пути, создание высокотехнологических среднетоннажных (водоизмещением до 45 тыс. тонн) транспортных судов и судов обеспечения, высокотехнологических рыбопромысловых судов и морских и речных научно-исследовательских и научно-экспедиционных судов. Второе направление - проведение институциональных преобразований в отрасли, создание объединенной судостроительной корпорации, интегрированных структур по выпуску судового оборудования, развитие лизинга морской и речной техники. Третье направление - развертывание программ содействия технологической модернизации и продвижению продукции на рынки, включая: содействие техническому перевооружению ведущих предприятий отрасли в соответствии с новейшими технологиями; создание новых объектов научно-производственной базы; содействие формированию лизинговых компаний. Радиоэлектронная промышленность Целью государственной политики в сфере радиоэлектронной промышленности является повышение уровня технологического развития российской радиоэлектронной промышленности до мирового уровня и конкурентоспособности ее продукции на внутреннем и мировом рынках сбыта. Объем продаж продукции радиоэлектронной промышленности в 2011 году возрастет в 2,2 раза по сравнению с 2008 годом, в 2015 году - в 5,2 раза. К 2011 году в серийном производстве будет достигнут технологический уровень изделий микроэлектроники 0,13 - 0,09 мкм, в 2015 году - 0,045 мкм. Приоритетными направлениями развития радиоэлектронной промышленности станут следующие. Первое направление - создание современной научно-технической и производственно-технологической базы, в том числе: создание современной базы производства радиационно стойкой электронной компонентной базы, сверхвысокочастотной электроники, микроэлектроники, электронных материалов и структур, микросистемной техники; развитие ориентированной на рынок инфраструктуры радиоэлектронной промышленности с учетом реструктуризации системы проектирования и производства радиоэлектронных изделий (системоориентированные центры проектирования, дизайн-центры, "кремниевые фабрики", научно-технологический центр по микросистемотехнике и др.). Второе направление - создание научно-технического задела по перспективным технологиям и конструкциям электронных компонентов, унифицированных узлов и блоков радиоэлектронной аппаратуры для обеспечения российской продукции и стратегически значимых систем. Третье направление - обеспечение российских стратегических радиоэлектронных средств и систем российской электронной компонентной базой. Атомный энергопромышленный комплекс Целью государственной политики в области атомной энергетики является развитие российского атомного энергопромышленного комплекса, обеспечивающего потребности российского рынка конкурентной высокотехнологичной продукцией, и достижение лидирующих позиций на мировых рынках сбыта в области энергетики, ядерных технологий, материалов и услуг при соблюдении стандартов гарантированной безопасности и режима нераспространения. Показателями, характеризующими достижение данной цели, являются следующие: достижение установленной мощности объектов атомной энергетики до 28 - 36 ГВт в 2012 - 2015 годах и до 50 - 53 ГВт - в 2020 году; создание энергоблоков малой и средней мощности для расширения предложений действующих атомных электростанций; экспорт оборудования и технологий в 2020 году на сумму не менее 8 - 14 млрд. долларов США в год (в ценах 2006 года). Приоритетными направлениями, обеспечивающими достижение поставленной цели, станут следующие. Первое направление - рост установленной мощности и числа объектов атомной энергетики при обеспечении гарантированной безопасности, увеличение энергоснабжения атомными электростанциями потребителей к 2020 году до 20 - 22 процентов общего производства электроэнергии в Российской Федерации. Реализация мероприятий по этому направлению позволит обеспечить: прирост эквивалентной мощности атомных электростанций до 2020 года на 4,5 ГВт за счет продления срока эксплуатации, повышения коэффициента использования установленной мощности и увеличения мощности действующих атомных электростанций; ввод 19 - 20 ГВт к 2020 году, в том числе ввод в эксплуатацию в 2012 году энергоблока N 4 Белоярской атомной электростанции с реактором типа БН-800 и отработка на нем элементов замыкания топливного цикла; сокращение сроков строительства энергоблоков, снижение в 2015 году эксплуатационных расходов организаций, эксплуатирующих атомные станции, на 20 процентов из расчета на 1 кВт.ч по сравнению с уровнем 2006 года; продление сроков безопасной эксплуатации существующих энергоблоков и увеличение проектных сроков безопасной эксплуатации проектируемых энергоблоков; создание эффективной инфраструктуры обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами. Второе направление - обеспечение интеграции российской атомной энергетики в мировую экономику в отношении топливного цикла и производства оборудования, в том числе: обеспечение высокой конкурентоспособности российских проектов атомных электростанций; развитие минерально-сырьевой базы в части урановых месторождений на территории Российской Федерации и за рубежом, направленное на обеспечение потребности российской атомной энергетики в природном уране; развитие кооперации в области топливного цикла с иностранными государствами; создание на территории Российской Федерации международных центров по предоставлению услуг ядерного топливного цикла, включая обогащение под контролем МАГАТЭ, на основе недискриминационного доступа развивающихся стран к атомной энергетике и соблюдения режима нераспространения. Третье направление - обеспечение мирового технологического лидерства российской атомной энергетики, в том числе: стимулирование исследований и разработок в области замкнутого топливного цикла (реакторы на быстрых нейтронах, фабрикация и рецикл новых типов ядерного топлива), обеспечение поддержки перспективных разработок в отношении высокотемпературных реакторов; проведение исследований, направленных на разработку новых методов использования энергии атомного ядра; эффективное участие в перспективных международных проектах в области использования атомной энергии (ИТЭР, ИНПРО и др.); обеспечение ускоренного развития сопряженных отраслей, прежде всего энергетического машиностроения, транспорта, средств автоматизации, информационных услуг, медицины и нанотехнологий; обеспечение воспроизводства кадровой и научной базы ядерной энергетики. Четвертое направление - формирование организационных структур, обеспечивающих максимальную реализацию конкурентных преимуществ российской атомной энергетики и энергомашиностроительного комплекса на мировых рынках. Информационно-коммуникационные технологии Целями государственной политики в области развития информационно - коммуникационных технологий являются создание и развитие информационного общества, повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической, культурной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления, обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий. Предполагается достижение следующих целевых показателей: сохранение темпов роста рынка информационно-коммуникационных технологий, превышающих среднегодовые показатели роста экономики в 2 - 3 раза; превращение информационно-коммуникационных технологий в одну из ведущих отраслей экономики с долей в валовом внутреннем продукте более 10 процентов; превышение объемов экспорта информационных технологий над объемом импорта этих технологий. Приоритетными направлениями развития информационно - коммуникационных технологий в долгосрочной перспективе являются следующие. Первое направление - формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение высокого уровня ее доступности, предоставление на ее основе качественных услуг, в том числе: формирование единого информационного пространства; развитие единой сети электросвязи страны, в том числе сетей связи третьего и последующих поколений; обеспечение оказания универсальных услуг связи на всей территории Российской Федерации, расширение состава универсальных услуг; обеспечение радиочастотным ресурсом перспективных технологий, в том числе за счет проведения конверсии радиочастотного спектра; обновление и развитие гражданских спутниковых систем связи и вещания государственного назначения; переход к цифровому телерадиовещанию; обеспечение равной доступности к современным информационным технологиям жителей всех регионов Российской Федерации; развитие инфраструктуры широкополосного доступа на всей территории страны; создание на базе национального оператора почтовой связи универсального логистического и информационного оператора; внедрение единой системы координатно-временного и навигационного обеспечения; создание и ввод в действие инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации; повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий. Второе направление - повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения, содействие развитию культуры и средств массовой информации на основе информационно-коммуникационных технологий, в том числе: содействие подключению к сети Интернет образовательных учреждений, музеев, больниц, библиотек и других социально значимых организаций; расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования, создание системы непрерывной профессиональной подготовки в области информационно-коммуникационных технологий, в том числе государственных служащих; предоставление гражданам социальных услуг на всей территории Российской Федерации с использованием информационных и телекоммуникационных технологий; развитие системы библиотечных фондов, в том числе Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина, на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий. Третье направление - обеспечение конкурентоспособности и технологического развития информационно-коммуникационных технологий, в том числе: стимулирование применения информационно-коммуникационных технологий организациями и гражданами; создание условий для развития конкурентоспособной индустрии информационных и телекоммуникационных технологий; развитие механизмов венчурного финансирования в сфере информационно-коммуникационных технологий; создание технопарков в сфере высоких технологий; совершенствование законодательства и правоприменительной практики в области использования информационно-коммуникационных технологий; повышение инвестиционной привлекательности отрасли информационно-коммуникационных технологий; содействие увеличению объемов экспорта продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; создание условий для развития компаний, работающих в области электронной торговли; развитие системы региональной информатизации. Четвертое направление - повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, в том числе: создание "электронного правительства", предусматривающего повышение качества и доступности предоставляемых государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти; обеспечение эффективного межведомственного и межрегионального информационного обмена. Пятое направление - противодействие использованию информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России, включая обеспечение безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных и телекоммуникационных систем. 