О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ РОССИИ В 2007 - 2011 ГОДАХ". Постановление. Правительство РФ. 02.10.06 595

Оглавление


Страницы: 1  2  3  4  5  



                   О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
             "РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ РОССИИ
                         В 2007 - 2011 ГОДАХ"

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          2 октября 2006 г.
                                N 595

                                (НТЦС)


     Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить  прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие
государственной статистики России в 2007 - 2011 годах".
     2. Министерству  экономического  развития  и  торговли Российской
Федерации   и   Министерству   финансов   Российской   Федерации   при
формировании  проекта  федерального  бюджета  на  соответствующий  год
включать указанную в пункте 1  настоящего  постановления  программу  в
перечень  федеральных  целевых программ,  подлежащих финансированию за
счет средств федерального бюджета.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                            М. Фрадков
2 октября 2006 г.
N 595


                                                            УТВЕРЖДЕНЫ
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                от 2 октября 2006 года
                                                                 N 595

                    Федеральная целевая программа
             "Развитие государственной статистики России
                         в 2007 - 2011 годах"

                               Паспорт
                    федеральной целевой программы
             "Развитие государственной статистики России
                         в 2007 - 2011 годах"

-----------------------------------------------------------------------------
| Наименование Программы   | - федеральная  целевая   программа   "Развитие |
|                          |   государственной статистики России            |
|                          |   в 2007 - 2011 годах"                         |
|--------------------------|------------------------------------------------|
| Дата принятия решения о  | - распоряжение    Правительства     Российской |
| разработке Программы     |   Федерации от 5 августа 2006 г. N 1086-р      |
| (наименование и номер    |                                                |
| соответствующего         |                                                |
| правового акта)          |                                                |
|--------------------------|------------------------------------------------|
| Государственный          | - Федеральная      служба      государственной |
| заказчик-координатор     |   статистики                                   |
| Программы                |                                                |
|--------------------------|------------------------------------------------|
| Государственные          | - Министерство   экономического     развития и |
| заказчики Программы      |   торговли Российской Федерации,  Министерство |
|                          |   сельского хозяйства Российской Федерации,    |
|                          |   Министерство здравоохранения  и  социального |
|                          |   развития Российской Федерации,               |
|                          |   Министерство природных  ресурсов  Российской |
|                          |   Федерации,                                   |
|                          |   Министерство образования и науки  Российской |
|                          |   Федерации,                                   |
|                          |   Федеральное  агентство   по   информационным |
|                          |   технологиям,                                 |
|                          |   Федеральная служба по тарифам,               |
|                          |   Федеральное    агентство     по     туризму, |
|                          |   Федеральное агентство по физической культуре |
|                          |   и спорту                                     |
|--------------------------|------------------------------------------------|
| Основные разработчики    | - Федеральная      служба      государственной |
| Программы                |   статистики,                                  |
|                          |   Министерство   экономического     развития и |
|                          |   торговли Российской Федерации,  Министерство |
|                          |   сельского хозяйства Российской Федерации,    |
|                          |   Министерство здравоохранения  и  социального |
|                          |   развития Российской Федерации,               |
|                          |   Министерство природных  ресурсов  Российской |
|                          |   Федерации,                                   |
|                          |   Министерство образования и науки  Российской |
|                          |   Федерации,                                   |
|                          |   Федеральное  агентство   по   информационным |
|                          |   технологиям,                                 |
|                          |   Федеральная служба по тарифам,               |
|                          |   Федеральное    агентство     по     туризму, |
|                          |   Федеральное агентство по физической культуре |
|                          |   и спорту                                     |
|--------------------------|------------------------------------------------|
| Цель Программы           | - обеспечение    пользователей    достоверными |
|                          |   статистическими     данными,     отвечающими |
|                          |   международным   статистическим   стандартам, |
|                          |   путем формирования  единой  межведомственной |
|                          |   информационно-статистической        системы, |
|                          |   направленной  на   повышение   эффективности |
|                          |   принятия управленческих решений              |
|--------------------------|------------------------------------------------|
| Задачи Программы         | - оптимизация       состава        официальной |
|                          |   статистической  информации,  разрабатываемой |
|                          |   федеральными органами государственной власти |
|                          |   для  принятия   управленческих     решений и |
|                          |   прогнозирования   на    различных    уровнях |
|                          |   государственного,           муниципального и |
|                          |   корпоративного    управления,       с учетом |
|                          |   международного опыта;                        |
|                          |   минимизация   информационной     нагрузки на |
|                          |   респондентов    на     основе     применения |
|                          |   современных     методов      статистического |
|                          |   наблюдения;                                  |
|                          |   интеграция  и  гармонизация   статистических |
|                          |   информационных   ресурсов,   разрабатываемых |
|                          |   федеральными    органами     государственной |
|                          |   власти;                                      |
|                          |   модернизация   системы   сбора,   обработки, |
|                          |   хранения  и  распространения  статистической |
|                          |   информации      органов      государственной |
|                          |   статистики на основе применения  современных |
|                          |   информационно-теле-коммуникационных          |
|                          |   технологий;                                  |
|                          |   развитие   системы    обратной    связи    с |
|                          |   респондентами        и        пользователями |
|                          |   статистической информации                    |
|--------------------------|------------------------------------------------|
| Важнейшие целевые        | - доля    отчетности,         представляемой в |
| индикаторы и показатели  |   электронном  виде  по  крупным   и   средним |
| Программы                |   предприятиям (процентов);                    |
|                          |   количество    статистических    показателей, |
|                          |   включенных               Федеральной службой |
|                          |   государственной  статистики   в   мониторинг |
|                          |   показателей      деятельности      субъектов |
|                          |   бюджетного     планирования     (федеральных |
|                          |   министерств, федеральных служб и федеральных |
|                          |   агентств, руководство которыми  осуществляет |
|                          |   Правительство Российской Федерации) в  общем |
|                          |   объеме     показателей,      запланированных |
|                          |   субъектами      бюджетного      планирования |
|                          |   (процентов);                                 |
|                          |   освоение    международных       стандартов - |
|                          |   заполняемость             гармонизированными |
|                          |   показателями   статистических   вопросников, |
|                          |   составленных  международными   организациями |
|                          |   (процентов);                                 |
|                          |   количество   индикаторов,      формируемых в |
|                          |   соответствии с Декларацией тысячелетия  ООН, |
|                          |   к    общему     количеству     установленных |
|                          |   индикаторов (процентов);                     |
|                          |   количество респондентов в связи с внедрением |
|                          |   выборочных      методов      статистического |
|                          |   наблюдения (тыс. единиц);                    |
|                          |   количество     выборочных     статистических |
|                          |   наблюдений в различных сферах                |
|                          |   экономики и социальной сфере,                |
|                          |   проводимых на основе сплошных статистических |
|                          |   обследований (единиц);                       |
|                          |   количество     ведомств,      обеспечивающих |
|                          |   оперативный доступ  к  своим  статистическим |
|                          |   ресурсам   по   сетям   общего   пользования |
|                          |   (процентов);                                 |
|                          |   степень      сопряжения      государственных |
|                          |   информационных  ресурсов  по  общероссийским |
|                          |   классификаторам      технико-экономической и |
|                          |   социальной информации (единиц);              |
|                          |   количество     ведомств,      обеспечивающих |
|                          |   формирование   статистических       данных и |
|                          |   подключенных   к   единой   межведомственной |
|                          |   информационно-статистической         системе |
|                          |   (единиц);                                    |
|                          |   количество  интернет-сайтов  территориальных |
|                          |   органов Федеральной  службы  государственной |
|                          |   статистики,  предоставляющих  статистическую |
|                          |   информацию по субъектам Российской Федерации |
|                          |   с   использованием   поисковой     системы и |
|                          |   объединенных общей идеологией (единиц);      |
|                          |   количество   обращений   на   интернет-сайты |
|                          |   официальной статистики (тыс. единиц);        |
|                          |   индекс доверия пользователей  к  официальной |
|                          |   статистической информации                    |
|--------------------------|------------------------------------------------|
| Сроки и этапы            | - Программа рассчитана на 2007 -   2011 годы и |
| реализации Программы     |   осуществляется в 4 этапа:                    |
|                          |   I этап - 2007 - 2008 годы;                   |
|                          |   II этап - 2009 год;                          |
|                          |   III этап - 2010 год;                         |
|                          |   IV этап - 2011 год                           |
|--------------------------|------------------------------------------------|
| Объемы и источники       | - общий   объем    финансирования    Программы |
| финансирования           |   составляет  5271,4 млн.  рублей   (в   ценах |
| Программы                |   соответствующих лет), из них:                |
|                          |   в 2007 году - 820,3 млн. рублей;             |
|                          |   в 2008 году - 1277,7 млн. рублей;            |
|                          |   в 2009 году - 1499,1 млн. рублей;            |
|                          |   в 2010 году - 1214,6 млн. рублей;            |
|                          |   в 2011 году - 459,7 млн. рублей.             |
|                          |   Средства направляются:                       |
|                          |   на  капитальные   вложения   -     в размере |
|                          |   1998,8 млн. рублей;                          |
|                          |   на                научно-исследовательские и |
|                          |   опытно-конструкторские работы  -  в  размере |
|                          |   315 млн. рублей;                             |
|                          |   на    прочие    нужды        -     в размере |
|                          |   2957,6 млн. рублей                           |
|--------------------------|------------------------------------------------|
| Ожидаемые конечные       | - охват       статистическим       наблюдением |
| результаты реализации    |   показателей,   включенных    в    мониторинг |
| Программы                |   показателей      деятельности      субъектов |
|                          |   бюджетного планирования, увеличится  с 45 до |
|                          |   90 процентов;                                |
|                          |   освоение международных стандартов  возрастет |
|                          |   с 82 до 90 процентов;                        |
|                          |   количество     ведомств,      обеспечивающих |
|                          |   оперативный доступ  к  своим  статистическим |
|                          |   ресурсам  по   сетям   общего   пользования, |
|                          |   увеличится с 50 до 100 процентов;            |
|                          |   количество респондентов в связи с внедрением |
|                          |   выборочных      методов      статистического |
|                          |   наблюдения  уменьшится  с  480  до  375 тыс. |
|                          |   единиц                                       |
|--------------------------|------------------------------------------------|
| Показатели               | - повышение скорости обработки  информации  на |
| социально-экономической  |   10 - 15 процентов;                           |
| эффективности            |   увеличение объема статистической информации, |
|                          |   находящейся   в   свободном      доступе, на |
|                          |   20 процентов;                                |
|                          |   увеличение        числа        пользователей |
|                          |   информационных   ресурсов    государственной |
|                          |   статистики на 22 - 25 процентов;             |
|                          |   увеличение объема информации (в  электронном |
|                          |   виде)  при  межведомственном  информационном |
|                          |   обмене на 40 процентов;                      |
|                          |   снижение доли  малопроизводительного  труда, |
|                          |   включая ручной ввод данных, на 20 процентов; |
|                          |   создание необходимых условий для  интеграции |
|                          |   информационных ресурсов федеральных  органов |
|                          |   государственной власти;                      |
|                          |   существенное       расширение        доступа |
|                          |   заинтересованных пользователей к официальной |
|                          |   статистической информации;                   |
|                          |   повышение    оперативности     представления |
|                          |   статистической информации  путем  сокращения |
|                          |   сроков ее формирования;                      |
|                          |   повышение    достоверности    статистической |
|                          |   информации для  осуществления  экономических |
|                          |   моделей и расчетов;                          |
|                          |   оптимизация расходования бюджетных  средств, |
|                          |   сосредоточение    ресурсов    на     решении |
|                          |   приоритетных  задач  в  области  статистики, |
|                          |   модернизации ее материальный базы            |
-----------------------------------------------------------------------------

