О РАЗРАБОТКЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ДВИЖЕНИЯ МОСКВЫ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ РАСПОРЯЖЕНИЕ МЭР МОСКВЫ 20 июля 2001 г. N 715-РМ (ПРМ) В целях развития информационного общества в Москве и обеспечения комплекса мер по развитию городской информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, информационных ресурсов и услуг, совершенствованию нормативно - правовой базы: 1. Утвердить представленную Департаментом экономической политики и развития г.Москвы Концепцию движения Москвы к информационному обществу (приложение 1). 2. Сформировать рабочую группу по разработке Комплексной программы движения Москвы к информационному обществу (приложение 2). 3. Утвердить Положение о рабочей группе по разработке Комплексной программы движения Москвы к информационному обществу (приложение 3). 4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П. Мэр Москвы Ю.М. Лужков 20 июля 2001 г. N 715-РМ Приложение 1 к распоряжению Мэра Москвы от 20 июля 2001 года N 715-РМ КОНЦЕПЦИЯ движения Москвы к информационному обществу РЕЗЮМЕ Сущность информационного общества. Рубеж тысячелетий совпал с переходом человечества к третьей - после аграрной и индустриальной - стадии развития, которую обозначают обычно как "информационное общество". Общепринятой дефиниции информационного общества нет, но большинство специалистов сходятся в том, что его сущность определяют несколько взаимосвязанных процессов: * Информация и знания становятся важным ресурсом и подлинной движущей силой социально-экономического, технологического и культурного развития. * Формируется рынок информации и знания как фактора производства наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала. * Стремительно растет удельный вес отраслей, обеспечивающих создание, передачу и использование информации. * Развитая информационная инфраструктура превращается в условие, определяющее национальную и региональную конкурентоспособность не в меньшей степени, чем, например, транспортные коммуникации. * Развитие и активное внедрение во все сферы деятельности новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) существенно меняет модели образования, труда, общественной жизни и отдыха. Мегаполисы в информационном обществе. Города - и особенно мегаполисы, к которым относится Москва, - находятся в центре происходящих изменений. Глобализация, интенсификация глобальной конкуренции и развитие ИКТ приводят к серьезным изменениям в экономике многих городов развитых стран. Опережающими темпами растет информационная индустрия, высокотехнологичного производства, а также индустрия услуг, спорта и отдыха, что вызывает значительные изменения на рынке труда и в социоэкономической динамике городов. В результате этих изменений экономическая деятельность, связанная с получением и обработкой информации, в настоящее время играет как никогда важную роль в экономике крупных западных городов, позволяя характеризовать их как постиндустриальные или "информационные". Соответствующие изменения произошли и на рынке труда: по оценкам экспертов 60-70% новых рабочих мест в развитых странах связаны сегодня с той или иной формой обработки информации. ИКТ сегодня занимают центральное место в обновлении и реструктуризации всех видов деятельности, которые в совокупности составляют сущность города: производство продукции, транспорт, системы "продавец-покупатель" и их вспомогательные службы, а также индустрия отдыха и зрелищ, СМИ, образование, управление городом, общественные службы, коммунальные услуги, общественная и культурная жизнь. Возможности и риски информационного общества. С формирующимся информационным обществом в последнее десятилетие связываются большие ожидания. Считается, что информационное общество обладает огромным потенциалом для улучшения качества жизни всего человеческого сообщества и каждого человека в отдельности, резко расширяет возможности для малого и среднего предпринимательства, для оптимального использования местных условий и ресурсов, для развития управления, образования и здравоохранения. На этой основе создаются предпосылки для значительного повышения эффективности производства, для экономии природных ресурсов и защиты окружающей среды, для перехода к устойчивому развитию. Вместе с тем, осознавая все преимущества информационного общества, нельзя не учитывать, что оно несет с собой не только новые решения и возможности, но и новые проблемы и риски. Как и любое другое, информационное общество несовершенно, а ИКТ нейтральны. Последствия их применения целиком зависят от ценностных установок и политических решений. Реализация возможностей информационного общества - вопрос адекватной политики и своевременных управленческих решений. Разработка программ движения к информационному обществу. Именно в силу сказанного информационное общество стало политической целью развития многих государств и регионов. Уже более 20 лет "информационное общество" является предметом программных разработок на национальном, международном и региональном уровнях, основная цель которых - обеспечить максимальную пользу от перехода к информационному обществу и парировать риски и негативные последствия. В развитых странах уже приняты документы третьего поколения, подводящие промежуточные итоги и ставящие новые цели. Несмотря на большой опыт решения вопросов информатизации, Россия и Москва задержались в разработке современных программ, учитывающих проблематику информационного общества. В Москве ежегодно принимается план работ по информатизации, программные основы этой деятельности были заложены в Концепции создания и эксплуатации общегородской информационной системы, принятой в 1991 г. Учитывая, однако, то обстоятельство, что основные целевые установки этой Концепции выполнены, а также то, что она была в основном направлена на информатизацию городского управления, возникла настоятельная необходимость в создании нового программного документа, учитывающего новые реалии и направленного на более широкий круг вопросов формирования информационного общества. Отвечая на вызовы времени, Московская городская дума (МГД) второго созыва приняла решение объединить ранее разрозненные направления своей деятельности, относящиеся к информационной сфере, в одно комплексное направление: "Информация, информатизация, связь, телекоммуникации и телевидение". Весной 1998 г. был сформирован общественный экспертный совет по данному направлению. Одна из главных задач совета - разработка рекомендаций по развитию информационной и телекоммуникационной инфраструктуры Москвы и определение приоритетных направлений движения Москвы к информационному обществу. В 1999 г. МГД вышла с инициативой подготовки концепции движения Москвы к информационному обществу, которая была поддержана Правительством Москвы. Смысл предлагаемого документа - разработать концептуальные основы для создания в городе системы поддержки, регулирования и координации деятельности всех участников процессов информатизации, определить общие и конкретные по областям цели перехода к информационному обществу. Видение будущего для Москвы. Авторы концепции движения Москвы в информационное общество исходили их того, что Москва должна войти в него в качестве центра информационной деятельности, как "информационный город". Это означает, что Москва должна стать: * городом с развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой, отвечающей всем современным требованиям; * городом, экономический фундамент которого формирует экономика, основанная на знаниях, где экономический рост и создание рабочих мест определяется инновационной активностью, которая подразумевает успешную коммерциализацию результатов исследований и разработок; * городом, в котором будет иметь место массовое и эффективное использование ИКТ во всех областях экономической, социальной и культурной жизни; * центром конкурентоспособной информационной индустрии, где производство информации, информационных технологий и услуг станет важнейшей отраслью городской экономики; * городом, где доступ к социально-значимой информации и базовым информационно-телекоммуникационным услугам будет обеспечен для всех горожан, независимо от пола, возраста и социально-экономического положения. Цели перехода Москвы к информационному обществу. Дерево целей движения Москвы к информационному обществу выделяет определенный аспект в целевых установках развития Москвы. Верхний уровень целей движения Москвы к информационному обществу совпадает с общими целями социально-экономического развития города: создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и повышения конкурентоспособности предприятий города, повышение уровня и качества жизни горожан, повышение эффективности и открытости городского управления, улучшение работы городского хозяйства и экологии города. Цели второго уровня уточняют и раскрывают цели высшего уровня с точки зрения условий и возможностей информационного общества: * формирование нормативно-правовой базы информационного общества в г.Москве, регулирующей взаимоотношения создателей, владельцев и пользователей информационных ресурсов и систем, а также всех участников движения к информационному обществу; * совершенствование городского управления за счет дальнейшего развития его информатизации на единой концептуальной основе (концепция "электронной власти") и согласованной технической политики; * содействие развитию и обновлению различных отраслей деятельности в г.