3. Развитие базовых отраслей промышленности Целью государственной политики в области развития базовых отраслей промышленности является повышение глобальной конкурентоспособности российского энергетического, нефтегазового, транспортного и тяжелого машиностроения, а также станкоинструментальной промышленности и горно-металлургического комплекса. С целью обеспечения диверсификации и комплексного развития российской экономики интенсивное развитие высокотехнологичных отраслей, энергетической и транспортной инфраструктуры будет осуществляться за счет преимущественного использования продукции российского машиностроения и металлургии. Реализация данного принципа создаст условия для системного и пропорционального развития российской экономики и обеспечения технологической безопасности страны. Приоритетными направлениями развития базовых отраслей промышленности являются выравнивание условий конкуренции российских и иностранных производителей на российском рынке и поддержка экспорта российской промышленной продукции. В рамках реализации указанных направлений будут осуществляться следующие меры: повышение эффективности таможенного администрирования и оперативности применения мер таможенно-тарифного регулирования, включая корректировку ввозных пошлин на технику и оборудование, аналоги которой производятся в России; создание условий для увеличения объемов долгосрочного кредитования российских предприятий за счет субсидирования из средств федерального бюджета процентных ставок по кредитам, предоставляемым российским предприятиям в рамках проектов, ориентированных на внутренний рынок и соответствующих приоритетам развития российской экономики; совершенствование действующей системы лизинга технологического оборудования для технического перевооружения предприятий, включая внедрение механизмов государственной поддержки по уплате части затрат на лизинговые платежи; расширение практики кредитования финансовыми институтами развития инвестиционных проектов развития новых производств; создание условий для роста инвестиций в обновление основных фондов и технологическую модернизацию за счет совершенствования амортизационной политики, включая внедрение механизмов ускоренной амортизации; использование механизмов налогового стимулирования в рамках реализации приоритетных направлений промышленной политики; стимулирование реализации проектов, связанных с внедрением инновационных разработок, ресурсо- и энергосберегающих технологий, техническим и технологическим перевооружением предприятий; содействие разработке новой конкурентоспособной продукции в рамках решения задачи по повышению энергоэффективности российской экономики; государственная поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке базовых и прорывных технологий, соответствующих требованиям рынка и отраслевым стратегиям; развитие механизмов частно-государственного партнерства, включая разработку и реализацию важнейших инновационных проектов; совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности; обеспечение поддержки российского экспорта промышленной продукции, в том числе путем субсидирования процентных ставок по кредитам и использования механизмов предоставления гарантий по рискам при проведении экспортных операций, включая регулярную актуализацию перечня иностранных государств, экспорту промышленной продукции в которые оказывается государственная гарантийная поддержка; дальнейшее развитие системы технического регулирования. 4. Реформирование естественных монополий В сфере реформирования естественных монополий необходимо обеспечить решение двух основных задач. Первая задача - сокращение масштаба монополизации инфраструктур, разделение естественно-монопольных и потенциально конкурентных секторов. В связи с тем что объекты инженерной инфраструктуры (дороги, аэродромы, причальные сооружения, проводящие сети, системы оперативно-диспетчерского управления и т.п.) являются в основном предметом естественной монополии, функции по эксплуатации этой инфраструктуры, производству и сбыту поставляемых по инфраструктурным объектам товаров и услуг (электрическая и тепловая энергия, газ, нефть, нефтепродукты, услуги перевозки) не должны быть монопольными. Демонополизация таких секторов приведет к созданию стимулов для снижения издержек и повышению качества поставляемых товаров и оказываемых услуг. Реализация указанной задачи возможна при обеспечении прозрачности условий приватизации (продажи) активов, их разукрупнения и поэтапного дерегулирования соответствующих секторов. Вторая задача - обеспечение равноправного и прозрачного доступа всех экономических субъектов к объектам естественных монополий. Получение доступа к услугам естественных монополий является ключевым фактором для реализации инвестиционных проектов в большинстве секторов экономики. Отсутствие прозрачных правил доступа и ответственности за необоснованный отказ в предоставлении монопольных услуг и информации о возможностях инфраструктуры монополий присоединить новых потребителей или увеличить потребление существующих создает возможность для злоупотреблений со стороны естественных монополий и является препятствием для реализации многих инвестиционных проектов. Предполагается принять нормативные правовые акты, обеспечивающие недискриминационный, прозрачный и максимально регламентированный доступ к инфраструктуре во всех секторах естественных монополий. Одновременно будет обеспечено создание механизмов, стимулирующих снижение издержек и рост эффективности инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий. В развитии и обновлении инфраструктуры государство в существенной степени будет ориентироваться на частный капитал. Будут обеспечены конкурентоспособные условия работы бизнеса в инфраструктурных проектах, прежде всего, за счет новой тарифной политики. Долгосрочные тарифы будут гарантировать инвесторам и кредиторам возвратность и рыночную доходность вложенных средств. Уровень тарифа будет увязан с качеством оказываемых услуг. Регулятор будет экономически стимулировать инфраструктурные компании к снижению издержек. 5. Развитие конкурентных преимуществ в транспортной инфраструктуре Целью государственной политики в сфере развития транспорта является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения, включая: развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, формирование единого транспортного пространства страны; повышение доступности и качества услуг транспортного комплекса для населения; повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализацию транзитного потенциала страны; повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы; снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду. Основными показателями достижения данных целей в долгосрочной перспективе являются: сокращение транспортоемкости валового внутреннего продукта (без трубопроводного транспорта) в 2015 году на 20 процентов и в 2020 году - на 30 процентов по сравнению с 2007 годом; увеличение экспорта транспортных услуг (без трубопроводного транспорта) до 23,4 млрд. долларов США в 2015 году и до 41 млрд. долларов США в 2020 году по сравнению с 10,3 млрд. долларов США в 2007 году; сокращение доли протяженности участков железнодорожных линий, на которых имеется ограничение пропускной и провозной способности, до 0,5 процента в 2015 году, значительное увеличение объема строительства новых железнодорожных линий, создание до 2020 года опорной сети скоростного пассажирского движения со скоростью 160 - 200 км/ч, строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей, обеспечивающих движение со скоростью до 350 км/час; увеличение доли протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям по сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения, до 48,6 процента в 2015 году и 52,5 процента в 2020 году, увеличение строительства автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения в 2020 году в 3,2 раза (до 8 тыс. км в год) по сравнению с 2007 годом; увеличение переработки грузов в морских портах с 451 млн. тонн в 2007 году до 774 млн. тонн в 2015 году и до 885 млн. тонн в 2020 году; повышение пропускной способности воздушного пространства Российской Федерации в 1,8 раза до 2015 года. Приоритетными направлениями развития транспортной системы в рамках достижения поставленных целей станут следующие. Первое направление - увеличение пропускной способности опорной транспортной сети, ликвидация разрывов и узких мест (включая азиатскую часть Российской Федерации), в том числе: реализация высокотехнологичных проектов по развитию транспортных магистралей и транспортных узлов, обеспечивающих основные межрегиональные связи, в частности в Республике Татарстан, в Красноярском, Приморском и Хабаровском краях, Архангельской, Астраханской, Волгоградской, Ленинградской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новосибирской, Ростовской, Свердловской