О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА МОСКВЫ НА ПЕРИОД 2007-2009 ГГ. (Редакция на 18.11.2008) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 28 августа 2007 г. N 736-ПП (ЮИАИ) Организация питания в общеобразовательных учреждениях города Москвы осуществлялась в соответствии с Городской программой "Совершенствование организации питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений города Москвы на период 2004-2006 гг.", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 6 июля 2004 г. N 468-ПП. За период реализации программы проведены техническая модернизация 14 государственных базовых комбинатов и переоснащение 343 школьных пищеблоков. Дополнительно открыты 373 предприятия питания при школах, проведена работа по расширению охвата организованным горячим питанием обучающихся, в том числе старшеклассников. Вместе с тем остро стоит вопрос организации качественного безопасного питания, поставок продукции, не содержащей генно - модифицированные организмы. Необходимы дальнейшее развитие, совершенствование и модернизация материально-технической базы 450 школьных пищеблоков с внедрением современных видов высокопроизводительного оборудования, новой формы расчета за питание с применением "Карты учащегося". В целях дальнейшего развития системы школьного питания, обеспечения обучающихся, воспитанников образовательных учреждений города Москвы качественным экологически безопасным питанием и во исполнение постановления Правительства Москвы от 29 августа 2006 г. N 647-ПП "О Городской целевой программе развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2007-2009 гг." Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Городскую целевую программу по дальнейшему развитию системы питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений города Москвы на период 2007-2009 гг. (далее - Программа) согласно приложению. 2. Определить приоритетными направлениями развития системы питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений города Москвы: - обеспечение безопасности питания и недопущение использования в питании обучающихся замороженного мяса импортного и отечественного и выработанных из него продуктов, рыбы, выращенной в искусственных водоемах с применением специальных кормов и антибиотиков, молока и молочных продуктов, выработанных из и с использованием сухого и регенерированного молока, пищевых продуктов, содержащих генно-модифицированные организмы и их производные, продукции, выработанной с применением искусственных подсластителей (аспартама и др.), консервантов, красителей, ароматизаторов, улучшителей вкуса и прочих ненатуральных ингредиентов; - повышение качества пищевой ценности, сбалансированности и доступности питания; - развитие и укрепление материально-технической базы действующих предприятий питания при образовательных учреждениях, а также школьных комбинатов за счет установки современного высокопроизводительного и энергосберегающего оборудования; - развитие информационных технологий и совершенствование автоматизированных средств управления и контроля за качеством и безопасностью питания. 3. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы, Департаменту образования города Москвы, Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы, префектурам административных округов города Москвы, отраслевым и функциональным органам исполнительной власти города Москвы организовать выполнение Программы (п. 1). 4. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы: 4.1. Совместно с Департаментом образования города Москвы до 1 января 2008 г. разработать и представить в установленном порядке концепцию проекта закона города Москвы "О питании обучающихся, воспитанников образовательных учреждений в городе Москве". 4.2. До 1 января 2008 г. совместно с префектурой Северо - Восточного административного округа города Москвы, Департаментом образования города Москвы отработать типовую логистическую схему работы школьных комбинатов питания для ее использования в системе школьного питания города. 5. Установить, что реализация мероприятий Программы осуществляется на основе государственных контрактов на закупку и поставку продукции для государственных нужд, заключаемых государственными заказчиками с исполнителями в установленном порядке. 6. В целях усиления контроля за организацией питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений города Москвы, ассортиментом, качеством и безопасностью поставляемого сырья и продовольствия, проведения его экспертизы, а также недопущения поставок продукции, содержащей генно-модифицированные организмы (ГМО), на предприятия питания при образовательных учреждениях согласиться с предложением Департамента образования города Москвы о создании при Департаменте потребительского рынка и услуг города Москвы Межведомственной экспертной группы по мониторингу ассортимента, качества и безопасности поставляемого сырья и продовольствия для организации питания обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях города Москвы. 7. Руководителю Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы возглавить Межведомственную экспертную группу по мониторингу ассортимента, качества и безопасности поставляемого сырья и продовольствия для организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях города Москвы и до 1 сентября 2007 г. утвердить ее состав и порядок деятельности. 8. