интересам национальной безопасности, целям текущего и перспективного социально-экономического развития Российской Федерации, задачам структурной перестройки экономики страны. Реализация подпрограммы предполагает проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по следующим направлениям. Направление "Изучение и оценка роли Мирового океана в резких изменениях климата в интересах эффективного стратегического планирования и безопасности страны" Последние достижения науки показывают, что успешность долгосрочных прогнозов климатических условий на континентах определяется достоверностью учета климатообразующих процессов в Мировом океане, который является наиболее инерционным звеном климатической системы. Особо важен анализ роли Мирового океана в прогнозировании экстремальных климатических событий на континентах (сильные осадки, наводнения, засухи, ураганные ветры и т.п.). Их частота и интенсивность возросла в последние годы, приводя к многочисленным человеческим жертвам и ущербу, исчисляемому миллиардами рублей. В последние годы проблема возможных быстрых изменений климата, в том числе в Арктике, является предметом широкого обсуждения на межправительственном уровне. Наряду с обоснованным беспокойством резкими климатическими изменениями и их возможными катастрофическими последствиями существует немало спекулятивных заключений, часто основанных на ключевой роли Мирового океана в таких изменениях. В этой ситуации выработка взвешенной внешнеполитической позиции России по широкому спектру вопросов напрямую зависит от достоверного исследования роли Мирового океана в климатических изменениях. В ближайшем будущем придется решать внешнеполитические проблемы, связанные с поиском и добычей энергоносителей, использованием морских транспортных путей, национальной безопасностью, использованием морских биоресурсов, делимитацией континентального шельфа, состоянием окружающей среды, применением морского права к арктическим районам, и ряд других проблем. Эти проблемы существуют и в настоящее время, однако климатический фактор может стать причиной их обострения, особенно в условиях глобализации и ограниченности невозобновляемых ресурсов. При этом наряду с международными усилиями по оценке и предвидению последствий климатических изменений необходимо осуществлять независимую национальную оценку, учитывающую последствия океанских климатических изменений для России. В рамках этого направления намечена реализация следующих основных мероприятий: изучение резких изменений океанской термохалинной циркуляции в Атлантическом океане и их влияния на предсказуемость европейского климата, включая экстремальные климатические явления; оценка текущих и будущих климатических изменений в Арктике, их воздействия на морскую деятельность и разработка мероприятий по минимизации негативных последствий климатических изменений; определение роли процессов в северной части Тихого океана (потепление поверхностных и распреснение промежуточных вод) в межокеанском обмене, формировании устойчивых режимов океанской термохалинной циркуляции и климатических аномалиях дальневосточного региона. Направление "Оценка влияния изменений морской среды на динамику биоресурсов морей России и необходимые меры для их сохранения" Регулярная оценка состояния морской среды имеет особенно большое значение в условиях все возрастающей нагрузки на среду, что вызывается расширением освоения нефтегазовых ресурсов на шельфе морей Российской Федерации, предстоящим строительством газопровода по дну Балтийского моря и другими причинами. На фоне коротко- и долгопериодных естественных флуктуаций состояния морской среды, формирующих гидрохимическую основу биопродуктивности морских экосистем и развитие морской биоты, в настоящее время сильнейшее воздействие на экосистемы морей России и, соответственно, на морское биоразнообразие, состав и структуру биологических сообществ оказывают добыча морских биоресурсов, масштабное браконьерство и все возрастающая промышленно-хозяйственная активность в прибрежных зонах и на шельфе, связанная с разведкой, добычей и транспортировкой углеводородного сырья, увеличением потока морского транспорта, прибрежного рыболовства и количества марикультурных хозяйств. Полученные данные свидетельствуют о кризисных изменениях функциональных характеристик морских экосистем и трофической структуры сообществ, вызванных чрезмерным выловом донных беспозвоночных животных и рыб, антропогенным загрязнением, вселением чужеродных видов микрофлоры и беспозвоночных животных из балластных вод и обрастания судов. Особенно это касается заливов и бухт, которые имеют сложные гидродинамику и гидрохимический режим. Именно в эти высокопродуктивные районы, которые менее всего пригодны для антропогенных стоков, поступает основной объем бытовых и техногенных отходов, создавая очаги локального или регионального загрязнения и нарушая естественный ход биологических процессов в море. В то же время заливы, бухты и эстуарии используются морскими хозяйствами для искусственного выращивания донных водорослей-макрофитов, беспозвоночных животных и рыб, что в течение короткого времени приводит к гиперэвтрофикации водоема, гибели аборигенных сообществ морских организмов и появлению токсической микрофлоры, в том числе опасной для человека. Основными мероприятиями по указанному направлению являются: анализ влияния крупномасштабной добычи и транспортировки углеводородов на экосистемы и биоресурсы шельфовой зоны морей России, выработка механизмов смягчения последствий нефтегазодобычи на окружающую среду и биоту; анализ, изучение и разработка методов и средств для дистанционного мониторинга состояния и загрязнения прибрежных вод Российской Федерации и других районов Мирового океана; разработка системы экологически устойчивого морского природопользования в северо-западных морях России (Баренцевом, Печорском, Белом, Балтийском морях и в акватории архипелага Шпицберген) на основе современных биологических и информационных технологий; разработка системы оценки и минимизации экологических рисков, связанных с действием естественных климатических и антропогенных факторов в Черном и Азовском морях; определение основ экологической безопасности морских экосистем и комплекса мероприятий по сохранению биологических ресурсов морей Российской Федерации; определение влияния массового развития видов-вселенцев, вредоносных и токсических организмов на состояние морских экосистем, оценка экологических и экономических последствий развития инородных организмов, приводящих к катастрофическому снижению продуктивности, естественного биоразнообразия, качества морской среды и ее пользовательских свойств, хозяйственного потенциала. Направление "Исследования, направленные на совершенствование методов определения перспективных районов освоения минеральных и углеводородных ресурсов континентального склона и дна Мирового океана и обоснование новых подходов к оценке их перспективности. Батиметрические исследования окраинных морей России" Глубоководные и шельфово-глубоководные осадочные бассейны евразийского сектора Северного Ледовитого океана являются крупным резервом углеводородного сырья России. Промышленное освоение доступной части этого резерва начнется уже в ближайшие годы (Печорское море). Значительно большая неизученная часть будет вовлекаться в освоение не ранее второй половины XXI века. Все этапы освоения ресурсов углеводородов в пределах Северного Ледовитого океана, включая поисковый, потребуют применения новых технологий, которые еще не опробованы или не разработаны. Предлагается выполнить в 2008 - 2012 годах научно-методическое обоснование совершенствования методов и выработки новых подходов к оценке перспективности евразийского сектора Северного Ледовитого океана и оценить возможность использования новых разработок в области морских геолого-геофизических исследований. Основными мероприятиями по указанному направлению являются: исследования перспективных в отношении энергетических и минеральных ресурсов участков континентального склона и дна российских морей и Мирового океана с целью совершенствования методов и обоснования новых подходов к оценке их перспективности; изучение влияния на глобальные изменения природной среды скоплений субмаринных газовых гидратов в зависимости от их ресурсного потенциала; создание новых технологий и технических средств съемки рельефа дна и подстилающей поверхности с целью картографического обеспечения морской деятельности. Направление "Исследование связанных с Мировым океаном опасных и катастрофических природных явлений с целью их достоверного прогноза, эффективного предупреждения и минимизации рисков осуществления морской деятельности" По сравнению с сушей океанская среда является существенно более агрессивной, значительно повышая риски всех видов хозяйственной деятельности и предъявляя специфические требования к стратегическому и тактическому планированию. Несмотря на улучшение оценки вероятности и прогноза опасных явлений в Мировом океане, относительная роль неблагоприятных океанологических и метеорологических факторов в общем количестве инцидентов на море постоянно растет. Экстремальные климатические события на континентах (сильные осадки, наводнения, засухи, ураганные ветры и т.