установить визуально; обеспеченность кассовых работников кредитной организации индивидуальными средствами хранения, закрывающимися на ключ; наличие средств механизации и автоматизации кассовых операций кредитной организации; наличие образцов подписей бухгалтерских работников у кассовых работников. 2.9. По результатам проверки по вопросу организации кассовой работы в кредитной организации определяется общая оценка работы кассового подразделения кредитной организации. На ее основе, а также с учетом задания на проведение проверки устанавливается объем и основные направления проверки кассовой работы в кредитной организации. В случаях необходимости уполномоченные представители Банка России совершают действия, предусмотренные пунктом 5.4 Инструкции Банка России N 105-И. 2.10. Примерный перечень нарушений, которые допускаются кредитными организациями при организации кассовой работы, приведен в приложении 5 к настоящим Методическим рекомендациям. 3. Рекомендации по проведению ревизии ценностей в кредитной организации 3.1. Ревизия банкнот, монеты и других ценностей в операционной кассе кредитной организации (далее - ревизия ценностей) при проведении проверки кредитной организации уполномоченными представителями Банка России назначается, если: 1) вопрос проведения ревизии ценностей установлен заданием на проведение проверки; 2) в ходе проведения проверки выявлены факты (события) и (или) обстоятельства, требующие незамедлительного проведения ревизии ценностей, в том числе хотя бы один из следующих фактов (обстоятельств): несоответствие кассовых операций, осуществляемых кредитной организацией, требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России; недостоверность бухгалтерского учета отдельных кассовых операций кредитной организации; значительные обороты по балансовым счетам N 20202 "Касса кредитных организаций", N 20203 "Чеки (в том числе дорожные чеки), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте", N 20206 "Касса обменных пунктов", N 20207 "Денежные средства в операционных кассах, находящихся вне помещений кредитных организаций"; существенные (по сравнению с величиной активов кредитной организации) остатки по балансовым счетам N 20207 "Денежные средства в операционных кассах, находящихся вне помещений кредитных организаций", N 20209 "Денежные средства в пути", N 20210 "Чеки (в том числе дорожные чеки), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в пути"; значительные увеличения остатков по балансовому счету N 20203 "Чеки (в том числе дорожные чеки), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте" в конце месяца с последующим снижением указанного остатка в начале следующего месяца; иные факты (события) и (или) обстоятельства, позволяющие предположить, что кредитная организация не в полной мере обеспечивает сохранность своего имущества. 3.2. В случае выявления уполномоченными представителями Банка России фактов (событий) и (или) обстоятельств, требующих незамедлительного проведения ревизии ценностей, руководитель рабочей группы в соответствии с пунктом 9.1 Инструкции Банка России от 1 декабря 2003 года N 108-И "Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)" ("Вестник Банка России" от 09.12.2003 N 67) информирует должностное лицо Банка России, подписавшее поручение на проведение проверки, о ходе и результатах проверки кредитной организации, в том числе о наличии указанных фактов (событий) и (или) обстоятельств, а также совершает действия, предусмотренные пунктом 5.4 Инструкции Банка России N 105-И. 3.3. Перед принятием решения о проведении ревизии ценностей члены рабочей группы знакомятся с актами о проведенных кредитной организацией ревизиях ценностей за последние два или три квартала, предшествующих назначению ревизии ценностей уполномоченными представителями Банка России. При этом устанавливается: количество хранилищ ценностей кредитной организации; количество работников кредитной организации, участвовавших в ранее проведенных кредитной организацией ревизиях ценностей, их должности и направления деятельности в кредитной организации; наименование и виды ценностей, подлежащих ревизии; остатки и обороты по лицевым счетам, на которых учитываются денежная наличность и ценности; соблюдение кредитной организацией установленного порядка и сроков проведения ревизий ценностей. Для получения наиболее полной информации о помещениях кредитной организации для совершения операций с ценностями руководителю рабочей группы рекомендуется получить от кредитной организации письменные разъяснения по количеству и местонахождению филиалов и внутренних структурных подразделений кредитной организации (ее филиала), а также по количеству хранилищ ценностей и сейфовых комнат внутренних структурных подразделений в случае хранения ценностей в этих внутренних структурных подразделениях. 3.4. Цель проведения ревизии ценностей: установление соответствия фактического наличия ценностей, находящихся в хранилище ценностей кредитной организации, данным книги (книг) учета денежной наличности и других ценностей и бухгалтерского учета; проверка соблюдения кредитной организацией порядка хранения денег и других ценностей в хранилище ценностей. 3.5. Ревизия ценностей осуществляется на основании документов, указанных в приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям. 3.6. Порядок проведения ревизии ценностей. В период ревизии проводится проверка всех ценностей, находящихся в хранилищах ценностей кредитной организации по состоянию на одну дату. При проведении ревизии ценностей в многофилиальных кредитных организациях (в том числе в Акционерном коммерческом Сберегательном банке Российской Федерации (открытое акционерное общество)) допустимо использование принципа поэтапной ревизии ценностей (ревизия ценностей по отдельным лицевым счетам). Информацию об его использовании рекомендуется отражать в акте проверки кредитной организации. 3.6.1. Проверяется соответствие условий хранения денежной наличности и других ценностей требованиям, установленным разделом 7 и пунктом 9.10 Положения Банка России N 199-П, в частности: хранение в хранилище ценностей кредитной организации денег и других ценностей раздельно в металлических шкафах, стеллажах, сейфах, тележках, которые закрываются на ключ заведующим кассой; хранение банкнот, упакованными в пачки, монеты, упакованной в мешки; хранение наличной иностранной валюты отдельно от денежных знаков Банка России и других ценностей; хранение ценных бумаг и бланков ценных бумаг, упакованными в пачки и корешки по наименованиям, а также по выпускам и достоинствам (где они имеются); распределение ценностей, принятых кредитной организацией на хранение, по датам в порядке поступления, а внутри одной даты - в порядке номеров ценностей. Прикрепление к упаковке с ценностями по каждому владельцу ярлыка к мемориальному ордеру по приему (выдаче) ценностей по форме 0402102 ОКУД с указанием на нем сведений о владельце ценностей, роде и номере ценностей, дате зачисления на банковский счет и сумме; хранение бланков, упакованными по их видам в пачки. 