1. Объем и сроки проведения профилактических осмотров детей от 0 до 18 лет. 2. План комплексных осмотров детей первого года жизни и детей группы риска (внимания) (ПА и ИБ). 3. Профилактические осмотры и спектр обследования детей старше года. 4. Рекомендации для родителей по обсуждению вопросов профилактики во время каждого визита врача на дом к ребенку или при осмотре ребенка в поликлинике. 5. Рекомендации для семьи по предотвращению травматизма детей. 6. Общие рекомендации по физическому воспитанию учащихся. 7. Показатели физической подготовленности детей 4-7 лет. 8. Рекомендации по допустимому возрасту для занятий спортом. ОБЪЕМ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ ДЕТЕЙ ОТ 0 ДО 18 ЛЕТ --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |Вид деятельности |Новорожденные и дети |Дошкольники |Школьники | | |1-3 года жизни | | | |--------------------------|----------------------|-----------------|-----------------------------------------------------------------------| |Класс школы, возраст в |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |1 кл.|2 кл.|3 кл.|5 кл. |6 кл. |7 кл. |8 кл. |9 кл. |10 кл.|11 кл.|18 | |годах | | | | | | | |7-8 |8-9 |9-10 |10-11 |11-12 |12-13 |13-14 |14-15 |15-16 |16-17 | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |I. Доврачебный этап | | | | | + | + | + | + | | | + | | + | | + | + | + | + | |(сестринский) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |1. Анкетный тест | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |2. Оценка физического |1 раз в |1 раз |1 раз | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |развития |мес. |в 3 |в 6 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |мес. |мес. | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |3. Оценка физической | | | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |подготовленности | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |4. Измерение артериального| | | | | | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |давления | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |5. Оценка осанки | | | | + | + | + | + | + | | | + | | | | + | | + | + | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |6. Оценка стопы | | | | | + | | + | + | | + | | | + | | | | + | + | |(плантография) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |7. Определение остроты | | | | | + | + | + | + | | | + | | + | | | | + | + | |зрения | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |8. Выявление предмиопии | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |9. Оценка бинокулярного | | | | + | | | | | | + | | | | | | | | | |зрения | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |10. Анализ острой | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |заболеваемости | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |11. Оценка органа слуха | | | | | | | + | + | | | | | | | | | + | + | |(шепотная речь) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |12. Определение белка в | | | | | + | | | + | | + | | + | | + | | + | | | |моче | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |13. Определение сахара в | | | | | + | | | + | | + | | + | | + | | + | | | |моче | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |14. Выявление | | | | | | + | + | + | | | + | | + | + | + | + | + | + | |невротических расстройств | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |с помощью анкеты | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |15. Оценка биологического | | | | | | + | + | | | | | | | | | | | | |возраста | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |16. Тест Керна-Иерасека | | | | | | + | + | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |17. Выявление дефектов | | | | | | + | + | | | | | | | | | | | | |звукопроизношения | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |18. Прогнозирование | | | | | | + | + | | | + | | | | | + | | | | |течения адаптации | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |19. Контроль за течением | | | | | | | | + | | | + | | | | | + | | | |адаптации | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |20. Оценка развития | | | | | | | | | | | + | | + | | + | + | + | + | |вторичных половых | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |признаков | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |21. Оценка репродуктивной | | | | | | | | | | | + | | + | | + | + | + | + | |установки | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |22. Анкетный тест на | | | | | | | | | | | + | | + | | + | + | + | + | |нарушения менструальной | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |функции у девочек и | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |полового развития у | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |мальчиков | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |23. Оценка | | | | | | | | | | | | | | | | | + | + | |контрацептивного и | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |репродуктивного поведения | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |II. Педагог, психолог |1 раз в |1 раз |1 раз | + | | | | + | | | + | | | | | + | | | |1. Оценка |мес. |в 3 |в 6 | | | | | | | | | | | | | | | | |эмоционально-поведенческих| |мес. |мес. | | | | | | | | | | | | | | | | |реакций | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |2. Определение показателей|1 раз в |1 раз |1 раз | + | + | + | + | + | | | + | | + | | + | + | + | + | |нервно-психического |мес. |в 3 |в 6 | | | | | | | | | | | | | | | | |развития | |мес. |мес. | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |3. Определение физической | | | + | | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |подготовленности | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |4. Рекомендации по охране |1 раз в |1 раз |1 раз | | | + | + | + | | | + | | + | | + | + | + | + | |здоровья |мес. |в 3 |в 6 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |мес. |мес. | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |5. Оценка психологической | | | | | | + | + | | | | | | | | | | | | |и психофункциональной | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |готовности к школе | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |III. Параклинические |3, 12 | + | + | | | + | + | | | | + | | | | + | | + | | |исследования |мес. | | | | | | | | | | | | | | | | | | |1. Общий анализ крови | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |2. Общий анализ мочи |3, 12 | + | + | | | + | + | | | | + | | | | + | | + | | | |мес. | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |3. Анализ кала на яйца |3, 12 | + | + | | | + | + | | | | + | | | | + | | + | | |глистов |мес. | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |4. Флюорография | | | | | | | | | | | | | | | + | + | + | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |IV. Врачебный