п.) приводят к многочисленным человеческим жертвам и ущербу, исчисляемому миллиардами рублей. Поскольку в последние годы частота и интенсивность таких событий сильно возросли, учет роли Мирового океана в их прогнозировании приобрел особую важность. После катастрофического цунами в Индийском океане (декабрь 2004 г.) и ряда последующих подводных землетрясений для России особое значение приобретает создание эффективной системы предупреждения о цунами в наиболее сейсмоактивном Курило-Камчатском районе. В рамках Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО работает специальная группа экспертов по созданию глобальной системы предупреждения о цунами и других опасных природных явлениях, связанных с Мировым океаном. Российская система предупреждения о цунами должна войти составной частью в международную систему. Основными мероприятиями по указанному направлению являются: разработка и создание системы определения количественных региональных и глобальных характеристик экстремальных условий на поверхности Мирового океана для достоверного определения пределов их предсказуемости в условиях меняющегося климата; определение роли процессов взаимодействия "океан - атмосфера" в формировании экстремальных среднеширотных и тропических циклонов и климатических изменений их интенсивности и частоты под влиянием океана; исследование экстремальных изменений уровня Мирового океана и их климатической динамики; исследование катастрофических цунами как совместного проявления гидродинамических и геолого-геофизических факторов и возможности их прогнозирования и предупреждения, создание комплексной системы мониторинга сейсмоактивности в Курило-Камчатском районе; исследование опасных явлений на поверхности Мирового океана с помощью дистанционных акустических и оптических систем. Направление "Комплексные исследования процессов, характеристик и ресурсов морей западной части Арктики и Балтийского моря" В настоящее время экономическая активность и присутствие России в районе морей западной части Арктики и Балтийского моря не подкреплены соответствующим естественно-научным обеспечением, что позволило бы ей претендовать на экономическое и политическое лидерство в этом регионе. Учитывая ключевую роль морей и Мирового океана в развитии региона, необходимо обеспечить реализацию всех выгод, которые может дать интегральная морская политика в средне- и долгосрочной перспективе для экономического роста, конкурентоспособности, занятости, охраны окружающей среды и безопасности соответствующей части страны. Достижение поставленной цели потребует обеспечения рационального природопользования в северо-западных морях России с целью комплексного использования их биологических, энергетических, минеральных, пространственных, рекреационных и других ресурсов на основе всестороннего изучения всего многообразия гидрофизических, биогеохимических и геологических процессов, состояния экосистем, интенсивности и последствий антропогенных воздействий. Решению этой задачи будут способствовать комплексные исследования процессов, характеристик и ресурсов морей западной части Арктики и Балтийского моря. Направление "Исследование возможных направлений развития морской деятельности Российской Федерации в условиях рисков и вызовов глобализации" В рамках данного направления планируется провести комплексный анализ и обоснование конкурентоспособных моделей устойчивого развития морской деятельности Российской Федерации в условиях рисков и вызовов глобализации. Направление "Создание современных технических средств исследования Мирового океана" Основными мероприятиями по указанному направлению являются: анализ современного состояния технических средств изучения Мирового океана, направленных на обеспечение хозяйственной и оборонной деятельности; разработка и создание современной измерительной аппаратуры для исследования Мирового океана и прибрежных морей России. Распределение объемов и источников финансирования подпрограммы по направлениям ее реализации приведено в Приложении N 6. IV. Ресурсное обеспечение подпрограммы Потребность в финансовых ресурсах для выполнения III этапа подпрограммы составляет 746,34 млн. рублей, в том числе: 131,68 млн. рублей - в 2008 году; 139,49 млн. рублей - в 2009 году; 150 млн. рублей - в 2010 году; 157,61 млн. рублей - в 2011 году; 167,56 млн. рублей - в 2012 году. Финансирование подпрограммы предполагается осуществить за счет средств федерального бюджета в размере 564,59 млн. рублей и внебюджетных источников в размере 181,75 млн. рублей. Внебюджетные средства в основном будут сформированы за счет собственных средств участников федеральной целевой программы "Мировой океан", средств от реализации договоров и контрактов с российскими и иностранными коммерческими организациями и фирмами, долевых взносов партнеров, в том числе иностранных (при совместном использовании исследовательских судов), средств международных и негосударственных российских фондов, средств от участия в международных и региональных программах, а также средств, полученных за счет реинвестирования прибыли от реализации инвестиционных проектов. V. Механизм реализации подпрограммы Многоаспектность и комплексность проблемы изучения ресурсного потенциала и пространств Мирового океана в интересах экономического развития и обеспечения национальной безопасности России определяется тем, что она включает совокупность взаимосвязанных задач, решение которых требует координации деятельности органов власти федерального и регионального уровней, организаций различного профиля и организационно-правовых форм. В этих условиях программный подход к разработке комплекса мероприятий федерального уровня и механизма их реализации в наибольшей степени обеспечивает достижение целей государственной политики в области исследований Мирового океана. Управление и контроль за реализацией подпрограммы в установленном порядке осуществляет государственный заказчик подпрограммы - Федеральное агентство по науке и инновациям. Основными функциями государственного заказчика являются: управление выполнением исследований в рамках подпрограммы, контроль за их реализацией; координация деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук по осуществлению исследований и разработки технологий функционирования системы; контроль за достижением целевых показателей выполнения подпрограммы; проведение экспертизы реализации научных проектов; размещение государственного заказа на выполнение мероприятий подпрограммы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Реализация подпрограммы будет осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых Федеральным агентством по науке и инновациям с исполнителями программных мероприятий. За прошедшие годы механизм реализации подпрограммы, включающий в себя механизм управления, многократно апробирован, его эффективность подтверждена регулярными проверками, проведенными специалистами Счетной палаты Российской Федерации. Государственный заказчик подпрограммы: несет ответственность за реализацию подпрограммы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"; несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию подпрограммы, осуществляет управление ее исполнителями, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию; организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией подпрограммы и контроля за ходом мероприятий подпрограммы; организует размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации подпрограммы, финансировании мероприятий подпрограммы; подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации подпрограммы; осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации подпрограммы; осуществляет мониторинг хода реализации подпрограммы и анализ достижения ее целевых индикаторов и показателей; направляет в Министерство экономического развития Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации подпрограммы, необходимую для выполнения возложенных на указанное Министерство функций государственного заказчика - координатора федеральной целевой программы "Мировой океан". Федеральное агентство по науке и инновациям ежегодно, до 1 февраля, направляет государственному заказчику - координатору федеральной целевой программы "Мировой океан" доклад о ходе работ по подпрограмме и эффективности использования финансовых средств, подготовленный на основе форм и схем, разрабатываемых Министерством экономического развития Российской Федерации. Доклад должен содержать: сведения о результатах реализации подпрограммы за отчетный год; данные о целевом использовании и объемах привлеченных средств федерального бюджета; сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию подпрограммы; сведения о соответствии фактических показателей реализации подпрограммы показателям, установленным при ее утверждении Правительством Российской Федерации; информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий; сведения о наличии, объемах и состоянии объектов незавершенного строительства; сведения о внедрении и эффективности инновационных проектов; оценку влияния фактических результатов реализации подпрограммы на обороноспособность страны (мультипликативный эффект по результатам реализации подпрограммы). VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности подпрограммы Подпрограмма на III этапе ее выполнения наряду с другими подпрограммами внесет весомый вклад в реализацию основных положений Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года. Являясь научной основой выполнения всех подпрограмм федеральной целевой программы "Мировой океан", подпрограмма будет обеспечивать научный фундамент достижения единых целей политики государства в области обеспечения национальных и геополитических интересов России, поддержания ее устойчивого экономического развития, получения конкретных практических результатов как в ближайшее время, так и в долгосрочной перспективе. Реализация подпрограммы будет способствовать реальной интеграции морской деятельности отдельных ведомств и регионов как внутри страны, так и за рубежом, способствуя концентрации средств федерального бюджета на наиболее значимых проектах и мероприятиях указанной Программы. Результатом исследования процессов взаимодействия Мирового океана и атмосферы станет своевременное предсказание и прогнозирование экстремальных ситуаций, связанных с различными негативными природными явлениями в морских акваториях и в прибрежных районах. Характеристики долгопериодных изменений циркуляции