О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ АКЦИОНЕРА ПО АКЦИЯМ, НАХОДЯЩИМСЯ В СОБСТВЕННОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ, И ПРИНЦИПАХ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ОПЕРАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВО - ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ, АКЦИИ КОТОРЫХ НАХОДЯТСЯ В СОБСТВЕННОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ (Редакция на 18.12.2007) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 3 июля 2007 г. N 576-ПП (ЮИАИ) По состоянию на 1 января 2007 г. город Москва является участником 428 хозяйственных обществ, включенных в Реестр хозяйственных обществ с долей города, в том числе в 279 хозяйственных обществах доля города составляет менее контрольного пакета (менее 50% + 1 акция). В настоящее время Правительством Москвы проводится комплекс мероприятий, направленных на реструктуризацию городского портфеля акций и повышение эффективности реализации прав акционера по акциям, находящимся в собственности города Москвы, осуществляется внедрение принятых Правительством Москвы Стандартов корпоративного поведения города Москвы как акционера. В результате реализации указанных мероприятий определен порядок принятия решений о начислении акционерными обществами приходящихся на долю города дивидендов, возросла приходящаяся на долю города балансовая стоимость активов акционерных обществ, которая по состоянию на 1 октября 2006 г. составляет более 90 млрд. рублей. В то же время существующая организация корпоративного управления и сложившаяся практика принятия решений при реализации прав акционера по акциям, находящимся в собственности города Москвы, выявили необходимость разграничения полномочий и определения порядка взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении полномочий собственника акций. Действующая система оценки эффективности акционерных обществ с долей города в уставном капитале не позволяет исходя из анализа стандартной отчетности однозначно оценивать эффективность и осуществлять полноценный контроль за деятельностью акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы, что обуславливает необходимость внедрения систем стратегического и оперативного планирования, контроля финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ с долей города в уставном капитале. Во исполнение постановления Правительства Москвы от 2 мая 2006 г. N 304-ПП "Об итогах деятельности хозяйственных обществ с долей города Москвы и утверждении Стандартов корпоративного поведения города Москвы как акционера", в целях совершенствования порядка реализации прав акционера по акциям, принадлежащим городу Москве, повышения эффективности взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении полномочий собственника акций, принадлежащих городу Москве, а также в целях перехода к современным формам стратегического и оперативного планирования, контроля и определения экономической эффективности деятельности акционерных обществ, акции которых принадлежат городу Москве, Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить: 1.1. Критерии классификации акционерных обществ для целей разграничения полномочий органов исполнительной власти города Москвы при реализации прав акционера по акциям, находящимся в собственности города Москвы (приложение 1). 1.2. Положение о порядке взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы и разграничении их полномочий при реализации прав акционера по акциям, находящимся в собственности города Москвы (приложение 2). 1.3. Положение о порядке взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при привлечении лиц, не являющихся государственными служащими, для избрания в советы директоров акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы (приложение 3). 1.4. Положение о принципах стратегического планирования деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы (приложение 4). 1.5. Положение о принципах оперативного планирования и контроля финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы (приложение 5). 1.6. Положение о принципах мотивации лиц, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов, и лиц, входящих в состав коллегиальных исполнительных органов акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы (приложение 6). 1.7. Методику определения эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы (далее - Методика определения эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ) (приложение 7). 1.8. Методические рекомендации по подготовке технико-экономических обоснований (ТЭО) участия города Москвы в хозяйственных обществах и приобретения имущества в государственную собственность города Москвы (приложение 8). 1.9. Рекомендуемые значения стратегических универсальных ключевых показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ с долей города Москвы в уставном капитале более 50% (приложение 9). 2. Принять к сведению, что положения о принципах стратегического планирования деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы (п. 1.4), о принципах оперативного планирования и контроля финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы (п. 1.5), о принципах мотивации лиц, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов, и лиц, входящих в состав коллегиальных исполнительных органов акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы (п. 1.6), применяются в акционерных обществах в случае принятия соответствующих внутренних документов уполномоченными органами управления акционерного общества. 3. Органам исполнительной власти города Москвы: 3.1. При оценке эффективности деятельности акционерных обществ с долей города Москвы в уставном капитале, в которых не приняты соответствующие внутренние документы (п. 2), и при подготовке предложений о приватизации пакетов акций таких акционерных обществ руководствоваться Методическими принципами формирования перечня пакетов акций, собственником которых является город Москва, рекомендуемых к приватизации (продаже), утвержденными постановлением Правительства Москвы от 2 мая 2006 г. N 304-ПП "Об итогах деятельности хозяйственных обществ с долей города Москвы и утверждении Стандартов корпоративного поведения города Москвы как акционера". 3.2. При представлении в установленном порядке заявок на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, на приобретение городом Москвой пакетов акций, долей участия в хозяйственных обществах у третьих лиц и имущества в государственную собственность города Москвы, а также при подготовке заключений на представленные заявки указывать планируемые сроки предоставления средств бюджета города Москвы с поквартальной разбивкой и представлять план-график выполнения мероприятий по подготовке и выполнению соответствующих решений с указанием мероприятий, связанных с принятием решений о предоставлении средств городского бюджета, и мероприятий, связанных с непосредственным предоставлением бюджетных средств города Москвы. Указывать органы исполнительной власти города Москвы, ответственные за реализацию мероприятий, включенных в план-график. 4. Органам исполнительной власти города Москвы, за которыми закреплены функции по координации и контролю за деятельностью акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы: 4.1. До 1 сентября 2007 г. с учетом рекомендуемых значений (п. 1.9) представить в Департамент имущества города Москвы ориентировочные значения предусмотренных Методикой определения эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ (п. 1.7) ключевых показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ I и II групп. 4.2. Ежегодно начиная с 2008 года до 15 августа представлять для утверждения в Департамент имущества города Москвы ориентировочные значения ключевых показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ I и II групп, предусмотренные Методикой определения эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ (п. 1.7). 4.3. Ежегодно начиная с 2008 года не позднее чем за 5 дней до даты проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета), на котором подлежит предварительному утверждению годовой отчет акционерного общества, а в случае отсутствия в акционерном обществе совета директоров (наблюдательного совета) - в срок не позднее чем за 20 дней до даты проведения годового общего собрания акционеров направлять в Департамент имущества города Москвы заключение, подготовленное по результатам рассмотрения годового отчета акционерного общества I или II группы. Направляемое заключение должно содержать оценку исполнения оперативных планов развития, бюджетов и стратегического бизнес-плана акционерного общества с точки зрения достижения ориентировочных значений ключевых показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности и значений ключевых показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества, утвержденных советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества. 5. Департаменту имущества города Москвы: 5.1. В месячный срок с даты получения информации от органов исполнительной власти города Москвы (пп. 4.1, 4.2) утверждать ориентировочные значения ключевых показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ I и II групп и направлять их акционерным обществам для учета в процессе стратегического и оперативного планирования финансово-хозяйственной деятельности. 5.2. До 1 декабря 2007 г. и ежегодно начиная с 2008 года до 1 сентября вносить через представителей города Москвы в советах директоров (наблюдательных советах) акционерных обществ в повестку дня заседания советов директоров (наблюдательных советов) акционерных обществ I и II групп вопросы об утверждении плановых значений ключевых показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности. 