25 июня 2008 г. N 28 ГОРОД МОСКВА ЗАКОН ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС ГОРОДА МОСКВЫ Настоящий Кодекс в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Уставом города Москвы и в целях создания в городе Москве условий, благоприятных для жизнедеятельности человека и устойчивого развития города Москвы, регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, иным вопросам осуществления градостроительной деятельности в городе Москве. Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Законодательство города Москвы о градостроительной деятельности 1. Законодательство города Москвы о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса и других законов города Москвы, регулирующих отношения по отдельным вопросам градостроительной деятельности. 2. Законы города Москвы и иные нормативные правовые акты города Москвы, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу. Статья 2. Основополагающие требования к осуществлению градостроительной деятельности в городе Москве Градостроительная деятельность в городе Москве должна обеспечивать формирование благоприятной для жизнедеятельности человека среды в соответствии с требованиями федерального законодательства, а также обеспечивать: 1) сохранение исторического и природного своеобразия территории города Москвы, особенностей ее планировочной структуры, природных и природно-антропогенных ландшафтов, природных экосистем, архитектурного облика города и городской среды; 2) гарантируемые региональными нормативами градостроительного проектирования в городе Москве (далее - региональные нормативы) социальное качество и комфорт городской среды, в том числе комплексность застройки, инженерного обеспечения, транспортного и коммунально-бытового обслуживания, благоустройства и озеленения территории, доступность для населения, включая инвалидов, социально значимых объектов обслуживания, инфраструктуры, рекреационных территорий, территорий общего пользования и общественных пространств; 3) создание градостроительных условий, благоприятных для устойчивого экономического и социального развития города Москвы, роста благосостояния, экономической самостоятельности, эффективной занятости и социальной защищенности населения города Москвы, повышения конкурентоспособности экономики города Москвы, привлечения инвестиций, эффективного использования внутренних ресурсов развития экономики города Москвы; 4) создание градостроительных условий, благоприятных для осуществления городом Москвой функций столицы Российской Федерации, в том числе для реализации приоритетных национальных проектов, федеральных целевых программ, действие которых распространяется на территорию города Москвы; 5) учет взаимосвязей города Москвы и Московской области. Статья 3. Субъекты градостроительной деятельности в городе Москве Субъектами градостроительной деятельности в городе Москве являются: 1) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, от имени которых в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции; 2) город Москва, от имени которого в градостроительных отношениях выступают органы государственной власти города Москвы в пределах своей компетенции; 3) внутригородские муниципальные образования в городе Москве (далее - муниципальные образования), от имени которых в градостроительных отношениях выступают органы местного самоуправления указанных муниципальных образований в пределах своей компетенции; 4) физические лица и их объединения, юридические лица. Статья 4. Основные гарантии прав и законных интересов субъектов градостроительной деятельности в городе Москве 1. В целях соблюдения права человека на благоприятную среду жизнедеятельности: 1) органы государственной власти города Москвы предоставляют жителям города Москвы достоверную, своевременную и полную информацию о территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории города Москвы, о планируемом размещении и строительстве, реконструкции объектов капитального строительства в городе Москве. Порядок предоставления указанной информации устанавливается настоящим Кодексом в соответствии с федеральным законодательством; 2) проекты Генерального плана города Москвы, территориальных и отраслевых схем, правил землепользования и застройки в городе Москве (далее - правила землепользования и застройки), документации по планировке территории подлежат рассмотрению на публичных слушаниях в порядке, установленном настоящим Кодексом. Результаты публичных слушаний являются основанием для внесения изменений в указанные проекты или принятия решений о нецелесообразности утверждения указанных проектов; 3) жители города Москвы и их объединения имеют право представить в органы государственной власти города Москвы предложения к проектам Генерального плана города Москвы, региональных нормативов, территориальных и отраслевых схем, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, предложения о внесении изменений в указанные документы, документацию после их утверждения; 4) Генеральный план города Москвы не подлежит утверждению без положительного заключения государственной экспертизы. Территориальные и отраслевые схемы, правила землепользования и застройки, документация по планировке территории, не соответствующие Генеральному плану города Москвы, техническим регламентам, законодательству в области охраны окружающей среды, в области охраны объектов культурного наследия, региональным нормативам, не подлежат утверждению, а утвержденные не подлежат применению в соответствующей части. Территориальные и отраслевые схемы, документация по планировке территории, не соответствующие правилам землепользования и застройки, не подлежат утверждению, а утвержденные не подлежат применению в соответствующей части; 5) при проектировании и строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства создание самовольных построек не допускается. В случаях, установленных федеральным законодательством и настоящим Кодексом: а) проводится государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий; б) проводится негосударственная экспертиза проектной документации и негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий; в) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое не подлежит выдаче без положительного заключения государственной экспертизы проектной документации; г) при строительстве, реконструкции, а также в случаях, установленных федеральным законодательством, при капитальном ремонте объектов капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор; д) ввод в эксплуатацию, постановка на государственный учет построенного объекта капитального строительства осуществляются на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которое не подлежит выдаче в случае несоответствия объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, проектной документации. 2. При осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве государственные нужды Российской Федерации, государственные нужды города Москвы в развитии и размещении объектов федерального, регионального значения обеспечиваются в соответствии с федеральным законодательством, Уставом города Москвы, настоящим Кодексом, законом города Москвы о Генеральном плане города Москвы и иными законами города Москвы. 3. При осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве органы местного самоуправления муниципальных образований участвуют в проведении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, представляют в органы исполнительной власти города Москвы предложения по вопросам градостроительной деятельности. 4. Физическим и юридическим лицам - застройщикам гарантируется право на беспрепятственное осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом. 5. При осуществлении градостроительной деятельности права и законные интересы физических и юридических лиц - правообладателей земельных участков, объектов капитального строительства, жилых и нежилых помещений обеспечиваются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, настоящим Кодексом и иным законодательством. 6. Профессиональная деятельность в области градостроительного проектирования, инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства осуществляется исключительно юридическими или физическими лицами, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации к квалификации лиц, осуществляющих указанные виды работ. 7. Органы исполнительной власти города Москвы реализуют свои полномочия в области градостроительной деятельности во взаимодействии с объединениями граждан (включая объединения граждан и саморегулируемые организации, объединяющие профессиональных участников градостроительной деятельности), обеспечивают их участие в обсуждении градостроительных решений в порядке, установленном настоящим Кодексом. 8. Нарушение прав и законных интересов субъектов градостроительной деятельности в городе Москве вследствие несоблюдения требований законодательства города Москвы о градостроительной деятельности влечет за собой дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством. 9. Вред, причиненный физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, подлежит возмещению в соответствии с законодательством. Статья 5. Градостроительное проектирование 1. В целях настоящего Кодекса градостроительным проектированием является профессиональная деятельность физических и юридических лиц по разработке проектов: 1) документа территориального планирования города Москвы - Генерального плана города Москвы; 2) территориальных и отраслевых схем; 3) правил землепользования и застройки; 4) документации по планировке территории. 2. Органы государственной власти города Москвы в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Кодексом и иными законами города Москвы осуществляют государственное управление и регулирование в области градостроительного проектирования, утверждают региональные нормативы, определяют состав, требования к содержанию и порядок разработки проектов, указанных в части 1 настоящей статьи. 