этап |1, 2 дни|1 раз |1 раз | | | + | + | + | | | + | | + | | + | + | + | + | |(педиатр) |после |в 3 |в 6 | | | | | | | | | | | | | | | | |1. Сбор и оценка данных |выписки |мес. |мес. | | | | | | | | | | | | | | | | |анамнеза | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |2. Обследование ребенка по|1, 2 дни|1 раз |1 раз | | | + | + | + | | | + | | + | | + | + | + | + | |органам и системам |после |в 3 |в 6 | | | | | | | | | | | | | | | | | |выписки |мес. |мес. | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |3. Оценка результатов | + | + | + | | | + | + | + | | | + | | + | | + | + | + | + | |лабораторных и других | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |методов исследования | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |Заключение о состоянии |1, 2 дни|1 раз |1 раз | | | + | + | + | | | + | | | + | | + | + | + | |здоровья ребенка: |после |в 2 |в 6 | | | | | | | | | | | | | | | | |1. Основной клинический |выписки |мес. |мес. | | | | | | | | | | | | | | | | |диагноз | | + | + | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |2. Физическое развитие | + | + | + | | | + | + | + | | | + | | | + | | + | + | + | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |3. Нервно-психическое | + | + | + | | | + | + | + | | | + | | | + | | + | + | + | |развитие | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |4. Половое развитие | | | | | | | + | + | | | + | | | + | | + | + | + | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |5. Группы риска | + | + | + | + | + | + | + | + | | | + | | | + | | + | + | + | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |6. Психофункциональная | | | | | | + | + | | | | | | | | | | | | |готовность к обучению в | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |школе | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |7. Прогноз адаптации | | | | | | + | + | | | + | | | | | | + | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |8. Течение адаптации | | | | | | | | + | | | + | | | | | | + | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |9. Репродуктивная | | | | | | | | | | | + | | | + | | | | | |установка | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |10. Репродуктивное и | | | | | | | | | | | | | | + | | + | + | + | |контрацептивное поведение | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |11. Ограничения | | | | | | | | | | | + | | | + | | + | + | | |деторождения | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |12. Группа здоровья | + | + | + | | | + | + | + | | | + | | | + | | + | + | + | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |13. Медицинская группа по | | | + | | | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |физкультуре | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |14. Ограничения в выборе | | | | | | | | | | | + | | | + | | + | + | + | |профессии | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |15. Годность к службе в | | | | | | | | | | | | | | | | | + | + | |армии | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |Рекомендации: |1 раз в |1 раз |1 раз | | | + | + | + | | | + | | | + | | + | + | + | |1. Режим |мес. 4 |в 3 |в 6 | | | | | | | | | | | | | | | | | | - |мес. |мес. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | + | + | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |2. Питание | + | + | + | | | + | + | + | | | + | | | + | | + | + | + | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |3. Физическое воспитание и| + | + | + | | | + | + | + | | | + | | | + | | + | + | + | |закаливание | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |4. Рекомендации по | + | + | + | | | + | + | + | | | + | + | | + | | + | + | + | |профилактическим прививкам| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |5. Рекомендации по | | | | | | | | + | + | + | + | | + | + | + | + | + | + | |трудовому обучению | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |6. Рекомендации по | | | | | | | | | | | + | | | + | | + | + | + | |профориентации | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |7. Рекомендации по | | | | | | | | | | | + | | | + | | + | + | + | |формированию | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |репродуктивного и | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |контрацептивного поведения| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |8. Рекомендации по | | | | | | | | | | | | | | | | + | + | + | |профилактике ограничений | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |службы в армии | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |V. Этапы |1, 12 | | + | | | + | + | + | | | + | | + | | + | + | + | + | |специализированных |мес. | | | | | | | | | | | | | | | | | | |осмотров | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |1. Невролог | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |2. Окулист |1 мес. | | + | | | + | + | + | | | + | | + | | + | + | + | + | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |3. Отоларинголог | | | | | | + | + | + | | | + | | + | | + | + | + | + | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |4. Хирург-ортопед |1, 12 | | + | | | + | + | + | | | + | | + | | + | + | + | + | | |мес. | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |5. Стоматолог |9 мес. | + | + | | | + | + | + | | | + | | + | | + | + | + | + | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |6. Гинеколог | | | | | | | | | | | + | | + | | + | + | + | + | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |7. Уролог-андролог | | | | | | | | | | | | | + | | + | + | + | + | |--------------------------|--------|------|------|----|---|----|---|-----|-----|-----|------|------|------|------|------|------|------|----| |8. Эндокринолог | | | | | | | | | | | + | | | | + | + | + | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Примечания: 1. При подготовке ребенка к поступлению в образовательное учреждение объем профилактических осмотров расширяется в соответствии с инструкциями Минздрава и Минобразования РФ "О подготовке детей к поступлению в дошкольные образовательные учреждения" и "О подготовке детей к поступлению в учреждения общего среднего образования". 2. При организации контроля за течением адаптации детей к дошкольным учреждениям, к школе (1 класс), переходу к предметному обучению (5 класс), на III ступень обучения в школе (10 класс), начала обучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования объем профилактических осмотров расширяется в соответствии с Инструкцией о проведении медико-педагогического контроля за течением адаптации детей в образовательных учреждениях. 3. При планировании обучения ребенка в школе с шести лет профилактические осмотры с обследованием специалистов, лабораторными данными и оценкой психофункциональной готовности ребенка к обучению в школе проводят за год до поступления в школу (в 5 лет) и перед поступлением в школу (в 6 лет). ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПЛАН КОМПЛЕКСНЫХ ОСМОТРОВ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ И ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА <*> ----------------------------------------------------------------------------------- | Возраст | Наименование |Группа здоровья и количество | Обследование | | (мес.) | специальности|осмотров (раз) | | | | врача |------------------------------| | | | |I |НА |II Б | | |--------------|--------------|------|------|----------------|--------------------| | Новорожденный| Педиатр. |4 раза|4 раза|5-6 раз н/д. | Антропометрия, НПР | | | Ортопед, |н/д |н/д |Количество | | | | невролог, | | |осмотров | | | | окулист, др. | | |специалистами и | | | | специалисты | | |их специальность| | | | | | |определяются | | | | | | |показаниями | | |--------------|--------------|------|------|----------------|--------------------| | 1. | Педиатр | 1 | 1 |2 раза н/д | Антропометрия, НПР,| | | Ортопед, | 1 | 1 | -"- | анализ крови, | | | невролог, | | | | анализ мочи, УЗИ, | | | окулист, др. | | | | нейросонография, | | | специалисты | | | | ЭКГ | |--------------|--------------|------|------|----------------|--------------------| | 2. | Педиатр | 1 | 1 |2 раза н/д | Антропометрия, НПР | | | Ортопед, | 1 | 1 | -"- | | | | невролог, | | | | | | | окулист, др. | | | | | | | специалисты | | | | | |--------------|--------------|------|------|----------------|--------------------| | 3. | Педиатр | 1 | 1 |2 раза н/д | Антропометрия, НПР,| | | Ортопед, | 1 | 1 | -"- | анализ крови, | | | невролог, | | | | анализ мочи | | | окулист, др. | | | | | | | специалисты | | | | | |--------------|--------------|------|------|----------------|--------------------| | 4. | Педиатр | - | 1 | 2 | Антропометрия, НПР,| | | Ортопед, | | 1 | -"- | анализ крови, | | | невролог, | | | | анализ мочи | | | окулист, др. | | | | | | | специалисты | | | | | |--------------|--------------|------|------|----------------|--------------------| | 5. | Педиатр | 1 | 1 | 2 | Антропометрия, НПР,| | | Ортопед, | 1 | 1 | -"- | анализ крови, | | | невролог, | | | | анализ мочи | | | окулист, др. | | | | | | | специалисты | | | | | |--------------|--------------|------|------|----------------|--------------------| | 6. | Педиатр | - | 1 | 2 | Антропометрия, НПР | | | Ортопед, | | 1 | -"- | | | | невролог, | | | | | | | окулист, др. | | | | | | | специалисты | | | | | |--------------|--------------|------|------|----------------|--------------------| | 7. | Педиатр | 1 | 1 | 1 | Антропометрия, НПР | | | Ортопед, | 1 | 1 | -"- | | | | невролог, | | | | | | | окулист, др. | | | | | | | специалисты | | | | | |--------------|--------------|------|------|----------------|--------------------| | 8. | Педиатр | - | 1 | 1 | Антропометрия, НПР | | | Ортопед, | | 1 | -"- | | | | невролог, | | | | | | | окулист, др. | | | | | | | специалисты | | | | | |--------------|--------------|------|------|----------------|--------------------| | 9. | Педиатр | 1 | 1 | 1 | Антропометрия, НПР | | | Ортопед, | 1 | 1 | -"- | | | | невролог, | | | | | | | окулист, др. | | | | | | | специалисты | | | | | |--------------|--------------|------|------|----------------|--------------------| | 10. | Педиатр | | 1 | 1 | Антропометрия, НПР | | | Ортопед, | | 1 | -"- | | | | невролог, | | | | | | | окулист, др. | | | | | | | специалисты | | | | | |--------------|--------------|------|------|----------------|--------------------| | 11. | Педиатр | | 1 | 1 | Антропометрия, НПР | | | Ортопед, | | 1 | -"- | | | | невролог, | | | | | | | окулист, др. | | | | | | | специалисты | | | | | |--------------|--------------|------|------|----------------|--------------------| | 12. | Педиатр | 1 | 1 | 1 | Антропометрия, НПР,| | | Ортопед, | 1 | 1 | -"- | анализ крови, | | | хирург, | | | | анализ мочи, кала | | | невролог, | | | | на я/г, соскоб на | | | офтальмолог, | | | | энтеробиоз | | | стоматолог и | | | | | | | др. | | | | | | | специалисты | | | | | | | по показаниям| | | | | ----------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> По завершении планового участковый врач даст вам оценку физического, полового и нервно-психического развития вашего ребенка. При наличии критериев конкретного диагноза заболевания ребенок будет наблюдаться педиатром по группе диспансерного учета по ф. 30 (пороки развития, наследственные заболевания, хронические болезни). ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ОСМОТРЫ И СПЕКТР ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕ ГОДА <*> --------------------------------------------------------------------- |Возраст| Специальность врачей и | Обследование | |(годы) | кратность осмотров педиатром| | |<*> | | | |-------|-----------------------------|-----------------------------| |2 | Педиатр - ежеквартально. | Антропометрия, анализ крови,| | | Осмотр специалистами - по | анализ мочи, кала на я/г, | | | показаниям | соскоб на энтеробиоз | |-------|-----------------------------|-----------------------------| |3 | Педиатр - 2 раза в год. | Антропометрия, анализ крови,| | | Ортопед, хирург, невролог, | анализ мочи, кала на я/г, | | | офтальмолог, стоматолог, | соскоб на энтеробиоз | | | логопед и др. специалисты по| | | | показаниям | | |-------|-----------------------------|-----------------------------| |4 | Педиатр - 1 раз. Осмотр | Антропометрия, анализ крови,| | | специалистами - по | анализ мочи, кала на я/г, | | | показаниям | соскоб на энтеробиоз | |-------|-----------------------------|-----------------------------| |5 | Педиатр - 1 раз. Осмотр | Антропометрия, анализ крови,| | | специалистами - по | анализ мочи, кала на я/г, | | | показаниям | соскоб на энтеробиоз | |-------|-----------------------------|-----------------------------| |6 | Педиатр - 1 раз. Хирург, | Антропометрия, анализ крови,| | | ортопед, офтальмолог, | анализ мочи, кала на я/г, | | | дерматолог, невролог, | соскоб на энтеробиоз, | | | логопед, стоматолог, | острота зрения, тест | | | педагог, психолог и др. | Малиновского, острота слуха,| | | специалисты по показаниям | осанка, плантография. | | | | Динамометрия | |-------|-----------------------------|-----------------------------| |7 | Педиатр - 1 раз. Хирург, | Антропометрия, АД, осанка, | | | ортопед, офтальмолог, | плантография, острота | | | отоларинголог, дерматолог, | зрения, острота слуха, | | | невролог, логопед, | динамометрия, анализ крови, | | | стоматолог, педагог, | анализ мочи, определение в | | | психолог и др. специалисты | моче глюкозы, кал на я/г, | | | по показаниям | соскоб на энтеробиоз | |-------|-----------------------------|-----------------------------| |8 | Педиатр - 1 раз. Осмотр | Антропометрия, анализ крови,| | | специалистами - по | анализ мочи, кала на я/г, | | | показаниям | соскоб на энтеробиоз | |-------|-----------------------------|-----------------------------| |9 | Педиатр - 1 раз. Осмотр | Антропометрия, анализ крови,| | | специалистами - по | анализ мочи, кала на я/г, | | | показаниям | соскоб на энтеробиоз | |-------|-----------------------------|-----------------------------| |10 | Педиатр - 1 раз. | Антропометрия, АД, ЭКГ, | | | Эндокринолог, хирург, | анализ крови, анализ мочи, | | | ортопед, офтальмолог, | определение в моче глюкозы, | | | отоларинголог, невролог, | кал на я/г, соскоб на | | | гинеколог (андролог), | энтеробиоз, осанка, острота | | | стоматолог, педагог, | зрения, острота слуха, | | | психолог и др. специалисты | плантография, динамометрия | | | по показаниям | | |-------|-----------------------------|-----------------------------| |11 | Педиатр - 1 раз. | Антропометрия, АД, ЭКГ, | | | Эндокринолог, хирург, | осанка, плантография, | | | ортопед, офтальмолог, | острота зрения, острота | | | отоларинголог, невролог, | слуха, динамометрия, анализ | | | гинеколог (андролог). | крови, анализ мочи, | | | Уролог, стоматолог, педагог,| определение в моче глюкозы, | | | психолог и др. специалисты | кал на я/г, соскоб на | | | по показаниям | энтеробиоз | |-------|-----------------------------|-----------------------------| |12 | Педиатр - 1 раз. | Антропометрия, АД, ЭКГ, | | | Эндокринолог, хирург, | анализ крови, анализ мочи, | | | ортопед, офтальмолог, | кала на я/г, соскоб на | | | отоларинголог, невролог, | энтеробиоз, осанка, | | | гинеколог (андролог), | плантография, острота | | | уролог, стоматолог, педагог,| зрения, острота слуха | | | психолог и др. специалисты | | | | по показаниям | | |-------|-----------------------------|-----------------------------| |13 | Педиатр - 1 раз. | Антропометрия, АД, ЭКГ, | | | Эндокринолог, хирург, | анализ крови, анализ мочи, | | | ортопед, офтальмолог, | кала на я/г, соскоб на | | | отоларинголог, невролог, | энтеробиоз, осанка, | | | гинеколог (андролог), | плантография, острота | | | уролог, стоматолог, педагог,| зрения, острота слуха, | | | психолог и др. специалисты | динамометрия | | | по показаниям | | |-------|-----------------------------|-----------------------------| |14 | Педиатр - 1 раз. | Антропометрия, АД, ЭКГ, | | | Офтальмолог, хирург, | динамометрия, осанка, | | | ортопед, офтальмолог, | плантограмма, острота | | | отоларинголог, невролог, | зрения, острота слуха, | | | гинеколог (андролог), | анализ крови, анализ мочи, | | | уролог, стоматолог, педагог,| определение в моче глюкозы, | | | психолог и др. специалисты | кал на я/г, соскоб на | | | по показаниям | энтеробиоз | |-------|-----------------------------|-----------------------------| |15 | Педиатр - 1 раз. | Антропометрия, АД, ЭКГ, | | | Офтальмолог, хирург, | динамометрия, осанка, | | | ортопед, офтальмолог, | плантограмма, острота | | | отоларинголог, невролог, | зрения, острота слуха, | | | гинеколог (андролог), | анализ крови, анализ мочи, | | | уролог, стоматолог, педагог,| определение в моче глюкозы, | | | психолог и др. специалисты | кал на я/г, соскоб на | | | по показаниям | энтеробиоз. С 15 лет | | | | флюорография 1 раз в 2 года | |-------|-----------------------------|-----------------------------| |16 | Педиатр - 1 раз. | Антропометрия, АД, ЭКГ, | | | Офтальмолог, хирург, | динамометрия, осанка, | | | ортопед, офтальмолог, | плантограмма, острота | | | отоларинголог, невролог, | зрения, острота слуха, | | | гинеколог (андролог), | анализ крови, анализ мочи, | | | уролог, стоматолог, педагог,| определение в моче глюкозы, | | | психолог и др. специалисты | кал на я/г, соскоб на | | | по показаниям | энтеробиоз | |-------|-----------------------------|-----------------------------| |17 | Педиатр - 1 раз. | Антропометрия, АД, ЭКГ, | | | Офтальмолог, хирург, | динамометрия, осанка, | | | ортопед, офтальмолог, | плантограмма, острота | | | отоларинголог, невролог, | зрения, острота слуха, | | | гинеколог (андролог), | анализ крови, анализ мочи, | | | уролог, стоматолог, педагог,| определение в моче глюкозы, | | | психолог и др. специалисты | кал на я/г, соскоб на | | | по показаниям | энтеробиоз | --------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> По завершении планового диспансерного осмотра: для детей в возрасте 3 лет необходимо сформулировать заключительный диагноз (в том числе основной, сопутствующие заболевания), дать оценку физическому, нервно-психическому развитию, группе здоровья; для детей в возрасте 6 лет необходимо сформулировать заключительный диагноз (в том числе основной, сопутствующие заболевания), дать оценку физическому и нервно-психическому развитию, физической подготовленности, группе здоровья; для детей в возрасте 7, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 лет необходимо сформулировать заключительный диагноз (в том числе основной, сопутствующие заболевания) и дать оценку физического, полового (репродуктивного), нервно-психического развития, группе здоровья и медицинской группе для занятий физической культурой. Во всех возрастных плановых группах следует дать рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению ребенка. ТЕМЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ С ВРАЧОМ ПРИ КАЖДОМ ВИЗИТЕ ВРАЧА НА ДОМ К РЕБЕНКУ ИЛИ ПРИ ОСМОТРЕ РЕБЕНКА В ПОЛИКЛИНИКЕ ----------------------------------------------------------- |Пренатальный патронаж | |---------------------------------------------------------| |Профилактика |Детская комната; ванная, безопасная | |повреждений |детская мебель; безопасные | | |автомобильные ограничители; детектор | | |дыма и набор водных термостатов дома | |------------------|--------------------------------------| |Кормление/питание |Грудное вскармливание против | | |искусственного | |------------------|--------------------------------------| |Медицина |Обрезание; что ожидать при родах; | | |режим диспансерных визитов | |------------------|--------------------------------------| |Другое |Проблемы здоровья матери; социальная | | |поддержка; сиблинги | |---------------------------------------------------------| |Новорожденный | |---------------------------------------------------------| |Профилактика |Смотри выше. Акцент: не оставлять | |повреждений |новорожденного без внимания, | | |использовать автомобильные | | |ограничители | |------------------|--------------------------------------| |Кормление/питание |Проблемы грудного или искусственного | | |вскармливания: нормы, частые проблемы | |------------------|--------------------------------------| |Ежедневный |Плач, сон, положение во сне и СВС, | |уход/активность |характер стула; купание и уход за | | |кожей; икота, чихание, "влажные | | |срыгивания" | |------------------|--------------------------------------| |Проблемы