Атлантического океана и механизмов ее влияния на климат европейской части России могут быть использованы Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством регионального развития Российской Федерации, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерством энергетики Российской Федерации при долгосрочном стратегическом планировании экономики страны. Кроме того, прогнозные оценки долговременных изменений континентального климата под влиянием Мирового океана будут использованы в деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации при планировании структурных преобразований сельского хозяйства страны в условиях осуществления приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса". Прогнозные оценки влияния Атлантики на формирование климатических аномалий, включая экстремальные климатические события на континентах, будут использованы Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий для оптимизации действий при чрезвычайных ситуациях, уменьшения затрат при их планировании, а также управления рисками. Своевременное предупреждение природных, экологических, техногенных катастроф имеет значительно больший экономический эффект, чем затраты на ликвидацию последствий, восстановление разрушенных территорий и социальную поддержку населения. Комплексные исследования и мониторинг прибрежных морей России будут способствовать предотвращению загрязнения прибрежных зон морей России. Результаты выполнения подпрограммы позволят оценивать и прогнозировать повторяемость экстремальных явлений, связанных с Мировым океаном, с возможностью их региональной адаптации и оптимизации принятия решений при осуществлении отдельных видов морской деятельности. Это существенно улучшит потребительские свойства используемых средств транспорта и добычи в Мировом океане, продлевая срок жизни судов на 20 - 25 процентов и платформ - на 10 - 20 процентов. Использование полученных результатов позволит на 20 - 30 процентов сократить прямые потери, связанные с авариями и катастрофами на море, и на 15 процентов - косвенные потери от неэффективного планирования, а также повысить экологическую безопасность морских операций. Исследование влияния состояния и изменений морской среды на ее биопродуктивность позволит не только рационально планировать потребление биоресурсов морей и океанов, но и выполнить решение Организации Объединенных Наций о постоянном контроле состояния морской среды. Экономическая эффективность и актуальность работ по определению перспективных районов освоения углеводородных и минеральных ресурсов континентального шельфа и дна Мирового океана обусловлены перспективой истощения их запасов на континентальной части Российской Федерации. Полученные в результате геолого-геофизических исследований данные помогут уточнить положение внешней границы континентального шельфа. Научное обеспечение реализации естественных природных конкурентных преимуществ морских акваторий и прибрежных территорий обеспечит в северо-западных районах России дополнительный экономический рост, инвестиционную привлекательность, занятость, охрану окружающей среды и уменьшение ущерба от природных и техногенных катастроф, а также безопасность страны. Новый этап развития морской деятельности потребует создания новых современных технических средств. ПОДПРОГРАММА "ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В МИРОВОМ ОКЕАНЕ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МИРОВОЙ ОКЕАН" ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ "ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В МИРОВОМ ОКЕАНЕ" ------------------------------------------------------------------------------- | Наименование | - подпрограмма "Военно-стратегические интересы России в | | подпрограммы | Мировом океане" | |-----------------|-----------------------------------------------------------| | Дата принятия | - Указ Президента Российской Федерации от 17 января | | решения о | 1997 г. N 11, | | разработке | Постановление Правительства Российской Федерации от | | подпрограммы и | 22 февраля 1997 г. N 192, | | дата ее | Постановление Правительства Российской Федерации от | | утверждения | 10 августа 1998 г. N 919 | |-----------------|-----------------------------------------------------------| | Государственный | - Министерство обороны Российской Федерации | | заказчик | | | подпрограммы | | |-----------------|-----------------------------------------------------------| | Основные | - 24 Центральный научно-исследовательский институт | | разработчики | Министерства обороны Российской Федерации, | | подпрограммы | 40 Государственный научно-исследовательский институт | | | Министерства обороны Российской Федерации и | | | Государственный научно-исследовательский навигационно- | | | гидрографический институт Министерства обороны | | | Российской Федерации | |-----------------|-----------------------------------------------------------| | Цели и задачи | - целями подпрограммы являются: | | подпрограммы | создание основных элементов единой государственной | | | системы освещения надводной и подводной обстановки в | | | исключительной экономической зоне и на подходе к | | | государственной границе Российской Федерации; | | | создание второго этапа Единого центра данных | | | океанографических и гидрографических исследований | | | Мирового океана, позволяющего аккумулировать | | | информацию для представления достоверных сведений о | | | состоянии морской среды, повысить точность современных | | | технологий картографического производства и обеспечить | | | современную навигационную аппаратуру электронной | | | информацией. | | | Задачами подпрограммы являются: | | | строительство (реконструкция и модернизация) | | | региональных центров единой государственной системы | | | освещения надводной и подводной обстановки; | | | реконструкция и модернизация береговых комплексных | | | постов наблюдения единой государственной системы | | | освещения надводной и подводной обстановки; | | | строительство, реконструкция и техническое | | | перевооружение объектов функционирования Единого | | | центра данных океанографических и гидрографических | | | исследований Мирового океана, фонда электронных | | | морских навигационных карт | |-----------------|-----------------------------------------------------------| | Целевые | - количество построенных и введенных в действие пусковых | | индикаторы и | объектов региональных центров единой государственной | | показатели | системы освещения надводной и подводной обстановки - 4; | | эффективности | количество реконструированных и модернизированных | | реализации | береговых комплексных постов наблюдения единой | | подпрограммы | государственной системы освещения надводной и | | | подводной обстановки - 7 | |-----------------|-----------------------------------------------------------| | Срок реализации | - подпрограмма реализуется с 1998 по 2012 год в 3 этапа: | | подпрограммы | I этап - 1998 - 2002 годы; | | | II этап - 2003 - 2007 годы; | | | III этап - 2008 - 2012 годы | |-----------------|-----------------------------------------------------------| | Объемы и | - общий объем финансирования подпрограммы на 2008 - 2012 | | источники | годы составляет 595,49 млн. рублей за счет средств | | финансирования | федерального бюджета. | | подпрограммы | Все средства направляются на капитальные вложения | |-----------------|-----------------------------------------------------------| | Ожидаемые | - реализация мероприятий подпрограммы позволит обеспечить:| | результаты | строительство (реконструкцию и модернизацию) | | реализации | региональных центров и береговых комплексных постов | | подпрограммы | наблюдения единой государственной системы освещения | | | надводной и подводной обстановки, что позволит | | | осуществлять постоянный контроль местоположения и | | | действий морских судов и объектов в прилегающих к | | | Российской Федерации акваториях, своевременно принимать | | | решения для предотвращения конфликтных ситуаций и | | | пресечения вооруженной конфронтации; | | | строительство (реконструкцию) и техническое | | | перевооружение объектов функционирования Единого центра | | | данных океанографических и гидрографических исследований| | | Мирового океана, фонда электронных морских навигационных| | | карт, что позволит усовершенствовать систему | | | навигационно-гидрографического обеспечения морской | | | деятельности и обеспечит развитие морского | | | картографического производства | ------------------------------------------------------------------------------- I. Характеристика проблемы Военно-стратегические интересы России в Мировом океане заключаются в возможности силовыми методами и средствами выявлять и парировать угрозы безопасности Российской Федерации, ее суверенитету и территориальной целостности. В настоящее время Мировой океан превратился в арену ожесточенной борьбы между отдельными государствами и транснациональными корпорациями за обладание природными ресурсами, контроль за транспортными потоками, монопольное право изучать и осваивать его пространства. Возникновение непосредственных угроз интересам России определяется: наличием спорных вопросов в деле установления государственных границ на акватории Баренцева, Черного, Каспийского и Азовского морей; территориальными претензиями к России со стороны Японии и прибалтийских государств; попытками отдельных государств изменить правовой статус Северного морского пути, черноморских проливов, архипелага Шпицберген; снижением боевого потенциала Военно-Морского Флота. Однако главной угрозой является готовность США и их союзников по НАТО решать спорные вопросы вооруженным путем, опираясь на доминирующие сегодня в мире собственные военно-морские силы. При этом сдержать возможную агрессию против нашей страны можно только одним способом - иметь в высокой степени