3.6.2. Перед началом проведения ревизии ценностей уполномоченным представителям Банка России рекомендуется получить от должностных лиц кредитной организации, ответственных за сохранность ценностей, расписки в том, что у них не имеется: неоприходованной или неучтенной денежной наличности (ценностей); непроведенных записей в книге (книгах) учета денежной наличности и других ценностей; не сданных в установленном порядке кассовых документов. Кроме того, необходимо иметь выписки из лицевых счетов, на которых учитываются банкноты, монета и другие ценности операционной кассы кредитной организации. Расписки, полученные от должностных лиц кредитной организации, ответственных за сохранность ценностей, оформляются в виде приложения к акту проверки кредитной организации. 3.6.3. При проведении ревизии ценностей проверяется фактическое наличие денежной наличности и ценностей в хранилище ценностей в порядке, определенном руководителем кредитной организации. Приступив к ревизии ценностей, руководитель ревизионной комиссии опечатывает (опломбировывает) хранилище ценностей, берет под свой контроль все деньги и ценности, находящиеся под ответственностью должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей, кассовых и инкассаторских работников, и производит проверку их фактического наличия. 3.6.4. После пересчета банкнот, монеты и других ценностей, находящихся в хранилище ценностей, и сверки их количества с данными книги (книг) учета денежной наличности и других ценностей уполномоченные представители Банка России сверяют фактическую денежную наличность с выписками из лицевых счетов к балансовому счету N 20202 "Касса кредитных организаций" по видам валют, с ведомостью остатков по счетам кредитной организации и с данными ежедневного баланса по балансовому счету N 20202 "Касса кредитных организаций". Кроме того, осуществляется наблюдение за возвратом всех ценностей, изъятых для ревизии, в хранилище ценностей. Бланки, марки, ценности и документы сверяются с остатками по лицевым счетам, открытым к внебалансовым счетам N 91201 "Марки и другие документы на оплату государственных сборов и пошлин", N 91202 "Разные ценности и документы", N 91207 "Бланки", N 91215 "Билеты лотерей" по видам бланков, ценностей, а также по их количеству, цене, стоимости и месту хранения. Остатки бланков собственных ценных бумаг сверяются с остатками по лицевым счетам, открытым к внебалансовым счетам N 90701 "Бланки собственных ценных бумаг для распространения", N 90702 "Бланки собственных ценных бумаг для уничтожения", N 90703 "Выкупленные до срока погашения собственные ценные бумаги для перепродажи", N 90704 "Собственные ценные бумаги, предъявленные для погашения" по видам ценных бумаг, а остатки бланков ценных бумаг прочих эмитентов - с остатками по лицевым счетам, открытым к внебалансовым счетам N 90801 "Бланки ценных бумаг других эмитентов для распространения", N 90802 "Ценные бумаги для продажи на комиссионных началах", N 90803 "Ценные бумаги на хранении по договорам хранения", N 90804 "Облигации государственных займов, проданные организациям". 3.7. О проведенной ревизии ценностей кредитной организации составляется акт ревизии ценностей за подписью всех работников кредитной организации и членов рабочей группы, участвовавших в ревизии, а также должностных лиц кредитной организации, ответственных за сохранность ценностей. Один экземпляр акта ревизии ценностей остается в кредитной организации, другой - передается руководителю рабочей группы и прикладывается к акту проверки. Причины всех выявленных расхождений фактического наличия ценностей с данными учета указываются в акте ревизии ценностей или оформляются объяснительными записками. В акте ревизии ценностей должны быть отражены следующие данные о суммах: денег и ценностей, числящихся на день ревизии по бухгалтерскому учету и в книге (книгах) учета денежной наличности и других ценностей; фактического наличия ценностей; излишков (недостач) денег и ценностей, обнаруженных при ревизии. Кроме того, в акте ревизии ценностей указываются нарушения порядка ведения кассовых операций. 3.8. Проверяется соблюдение кредитной организацией установленного Положением Банка России N 199-П порядка и сроков проведения ревизий ценностей, оформления результатов ревизии и принятия мер по устранению выявленных недостатков. Проверяется оформление приходного (расходного) кассового ордера на сумму выявленных излишков (недостач). 3.9. Примерный перечень нарушений, которые допускаются кредитными организациями при проведении ревизии ценностей, приведен в приложении 5 к настоящим Методическим рекомендациям. 4. Рекомендации по проверке соблюдения кредитной организацией правил совершения операций с денежной наличностью 4.1. Проверка соблюдения кредитной организацией порядка приема от организаций денежной наличности и денежной наличности, упакованной в инкассаторские сумки, специальные мешки, кейсы и другие средства для упаковки денег, обеспечивающие их сохранность при доставке и не позволяющие осуществить их вскрытие без видимых следов нарушения целости (далее - сумки с денежной наличностью), приходными кассами в операционное время кредитной организации. 4.1.1. Операции по приему денежной наличности и сумок с денежной наличностью от организаций в приходную кассу, а также порядок отражения принятых сумм в документах и по соответствующим банковским счетам регламентируются подразделом 2.1 Положения Банка России N 199-П и пунктом 1.8 части III приложения к Положению Банка России N 205-П. 4.1.2. Проверка порядка приема денежной наличности от организаций осуществляется на основании следующих документов: кассовых документов; справок о суммах принятой и выданной денежной наличности; справок о принятых сумках с денежной наличностью и порожних сумках; кассового журнала по приходу; книги учета принятых и выданных денег (ценностей); контрольных ведомостей по пересчету денежной наличности; контрольных листов кассового работника; списков организаций, сдающих денежную наличность в сумках, с указанием наименований организаций, количества и номеров, закрепленных за каждой организацией сумок; образцов оттисков пломбиров, которыми опломбировываются сумки, для организаций, сдающих денежную наличность в сумках, содержащих номер и сокращенное наименование организации (или ее фирменный знак); журналов учета принятых сумок с ценностями и порожних сумок; образцов подписей бухгалтерских работников, уполномоченных подписывать приходные документы, находящихся у кассовых работников приходных касс; образцов подписей кассовых работников указанных касс, находящихся у бухгалтерских работников, оформляющих приходно-расходные документы; оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учета кредитной организации; выписки из лицевых счетов банковских счетов клиентов. 