Москве на базе широкого использования ИКТ (образование, культура, здравоохранение, малый бизнес, общественная жизнь, городское хозяйство, социальная защита); * создание условий для приоритетного развития и п овышения экспортных возможностей информационной индустрии города; * формирование современной информационно-коммуникационной инфраструктуры города; * формирование эффективной московской региональной инновационной системы; * преодоление информационного неравенства. В ряде случаев выделены цели третьего уровня конкретизирующие целевые установки по отдельным отраслям и видам деятельности. Предпосылки перехода Москвы к информационному обществу. Нельзя не заметить, что многие тенденции современного информационного общества характерны и для Москвы. Основные условия для этого есть. Москва имеет статус одного из ведущих мировых центров производства и хранения информации, является центром научно-технической и научно-образовательной деятельности и культурной жизни страны. В Москве расположены управляющие структуры крупного российского бизнеса. Москва представляет собой главный российский узел национальных и международных телекоммуникационных сетей, центр формирования и распространения массовой информации. Здесь создана достаточно развитая информационно-телекоммуникационная инфраструктура. Москва занимает первые места в России по обеспеченности домов и рабочих мест компьютерами, по числу абонентов сотовой связи и доступу населения к Интернету. Наконец, Москва - это административный центр страны, в котором реализуется информационный и управленческий потенциалы федеральных органов государственной власти. Следует также иметь в виду, что Москва - крупнейший мегаполис России. Как показывает мировой опыт, именно мегаполисам принадлежит ведущая роль в формировании информационного общества. У Москвы существует достаточный потенциал, чтобы занять достойное место в иерархии ведущих городов в мировом экономическом пространстве и информационном сообществе. В ходе движения Москвы к информационному обществу следует стремиться к тесному взаимодействию процессов информатизации в Москве и в других регионах страны. Это означает, с одной стороны, необходимость распространения московского опыта на крупные российские города, а с другой - использование в Москве прогрессивных решений проблем информатизации, осуществляемых в этих городах. Направления действий. В предлагаемом документе выделено шесть стратегических направлений деятельности Правительства Москвы по обеспечению движения к информационному обществу: 1. Создание условий для устойчивого развития экономики города в рамках формирующегося глобального информационного общества. 2. Развитие информатизации городского управления. 3. Стимулирование и организация использования ИКТ в различных сферах деятельности в г. Москве. 4. Обеспечение возможностей использования ИКТ всеми жителями города. 5. Развитие современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Москвы. 6. Совершенствование нормативно-правовой базы развития информационного общества в г. Москве. Каждое стратегическое направление деятельности детализировано рядом приоритетных направлений, в рамках которых предлагаются конкретные действия Правительства Москвы, основанные на законодательно закрепленных инструментах городской политики (городской заказ, налоговые стимулы, льготы по арендным ставкам и т.п.). Предлагаются также первоочередные мероприятия по реализации основных положений настоящей концепции. Цели и задачи Концепции движения Москвы к информационному обществу. Цель настоящей Концепции состоит в определении стратегических ориентиров развития Москвы как "информационного города". Основной задачей концепции является разработка основных положений политики Правительства Москвы и Московской городской Думы, обеспечивающей движение к информационному обществу. На основе концепции должна быть разработана комплексная программа формирования и развития в Москве базовых компонентов информационного общества, включающая в себя программные разработки по всем приоритетным направлениям. 1. ВВЕДЕНИЕ: ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА - ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ В последнее десятилетие Россия осуществляет несколько фундаментальных переходов - переход от тоталитарного к открытому демократическому обществу, от государственной плановой экономике к рыночной, от индустриального общества к информационному. Внимание российской прессы, политиков и общественности сосредоточено в основном на первых двух переходах, вызвавших драматические перемены в стране и существенно изменивших условия жизни и хозяйственной деятельности. В политических документах разного уровня практически не рассматриваются вопросы перехода к информационному обществу. Вместе с тем, этот переход, который совершают сегодня и другие страны, существенно затрагивает цивилизационные основы жизни всего человечества и бросает не менее серьезный вызов личности, корпорации и государству с точки зрения адаптации и выработки адекватной стратегии поведения. По мнению известного испано-американского социолога М. Кастелса для России переход к информационному обществурешающий, его нельзя отложить до того, как окончательно осуществляться остальные переходы. Более того, без его успешного осуществления невозможно решить главную задач российских реформ - вхождение в сообщество экономически развитых демократических государств в качестве полноправного участника. Задача предлагаемого документа - сформулировать концептуальные основы стратегии движения Москвы в информационное общество. 1.1. Сущность информационного общества Можно выделить четыре внутренне связанные фундаментальные черты формирующегося информационного общества: 1. Изменение роли информации и знания в жизни общества, выразившееся, прежде всего, в беспрецедентном возрастании информационной насыщенности хозяйственной, управленческой и других сфер деятельности, в превращении информации и знания в важнейший ресурс социально-экономического развития. 2. Превращение информационной индустрии в наиболее динамичную, выгодную и престижную сферу производства, которая обеспечивает лидирующую роль отдельных стран и городов в системе мировой экономики. 3. Возникновение развитой рыночной инфраструктуры потребления информации и информационных услуг и, в частности, широкое внедрение ИКТ в различные сферы жизни, причем не только в профессиональную, но и бытовую. 4. Глубокие изменения в моделях социальной организации и сотрудничества, когда во всех сферах общества происходит замена централизованных иерархических структур гибкими сетевыми типами организации, приспособленными к быстрым изменениям и инновационному развитию. Ключевой тенденцией является последовательное возрастание роли информации и знания в современном обществе. Информация и знания становятся все более важным фактором производства, движущей силой экономического развития и процветания общества. Основываясь именно на этой особенности современного общества, многие исследователи и называют его "информационным" (Й. Масуда, Д. Белл, О. Тоффлер) или "обществом знания" (П. Дракер), или обществом, основанным на "информационной экономике" или "экономике знания" (М. Порат). В информационном обществе экономические успехи все больше зависят от наличия и эффективности национальной, региональной, локальной или корпоративной системы инноваций (М. Портер) и налаженной системы непрерывного образования. Несколько факторов обуславливают происходящие изменения: * Окончательно оформившаяся где-то в середине ХХ века тесная связь науки и технических разработок, повлекшая за собой резкий рост динамики производства и появление наукоемких технологий. * Глобализация всех происходящих в обществе изменений, когда события, территориально очень далекие друг от друга, оказываются звеньями одной цепи, утрачивая тем самым свой, казалось бы, локальный характер. * Колоссальное усложнение всей экономической, политической, военной деятельности человечества и формирование здесь сложных систем, что выдвинуло на первый план проблемы управления и его информационного обеспечения, породив не только такие области знания как кибернетика, системный анализ, исследование операций, но и новое мировоззрение, в рамках которого мир воспринимается через призму информационных процессов. * Развитие новых информационных и коммуникационных технологий, широкое внедрение которых во все сферы жизни человека привело к их серьезной перестройки и появлению таких новых форм социальной и экономической деятельности как электронная коммерция, телеработа, дистанционное образование, телемедицина и электронная демократия. Впервые в достаточно отчетливом виде идея информационного общества была сформулирована в конце 60-х - начале 70-х годов нашего века. Изобретение самого термина "информационное общество" приписывается профессору Токийского технологического института Ю.Хаяши. В 70-е годы началась конвергенция двух почти одновременно появившихся идеологий - информационного общества и постиндустриализма. Сегодня многие ученые, вслед за известными социологами и философами Д.Беллом и О.Тоффлером, считают, что человеческая цивилизация после аграрной и индустриальной стадии развития вступает в новую - информационную. По мнению Д.Белла "информационное общество" - это новое название для постиндустриального общества, подчеркивающее не его положение в последовательности ступеней общественного развития (после индустриального общества), а основу определения его социальной структуры - информацию. До сих пор, несмотря на широкое распространения термина "информационное общество", ученые и специалисты еще не пришли к единому пониманию его основного содержания. Существует целый ряд определений, которые выдвигают на передний план те или иные реальные черты и тенденции современного общества. Так, например, очевидна тенденция увеличения доли занятых обработкой информации в структуре занятости в развитых странах. По расчетам С.Барли к началу XXI века доля американцев, чей труд в основном связан с физическим трудом в сфере производства или услуг (сельхозрабочие, ремесленники, механики, работники гостиниц, розничные торговцы, парикмахеры и т.