безопасность судоходства по Северному морскому пути, повышение его конкурентоспособности. Цель проекта "Адаптация к изменениям в Арктике" - адаптация объектов инфраструктуры к прогнозируемым климатическим изменениям, снижение показателей стойкой утраты трудоспособности и преждевременной смертности населения, проживающего в российской части Арктики. Актуальность проблемы адаптации к последствиям глобальных климатических изменений в Арктике обусловлена необходимостью минимизации размера ущерба от возможных экономических, социальных и экологических чрезвычайных ситуаций. Согласно прогнозам существенно возрастает риск наводнений в прибрежных заболоченных территориях. Опасность таких угроз и рисков, а также необходимость принятия адаптационных мер подтверждены декларацией министров 8 приарктических государств, принятой на сессии Арктического совета 24 ноября 2004 г. в г. Рейкьявике (Исландия). Установлено, что суровый климат, в особенности длительное охлаждение, существенно усиливают токсическое действие на организм человека вредных факторов. Особую опасность представляют инфекционные заболевания, связанные с разрушением вечной мерзлоты и возможностью появления патогенных инфекций. В настоящее время значение этих факторов существенно недооценено, что приводит к развитию у населения, проживающего в российской части Арктики, многих заболеваний, временной и стойкой утрате трудоспособности, сокращению продолжительности жизни. В рамках реализации этого проекта предполагается решение задач, связанных со снижением риска и ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в условиях климатических изменений, а также с уменьшением негативных последствий и риска заболеваний населения, проживающего в российской части Арктики. Основными мероприятиями проекта являются: разработка прогностической модели и оценка воздействия изменения климата в Арктике на объекты инфраструктуры и состояние природной среды; обоснование требований к разработке технических регламентов, учитывающих изменение климата в Арктике при проектировании систем жизнеобеспечения и объектов инфраструктуры; разработка новых научно обоснованных методов оценки риска и защиты линий электропередачи, трубопроводов и других инженерных коммуникаций в Арктике от коррозии, вызванной индуцированными токами; оценка объектов (здания, сооружения, линейные объекты инфраструктуры), расположенных на земельных участках, подверженных воздействию опасных геологических процессов, подтоплению и затоплению в связи с прогнозируемым изменением климата, с указанием необходимых действий в отношении каждого из объектов (замена новым объектом, реконструкция, укрепление, перемещение, выведение из эксплуатации); разработка новой методики и технологии обнаружения просадок и подвижек грунтов в зоне хозяйственного освоения вечной мерзлоты методом радарной интерферометрии на основе всепогодных радарных изображений, получаемых с космических аппаратов; разработка инновационных методов и технологий идентификации и обезвреживания высокотоксичных веществ, опасных для здоровья населения Арктики; обоснование мероприятий и разработка информационно-методических материалов, касающихся проблемы снижения содержания стойких токсических веществ в традиционных пищевых продуктах и уменьшения их поступления в организм человека; разработка информационно-методических материалов, касающихся проблемы снижения и предотвращения распространения опасных инфекций, связанных с изменением климата, в том числе в результате расконсервации старых источников загрязнения в зоне вечной мерзлоты и расширения ареалов распространения и увеличения численности переносчиков заболеваний; обоснование мероприятий, направленных на улучшение демографических показателей путем снижения наиболее распространенных неинфекционных заболеваний (злокачественных новообразований, болезней системы кровообращения, алкоголизма и наркомании, нарушений репродуктивной системы и других подобных заболеваний), являющихся основными причинами преждевременной смертности населения; разработка информационно-методических материалов, касающихся внедрения наиболее эффективных биомедицинских технологий и методов профилактики заболеваний и предотвращения основных факторов риска утраты здоровья среди населения, проживающего в Арктике; разработка методик и технологий по переработке местного традиционного природного сырья для получения экологически чистой пищевой продукции, пищевых добавок, медицинских препаратов и природных консервантов, применяемых в качестве профилактических мер по реабилитации населения. Цель проекта "Укрепление российского присутствия на архипелаге Шпицберген" - укрепление и повышение эффективности российского присутствия на архипелаге Шпицберген. Задачей проекта является разработка комплекса мер по диверсификации деятельности российских организаций на архипелаге Шпицберген. В рамках реализации этого проекта будут осуществлены следующие мероприятия: разработка системы наблюдения за состоянием и загрязнением окружающей среды в Арктике, в том числе исследование и прогноз опасных и экстремальных явлений в арктических районах Мирового океана и строительство объектов инфраструктуры для Российского научного центра на архипелаге Шпицберген; строительство объектов инфраструктуры связи на архипелаге Шпицберген; разработка предложений по развитию рыбохозяйственного комплекса на архипелаге Шпицберген и строительство здания производственного комплекса по переработке рыбы и других морепродуктов, добываемых в акваториях, прилегающих к архипелагу Шпицберген; обоснование мероприятий по экологической реабилитации территорий в районах хозяйственной и научной деятельности российских организаций на архипелаге Шпицберген; разработка предложений по развитию транспортной системы и обеспечению безопасности движения морских судов в районе архипелага Шпицберген; исследование проблемных вопросов международно-правового обеспечения и подготовка предложений по совершенствованию механизма управления ходом реализации деятельности Российской Федерации на архипелаге Шпицберген. Перечень мероприятий подпрограммы приведен в Приложении N 10. IV. Ресурсное обеспечение подпрограммы Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников. Общие затраты на реализацию мероприятий подпрограммы составляют 2108,08 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), из них: за счет средств федерального бюджета - 1574,78 млн. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 533,3 млн. рублей. Источниками внебюджетных средств являются собственные средства организаций - исполнителей работ и привлеченные средства (кредиты банков, заемные средства других организаций, средства потенциальных потребителей технологий, гранты международных организаций и приарктических государств). Финансирование подпрограммы за счет средств федерального бюджета осуществляется по следующим направлениям: капитальные вложения - 859,9 млн. рублей; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 441,2 млн. рублей; прочие нужды - 273,68 млн. рублей. V. Механизм реализации подпрограммы Мероприятия подпрограммы имеют межведомственный характер и направлены на комплексное решение задач, связанных с использованием и охраной природных ресурсов и окружающей среды, социально-экономическим развитием прибрежных регионов, с учетом выполнения международных обязательств Российской Федерации по защите арктической морской среды. Программный подход к решению этих задач является наиболее эффективным инструментом достижения целей государственной политики в Арктике. Размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В отношении мероприятий, реализуемых на стратегически важных объектах, могут применяться иные процедуры, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Процедуры отбора исполнителей базируются на принципе равенства конкурентных условий участия в реализации программных мероприятий. Участие международных организаций в реализации мероприятий подпрограммы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основными функциями государственных заказчиков подпрограммы являются: управление выполнением исследований, проводимых в рамках подпрограммы, контроль за их реализацией; координация деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук по реализации мероприятий подпрограммы; проведение экспертизы реализации научных проектов; размещение государственного заказа на выполнение мероприятий подпрограммы в соответствии с законодательством Российской Федерации; внедрение информационных технологий в целях управления реализацией подпрограммы и контроля за ходом ее мероприятий; размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации подпрограммы, финансировании ее мероприятий; подготовка ежегодных докладов о ходе реализации подпрограммы; ведение ежеквартальной отчетности по реализации подпрограммы; мониторинг хода реализации подпрограммы и оценка достижения ее целевых индикаторов и показателей. Министерство экономического развития Российской Федерации на основе докладов государственных заказчиков подпрограммы подготавливает статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации подпрограммы, необходимую для выполнения возложенных на него функций государственного заказчика - координатора федеральной целевой программы "Мировой океан", а также ежегодно, до 1 февраля, доклад о ходе работ по подпрограмме и об эффективности использования финансовых средств. Доклад должен содержать: сведения о результатах реализации подпрограммы за отчетный год; данные о целевом использовании и объеме привлеченных средств федерального бюджета; сведения о соответствии результатов реализации подпрограммы фактическим затратам на ее реализацию; сведения о соответствии фактических