| | технологий в промышленности | | | | | | | коммерциализации, | | | | | | | | | | совершенствования механизмов | | | | | | | | | | введения в хозяйственный оборот | | | | | | | | | | результатов мероприятий Программы и | | | | | | | | | | защиты прав Российской Федерации на | | | | | | | | | | них от несанкционированного | | | | | | | | | | использования | |-----|--------------------------------|---------|--------|--------|--------|---------|---------|------------------------------------------| | | По базовому технологическому | 500 | 100 | 100 | 100 | 87 | 113 | | | | направлению "Системно- | --- | --- | --- | --- | -- | --- | | | | аналитические исследования | 500 | 100 | 100 | 100 | 87 | 113 | | | | проблем развития базовых | | | | | | | | | | технологий" - всего | | | | | | | | |-----|--------------------------------|---------|--------|--------|--------|---------|---------|------------------------------------------| | | в том числе научно- | 500 | 100 | 100 | 100 | 87 | 113 | | | | исследовательские и опытно- | --- | --- | --- | --- | -- | --- | | | | конструкторские работы | 500 | 100 | 100 | 100 | 87 | 113 | | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- --------------- (*) В числителе указывается общая стоимость работ, в знаменателе - объем финансирования из федерального бюджета. (**) Объемы финансирования будут уточнены после утверждения проектно-сметной документации в установленном порядке. (***) Конкретный состав оборудования и работ будет определен на этапе технико-экономического обоснования. Приложение N 3 к федеральной целевой программе "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы Объемы финансирования мероприятий федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы (млн. рублей, в ценах соответствующих лет) -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование базового | Источник | 2007- | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | | технологического | финансирования | 2011 | год | год | год | год | год | | направления | | годы | | | | | | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Объемы финансирования научно-исследовательских | | и опытно-конструкторских работ | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | По Программе без подпрограммы | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Технологии новых материалов | всего | 9898 | 952 | 1140 | 1402 | 2767 | 3637 | | |---------------------|---------|-------|--------|--------|----------|--------| | | в том числе | 3849 | 476 | 570 | 701 | 908 | 1194 | | | федеральный бюджет | | | | | | | |------------------------------|---------------------|---------|-------|--------|--------|----------|--------| | Общемашиностроительные | всего | 9440 | 832 | 1056 | 1336 | 2685 | 3531 | | технологии |---------------------|---------|-------|--------|--------|----------|--------| | | в том числе | 3620 | 416 | 528 | 668 | 867 | 1141 | | | федеральный бюджет | | | | | | | |------------------------------|---------------------|---------|-------|--------|--------|----------|--------| | Базовые технологии | всего | 7342 | 970 | 1106 | 1310 | 1710 | 2246 | | энергетики |---------------------|---------|-------|--------|--------|----------|--------| | | в том числе | 3371 | 485 | 553 | 655 | 724 | 954 | | | федеральный бюджет | | | | | | | |------------------------------|---------------------|---------|-------|--------|--------|----------|--------| | Технологии перспективных | всего | 4456 | 466 | 764 | 882 | 1012,6 | 1331,4 | | двигательных установок |---------------------|---------|-------|--------|--------|----------|--------| | | в том числе | 2028 | 233 | 382 | 441 | 419,9 | 552,1 | | | федеральный бюджет | | | | | | | |------------------------------|---------------------|---------|-------|--------|--------|----------|--------| | Химические технологии и | всего | 3326 | 440 | 462 | 513 | 826 | 1085 | | катализ |---------------------|---------|-------|--------|--------|----------|--------| | | в том числе | 1463 | 220 | 231 | 256,5 | 325,6 | 429,9 | | | федеральный бюджет | | | | | | | |------------------------------|---------------------|---------|-------|--------|--------|----------|--------| | Технологии морской техники, | всего | 9000 | 502 | 778 | 1261 | 2789 | 3670 | | функционирующей в |---------------------|---------|-------|--------|--------|----------|--------| | экстремальных природных | в том числе | 3300 | 251 | 389 | 630,5 | 875,7 | 1153,8 | | условиях | федеральный бюджет | | | | | | | |------------------------------|---------------------|---------|-------|--------|--------|----------|--------| | Технологии обеспечения | всего | 4436 | 638 | 764 | 848 | 945 | 1241 | | безопасности |---------------------|---------|-------|--------|--------|----------|--------| | жизнедеятельности, | в том числе | 1918 | 319 | 382 | 424 | 343 | 450 | | диагностики и защиты | федеральный бюджет | | | | | | | | человека от опасных | | | | | | | | | заболеваний | | | | | | | | |------------------------------|---------------------|---------|-------|--------|--------|----------|--------| | Системно-аналитические | всего | 500 | 100 | 100 | 100 | 87 | 113 | | исследования проблем |---------------------|---------|-------|--------|--------|----------|--------| | развития базовых технологий | в том числе | 500 | 100 | 100 | 100 | 87 | 113 | | | федеральный бюджет | | | | | | | |------------------------------|---------------------|---------|-------|--------|--------|----------|--------| | Итого по Программе | всего | 48398 | 4900 | 6170 | 7652 | 12821,6 | 16854,4| | (без подпрограммы) |---------------------|---------|-------|--------|--------|----------|--------| | | в том числе | 20049 | 2500 | 3135 | 3876 | 4550,2 | 5987,8 | | | федеральный бюджет | | | | | | | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | По подпрограмме | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Подпрограмма "Развитие | всего | 23820 | 3900 | 4290 | 4725 | 5190 | 5715 | | электронной компонентной |---------------------|---------|-------|--------|--------|----------|--------| | базы" на 2007-2011 годы | в том числе | 15880 | 2600 | 2860 | 3150 | 3460 | 3810 | | | федеральный бюджет | | | | | | | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | По Программе с подпрограммой | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Итого по Программе с | общий объем | 72218 | 8800 | 10460 | 12377 | 18011,6 | 22569,4| | подпрограммой |---------------------|---------|-------|--------|--------|----------|--------| | | в том числе | 35929 | 5100 | 5995 | 7026 | 8010,2 | 9797,8 | | | федеральный бюджет | | | | | | | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Объемы капитальных вложений | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | По Программе без подпрограммы | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Технологии новых материалов | всего | 4452 | - | 672 | 780 | 1236 | 1764 | | |---------------------|---------|-------|--------|--------|----------|--------| | | в том числе | 2226 | - | 336 | 390 | 618 | 882 | | | федеральный бюджет | | | | | | | |------------------------------|---------------------|---------|-------|--------|--------|----------|--------| | Общемашиностроительные | всего | 1360 | - | 204 | 264 | 332 | 560 | | технологии |---------------------|---------|-------|--------|--------|----------|--------| | | в том числе | 680 | - | 102 | 132 | 166 | 280 | | | федеральный бюджет | | | | | | | |------------------------------|---------------------|---------|-------|--------|--------|----------|--------| | Базовые технологии | всего | 2018 | - | 353 | 447 | 518 | 700 | | энергетики |---------------------|---------|-------|--------|--------|----------|--------| | | в том числе | 1009 | - | 176,5 | 223,5 | 259 | 350 | | | федеральный бюджет | | | | | | | |------------------------------|---------------------|---------|-------|--------|--------|----------|--------| | Технологии перспективных | всего | 1586 | - | 237 | 425 | 328 | 596 | | двигательных установок |---------------------|---------|-------|--------|--------|----------|--------| | | в том числе | 793 | - | 118,5 | 212,5 | 164 | 298 | | | федеральный бюджет | | | | | | | |------------------------------|---------------------|---------|-------|--------|--------|----------|--------| | Химические технологии и | всего | 480 | - | 72 | 128 | 180 | 100 | | катализ |---------------------|---------|-------|--------|--------|----------|--------| | | в том числе | 240 | - | 36 | 64 | 90 | 50 | | | федеральный бюджет | | | | | | | |------------------------------|---------------------|---------|-------|--------|--------|----------|--------| | Технологии морской техники, | всего | 2086 | - | 312 | 356 | 504 | 914 | | функционирующей в |---------------------|---------|-------|--------|--------|----------|--------| | экстремальных природных | в том числе | 1043 | - | 156 | 178 | 252 | 457 | | условиях | федеральный бюджет | | | | | | | |------------------------------|---------------------|---------|-------|--------|--------|----------|--------| | Технологии обеспечения | всего | 618 | - | 90 | 170 | 358 | - | | безопасности |---------------------|---------|-------|--------|--------|----------|--------| | жизнедеятельности, | в том числе | 309 | - | 45 | 85 | 179 | - | | диагностики и защиты | федеральный бюджет | | | | | | | | человека от опасных | | | | | | | | | заболеваний | | | | | | | | |------------------------------|---------------------|---------|-------|--------|--------|----------|--------| | Системно-аналитические | всего | - | - | - | - | - | - | | исследования проблем |---------------------|---------|-------|--------|--------|----------|--------| | развития базовых технологий | в том числе | - | - | - | - | - | - | | | федеральный бюджет | | | | | | | |------------------------------|---------------------|---------|-------|--------|--------|----------|--------| | Итого по Программе | всего | 12600 | - | 1940 | 2570 | 3456 | 4634 | | |---------------------|---------|-------|--------|--------|----------|--------| | (без подпрограммы) | в том числе | 6300 | - | 970 | 1285 | 1728 | 2317 | | | федеральный бюджет | | | | | | | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | По подпрограмме | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Подпрограмма "Развитие | всего | 14640 | 2400 | 2640 | 2900 | 3200 | 3500 | | электронной компонентной |---------------------|---------|-------|--------|--------|----------|--------| | базы" на 2007-2011 годы | в том числе | 7320 | 1200 | 1320 | 1450 | 1600 | 1750 | | | федеральный бюджет | | | | | | | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | По Программе с подпрограммой | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Итого по Программе с | общий объем | 27240 | 2400 | 4580 | 5470 | 6656 | 8134 | | подпрограммой |---------------------|---------|-------|--------|--------|----------|--------| | | в том числе | 13620 | 1200 | 2290 | 2735 | 3328 | 4067 | | | федеральный бюджет | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Приложение N 4 к федеральной целевой программе "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы Объемы финансирования федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы и подпрограммы "Развитие электронной компонентной базы" на 2007-2011 годы за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников (млн. рублей, в ценах соответствующих лет) ------------------------------------------------------------------------------------------------ | | 2007- | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | | | 2011 | год | год | год | год | год | | | годы | | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------|----------|---------| | По Программе, включая подпрограмму | | | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------|----------|---------| | По Программе - всего | 99458 | 11200 | 15040 | 17847 | 24667,6 | 30703,4 | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------|----------|---------| | в том числе: | | | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------|----------|---------| | федеральный бюджет | 49549 | 6300 | 8285 | 9761 | 11338,2 | 13864,8 | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------|----------|---------| | внебюджетные средства | 49909 | 4900 | 6755 | 8086 | 13329,4 | 16838,6 | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------|----------|---------| | Капитальные вложения - всего | 27240 | 2400 | 4580 | 5470 | 6656 | 8134 | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------|----------|---------| | в том числе: | | | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------|----------|---------| | федеральный бюджет | 13620 | 1200 | 2290 | 2735 | 3328 | 4067 | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------|----------|---------| | внебюджетные средства | 13620 | 1200 | 2290 | 2735 | 3328 | 4067 | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------|----------|---------| | Научно-исследовательские и опытно- | 72218 | 8800 | 10460 | 12377 | 18011,6 | 22569,4 | | конструкторские работы - всего | | | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------|----------|---------| | в том числе: | | | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------|----------|---------| | федеральный бюджет | 35929 | 5100 | 5995 | 7026 | 8010,2 | 9797,8 | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------|----------|---------| | внебюджетные средства | 36289 | 3700 | 4465 | 5351 | 10001,4 | 12771,6 | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------|----------|---------| | По подпрограмме | | | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------|----------|---------| | По подпрограмме - всего | 38460 | 6300 | 6930 | 7625 | 8390 | 9215 | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------|----------|---------| | в том числе: | | | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------|----------|---------| | федеральный бюджет | 23200 | 3800 | 4180 | 4600 | 5060 | 5560 | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------|----------|---------| | внебюджетные средства | 15260 | 2500 | 2750 | 3025 | 3330 | 3655 | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------|----------|---------| | Капитальные вложения - всего | 14640 | 2400 | 2640 | 2900 | 3200 | 3500 | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------|----------|---------| | в том числе: | | | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------|----------|---------| | федеральный бюджет | 7320 | 1200 | 1320 | 1450 | 1600 | 1750 | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------|----------|---------| | внебюджетные средства | 7320 | 1200 | 1320 | 1450 | 1600 | 1750 | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------|----------|---------| | Научно-исследовательские и опытно- | 23820 | 3900 | 4290 | 4725 | 5190 | 5715 | | конструкторские работы - всего | | | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------|----------|---------| | в том числе: | | | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------|----------|---------| | федеральный бюджет | 15880 | 2600 | 2860 | 3150 | 3460 | 3810 | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------|----------|---------| | внебюджетные средства | 7940 | 1300 | 1430 | 1575 | 1730 | 1905 | ------------------------------------------------------------------------------------------------ Приложение N 5 к федеральной целевой программе "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы Распределение объемов финансирования за счет средств федерального бюджета по государственным заказчикам федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы (млн. рублей, в ценах соответствующих лет) -------------------------------------------------------------------------------------------------- | | 2007- | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | | | 2011 | год | год | год | год | год | | | годы | | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | По Программе - всего | 49549 | 6300 | 8285 | 9761 | 11338,2 | 13864,8 | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | в том числе по подпрограмме | 23200 | 3800 | 4180 | 4600 | 5060 | 5560 | | из них: | | | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | Министерство промышленности и | 4936 | 630 | 830 | 976 | 1294,2 | 1205,8 | | энергетики Российской Федерации | | | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | в том числе по подпрограмме | 1032 | 200 | 200 | 200 | 200 | 232 | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | Федеральное агентство по | 40109 | 5225 | 6669,5 | 7821,5 | 8789 | 11604 | | промышленности | | | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | в том числе по подпрограмме | 21078 | 3405 | 3785 | 4200 | 4590 | 5098 | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | Федеральное агентство | 2302 | 310 | 415,5 | 503,5 | 472 | 601 | | по атомной энергии | | | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | в том числе по подпрограмме | 370 | 60 | 60 | 60 | 100 | 90 | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | Федеральное космическое агентство | 559 | 60 | 76 | 99 | 162 | 162 | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | в том числе по подпрограмме | 360 | 60 | 60 | 60 | 90 | 90 | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | Федеральное агентство по науке и | 1062 | 50 | 168 | 202 | 350 | 292 | | инновациям | | | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | в том числе по подпрограмме | 250 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | Федеральное агентство | 110 | 25 | 25 | 30 | 30 | - | | по образованию | | | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | в том числе по подпрограмме | 110 | 25 | 25 | 30 | 30 | - | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | Российская академия наук | 471 | - | 101 | 129 | 241 | - | | из них: | | | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | Сибирское отделение академии наук | 150 | - | 44 | 44 | 62 | - | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | По направлениям расходов | | | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | Капитальные вложения - всего | 13620 | 1200 | 2290 | 2735 | 3328 | 4067 | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | в том числе по подпрограмме | 7320 | 1200 | 1320 | 1450 | 1600 | 1750 | | из них: | | | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | Федеральное агентство | 11565 | 1175 | 1954,5 | 2291,5 | 2554 | 3590 | | по промышленности | | | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | в том числе по подпрограмме | 7080 | 1175 | 1295 | 1420 | 1500 | 1690 | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | Федеральное агентство | 403 | - | 75,5 | 93,5 | 101 | 133 | | по атомной энергии | | | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | в том числе по подпрограмме | 70 | - | - | - | 40 | 30 | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | Федеральное космическое агентство | 259 | - | 16 | 39 | 102 | 102 | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | в том числе по подпрограмме | 60 | - | - | - | 30 | 30 | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | Федеральное агентство по науке и | 812 | - | 118 | 152 | 300 | 242 | | инновациям | | | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | Федеральное агентство | 110 | 25 | 25 | 30 | 30 | - | | по образованию | | | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | в том числе по подпрограмме | 110 | 25 | 25 | 30 | 30 | - | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | Российская академия наук | 471 | - | 101 | 129 | 241 | - | | из них: | | | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | Сибирское отделение Российской | 150 | - | 44 | 44 | 62 | - | | академии наук | | | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | Научно-исследовательские и опытно- | 35929 | 5100 | 5995 | 7026 | 8010,2 | 9797,8 | | конструкторские работы - всего | | | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | в том числе по подпрограмме | 15880 | 2600 | 2860 | 3150 | 3460 | 3810 | | из них: | | | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | Министерство промышленности | 4936 | 630 | 830 | 976 | 1294,2 | 1205,8 | | и энергетики Российской Федерации | | | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | в том числе по подпрограмме | 1032 | 200 | 200 | 200 | 200 | 232 | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | Федеральное агентство | 28544 | 4050 | 4715 | 5530 | 6235 | 8014 | | по промышленности | | | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | в том числе по подпрограмме | 13998 | 2230 | 2490 | 2780 | 3090 | 3408 | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | Федеральное агентство | 1899 | 310 | 340 | 410 | 371 | 468 | | по атомной энергии | | | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | в том числе по подпрограмме | 300 | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | Федеральное космическое агентство | 300 | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | в том числе по подпрограмме | 300 | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | Федеральное агентство по науке и | 250 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | | инновациям | | | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|---------|--------|-----------|---------| | в том числе по подпрограмме | 250 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | -------------------------------------------------------------------------------------------------- Приложение N 6 к федеральной целевой программе "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы Основные показатели социально-экономической эффективности реализации федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы (млн. рублей) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | | Расчетный период | За | | |-----------------------------------------------------|расчетный | | | 2007 год| 2008 год| 2009 год | 2010 год | 2011 год | период | | |-----------------------------------------------------| | | | Номер шага | | | |-----------------------------------------------------| | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | Коммерческая эффективность | | | | | | | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | Годовой объем реализованной продукции | 41730 | 62336,3 | 100246,1 | 195780,6 | 382584,6 | | | в действующих ценах без налога на | | | | | | | | добавленную стоимость | | | | | | | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | Себестоимость годового объема | 36305,1 | 53609,2 | 87170,5 | 168776,4 | 326995,4 | | | реализованной продукции | | | | | | | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | Валовая прибыль | 5424,9 | 8727,1 | 13075,6 | 27004,2 | 55589,2 | | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | Инвестиции из всех источников | 2156 | 3782 | 3976 | 4720 | 5520 | 20154 | | финансирования на капитальные | | | | | | | | вложения в ценах 2006 года | | | | | | | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | То же в действующих ценах | 2400 | 4580 | 5470 | 7016 | 7774 | | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | То же нарастающим итогом | 2400 | 6980 | 12450 | 19466 | 27240 | | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | Налог на имущество | 52,8 | 153,5 | 267,9 | 425,6 | 593,4 | | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | Налогооблагаемая прибыль | 5372,1 | 8573,5 | 12807,6 | 26578,7 | 54995,8 | | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | Налог на прибыль | 1289,3 | 2057,6 | 3073,8 | 6378,9 | 13199 | | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | Чистая прибыль | 4082,8 | 6515,9 | 9733,8 | 20199,8 | 41796,8 | | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | Чистая прибыль с учетом | 3550,3 | 4926,9 | 6400,1 | 11549,3 | 20780,4 | 47207 | | дисконтирования | | | | | | | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | Амортизационные отчисления | 1815,3 | 3216,6 | 5666,1 | 10970,5 | 22889,7 | | | в структуре себестоимости | | | | | | | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | Материальные затраты в структуре | 19967,8 | 29485,1 | 47943,8 | 92827 | 179847,5 | | | себестоимости | | | | | | | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | Фонд оплаты труда (ФОТ) | 4356,6 | 9649,7 | 17434,1 | 35443 | 68669 | | | в структуре себестоимости | | | | | | | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | Налог на добавленную | 3917,2 | 5913,2 | 9414,4 | 18531,6 | 36492,7 | | | стоимость (НДС) | | | | | | | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | Подоходный налог | 566,4 | 1254,5 | 2266,4 | 4607,6 | 8927 | | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | Единый социальный налог | 1132,7 | 2508,9 | 4532,9 | 9215,2 | 17854 | | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | Налоги, поступающие в бюджет и | 6958,4 | 11887,8 | 19555,5 | 39158,9 | 77066 | | | внебюджетные фонды | | | | | | | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | Сальдо от операционной деятельности. | 5898,1 | 9732,4 | 15399,9 | 31170,2 | 64686,5 | | | Чистый доход предприятий | | | | | | | | (чистая прибыль и амортизационные | | | | | | | | отчисления) | | | | | | | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | Коэффициент дисконтирования (норма | 0,87 | 0,756 | 0,658 | 0,572 | 0,497 | | | дисконта Е = 0,15) | | | | | | | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | Сальдо от операционной деятельности с | 5128,7 | 7359,1 | 10125,7 | 17821,7 | 32160,6 | 72595,8 | | учетом дисконтирования к 2006 году. | | | | | | | | Чистый доход предприятий с учетом | | | | | | | | дисконтирования | | | | | | | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | Величина инвестиций из всех источников | 8800 | 10460 | 12377 | 18039 | 22542 | | | финансирования в действующих ценах | | | | | | | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | Величина инвестиций из всех источников | 6521,8 | 7972,8 | 8036,9 | 10314 | 9497,6 | 42343,2 | | финансирования в действующих ценах с | | | | | | | | учетом дисконтирования к 2006 году | | | | | | | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | Сальдо суммарного потока от | -1393 | -613,7 | 2088,7 | 7507,7 | 22663 | 30252,6 | | инвестиционной и операционной | | | | | | | | деятельности в действующих | | | | | | | | ценах с учетом дисконтирования | | | | | | | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | Сальдо накопленного суммарного | -1393 | -2006,8 | 82 | 7589,6 | 30252,6 | | | потока от инвестиционной и | | | | | | | | операционной деятельности с учетом | | | | | | | | дисконтирования (нарастающим | | | | | | | | итогом). Чистый дисконтированный | | | | | | | | доход (ЧДД) | | | | | | | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | Срок окупаемости инвестиций | | | | | | 3 | | (период возврата), лет | | | | | | | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | Индекс доходности (рентабельность) | | | | | | 1,71 | | инвестиций (ИД) | | | | | | | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | Внутренняя норма доходности (ВНД) | | | | | | 1,73 | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | Уровень безубыточности | 0,67 | 0,58 | 0,57 | 0,54 | 0,52 | 0,57 | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | Бюджетная эффективность | | | | | | | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | Средства федерального бюджета на | 6300 | 8285 | 9761 | 11338,2 | 13864,8 | 49549 | | НИОКР и капитальные вложения | | | | | | | | в действующих ценах | | | | | | | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | Средства федерального бюджета | 5478,5 | 6241,3 | 6327,4 | 6865,6 | 7544,3 | 32451,1 | | на НИОКР и капитальные вложения | | | | | | | | в действующих ценах с учетом | | | | | | | | дисконтирования к 2006 году | | | | | | | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | Налоги, поступающие в бюджет и | 5082,8 | 7036,7 | 10123,1 | 17943 | 30663,2 | 70848,7 | | внебюджетные фонды в действующих | | | | | | | | ценах с учетом дисконтирования | | | | | | | | к 2006 году с учетом степени | | | | | | | | участия государства | | | | | | | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | Сальдо суммарного потока в | -395,7 | 795,4 | 3795,6 | 11077,4 | 23118,9 | 38397,6 | | бюджетной сфере в действующих | | | | | | | | ценах с учетом дисконтирования | | | | | | | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | Бюджетный эффект (БЭ) | -395,7 | 399,7 | 4195,3 | 15269,7 | 38388,1 | | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | Индекс доходности бюджетных | | | | | 2,18 | | | средств (Идб) | | | | | | | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | Удельный вес средств федерального | 0,84 | 0,78 | 0,79 | 0,66 | 0,79 | 0,766 | | бюджета в общем объеме | | | | | | | | финансирования (степень | | | | | | | | участия государства) | | | | | | | |-----------------------------------------|---------|---------|----------|----------|-----------|----------| | Срок окупаемости (период возврата) | | | | | | 1,5 | | бюджетных средств (лет) | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Приложение