5.3. При подготовке директив представителям интересов города Москвы для голосования в советах директоров (наблюдательных советах) акционерных обществ I и II групп по вопросам утверждения стратегических бизнес-планов, оперативных планов развития и бюджетов акционерных обществ, а также отчетов об их исполнении руководствоваться утвержденными ориентировочными значениями ключевых показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ. 5.4. До 31 декабря 2007 г. разработать и утвердить типовые формы следующих внутренних документов акционерных обществ: 5.4.1. О стратегическом планировании деятельности акционерного общества, акции которого находятся в собственности города Москвы, учитывающие отраслевую специфику его деятельности. 5.4.2. Об оперативном планировании деятельности акционерного общества, акции которого находятся в собственности города Москвы, учитывающие отраслевую специфику его деятельности. 5.4.3. О кредитной политике акционерного общества, акции которого находятся в собственности города Москвы. 5.4.4. О корпоративной отчетности акционерного общества, акции которого находятся в собственности города Москвы. 5.4.5. О мотивации лиц, осуществляющих полномочия единоличного исполнительного органа, и лиц, входящих в состав коллегиального исполнительного органа акционерного общества, акции которого находятся в собственности города Москвы. 5.5. До 1 июля 2008 г. на основании предложений органов исполнительной власти города Москвы, за которыми закреплены функции по координации и контролю за деятельностью акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы, разработать в соответствии с утвержденными положениями (пп. 1.4-1.6) и типовыми формами документов (п. 5.4) соответствующие внутренние документы акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы. 5.6. До даты проведения в 2008 году годовых общих собраний акционеров акционерных обществ I и II групп с долей города Москвы в уставном капитале более 50% обеспечить внесение на рассмотрение и утверждение органами управления данных акционерных обществ внутренних документов (п. 5.5). 5.7. До даты проведения в 2008 году годовых общих собраний акционеров акционерных обществ I и II групп с долей города Москвы в уставном капитале не более 50% обеспечить внесение на рассмотрение органов управления данных акционерных обществ внутренних документов (п. 5.5). 5.8. До 1 сентября 2008 г. разработать и внести на утверждение Правительства Москвы следующие Положения: 5.8.1. О порядке и критериях конкурсного отбора, аттестации и оценки эффективности деятельности лиц, не являющихся государственными служащими, привлекаемых для избрания в советы директоров (наблюдательные советы) акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы. 5.8.2. О порядке и критериях отбора лиц для избрания генеральными директорами акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы. 5.8.3. О ведении реестра лиц, не являющихся государственными служащими, для избрания в советы директоров акционерных обществ (реестр внешних директоров). 5.8.4. О ведении реестра лиц, осуществляющих полномочия единоличного исполнительного органа акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы (реестр генеральных директоров). 5.9. Совместно с органами исполнительной власти города Москвы, за которыми закреплены функции по координации и контролю за деятельностью акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы, до 1 декабря 2007 г. разработать требования к информационно-аппаратному обеспечению для внедрения единой автоматизированной информационной системы, обеспечивающей комплексную автоматизацию процессов сбора, обработки, анализа и консолидации информации в сфере стратегического и оперативного планирования финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ и оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы. 5.10. До 1 октября 2008 г. осуществить разработку единой автоматизированной информационной системы, обеспечивающей комплексную автоматизацию процессов сбора, обработки, анализа и консолидации информации в сфере стратегического и оперативного планирования финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ и оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы. 5.11. В трехмесячный срок с момента ввода в промышленную эксплуатацию автоматизированной информационной системы (п. 5.10) провести обучение сотрудников органов исполнительной власти города Москвы работе с данной системой. 5.12. До 31 декабря 2007 г. рассмотреть вопрос о возможности применения принципов стратегического планирования деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы (п. 1.4), принципов оперативного планирования и контроля финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы (п. 1.5), принципов мотивации лиц, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов, и лиц, входящих в состав коллегиальных исполнительных органов акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы (п. 1.6), Методики определения эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ (п. 1.7) для целей стратегического и оперативного планирования и оценки эффективности деятельности государственных унитарных предприятий города Москвы и мотивации руководителей государственных унитарных предприятий города Москвы, представить соответствующие предложения первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителю Комплекса экономической политики и развития города Москвы. 5.13. До 31 декабря 2007 г. и ежегодно начиная с 2008 года до 1 июля осуществлять мониторинг выполнения плановых показателей технико-экономических обоснований (ТЭО), на основании которых принимались решения об участии города Москвы в хозяйственных обществах и проектах приобретения городом Москвой пакетов акций и долей участия в хозяйственных обществах у третьих лиц, о предоставлении за счет средств бюджета города Москвы бюджетных инвестиций действующим юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями. По итогам мониторинга вносить на рассмотрение Правительства Москвы предложения о целесообразности участия города Москвы в хозяйственных обществах, в которых фактические показатели реализации проекта оказались ниже плановых. 5.14. Формировать предложения для включения в повестку дня общего собрания акционеров акционерного общества с долей города Москвы в уставном капитале о выдвижении кандидатов для избрания в совет директоров (наблюдательный совет) на основе предложений органов исполнительной власти, за которыми закреплены функции по координации и контролю за деятельностью акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы, при условии включения не более одного кандидата от Департамента имущества города Москвы. 5.15. До 1 сентября 2008 г. разработать и представить в установленном порядке на рассмотрение Правительства Москвы проект распорядительного документа, содержащий перечень хозяйственных обществ с долей города Москвы в уставном капитале с указанием органов исполнительной власти города Москвы, за которыми закреплены функции по координации за деятельностью данных обществ, и определяющий порядок определения органов исполнительной власти города Москвы, за которыми закрепляются функции по координации за деятельностью вновь создаваемых с участием города Москвы хозяйственных обществ и хозяйственных обществ, в которых город Москва приобретает долю в уставном капитале. 5.16. Ежегодно в месячный срок с момента принятия закона о бюджете города Москвы вносить на утверждение первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителю Комплекса экономической политики и развития города Москвы сводный план-график выполнения мероприятий по предоставлению в очередном финансовом году бюджетных средств города Москвы и осуществлять координацию выполнения годовых планов-графиков (п. 3.2). 5.17. До 1 сентября 2007 г. в целях отработки механизмов взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при реализации прав акционера по акциям, находящимся в собственности города Москвы, учитывая специфику работы предприятий науки и промышленности, сформировать на основании предложений Департамента науки и промышленной политики города Москвы единый перечень предприятий науки и промышленности (акционерных обществ с долей города). 5.18. Совместно с отраслевыми органами исполнительной власти города Москвы в срок до 1 сентября 2008 г. внести на утверждение Правительства Москвы проект распорядительного документа о распределении ответственности между органами исполнительной власти города Москвы при осуществлении прав собственника, а также контроля и координации деятельности акционерных обществ с долей города Москвы в уставном капитале. 6. Управлению информатизации города Москвы при разработке Городской целевой программы "Электронная Москва" на 2008-2010 годы и формировании плана мероприятий Городской целевой программы "Электронная Москва" на 2008 год учесть мероприятия по разработке единой автоматизированной информационной системы (п. 5.10). 