готовности флот, способный нанести вооруженным силам и экономике противника с началом военных действий такую степень ущерба, которая заставит его отказаться от решения конфликтной ситуации вооруженным путем. Демонстрация военной мощи, государственного флага, оказание информационного давления, миротворческие действия, защита прав своих граждан, выполнение акций гуманитарного характера - вот далеко не полный перечень возможностей флота для содействия достижению внешнеполитических целей, повышения международного престижа страны, стабилизации стратегической обстановки. В силу своей высокой мобильности и способности длительно решать задачи в любом регионе планеты Военно-Морской Флот может и должен стать одним из эффективных инструментов внешней политики России. Подпрограмма "Военно-стратегические интересы России в Мировом океане" федеральной целевой программы "Мировой океан" (далее - подпрограмма) направлена на решение в первую очередь следующих основных задач Военно-Морского Флота, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 4 марта 2000 г. N 471с "О совершенствовании морской деятельности Российской Федерации": контроль деятельности военно-морских сил иностранных государств и военно-политических блоков в прилегающих к территории страны морях; выявление, предупреждение и предотвращение военных угроз, отражение агрессии против Российской Федерации с морских и океанских направлений; обеспечение защиты государственной границы Российской Федерации в подводной среде; создание и поддержание условий для безопасности экономической и других видов морской деятельности Российской Федерации; участие в океанографическом, гидрометеорологическом, картографическом, поисково-спасательном обеспечении деятельности; обеспечение навигационной безопасности мореплавания. Создание условий для выполнения этих задач требует совершенствования и развития информационного и навигационно - гидрографического обеспечения деятельности флота, интеграции и рационального использования информационных ресурсов систем мониторинга морского пространства. Необходимость создания единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки вытекает из требований Указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2000 г. N 471с "О совершенствовании морской деятельности Российской Федерации" и утвержденной Президентом Российской Федерации Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Морская доктрина). Проект создания указанной системы включает в себя создание региональных центров на акваториях, комплексных постов наблюдения, строительство и монтаж информационной системы автоматизированного сбора и обработки информации о местоположении морских объектов в морских зонах, входящих в сферу интересов Российской Федерации. На II этапе реализации подпрограммы в рамках создания единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки завершено строительство технических зданий 2 комплексных постов наблюдения на мысе Железный Рог (Краснодарский край) и на горе Большой Иосиф (Приморский край), выполнены значительные работы в Камчатском крае на объекте строительства регионального центра системы, разработана проектно-сметная документация по объекту регионального центра в Ленинградской области. В рамках создания Единого центра данных океанографических и гидрографических исследований Мирового океана выполнено около 20 процентов работ по проекту. Однако существующая инфраструктура не позволяет обеспечить решение указанных задач в полном объеме. II. Цели и задачи подпрограммы, срок ее реализации, целевые индикаторы и показатели Согласно Морской доктрине информационное обеспечение морской деятельности в первую очередь предусматривает поддержание и развитие глобальных информационных систем, обеспечивающих морскую деятельность России, в том числе единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки, создаваемой на базе сил и средств Министерства обороны Российской Федерации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, целями III этапа реализации подпрограммы является создание основных элементов единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки в исключительной экономической зоне и на подходе к государственной границе Российской Федерации, а также создание второго этапа Единого центра данных океанографических и гидрографических исследований Мирового океана, позволяющего аккумулировать информацию для представления достоверных сведений о состоянии морской среды, повысить точность современных технологий картографического производства и обеспечить электронной информацией современную навигационную аппаратуру. Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи: строительство (реконструкция и модернизация) 4 региональных центров единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки; реконструкция и модернизация 7 береговых комплексных постов наблюдения единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки; строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов функционирования Единого центра данных океанографических и гидрографических исследований Мирового океана, фонда электронных морских навигационных карт. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" показатели измерения результатов реализации программ могут отражать как непосредственные результаты (предоставление услуг определенного качества и объема), так и конечные результаты (эффект от предоставляемых услуг для их получателей). Целевые индикаторы и показатели подпрограммы приведены в Приложении N 7. III. Мероприятия подпрограммы Мероприятия подпрограммы будут реализованы по следующим направлениям: 1) продолжение работ по созданию единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки. В рамках этого направления намечена реализация следующих основных мероприятий: строительство и монтаж универсальной информационной системы автоматизированного сбора, обработки, распределения информации о местоположении морских судов (объектов) в морских зонах, входящих в сферу интересов Российской Федерации, включая оптико-волоконные линии связи; строительство (реконструкция и модернизация) 4 региональных центров единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки; реконструкция и модернизация 7 береговых комплексных постов наблюдения; 2) создание Единого центра данных океанографических и гидрографических исследований Мирового океана. В рамках этого направления намечена реализация следующих основных мероприятий: строительство абонентских информационно-вычислительных сетей и оптических привязок Единого центра данных океанографических и гидрографических исследований Мирового океана; реконструкция и модернизация 280 Центрального картографического производства и 861 Центральной картографической фабрики Военно-Морского Флота для производства электронных навигационных и специальных карт, а также цифровых навигационно-гидрографических пособий в формате S-57. Распределение объемов и источников финансирования подпрограммы по направлениям ее реализации приведено в Приложении N 8. IV. Ресурсное обеспечение подпрограммы Потребность в финансовых ресурсах для реализации мероприятий III этапа подпрограммы составляет 595,49 млн. рублей, в том числе по годам ее реализации: 2008 год - 66,598 млн. рублей; 2009 год - 72,392 млн. рублей; 2010 год - 81 млн. рублей; 2011 год - 125 млн. рублей; 2012 год - 250,5 млн. рублей. При этом все средства планируется выделить из федерального бюджета. Особенностью подпрограммы является отсутствие затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и сосредоточение усилий исключительно на реализации инвестиций. Региональные центры и береговые комплексные посты наблюдений строятся и эксплуатируются в рамках существующей структуры Военно-Морского Флота (на базе существующих воинских частей) в пределах установленной штатной численности на 1 января 2008 г. за счет ее перераспределения и не потребуют увеличения количества военнослужащих. По окончании строительства текущее содержание объектов единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки будет осуществляться за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, предусматриваемых для подразделений и организаций, на базе которых будут функционировать вводимые объекты, и в пределах штатной численности этих подразделений и организаций. Функционирование Единого центра данных океанографических и гидрографических исследований Мирового океана будет осуществляться на базе существующего федерального государственного унитарного предприятия "Государственный научно-исследовательский навигационно - гидрографический институт" Министерства обороны Российской Федерации. V. Механизм реализации подпрограммы Подпрограмма разработана в интересах формирования единой скоординированной государственной политики совершенствования и развития Военно-Морского Флота для обеспечения национальных интересов России в Мировом океане, ее военной безопасности и повышения международного авторитета. Государственный заказчик подпрограммы: несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию подпрограммы, осуществляет управление ее исполнителями, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию; организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией подпрограммы и контроля за ходом программных мероприятий; организует размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации подпрограммы, финансировании программных мероприятий; подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации подпрограммы; осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации подпрограммы; осуществляет мониторинг хода реализации подпрограммы и анализ достижения целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий; направляет в Министерство экономического развития Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации подпрограммы, необходимую для выполнения возложенных на указанное