N 7 к федеральной целевой программе "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы МЕТОДИКА оценки социально-экономической эффективности федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы При разработке методики оценки эффективности (технико-экономического обоснования) федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы (далее - Программа) были использованы методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция), утвержденные Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике 21 июня 1999 г. (N ВК 477), а также учтена специфика Программы (участие в ее реализации большого количества промышленных предприятий и организаций, преобладание в составе инвестиций затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, использование значительных бюджетных средств, многообразие исходных данных и т. д.). Настоящая методика была использована при проведении технико-экономического обоснования и оценки эффективности таких федеральных целевых программ, как "Оптика России" (проект), "Национальная технологическая база" (2002-2006 годы), "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года" (проект), "Техническое перевооружение системы учета и контроля производства оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов" ("Антитеррор" 2004-2008 годы), а также ряда крупных инвестиционных проектов предприятий оборонного комплекса. Оценка экономической эффективности Программы включает в себя: оценку эффективности Программы на основе определения показателей коммерческой эффективности путем сопоставления чистой прибыли и амортизационных отчислений, остающихся в распоряжении предприятий, с суммарными затратами на реализацию Программы, осуществляемыми за счет использования всех источников финансирования (бюджетные и внебюджетные); оценку эффективности участия в реализации Программы государства на основе определения показателей бюджетной эффективности путем сопоставления расхода средств федерального бюджета с доходами, поступающими в бюджеты всех уровней в виде налогов. Расчеты выполнены в ценах каждого года (с учетом инфляции) с последующим дисконтированием затрат и результатов к показателям начала расчетного (программного) периода (2007-2011 годы), то есть к показателям 2006 года. В расчетах применялись налоги и ставки налогообложения, действующие на момент проведения расчета. Показатели коммерческой эффективности Чистый дисконтированный доход является одним из основных показателей эффективности и характеризует интегральный эффект от реализации Программы. Чистый дисконтированный доход определяется как сальдо суммарного денежного потока от операционной и инвестиционной деятельности предприятий с учетом дисконтирования за расчетный период по формуле: M ЧДД = Сумма фи х альфа , m=1 m m где: фи - сальдо суммарного денежного потока от инвестиционной и m операционной деятельности на m-м шаге расчетного периода; m - порядковый номер шага расчета (от 1 до М); альфа - коэффициент дисконтирования на m-м шаге расчетного m периода. Чистый дисконтированный доход характеризуется превышением суммарных денежных притоков от инвестиционной и операционной деятельности предприятий над суммарными денежными оттоками за расчетный период с учетом дисконтирования. Эффективность Программы оценивается в течение расчетного периода, от начала реализации Программы до ее завершения. За начальный год расчетного периода принимается 2007 год - 1-й год осуществления затрат, за последний год расчетного периода - 2011 год - год завершения реализации Программы. За расчетный год принимается фиксированный момент времени - начальный год расчетного периода или год проведения расчета. В данном случае за расчетный год принят год проведения расчета - 2006 год. Расчетный период (2007-2011 годы) измеряется количеством шагов расчета. За шаг расчета принимается минимальный интервал времени, принятый разработчиком (год, полугодие, квартал, месяц). Номер шага обозначается числами - 1, 2, 3 и т. д. За начальный шаг принимается 1-й шаг. В данном случае за шаг принят 1 год. Соизмерение разновременных затрат и результатов (учет фактора времени) производится путем их приведения (дисконтирования) к расчетному шагу. Приведение размера будущих денежных ресурсов (инвестиций, производственных издержек, прибыли и т. д.) к показателям расчетного года расчетного периода производится путем умножения затрат и результатов на коэффициент дисконтирования, величина которого (альфа ) m определяется по классической формуле сложных процентов: 1 альфа = -------- , m m (1 + Е) где: Е - годовая норма дисконтирования; m - порядковый номер шага расчетного периода от 1 до m-го шага, а именно: 1 - базовый (начальный) шаг (год); 2 - 1-й шаг, следующий за базовым шагом; 3 - 2-й шаг, следующий за 1-м шагом и т. д. Под годовой нормой дисконтирования понимается минимально допустимая для инвестора величина дохода в расчете на единицу капитала, вложенного в реализацию Программы с учетом уровня инфляции. При отсутствии утвержденных норм дисконтирования и обоснованных требований инвесторов за норму дисконтирования рекомендуется принимать процентную ставку за банковский кредит, то есть ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующую на момент проведения расчета (13 процентов) с учетом фактора риска в размере 2 процентов, то есть для настоящего расчета норма дисконтирования принята в размере 15 процентов. В свою очередь, сальдо суммарного денежного потока от инвестиционной и операционной деятельности на m-м шаге расчетного периода определяется по формуле: и o фи = (фи + фи ), m m m где: и фи - сальдо суммарного денежного потока от инвестиционной m деятельности на m-м шаге расчетного периода; o фи - сальдо суммарного денежного потока от операционной m деятельности на m-м шаге расчетного периода. Сальдо суммарного денежного потока от инвестиционной деятельности на m-м шаге расчетного периода определяется как разность между затратами на реализацию Программы, осуществляемыми за счет использования всех источников финансирования (отток), и затратами на реализацию активов (приток), которые в данном случае равны 0. Сальдо суммарного денежного потока от операционной деятельности на m-м шаге расчетного периода определяется как разность между объемом продаж (приток) и суммой издержек производства реализуемой продукции (без амортизационных отчислений), налога на имущество и налога на прибыль (отток). В итоге образуется сумма чистой прибыли и амортизационных отчислений, остающаяся у предприятий (чистый доход предприятий). Внутренняя норма доходности представляет собой норму дисконтирования, при которой величина чистого дисконтированного дохода равна 0. Внутренняя норма доходности характеризует предельную (граничную) норму дисконтирования, отделяющую эффективные варианты реализации Программы от неэффективных, а также степень устойчивости Программы. Внутренняя норма доходности сравнивается с нормой дисконтирования, принятой для расчета. Чем больше внутренняя норма доходности, тем эффективнее и устойчивее Программа. Показатель внутренней нормы доходности определяется исходя из условия, что чистый дисконтированный доход равен 0, и решение уравнения относительно внутренней нормы доходности осуществляется по формуле: M 1 ЧДД = Сумма фи x ---------- = 0, m=1 m m (1 + ВНД) где: фи - сальдо суммарного денежного