                     I. Характеристика проблемы,
               на решение которой направлена Программа

     Эффективное социально-экономическое       развитие        страны,
государственное  управление  и  регулирование связано с необходимостью
своевременного  получения  и  анализа  полной,   достоверной,   научно
обоснованной   официальной  статистической  информации  о  социальных,
экономических,  демографических,  экологических и других  общественных
явлениях в Российской Федерации.
     Развитие государственной статистики  должно  быть  направлено  на
достижение стратегических целей развития Российской Федерации,  прежде
всего,  на создание условий для повышения  эффективности  деятельности
системы   федеральных   органов   исполнительной   власти  и  призвано
способствовать  информационно-статистическому  обеспечению  реализации
посланий   Президента   Российской   Федерации  Федеральному  Собранию
Российской  Федерации,  программ   социально-экономического   развития
Российской   Федерации   на   среднесрочную  перспективу,  нормативных
правовых  актов  Президента  Российской  Федерации   и   Правительства
Российской    Федерации    по   вопросам   социально-экономической   и
демографической   политики,   а   также    выполнению    международных
информационных  обязательств  Российской  Федерации  в целях повышения
открытости российской экономики,  ее более полной интеграции в мировое
сообщество в соответствии с международными стандартами.
     На современном этапе  государственная  статистика  развивается  в
условиях  осуществления  в России значительных социально-экономических
перемен, административной реформы, реформирования бюджетного процесса,
перехода   на   международные  стандарты  финансовой  отчетности,  что
определяет задачи поиска и реализации принципиально новых  подходов  к
официальной статистической деятельности,  формированию гибкой,  быстро
реагирующей     на     изменение      жизни      общества      системы
информационно-статистического обеспечения.
     Кроме того,  необходимость дальнейшего  развития  государственной
статистики вызвана:
     нерешенностью ряда    методологических    проблем     статистики,
возникающих  при вхождении России в мировое сообщество и выполнении ее
обязательств  перед  международными   организациями,   в   том   числе
статистическими;
     отсутствием показателей, отражающих новые социально-экономические
явления  и  процессы  и  необходимых  для  анализа развития российской
экономики и российского общества;
     "распыленностью" информации   и   трудностями,   возникающими   у
пользователей при получении необходимой информации;
     несовершенством законодательной базы для получения статистической
информации и обеспечения ею всех заинтересованных пользователей;
     отсутствием регламентации прав и обязанностей федеральных органов
исполнительной власти при формировании  статистических  информационных
ресурсов и получении информации из них.
     Необходимо разработать новые,  не используемые  в  статистической
практике  показатели  и  алгоритмы их расчета,  определить источники и
методы получения первичных данных,  создать программно-технологическое
обеспечение, а также определить процедуры согласования и представления
итоговых данных.
     Указанные задачи    и   накопленный   потенциал   государственной
статистики  требуют  продолжения  преобразований,   на   осуществление
которых   и   направлена   федеральная   целевая  программа  "Развитие
государственной статистики России  в  2007  -  2011  годах"  (далее  -
Программа).
     Качественные перемены в  развитии  статистической  системы  будут
достигнуты путем ее дальнейшей технологической модернизации, внедрения
новых методов планирования и управления,  переподготовки  и  повышения
эффективности кадрового потенциала органов государственной статистики.
     Для совершенствования   российской   статистики    принципиальным
является  повышение  прозрачности  и открытости методологии исчисления
статистических показателей, определение форм и методов для организации
более  широкого  доступа  заинтересованных пользователей к официальным
статистическим данным.
     Программа нацелена      на      создание     путем     интеграции
информационно-статистических ресурсов в масштабах  государства  единой
системы      информационно-статистического     обеспечения     органов
государственной власти,  позволяющей своевременно получать достоверные
и  полные показатели макроэкономической статистики для их эффективного
использования при принятии управленческих решений и прогнозировании во
всех сферах национальной экономики.
     Указанную систему предполагается  реализовать  путем  объединения
статистических    информационных    ресурсов    федеральных    органов
государственной  власти,  формирующих  статистическую  информацию,   и
обеспечения оперативного доступа заинтересованных пользователей к этим
ресурсам.
     В связи с этим Программа призвана обеспечить:
     доступность открытых   статистических   данных   и   прозрачность
методологии их формирования для всех заинтересованных пользователей;
     применение международных     статистических     стандартов      и
классификаций  при  определении  национальной  системы  статистических
показателей и методов их формирования;
     использование современных   достижений   науки  в  статистической
практике;
     снижение нагрузки   на  респондентов  путем  расширения  практики
использования  в   статистических   целях   административных   данных,
представляющих    собой   документированную   информацию,   полученную
федеральными органами государственной власти, органами государственной
власти    субъектов    Российской    Федерации,    органами   местного
самоуправления   и   государственными   организациями   в   связи    с
осуществлением ими своих полномочий;
     формирование методологической  основы  для  расчета  показателей,
характеризующих   уровень  достижения  целей  социально-экономического
развития государства,  и показателей деятельности федеральных  органов
исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство
Российской Федерации;
     совершенствование технологии   сбора,  формирования,  хранения  и
распространения статистических  данных  с  использованием  современных
информационно-телекоммуникационных технологий;
     интеграцию статистических  информационных  ресурсов  в  масштабах
государства    на    основе    методологической    и   технологической
совместимости;
     повышение качества официальной статистической информации;
     разработку и  внедрение  методов  обеспечения  конфиденциальности
первичных статистических данных, полученных от респондентов;
     создание современной   системы   непрерывного   профессионального
образования в области статистики;
     создание и внедрение корпоративной системы документооборота.