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы, Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы по согласованию с Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы, Департаментом образования города Москвы, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве рекомендовать предприятиям пищевой промышленности ежегодно предусматривать выпуск новых видов витаминизированной продукции в мелкой расфасовке для использования в питании обучающихся, воспитанников образовательных учреждений города. 9. Утратил силу. 10. Предложить Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы, Департаментом образования города Москвы ежегодно вносить корректировки или разрабатывать новые примерные варианты меню для организации питания обучающихся, воспитанников во всех типах образовательных учреждений города Москвы с учетом сбалансированности энергетических затрат детей и подростков различных возрастных групп. 11. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы совместно с Государственной инспекцией города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве, Комитетом ветеринарии города Москвы, Департаментом образования города Москвы в соответствии с их полномочиями: 11.1. Проводить плановые комплексные проверки предприятий пищевой промышленности, оптовой торговли, дошкольного и школьного питания по вопросам соблюдения условий производства, закупки, хранения, реализации, обеспечения качества и безопасности пищевой продукции, используемой для организации питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений города Москвы, в том числе по содержанию ГМО. 11.2. Обеспечить постоянный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и города Москвы по качеству и безопасности пищевых продуктов. 12. Департаменту здравоохранения города Москвы обеспечить на безвозмездной основе ежегодное прохождение работниками предприятий школьного питания медицинских обследований на базе кожно - венерологических диспансеров, городских поликлиник и лабораторий Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве". 13. Департаменту образования города Москвы: 13.1. При проведении конкурсов на предоставление государственного заказа на право организации питания, поставки продукции для организации питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений города Москвы согласовывать конкурсную документацию с Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы, Департаментом продовольственных ресурсов города Москвы, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве, Государственной инспекцией города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. 13.2. Предоставлять на безвозмездной основе предприятиям питания - победителям городского конкурса на право организации питания обучающихся, воспитанников и сотрудников образовательных учреждений производственные и складские помещения с оформлением имущественных отношений в установленном порядке, торгово-технологическое, холодильное и весоизмерительное оборудование, силовую электроэнергию, горячую и холодную воду, отопление и освещение для приготовления и отпуска пищи в образовательных учреждениях. 13.3. Предусматривать предварительное согласование технических характеристик современного торгово-технологического оборудования, приобретаемого за счет бюджетных средств, для предприятий питания при образовательных учреждениях, подлежащих капитальному ремонту или реконструкции, с Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы. 13.4. Совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы и префектурами административных округов города Москвы в рамках создания комплексной многоцелевой информационной системы "Карта учащегося" развивать систему расчетов за питание с применением "Карты учащегося" в образовательных учреждениях города Москвы. 13.5. При участии Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве, Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы ежегодно проводить приемку государственных образовательных учреждений на готовность к новому учебному году, в том числе их пищеблоков с оформлением "Паспорта школьного пищеблока". 13.6. Осуществлять финансирование мероприятий Программы за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на 2007 год и в перспективном финансовом плане на 2008-2009 гг. 13.7. До 1 октября 2007 г. подготовить и внести в Правительство Москвы предложения о дополнительном выделении финансовых средств на питание обучающихся, воспитанников образовательных учреждений города Москвы с 1 января 2008 г. 14. Возложить функции государственного заказчика на проектирование и строительство нового комбината школьного питания по адресу: ул. Икшинская, вл. 10б в Северном административном округе города Москвы и проведение работ по реконструкции и капитальному ремонту государственных школьных комбинатов питания на Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы. 15. Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы обеспечить контроль за ходом проектирования и строительства нового комбината школьного питания по адресу: ул. Икшинская, вл. 10б в Северном административном округе города Москвы с учетом сроков разработки проектно-сметной документации и источников финансирования. 