потока от инвестиционной и m операционной деятельности на m-м шаге расчетного периода; m - порядковый номер шага расчета (от 1 до М). Для определения показателя внутренней нормы доходности используется финансовая функция "ВНДОХ", встроенная в "Excel". Срок окупаемости инвестиций или период возврата - это период от начального шага, в течение которого чистый дисконтированный доход становится неотрицательным, или период, в конце которого суммарная величина дисконтированных инвестиций полностью возмещается суммарными дисконтированными доходами (суммой чистой прибыли и амортизационных отчислений) вследствие реализации Программы. За начальный шаг принимается начало инвестиционной деятельности в календарном исчислении, то есть 2007 год - начало 1-го шага расчетного периода. Срок окупаемости определяется по данным расчета сальдо суммарного денежного потока от инвестиционной и операционной деятельности с учетом дисконтирования. Часть срока окупаемости определяется количеством шагов, имеющих отрицательное значение сальдо. Дробная часть периода возврата, прибавляемая к указанной части, определяется методом интерполяции. Программа может быть принята к рассмотрению при условии, если срок окупаемости меньше расчетного периода, принятого в технико-экономическом обосновании Программы равным 5 годам (2007-2011 годы). Индекс доходности инвестиций определяется как отношение дисконтированной величины сальдо от операционной деятельности, то есть от чистого дохода предприятий (чистая прибыль плюс амортизационные отчисления) за расчетный период, к дисконтированной величине затрат, осуществляемых за счет использования всех источников финансирования за тот же период. Если индекс доходности инвестиций больше 1, реализация Программы будет эффективной, если меньше 1 - неэффективной. При чистом дисконтированном доходе, равном 0, индекс доходности равен 1. Показатели бюджетной эффективности Бюджетная эффективность характеризуется такими основными показателями, как бюджетный эффект, доля бюджетных ассигнований (коэффициент участия государства), срок окупаемости и индекс доходности средств федерального бюджета. Бюджетный эффект представляет собой превышение доходной части бюджета над его расходной частью в результате реализации Программы. Бюджетный эффект за расчетный период определяется по формуле: M БЭ = Сумма дельта х альфа , m=1 m m где: дельта - превышение доходной части бюджета над его расходной m частью на m-м шаге расчетного периода; альфа коэффициент дисконтирования на m-м шаге расчетного периода; m m - порядковый номер шага расчета (от 1 до М). В состав расходов бюджета включаются средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования Программы. В состав доходов бюджета и приравненных к ним поступлений во внебюджетные фонды включаются: налог на имущество в размере 2 процентов среднегодовой стоимости основных промышленно-производственных фондов по остаточной стоимости; налог на прибыль в размере 24 процентов налогооблагаемой прибыли (прибыли от реализации за вычетом налога на имущество); налог на добавленную стоимость в размере 18 процентов объема реализованной продукции; подоходный налог в размере 13 процентов фонда оплаты труда; единый социальный налог в размере 26 процентов фонда оплаты труда. Доходная часть бюджета корректируется в зависимости от коэффициента участия государства в Программе. Коэффициент участия государства является важным показателем бюджетной эффективности и определяется как отношение дисконтированной величины средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Программы за расчетный период, к дисконтированной величине суммарных затрат, осуществляемых за счет использования из всех источников финансирования за тот же период. Показатель характеризует степень финансового участия государства в реализации Программы и учитывается при расчете бюджетного эффекта и других показателей бюджетной эффективности. Предпочтение следует отдавать вариантам программ, имеющим наименьший показатель коэффициента участия государства, так как для реализации таких программ требуется меньше бюджетных средств. Срок окупаемости или период возврата средств федерального бюджета - это период от начального шага, в течение которого бюджетный эффект становится неотрицательным, или период, в конце которого суммарная величина дисконтированных средств федерального бюджета полностью возмещается суммарными дисконтированными доходами бюджета (налоговыми поступлениями) вследствие реализации Программы. Индекс доходности средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Программы, определяется как отношение дисконтированной величины доходов бюджета, полученных от реал зации Программы за расчетный период, к дисконтированной величине расходов бюджета за тот же период. УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2007 года N 54 ПОДПРОГРАММА "Развитие электронной компонентной базы" на 2007-2011 годы федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы ПАСПОРТ подпрограммы "Развитие электронной компонентной базы" на 2007-2011 годы федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы ------------------------------------------------------------------------- | Наименование | - подпрограмма "Развитие электронной | | подпрограммы | компонентной базы" на 2007-2011 годы | | | федеральной целевой программы "Национальная | | | технологическая база" на 2007-2011 годы | |---------------------|-------------------------------------------------| | Дата принятия | - распоряжение Правительства Российской | | решения | Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1761-р | | о разработке | | | подпрограммы | | |---------------------|-------------------------------------------------| | Государственные | - Федеральное агентство по промышленности, | | заказчики | Федеральное агентство по атомной энергии, | | подпрограммы | Федеральное космическое агентство, | | | Федеральное агентство по науке и инновациям, | | | Федеральное агентство по образованию | |---------------------|-------------------------------------------------| | Государственный | - Министерство промышленности и энергетики | | заказчик - | Российской Федерации | | координатор | | | подпрограммы | | |---------------------|-------------------------------------------------| | Основные | - Министерство промышленности и энергетики | | разработчики | Российской Федерации, | | подпрограммы | Министерство обороны Российской Федерации, | | | Федеральное агентство по промышленности, | | | Федеральное агентство по науке и инновациям, | | | Федеральное космическое агентство, | | | Федеральное агентство по образованию | |---------------------|-------------------------------------------------| | Цель и задачи | - цель подпрограммы - развитие национального | | подпрограммы | научно-технологического и производственного | | | базиса для разработки и производства | | | конкурентоспособной наукоемкой электронной | | | компонентной базы для решения приоритетных | | | задач социально-экономического развития и | | | обеспечения национальной безопасности России. | | | Задачи подпрограммы: | | | разработка базовых технологий и базовых | | | конструкций электронных компонентов и | | | приборов (сверхвысокочастотная электроника, | | | радиационно стойкая электронная компонентная | | | база, микросистемная