развития/|Нормальные рефлексы; индивидуальность | |поведения |новорожденного; важность тесных | | |взаимодействий и реакции на нужды | | |новорожденного (нельзя испортить) | |------------------|--------------------------------------| |Медицина |Уход за пуповиной и обрезанием; | | |желтуха; как измерить температуру | | |ребенка; когда и как звонить доктору; | | |лихорадка, рвота, диарея, снижение | | |объема кормления; обзор режима | | |диспансерных визитов | |------------------|--------------------------------------| |Другие |Послеродовая реабилитация; изменения в| | |родительских и семейных | | |взаимоотношениях; реакция сиблингов | |---------------------------------------------------------| |2-4 недели | |---------------------------------------------------------| |Профилактика |Смотри выше. Безопасность купания; | |повреждений |воздействие солнца/защита | |------------------|--------------------------------------| |Кормление/питание |Проблемы с грудным против | | |искусственного вскармливанием; | | |дополнительное введение флюорида, если| | |показано | |------------------|--------------------------------------| |Ежедневный |Характер сна; плач и колики; | |уход/активность |особенности кишечника и мочевого | | |пузыря | |------------------|--------------------------------------| |Проблемы развития/|Акцент на способностях новорожденного;| |поведения |любовь к держанию на руках, объятиям, | | |разговорам с ребенком (не может | | |испортить) | |------------------|--------------------------------------| |Медицина |Напомнить, когда звонить доктору | |------------------|--------------------------------------| |Другие |Время для родителей: няни; проведение | | |времени с сиблингами; планы | | |относительно организации ухаживания, | | |если мать работает вне дома | |---------------------------------------------------------| |2 месяца | |---------------------------------------------------------| |4 месяца | |---------------------------------------------------------| |Профилактика |Смотри выше. Акцент: держать маленькие| |повреждений |предметы вне досягаемости | |------------------|--------------------------------------| |Кормление/питание |Введение твердой пищи: обогащенные | | |железом крупы, фрукты и овощи | |------------------|--------------------------------------| |Ежедневный |Сон: ночные пробуждения; прорезывание | |уход/активность |зубов/слюнотечение | |------------------|--------------------------------------| |Проблемы развития/|Как выше; разговор с ребенком: ответ | |поведения |на голосовые сигналы | |------------------|--------------------------------------| |Медицина |Иммунизация; домашнее ведение легкого | | |гастроэнтерита | |------------------|--------------------------------------| |Другие |Функционирование родителей и семьи; | | |устройство и поддержание помощи детям | |---------------------------------------------------------| |6 месяцев | |---------------------------------------------------------| |Профилактика |Скорректированный для ребенка дом | |повреждений |для подготовки к подвижности; | | |безопасность в автомобиле; ходунки и | | |ходьба по ступенькам; защита окон; | | |безопасность купания; электрические | | |шнуры и розетки; риск ожогов | |------------------|--------------------------------------| |Кормление/питание |Проблемы кормления твердой пищей; | | |нормы относительно потребности в | | |калориях (объемы); введение "ручной" | | |пищи (7-9 месяцев); начало пользования| | |чашкой; препятствовать молоку или соку| | |как соске или бутылочке в кровати; | | |обсудить, когда вводить коровье | | |молоко/кефир (конец первого года | | |жизни, если возможно) | |------------------|--------------------------------------| |Ежедневный |Сопротивление сну: предложить любимую | |уход/активность |игрушку или имущество (переходные | | |объекты); прорезывание/уход за зубами;| | |ботинки (мягкие, гибкие) | |------------------|--------------------------------------| |Проблемы развития/|Разобщение и боязнь чужого | |поведения | | |------------------|--------------------------------------| |Медицина |Иммунизация | |------------------|--------------------------------------| |Другие |Как выше | |---------------------------------------------------------| |9 месяцев | |---------------------------------------------------------| |Профилактика |Смотри выше. Акцент: автомобильные | |повреждений |ограничители для малышей, когда >= 8 | | |кг; проглатывание (например, маленькие| | |предметы, арахис, виноград, бусы; | | |ожоги) | |------------------|--------------------------------------| |Кормление/питание |"Ручная" (за столом) еда; | | |самостоятельная еда: пользование | | |чашкой и ложкой; начало отнятия от | | |бутылочки; предупреждение снижения | | |потребления пищи | |------------------|--------------------------------------| |Ежедневный |Сон: ночные пробуждения, любимые | |уход/активность |игрушки или имущество; обувь; уход за | | |зубами | |------------------|--------------------------------------| |Проблемы развития/|Разобщение и боязнь чужого; голосовые | |поведения |сигналы, общение, имитация; социальные| | |игры; предупреждение проблем автономии| | |грудного периода; дисциплина: | | |установление пределов, | | |последовательность, отвлечение | |------------------|--------------------------------------| |Другие |Функционирование родителей и семьи; | | |устройство и поддержка помощи детям | |---------------------------------------------------------| |12 месяцев | |---------------------------------------------------------| |Профилактика |Укрепить: сироп ипекакуаны/некоторые | |повреждений |контролирующие центры отравления; вода| | |максимум 120 град. F; безопасность | | |кухни, ступенек, воды и автомобиля; | | |ограждения, ворота и задвижки; риск | | |ожогов | |------------------|--------------------------------------| |Кормление/питание |Еда за столом, отлучение от бутылочки;| | |снижение потребления пищи; введение | | |коровьего молока/кефира | |------------------|--------------------------------------| |Ежедневный |Как выше | |уход/активность | | |------------------|--------------------------------------| |Проблемы развития/|Развитие речи; разговор с ребенком; | |поведения |обсудить автономию, ограничения, | | |дисциплину; одобрение желательного | | |поведения (положительное усиление); | | |запреты: немного, но твердые | |------------------|--------------------------------------| |Другие |Как выше | |---------------------------------------------------------| |15 месяцев | |---------------------------------------------------------| |Профилактика |Смотри выше | |повреждений | | |------------------|--------------------------------------| |Кормление/питание |Самостоятельная еда, ест пищу вместе с| | |семьей; постепенное