состояния организации. Согласно классификации (30) - (37) кризисное финансовое состояние наступает в организации при условии: z С Т t дельта Е = (И - F) + К + К - Z < 0, (38) из которого вытекают остальные ограничения системы (36). Условие (38) означает недостаток общей величины основных источников формирования запасов. Перегруппировав слагаемые, условие (38) можно записать следующим образом: z С Т t дельта Е = (И + К + К ) - (F + Z) < 0, (39) в результате чего его можно интерпретировать как недостаток источников собственных средств организации, банковских кредитов и займов, полученных для финансирования внеоборотных активов и запасов. Если на конец отчетного периода у организации отсутствуют признаки кризисного финансового состояния: z С Т t дельта Е = (И + К + К ) - (F + Z ) < 0, (40) 1 1 1 1 1 1 При этом за отчетный период имеет место отрицательное изменение z показателя дельта Е , т.е. z С Т t ДЕЛЬТА (дельта Е ) = (ДЕЛЬТА И + ДЕЛЬТА К + ДЕЛЬТА К ) - - (ДЕЛЬТА F + ДЕЛЬТА Z) < 0. (41) Соотношение (41) свидетельствует о существовании тенденции ухудшения финансовой устойчивости. Произведя линейную экстраполяцию z показателя дельта Е за пределы отчетного периода, т.е. предположив, z что дельта Е изменяется линейно и, соответственно, в следующих периодах показатель будет меняться (уменьшаться) со скоростью z z ДЕЛЬТА (дельта Е ) V х (дельта Е ) = ------------------, (42) ДЕЛЬТА t где: ДЕЛЬТА t - продолжительность отчетного периода (в днях или месяцах). z При неизменной V х (ДЕЛЬТА Е ) в следующих за отчетным периодах организация достигнет границы кризисного финансового состояния через временной промежуток -------------------------------------------------------------------------------------- | z | | дельта Е | | 1 | | t = ----------------- = | | кр z | | |V х (дельта Е )| | | | | С Т t | | (И + К + К ) - (F + Z ) | | 1 1 1 1 1 | | = ------------------------------------------------------------- х ДЕЛЬТА t (43) | | С Т t | | |(ДЕЛЬТА И + ДЕЛЬТА К + ДЕЛЬТА К ) - (ДЕЛЬТА F + ДЕЛЬТА Z)| | -------------------------------------------------------------------------------------- Показатель t - это грубая оценка времени приближения к кр банкротству, но она дает ориентир для подготовки плана оздоровления финансового состояния организации. В течение установленного времени организация должна получить высокие финансовые результаты, которые позволят ей удалиться от границы кризисного финансового состояния. В реальных ситуациях изменения показателей финансовой устойчивости могут быть нелинейными, что продемонстрировано на рис. 1 (здесь и далее рисунки не приводятся). Для того чтобы изобразить динамику финансовой устойчивости во взаимосвязи с динамикой запасов и источников их формирования, графики изменения во времени показателей С Т z Z, Е , Е , Е строят в единой системе координат. Точки пересечения С кривой запасов Z(тау) с кривой источников их формирования Е (тау), Т z Е (тау), Е (тау) позволяют наглядно определить моменты, в которые происходит переход от одного типа финансовой ситуации к другому. С Т Совместное изображение графиков показателей Z, Е , Е , z Е позволяет проследить эволюцию финансовой устойчивости организации и ее факторов на протяжении определенного временного периода, выявить тенденции изменения финансового состояния, определить, насколько оптимальны стратегия и тактика организации в финансово-хозяйственных вопросах. Поскольку положительным фактором финансовой устойчивости является наличие источников формирования запасов, а отрицательным - величина запасов, то основными способами выхода из неустойчивого и кризисного финансовых состояний будут пополнение источников формирования запасов и оптимизация их структуры, а также обоснованное снижение уровня запасов. Снижение уровня запасов происходит путем постановки системы планирования остатков запасов, а также в результате реализации неиспользованных товарно-материальных ценностей. Первоначальное ознакомление с состоянием запасов и затрат осуществляется при помощи приведенной выше табл. 4. Углубленный анализ состояния запасов, выступает в качестве составной части внутреннего анализа финансового состояния, поскольку предполагает использование информации о запасах, не содержащейся в бухгалтерской отчетности и требующей данных аналитического учета. Алгоритм идентификации типа финансовой ситуации, в которой находится организация согласно изложенной классификации, представлен на рис. 2. Наряду с абсолютными показателями финансовую устойчивость организации характеризуют также финансовые коэффициенты. Коэффициент маневренности и коэффициент автономии источников формирования запасов отражают наличие собственных оборотных средств. Коэффициент маневренности равняется отношению собственных оборотных средств организации к величине источников собственных средств: С Собственные оборотные средства Е k = -------------------------------- = ----- (44) м Источники собственных и С приравненных к ним средств И Он показывает, какая часть источников собственных средств организации находится в мобильной форме, позволяющей свободно маневрировать источниками собственных средств. Высокие значения коэффициента маневренности положительно характеризуют финансовое состояние, однако каких-либо устоявшихся в практике нормальных значений показателя не существует. В качестве усредненного ориентира для оптимальных уровней коэффициента можно рассматривать значение 0,5. Коэффициент автономии источников формирования запасов показывает долю собственных оборотных средств в общей сумме основных источников формирования запасов: С Собственные оборотные средства Е k = ------------------------------- = ---- (45) а.и. Общая величина основных z источников формирования запасов Е Рост коэффициента отражает тенденцию к снижению зависимости организации от заемных источников финансирования хозяйственного кругооборота и поэтому оценивается положительно. Достаточность собственных оборотных средств представляет коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками, равный отношению величины собственных оборотных средств к стоимости запасов организации (включая НДС по приобретенным ценностям): С Собственные оборотные средства Е k = ------------------------------ = ---- (46) об. Запасы Z Коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками должен быть ограничен снизу значениями коэффициента автономии источников формирования запасов для того, чтобы организация не оказалась на грани банкротства: k >= k , что вытекает из об. а.и. сформулированной ранее классификации финансовых ситуаций по степени устойчивости. Коэффициент обеспеченности собственными средствами может также определяться как отношение величины собственных оборотных средств к общей величине оборотных активов: С Собственные оборотные средства Е k = ------------------------------ = ------ (47) об. Оборотные активы а Z + R где: а R - сумма краткосрочной дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений и денежных средств. Установленное нормальное ограничение для данного показателя: k >= 0,1. Если коэффициент обеспеченности собственными средствами на об. конец отчетного периода имеет значение менее 0,1, то структура баланса организации считается, неудовлетворительной, а сама организация - неплатежеспособной. Анализ динамики коэффициентов маневренности, автономии источников формирования запасов, обеспеченности запасов собственными источниками, обеспеченности (оборотных активов) собственными средствами за ряд смежных отчетных периодов позволяет выявить тенденции изменения финансовой устойчивости организации. 5. Анализ ликвидности и платежеспособности организации Ликвидность организации выступает в качестве внешнего проявления финансовой устойчивости, сущностью которой является обеспеченность оборотных активов долгосрочными источниками формирования. Большая или меньшая текущая ликвидность (неликвидность) обусловлена большей или меньшей степенью обеспеченности (необеспеченности) оборотных активов долгосрочными источниками. Для оценки ликвидности организации используются три относительных показателя, которые различаются набором ликвидных активов, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств. Мгновенную ликвидность (платежеспособность) организации характеризует коэффициент абсолютной ликвидности. Он показывает, какую часть краткосрочной задолженности может покрыть организация за счет имеющихся денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, быстро реализуемых в случае надобности. Краткосрочные обязательства организации включают: краткосрочные кредиты банков и прочие краткосрочные займы, краткосрочную кредиторскую задолженность, резервы предстоящих расходов и платежей, прочие краткосрочные пассивы. Показатель рассчитывается по формуле: Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения d k = --------------------------------- = ------- (48) а.л Краткосрочные обязательства t р К + R Нормальное ограничение k >= 0,2, распространенное в экономической а.л литературе, означает, что каждый день подлежат погашению 20% краткосрочных обязательств организации или, другими словами, что в случае поддержания остатка денежных средств на уровне отчетной даты (преимущественно за счет обеспечения равномерного поступления платежей от контрагентов) краткосрочная задолженность, имеющая место на отчетную дату, может быть погашена за 5 дней (1 / 0,2). Учитывая неоднородную структуру сроков погашения задолженности, указанный норматив следует считать завышенным. Для получения более реалистичного нормального ограничения необходимо на основе данных аналитического учета определить средний срок погашения кредитов и средний срок погашения кредиторской задолженности. Тогда коэффициент абсолютной ликвидности должен быть не меньше величины: Краткосрочные заемные средства Кредиторская задолженность -------------------------------------- + ----------------------------- Средний срок погашения заемных средств Средний срок погашения кредиторской задолженности ---------------------------------------------------------------------- Общая величина краткосрочных обязательств (49) которая показывает долю краткосрочных обязательств, подлежащую ежедневной оплате. Основной фактор повышения уровня абсолютной ликвидности - равномерное и своевременное погашение дебиторской задолженности, сдерживание роста дебиторской задолженности, запасов и внеоборотных активов. Для обоснования этого положения можно построить факторную модель коэффициента абсолютной ликвидности, используя ранее обоснованное тождество (15), вытекающее из модели бухгалтерского баланса (11): а t p С Т Т (d + r ) - (К + R ) = (И + К ) - (F + Z) = дельта Е (50) а Если перенести величину дебиторской задолженности (r ) в правую часть тождества (50) и затем, поделив левую и правую части тождества t р на величину краткосрочных обязательств (К + R ), получится выражение: С Т а Т а d (И + К ) - (F + Z + r ) дельта Е - r ------- - 1 = ------------------------ = ------------- (51) t Р t Р t Р К + R К + R К + R Из определения коэффициента абсолютной ликвидности (48) и выражения (51) вытекает искомая факторная модель: С Т а Т а (И + К ) - (F + Z + r ) дельта Е - r k = 1 + ------------------------ = 1 + ------------- (52) а.л t Р t Р К + R К + R Из факторной модели (52) следует, что росту коэффициента абсолютной ликвидности способствует рост долгосрочных источников финансирования и снижение уровня внеоборотных активов, запасов, дебиторской задолженности и краткосрочных обязательств. Ликвидность организации с учетом предстоящих поступлений от дебиторов характеризует коэффициент текущей ликвидности. Он показывает, какую часть текущей задолженности организации может покрыть в ближайшей перспективе при условии полного погашения дебиторской задолженности: Денежные средства, краткосрочные финансовые вложения и краткосрочная дебиторская а задолженность d + r k = ---------------------------------- = ------ (53) л Краткосрочные обязательства t р К + R Нормальное ограничение k >= 1 означает, что денежные средства и л предстоящие поступления от текущей деятельности должны покрывать текущие долги. Для повышения уровня текущей ликвидности необходимо способствовать росту обеспеченности запасов собственными оборотными средствами и долгосрочными кредитами и займами, для чего следует увеличивать собственные оборотные средства, привлекать долгосрочные кредиты и займы и обоснованно снижать уровень запасов. Классификации финансовых ситуаций, изложенной в разделе 4, соответствует динамика значений именно коэффициента текущей ликвидности, наиболее точно отражающего текущую финансовую устойчивость организации. Для изучения причин роста (снижения) показателя можно построить факторную модель коэффициента текущей ликвидности. Для этого левую и правую части тождества (50) необходимо разделить на величину t р краткосрочных обязательств (К + R ): а С Т Т d + r (И + К ) - (F + Z) дельта Е ------- - 1 = ------------------- = --------- (54) t Р t Р t Р К + R К + R К + R Из определения коэффициента текущей ликвидности (53) и выражения (54) вытекает искомая факторная модель: С Т Т (И + К ) - (F + Z) дельта Е k = 1 + ------------------- = 1 + --------- (55) л t Р t Р К + R К + R Из факторной модели (55) следует, что росту коэффициента текущей ликвидности способствует рост обеспеченности запасов долгосрочными источниками и снижение уровня краткосрочных обязательств. Между показателем обеспеченности запасов долгосрочными источниками (дельта Т Е ) и коэффициентом текущей ликвидности существует взаимооднозначное соответствие, вытекающее из модели (55): -- | Т |дельта Е > 0 <=> k > 1, | л | Т {дельта Е = 0 <=> k = 1, (56) | л | Т |дельта Е < 0 <=> k < 1. | л -- Поэтому с помощью коэффициента текущей ликвидности наиболее точно идентифицируется как нормальная устойчивость финансового Т состояния организации (дельта Е >= 0, k >= 1), так и неустойчивое л Т финансовое состояние (дельта Е < 0, k < 1). л Но для идентификации таких полярных финансовых ситуаций, как абсолютная устойчивость и кризисное финансовое состояние, расчета коэффициента текущей ликвидности недостаточно. Для этой цели необходим С расчет абсолютных показателей финансовой устойчивости (дельта Е , Т z дельта Е , дельта Е ). Прогнозируемые платежные возможности организации при условии погашения краткосрочной дебиторской задолженности и реализации имеющихся запасов (с учетом компенсации осуществленных затрат) отражает коэффициент покрытия: Денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, краткосрочная дебиторская задолженность а и запасы с учетом несписанного НДС d + r + Z k = --------------------------------------- = --------- (57) п Краткосрочные обязательства t р К + R Уровень коэффициента покрытия непосредственно определяется Т наличием, долгосрочных источников формирования запасов (Е ). Для повышения уровня коэффициента покрытия необходимо пополнять источники собственных средств организации и обоснованно сдерживать рост внеоборотных активов и долгосрочной дебиторской задолженности. Обосновать это положение можно, построив факторную модель коэффициента покрытия. Для этого в тождестве (50) следует перенести величину запасов (Z) в левую часть а t Р С Т Т (d + r + Z) - (К + R ) = (И + К ) - F = Е (58) и разделить левую и правую части тождества (58) на величину краткосрочных обязательств: а С Т Т d + r + Z (И + К ) - F Е ----------- - 1 = ------------- = ------- (59) t Р t Р t Р К + R К + R К + R Из определения коэффициента покрытия (57) и выражения (59) вытекает искомая факторная модель: С Т Т (И + К ) - F Е k = 1 + ------------- = 1 + ------- (60) п t Р t Р К + R К + R Из факторной модели (60) следует, что росту коэффициента покрытия способствует рост долгосрочных источников финансирования запасов и снижение уровня краткосрочных обязательств. Соответственно рост долгосрочных источников запасов обусловлен ростом источников собственных средств и приравненных к ним средств и долгосрочных кредитов и займов, а также снижением (абсолютным или относительным) внеоборотных активов и долгосрочной дебиторской задолженности, что вытекает из определения долгосрочных источников: Т С Т Е = (И + К ) - F. (61) В отличие от коэффициентов абсолютной ликвидности и текущей ликвидности, показывающих мгновенную и текущую платежеспособность, коэффициент покрытия отражает прогноз платежеспособности на относительно отдаленную перспективу. Различные показатели ликвидности не только дают разностороннюю характеристику платежеспособности организации при разной степени учета ликвидных активов, но и отвечают интересам различных внешних пользователей аналитической информации. Так, для поставщиков товаров (работ, услуг) наиболее интересен коэффициент абсолютной ликвидности (k ). Банк, кредитующий данную организацию, больше внимания уделяет а.