техника, | | | микроэлектроника, радиоэлектронные компоненты | | | и приборы, материалы); | | | опережающее развитие систем | | | автоматизированного проектирования сложных | | | электронных компонентов и систем для | | | достижения мирового уровня; | | | техническое перевооружение российской | | | электронной промышленности на основе | | | передовых технологий; | | | создание научно-технического задела по | | | перспективным технологиям и конструкциям | | | электронных компонентов; | | | обеспечение российских разработок | | | радиоэлектронных средств и стратегически | | | значимых систем российской электронной | | | компонентной базой высокого технического | | | уровня; | | | активизация инновационных процессов, освоение | | | новых технологий электронных компонентов | |---------------------|-------------------------------------------------| | Важнейшие целевые | - основным целевым индикатором реализации | | индикаторы и | подпрограммы является уровень разработанных и | | показатели | освоенных микроэлектронных технологий по | | | выпуску электронной компонентной базы. | | | Ожидается, что в 2007 году на предприятиях | | | микроэлектроники будет освоен технологический | | | уровень 0,18 мкм, что обеспечит создание | | | производственно-технологической базы для | | | выпуска современной электронной компонентной | | | базы, соответствующей потребностям российских | | | производителей аппаратуры и систем. В 2011 | | | году планируется достижение уровня технологии | | | 0,09 мкм, что существенно сократит отставание | | | российской электроники от мировой. | | | Основным показателем успешной реализации | | | подпрограммы принято увеличение объемов | | | продаж электронной продукции. Ожидается, что | | | в 2011 году значение этого показателя | | | составит около 45 млрд. рублей, темпы роста | | | объемов производства электронной компонентной | | | базы будут сопоставимы с мировыми | | | показателями | |---------------------|-------------------------------------------------| | Срок и этапы | - 2007-2011 годы: | | реализации | I этап - 2007-2009 годы; | | подпрограммы | II этап - 2008-2011 годы | |---------------------|-------------------------------------------------| | Объемы и источники | - всего по подпрограмме на 2007-2011 годы - | | финансирования | 38460 млн. рублей (в ценах соответствующих | | подпрограммы | лет), в том числе: | | | а) за счет средств федерального бюджета - | | | 23200 млн. рублей, из них на | | | научно-исследовательские и | | | опытно-конструкторские работы - 15880 млн. | | | рублей, на капитальные вложения - 7320 млн. | | | рублей; | | | б) за счет средств внебюджетных | | | источников - 15260 млн. рублей. Всего по | | | подпрограмме на 2007 год за счет средств | | | федерального бюджета предусматривается | | | 3800 млн. рублей, из них на | | | научно-исследовательские и | | | опытно-конструкторские работы - 2600 млн. | | | рублей, на капитальные вложения - 1200 млн. | | | рублей | |---------------------|-------------------------------------------------| | Ожидаемые конечные | - выполнение подпрограммы в полном объеме | | результаты | позволит: | | реализации | создать современную инфраструктуру разработки | | подпрограммы и | и производства перспективной электронной | | показатели | компонентной базы, необходимой для выпуска | | социально- | высокотехнологичной наукоемкой продукции | | экономической | мирового уровня в области важнейших | | эффективности | технических систем (воздушный, морской и | | | наземный транспорт, ракетно-космическая | | | техника, машиностроительное, энергетическое | | | оборудование, вычислительная техника, системы | | | управления, навигации, связи и информатики, | | | медицинская техника, образование, | | | экологический контроль), обеспечивающей в | | | целом технологическую безопасность России; | | | расширить возможности для равноправного | | | международного сотрудничества в сфере высоких | | | технологий; | | | решить задачи социально-экономического | | | развития за счет увеличения доли | | | высокотехнологичных продукции и услуг в | | | структуре экономики; | | | сохранить и создать новые рабочие места в | | | организациях высокотехнологичных отраслей | | | промышленности; | | | уменьшить материало- и энергоемкость | | | производства, снизить экологическую нагрузку, | | | улучшить условия труда; | | | сформировать научные и технологические | | | предпосылки для кардинального изменения | | | структуры экспорта в пользу наукоемкой | | | продукции с увеличением ее доли в 2 - 2,5 | | | раза за счет резкого повышения | | | потребительских свойств, | | | конкурентоспособности выпускаемой продукции, | | | закрепления традиционных и освоения новых | | | сегментов мирового рынка; | | | обеспечить налоговые поступления в бюджет от | | | организаций - исполнителей и пользователей | | | результатами подпрограммы в размере 65343,9 | | | млн. рублей, что превысит размер инвестиций и | | | создаст бюджетный эффект в размере 46343,1 | | | млн. рублей; | | | обеспечить индекс доходности (рентабельность) | | | бюджетных ассигнований в размере 1,78, а срок | | | окупаемости бюджетных ассигнований (период | | | возврата) - 1 год, что свидетельствует о | | | высокой эффективности подпрограммы | ------------------------------------------------------------------------- I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма Подпрограмма "Развитие электронной компонентной базы" на 2007 - 2011 годы федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы (далее - подпрограмма) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1761-р. Подпрограмма разработана с учетом положений Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. Основной проблемой, на решение которой направлена подпрограмма, является обеспечение создания и производства радиоэлектронных средств и стратегически значимых систем с использованием российской электронной компонентной базы нового технического уровня на основе коренной модернизации производственно-технологической базы электронной промышленности и сокращения технологического разрыва с мировым технологическим уровнем, повышения технико-экономических показателей и расширения объемов производства массовой электронной компонентной базы, опережающего развития вертикально интегрированных систем автоматизированного проектирования электронной компонентной базы и аппаратуры. Подпрограмма учитывает, что проблемы экономического развития Российской Федерации в ближайшее десятилетие будут определяться способностью государственного обеспечения ресурсами для ускоренного роста высокотехнологичного сектора экономики. Привлечение инвестиций в экономику с их точной адресацией и учетом взаимодействия связанных с развитием высоких технологий секторов экономики рассматривается Правительством Российской Федерации в качестве важнейшего фактора создания российской конкурентоспособной технологической базы нового производства, формирующей перспективу общего роста экономики Российской Федерации. Приоритетами государственной инвестиционной политики в этих условиях являются ускоренное инвестиционное развитие секторов "новой экономики", прежде всего становление инновационных и информационных отраслей, формирование нового технологического уровня промышленности и решение на его базе задач социально-экономического развития государства. Все