                     II. Цель и задачи Программы,
           сроки и этапы ее реализации, целевые индикаторы

     Исходя из     стратегических    задач    развития    государства,
предполагающих  модернизацию  экономики,  обеспечение   экономического
роста, защиту прав и свобод, безопасность граждан, повышение уровня их
жизни,  обретение доверия общества  к  государственной  власти,  целью
Программы     является    обеспечение    пользователей    достоверными
статистическими  данными,  отвечающими  международным   статистическим
стандартам,     путем     формирования     единой     межведомственной
информационно-статистической  системы,   направленной   на   повышение
эффективности принятия управленческих решений.
     Достижение цели Программы будет обеспечиваться решением следующих
задач:
     задача N  1  -  оптимизация  состава  официальной  статистической
информации,   разрабатываемой  федеральными  органами  государственной
власти  для  принятия  управленческих  решений  и  прогнозирования  на
различных  уровнях  государственного,  муниципального и корпоративного
управления, с учетом международного опыта;
     задача N  2 - минимизация информационной нагрузки на респондентов
на основе применения современных методов статистического наблюдения;
     задача N   3   -   интеграция   и   гармонизация   статистических
информационных   ресурсов,   разрабатываемых   федеральными   органами
государственной власти;
     задача N 4 - модернизация системы сбора,  обработки,  хранения  и
распространения   статистической  информации  органов  государственной
статистики       на        основе        применения        современных
информационно-телекоммуникационных технологий;
     задача N 5 - развитие системы обратной связи  с  респондентами  и
пользователями статистической информации.
     Целевые индикаторы Программы приведены в приложении N 1.
     Реализация задачи  N  1 направлена на модернизацию статистической
методологии  для  наиболее  полного  и  качественного  информационного
обеспечения  достижения  стратегических  национальных  целей и решения
задач на основе поступления  и  анализа  полной,  достоверной,  научно
обоснованной   официальной  статистической  информации  о  социальном,
экономическом,  демографическом и экологическом  положении  Российской
Федерации.
     Решение этой задачи также направлено на  достижение  соответствия
российской   официальной   статистики   международным   статистическим
стандартам  и  сопряженности  статистической  информации,  формируемой
федеральными органами исполнительной власти.
     Реализация задачи N 2 направлена  на  развитие  межведомственного
информационного   взаимодействия   для   формирования  государственных
статистических  информационных  ресурсов  при  оптимальном   сочетании
периодического   проведения   всероссийских   переписей  хозяйствующих
субъектов и населения и выборочных статистических наблюдений.
     Широкое внедрение     выборочных    статистических    наблюдений,
обеспечивающих сокращение затрат и  сроков  проведения  статистических
работ и уменьшение информационной нагрузки на респондентов, зависит от
наличия и полноты информации об исследуемой  выборочной  совокупности.
Этому  служат  данные проводимых всероссийских переписей хозяйствующих
субъектов и населения.
     Важнейшим вопросом  является  поддержание качества и актуальности
информационного фонда статистического регистра -  единой  совокупности
хозяйствующих  субъектов,  развитие его как инструмента,  позволяющего
организовать статистическое наблюдение за  происходящими  в  экономике
страны   явлениями   с  максимальным  использованием  административных
источников информации.
     Результатом реализации  задачи  N  3  станет  создание  на основе
интеграции   информационно-статистических   ресурсов    в    масштабах
государства   единой   межведомственной   информационно-статистической
системы,    способствующей    своевременному    обеспечению    органов
государственной    власти    достоверными   и   полными   показателями
макроэкономической статистики для их  эффективного  использования  при
принятии  управленческих  решений  и  прогнозировании  во всех сферах,
включая анализ состояния и динамики развития  национальной  экономики,
демографической и социальной ситуации.
     Программа предусматривает   создание   на   базе    ведомственных
информационных   ресурсов  единого  государственного  интегрированного
статистического ресурса и обеспечение возможности оперативного доступа
к нему заинтересованных пользователей статистической информации.
     Государственный интегрированный  статистический  ресурс   -   это
информация,  полученная  органами  Федеральной  службы государственной
статистики,  федеральными органами  государственной  власти,  органами
государственной   власти   субъектов  Российской  Федерации,  органами
местного самоуправления и государственными организациями, формирующими
статистические данные.
     Для эффективной   работы   системы   государственной   статистики
огромное значение имеет реализация задачи N 4.
     Модернизация системы сбора,  обработки,  хранения и представления
статистической информации на основе использования интернет-технологий,
информационно-коммуникационных технологий и  геоинформационных  систем
предполагает     выполнение     комплекса     работ    по    внедрению
проектно-технологических   решений,    связанных    с    формированием
трехуровневой корпоративной информационно-вычислительной системы.  При
этом будут  созданы  современные  центры  обработки  данных,  внедрены
информационно-телекоммуникационные     системы     с    использованием
высокоскоростных цифровых каналов  связи  и  хранилищ  данных  большой
емкости,  оснащены  новейшими  техническими  и программными средствами
рабочие места специалистов.
     С целью   обеспечения   требуемых  условий  для  функционирования
создаваемых  вычислительной  и   сетевой   инфраструктур   планируется
провести реконструкцию здания центрального аппарата Федеральной службы
государственной статистики и частичную реконструкцию  производственных
помещений  (серверных)  Главного  межрегионального  центра обработки и
распространения   статистической   информации    Федеральной    службы
государственной статистики и 75 территориальных органов Службы.
     Один из главных принципов органов  государственной  статистики  -
уважение  прав  респондентов.  Поэтому  реализация задачи N 5 позволит
сформировать каналы обратной связи с  респондентами  и  пользователями
статистической   информации,  определить  требования  пользователей  к
статистической информации,  обеспечив при этом  защиту  информационных
ресурсов, в частности баз данных, от несанкционированного доступа.
     Реализацию Программы предполагается осуществить в течение  5  лет
(2007 - 2011 годы) в 4 этапа.
     На I этапе (2007 - 2008  годы)  будут  проведены  мероприятия  по
обеспечению  внедрения  проектно-технологических  решений технического
проекта  развития  информационно-вычислительной  системы   Федеральной
службы  государственной  статистики,  отработанных в пилотных центрах,
разработке         структуры          единой          межведомственной
информационно-статистической   системы   (далее   -   система)   и  ее
организационно-правовому обеспечению.
     Для формирования         государственного        интегрированного
статистического       ресурса        предполагается        разработать
организационно-методологическое обеспечение, включающее в себя:
     единые методические   стандарты    формирования    информационных
ресурсов государственной статистики;
     стандарты представления и обмена статистическими данными;
     решение проблем   технологической   и  технической  совместимости
ведомственных информационных систем.
     В рамках    модернизации   информационно-вычислительной   системы
Федеральной  службы  государственной  статистики  будут   осуществлены
проектные работы по частичной реконструкции производственных помещений
Главного   межрегионального   центра   обработки   и   распространения
статистической    информации    Федеральной   службы   государственной
статистики  и  58  территориальных  органов  Службы,  а  также  начаты
строительно-монтажные   работы  по  переоборудованию  производственных
помещений   для   установки   серверного    и    телекоммуникационного
оборудования   и   инженерных   систем   в   указанном   центре  и  34
территориальных органах Службы с целью  создания  современных  центров
обработки статистических данных.
     Планируется проведение работ по реконструкции здания центрального
аппарата Федеральной службы государственной статистики.
     Будет начата  закупка  технических  и  программных  средств   для
Федеральной  службы  государственной  статистики  и  других участников
Программы.
     В результате   реализации   мероприятий   I   этапа  должны  быть
разработаны:
     основа программно-технической  базы  информационно-вычислительной
системы Федеральной службы государственной статистики;
     архитектура системы и ее основные функциональные компоненты;
     общая методологическая база системы;
     техническое задание на разработку системы;
     регламенты управления  информационными  потоками   статистической
информации при межведомственном взаимодействии;
     основы решения    проблем    технологической    и     технической
совместимости ведомственных информационных систем.
     На II этапе (2009 год) планируется создать на  основе  интеграции
информационных  ресурсов Федеральной службы государственной статистики
и   статистических   информационных   ресурсов   федеральных   органов
государственной власти систему, которая позволит осуществить:
     дальнейшее развитие  на  основе  применения  новейших  технологий
информационно-статистической      системы      Федеральной      службы
государственной статистики;
     поддержку создания  и  ведения  государственного интегрированного
статистического ресурса;
     информационно-статистическое обеспечение    федеральных   органов
исполнительной    власти    средствами    оперативного    доступа    к
государственному  интегрированному  статистическому  ресурсу различных
категорий пользователей  -  должностных  лиц  органов  государственной
власти   независимо  от  их  местонахождения  и  времени  обращения  с
информационным запросом к системе.
     Формирование указанного  ресурса предполагается осуществить путем
создания комплекса взаимодействующих хранилищ  статистических  данных,
построенных    на   основе   общей   методологической   базы,   единой
нормативно-справочной  информации,   классификаторов,   метаданных   и
поставляющих информацию в центральное хранилище системы.
     Такая схема    обеспечит    повышение    уровня     автоматизации
технологических  процессов  межведомственного  взаимодействия  в части
сбора и обработки  статистической  информации,  доступа  к  ней  и  не
повлечет    за    собой   кардинальных   изменений   в   ведомственных
информационных статистических системах.
     Основой комплекса информационных хранилищ является распределенное
хранение данных.  Это означает,  что хранилища  могут  размещаться  на
технических  средствах  органов  государственной власти,  объединенных
общими средствами доступа.
     Основным требованием  к  распределенному хранению данных является
единство принципов построения метаданных.  При этом  будут  выработаны
регламенты   и   стандарты  взаимодействия  организаций,  охватываемых
системой,  при решении вопросов, касающихся ведения хранилищ, передачи
метаданных,  внесения  изменений  в  нормативно-справочную информацию,
классификацию и кодирование.
     В рамках    модернизации   информационно-вычислительной   системы
Федеральной  службы   государственной   статистики   будут   завершены
строительно-монтажные   работы  по  переоборудованию  производственных
помещений   для   установки   серверного    и    телекоммуникационного
оборудования и инженерных систем в 34 территориальных органах Службы и
Главном   межрегиональном   центре   обработки    и    распространения
статистической    информации    Федеральной   службы   государственной
статистики и начаты указанные  работы  в  24  территориальных  органах
Службы.
     На III  этапе  (2010   год)   планируется   осуществить   опытную
эксплуатацию   системы  и  разработку  регламента  подключения  к  ней
соответствующих систем отдельных  федеральных  органов  исполнительной
власти, формирующих статистические данные.
     Кроме того,   должна    быть    внедрена    в    полном    объеме
информационно-статистическая      система      Федеральной      службы
государственной статистики,  а  также  разработаны  организационные  и
регламентные   документы   по  внедрению  и  последующей  эксплуатации
системы,  включая вопросы ведомственной принадлежности эксплуатирующей
организации,  координации и кадрового обеспечения служб эксплуатации и
развития системы.
     В рамках    модернизации   информационно-вычислительной   системы
Федеральной  службы   государственной   статистики   будут   завершены
строительно-монтажные   работы  по  переоборудованию  производственных
помещений   для   установки   серверного    и    телекоммуникационного
оборудования   и   инженерных  систем  в  24  территориальных  органах
Федеральной  службы  государственной  статистики  и  начаты  указанные
работы в 17 территориальных органах Службы.
     На IV этапе (2011 год) планируется завершение работ:
     по совершенствованию статистической методологии;
     по модернизации информационно-вычислительной системы  Федеральной
службы   государственной   статистики   и  программно-технологическому
оснащению других участников Программы;
     по реконструкции  здания центрального аппарата Федеральной службы
государственной статистики.
     В результате  к  концу  2011  года  система должна быть создана и
введена в промышленную эксплуатацию.