и Томской областях; увеличение пропускной способности автомобильных дорог, строительство и реконструкция федеральных и региональных автомобильных дорог, включая кольцевую автодорогу вокруг г. Санкт-Петербурга, автодорогу "Амур" (Чита - Хабаровск); строительство и реконструкция платных автомобильных магистралей (с предоставлением услуг высокого качества) - Западного скоростного диаметра (г. Санкт-Петербург), Центральной кольцевой автомобильной дороги (Московская область), скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург, участков автомагистралей Москва - Минск, Москва - Нижний Новгород - Казань, М-4 "Дон" и ряда других; комплексное развитие Московского и Санкт-Петербургского транспортных узлов; увеличение провозной способности существующих железнодорожных магистралей, реконструкция и строительство железнодорожной инфраструктуры в точках перспективного промышленного роста; поэтапная реконструкция и техническое перевооружение объектов авиатранспортной (наземной) инфраструктуры в региональных и местных аэропортах; обновление парка воздушных судов и речных судов; строительство и реконструкция пассажирских причалов и объектов инфраструктуры на внутренних водных путях; модернизация и расширение парка специализированных железнодорожных вагонов для перевозки сельскохозяйственной продукции, в том числе по экспортным направлениям, внедрение новых моделей вагонов с повышенной грузоподъемностью. Второе направление - повышение конкурентоспособности транспортной системы и реализация транзитного потенциала, в том числе: реализация комплекса инвестиционных мероприятий, направленных на развитие международных транспортных коридоров "Восток - Запад", "Север - Юг", "Трансполярные авиатрассы", "Северный морской путь", а также маршрута Тюмень - Екатеринбург - Киров - Вологда - Санкт-Петербург в обход Московского транспортного узла; внедрение перспективной структуры воздушного пространства Российской Федерации, создание укрупненных центров управления Единой системы организации воздушного движения; развитие пунктов пропуска (железнодорожных и автодорожных), создание крупных логистических центров на границе (сухих портов); реализация проектов по развитию транспортной инфраструктуры на условиях частно-государственного партнерства, прежде всего на основе концессий, что будет способствовать привлечению внебюджетных инвестиций в транспортный сектор экономики; устранение разрывов и узких мест на основных направлениях международных транспортных коридоров и их ответвлениях (обходы крупных городов, территорий сопредельных стран, внеклассные мосты, подъезды к крупнейшим транспортным узлам, морским и речным портам, аэропортам, пунктам пропуска и терминалам); выполнение работ по подготовке инфраструктуры путевого хозяйства, а также хозяйств электроснабжения, связи и других для обеспечения беспрепятственного пропуска грузовых поездов с повышенными осевыми нагрузками до 25 - 30 тонно-сил/ось в зависимости от рода груза на основных полигонах обращения поездов повышенного веса; развитие перегрузочных портовых комплексов, входящих в систему международных транспортных коридоров, в том числе модернизация и развитие Мурманского и Архангельского морских портов, портов Балтийского (Санкт-Петербург, Приморск, Усть-Луга, Балтийск), Азово-Черноморского (Новороссийск, Туапсе, Тамань, Кавказ), Каспийского (Оля, Махачкала) и Дальневосточного (Восточный, Ванино) бассейнов; создание условий для повышения конкурентоспособности российской транспортной системы, включая сокращение времени доставки, снижение транспортных издержек, уменьшение рисков и контроль за движением груза на протяжении всего пути; формирование сети международных и внутрироссийских узловых распределительных центров воздушных перевозок (аэропортов-хабов), в том числе в г. г. Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Хабаровске, Самаре, Ростове-на-Дону и Калининграде; создание и развитие портовых особых экономических зон; реализация крупных инфраструктурных проектов на внутренних водных путях, включая строительство вторых ниток шлюзов на Волго-Балтийском и Волго-Донском водных путях, а также низконапорного гидроузла на р. Волге в Нижегородской области; интеграция аэронавигационной системы России в единую региональную европейскую аэронавигационную систему с учетом перехода к перспективным системам связи, навигации, наблюдения и организации воздушного движения. Третье направление - транспортное обеспечение комплексного освоения и развития территорий Сибири и Дальнего Востока и разработки новых месторождений полезных ископаемых, в том числе: осуществление строительства новых железнодорожных линий и автомобильных дорог с целью расширения возможностей для транспортировки грузов из районов Севера и восточных регионов Российской Федерации; осуществление реализации проектов, являющихся ключевыми в освоении соответствующих регионов России, включая развитие Байкало-Амурской магистрали, строительство железнодорожных линий Беркакит - Томмот - Якутск, Кызыл - Курагино, Полуночное - Обская - Салехард, Салехард - Надым, Северо-Сибирской магистрали и железнодорожной линии Коротчаево - Игарка - Норильск; развитие перевозок воздушным и внутренним водным транспортом с целью транспортного обеспечения отдаленных и труднодоступных для других видов транспорта районов. Четвертое направление - формирование и распространение новых транспортных (перевозочных) и транспортно-логистических технологий, обеспечивающих повышение качества и доступности транспортных услуг, в том числе: организация скоростного движения пассажирских поездов на приоритетных направлениях сети железных дорог (Санкт-Петербург - Хельсинки, Центр - Юг, Екатеринбург - Челябинск и др.), проектирование и строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей (Москва - Санкт-Петербург и Москва - Нижний Новгород); развитие железнодорожных перевозок грузов с повышенными скоростями и точно в срок; развитие сверхдальних беспосадочных авиаперевозок, внедрение воздушных судов нового поколения; внедрение новой техники и технологий на рынке морских перевозок, в частности газовозов, контейнеровозов повышенной грузоподъемности и ледоколов нового поколения; обеспечение современным информационно-техническим оснащением и системами навигации транспортных узлов и коммуникаций; внедрение перспективных наземных, бортовых и космических средств и систем связи, навигации, наблюдения и организации воздушного движения; внедрение прогрессивных товаротранспортных технологий, в том числе с использованием логистических систем. Пятое направление - обеспечение комплексной безопасности и устойчивости функционирования транспортной системы, включая повышение транспортной безопасности, безопасности судоходных гидротехнических сооружений и безопасности дорожного движения. Шестое направление - снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду на основе увеличения доли применения экономичных и экологичных автомобилей и воздушных судов, переход в процессе эксплуатации автомобильного транспорта на мировые экологические стандарты Евро-5 и Евро-6 и перевод транспорта на новые виды топлива. Обеспечение социально-экономического развития страны в рамках инновационного сценария потребует опережающего роста инвестиций в развитие транспортного комплекса, которые повысятся с 2 процентов валового внутреннего продукта в 2006 году до 4 - 4,5 процента валового внутреннего продукта в 2020 году. 6. Развитие энергетической инфраструктуры и повышение энергоэффективности экономики Развитие энергетического комплекса направлено на решение следующих задач: ускоренное развитие электроэнергетической инфраструктуры, преодоление наметившегося дефицита генерирующих и сетевых мощностей, технологическое обновление энергетического комплекса и формирование новой системы институтов либерализованного рынка энергии; расширение масштабов и повышение эффективности добычи и переработки нефти, газа и угля, обеспечивающие увеличение экспорта и удовлетворение растущих внутренних потребностей экономики; активное энергосбережение за счет структурных факторов, модернизации производства, внедрения новых технологий и реализации системы мер по энергосбережению. Энергоемкость российской экономики существенно выше соответствующих показателей в государствах - членах Организации экономического сотрудничества и развития при высоком уровне энергопотребления на человека, производства продукции и предоставления услуг комфорта (тепла, освещенности и др.). Общий технологический потенциал энергосбережения консервативно оценивается в 350 млн. тонн условного топлива, из которых: около 60 млн. тонн условного топлива - при производстве электроэнергии; около 80 млн. тонн условного топлива - при потреблении энергии отраслями промышленности; около 80 млн. тонн условного топлива - при производстве, передаче и распределении тепловой энергии; около 130 млн. тонн условного топлива - за счет снижения непроизводительных энергопотерь в зданиях. Топливно-энергетический комплекс является одним из основных источников загрязнения окружающей природной среды. Реализация комплекса мер, направленных на повышение энергоэффективности российской экономики, позволит в значительной степени решить задачу по обеспечению экологической безопасности. Осуществляемые дерегулирование и либерализация энергетических рынков формируют экономическую мотивацию реализации потребителями мер по энергосбережению. В целях устранения энергетических барьеров социально-экономического развития Российской Федерации и использования потенциала энергосбережения необходимо снизить энергоемкость валового внутреннего продукта к 2020 году не менее чем на 40 процентов по отношению к уровню 2007 года. Для достижения поставленной цели следует реализовать следующие меры: установление запретов на использование энергорасточительных технологий. В этих целях предлагается расширить сферу регулирования законодательства о техническом регулировании требованиями энергоэффективности (требования к удельному потреблению