л коэффициенту текущей ликвидности (k ). Потенциальные и действительные л собственники организации в большей мере оценивают платежеспособность организации по коэффициенту покрытия (k ). Все эти коэффициенты п прогнозно характеризуют платежеспособность организации. Общая платежеспособность организации определяется как способность покрыть все обязательства организации (краткосрочные и долгосрочные) всеми его активами. Коэффициент общей платежеспособности рассчитывается по формуле: Активы организации k = ------------------------- = о.п Обязательства организации а С d + r + Z + F И = ---------------- = 1 + ------------- Т t р Т t р К + К + R К + К + R Естественным является следующее нормальное ограничение для коэффициента: k >= 2 (вытекающее из ограничения k <= 1). о.п з/с Основным фактором, обусловливающим общую платежеспособность, является наличие у организации реальных источников собственных и приравненных к ним средств. Совместный анализ показателей ликвидности организации осуществляется по форме табл. 6, содержащей наряду с фактическими значениями коэффициентов на начало и конец отчетного периода их нормальные ограничения. Таблица 6 АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЛИКВИДНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (в тыс. руб.) ----------------------------------------------------------------------------- | Показатели | Нормальные | На начало| На конец | Изменения | | | ограничения | года | года | за период | | | | (периода)| (периода) | | |------------------------|--------------|----------|------------|-----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |------------------------|--------------|----------|------------|-----------| | Коэффициент абсолютной | >= 0,2 | 0,35 | 0,43 | +0,08 | | ликвидности (k ) | | | | | | а.л | | | | | |------------------------|--------------|----------|------------|-----------| | Коэффициент текущей | >= 1 | 0,58 | 0,61 | +0,03 | | ликвидности (k ) | | | | | | л | | | | | |------------------------|--------------|----------|------------|-----------| | Коэффициент покрытия | >= 2 | 2,38 | 2,02 | -0,36 | | (k ) | | | | | | п | | | | | |------------------------|--------------|----------|------------|-----------| | Коэффициент общей | >= 2 | 6,80 | 6,32 | -0,48 | | платежеспособности | | | | | | (k ) | | | | | | о.п | | | | | ----------------------------------------------------------------------------- Для прогноза изменения платежеспособности организации применяется коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, вычисляемый по формуле: ---------------------------------------------------------------------------------------- | -- -- -- -- -- -- | | |Коэффициент | |Период восстановления | |Изменение | | | |платежеспособности | |(утраты) | |коэффициента | | | |на конец | |платежеспоспособности | |платежеспособности | | | |периода | + | |х |за отчетный | | | | | |----------------------| |период | | | | | |Продолжительность | | | | | | | |отчетного о| | | | | | | |периода | | | | | -- -- -- -- -- -- | | k = ----------------------------------------------------------------------- = | | в.у.п Нормативное значение коэффициента платежеспособности | | | | Т | | пл вос (утр) пл | | k + ---------- х ДЕЛЬТА k | | 1 Т | | = ----------------------------- (63) | | пл | | k | | н | ---------------------------------------------------------------------------------------- где: пл k - коэффициент платежеспособности на конец отчетного периода; 1 Т - продолжительность периода восстановления (утраты) вос (утр) платежеспособности (ликвидности) в месяцах; Т - изменение коэффициента платежеспособности за отчетный период; пл k - нормативное значение коэффициента платежеспособности. н В качестве коэффициента платежеспособности, по которому осуществляется прогноз, в действующих нормативно-методических документах выступает коэффициент покрытия, нормативное значение которого принимается равным 2. В качестве периода восстановления платежеспособности берутся 6 месяцев, в качестве периода утраты платежеспособности - 3 месяца. Коэффициент восстановления платежеспособности, имеющий значение больше единицы, свидетельствует о наличии тенденции восстановления платежеспособности организации в течение 6 месяцев. Значение коэффициента, меньше единицы, показывает отсутствие такой тенденции в отчетном периоде. Коэффициент утраты платежеспособности, имеющий значение меньше единицы, свидетельствует о наличии тенденции утраты платежеспособности организации в течение 3 месяцев. Значение коэффициента больше единицы отражает отсутствие такой тенденции в отчетном периоде. Прогноз изменения платежеспособности организации можно строить с помощью коэффициента восстановления (утраты) платежеспособности также на основе значений коэффициентов абсолютной ликвидности, текущей ликвидности, общей ликвидности, общей платежеспособности и их нормативных значений. При этом возможны вариации продолжительности периода восстановления (утраты) платежеспособности (ликвидности) в зависимости от целей анализа. Относительные финансовые коэффициенты ликвидности - это только ориентировочные индикаторы платежеспособности. Каждый из них является трендовым показателем и характеризует платежеспособность организации на какой-то предстоящий период в соответствии с ликвидностью активов, учитываемых в числителе показателя, и срочностью обязательств, учитываемой в знаменателе. Платежеспособность как сигнальный показатель финансового состояния организации характеризуется не только коэффициентами ликвидности, но и другими коэффициентами, перечисленными ниже. Коэффициент, платежеспособности за период - дробь, в числителе которой сумма остатков денежных средств на начало периода и поступление денег за период, а в знаменателе - величина расхода денег за период. Такой коэффициент рассчитывается как прогнозный по смете движения денежных средств (за год, квартал и месяц) и также фактически на основе бухгалтерской отчетности за год и любой период по данным регистров бухгалтерского учета. Степень платежеспособности по текущим обязательствам - показатель, используемый на практике в качестве главного критерия определения платежеспособности (не платежеспособности) организации. Степень платежеспособности по текущим обязательствам определяется как отношение текущих заемных средств организации (краткосрочных обязательств) к среднемесячному поступлению денежных средств по установленным направлениям. В зависимости от значения показателя степени платежеспособности по текущим обязательствам, рассчитанного на основе данных за последний отчетный период, организации ранжируются на три группы: 1) платежеспособные организации, у которых значение указанного показателя не превышает 3 месяцев; 