                 III. Перечень мероприятий Программы

     Мероприятия Программы,  представляющие  собой   комплекс   работ,
взаимоувязанных   по   срокам   выполнения,   объемам  финансирования,
направлениям  расходов  и  ожидаемым  результатам  и  направленных  на
развитие системы государственной статистики, сгруппированы по основным
задачам Программы в 5 блоков.  Перечень мероприятий Программы приведен
в приложении N 2.
     Первый блок   объединяет   мероприятия    по    совершенствованию
традиционных     и     развитию     новых    направлений    статистики
(макроэкономическая статистика,  в части совершенствования мониторинга
макроэкономических      показателей,     статистика     реформирования
государственного управления,  статистика  здравоохранения,  статистика
физкультуры  и спорта,  статистика образования и культуры,  статистика
науки, статистика жилищно-коммунального хозяйства, статистика рыночных
услуг,  статистика  транспорта  и  связи,  статистика цен,  статистика
финансов,  статистика предприятий,  статистика  внутренней  и  внешней
торговли,   статистика   сельского   хозяйства,  статистика  природных
ресурсов  и  охраны  окружающей   среды,   статистика   строительства,
статистика информационного общества,  статистика инноваций, статистика
непрерывного  образования,  статистика  туризма),  а   также   системы
экономико-статистических   классификаций   в   информационной  системе
государственной статистики (задача N 1).

           Макроэкономическая статистика (совершенствование
             мониторинга макроэкономических показателей)

     Совершенствование мониторинга    макроэкономических   показателей
российской экономики  предусматривается  осуществлять  путем  развития
информационной базы и анализа текущего состоянии экономики,  изменения
внешних    и    внутренних    условий,    тенденций     и     факторов
социально-экономического развития, выявления диспропорций и переломных
моментов в развитии экономики.  Это позволит  обеспечить  качественную
разработку      проектов     сценарных     условий     и     прогнозов
социально-экономического    развития    Российской    Федерации     на
долгосрочный,  среднесрочный  и  краткосрочный  периоды,  их увязку со
структурной перестройкой экономики,  развитием  регионов,  отраслей  и
секторов  национальной  экономики,  что повысит эффективность принятия
решений в области социально-экономической политики государства.

        Статистика реформирования государственного управления

     Реформирование бюджетного   процесса   в   Российской   Федерации
направлено   на   создание   условий  и  предпосылок  для  максимально
эффективного управления государственными и муниципальными финансами  в
соответствии  с  приоритетами  государственной  политики,  а  также на
управление результатами путем повышения ответственности  и  расширения
самостоятельности  участников  бюджетного  процесса  и администраторов
бюджетных средств в рамках среднесрочных ориентиров.
     С целью  создания  информационной  базы,  позволяющей отслеживать
происходящие в этой сфере преобразования  и  принимать  управленческие
решения,   перед  государственной  статистикой  поставлена  задача  по
организации и ведению мониторинга показателей  деятельности  субъектов
бюджетного планирования (федеральных министерств,  федеральных служб и
федеральных агентств,  руководство которыми осуществляет Правительство
Российской  Федерации),  представляющих  собой многоуровневую систему,
которая содержит не только важнейшие макроэкономические показатели, но
и   показатели,   характеризующие  деятельность  субъектов  бюджетного
планирования.
     В настоящее   время   в   федеральных   информационных   ресурсах
недостаточно  показателей  и  индикаторов   для   организации   такого
мониторинга. Кроме того, не совсем ясна методология их формирования.
     Важно обеспечить независимость методов  и  практики  формирования
показателей   от   ведомственных   интересов,   хотя  в  ряде  случаев
квалифицированный  расчет  индикаторов  может  быть  обеспечен  только
специалистами соответствующих сфер деятельности.
     Для получения некоторых показателей потребуется проведение  новых
статистических работ,  прежде всего, выборочных наблюдений, нацеленных
на  выяснение  мнений  предпринимателей  и  населения  по   актуальным
проблемам социально-экономического развития страны.
     Для ведения   мониторинга   показателей   субъектов    бюджетного
планирования  будет  сформирована интегрированная информационная база,
являющаяся частью системы.