4.1.3. Проверка порядка приема денежной наличности заключается в: 1) проверке правильности оформления объявлений на взнос наличными: соответствие суммы цифрами сумме прописью; наличие подписи бухгалтерского работника и ее тождественность имеющемуся образцу; заполнение реквизита "источник взноса"; 2) проверке своевременности зачисления средств на банковские счета организаций. Сумма и дата внесения средств по объявлению на взнос наличными, отраженные в кассовом журнале по приходу, сверяются с записями в лицевых счетах балансовых счетов по учету средств клиентов или с ордером к объявлению на взнос наличными о взносе денег в вечернюю кассу, приложенному к выпискам из лицевых счетов балансовых счетов по учету средств клиентов; 3) проверке правильности документального оформления поступившей в кредитную организацию денежной наличности: сверке каждой суммы в объявлениях на взнос наличными с суммой в кассовом журнале по приходу; сверке общей суммы в кассовом журнале по приходу со справками кассовых работников о суммах принятой и выданной денежной наличности; проверке наличия подписей кассовых работников в кассовых журналах по приходу и бухгалтерских работников - в справках о суммах принятой и выданной денежной наличности; проверке соответствия суммы поступившей денежной наличности по справкам кассовых работников, сдаваемых заведующему кассой, сумме, указанной в книге учета принятых и выданных денег (ценностей). 4.1.4. Проверка порядка приема от организаций сумок с денежной наличностью заключается в: установлении организаций, сдающих денежную наличность в сумках. Для этого у кредитной организации запрашивается список таких организаций; установлении наличия в кассовом подразделении кредитной организации образцов оттисков пломбиров, которыми опломбировываются сумки, по каждой организации, сдающей денежную наличность в сумках; проверке наличия на оттиске пломбы номера и сокращенного наименования организации (или ее фирменного знака); проверке последовательности проведения кассовым работником операций по приему сумок с денежной наличностью в порядке, предусмотренном в пунктах 2.2.9 - 2.2.12 Положения Банка России N 199-П; проверке соответствия количества принятых кассовым работником сумок, указанного в справках о принятых сумках с денежной наличностью и порожних сумок, с количеством, проставленным в журнале учета принятых сумок с ценностями и порожних сумок; проверке наличия подписи контролирующего работника на справке о принятых сумках с денежной наличностью и порожних сумках; проверке наличия контрольной ведомости по пересчету денежной наличности у контролирующего работника и контрольного листа у кассового работника в случае осуществления пересчета денежной наличности из сумок кассовым работником приходной кассы; проверке своевременности оприходования денежной наличности, поступившей в течение операционного дня, в операционной кассе кредитной организации. 4.2. Операции по приему денежной наличности от организаций, сумок с денежной наличностью от организаций и инкассаторов вечерними кассами в послеоперационное время кредитной организации регламентируются подразделом 2.2 Положения Банка России N 199-П. 4.2.1. Проверка порядка приема вечерней кассой денежной наличности от организаций, денежной наличности и сумок с денежной наличностью от организаций и инкассаторов осуществляется на основании следующих документов: кассовых документов; кассового журнала по приходу; справок о принятых сумках с денежной наличностью и порожних сумках; журнала учета принятых сумок с ценностями и порожних сумок; контрольных ведомостей по пересчету денежной наличности; контрольных листов кассового работника; списков организаций, сдающих денежную наличность в сумках, с указанием наименований организаций, количества и номеров, закрепленных за каждой организацией сумок; образцов оттисков пломбиров, которыми опломбировываются сумки, для организаций, сдающих денежную наличность в сумках, содержащих номер и сокращенное наименование организации (или ее фирменный знак); образца подписи бухгалтерского работника, уполномоченного подписывать приходные документы, находящегося у кассового работника вечерней кассы, в случае организации работы вечерней кассы без явки работников; образца подписи кассового работника вечерней кассы, находящегося у бухгалтерского работника. 4.2.2. При проверке организации работы вечерней кассы проверяется: наличие объявлений о времени работы вечерних касс кредитной организации; наличие у кассового работника вечерней кассы печати с надписью "Вечерняя касса"; наличие оттиска печати "Вечерняя касса" на приходных кассовых документах, принятых после окончания операционного дня; хранение в сейфе по окончании операций в вечерней кассе банкнот и монеты, пересчитанных, сформированных и упакованных кассовым работником вечерней кассы в пачки и мешки, приходных кассовых документов, кассового журнала по приходу и печати с надписью "Вечерняя касса"; закрытие сейфа кассовым и бухгалтерским работниками по окончании операций в вечерней кассе и сдача его под охрану; соответствие порядка сдачи под охрану сейфа порядку, установленному договором на охрану или распорядительным документом кредитной организации; наличие распорядительного документа кредитной организации о закреплении за работниками вечерней кассы одного комплекта ключей от сейфа, в котором хранятся принятые ценности, и другого - за должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей, в случае организации работы вечерней кассы без явки работников; наличие распорядительного документа о закреплении за заведующим кассой запасного ключа от шкафа или ящика стола, где кассовый работник вечерней кассы хранит контрольный журнал приема под охрану и сдачи из-под охраны хранилища ценностей, и наличие соответствующей записи в договоре на охрану. 4.2.3. Проверка приема денежной наличности от организаций в вечернюю кассу проводится в порядке, рекомендованном подпунктами 4.1.2 - 4.1.3 пункта 4.1 настоящих Методических рекомендаций. 4.2.4. Порядок приема вечерней кассой сумок с денежной наличностью от организаций и инкассаторов, оформление необходимых при этом документов кассовыми работниками вечерней кассы регламентирован подразделом 2.2 Положения Банка России N 199-П. 4.2.5. При проверке определяется последовательность проведения операций по приему вечерней кассой сумок с денежной наличностью: предъявление старшим бригады инкассаторов (представителем организации, доставившим сумки) бухгалтерскому работнику накладных к сумкам, явочных карточек и документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - документы, удостоверяющие личность); проверка бухгалтерским работником соответствия записей в явочных карточках и накладных к сумкам с денежной наличностью; регистрация бухгалтерским работником сумок с денежной наличностью, подлежащих приему от инкассаторов, в журнале учета принятых сумок с ценностями и порожних сумок; проверка бухгалтерским работником соответствия фактического количества сдаваемых сумок с денежной наличностью данным справок о выданных инкассаторам сумках и явочных карточках; прием сумок с денежной наличностью кассовым работником в соответствии с пунктом 2.2.10 Положения Банка России N 199-П; проверка бухгалтерским и кассовым работниками соответствия фактического количества принятых сумок с денежной наличностью с количеством, указанным в журнале учета принятых сумок с ценностями и порожних сумок; подписание журнала учета принятых сумок с ценностями и порожних сумок (два экземпляра журнала) бухгалтерским и кассовым работниками, а также