показателей реализации подпрограммы показателям, установленным при ее утверждении Правительством Российской Федерации; информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий подпрограммы; сведения о наличии, объемах и состоянии объектов, не завершенных строительством; сведения о внедрении и эффективности инновационных проектов; оценку влияния фактических результатов реализации подпрограммы на обороноспособность страны (мультипликативный эффект). Реализация подпрограммы будет осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых с исполнителями программных мероприятий, определяемыми путем проведения конкурсов. За прошедшие годы механизм реализации подпрограммы многократно апробирован, его эффективность подтверждена регулярными проверками, проведенными специалистами Счетной палаты Российской Федерации. Государственные заказчики подпрограммы несут ответственность за реализацию подпрограммы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594. VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности реализации подпрограммы Оценка эффективности реализации подпрограммы будет ежегодно производиться на основе системы целевых индикаторов и показателей путем сравнения текущих значений с целевыми (промежуточными) значениями, что позволит обеспечить мониторинг реализации подпрограммы для уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий. При этом эффективность мероприятий подпрограммы будет оцениваться исходя из соответствия результатов ее реализации поставленной цели. Прекращение действия подпрограммы наступает в случае завершения ее реализации, а досрочное прекращение - в случае признания неэффективности ее реализации в соответствии с решением Правительства Российской Федерации согласно порядку разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд". В соответствии с целью подпрограммы за период ее реализации будет создана основа для дальнейшего комплексного освоения, использования, сохранения и исследования Арктики. Реализация подпрограммы обеспечит: экономическое укрепление позиций Российской Федерации в арктическом регионе; повышение инвестиционной привлекательности арктических территорий путем решения проблемы инфраструктурных ограничений освоения и использования Арктики, включая арктический континентальный шельф; повышение эффективности (в том числе бюджетной) использования природно-ресурсного потенциала российской части Арктики; решение задач, направленных на повышение обеспеченности заинтересованных органов и организаций современными техническими средствами изучения и освоения Арктики; возможность повышения надежности навигационного, связного, телекоммуникационного покрытия арктического региона, в том числе в зоне обслуживания (от Северного полюса до 60град. северной широты независимо от времени суток и погодных условий); возможность предоставления информации потребителям о состоянии атмосферы, поверхности Земли и моря в арктическом регионе; существенное повышение эффективности контроля несанкционированных видов деятельности на территории российской части Арктики и в акваториях арктических морей; раннее обнаружение и наблюдение за развитием техногенных катастроф, прогноз возникновения и развития зон повышенного риска; объективную и оперативную оценку ущерба от стихийных бедствий, снижение затрат на проведение поисково-спасательных операций; снижение рисков загрязнения окружающей среды запрещенными к использованию диэлектрическими жидкостями, пестицидами, ртутью и другими химическими веществами из группы токсичных стойких загрязнителей, а также радиоактивного загрязнения и их влияния на здоровье населения; укрепление российского присутствия на архипелаге Шпицберген, в первую очередь за счет расширения экономической деятельности, осуществляемой российскими организациями. Социальные последствия выражаются прогнозными качественными и количественными показателями снижения риска заболеваний и повышения трудоспособности населения в результате реализации мероприятий подпрограммы. Экологические последствия выражаются качественными и количественными показателями, характеризующими улучшение исходного состояния окружающей среды и биологических ресурсов. Будут привлечены значительные внебюджетные средства для реализации природоохранных инвестиционных проектов в российской части Арктики. ПОДПРОГРАММА "ИЗУЧЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ АНТАРКТИКИ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МИРОВОЙ ОКЕАН" ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ "ИЗУЧЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ АНТАРКТИКИ" ------------------------------------------------------------------------------ | Наименование | - подпрограмма "Изучение и исследование Антарктики" | | подпрограммы | | |------------------|---------------------------------------------------------| | Дата принятия | - Указ Президента Российской Федерации от 17 января | | решения о | 1997 г. N 11, | | разработке | Постановление Правительства Российской Федерации от | | подпрограммы и | 22 февраля 1997 г. N 192, | | дата ее | Постановление Правительства Российской Федерации от | | утверждения | 10 августа 1998 г. N 919 | |------------------|---------------------------------------------------------| | Государственный | - Федеральная служба по гидрометеорологии и | | заказчик | мониторингу окружающей среды | | подпрограммы | | |------------------|---------------------------------------------------------| | Основной | - государственное учреждение "Арктический и | | разработчик | антарктический научно-исследовательский институт" | | подпрограммы | | |------------------|---------------------------------------------------------| | Цель и задачи | - целью подпрограммы является проведение комплекса | | подпрограммы | научно-исследовательских и инфраструктурных | | | мероприятий, обеспечивающих активное присутствие | | | России в Антарктике. | | | Задачами подпрограммы являются: | | | повышение эффективности научных исследований России | | | в Антарктике; | | | получение новых данных о состоянии природной среды | | | Антарктики на основе комплексного мониторинга; | | | создание нового зимовочного и транспортного | | | комплекса в Антарктиде (на базе станции Прогресс); | | | разработка рекомендаций по выполнению | | | природоохранных мероприятий в соответствии с | | | требованиями Протокола по охране окружающей среды к | | | Договору об Антарктике 1959 года | |------------------|---------------------------------------------------------| | Целевые | - количество публикаций в реферируемых изданиях, | | индикаторы и | содержащих результаты научной деятельности, полученные| | показатели | в рамках выполнения научно-исследовательских и | | эффективности | опытно-конструкторских работ (единиц в год), - 38; | | реализации | прирост объема информации о природной среде | | подпрограммы | Антарктики в информационной системе "Антарктика" | | | (гигабайт в год) - 8; | | | число обращений пользователей на сайт подпрограммы в | | | сети Интернет в интерактивном режиме (единиц в год) | | | - 5500; | | | количество построенных и введенных в эксплуатацию | | | объектов на антарктической станции Прогресс - 3; | | | количество вводимого в эксплуатацию оборудования, | | | техники и технологических средств на антарктических | | | станциях (единиц в год) - 18 | |------------------|---------------------------------------------------------| | Срок реализации | - подпрограмма реализуется с 1998 по 2012 год в 3 этапа:| | подпрограммы | I этап - 1998 - 2002 годы; | | | II этап - 2003 - 2007 годы; | | | III этап - 2008 - 2012 годы | |------------------|---------------------------------------------------------| | Объемы и | - общий объем финансирования подпрограммы в 2008 - | | источники | 2012 годах составляет 742,952 млн. рублей, в том числе| | финансирования | за счет средств федерального бюджета - 740,252 млн. | | подпрограммы | рублей; | | | за счет средств внебюджетных источников - 2,7 млн. | | | рублей. | | | Средства направляются: | | | на капитальные вложения - в размере 356,4 млн. рублей | | | за счет средств федерального бюджета; | | | на научно-исследовательские и опытно-конструкторские | | | работы - в размере 148,552 млн. рублей, из них за счет| | | средств федерального бюджета - 145,852 млн. рублей; | | | на прочие нужды - в размере 238 млн. рублей за счет | | | средств федерального бюджета | |------------------|---------------------------------------------------------| | Ожидаемые | - реализация подпрограммы позволит обеспечить переход | | результаты | к оптимальным параметрам деятельности России в | | реализации | Антарктике на основе модернизации сети российских | | подпрограммы | антарктических станций, совершенствования приборной | | | и технологической базы Российской антарктической | | | экспедиции, получить новые данные о состоянии | | | природной среды Антарктики. Реализация подпрограммы | | | обеспечит закрепление позиций России в Антарктике и | | | повышение эффективности научных исследований в | | | Антарктике | ------------------------------------------------------------------------------ I. Характеристика проблемы Сохранение и закрепление политических и научных позиций России в Антарктике является основной задачей обеспечения государственных интересов нашей страны в этом регионе. Проводимая Россией политика эффективного присутствия в наиболее важных в стратегическом отношении районах Антарктики дает возможность активного участия в решении на международной арене вопросов, связанных с перспективами развития этого региона планеты. Научные исследования в Антарктике позволяют государству не только доказать свой высокий экономический и научно-технический