сокращение | | |использования бутылочки, советы против| | |бутылочки в постели | |------------------|--------------------------------------| |Ежедневный |Как выше | |уход/активность | | |------------------|--------------------------------------| |Проблемы развития/|Обзор индикаторов готовности обучения | |поведения |туалету; дисциплина/обуздание | | |истерик: удаление искушений, согласие | | |между родителями, перерывы, замены, | | |избегать усиления истерического | | |поведения, одобрять хорошее поведение;| | |чтение книг вместе | |------------------|--------------------------------------| |Медицина |Иммунизация | |------------------|--------------------------------------| |Другие |Функционирование родителей и семьи; | | |устройство и поддержка помощи детям; | | |конкуренция между сиблингами | |---------------------------------------------------------| |18 месяцев | |---------------------------------------------------------| |Профилактика |Смотри выше. Акцент: игра на улице, | |повреждений |рядом с автодорогами под наблюдением; | | |безопасность двора, пешехода и игровой| | |площадки; опасность лазания; никогда | | |не оставлять без внимания в автомобиле| | |или в доме; опасные игрушки, | | |пластиковые пакеты и баллоны | |------------------|--------------------------------------| |Кормление/питание |Прекращение употребления бутылочки; | | |хорошее использование ложки и чашки | | |при самостоятельной еде | |------------------|--------------------------------------| |Ежедневный |Сон: короткие ритуалы перед регулярным| |уход/активность |отходом ко сну, ночные страхи, ночные | | |пробуждения; самокомфортное поведение:| | |сосание большого пальца, мастурбация, | | |любимая игрушка или имущество | |------------------|--------------------------------------| |Проблемы развития/|Дисциплина; потребность в автономии и | |поведения |независимости; "восстановление | | |отношений" - транзиторный возврат к | | |прилипчивому поведению; может | | |проявлять готовность обучения туалету | | |к 18-24 месяцам; игровые игры: | | |похвала, показывает привязанность; | | |читать простые рассказы ребенку | | |регулярно | |------------------|--------------------------------------| |Медицина |Иммунизация | |------------------|--------------------------------------| |Другие |Как выше | |---------------------------------------------------------| |24 месяца | |---------------------------------------------------------| |Профилактика |Смотри выше | |повреждений | | |------------------|--------------------------------------| |Кормление/питание |Избегать борьбы относительно еды; | | |препятствовать непитательному сухому | | |завтраку; одобрять социальные/семейные| | |аспекты приема пищи | |------------------|--------------------------------------| |Ежедневный |Сон: обсудите переход к регулярному | |уход/активность |сну; заверить, что дневной сон | | |варьирует; использование зубной щетки | |------------------|--------------------------------------| |Проблемы развития/|Автономия: не спешите, | |поведения |последовательные ограничения, | | |предоставление выбора, обучение | | |туалету: показывает ли ребенок интерес| | |и готовность, понимает ожидания? | | |Любопытство относительно частей тела; | | |обеспечение для игрового и контакта со| | |сверстниками; мнимые друзья | |------------------|--------------------------------------| |Другие |Функционирование родителей и семьи; | | |устройство и поддержка помощи детям; | | |конкуренция между сиблингами | |---------------------------------------------------------| |3 года | |---------------------------------------------------------| |Профилактика |Смотри выше. Акцент: автомобильные | |повреждений |безопасные ограничители; безопасность | | |улицы и воды; дикие и домашние | | |животные; выучить полное имя, телефон | | |в неотложных случаях и адрес | |------------------|--------------------------------------| |Кормление/питание |Сбалансированная диета, предотвращение| | |тяжелой пищи | |------------------|--------------------------------------| |Ежедневный |Первое посещение стоматолога; сон: | |уход/активность |регулярное время и процедура сна, | | |дремота варьирует | |------------------|--------------------------------------| |Проблемы развития/|Дисциплина; тренировка туалета; | |поведения |детский сад, дневной уход, няни: | | |ободрять уличный опыт, взаимодействие | | |со сверстниками; позволить | | |исследования, показать инициативу и | | |коммуникативность; разговор о | | |действиях с ребенком; резервировать | | |время только для ребенка; ограничить | | |просмотр телевизора; просмотр детских | | |программ с ребенком; мастурбация; | | |удовлетворять любопытство о детских, | | |половых различиях | |------------------|--------------------------------------| |Другие |Функционирование семьи | |---------------------------------------------------------| |4 года | |---------------------------------------------------------| |Профилактика |Смотри выше. Акцент: безопасность | |повреждений |велосипедных и пеших прогулок; | | |безопасность воды; автомобильное | | |кресло, закрепитель или ремень | | |безопасности; отказ от приема пищи или| | |поездок с чужими людьми; электрические| | |приборы, холодное и огнестрельное | | |оружие, пары и отравление; знать номер| | |в экстренных случаях и адрес; | | |тренировка пожарной безопасности дома | |------------------|--------------------------------------| |Кормление/питание |Сбалансированная диета, социальные | | |аспекты приема пищи | |------------------|--------------------------------------| |Ежедневный |Уход за зубами, сон | |уход/активность | | |------------------|--------------------------------------| |Проблемы развития/|Тренировка туалета; дисциплина; | |поведения |обеспечение взаимодействия с другими | | |детьми; назначение хозяйственной | | |работы; ограничение просмотра | | |телевизора; сексуальное любопытство, | | |мастурбация; детский сад, ежедневный | | |уход; проблемы вокруг школы, | | |готовность оценки | |------------------|--------------------------------------| |Другие |Функционирование семьи | |---------------------------------------------------------| |5 лет | |---------------------------------------------------------| |Профилактика |Смотри выше | |повреждений | | |------------------|--------------------------------------| |Кормление/питание |Сбалансированная диета | |------------------|--------------------------------------| |Ежедневный |Уход за зубами, сон | |уход/активность | | |------------------|--------------------------------------| |Проблемы развития/|Готовность к школе; играет хорошо с | |поведения |другими детьми, нормальное развитие, | | |переносит отделение на полдня от дома;| | |назначение хозяйственной работы; | | |дисциплина; сексуальное любопытство, | | |мастурбация | |------------------|--------------------------------------| |Медицина |Иммунизация | |------------------|--------------------------------------| |Другие |Функционирование семьи | |---------------------------------------------------------| |6-8 лет | |---------------------------------------------------------| |Профилактика |Безопасность езды на велосипеде; ремни| |повреждений |безопасности; учится плавать; детская | | |страховка | |------------------|--------------------------------------| |Кормление/питание |Избегать тяжелой пищи, поддержание | | |адекватного веса; одобрение социальных| | |аспектов времени приема пищи | |------------------|--------------------------------------| |Ежедневный |Регулярная физическая нагрузка; чистка| |уход/активность |зубов; адекватный сон; школьная и | | |академическая активность; | | |взаимодействие со сверстниками; | | |взаимодействие в семье | |------------------|--------------------------------------| |Проблемы развития/|Установить правила, действия как | |поведения |образец подражания; обеспечение | | |пособием; проводить время с ребенком; | | |показывает интерес к школе; похвала, | | |ободрение, показывает привязанность; | | |ограничение просмотра телевизора | |------------------|--------------------------------------| |Другие |Библиотечная карточка | |---------------------------------------------------------| |10 лет | |---------------------------------------------------------| |Профилактика |Смотри выше. Акцент: безопасность | |повреждений |скейтборда и велосипеда; наркотики, | | |алкоголь и табак; контролировать | | |потенциально опасные действия; | | |безопасность спорта | |------------------|--------------------------------------| |Кормление/питание |Как выше | |------------------|--------------------------------------| |Ежедневный |Как выше | |уход/активность | | |------------------|--------------------------------------| |Проблемы развития/|Как выше; социальные взаимодействия; | |поведения |сверстники, хобби, социальные навыки; | | |сексуальное образование дома, в школе;| | |обсудить пубертатные проблемы; | | |академическая активность; семейные | | |связи: методы разрешения, ограничения,| | |чувство ответственности | |---------------------------------------------------------| |12 лет | |---------------------------------------------------------| |Профилактика |Смотри выше | |повреждений | | |------------------|--------------------------------------| |Кормление/питание |Избегать тяжелой пищи, поддержка | | |адекватного веса; одобрение социальных| | |аспектов времени приема пищи | |------------------|--------------------------------------| |Ежедневный |Регулярные физические упражнения, | |уход/активность |чистка зубов, адекватный сон; школьная| | |и академическая активность; спорт, | | |хобби и работа в выходные; | | |взаимодействие в семье и со | | |сверстниками | |------------------|--------------------------------------| |Проблемы развития/|Дискуссия: быстрый физический рост и | |поведения |сексуальное развитие, визуализация | | |тела; сексуальное образование; | | |установление правил, связей с детьми; | | |уважение уединения, позволять | | |принимать решения | |---------------------------------------------------------| |14 лет | |---------------------------------------------------------| |Профилактика |Смотри выше. Акцент: несущее риск | |повреждений |поведение; одобрять ответственность за| | |здоровье и выбор здорового образа | | |жизни | |------------------|--------------------------------------| |Кормление/питание |Как выше | |------------------|--------------------------------------| |Ежедневный |Как выше | |уход/активность | | |------------------|--------------------------------------| |Проблемы развития/|Смотри выше. Акцент: датирование, | |поведения |давление сверстников; сексуальность | |---------------------------------------------------------| |15-18 лет | |---------------------------------------------------------| |Профилактика |Смотри выше. Акцент: ответственность | |повреждений |за здоровье; безопасность плавания; | | |злоупотребление психоактивными | | |веществами; СЛР-тренировка | |------------------|--------------------------------------| |Кормление/питание |Здоровая диета, поддержка адекватного | | |веса | |------------------|--------------------------------------| |Ежедневный |Школьная и академическая активность; | |уход/активность |спорт, хобби, работа; регулярные | | |физические упражнения; взаимодействие | | |в семье и со сверстниками | |------------------|--------------------------------------| |Проблемы развития/|Цели и значение разъяснения, будущие | |поведения |планы; справедливые правила, позволять| | |принятие решений; общение в семье и со| | |сверстниками; ожидаемые периоды | | |отчуждения; уважение уединения; | | |поощрение независимости; сохранение | | |образцов для подражания; сексуальность| | |и активность, контрацепция и | | |предотвращение заболеваний, | | |передаваемых половым путем | ----------------------------------------------------------- СЛР - сердечно-легочная реанимация; СВС - синдром внезапной смерти; ИВДП - инфекции верхних дыхательных путей. Рекомендации для семьи по предотвращению травматизма у детей Общие принципы Все дети должны расти в безопасном окружении, и ответственность за это несут родители. Все врачи, осматривающие вашего ребенка, должны консультировать вас о возрастных, сезонных и соответствующих месту профилактических мероприятиях, которые уменьшают частоту серьезных повреждений. Грудные дети и дошкольники Врачи, работающие с грудными детьми и дошкольниками, должны давать вам советы (родителям) относительно следующих проблем: Контроль нормального психомоторного развития ребенка (ползание, перемещение в пространстве, хождение, переступание, ходьба по лестнице и др.). Безопасность дорожного движения: адекватное использование в настоящее время одобренных детских безопасных ограничителей (автомобильные кресла); родители используют свои ремни безопасности. Профилактика ожогов: постановка и поддержание детекторов дыма в доме; установка температуры подогревателя воды <= 60-75 °C. Профилактика падений: использование защиты/решеток на окнах и лестницах; отказ от использования младенческих ходунков. Профилактика отравлений: хранение медицинских препаратов вне поля зрения и пределов досягаемости в оригинальной и недоступной для детей упаковке. Профилактика удушья: снабжение адекватной возрасту пищей; избегать бега/игры во время еды; наблюдение за приемом пищи; использование адекватных возрасту игрушек. Предотвращение утопления: наблюдение за младенцем/маленьким ребенком в ванной или бассейне; опорожнение всех ведер, баков, бассейнов немедленно после использования; установление адекватного заграждения/безопасной защиты у плавательного бассейна; наблюдение за дошкольниками при