3. Профессиональные квалификационные и иные требования к лицам, являющимся заказчиками, исполнителями, разработчиками проектов, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством. Статья 6. Полномочия Московской городской Думы в области градостроительной деятельности 1. К полномочиям Московской городской Думы в области градостроительной деятельности относятся: 1) утверждение Генерального плана города Москвы, изменений Генерального плана города Москвы, определение порядка его реализации; 2) утверждение норм и правил градостроительного проектирования в городе Москве, изменений норм и правил градостроительного проектирования в городе Москве; 3) утверждение правил землепользования и застройки, изменений правил землепользования и застройки; 4) иные полномочия, отнесенные в соответствии с федеральным законодательством, Уставом города Москвы, настоящим Кодексом и иными законами города Москвы к компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти города Москвы. 2. Утверждение указанных в настоящей статье документов осуществляется путем принятия Московской городской Думой соответствующих законов города Москвы. Статья 7. Полномочия Правительства Москвы в области градостроительной деятельности К полномочиям Правительства Москвы в области градостроительной деятельности относятся: 1) организация разработки проекта Генерального плана города Москвы, изменений Генерального плана города Москвы, подготовка их для внесения на утверждение Московской городской Думой; 2) организация разработки проектов региональных нормативов, изменений региональных нормативов, подготовка проекта норм и правил градостроительного проектирования в городе Москве для внесения на утверждение Московской городской Думой, утверждение инструкций по градостроительному проектированию в городе Москве; 3) организация разработки проектов правил землепользования и застройки, изменений правил землепользования и застройки и подготовка их для внесения на утверждение Московской городской Думой; 4) организация разработки и утверждение плана реализации Генерального плана города Москвы, выполнение в соответствии с Генеральным планом города Москвы городских программ в области развития, реорганизации, комплексного благоустройства территорий, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства; 5) организация разработки и утверждение территориальных и отраслевых схем; 6) утверждение документации по планировке территорий; 7) организация в соответствии с федеральным законодательством проведения государственной экспертизы проектов документов территориального планирования города Москвы, проектной документации и результатов инженерных изысканий, организация выдачи разрешений на строительство, осуществления государственного строительного надзора, выдачи разрешений на ввод объектов в эксплуатацию; 8) предоставление разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков или объектов капитального строительства, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 9) определение полномочий в области градостроительной деятельности подведомственных Правительству Москвы органов исполнительной власти города Москвы; 10) иные полномочия, отнесенные в соответствии с федеральным законодательством, Уставом города Москвы, настоящим Кодексом и иными законами города Москвы к компетенции Правительства Москвы. Статья 8. Орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный в области градостроительного проектирования и архитектуры 1. Орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный в области градостроительного проектирования и архитектуры (далее - орган, уполномоченный в области градостроительного проектирования и архитектуры), является подведомственным Правительству Москвы органом исполнительной власти города Москвы, обеспечивающим реализацию государственной политики города Москвы в области градостроительного проектирования и формирования архитектурно-художественного облика города Москвы. 2. Задачами органа, уполномоченного в области градостроительного проектирования и архитектуры, являются: 1) обеспечение по поручению Правительства Москвы разработки и представления в Правительство Москвы проектов: а) законов города Москвы в области градостроительной деятельности и формирования архитектурно-художественного облика города Москвы; б) Генерального плана города Москвы, плана реализации Генерального плана города Москвы; в) региональных нормативов; г) территориальных и отраслевых схем; д) правил землепользования и застройки; е) документации по планировке территории; 2) формирование и ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в городе Москве, геодезической и картографической основы территории города Москвы, фонда материалов и данных инженерных изысканий в городе Москве; 3) обеспечение работы Архитектурного совета города Москвы, подготовка и выдача на основании решений Архитектурного совета города Москвы свидетельств об утверждении архитектурно-градостроительных решений архитектурных объектов; 4) иные задачи, определенные настоящим Кодексом и положением об органе, уполномоченном в области градостроительного проектирования и архитектуры. 3. Положение об органе, уполномоченном в области градостроительного проектирования и архитектуры, утверждает Правительство Москвы. 4. Руководитель органа, уполномоченного в области градостроительного проектирования и архитектуры, является главным архитектором города Москвы, председателем Архитектурного совета города Москвы. Положение о главном архитекторе города Москвы, положение об Архитектурном совете города Москвы утверждает Мэр Москвы. Статья 9. Городская и окружные комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москве 1. По вопросам градостроительства, землепользования и застройки в городе Москве Правительство Москвы создает постоянно действующие межведомственные совещательные органы при Правительстве Москвы - городскую комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки (далее - городская комиссия) и окружные (в административных округах города Москвы) комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки (далее - окружные комиссии). 2. Задачами городской и окружных комиссий являются: 1) организация и координация подготовки в органах исполнительной власти города Москвы проектов решений Правительства Москвы в области градостроительной деятельности, в том числе о: а) Генеральном плане города Москвы, плане реализации Генерального плана города Москвы; б) региональных нормативах; в) территориальных и отраслевых схемах; г) правилах землепользования и застройки; д) документации по планировке территорий; е) предоставлении разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 2) организация и координация взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с жителями города Москвы и их объединениями, с органами местного самоуправления муниципальных образований, с правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, в том числе посредством: а) информирования о градостроительной деятельности; б) проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности; в) рассмотрения предложений по вопросам градостроительной деятельности; г) проведения консультаций по вопросам градостроительной деятельности; д) досудебного рассмотрения конфликтных ситуаций и разрешения споров, возникающих при осуществлении градостроительной деятельности; 3) иные задачи, определенные настоящим Кодексом, положениями о городской и окружных комиссиях. 3. В состав городской и окружных комиссий должны входить представители органа, уполномоченного в области градостроительного проектирования и архитектуры, представители территориальных органов исполнительной власти города Москвы, представители отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города Москвы, осуществляющих отдельные полномочия в области градостроительной деятельности. 4. В состав городской комиссии должны входить депутаты Московской городской Думы. Численность депутатов Московской городской Думы в составе городской комиссии определяется положением о городской комиссии. Депутаты Московской городской Думы включаются в состав городской комиссии на основании решения Московской городской Думы. 5. В состав окружных комиссий должны входить депутаты муниципальных собраний каждого муниципального образования, созданного на территории соответствующего административного округа города Москвы. Численность депутатов муниципальных собраний муниципальных образований в составе окружных комиссий определяется положением об окружных комиссиях. Депутаты муниципальных собраний муниципальных образований включаются в состав окружных комиссий на основании решения муниципального Собрания соответствующего муниципального образования. 6. Положения о городской комиссии, окружных комиссиях и их состав утверждаются Правительством Москвы. Статья 10. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в области градостроительной деятельности 1. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований по вопросам местного значения в области градостроительной деятельности устанавливаются законом города Москвы об организации местного самоуправления в городе Москве. 2. Органы местного самоуправления муниципальных образований могут наделяться законами города Москвы отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями) в области градостроительной деятельности. Глава 2. ОБЪЕКТЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ Статья 11. Виды объектов градостроительной деятельности в городе Москве 1. Видами объектов градостроительной деятельности в городе Москве (далее - объекты градостроительной деятельности) являются: 1) территория города Москвы, территории административных округов, районов города Москвы; 2) элементы функционально-планировочной структуры территории города Москвы; 3) объекты капитального строительства; 4) общественные пространства; 5) объекты благоустройства территории. 