МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ МЕТОДИКА МИНИСЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ 28 апреля 2006 г. (Д) УТВЕРЖДАЮ Министр сельского хозяйства Российской Федерации А.В.ГОРДЕЕВ 28 апреля 2006 года Введение За годы рыночных преобразований крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства населения, индивидуальные предприниматели, малые сельскохозяйственные организации (далее - малые формы хозяйствования), их союзы и ассоциации, кооперативы стали неотъемлемой частью сельской экономики и народного хозяйства в целом. Завершение этапа становления деятельности малых форм хозяйствования требует решения новых задач его развития, определения стратегии, соответствующей новым потребностям экономического развития страны. Ряд проблем малых форм хозяйствования по организации производства и переработки сельскохозяйственной продукции могут быть успешно решены путем развития их кооперации и интеграции. В настоящее время можно выделить следующие факторы, сдерживающие развитие кооперации и интеграции сельских товаропроизводителей по производству и реализации продукции, материально-техническому снабжению и оказанию услуг: - несовершенство уже установленных правовых, организационно-экономических и социальных механизмов кооперирования и интегрирования сельскохозяйственных товаропроизводителей в области производства и реализации продукции, материально-технического снабжения и сбыта продукции, оказания транспортных услуг и услуг по проведению полевых и уборочных работ; - низкий уровень доходов малых форм хозяйствования, не позволяющий им обеспечить необходимый стартовый капитал для создания и деятельности кооперативов; - недоступность банковских кредитов, слабое развитие интегрированных систем оказания финансовых услуг малым формам хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов; - отсутствие квалифицированных кадров и механизма их поиска, подготовки и закрепления; - низкий уровень информированности сельских тружеников о преимуществах кооперации; - низкий уровень правовой культуры на селе, практическое отсутствие информированности населения о законодательных условиях деятельности; - высокий уровень недоверия населения к любым создаваемым структурам, вследствие чего наблюдается инертность, нерешительность, нежелание вкладывать средства в какие бы то ни было проекты. В силу указанных выше и других факторов назрела необходимость разработки целевых программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, осуществление которых способствовало бы облегчению доступа малых форм хозяйствования к рынкам сбыта готовой продукции, снабжению материально-техническими ресурсами, услугам по выполнению полевых и транспортных работ, капиталу, информации и т.д. В настоящее время практически нет опыта разработки региональных и муниципальных программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Анализ разработки других региональных и муниципальных программ показывает, что отсутствие методических рекомендаций по их разработке приводит к тому, что степень проработки одних и тех же вопросов, глубина исследования проблем, формирование целей и задач, результативных показателей одной и той же проблемы значительно различаются по регионам (муниципальным образованиям). Это создает трудности для оценки степени их выполнения и достижения запланированных показателей. Для устранения указанных выше причин, а также обеспечения единого подхода регионов (муниципальных образований) к разработке целевых программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов возникает необходимость подготовки методических рекомендаций по их разработке. Настоящие методические рекомендации разработаны по заказу Министерства сельского хозяйства РФ в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК". Методические рекомендации подготовлены с учетом Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, определенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства РФ от 12.01.1996 N 11, от 25.12.2004 N 842. При разработке настоящих рекомендаций учтены приоритетные направления государственной политики, определенные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Бюджетном послании Президента Российской Федерации, долгосрочной стратегии и среднесрочной программе социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации, основные положения Концепции развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов и т.д. Разработчиками программы являются коллектив ГНУ Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова Россельхозакадемии, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), кафедра агроэкономики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, представители ряда сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Рекомендации предназначены для руководителей и специалистов органов государственной власти субъекта РФ и местного самоуправления, осуществляющих заказ на разработку региональных и муниципальных целевых программ, управление ими, контроль за ходом их реализации, оценку достижения целей их реализации и т.д., руководителей и исполнителей организаций, выполняющих заказ на разработку программ, исполнителей программ и других заинтересованных лиц. Методика разработки программ включает в себя требования, предъявляемые к структуре программы, содержание и методику написания каждого раздела программы, расчета различных показателей, определяющих основные ее параметры, систему управления ходом ее реализации, мониторинга выполнения программных мероприятий и другие материалы. В Приложениях приводится подробный перечень показателей, которые могут быть использованы при разработке программ. Если у разработчиков возникнут проблемы с получением полного перечня информационных материалов, отраженных в Приложениях, то они могут воспользоваться сбором только части показателей. При недостатке ресурсов для оценки проблем, решаемых программно-целевым методом в объеме, показанном в данной Методике, разработчикам программ рекомендуется использовать имеющиеся статистические данные и экспертные оценки руководителей и специалистов разных уровней управления АПК, общественных (АККОР и др.) и других организаций. 1. Основные методические подходы к разработке региональных и муниципальных программ создания и развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов Под программой понимается намеченный к планомерному осуществлению, объединенный единой целью и приуроченный к определенным срокам комплекс взаимосвязанных задач и адресных мероприятий социального, экономического, научно-технического, производственного, организационного характера с указанием используемых ресурсов и источников их получения, участников и исполнителей, достигаемых результатов, системы управления и контроля. Целевые программы должны обладать специфичностью, достижимостью, измеряемостью и привязаны к временному графику. Специфичность программы заключается в том, что она должна соответствовать компетенции заказчика программы, т.е. вопросы, решаемые программой, входят в перечень проблем, за решение которых несет ответственность заказчик, не дублировать в значительной степени другие программы или мероприятия, как на федеральном, так и на региональном уровнях, включая проекты, осуществляемые в частном или некоммерческом секторах экономики. Достижимость программы заключается в том, что цели должны быть потенциально достижимы. Измеряемость программы означает, что поставленные в программе цели не только могут быть потенциально достижимы, но их можно измерить и существует возможность проверки достижения цели. Привязка к временному графику означает, что должны быть установлены сроки достижения цели и этапы реализации программы с определением соответствующих целей. Целевые программы разрабатываются для решения отдельных комплексных проблем, имеющих для региона (муниципального образования) важное значение. Такие программы бывают краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. При разработке программы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов рекомендуется учитывать следующие базовые положения: - малые формы хозяйствования являются полноправным и неотъемлемым элементом современного АПК и сельской экономики, и их развитие служит одной из основ формирования среднего класса - гаранта политической стабильности государства и социально ориентированной рыночной экономики; - потенциал малых форм хозяйствования может быть реализован в полной мере при условии постоянного совершенствования форм и методов их интегрирования и кооперирования, государственной поддержки, тесного взаимодействия с другими организациями АПК и других секторов экономики, привлечения к осуществлению программы органов управления разного уровня, фондов, кооперативов, центров занятости населения, организаций, предпринимателей и всего сельского сообщества, средств массовой информации; - при разработке способов и механизмов решения существующих проблем программа развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов должна опираться на достижения, полученные в ходе реализации предыдущих программ, и учитывать существующие федеральные и региональные программы поддержки малых форм хозяйствования, развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, сельских территорий и другие программы, но не дублировать их; - наибольший эффект достигается при концентрации ресурсов на ограниченной территории, т.