представителем организации, доставившим сумки (одним или несколькими членами бригады инкассаторов). При наличии в журнале учета принятых сумок с ценностями и порожних сумок записей об обнаруженных бухгалтерским работником при приеме вечерней кассой сумок с денежной наличностью расхождений записей в явочных карточках с накладными к сумкам с денежной наличностью определяется соответствие произведенных кассовым и бухгалтерским работниками действий требованиям пункта 2.2.11 Положения Банка России N 199-П. 4.2.6. Проверка проведения операций по приему сумок с денежной наличностью заключается в: установлении наличия в журнале учета принятых сумок с ценностями и порожних сумок подписей бухгалтерского и кассового работников и представителя организации, доставившего сумки (одного или нескольких членов бригады инкассаторов), за каждый день работы; определении правильности оформления справок о принятых сумках с денежной наличностью и порожних сумках и наличия на них подписей контролирующего работника; проверке наличия подписей кассового и бухгалтерского работников в кассовом журнале по приходу, оформленном при приеме сумок с денежной наличностью, доставленных из филиалов и внутренних структурных подразделений кредитной организации (ее филиала); сверке каждой суммы в приходных кассовых ордерах с суммой в кассовом журнале по приходу, оформленном при приеме сумок с денежной наличностью, доставленных из филиалов и внутренних структурных подразделений кредитной организации (ее филиала); установлении организаций, сдающих денежную наличность в сумках; проверке наличия на оттиске пломбы номера и сокращенного наименования организации (или ее фирменного знака); проверке соответствия количества принятых сумок с денежной наличностью на объявленные суммы, записанные в справках о принятых сумках с денежной наличностью и порожних сумках, с количеством сумок с денежной наличностью и сумм по накладным к сумкам с денежной наличностью, указанным в журнале учета принятых сумок с ценностями и порожних сумок. 4.2.7. Проверка порядка пересчета сумок с денежной наличностью в вечерней кассе заключается в проверке: предварительного отражения контролирующим работником в контрольной ведомости по пересчету денежной наличности номера сумки, выдаваемой кассовому работнику для пересчета; сдачи контролирующему работнику порожней сумки, пломбы и препроводительной ведомости к сумке с денежной наличностью после вскрытия сумки и изъятия из нее денег кассовым работником; наличия подписей кассового и контролирующего работников в контрольных ведомостях по пересчету денежной наличности; наличия подписей кассового и контролирующего работников в препроводительных ведомостях и накладных к сумкам с денежной наличностью; наличия пломбы от вскрытой сумки у контролирующего работника, хранящейся в течение 10 календарных дней в случае недостачи денег или выявлении неплатежных, сомнительных денежных знаков при пересчете денежной наличности из сумок; наличия подписи контролирующего работника в контрольных листах кассового работника при приеме им от него обработанной денежной наличности; наличия контрольных листов у кассового работника, осуществляющего их хранение в течение 10 календарных дней. 4.2.8. Примерный перечень нарушений, которые допускаются кредитными организациями при приеме денежной наличности и сумок с денежной наличностью в приходную и вечернюю кассы, их пересчете, приведен в приложении 5 к настоящим Методическим рекомендациям. 4.3. Порядок выдачи наличных денег организациям с их банковских счетов, заполнение соответствующих документов кассовыми работниками регламентированы пунктами 2.4.1, 2.4.3 - 2.4.9 Положения Банка России N 199-П и пунктом 1.8 части III приложения к Положению Банка России N 205-П. 4.3.1. Документы, необходимые для проверки порядка выдачи денежной наличности организациям с их банковских счетов: кассовые документы; справки о суммах принятой и выданной денежной наличности; кассовый журнал по расходу; книги учета принятых и выданных денег (ценностей); образцы подписей бухгалтерских работников, уполномоченных подписывать расходные документы, у кассовых работников расходных касс; образцы подписей кассовых работников указанных касс у бухгалтерских работников, оформляющих приходно-расходные кассовые документы; оборотные ведомости по счетам бухгалтерского учета кредитной организации. 4.3.2. Проверяется последовательность проведения кассовым работником расходной кассы операций по выдаче наличных денег организациям, в том числе: проверка кассовым работником расходной кассы денежного чека; подготовка кассовым работником расходной кассы суммы денег, подлежащей выдаче по денежному чеку; вызов получателя денег по номеру денежного чека; сверка с представителем организации суммы получаемых денег; сверка номера денежного чека с номером контрольной марки и приклеивание контрольной марки к денежному чеку; повторный пересчет суммы денег, подготовленной к выдаче, в присутствии представителя организации; выдача денег представителю организации; подписание денежного чека. 4.3.3. Для оценки организации контроля за соблюдением проведения операций по выдаче наличных денег организациям рекомендуется проверить: предварительную подготовку денежной наличности кредитной организацией (в случае, если кредитная организация ее производит). Обращается внимание на то, чтобы предварительно подготовленная по каждому денежному чеку организации денежная наличность находилась в индивидуальном средстве хранения закрытого типа, запирающемся на ключ и снабженном ярлыком с необходимыми реквизитами (датой упаковки и общей суммой вложенных денег, подписью и именным штампом заведующего кассой (кассовым работником)); правильность оформления денежных чеков, в том числе: соответствие номера чека номеру контрольной марки; соответствие суммы цифрами сумме прописью; наличие подписи получателя денег и данных документа, удостоверяющего его личность; наличие подписей должностных лиц кредитной организации, оформивших и проверивших денежный чек; наличие записей в карточках с образцами подписей и оттиска печати, заверенных в установленном порядке, номеров денежных чеков выданной чековой книжки и их соответствия с номером денежного чека, по которому производилась выдача денежной наличности (выборочно); проведение сверки подписей лиц организаций, подписавших денежный чек, с подписями лиц организации, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печати (выборочно); наличие в чеке записи о целях, на которые выдаются наличные денежные средства; соответствие сумм выданной денежной наличности по кассовому журналу суммам, указанным в справке о суммах принятой и выданной денежной наличности; операции по списанию выданных сумм с соответствующих лицевых счетов балансовых счетов по учету средств клиентов (соответствие суммы и номера счета, указанных в денежном чеке, сумме и номеру счета по лицевым счетам балансовых счетов по учету средств клиентов и кассовому журналу по расходу); наличие операций, при которых представитель организации, не внося денег, предъявляет одновременно денежный чек и объявление на взнос наличными (необходимо сравнить в первичных документах по приходу и расходу наличие одинаковых сумм и номеров банковских счетов организаций либо эти же данные по приходному и расходному кассовым журналам). 