2) неплатежеспособные организации первой категории, у которых значение показателя составляет от 3 до 12 месяцев; 3) неплатежеспособные организации второй категории, у которых значение этого показателя превышает 12 месяцев. Степень платежеспособности общая - показатель, который используется для целей мониторинга финансового состояния организации. Он определяется как частное от деления суммы заемных средств (обязательств) организации на среднемесячное поступление денежных средств по установленным направлениям и дает общую характеристику платежеспособности организации, объемов его заемных средств и сроков возможного погашения задолженности. Структура долгов и способы кредитования организации характеризуются распределением показателя "степень платежеспособности общая" на коэффициенты задолженности по кредитам банков и займам от других организаций, фискальной системе, внутреннему долгу. Перекос структуры долгов в сторону товарных кредитов от других организаций, скрытого кредитования за счет неплатежей фискальной системе государства и задолженности по внутренним выплатам отрицательно характеризует хозяйственную деятельность организации. Коэффициент задолженности по кредитам банков и займам вычисляется как частное от деления суммы долгосрочных пассивов и краткосрочных кредитов банков и займов на среднемесячное поступление денежных средств по установленным направлениям. Коэффициент задолженности другим организациям вычисляется как частное от деления суммы обязательств по поставщикам и подрядчикам и прочим кредиторам на среднемесячное поступление денежных средств по установленным направлениям. Коэффициент задолженности фискальной системе вычисляется как частное от деления суммы обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами на среднемесячное поступление денежных средств по установленным направлениям. Коэффициент внутреннего долга вычисляется как частное от деления суммы обязательств перед персоналом организации, и прочих краткосрочных обязательств на среднемесячное поступление денежных средств по установленным направлениям. 6. Факторный анализ ликвидности и управление финансовой устойчивостью организации Управление ликвидностью является необходимым условием поддержания финансовой устойчивости организации. Уровень ликвидности организации обусловливает уровень ее текущей платежеспособности, по которой организацию непосредственно оценивают заинтересованные в этом органы власти и другие организации. Эффективное управление ликвидностью предполагает планирование ликвидности на конец предстоящего периода, последующее сопоставление фактического значения ликвидности на конец отчетного периода с плановым значением и выяснение причин (оценку факторов) отклонения фактической ликвидности от плановой для принятия управленческих решений. Факторный анализ указанных отклонений - существенный элемент системы управления ликвидностью организации. Ниже представлено обоснование возможного варианта этого процесса. Ликвидность организации может измеряться с помощью как относительных, так и абсолютных показателей. Традиционно в финансовом анализе используются относительные показатели ликвидности. Однако факторный анализ удобнее проводить с помощью абсолютных показателей. Для целей настоящей методики под ликвидностью организации понимается текущая ликвидность, определяемая как разница текущих ликвидных активов и текущих обязательств. Текущие ликвидные активы включают денежные средства, краткосрочные ценные бумаги, краткосрочную дебиторскую задолженность покупателей, прочую краткосрочную дебиторскую задолженность (в том числе авансы поставщикам). Текущие обязательства включают краткосрочную кредиторскую задолженность перед поставщиками товаров, работ, услуг; перед трудовым коллективом по зарплате, перед бюджетом, внебюджетными фондами и т.п. (связанную с приобретением внеоборотных и оборотных активов, осуществлением расходов, уменьшающих финансовые результаты), прочие краткосрочные обязательства (в том числе задолженность по краткосрочным кредитам банков и краткосрочным займам, по авансам покупателей). Оптимальным является нулевое значение абсолютного показателя ликвидности. Отрицательные значения показателя свидетельствуют о нарушении финансовой устойчивости организации. Степень неустойчивости определяется отношением абсолютного показателя ликвидности к сумме текущих обязательств: чем больше модуль отрицательного значения этого отношения, тем больше неустойчивость финансового состояния организации. В общем виде показатель ликвидности можно отразить следующей формулой: А Р L = R - R + эпсилон, (64) где: L - текущая ликвидность; А R - текущие ликвидные активы прочей дебиторской задолженности; Р R - текущие обязательства за вычетом их краткосрочных обязательств; эпсилон - разница прочей дебиторской задолженности и прочих краткосрочных обязательств. Изменение ликвидности за плановый или отчетный период имеет следующий вид: А Р ДЕЛЬТА L = ДЕЛЬТА R - ДЕЛЬТА R + ДЕЛЬТА эпсилон, (65) Плановое и фактическое значение показателя ликвидности на конец определенного периода определяется следующим образом: 1 0 0 А Р L = L + ДЕЛЬТА L = L + ДЕЛЬТА R - ДЕЛЬТА R + ДЕЛЬТА эпсилон , (66) п ф п ф п п п 1 0 0 А Р L = L + ДЕЛЬТА L = L + ДЕЛЬТА R - ДЕЛЬТА R + ДЕЛЬТА эпсилон , (67) ф ф ф ф ф ф ф где: 0 L - фактическое значение ликвидности на начало периода; ф ДЕЛЬТА L - плановое изменение ликвидности за период; п ДЕЛЬТА L - фактическое изменение ликвидности за период; ф А ДЕЛЬТА R - плановое изменение текущих ликвидных активов (кроме п прочей дебиторской задолженности) за период; Р ДЕЛЬТА R - плановое изменение текущих обязательств (кроме прочих п краткосрочных обязательств) за период; А ДЕЛЬТА R - фактическое изменение текущих ликвидных активов (кроме ф прочей дебиторской задолженности) за период; Р ДЕЛЬТА R - фактическое изменение текущих обязательств (кроме ф прочих краткосрочных обязательств) за период; ДЕЛЬТА эпсилон - плановое изменение разницы прочей дебиторской п задолженности и прочих краткосрочных обязательств; ДЕЛЬТА эпсилон - фактическое изменение разницы прочей дебиторской ф задолженности и прочих краткосрочных обязательств. Вычитая из выражения (67) выражение (66), получаем величину отклонения фактической ликвидности от плановой: 1 1 А Р L - L = ДЕЛЬТА L - ДЕЛЬТА L = (ДЕЛЬТА R - ДЕЛЬТА R ) - ф п ф п ф ф А Р - (ДЕЛЬТА R - ДЕЛЬТА R ) + (ДЕЛЬТА эпсилон - ДЕЛЬТА эпсилон ) (68) п п ф п Факторный анализ отклонения фактической ликвидности от плановой должен базироваться, прежде всего, на структуре факторов разницы изменений текущих ликвидных активов (кроме прочей дебиторской задолженности) и текущих обязательств (кроме прочей кредиторской задолженности). Каждое из этих изменений может быть представлено в виде разницы оборотов, увеличивающих показатель за период, и оборотов, уменьшающих показатель за период. Изменение текущих ликвидных активов (кроме прочей дебиторской А А задолженности) ДЕЛЬТА R равно разнице оборота Дельта R и оборота + А ДЕЛЬТА R . - А Оборот ДЕЛЬТА R складывается из: + А оборота ДЕЛЬТА R , равного выручке от реализации товаров, + 1 работ и услуг за период, или иному показателю поступления денежных средств на расходы по текущей деятельности (N); А оборота ДЕЛЬТА R , отражаемого в учете проводками: Д-т счетов + 2 денежных средств - К-т счетов прочей дебиторской задолженности и равного погашению прочей дебиторской задолженности за период; А оборота ДЕЛЬТА R , отражаемого в учете проводками: Д-т счетов + 3 денежных средств - К-т счетов прочих краткосрочных обязательств по авансам покупателей и равного сумме авансов от покупателей, полученных за период. А Оборот ДЕЛЬТА R складывается из: - А оборота ДЕЛЬТА R , отражаемого в учете проводками: Д-т счетов - 1 краткосрочной кредиторской задолженности - К-т счетов денежных средств и равного погашению краткосрочной