е. создании сельскохозяйственных потребительских кооперативов на тех территориях, где осуществлялись и осуществляются другие целевые программы, обеспечивающие оптимальные условия для деятельности малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов; - существует дефицит квалифицированных кадров и в регионах, и в муниципальных образованиях для работы в сельскохозяйственных потребительских кооперативах; - средства федерального, регионального и муниципального бюджетов лимитированы; - ресурсы малых форм хозяйствования ограничены и не могут обеспечить стартовые условия для создания потребительских кооперативов; - сельскохозяйственные потребительские кооперативы должны находиться в пределах разумной досягаемости для членов кооператива; - создаваемые сельскохозяйственные потребительские кооперативы некоторых направлений, например по переработке продукции, ремонту техники, могут обслуживать несколько муниципальных образований; - эффективно действующие системы рыночной инфраструктуры поддержки и обслуживания малых форм хозяйствования должны быть сохранены и объемы оказания ими услуг малым формам хозяйствования, по возможности, расширены; - ресурсы крупных сельскохозяйственных организаций и предпринимателей должны быть привлечены в сферу обслуживания малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Работу по созданию программы, учитывая отсутствие опыта разработки региональных и муниципальных программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, опыта создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов различного назначения, рекомендуется разбить на два этапа: I этап - предварительный (пилотный), на котором органы управления АПК в регионах инициируют создание пилотных сельскохозяйственных потребительских кооперативов, проводят организационную работу по распространению на них мер поддержки, содержащихся в приоритетном национальном проекте "Развитие АПК", вносят поправки в действующие программы развития АПК по стимулированию деятельности кооперативов; II этап - подготовка региональных (муниципальных) программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. 2. Предварительный (пилотный) этап В большинстве регионов России приняты различные целевые программы, в той или иной мере направленные на развитие малых форм хозяйствования на селе: поддержки малого предпринимательства, поддержки К(Ф)Х, ЛПХ, социально-экономического развития села, развития сельских территорий и другие. Органам государственной власти субъекта РФ и местного самоуправления, совместно с заинтересованными общественными и коммерческими организациями, рекомендуется в рамках существующих программ наметить и осуществить меры по реализации пилотных проектов по отработке механизма создания и деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, обеспечения государственной, региональной и муниципальной поддержки и решению других вопросов сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Это будет содействовать в дальнейшем созданию реальной программы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов в регионе (муниципальном образовании). На предварительном пилотном этапе органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления: 1. Проводят информационную работу среди населения по вопросам создания и деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов. 2. Организуют обеспечение государственной и муниципальной поддержки создания и деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов. 3. Формируют и организуют работу экспертного совета. 4. Отбирают по рекомендации экспертного совета пилотные муниципальные образования, на территории которых будут создаваться сельскохозяйственные потребительские кооперативы. 5. Готовят и утверждают в установленном порядке План первоочередных мероприятий по реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" направления "Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов в N регионе (муниципальном образовании)". 6. Оказывают консультационную и практическую помощь малым формам хозяйствования: - в формировании инициативных групп и организационных комитетов; - в разработке бизнес-планов (ТЭО); - в подготовке уставов; - в проведении учредительных собраний; - в выборе места и условий передачи, сдачи в аренду неиспользуемого государственного и муниципального имущества, а также имущества сельскохозяйственных и иных организаций-банкротов, у которых имеются долги перед государством и (или) муниципалитетом; - в выделении и оформлении земельных участков под формирование производственной базы, государственного и муниципального имущества, передаваемого (сдаваемого в аренду, продаваемого) кооперативу; - в подготовке (при необходимости) проектно-сметной документации (в подборе готовых проектов) на создание производственной базы; - в подборе необходимого оборудования (модулей) и (или) сельскохозяйственной и иной техники, необходимой для осуществления деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов; - в подборе кадров, их подготовке и переподготовке. Проведение информационной работы В рамках проведения информационной работы органы государственной власти субъекта РФ и местного самоуправления не реже чем один раз в 2 недели обеспечивают публикацию в периодических изданиях, пользующихся наибольшей популярностью на селе, информации о сельскохозяйственных потребительских кооперативах как теоретического плана, так и с изложением отечественной и зарубежной практики их работы, систематически не реже 1 раза в месяц организуют выступления специалистов, ученых и практиков на радио и телевидении по этим вопросам. Организация государственной и муниципальной поддержки Органам государственной власти субъекта РФ и местного самоуправления рекомендуется изучить и при необходимости добиться внесения необходимых изменений в действующие нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность сельскохозяйственных потребительских кооперативов, которые позволили бы оказывать помощь сельскохозяйственным потребительским кооперативам в период их создания и деятельности. При этом в первую очередь обращается внимание на: - выделение бюджетных субвенций на формирование стартового капитала кооперативов; - создание гарантийного (залогового) фонда, который позволял бы кооперативам брать кредиты в коммерческих банках и займы в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах и фондах; - выделение бюджетных субсидий на возмещение затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, и займов в потребительских кредитных кооперативах; - субсидирование затрат на оплату комиссионного вознаграждения по договорам поручительства в обеспечение кредитов и займов; - обеспечение участия сельскохозяйственных потребительских кооперативов в получении техники и оборудования по лизингу; - передачу в собственность или в долгосрочную аренду с правом выкупа земельных участков для производственных нужд, неиспользуемое производственное и иное государственное, региональное и муниципальное имущество и др. Создание Экспертного совета Экспертный совет формируется из представителей органов управления АПК субъектов РФ и местного самоуправления, общественных организаций (АККОР, Центросоюз, кооперативные союзы и т.д.), представителей финансовых институтов (ОАО "Россельхозбанк" и др.), СМИ, разработчиков и исполнителей региональных и муниципальных программ, затрагивающих развитие малых форм хозяйствования на селе, руководителей и специалистов существующих сельскохозяйственных потребительских кооперативов, глав К(Ф)Х и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, пользующихся наибольшим авторитетом среди населения. Основная его функция заключается в том, чтобы на основе имеющейся статистической и иной информации, опыта членов совета, проводимых ими исследований и знаний результатов выполнения различных целевых программ на селе дать заключение, в каких муниципальных образованиях (населенных пунктах) целесообразно начинать организацию сельскохозяйственных потребительских кооперативов и какого вида (сбытовой, перерабатывающий, обслуживающий и т.д.). На предварительном (пилотном) этапе рекомендуется наметить и в соответствии с этим отобрать те муниципальные образования, на территории которых будут создавать сельскохозяйственные потребительские кооперативы разной специализации, т.е. создать хотя бы по одному сельскохозяйственному потребительскому кооперативу разного направления деятельности. Осуществление работ на I этапе рекомендуется оформлять и утверждать в установленном в регионе (муниципальном образовании) порядке в виде документа: "План первоочередных мероприятий по реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" направления "Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов в N регионе (муниципальном образовании)". План составляется региональными (муниципальными) органами управления АПК после изучения возможности государственной (региональной, муниципальной) поддержки развития сельскохозяйственной кооперации и результатов работы Экспертного совета. В нем рекомендуется указывать основные мероприятия, сроки и ответственных исполнителей по каждому мероприятию, потребность и источники финансовых ресурсов для их выполнения. После выбора муниципальных образований, в которых планируется создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов, большую часть работы по их организации рекомендуется поручать муниципальным органам власти. Муниципальные органы власти уже более целенаправленно готовят выступления в средствах массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет) по созданию сельскохозяйственных потребительских кооперативов, об их преимуществах и возможных вариантах государственной и муниципальной поддержки. Проводят собрания с К(Ф)Х и другими малыми формами хозяйствования, сельские сходы в населенных пунктах, на территории которых планируется распространить услуги создаваемого кооператива. Проведение собраний и сходов сельских жителей позволит выявить инициативные группы и сформировать из их состава организационные комитеты по учреждению кооперативов. Муниципальные органы власти совместно с региональными органами управления АПК и организационным комитетом определяют место для производственной базы и назначают ответственных исполнителей из числа муниципальных и региональных органов власти, которые будут оказывать консультационную и практическую помощь вначале организационному комитету, а затем кооперативу в надлежащем оформлении земли и имущества под производственную базу, в разработке проектно-сметной документации (при необходимости), бизнес-планов и уставов кооперативов, в подборе руководителей, специалистов и работников, их обучении, в проведении учредительных собраний (при необходимости выделяют помещения для их проведения), в регистрации кооператива. После регистрации кооператива рекомендуется основную работу муниципальных и региональных органов власти сосредоточить на оказании консультационной и практической помощи, а именно: - в подборе и подготовке кадров; - в подборе необходимого оборудования; - в отработке механизма внутрихозяйственных отношений в кооперативе, а также между членами кооператива; - в проведении мониторинга деятельности созданных кооперативов, выполнения мер государственной, региональной и муниципальной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов; - в проведении анализа и разработке предложений по совершенствованию создания и деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, их государственной, региональной и муниципальной поддержки, обеспечения имуществом, землей, кадрами и т.