                      Статистика здравоохранения

     Действующая в  настоящее  время  система  показателей  статистики
здравоохранения,  основанная  на информации,  получаемой от учреждений
Министерства  здравоохранения  и   социального   развития   Российской
Федерации,  не  отражает  в  полной мере состояния здоровья населения,
доступности, качества медицинского обслуживания и других аспектов.
     Для получения   адекватной   характеристики   состояния  здоровья
населения    предусматривается    создание    на     основе     данных
лечебно-профилактических      учреждений      независимо     от     их
организационно-правовой формы и ведомственной  принадлежности  системы
статистической информации.
     Одновременно намечается  совершенствование  информационной   базы
системы  здравоохранения  и  медицинских  услуг посредством проведения
выборочных   наблюдений.   Будут   пересмотрены   существующие   формы
федерального   государственного  статистического  наблюдения  с  целью
повышения их информативности, ликвидации дублирования и неоднозначного
толкования показателей.
     Предусматривается совершенствование  методологии  и   организации
статистического  наблюдения  за  травматизмом на производстве с учетом
рекомендаций Международной организации труда.

               Статистика физической культуры и спорта

     Адекватное отражение явлений и процессов,  происходящих  в  сфере
физической культуры и спорта, которая влияет на формирование здорового
образа жизни населения и играет важную роль в воспитании подрастающего
поколения,    требует    совершенствования   системы   статистического
наблюдения за этими процессами и осуществления их мониторинга.
     Предстоит разработать   статистические  показатели  по  различным
возрастным группам населения,  занимающегося  физической  культурой  и
спортом, и определить способы сбора информации о спросе и предложениях
на   спортивно-оздоровительные    услуги,    причинах,    сдерживающих
приобщение,   особенно   молодого  поколения,  к  занятиям  физической
культурой и спортом, а также об условиях занятий.

                  Статистика образования и культуры

     Для получения наиболее полной характеристики сферы образования  и
всестороннего   отражения   новых  явлений  и  тенденций  ее  развития
предусматривается     совершенствование     показателей     статистики
образования.  Важнейшее  значение  в  этой связи приобретают внедрение
международных   статистических   стандартов,   а   также    унификация
методологических   основ   и   принципов  организации  государственной
статистической отчетности в области образования.
     Предстоит провести  работу  по  модернизации  и  унификации  форм
федерального   государственного    статистического    наблюдения    за
деятельностью    образовательных    учреждений,   включая   учреждения
дошкольного,  общего  и   профессионального   образования,   а   также
дополнительного  образования  детей и взрослых путем перехода на новые
принципы статистического  наблюдения  и  агрегирования  статистической
информации.
     Принципиально новым направлением  статистики  образования  станет
разработка  методологии оценки объема и структуры совокупных затрат на
образование  в  Российской   Федерации   за   счет   всех   источников
финансирования, включая ненаблюдаемые финансовые потоки.
     Дальнейшее развитие    статистики    культуры    направлено    на
совершенствование     системы     статистических    показателей    для
информационного   обеспечения   формирования    единого    культурного
пространства,   интеграции   России   в  мировой  культурный  процесс,
адаптации сферы культуры к рыночным условиям.

                           Статистика науки

     Изменения в  системе  управления  наукой  в   условиях   рыночной
экономики   потребовали   разработки   новой   модели  государственной
научно-технической политики,  одним из  важнейших  условий  реализации
которой   является   необходимость   формирования   качественно  новой
статистической   информации,   обеспечивающей   мониторинг    научного
потенциала страны.
     В связи с этим предполагается:
     разработать методологию     и    статистический    инструментарий
комплексной статистической  оценки  результатов  деятельности  научных
организаций;
     осуществить разработку  специализированных   программ   измерения
процессов  глобализации  научных  исследований  и разработок,  включая
углубленный  анализ  зарубежных  источников  финансирования  науки   в
России, исследовательской деятельности транснациональных корпораций на
территории государства и  российских  организаций  и  их  филиалов  за
рубежом, международной миграции ученых;
     разработать методологию    и    статистический     инструментарий
федерального  государственного статистического наблюдения за созданием
и использованием критических технологий;
     пересмотреть программу   сбора   и   обработки  данных  патентной
статистики,   разработать   и   ввести   в   практику   статистические
обследования торговли технологиями на внутреннем рынке.

              Статистика жилищно-коммунального хозяйства

     Совершенствование статистической     деятельности    в    области
жилищно-коммунального хозяйства основывается на организации проведения
новых статистических наблюдений:
     за рынком жилья и созданием жилищного  сектора,  действующего  на
рыночных  принципах,  удовлетворяющего  жилищные  потребности основной
части населения и соответствующего его платежеспособному спросу;
     за развитием  институтов  долгосрочного  жилищного финансирования
граждан  (ипотечное   кредитование   на   цели   приобретения   жилья,
кредитование  участия  граждан в долевом строительстве многоквартирных
домов,   кредитование   индивидуального    жилищного    строительства,
жилищно-накопительные   формы   и   другое)   и  банковского  сектора,
предоставляющего гражданам долгосрочные кредиты на эти цели;
     за тарифно-ценовой политикой в сфере жилищно-коммунальных услуг в
условиях развития конкурентной среды;
     в области управления многоквартирными домами.

                      Статистика рыночных услуг

     Одной из  важнейших  закономерностей  развития  экономики во всем
мире является взаимосвязь между экономическим ростом и повышением роли
сферы услуг.
     Для получения  наиболее   полной   характеристики   сферы   услуг
предусматривается реформирование статистики рыночных услуг,  основными
направлениями которого являются:
     совершенствование методов  получения статистической информации об
объеме  платных  услуг,  предоставляемых   населению   индивидуальными
предпринимателями  без  образования  юридического  лица и выполняющими
большие объемы скрытой и неформальной деятельности на  потребительском
рынке услуг;
     создание собирательной группировки "платные услуги  населению"  в
качестве    приложения    к   разрабатываемому   в   настоящее   время
общероссийскому  классификатору  продукции  по   видам   экономической
деятельности.

                    Статистика транспорта и связи

     Появление новых  форм организации движения товаров,  концентрация
производства в области транспорта и связи  в  крупных  межрегиональных
компаниях   диктует   необходимость   формирования  новых  направлений
статистики транспорта и связи  -  статистики  деятельности  в  области
транспортной   логистики  и  статистики  деятельности  межрегиональных
компаний.
     Транспортная стратегия   Российской   Федерации   предусматривает
интеграцию производственных  и  транспортных  процессов  на  принципах
транспортной логистики.  Роль государства в этом процессе выражается в
поддержке  создания  в  транспортной  инфраструктуре   мультимодальных
логистических  центров,  на рынке транспортных услуг - мультимодальных
транспортных   операторов,   а   также   комплексной    информатизации
транспортного процесса. Для информационного обеспечения этих процессов
предусматривается создание  методологической  основы  для  организации
статистического наблюдения за логистическими центрами и операторами.
     В последнее время  проблема  распределения  по  регионам  объемов
выполненных  работ  (услуг)  межрегиональными  компаниями транспорта и
связи приобрела особую остроту  ввиду  использования  данных  об  этих
объемах  при  расчетах  валового  регионального продукта,  являющегося
основой для построения межбюджетных отношений. Эти сведения необходимы
также для оценки социально-экономического положения регионов.  Поэтому
планируется  разработать  методологию  статистического  наблюдения  за
деятельностью   межрегиональных   компаний   и   проведение   пилотных
обследований   на   железнодорожном,   воздушном   и    трубопроводном
транспорте, а также в области связи.
     Учитывая возрастающую роль и быстрое развитие связи в современном
постиндустриальном  обществе,  а  также распространение в этой области
новейших технологий, в статистике связи предусмотрено решение проблемы
гармонизации понятийного аппарата показателей,  применяемых в России и
за рубежом, с целью достижения единого смыслового наполнения.