п.) сократится с 83% в 1900 году до примерно 41%. Доля же тех, кто работает в основном с информацией, увеличится с 17% до 59%. Аналогичные изменения происходят и в других странах. Именно поэтому одно из самых распространенных определений информационного общества такое: информационным называется общество, в котором обработкой информации занято больше людей, чем обработкой сырья и материалов. С точки зрения американского экономиста Т.Стюарта информационный век наступил в 1991 году, когда впервые американские компании больше затратили на приобретение информационной техники, необходимой для манипулирования с информацией (компьютеры и телекоммуникационное оборудование), чем на промышленное оборудование, предназначенное для разного рода действий с материальными предметами (двигатели, турбины, станки и механизмы, машины и т.п.). В центре внимания многих работ находятся быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий и их возрастающее использование во всех сферах экономической и общественной жизни. ИКТ существенно изменили за последние годы то, как мы учимся, работаем, занимаемся общественной деятельностью и отдыхаем. Более того, цифровые технологии активно проникают в традиционные технологии, меняя их возможности и сферы использования. Все это позволяет говорить о компьютерной, телекоммуникационной или микроэлектронной революции (Д.Е.Сайчел, Т.Форестер) и считать информационное общество обществом информационных технологий. Перестройка мировой экономики, начавшаяся в середине 1970-х годов, привела к смене доминирующей формы организационной структуры предприятия и межфирменного сотрудничества. Целью организационных изменений была адаптация к резко возросшим темпам изменений в экономической, институциональной и технологической среде деятельности фирм. Общее направление изменений - переход от вертикальных иерархических структур к гибким сетевым формам организации, причем сети стали формообразующей основой как внутренней организации современной корпорации, так и ее взаимодействия с партнерами (межфирменные сети, корпоративные стратегические альянсы и т.п.). Аналогичные организационные изменения происходят в сфере услуг, административных органах и других областях деятельности. Развитие ИКТ стимулировало происходящие изменения, позволило выявить все преимущества новой формы социальной организации, хотя организационные изменения возникли и развивались первоначально независимо от технологического развития. Со своей стороны, развитие телекоммуникационной инфраструктуры, и, прежде всего, Интернета, привело к тому, что все больше транзакций в современной экономике и обществе совершается с использованием компьютерных сетей. Интернет становится глобальной средой общения, труда и отдыха. Стремительно растут мировые доходы от электронной коммерции, которые составили в 2000 г. 185 млрд. USD, в 2001 г. по прогнозам они увеличатся уже до 336,2 млрд., в 2002 г. - до 684,3 млрд., а в 2003 г. достигнут 1,26 трлн. USD. Указанные тенденции позволяют многим специалистам говорить об информационном обществе как о "сетевом обществе", а современную экономику определять как "сетевую". Последние 20 лет "информационное общество" находится в центре внимания многих политических документов регионального, национального и международного уровня. В политическом контексте информационное общество рассматривается как политическая цель и определяется через его возможности и преимущества. Созданная в мае 1995 г. с целью анализа социальных аспектов информационного общества группа экспертов Комиссии Европейских сообществ, в состав которой вошли ведущие специалисты практически всех стран Европейского Союза, определила информационное общество как глобальное общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ; которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой - открывает каждому сообществу новые возможности для самоидентификации и развития собственной уникальной культуры. Кроме того, это общество знания, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней. Общество знания эволюционирует общество мудрости, где с помощью научной обработки данных и информации, научной поддержки знания будут приниматься хорошо продуманные и обоснованные решения. 1.2. Возможности и риски информационного общества С формирующимся информационным обществом в последнее десятилетие связываются большие ожидания. Считается, что информационное общество обладает гигантским потенциалом для улучшения качества жизни всего человеческого сообщества и каждого человека в отдельности, резко расширяет возможности для малого и среднего предпринимательства, для оптимального использования местных условий и ресурсов, для развития сложных услуг и образования. Развитие информационного общества формирует предпосылки для значительного повышения эффективности производства, для экономии природных ресурсов и защиты окружающей среды, для перехода к устойчивому развитию. Возникновение глобальных информационных сетей и систем впервые в истории нашей планеты открывают возможность связать буквально каждого с каждым, обеспечить доступ к информационным ресурсам человеческой цивилизации любому жителю Земли, объединить сегодняшние знания и духовные ценности, а, значит, существенно раздвинуть границы применения достижений культуры, науки и техники. Сегодня четко обозначилась тесная связь между образованием, обучением и развитием, поэтому ключевым фактором для любой отрасли, организации или компании становится эффективный доступ к образованию и непрерывное обучение. Во многих странах реальностью становится развертывание массовой системы качественного обучения на расстоянии и образования, не ограниченного возрастными рамками, системы постоянного повышения квалификации. Еще одна возможность, предоставляемая информационным обществом - качественное улучшение системы охраны здоровья. Новые ИКТ делают широко доступной профилактическую информацию, создают основу для получения любым пациентом, где бы он ни жил, регулярных врачебных консультаций. Они превращают в реальность "телемедицину", опирающуюся на национальные и мировые информационные ресурсы. В информационном обществе обычным явлением становится "телеработа", которая в состоянии кардинально решить проблему занятости, в том числе для людей с ограниченными физическими возможностями, что может помочь решению одной из самых сложных социальных проблем. Кроме того, с массовым распространением телеработы связываются надежды на решение такой острой проблемы больших городов как перегрузка транспортной системы и загрязнение воздуха выхлопными газами. Информация становится реальным социальным ресурсом - ведь фактически только она способна помочь человеку адаптироваться к жизни в условиях неопределенности, приспособиться к постоянным изменениям, выработать новые стереотипы поведения, соответствующие новым обстоятельствам. Для человека информационного века единство мира оказывается уже не теоретической или идеологической абстракцией, а фактом его повседневной жизни. "Сжимая пространство", информационное общество резко расширяет возможности человека выбирать, где и на каких условиях работать, у кого и по каким ценам покупать те или иные товары и услуги, делает продавцов более зависимыми от потребителей, существенно усложняют жизнь монополистам, недобросовестным работодателям и производителям. Использование спутников, "живого" радио и телевидения для передачи информации оказывает массированное влияние на формирование общественного мнения по всему миру. Появление и совершенствование мультимедиа, видеоконференционной связи и искусственного интеллекта сильно расширяют возможности передачи информации, а, значит, распространения знаний и обмена ими. Важнейшей особенностью информационного общества является перенос акцента в производстве с использования материалов на производство информации и оказание услуг, что влечет за собой значительное снижение добычи и переработки сырья и расхода энергии. Преимущественное развитие "третичного" сектора экономики - оказания услуг - приводит к существенному изменению удельного веса отраслей экономики в формировании валового национального продукта. В целом ряде европейских стран более половины оборота средств в информационной индустрии приходится на создание информационных продуктов и технологий и лишь 45% - на производство техники; в индустрии связи разрыв еще более радикальный: 80% составляют телекоммуникационные услуги и только 20% - производство средств коммуникации. Осознавая все преимущества информационного общества, нельзя, однако, не признать, что оно несет с собой не только новые решения и возможности, но и новые проблемы и риски. Одним из объективных процессов, с которыми вынужден считаться современный мир, является глобализация, порожденная взрывным развитием ИКТ, созданием планетарных сетей, триумфом рыночной экономики, либерализацией международной торговли, развитием транспорта. Так или иначе, все это приводит к размыванию национальных и политических границ и к ускорению темпов индустриализации и унификации культур - частично за счет образования глобальных конгломератов в области информации, телекоммуникаций и досуга. Глобализация заставляет предпринимателей вступать в жесткую конкуренцию, в результате которой выживают действительно сильнейшие, которые затем получают большую реальную власть, начинают оттирать с рынка новых игроков и вовсе не подпускать к нему слабых. В условиях интенсивного использования глобальных сетей возникают новые формы культурной агрессии со стороны наиболее развитых стран в отношении менее развитых, появляется опасность утраты целыми сообществами своей культурной и национальной самобытности, включая самобытность языковую, происходит навязывание человечеству потребительских предпочтений и вкусов в интересах узкой группы транснациональных компаний-производителей. Главная опасность заключается в том, что усиливающаяся глобализация