д.; - в освещении результатов деятельности кооперативов и их пропаганде среди населения. 3. Подготовка региональных и муниципальных программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов Параллельно с реализацией первой части рекомендуется начинать разработку программы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов в регионе (муниципальном образовании). Учитывая большую загруженность специалистов органов государственной власти субъекта РФ и местного самоуправления текущей работой в рамках их служебных обязанностей, разработку программ рекомендуется поручать подобранным по конкурсу научным учреждениям (центрам, информационно-консультационным службам и проч.) или специально созданной в рамках органов управления АПК разного уровня рабочей группе. При разработке региональной и муниципальной программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов рекомендуется использовать приведенную ниже методику. 3.1. Структура региональных и муниципальных программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов Региональные и муниципальные программы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов в обязательном порядке в соответствии с установленными правилами, определенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства РФ от 12.01.1996 N 11, от 25.12.2004 N 842, "Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация", должны содержать следующие разделы: - паспорт региональной (муниципальной) программы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов; - характеристика проблемы, на которую направлена программа; - основные цели, задачи и этапы программы; - перечень программных мероприятий; - обоснование ресурсного обеспечения программы; - механизм реализации программы; - оценка социально-экономической и экологической эффективности программы. В некоторых регионах решением местных органов власти (Законодательного собрания, правительства субъекта РФ, законодательных и исполнительных органов муниципального образования) определены свои требования к структуре региональных (муниципальных) программ, которые могут отличаться от предложенной выше структуры. Поэтому разработчики региональных (муниципальных) программ могут вводить дополнительные разделы в ее структуру, которые помогут более полно отразить специфику выполнения программы в каждом регионе (муниципальном образовании). 3.2. Паспорт региональной (муниципальной) программы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов Паспорт региональной (муниципальной) программы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов представляет собой документ, в котором в кратком (сжатом) виде показываются все основные параметры программы: - наименование программы; - основание для ее разработки; - заказчик программы; - основные ее разработчики; - цель программы; - основные задачи программы; - участники программы (участники, члены целевой группы); - основные мероприятия программы; - сроки и этапы ее реализации; - головные исполнители программных мероприятий; - объемы и источники финансирования; - важнейшие целевые индикаторы и показатели; - ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической и экологической эффективности; - система управления и контроля. Документ представлен в виде таблицы из двух колонок, в левой колонке указывается наименование разделов программы, в правой - их содержание (Приложение 1 к настоящей Методике). Паспорт программы размещается в самом начале документа, а составляется по окончании разработки программы в целом. Содержание разделов в паспорте программы (из-за различного уровня экономического и социального развития, перечня и видов уже выполняемых программ) будет различным для разных регионов (муниципальных образований). Поэтому содержание перечисленных выше разделов и ожидаемые результаты формируются в процессе разработки программы и записываются в паспорт уже после ее составления. 3.3. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа Данный раздел программы является основополагающим, позволяющим раскрыть проблему, которую необходимо решать программно-целевым методом. В нем рекомендуется показать: - развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения; - обоснование необходимости решения проблемы в связи с национальными, региональными и муниципальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на региональном (муниципальном) уровне; - анализ возможных вариантов решения существующей проблемы, обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом; - описание основных рисков, которые необходимо учесть при программно-целевом методе решения проблемы, и возможности их минимизации. Основной проблемой, решаемой с помощью региональной (муниципальной) программы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, является обеспечение доступности малых форм хозяйствования к рынкам снабжения и сбыта, услугам по переработке продукции, обработке земельных участков, транспортным услугам и т.д. Поэтому при написании данного раздела рекомендуется исследовать и проанализировать: - роль малых форм хозяйствования в решении основных социально-экономических приоритетов развития региона (муниципального образования); - оценить состояние, тенденции и проблемы организации производства и реализации сельскохозяйственной продукции малых форм хозяйствования; - предложения потребительских услуг малым формам хозяйствования со стороны различных организаций, предприятий и предпринимателей и дать оценку их влияния на объемы и эффективность работы малых форм хозяйствования; - состояние и тенденции развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов в регионе (муниципальном образовании); - спрос на услуги сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Для проведения анализа по указанным выше направлениям рекомендуется на региональном (муниципальном) уровне собрать следующие данные: - количество К(Ф)Х и ЛПХ, индивидуальных предпринимателей и других малых форм хозяйствования, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, их ресурсный потенциал, фактические и потенциальные объемы ее производства и реализации, рынки снабжения и сбыта, виды и объемы потребляемых услуг, эффективность использования ресурсного потенциала и т.д.; - количество организаций, индивидуальных предпринимателей и других хозяйствующих субъектов, закупающих продукцию в малых формах хозяйствования для переработки и (или) дальнейшей перепродажи, фактические и потенциальные объемы ее закупки, переработки и реализации, их финансовые результаты и финансовое состояние; - количество организаций, индивидуальных предпринимателей и других хозяйствующих субъектов, занятых материально-техническим снабжением малых форм хозяйствования, фактические и потенциальные объемы оказания услуг по материально-техническому снабжению, их финансовые результаты и финансовое состояние; - количество организаций, индивидуальных предпринимателей и других хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по проведению агротехнических мероприятий, транспортных и других услуг малым формам хозяйствования, фактические и потенциальные объемы оказания услуг, перечисленных выше, их финансовые результаты и финансовое состояние; - количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организованных малыми формами хозяйствования для закупки, переработки и реализации продукции, материально-технического снабжения, оказания различных услуг по выполнению агротехнических мероприятий, транспортных и других услуг, а также фактические и потенциальные объемы оказания услуг, перечисленных выше, финансовые результаты и финансовое состояние этих кооперативов. Основные показатели работы отдельных из указанных выше организаций могут быть получены в региональных (муниципальных) отделениях государственной статистики. Показатели работы малых форм хозяйствования, особенно ЛПХ, К(Ф)Х и индивидуальных предпринимателей, как занятых производством сельскохозяйственной продукции, так и оказывающих услуги населению, в статистической отчетности практически не отражены. По показателям, не отраженным в статистической отчетности, информация может быть получена путем сбора данных. Для этого исполнители разработки региональной программы могут сделать запрос в муниципалитеты о предоставлении необходимой информации, а муниципальных программ - запросы непосредственно в организации, расположенные на территории муниципального образования. Информацию рекомендуется собрать за прошедшие 3 - 5 лет. Поскольку органы Росстата, как правило, имеют мало сведений о состоянии и развитии малых форм хозяйствования, то для сбора данных рекомендуется использовать анкетный опрос, данные похозяйственных книг (Приложение 2 к настоящей Методике) <1>. Примерная анкета с перечнем необходимых вопросов и показателей для сбора данных приведена в Приложении (Приложение 3 к настоящей Методике). -------------------------------- <1> В некоторых регионах (муниципальных образованиях) данные по похозяйственным книгам могут быть на электронных носителях, что значительно сокращает затраты разработчиков на проведение анализа и расчетов. 