энергоресурсов машин и оборудования, потерям тепла в зданиях и к расходу воды в установках водоподготовки). На этапе подготовки соответствующих технических регламентов следует установить адекватный переходный период введения таких требований; обеспечение равной доходности поставок газа на внутренний и внешний рынки; экономическое стимулирование повышения эффективности использования газа на внутреннем рынке; демонстрация государством лидерства в достижении лучших показателей энергоэффективности в бюджетном секторе. С этой целью необходимо установить для организаций бюджетного сектора показатели снижения удельного энергопотребления, сохранить бюджетным организациям экономию затрат от реализации проектов по энергосбережению до 5 лет и ввести в законодательство о государственных закупках положения о приобретении товаров, соответствующих лучшим классам энергоэффективности; введение маркировки энергопотребляющих оборудования и машин по уровню (классу) энергоэффективности, установив обязательность такой маркировки; стимулирование использования предприятиями всех отраслей экономики возобновляемых источников энергии, а также экологически- и энергоэффективных технологий; оказание поддержки развитию машиностроения по созданию образцов энергосберегающих технологий нового поколения. С этой целью государство должно взять на себя функцию заказчика новых видов оборудования, превышающего стандарты, установленные в государствах - членах Организации экономического сотрудничества и развития. Ожидаемым эффектом применения этой меры будет создание конкурентоспособного производственного потенциала российского энергетического машиностроения; стимулирование развития технического консалтинга - энергетического аудита через специальные проекты, реализуемые в рамках программы поддержки развития малого бизнеса (бизнес-инкубаторы, программы обучения и др.); обеспечение прямой поддержки со стороны государства реализации инвестиционных проектов в энергетической сфере, предусматривающих внедрение энергосберегающих технологий нового поколения. Это может быть обеспечено через инструменты согласования инвестиционных программ компаний топливно-энергетического комплекса с государственным участием при внедрении самых современных энергоэффективных решений; ликвидация к 2012 году за счет государственной поддержки безучетного пользования энергоресурсами путем оснащения приборами учета расхода энергии потребителей розничного рынка, в первую очередь бытовых потребителей; развитие автоматизированных систем коммерческого учета электрической и тепловой энергии розничного рынка; обеспечение государственной поддержки развития и окончательного формирования к 2012 году института операторов коммерческого учета электрической и тепловой энергии; реализация специальных мер по повышению энергетической эффективности жилищно-коммунального комплекса, в том числе внедрение тарифного метода доходности инвестированного капитала (RAB), адаптация концессионных договоров для передачи в управление комплексов жилищно-коммунального хозяйства и внедрение новых строительных норм и правил эффективного использования энергии. В результате политики стимулирования энергосбережения к 2020 году будут обеспечены следующие показатели: создание дополнительного энергетического потенциала развития не менее 200 млн. тонн условного топлива к 2015 году; формирование к 2011 году высокотехнологического сегмента российской экономики (энергетического сервиса с использованием инноваций) емкостью не менее 200 млрд. рублей; снижение уровня негативного воздействия на окружающую среду не менее чем на 20 процентов к 2015 году. Развитие электроэнергетики Целями государственной политики в сфере электроэнергетики являются: преодоление сложившихся дисбалансов в электроэнергетике для поддержания в долгосрочной перспективе высоких и устойчивых темпов роста экономики; увеличение эффективности производства, передачи и потребления электроэнергии на основе новейших высокоэффективных экологически чистых технологий. В результате реформирования электроэнергетики из считавшейся ранее монопольной отрасли выделены конкурентные - производство и сбыт электрической энергии, а также естественно-монопольные - передача электрической энергии и оперативное диспетчерское управление в электроэнергетике. Развитие экономики в долгосрочной перспективе характеризуется ростом потребления электроэнергии с 2007 по 2015 годы в среднем на 3,8 - 4 процента в год со снижением до 3,6 - 3,7 процента в 2016 - 2020 годы за счет структурных сдвигов в пользу менее электроемких производств и активизации мер по энергосбережению. Для обеспечения указанных темпов роста производства и потребления электроэнергии с учетом необходимости формирования достаточных резервных мощностей потребуется обеспечение возможности доступа потребителей к услугам электроснабжения и ввод энергетических мощностей в 2007 - 2020 годах в размере 120 - 200 млн. кВт. В период до 2011 года продолжится поэтапная либерализация оптового рынка электроэнергии и мощности с доведением в 2011 году доли электроэнергии и мощности, продаваемых по свободным ценам, до 100 процентов, за исключением поставок электрической энергии и мощности в неценовых зонах и поставок населению. Планируется запуск долгосрочного рынка мощности, призванного обеспечить сооружение генерирующих мощностей в оптимальном объеме для удовлетворения спроса и создания необходимого резерва. В период до 2014 года планируется доведение тарифов на электрическую энергию для населения до рыночного уровня в целях ликвидации перекрестного субсидирования между населением и прочими потребителями с усилением адресной защиты малоимущих групп населения. В регулируемых секторах электроэнергетики с 2010 года (в распределительных сетевых компаниях с 2009 года, в магистральных - с 2010 года) будет осуществляться переход к установлению долгосрочных тарифов (не менее 5 лет) методом доходности инвестированного капитала. Такой метод обеспечивает возврат инвестированного капитала и доход на него на уровне, сопоставимом с уровнем дохода в других отраслях экономики, и направлен на стимулирование частных инвестиций в регулируемый сектор электроэнергетики. Применение долгосрочных тарифов стимулирует организации в регулируемом секторе экономики снижать расходы и технологические потери по отношению к установленному уровню. Помимо электроэнергетики и теплоснабжения метод доходности инвестированного капитала будет применяться и в других инфраструктурных отраслях, включая коммунальное хозяйство. Объединение энергетических систем Центра, Урала, Сибири и Дальнего Востока передачами постоянного и переменного тока на сверх- и ультравысоком напряжении обеспечит масштабное развитие угольных бассейнов и освоение гидропотенциала восточных регионов Российской Федерации. Уже в 2009 и 2010 годах будут проведены исследования и анализ макроэкономических эффектов реализации указанного метода. Для достижения целевых параметров развития электроэнергетики необходимо решить следующие задачи: сбалансированное развитие электроэнергетической отрасли, создание в ней оптимальной, экономически обоснованной структуры генерирующих мощностей и электросетевых объектов с целью надежного обеспечения потребителей страны электроэнергией и теплом; диверсификация топливного баланса электроэнергетики за счет развития атомной и угольной генерации, использования гидропотенциала, а также потенциала прочих возобновляемых источников с соответствующим уменьшением доли газовой генерации в топливном балансе отрасли; создание сетевой инфраструктуры, обеспечивающей полноценное участие энергокомпаний на рынке электроэнергии и мощности, усиление межсистемных связей для транзита электрической энергии и мощности в дефицитные регионы России, развитие экспорта электрической энергии; минимизация потерь в электрических и тепловых сетях, а также уменьшение удельных расходов топлива на производство электроэнергии и тепла за счет внедрения передовых технологий и современного высокоэкономичного оборудования; осуществление поэтапного сокращения уровней воздействия на окружающую среду объектов электроэнергетики за счет внедрения наилучших экологически безопасных мировых технологий при строительстве новых и реконструкции существующих предприятий электроэнергетики; сохранение и развитие кадрового потенциала электроэнергетики; формирование государственной системы управления развитием электроэнергетики на основе сочетания рыночных и государственных механизмов; обеспечение существенного роста инвестиций в электроэнергетику для масштабного ввода новых энергетических мощностей и замены устаревшего оборудования; обеспечение доступности присоединения потребителей к электрическим сетям; обеспечение повышения операционной эффективности компаний в регулируемых секторах электроэнергетики с ростом 1 - 2,5 процента в год и повышение их инвестиционной привлекательности за счет перехода к установлению тарифов методом доходности инвестированного капитала; ликвидация перекрестного субсидирования в электроэнергетике между населением и прочими потребителями; изменение структуры спроса на электроэнергию и существенное повышение эффективности производства, передачи и потребления электроэнергии, что может компенсировать до 70 - 75 процентов прироста энергетических потребностей; расширение производства электроэнергии на основе возобновляемых источников без учета крупных и средних ГЭС (с 8 млрд. кВт.ч в 2007 году до 80 млрд. кВт.