производства и мобильность всемирных корпораций может неблагоприятным образом повлиять на политику охраны окружающей среды, а также права на труд и социальную защиту, - причем во всемирном масштабе. Реальным сигналом тревоги является сокращение рабочих мест в компаниях, связанных с производством ИКТ, в наиболее развитых странах. Все большее распространение "экранной" культуры, неизбежность столкновения с виртуальной реальностью, в которой трудно различимы иллюзия и действительность, создают некоторые психологические (и даже психические) проблемы. По мере нарастания объема информации людям становится труднее ориентироваться в ее содержании, ограждать себя от ее избытка. В условиях существования открытых, легко доступных и легко наполняемых информационных сетей возникает проблема ограничения информации, считающейся социально и экономически опасной, проблема безопасности персональных и других видов данных, проблема соблюдения авторских прав и прав производителей электронной информации. Развитие и широкое использование ИКТ привело к появлению еще одного измерения бедности, - так называемой "информационной бедности". Это понятие отражает рост социальной дифференциации населения по новому принципу - принципу возможностей доступа к современным ИКТ, когда лишь часть населения получает доступ к новым технологиям и информационным ресурсам и может реализовать это преимущество. Благодаря ускорению процесса технологической инновации, вовлечению индустриального капитала и конкуренции новая сетевая технология и инфраструктура становятся гораздо дешевле, а потому доступнее для все большего числа людей. Что же касается доступа к распространяемой по ним информации, то это остается одной из самых сложных проблем. Стоимость информационных услуг может на многие годы стать фактором, усиливающим разрыв между теми, кто может и кто не может себе позволить получать и распространять информацию. Вопросами, до сих пор не получившими ответа, остаются следующие: * Какова роль владельцев инфраструктуры, производителей программных продуктов, авторов, издателей, правительств и международных организаций в широком распространении информации в тех слоях населения или в тех странах, где доступ к информационным ресурсам недостаточен? * Как добиться баланса между дешевой или бесплатной информацией, распространяемой для широкого круга пользователей правительствами и международными организациями, и интеллектуальноемкими информационными продуктами, обеспечивающими эффективный доступ к знанию и принятие эффективных решений? Решение этих и других проблем становления информационного общества требует серьезных усилий специалистов самых разных профилей. При этом необходимо принимать в расчет, что методы противодействия всем перечисленным и другим опасностям информационного века лежат не в области отгораживания себя от глобального информационного общества, а в сфере развития собственного полноценного участия в его формировании. 1.3. Необходимость разработки программ движения к информационному обществу Как и любое другое, информационное общество несовершенно, а ИКТ нейтральны - последствия их применения целиком зависят от ценностных установок и политических решений. Реализация возможностей информационного общества - вопрос адекватной политики и своевременных управленческих решений. Значимость происходящих сегодня перемен хорошо осознается ведущими странами мира. Они осуществляют стратегические вложения в развитие ИКТ, информационной инфраструктуры, в наращивание информационных ресурсов, в изучение экономических и социальных особенностей информационного общества. Уже более 20 лет "информационное общество" является предметом программных разработок на национальном, международном и региональном уровнях, основная цель которых - обеспечить максимальную пользу от перехода к информационному обществу и парировать риски и негативные последствия. В развитых странах уже приняты документы третьего поколения, подводящие промежуточные итоги и ставящие новые цели. Самое серьезное значение этим проблемам придается в странах "большой семерки", к которой в свое время присоединилась Россия. Несмотря на большой опыт решения вопросов информатизации, Россия и Москва з адержались в разработке современных программ, учитывающих проблематику информационного общества. В Москве ежегодно принимается план работ по информатизации, программные основы этой деятельности были заложены в Концепции создания и эксплуатации общегородской информационной системы, принятой в 1991 г. Учитывая, однако, то обстоятельство, что основные целевые установки этой Концепции выполнены, а также то, что она была в основном направлена на информатизацию городского управления, возникла настоятельная необходимость в создании нового программного документа, отражающего новые реалии и направленного на более широкий круг вопросов формирования информационного общества. Отвечая на вызовы времени, Московская городская дума (МГД) второго созыва приняла решение объединить ранее разрозненные направления своей деятельности, относящиеся к информационной сфере, в одно комплексное направление: "Информация, информатизация, связь, телекоммуникации и телевидение". Весной 1998г. был сформирован общественный экспертный совет по данному направлению. Одна из главных задач совета - разработка рекомендаций по развитию информационной и телекоммуникационной инфраструктуры Москвы и определение приоритетных направлений движения Москвы к информационному обществу. В 1999г. МГД вышла с инициативой подготовки концепции движения Москвы к информационному обществу, которая была поддержана Правительством Москвы. Смысл предлагаемого документа - разработать концептуальные основы для создания в городе системы поддержки, регулирования и координации деятельности всех участников процессов информатизации, определить общие и конкретные, по отдельным областям, цели перехода к информационному обществу. 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 2.1. Видение будущего. Москва как "информационный город". Необходимо различать общие характеристики информационного общества как некоторого этапа в развитии человечества, с одной стороны, и положение отдельных государств, регионов или городов в рамках этого общества, с другой. Поэтому, наряду с понятием информационного общества необходимо ввести понятие центра информационной деятельности, которое подчеркивает пространственную неоднородность информационного общества и лидирующее положение государств и городов в производстве информации, информационных технологий и услуг. Ставя проблему вхождения Москвы в информационное общество, авторы концепции движения Москвы в информационное общество исходили их того, что Москва должна войти в него в качестве центра информационной деятельности, как "информационный город". Это означает, что Москва должна стать: * центром конкурентоспособной информационной индустрии, где производство информации, информационных технологий и услуг станет важнейшей отраслью городской экономики; * городом, экономический фундамент которого формирует экономика, основанная на знаниях, где экономический рост и создание рабочих мест определяется инновационной активностью, которая подразумевает успешную коммерциализацию результатов исследований и разработок; * местом базирования управляющих подразделений крупных национальных и международных компаний и организаций, городом, в котором принимаются решения, значение которых выходит за пределы города и страны; * центром познавательного и делового туризма; * городом с развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой, отвечающей всем современным требованиям; * городом, в котором будет иметь место массовое и эффективное использование ИКТ во всех областях экономической, социальной и культурной жизни; * городом, где доступ к социально-значимой информации и базовым информационно-телекоммуникационным услугам будет обеспечен для всех горожан, независимо от пола, возраста и социально-экономического положения. Движение столицы к информационному обществу должно привести к существенному улучшению социально-экономической ситуации в городе, созданию значительно числа новых рабочих мест, повышению эффективности труда, развитию электронной коммерции, улучшению окружающей среды, более полному использованию культурного потенциала города, созданию новых условий развития политического самосознания граждан и максимальной реализации их личностного потенциала. 