кредиторской задолженности за период; А оборота ДЕЛЬТА R , равного сумме взаимозачета с контрагентами - 2 по встречным поставкам продукции, товаров, услуг за период; А оборота ДЕЛЬТА R , отражаемого в учете проводками: Д-т счетов - 3 прочих краткосрочных обязательств - К-т счетов денежных средств и равного погашению прочих краткосрочных обязательств за период; А оборота ДЕЛЬТА R , отражаемого в учете проводками: Д-т счетов - 4 прочей дебиторской задолженности по авансам поставщикам - К-т счетов денежных средств и равного сумме авансов поставщикам, выданных за период. В общем виде изменение текущих ликвидных активов (кроме прочей дебиторской задолженности) записывается следующим образом: А А А А А ДЕЛЬТА R = ДЕЛЬТА R - ДЕЛЬТА R = (ДЕЛЬТА R + ДЕЛЬТА R + + - + 1 + 2 А А А А А + ДЕЛЬТА R ) - (ДЕЛЬТА R + ДЕЛЬТА R + ДЕЛЬТА R + ДЕЛЬТА R ). (69) + 3 - 1 - 2 - 3 - 4 Р Изменение текущих обязательств ДЕЛЬТА R равно разнице оборота Р Р ДЕЛЬТА R и оборота ДЕЛЬТА R . + - Р Оборот ДЕЛЬТА R отражается в учете проводками: Д-т счетов + внеоборотных и оборотных активов (кроме текущих ликвидных активов) - К-т счетов краткосрочной кредиторской задолженности (кроме прочих краткосрочных обязательств) и равняется сумме приобретений (закупок) указанных активов, текущих затрат и капитальных вложений (ДЕЛЬТА Z + ДЕЛЬТА F) за период (ДЕЛЬТА Z - приобретения оборотных + + + активов и затраты на текущую деятельность за исключением начисленного за период износа внеоборотных активов, ДЕЛЬТА F - + приобретения внеоборотных активов и прочие капитальные вложения). Р Оборот ДЕЛЬТА R складывается из: - Р оборота ДЕЛЬТА R , отражаемого в учете проводками: Д-т счетов - 1 краткосрочной кредиторской задолженности (кроме прочих краткосрочных обязательств) - К-т счетов денежных средств и равного погашению краткосрочной кредиторской задолженности за период; Р оборота ДЕЛЬТА R , равного сумме взаимозачета с контрагентами - 2 по встречным поставкам продукции, товаров, услуг за период. В общем виде изменение текущих обязательств (кроме прочих краткосрочных обязательств) записывается следующим образом: Р Р Р ДЕЛЬТА R = ДЕЛЬТА R - ДЕЛЬТА R = + - Р Р Р = ДЕЛЬТА R - (ДЕЛЬТА R + ДЕЛЬТА R ). (70) + - 1 - 2 Подставив выражения (69) и (70) в выражение (68), можно упростить его, учитывая, что А Р ДЕЛЬТА R = ДЕЛЬТА R , - 1 - 1 А Р ДЕЛЬТА R = ДЕЛЬТА R / ДЕЛЬТА L = ДЕЛЬТА N - ДЕЛЬТА Z - ДЕЛЬТА F + - 2 - 2 + + А А А А + (ДЕЛЬТА R + ДЕЛЬТА R - ДЕЛЬТА R - ДЕЛЬТА R ) + ДЕЛЬТА эпсилон. (71) + 2 + 3 - 3 - 4 В выражении (71) обороты по движению денежных средств, заключенные в скобки, связаны с изменениями прочей дебиторской задолженности и прочих краткосрочных обязательств за период, поэтому их целесообразно объединить ДЕЛЬТА эпсилон. Разница показателя ДЕЛЬТА N и затрат на приобретение оборотных активов и прочих затрат на текущую деятельность ДЕЛЬТА Z следующим образом разлагается на + факторы: ДЕЛЬТА N ДЕЛЬТА Z - ДЕЛЬТА N - ДЕЛЬТА Z = -------- х -------- х ДЕЛЬТА Z - ДЕЛЬТА Z = + ДЕЛЬТА Z ДЕЛЬТА Z + + - + -- -- | ДЕЛЬТА В ДЕЛЬТА Z | | - | Р об = | -------- х --------- - 1| х ДЕЛЬТА Z = (k х k - 1) х ДЕЛЬТА Z (72) | ДЕЛЬТА Z ДЕЛЬТА Z | + + -- - + -- где: ДЕЛЬТА Z - сумма себестоимости реализованной готовой продукции и + реализованных товаров, общехозяйственных расходов, коммерческих расходов, издержек обращения (за исключением износа внеоборотных активов, списанного за период на себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг); Р ДЕЛЬТА N k = -------- ДЕЛЬТА Z - - коэффициент, обусловленный рентабельностью продаж; ДЕЛЬТА Z об - k = ----------- ДЕЛЬТА Z + - коэффициент, обусловленный оборачиваемостью запасов и затрат (сырья и материалов, незавершенного производства, издержек обращения, готовой продукции, товаров). Р об Коэффициенты k и k не являются традиционными показателями рентабельности продаж и оборачиваемости. Тем не менее, их уровень и направление динамики определяются уровнем и направлением динамики рентабельности продаж и оборачиваемости запасов и затрат. Поэтому для оценки влияния рентабельности продаж и оборачиваемости на изменение ликвидности (отклонение фактической ликвидности от плановой) могут быть использованы указанные коэффициенты. Используя выражение (72) и применяя к нему метод цепных подстановок, можно получить аддитивное разложение на факторные влияния отклонения фактической ликвидности от плановой (ниже показатели с подстрочным индексом "ф" означают фактические величины, с индексом "п" - плановые величины): 1 1 L - L = ДЕЛЬТА L - ДЕЛЬТА L = (ДЕЛЬТА N - ДЕЛЬТА Z ) - ф п ф п ф + ф - (ДЕЛЬТА N - ДЕЛЬТА Z ) - (ДЕЛЬТА F - ДЕЛЬТА F ) + п + п + ф + п Р Р об + (ДЕЛЬТА эпсилон - ДЕЛЬТА эпсилон ) = (k - k ) х k х ДЕЛЬТА Z + ф п ф п ф + п Р об об Р об + k х (k - k ) х ДЕЛЬТА Z + (k х k - 1) х (ДЕЛЬТА Z - ДЕЛЬТА Z ) - п ф п + п ф п + ф + п - (ДЕЛЬТА F - ДЕЛЬТА F ) + (ДЕЛЬТА эпсилон - ДЕЛЬТА эпсилон ) = + ф + п ф п = ДЕЛЬТА L + ДЕЛЬТА L + ДЕЛЬТА L + ДЕЛЬТА L + ДЕЛЬТА L . (73) 1 2 3 4 5 Итак, отклонение фактической ликвидности от плановой аддитивно разлагается на пять факторных влияний: влияние отклонения фактической рентабельности продаж от плановой Р Р ДЕЛЬТА L = (k - k ) х ДЕЛЬТА Z ; (74) 1 ф п + п влияние отклонения фактической оборачиваемости текущих запасов от плановой Р об об ДЕЛЬТА L = k х (k - k ) х ДЕЛЬТА Z ; (75) 2 п ф п + п влияние отклонения фактических закупок текущих оборотных активов и прочих затрат, связанных с текущей деятельностью, от плановых Р об ДЕЛЬТА L = (k х k - 1) х (ДЕЛЬТА Z - ДЕЛЬТА Z ); (76) 3 ф п + ф + п влияние отклонения фактических закупок внеоборотных активов от плановых ДЕЛЬТА L = - (ДЕЛЬТА F - ДЕЛЬТА F ); (77) 4 + ф + п влияние отклонения фактических значений прочих факторов от плановых ДЕЛЬТА L = ДЕЛЬТА L - (ДЕЛЬТА L + ДЕЛЬТА L + ДЕЛЬТА L + 5 1 2 3 + ДЕЛЬТА L ). (78) 4 Общее отклонение фактической ликвидности от плановой равно сумме указанных факторных влияний. Анализ относительных величин факторных влияний (в процентах к общему отклонению) позволяет определить факторы, в наибольшей степени повлиявшие на отклонение ликвидности от запланированного уровня. Факторный анализ ликвидности предполагает определенное качество плановых значений. Одной из важнейших целей финансового планирования является обеспечение неотрицательного значения абсолютного показателя ликвидности на конец планового периода. В процессе планирования для достижения этой цели производится секвестр планируемых подразделениями организации закупок и затрат, отражаемых ими в соответствующих сметах на плановый период. Исходными параметрами для осуществления секвестра являются: ликвидность на начало планового периода; планируемая выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг (на один или несколько смежных плановых периодов); поступление денежных средств по сметам доходов и расходов и на целевые мероприятия; число предстоящих плановых периодов, за которые предполагается обеспечить неотрицательную ликвидность. Управляемым параметром для достижения неотрицательной ликвидности является общая величина планируемых закупок внеоборотных и оборотных активов, капитальных вложений и текущих затрат (за исключением начисляемого в плановом периоде износа внеоборотных активов, поскольку он не порождает кредиторской задолженности). При этом рассматриваются закупки и затраты, как подлежащие оплате в течение планового периода, так и порождающие кредиторскую задолженность на конец планового периода. Эти закупки и затраты могут быть списаны для определения финансовых результатов как в предстоящем плановом периоде, так и в последующие плановые периоды. Если ликвидность на начало планового периода неотрицательна, задача сводится к обеспечению ее неуменьшения. Секвестр смет закупок и затрат в этой ситуации производится на основе ограничения (обозначения соответствуют принятым выше): ДЕЛЬТА Z + ДЕЛЬТА F <= ДЕЛЬТА N (79) + п + п п Если ликвидность на начало планового периода отрицательна, секвестр смет закупок и затрат производится на основе ограничения: ДЕЛЬТА N пj 0 ДЕЛЬТА Z + ДЕЛЬТА F <= ДЕЛЬТА N + ------------- х L (80) + пj + пj пj М ф SUM ДЕЛЬТА N i=1 пj где: m - число смежных плановых периодов, за которые предполагается достичь неотрицательной ликвидности; ДЕЛЬТА Z + ДЕЛЬТА F - закупки и начисленные затраты j-го + пj + пj планового периода; ДЕЛЬТА N - выручка от реализации продукции, товаров, работ, пj услуг за j-й плановый период и (или) иные поступления средств по текущей деятельности за этот же период; 0 L - отрицательная ликвидность на начало первого планового ф периода. Общая величина закупок и затрат в плановых периодах, консолидируемая на основе заявляемых смет подразделений организации, секвестируется на основе указанных ограничений. Распределение секвестируемой суммы между сметами подразделений (а внутри смет - между статьями расходов) производится на основе устанавливаемых приоритетов, технологических пропорций и т.