3.3.1. Состояние, тенденции и проблемы развития производства, переработки, сбыта, снабжения и обслуживания малых форм хозяйствования на селе Членами и клиентами сельскохозяйственных потребительских кооперативов в основном являются крестьянские (фермерские) хозяйства, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, индивидуальные предприниматели, другие малые формы хозяйствования, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции. Каждый в отдельности из перечисленных выше хозяйствующих субъектов производит сельскохозяйственную продукцию, как правило, в небольших объемах и в силу этого не способен выгодно для себя ее продать, эффективно использовать основные средства ввиду более высоких затрат на реализацию и материально-техническое снабжение в расчете на единицу продукции (ресурса). Незначительные объемы производства в каждом из субъектов малых форм хозяйствования ограничивают степень их доступности к рынкам снабжения и сбыта, позволяющим дороже продать продукцию и дешевле приобрести материально-технические ресурсы. Крупные торговые и снабженческие организации не хотят взаимодействовать с малыми формами хозяйствования из-за больших издержек. Такое положение приводит к сокращению объемов производства сельскохозяйственной продукции К(Ф)Х, ЛПХ, индивидуальными предпринимателями и другими малыми формами хозяйствования, снижению эффективности ее производства, уменьшению занятости и доходов сельского населения, что противоречит цели социально-экономического развития страны - росту благосостояния трудящихся. Уровень обострения данной проблемы в регионах (муниципальных образованиях) значительно различается, как и отличается реакция крупного бизнеса на взаимодействие с малыми формами хозяйствования в области производства и реализации продукции, оказания услуг. Эти особенности должны быть учтены при разработке региональных и муниципальных программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. При подготовке региональной (муниципальной) программы рекомендуется: - оценить роль малых форм хозяйствования в производстве сельскохозяйственной продукции в регионе (муниципальном образовании); - определить количество ЛПХ, К(Ф)Х, индивидуальных предпринимателей и других малых форм хозяйствования в регионе в целом и в разрезе отдельных муниципальных образований; проанализировать состояние и тенденции производства сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования; - дать оценку наличия и использования ресурсного потенциала малыми формами хозяйствования; - проанализировать факторы, оказывающие влияние на объемы и эффективность производства сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования, использования ими ресурсного потенциала; - проанализировать проблемы, связанные с формированием и исполнением регионального и муниципального бюджетов; - дать оценку перспективам расширения масштабов занятости сельского населения. Значение малых форм хозяйствования в производстве сельскохозяйственной продукции в регионе (муниципальном образовании) определяется по удельному весу производимой ими продукции в общем объеме ее производства всеми категориями хозяйств (Приложение 4 к настоящей Методике). Такая оценка проводится как в целом по региону, так и в разрезе отдельных муниципальных образований, причем как по всем, так и по отдельным видам сельхозпродукции. При анализе особое внимание рекомендуется обратить на муниципальные образования, в которых тот или иной вид сельскохозяйственной продукции более чем на 2/3 производится малыми формами хозяйствования, поскольку в таких муниципальных образованиях обычно возникают проблемы со сбытом продукции, обработкой огородов, заготовкой кормов, и тем самым создаются более весомые предпосылки для развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Именно в таких муниципальных образованиях в первую очередь рекомендуется предусмотреть создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Далее рекомендуется проанализировать состав малых форм хозяйствования, их распределение по муниципальным образованиям (Приложение 5 к настоящей Методике). Такой анализ позволит не только определить количество и структуру малых форм хозяйствования, но и в дальнейшем при разработке отдельных разделов программы поможет определиться с выборкой хозяйств для детального обследования, с возможными объемами привлекаемых ресурсов, с выработкой основных направлений программных мероприятий и стратегией управления всей программой. Для оценки тенденций рекомендуется проанализировать производство сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования в динамике (Приложение 6 к настоящей Методике). В ходе анализа динамических рядов важно выявить происходящие изменения в объемах производства в целом по региону и отдельным муниципальным образованиям, установить факторы, оказывающие влияние на те или иные изменения. Для этого рекомендуется показать наличие у них земельных ресурсов и степень их использования (Приложение 7 к настоящей Методике). В ходе анализа использования земельных ресурсов рекомендуется выявить причины их недоиспользования, для чего рекомендуется оценить степень оснащенности малых форм хозяйствования сельскохозяйственной техникой, машинами и оборудованием (Приложения 8, 9, 10 к настоящей Методике), а также определить степень доступности к рынкам снабжения и сбыта, различным услугам, оценить факторы, сдерживающие рост производства. Проведенный анализ рекомендуется дополнить оценкой факторов, сдерживающих рост поголовья скота, возможности его увеличения (Приложение 11 к настоящей Методике). Далее рекомендуется оценить объемы производства и реализации различных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении, определить факторы, ограничивающие рост объемов производства и реализации продукции, уровень ее товарности, оценить потенциальные возможности роста (Приложения 12, 13, 14 к настоящей Методике). 3.3.2. Оценка предложения услуг малым формам хозяйствования В ходе своей хозяйственно-финансовой деятельности малые формы хозяйствования взаимодействуют по проблемам материально-технического снабжения, оказания услуг по выполнению полевых работ, сбыту продукции и т.д. с различными организациями: сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями, снабженческими, сбытовыми, обслуживающими организациями, а также с отдельными предпринимателями. Большинство из перечисленных выше хозяйствующих субъектов являются, как правило, постоянно действующими на конкретной территории и постоянно контактируют с малыми формами хозяйствования. Ряд из них осуществляют такое взаимодействие от случая к случаю и в большинстве своем ведут только закупку продукции в ЛПХ, К(Ф)Х, причем, как правило, по заниженным ценам. Поэтому рекомендуется как в целом по региону, так и в разрезе муниципальных образований показать организацию сбыта продукции малыми формами хозяйствования, какие юридические и физические лица оказывают им помощь в сбыте, материально-техническом снабжении, в выполнении агротехнических и транспортных операций и т.д. (Приложения 15, 16 к настоящей Методике). Важно также выявить, какие организации могли бы оказывать, но не оказывают помощь малым формам хозяйствования, и установить причины этого (Приложения 17, 18, 19 к настоящей Методике). Такой анализ целесообразен не только для обоснования важности развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, но и потому, что из-за ограниченности ресурсов сельскохозяйственные потребительские кооперативы (особенно на первом этапе их становления и развития) не смогут удовлетворить потребности в услугах малых форм хозяйствования в полном объеме и поэтому к решению проблемы рекомендуется подключить другие организации. Чтобы предложения о развитии сельскохозяйственных потребительских кооперативов могли быть экономически обоснованными и выгодными, рекомендуется сделать сравнительный анализ доходности малых форм хозяйствования при взаимодействии с различными сервисными структурами (Приложения 20, 21 к настоящей Методике). Сравнение цен на продукцию и услуги сторонних организаций с аналогичными, оказываемыми сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, позволяет выработать стратегию поведения членов кооператива в отношении собственной организации и может служить аргументом для привлечения малых форм хозяйствования к участию в кооперации. 3.3.3. Оценка конкурентного предложения услуг со стороны некооперативного сектора Определение роли некооперативного сектора в предоставлении услуг жителям сельской местности возможно только после проведения предварительного опроса владельцев ЛПХ, глав К(Ф)Х, индивидуальных предпринимателей и руководителей других малых форм хозяйствования. Оценку рекомендуется проводить не только с позиции существующих потребностей, но и на перспективу с учетом увеличения объемов производства продукции и спроса на те или иные услуги. Если услуги, предлагаемые некооперативным сектором, устраивают владельцев ЛПХ и К(Ф)Х, предпринимателей и руководителей других малых форм хозяйствования, а при увеличении объемов производства доступность их останется прежней, стоит обратить внимание на изменение объемов производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах населения в последние годы. И уже после этого провести оценку деятельности некооперативного сектора по предоставлению услуг. Для оценки конкурентного предложения со стороны некооперативного сектора рекомендуется собрать информацию в разрезе населенных пунктов и муниципальных образований об организациях, оказывающих услуги малым формам хозяйствования, по видам, объемам и условиям предоставления услуг. Информация собирается по каждой организации в отдельности по показателям, указанным в Приложении 22 к настоящей Методике. Собранные данные обрабатываются и сводятся в общую таблицу. В ходе сбора информации выяснить отношение руководителей и специалистов к взаимодействию с малыми формами хозяйствования путем проведения опроса, установить, готовы ли они в дальнейшем взаимодействовать с ними, каков объем предполагаемого взаимодействия, что мешает его расширению и что они готовы предпринять для этого, др. вопросы. Оценка конкурентного предложения услуг со стороны некооперативного сектора позволит разработчикам программ выделить те муниципальные образования, где в первую очередь следует создавать сельскохозяйственные потребительские кооперативы, а где ограничиться помощью существующих структур, оказывающих услуги малым формам хозяйствования. 