7. Установить, что руководители органов исполнительной власти города Москвы, за которыми закреплены функции по координации и контролю за деятельностью акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы, представляющие в Департамент имущества города Москвы заключения на ТЭО участия города Москвы в хозяйственных обществах и проектах приобретения городом Москвой пакетов акций и долей участия в хозяйственных обществах у третьих лиц, а также на ТЭО предоставления за счет средств бюджета города Москвы бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, несут персональную ответственность за выполнение плановых показателей данных ТЭО, за исключением случаев, когда директива Департамента имущества города Москвы, выданная представителю интересов города Москвы в совете директоров (наблюдательном совете) акционерного общества, акции которого находятся в собственности города Москвы, была составлена не в соответствии с плановыми показателями, указанными в ТЭО, и привела к невозможности достижения данных показателей. 8. Признать утратившими силу: 8.1. Постановление Правительства Москвы от 24 октября 2001 г. N 963-ПП "О ходе выполнения распорядительных документов Правительства Москвы по выводу хозяйственных обществ с участием города Москвы на рынок ценных бумаг". 8.2. Постановление Правительства Москвы от 27 апреля 2004 г. N 271-ПП "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке технико-экономических обоснований (ТЭО) участия города Москвы в акционерных обществах". 8.3. Приложение к постановлению Правительства Москвы от 29 августа 2000 г. N 689 "Об итогах работы Комплекса по имущественно-земельным отношениям в первом полугодии 2000 года по привлечению ресурсов в бюджет города и на финансирование городских программ" (в редакции постановления Правительства Москвы от 2 мая 2006 г. N 304-ПП). 8.4. Пункты 6.14, 6.15, 6.16 постановления Правительства Москвы от 2 мая 2006 г. N 304-ПП "Об итогах деятельности хозяйственных обществ с долей города Москвы и утверждении Стандартов корпоративного поведения города Москвы как акционера". 9. Внести изменения и дополнения в приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 2 мая 2006 г. N 304-ПП "Об итогах деятельности хозяйственных обществ с долей города Москвы и утверждении Стандартов корпоративного поведения города Москвы как акционера" согласно приложению 10 к настоящему постановлению. 10. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 5 августа 2003 г. N 644-ПП "Об утверждении Временного положения о порядке (процедуре) представления и рассмотрения заявок на участие города Москвы в хозяйственных обществах": 10.1. Изложить пункт 3 постановления в следующей редакции: "3. Органам исполнительной власти города Москвы представлять заявки (предложения) на участие города Москвы в хозяйственных обществах в срок не позднее 15 апреля года, предшествующего году, в котором планируется соответствующее участие". 10.2. Дополнить постановление пунктом 4 следующего содержания: "4. Органам исполнительной власти города Москвы при предоставлении в установленном порядке заявок на участие города Москвы в хозяйственных обществах, а также при подготовке заключений на представленные заявки указывать планируемые сроки предоставления средств бюджета города Москвы с поквартальной разбивкой и представлять план-график выполнения мероприятий по подготовке и выполнению соответствующих решений с указанием мероприятий, связанных с принятием решений о предоставлении, и мероприятий, связанных с непосредственным предоставлением бюджетных средств города Москвы, с указанием органов исполнительной власти города Москвы, ответственных за реализацию мероприятий, включенных в план-график". 10.3. Пункт 4 постановления считать пунктом 5. 11. Внести изменения в приложение 4 к постановлению Правительства Москвы от 21 ноября 2006 г. N 925-ПП "О Межведомственной комиссии по оценке эффективности использования долей города Москвы в уставных капиталах хозяйственных обществ, оценке целесообразности участия города Москвы в уставных капиталах акционерных обществ и проектах приобретения имущества в государственную собственность города Москвы" согласно приложению 11 к настоящему постановлению. 12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Силкина В.Н. О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы во втором полугодии 2008 г. Мэр Москвы Ю.М. Лужков 3 июля 2007 г. N 576-ПП Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 3 июля 2007 года N 576-ПП КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ АКЦИОНЕРА ПО АКЦИЯМ, НАХОДЯЩИМСЯ В СОБСТВЕННОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ 1. В целях разграничения полномочий органов исполнительной власти города Москвы и обеспечения их взаимодействия при реализации прав акционера по акциям, находящимся в собственности города Москвы, и при привлечении лиц, не являющихся государственными служащими, для избрания в советы директоров (наблюдательные советы) акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы, акционерные общества разделены на три группы: - акционерные общества I группы; - акционерные общества II группы; - акционерные общества III группы. 2. К акционерным обществам I группы относятся следующие акционерные общества: 2.1. Акционерные общества, в которых доля акций, находящихся в собственности города Москвы, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества составляет 100%. 2.2. Акционерные общества, которые отвечают хотя бы одному из следующих критериев: 2.2.1. Доля прочих доходов в общем доходе акционерного общества по данным годовой бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату составляет более 50%. 2.2.2. Акционерное общество в соответствии с Методикой определения эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы, отнесено к категории "Проблемное" или "Неудовлетворительное". 2.2.3. Акционерное общество реализует на основании утвержденного технико-экономического обоснования инвестиционный проект по договору с органом исполнительной власти города Москвы, в том числе предусматривающему предоставление акционерному обществу бюджетных инвестиций. 3. К акционерным обществам II группы относятся акционерные общества, в которых доля акций, находящихся в собственности города Москвы, в общем количестве обыкновенных акций этих акционерных обществ составляет более 25%, но менее 100%, и которые не отвечают ни одному из критериев, указанных в пунктах 2.2.1-2.2.3. 4. К акционерным обществам III группы относятся акционерные общества, в которых доля акций, находящихся в собственности города Москвы, в общем количестве обыкновенных акций этих акционерных обществ составляет не более 25% и которые не отвечают ни одному из критериев, указанных в пунктах 2.2.1-2.2.3. Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 3 июля 2007 года N 576-ПП ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ И РАЗГРАНИЧЕНИИ ИХ ПОЛНОМОЧИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ АКЦИОНЕРА ПО АКЦИЯМ, НАХОДЯЩИМСЯ В СОБСТВЕННОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и во исполнение постановления Правительства Москвы от 2 мая 2006 г. N 304-ПП "Об итогах деятельности хозяйственных обществ с долей города Москвы и утверждении Стандартов корпоративного поведения города Москвы как акционера". Целью настоящего Положения является совершенствование системы управления акционерными обществами, акции которых находятся в собственности города Москвы, за счет разграничения предметов ведения между органами исполнительной власти города Москвы, деления акционерных обществ по группам в соответствии с установленными качественными характеристиками, определения отраслевой и функциональной принадлежности акционерных обществ и построения на этой основе качественно нового порядка взаимодействия органов исполнительной власти при реализации прав акционера по акциям, находящимся в собственности города Москвы. 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет: - полномочия органов исполнительной власти города Москвы при реализации прав акционера по акциям, находящимся в собственности города Москвы; - порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы и представителей города Москвы в органах управления открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы; - порядок осуществления представителями города Москвы прав и обязанностей акционера. 1.2. Акционерные общества, акции которых находятся в собственности города Москвы, разделены на группы в соответствии с Критериями классификации акционерных обществ для целей разграничения полномочий органов исполнительной власти города Москвы при реализации прав акционера по акциям, находящимся в собственности города Москвы. 