отдыхе на воде и плавании (независимо от умения ребенка плавать). Тренировка сердечно-легочной реанимации: обучение родителей СЛР; знать, как обращаться в местную систему неотложной/скорой помощи. Школьники Врачи советуют родителям детей раннего школьного возраста больше фокусироваться на поведении ребенка. Ребенок включается в этот процесс, и родителям напоминают о необходимости моделировать безопасное поведение. Семейная кинезиопрофилактика и при необходимости кинезиотерапия. Безопасность дорожного движения: использование ремней безопасности / поддерживающих сидений; знание безопасной практики пешеходов; использование одобренных велосипедных шлемов при катании и защитного снаряжения при катании на коньках, роликах и скейтборде. Безопасность на воде: снабдить инструкцией по плаванию для детей старше 5 лет; знание адекватных правил водных игр; наблюдение за плаванием; использование индивидуальных плавательных средств с гребной активностью. Спортивная безопасность для взрослых, которые наблюдают за детьми, участвующими в организованном спорте: важность адекватного безопасного защитного снаряжения и физического состояния. Безопасность холодного и огнестрельного оружия: удаление любого холодного и огнестрельного оружия из дома (если родители выбирают хранение огнестрельного оружия, оно должно быть разряжено и храниться отдельно от боеприпасов в запертых комнатах). Подростки Профилактика травматизма, советуемая подросткам, должна включать дискуссию о здоровом образе жизни (например, использование алкоголя / наркотиков, психоактивных средств, сексуальная активность, диета / физическая активность). Специфические области профилактики травматизма должны включать следующее: Безопасность дорожного движения: использование ремней безопасности; роль алкоголя в автотравмах подростков; использование мотоциклетных/велосипедных шлемов; использование защитного снаряжения при катании на коньках и скейтборде. Безопасность на воде: использование алкоголя в действиях, связанных с водой; использование одобренных персональных плавательных средств при катании на лодках. Спортивная безопасность: важность адекватного безопасного защитного снаряжения и физического состояния для подростков, участвующих в организованных спортивных программах. Безопасность холодного и огнестрельного оружия: знания об уникальной опасности холодного и огнестрельного оружия в доме в подростковом возрасте - риск импульсивного, незапланированного использования, приводящего к суициду, убийству или другим серьезным повреждениям (если родители выбирают хранение огнестрельного оружия, оно должно быть разряжено и храниться отдельно от боеприпасов в запертых комнатах). ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ (M +/- m) -------------------------------------------------------------------------- |Показатели |Пол |Возраст в полных годах | | | |-----------------------------------------------| | | |4 |5 |6 |7 | |-------------------|----|----------|-----------|------------|-----------| |Скорость бега на |м | 3,0-2,3 | 2,6-2,1 | 2,5-1,8 | 2,3-1,7 | |10 м с хода (сек.) |д | 3,2-2,4 | 2,8-2,2 | 2,7-1,9 | 2,6-1,9 | |-------------------|----|----------|-----------|------------|-----------| |Скорость бега на |м | 9,8-7,9 | 9,1-7,1 | 7,6-6,5 | 7,0-6,0 | |10 м со старта |д |10,2-7,9 | 8,8-7,0 | 8,4-6,5 | 8,3-6,3 | |(сек.) | | | | | | |-------------------|----|----------|-----------|------------|-----------| |Длина прыжка с |м | 64-91,5 | 82-107 | 95-132 | 112-140 | |места (см) |д | 60-88 | 77-103 | 93-121 | 97-129 | |-------------------|----|----------|-----------|------------|-----------| |Дальность броска |м | 125-205 | 165-260 | 215-340 | 270-400 | |набивного мяча |д | 110-190 | 140-230 | 175-300 | 220-350 | |(1 кг) из-за | | | | | | |головы (см) | | | | | | |-------------------|----|----------|-----------|------------|-----------| |Скорость бега на |м | - | 37,3-27,3 | - | - | |90 м (сек.) |д | - | 37,0-26,2 | - | - | |-------------------|----|----------|-----------|------------|-----------| |Скорость бега на |м | - | - | 38,6-30,6 | - | |120 м (сек.) |д | - | - | 40,8-30,2 | - | |-------------------|----|----------|-----------|------------|-----------| |Скорость бега на |м | - | - | - | 41,6-33,9 | |150 м (сек.) |д | - | - | - | 43,9-34,9 | |-------------------|----|----------|-----------|------------|-----------| |Скорость бега на |м | - | - | 105,1-85,8 | 97,3-81,8 | |300 м (сек.) |д | - | - | 107,2-84,2 |101,2-84,6 | -------------------------------------------------------------------------- ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ -------------------------------------------------------------------------- |Медицинские группы |Обязательные виды |Рекомендуемые | | |занятий |дополнительные виды | | | |занятий | |-------------------------|-----------------------|----------------------| |Основная - дети и |Занятия по учебным |Занятия спортом | |подростки без отклонений |программам физического | | |в состоянии здоровья или |воспитания в полном | | |с незначительными |объеме. | | |отклонениями (II группа |Сдача контрольных | | |здоровья и/или группа |нормативов с | | |риска), имеющие |дифференцированной | | |достаточную физическую |оценкой | | |подготовленность | | | |-------------------------|-----------------------|----------------------| |Подготовительная - дети и|То же, но при условии |Дополнительная | |подростки, имеющие |более полного |тренировка. | |отклонения в состоянии |постепенного освоения |Для повышения уровня | |здоровья (II группа |упражнений, |физической подготовки | |здоровья, рековалесценты |предъявляющих | | |инфекций), без |повышенные требования к| | |достаточной физической |организму | | |подготовленности | | | |-------------------------|-----------------------|----------------------| |Специальная - дети и |Занятия по специальным |Использование | |подростки, имеющие |программам с |доступных видов | |значительные отклонения в|дифференцированной |физических упражнений | |состоянии здоровья |оценкой |в режиме дня школы | |постоянного или | |(учебного заведения | |временного характера (III| |и в быту) | |группа здоровья, дети, | | | |наблюдающиеся по | | | |ф. 30), допущенные к | | | |групповым занятиям в | | | |условиях учебного | | | |заведения | | | -------------------------------------------------------------------------- (*) Врач-педиатр придерживается принципиальной позиции: - противопоказаний для занятий физической культурой для детей в дошкольных учреждениях и в школе нет, выдача освобождений от занятий физкультурой недопустима; - рековалесценты острых инфекций и дети, возвращающиеся в учебное заведение после плановых и ургентных операций, направляются в подготовительную группу; специальная группа - это группа лечебной физкультуры для детей III группы здоровья и детей-инвалидов. |