2. Элементами функционально-планировочной структуры территории города Москвы являются: 1) функциональные зоны - зоны, для которых Генеральным планом города Москвы установлены функциональное назначение, типы и виды функционально-планировочных образований, которые могут быть образованы в пределах таких зон, и (или) иные параметры планируемого развития таких зон (зоны жилого, общественно-делового, производственного, в том числе промышленного, рекреационного назначения); 2) функционально-планировочные образования - территории жилого, общественно-делового, производственного, в том числе промышленного, рекреационного назначения, в пределах которых в соответствии с региональными нормативами формируются системы объектов транспортного обслуживания, инженерного обеспечения, социальной инфраструктуры, территорий общего пользования, необходимых для организации комплексного жизнеобеспечения и обслуживания территорий таких функционально-планировочных образований и связанного с ними населения; 3) территориальные зоны - жилые, общественно-деловые, производственные, в том числе промышленные, зоны, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых природных территорий, зоны специального назначения и иные зоны, границы которых определяются правилами землепользования и застройки в границах функционально-планировочных образований, линейных объектов, особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, территорий объектов культурного наследия, территорий объектов капитального строительства федерального, регионального значения и для которых правилами землепользования и застройки устанавливаются градостроительные регламенты и (или) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства; 4) участки территории - кварталы или части кварталов, вся территория которых отнесена в соответствии с настоящим Кодексом к одному типу или виду существующего использования территории (далее - использование территории) или планируемого назначения территории (далее - назначение территории); 5) территории с особыми требованиями к осуществлению градостроительной деятельности, к которым относятся: а) особо охраняемые природные территории, природные территории, озелененные территории - территории, которые установлены в соответствии с законодательством в области охраны особо охраняемых природных территорий, в области охраны и использования природных и озелененных территорий, подлежат государственной охране и в пределах которых градостроительная деятельность осуществляется в соответствии с требованиями указанного законодательства; б) территории объектов культурного наследия - установленные в соответствии с законодательством в области охраны объектов культурного наследия территории памятников, ансамблей, достопримечательных мест, которые подлежат государственной охране и в пределах которых градостроительная деятельность осуществляется в соответствии с требованиями указанного законодательства; в) зоны с особыми условиями использования территорий - зоны, в пределах которых использование территории, размещение, строительство, реконструкция и использование объектов капитального строительства ограничены законодательством, в том числе зоны, подверженные опасным воздействиям природного и техногенного характера, санитарно-защитные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения, технические зоны объектов транспортной и инженерной инфраструктур, зоны охраны объектов культурного наследия, а также исторические зоны - иные, кроме территорий объектов культурного наследия, территории, сохранившие исторически сложившийся характер планировочной структуры, ландшафта, застройки и благоустройства; г) зоны планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального значения - зоны, предназначенные в соответствии с Генеральным планом города Москвы для размещения установленных федеральным законодательством объектов капитального строительства федерального значения, установленных настоящим Кодексом объектов капитального строительства регионального значения (в том числе зоны транспортной, инженерной, социальной инфраструктур); д) зоны сохранения и комплексного благоустройства сложившихся территорий (далее - зоны комплексного благоустройства) - зоны, устанавливаемые в соответствии с Генеральным планом города Москвы, в пределах которых преимущественно сохраняются существующие функционально-планировочная структура и использование территории, разрешаются капитальный ремонт объектов капитального строительства, комплексное благоустройство и озеленение территории, ограничиваются реконструкция и строительство объектов капитального строительства; е) зоны развития - зоны, установленные Генеральным планом города Москвы в целях комплексного решения в пределах этих зон стратегически важных для устойчивого экономического и социального развития города Москвы задач совершенствования функционально-планировочной и архитектурно-пространственной структуры территории города Москвы, реорганизации и комплексного благоустройства территорий, развития инновационной деятельности, строительства и реконструкции комплексов объектов федерального, регионального значения, оздоровления окружающей среды, сохранения и развития особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, регенерации исторической среды; ж) территории реорганизации - территории, подлежащие в соответствии с Генеральным планом города Москвы комплексному преобразованию, в том числе посредством изменения существующего функционального использования этих территорий, их планировочной структуры и ландшафта, посредством комплексной реконструкции и (или) сноса существующей застройки, нового комплексного строительства на освобождаемых и свободных от застройки территориях, регенерации исторической среды, восстановления, воссоздания природных и создания новых озелененных территорий; з) территории линейных объектов - территории, предназначенные для размещения определенных Градостроительным кодексом Российской Федерации линейных объектов транспортной и инженерной инфраструктур и составляющих неотъемлемую часть указанных линейных объектов инженерных сооружений, в том числе транспортных развязок, мостов, эстакад, путепроводов, иных сооружений; и) территории общего пользования - территории, определенные Градостроительным кодексом Российской Федерации, и иные территории, предназначенные для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц; к) зоны резервирования земель для государственных нужд (далее - зоны резервирования земель) - установленные в соответствии с Генеральным планом города Москвы территории, в границах которых планируется резервирование земель для размещения объектов федерального, регионального значения; 6) земельные участки, в том числе: а) застроенные и подлежащие застройке земельные участки, предназначенные для размещения и строительства, реконструкции объектов капитального строительства; б) незастроенные и не подлежащие застройке земельные участки, предназначенные для использования в целях, не связанных с размещением объектов капитального строительства; в) земельные участки, которые зарезервированы для государственных нужд и использование которых ограничено в соответствии с градостроительным и земельным законодательством. 3. Объектами капитального строительства являются здания, строения, сооружения, включая линейные объекты, подземные, надземные сооружения, подлежащие государственной регистрации в качестве объектов недвижимости, в том числе объекты незавершенного строительства, а также комплексы зданий, строений, сооружений, неразрывно связанных между собой общей территорией и общими архитектурно - градостроительными, объемно-пространственными, функциональными, инженерно-техническими, технологическими и иными решениями. 4. Общественными пространствами являются сооружения в виде имеющих наружные ограждающие конструкции пешеходных улиц, площадей, пешеходных зон, галереи, пассажи, атриумы, иные сооружения, а также части сооружений и зданий, специально предназначенные для посещения неограниченным кругом лиц. 5. Объектами благоустройства территории являются объекты, создаваемые в целях обеспечения безопасности, комфорта и художественного облика городской среды, в том числе: 1) легковозводимые сооружения, не являющиеся объектами капитального строительства и не подлежащие государственной регистрации в качестве объектов недвижимости, в том числе павильоны, киоски, навесы, другие объекты; 2) лестницы, пандусы, ограждения, искусственные покрытия, элементы оборудования остановок общественного пассажирского транспорта, автостоянок; 3) системы и элементы наружного утилитарного и декоративного освещения; 4) элементы и устройства уличной информации и связи, устройства для размещения рекламы; 5) малые архитектурные формы, декоративная скульптура, объекты декоративного озеленения, обводнения; 6) иные объекты. 6. Объекты градостроительной деятельности подразделяются на объекты федерального значения, объекты регионального значения, прочие объекты. Статья 12. Объекты градостроительной деятельности федерального значения 1. Объектами градостроительной деятельности федерального значения (далее - объекты федерального значения) являются объекты капитального строительства федерального значения и иные объекты, определенные Градостроительным кодексом Российской Федерации, включая объекты, необходимые для осуществления городом Москвой функций столицы Российской Федерации, определенные Федеральным законом "О статусе столицы Российской Федерации". 