Министерство функций государственного заказчика - координатора. Министерство обороны Российской Федерации направляет ежегодно, до 1 февраля, государственному заказчику - координатору Программы доклад о ходе работ по подпрограмме и эффективности использования финансовых средств, подготовленный на основе форм и схем, разрабатываемых Министерством экономического развития Российской Федерации, который должен содержать: сведения о результатах реализации подпрограммы за отчетный год; данные о целевом использовании и размере привлеченных средств федерального бюджета; сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию подпрограммы; сведения о соответствии фактических показателей реализации подпрограммы показателям, установленным при ее утверждении Правительством Российской Федерации; информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий; сведения о наличии, объемах и состоянии объектов незавершенного строительства; сведения о внедрении и эффективности инновационных проектов; оценку влияния фактических результатов реализации подпрограммы на обороноспособность страны (мультипликативный эффект по результатам реализации подпрограммы). Объекты капитального строительства (включая реконструкцию и техническое перевооружение), находящиеся в государственной собственности Российской Федерации, являются после их ввода в эксплуатацию собственностью Российской Федерации. VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности подпрограммы Выполнение мероприятий подпрограммы позволит создать условия для: обеспечения пользователей достоверной информацией о местоположении и действиях морских судов и морских объектов в исключительной экономической зоне и на подходах к морской государственной границе Российской Федерации в режиме реального или близкого к реальному времени, что повысит эффективность решения многих задач органами исполнительной власти, участвующими в морской деятельности; дальнейшего развития производства электронных навигационных и специальных карт и цифровых навигационно-гидрографических пособий для обеспечения морской деятельности страны. Реализация мероприятий подпрограммы имеет определенное социально-экономическое значение для развития приморских регионов. Полномасштабная реализация инвестиционных проектов подпрограммы позволит создавать новые рабочие места, требующие высококвалифицированной рабочей силы. При этом только одно рабочее место в производственной сфере способствует созданию 5 - 6 рабочих мест в сфере обслуживания. Следует отметить, что инвестиции в рамках подпрограммы планируется направить в сложные по социально-экономическому состоянию регионы России - Дальний Восток, Крайний Север и Северный Кавказ. Предусмотренные подпрограммой мероприятия по строительству новых и реконструкции действующих объектов планируется осуществлять на основе новейших техники и технологий, которые являются более безопасными с экологической точки зрения, чем используемые в прошлом. Повышению экологической безопасности будет способствовать и функционирование единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки. Согласно замыслу создания этой системы при ее функционировании будут использоваться космические средства контроля поверхности Земли и воздушные средства мониторинга окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Это позволит на ранних стадиях обнаруживать и локализовывать разливы нефтепродуктов, опасных химических и радиоактивных веществ. ПОДПРОГРАММА "ОСВОЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРКТИКИ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МИРОВОЙ ОКЕАН" ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ "ОСВОЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРКТИКИ" ------------------------------------------------------------------------------- | Наименование | - подпрограмма "Освоение и использование Арктики" | | подпрограммы | | |-----------------|-----------------------------------------------------------| - | Дата принятия | - Указ Президента Российской Федерации от 17 января | | решения о | 1997 г. N 11, | | разработке | Постановление Правительства Российской Федерации от | | подпрограммы и | 22 февраля 1997 г. N 192, | | дата ее | Постановление Правительства Российской Федерации от | | утверждения | 10 августа 1998 г. N 919 | |-----------------|-----------------------------------------------------------| | Государственные | - Министерство экономического развития Российской | | заказчики | Федерации, Министерство промышленности и торговли | | подпрограммы | Российской Федерации, Министерство здравоохранения и | | | социального развития Российской Федерации, | | | Федеральное агентство по рыболовству, Федеральное | | | космическое агентство, Федеральная служба по | | | гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, | | | Федеральная служба по экологическому, | | | технологическому и атомному надзору, Федеральное | | | агентство морского и речного транспорта, Федеральное | | | агентство связи | |-----------------|-----------------------------------------------------------| | Основной | - Министерство экономического развития Российской | | разработчик | Федерации | | подпрограммы | | |-----------------|-----------------------------------------------------------| | Цель и задачи | - целью подпрограммы является обеспечение | | подпрограммы | геополитических и экономических интересов России в | | | Арктике. | | | Задачами подпрограммы являются: | | | создание условий для формирования и устойчивого | | | освоения углеводородных ресурсов, прежде всего на | | | континентальном шельфе, некоторых видов | | | стратегического сырья и биоресурсного потенциала в | | | Арктике; | | | повышение энергонезависимости арктических районов | | | России; | | | снижение размера ущерба, который наносится окружающей | | | среде в связи с расширением экономической | | | деятельности, и восстановление экологии в российской | | | Арктике; | | | создание условий для надежного функционирования | | | национальной арктической транспортной системы в | | | условиях расширения использования ресурсного | | | потенциала Арктики; | | | адаптация объектов инфраструктуры к прогнозируемым | | | климатическим изменениям; | | | снижение показателей стойкой утраты трудоспособности | | | и преждевременной смертности населения, проживающего | | | в российской Арктике; | | | укрепление и повышение эффективности российского | | | присутствия на архипелаге Шпицберген | |-----------------|-----------------------------------------------------------| | Целевые | - количество подготовленных методических и | | индикаторы и | информационных материалов, используемых для принятия | | показатели | управленческих решений, обеспечивающих развитие | | эффективности | деловой активности и укрепление российского | | реализации | присутствия в Арктике, в том числе на архипелаге | | подпрограммы | Шпицберген, - 37 единиц; | | | количество выпущенной товарной продукции | | | производственного комплекса по переработке рыбы и | | | морепродуктов на архипелаге Шпицберген - 3 тыс. тонн | | | в год; | | | размер предотвращенного экологического ущерба | | | (показатель рассчитывается в соответствии с Временной | | | методикой определения предотвращенного экологического | | | ущерба, утвержденной Госкомэкологией России 9 марта | | | 1999 г.) - 8,2 млрд. рублей | |-----------------|-----------------------------------------------------------| | Срок реализации | - подпрограмма реализуется с 1998 по 2012 год в 3 этапа: | | подпрограммы | I этап - 1998 - 2002 годы; | | | II этап - 2003 - 2007 годы; | | | III этап - 2008 - 2012 годы | |-----------------|-----------------------------------------------------------| | Объемы и | - общий объем финансирования подпрограммы в 2008 - | | источники | 2012 годах составляет 2108,08 млн. рублей, в том числе | | финансирования | за счет средств федерального бюджета - 1574,78 млн. | | подпрограммы | рублей; | | | за счет средств внебюджетных источников - 533,3 млн. | | | рублей. | | | Средства направляются: | | | на капитальные вложения - в размере 1062,9 млн. рублей; | | | из них за счет средств федерального бюджета - 859,9 млн.| | | рублей; | | | на научно-исследовательские и опытно-конструкторские | | | работы - в размере 715,8 млн. рублей, из них за счет | | | средств федерального бюджета - 441,2 млн. рублей; | | | на прочие нужды - в размере 329,38 млн. рублей, из них | | | за счет средств федерального бюджета - 273,68 млн. | | | рублей | |-----------------|-----------------------------------------------------------| | Ожидаемые | - реализация мероприятий подпрограммы должна обеспечить | | результаты | основу для дальнейшей реализации проектов комплексного | | реализации | освоения, использования, сохранения и исследования | | подпрограммы | Арктики | ------------------------------------------------------------------------------- I. Характеристика проблемы Правительство Российской Федерации 14 июня 2001 г. определило Арктику в качестве самостоятельного объекта государственной политики в целях обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития районов арктической зоны. Экономическую значимость Арктики определяет ее природно-ресурсный и морской логистический потенциал. Основу природно-ресурсного потенциала составляют углеводородные ресурсы Арктики, которые, по имеющимся оценкам, составляют до 25 процентов общемировых запасов. Так, начальные извлекаемые углеводородные ресурсы российского шельфа достигают 100 млрд. тонн условного топлива, из них более 80 процентов сосредоточено в Арктике. Однако проведение работ по поиску, разведке и освоению месторождений углеводородов на континентальном шельфе российских арктических морей сдерживает: отсутствие технических средств и технологических возможностей, связанных с поиском и разведкой морских месторождений, а