ч в 2020 году, прирост установленной мощности возобновляемых источников до 22 ГВт к 2020 году без учета гидроэлектростанций установленной мощностью более 25 МВт); обеспечение прироста установленной мощности крупных и средних гидроэлектростанций (свыше 25 МВт) к 2020 году на 25,1 ГВт; завершение формирования внутрироссийского рынка электроэнергии и мощности; достижение технологического единства и своевременного обновления производственных мощностей за счет реализации государственной технической политики. Развитие нефтегазового комплекса Целями государственной политики в нефтегазовом комплексе являются развитие сырьевой базы, транспортной инфраструктуры, перерабатывающих мощностей и увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью в производстве и экспорте нефтегазового комплекса. В результате достижения указанных целей добыча нефти к 2020 году возрастет до 500 - 545 млн. тонн, экспорт нефти - до 255 - 265 млн. тонн и переработка нефти - до 235 - 280 млн. тонн. Добыча газа увеличится к 2020 году до 815 - 900 млрд. куб. м, а экспорт газа возрастет до 280 - 330 млрд. куб. м. Полезное использование попутного газа к 2012 году должно составить 95 процентов объема его извлечения. Приоритетными направлениями развития нефтегазового комплекса станут: реализация перспективных проектов строительства трубопроводов; стимулирование инвестиций в разработку месторождений и развитие транспортной инфраструктуры; формирование и развитие новых крупных центров добычи нефти и газа; разработка месторождений на шельфе; повышение эффективности использования энергетических ресурсов в отраслях экономики; стимулирование внедрения перспективных технологий добычи и переработки нефти и газа; стимулирование использования природного газа в качестве моторного топлива; развитие переработки газа в жидкое моторное топливо. Предусматривается возможность осуществления до 2020 года целого ряда крупнейших проектов в области нефтепереработки, транспортировки нефти и газа, включая сжиженный природный газ, в том числе с использованием ресурсов Инвестиционного фонда Российской Федерации. Приоритетными направлениями развития нефтеперерабатывающего комплекса станут: строительство новых нефтеперерабатывающих заводов и нефтехимического комплекса, в том числе на одном из конечных пунктов нефтепроводов на территории Российской Федерации; ввод мощностей, направленных на углубление вторичных процессов на ряде предприятий. В нефтеперерабатывающем комплексе будут достигнуты следующие показатели: глубина переработки нефти: к 2015 году - 83 процента; к 2020 году - 87 процентов; выход светлых нефтепродуктов: к 2015 году - 64,1 процента; к 2020 году - 67,4 процента. Для развития магистральных нефтепроводов предусматривается: завершение проекта "Восточная Сибирь - Тихий океан" с возможным ответвлением в Китай; завершение строительства нефтепровода Бургас - Александруполис; строительство Балтийской трубопроводной системы - 2 (БТС-2); расширение нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума с учетом интересов Российской Федерации. Для развития газотранспортной системы и производства сжиженного природного газа предусматривается: ввод в эксплуатацию газопровода "Северный поток"; полная загрузка газопровода "Голубой поток"; строительство газопровода "Южный поток"; строительство и ввод в эксплуатацию заводов по производству сжиженного природного газа (в Мурманской области, на острове Сахалин в рамках проекта Сахалин-2); создание в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке газотранспортной системы для обеспечения нужд потребителей региона в газе и экспорте газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. 7. Развитие конкурентных преимуществ в сфере природопользования Основной целью в сфере природопользования для России, обладающей уникальным природным потенциалом, является реализация конкурентных преимуществ за счет сохранения качества, повышения эффективности использования природных ресурсов и сокращения негативного воздействия на окружающую среду. Российская Федерация обладает уникальной минерально-сырьевой базой, которая в условиях нарастающего дефицита природных ресурсов в мире является важным фактором конкурентоспособности государства. Так, по показателям добычи и потребления газа на душу населения Россия опережает многие развитые государства. По добыче нефти и угля на душу населения Россия опережает США соответственно в 3 и 1,5 раза. При этом в долгосрочной перспективе развитие минерально-сырьевой базы столкнется со следующими основными вызовами: многие месторождения стратегически важных полезных ископаемых вступили в стадию падающей добычи и добыча ряда полезных ископаемых не компенсируется приростом запасов; при значительных запасах относительно низкокачественных и сложных для обогащения руд некоторые полезные ископаемые добываются в ограниченных масштабах, а внутреннее потребление обеспечивается в основном импортом (свинец, тантал, ниобий, вольфрам, барит, хром, марганец и т.д.). Выделяются следующие приоритетные направления развития минерально-сырьевой базы: разработка нефтегазовых месторождений юга Сибирской платформы и континентального шельфа Российской Федерации, что является основой для развития новейших промышленных технологий, а также в целом социально-экономического положения ее прибрежных регионов (доли добычи нефти и газа на континентальном шельфе с учетом шельфа острова Сахалин в общем объеме их добычи в Российской Федерации к 2020 году могут составить соответственно до 7 и 15 процентов); проведение в целях укрепления ресурсной базы твердого топлива поисковых, оценочных и разведочных работ с целью добычи угля в угольных бассейнах и на месторождениях Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, а также создание новых сырьевых баз на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Кроме того, важное значение имеет реализация работ по интенсивному освоению и наращиванию производства угля в Кузнецком и Канско-Ачинском угольных бассейнах, а также по освоению новых угольных месторождений в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, в частности Эльгинского угольного месторождения. Предполагается обеспечить прирост добычи угля с 313,8 млн. тонн в 2007 году до 330 млн. тонн к 2009 году, 340 - 370 млн. тонн к 2012 году и до 430 - 480 млн. тонн к 2020 году, а также достичь высокой степени корреляции между уровнем развития угольной промышленности и планами развития транспортной инфраструктуры, электроэнергетики и металлургической промышленности. Прирост запасов дефицитных коксующихся углей ожидается в Кузнецком, Печорском и Южно-Якутском бассейнах. С целью обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы ядерной энергетики необходимо разработать технико-экономическое обоснование для ввода новых производств на базе месторождений урана Эльконского и Забайкальского районов. Выявление новых районов с месторождениями богатых и комплексных ураносодержащих руд позволило бы к 2020 году создать новые центры по производству урана. В целях укрепления ресурсной базы черной и цветной металлургии предполагается проведение поисковых, оценочных и разведочных работ с целью добычи соответствующих руд в перспективных с геологической точки зрения районах (Южный Урал, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Красноярский край, Хабаровский край и др.). Достижение целевых показателей по развитию минерально-сырьевой базы требует значительного усиления мотиваций недропользователей к долгосрочному освоению и разведке месторождений, стимулирования формирования слоя пионерных компаний по разведке и подготовке месторождений, а также восстановления государственных институтов геологоразведки перспективных территорий. Лесные ресурсы Общий запас древесины в Российской Федерации составляет 82 млрд. куб. м (четверть мировых запасов). Установленная расчетная годовая лесосека по рубкам главного пользования составляет 576 млн. куб. м и используется только на 23 процента. Недостаточное развитие инфраструктуры лесного комплекса (на одну тыс. кв. км леса в России приходится лишь 1,2 км лесных дорог) приводит к тому, что по объемам заготавливаемой древесины Россия уступает США, Канаде и Бразилии, заготавливая только 6 процентов от мирового объема лесозаготовки. Приоритетными направлениями развития лесного комплекса являются: создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов в первую очередь в регионах, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциал; улучшение породного состава лесных насаждений, резкое сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины; оптимизация структуры экспорта лесной продукции; стимулирование структурных преобразований в лесопромышленном комплексе на основе создания крупных интегрированных структур; развитие производства лесозаготовительных машин и современного оборудования для переработки древесины; создание мощностей по глубокой переработке древесины. Развитие лесной транспортной инфраструктуры, включающее обеспечение экономической доступности лесных участков, повышение рентабельности заготовки древесины посредством строительства лесных дорог круглогодового действия и развитие транзитных железнодорожных и автомобильных путей, позволит существенно увеличить объемы использования лесов. К 2020 году доля использования расчетной лесосеки повысится до 50 процентов, а прогнозируемый рост производства и потребления продукции глубокой переработки древесины достигнет уровня государств - лидеров в этой сфере деятельности (США, Канада и др.). Водные ресурсы Российская Федерация располагает значительными запасами пресных природных вод, роль которых по мере нарастания дефицита пресной воды в мире значительно повышается. По объему речного стока, составляющему в средний по водности год 4,3 тыс. куб. км, Российская Федерация занимает 2 место в мире. Водные ресурсы распределены по территории крайне неравномерно - свыше 90 процентов объема речного стока приходится на малонаселенные районы Севера Европейской части страны, Сибири и Дальнего Востока. Приоритетными направлениями развития водохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе являются: гарантированное обеспечение потребностей населения и экономики в водных ресурсах при осуществлении мер по рационализации водопользования с учетом прогнозируемого изменения климата и водности рек на территории России; снижение антропогенной нагрузки и загрязнения водных объектов, улучшение состояния и восстановление водных объектов, в первую очередь источников питьевого водоснабжения, и их экосистем; создание в регионах с неблагоприятным состоянием поверхностных источников питьевого водоснабжения