потенциал, но и получить политический выигрыш - основание для вхождения в круг консультативных сторон Договора об Антарктике 1959 года, уполномоченных принимать решения в отношении Антарктики. Причастность того или иного государства к развитию событий в Антарктике рассматривается как показатель его международной состоятельности. Не случайно в последние годы такие небольшие и далекие от проблем южной полярной области страны, как Чехия, Эстония, Украина, Белоруссия и Казахстан, настойчиво заявляют о своей особой заинтересованности в судьбе Антарктики. Для стран, стремящихся играть активную роль в международной политике, Антарктика - необходимый элемент внешнеполитической стратегии. Научные исследования являются основным инструментом обоснования стратегического присутствия государства в регионе. В последние годы, несмотря на серьезные финансовые сложности, удалось сохранить основные элементы антарктической инфраструктуры и приоритетные направления исследований. Системообразующей основой научных антарктических исследований явилась подпрограмма "Изучение и исследование Антарктики" федеральной целевой программы "Мировой океан" (далее - подпрограмма), которая позволила объединить главные направления деятельности России в Антарктике в единое целое. Государственным заказчиком подпрограммы стала Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, научные исследования были сконцентрированы на решении приоритетных вопросов, увеличился круг учреждений - участников подпрограммы, что позволило получить результаты, соответствующие мировому уровню, и поднять престиж России. Подпрограмма явилась системным механизмом для реализации действий, связанных с международно-правовым статусом Антарктики. Россия как участница международного Договора об Антарктике 1959 года взяла на себя определенные обязательства, в том числе: соблюдение принципов Договора об Антарктике 1959 года; выполнение Конвенции о сохранении тюленей Антарктики 1972 года, Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 года, Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1959 года; выполнение рекомендаций и мер консультативных совещаний по Договору об Антарктике 1959 года; обеспечение открытости всех данных о проводимых научных исследованиях и работах; выполнение двусторонних и многосторонних международных соглашений по сотрудничеству в Антарктике. В рамках подпрограммы: проведены исследования, связанные с получением новых данных о состоянии природы региона, определением прошлых, текущих и будущих изменений его природной среды, оценкой их влияния на глобальные изменения, развитием системы мониторинга окружающей среды, а также с разработкой и совершенствованием технологий, обеспечивающих деятельность человека в Антарктике; получены оценки параметров современного климата Антарктики, включая озоновый слой; исследован видовой состав, таксономическая и трофическая структура морских, пресноводных и наземных биоценозов Антарктики; оценены параметры биопродукционных процессов в водах Южного океана; созданы отдельные цифровые геолого-геофизические карты; дана оценка перспектив нефтегазоносности континентальной окраины Антарктиды; создан комплекс математических моделей для описания эволюции природной среды Антарктики; получена оценка влияния процессов в ионосфере на процессы и явления в приземных слоях и верхней атмосфере южного полушария; подготовлена совокупность электронных баз данных по природной среде Антарктики. К наиболее важным результатам выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ можно отнести итоги комплексных исследований уникального подледникового озера Восток, которые рассматриваются научной общественностью как географическое открытие конца ХХ века. Инвестиционные проекты подпрограммы направлены на обеспечение деятельности в регионе, в том числе на проектирование и строительство объектов в высоких широтах и для морских транспортных операций. Продолжено строительство зимовочного комплекса, электростанции, снежно-ледовой взлетно-посадочной полосы на станции Прогресс. В целях укрепления материально-технической базы Российской антарктической экспедиции и обеспечения походов на внутриконтинентальную станцию Восток произведена закупка техники, проведено дооснащение станций технологическим природоохранным оборудованием (в соответствии с требованиями Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1959 года), закуплено медицинское и противопожарное оборудование, начата модернизация и приборное переоснащение антарктических станций, приобретено научное оборудование (комплекты радионавигационного, геофизического, океанографического оборудования, оборудование для обработки информации и т.д.). На I этапе подпрограммы (1998 - 2002 годы), учитывая критическое состояние российских исследований в Антарктике в середине 90-х годов, упор был сделан на сохранении наиболее приоритетных научных исследований, реорганизации работ Российской антарктической экспедиции в пределах минимально допустимых параметров и на стабилизации деятельности России в Антарктике. Задачи I этапа были достигнуты, что нашло свое отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 г. N 685 "О мерах по обеспечению интересов Российской Федерации в Антарктике и деятельности Российской антарктической экспедиции в 2002 - 2005 годах", а также в решении Межведомственной научно-практической конференции по обсуждению итогов выполнения I этапа подпрограммы (ноябрь 2002 г., г. Санкт-Петербург). На II этапе подпрограммы (2003 - 2007 годы) началось и продолжалось укрепление российского присутствия в Антарктике за счет развития экспедиционно-логистической базы Российской антарктической экспедиции и приоритетных научных исследований в соответствии с мероприятиями по обеспечению деятельности Российской антарктической экспедиции в 2002 - 2005 годах, предусмотренными указанным Постановлением. Итоги I этапа показали необходимость укрупнения выполняемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В итоге число проектов было сокращено с 19 (на I этапе) до 14 (на II этапе). Уточненная система мероприятий II этапа подпрограммы была утверждена Межведомственной комиссией по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в ходе реализации федеральной целевой программы "Мировой океан" (протокол заседания от 4 сентября 2002 г.). На III этапе (2008 - 2012 годы) необходимо осуществить переход к оптимальным параметрам деятельности России в Антарктике, на основе которого возможно расширение комплекса исследовательских работ за счет использования современных наблюдательных технологий и автоматизированных средств наблюдения. Природно-ресурсное значение Антарктики и ее геополитическое положение являются главными факторами, которые определяют необходимость проведения систематических российских исследований этого региона в интересах обеспечения национальной безопасности и на основе равноправного участия России в деятельности международных полярных организаций. Реализация комплекса научных исследований в рамках подпрограммы позволит России сохранить свои позиции в Антарктике и претендовать на сохранение роли влиятельного участника текущих и будущих событий в регионе. В противном случае неизбежно произойдет утрата Россией ее позиций в Антарктике и в конечном итоге полное вытеснение нашей страны из этого региона. II. Цель и задачи подпрограммы, срок реализации, целевые индикаторы и показатели Цель и задачи подпрограммы на III этапе уточняются с учетом результатов работ, полученных на предыдущих этапах подпрограммы. При определении цели и задач подпрограммы на III этапе разработчики руководствовались основными положениями Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Морская доктрина) и Концепции федеральной целевой программы "Мировой океан", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 января 1997 г. N 11 (далее - Концепция). Целью III этапа подпрограммы является проведение комплекса научно-исследовательских и инфраструктурных мероприятий, обеспечивающих активное присутствие России в Антарктике. Основными задачами III этапа подпрограммы являются: повышение эффективности научных исследований России в Антарктике; получение новых данных о состоянии природной среды Антарктики на основе комплексного мониторинга; создание нового зимовочного и транспортного комплекса в Антарктиде (на базе станции Прогресс); разработка рекомендаций по выполнению природоохранных мероприятий в соответствии с требованиями Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1959 года. Уровень достижения цели подпрограммы на III этапе характеризуется следующими показателями: количество публикаций в реферируемых изданиях, содержащих результаты научной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Этот показатель отражает состояние проблемно ориентированных фундаментальных исследований природной среды Антарктики, их соответствие международному уровню; прирост объема информации о природной среде Антарктики в информационной системе "Антарктика" и число обращений пользователей на сайт подпрограммы в сети Интернет в интерактивном режиме. Эти показатели характеризуют полноту выполнения важнейшей функции подпрограммы по обеспечению государственных учреждений информацией о состоянии природной среды Антарктики; количество построенных и введенных в эксплуатацию объектов. Этот показатель отражает степень эффективности и безопасности функционирования российской антарктической инфраструктуры, включающей станции, полевые базы и аэродромы; количество оборудования, техники и технологических средств, вводимых в эксплуатацию. Этот показатель отражает уровень развития приборной базы антарктических исследований, транспортных средств и средств связи. Целевые индикаторы и