также с освоением уже разведанных запасов в особо сложных условиях Арктики (в настоящее время Российская Федерация и российские компании не располагают буровыми и современными многоцелевыми судами); низкий объем инвестиций Российской Федерации и российских компаний в разведку и разработку морских месторождений в связи с высоким риском работ в Арктике и необходимостью крупных капиталовложений для их выполнения (инвестиции в разведку и разработку морских месторождений углеводородов в России в основном ограничиваются проектами, которые реализовывались в рамках соглашений о разделе продукции, большая часть которых была освоена на производственных предприятиях зарубежных стран); неурегулированность международно-правовых вопросов, в том числе: не определена внешняя граница континентального шельфа Российской Федерации в Арктике (необходимо представить в Комиссию ООН по границам континентального шельфа дополнительные геолого-геофизические и гидрографические данные для обоснования внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Арктике в дополнение к заявке, представленной в эту Комиссию в 2001 году, а также провести соответствующие согласительные процедуры с приарктическими государствами); не разграничены в западной части российской Арктики морские пространства с Норвегией в Баренцевом море; не урегулированы в восточной части российской Арктики вопросы разграничения морских пространств с США (соглашение СССР и США от 1 июня 1990 г. не ратифицировано Российской Федерацией); плохая изученность российского арктического шельфа по сравнению с шельфом других приарктических государств (с начала 70-х годов в западной части российской Арктики и Охотском море была произведена сейсморазведка со средней плотностью 0,24 погонного километра на кв. километр, в то время как плотность сейсморазведки, произведенной, например, в Северном море, составляет более 4 погонных километров на кв. километр). Особое географическое положение определяет геополитическую значимость Арктики. Например, через российскую Арктику проходят кратчайшие пути между рынками Северо-Западной Европы и рынками Японии, Китая, США, Канады. В условиях увеличения транспортной активности, улучшения перспектив развития высокорентабельных трансконтинентальных перевозок, роста добычи нефти и газа на континентальном шельфе, повышения внутренних и внешних транспортных потребностей возрастает значение арктической транспортной системы и ее ключевого элемента - Северного морского пути, являющегося исторически сложившейся национальной единой транспортной коммуникацией Российской Федерации в Арктике, соединяющей транспортные подсистемы Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. При использовании Северного морского пути вместо действующих маршрутов через Суэцкий и Панамский каналы путь из порта Роттердам заметно сокращается: до порта Иокогама - на 3860 морских миль (34 процента), до порта Шанхая - на 2449 миль (23 процента), до порта Ванкувера - на 1932 мили (22 процента). Актуальной задачей является развитие авиационной транспортной системы арктической зоны, особенно системы кроссполярных перелетов, а также малой авиации для обеспечения жизнедеятельности небольших удаленных населенных пунктов. Однако отсутствие или высокая степень износа инфраструктуры в настоящее время не позволяет в полной мере обеспечить: безопасность перевозок по Северному морскому пути, кроссполярных перелетов и полетов малой авиации в силу критического износа навигационно-гидрографического и гидрометеорологического оборудования и технологических ограничений информационного взаимодействия с воздушными и морскими судами, а также полярными станциями (Россия в настоящее время не располагает космическими аппаратами, способными обеспечивать устойчивую связь выше 68град. северной широты); контроль несанкционированных видов деятельности (нелегальные рыболовство, строительство и вырубка леса, нарушение технологических процессов, регламентов и лицензионных соглашений); проведение ледовой разведки в районах судоходства и оборонной деятельности (полная зависимость от информации, поступающей с зарубежных метеорологических спутников, низкая оперативность обработки и получения информации о ледовой обстановке в связи с неразвитостью наземного комплекса центров сбора и обработки информации); раннее обнаружение природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, прогнозирование стихийных бедствий и оповещение о них (полная зависимость от информации, поступающей с зарубежных спутников); мониторинг загрязнения окружающей среды; получение долгосрочных метеопрогнозов в условиях увеличения в последние годы количества погодных и климатических аномалий. Кроме того, для обеспечения жизнедеятельности в Арктике необходимо ежегодно в сжатые сроки летней навигации завозить в арктические районы морским и речным транспортом большое количество энергоносителей, что требует значительных финансовых затрат. Уменьшить эти затраты можно путем расширения использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии и местных видов топлива. Экологическую значимость Арктики определяют наличие уникальных экосистем (вклад природного комплекса российской Арктики в сохранение глобальной устойчивости биосферы оценивается в 12 процентов), большая роль в обеспечении устойчивости климата планеты, биологического разнообразия и сохранении традиционной системы природопользования коренных народов, для которых биологические ресурсы являются основой обеспечения их жизнедеятельности. Проблемы экологической безопасности Арктики привлекают внимание как приарктических государств, так и государств, находящихся вне территории Арктики. В условиях чрезвычайно уязвимой окружающей среды Арктики (нарушение ее состояния практически необратимо) особую озабоченность вызывают усиливающаяся антропогенная нагрузка, накопление отходов, поступление загрязняющих веществ в результате трансграничного переноса, угрозы нефтяного, химического и радиоактивного загрязнения. Опасность хранения неутилизированных отходов увеличивается в связи с процессами глобального потепления и разрушением вечной мерзлоты, которая ранее частично препятствовала дальнейшему распространению загрязняющих веществ путем попадания их в водную среду. Основными экологическими проблемами являются: критическое состояние радиоизотопных термоэлектрических генераторов; загрязнение морской среды в районах освоения, особенно в прибрежных (90 процентов хозяйственно-бытовых стоков сбрасываются неочищенными); неудовлетворительное состояние окружающей среды в районах интенсивной хозяйственной деятельности, а также на территориях бывших военных объектов; критическое состояние водных объектов, очистных сооружений и источников питьевого водоснабжения (для 70 процентов административных территорий остро стоят вопросы обеспечения санитарно-гигиенических нормативов питьевого водоснабжения, практически 90 процентов населения региона пьет некачественную воду); угроза биологическому разнообразию животного и растительного мира (около 20 видов птиц и млекопитающих, населяющих Арктику, занесены в Красную книгу Российской Федерации); неудовлетворительное состояние атмосферного воздуха в населенных пунктах, расположенных вблизи промышленных предприятий городов и населенных пунктов (в районе Кольского полуострова и г. Норильска в атмосферу поступает ежегодно около 4 млн. тонн сернистого ангидрида и сотни тысяч тонн угарного газа и окислов азота); отсутствие эффективной системы мониторинга состояния опасных источников загрязнения и быстрого реагирования при возникновении чрезвычайных экологических ситуаций. Прогнозируемый рост добычи, переработки и транспортировки углеводородного и минерального сырья будет сопровождаться появлением новых мощных источников техногенного загрязнения окружающей среды Арктики, особенно опасных при работах на континентальном шельфе. Арктика является климатоформирующим регионом планеты, поэтому состояние окружающей среды в Арктике является одновременно и важным индикатором глобальных изменений, которые проявляются в этом регионе наиболее значимо. Изменение климата приведет к серьезным экономическим, социальным и экологическим последствиям. В их числе подъем уровня моря с затоплением обширных пространств суши, разрушение вечной мерзлоты, усиление штормов и в конечном итоге уничтожение объектов инфраструктуры. Особо серьезные экономические последствия может вызвать нарушение стабильности транспортной (газо- и нефтепроводы, шоссейные и железные дороги) и социальной инфраструктуры (жилые дома и другие социальные объекты). Вместе с тем одним из проявлений климатических изменений в Арктике является уменьшение ледового покрова в Северном Ледовитом океане, что может облегчить доступ к ресурсам континентального шельфа и сделать реальным использование Северного морского пути для трансконтинентальных перевозок. В условиях расширения хозяйственной деятельности в арктическом регионе и нестабильности на Ближнем Востоке актуальность задачи укрепления и развития Северного морского пути существенно возрастает, что требует скорейшей реализации ряда мер, направленных на повышение его конкурентоспособности и безопасности, включая принятие правил плавания по Северному морскому пути, которыми должны руководствоваться как отечественные, так и иностранные суда. К числу других важных проблем, требующих реагирования, можно отнести совокупное негативное воздействие климатических и экологических факторов на здоровье населения, что во многом определяет критически высокий уровень заболеваемости и преждевременной смертности (особенно среди коренных малочисленных народов). В целом наряду с необходимостью уточнения прогнозов глобальных изменений следует предпринимать действенные меры по адаптации объектов инфраструктуры и населения, проживающего и работающего в Арктике. Важное значение