2. Требования к размещению объектов федерального значения, ограничения использования территорий, окружающих земельные участки объектов федерального значения, устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством. Статья 13. Объекты градостроительной деятельности регионального значения 1. Объектами градостроительной деятельности регионального значения (далее - объекты регионального значения) являются: 1) особо охраняемые природные территории регионального значения и расположенные в их границах земельные участки; 2) природные и озелененные территории, образованные в соответствии с законодательством города Москвы в области охраны и использования природных и озелененных территорий, и расположенные в их границах земельные участки; 3) объекты культурного наследия регионального значения, территории и зоны охраны указанных объектов; 4) территории линейных объектов (кроме территорий в границах земельных участков линейных объектов федерального значения); 5) зоны планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения; 6) территории реорганизации, зоны развития; 7) территории общего пользования (кроме территорий в границах земельных участков объектов федерального значения); 8) земельные участки, находящиеся в государственной собственности города Москвы, предназначенные для размещения объектов регионального значения, в том числе объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур, зарезервированные для государственных нужд города Москвы; 9) объекты капитального строительства регионального значения. 2. Объектами капитального строительства регионального значения являются объекты жилищного строительства, объекты социальной, транспортной, инженерной инфраструктур и другие объекты, необходимые для осуществления определенных федеральными законами и законами города Москвы полномочий субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в том числе объекты: 1) жилищного строительства, осуществляемого в целях государственного обеспечения жилищных прав граждан, нуждающихся в социальной защите и поддержке; 2) социальной инфраструктуры, обеспечивающие потребности человека в получении, приобретении жизненно важных услуг, продуктов, товаров, в том числе объекты: а) здравоохранения, образования, социального обеспечения и социальной защиты населения; б) потребительского рынка, в том числе розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания; в) культуры, досуга, физической культуры и спорта; г) кредитно-финансового, жилищно-коммунального, ритуального и похоронного обслуживания населения; д) иные социально значимые объекты; 3) транспортной инфраструктуры, в том числе: а) линейные объекты улично-дорожной сети, систем городского внеуличного общественного пассажирского транспорта, в том числе улицы, дороги, площади, проезды, мосты, путепроводы, развязки, эстакады; б) станции городского, пригородно-городского общественного пассажирского транспорта, транспортно-пересадочные узлы; в) сооружения, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц в целях паркирования, хранения индивидуальных легковых автомобилей, в том числе автостоянки, паркинги, гаражи; г) объекты грузового транспорта и обслуживания перевозок грузов, в том числе объекты логистики, склады, терминалы, оптовые базы; д) объекты технического обслуживания транспортных средств, в том числе автозаправочные станции, станции технического обслуживания, транспортно-эксплуатационные предприятия городского транспорта; е) иные объекты транспортной инфраструктуры (кроме объектов федерального значения); 4) инженерной инфраструктуры и городского коммунального хозяйства, включая линейные объекты, в том числе объекты: а) водоснабжения, водоотведения, очистки, обработки и утилизации сточных вод; б) топливоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения; в) информатики и связи; г) сбора, переработки, утилизации твердых бытовых и промышленных отходов; д) иные объекты инженерной инфраструктуры (кроме объектов федерального значения) и городского коммунального хозяйства; 5) административного назначения, предназначенные для размещения органов государственной власти города Москвы, других государственных органов города Москвы, органов местного самоуправления муниципальных образований; 6) общественного, делового, производственного, в том числе промышленного, назначения, предусмотренные городскими целевыми программами для решения приоритетных задач экономического и социального развития города Москвы, содействия осуществлению городом Москвой функций столицы Российской Федерации, реализации на территории города Москвы приоритетных национальных проектов. 3. В соответствии с региональными нормативами объекты социальной, транспортной, инженерной инфраструктур, озелененные территории общего пользования, иные социально значимые объекты регионального значения могут подразделяться на следующие категории: 1) объекты городского значения, которые предназначены преимущественно для жизнеобеспечения, обслуживания населения и территории города Москвы в целом; 2) объекты межрайонного значения, которые предназначены преимущественно для жизнеобеспечения, обслуживания населения и территории в пределах отдельного административного округа города Москвы или нескольких районов города Москвы, имеющих общие границы; 3) объекты районного значения, которые предназначены преимущественно или полностью для жизнеобеспечения, обслуживания населения и территории отдельного района города Москвы, функционально-планировочного образования (жилой группы, жилого микрорайона, жилого района, иного функционально-планировочного образования). Статья 14. Типологические характеристики и параметры использования, назначения территории 1. При осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве применяется единая система типологических характеристик и параметров использования, назначения территории, которые включают типы и виды: 1) функционального использования, назначения территории; 2) строительного использования, назначения территории; 3) ландшафтного использования, назначения территории. 2. Типы и виды функционального, строительного, ландшафтного использования территории определяются в целях анализа, оценки, ведения мониторинга использования территорий и обоснования их планируемого назначения. 3. Типы и виды функционального назначения территории устанавливаются в качестве планируемых характеристик и параметров развития территорий функциональных зон, функционально-планировочных образований, участков территории, земельных участков. 4. Типы и виды строительного назначения территории устанавливаются в качестве планируемых характеристик и параметров развития территорий функционально-планировочных образований, участков территории, земельных участков. 5. Типы и виды ландшафтного назначения территории устанавливаются в качестве планируемых характеристик и параметров развития участков территории, земельных участков. Статья 15. Типы и виды функционального использования, назначения территории 1. Для территорий, указанных в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса, могут быть установлены следующие типы функционального использования, назначения территории: 1) специализированные типы функционального использования, назначения территории, в том числе: а) природный; б) общественно-деловой; в) жилой; г) производственный; 2) смешанные типы функционального использования территории, представляющие собой комбинации из двух или трех специализированных типов, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 1 настоящей части; 3) смешанные типы функционального назначения территории, представляющие собой комбинации из двух или трех специализированных типов, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 1 настоящей части, кроме комбинаций, включающих природный и производственный, жилой и производственный типы функционального назначения территории. 2. Типы функционального использования, назначения территории подразделяются на виды функционального использования, назначения территории. Перечень видов функционального использования, назначения территории, характеристики и количественные параметры типов, видов функционального использования, назначения территории устанавливаются Правительством Москвы. Статья 16. Типы и виды строительного использования, назначения территории 1. Типы строительного использования, назначения территорий, указанных в части 4 статьи 14 настоящего Кодекса, характеризуются показателями плотности и высоты застройки территории. 2. Показатель плотности застройки определяется как отношение суммарной площади в квадратных метрах поэтажных планов (в габаритах наружных стен) всех зданий, сооружений, расположенных на участке территории, земельном участке, к площади участка территории, земельного участка в квадратных метрах. Плотность застройки территории характеризуется следующими значениями указанного показателя: 1) не более 0,05; 2) более 0,05 и не более 0,5; 3) более 0,5 и не более 1,0; 4) более 1,0 и не более 2,5; 5) более 2,5 и не более 5,0; 6) более 5,0. 3. Показатель высоты застройки участка территории, земельного участка определяется высотой в метрах самого высокого здания, сооружения, расположенного на участке территории, земельном участке. Высота застройки участка территории, земельного участка характеризуется следующими значениями указанного показателя: 1) не более 15; 2) более 15 и не более 35; 3) более 35 и не более 75; 4) более 75. 4. Значением показателя высоты застройки территории функционально-планировочного образования является то из указанных в части 3 настоящей статьи значений, которое определено для расположенных в границах этого функционально-планировочного образования участков территории, земельных участков, суммарная площадь которых больше каждой из суммарных площадей участков территории, земельных участков, имеющих одно из других указанных в части 3 настоящей статьи значений показателя высоты застройки. 