показатели подпрограммы приведены в Приложении N 11. III. Мероприятия подпрограммы Мероприятия III этапа подпрограммы формировались на основе положений Морской доктрины и Концепции. При формировании мероприятий подпрограммы учитывались: Указ Президента Российской Федерации от 7 августа 1992 г. N 824 "О Российской Антарктической экспедиции"; Федеральный закон "О ратификации Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике"; Постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1580 "Об обеспечении выполнения положений Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике"; Постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1998 г. N 1476 "Об утверждении Порядка рассмотрения и выдачи разрешений на деятельность российских физических и юридических лиц в районе действия Договора об Антарктике"; Постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 1999 г. N 518 "О Рекомендациях и Мерах, принятых Консультативными совещаниями государств - участников Договора об Антарктике"; Постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. N 1027 "О мерах по обеспечению интересов России в Антарктике"; Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2005 г. N 369 "О мерах, принятых консультативными совещаниями по Договору об Антарктике"; Постановление Правительства Российской Федерации от 2 мая 2006 г. N 267 "Об утверждении межведомственного распределения обязанностей по обеспечению участия Российской Федерации в деятельности органов и организаций системы Договора об Антарктике"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2004 г. N 1499-р в части участия Российской Федерации как ведущей полярной державы в научных исследованиях 3-го Международного полярного года (2007/08 год); распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 июня 2005 г. N 713-р об организации деятельности Российской антарктической экспедиции в 2006 - 2010 годах и утверждении перечня параметров деятельности Российской антарктической экспедиции в 2006 - 2010 годах и плана мероприятий по обеспечению деятельности Российской антарктической экспедиции в 2006 - 2010 годах. При отборе проектов и мероприятий были учтены: приоритеты и критерии формирования федеральных целевых программ, одобренных Правительством Российской Федерации; необходимость обеспечения комплексного подхода к исследованиям Антарктики; необходимость концентрации финансовых ресурсов для выполнения важнейших задач III этапа подпрограммы. Выполнение международных обязательств Российской Федерации в рамках Договора об Антарктике 1959 года и Протокола по охране окружающей среды к этому Договору, подписанного в г. Мадриде 4 октября 1991 г., потребует выполнения новых биологических и экологических исследований, а также разработки новых экологически чистых технологий. Обеспечение безопасности осуществления деятельности персонала российских антарктических станций и проведения транспортных операций в Антарктике потребует расширения комплекса метеорологических, океанографических и гляциологических работ. Реализация распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2004 г. N 1499-р связана с активным участием Российской Федерации как ведущей полярной державы в научных исследованиях 3-го Международного полярного года (2007/08 год). Полевые работы в рамках этих исследований в Антарктике будут проходить в период с 1 марта 2007 г. по 1 марта 2009 г. Обработка, усвоение и анализ обширных объемов информации, которая будет получена в период Международного полярного года, потребует выполнения значительных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в 2010 - 2012 годах. Инвестиционный проект подпрограммы направлен на обеспечение деятельности России в регионе, в том числе на проектирование и строительство служебных и жилых зданий, взлетно-посадочной полосы и других объектов. Для переноса на станцию Прогресс транспортного узла Российской антарктической экспедиции, организации и проведения внутриконтинентальных транспортных походов и межконтинентальных полетов тяжелой авиации необходимо строительство нового служебно-жилого здания, соответствующего требованиям международных документов системы Договора об Антарктике 1959 года, а также строительство и оборудование снежно-ледовой взлетно-посадочной полосы для приема тяжелых самолетов на колесных шасси на этой станции. Инвестиции также необходимы для совершенствования приборной и технологической базы Российской антарктической экспедиции. Подпрограммой предусмотрена реализация следующих мероприятий: строительство снежно-ледового аэродрома с зимовочным комплексом на станции Прогресс; обновление транспортной техники и научного оборудования для выполнения работ на российских антарктических станциях и базах, их оснащение очистными сооружениями и мусоросжигательными комплексами, современными санитарно-гигиеническими комплексами и бытовым оборудованием; определение изменений в окружающей среде Антарктики в условиях меняющегося климата; комплексные исследования уникального подледникового озера Восток, включающие проникновение в озеро с отбором проб воды, и гляциологические исследования Антарктики; определение строения, геологической эволюции и потенциальных минеральных ресурсов антарктической литосферы; определение состояния антарктических экосистем, оценка состояния окружающей среды в районе деятельности Российской антарктической экспедиции; разработка методов и средств формирования информационной системы по природной среде Антарктики. Строительство нового транспортно-экспедиционного российского центра в Антарктике на станции Прогресс ведется с 2000 года во исполнение Постановлений Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 г. N 1113, от 9 сентября 1999 г. N 1027, от 24 сентября 2001 г. N 685, а также распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 июня 2005 г. N 713-р. Целью строительства указанного центра является перенос со станции Мирный транспортной базы России в Антарктиде, развитие транспортной схемы Российской антарктической экспедиции путем ввода в эксплуатацию снежно-ледовой взлетно-посадочной полосы для приема тяжелых самолетов на колесных шасси. В соответствии с планом мероприятий по обеспечению деятельности Российской антарктической экспедиции в 2006 - 2010 годах, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2005 г. N 713-р, мероприятие по строительству нового зимовочного комплекса и снежно-ледовой взлетно-посадочной полосы на станции Прогресс должно быть завершено в 2009 году. За период 2001 - 2007 годов на реализацию этого мероприятия было выделено 276,62 млн. рублей (в ценах соответствующих лет). Объемы государственных капитальных вложений, предусмотренные подпрограммой, позволят достроить объекты (здание электростанции с мастерской, базовый склад горюче-смазочных материалов, снежно- ледовую взлетно-посадочную полосу) и обеспечить выполнение основных функций зимовочного комплекса. В последующие годы для завершения строительства служебно-жилого здания указанного комплекса потребуются государственные капитальные вложения в размере 265 млн. рублей. Мероприятие по обновлению транспортной техники и научного оборудования для выполнения работ на российских антарктических станциях и базах, их оснащение очистными сооружениями и мусоросжигательными комплексами, современными санитарно-гигиеническими комплексами и бытовым оборудованием реализуется в 2008 году по направлению "Государственные капитальные вложения", с 2009 года - по направлению "Прочие нужды". В соответствии с Протоколом по охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1959 года и Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1580 необходимо минимизировать ущерб для окружающей природной среды Антарктики. Предусматривается оснащение всех объектов инфраструктуры России в Антарктике технологическим оборудованием для переработки и утилизации отходов жизнедеятельности, обеспечение функционирования Российской антарктической экспедиции с учетом безопасности деятельности персонала, выполнения транспортных операций, нормативов по технике безопасности, медицинских и санитарно-бытовых норм, принятых в отношении российских антарктических станций. В рамках этого мероприятия также планируется обновление и модернизация инфраструктуры и материально-технической базы Российской антарктической экспедиции в целях выполнения плана мероприятий по обеспечению ее деятельности. Мероприятие по определению изменений в окружающей среде Антарктики в условиях меняющегося климата предусматривает изучение процессов, происходящих в атмосфере и ледниковом покрове Антарктики, а также в Южном океане. Эти процессы могут вызвать весьма серьезные, а иногда даже катастрофические изменения в окружающей среде. Антарктида покрыта ледниковым щитом толщиной до 4500 метров, таяние которого может привести к существенному повышению уровня Мирового океана. Наличие "озоновой дыры", повышенная активность солнечно-земных связей и ряд других природных особенностей определяют тематику исследований в Антарктике. Антарктика как наиболее удаленный от промышленных центров регион является индикатором глобальных изменений, происходящих в атмосфере, гидросфере и криосфере Земли, предоставляя при этом возможность оценить вклады естественных и антропогенных факторов в происходящие изменения. Климатические исследования в Антарктике важны для прогноза изменений климата на всей планете, оценки перспектив развития мировой экономики в меняющемся климате, для принятия обоснованных решений по такому международному соглашению, как Киотский протокол. Опасность глобальных изменений климата находится на одном из первых мест среди проблем, волнующих население Земли. Наряду с международными оценками прогноза климатических изменений необходимо