и риском аварийных техногенных загрязнений альтернативных систем обеспечения населения питьевой водой из подземных источников; совершенствование технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод, реконструкция, модернизация и новое строительство водопроводных и канализационных сооружений, в том числе использование наиболее безопасных и эффективных реагентов для очистки воды, внедрение новых технологий водоочистки, модернизация промышленных предприятий и внедрение в технологические схемы производственных объектов оборотного водоснабжения; развитие системы мониторинга водных объектов и водохозяйственных систем, совершенствование систем прогнозирования и информационного обеспечения, в том числе направленных на защиту населения и объектов экономики от наводнений, сведение к минимуму ущербов от негативного воздействия вод, включая поддержание в безопасном состоянии водоподпорных гидротехнических сооружений; вовлечение в хозяйственный оборот водных ресурсов для решения проблем дефицита пресной воды; защита от паводков и создание резервуаров пресной воды посредством развития водноэнергетической инфраструктуры; внедрение эффективного экономического механизма рационального водопользования и охраны водных объектов, ориентированного на самофинансирование водохозяйственного комплекса; разработка и реализация комплекса мер, направленных на демонополизацию и развитие конкуренции в сфере ограниченных природных ресурсов, в том числе водных биологических ресурсов и участков недр. Для реализации указанных направлений будет разработана Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, направленная на эффективное использование транспортного, гидроэнергетического, промышленного и коммунально-бытового потенциала водных ресурсов. 8. Развитие аграрного и рыбохозяйственного комплексов Основными целями государственной аграрной политики в долгосрочной перспективе являются: обеспечение потребностей населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием российского производства; устойчивое развитие сельских территорий, повышение уровня жизни сельского населения; повышение конкурентоспособности российского аграрного комплекса; эффективное импортозамещение на рынке животноводческой продукции и создание развитого экспортного потенциала (особенно в растениеводстве), позволяющего в перспективе занять устойчивые позиции на мировом рынке аграрной продукции; улучшение и повышение продуктивности используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов. Целью развития рыбного хозяйства в Российской Федерации в долгосрочной перспективе является обеспечение перехода от экспортно-сырьевого типа к инновационному типу развития на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов и обеспечения глобальной конкурентоспособности вырабатываемых российским рыбохозяйственным комплексом товаров и услуг. Достижение указанных целей в долгосрочной перспективе будет основываться на формировании адекватной государственной политики, обеспечивающей российскому агропромышленному и рыбохозяйственному комплексам равные конкурентные условия с развитыми странами. В 2020 году по отношению к 2007 году уровень производства продуктов питания возрастет в 1,9 раза. Валовой сбор зерновых культур к 2020 году может достичь не менее 120 - 125 млн. тонн в результате роста урожайности с 19,8 ц/га в 2007 году до не менее 26 - 28 ц/га в 2020 году и расширения их посевных площадей. При этом потенциальный уровень производства зерна на основе использования интенсивных технологий и высокой агротехнической культуры позволит Российской Федерации превратиться в одного из ведущих экспортеров на мировом рынке зерна. К 2020 году Россия может выйти на уровень душевого потребления мяса и молока, соответствующий рекомендуемой рациональной норме. Производство мяса возрастет в 1,7 раза, молока - на 27 процентов. Доля импорта мясных ресурсов снизится с 34 процентов в 2007 году до 13 процентов в 2020 году, доля импорта молока - с 17 процентов до 12 процентов соответственно. Потребление мяса будет практически полностью удовлетворяться за счет собственного производства. В 2020 году по отношению к 2007 году добыча водных биологических ресурсов увеличится в 1,8 раза. Среднедушевое потребление рыбных товаров возрастет с 12,6 в 2007 году до 23,7 кг в 2020 году, доля производства товарной пищевой рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью - с 51 до 82 процентов, а доля российской рыбной продукции в структуре потребления - с 67 до 85 процентов. Для достижения этих целей предусматривается реализация следующих приоритетных направлений. Первое направление - улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства, особенно животноводства, на основе: совершенствования форм, механизмов и увеличения объемов государственной поддержки в целях повышения доходности и инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, технической и технологической модернизации отрасли, а также обеспечения эффективного использования земли и иных природных ресурсов; повышения доступности кредитных ресурсов, развития земельной ипотеки, усиления конкурентных начал в сферах кредитования и страхования и на рынке лизинговых услуг; поддержки, подготовки, закрепления и привлечения квалифицированных кадров для сельского хозяйства и улучшения условий их жизни; перехода кадрового обеспечения агропромышленного комплекса на качественно новый уровень, соответствующий потребностям инновационного развития аграрной экономики; повышения финансовой устойчивости всех форм хозяйствования на селе; развития инфраструктуры внутреннего агропродовольственного рынка и поддержания экспортного потенциала конкурентоспособной на мировом рынке продукции, посредством совершенствования мер государственного регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и защиты интересов российских производителей, в том числе с учетом требований Всемирной торговой организации, посредством развития товаропроводящей сети, включая увеличение объемов биржевой торговли, государственной поддержки строительства и реконструкции крупных инфраструктурных объектов, в том числе по хранению и первичной переработке сельскохозяйственной продукции, развития кооперации, расширения участия союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей и обслуживающих отраслей в формировании государственной аграрной политики, а также посредством распространения мер поддержки экспорта на отдельные виды сельскохозяйственной продукции. Второе направление - создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий, включая: осуществление мер по улучшению демографической ситуации в сельской местности и обеспечению занятости сельского населения, созданию новых рабочих мест, в том числе путем развития альтернативной деятельности, а также по снижению бедности сельского населения; развитие социальной инфраструктуры и инженерного обустройства села; улучшение жилищных условий сельского населения, поддержка комплексной компактной застройки и благоустройство сельских поселений; повышение престижности сельскохозяйственного труда; развитие на селе местного самоуправления и институтов гражданского общества; сохранение и улучшение традиционных агроландшафтов. Третье направление - повышение эффективности использования земельных ресурсов и их воспроизводства на основе: улучшения почвенного плодородия, модернизации мелиоративных систем и расширения мелиорированных земель. Применение удобрений будет соответствовать оптимальным потребностям - внесение минеральных удобрений (в пересчете на 100 процентов питательных веществ) на 1 га посевов сельскохозяйственных культур возрастет с 33 кг в 2007 году до 50 кг в 2011 году и до 130 - 150 кг в 2020 году; развития эффективного оборота земель и создания условий для расширения посевных площадей. Четвертое направление - развитие аграрных технологий и повышение конкурентоспособности сельского хозяйства, включая: повышение производительности труда на основе стимулирования к использованию современных технологий, совершенствование организации производства, а также организации труда и управления (производительность труда в 2020 году по отношению к уровню 2007 года возрастет в 1,7 раза); обеспечение подъема племенного животноводства и повышение продуктивности скота до уровня, сопоставимого с уровнем аналогичных показателей в европейских государствах; развитие интенсивных технологий в растениеводстве, поддержку элитного семеноводства и резкое повышение урожайности основных культур. Существенно расширятся посевные площади сельскохозяйственных культур, занятые высокоурожайными сортами. К 2020 году их доля в общих посевах возрастет до 35 - 40 процентов, при этом увеличится общая посевная площадь. Пятое направление - развитие рыбохозяйственного комплекса, включая: создание современной производственно-технологической базы, в том числе строительство и модернизация судов рыбопромыслового флота, а также развитие морских терминалов; модернизацию рыбоперерабатывающего сектора и развитие инновационного потенциала рыбного хозяйства; формирование и реализацию механизма долгосрочного и эффективного управления водными биологическими ресурсами, развитие искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, аква- и марикультуры; приведение стандартов качества рыбной продукции в соответствие со стандартами, применяемыми в международной практике; обеспечение системы мониторинга качества и безопасности водных биологических ресурсов, среды их обитания, продуктов их переработки, ведения технологических процессов рыболовства и рыбоводства; наращивание экспорта конкурентоспособной рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью; развитие биржевой торговли рыбной продукцией; активизацию международного сотрудничества Российской Федерации в области рыболовства. VI. Внешнеэкономическая политика Усиление влияния мировой экономики на социально-экономическое развитие России будет происходить на фоне ужесточения глобальной конкуренции, повышения роли инновационных факторов развития в государствах-лидерах и перестройки мирового экономического порядка. В этой связи существенно возрастет роль внешнеэкономической политики России как одного из важнейших факторов ее социально-экономического развития, инновационного обновления и повышения конкурентоспособности экономики, а также решения ключевых социальных задач. Сложившаяся модель участия России в международном разделении труда, основанная преимущественно на экспорте энергоносителей, не сможет стать основой для укрепления позиции России на расширяющихся мировых рынках. Даже при условии устойчивого роста внешнеторговых поставок энергоносителей и сырья, составляющего 1 - 2 процента в год, общее расширение российского экспорта будет существенно уступать ожидаемой динамике мировой торговли (6 - 8 процентов в год). Следовательно, доля России в мировом экспорте при такой модели участия в среднесрочной перспективе будет снижаться. Без прорыва на новые рынки товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости Россия обречена на уменьшение своей роли в развитии мировой экономики и вытеснение ее из эффективного участия в мировом разделении труда. 