5. Типы строительного использования, назначения территории представляют собой комбинации из не исключающих друг друга значений показателей, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи. 6. Типы строительного использования, назначения территории подразделяются на виды, перечень и характеристики которых устанавливаются Правительством Москвы. Статья 17. Типы и виды ландшафтного использования, назначения территории 1. Типы и виды ландшафтного использования, назначения участков территории, земельных участков характеризуют соотношения площадей поверхностей земли, занятых зданиями и сооружениями (застроенные поверхности), искусственными покрытиями (искусственные поверхности), растительным покровом и (или) естественными водоемами (естественные поверхности). 2. Тип ландшафтного использования, назначения территории определяется следующими показателями: 1) площадь застроенной поверхности в процентах от всей площади участка территории, земельного участка; 2) площадь искусственной поверхности в процентах от всей площади участка территории, земельного участка; 3) площадь естественной поверхности в процентах от всей площади участка территории, земельного участка. 3. Для участков территории, земельных участков могут быть установлены следующие типы ландшафтного использования, назначения территории и соответствующие им значения показателей, указанных в пунктах 1-3 части 2 настоящей статьи: 1) 10-100%, 0-90%, 0-30%; 2) 10-70%, 0-60%, 30-70%; 3) 0-10%, 60-100%, 0-30%; 4) 0-10%, 20-70%, 30-70%; 5) 0-30%, 0-30%, 70-90%; 6) 0-10%, 0-10%, 90-100%. 4. Типы ландшафтного использования, назначения участков территории, земельных участков подразделяются на виды, перечень и характеристики которых устанавливаются Правительством Москвы. Статья 18. Установление типов и видов функционального, строительного, ландшафтного назначения территорий 1. Типы и виды функционального назначения территорий устанавливаются: 1) применительно к территориям функциональных зон - Генеральным планом города Москвы; 2) применительно к территориям функционально-планировочных образований - Генеральным планом города Москвы, территориальными и отраслевыми схемами, проектами планировки территории; 3) применительно к участкам территории, земельным участкам - территориальными и отраслевыми схемами, проектами планировки территории. 2. Типы и виды строительного назначения территорий функционально-планировочных образований, участков территории и земельных участков устанавливаются территориальными и отраслевыми схемами, проектами планировки территории. 3. Типы и виды ландшафтного назначения участков территории и земельных участков устанавливаются проектами планировки территории. 4. В территориальных и отраслевых схемах, проектах планировки территории типы и виды функционального, строительного, ландшафтного назначения территорий устанавливаются в соответствии с установленными Генеральным планом города Москвы типами и видами функционального назначения территорий функциональных зон и функционально-планировочных образований, а также в соответствии с иными параметрами планируемого развития указанных территорий, установленными Генеральным планом города Москвы. 5. Устанавливаемые территориальными и отраслевыми схемами типы и виды функционального, строительного, ландшафтного назначения территорий не могут противоречить градостроительным регламентам, установленным правилами землепользования и застройки. Глава 3. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ Статья 19. Общие положения о региональных нормативах 1. Региональные нормативы утверждаются с целью обеспечения и защиты права человека на благоприятные условия жизнедеятельности в городе Москве в части: 1) обеспечения доступности для населения (включая инвалидов) социально значимых объектов транспортной, инженерной, социальной инфраструктур, территорий общего пользования; 2) создания комфортной городской среды, комплексной организации транспортного обслуживания, инженерного обеспечения и благоустройства жилых, общественно-деловых, производственных и рекреационных территорий. 2. Региональные нормативы устанавливаются в соответствии с техническими регламентами, законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия, безопасности населения и территорий, охраны окружающей среды, иным федеральным законодательством, настоящим Кодексом и иными законами города Москвы. 3. Региональные нормативы не устанавливаются: 1) для территорий объектов культурного наследия, территорий охранных зон объектов культурного наследия; 2) для заповедных зон в границах особо охраняемых природных территорий. 4. Применительно к территориям зон охраны объектов культурного наследия (кроме охранных зон), исторических зон региональные нормативы устанавливаются и применяются в части, не противоречащей установленным в указанных зонах режимам охраны объектов культурного наследия и требованиям сохранения, регенерации исторической среды. 5. Применительно к особо охраняемым природным территориям (кроме заповедных зон), природным и озелененным территориям региональные нормативы устанавливаются и применяются в части, не противоречащей установленным режимам охраны, использования указанных территорий. 6. Применительно к зонам с особыми условиями использования территорий (кроме зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон) региональные нормативы устанавливаются и применяются в части, не противоречащей законодательству, в соответствии с которым устанавливаются указанные зоны. 7. Территориальные и отраслевые схемы, правила землепользования и застройки, документация по планировке территории, противоречащие региональным нормативам, не подлежат утверждению и применению. 8. Региональные нормативы включают следующие документы: 1) нормы и правила градостроительного проектирования в городе Москве, которые утверждаются Московской городской Думой; 2) инструкции по градостроительному проектированию в городе Москве, которые утверждаются Правительством Москвы в соответствии с нормами и правилами градостроительного проектирования в городе Москве. Статья 20. Содержание норм и правил градостроительного проектирования в городе Москве 1. Нормы и правила градостроительного проектирования в городе Москве должны содержать: 1) нормативные определения объектов градостроительной деятельности, применительно к которым устанавливаются нормативные показатели градостроительного проектирования, правила градостроительного проектирования; 2) нормативные (минимальные и (или) максимальные) показатели градостроительного проектирования; 3) правила градостроительного проектирования. 2. Нормативные определения устанавливаются применительно к объектам градостроительной деятельности, в том числе: 1) объектам социальной, транспортной, инженерной инфраструктур; 2) функционально-планировочным образованиям жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного назначения; 3) территориям линейных объектов, территориям общего пользования, общественным пространствам; 4) объектам капитального строительства; 5) объектам благоустройства территории; 6) иным объектам. 3. Нормативные (минимальные и (или) максимальные) показатели градостроительного проектирования включают: 1) показатели обеспеченности населения и (или) доступности для населения объектов социальной инфраструктуры городского, межрайонного, районного значения, в том числе объектов: а) здравоохранения, образования, социального обеспечения и социальной защиты населения; б) потребительского рынка, в том числе розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания; в) культуры, досуга, физической культуры и спорта; г) кредитно-финансового, жилищно-коммунального, ритуального, похоронного обслуживания; д) иных объектов; 2) показатели транспортного обслуживания населения и территорий, в том числе показатели обеспеченности населения и (или) доступности для населения объектов транспортной инфраструктуры городского, межрайонного, районного значения, в том числе объектов: а) городского общественного пассажирского транспорта; б) хранения, паркирования, технического обслуживания индивидуальных легковых автомобилей; в) иных объектов; 3) показатели инженерного обеспечения населения и территорий, в том числе показатели обеспеченности населения и (или) доступности для населения объектов инженерной инфраструктуры городского, межрайонного, районного значения, в том числе объектов информатики и связи, иных объектов; 4) показатели обеспеченности населения и (или) доступности для населения рекреационных и озелененных территорий; 5) показатели обеспеченности населения и (или) доступности для населения территорий общего пользования, общественных пространств; 6) показатели обеспеченности объектов капитального строительства участками территории, необходимыми для использования, эксплуатации и обслуживания указанных объектов и для размещения соответствующих объектов благоустройства территории; 7) иные показатели. 4. Нормативные показатели градостроительного проектирования устанавливаются с учетом назначения и особенностей использования, обслуживания и эксплуатации объектов капитального строительства различных видов, назначения и условий использования территорий разных видов. 