для Российской Федерации имеет обеспечение присутствия на архипелаге Шпицберген и поддержания его демилитаризованного статуса, что определяет необходимость укрепления российских позиций в этом районе на основе диверсификации деятельности с учетом российского и норвежского опыта и в соответствии с решениями руководства Российской Федерации. Деятельность на этом архипелаге регулируется Договором о Шпицбергене от 9 февраля 1920 г., к которому в настоящее время присоединились 40 стран. Однако активной хозяйственной деятельностью на архипелаге занимаются только 2 страны - Норвегия и Россия. В соответствии со статьей 3 указанного Договора на архипелаге и в его акватории российские организации могут существенно расширить научные исследования, возобновить геолого-геофизические работы с целью поиска углеводородного сырья, в полной мере использовать возможности развития рыболовства и добычи морепродуктов, предпринять меры по развитию туризма. Все указанные проблемы имеют выраженный межведомственный характер. При внешнем различии их решение преследует общую стратегическую цель - обеспечение геополитических и экономических интересов России и укрепление российского присутствия в Арктике, сохранение лидирующих позиций России в изучении и освоении этого региона. Для решения задач, связанных с освоением, использованием, сохранением и исследованием российской Арктики, была разработана подпрограмма "Освоение и использование Арктики" федеральной целевой программы "Мировой океан" (далее - подпрограмма). Цели I этапа выполнения подпрограммы (1998 - 2002 годы) сводились к стабилизации основных показателей деятельности России в арктическом регионе. Их достижение обеспечивалось за счет использования потенциала выполненных научно-исследовательских разработок. Цели II этапа (2003 - 2007 годы) заключались в формировании условий для создания потенциала в правовой, политической, природоохранной, научной, технологической и иных сферах, позволяющих удовлетворять текущие нужды и обеспечивать долгосрочные интересы экономики. Анализ хода и результатов реализации подпрограммы в 1998 - 2007 годах показал, что основные цели подпрограммы на этих этапах были достигнуты. Полученные результаты были использованы в качестве научной базы для обеспечения председательства Российской Федерации в Арктическом совете (2004 - 2006 годы), для принятия министрами приарктических государств плана действий по устойчивому развитию Арктики и механизма его реализации, для обоснования разработки основных направлений государственной политики Российской Федерации в Арктике и других стратегических документов в целях обеспечения геополитических и экономических интересов России в этом регионе. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 17 мая 2007 г. N Пр-810 на III этапе подпрограмма должна стать катализатором развития деловой активности и обеспечить координацию деятельности, осуществляемой в Арктике. Важным направлением работ по подпрограмме должно стать также принятие комплекса мер в целях обеспечения устойчивого развития региона с учетом решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (г. Йоханнесбург, 2002 год). Для обеспечения успешной реализации мероприятий подпрограммы на III этапе приняты во внимание следующие факторы: обострение конкурентной борьбы разных стран за влияние в Арктике определяет необходимость принятия скоординированных мер, направленных на решение проблем, имеющих общенациональное значение или вызывающих озабоченность мирового сообщества; в условиях устойчивого экономического роста появилась необходимость постановки более масштабных задач, в том числе инвестиционного характера; в ходе реализации I и II этапов подпрограммы получены рекомендации, для выполнения которых на III этапе требуется внести уточнения в подпрограмму; Арктический совет и ряд других международных организаций определили новые программы и проекты, в реализации которых Российская Федерации должна принять участие. Мероприятия подпрограммы направлены на решение приоритетных задач, определенных следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации: Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 38-р, в части необходимости повышения эффективности государственного регулирования рационального использования и устойчивого воспроизводства природных ресурсов, совершенствования системы учета качества и количества добываемых природных ресурсов, обеспечения стабильности и поддержания устойчивого равновесия экологических систем; Стратегия развития топливно-энергетического комплекса на период 2010 - 2015 годов в составе Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 38-р, в части необходимости развития сырьевой базы нефтегазового комплекса, увеличения объемов эксплуатационного и разведочного бурения, стимулирования инвестиций в разработку месторождений; Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года в части необходимости освоения минеральных и энергетических ресурсов Мирового океана, изучения его геологического строения, определения ресурсного потенциала, осуществления интенсивной разведки нефти и природного газа на континентальном шельфе Российской Федерации, разработки открытых месторождений, новых технических средств и передовых технологий для изучения и освоения минеральных ресурсов Мирового океана и продолжения работ в области специального судостроения, исследования и освоения Арктики с ориентацией на развитие экспортных услуг, обеспечения национальных интересов Российской Федерации в отношении Северного морского пути, централизованного государственного управления этой транспортной системой, ледокольного обслуживания и предоставления равного доступа заинтересованным перевозчикам, в том числе иностранным, обеспечения безопасности плавания, производственной и иной деятельности российских судов в Мировом океане, создания условий для существенного увеличения объема данных о состоянии Мирового океана на основе использования комплексных многокомпонентных наблюдательных систем. Устойчивое развитие российской части Арктики требует комплексного подхода и концентрации ресурсов на приоритетных направлениях в силу важного стратегического значения этого региона и следующих специфических факторов, отличающих Арктику от других территорий Российской Федерации: экстремальные для проживания человека природно-климатические условия, которые оказывают отрицательное воздействие на здоровье людей; низкая плотность населения, очаговый характер его расселения и хозяйственное освоение территорий; удаленность от основных промышленных центров; полная зависимость условий хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения от поставок топлива, продовольствия и других товаров по сложным транспортным схемам с использованием воздушного и водного путей, в том числе Северного морского пути и малых рек; крайняя уязвимость окружающей природной среды, малая устойчивость экосистем, которые легко нарушаются в результате антропогенного воздействия и практически не восстанавливаются; необходимость высоких затрат для осуществления хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения, что снижает привлекательность арктической зоны для бизнеса; сложность предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что связано со спецификой работы техники, в том числе спасательной, в зоне низких температур. Перечисленные особенности российской части Арктики определяют необходимость принятия дополнительных мер государственной поддержки для решения ключевых задач, обеспечивающих устойчивое развитие Арктики и формирование инновационной модели развития ее регионов. Альтернативные инструменты и механизмы решения задач менее эффективны, так как деятельность хозяйствующих субъектов в регионе будет мотивирована лишь краткосрочными целями освоения уже подготовленных месторождений полезных ископаемых. Действия органов государственной власти будут ограничены ведомственными целями, в то время как задачи освоения арктического региона носят преимущественно межведомственный характер, особенно в районах геостратегических интересов России. Региональные программы, как правило, направлены на развитие территории конкретного субъекта Российской Федерации и не предусматривают экономического развития на межсубъектном уровне, а также в районах территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, которые относятся к ведению Российской Федерации. Государственно-частное партнерство на этом этапе оправдано для решения лишь некоторых конкретных задач экономического развития, вместе с тем этот институт в краткосрочной перспективе не может рассматриваться в качестве основного инструмента освоения Арктики. Отсутствие или устаревший характер многих природоохранных норм, не соответствующих новым экономическим условиям в России, сдерживает привлечение инвестиций в реализацию экологических проектов. Без использования программно-целевого метода прогнозируется возрастание рисков и угроз устойчивому развитию Арктики, основными из которых являются: потеря научного и технологического лидерства по направлениям, обеспечивающим Российской Федерации конкурентные преимущества и национальную безопасность; существенное сокращение прироста разведанных запасов углеводородного и минерального сырья, а также доходов, поступающих в федеральный бюджет при проведении конкурсных торгов по участкам месторождений на континентальном шельфе, передаваемым компаниям для их освоения; невозможность эффективного решения комплексных вопросов развития инфраструктуры единой национальной транспортной системы в Арктике; прогрессирующее загрязнение и деградация хрупких арктических экосистем в условиях усиливающейся антропогенной нагрузки, накопления отходов и поступления загрязняющих веществ в результате их трансграничного переноса; высокие экологические риски и затраты при освоении труднодоступных природных ресурсов, в