2.2. Цели и задачи перехода Москвы к информационному обществу Дерево целей движения Москвы к информационному обществу выделяет определенный аспект в целевых установках развития Москвы. Верхний уровень целей движения Москвы к информационному обществу совпадает с общими целями социально-экономического развития города: создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и повышения конкурентоспособности предприятий города, повышение уровня и качества жизни горожан, развитие демократических институтов, повышение эффективности и открытости городского управления, улучшение работы городского хозяйства и экологии города. Цели второго уровня уточняют и раскрывают цели высшего уровня с точки зрения условий и возможностей информационного общества: * формирование нормативно-правовой базы информационного общества в г. Москве, регулирующей взаимоотношения создателей, владельцев и пользователей информационных ресурсов и систем, а также всех участников движения к информационному обществу; * совершенствование городского управления за счет дальнейшего развития его информатизации на единой концептуальной основе (концепция "электронной власти") и согласованной технической политики; * содействие развитию и обновлению различных отраслей деятельности в г. Москве на базе широкого использования ИКТ (образование, культура, здравоохранение, малый бизнес, общественная жизнь, городское хозяйство, социальная защита); * создание условий для приоритетного развития и повышения экспортных возможностей информационной индустрии города; * формирование современной информационно-коммуникационной инфраструктуры города; * формирование эффективной московской региональной инновационной системы; * преодоление информационного неравенства. В ряде случаев в соответствующих разделах Концепции выделены цели третьего уровня, конкретизирующие целевые установки по отдельным отраслям и видам деятельности. К первоочередным задачам, которые предстоит решать городу для достижения вышеуказанных целей относятся: * разработка и реализация блока согласованных городских программ использования современных информационных и коммуникационных технологий для более эффективной деятельности органов власти и развития общедоступных услуг, ориентированных на потребности граждан; * разработка и реализация мероприятий для стимулирования и организации использования современных ИКТ в сфере бизнеса, а также в сферах, имеющих особое значение для общества - транспорт, охрана окружающей среды, здравоохранение, наука, образование и культура; * разработка системы мер, способствующих ускоренному развитию городской информационной индустрии; * разворачивание системы обучение населения использованию новых видов услуг и возможностей, предоставляемых информационным обществом; * разработка и проведение демонстрационно-просветительских компаний и мероприятия, обеспечение широкой поддержки идеи информационного общества и активного участия граждан в его формировании; * обеспечение защиты прав граждан в условиях бурного развития ИКТ; * развитие кооперации на общегородском, национальном и международном уровне с целью формирования информационного общества; * создание необходимой законодательной и нормативной базы для развития информационного общества. 2.3. Цели и задачи концепции движения Москвы к информационному обществу Цель настоящей Концепции состоит в определении стратегических ориентиров интеграции Москвы в глобальное информационное общество, превращения Москвы в "информационный город". Основными задачами концепции представляются: * анализ социально-демографических, экономических, культурных, технологических, правовых и иных предпосылок и условий, характеризующих готовность Москвы к осуществлению лидерства в процессе перехода России к информационному обществу; * рассмотрение факторов и проблем, тормозящих процесс развития информационного общества; * формулирование принципов и основных положений политики Правительства Москвы и Московской городской Думы, направленной на преодоление факторов торможения и на динамичное развитие информационного общества; * изложение рекомендаций по разработке комплексной программы формирования и развития в Москве современной информационной среды. 3. ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕРЕХОДА РОССИИ И МОСКВЫ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ 3.1. Россия на пороге информационного общества В России за последние 7-10 лет процессы информатизации, компьютеризации и развития телекоммуникаций позволили создать серьезные предпосылки и условия перехода к информационному обществу, интеграции страны в мировое информационное сообщество. Главные из них следующие. Информация становится важным ресурсом социально-экономического, технологического и культурного развития, масштабы ее использования стали сопоставимыми с масштабами использования традиционных ресурсов (энергия, сырье и т.п.). Величина суммарных затрат на информацию уже имеет макроэкономическую значимость. Объем продаж средств вычислительной техники и информатики вместе с программным обеспечением превышает 5 млрд. долл. в год, что составляет примерно 6% ВВП России в 1997г. В стране насчитывается более 400 тысяч оригинальных, постоянно обновляемых баз данных. Быстро растет количество российских сайтов в Интернете. Число домашних компьютеров оценивается примерно в 400 тысяч, что охватывает 3-4% российских семей. Растет парк ЭВМ, ускоренными темпами идет развитие систем и средств телекоммуникации, растет число корпоративных информационных сетей. Количество российских пользователей Интернета превышает 2 миллиона. В среднем за неделю в Интернет обращаются 430 тысяч человек, что составляет 6,2% взрослого (старше 16 лет) населения страны. Интенсивно расширяется национальная сеть связи, использующая спутниковые каналы, успешно осуществляется телефонизация страны, стремительно растет рынок средств мобильной связи. Отставание России от развитых стран в области телекоммуникаций и компьютерных сетей быстро сокращается: сегодня число телефонных линий, приходящихся на одного жителя страны, всего лишь вдвое меньше, чем на Западе. В значительной степени информатизированы многие отрасли хозяйства, системы национальной и общественной безопасности, банковская сфера и сфера государственного управления и правопорядка. В государственных органах на федеральном уровне, а также в некоторых регионах достигнута относительно высокая насыщенность информационными системами и телекоммуникационными сетями. Россия обладает бесценными культурными и информационными сокровищами - в стране более 1 млн. уникальных архивных фондов и 130 тысяч библиотек, около 1 млн. баз данных общим объемом более 170 терабайт. В целом по объему информационных ресурсов наша страна уверенно занимает одно из ведущих мест в мире. Быстрыми темпами развивается индустрия мультимедиа: если в 1993г. был выпущен всего один отечественный CD-ROM, то в 1994 году - уже 25, в 1995г. - более 100, сегодня - около 1000. В настоящее время одним из наиболее динамичных секторов российского рынка стал рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов и услуг. Сегодня все программно-техническое обеспечение процессов информатизации и развития телекоммуникаций обеспечивается отечественным информационным рынком, на котором все новейшие средства и технологии появляются практически одновременно с их появлением на зарубежных рынках. Сделаны первые шаги в разработке основных положений законодательства в сфере информации, информатизации и защиты информации, которые должны обеспечить правовую поддержку развития информационной сферы и перехода к информационному обществу. Сейчас в Российской Федерации действует более 40 федеральных законов в области информации, более 80 актов Президента РФ, около 200 актов Правительства РФ. При этом, однако, можно сказать, что правовая основа развития информационного общества только начинает создаваться и может быть качественно сформирована только при условии системного ее завершения и развития на региональном уровне. В 1998 г. в нашей стране была разработана и одобрена на высоком государственном уровне Концепция государственной информационной политики, а в 1999 г. - Концепция перехода России к информационному обществу. Возможно, наш старт можно посчитать несколько запоздалым, однако иногда он дает определенные преимущества - те, кто начал позже, могут уберечь себя от ошибок, допущенных первопроходцами. Использование материальных и духовных благ информационной цивилизации может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности. Россия должна войти в семью технологически и экономически развитых стран на правах полноценного участника мирового цивилизационного развития с сохранением политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством. Можно ожидать, что основные черты и признаки информационного общества будут сформированы в России при стабильных социально-политических условиях и глубоких экономических преобразованиях в первой четверти ХХI столетия. 3.2. Москва в процессе движения к информационному обществу В Москве сложились относительно хорошие социально-экономические предпосылки движения к информационному обществу, Москва дальше, чем другие регионы России, продвинулась по этому пути. Москва имеет наилучшие в России экономические условия для развития информатизации и движения к информационному обществу. С точки зрения инвестиционного потенциала Москва, по оценкам, приведенным журналом "Эксперт", относится к регионам с максимальным потенциалом и минимальным риском, ее доля в общероссийском потенциале в 1999 г. составила 14,8%. Москва возглавляет список первых регионов страны по бюджетным доходам (120,11 млрд.руб. в 1998г.), по числу действующих совместных и иностранных предприятий (56,4% общего количества в России), по объему прямых иностранных инвестиций (доля в России в 1998 г. - 23,9%), по объему капитальных вложений (доля в России в 1998 г. - 16,7%) и по их динамике (96,7% в 1998г. относительно 1991 г. в сопоставимых ценах). Высокие доходы позволяют вкладывать серьезные бюджетные ресурсы в развитие информатизации (более 70 млн. руб. ежегодно и в несколько раз больше из внебюджетных фондов). В Москве средний уровень жизни в несколько раз выше общероссийского, что создает предпосылки для привлечения средств населения в развитие информатизации, для широкого использования ИКТ жителями города. В Москве сформировались развитые рынки ИКТ, на которых представлен практически весь спектр современного информационного оборудования и ПО. В Москве сложились благоприятные социально-демографические условия для развития информационного общества. Служащие как люди, работающие с информацией и учащаяся молодежь являются резервом и двигателем интеграции в информационное общество. В Москве служащие составляют 29,4% от общей численности занятых в экономике. Общее число студентов вузов, учащихся средних специальных учреждений и общеобразовательных школ составляет 20,25% от общего населения города. Таким образом, более 50% населения столицы потенциально предрасположены к использованию ИКТ. Население Москвы традиционно отличается высоким уровнем образования: более 50 % населения имеют высшее, неполное высшее и среднее специальное образование. Москва - регион с наибольшей в