4.3.4. Примерный перечень нарушений, которые допускаются кредитными организациями при выдаче наличных денег организациям, приведен в приложении 5 к настоящим Методическим рекомендациям. 4.4. Проверка соблюдения кредитной организацией порядка организации работы по приему и выдаче денежной наличности другой кредитной организации, заполнение соответствующих документов кассовыми работниками осуществляется в порядках, рекомендованных в пунктах 4.1 - 4.3 настоящих Методических рекомендаций. При этом обращается внимание на: наличие договора, заключенного между кредитными организациями; порядок приема в кассе кредитной организации от представителя другой кредитной организации денежной наличности - по надписям на верхних накладках пачек с проверкой количества корешков в них, целости упаковки и пломб (оттисков клише) и наличия необходимых реквизитов; по надписям на ярлыках к мешкам с монетой с проверкой правильности и целости упаковки и пломб; порядок приема представителем другой кредитной организации в кассе кредитной организации денежной наличности: банкнот - по надписям на верхних накладках пачек с проверкой количества корешков в них, полные корешки, не упакованные в пачки, и отдельных банкнот - полистным пересчетом; монеты - по количеству мешков и надписям на ярлыках к мешкам, пакетов, тюбиков и отдельных монет - пересчетом по кружкам. 4.5. Проверка соблюдения кредитной организацией порядка работы с денежной наличностью по обслуживанию населения. 4.5.1. Порядок работы с денежной наличностью по обслуживанию населения, правильность заполнения при этом соответствующих документов кассовыми работниками регламентирован пунктами 2.6.1 - 2.6.6, 2.6.8 Положения Банка России N 199-П и подпунктом 1.9.2 пункта 1.9 части III приложения к Положению Банка России N 205-П. 4.5.2. Документы, необходимые для проверки порядка работы с денежной наличностью по обслуживанию населения: кассовые документы; книга учета принятых и выданных денег (ценностей); кассовый журнал по приходу; кассовый журнал по расходу; справки о суммах принятой и выданной денежной наличности; выписки из лицевых счетов балансовых счетов по учету средств физических лиц по учету депозитов и прочих привлеченных средств; договоры банковского счета (вклада), заключенные с физическими лицами; оборотные ведомости по счетам бухгалтерского учета кредитной организации; реестры. 4.5.3. Проверка работы кредитной организации с денежной наличностью по обслуживанию населения заключается в: сверке суммы денежных средств в кассовых журналах с суммами, указанными в приходных и расходных кассовых документах и справке о суммах принятой и выданной денежной наличности, составляемой кассовым работником; установлении наличия всех обязательных реквизитов на приходных и расходных кассовых ордерах, предусмотренных Положением Банка России N 199-П; проверке наличия подписей кассовых и бухгалтерских работников в справках о суммах принятой и выданной денежной наличности; проверке наличия на реестре даты и подписи кассового работника; проверке своевременного зачисления средств на банковские счета физических лиц, открытых на основании договора банковского счета (вклада) (сравнивается сумма и дата в приходном кассовом ордере и лицевом счете вкладчика); проверке соблюдения порядка выплаты заработной платы сотрудникам кредитной организации, установленного пунктом 2.6.8 Положения Банка России N 199-П; проверке наличия на реестре всех обязательных реквизитов, установленных пунктом 2.6.1 Положения Банка России N 199-П. 4.5.4. Проверка работы кредитной организации по приему денежной наличности от физического лица для осуществления операций по переводу денежных средств по поручению физического лица без открытия банковского счета, в том числе для уплаты коммунальных, налоговых и других платежей, осуществляется в порядке, рекомендованном подпунктом 4.5.3 настоящего пункта. 4.5.5. Проверка работы кредитной организации по приему и выдаче денежной наличности при осуществлении операций по предоставлению денежных средств физическим лицам и их возврату, а также по уплате физическим лицам начисленных кредитной организацией процентов по операциям, связанным с привлечением денежных средств, осуществляется в порядке, рекомендованном подпунктом 4.5.3 настоящего пункта. При этом: а) при возврате (погашении) физическим лицом основной суммы долга, предусмотренной кредитным договором, наличными денежными средствами сопоставляются данные: приходного кассового ордера; выписок из лицевых счетов балансовых счетов N 455 "Кредиты, предоставленные физическим лицам", N 457 "Кредиты, предоставленные физически лицам - нерезидентам"; кредитного договора; распоряжения (внутреннего документа кредитной организации) соответствующего структурного подразделения кредитной организации бухгалтерскому подразделению; б) при уплате физическим лицом процентов, предусмотренных кредитным договором, сопоставляются данные: приходного кассового ордера; выписки из лицевого счета балансового счета N 475 "Предстоящие поступления и выплаты по операциям с клиентами"; кредитного договора; распоряжения (внутреннего документа кредитной организации) соответствующего структурного подразделения кредитной организации бухгалтерскому подразделению; в) при выдаче кредитной организацией наличных денежных средств физическому лицу по кредитному договору, заключенному кредитной организацией с физическим лицом, сопоставляются данные: расходного кассового ордера; выписок из лицевых счетов балансовых счетов N 455 "Кредиты, предоставленные физическим лицам", N 457 "Кредиты, предоставленные физически лицам - нерезидентам"; кредитного договора; распоряжения (внутреннего документа кредитной организации) соответствующего структурного подразделения кредитной организации бухгалтерскому подразделению; г) при приеме наличных денежных средств от физического лица по договору банковского счета (вклада) сопоставляются данные: приходного кассового ордера; распоряжения (внутреннего документа кредитной организации) соответствующего структурного подразделения кредитной организации бухгалтерскому подразделению; выписок из лицевых счетов балансовых счетов N 423 "Депозиты и прочие привлеченные средства физических лиц", N 426 "Депозиты и прочие привлеченные средства физических лиц - нерезидентов"; договора банковского счета (вклада); д) при уплате кредитной организацией начисленных процентов физическому лицу по договору банковского счета (вклада), а также возврате кредитной организацией привлеченных денежных средств физическому лицу по договору банковского счета (вклада) сопоставляются данные: расходного кассового ордера; распоряжения (внутреннего документа кредитной организации) соответствующего структурного подразделения кредитной организации бухгалтерскому подразделению; выписок из лицевых счетов балансовых счетов N 423 "Депозиты и прочие привлеченные средства физических лиц", N 426 "Депозиты и прочие привлеченные средства физических лиц - нерезидентов", N 47411 "Начисленные проценты по вкладам"; договора банковского счета (вклада). Обращается внимание на соблюдение кредитной организацией требований пунктов 2.1 и 3.1 Положения Банка России от 31 августа 1998 года N 54-П "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)", с изменениями, зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 29 сентября 1998 года, N 1619; 11 сентября 2001 года, N 2934 ("Вестник Банка России" от 08.10.1998 N 70-71; от 19.09.2001 N 57-58), в части осуществления операций по предоставлению (погашению) денежных средств в иностранной валюте только в безналичном порядке. Кроме того, устанавливается последовательность совершения операций по уплате процентов по договору банковского счета (вклада): причисление процентов к основной сумме вклада; уплата процентов физическому лицу. 4.5.6. Устанавливается, осуществляется ли кассовым работником обслуживание населения в послеоперационное время кредитной организации, а также в выходные и праздничные дни. В случае обслуживания населения в послеоперационное время или в выходные и праздничные дни осуществляется проверка работы кассового работника кредитной организации на соответствие требованиям, установленным пунктом 2.6.9 Положения Банка России N 199-П. 4.5.7. Примерный перечень нарушений, которые допускаются кредитными организациями при работе с денежной наличностью по обслуживанию населения, приведен в приложении 5 к настоящим Методическим рекомендациям. 4.6. Проверка соблюдения кредитной организацией порядка организации работы внутреннего структурного подразделения кредитной организации (ее филиала). 4.6.1. Порядок организации работы внутреннего структурного подразделения кредитной организации (ее филиала), а также оформление необходимых при этом документов и записей регламентированы пунктами 2.7.1, 2.7.4 - 2.7.5, 2.7.8, разделом 6 Положения Банка России N 199-П. 4.6.2. Документы, необходимые для проверки организации работы внутреннего структурного подразделения кредитной организации (ее филиала): кассовые документы; сводная справка о кассовых оборотах; справки о суммах принятой и выданной денежной наличности; книга (книги) учета денежной наличности и других ценностей; распорядительный документ кредитной организации о выполнении кассовым работником внутреннего структурного подразделения кредитной организации (ее филиала) функций заведующего кассой; распорядительный документ кредитной организации о порядке хранения кассовых документов внутреннего структурного подразделения кредитной организации (ее филиала); распорядительный документ кредитной организации об установлении суммы минимально допустимого остатка наличных денег внутреннему структурному подразделению кредитной организации (ее филиала) в случае хранения денежной наличности в указанном подразделении; распорядительный документ кредитной организации о передаче денежной наличности и ценностей между кассовыми работниками внутреннего структурного подразделения кредитной организации (ее филиала) в случае их посменной работы; выписки из лицевых счетов балансовых счетов по учету средств клиентов; оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации. 4.6.3. При проверке работы внутреннего структурного подразделения кредитной организации (ее филиала) необходимо: сверить фактическое наличие суммы денежной наличности и ценностей, находящихся во внутреннем структурном подразделении кредитной организации (ее филиала), с остатками, указанными в книге (книгах) учета денежной наличности и других ценностей и по балансовому счету N 20207 "Денежные средства в операционных кассах, находящихся вне помещений кредитных организаций", в случае хранения денежной наличности в указанном подразделении; проверить наличие и ежедневное заполнение книги (книг) учета денежной наличности и других ценностей в случае хранения денежной наличности во внутреннем структурном подразделении кредитной организации (ее филиала); проверить наличие распорядительного документа кредитной организации об установлении суммы минимально допустимого остатка наличных денег внутреннему структурному подразделению кредитной организации (ее филиала) и соблюдение установленной суммы остатка наличных денег в указанном подразделении (необходимо сравнить суммы остатков денежной наличности, выведенных на начало следующего рабочего дня в книге (книгах) учета денежной наличности и других ценностей внутреннего структурного подразделения кредитной организации (ее филиала), с установленной суммой остатка наличных денег, имея в виду, что фактический остаток должен быть не ниже суммы, установленной распорядительным документом кредитной организации) (в случае хранения денежной наличности во внутреннем структурном подразделении кредитной организации (ее филиала)); проверить наличие заявок кассового работника на подкрепление внутреннего структурного подразделения кредитной организации (ее филиала) и идентичность сумм в заявках суммам, указанным в расходных кассовых ордерах; проверить наличие отчетной справки (справок) кассового работника (работников) внутреннего структурного подразделения кредитной организации (ее филиала) в конце операционного дня кредитной организации (сводной справки о кассовых оборотах в случае работы одного кассового работника или справки о суммах принятой и выданной денежной наличности и сводной справки о кассовых оборотах, если работают кассовый работник и заведующий кассой); проверить своевременное отражение операций в балансе кредитной организации (необходимо сопоставить суммы и даты проведения операций по кассовым документам с данными лицевых счетов балансовых счетов по учету средств клиентов и оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учета кредитной организации). 4.6.4. В случае посменной работы внутреннего структурного подразделения кредитной организации (ее филиала) осуществляется проверка организации работ в кредитной организации по передаче денежной наличности, других ценностей и кассовых документов кассовому работнику очередной смены кассовым работником предыдущей смены. При этом устанавливается обязательное наличие распорядительного документа, устанавливающего порядок передачи денежной наличности, других ценностей и кассовых документов, в случае посменной работы внутреннего структурного подразделения кредитной организации (ее филиала), а также акта о фактическом наличии ценностей, находящихся в указанном подразделении на конец операционного дня. Обращается внимание на правильность оформления указанного акта, который должен быть заверен подписями кассовых работников обеих смен с проставлением в нем записей о том, что одной сменой "ценности сданы", а другой сменой "ценности приняты". 4.6.5. Примерный перечень нарушений, которые допускаются кредитными организациями при организации работы внутреннего структурного подразделения кредитной организации (ее филиала), приведен в приложении 5 к настоящим Методическим рекомендациям. 4.7. Проверка соблюдения кредитной организацией порядка организации работы с денежной наличностью при использовании банкоматов, электронных кассиров, автоматических сейфов и других программно-технических комплексов. 