1. Цель и принципы внешнеэкономической политики Целью внешнеэкономической политики в долгосрочной перспективе является создание условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства. Достижение этой цели предполагает: специализацию России в мировом разделении труда на высокотехнологичных товарах, интеллектуальных услугах и товарах с высокой степенью переработки; достижение лидирующих позиций в поставках энергоресурсов на мировые рынки на основе географической и продуктовой диверсификации экспорта, участия в формировании глобальной энергетической инфраструктуры и выработке правил функционирования мировых энергетических рынков; реализацию имеющихся конкурентных преимуществ в сфере транспорта, аграрном секторе и сфере переработки сырья; усиление позиций России на мировом рынке в качестве экспортера аграрной продукции, снижение зависимости от импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия; обеспечение глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей с использованием инструментов таможенно-тарифной политики, регулирования внутренних рынков, привлечения иностранного капитала и формирования в отраслях центров компетенции, встроенных в мировые цепочки производства добавленной стоимости; создание интегрированного евразийского экономического пространства совместного развития, превращение России в один из мировых финансовых центров; выстраивание стабильных диверсифицированных связей с мировыми экономическими центрами, обеспечивающих устойчивость развития российской экономики в долгосрочной перспективе при растущих глобальных рисках; усиление роли России в решении глобальных проблем и формировании мирового экономического порядка. Основными индикаторами достижения цели внешнеэкономической политики являются: повышение доли России в мировой экономике с 3,2 процента мирового валового внутреннего продукта в 2007 году (по паритету покупательной способности) до 3,8 процента в 2015 году и 4,3 процента в 2020 году; увеличение российского экспорта с 354 млрд. долларов США в 2007 году до 630 - 650 млрд. долларов США в 2015 году и более 900 млрд. долларов США в 2020 году (при условии колебания мировых нефтяных цен в ценах 2007 года в пределах 80 - 90 долларов за баррель); увеличение экспорта машиностроительной продукции более чем в 6 раз (до 110 - 130 млрд. долларов США) по сравнению с 2007 годом; увеличение экспорта транспортных услуг более чем в 4 раза (до 45 млрд. долларов США) к 2020 году по сравнению с 2006 годом; увеличение доли России на рынках высокотехнологичных товаров и услуг до уровня не ниже 5 - 10 процентов по 5 - 7 крупным позициям. Основные принципы внешнеэкономической политики Российской Федерации: обусловленность внешней экономической политики целевыми ориентирами и приоритетными направлениями внутренней экономической политики; перевод экономики на инновационный путь развития; активное обеспечение реализации национальных интересов во внешнеэкономической сфере, включая поддержку экспорта и прямых инвестиций российских компаний за рубежом, защиту интересов российского бизнеса в случае дискриминации или нарушения его прав; открытость российской экономики, расширение возможностей доступа товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на внешние рынки на основе взаимности и справедливой конкуренции; предсказуемость условий привлечения иностранного капитала в Россию, установление четких и понятных ограничений для иностранных инвесторов в отношении сфер, имеющих стратегический характер; специализация России в глобальной экономике на основе реализации сравнительных преимуществ как в традиционных сферах (энергетика, транспорт, переработка сырья), так и в области высоких технологий и экономики знаний; географическая диверсификация внешнеэкономических связей, обеспечивающая закрепление позиций российских экспортеров и инвесторов на традиционных рынках, а также освоение новых рынков в соответствии с приоритетами долгосрочного социально-экономического развития; активное участие в решении глобальных проблем с использованием гуманитарного, инновационного и технологического потенциала России при оказании содействия международному развитию; расширение участия предпринимательского сообщества в выработке и реализации внешнеэкономической политики. 2. Приоритетные направления внешнеэкономической политики Первое направление - обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере, включая: обеспечение прорыва на новые рынки высокотехнологичных товаров и услуг ядерных технологий, авиатехники, судостроения, космических услуг и космических аппаратов, программного обеспечения, образовательных и интеллектуальных услуг, а также услуг в сфере туризма на основе успешной модернизации соответствующих секторов российской экономики и умелого позиционирования в нишах мирового рынка; обеспечение организационно-финансовой поддержки экспорта высокотехнологичных товаров и услуг, в том числе содействие проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, создание инфраструктуры обслуживания поставляемых товаров в иностранных государствах; содействие привлечению необходимых компетенций и технологий через производственную кооперацию и создание альянсов с ведущими мировыми компаниями. Второе направление - содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и сферы услуг, включая: содействие созданию в России производства конечной продукции с иностранным участием и локализацией производства добавленной стоимости с использованием экономических таможенных режимов; стимулирование привлечения передовых иностранных технологий и иностранных инвестиций в обрабатывающие отрасли для их технологической модернизации и повышения конкурентоспособности; поощрение формирования кооперационных связей российских компаний с иностранными, обладающими выходом на зарубежные рынки, в том числе с использованием преференциальных торговых соглашений; содействие формированию центров компетенции, интегрированных в отрасли обрабатывающей промышленности России, в том числе с использованием преференциальных инвестиционных соглашений; создание механизмов комплексной поддержки экспорта продукции обрабатывающих отраслей, в том числе идентификацию и устранение барьеров по доступу товаров и услуг на внешние рынки; рационализацию импорта и его ориентацию, прежде всего на повышение технологического уровня российских предприятий и приобретение высокотехнологичной продукции, сырья, материалов и полуфабрикатов, необходимых для развития производства, с использованием дифференцированной ставки таможенного тарифа (эскалация тарифа) и расширения применения экономических таможенных режимов; превращение России в одного из основных участников мировых сельскохозяйственных рынков зерна, растительного масла, льна и других товаров, в том числе путем закрепления позиций государства на переговорах по либерализации доступа на рынки сельскохозяйственной продукции и продовольствия; усиление позиций на рынках сырьевых товаров с высоким уровнем переработки, превращение России в крупнейшего экспортера товаров и услуг, связанных с добычей, транспортировкой и переработкой сырьевых ресурсов, в том числе на основе инвестирования в сырьевой сектор иностранных государств; развитие производственной и иной инфраструктуры приграничных территорий, учитывающее потребности экономики граничащих с Россией государств. Третье направление - интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики, включая: переориентацию значительной части торговых потоков между Европой и Азией на российские транзитные маршруты путем повышения конкурентоспособности и привлекательности транспортных коридоров России; обеспечение стыковки российских транспортных коридоров с транспортными системами сопредельных государств и заключение международных соглашений с заинтересованными государствами; формирование единого транспортного пространства Содружества Независимых Государств. Четвертое направление - повышение роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов, включая: расширение и диверсификацию экспорта углеводородов на европейский и азиатский рынки; развитие экспорта услуг, связанных с энергетикой, увеличение в экспорте доли продукции с высокой степенью переработки; осуществление инвестиций в сети транспортировки и распределения энергии иностранных государств, в том числе и на основе взаимного обмена активами; запуск биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами на российских торговых площадках за рубли; активизацию роли России в выработке правил функционирования глобальных энергетических рынков. Пятое направление - формирование интегрированного евразийского экономического пространства, включая: укрепление Союзного государства, формирование Единого экономического пространства в рамках Евразийского экономического сообщества, формирование общего энергетического рынка государств - членов Евразийского экономического сообщества и создание совместных финансовых институтов развития; реализация