п. После проведения факторного анализа отклонений фактической ликвидности от плановой по итогам отчетного периода определяются мероприятия по изменению уровней оборачиваемости, рентабельности, закупок и затрат для достижения требуемого уровня ликвидности. Приложение N 5 УТВЕРЖДЕН Приказом Минобрнауки России от 30 декабря 2005 года N 326 ПОРЯДОК (ВРЕМЕННЫЙ) ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК И ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСОВ И ЗАКЛЮЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ НА РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКУ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ, ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД В УСТАНОВЛЕННОЙ СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, А ТАКЖЕ ВНЕКОНКУРСНЫХ СПОСОБАХ ЗАКУПКИ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД ЗА СЧЕТ ВЫДЕЛЯЕМЫХ СУБЪЕКТУ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ (МИНИСТЕРСТВУ) - ГЛАВНОМУ РАСПОРЯДИТЕЛЮ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ 1. Общие положения 1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" с целью оптимизации системы размещения заказов и обеспечения эффективного расходования средств, выделяемых Министерству на обеспечение государственных нужд, и определяет правила организации и проведения торгов, а также правила размещения заказов без проведения торгов. 2. Основными принципами размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд являются обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, совершенствование деятельности органов государственной власти в сфере размещения заказов, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. 3. Основные понятия, используемые в настоящем Порядке, означают следующее: "Государственный заказчик" - Министерство образования и науки Российской Федерации (далее Министерство). "Размещение заказа" - действия заказчика по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд (далее также - государственный контракт либо контракт). "Государственный контракт" - договор, заключенный Министерством от имени Российской Федерации в целях обеспечения государственных нужд. "Участники размещения заказов" - лица, претендующие на заключение государственного контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. "Специализированная организация" - юридическое лицо, определенное путем проведения торгов, осуществляющее функции по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса на право заключить государственный контракт или аукциона на право заключить государственный контракт - разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов. "Реестр недобросовестных поставщиков" - реестр, содержащий сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных контрактов (ведется подразделением-заказчиком). "Официальное печатное издание" - официальное печатное издание, определенное Правительством Российской Федерации для опубликования информации о размещении заказов. "Официальный сайт" - официальный сайт Российской Федерации, определенный Правительством Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов. "Конкурс" - торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер. "Аукцион" - торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного контракта. "Запрос котировок" - способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. "Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)" - способ размещения заказа, при котором Министерство предлагает заключить государственный контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику). "Подразделение-заказчик" - Департамент Министерства, ответственный за реализацию соответствующего направления бюджетного финансирования (определяется приказом Министерства "О порядке бюджетного финансирования в Минобрнауке") на соответствующий год. 4. Во всех случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, когда товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, превышающую установленный Центральным банком Российской Федерации предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации по юридическим лицам по одной сделке, размещение заказа осуществляется путем проведения торгов согласно требованиям раздела 2 настоящего Порядка, за исключением случаев, описанных в разделе 3 настоящего Порядка. 5. Решение о способе размещения заказа принимается Министерством в соответствии с положениями настоящего Порядка. 6. Министерство вправе привлечь на основе договора специализированную организацию с целью разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций. 7. Министерство несет солидарную ответственность за вред, причиненный физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) специализированной организации, совершенных в пределах полномочий, переданных ей Министерством, на основе договора и связанных с размещением заказа, при осуществлении ею функций по размещению заказа путем проведения торгов от имени Министерства. 8. Министерство обязано осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере пятнадцати процентов общего объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг по перечню, установленному Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, участниками которых являются такие субъекты. 2. Порядок размещения заказов путем проведения торгов 9. Министерство размещает заказ путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме. 10. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам Министерства, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных нужд путем проведения конкурса не допускается. 11. Участник размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов должен соответствовать следующим требованиям: 1) соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов; 2) в отношении участника размещения заказа - юридического лица не должна проводиться ликвидация, в отношении участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя не должна проводиться процедура банкротства; 3) деятельность участника размещения заказа не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе; 4) у участника размещения заказа должна отсутствовать задолженность по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе не принято. 12. Министерство вправе установить также следующие дополнительные требования: 1) участник размещения заказа должен обладать исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением государственного контракта Министерство приобретает права на объекты интеллектуальной собственности; 2) в реестре недобросовестных поставщиков должны отсутствовать сведения об участнике размещения заказа. 13. Кроме перечисленных в пунктах 11 и 12 настоящего Порядка требований, Министерство не вправе устанавливать дополнительные требования. 14. Требования предъявляются ко всем участникам размещения заказа. 