3.3.4. Анализ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов в регионе (муниципальном образовании) Разработчикам региональных (муниципальных) программ рекомендуется провести детальный анализ действующих сельскохозяйственных потребительских кооперативов, если они имеются на территории региона (муниципального образования). Он поможет выявить сильные и слабые стороны деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, влияние различных факторов на их становление и развитие, что будет способствовать выработке наиболее востребованных программных мероприятий, которые обеспечат достижение поставленных целей в наиболее короткие сроки. Для написания данного раздела программы рекомендуется собрать данные о всех действующих на территории региона (муниципального образования) потребительских кооперативах: перерабатывающих, сбытовых, обслуживающих, смешанных и т.д. Информацию о работе кооперативов можно получить из статистических сборников (в регионах, где такие сборники издаются), запросить в органах Росстата (там, где собираются данные о деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов). В большинстве регионов (муниципальных образований), как показывает практика, статистического учета деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов не ведется. Поэтому рекомендуется организовать сбор информации об их деятельности. При разработке региональной программы ответственными исполнителями может быть сделан запрос муниципальным органам управления о предоставлении необходимой информации с указанием конкретных сроков или организации ее сбора при посещении сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Информация собирается по каждому кооперативу в отдельности по показателям, приведенным в Приложении 23 к настоящей Методике. На основе собранной информации по каждому кооперативу рекомендуется сделать сводные таблицы развития сельскохозяйственной кооперации в регионе (муниципальном образовании). Сводные таблицы о работе сельскохозяйственных потребительских кооперативов по региону в целом выполняются в разрезе районов, а при разработке муниципальных программ - в разрезе муниципальных образований по различным показателям их деятельности. Анализ работы сельскохозяйственных потребительских кооперативов рекомендуется начинать с анализа их количества (Приложение 24 к настоящей Методике). Здесь рекомендуется показать, в каких муниципальных образованиях и какие виды сельскохозяйственных потребительских кооперативов получили наибольшее распространение, масштабы распространения этого явления в динамике, какие факторы (отсутствие рынков сбыта, высокая активность населения, низкий уровень закупочных цен у других заготовительных и перерабатывающих организаций и т.д.) оказали решающее влияние на становление и развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов, что мешает их развитию в других муниципальных образованиях. Затем рекомендуется проанализировать, какое количество членов и ассоциированных членов насчитывают кооперативы в различных муниципальных образованиях, какова степень охвата членством в кооперативах числа потенциальных членов и ассоциированных членов (Приложение 25 к настоящей Методике). Число хозяйств, которые нуждаются или не нуждаются в услугах потребительского кооператива, определяется путем проведения анкетного опроса (Приложение 26 к настоящей Методике). Далее рекомендуется оценить состояние и тенденции роста объемов выполняемых услуг кооперативами, определить степень удовлетворения потребности в услугах кооперативов их потенциальных клиентов в целом и по отдельным видам услуг, перейти к анализу использования ресурсного потенциала сельскохозяйственных потребительских кооперативов (Приложение 27 к настоящей Методике). Объем выполняемых услуг кооперативов для потенциальных клиентов определяется путем суммирования их потребностей в услугах, установленных по данным анкетного опроса. 3.3.4.1. Ресурсный потенциал действующих сельскохозяйственных потребительских кооперативов и оценка эффективности его использования Здесь рекомендуется проанализировать не только использование каждого вида ресурса, но и всего ресурсного потенциала, определить степень его использования и степень удовлетворения потребности в услугах (при обеспечении использования ресурсного потенциала на 100%) (Приложение 28 к настоящей Методике). Такой анализ позволит дать ответ на вопрос о необходимости создания других кооперативов, увеличения мощности или улучшения использования ресурсного потенциала существующих кооперативов. Для определения дальнейшей судьбы существующих сельскохозяйственных потребительских кооперативов рекомендуется проанализировать финансовые результаты и финансовое состояние кооперативов (Приложения 29, 30 к настоящей Методике). Под финансовой устойчивостью хозяйствующего субъекта понимается его способность осуществлять хозяйственную деятельность за счет собственных средств. Для характеристики финансовой устойчивости применяют следующие показатели: коэффициент финансовой устойчивости (коэффициент рычага), коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств, коэффициент маневренности собственных средств. Коэффициент финансовой устойчивости (коэффициент рычага) определяется отношением заемных средств к собственным по формуле: К + З И = -----, С где: И - коэффициент финансовой устойчивости; К - кредиты и другие заемные средства; З - кредиторская задолженность и прочие пассивы; С - источники собственных средств. Это очень важный коэффициент оценки финансового состояния хозяйства. Собственный капитал можно рассматривать как средство, смягчающее воздействие спадов деловой активности и убытков. В рисковых отраслях, к которым относится и сельское хозяйство, сельскохозяйственные производственные кооперативы должны иметь прочную базу в виде собственного капитала. Поэтому в них коэффициент рычага должен быть небольшим и его повышение можно рассматривать как ухудшение финансового положения хозяйства. При превышении собственных средств над заемными считается, что кооператив обладает достаточным запасом финансовой устойчивости и относительно независим от внешних источников. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств определяется отношением долгосрочных кредитов и займов к сумме собственных средств и долгосрочных кредитов и займов по формуле: Кд К = ------, С + Кд где: К - коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств; Кд - долгосрочные кредиты и займы. Данный коэффициент показывает, какую долю составляют долгосрочные кредиты и займы в собственных и заемных средствах. Наличие этого коэффициента и его увеличение в динамике характеризует ухудшение финансовой устойчивости кооператива. Приближение этого показателя к единице указывает на его низкую финансовую устойчивость. Коэффициент маневренности собственных средств определяется отношением собственных оборотных средств к общему количеству собственных средств по формуле: С - Ос Км = ------, С где: Км - коэффициент маневренности собственных средств; Ос - основные средства и прочие внеоборотные активы. Этот показатель указывает на степень мобильности (гибкости) использования собственных средств. Наличие этого коэффициента само собой показывает, что кооператив еще достаточно устойчив, а его увеличение - повышение доли мобильных средств в имуществе кооператива и создание более благоприятных условий для повышения эффективности его работы. Важнейшим показателем, характеризующим финансовое положение хозяйства, является его платежеспособность. Платежеспособность - это способность хозяйства погашать собственными средствами свои первоочередные обязательства. В качестве собственных платежных средств выступают деньги. Деньги хозяйство может взять с расчетного счета, получить от продажи части оборотных средств и т.д. Оценка платежеспособности производится на основе степени ликвидности оборотных активов. Ликвидность оборотных активов характеризуется временем, которое необходимо для превращения их в денежную наличность. Оборотные средства хозяйства по этому признаку делятся на быстроликвидные, среднеликвидные и долголиквидные. Быстроликвидные оборотные средства - это те средства, на превращение которых в денежную наличность требуется минимум времени: денежные средства на счетах в банках, кассе, в ценных бумагах (акции, облигации и др.). Среднеликвидные оборотные средства - это те средства, на превращение которых в денежную наличность требуется больше времени: дебиторская задолженность и др. Долголиквидные оборотные средства - это те средства, на превращение которых в денежную наличность требуется значительно больше времени: материальные оборотные средства, товары и др. Исходя из особенностей оборотных средств хозяйства его платежеспособность определяют коэффициенты абсолютной ликвидности, промежуточный коэффициент покрытия и общий коэффициент покрытия. Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует возможность хозяйства мобилизовать денежные средства для покрытия краткосрочной и среднесрочной задолженности. Он определяется по формуле: Д + Кф Кс + Рс + Цб Ка = ------ = ------------, Кк + З Кр + Ср + З где: Ка - коэффициент абсолютной ликвидности; Кс - касса и прочие денежные средства; Рс - денежные средства на счетах в банках; Цб - ценные бумаги и другие краткосрочные финансовые вложения; Кр - краткосрочные кредиты и займы; Ср - среднесрочные кредиты и займы; З - кредиторская задолженность и прочие пассивы. В определении коэффициента абсолютной ликвидности платежные средства представлены наиболее мобильной частью оборотных активов - денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями, которые также могут быть легко превращены в деньги, т.