системы проектов по формированию совместной транспортной и энергетической инфраструктуры, а также в области сельского хозяйства и других важных для государств - членов Содружества Независимых Государств сферах; создание механизма содействия кооперации и взаимным инвестициям государств - членов Содружества Независимых Государств; формирование условий для свободного перемещения граждан в рамках Единого экономического пространства, создание общего культурно - образовательного пространства с государствами - членами Евразийского экономического сообщества и другими государствами на евразийском пространстве (создание сети необходимых международных договоров). Шестое направление - создание в России международного финансового центра, превращение рубля в региональную резервную валюту и расширение использования рубля во внешнеторговом обороте, включая: превращение России в один из мировых финансовых центров, обладающий независимой национальной финансовой инфраструктурой и обеспечивающий лидирующие позиции России на финансовых рынках государств на евразийском пространстве; превращение российского рубля в ведущую региональную резервную валюту на пространстве Содружества Независимых Государств. Седьмое направление - усиление роли России в решении глобальных вопросов и формировании мирового экономического порядка, включая: обеспечение ведущих позиций в многосторонних международных институтах ("Группа восьми", Организация Объединенных Наций, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация, Организация экономического сотрудничества и развития и другие), продвижение приоритетных национальных интересов в рамках двусторонних и многосторонних торгово-экономических отношений с иностранными государствами; участие в развитии системы правил регулирования международной торговли и инвестиций, разработке международных стандартов с целью сближения национальной системы стандартов и сертификации с международной, а также в решении глобальных проблем содействия устойчивому развитию, в том числе проблемы глобальных климатических изменений; использование потенциала региональных экономических объединений (форум "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество", Шанхайская организация сотрудничества, Совет государств Балтийского моря, Черноморское экономическое сотрудничество и др.), включая участие в них на ведущих ролях и развитие сотрудничества с другими аналогичными объединениями (Европейский союз, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Рынок стран Южного конуса и др.) в целях обеспечения благоприятных условий деятельности российского бизнеса в соответствующих регионах; формирование национального механизма содействия международному развитию. Реализация указанных приоритетных направлений предполагает дальнейшее развитие институтов внешнеэкономической деятельности по следующим направлениям. Первое направление - приведение институтов формирования и реализации государственной внешнеэкономической политики Российской Федерации в соответствие с потребностями российских участников внешнеэкономической деятельности с учетом мировой практики, включая: идентификацию, мониторинг и устранение регуляционных и административных барьеров для расширения присутствия российских компаний на глобальных рынках, содействие разрешению проблем антидемпинговых расследований в отношении экспорта российской промышленной продукции; снижение и устранение барьеров для внешнеэкономической деятельности российских компаний, в том числе связанных с проведением ограничительной политики иностранными государствами; стимулирование имеющегося или потенциального экспортно ориентированного производства (приоритетных отраслей промышленности и услуг) и обеспечение интегрированного подхода к финансовой поддержке экспорта; содействие российским инвестициям за рубежом, способствующим приобретению технологий и бизнес-компетенций, а также облегчение доступа на международные рынки товаров и услуг; создание системы информационно-аналитического сопровождения выработки внешнеэкономической политики и мер по ее реализации, оценки рисков и постоянного мониторинга ее проведения, деятельность которой обеспечивается на основе частно-государственного партнерства; создание системы комплексной поддержки экспортной деятельности российских компаний, включая выставочно-ярмарочную деятельность; эффективную защиту прав интеллектуальной собственности в Российской Федерации и российских правообладателей за рубежом; использование связанных кредитов и механизмов международной помощи развитию для продвижения российских товаров и услуг на рынки развивающихся государств; развитие институтов участия предпринимательского сообщества в формировании внешнеэкономической политики; содействие позиционированию российских компаний и регионов за рубежом (маркетинг регионов, создание позитивного имиджа); проведение целенаправленной государственной политики по привлечению к работе в России или с российскими компаниями, университетами и научными учреждениями специалистов российского происхождения, проживающих за рубежом, разработка в рамках программ помощи развитию системы стимулов, в том числе финансовых, для обучения иностранных граждан в российских вузах и активизации обменных программ с целью налаживания экономических связей с государствами - участниками совместных образовательных программ; создание на правительственном уровне инфраструктуры юридического обеспечения участия Российской Федерации в международных процедурах разрешения споров (как по вопросам, связанным с доступом на рынки иностранных государств, так и в связи с применением Российской Федерацией мер, ограничивающих доступ на российский рынок иностранных компаний). Второе направление - применение инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в целях рационализации импорта и привлечения новых технологий, включая: реализацию принципа эскалации таможенного тарифа в целях рационализации импорта, снижения издержек производителей и стимулирования организации производства конкурентоспособной готовой продукции на территории России; постепенное уменьшение значения фискальной функции таможенного тарифа; применение на временной основе нетарифных мер и инструментов защиты внутреннего рынка; обеспечение конкурентных условий на рынках путем применения специальных защитных антидемпинговых или компенсационных мер в случаях импорта, осуществляемого на недобросовестных конкурентных условиях; обеспечение стабильности и транспарентности в применении правил внешнеэкономического регулирования; снижение издержек бизнеса, в том числе путем обеспечения прозрачности и упрощения таможенных процедур и внедрения новых прогрессивных технологий таможенного администрирования. Третье направление - создание институтов участия предпринимательского сообщества в формировании внешнеэкономической политики, включая: создание эффективного и гибкого механизма, обеспечивающего расширение участия предпринимательского сообщества в выработке и реализации внешнеэкономической политики, включая получение информации о потребностях, связанных с осуществлением международных сделок; создание современной системы доведения до предпринимательских кругов актуальной информации о возможностях и условиях торговли и инвестирования на рынках иностранных государств на основе объединения информационных ресурсов загранпредставительств России, федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и бизнес-организаций. 3. Географическая диверсификация внешнеэкономических связей России Достижение поставленных целей предусматривает реализацию следующих региональных и страновых приоритетов внешнеэкономической политики России в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Содружество Независимых Государств Экономическое сотрудничество с государствами - членами Содружества Независимых Государств (на двустороннем уровне и в многостороннем формате) относится к приоритетным сферам внешнеэкономической политики России. В своих отношениях с государствами - членами Содружества Независимых Государств Россия и далее будет делать ставку на развитие позитивных, ориентированных на перспективу отношений стратегического партнерства. Практическое взаимодействие с каждым из государств будет строиться с учетом степени их заинтересованности в сотрудничестве, реальной готовности учитывать интересы Российской Федерации. Развитие равноправных взаимоотношений будет происходить на принципах рыночной экономики с учетом необходимости укрепления объективных предпосылок для продвижения современных форм интеграции. В предстоящий период будет продолжена работа по следующим направлениям: реализация экономического потенциала Содружества Независимых Государств как региональной организации; создание экономических условий для эффективного строительства Союзного государства; дальнейшее укрепление Евразийского экономического сообщества как ядра экономической интеграции, создание таможенного союза и Единого экономического пространства в формате "тройки" (Белоруссия, Казахстан и Россия) с подключением к этой работе других государств по мере их готовности; развитие торгово-экономического сотрудничества на двусторонней основе. Страны дальнего зарубежья Значение торгово-экономических отношений с Китаем и Индией будет определяться не только их потенциалом для развития внешней торговли России в целом, но и особой растущей геополитической ролью этих государств в мире. Масштабная реструктуризация их национальных экономик и модернизация имеющейся промышленной базы, подкрепленная растущими финансовыми ресурсами, позволяет российским компаниям претендовать на участие в крупнейших проектах в энергетике, металлургии, машиностроении и наращивать продажи российской наукоемкой продукции в этих государствах. В этой связи Россия стоит перед необходимостью создания адекватного экспортного потенциала на азиатском направлении и формирования комплекса мер по его реализации. Развитие внешнеэкономических связей с Китаем как одним из лидеров мирового экономического роста будет осуществляться на сбалансированной |