России долей лиц с высшим и средним специальным образованием в общей численности занятого населения (75 %). Москва имеет развитую телекоммуникационную инфраструктуру. В Москве создана разветвленная волоконно-оптическая кабельная сеть, не уступающая по своим параметрам сетям многих крупных городов развитых стран. Целый ряд телекоммуникационных операторов столицы имеют сеть протяженностью более 1000 километров: КОМКОР (протяженность сети свыше 5000 км), МТУ-Информ (более 1500 км); Макомнет (1500 км); Комстар (около 1000 км) и ряд других. В 2000 г. к каждому восьмому дому Москвы уже был подведен волоконно-оптический кабель. Плотность телефонизации в Москве существенно выше, чем в России. На 100 семей приходится 105 телефонов, а на 100 жителей - около 50, что близко к показателям развитых стран. Москва следует в русле общемировых тенденций развития сотовой телефонной связи. В столице представлены практически все основные стандарты, существующие в мире: GSM-900/1800 (МТС и Вымпелком), AMPS/DAMPS (Вымпелком), NMT-450 (МСС), CDMA (Персональные коммуникации). Клиентская база компании Мобильные Телесистемы составляет свыше 1 млн. человек, Вымпелкома - 700 тыс., Московская сотовая связь насчитывает около 99 тыс. абонентов. В Москве действуют около 120 компаний-провайдеров Интернет. Только крупнейшие московские провайдеры (МТУ-Информ, Демос, Голлден Телеком, Глобал Один, Деловая сеть) занимают 54 % российского рынка. Количество телефонных номеров в Москве, с которых осуществляется выход в Интернет, составляет по различным оценкам от 200 до 300 тыс. В Москве действуют операторы всех видов современной связи. По состоянию на конец 2000 года из общего количества более 9600 лицензий, выданных Министерством РФ по связи и информатизации на оказание различного вида услуг связи, свыше 1500 распространяло свое действие на территорию Москвы. Из общего количества альтернативных операторов связи 60% сосредоточено на территории Москвы и Московской области. В Москве сосредоточены основные национальные информационные ресурсы. Москва традиционно является крупнейшим библиотечным и информационным центром страны. В ней сосредоточены основные библиотеки, имеющие общероссийское и мировое значение, а также федеральные центры научно-технической информации. Именно в Москве все последние десятилетия оседала и обрабатывалась основная часть поступающей в страну зарубежной литературы, накапливались непубликуемые источники научно-технической информации, в силу чего полноценная научная работа в целом ряде областей возможна была только в Москве или предполагала постоянные поездки в столицу. В последние годы идет активное внедрение новых информационных технологий (электронные каталоги с доступом через Интернет, электронное копирование документов и т.п.) в деятельность крупнейших библиотек Москвы. В Москве есть предпосылки для развития экономики информационного общества. Во времена СССР Москва была центром национальной инновационной системы. В Москве размещались не только все союзные министерства и ведомства, но и их центральные проектные и научно-исследовательские организации, базовые и экспериментальные производства, которые составляли основу инновационной системы отрасли. На московских предприятиях осваивались новые производства с последующим их тиражированием в других регионах. Вопрос в том, чтобы не просто сохранить этот инновационный потенциал, но реконструировать его таким образом, чтобы Москва стала центром инноваций и в рамках формирующейся на рыночных основаниях российской инновационной системы. Москва последние десятилетия являлась одним из крупнейших мировых научных центров. В Москве сосредоточены ведущие научные учреждения и вузы страны, здесь работают 37% российских исследователей и 50% докторов наук. Москва представляет собой главный узел национальных и международных телекоммуникационных сетей, центр формирования и распространения массовой информации, место базирования крупнейших российских операторов связи. В Москве действуют большинство российских фирм по производству ПО (около 800). В Зеленограде создана "особая экономическая зона" для электронной промышленности, имеющая большой потенциал для производства современного информационного оборудования. Москва является центром принятия принципиальных решений, определяющих ситуацию не только в стране, но и на региональном и глобальном уровнях. С этим связано и особое положение Москвы в информационном пространстве страны, т.к. именно здесь сосредоточены информационные ресурсы, специалисты и организации, обеспечивающие информационно-аналитический базис государственного управления. Все это, несомненно, уже делает Москву одним из региональных и мировых центров информационной деятельности. Выступая в качестве центра административной и экономической деятельности, Москва привлекает огромное количество гостей, что делает ее, в свою очередь, центром делового туризма и создает возможности для дополнительных доходов в сфере обслуживания. Важно подчеркнуть, что все перечисленное - это следствие выполнения Москвой функций административного центра страны, которые в основе своей являются информационными. 4. ПРИНЦИПЫ И ПРИОРИТЕТЫ ГОРОДСКОЙ ПОЛИТИКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДВИЖЕНИЯ МОСКВЫ В ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО 4.1. Принципы и основные положения городской политики Процесс движения города в информационное общество должен регулироваться следующими принципами: * социальное партнерство руководства города, экспертов, представителей бизнеса и жителей в деле формирования информационного общества; * выраженная социальная и гуманитарная направленность стратегических целей и основных задач движения Москвы к информационному обществу; * открытость политики по обеспечению движения к информационному обществу, регулярный обмен информацией между всеми субъектами информационного общества; * научная обоснованность разрабатываемых мероприятий и принимаемых решений, основанная на регулярном анализе основных индикаторов развития информационного общества и результатах мониторинга связанных с этим развитием социально-экономических процессов; * учет интересов общества в целом, а не интересов отдельных лиц, властных структур, организаций или секторов экономики; * последовательность, поэтапность и согласованность осуществления всех мероприятий, направленных на развитие информационного общества. Городская политика в процессе формирования информационного общества должна основываться на следующих основных положениях: * привлечение к обсуждению ключевых вопросов развития информационного общества всех заинтересованных сторон из государственного и коммерческого сектора экономики, общественных организаций, ученых и специалистов; * контроль со стороны Правительства Москвы и Московской городской Думы за протеканием процесса формирования информационного общества; * слежение за процессом информатизации города с помощью организации статистического наблюдения за основными индикаторами движения к информационному обществу; * установление и корректировка по мере необходимости соотношения между государственной и рыночной составляющими городской информационной индустрии (научное обоснование необходимости усиления государственного регулирования или, наоборот, усиления либерализации в зависимости от сферы информатизации и этапа ее развития); * создание благоприятных условий для развития направлений информатизации, признанных администрацией города приоритетными; * препятствование проникновению в город устаревшей техники и технологий; * обеспечение доступа широким слоям населения города к ИКТ с помощью организации общественных центров доступа к современным технологиям, в первую очередь для социально незащищенных групп населения; * анализ и учет отечественного и зарубежного опыта, международных норм и тенденций. 4.2. Создание условий для устойчивого развития экономики города в информационном обществе Есть несколько направлений экономической политики, которые могут обеспечить устойчивое развитие города в условиях развития глобального информационного общества: * выдвижение на первый план бизнеса, основанного на возобновляемых ресурсах (информации и знании); * создание эффективной региональной инновационной системы; * стимулирование информационной индустрии (производство информационных технологий, контент-индустрия и телекоммуникации) как наиболее рентабельной и быстрорастущей в мире сферы экономики, создающей к тому же предпосылки повышения конкурентоспособности во всех других отраслях. * адекватное позицирование Москвы в рамках экономики глобального информационного общества с точки зрения ее роли в мировой сети городов и поддержки специфических для Москвы и конкурентноспособных на мировых рынках направлений экономической деятельности. Следует также иметь в виду, что в информационном обществе возрастает экономическое значение информационной деятельности, к которой можно отнести также научную, культурную, управленческую, туристскую и другие виды деятельности. Экономический эффект информационной деятельности может иметь как прямой, непосредственный, так и опосредованный характер. В первом случае речь идет о продаже информационных товаров и услуг - неовеществленных технологий, программ, баз данных, телекоммуникационных услуг и т.п. Во втором, - речь идет о повышении дохода либо за счет использования информации и внедрения ИКТ в деятельность коммерческих предприятий непосредственно не торгующих информационными продуктами, либо за счет того, что наличие информационных ресурсов создает условия для развития других сфер доходной деятельности. Примером последнего может служить деловой и познавательный туризм, когда наличие в городе государственных и научных учреждений, библиотек, музеев, архивов и т.д., не приносящих прямого дохода, привлекает значительное число приезжих, способствующих развитию сферы услуг, розничной торговли, транспорта и т.