                            Статистика цен

     В условиях замедляющихся  темпов  роста  цен  на  потребительском
рынке повышаются требования к точности расчета индекса потребительских
цен,  который является одним из важнейших показателей, характеризующих
социально-экономическое положение государства и изменение уровня жизни
населения  (соответствие  индекса  потребительских  цен  международным
стандартам является важнейшим критерием при его формировании).
     Одним из  важнейших  элементов,  определяющих  точность   расчета
индексов    цен,   является   объективно   сформированная   выборочная
совокупность базовых организаций, в которых осуществляется регистрация
цен,  а также отбор товаров-представителей.  В частности,  для расчета
индекса потребительских цен проблемой остается определение показателей
весов  индексных переменных,  которые должны соответствовать структуре
потребительских расходов населения,  что влияет  на  точность  расчета
индекса.
     Важными вопросами,  решение  которых  предусмотрено   Программой,
являются:
     разработка методологии  и  проведение  расчетов  индексов  цен  и
средних  цен  на  услуги  жилищного-коммунального  хозяйства  для всех
категорий потребителей и по отдельным потребителям;
     совершенствование методологии     статистики     цен    грузового
транспорта, в том числе железнодорожного и трубопроводного транспорта;
     повышение точности   расчетов  индексов  цен  и  средних  цен  на
продукцию сельского хозяйства;
     расширение статистического  наблюдения  за  ценами на подакцизные
товары;
     совершенствование методологии  обследования  цен производителей и
цен приобретения топливно-энергетических ресурсов,  в  том  числе  для
отдельных категорий потребителей.
     Важнейшим направлением  модернизации  статистики   цен   является
реализация международных стандартов.
     Предполагается разработка концепции и методологии расчета индекса
стоимости   жизни,  который  наряду  с  индексом  потребительских  цен
является важнейшим социально-экономическим  показателем.  Актуальность
его  построения  на  этапе  реформирования  государственной статистики
определяется кардинальными изменениями в системе обеспечения населения
социальными услугами, в том числе жилищно-коммунальными и медицинскими
услугами,  услугами пассажирского транспорта, и в характере социальных
трансфертов  для  отдельных  категорий  населения  (в части денежных и
натуральных социальных льгот).
     Существуют проблемы,  связанные  с  расчетом  показателей базовой
инфляции.
     Особое внимание  будет  уделено совершенствованию мониторинга цен
производителей сельскохозяйственной  продукции,  цен  на  промышленные
товары,  приобретаемые  сельскохозяйственными  организациями,  а также
потребительских цен на продовольственные товары,  что позволит выявить
степень  влияния  отдельных участников рынка на уровень и динамику цен
конечной продукции.

                         Статистика финансов

     Перед статистикой финансов в условиях перехода  на  международные
стандарты  финансовой  отчетности  встает задача ее адаптации к новому
этапу совершенствования бухгалтерского учета и отчетности.
     Для решения этой задачи планируется:
     проведение анализа      российской      системы      показателей,
характеризующей финансово-хозяйственную деятельность организаций;
     формирование национальной   системы   финансовых   статистических
показателей  и  разработка  методологии  их  учета  в  соответствии  с
принципами международных  стандартов  финансовой  отчетности  в  целях
обеспечения международных сопоставлений;
     адаптация новой     системы     показателей,      характеризующей
финансово-хозяйственную   деятельность   организаций,  к  потребностям
системы национальных счетов;
     совершенствование системы   статистического  наблюдения  по  мере
внедрения международных стандартов финансовой отчетности в  российскую
практику бухгалтерского учета.
     Повышается актуальность   использования   данных    бухгалтерской
отчетности  организаций  для  формирования качественной информационной
основы  при  проведении  статистических  наблюдений.  Использование  в
полной   мере   сведений,   содержащихся  в  бухгалтерской  отчетности
организаций,  для формирования учетной базы хозяйствующих субъектов  в
составе   статистического  регистра  позволит  повысить  достоверность
разрабатываемой официальной статистической информации.
     Наряду с   использованием  бухгалтерской  отчетности  организаций
развитие статистики финансов предусматривает расширение статистических
показателей,      позволяющих     более     детально     анализировать
финансово-хозяйственную деятельность организаций.
     В условиях  завершения  перехода российской экономики на рыночные
отношения  возникает  необходимость  создания  информационных  фондов,
характеризующих   финансовые   связи  организаций,  получающих  прямые
иностранные инвестиции,  что позволит осуществлять оценку фактического
влияния  иностранного  капитала  на  экономику  России  и  получать на
постоянной основе необходимую информацию об эффективности его движения
внутри   страны.  Это  соответствует  потребностям  Банка  России  при
разработке платежного баланса страны.
     В настоящее время наряду с отчетностью, характеризующей отдельные
аспекты статистики финансов  и  представляемой  в  Федеральную  службу
государственной    статистики,   осуществляется   сбор   и   обработка
статистической  информации  по  формам  федерального  государственного
статистического   наблюдения.   При   этом   отмечается   дублирование
информации и неполный охват состояния финансов в государстве.  В целях
совершенствования системы статистических показателей и создания единой
информационной базы по статистике финансов предполагается  разработать
методологию создания единой системы показателей статистики финансов на
основе бюджетной классификации Российской Федерации.

                        Статистика предприятий

     Предпринимаемые в   последнее    время    шаги    по    внедрению
статистических   стандартов   в  различные  направления  экономической
статистики, в том числе в область классификаций, создают предпосылки к
формированию   статистики   предприятий   как   комплексной   системы,
обеспечивающей согласованность  и  сопоставимость  данных.  Дальнейшее
развитие    статистики    предприятий    направлено   на   оптимизацию
информационных потоков,  повышение полноты и  качества  статистической
информации  для  построения  показателей системы национальных счетов и
получения  характеристики  развития  отдельных   видов   экономической
деятельности.
     Для решения этих задач планируется:
     внедрение в    практику    стандартных   единиц   статистического
наблюдения,   что   позволит   адекватно   характеризовать   структуру
производственной системы в отраслевом и региональном аспектах;
     создание системы  статистического   наблюдения,   основанной   на
применении  различных методов статистического наблюдения в зависимости
от типа хозяйствующего субъекта.  Система  статистического  наблюдения
должна  обеспечивать  единство методологии и получение сквозных оценок
по всем хозяйствующим  субъектам,  а  также  должна  быть  максимально
адаптирована к особенностям их функционирования в зависимости от типа;
     совершенствование статистического наблюдения за субъектами малого
предпринимательства.  Мобильность  сектора  малого предпринимательства
требует более гибких инструментов наблюдения за малыми  предприятиями.
В  последние  годы  существенно  возрос  вклад  в российскую экономику
индивидуальных предпринимателей.  Поэтому становление статистики этого
сектора   экономики   является  одной  из  ключевых  задач  статистики
предприятий;
     создание статистики         производственного        потребления,
совершенствование программы годового  структурного  обследования,  что
обусловлено   внедрением  международных  статистических  стандартов  в
область структурной статистики предприятий, а также совершенствованием
информационной базы для системы национальных счетов.
     В рамках  построения   эффективной   системы   макроэкономических
показателей    одним   из   направлений   является   совершенствование
методологии и практики построения индексов производства.
     В этой связи планируется проведение методологических разработок в
области построения  индексов-дефляторов,  в  частности,  индексов  цен
производителей на товары,  направляемые не только на внутренний рынок,
но и на экспорт.