2. Используемые термины Для целей настоящего Положения применяются следующие термины и определения: акции города Москвы - акции акционерных обществ, находящиеся в собственности города Москвы; акционерное общество - открытое акционерное общество, акции которого находятся в собственности города Москвы; аттестованный директор - лицо, не являющееся государственным служащим, прошедшее аттестацию и включенное в реестр аттестованных директоров; внешний директор - аттестованный директор, избранный в совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества, акции которого находятся в собственности города Москвы, в порядке, установленном настоящим Положением, и осуществляющий функции представителя интересов города Москвы в совете директоров (наблюдательном совете) таких акционерных обществ; директива - оформленное в виде официального документа органа по управлению имуществом обязательное для исполнения предписание представителю интересов города Москвы; независимый директор - лицо, избранное в совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества, не являющееся членом правления акционерного общества, членом коллегиального исполнительного органа, лицом, занимающим должности в органах управления управляющей организации, супруг, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные которого не являются лицами, занимающими должности в указанных органах управления общества, управляющей организации общества, независимо от должностных лиц акционерного общества и его акционеров, их аффилированных лиц, а также не находятся с акционерным обществом в иных отношениях, которые могут повлиять на независимость его суждений; орган по управлению имуществом - функциональный орган исполнительной власти города Москвы, обеспечивающий проведение государственной политики в области приватизации предприятий, осуществляющий полномочия по управлению и распоряжению объектами собственности города Москвы, а также межотраслевую координацию управления собственностью города Москвы; орган исполнительной власти - отраслевой или функциональный орган исполнительной власти города Москвы, за исключением органа по управлению имуществом, за которым закреплены функции по координации и контролю над деятельностью акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы; органы исполнительной власти города Москвы - орган по управлению имуществом и орган исполнительной власти; органы контроля - ревизионная комиссия, ревизор, аудитор; органы управления - общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет), исполнительные органы (единоличный и коллегиальный исполнительные органы) акционерных обществ; права акционера - права города Москвы при реализации прав акционера по акциям, находящимся в собственности города Москвы в соответствии с ФЗ "Об акционерных обществах"; представитель города на общем собрании акционеров - физическое лицо, являющееся государственным гражданским служащим и занимающее должность в органах исполнительной власти города Москвы, уполномоченный в соответствии с настоящим Положением представлять интересы города Москвы на общем собрании акционеров; представитель города в совете директоров - внешний директор или физическое лицо, являющееся государственным гражданским служащим и занимающее должность в органах исполнительной власти города Москвы, избранные в соответствии с настоящим Положением в совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества; представитель интересов города Москвы - представитель города на общем собрании и представитель города в совете директоров; реестр аттестованных директоров - система учета аттестованных директоров, содержащая в себе персональные данные о каждом аттестованном директоре, данные об истории привлечения для осуществления функций представителя интересов города Москвы в советах директоров (наблюдательном совете) акционерных обществ; рекомендация - оформленная в виде официального документа органа исполнительной власти позиция для голосования представителя города Москвы на общем собрании акционеров и на заседании совета директоров (наблюдательного совета) по вопросам повестки дня собрания или заседания; ФЗ "Об акционерных обществах" - Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". 3. Принципы взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при реализации прав акционера по акциям, находящимся в собственности города Москвы 3.1. При осуществлении полномочий по реализации прав акционера по акциям, находящимся в собственности города Москвы, органы исполнительной власти города Москвы осуществляют взаимодействие в порядке, установленном настоящим Положением. 3.2. Полномочия по реализации прав акционера по акциям, находящимся в собственности города Москвы, осуществляются органами исполнительной власти города Москвы посредством: - принятия решений и оформления их в виде директив или рекомендаций; - участия в согласованиях по отдельным вопросам, связанным с деятельностью акционерных обществ; - выдвижения кандидатур в органы управления и контроля; - направления органом по управлению имуществом непосредственно в акционерное общество требований, предложений, запросов и иных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3.3. Взаимодействие органов исполнительной власти города Москвы при реализации прав акционера по акциям, находящимся в собственности города Москвы, осуществляется на основе следующих принципов: принцип законности - взаимодействие органов исполнительной власти друг с другом осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном настоящим Положением; принцип непосредственности управления - осуществление органом по управлению имуществом своих полномочий по вопросам корпоративного управления реализуется непосредственно органом по управлению имуществом; принцип представительства - реализация прав акционера по акциям, находящимся в собственности города Москвы, осуществляется органами исполнительной власти города Москвы через представителей интересов города Москвы; принцип оперативности - реализация процедур, установленных настоящим Положением, осуществляется в строгом соответствии с установленными сроками; принцип разделения полномочий - органы исполнительной власти города Москвы наделяются правами и несут обязанности по реализации прав акционера по акциям, находящимся в собственности города Москвы, строго в пределах их компетенции; принцип эффективности - внедрение и реализация более эффективных моделей управления и контроля над деятельностью акционерных обществ со стороны города Москвы; принцип децентрализации - перераспределение полномочий по реализации прав акционера по акциям, находящимся в собственности города Москвы, между органом по управлению имуществом и другими органами исполнительной власти с четким разграничением и закреплением объема полномочий; принцип дифференцированности - применение различных режимов принятия управленческих и иных решений в зависимости от отнесения акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы, к той или иной группе. Оперативное изменение режима управления и контроля при переходе акционерного общества из одной группы в другую; принцип персональной ответственности представителей интересов города Москвы - закрепление персональной ответственности представителей интересов города Москвы за нарушение установленного порядка осуществления прав акционера от имени города Москвы; принцип привлечения внешних директоров - дальнейшее развитие и внедрение системы управления акционерными обществами с участием лиц, не являющихся государственными служащими; принцип привлечения независимых директоров - дальнейшее развитие и внедрение системы управления акционерными обществами с участием лиц, избранных в надлежащем порядке для работы в составе совета директоров (наблюдательного совета) и не имеющего никаких других взаимоотношений с акционерами или акционерным обществом. 4. Полномочия органов исполнительной власти города Москвы при реализации прав акционера по акциям, находящимся в собственности города Москвы 4.1. Полномочия по реализации прав акционера по акциям, находящимся в собственности города Москвы, в акционерных обществах от имени города Москвы осуществляют: - орган по управлению имуществом; - органы исполнительной власти. 4.2. Органы исполнительной власти города Москвы реализуют права акционера по акциям, находящимся в собственности города Москвы, через представителей интересов города Москвы. Орган по управлению имуществом может осуществлять права акционера по акциям, находящимся в собственности города Москвы, непосредственно. 4.3. Права акционера по акциям, находящимся в собственности города Москвы, осуществляются органами исполнительной власти города Москвы через институт представителей интересов города Москвы путем выдачи им директив и рекомендаций, а также выдачи доверенностей для голосования на общем собрании акционеров: - участия в голосовании по вопросам повестки дня на общих собраниях акционеров либо принятия решения о неучастии в голосовании по вопросу (вопросам) повестки дня; - участия в работе совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества и голосования по вопросам повестки дня заседания либо принятия решения о неголосовании по вопросу (вопросам) повестки дня заседания; - участия в работе ревизионной комиссии; - направления запросов и ознакомления с документами акционерного общества; - инициирования предусмотренных законодательством Российской Федерации корпоративных процедур. 4.4. Полномочия органа по управлению имуществом при подготовке, созыве и проведении общего собрания акционеров: 4.4.1. Формирует и направляет в акционерные общества требования о созыве внеочередного общего собрания акционеров, предложения по вопросам повестки дня и иные документы в соответствии с ФЗ "Об акционерных обществах" и настоящим Положением. 4.4.2. По предложению органа исполнительной власти выдвигает кандидатов для избрания в органы управления и контроля, в том числе независимых директоров. В случае если в соответствии с долей города Москвы в уставном капитале акционерного общества I или II группы может быть гарантированно избрано 2 и более кандидатов, орган по управлению имуществом вправе включить в список кандидатов, предлагаемый для избрания в совет директоров (наблюдательный совет) такого акционерного общества, одного работника органа по управлению имуществом. 4.4.3. Выдает доверенность представителю интересов города Москвы на участие в общем собрании акционеров и осуществление иных прав акционера. 4.4.4. Рассматривает предложения органа исполнительной власти и представителя города в совете директоров и выдает представителю города на общем собрании акционеров акционерного общества I и II групп директиву для голосования по всем вопросам повестки дня. 4.4.5. Несет расходы, связанные с осуществлением прав акционера по акциям, в том числе оплачивает расходы, связанные с запросом и получением документов (информации) от профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по ведению реестра и депозитарную деятельность, и от акционерных обществ. 