е. эти оборотные средства по сути дела готовы к платежу немедленно. Его значение признается теоретически достаточным, если оно превышает 0,2 - 0,25. Промежуточный коэффициент покрытия определяется по формуле: Д + Кф Кс + Рс + Цб + Д Кп = ------ = ----------------, Кк + З Кр + Ср + З где: Кп - промежуточный коэффициент покрытия; Д - дебиторская задолженность. Ликвидность средств, вложенных в дебиторскую задолженность, зависит от скорости платежного документооборота в банках страны, своевременности оформления банковских документов, сроков предоставления коммерческого кредита отдельным покупателям, их платежеспособности и др. Теоретически оправданная оценка этого коэффициента лежит в диапазоне 0,7 - 0,8. Общий коэффициент покрытия определяется по формуле: Д + Кф Кс + Рс + Цб + Д + М Коп = ------ = --------------------, Кк + З Кр + Ср + З где: Коп - общий коэффициент покрытия; М - все запасы и затраты, за исключением расходов будущих периодов (производственные запасы, МБП, незавершенное производство, готовая продукция, товары, прочие запасы и затраты). Теоретическая величина такого коэффициента определяется в размере 2 - 2,5. Анализ обобщающих показателей финансовых результатов и финансового состояния сельскохозяйственных потребительских кооперативов рекомендуется дополнить анализом работы отдельных кооперативов с низким уровнем эффективности работы. Анализируя работу действующих кооперативов, рекомендуется выяснить факторы, которые не позволяют им в полной мере использовать преимущества кооперации в своей деятельности. По опыту работы действующих потребительских кооперативов основными факторами являются: - недостаток финансовых ресурсов при низком уровне доступности к кредитам банков и займам сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и фондов как для кооперативов, так и для малых форм хозяйствования; - низкий уровень обеспеченности квалифицированными кадрами и отсутствие системы их подготовки; - слабая государственная поддержка развития кооперации и малых форм хозяйствования; - недостаточный уровень взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти; - неразвитая система информационно-консультационного обслуживания малых форм хозяйствования и кооперативов; - необоснованная система налогообложения доходов и имущества. В различных регионах (муниципальных образованиях) перечень факторов, степень их влияния на развитие потребительских кооперативов и малых форм хозяйствования будет значительно отличаться. Поэтому при подготовке программы должны быть разработаны мероприятия, которые могли бы смягчить или полностью устранить отрицательное влияние выявленных факторов на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов и малых форм хозяйствования, создание и развитие новых сельскохозяйственных потребительских кооперативов, их союзов и ассоциаций. Следует отметить, что изучение опыта и проблем действующих на территории региона (муниципального образования) сельскохозяйственных потребительских кооперативов дает возможность разработать наиболее действенные программные мероприятия. 3.3.5. Оценка спроса на услуги сельскохозяйственных потребительских кооперативов Потребность малых форм хозяйствования в услугах сельскохозяйственных потребительских кооперативов зависит от многих факторов: объемов производства товарной продукции, обеспеченности средствами для ее транспортировки оптовыми партиями, наличия на близлежащей территории организованных товарных рынков, доступности участия на них в качестве операторов, наличия конкурентной среды со стороны некооперативного сектора и проч. При разработке программы рекомендуется определить потенциальный уровень потребности в услугах сельскохозяйственных потребительских кооперативов разной специализации. Для этого на основании проведенных опросов малых форм хозяйствования определяется общий потенциальный объем производимой ими продукции и выполненных видов работ. Затем из общего объема производства каждого вида (группы) продукции (работ) вычитается объем продукции (работ), используемой для внутрихозяйственного потребления, реализации и переработки собственными силами (работ, выполняемых собственными силами и средствами), продукции, реализованной сбытовым и перерабатывающим предприятиям некооперативного сектора (услуг, выполняемых сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями некооперативного сектора) (Приложение 31 к настоящей Методике). При определении потребности в услугах сельскохозяйственных потребительских кооперативов потенциальный объем услуг некооперативного сектора вычитается только в том случае, если взаимодействие с некооперативным сектором удовлетворяет малые формы хозяйствования. Для оценки потребности в услугах сельскохозяйственных потребительских кооперативов по переработке продукции рекомендуется определить долю продукции, которая реализуется в переработанном виде. Эта доля определяется на основе изучения рынка сбыта продукции и может быть подсчитана на основе статистических данных. Зная общий объем продукции, которая должна быть реализована через сельскохозяйственные потребительские кооперативы, и долю продукции, которая должна быть реализована в натуральном виде через сбытовые кооперативы, определяем долю продукции, которая будет передана в сельскохозяйственные потребительские кооперативы на переработку. 3.3.6. Возможные варианты решения проблемы Выявив общую проблему, стоящую перед малыми формами хозяйствования, рекомендуется рассмотреть возможные варианты ее решения и провести сравнительный анализ эффективности применения этих вариантов, показать необходимость решения проблемы путем развития сельских потребительских кооперативов. Обеспечить доступ малых форм хозяйствования к рынкам снабжения и сбыта, другим услугам можно путем привлечения к решению этой проблемы существующих структур: - сельскохозяйственных организаций; - потребительских обществ; - индивидуальных предпринимателей; - снабженческо-сбытовых предприятий и предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. Прежде всего следует заметить, что данные направления оказания услуг малым формам хозяйствования существовали до разработки программы и не могли решить указанную выше проблему. Тем не менее, в регионе (муниципальном образовании) рекомендуется проанализировать эти направления ее решения. Показать, по каким причинам указанные выше структуры не оказывают должного влияния на развитие малых форм хозяйствования. Определить основные направления совершенствования их работы с малыми формами хозяйствования, какие для этого потребуются финансовые, трудовые и материальные ресурсы. При этом необходимо помнить, что в ряде муниципальных образований, возможно, один или несколько из приведенных выше вариантов достаточно хорошо развит и адаптирован к условиям оказания услуг малым формам хозяйствования. В таких регионах (муниципальных образованиях) в силу ограниченности ресурсов для выполнения программы рекомендуется уже на первом этапе ее реализации поддержать те или иные существующие структуры. Реализация этих вариантов потребует дополнительных финансовых вложений, организационной и административной поддержки. Малые формы хозяйствования при реализации указанных выше вариантов создания инфраструктуры поддержки, в отличие от создания системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, не могут оказывать влияние на принимаемые решения по оказанию услуг, на политику цен на закупаемую продукцию и услуги, что снижает, при прочих равных условиях, их доходность. При оценке сравнительной эффективности различных вариантов доступности малых форм хозяйствования к рынкам снабжения и сбыта рекомендуется учитывать дополнительные затраты, которые придется выделять региону (муниципальному образованию) на привлечение существующих структур к закупкам и сбыту продукции, оказанию услуг. 3.3.7. Риски реализации программы В этом подразделе рекомендуется показать, какие причины могут препятствовать выполнению программы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Эти причины в различных регионах страны могут быть как общими, так и индивидуальными. Поэтому в ходе изучения и анализа собранной информации рекомендуется определить перечень факторов, которые могут помешать выполнению программы, дать их описание и выработать предложения, выполнение которых будет способствовать уменьшению воздействия перечисленных факторов на выполнение программы (или вовсе не повлияют на ее осуществление). Относительно рассматриваемой программы основными рисками и механизмами их снижения могут быть: ---------------------------------------------------------------------- | Возможные риски | Механизмы снижения рисков | |-----------------------------|--------------------------------------| | Стандартные риски, | - Отбор строительных компаний, | | сопровождающие | зарекомендовавших себя на | | строительство, | строительном рынке. | | реконструкцию объектов | - Использование существующих | | | проектов | |-----------------------------|--------------------------------------| | "Проволочки" с | - Простота и понятность процедуры | | финансированием | принятия решений по выделению | | строительства и | финансовых средств. | | реконструкции объектов | - Конкурсный отбор банков. | | | - Ответственность должностных лиц | |-----------------------------|--------------------------------------| | Неисполнение обязательства | - Простота и понятность процедуры | | по субсидированию затрат на | принятия решений по выделению | | уплату процентов по | финансовых средств. | | кредитам | - Конкурсный отбор банков. | | | - Ответственность должностных лиц | |-----------------------------|--------------------------------------| | Отсутствие | - Разработка системы подбора, | | квалифицированных | подготовки и переподготовки