д. Помимо сказанного нельзя не учитывать тот факт, что информационная деятельность в сфере фундаментальной науки и культуры, непосредственно не связанных с экономической выгодой, формирует имидж города, что косвенно не может не сказываться и на его экономическом положении. 4.2.1. Стимулирование производства и содействие в продвижении на мировой рынок программного обеспечения московских производителей Россия является одной из редких стран, где представлены практически все основные направления современного программирования. Здесь в настоящее время действует около 1,5 тысяч программистских фирм, большая часть которых ориентирована на внутренний рынок и занята производством программного обеспечения в области финансов, бухгалтерского учета и других направлений делового программного обеспечения (ПО). Большинство фирм (около 800), а также наиболее крупные из них, расположены в Москве. Ключевой проблемой является выход российского программного обеспечения на мировые рынки. По оценкам Центра интеллектуальных систем "Метод", присутствие российского ПО на мировом рынке составляет всего 150 млн. долларов, что не соответствует потенциалу российских компаний и программистов, которые всегда имели заслуженно высокую репутацию. Есть два приемлемых варианта выхода российских программистов на мировой рынок: 1. "Офшорное программирование", когда отдельные программисты или компании остаются в России, но работают по заказам зарубежных компаний, зачастую взаимодействуя с нанимателями через Интернет. Основную прибыль в этом случае получают зарубежные фирмы, оставаясь собственниками разработанных продуктов, однако такой экспорт выгоден и для страны, т.к. доходы частично остаются в ее пределах. В России, по оценкам специалистов, подобной деятельностью занято уже около 1000 коллективов. Лидерами "офшорного программирования в мире являются Индия и Ирландия, которые получают миллиардные доходы от этой деятельности. 2. Выход на мировой рынок с готовой "коробочной" продукцией отечественных фирм. К настоящему времени это удалось примерно 10 фирмам с пока небольшим объемом продаж. Это самая экономически выгодная для страны и города форма экспорта интеллектуальных продуктов, которая должна получить всемерную поддержку властей. Препятствием для успешного выхода на мировой рынок с готовым продуктом являются, обычно, отсутствие хорошего интерфейса, тестирования, соответствующего оформления, маркетинговых исследований, рекламы и послепродажной поддержки пользователей, т.е. всех тех "мелочей", которые делают ПО конкурентоспособным товаром. Рациональной стратегией для Москвы, учитывая необходимость относительно небольших капиталовложений, наличие в Москве большого количества высококлассных специалистов и разработок, а также весьма возможную быструю отдачу, представляется превращение производства ПО в качестве одного из приоритетных направлений экономической и инвестиционной политики московского правительства. В этой связи предлагается разработать и реализовать следующие мероприятия: * Создание благоприятных условий для развития индустрии программного обеспечения в г.Москве и формирования венчурного капитала для инновационного инвестирования в производство ПО. * Содействие созданию компаний для поиска и размещения среди московских фирм и программистов заказов зарубежных фирм на разработку ПО (развитие "офшорного программирования"). * Создание инвестиционной компании с городским участием для доработки и продвижения на мировой рынок готовой "коробочной" продукции московских производителей ПО. * Проведение мероприятий по борьбе с пиратством и защите авторских прав разработчиков ПО. * Перевод всех информационных систем в аппарате управления и учреждениях г. Москвы на лицензионное ПО. * Создание системы информационной и юридической поддержи малых предприятий в сфере производства программного обеспечения. 4.2.2. Поддержка производства средств информатизации в г.Москве Производство средств информатизации (компьютеры и периферия, телекоммуникационное оборудование, средства связи и т.д.) обеспечивает техническую базу развития информационного общества и является самой динамично развивающейся в мире отраслью наукоемкого производства, причем как с точки зрения быстроты нововведений, так и с точки зрения роста объемов продаж. В разделении огромного мирового рынка средств информатизации отечественные производители практически не участвуют. Это относится как к производителям готовой продукции, так и производству комплектующих и элементной базы. После начала реформ и либерализации внешней торговли российская промышленность в большинстве своем оказалась неконкурентоспособной даже на внутреннем рынке. Известное исключение составляет производство компьютеров - большинство продаваемых в последние годы в России ПК было отечественной сборки, но речь идет об "отверточной" сборке из импортных комплектующих. Российский рынок персональных компьютеров (ПК) составляет около 1% мирового, в 1999г. объем продаж превысил 800 тыс. штук или более 800 млн. долларов (в лучшие докризисные времена он достигал 1,5 млн. штук в год). Конкурентоспособного производства комплектующих, и, прежде всего, микросхем, в России практически нет: большая часть производственных мощностей микроэлектроники с технологической точки зрения сегодня не соответствует современным требованиям, нет современных заводов по производству микросхем на основе субмикронных технологий (0,35-0,25 мкм). Если брать весь спектр производства средств информатизации, то направлением, где у российских производителей достаточно устойчивое положение и конкурентоспособная продукция можно считать, например, производство оборудования для радиорелейной связи. Положение в сфере производства средств информатизации - это важнейшая проблема для государства и всего общества. Возрождение отечественной электронной промышленности на новой технологической основе необходимо не только с точки зрения экономического развития страны на перспективу, но и с точки зрения национальной безопасности. Это проблема и Правительства Москвы - частью мегаполиса является Зеленоград, возникший как город-спутник электронной науки и промышленности. Московские власти более двух лет назад включились в решение этих проблем. Была создана территориально-промышленная зона с особым статусом на базе предприятий электронной промышленности города Зеленограда (особая зона) с целью сохранения и развития центра электронной промышленности в городе Москве и стимулирования инновационных и инвестиционных процессов в этой отрасли. Эту работу необходимо активизировать, обращая внимание на следующие направления: 1. Инвестиции в разработки и производство готовой продукции и элементной базы. Это весьма сложное направление действий с точки зрения использования инструментов для увеличения инвестиций и выбора объектов инвестирования. Здесь должна быть проведе серьезная аналитическая программная работа с учетом прогнозов технологического развития и состояния отечественного рынка, налажена система квалифицированной экспертизы принимаемых решений. 2. Поддержка московских школ разработчиков перспективных направлений электроники. Уровень отечественных исследований и разработок во многих "горячих" направлениях этой области (например, в разработке архитектуры процессоров) не уступает мировому. Проблемой является коммерциализация разработок и выход на мировой рынок. Пока здесь ситуация похожа на ситуацию в программировании: преобладает либо переход специалистов в зарубежные фирмы, либо работа российских коллективов по контракту на зарубежных производителей. В обоих случаях интеллектуальная собственность переходит к иностранным компаниям со всеми вытекающими последствиями. Наиболее перспективный и экономически выгодный путь для города (если не считать налаживания конкурентоспособного производства на основе этих разработок) - выход на мировые рынки интеллектуальной собственности с "ноу-хау" и разработками, защищенными патентами. Успешные прецеденты уже есть. Задача, в решении которой может быть велика роль московского правительства, состоит в том, чтобы сделать такие прецеденты устойчивой тенденцией. Для этого необходимо разработать систему мер, включающую следующие направления действий: * разработка системы критериев и механизмов отбора коллективов и направлений НИОКР для поддержки московским правительством; * содействие в приобретении разработчиками современных средств разработки (САПР, мощные рабочие станции); * помощь в патентной защите разработок за рубежом; * оказание юридической помощи; * налаживание адекватного информационного обеспечения исследований и разработок, прежде всего, выделения финансирования хотя бы одной общедоступной научной библиотеке Москвы для приобретения полного комплекта основных зарубежных журналов, справочников и монографий. 3. Стимулирование использования отечественных средств информатизации, связи и промышленной автоматизации на транспорте, в строительной индустрии города, в проектах информатизации нового жилья, торгово-бытовых и офисных зданиях. 4. Подготовка специалистов. Требуется разработка системы мер по поддержанию на мировом уровне подготовки кадров в области информационных технологий и электроники. 