4.4.6. Осуществляет контроль над деятельностью представителей города на общих собраниях акционеров акционерных обществ I и II групп в форме сбора и анализа отчетов представителей интересов города Москвы. 4.4.7. Направляет органам исполнительной власти поступившие от акционерных обществ сообщения о проведении общих собраний акционеров и прилагаемые документы. 4.4.8. В случае необходимости согласовывает с органом исполнительной власти позицию для голосования по отдельным вопросам повестки дня. 4.5. Полномочия органа исполнительной власти при подготовке, созыве и проведении общего собрания акционеров: 4.5.1. Направляет в орган по управлению имуществом предложение о предъявлении требования о созыве внеочередного общего собрания акционеров, а также предложения по вопросам повестки дня и иные документы в соответствии с настоящим Положением. 4.5.2. Направляет в орган по управлению имуществом предложения о выдвижении кандидатов для избрания в органы управления и контроля, в том числе независимого директора. 4.5.3. Направляет в орган по управлению имуществом предложение по кандидатуре представителя города на общем собрании акционеров. 4.5.4. Рассматривает предложения представителя города в совете директоров и направляет предложения органа исполнительной власти для голосования по вопросам повестки дня общих собраний акционеров I и II групп акционерных обществ в орган по управлению имуществом. 4.5.5. Рассматривает предложения представителя города в совете директоров и выдает представителю города на общем собрании акционеров акционерного общества III группы рекомендации для голосования по всем вопросам повестки дня. 4.5.6. Осуществляет контроль над деятельностью представителя города на общем собрании акционеров III группы. 4.5.7. В случае необходимости согласовывает с органом по управлению имуществом позицию для голосования по отдельным вопросам повестки дня. 4.6. Полномочия органа по управлению имуществом при подготовке, созыве и проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета): 4.6.1. От имени города Москвы заключает, изменяет и расторгает договор с представителем города в совете директоров, не являющимся государственным служащим. 4.6.2. Рассматривает предложения органа исполнительной власти и представителя города в совете директоров акционерного общества I группы по вопросам повестки заседания и выдает представителю города в совете директоров директиву о порядке голосования по всем вопросам повестки заседания. 4.6.3. Рассматривает предложения органа исполнительной власти и представителя города в совете директоров по вопросам повестки заседания и выдает представителю города в совете директоров акционерного общества II группы директиву о порядке голосования по следующим вопросам повестки заседания: 1) одобрение крупных сделок, предметом которых является имущество, стоимость которого составляет от 25 до 50 процентов балансовой стоимости активов акционерного общества, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, а также сделок, на которые в соответствии с уставом акционерного общества распространяется порядок одобрения крупных сделок, включая: - сделки (заем, кредит, залог, поручительство, вексельные сделки, аренда, установление сервитута, участие в простом товариществе, передача имущества в доверительное управление и др.), связанные с приобретением, обременением, отчуждением или возможностью отчуждения акционерным обществом имущества, стоимость которого составляет от 5 до 25 процентов балансовой стоимости активов акционерного общества, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату; - сделки, связанные с приобретением, обременением, отчуждением или возможностью отчуждения любого недвижимого имущества акционерного общества; - сделки, связанные с безвозмездной передачей имущества акционерного общества и безвозмездным оказанием услуг членам совета директоров (наблюдательного совета), единоличному исполнительному органу, управляющей организации, членам ревизионной комиссии (ревизору), аудитору и (или) третьим лицам; - сделки благотворительного и спонсорского характера; 2) одобрение сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в случаях и порядке, предусмотренных ФЗ "Об акционерных обществах"; 3) принятие решения об участии и о прекращении участия акционерного общества в других организациях, за исключением организаций, указанных в подпункте 18 пункта 1 статьи 48 ФЗ "Об акционерных обществах"; 4) утверждение ежеквартальных отчетов единоличного исполнительного органа акционерного общества о кредитной политике акционерного общества за отчетный период; 5) рекомендации общему собранию акционеров о размере дивидендов по акциям акционерного общества и порядке их выплаты. 4.6.4. Рассматривает предложения органа исполнительной власти по вопросам повестки заседания и выдает представителю города в совете директоров акционерных обществ I и II групп директиву о порядке голосования по следующим вопросам повестки заседания, связанным со стратегическим и оперативным планированием финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества: - предварительное утверждение годового отчета акционерного общества; - утверждение (корректировка) ключевых показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества и их плановых значений; - утверждение (корректировка) допустимых и сверхнормативных отклонений фактических значений ключевых показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества от плановых; - утверждение (корректировка) форм стратегического бизнес-плана, оперативных планов развития и бюджетов акционерного общества; - утверждение (корректировка) стратегического бизнес-плана оперативных планов развития и бюджетов акционерного общества. 4.6.5. Осуществляет контроль над деятельностью представителя города в совете директоров акционерных обществ I группы по всем вопросам и II группы по вопросам, предусмотренным пунктами 4.6.3, 4.6.4 настоящего Положения. 4.6.6. Предъявляет требование о созыве заседания совета директоров (наблюдательного совета). 4.7. Полномочия органа исполнительной власти при подготовке, созыве и проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета): 4.7.1. Рассматривает предложения представителя города в совете директоров акционерного общества и выдает представителю города в совете директоров рекомендации по порядку голосования по всем вопросам повестки заседания советов директоров (наблюдательного совета) II группы акционерных обществ, за исключением вопросов, предусмотренных пунктами 4.6.3, 4.6.4 настоящего Положения. 4.7.2. Рассматривает предложения представителя города в совете директоров по вопросам повестки заседания и выдает представителю города в совете директоров акционерного общества III группы рекомендации по порядку голосования по всем вопросам повестки заседания. 4.7.3. Осуществляет контроль за деятельностью представителя города в совете директоров акционерных обществ II группы по всем вопросам, за исключением вопросов, предусмотренных пунктами 4.6.3, 4.6.4 настоящего Положения, и III группы по всем вопросам повестки заседаний. 4.8. Орган по управлению имуществом проводит анализ полученных годовых отчетов акционерных обществ, подготовленных в соответствии с Положением о принципах оперативного планирования и контроля финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы, и Положением о принципах стратегического планирования деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы, с целью выявления виновных действий (бездействия) членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличного исполнительного органа (директора, генерального директора), временного единоличного исполнительного органа, членов коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции), а равно управляющей организации или управляющего, причинивших убытки обществу и (или) акционеру - городу Москве. Орган по управлению имуществом по результатам проведенного анализа, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, и в случае выявления действий (бездействия) членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличного исполнительного органа (директора, генерального директора), временного единоличного исполнительного органа, членов коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции), а равно управляющей организации или управляющего, причинивших убытки акционерному обществу и (или) акционеру - городу Москве, необоснованного отчуждения активов направляет соответствующие материалы в Управление Правительства Москвы по экономической безопасности города Москвы с целью определения размера ущерба, причиненного акционеру - городу Москве. 4.9. Выдача органом по управлению имуществом директив представителям интересов города Москвы осуществляется исключительно в случаях, предусмотренных в пунктах 4.4.4, 4.6.3, 4.6.4 настоящего Положения. 4.10. Решение о привлечении внешнего и (или) независимого директора принимает орган по управлению имуществом: - в акционерных обществах I и II групп - самостоятельно или по предложению органа исполнительной власти; - в акционерных обществах III группы - по предложению органа исполнительной власти. Порядок и критерии конкурсного отбора, аттестации и оценки эффективности деятельности лиц, не являющихся государственными служащими, привлекаемых для избрания в советы директоров (наблюдательный совет) акционерных обществ (независимых и внешних директоров) с долей участия города Москвы в уставном капитале, определяется Правительством Москвы. 