15. Участнику размещения заказа должно быть отказано в допуске к участию в торгах по следующим основаниям: 1) участник размещения заказа не предоставил документы, указанные в конкурсной документации либо в таких документах представлены недостоверные сведения об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ; 2) участник размещения заказа не соответствует требованиям, установленным конкурсной документацией согласно пунктам 11 и 12 настоящего Порядка; 3) участник размещения заказа не внес денежные средства в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, если требование обеспечения таких заявок указано в извещении о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, в приглашении принять участие в закрытом конкурсе или закрытом аукционе; 4) заявки на участие в конкурсе или заявка на участие в аукционе не соответствует требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе. 16. Отказ в допуске к участию в торгах по основаниям, не указанным в пункте 15 настоящего Порядка не допускается. 17. Руководители подразделений-заказчиков Министерства осуществляют изучение рынка необходимых товаров (работ, услуг) с целью определения максимальной цены контракта, формируют план размещения заказов, определяет способы размещения заказов и представляют план размещения заказов на утверждение руководству Министерства. 18. Прядок проведения открытого конкурса. 18.1. Министр утверждает приказом состав конкурсной комиссии. Число членов комиссии должно быть не менее чем пять человек, при этом не менее трех членов конкурсной комиссии должны являться сертифицированными специалистами в области госзакупок, квалификация которых подтверждена внесением в государственный реестр специалистов по организации торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд. Председателем конкурсной комиссии назначается один из заместителей Министра. 18.2. Подразделение-заказчик составляет перечень товаров, работ, услуг для проведения открытого конкурса по закрепленным за ними соответствующим направлениям бюджетного финансирования и утверждает его у заместителя Министра. Перечень научно-исследовательских работ, выносимых на открытый конкурс, определяется в соответствии с "Порядком подготовки и рассмотрения предложений по размещению заказов на выполнение научно-исследовательских работ по вопросам нормативно-правового регулирования, экономики и финансов Министерства образования и науки Российской Федерации", утвержденным заместителем Министра Фридляновым В.Н. 28 января 2005 г. 18.3. Подразделение-заказчик готовит проект приказа о проведении открытого конкурса, после согласования проекта приказа в установленном Министерством порядке приказ подписывается Министром. 18.4. Подразделение-заказчик составляет Техническое задание (Задание на поставку) на выполнение работ, оказание услуг (поставку товаров), и утверждает его у заместителя Министра. 18.5. На основании утвержденного перечня товаров, работ услуг подразделение-заказчик составляет проект комплекта конкурсной документации, включая извещение о проведении конкурса. После согласования проекта комплекта конкурсной документации с Департаментом экономики и финансов Министерства документы утверждаются у заместителя Министра. 18.6. Подразделение-заказчик опубликовывает в официальном печатном издании и размещает на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе извещение о проведении открытого конкурса и размещает конкурсную документацию на официальном сайте. 18.7. Подразделение-заказчик со дня опубликования извещения о проведении открытого конкурса обеспечивает предоставление конкурсной документации лицам, подавшим в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, заявление о необходимости получения конкурсной документации. Конкурсная документация предоставляется в течение двух дней с момента получения подразделением-заказчиком. 18.8. В случае получения запросов на разъяснение положений конкурсной документации в срок не позднее, чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе, подразделение-заказчик регистрирует поступившие запросы на разъяснение и совместно с подразделением, на основании заявки которого проводится открытый конкурс, готовит проект разъяснений положений конкурсной документации. После подготовки проект направляется на утверждение руководству Министерства. 18.9. Подразделение-заказчик обеспечивает направление разъяснений положений конкурсной документации в течение двух рабочих дней со дня поступления запроса на разъяснение. 18.10. В течение одного дня со дня направления разъяснений положений конкурсной документации подразделение-заказчик размещает разъяснение на официальном сайте с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос. 18.11. Подразделение-заказчик вправе внести изменения в конкурсную документацию. Подразделение-заказчик формирует изменения конкурсной документации и после согласования их в установленном порядке утверждает у заместителя Министра. Принятие решения об изменении конкурсной документации (дата утверждения изменений) возможно не позднее, чем за двадцать дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе. 18.12. Подразделение-заказчик в течение двух дней размещает изменения на официальном сайте, направляет заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам размещения заказа, которым была предоставлена конкурсная документация. 18.13. Вскрытие конвертов и открытие доступа к поданным в форме электронных документов осуществляется конкурсной комиссией публично в день, указанный в извещении о проведении конкурса и в конкурсной документации. 18.14. В день вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытием доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, но не раньше времени, указанного в извещении о проведении открытого конкурса и конкурсной документации, конкурсная комиссия объявляет присутствующим при вскрытии таких конвертов и открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе участникам размещения заказа о возможности подать заявки на участие в конкурсе, изменить или отозвать поданные заявки на участие в конкурсе до вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. 18.15. Подразделение-заказчик осуществляет аудиозапись процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. 18.16. При вскрытии заявок на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в электронной форме заявкам конкурсной комиссией должна быть объявлена следующая информация: наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для физического лица); почтовый адрес каждого участника размещения заказа; наличие сведений и документов, предусмотренных конкурсной документацией; условия исполнения государственного контракта, указанные в заявках на участие в конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в конкурсе. 18.17. Объявленная информация секретарем конкурсной комиссии заносится в протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. 18.18. В случае необходимости конкурсная комиссия требует от участников размещения заказа представления разъяснений положений представленных ими, в том числе и в электронной форме, документов и заявок на участие в конкурсе. При этом не допускается изменение заявки на участие в конкурсе. 18.19. Непосредственно после вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии и Министром. 18.20. Подразделение-заказчик в день подписания протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе размещает документ на официальном сайте. 18.21. Полученные после окончания приема конвертов с заявками на участие в конкурсе и подаваемых в форме электронных документов заявок на участие в конкурсе конверты с заявками на участие в конкурсе вскрываются, осуществляется открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, и в тот же день такие конверты и такие заявки возвращаются участникам размещения заказа. В случае, если было установлено требование обеспечения заявки на участие в конкурсе, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, должны быть возвращены участникам размещения заказа в течение пяти дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. 