том числе при выполнении транспортных операций; увеличение риска и размера ущерба в результате опасных природных явлений, в том числе климатических, гидрометеорологических и ледовых, техногенных аварий и катастроф. II. Цель и задачи подпрограммы, срок реализации, целевые индикаторы и показатели Целью подпрограммы является обеспечение геополитических и экономических интересов России в Арктике. Задачами подпрограммы являются: создание условий для формирования и устойчивого освоения углеводородных ресурсов, прежде всего на континентальном шельфе, некоторых видов стратегического сырья и биоресурсного потенциала в Арктике; повышение энергонезависимости арктических районов России; снижение размера ущерба, который наносится окружающей среде в связи с расширением экономической деятельности, и восстановление экологии в российской Арктике; создание условий для надежного функционирования национальной арктической транспортной системы в условиях расширения использования ресурсного потенциала Арктики; адаптация объектов инфраструктуры к прогнозируемым климатическим изменениям, снижение показателей стойкой утраты трудоспособности и преждевременной смертности населения, проживающего в российской Арктике; укрепление и повышение эффективности российского присутствия на архипелаге Шпицберген. С целью обеспечения готовности к масштабным работам в Арктике на III этапе реализации подпрограммы в основном проводятся необходимые исследовательские и проектно-изыскательские работы, осуществляется разработка технических требований и экономических обоснований перспективных проектов, а также реализуется ряд приоритетных инвестиционных и экологических проектов. Система целевых показателей реализации подпрограммы позволяет оценить достижение цели и обеспечить решение задач в процессе реализации мероприятий подпрограммы и к концу планируемого периода. Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации подпрограммы приведены в Приложении N 9. III. Мероприятия подпрограммы Достижение целей и решение задач подпрограммы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих получение синергетического эффекта от ее реализации. Мероприятия подпрограммы формируются по проектному принципу и ориентированы на реализацию 5 крупных комплексных проектов: "Устойчивое освоение ресурсов Арктики"; "Экологическая безопасность в Арктике"; "Развитие инфраструктуры арктической транспортной системы и обеспечение деятельности в Арктике"; "Адаптация к изменениям в Арктике"; "Укрепление российского присутствия на архипелаге Шпицберген". Цель проекта "Устойчивое освоение ресурсов Арктики" - создание условий для формирования и освоения углеводородных ресурсов, прежде всего на континентальном шельфе, некоторых видов стратегического сырья и биоресурсного потенциала в Арктике, повышение энергонезависимости арктических районов России. В рамках этого проекта предполагается решение следующих задач: создание условий для изучения, поиска и разведки месторождений сырья, определения экономической ценности участков континентального шельфа; обеспечение экономических интересов Российской Федерации при решении международно-правовых вопросов, связанных с разграничением морских пространств; принятие нормативного правового акта, устанавливающего южную границу арктической зоны Российской Федерации; расширение использования нетрадиционных возобновляемых видов энергии и местных видов топлива, а также разработка и внедрение современных технологий переработки углеводородного сырья. В рамках проекта будут реализованы следующие мероприятия: совершенствование экономических механизмов использования недров арктического континентального шельфа Российской Федерации; анализ мирового опыта и разработка предложений по созданию и использованию современных средств для экспедиционных исследований ресурсной базы арктических морей, поиска полезных ископаемых и проведения комплексных научно-экспедиционных работ на арктическом шельфе; разработка предложений для подготовки нормативного правового акта, устанавливающего южную границу арктической зоны Российской Федерации; анализ правоприменения национальных и международных нормативных правовых актов и подготовка рекомендаций по обеспечению экономических и иных интересов Российской Федерации в Арктике. Цель проекта "Экологическая безопасность в Арктике" - снижение размера ущерба, который наносится окружающей среде в связи с расширением экономической деятельности, и восстановление экологии Арктики. В рамках реализации этого проекта предполагается решение следующих задач: предотвращение и устранение загрязнения прибрежной и морской среды в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности на суше, в Северном Ледовитом океане и арктических морях, включая нефтяное, химическое и радиоактивное загрязнения; сохранение биологического и ландшафтного разнообразия и потенциала возобновляемых природных ресурсов; снижение рисков возникновения чрезвычайных экологических ситуаций и ликвидация их последствий. В рамках проекта будут реализованы следующие мероприятия: оценка размера экологического ущерба в арктической зоне Российской Федерации и обоснование мероприятий по его ликвидации и снижению угроз окружающей среде, вызываемых расширением хозяйственной деятельности в Арктике; проведение комплексных исследований для определения перечня природоохранных инвестиционных проектов, возможных форм и механизмов их реализации; подготовка предложений по реализации мероприятий правового и институционального характера для ликвидации последствий деятельности промышленных предприятий, загрязняющих окружающую среду, и принятия превентивных мер при создании новых производственных комплексов в Арктике; экономическая оценка мероприятий по ликвидации накопленного экологического ущерба в районах расположения бывших военных объектов, передаваемых в гражданское пользование, в том числе на территории Земли Франца-Иосифа и Новосибирских островов; экономическая оценка мероприятий по очистке акваторий арктических морей и рек от брошенных и затопленных объектов, мешающих судоходству и создающих риски возникновения чрезвычайных экологических ситуаций, а также по очистке акваторий от особо опасных загрязняющих веществ; оценка угрозы радиационного загрязнения прибрежных территорий и акваторий арктических морей, вызываемой наличием устаревших и утраченных радиоизотопных термоэлектрических генераторов, и определение затрат на их демонтаж и вывоз на утилизацию; идентификация и обезвреживание источников особо опасных загрязнений (устаревших и запрещенных к использованию диэлектрических жидкостей, пестицидов и других химических веществ из группы токсичных стойких загрязнителей); оценка состояния ртутьсодержащих отходов на территории российской Арктики и разработка современной системы управления такими отходами; разработка и апробирование новых методов ликвидации нефтяного загрязнения и рекультивации нефтезагрязненных участков в российской Арктике, включая акватории, на основе современных биотехнологий; научное обоснование мер по восстановлению экосистем наиболее закисленных водоемов (в том числе разработка методов и материалов для восстановления закисленных водных экосистем суши, представляющих особую угрозу здоровью населения, рыбопродуктивности водоемов и биоразнообразию пресноводной флоры и фауны). Цель проекта "Развитие инфраструктуры арктической транспортной системы и обеспечение деятельности в Арктике" - повышение эффективности и безопасности транспортных операций и иной деятельности в Арктике. Важнейшей частью инфраструктурного комплекса российского Крайнего Севера является арктическая транспортная система, связывающая районы Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Ключевым элементом этой системы является Северный морской путь, в том числе инфраструктура морского и смежных видов транспорта, подсистемы авиационного, навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения и управления движением морских, речных и воздушных судов. Прогнозируется кратное увеличение объема перевозок грузов по Северному морскому пути к 2012 году. Существует ряд нерешенных технических и технологических проблем, из-за которых Россия в настоящее время не в состоянии в полной мере обеспечить безопасность судоходства, в том числе международного, и контроль несанкционированных видов деятельности в российской Арктике. Арктический регион освещается только иностранными специализированными космическими аппаратами. Использование данных, получаемых из зарубежных центров, не соответствует требованиям информационной независимости и безопасности Российской Федерации, а также задачам проведения независимой космической политики, поставленным Президентом Российской Федерации на заседании Совета Безопасности Российской Федерации в декабре 2006 г. В рамках реализации этого проекта предполагается решение следующих задач: создание современной комплексной системы обеспечения безопасности мореплавания и полетов авиации, контроля экономической и иной деятельности в Арктике, в том числе системы навигационно - гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, связи, управления движением морских и воздушных судов; обеспечение аналитической обработки информации междисциплинарного и межведомственного характера с учетом интересов потребителей различного уровня; надежное и своевременное доведение необходимой информации до конечных потребителей. Основными мероприятиями проекта являются: разработка многоцелевой российской космической системы "Арктика", обеспечивающей получение информации о ледовой обстановке, решение задач гидрометеорологии, связи, вещания, навигации, мониторинга состояния природной среды, безопасности жизнедеятельности и природопользования в Арктике; разработка системы, обеспечивающей эффективное управление и безопасность судоходства по Северному морскому пути, повышение его |