5. Правила градостроительного проектирования устанавливаются применительно к: 1) объектам социальной, транспортной, инженерной инфраструктур и территориям, земельным участкам, предназначенным для размещения указанных объектов, в части: а) размещения объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур и комплексной организации социального и коммунально-бытового обслуживания населения, транспортного обслуживания и инженерного обеспечения населения и территорий; б) градостроительного проектирования объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур и благоустройства предназначенных для их размещения территорий, земельных участков; 2) объектам капитального строительства жилого, общественного, административного, делового, производственного назначения, общественным пространствам и предназначенным для размещения указанных объектов территориям, земельным участкам в части: а) размещения указанных объектов; б) градостроительного проектирования указанных объектов и предназначенных для их размещения территорий, земельных участков; 3) территориям функционально-планировочных образований жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного назначения в части: а) функционально-планировочной организации, транспортного обслуживания, инженерного обеспечения, социального и коммунально-бытового обслуживания населения, организации территорий общего пользования и благоустройства территорий функционально-планировочных образований; б) использования территории и размещения объектов капитального строительства с указанием видов использования территории и объектов капитального строительства, которые являются для данного вида функционально-планировочного образования соответственно обязательными, запрещенными, допустимыми при соблюдении установленных ограничений и условий; 4) особо охраняемым природным территориям, природным и озелененным территориям, зонам с особыми условиями использования территорий в части: а) установления видов использования территории, видов объектов капитального строительства, объектов благоустройства территории, размещение которых на указанных выше территориях запрещается; б) установления видов использования территории, видов объектов капитального строительства, объектов благоустройства территории, размещение которых на указанных территориях является обязательным, допускается при соблюдении установленных ограничений и условий. 6. Применительно к территориям общего пользования, общественным пространствам правила градостроительного проектирования устанавливают нормативные требования, обеспечивающие беспрепятственное использование территорий общего пользования, общественных пространств неограниченным кругом лиц. 7. Применительно к объектам благоустройства территории правила градостроительного проектирования устанавливают нормативные требования, обеспечивающие доступность для населения (включая инвалидов) объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур, территорий общего пользования, общественных пространств. 8. Применительно к территориям в зонах комплексного благоустройства правила градостроительного проектирования в соответствии с правилами, указанными в частях 5 и 6 настоящей статьи, и в соответствии с устанавливаемым в указанных зонах режимом преимущественного сохранения существующего использования территории, в том числе существующей застройки, устанавливают: 1) нормативные требования к размещению и строительству, реконструкции объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур, к организации территорий общего пользования; 2) основания, ограничения и условия для размещения и строительства, реконструкции иных, кроме указанных в пункте 1 настоящей части, объектов капитального строительства. 9. Применительно к территориям кварталов, в пределах которых планируется строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, устанавливаются нормативные требования обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека в период подготовки территории к строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, проведения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и подготовке объектов капитального строительства к вводу в эксплуатацию, в том числе нормативные требования к благоустройству территории в указанный период, обеспечивающие доступность для населения (включая инвалидов) объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур и территорий общего пользования, соблюдение требований охраны окружающей среды, санитарных норм, защиты зеленых насаждений. Статья 21. Содержание инструкций по градостроительному проектированию в городе Москве 1. Инструкции по градостроительному проектированию в городе Москве должны содержать: 1) расчетные показатели для определения в соответствии с нормами и правилами градостроительного проектирования в городе Москве параметров планируемого развития территорий и строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе: а) максимальных и (или) минимальных объемов строительства, реконструкции объектов капитального строительства; б) параметров необходимых для обслуживания населения и соответствующих территорий объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур; в) размеров территорий, земельных участков, необходимых для размещения объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур, для организации территорий общего пользования; г) предельно допустимых рекреационных нагрузок на особо охраняемые природные территории, природные и озелененные территории; д) параметров объектов благоустройства территории; 2) иные расчетные показатели; 3) методические указания, иные инструктивно-методические положения по градостроительному проектированию. 2. Состав инструкций по градостроительному проектированию в городе Москве устанавливается Правительством Москвы. Статья 22. Разработка, согласование, утверждение, введение в действие, изменение региональных нормативов 1. Основанием для разработки региональных нормативов или для их изменения является план реализации Генерального плана города Москвы, а до утверждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, Генерального плана города Москвы - иной правовой акт Правительства Москвы. 2. Подготовку проекта региональных нормативов или их изменений осуществляет орган, уполномоченный в области градостроительного проектирования и архитектуры. Проект региональных нормативов или их изменений подлежит согласованию с органами исполнительной власти города Москвы, осуществляющими отдельные полномочия в области градостроительной деятельности, в соответствии с их компетенцией. 3. Городская комиссия рассматривает проект региональных нормативов или их изменений, принимает решение о представлении этого проекта в Правительство Москвы или о его доработке. 4. Одобренный Правительством Москвы проект норм и правил градостроительного проектирования в городе Москве вносится на утверждение в Московскую городскую Думу. Нормы и правила градостроительного проектирования в городе Москве и их изменения утверждаются, вводятся в действие законом города Москвы. 5. Инструкции по градостроительному проектированию в городе Москве или их изменения утверждаются, вводятся в действие постановлением Правительства Москвы. 6. Изменения в региональные нормативы могут вноситься на основании: 1) актуализации Генерального плана города Москвы или внесения изменений в Генеральный план города Москвы; 2) поступления предложений о внесении изменений в региональные нормативы. 7. Предложения о внесении изменений в региональные нормативы направляются в Правительство Москвы: 1) федеральными органами исполнительной власти в случае, когда применение региональных нормативов ухудшает условия строительства, реконструкции, использования объектов капитального строительства федерального значения; 2) Московской городской Думой, депутатами Московской городской Думы, органами исполнительной власти города Москвы; 3) органами местного самоуправления муниципальных образований; 4) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке. 8. В случаях, указанных в пункте 1 части 6 настоящей статьи, городская комиссия в течение трех месяцев со дня вступления в силу закона города Москвы о Генеральном плане города Москвы вносит в Правительство Москвы проект решения Правительства Москвы о подготовке изменений региональных нормативов. 9. В случаях, указанных в части 7 настоящей статьи, городская комиссия по поручению Правительства Москвы в течение 30 дней со дня поступления предложения о внесении изменений в региональные нормативы осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся выводы о целесообразности или нецелесообразности внесения изменений в региональные нормативы, и направляет это заключение в Правительство Москвы, в соответствующий орган, указанный в пунктах 1-3 части 7 настоящей статьи, или лицу, указанному в пункте 4 части 7 настоящей статьи. Правительство Москвы с учетом выводов городской комиссии принимает решение о подготовке изменений региональных нормативов или об отклонении предложений о внесении таких изменений. Глава 4. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН ГОРОДА МОСКВЫ Статья 23. Общие положения о территориальном планировании в городе Москве 1. Территориальное планирование в городе Москве осуществляется в целях формирования пространственной среды, благоприятной для жизнедеятельности человека и устойчивого развития города Москвы, исходя из интересов жителей города Москвы и государственных интересов субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы в области комплексного экономического и социального развития города Москвы, интересов Российской Федерации в развитии столицы Российской Федерации - города федерального значения Москвы, с учетом взаимосвязей города Москвы и Московской области и совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, природных особенностей и исторически сложившегося своеобразия города Москвы, культурных традиций и традиций московского градостроительства и архитектуры, а также с учетом прав и законных интересов физических и юридических лиц. 2. Документом территориального планирования города Москвы является Генеральный план города Москвы. Генеральный план города Москвы является основой градостроительного зонирования и планировки территорий в городе Москве, размещения и строительства, реконструкции объектов капитального строительства. 3. Размещение и строительство, реконструкция объектов капитального строительства федерального значения осуществляются в соответствии с Генеральным планом города Москвы. Проекты документов территориального планирования Российской Федерации, содержащие положения о размещении и строительстве в городе Москве объектов капитального строительства федерального значения, подлежат согласованию с Правительством Москвы в порядке, установленном федеральным законодательством. 