4.2.3. Развитие рынка телекоммуникаций В настоящее время отрасль связи и информатизации остается одной из наиболее перспективных и динамично развивающихся базовых отраслей экономики, обладающих потенциалом долгосрочного экономического роста. По прогнозам специалистов, развитие телекоммуникаций будет еще не менее 20 лет определять перспективы мирового научно-технического прогресса. Телекоммуникации являются также одной из наиболее динамичных и быстрорастущих базовых отраслей экономики России и Москвы, имеющей большие возможности для дальнейшего долговременного роста. Если к началу реформ в СССР и России отставание отрасли от передовых стран (по комплексной оценке) составляло 25-30 лет, то к настоящему времени по существу создана ее новая архитектура. Отрасль постоянно наращивала свое участие в развитии национальной экономики. Доля телекоммуникаций в ВВП страны за десятилетие возросла в 5-6 раз и к 1999 г. достигла соответственно 2,1 - 2,7% валового внутреннего продукта страны. Москва, безусловно, является лидирующим российским регионом в области информатизации и развития телекоммуникаций. По состоянию на конец 2000 года из общего количества более 9600 лицензий, выданных Министерством РФ по связи и информатизации на оказание различного вида услуг связи, свыше 1500 распространяло свое действие на территорию Москвы. Из общего количества альтернативных операторов связи 60% сосредоточено на территории Москвы и Московской области. Экономическая и технологическая ситуация сильно различается в различных сегментах московского рынка телекоммуникаций. Обычная телефония В развитых странах мира уровень телефонизации достигает 60 (иногда до 90) абонентских линий на 100 человек. В России к концу 1999 г. телефонная плотность на 100 жителей (с учетом альтернативных операторов) увеличилась до 21,4 %. Плотность телефонизации в Москве существенно выше, чем в России. На 100 семей приходится 105 телефонов, а на 100 жителей - около 50, что, тем не менее, несколько ниже уровня развитых стран. В этом секторе рынка велика степень монополизации. Телефонная сеть общего пользования в Москве монополизирована, фактически, одним оператором - ОАО "Московская городская телефонная сеть" (более 4 млн. линий). Сравнительно большие емкости имеют частные компании: МТУ-Информ (270 тыс. линий на май 2000 г.), Комстар (до 200 тыс. линий), Комбеллга, Совинтел, Глобал Один и ряд других, но они работают, в основном с корпоративными клиентами. В предоставлении услуг дальней связи монополистом является "Ростелеком", правда, недавно о выходе на телекоммуникационный рынок и о развитии собственных магистральных сетей объявили МПС ("Транстелеком"), РАО ЕЭС ("Энифком") и Газпром ("Газком"). В Москве спрос на услуги телефонной связи не уменьшается, очередь на установку телефона МГТС растет. Темпы развития телефонной сети МГТС недостаточны, объясняется это рядом причин, главной из которых является нехватка средств и сдерживание роста тарифов, которые в настоящее время ниже себестоимости эксплуатации. Сотовая связь По сведениям Международного союза электросвязи в настоящее время в мире услугами сотовой связи пользуются 426 млн. человек, в 2005 г. количество абонентов увеличится до 940 млн., а в 2010 г. превысит 1,7 млрд. человек. На конец 2000 года в России насчитывалось около 2 млн. абонентов сотовой связи, подобные сети действовали в 79 регионах РФ. В августе 2000 г. доли стандартов сотовой связи на рынке распределились следующим образом: GSM - 64,2 %, AMPS - 22,9 %, NMT- 10,5%, CDMA - 2,4 %. По прогнозу Минсвязи, в 2010 г. количество абонентов сотовой связи в России прогнозируется на уровне 15 млн., а коэффициент проникновения - 9,3%. К настоящему времени концентрация абонентов в Московском регионе и в Санкт-Петербурге и Ленинградской области составляет 73% от общего объема абонентов сотовой связи России, коэффициент проникновения превысил 3 %. В то же время на остальной части страны коэффициент проникновения составляет не более 0,3 %. Существует устойчивая тенденция расширения регионального рынка сотовой связи. Москва следует в русле общемировых тенденций развития сотовой телефонной связи. В столице представлены практически все основные стандарты, существующие в мире: GSM-900/1800 (МТС и Вымпелком), AMPS/DAMPS (Вымпелком), NMT-450 (МСС), CDMA (Персональные коммуникации). Клиентская база компании Мобильные Телесистемы составляет свыше 1 млн. человек, Вымпелкома - 700 тыс., Московская сотовая связь насчитывает около 99 тыс. абонентов. По оценкам экспертов, потенциальный рынок с отовой связи в столице близок к насыщению, поскольку общее число абонентов сотовой связи в Москве уже практически равно потенциально возможному. В условиях обострившейся конкуренции крупнейшие операторы для сохранения существующей клиентской базы и привлечения новых абонентов стремятся не только проводить гибкую тарифную политику, но также развивать новые услуги и внедрять новые технологи. Две ведущие компании московского рынка сотовой связи - МТС и Вымпелком - в настоящее время предлагают своим абонентам беспроводный доступ в Интернет (WAP-доступ) и приступили к строительству опытных зон сетей GPRS. Сети передачи данных Аналитики телекоммуникационного рынка предсказывают дальнейший быстрый рост всемирной компьютерной сети Интернет, ее российского сегмента, а также увеличение в Интернет объемов электронной торговли и рекламы. Количество пользователей Интернет в мире достигло к концу 2000г. 400 млн. человек, увеличившись по сравнению с 1999г. на 80%. Из них число российских пользователей в настоящее время составляет 2,2 млн. человек. Этот показатель вырастет к 2003г. до 15 млн. человек и более и составит 10,5% населения. В Японии аналогичный показатель составляет в настоящее время 12%, в США - около 45%, в Стокгольме уже более 60% населения пользуется Интернетом. По прогнозам американского Совета по развитию Интернет, через 5 лет в мире будет насчитываться 1 млрд. пользователей Сети. В 1999 г. жители России потратили на доступ в Интернет примерно 229 млн. USD, что соответствует показателю 0,13 USD на каждого жителя страны. Низкий доход на душу населения, малое количество кредитных карт, слабая и весьма раздробленная инфраструктура информатики и связи, скромные возможности логистики тормозят процесс массового продвижения Интернет в России. В 1999г. общий объем рынка передачи данных в Москве оценивался в 76,7 млн.USD, в 2001г. он возрастет до 101,3 млн. USD., а в 2002 г. - до 121 млн. USD. Возможности роста в Москве здесь велики - по данным телефонного опроса москвичей старше 16 лет, проведенного Gallup Media в конце 1998 г, 22,5 % из них уже имели дома компьютер и потенциально могли быть пользователями Интернет. Это заметно превосходит общероссийские показатели (по данным ВЦИОМ в августе 1999 г. только 3,4 % россиян имели дома компьютер). Политика Москвы В большинстве высокоиндустриальных стран телекоммуникации включены в систему хозяйственно-стратегических приоритетов, с которыми связано формирование "информационной экономики". Связь становится крупнейшим в мире бизнесом. По имеющимся прогнозам, данная тенденция сохранится и в будущем. В частности, прогнозируется, что доля информационно-телекоммуникационного сектора в валовом внутреннем продукте США, Германии и Японии увеличится к 2015 году до 5 - 5,3% (в 1998 г. она составляла 2,4 - 2,9%). В этой связи основную цель дальнейшего развития городских телекоммуникаций следует рассматривать как средство повышения уровня благосостояния городского населения и перевода его на качественно новый уровень жизни, достигнутый в крупнейших городах высокоразвитых стран мира. Систему мероприятий городских властей по дальнейшему развитию столичных телекоммуникаций следует формировать, учитывая роль данного сегмента рынка в городской экономике, опыт государственного регулирования телекоммуникационного рынка, а также предпринимаемые федеральным правительством шаги по интеграции страны в мировую экономику и вступлению во Всемирную торговую организацию. Как показывает опыт мирового экономического развития, в хозяйственном механизме функционирования телекоммуникаций государственная регламентация играет решающую роль. Учитывая огромную важность информационно-телекоммуникационной среды в социальном, экономическом, военном, политическом отношениях, государство защищает и жестко регулирует его развитие. Во всех странах развитой рыночной экономики до 80-х эволюция отрасли связи осуществлялась в рамках государственной (в США - частной) регулируемой монополии. Конкуренции внутри комплекса почти не было. Общая тенденция к устранению монополии в области услуг связи начала складываться в середине 80-х годов. Основные принципы регулирования телекоммуникаций в переходный период от монопольного режима к конкуренции были сформулированы в 1997 г. Совещательной группой Всемирной торговой организации (ВТО). Тем не менее крупнейшие национальные компании достаточно успешно удерживают свои рынки, гибко приспосабливаясь к новому регламенту. Можно считать, что действующий в настоящее время в сфере телекоммуникаций механизм государственного регулирования сочетает стимулирование конкуренции с жестким государственным контролем за важнейшими показателями деятельности предприятий связи. При этом меняются не столько степень государственного надзора, сколько формы регулирования отрасли. Государство продолжает управлять стратегическими направлениями развития связи, но уже с помощью косвенных методов воздействия. Следует ожидать дальнейшего ослабления прямого государственного воздействия на сферу связи и перехода к системе, где будут доминировать элементы конкурентнорыночного регулирования. В этой связи, для удовлетворения потребностей органов городского управления, хозяйствующих субъектов и населения г.Москвы в информации и современных услугах связи, обеспечения стимулирующих условий для развития городских телекоммуникаций и обеспечения их конкурентного преимущества на рынке следует предусмотреть следующий комплекс мероприятий. 1. Учитывая высокую зависимость отрасли "связь" от техникотехнологического уровня основных компонентов информационно - индустриального комплекса экономики для преодоления технико - технологического отставания Москвы от уровня ведущих стран разработать городскую программу поддержки и финансирования развития информационных технологий, определяющих стратегические направления научнотехнического |