               Статистика внутренней и внешней торговли

     Совершенствование федеративного   устройства    страны    требует
развития  методологии и практики проведения статистического наблюдения
за социально-экономическим положением регионов Российской Федерации  и
развитием     межрегиональных     связей.     Показатели    статистики
межрегиональных товарных потоков служат  составляющими  характеристики
положения    в    регионах,    позволяют    оценивать    устойчивость,
сбалансированность и направленность социально-экономических процессов,
протекающих на их территориях.
     Дальнейшего совершенствования требует федеральное государственное
статистическое   наблюдение   за   реализацией  субъектами  бюджетного
планирования федеральных целевых и ведомственных  целевых  программ  и
достижением  целевых  индикаторов  и показателей.  Планируется создать
информационно-аналитическую систему сбора и  обработки  статистических
данных   с  использованием  современных  информационных  технологий  и
последующей  организацией  хранения  итоговой  информации  по   каждой
программе  в  единой базе данных,  к которой будет предусмотрен доступ
заинтересованных федеральных органов  исполнительной  власти  в  целях
принятия ими управленческих решений.
     Создание информационно-аналитической системы  статистики  внешней
торговли  на  основе данных таможенной статистики,  статистики внешней
торговли с Республикой  Белоруссия,  Банка  России  и  Статистического
управления   Европейских   сообществ   позволит  оперативно  получать,
обрабатывать и  формировать  данные  статистики  внешней  торговли  по
товарам  и  странам,  субъектам Российской Федерации,  сократить сроки
подготовки      итоговой       информации       при       формировании
информационно-справочных материалов для их официального опубликования,
повысить качество официальной  статистической  информации  по  внешней
торговле.
     Развитие электронной торговли требует принятия  новых  решений  в
области     статистического     наблюдения,    актуальность    которых
подтверждается международными статистическими организациями. Обобщение
международного  опыта  в  этой  области  позволит  разработать систему
показателей и методологию статистического наблюдения для  формирования
официальной статистической информации об объемах электронной торговли.

                    Статистика сельского хозяйства

     Одним из  основных  направлений совершенствования статистического
наблюдения  в  сельском  хозяйстве  является  применение  на  практике
комбинированного   метода   статистического   наблюдения,  сочетающего
периодическое проведение всероссийских сельскохозяйственных  переписей
и выборочных обследований.
     На основе    генеральных    совокупностей    сельскохозяйственных
производителей   индивидуального  сектора  (крестьянские  (фермерские)
хозяйства, индивидуальные предприниматели, личные подсобные хозяйства,
садоводческие  и  огороднические  некоммерческие объединения граждан),
создаваемых с  использованием  информационного  массива  Всероссийской
сельскохозяйственной переписи 2006 года,  предусматривается развитие и
совершенствование  системы  статистического  наблюдения   в   сельском
хозяйстве.
     В этих  целях  намечается  разработать  методологию  и  программу
выборочного    наблюдения    за    сельхозпроизводителями   с   учетом
международной практики,  а  также  алгоритмы  формирования  выборочных
совокупностей и распространения их данных на генеральные совокупности.
     Для обеспечения    достоверности    статистической    информации,
касающейся  сельского хозяйства,  в международной практике применяются
методы дистанционного зондирования.  В связи с этим  предусматривается
разработать   методологические   рекомендации   по   использованию   в
статистической    практике     космического     мониторинга     земель
сельскохозяйственного назначения.
     На основе рекомендаций международных  статистических  организаций
будет осуществлен системный анализ развития сельских районов, для чего
планируется  разработка  концепции   статистического   наблюдения   за
развитием   сельских   территорий.   Обобщение  опыта  статистического
наблюдения за развитием сельских районов в странах Евросоюза  позволит
разработать   гармонизированную  систему  статистических  показателей,
характеризующую процесс развития сельских территорий.

       Статистика природных ресурсов и охраны окружающей среды

     В целях   повышения   качества   статистической   информации   об
экологическом  состоянии  Российской  Федерации  и  обеспеченности  ее
основными природными ресурсами  необходимо  совместно  с  федеральными
органами  исполнительной власти продолжать работу по совершенствованию
статистического  наблюдения  за  использованием   и   воспроизводством
природных  ресурсов  и  охраной окружающей среды по следующим основным
направлениям:
     актуализация системы  статистических показателей и методологии их
построения для выполнения международных информационных обязательств по
вопросам экологии;
     совершенствование статистического   наблюдения   за    расходами,
связанными   с  охраной  окружающей  среды,  на  основе  использования
методологических   подходов   к    учету    природоохранных    затрат,
разработанных   Статистическим   управлением   Европейских   сообществ
совместно с Организацией экономического сотрудничества и развития.
     Проведение указанных  работ  потребует  изучения методологических
разработок   международных   организаций   и    проведения    пилотных
обследований по вопросам охраны окружающей среды и природных ресурсов.

                       Статистика строительства

     В настоящее  время  назрела  необходимость  получения объективных
характеристик  процессов,  происходящих   в   строительстве,   которая
обусловливает  важность создания системы статистического наблюдения за
строительной деятельностью.
     В связи   с   этим   основными   направлениями  совершенствования
показателей статистики строительства являются получение агрегированных
статистических  данных  об  объеме  строительных работ на основе учета
строительной продукции  по  укрупненным  видам,  создание  методологии
расчета  индекса  физического объема продукции строительства на основе
показателей  в  натуральном  выражении  и  расчета  индексов   цен   в
строительстве   методом  составляющих  компонентов  в  соответствии  с
международными стандартами.
     Планируется дальнейшая      работа      по      совершенствованию
статистического  наблюдения  за  объектами  строительства  на   основе
выданных разрешений на строительство,  как это принято в международной
практике,  с целью расширения информационной базы и  совершенствования
механизма учета вводимых объектов.
     Эта работа предполагает получение отчетности от органов, выдающих
разрешения на строительство объектов и осуществляющих их приемку,  что
позволит  отслеживать  строительство   объектов   с   момента   выдачи
разрешения  до  его завершения и оформления готовности в установленном
порядке,  иметь  информацию  о   состоянии   объектов   незавершенного
строительства, получать технические характеристики строящегося жилья.

                 Статистика информационного общества

     В условиях    перехода   страны   к   информационному   обществу,
характеризующемуся ускоренным  развитием  и  широким  распространением
информационно-коммуникационных  технологий,  возникает  потребность  в
создании системы статистического обеспечения  принятия  управленческих
решений для выработки государственной политики в этой области.
     В настоящее    время     различные     аспекты     информатизации
рассматриваются  в рамках нескольких направлений статистики,  при этом
разнообразие  используемых  методологических  подходов  не   позволяет
обеспечить  целостную характеристику процессов формирования и развития
информационного общества в России.
     В основу  статистического исследования информатизации должен быть
положен системный подход к изучению явлений и процессов,  связанных  с
развитием     и     распространением    информационно-коммуникационных
технологий.  Один из основных принципов такого подхода состоит в  том,
что  информационное  общество  должно  рассматриваться  как  целостный
объект  статистического  наблюдения.   Это   предполагает   разработку
концепции   и  практическую  реализацию  статистического  мониторинга,
охватывающего все аспекты деятельности,  связанной как с производством
и      распространением      продуктов     и     услуг     в     сфере
информационно-коммуникационных технологий, так и с их использованием в
экономике и других сферах общественной жизни.

                         Статистика инноваций

     Адекватное статистическое  отражение  явлений и процессов в сфере
инноваций становится возможным лишь при  постоянном  совершенствовании
системы  статистического  наблюдения.  В  связи  с этим предполагается
обеспечить развитие статистики инноваций в следующих направлениях:
     актуализация программы  статистического наблюдения за инновациями
в соответствии с международными стандартами;
     проведение очередных     раундов     европейских     обследований
инновационной деятельности;
     разработка методологических  подходов  к  статистическому анализу
инновационных кластеров,  включая анализ  их  развития  (в  частности,
особых   экономических   зон  и  наукоградов),  выявление  территорий,
обладающих научно-техническим и инновационным  потенциалом  выхода  на
мировые рынки наукоемкой продукции;
     разработка методологии и организация  статистического  наблюдения
за производством и реализацией высокотехнологичной продукции,  включая
экспорт.

                 Статистика непрерывного образования

     Становление в России экономики,  основанной  на  знаниях,  задает
качественно   новые   требования   к   уровню   подготовки  кадров  по
перспективным направлениям и специальностям.
     Кроме того,    необходимы    постоянное    совершенствование    и
актуализация  навыков  работников   в   соответствии   с   меняющимися
потребностями  социально-экономического  и  технологического развития.
Расширение  участия  населения  в  непрерывном  образовании   призвано
содействовать обеспечению возможностей для адаптации их на рынке труда
и в конечном счете  обеспечению  устойчивого  экономического  роста  и
повышению благосостояния общества.
     В связи  с  этим  встает  вопрос  о  разработке   методологии   и
организации   комплексного  статистического  мониторинга  непрерывного
образования в его  различных  проявлениях  (формальное,  неформальное,
информальное образование) и институциональных формах.