4. Правительство Москвы согласовывает проекты документов территориального планирования Российской Федерации, действие которых распространяется на территорию города Москвы, или отказывает в их согласовании, исходя из соответствия или несоответствия этих проектов Генеральному плану города Москвы, региональным нормативам, правилам землепользования и застройки, в том числе в части предполагаемых изменений существующих или в соответствии с Генеральным планом города Москвы планируемых границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, территорий объектов культурного наследия регионального значения, зон планируемого размещения объектов регионального значения, земельных участков, находящихся в собственности города Москвы или зарезервированных в установленном порядке для государственных нужд города Москвы. Согласованию с Правительством Москвы подлежат также вопросы размещения объектов капитального строительства федерального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду, состояние особо охраняемых природных территорий в городе Москве, условия жизнедеятельности населения города Москвы. 5. Правительство Москвы согласовывает проект документа территориального планирования Российской Федерации, требующий внесения изменений в Генеральный план города Москвы, после утверждения законом города Москвы соответствующих изменений Генерального плана города Москвы. 6. Совместная разработка органами исполнительной власти города Москвы с органами исполнительной власти Российской Федерации и (или) органами исполнительной власти Московской области, органами исполнительной власти других субъектов Российской Федерации документов территориального планирования, действие которых распространяется на территорию города Москвы, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае, когда проект указанного документа территориального планирования требует внесения изменений в Генеральный план города Москвы, такой проект: 1) подлежит государственной экспертизе, которую проводит орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектов документов территориального планирования города Москвы, государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (далее - орган, уполномоченный на проведение государственной экспертизы), или подведомственное ему государственное учреждение; 2) вступает в силу после утверждения законом города Москвы соответствующих изменений Генерального плана города Москвы. 7. В целях соблюдения интересов города Москвы и права жителей города Москвы на благоприятную среду жизнедеятельности Правительство Москвы в порядке, установленном федеральным законодательством, согласовывает проекты документов территориального планирования Московской области, запрашивает при проведении согласования результаты государственной экспертизы этих проектов. Статья 24. Состав и содержание Генерального плана города Москвы 1. Генеральный план города Москвы состоит из положений о территориальном планировании города Москвы и соответствующих карт (схем). 2. Положения о территориальном планировании города Москвы содержат: 1) общие положения о территориальном планировании города Москвы, в том числе: а) определения целей устойчивого экономического и социального развития города федерального значения Москвы - столицы Российской Федерации, на достижение которых направлен Генеральный план города Москвы; б) определения целей территориального планирования города Москвы; в) положения в части взаимодействия города Москвы и Московской области при осуществлении территориального планирования города Москвы и Московской области; 2) определения задач территориального планирования и перечень мероприятий по территориальному планированию города Москвы с указанием последовательности их выполнения; 3) основные показатели Генерального плана города Москвы. 3. Задачи территориального планирования и мероприятия по территориальному планированию города Москвы должны быть определены в области: 1) осуществления городом Москвой в соответствии с федеральным законом о статусе столицы Российской Федерации функций столицы Российской Федерации; 2) обеспечения безопасности населения и территории города Москвы, экологической безопасности, охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия; 3) сохранения, рационального использования и развития особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий; 4) охраны объектов культурного наследия и сохранения исторического облика города Москвы; 5) совершенствования функционально-планировочной структуры территории города Москвы; 6) совершенствования архитектурно-пространственной структуры территории и архитектурно-художественного облика города Москвы; 7) развития систем транспортного обслуживания населения и территории города Москвы, размещения и строительства, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры; 8) развития систем инженерного обеспечения населения и территории города Москвы, размещения и строительства, реконструкции объектов инженерной инфраструктуры; 9) развития систем культурно-бытового обслуживания населения города Москвы, размещения и строительства, реконструкции объектов социальной инфраструктуры; 10) комплексного развития жилых территорий, жилищного строительства, реконструкции, капитального ремонта жилищного фонда; 11) комплексного развития общественно-деловых территорий, размещения и строительства, реконструкции общественных, административных, деловых объектов капитального строительства регионального значения; 12) комплексного развития производственных территорий, размещения и строительства, реконструкции производственных объектов капитального строительства регионального значения. 4. Основные показатели Генерального плана города Москвы должны содержать: 1) показатели прогнозируемого уровня экономического и социального развития города Москвы, являющиеся основой для территориального планирования города Москвы; 2) показатели, характеризующие указанные в пунктах 2-12 части 3 настоящей статьи мероприятия по территориальному планированию и результаты выполнения этих мероприятий. 5. На картах (схемах) территориального планирования города Москвы в масштабах 1:25000 или 1:50000 отображаются: 1) границы города Москвы, границы административных округов города Москвы, районов города Москвы, муниципальных образований; 2) зоны с особыми условиями использования территорий; 3) особо охраняемые природные территории, природные и озелененные территории; 4) территории объектов культурного наследия; 5) линейные объекты транспортной инфраструктуры федерального, регионального (городского, межрайонного) значения; 6) линейные объекты инженерной инфраструктуры федерального, регионального (городского, межрайонного) значения; 7) функциональные зоны, зоны планируемого размещения объектов федерального, регионального (городского, межрайонного) значения (кроме линейных объектов) с указанием функционального назначения и параметров планируемого развития таких зон; 8) зоны развития; 9) территории реорганизации. 6. Зоны планируемого размещения объектов федерального, регионального значения, указанных в пункте 7 части 5 настоящей статьи, отображаются на картах (схемах) территориального планирования города Москвы в границах функциональных зон, функционально-планировочных образований, кварталов. 7. На отдельной карте (схеме) территориального планирования города Москвы отображаются: 1) зоны размещения объектов капитального строительства, необходимых в соответствии с федеральным законом о статусе столицы Российской Федерации для осуществления городом Москвой функций столицы Российской Федерации; 2) линейные объекты транспортной инфраструктуры федерального значения; 3) линейные объекты инженерной инфраструктуры федерального значения; 4) особо охраняемые природные территории федерального значения; 5) территории объектов культурного наследия федерального значения. Статья 25. Состав и содержание материалов по обоснованию проекта Генерального плана города Москвы 1. Разработка материалов по обоснованию проекта Генерального плана города Москвы осуществляется в текстовой, табличной и картографической формах в целях подготовки этого проекта к утверждению. 2. Материалы по обоснованию проекта Генерального плана города Москвы в текстовой и табличной формах должны содержать: 1) анализ состояния, проблем и задач комплексного развития города Москвы, в том числе в области: а) экономического и социального развития города Москвы; б) осуществления городом Москвой функций столицы Российской Федерации; в) совершенствования и развития пространственных взаимосвязей территории города Москвы и территории Московской области; г) совершенствования функционально-планировочной и архитектурно-пространственной структуры территории города Москвы, развития и размещения объектов федерального, регионального значения; 2) обоснование вариантов решения задач развития города Москвы; 3) обоснование мероприятий по территориальному планированию и основных показателей Генерального плана города Москвы с позиций их экономической, социальной, экологической и градостроительной обоснованности и учета факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе с позиций: а) осуществления городом Москвой функций столицы Российской Федерации; б) совершенствования и развития пространственных взаимосвязей территории города Москвы и территории Московской области; в) совершенствования функционально-планировочной и архитектурно-пространственной организации территории города Москвы, развития и размещения объектов федерального, регионального значения; г) прогнозируемых вследствие осуществления мероприятий территориального планирования города Москвы изменений условий жизнедеятельности человека и состояния окружающей среды. 