это позволяет ставить и решать в среднесрочной перспективе задачу предотвращения увеличения технологического разрыва между Российской Федерацией и развитыми государствами, а в долгосрочной перспективе - задачу упрочения позиции России как одного из лидеров мирового развития. Ускорение социально-экономического развития общества, его информационное обеспечение и повышение интеллектуального уровня, дальнейший рост эффективности труда и комфортности быта, экономия природных и энергетических ресурсов, коренное улучшение технико-экономических и экологических показателей практически во всех отраслях промышленности и топливно-энергетического комплекса, модернизация базы научных исследований, медицины, образования, развитие космических исследований и разработка систем телекоммуникации основаны на широком применении электроники. Основополагающими факторами расширения производства и использования современной радиоэлектронной аппаратуры и информационно-коммуникационных систем являются динамичный научно-технический и производственный процесс развития электронных технологий и организация массового выпуска необходимых электронных компонентов. В настоящее время доля электроники в стоимости бытовых, промышленных и оборонных изделий и систем составляет 50-80 процентов. Степень совершенства этих изделий и технико-экономические показатели производства определяются в первую очередь техническим уровнем используемой электронной компонентной базы. Повышение технических характеристик и функциональной сложности электронной компонентной базы приводит к значительному улучшению технико-экономических показателей и надежности создаваемой радиоэлектронной аппаратуры, снижает число сборочных операций и количество используемых компонентов, уменьшает стоимость продукции при улучшении ее технических характеристик. Мировой рынок микроэлектронной техники (основной составляющей электронной промышленности) в 2005 году достиг объема 228 млрд. долларов США и имеет устойчивые показатели роста 10-15 процентов в год, что почти в 5 раз превышает мировые общепромышленные показатели. Электроника используется ведущими мировыми державами как рычаг удержания мирового технического, финансового, политического и военного господства. Развивающиеся страны рассматривают государственную поддержку электронной промышленности как наиболее эффективный способ подъема экономики и вхождения в мировой рынок. Мировой опыт также показывает, что совершенствование электронной продукции и наращивание объемов ее производства ведутся, главным образом, на основе комплексно-целевых научно-технических программ, инициируемых правительствами развитых и развивающихся стран и финансируемых до 50 процентов из средств государственного бюджета. Ежегодно на программы развития электроники в мире выделяется более 12 млрд. долларов США, а если учесть, что фирмы расходуют до 10 процентов от объемов продаж изделий электроники на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, то эта сумма вырастает до 30 млрд. долларов США. Объем капитальных вложений в полупроводниковую отрасль (включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) в 2005 году в мире составил 47 млрд. долларов США. Наряду с прямым финансированием программ правительства заинтересованных в развитии электроники государств оказывают косвенную поддержку новых производств путем предоставления налоговых льгот, льготных кредитов на закупку технологий и специального технологического оборудования, государственных гарантий инвесторам, уменьшения срока амортизации специального технологического оборудования и защиты внутреннего рынка от импорта. В сложившейся ситуации единственным способом решения проблемы развития электронной компонентной базы в Российской Федерации является программно-целевой метод, обеспечивающий необходимый уровень адресной поддержки развития технологий и новых производств электронной компонентной базы, которая, в свою очередь, призвана обеспечить повышение конкурентоспособности экономики, инвестиционных программ и проектов в секторах с высокой долей участия государства, прежде всего проектов оборонно-промышленного комплекса. Таким образом, реализация подпрограммы полностью соответствует приоритетам государственной политики по созданию стратегически важных для страны инфраструктурных объектов, от которых зависит устойчивое функционирование всей экономики страны и ее сфер, способствующих инновационно-технологическому прорыву, решение задач социально-экономической политики государства, развитие и безопасное функционирование технически сложных систем и экологическая безопасность. Подпрограмма разрабатывалась с учетом следующих критериев: соответствие основным направлениям социально-экономической политики, так как развитие электронной компонентной базы позволит решить вопрос создания основы для развития передовых отраслей промышленного производства, обеспечит укрепление экономики, расширит сферы применения средств телекоммуникаций, информатики, улучшит условия труда и быта населения, будет способствовать повышению его образовательного и интеллектуального уровня, уровня медицинского обслуживания и социального обеспечения, улучшит экологию; межотраслевой и межведомственный характер проблемы, поскольку электронная компонентная база является основой для разработки и производства радиоэлектронной аппаратуры, систем связи и телекоммуникации, систем управления в промышленности, социальной сфере, торговле и транспорте, связана с технологиями и материалами двойного назначения, дает возможность применения изделий в экстремальных условиях эксплуатации (космическое пространство, земные недра, мониторинг обстановки вблизи источников излучений ядерных объектов, физические эксперименты, стихийные бедствия) и в специальной технике (системы антитеррора и контроля за перемещением наркотиков, системы экологического мониторинга, системы раннего предупреждения и ликвидации последствий техногенных катастроф); значительный мультипликативный эффект, поскольку совершенствование технологий и конструкций обеспечивает не только повышение функциональных и технических характеристик электронной компонентной базы и создаваемой на ее основе аппаратуры, но и резко снижает затраты на проектирование и выпуск аппаратуры и систем. Это объясняется тем, что этапы проектирования систем, выполняющих сложные функции, переносятся на этап проектирования специализированных больших интегральных схем, а основной объем сборочных операций при выпуске аппаратуры заменяется на процессы интеграции элементов при изготовлении сложнофункциональной электронной компонентной базы, которая выполняет роль блоков и узлов аппаратуры или полностью реализует функции аппаратуры в составе одной сверхбольшой интегральной схемы "система на кристалле" (однокристальный телевизор, однокристальный телефон). При использовании аппаратуры и систем с высокими техническими показателями достигается значительный эффект в части повышения производительности, точности и надежности выполнения функций, энергосбережения, экономии материалов, улучшения условий труда; количественно определенный результат, который будет определяться по каждому инвестиционному проекту в виде достигнутых мощностей производства, показателей технического качества выпускаемой продукции, социально значимых показателей (количество дополнительных рабочих |