                          Статистика туризма

     Одной из  задач  создания  в  Российской  Федерации  современного
высокоэффективного  и  конкурентоспособного  туристического  комплекса
является     формирование    статистики    туризма,    соответствующей
международным требованиям в  рамках  решений  Статистической  комиссии
ООН, учитывающей показатели смежных отраслей и определяющей совокупный
вклад туризма в экономику страны.  Конечной целью является  построение
на  систематической  основе  сателлитных  счетов  туризма,  являющихся
единственным    инструментом    определения     его     экономического
мультипликативного эффекта.
     В рамках   этой   деятельности   будут    разработаны:    система
     статистических показателей, обеспечивающих комплексную
характеристику развития туризма,  и рекомендации  по  их  внедрению  в
статистическую практику;
     методологические подходы к организации проведения статистического
наблюдения в области туризма в соответствии с рекомендациями Всемирной
торговой организации.

       Развитие системы экономико-статистических классификаций
         в информационной системе государственной статистики

     В целях    развития    системы   общероссийских   классификаторов
технико-экономической  и  социальной   информации,   служащей   важным
инструментом  для  систематизации,  агрегирования  и  формализованного
представления   статистической   информации   по   наиболее   значимым
процессам,  происходящим  в  экономике  и социальной сфере,  предстоит
решить следующие задачи:
     разработка новых  и  совершенствование действующих общероссийских
классификаторов;
     совершенствование механизмов       применения      общероссийских
классификаторов в российской экономике;
     гармонизация общероссийских   классификаторов   с  международными
экономическими классификациями.
     Будет внедряться  новый общероссийский классификатор продукции по
видам экономической деятельности,  позволяющий осуществлять  сравнение
информации о производстве,  продаже,  экспорте,  импорте и потреблении
продукции  методом  товарных  потоков   и   проводить   статистические
сопоставления на международном и национальном уровнях.
     Для проведения анализа состояния и развития  видов  экономической
деятельности предусматривается разработать на основе внедрения системы
национальных счетов классификаторы:
     инвестиционных, промежуточных и потребительских товаров;
     услуг во внешнеэкономической деятельности;
     непроизведенных активов;
     финансовых активов;
     запасов материальных оборотных средств;
     ценностей.
     Также предстоит    разработка    новых    версий   общероссийских
классификаторов:
     видов экономической деятельности;
     органов государственной власти и управления;
     экономических регионов;
     полезных ископаемых и подземных вод;
     территорий муниципальных образований;
     основных фондов;
     занятий.
     Второй блок мероприятий направлен на  минимизацию  информационной
нагрузки  на  респондентов  на  основе  применения современных методов
статистического наблюдения (задача N 2).
     Для обеспечения   эффективности   государственного  управления  и
регулирования   необходимо    дальнейшее    развитие    информационных
статистических    ресурсов    с    учетом    организации   федеральных
государственных статистических наблюдений  при  оптимальном  сочетании
периодического   проведения   всероссийских   переписей  хозяйствующих
субъектов и населения и выборочных статистических наблюдений.
     Одним из    важнейших    условий    формирования   статистических
информационных ресурсов является  обеспечение  целостности  данных  на
всех уровнях обработки и передачи информации.
     Широкое внедрение выборочных статистических  наблюдений  является
важным   аспектом   дальнейшего  развития  статистики,  обеспечивающим
сокращение затрат  и  сроков  на  проведение  статистических  работ  и
уменьшение информационной нагрузки на респондентов.
     Метод выборочного статистического  наблюдения  является  основным
при проведении периодических статистических наблюдений за населением и
субъектами малого  предпринимательства  в  большинстве  стран  мира  и
широко используется российской статистикой.
     Одной из крупнейших работ в этой области станет создание на  базе
территориальной   выборки   многоцелевого  назначения,  основанной  на
информационном массиве Всероссийской  переписи  населения  2002  года,
выборочных совокупностей,  отражающих современную структуру населения,
его социально-экономическое и демографическое состояние.
     Применение метода    выборочного    статистического   наблюдения,
основанного на  принципах  вероятностного  отбора,  позволяет  сделать
научно   обоснованные   выводы   обо  всей  исследуемой  совокупности,
осуществляя  при  этом  статистический   контроль   за   точностью   и
достоверностью полученных результатов.
     Такие наблюдения будут проводиться во всех секторах экономики,  а
в 2011 году их количество увеличится по сравнению с 2005 годом на 15 -
20 процентов.
     В этой связи организация и проведение федеральных государственных
статистических наблюдений будут базироваться на единой  информационной
основе, сформированной в рамках статистического регистра.
     Расширение практики использования административных данных органов
государственной   власти  для  ведения  указанного  регистра  позволит
сформировать единую информационную основу для  проведения  федеральных
государственных  статистических наблюдений и поддерживать актуальность
государственных статистических ресурсов без непосредственного  участия
хозяйствующих   субъектов,   подлежащих   статистическому  наблюдению,
исключить дублирование информации различных  министерств  и  ведомств,
снизить   материальные  и  трудовые  затраты  на  создание  и  ведение
государственных информационных ресурсов.
     Происходящие в   стране   экономические   процессы  и  реализация
административной реформы делают актуальной для  российской  статистики
организацию  статистического наблюдения за деятельностью национальных,
транснациональных корпораций,  холдингов и других крупных  объединений
предприятий     с     использованием    информационных    возможностей
статистического регистра.
     Учитывая тенденции   развития   рыночных   отношений,  ослабление
административных  барьеров  для  предпринимательской  деятельности,  а
также   задачу   снижения   нагрузки  на  отчитывающиеся  организации,
актуальной является разработка  принципиально  новых  методологических
подходов  к  организации  статистического  учета  единиц  наблюдения в
статистическом регистре.
     В частности,  существует  объективная  необходимость разработки и
формирования на  базе  статистического  регистра  единой  совокупности
хозяйствующих  субъектов  с использованием новых критериев определения
единиц  статистического  наблюдения,  не  являющихся  респондентами  в
привычном  для нас понимании,  а также отражения в регистре финансовых
связей объектов.
     Третий блок объединяет мероприятия,  направленные на интеграцию и
гармонизацию статистических информационных  ресурсов,  разрабатываемых
федеральными органами государственной власти (задача N 3).
     На современном  этапе  назрела   необходимость   создания   путем
интеграции   статистических   информационных   ресурсов   в  масштабах
государства единой системы  информационно-статистического  обеспечения
органов  государственной  власти,  позволяющей  своевременно  получать
достоверные и  полные  показатели  макроэкономической  статистики  для
эффективного  их  использования  при принятии управленческих решений и
прогнозировании во всех сферах,  включая анализ состояния  и  динамики
развития   национальной   экономики,   демографической   и  социальной
ситуации.
     В процессе    формирования    государственного   интегрированного
статистического  ресурса  определяющее  значение   имеет   организация
межведомственного    обмена    статистическими   данными   на   основе
использования общей методологии и  с  учетом  решений  по  обеспечению
электронного   межведомственного   взаимодействия  в  соответствии  со
стандартами  архитектуры  электронного   правительства,   формируемыми
Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации.
     Для создания  государственного  интегрированного  статистического
ресурса  необходимо  обязательное  использование  единой методологии и
общероссийских классификаторов,  а  также  принятие  ряда  нормативных
правовых  актов  и  проведение  проектно-технических и технологических
работ,  обеспечивающих организацию  межведомственного  информационного
взаимодействия. При этом требуется:
     разработка единых    методических     стандартов     формирования
информационных   статистических   ресурсов,  обеспечивающих  доступ  к
ресурсам и возможность проведения комплексного анализа;
     формирование стандартов  представления  и  обмена статистическими
данными с учетом использования международного стандарта SDMX;
     обеспечение технологической     и    технической    совместимости

Страницы: 1  2  3  4  5  


Оглавление