кадров. | | специалистов | - Стажировка специалистов на | | | действующих производствах (в | | | кооперативах) | |-----------------------------|--------------------------------------| | Задержка с отводом земель | - Простота и понятность процедуры | | под производственные | принятия решений по выделению | | объекты | земельных участков. | | | - Принятие специального | | | постановления правительства региона | | | по данному вопросу | |-----------------------------|--------------------------------------| | Рост конкуренции со стороны | - Повышение конкурентоспособности | | акционерных и других | продукции некорпоративного сектора. | | коммерческих предприятий | - Совершенствование маркетинговой | | агробизнеса | деятельности кооперативов. | | | - Усиление антимонопольной политики | | | в агропродовольственном секторе. | | | - Увеличение закупок у кооперативов | | | продукции для государственных и | | | муниципальных нужд. | | | - Внесение поправок в Налоговый | | | кодекс РФ, исключающих | | | налогообложение | | | внутрикооперативного оборота и | | | "двойное" налогообложение прибыли | | | членов сельскохозяйственных | | | кооперативов последующих уровней | |-----------------------------|--------------------------------------| | Низкий уровень | - Усиление информационно- | | информированности сельского | разъяснительной работы среди | | населения о кооперации, | сельского населения. | | недостаточный уровень | - Формирование и развитие Единой | | квалификации | системы информационного обеспечения | | государственных и | АПК при Минсельхозе России. | | муниципальных служащих в | - Повышение эффективности | | области регулирования | деятельности ИКС, Федерального и | | кооперативной деятельности, | региональных учебно-методических | | дефицит квалифицированных | центров сельскохозяйственных | | специалистов для работы в | потребительских кооперативов, | | кооперативах. Затруднен | системы квалификации кадров | | доступ кооперативов к | Минсельхоза России | | рыночной информации | | |-----------------------------|--------------------------------------| | Недостаток средств | - Увеличение расходов федерального и | | сельскохозяйственных | региональных бюджетов на субсидии | | потребительских | для кооперативов. | | кооперативов для | - Усиление государственной поддержки | | осуществления капитальных | сельских кредитных кооперативов | | затрат и пополнения | и других микрофинансовых организаций | | оборотных средств | в сельской местности | |-----------------------------|--------------------------------------| | Федеральные и органы | - Повышение эффективности | | государственной власти | деятельности АККОР, Общероссийского | | субъекта РФ в недостаточной | союза сельскохозяйственных | | степени учитывают интересы | потребительских кооперативов, Союза | | малых форм хозяйствования | сельских кредитных кооперативов и | | при формировании и | других общественных организаций | | реализации | сельскохозяйственных производителей | | агропродовольственной | | | политики | | ---------------------------------------------------------------------- Разработчики программы, проведя детальный анализ существующих проблем развития малых форм хозяйствования, обосновав необходимость их решения программно-целевым методом, результаты такого анализа записывают в программу, а все данные, полученные в ходе анализа, оформляются в виде таблиц и приводятся в приложениях к программе. 3.4. Основные цели, задачи и этапы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов В данном разделе программы рекомендуется привести развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей, обоснованием необходимости и сроков решения поставленных задач и реализации программы. Рекомендуется также описание основных этапов реализации программы с указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого ее этапа, а также условий досрочного прекращения реализации программы. В программе рекомендуется привести кратко сформулированную и однозначно понимаемую значимую для общества цель. В ней не должно быть несколько крупномасштабных разноплановых или конфликтующих между собой основных целей, основной цели или способов ее достижения, по которым у различных ведомств, центральных, региональных и муниципальных властей, законодательной и исполнительной ветвей власти отсутствует консенсус. В случае возникновения такой проблемы разработчики программы должны снять разногласия при обсуждении проекта программы с заинтересованными лицами. Основной стратегической целью региональной (муниципальной) программы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, имеющей общественное значение, является увеличение объемов производства и реализации продукции, повышение ее эффективности, уровня занятости и доходов сельского населения путем обеспечения доступности малых форм хозяйствования к рынкам снабжения и сбыта, переработке продукции и услугам за счет создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов разных видов. Цель - повышение роли сельскохозяйственных потребительских кооперативов в обслуживании малых форм хозяйствования, создание сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов различного назначения и за счет этого - улучшение использования ресурсного потенциала малых форм хозяйствования, увеличение производства сельскохозяйственной продукции и повышение ее эффективности. Для достижения поставленной цели рекомендуется сформулировать конкретные задачи, решение которых должно обеспечить безусловное выполнение программы по этапам и срокам их выполнения. Дать описание каждого этапа, сформировать перечень показателей, которые позволят определить, выполнена программа или нет. Перечень задач, которые должны быть решены в каждом регионе для достижения поставленной цели, зависит от уровня развития региона, условий и эффективности работы малых форм хозяйствования, видов, количества и объема решения проблем сельского развития, решаемых утвержденными и осуществляемыми программами. Для программы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов основными задачами, позволяющими достигнуть поставленную цель, могут быть: - совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность малых форм хозяйствования и обеспечивающей государственную поддержку развития малых форм хозяйствования, их кооперативов, союзов и ассоциаций; - развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов по переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, снабжению, обслуживанию, оказанию услуг и другим видам деятельности, облегчающим малым формам хозяйствования производственную деятельность; - развитие информационно-консультационного обслуживания малых форм хозяйствования, обучение сельских жителей вопросам создания и деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, новым технологиям, организации производства сельскохозяйственной и несельскохозяйственной продукции, решению экономических и финансовых проблем, оказание юридической помощи, предоставление адресной методической, информационной, консультационной, образовательной и правовой поддержки малым формам хозяйствования; - кооперация малых форм хозяйствования для оказания услуг населению при производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, по сбыту этой продукции, материально-техническому снабжению; - создание на базе малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов демонстрационных хозяйств по различным направлениям деятельности; - распространение опыта применения организационных, финансовых и других технологий создания и деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, накопленного как в данном регионе, так и в других регионах России, а также в зарубежных странах; - разработка и совершенствование системы самоуправления в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, поддержка инициативных групп сельских жителей; - повышение эффективности деятельности областных и муниципальных органов власти и органов местного самоуправления по отработке механизма создания и деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов; - привлечение сельскохозяйственных потребительских кооперативов для выполнения государственного заказа. Данный перечень задач, которые могут решаться в процессе реализации программы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, не является полным. В каждом регионе, как было показано выше, этот перечень будет формироваться в процессе анализа существующей проблемы, форм и эффективности участия в ее решении различных структур и органов управления. Рекомендуется при разработке программы выделять не более 5 - 8 задач, решение которых будет способствовать реализации программы. Основные показатели, характеризующие выполнение программы, должны обеспечивать достижение поставленной цели. В программе рекомендуется использовать ограниченное число (как правило, не более 2 - 3) количественно измеримых показателей социально-экономического эффекта от реализации программы. Данные показатели должны отражать конечную результативность программы в долгосрочном плане с точки зрения интересов общества в целом. Термин "долгосрочный" определяется как относительно длительный период времени (сравнимый со сроком действия программы). Как правило, период должен составлять не менее 5 лет и соответствовать срокам достижения стратегических целей программы. Программа должна иметь, по крайней мере, один показатель измерения результативности. Социально-экономический эффект от реализации программы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, отражающий ее результативность с точки зрения общества, заключается в увеличении производства и реализации сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования, повышении занятости и самозанятости сельского населения, его доходов (Приложение 32 к настоящей Методике). Для оценки хода выполнения в программе рекомендуется сформулировать годовые количественно измеримые показатели хода реализации программы. При этом их достижение должно