3. В картографических материалах по обоснованию проекта Генерального плана города Москвы должны быть отображены: 1) существующее и планируемое с учетом взаимовлияния территории города Москвы и территории Московской области использование территории города Москвы; 2) варианты развития города Москвы; 3) результаты оценки существующего использования и прогнозируемого развития территории города Москвы и состояния окружающей среды. Статья 26. Порядок разработки, согласования и утверждения Генерального плана города Москвы 1. Разработка Генерального плана города Москвы осуществляется регулярно не реже одного раза в шесть лет и не чаще одного раза в три года путем актуализации действующего Генерального плана города Москвы, в результате которой продлевается на соответствующий период расчетный срок Генерального плана города Москвы, вносятся необходимые изменения в Генеральный план города Москвы. 2. Разработка Генерального плана города Москвы осуществляется с учетом результатов реализации действующего Генерального плана города Москвы и выполнения плана его реализации, результатов инженерных изысканий, в соответствии с требованиями технических регламентов, с учетом действующих региональных нормативов, планов, программ экономического и социального развития города Москвы и городских целевых программ, положений приоритетных национальных проектов, федеральных целевых программ, документов территориального планирования Российской Федерации, действие которых распространяется на территорию города Москвы, документов территориального планирования Московской области, результатов научных исследований и прогнозов развития города Москвы, а также с учетом результатов публичных слушаний по проекту Генерального плана города Москвы и предложений заинтересованных лиц. 3. Основанием для разработки проекта актуализированного Генерального плана города Москвы является решение Правительства Москвы, которое принимается по истечении расчетного срока плана реализации действующего Генерального плана города Москвы и определяет: 1) состав, содержание и порядок финансирования работ по подготовке проекта Генерального плана города Москвы; 2) сроки представления проекта Генерального плана города Москвы на публичные слушания, согласование, государственную экспертизу, рассмотрение в Правительство Москвы, утверждение в Московскую городскую Думу; 3) содержание совместных работ органов исполнительной власти города Москвы, органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти Московской области по разработке проекта Генерального плана города Москвы в части осуществления городом Москвой функций столицы Российской Федерации, в части взаимосвязанного развития города Москвы и Московской области; 4) другие организационные вопросы разработки проекта Генерального плана города Москвы. 4. После принятия решения, указанного в части 3 настоящей статьи, Правительство Москвы направляет в Правительство Российской Федерации, Правительство Московской области предложения по совместной разработке проекта Генерального плана города Москвы и созданию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации комиссий по совместной разработке проекта Генерального плана города Москвы в части осуществления городом Москвой функций столицы Российской Федерации, в части взаимосвязанного развития города Москвы и Московской области. 5. В случае получения ответа от Правительства Российской Федерации, Правительства Московской области о даче согласия на совместную разработку проекта Генерального плана города Москвы Правительство Москвы участвует в организации и осуществлении такой разработки в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 6. Проект Генерального плана города Москвы подлежит: 1) опубликованию в составе, указанном в статье 24 настоящего Кодекса, и в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов Правительства Москвы, не менее чем за три месяца до его утверждения, а также размещению на официальном сайте Правительства Москвы в сети "Интернет". Опубликованию подлежат проект положений о территориальном планировании города Москвы, предусмотренных частью 2 статьи 24 настоящего Кодекса, и проекты карт (схем) в масштабе 1:50000, на которых отображена информация, предусмотренная частью 5 статьи 24 настоящего Кодекса; 2) рассмотрению на публичных слушаниях в порядке, установленном настоящим Кодексом; 3) согласованию с территориальными, отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти города Москвы в порядке, установленном Правительством Москвы; 4) согласованию в порядке, установленном федеральным законодательством, с Правительством Российской Федерации, Правительством Московской области; 5) государственной экспертизе в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса. 7. Муниципальные собрания муниципальных образований направляют свои предложения к проекту Генерального плана города Москвы в части развития территорий соответствующих муниципальных образований в соответствии с частью 2 статьи 69 настоящего Кодекса. 8. Городская комиссия с учетом предложений муниципальных собраний муниципальных образований, результатов публичных слушаний, согласований и государственной экспертизы проекта Генерального плана города Москвы принимает решение о представлении этого проекта в Правительство Москвы или о доработке этого проекта. Для рассмотрения проекта Генерального плана города Москвы орган, уполномоченный в области градостроительного проектирования и архитектуры, представляет в Правительство Москвы: 1) проект постановления Правительства Москвы о проекте Генерального плана города Москвы; 2) проект закона города Москвы о Генеральном плане города Москвы, обязательным приложением к которому и его неотъемлемой частью является проект Генерального плана города Москвы; 3) перечень материалов по обоснованию проекта Генерального плана города Москвы с информацией об их содержании; 4) протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний по проекту Генерального плана города Москвы; 5) предложения органов местного самоуправления муниципальных образований к проекту Генерального плана города Москвы; 6) заключение Правительства Российской Федерации, заключение Правительства Московской области о согласовании проекта Генерального плана города Москвы, а также (в случае создания согласительной комиссии) документы и материалы согласительной комиссии; 7) заключение о результатах государственной экспертизы проекта Генерального плана города Москвы. 9. В случае принятия Правительством Москвы решения об одобрении проекта Генерального плана города Москвы Мэр Москвы вносит в Московскую городскую Думу проект закона города Москвы о Генеральном плане города Москвы, обязательным приложением к которому и его неотъемлемой частью является проект Генерального плана города Москвы. К проекту закона прилагаются также документы и материалы, указанные в пунктах 3-7 части 8 настоящей статьи. 10. Рассмотрение и принятие Московской городской Думой, вступление в силу закона города Москвы о Генеральном плане города Москвы осуществляются в порядке, установленном законодательством города Москвы. 11. При наличии в проекте Генерального плана города Москвы не согласованных с Правительством Российской Федерации положений о размещении объектов федерального значения, не согласованных с Правительством Московской области положений о размещении на территории Московской области объектов капитального строительства для государственных нужд города Москвы Правительство Москвы может одобрить для внесения в Московскую городскую Думу проект Генерального плана города Москвы в части, не содержащей указанных выше несогласованных положений. Не согласованный в определенной части Генеральный план города Москвы может быть утвержден Московской городской Думой и вступить в силу в части, не содержащей несогласованных положений. При последующем согласовании не согласованных ранее положений Генерального плана города Москвы о размещении объектов федерального значения, размещении на территории Московской области объектов капитального строительства для государственных нужд города Москвы такие положения вступают в силу путем внесения законом города Москвы изменений в Генеральный план города Москвы. 12. В течение 10 дней со дня вступления в силу закона города Москвы о Генеральном плане города Москвы этот закон направляется в Правительство Российской Федерации, Правительство Московской области. 13. В случае совместной разработки в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации проекта Генерального плана города Москвы положения такого проекта в части развития и размещения объектов федерального значения, в части, относящейся к территории Московской области, утверждаются в соответствии с федеральным законодательством. 14. Утвержденный Генеральный план города Москвы может быть оспорен в судебном порядке в соответствии с федеральным законодательством. 15. Изменения в Генеральный план города Москвы могут быть внесены в случае, указанном в части 11 настоящей статьи, а также по инициативе Московской городской Думы, депутатов Московской городской Думы, органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления муниципальных образований, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Московской области, по предложениям заинтересованных физических и юридических лиц. Орган местного самоуправления муниципального образования может предложить внести изменения в Генеральный план города Москвы в части развития территории соответствующего муниципального образования. 16. Внесение изменений в Генеральный план города Москвы осуществляется в соответствии с частями 2-10 настоящей статьи с учетом следующих особенностей: 1) публичные слушания проводятся в муниципальных образованиях, на территории которых распространяются планируемые изменения в Генеральный план города Москвы; 2) согласование изменений в Генеральный план города Москвы с Правительством Российской Федерации осуществляется в случаях, |