4.7.1. Организация работы с денежной наличностью при использовании банкоматов, электронных кассиров, автоматических сейфов и других программно-технических комплексов, а также оформление при этом соответствующих документов регламентированы подразделом 2.8 Положения Банка России N 199-П и Положением Банка России от 9 апреля 1998 года N 23-П "О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием", с изменениями ("Вестник Банка России" от 15.04.1998 N 23; от 20.05.1998 N 33; от 07.12.2000 N 66-67; от 09.06.2004 N 33). 4.7.2. Документы, необходимые для проверки организации работы с денежной наличностью при использовании банкоматов (электронных кассиров): кассовые документы; книга учета принятых и выданных денег (ценностей); распорядительный документ кредитной организации о назначении ответственных работников по обслуживанию банкоматов (электронных кассиров); письменные заявки от кассовых работников, ответственных за обслуживание банкомата (руководителя подразделения кредитной организации, осуществляющего с помощью программных средств контроль за обеспечением банкомата денежной наличностью), на подкрепление банкоматов; распечатки банкомата (электронного кассира) о суммах денежной наличности, выданной на основании карточек и находящейся в банкомате на момент вскрытия; распечатки банкомата (электронного кассира), подтверждающие факт вложения денег. 4.7.3. При проверке организации работы с денежной наличностью при использовании банкоматов (электронных кассиров) необходимо установить: наличие документов, рекомендованных в подпункте 4.7.2 настоящего пункта; соответствие указанной в распечатке суммы денежной наличности, вложенной в банкомат (электронный кассир), сумме, проставленной в расходном кассовом ордере, оформленном в кредитной организации на подкрепление указанного банкомата (электронного кассира) денежной наличностью. В случае выдачи кассет с денежной наличностью для загрузки электронного кассира, установленного в помещении кредитной организации, сумма денежной наличности, указанная в распечатке, сопоставляется с суммой, записанной в книге учета принятых и выданных денег (ценностей) заведующего кассой; соответствие указанной в распечатке суммы денежной наличности, находящейся в банкомате (электронном кассире) на момент вскрытия, сумме, проставленной в приходном кассовом ордере, оформленном в кредитной организации на принимаемую денежную наличность из указанного банкомата (электронного кассира). В случае приема кассет с денежной наличностью из электронного кассира, установленного в помещении кредитной организации, сумма денежной наличности, указанная в распечатке, сопоставляется с суммой, записанной в книге учета принятых и выданных денег (ценностей) заведующего кассой. 4.7.4. Выборочно устанавливается своевременность отражения операций по банковским счетам (вкладам) клиентов. 4.7.5. Определяется периодичность подкрепления банкомата денежной наличностью. Для этого изучаются письменные заявки работника, ответственного за обслуживание банкомата, или руководителя подразделения кредитной организации, осуществляющего контроль за обеспечением банкомата денежной наличностью, с помощью программных средств. Выявляются случаи и устанавливается их закономерность, при которых на конец отчетного месяца на балансовом счете N 20208 "Денежные средства в банкоматах" учитывается значительный остаток денежных средств, образованный за счет подкрепления банкоматов в рабочий день, следующий за последним днем отчетного месяца. При выявлении указанных случаев целесообразно их отражать в акте проверки и определять при этом, как остаток денежной наличности в банкоматах влияет на обязательные нормативы ликвидности кредитной организации. 4.8. Проверка соблюдения кредитной организацией порядка организации работы по приему денежной наличности через автоматические сейфы. 4.8.1. Организация работы по приему денежной наличности через автоматические сейфы регламентирована пунктами 2.8.12 - 2.8.16 Положения Банка России N 199-П. 4.8.2. Документы, необходимые для проверки организации работы по приему денежной наличности через автоматические сейфы: кассовые документы; распечатки автоматического сейфа, содержащие информацию о наименовании организации или фамилии, имени, отчестве физических лиц либо об их номерах, закрепленных за ними при заключении договоров банковского счета (вклада), номерах сумок. 4.8.3. На основании изучения договоров банковского счета (вклада) устанавливаются клиенты, которые при сдаче денежной наличности с целью зачисления ее на свои банковские счета используют автоматические сейфы. Проводится проверка договоров, заключаемых кредитной организацией с клиентами о сдаче денежной наличности через автоматические сейфы. При этом обращается внимание на то, каким образом урегулировано решение вопросов расхождения фактического наличия ценностей, сданных через автоматические сейфы, с их наличием, заявленным в сопроводительных документах, составленных клиентами. Выборочно осуществляется проверка выполнения и организации работы по приему денежной наличности через автоматические сейфы требованиям, установленным пунктами 2.8.14 и 2.8.15 Положения Банка России N 199-П. 4.8.4. Проверяется соответствие сумок, в которые упаковывается клиентами денежная наличность, предназначенная для вложения в автоматические сейфы, требованиям пунктов 2.1.10 и 2.8.12 Положения Банка России N 199-П, в части: обеспечения целости сумок, не позволяющей осуществить их вскрытие без видимых следов нарушения; наличия на сумках наименования (фамилии, имени, отчества) клиентов или номеров клиентов, закрепленных за ними при заключении договоров банковского счета (вклада), и номеров сумок. 4.8.5. При проверке организации работы по приему денежной наличности через автоматические сейфы устанавливается: соответствие номеров и общего количества сумок, изъятых из автоматического сейфа, номерам и общему количеству сумок, указанным в данных распечатки автоматического сейфа; наличие на распечатке автоматического сейфа подписи работника, ответственного за обслуживание автоматического сейфа, за соответствие данных, содержащихся в распечатке автоматического сейфа, общему количеству и номерам сумок, изъятых из автоматического сейфа; наличие подписи заведующего кассой кредитной организации, подтверждающей соответствие данных, содержащихся в распечатке автоматического сейфа, общему количеству и номерам сумок, изъятых из автоматического сейфа. 4.8.6. При выявлении в ходе проверки случаев ненадлежащего оформления препроводительных ведомостей к сумкам с денежной наличностью определяется наличие в кассовых документах кредитной организации акта о ненадлежащем оформлении клиентом препроводительной ведомости к сумке с денежной наличностью, составленного в произвольной форме. Проверяется проставление в указанном акте обязательных реквизитов, установленных пунктом 2.8.15 Положения Банка России N 199-П: наименование клиента (фамилии, имени, отчества); номер закрепленного за клиентом при заключении договора банковского счета (вклада); дата составления акта; нарушения в оформлении препроводительной ведомости к сумкам с денежной наличностью; фамилии и подписи лиц, составивших акт. 4.8.7. Примерный перечень нарушений, которые допускаются кредитными организациями при организации работы с денежной наличностью при использовании банкоматов, электронных кассиров, автоматических сейфов, приведен в приложении 5 к настоящим Методическим рекомендациям. 