осуществлять независимую национальную оценку ввиду сложности и неоднозначности происходящих изменений и их последствий для России. Результаты исследования озонового слоя имеют большое значение для понимания механизмов возникновения "озоновой дыры", а также для оценки негативного влияния ультрафиолетового излучения на людей в полярных областях Земли. Исследования ионосферы и магнитосферы в Антарктике ориентированы на получение оценок прямого воздействия космической погоды на атмосферу и среду обитания человека. Такие исследования могут выполняться только в Антарктике, где область геомагнитной полярной шапки находится над материком в отличие от Арктики, где она расположена над Северным Ледовитым океаном. Гелиогеофизические исследования являются основой для разработки рекомендаций по охране здоровья в случае экстремальных отклонений гелиогеофизических параметров. Южный океан обладает большими объемами биоресурсов (рыба, кальмар, криль). Для научно обоснованных оценок вылова биоресурсов в Южном океане и рационального ведения промысла необходимо исследование океанографических условий. Квоты на вылов биоресурсов в Южном океане имеют только те страны, которые выполняют там исследовательские работы, прежде всего океанографические. В Южном океане ежегодно работают суда Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федерального агентства по рыболовству. Без совершенствования технологий прогнозирования ледовой обстановки не исключены случаи попадания этих судов в ледовый плен с организацией последующей дорогостоящей спасательной экспедиции. Мероприятие по комплексным исследованиям уникального подледникового озера Восток, включающим проникновение в озеро с отбором проб воды, и гляциологическим исследованиям Антарктики осуществляется на станции Восток. Озеро Восток, по размеру сопоставимое с Ладожским озером, находится под 4-километровым панцирем антарктического льда в районе станции Восток, является крупнейшим на нашей планете подледниковым озером и представляет собой уникальную водную экосистему, изолированную от земной атмосферы и поверхностной биосферы на протяжении миллионов лет. В настоящее время в рамках реализации подпрограммы на станции Восток осуществлено бурение 3650 метров льда и до поверхности озера осталось около 100 метров. Установлено, что глубже 3538 метров ледниковая толща сложена так называемым озерным льдом, образовавшимся в результате намерзания воды озера Восток на нижнюю поверхность ледникового покрова. В керне озерного льда обнаружены ДНК термофильных бактерий, родственных тем, которые обитают в гидротермах активных областей океанов и континентов при температуре 40 - 60 град.С. Присутствие термофильных бактерий, повышенная концентрация радиогенного гелия в озерном льду, а также результаты газовых, изотопных, геохимических и минералогических (по включениям минеральных частиц) исследований керна являются косвенными свидетельствами существования гидротермальной среды и связанных с ней проявлений примитивной жизни в разломах земной коры под озером. Само озеро, толщина водного слоя в котором достигает 1200 метров, а температура воды около -3 град.С, по-видимому, характеризуется высокой концентрацией растворенного кислорода и очень низкой биомассой. Актуальность исследования озера Восток определяется тем, что его возникновение, развитие и современный режим связаны с геологической историей Антарктиды, зарождением, эволюцией и современной динамикой ее оледенения. Бурение антарктического льда позволит оценить долговременные тенденции изменений природной среды нашей планеты на основе изучения механизмов функционирования климатической системы по данным ледяных кернов. Исследования минеральных включений осадочных пород, обнаруженных в керне озерного льда, прольет свет на геологическое строение коренного ложа Антарктиды, скрытого под толщей ледникового покрова. Проникновение в озеро с отбором проб воды и колонок донных осадков позволит изучить уникальную микробиоту озера и позволит восстановить историю возникновения и развития крупнейшего на планете антарктического ледникового щита. Лед и, по-видимому, вода озера Восток характеризуются редкими для земных условий ультранизкими концентрациями органического углерода (5 - 10 частей на миллиард) и клеток микроорганизмов (единицы на 1 мл воды), которые находятся на пределе чувствительности современных методов исследований. Комплексные геохимические и биологические исследования, проводимые по керну льда и пробам воды озера Восток, направлены на изучение путей эволюционной адаптации микроорганизмов, находящихся в экстремальных условиях существования (отсутствие света, давление до 400 атм., температура, близкая к точке замерзания воды, крайне низкое содержание органических веществ и избыток растворенного кислорода) и изолированных от поверхностной биосферы на протяжении как минимум 15 млн. лет. Новые методы пробоотбора и биологических исследований, которые разрабатываются и испытываются в ходе изучения керна озерного льда, впоследствии могут быть использованы в космических (астробиологических) проектах. Озеро Восток как единственный в своем роде земной аналог подледных водоемов на других планетах и лунах Солнечной системы дает уникальный шанс для разработки методов и технологий биологических исследований, применимых для поиска следов внеземной жизни. Молекулярно-биологические исследования важны для развития новых биотехнологий в области медицины, биологической утилизации отходов, создания генетически модифицированных организмов и поддержания жизнеобеспечения человека в условиях космических путешествий, не допускающих привнесения чужеродных ДНК. Гляциологические исследования в Антарктике позволят оценить баланс массы и современный режим антарктического ледникового покрова (90 процентов природных льдов и 80 процентов пресных вод Земли), его изменения в прошлом и влияния на колебания уровня Мирового океана в условиях меняющегося климата Земли. Методика оценки айсбергового стока на основе дистанционного мониторинга основных каналов стока льда и состояния краевой зоны антарктического ледникового щита на основе интерпретации современных космических изображений (радарных и высокоточных оптических) позволит оперативно получать информацию об образовании айсбергов, их движении и разрушении. Указанная методика применима не только в Антарктике, но и в Арктике. Мероприятие по определению строения, геологической эволюции и потенциальных минеральных ресурсов антарктической литосферы предусматривает изучение взаимодействия литосферы с другими природными средами Антарктики за последние 50 млн. лет, что необходимо для понимания причин глобальных изменений климата прошлого и прогноза будущих изменений в ближайшие сотни и тысячи лет. Геолого-геофизические исследования на антарктическом континенте важны для изучения бюджета массы антарктического ледникового покрова, непосредственно определяющего флуктуации уровня Мирового океана и климата Земли. Литосфера Земли взаимодействует с другими ее оболочками - гидросферой, криосферой, атмосферой, биосферой и магнитосферой и оказывает влияние на многие процессы. Тектонические движения и магматизм в полярных областях (рифтогенез, распад континентов, горообразование, опускания и поднятия океанического дна, образование морских проливов) воздействовали на облик и климат Земли и во многом способствовали возникновению ледниковых покровов в Антарктике. Недра Антарктиды и ее континентального шельфа являются потенциальным резервом добычи минерального сырья будущими поколениями человечества. Долговременные интересы России требуют создания национального банка данных по минеральным ресурсам Антарктики и разработки научного прогноза перспектив их использования. Этим будут созданы гарантии полноправного участия нашей страны в любых формах возможного в будущем освоения антарктических недр - от выработки механизма регулирования такой деятельности до ее непосредственного осуществления. В последнее время страны - претенденты на национальный суверенитет в Антарктике демонстрируют намерение применить в районе действия Договора об Антарктике статью 76 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года и заявить предусматриваемые этой статьей права на юридический (расширенный) континентальный шельф. В этой связи представляется необходимым активизировать деятельность, направленную на определение положения на морской окраине Восточной Антарктиды внешней границы юридического континентального шельфа и на оценку последствий для России установления в этой области национальных юрисдикций, в первую очередь с позиций недропользования. Систематическое проведение геолого-геофизических исследований является одной из наиболее эффективных форм постоянного присутствия и обеспечения геополитических и экономических интересов России в Антарктике. Мероприятие по определению состояния антарктических экосистем, оценке состояния окружающей среды в районе деятельности Российской антарктической экспедиции предусматривает изучение уникальной антарктической биоты (наземная фауна и флора, морские птицы и млекопитающие, бентос, планктон и ихтиофауна), которая остается до настоящего времени недостаточно изученной. Потепление климата вызывает серьезную озабоченность в плане дальнейших перспектив охраны растительного и животного мира Антарктики. Для прогноза воздействия изменений климата на антарктические экосистемы необходимо расширить имеющиеся знания о компонентах наземных и морских экосистем, их структуре и связях между ними. Исследования в данном направлении должны включать в себя изучение планктонных и бентосных сообществ, рыб и беспозвоночных, морских млекопитающих и птиц, а также воздействие на них человеческой