4.11. Иные полномочия по реализации прав акционера по акциям, находящимся в собственности города Москвы, не предусмотренные настоящей главой, осуществляются органом по управлению имуществом. 5. Порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при созыве, подготовке и проведении общего собрания акционеров, все голосующие акции которых находятся в собственности города Москвы В акционерных обществах, все голосующие акции которых находятся в собственности города Москвы, полномочия общего собрания акционеров осуществляются органом по управлению имуществом. Решение общего собрания акционеров оформляется распоряжением данного органа. При этом не применяются нормы настоящего Положения, касающиеся порядка и сроков подготовки, созыва и проведения общих собраний акционеров. 6. Взаимодействие органов исполнительной власти города Москвы при созыве, подготовке и проведении годового общего собрания акционеров 6.1. Представитель города в совете директоров направляет предложения по повестке дня годового общего собрания акционеров до 15 ноября года, предшествующего году проведения годового общего собрания акционеров, в орган исполнительной власти. 6.2. Орган исполнительной власти направляет в орган по управлению имуществом предложения по повестке дня годового общего собрания акционеров и предложения по кандидатурам в органы управления и контроля до 1 декабря года, предшествующего году проведения годового общего собрания акционеров. Предложение органа исполнительной власти формируется по каждому акционерному обществу отдельно и должно содержать: 6.2.1. По каждому вопросу повестки дня годового общего собрания акционеров: - позицию по голосованию; - формулировку решения; - пояснительную записку и необходимые материалы по голосованию. 6.2.2. По кандидатурам в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию: - список кандидатов для избрания в совет директоров (наблюдательный совет) и список кандидатов в ревизионную комиссию, формируемый в порядке, предусмотренном пунктом 6.2.3 настоящего приложения; - информацию о каждом кандидате для избрания в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию акционерного общества в соответствии с пунктом 6.2.4 настоящего Положения; - предлагаемый порядок распределения кумулятивных голосов между кандидатами в совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества в соответствии с пунктом 6.2.5 настоящего Положения; - пояснительную записку по порядку распределения голосов между кандидатами. 6.2.3. Количество кандидатов, включенных в список для избрания в совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества, предлагаемый органом исполнительной власти, должно соответствовать количеству членов совета директоров (наблюдательного совета) или количеству членов ревизионной комиссии, указанному в уставе такого акционерного общества. 6.2.4. Информация о кандидатах для избрания в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию должна содержать: - фамилию, имя и отчество кандидата; - сведения о документе, удостоверяющем личность кандидата (серия, номер, кем и когда выдан); - сведения об отсутствии судимости; - сведения об образовании кандидата, в том числе о повышении квалификации (наименование учебного заведения, дата окончания, специальность); - сведения о месте работы и должности кандидата за последние 5 лет, в том числе сведения о должностях кандидата, занимаемых в органах управления других юридических лиц; - сведения о юридических лицах, участником которых является кандидат, с указанием количества принадлежащих ему акций, долей, паев в уставном (складочном) капитале; - сведения о лицах, по отношению к которым кандидат является аффилированным лицом, с указанием оснований аффилированности; - письменное согласие на выдвижение в совет директоров (наблюдательный совет) должно прилагаться к информации о кандидате. В случае если кандидатом в совет директоров (наблюдательный совет) является аттестованный директор, то орган исполнительной власти представляет в орган по управлению имуществом документы, предусмотренные Положением о порядке взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при привлечении лиц, не являющихся государственными служащими, для избрания в советы директоров (наблюдательные советы) акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы. 6.2.5. Распределение кумулятивных голосов, принадлежащих городу Москве при избрании членов совета директоров (наблюдательного совета), между кандидатами, включенными список, указанный в пункте 6.2.2 настоящего Положения, осуществляется по принципу обеспечения максимального количества представителей города в совете директоров акционерного общества в два этапа: 1) распределяются голоса между всеми кандидатами, которые гарантированно могут быть избраны в совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества в соответствии с долей города Москвы в уставном капитале в количестве, равном минимальному необходимому числу кумулятивных голосов за одного члена совета директоров (наблюдательного совета). При этом расчеты при распределении кумулятивных голосов между кандидатами, которые гарантированно могут быть избраны в совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества в соответствии с долей города Москвы в уставном капитале, осуществляются по следующим формулам: Формула расчета минимального необходимого числа кумулятивных голосов для избрания одного члена совета директоров (наблюдательного совета) МЧГ = ОКА x КЧСД / (КЧСД + 1), где: МЧГ - минимальное необходимое для избрания в совет директоров (наблюдательный совет) число кумулятивных голосов (результат расчета округляется в большую сторону); ОКА - общее количество голосующих акций в рассматриваемом акционерном обществе; КЧСД - количество членов совета директоров (наблюдательного совета) в соответствии с уставом рассматриваемого акционерного общества. Формула расчета числа кандидатов, которые гарантированно могут быть избраны в совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества в соответствии с долей города Москвы в уставном капитале ЧК = КГМ x КЧСД / МЧГ, где: ЧК - число кандидатов, которые гарантированно могут быть избраны в совет директоров (наблюдательный совет) в соответствии с долей города Москвы (результат округляется в меньшую сторону); КГМ - количество голосующих акций, принадлежащих городу Москве; КЧСД - количество членов совета директоров (наблюдательного совета) в соответствии с уставом рассматриваемого акционерного общества; МЧГ - минимальное необходимое для избрания в совет директоров (наблюдательный совет) число кумулятивных голосов; 2) на усмотрение органа исполнительной власти распределяются кумулятивные голоса, оставшиеся после распределения между кандидатами, которые гарантированно могут быть избраны в совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества в соответствии с долей города Москвы в уставном капитале. Формула расчета кумулятивных голосов, оставшихся после распределения между кандидатами, которые гарантированно могут быть избраны в совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества в соответствии с долей города Москвы в уставном капитале О = КГМ - МЧГ x ЧК, где: О - оставшиеся кумулятивные голоса после распределения между кандидатами, которые гарантированно могут быть избраны в совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества; КГМ - количество кумулятивных голосов, принадлежащих городу Москве; МЧГ - минимальное необходимое для избрания в совет директоров (наблюдательный совет) число кумулятивных голосов; ЧК - число кандидатов, которые гарантированно могут быть избраны в совет директоров (наблюдательный совет) в соответствии с долей города Москвы в уставном капитале. 6.3. Орган по управлению имуществом с учетом предложений органа исполнительной власти формирует предложения по вопросам повестки дня, а также выдвигает кандидатов в органы управления и контроля и обеспечивает их получение акционерным обществом в сроки, установленные уставом акционерного общества. 6.4. Представитель города в совете директоров отчитывается об итогах участия в заседании совета директоров (наблюдательного совета), по итогам которого была утверждена повестка дня и дата проведения годового общего собрания, в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней с даты проведения соответствующего заседания совета директоров (наблюдательного совета) в орган по управлению имуществом и в орган исполнительной власти. Отчет представителя на общем собрании акционеров формируется в порядке, устанавливаемом органом по управлению имуществом. Вместе с отчетом, предусмотренным настоящим пунктом, представитель города в совете директоров направляет предложения для голосования по вопросам повестки дня в следующем порядке: по акционерным обществам I и II групп - в орган по управлению имуществом и орган исполнительной власти; по акционерным обществам III группы - в орган исполнительной власти. 6.5. При отсутствии представителей города в совете директоров обязанность по получению сведений о проведении акционерным обществом годового общего собрания акционеров возлагается на орган по управлению имуществом. 