быть тесно увязано с решением долгосрочных задач, сформулированных в программе. В отличие от показателей хода реализации программы в долгосрочном плане годовые показатели могут отражать объемы выполненных работ или стоимость произведенной продукции и/или оказанных услуг (то есть характеризовать только прямые результаты реализации программы). Прямыми результатами программы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов могут быть количество созданных сельскохозяйственных потребительских кооперативов, увеличение объемов оказываемых услуг действующими и вновь создаваемыми сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, прирост числа малых форм хозяйствования, принимающих участие в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, и др. (Приложение 33 к настоящей Методике). Таким образом, конечную результативность программы, значимую для всего общества, будут характеризовать следующие показатели: 1. Прирост объема производства и реализации сельскохозяйственной продукции в регионе (муниципальном образовании); 2. Прирост числа занятого и самозанятого сельского населения; 3. Прирост среднегодовых доходов сельских жителей на душу населения; 4. Повышение уровня товарности производства сельскохозяйственной продукции. Уровень прироста указанных выше показателей в результате осуществления программы в каждом регионе (муниципальном образовании) определяется исходя из потребностей и возможностей по развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов, их влияния на развитие малых форм хозяйствования. Для этого рекомендуется на дату начала и окончания реализации программы установить объемы производства и реализации продукции, среднегодовую численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, численность самозанятых в пересчете на среднегодовую численность работников, среднегодовой доход на 1 работника, включая доходы от ЛПХ, уровень товарности сельскохозяйственной продукции. Объемы производства и реализации продукции, число занятых и самозанятых, уровень их доходов в малых формах хозяйствования определяются: - по факту - на основе данных статистики, выписки из похозяйственных книг, анкетного опроса; - на каждый год реализации программы и на дату окончания реализации программы - на основе анкетного опроса и плана участия малых форм хозяйствования в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, предполагаемого объема оказываемых им услуг. Например, в муниципальном образовании предполагается разместить сбытовой кооператив, так как, согласно опросам, основным фактором, сдерживающим активность малых форм хозяйствования, является отсутствие рынков сбыта. Решение этой проблемы, по их мнению, позволит увеличить производство и реализацию сельскохозяйственной продукции на 9%. Если сбытовой кооператив охватит данным видом услуг все малые формы хозяйствования в муниципальном образовании, то рост производства продукции по данному муниципальному образованию составит 9%, в противном случае расчет прироста продукции производится из предположения, что по малым формам хозяйствования, принимающим участие в кооперации, рост составит 9%, по оставшимся - прироста производства продукции не будет. При наличии на территории региона (муниципального образования) действующих сельскохозяйственных потребительских кооперативов показатели эффективности реализации программы могут быть определены на основе конкретных данных влияния кооперации на результативные показатели. Например, если создание сбытовых кооперативов в регионах привело к увеличению производства и реализации продукции в среднем на 4%, то следует рассчитывать, что малые формы хозяйствования, которые по плану реализации программных мероприятий будут участвовать в таком виде кооператива, дадут прирост производства и реализации продукции на 4%. Для оценки результатов программ в целях достижения сопоставимости показателей рекомендуется число самозанятых в ЛПХ перевести в условное число работников. Для этого рекомендуется определить: 1. Среднегодовое поголовье скота по видам; 2. Площадь культур, выращиваемых в ЛПХ, по видам; 3. Нормативные затраты труда на содержание скота и возделывание сельскохозяйственных культур; 4. Общие затраты труда на содержание скота и возделывание сельскохозяйственных культур в ЛПХ; 5. Нормативную продолжительность работы одного работника в год. Среднегодовая численность скота по видам и площади возделывания сельскохозяйственных культур в ЛПХ определяются на основе статистических данных, выписок из похозяйственных книг, анкетного опроса. Нормативные затраты труда на содержание скота и возделывание сельскохозяйственных культур берутся из справочников экономиста (это могут быть общероссийские справочники или региональные, причем последние предпочтительнее). Общие затраты труда на содержание скота и уход за посевами в ЛПХ определяются как сумма от сложения затрат труда по уходу за каждым видом скота и за посевами каждой культуры. Затраты труда на содержание каждого вида скота определяются умножением его среднегодового поголовья на нормативные затраты труда на одну голову, по уходу за посевами - умножением площади посева (посадки) на нормативные затраты труда на единицу площади. Нормативная продолжительность рабочего года для работника определяется путем вычитания из общей календарной продолжительности года (365 или 366 дней) количества выходных (52 дня), количества праздничных (12 дней) и дней отпуска (28 дней). Численность самозанятых в переводе на условных работников определяют путем деления общий суммы затрат труда на работу в ЛПХ на нормативную продолжительность работы одного работника в год (Приложение 34 к настоящей Методике). Осуществление программы рекомендуется разбить на этапы. Количество этапов и их содержание в регионах (муниципальных образованиях) может быть различным. В подавляющем большинстве регионов (муниципальных образований) программы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов могут быть реализованы в 3 этапа: 1. Подготовительный; 2. Внедрение; 3. Распространение. Разработчикам программ, исходя из условий региона (муниципального образования), рекомендуется показать содержание работ на каждом этапе и результаты этих работ. В подготовительный этап, как правило, включают работы, которые должны способствовать осуществлению программы, например: 1. Формирование органов управления, контроля и реализации программы, подготовка плана их работы. 2. Подготовка проектов разрешительно-распорядительных и законодательных документов, необходимых для реализации программы, и обеспечение контроля (мониторинга) за их принятием и доведением до исполнителей и малых форм хозяйствования. 3. Обеспечение прохождения указанных выше проектов по инстанциям и доведения принятых документов до заинтересованных лиц - малых форм хозяйствования и кооперативов. 4. Подготовка и тиражирование типовых учредительных и образцов внутрихозяйственных документов по созданию и деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов. 5. Информационно-консультационное обеспечение малых форм хозяйствования по вопросам создания и организации деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов. 6. Формирование инициативных групп по организации сельскохозяйственных потребительских кооперативов различного профиля, их информационно-консультационное сопровождение. 7. Подбор специалистов для управления и организации деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов разного профиля и их обучение. Продолжительность первого этапа будет зависеть, прежде всего, от потребности в принятии законодательных и разрешительно-распорядительных документов, необходимых для осуществления программы, и процедуры их принятия на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Подготовка других документов и видов работ может занять 3 - 4 месяца, а в целом этап будет продолжаться 6 - 8 месяцев от начала реализации программы. В связи с проведением большой подготовительной работы на федеральном уровне по решению указанных выше вопросов подготовительный этап на региональном (муниципальном) уровне может быть сокращен до 1 - 2 месяцев. Основные результаты реализации первого этапа будут зависеть от видов работ, которые разработчики программы включили в подготовительный этап. Для перечисленных выше видов работ основными результатами реализации первого этапа будут: - принятые к исполнению законодательные и другие разрешительно-распорядительные документы; - разработанные проекты типовых учредительных и образцов внутрихозяйственных документов по созданию и организации деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов; - количество и виды изданных информационных материалов и опубликованных статей по вопросам создания и деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов; - количество созданных инициативных групп; - количество проведенных семинаров и число обученных специалистов. На этапе внедрения в программу могут быть включены работы по созданию и организации деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов различного профиля в наиболее подготовленных муниципальных образованиях, на территории которых реализуются другие программы, в той или иной степени помогающие решать проблемы развития малого бизнеса. Например: 1. Учреждение новых сельскохозяйственных потребительских кооперативов: - организация проведения предварительных собраний инициативных групп; - разработка учредительных документов, бизнес-планов деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов; - проведение учредительных собраний сельскохозяйственных потребительских кооперативов; - регистрация кооперативов; - изготовление печати и открытие счетов; - проведение общих собраний сельскохозяйственных потребительских кооперативов по приему в члены кооператива и утверждение внутренних документов. 2. Совершенствование работы ранее учрежденных сельскохозяйственных потребительских кооперативов: - разработка бизнес-планов реорганизации деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов; |