4.9. Проверка соблюдения кредитной организацией порядка организации работы разменной кассы. 4.9.1. Организация работы разменных касс регламентирована пунктами 2.9.1 - 2.9.3 Положения Банка России N 199-П. 4.9.2. При проверке организации работы разменной кассы рекомендуется анализировать записи в книге (книгах) учета принятых и выданных денег (ценностей) кассового работника разменной кассы, в которой должны быть отражены все операции по: получению кассовым работником в начале операционного дня от заведующего кассой необходимой суммы монет для совершения операций по обмену монеты на банкноты; возврату банкнот, полученных в обмен на монету от организаций, и возврату остатка монеты, не выданной кассовым работником, заведующему кассой. 4.10. Проверка соблюдения кредитной организацией порядка организации работы с наличной иностранной валютой. Проверка порядка совершения кредитной организацией операций с наличной иностранной валютой по приему, выдаче, хранению, инкассации и доставке, работе с поврежденными, сомнительными и имеющими признаки подделки денежными знаками иностранных государств (группы государств) проводится в соответствии с порядком, рекомендованным пунктами 4.1 - 4.3, 4.11 и разделом 6 настоящих Методических рекомендаций, с учетом следующих особенностей. 4.10.1. При выборочной проверке кассовых документов определяются документы, на основании которых кредитная организация осуществляет операции по приему и выдаче наличной иностранной валюты при обслуживании клиентов. Устанавливается правильность оформления приходных и расходных кассовых ордеров. Для этого обращается внимание на: оформление отдельных приходных и расходных кассовых ордеров на каждый вид наличной иностранной валюты; проставление в приходных и расходных кассовых ордерах обязательных реквизитов, предусмотренных в приложениях 23 и 24 к Положению Банка России N 199-П. 4.10.2. Определяется порядок отражения кассовых операций с наличной иностранной валютой в соответствующих регистрах учета. Для этого устанавливается, использует ли кредитная организация для учета наличной иностранной валюты отдельные книги учета принятых и выданных денег (ценностей), контрольные ведомости по пересчету денежной наличности, контрольные листы, книги учета денежной наличности и других ценностей либо ведет учет наличной иностранной валюты вместе с валютой Российской Федерации в вышеперечисленных регистрах учета. Определяется правильность оформления кредитной организацией следующих документов: кассовых документов; отчетных справок кассовых работников и других документов о проведенных операциях за день; книги (книг) учета денежной наличности и других ценностей; книги (книг) учета принятых и выданных денег (ценностей); контрольных ведомостей по пересчету денежной наличности; контрольных листов. Устанавливается, указывается ли наличная иностранная валюта в перечисленных документах по каждому наименованию (коду) по номиналу. 4.10.3. При проверке правильности формирования и упаковки наличной иностранной валюты устанавливается, формируются ли банкноты и монета иностранных государств (группы государств) отдельно по каждому наименованию валюты и по номиналам. Обращается внимание на проставление на верхних накладках пачек банкнот, бандеролей, ярлыках к мешкам с монетой следующих реквизитов: наименование (код) валюты; количество и номинал денежных знаков; сумма по номиналу; полное официальное или сокращенное наименование кредитной организации (кредитной организации и филиала; кредитной организации, филиала и внутреннего структурного подразделения кредитной организации (ее филиала)); дата упаковки; именной штамп кассового работника; подпись кассового работника. 4.10.4. При наличии в кассовых документах акта, оформленного в произвольной форме, на обнаруженный излишек, недостачу или сомнительный денежный знак при пересчете пачек банкнот, мешков с монетой иностранных государств (группы государств) определяется наличие обязательных реквизитов, установленных пунктом 9.5 Положения Банка России N 199-П: даты, кем, в каком помещении и в чьем присутствии произведен пересчет наличной иностранной валюты; наименования (кода) иностранной валюты; в какой упаковке были наличные деньги; суммы наличной иностранной валюты по данным сопроводительного документа; фактически оказавшейся суммы; суммы недостачи, излишка, сомнительных денежных знаков; реквизитов сомнительных денежных знаков; подписи кассового работника, производившего пересчет наличной иностранной валюты; подписи лиц, присутствовавших при пересчете. 4.10.5. При проверке порядка приема сумок с наличной иностранной валютой устанавливаются отдельные особенности: наличие надписи "Валюта" или других отличительных знаков и символов на сумках, используемых кредитными организациями и организациями для инкассации и доставки наличной иностранной валюты; наличие надписи "Валютная" и указания суммы наличной иностранной валюты по каждому наименованию (коду) по номиналу в графе "Сумма денег (ценностей), вложенных в сумку" в явочной карточке, используемой для инкассации наличной иностранной валюты; указание номера сумки, наименований (кодов) и номиналов валют, сумм по каждому наименованию (коду) и номиналу наличной иностранной валюты в описи, составляемой на наличную иностранную валюту, отправляемую через инкассаторов при подкреплении (инкассации) кредитной организацией филиала, внутреннего структурного подразделения кредитной организации (ее филиала), а также одним филиалом кредитной организации другого филиала этой кредитной организации. 4.10.6. При проверке порядка формирования кассовых документов по операциям с наличной иностранной валютой обращается внимание на отдельные особенности и устанавливается: порядок формирования кассовых документов по операциям с наличной иностранной валютой: в отдельный сшив кассовых документов или в общий сшив вместе с валютой Российской Федерации; подбираются ли указанные кассовые документы по одному номеру балансового счета в порядке возрастания цифровых кодов валют согласно Общероссийскому классификатору валют ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-2000, утвержденному Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 25 декабря 2000 года N 405-ст. 4.10.7. Проверка организации работы кредитной организации по приему и пересчету денежных знаков иностранных государств (группы государств) заключается в: 1) установлении у кассовых работников, осуществляющих операции по приему и пересчету указанных денежных знаков, наличия: справочных материалов и информации о применении денежных знаков на территории соответствующего иностранного государства (группы государств), получаемой от территориальных учреждений Банка России; документов, свидетельствующих о прохождении кассовыми работниками специальной подготовки по способам определения признаков подлинности |