6.6. Орган исполнительной власти в срок не позднее чем за 20 (двадцать) дней до даты проведения годового общего собрания акционеров направляет в орган по управлению имуществом предложения по кандидатуре представителя города на годовом общем собрании акционеров, а также предложения о порядке голосования по вопросам, включенным в повестку дня годового общего собрания другими акционерами. 6.7. Не позднее 1 (одного) рабочего дня до даты проведения годового общего собрания акционеров орган по управлению имуществом с учетом полученных предложений органа исполнительной власти по кандидатуре представителя города на годовом общем собрании акционеров выдает доверенность на голосование на годовом общем собрании акционеров. 6.8. Директива по порядку голосования на годовом общем собрании акционеров в акционерных обществах I и II групп выдается представителю города на общем собрании акционеров одновременно с доверенностью для голосования на годовом общем собрании акционеров. 6.9. Рекомендации по порядку голосования на годовом общем собрании акционеров в акционерных обществах III группы выдаются представителю города на общем собрании акционеров органом исполнительной власти в срок не позднее 2 (двух) рабочих дней до даты проведения общего собрания акционеров. Доверенность для голосования на годовом общем собрании акционеров акционерных обществ III группы выдается представителю интересов города Москвы органом по управлению имуществом не позднее 1 (одного) рабочего дня до даты проведения собрания при предъявлении рекомендации органа исполнительной власти. 6.10. Представитель города на общем собрании акционеров не позднее 3 (трех) рабочих дней с даты проведения общего собрания акционеров отчитывается об участии в годовом общем собрании акционеров и принятых решениях в орган по управлению имуществом и орган исполнительной власти. Отчет представителя на общем собрании акционеров формируется в порядке, устанавливаемом органом по управлению имуществом. В случае когда решения, принятые общим собранием акционеров, на собрании не оглашаются, представитель города на собрании акционеров представляет отчет в срок не позднее 30 (тридцати) дней. 7. Взаимодействие органов исполнительной власти города Москвы при созыве, подготовке и проведении внеочередного общего собрания акционеров 7.1. Предъявление требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров осуществляется органом по управлению имуществом по собственной инициативе или по предложению органа исполнительной власти. В случае если представитель города в совете директоров считает целесообразным проведение внеочередного собрания акционеров, то он формирует предложение по созыву внеочередного общего собрания в порядке, предусмотренном пунктами 6.2.1-6.2.5 настоящего Положения. Сформированное предложение по созыву внеочередного общего собрания акционеров представитель в совете директоров направляет в орган исполнительной власти и в орган по управлению имуществом в срок не позднее чем за 20 (двадцать) дней до предполагаемой даты предъявления предложения о созыве внеочередного общего собрания акционеров в акционерное общество. На основании полученных предложений представителей города в совете директоров органы исполнительной власти города Москвы в случае необходимости инициируют процедуры по созыву внеочередного общего собрания акционеров в порядке, установленном настоящим Положением. 7.2. Орган исполнительной власти направляет и обеспечивает получение органом по управлению имуществом предложения по вопросу предъявления требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров не позднее чем за 10 (десять) дней до предполагаемой даты предъявления. В случае если предлагаемая повестка дня включает вопрос об избрании совета директоров (наблюдательного совета), указанный срок составляет 15 (пятнадцать) дней. Предложение органа исполнительной власти на внеочередное собрание акционеров формируется в порядке, предусмотренном пунктами 6.2.1-6.2.5 настоящего Положения. 7.3. Представитель города в совете директоров отчитывается об итогах участия в заседании совета директоров (наблюдательного совета), по итогам которого были утверждены повестка дня и дата проведения внеочередного общего собрания, в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней с даты проведения соответствующего заседания совета директоров (наблюдательного совета) в орган по управлению имуществом и в орган исполнительной власти. Отчет представителя на общем собрании акционеров формируется в порядке, устанавливаемом органом по управлению имуществом. Вместе с отчетом, предусмотренным настоящим пунктом, представитель города в совете директоров направляет предложения для голосования по вопросам повестки дня в следующем порядке: по акционерным обществам I и II групп - в орган по управлению имуществом и орган исполнительной власти; по акционерным обществам III группы - в орган исполнительной власти. 7.4. При отсутствии представителей города в совете директоров обязанность по получению сведений о проведении акционерным обществом внеочередного общего собрания акционеров возлагается на орган по управлению имуществом. 7.5. Орган исполнительной власти не позднее чем за 10 (десять) рабочих дней до даты проведения внеочередного общего собрания акционеров направляет в орган по управлению имуществом предложение по кандидатуре представителя города на внеочередном общем собрании акционеров, а также предложение о порядке голосования по всем вопросам, включенным в повестку дня внеочередного общего собрания по инициативе других акционеров. 7.6. В случае если предлагаемая повестка дня внеочередного общего собрания акционеров, созываемого не по инициативе органа по управлению имуществом или органа исполнительной власти, содержит вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета), орган исполнительной власти в срок не позднее чем за 35 (тридцать пять) дней до даты проведения внеочередного общего собрания акционеров направляет в орган по управлению имуществом предложение, сформированное в порядке, предусмотренном пунктами 6.2.2-6.2.5 настоящего Положения. 7.7. В случае если предлагаемая повестка дня внеочередного общего собрания акционеров содержит вопрос о реорганизации общества в форме слияния, выделения или разделения и вопрос об избрании совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, выделения или разделения, и в случае, если орган исполнительной власти предлагает голосовать "за" по этому вопросу повестки дня, то такой орган исполнительной власти в срок не позднее 50 (пятьдесят) дней до даты проведения внеочередного общего собрания акционеров направляет в орган по управлению имуществом предложение по выдвижению кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию создаваемого общества в порядке, установленном пунктами 6.2.1-6.2.5 настоящего Положения, а также предложение по формированию коллегиального исполнительного органа или кандидатуры единоличного исполнительного органа создаваемого общества. Число предлагаемых органом исполнительной власти кандидатов в органы управления и контроля создаваемого акционерного общества не может превышать количественный состав соответствующего органа акционерного общества, указываемый в сообщении о проведении общего собрания акционеров создаваемого общества в соответствии с проектом устава создаваемого общества и (или) договора о слиянии. 7.8. Не позднее 1 (одного) рабочего дня до даты проведения внеочередного общего собрания акционеров орган по управлению имуществом с учетом полученных предложений органа исполнительной власти по кандидатуре представителя города на внеочередном общем собрании акционеров выдает доверенность на голосование на внеочередном общем собрании акционеров. 7.9. Директива по порядку голосования на внеочередном общем собрании акционеров в акционерных обществах I и II групп выдается представителю города на общем собрании акционеров одновременно с доверенностью для голосования на внеочередном общем собрании акционеров. 7.10. Рекомендации по порядку голосования на внеочередном общем собрании акционеров в акционерных обществах III группы выдаются представителю города на общем собрании акционеров органом исполнительной власти в срок не позднее 2 (двух) рабочих дней до даты проведения общего собрания акционеров. Доверенность для голосования на внеочередном общем собрании акционеров выдается органом по управлению имуществом не позднее 1 (одного) рабочего дня до даты проведения собрания при предъявлении рекомендации органа исполнительной власти. 7.11. Представитель города на общем собрании акционеров отчитывается об итогах его участия во внеочередном общем собрании акционеров и принятых решениях в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней с даты проведения общего собрания акционеров в орган исполнительной власти и в орган по управлению имуществом. Отчет представителя на общем собрании акционеров формируется в порядке, устанавливаемом органом по управлению имуществом. В случае когда решения, принятые общим собранием акционеров, на собрании не оглашаются, представитель города на собрании акционеров представляет отчет в срок не позднее 30 (тридцати) дней. 7.12. При проведении внеочередного общего собрания акционеров в заочной форме нормы настоящего Положения, касающиеся порядка назначения и участия представителей города на общем собрании акционеров, не применяются. 