деятельности. Природоохранная деятельность включает в себя исследования антарктических экосистем и оценку различных антропогенных воздействий на природную среду региона, а также организацию управления особо охраняемыми территориями в зоне ответственности Российской антарктической экспедиции для обеспечения выполнения природоохранных мероприятий. Важным аспектом исследований остается изучение состояния промысловых биоресурсов Южного океана, закономерностей их распределения с учетом климатической изменчивости и разработка рекомендаций их рационального использования. Исследования позволят сделать научно обоснованные оценки объемов добычи биоресурсов (прежде всего криля) в антарктических водах, которые являются исключительно продуктивными и оцениваются массой, позволяющей обеспечить необходимый промысел всем странам, осуществляющим его в настоящее время. Мероприятие по разработке методов и средств формирования информационной системы по природной среде Антарктики предусматривает создание сложного комплекса программно-технологических средств, позволяющего работать с электронными картами и комплексными организованными базами данных, решать различные задачи, связанные с природной средой Антарктиды. Выполненное на предыдущих этапах проектирование системы, в соответствии с которым были разработаны и реализованы ее первые версии и сформированы базы данных по отдельным дисциплинам, показало обоснованность и эффективность выбранного подхода. Программно-технологическую базу разработки этой системы составляют современные программные системы управления и представления данных и информации в виде систем управления базами данных, геоинформационных систем и прикладных программ управления для анализа данных и моделирования природных процессов и явлений. Задача этого этапа состоит в проведении исследований по совершенствованию элементов информационно-аналитической системы в направлении реализации технологии подготовки и распространения стандартизованной выходной продукции для различных пользователей и создания программно-технологической среды для управления, обработки и тиражирования данных о природе региона как эффективного инструмента информационного обеспечения научных и прикладных исследований, связанных с природной средой Антарктики. Указанная информационная система должна обеспечивать высокую детальность в пространственном отображении региона, оперативность обработки и обновления информации, взаимосвязь различных данных, вывод результатов в различной, в том числе и картографической, форме. Эта система, работающая в рамках Интернет/интранет-сетей и построенная в архитектуре "клиент-сервер", предназначена для обеспечения эффективного доступа удаленного пользователя к системе географически распределенных объектов базы данных. Решение задачи сохранения присутствия России в Антарктике и выполнения обязательств России по охране окружающей среды Антарктики в соответствии с Договором об Антарктике 1959 года и Протоколом по охране окружающей среды к этому Договору невозможно без эффективной информационной системы, обобщающей информацию по природной среде Антарктики в виде, удобном для потребителя. Перечень мероприятий подпрограммы приводится в Приложении N 12. IV. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы Потребность в финансовых ресурсах для выполнения III этапа подпрограммы составляет 742,952 млн. рублей, в том числе: 2008 год - 199,706 млн. рублей; 2009 год - 124,976 млн. рублей; 2010 год - 132,17 млн. рублей; 2011 год - 135,55 млн. рублей; 2012 год - 150,55 млн. рублей. Стоимость необходимых для реализации подпрограммы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ оценивается в 148,552 млн. рублей. При определении объемов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учитывалась численность трудовых коллективов, которые будут принимать участие в работе (на II этапе реализации подпрограммы это были специалисты 27 научных учреждений), возросший объем работ в связи с реализацией проектов в рамках Международного полярного года и инфляционный рост цен на товары и услуги (приобретение расходных материалов, оргтехники, расходы на командировки). Существенное увеличение финансирования в 2010 году связано с необходимостью обработки и анализа гигантского массива данных, который будет получен во время Международного полярного года в Антарктике. Потребность в капитальных вложениях для выполнения инвестиционного проекта подпрограммы в целом составляет 356,4 млн. рублей. Обоснование необходимого финансирования мероприятий, связанных с капитальным строительством, базируется на стоимости строительства конкретных объектов в Антарктике. Ресурсное обеспечение данного проекта основывается на заключении Главгосэкспертизы России от 21 июня 2004 г. N 184-04/ГГЭ-0074/04, в котором была утверждена общая стоимость строительства зимовочного комплекса на станции Прогресс в сумме 575,27 млн. рублей. Потребность в прочих нуждах для приобретения транспортной техники и оборудования составляет 238 млн. рублей. Обоснование затрат на это мероприятие базируется на реальной стоимости оборудования с учетом планируемого на 2008 - 2012 годы уровня инфляции. V. Механизм реализации подпрограммы Российские исследования и работы в Антарктике имеют комплексный характер и включают различные, связанные между собой направления и задачи, реализация и решение которых требуют координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организаций различного профиля. Программный подход к разработке стратегии исследований и мероприятий по ее реализации является наиболее эффективным инструментом достижения целей государственной политики в Антарктике, отстаивания геополитических интересов Российской Федерации. Обеспечение присутствия Российской Федерации в Антарктике, сохранение и закрепление ее позиций в регионе осуществляются путем проведения научных исследований, развития необходимой для этого инфраструктуры с учетом выполнения природоохранных мероприятий. Основополагающими принципами планирования, программирования и бюджетирования антарктической деятельности в целевых программах должны являться: реализация системного подхода к развитию деятельности в Антарктике; сочетание долгосрочных прогнозов с краткосрочными и среднесрочными программами исследований и работ в Антарктике; обеспечение баланса геополитических, перспективных и текущих ресурсных интересов с научной и практической деятельностью в Антарктике; взаимодействие и координация усилий в формировании и реализации антарктической политики органов государственной власти, проведении научных исследований и охране окружающей среды. Основными функциями государственного заказчика подпрограммы - Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды являются: формирование стратегического подхода к осуществлению деятельности Российской Федерации в Антарктике (в части проведения научных исследований и охраны окружающей среды), включая комплексную оценку всех мероприятий, оценку новых возможностей, распределение ресурсов по приоритетным направлениям и задачам, определение сценариев и вариантов развития правового режима в Антарктике и последовательности решения стоящих задач; обеспечение комплексности определения задач в деятельности России в Антарктике в рамках действующих федеральных и ведомственных программ. Деятельность России в Антарктике в настоящее время осуществляется силами Российской антарктической экспедиции. Руководство и контроль за деятельностью указанной экспедиции возложены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 1992 г. N 824 "О Российской Антарктической экспедиции" на Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, которая регулярно проводит очередные экспедиции, в рамках которых осуществляются научные исследования, мониторинг природной среды и другие работы. Внепрограммная деятельность в Антарктике (туризм и др.) также контролируется Службой в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1998 г. N 1476 "Об утверждении Порядка рассмотрения и выдачи разрешений на деятельность российских физических и юридических лиц в районе действия Договора об Антарктике"; системный анализ развития антарктической деятельности, оценка результативности бюджетных расходов. Имеющиеся в распоряжении Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды информация и полномочия позволяют осуществлять системный анализ антарктической деятельности. Текущее управление реализацией подпрограммы осуществляется государственным заказчиком подпрограммы в установленном порядке. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды: несет ответственность за реализацию подпрограммы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"; осуществляет управление исполнителями подпрограммы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию; организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией подпрограммы и контроля за ходом выполнения ее мероприятий; организует размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации подпрограммы, финансировании мероприятий подпрограммы; подготавливает ежегодно доклад о реализации подпрограммы; осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации подпрограммы; осуществляет мониторинг реализации подпрограммы и анализ выполнения целевых индикаторов и показателей. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды направляет в Министерство экономического развития Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации подпрограммы, необходимую для выполнения возложенных на Министерство функций государственного заказчика - координатора федеральной целевой программы "Мировой океан". Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды ежегодно, до 1 февраля, направляет государственному заказчику - координатору федеральной целевой программы "Мировой океан" доклад о выполнении подпрограммы и об эффективности использования финансовых средств, подготовленный на основе форм и схем, разрабатываемых Министерством экономического развития Российской Федерации. Доклад должен содержать: сведения о результатах реализации подпрограммы за отчетный год; данные о целевом использовании и объемах привлеченных средств федерального бюджета; сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию подпрограммы; сведения о соответствии фактических показателей реализации подпрограммы показателям, установленным при ее утверждении Правительством Российской Федерации; информацию о ходе и полноте выполнения мероприятий подпрограммы; сведения о наличии, объемах и состоянии незавершенного строительства; сведения о внедрении и эффективности инновационных проектов; оценку влияния фактических результатов реализации подпрограммы на обороноспособность страны (мультипликативный эффект по результатам реализации подпрограммы). Государственное учреждение "Арктический и антарктический научно-исследовательский институт" (г. Санкт-Петербург), подведомственное Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, является получателем бюджетных средств и заказчиком в отношении объектов капитального строительства, проводит конкурсы, заключает контракты и осуществляет финансовую деятельность по реализации проектов, включенных в подпрограмму. Объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации являются после их ввода в эксплуатацию собственностью Российской Федерации. В связи со вступлением в силу с 1 января 2009 г. новой редакции статей 79 и 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации меняется начиная с 2009 года схема финансирования мероприятий по приобретению оборудования, не входящего в сметы строек. Финансирование таких мероприятий будет осуществляться по направлению "Прочие нужды". VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности подпрограммы Специфика подпрограммы обусловливает особый подход к оценке ее эффективности. Эффективность подпрограммы определяется эффективностью восстановления активного присутствия России в Антарктике для обеспечения ее долгосрочных национальных интересов, реальным участием нашей страны в управлении и стратегическом контроле почти 25 процентов поверхности планеты, относящейся к Антарктике. Реализация комплекса исследований позволит России сохранить свои позиции в Антарктике и претендовать на сохранение роли влиятельного участника текущих и будущих событий в регионе. Результаты исследования озонового слоя важны для оценки негативного влияния ультрафиолетового излучения на людей в полярных областях Земли, в том числе и на территории России. Гелиогеофизические исследования являются основой для разработки рекомендаций по охране здоровья на случай экстремальных отклонений гелиогеофизических параметров. Биологические исследования дают научно обоснованные оценки возможных объемов добычи биоресуров в водах Южного океана. Геолого-геофизические исследования Антарктики необходимы для оценки объема потенциальных минеральных ресурсов Антарктики. Исследования уникального подледникового озера Восток находятся на переднем крае мировой науки и являются вопросами престижа России на международной арене. Эффективность молекулярно-биологических исследований озера Восток связана с развитием новых биотехнологий в области медицины, биологической утилизации отходов, создания генетически модифицированных организмов и поддержания жизнеобеспечения человека в условиях космических путешествий, не допускающих привнесения чужеродных ДНК. Выполнение инвестиционных мероприятий позволит обеспечить: продолжение строительства нового зимовочного комплекса и снежно-ледовой взлетно-посадочной полосы на станции Прогресс - современного центра обеспечения континентальных исследований и работ, оснащенного научным и бытовым оборудованием, отвечающего требованиям Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1959 года; эффективное функционирование Российской антарктической экспедиции в параметрах, определенных Правительством Российской Федерации (5 постоянных станций - Мирный, Восток, Прогресс, Новолазаревская, Беллинсгаузен и 5 сезонных полевых баз - Молодежная, Дружная-4, Союз, Русская и Ленинградская); эффективное выполнение требований ратифицированного Российской Федерацией Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1959 года; безопасность персонала на станциях, базах и полевых маршрутах, в полевых лагерях, транспортных походах и авиаперелетах. Социально-экономическая и экологическая эффективность реализации подпрограммы определяется выполнением Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1959 года, Постановлений Правительства Российской Федерации от 10 июня 2005 г. N 369 "О мерах, принятых консультативными совещаниями по Договору об Антарктике", от 2 мая 2006 г. N 267 "Об утверждении межведомственного распределения обязанностей по обеспечению участия Российской Федерации в деятельности органов и организаций системы Договора об Антарктике" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 июня 2005 г. N 713-р. ПОДПРОГРАММА "СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБСТАНОВКЕ В МИРОВОМ ОКЕАНЕ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МИРОВОЙ ОКЕАН" ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ "СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБСТАНОВКЕ В МИРОВОМ ОКЕАНЕ" --------------------------------------------------------------------------------- | Наименование | - подпрограмма "Создание единой государственной системы | | подпрограммы | информации об обстановке в Мировом океане" | |------------------|------------------------------------------------------------| | Дата принятия | - Указ Президента Российской Федерации от 17 января | | решения о | 1997 г. N 11, | | разработке | Постановление Правительства Российской Федерации от | | подпрограммы и | 22 февраля 1997 г. N 192, | | дата ее | Постановление Правительства Российской Федерации от | | утверждения | 10 августа 1998 г. N 919 | |------------------|------------------------------------------------------------| | Государственный | - Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу | | заказчик | окружающей среды | | подпрограммы | | |------------------|------------------------------------------------------------| | Основной | - государственное учреждение "Всероссийский научно- | | разработчик | исследовательский институт гидрометеорологической | | подпрограммы | информации - Мировой центр данных" | |------------------|------------------------------------------------------------| | Цель и задачи | - целью подпрограммы является разработка научно | | подпрограммы | обоснованных рекомендаций по эффективному развитию и | | | совершенствованию единой государственной системы | | | информации об обстановке в Мировом океане, основанной | | | на существующих ведомственных системах и направленной | | | на информационное обеспечение исследований, освоения | | | и использования ресурсов Мирового океана, поддержку | | | принятия решений по проблемам изучения и освоения | | | Мирового океана. | | | Задачами подпрограммы являются: | | | разработка рекомендаций по развитию и | | | совершенствованию единой технологической и | | | информационной инфраструктуры интеграции, обмена, | | | распространения и использования информации об | | | обстановке в Мировом океане, отвечающей мировому | | | уровню; | | | разработка предложений и рекомендаций по | | | совершенствованию методов и средств оценки обстановки | | | в Мировом океане, предназначенных для решения | | | прикладных задач информационного обеспечения | | | различных видов морской деятельности; | | | разработка оптимальных методов координированного | | | ведения и использования информационных ресурсов в | | | области обстановки в Мировом океане на основе | | | взаимодействия ведомственных информационных систем и | | | деятельности центров единой государственной системы | | | информации об обстановке в Мировом океане | |------------------|------------------------------------------------------------| | Целевые | - прирост числа действующих центров единой | | индикаторы и | государственной системы информации об обстановке в | | показатели | Мировом океане - 4 единицы; | | эффективности | прирост числа параметров, характеризующих состояние | | реализации | обстановки в Мировом океане, включенных в единую | | подпрограммы | государственную систему информации об обстановке в | | | Мировом океане, - 225 единиц; | | | прирост числа отечественных и зарубежных | | | (международных) информационных систем, с которыми | | | единая государственная система информации об | | | обстановке в Мировом океане осуществляет | | | взаимодействие (обмен) информацией, - 9 единиц; | | | прирост числа информационных ресурсов единой | | | государственной системы информации об обстановке в | | | Мировом океане, предоставляемых средствами системы | | | для обслуживания, - 800 единиц; | | | прирост среднесуточного числа обращений в единую | | | государственную систему информации об обстановке в | | | Мировом океане всех категорий | | | пользователей - 1500; | | | рост доли параметров состояния обстановки в Мировом | | | океане, интегрированных в единую государственную | | | систему информации об обстановке в Мировом океане, в | | | общем числе параметров (гражданского и двойного | | | назначения), обрабатываемых действующими | | | ведомственными системами, - 90 процентов; | | | рост доли прибрежных регионов (субъектов Российской | | | Федерации), органы государственной власти которых | | | используют единую государственную систему информации | | | об обстановке в Мировом океане, в общем числе | | | прибрежных регионов - 50 процентов | |------------------|------------------------------------------------------------| | Срок реализации | - подпрограмма реализуется с 1998 по 2012 год в 3 этапа: | | подпрограммы | I этап - 1998 - 2002 годы; | | | II этап - 2003 - 2007 годы; | | | III этап - 2008 - 2012 годы | |------------------|------------------------------------------------------------| | Объемы и | - общий объем финансирования подпрограммы на 2008 - | | источники | 2012 годы составляет 935,228 млн. рублей, в том числе: | | финансирования | за счет средств федерального бюджета - 759,908 млн. | | подпрограммы | рублей; | | | за счет средств внебюджетных источников - 175,32 млн. | | | рублей. | | | Средства направляются: | | | на научно-исследовательские и опытно-конструкторские | | | работы - в размере 905,228 млн. рублей, из них за | | | счет средств федерального бюджета - 729,908 млн. | | | рублей; | | | на прочие нужды за счет средств федерального бюджета - | | | в размере 30 млн. рублей | |------------------|------------------------------------------------------------| | Ожидаемые | - реализация мероприятий подпрограммы позволит | | результаты | обеспечить разработку научно обоснованных предложений | | реализации | по построению и вводу в действие полнофункциональной | | подпрограммы | единой государственной системы информации об обстановке | | | в Мировом океане - системы нового поколения в составе: | | | технических спецификаций, программно-аппаратных | | | комплексов общесистемной инфраструктуры единой | | | государственной системы информации об обстановке в | | | Мировом океане нового качества на основе современных | | | телекоммуникационных и геоинформационных технологий и | | | средств информационного взаимодействия и обслуживания, | | | информационной безопасности и защиты информации; | | | действующих центров единой государственной системы | | | информации об обстановке в Мировом океане и | | | тематических технологий обработки данных в центрах, | | | обеспечивающих: | | | взаимодействие информационных систем Министерства | | | Российской Федерации по делам гражданской обороны, | | | чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий | | | стихийных бедствий, Министерства иностранных дел | | | Российской Федерации, Министерства обороны Российской | | | Федерации, Федеральной службы безопасности Российской | | | Федерации, Федеральной службы охраны Российской | | | Федерации, Министерства образования и науки | | | Российской Федерации, Министерства природных ресурсов | | | и экологии Российской Федерации, Федеральной службы | | | по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, | | | Министерства промышленности и торговли Российской | | | Федерации, Министерства связи и массовых коммуникаций | | | Российской Федерации, Министерства транспорта | | | Российской Федерации, Министерства экономического | | | развития Российской Федерации, Министерства | | | энергетики Российской Федерации, Федерального | | | космического агентства, Федерального агентства по | | | рыболовству и Российской академии наук; | | | интеграцию ведомственных информационных ресурсов и | | | формирование единого информационного пространства в | | | области обстановки в Мировом океане; | | | представление интегрированных информационных ресурсов | | | в области обстановки в Мировом океане на серверах | | | центров единой государственной системы информации | | | об обстановке в Мировом океане и действующих | | | технологий комплексного информационного обеспечения | | | (порталы, автоматизированные рабочие места | | | пользователей, программные комплексы) морской | | | деятельности (морские перевозки, добыча водных | | | биологических и минеральных ресурсов, оборона страны, | | | рекреационный комплекс, научные исследования океана, | | | осуществляемые организациями и предприятиями | | | федеральных органов исполнительной власти, | | | государственными и частными компаниями) | --------------------------------------------------------------------------------- I. Характеристика проблемы Исследования в области создания единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане обусловлены необходимостью эффективного обеспечения всех видов морской деятельности актуальной и полной информацией, которая является основой решения научно - технических, экономических, военно-стратегических и других задач в области изучения, освоения и использования Мирового океана. По предварительным оценкам, информационное обеспечение морской деятельности связано с необходимостью накапливать, обрабатывать и сохранять не менее чем 160 терабайт информации с приростом 5 - 7 терабайт в год, что сравнимо с объемом информации Государственной публичной научно-технической библиотеки России. В настоящее время информация об обстановке в Мировом океане сосредоточена в более чем 30 информационных системах федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук. Интенсивно развиваются региональные и муниципальные информационные системы по тематике морской среды и морской деятельности, а также аналогичные системы, обладателями которых являются коммерческие структуры. Эти системы функционируют, как правило, без необходимого взаимодействия, что приводит к дублированию работ и избыточности разработок. Возможность доступа к информации, как правило, ограничивается ее принадлежностью к конкретной информационной системе. Для совместного использования информации об обстановке в Мировом океане, создаваемой различными системами, приходится выполнять трудоемкие и длительные работы по поиску, преобразованию, переработке и комплексированию данных. Недостаточная мощность технических средств, телекоммуникационных сетей (средняя пропускная скорость каналов связи в России на два порядка ниже по сравнению со странами Европы) не позволяет наладить своевременную обработку и доставку информации в нужное место и необходимые сроки. Следствием этого является использование при планировании и осуществлении морской деятельности ограниченных объемов информации. В 2003 - 2007 годах разрабатывались и испытывались информационные технологии и ресурсы 1-й очереди единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане. Ее построение и функционирование осуществляются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. N 836 "Об утверждении Положения о единой государственной системе информации об обстановке в Мировом океане" путем интеграции и рационального использования информационных систем заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук (далее - участники единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане). Интеграция всех государственных информационных ресурсов об обстановке в Мировом океане в рамках единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане и организация информационного обеспечения морской деятельности в России на качественно новом уровне требуют решения сложного комплекса проблем организационного и технико-технологического характера, связанных с разработкой новых базовых средств и усовершенствованием существующих на основе подходов и информационных технологий мирового уровня, с наращиванием информационного потенциала указанной системы и технологий реализации прикладных задач информационного обеспечения морской деятельности, с внедрением указанной системы в качестве рабочего инструмента для информационной поддержки планирования и осуществления действий, адекватных текущему и ожидаемому состоянию обстановки в Мировом океане. Масштабность и специфика поставленной задачи, постоянное развитие методов ее решения, быстрые изменения в области информационных технологий и вычислительной техники не позволяют ограничить проводимые мероприятия конкретными временными и ведомственными рамками. Проблемы в рассматриваемой области имеют сугубо комплексный межотраслевой характер. Для развивающейся экономики России и формирования качественно новой структуры деятельности России в Мировом океане важное значение имеет эффективность ее морской и прибрежной деятельности. В связи с этим построение и ввод в действие полнофункциональной, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынке информационных услуг единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане является общенациональной потребностью. Это обусловливает необходимость использования программного метода, включая целевую государственную финансовую поддержку, межведомственную координацию научно-технических работ и организационных решений. Мировые тенденции в рассматриваемой области также состоят в движении от разрозненных средств и комплексов к интегрированным системам, обеспечивающим своевременную и достоверную информацию в совместимых стандартах для обоснованных решений и действий в сфере морской деятельности. Исследования в области разработки систем, аналогичных единой государственной системе информации об обстановке в Мировом океане, ведутся в нескольких международных программах, таких, как программа Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО, Всемирной метеорологической организации и Международного совета науки "Глобальная система наблюдений за океаном", программы Организации Объединенных Наций "Система глобальной оценки морской среды" и "Система систем глобальных наблюдений за Землей". Существует ряд крупных инициатив в рассматриваемой области в Европе, в частности программа Европейского сообщества SeaDataNet, США, Франции и других развитых странах мира. II. Цель и задачи подпрограммы, срок реализации, целевые индикаторы и показатели Цель и задачи III этапа подпрограммы сформулированы на основе положений Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года |