18.22. В срок не более десяти дней со дня вскрытия заявок на участие в конкурсе и открытия доступа у поданным в форме электронного документа заявкам на участие в конкурсе конкурсная комиссия рассматривает заявки с целью принятия решения о допуске заявок к участию в конкурсе. Решение конкурсной комиссии оформляется секретарем конкурсной комиссии протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии и руководством Министерства. Протокол должен содержать следующую информацию: сведения об участниках размещения заказа, подавших заявки на участие в конкурсе; решение о допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе и о признании его участником конкурса или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе с обоснованием такого решения. 18.23. Подразделение-заказчик после подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе в тот же день размещает вышеуказанный протокол на официальном сайте. 18.24. Подразделение-заказчик не позднее дня, следующего за днем подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе направляет уведомления о принятых конкурсной комиссией решениях всем участника размещения заказа, подавшим заявки на участие в конкурсе. 18.25. В случае, если было установлено требование обеспечения заявки на участие в конкурсе, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, должны быть возвращены участнику размещения заказа, подавшему заявку на участие в конкурсе и не допущенному к участию в конкурсе, в течение пяти дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе. 18.26. В случае, если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе всех участников размещения заказа, подавших заявки на участие в конкурсе, или о допуске к участию в конкурсе и признании участником конкурса только одного участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, конкурсной комиссией принимается решение о необходимости признания конкурса несостоявшимся. 18.27. Подразделение-заказчик готовит проект приказа о признании конкурса несостоявшимся и передает его на утверждение руководству Министерства. 18.28. В случае допуска только одного участника размещения заказа, такому участнику денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (если было установлено требование обеспечения заявки на участие в конкурсе), должны быть возвращены в течение пяти дней со дня заключения с ним государственного контракта. 18.29. В случае признания конкурса несостоявшимся и при условии признания только одного участника размещения заказа участником конкурса, подразделение-заказчик в течение трех дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе передает такому участнику конкурса проект контракта, оформленный согласно разделу 4 настоящего Порядка. 18.30. При непредставлении участником конкурса, которому был передан проект контракта на подписание, в подразделение-заказчик в срок, предусмотренный конкурсной документацией подписанного контракта, а также обеспечения исполнения контракта (если было установлено требование обеспечения исполнения контракта), такой участник конкурса признается уклонившимся от заключения государственного контракта. В случае уклонения такого участника конкурса от заключения контракта денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, не возвращаются. 18.31. В случае, если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе принято решение о допуске к участию в конкурсе более, чем одного участника размещения заказа, Конкурсная комиссия в срок не более чем десять дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе осуществляет на основании критериев, указанных в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации, оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками размещения заказа, признанными участниками конкурса. 18.32. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого, в порядке оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, Конкурсной комиссией был присвоен первый номер. 18.33. Секретарь конкурсной комиссии составляет в двух экземплярах протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии и руководством Министерства в течение дня, следующего после дня окончания проведения оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе должен содержать следующую информацию: сведения о месте, дате, времени проведения оценки и сопоставления таких заявок; об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены; об условиях исполнения контракта, предложенных в таких заявках; о критериях оценки заявок на участие в конкурсе; о принятом на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе решении о присвоении заявкам на участие в конкурсе порядковых номеров; наименования (для юридических лиц), фамилии, имена, отчества (для физических лиц) и почтовые адреса участников конкурса, заявкам на участие в конкурсе которых присвоен первый и второй номера. 18.34. Подразделение-заказчик в течение трех дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе передает победителю конкурса один экземпляр протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе и проект контракта, оформленный согласно разделу 4 настоящего Порядка. 18.35. Подразделение-заказчик размещает протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на официальном сайте и опубликовывает его в официальном печатном издании в течение одного дня и пяти дней после дня подписания такого протокола. 18.36. Подразделение-заказчик обеспечивает сохранность протоколов, составленных в ходе проведения конкурса, заявок на участие в конкурсе, конкурсных документации, изменений, внесенных в конкурсную документацию, и разъяснений конкурсной документации, а также аудиозаписи вскрытий конвертов с заявками на участие в конкурсах и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе в течение трех лет. 18.37. В случаях, если конкурс признан несостоявшимся и государственный контракт не заключен с единственным участником конкурса или с участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в конкурсе, Министерство вправе объявить о проведении повторного конкурса, либо направить документы о проведении конкурса и признании его несостоявшимся в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти. 18.38. По согласованию с уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти Министерство может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом государственный контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, цена заключенного контракта не должна превышать начальную цену контракта, указанную в извещении о проведении открытого конкурса или приглашении принять участие в закрытом конкурсе. 18.39. В случае объявления о проведении повторного конкурса возможно изменение условий конкурса. 18.40. Особенности проведения открытых конкурсов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ. 18.40.1. Для подготовки к проведению конкурса, в том числе в случае, если Министерство не имеет возможности составить подробные спецификации товаров, определить характеристики работ (выполнение сложных научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ) или услуг в целях наиболее полного удовлетворения государственных нужд, подразделение-заказчик опубликовывает в официальном печатном издании и размещает на официальном сайте сообщение о заинтересованности Министерства в проведении конкурса с указанием срока представления предложений о технических, технологических и качественных характеристиках товаров, работ, услуг. Представленные предложения могут учитываться при определении предмета конкурса. После определения предмета конкурса |