7.13. В случае если внеочередное общее собрание акционеров проводится в заочной форме, орган по управлению имуществом не позднее 10 (десяти) дней до даты окончания приема бюллетеней направляет: - копии полученных бюллетеней по акционерным обществам I и II групп в орган исполнительной власти для выбора варианта голосования по повестке дня; - оригиналы полученных бюллетеней по акционерным обществам III группы в орган исполнительной власти с приложением доверенности для голосования на соответствующем общем собрании акционеров, выданной на имя руководителя органа исполнительной власти. Орган исполнительной власти направляет заполненные копии бюллетеней с приложением пояснительной записки по выбранным вариантам голосования не позднее 5 (пяти) дней до даты окончания приема бюллетеней в орган по управлению имуществом по акционерным обществам I и II групп. Орган по управлению имуществом заполняет оригиналы бюллетеней с учетом вариантов голосования, указанных в полученных копиях бюллетеней, и направляет оригиналы бюллетеней в акционерное общество. Орган исполнительной власти самостоятельно заполняет и направляет оригиналы бюллетеней в акционерные общества III группы с приложением доверенности для голосования на соответствующем общем собрании акционеров, выданной на имя руководителя органа исполнительной власти. 8. Взаимодействие органов исполнительной власти города Москвы при созыве, подготовке и проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета) 8.1. Лица, избранные в установленном порядке в совет директоров (наблюдательный совет) из числа кандидатов, выдвинутых органом по управлению имуществом, представляют интересы города Москвы в совете директоров (наблюдательном совете) в порядке, установленном настоящим Положением. Орган по управлению имуществом вправе выдвигать в состав совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества независимых директоров. Порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, основания привлечения, критерии независимости и иные положения, касающиеся независимых директоров, устанавливаются Правительством Москвы. 8.2. Представители города в совете директоров осуществляют голосование по вопросам повестки дня заседания совета директоров (наблюдательного совета) самостоятельно при одновременном наличии всех следующих обстоятельств: 1) уведомление о проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета) получено представителем города Москвы не позднее 10 (десяти) дней до даты проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета), а в случае, если повестка дня заседания совета директоров (наблюдательного совета) включает вопросы, предусмотренные п. 4.6.4 настоящего Положения, не позднее 20 (двадцати) дней до даты проведения совета директоров (наблюдательного совета); 2) представителем города в совете директоров был соблюден порядок взаимодействия с органами исполнительной власти города Москвы, предусмотренный пунктом 8.3 настоящего Положения; 3) директивы и рекомендации не были сформированы органами исполнительной власти города Москвы в порядке, предусмотренном пунктами 8.4-8.5 настоящего Положения. При избрании нескольких представителей города в совете директоров в одно акционерное общество они совместно вырабатывают единое мнение по вопросам голосования на заседаниях совета директоров (наблюдательного совета), а также по вопросам осуществления иных полномочий членов совета директоров (наблюдательного совета). Выражение представителями города в совете директоров при голосовании по вопросам повестки дня заседания совета директоров (наблюдательного совета) различных мнений не допускается. 8.3. Не позднее 10 (десяти) дней до даты проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) представители города в совете директоров направляют повестку дня заседания совета директоров (наблюдательного совета) вместе с необходимыми материалами для голосования по вопросам заседания: - по акционерным обществам I и II групп - в орган по управлению имуществом и орган исполнительной власти; - по акционерным обществам III группы - в орган исполнительной власти. Не позднее 7 (семи) дней до даты проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) представители города в совете директоров направляют предложения по голосованию: - по акционерным обществам I и II групп - в орган по управлению имуществом и орган исполнительной власти; - по акционерным обществам III группы - в орган исполнительной власти. В случае если повестка заседания содержит вопросы, голосование по которым в соответствии с настоящим Положением осуществляется на основании директив органа по управлению имуществом, орган исполнительной власти направляет предложение по порядку голосования по указанным вопросам повестки заседания вместе с необходимыми материалами в орган по управлению имуществом не позднее чем за 5 (пять) дней до даты проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета). Если уведомление о проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета) получено позднее 10 (десяти) дней до даты проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) и не сформированы директивы или рекомендации, представитель города в совете директоров обязан голосовать "против" по всем вопросам повестки дня заседания совета директоров (наблюдательного совета). Не позднее 20 (двадцати) дней до даты проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) с повесткой дня, включающей вопросы, предусмотренные пунктом 4.6.4 настоящего Положения, представители города в совете директоров направляют повестку дня заседания совета директоров (наблюдательного совета) вместе с необходимыми материалами: - в акционерных обществах I и II групп - в орган исполнительной власти и орган по управлению имуществом; - в акционерных обществах III группы - в орган исполнительной власти. Представитель города в совете директоров направляет предложение для голосования по вопросам заседания, предусмотренным пунктом 4.6.4 настоящего Положения, не позднее чем за 15 (пятнадцать) дней до даты проведения соответствующего заседания совета директоров (наблюдательного совета) в орган исполнительной власти и в орган по управлению имуществом. В случае если повестка заседания содержит вопросы, предусмотренные пунктом 4.6.4 настоящего Положения, орган исполнительной власти вырабатывает и направляет предложение по порядку голосования по указанным вопросам повестки заседания в орган по управлению имуществом не позднее чем за 5 (пять) дней до даты проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета). Если уведомление о проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета), повестка дня которого содержит вопросы, предусмотренные пунктом 4.6.4 настоящего Положения, получено представителем города в совете директоров позднее чем за 20 (двадцать) дней до проведения такого заседания совета директоров (наблюдательного совета) и не сформированы директивы или рекомендации, представитель города в совете директоров обязан голосовать "против" по всем вопросам повестки дня заседания совета директоров (наблюдательного совета). 8.4. Директива по порядку голосования на заседании совета директоров (наблюдательного совета) выдается представителю города в совете директоров органом по управлению имуществом в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня до даты проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) в следующем порядке: по акционерным обществам I группы - по всем вопросам; по акционерным обществам II группы - по вопросам, предусмотренным пунктами 4.6.3, 4.6.4 настоящего Положения. 8.5. Рекомендации по порядку голосования на заседании совета директоров (наблюдательного совета) выдаются представителю города в совете директоров органом исполнительной власти в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня до даты проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета): по акционерным обществам II группы - по всем вопросам, за исключением вопросов 4.6.3, 4.6.4; по акционерным обществам III группы - по всем вопросам. 8.6. Представитель города в совете директоров отчитывается об итогах участия в заседании совета директоров (наблюдательного совета) и принятых решениях в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней с даты проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) в орган исполнительной власти и в орган по управлению имуществом. Отчет формируется в порядке, установленном органом по управлению имуществом. 9. Правовой статус представителя интересов города Москвы 9.1. Представителем интересов города Москвы может быть: - физическое лицо, являющееся государственным гражданским служащим и замещающее должность в органах исполнительной власти города Москвы; - внешний директор. 9.2. Исполнение лицом, являющимся государственным служащим, обязанностей представителя города на общем собрании акционеров и (или) в совете директоров осуществляется в рамках исполнения обязанностей государственной службы, в связи с чем указанное лицо наделяется правами, несет обязанности и ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе. Договор с лицом, являющимся государственным служащим, на представление интересов города Москвы на общем собрании акционеров и (или) в совете директоров (наблюдательном совете) акционерного общества не заключается. 9.3. Внешний директор избирается из числа лиц, прошедших аттестацию и включенных в реестр аттестованных директоров. Порядок ведения реестра определяется Правительством Москвы. С внешним директором заключается договор на представление интересов города Москвы в совете директоров акционерного общества по форме, утверждаемой Правительством Москвы. 9.4. Представитель интересов города Москвы исполняет свои обязанности добросовестно и разумно в интересах города Москвы, стремясь сохранить и преумножить имущественный комплекс акционерного |