16. Москомархитектуре по согласованию с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве, Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы и Департаментом образования города Москвы при разработке новых типовых проектов школ, учреждений начального и среднего профессионального образования предусматривать проектные решения пищеблоков с учетом нормируемого числа посадок и количества обучающихся, использования современных технологий приготовления пищи, новых форм обслуживания обучающихся, системы расчета за питание с использованием "Карты учащегося" (после проработки вопроса в соответствии с п. 13.4 настоящего постановления) и оснащения высокопроизводительным технологическим, а также инженерным оборудованием: - системами обеззараживания воды и воздуха, в том числе с применением ультрафиолетовых технологий; - системами видеонаблюдения, тревожной сигнализацией в целях обеспечения антитеррористической и противодиверсионной защиты. 17. Департаменту экономической политики и развития города Москвы предусматривать в адресных инвестиционных программах города Москвы: 17.1. На 2008-2009 гг. по заявке государственного заказчика Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы выделение финансовых средств на проектирование и строительство нового комбината школьного питания по адресу: ул. Икшинская, вл. 10б, на проектирование и реконструкцию ГУП Комбинату школьного питания (ул. Изумрудная, д. 5), ГУП "Школьник" ЮАО (Борисовский пр., д. 14) за счет и в пределах лимитов капитальных вложений, установленных государственному заказчику на соответствующий период. 17.2. На 2008 год по заявке государственного заказчика Москомархитектуры расходы на разработку среднесрочной отраслевой схемы размещения и потребности города в школьных комбинатах по производству полуфабрикатов и готовой кулинарной продукции за счет и в пределах лимитов капитальных вложений, выделяемых государственному заказчику. 18. Префектурам административных округов города Москвы ежегодно на заседаниях коллегий, оперативных совещаниях заслушивать вопросы организации питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений города Москвы и реализации мероприятий Городской целевой программы по дальнейшему развитию системы питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений города Москвы на период 2007 - 2009 гг. 19. Считать целесообразным ведение паспортов безопасности на всех комбинатах школьного питания в соответствии с требованиями, предусмотренными распоряжением Правительства Москвы от 3 ноября 2004 г. N 2196-РП "Об усилении мер безопасности на крупных объектах потребительского рынка и услуг в Москве" и распоряжением Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы от 23 марта 2005 г. N 07 "О ведении Реестра по учету паспортов безопасности крупных объектов потребительского рынка и услуг". 20. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы по представлении материалов Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы, Департаментом образования города Москвы и префектурами административных округов города Москвы организовать в городских и центральных средствах массовой информации регулярное освещение вопросов организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города Москвы. 21. Установить, что для обеспечения мониторинга за ходом реализации Программы: 21.1. Координатор Программы - Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы ежегодно представляет в Департамент экономической политики и развития города Москвы до 1 марта отчет о ходе выполнения программных мероприятий за отчетный год и до 15 ноября - отчет за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом выполнении за год. 21.2. Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города Москвы, являющиеся исполнителями Программы, и префектуры административных округов города Москвы ежегодно представляют в Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы до 15 февраля отчеты о ходе выполнения программных мероприятий за отчетный год и до 1 ноября - отчет за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом выполнении за год. 22. Отменить распоряжение Правительства Москвы от 26 сентября 2003 г. N 1717-РП "О дальнейшем совершенствовании организации дополнительного питания обучающихся путем внедрения новой формы обслуживания в образовательных учреждениях города Москвы". 23. Признать утратившими силу: 23.1. Постановление Правительства Москвы от 18 июля 2000 г. N 546 "О городской программе "Совершенствование организации питания учащихся города на основе внедрения новых технологий приготовления пищи и форм обслуживания на период с 2000 до 2003 года". 23.2. Постановление Правительства Москвы от 6 июля 2004 г. N 468-ПП "О Городской программе "Совершенствование организации питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений города Москвы на период 2004-2006 гг.". 24. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Малышкова В.И. и префектов административных округов города Москвы. Мэр Москвы Ю.М. Лужков 28 августа 2007 г. N 736-ПП Приложение к постановлению Правительства Москвы от 28 августа 2007 года N 736-ПП ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА МОСКВЫ НА ПЕРИОД 2007-2009 ГГ. 1. Паспорт Программы ----------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Городская целевая программа по дальнейшему развитию | | Программы | системы питания обучающихся, воспитанников | | | образовательных учреждений города Москвы на период | | | 2007-2009 гг. | |----------------|----------------------------------------------------------| | Основание для | Постановление Правительства Москвы от 29 августа 2006 г. | | разработки | N 647-ПП "О Городской целевой программе развития | | Программы | потребительского рынка и услуг города Москвы на | | | 2007-2009 гг." | |----------------|----------------------------------------------------------| | Государственный| Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы.| | заказчик- | Руководитель Программы - министр Правительства Москвы | | координатор | Малышков В.И. | | Программы | | |----------------|----------------------------------------------------------| | Государственные| Департамент образования города Москвы. | | заказчики | Департамент здравоохранения города Москвы. | | Программы | Департамент социальной защиты населения города Москвы. | | | Департамент экономической политики и развития города | | | Москвы. | | | Департамент имущества города Москвы. | | | Департамент науки и промышленной политики города Москвы. | | | Департамент продовольственных ресурсов города Москвы. | | | Комитет по архитектуре и градостроительству города | | | Москвы. | | | Управление Роспотребнадзора по городу Москве. | | | Префектуры административных округов города Москвы | |----------------|----------------------------------------------------------| | Разработчики | Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы.| | Программы | Департамент образования города Москвы. | | | Отраслевые и функциональные департаменты, комитеты | | | и управления города Москвы. | | | Управление Роспотребнадзора по городу Москве. | | | Префектуры административных округов города Москвы. | | | Окружные управления образования города Москвы | |----------------|----------------------------------------------------------| | Сроки и этапы | 2007-2009 гг.: | | выполнения | 1 этап - 2007 год; | | Программы | 2 этап - 2008 год; | | | 3 этап - 2009 год | |----------------|----------------------------------------------------------| | Цель | Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, | | Программы | обеспечение обучающихся, воспитанников образовательных | | | учреждений города Москвы высококачественным, безопасным, | | | сбалансированным питанием, исключающим использование | | | пищевых продуктов, содержащих генно-модифицированные | | | организмы | |----------------|----------------------------------------------------------| | Основные | Совершенствование организации, повышение качества, | | задачи | сбалансированности и обеспечение безопасности | | Программы | питания обучающихся | | |----------------------------------------------------------| | | Развитие материально-технической базы системы питания | | | обучающихся образовательных учреждений. | | | Совершенствование нормативно-правового регулирования, | | | повышение квалификации кадров, обеспечение охраны | | | труда на предприятиях школьного питания | | |----------------------------------------------------------| | | Развитие информационных технологий и совершенствование | | | автоматизированных средств управления и контроля. | | | Совершенствование организации питания обучающихся и | | | студентов в учреждениях среднего профессионального | | | образования города Москвы | |----------------|----------------------------------------------------------| | Основные | Совершенствование организации, повышение качества, | | мероприятия | сбалансированности и обеспечение безопасности питания | | Программы | обучающихся образовательных учреждений: | | | - улучшение рационов питания обучающихся, | | | воспитанников образовательных учреждений, повышение | | | процента охвата горячим питанием обучающихся старших | | | классов за счет средств родителей; | | | - дальнейшее развитие индустриализации производства | | | школьного питания; | | | - совершенствование организации контроля качества | | | сырья и готовых рационов питания на предприятиях | | | школьного питания; | | | - использование экологически безопасных продуктов, | | | не содержащих генно-модифицированные организмы, и | | | продуктов с повышенной пищевой и биологической | | | ценностью в рационах питания обучающихся; | | | - совершенствование организации питьевого режима | | | в образовательных учреждениях; | | | - формирование у детей и подростков рационального | | | пищевого поведения и знаний об основах здорового | | | питания; | | | - организация системы мониторинга питания обучающихся | | | образовательных учреждений. | | | Развитие материально-технической базы системы питания | | | обучающихся образовательных учреждений. | | | Проектирование и строительство новых предприятий | | | школьного питания: | | | - проектирование и строительство новых комбинатов | | | школьного питания. | | | - открытие новых предприятий питания при школах; | | | - проектирование и строительство завода молочных | | | продуктов для организации школьного питания. | | | Реконструкция и модернизация действующих предприятий | | | школьного питания: | | | - реконструкция и модернизация комбинатов школьного | | | питания; | | | - реконструкция и модернизация предприятий питания при | | | школах; | | | - замена оборудования на предприятиях школьного питания | | | под новые технологии приготовления пищи и формы | | | обслуживания. | | | Совершенствование нормативно-правового регулирования | | | системы питания, повышение квалификации кадров, | | | обеспечение охраны труда на предприятиях школьного | | | питания: | | | - развитие договорных и имущественных отношений в сфере | | | школьного питания; | | | - подготовка и повышение квалификации кадров; | | | - обеспечение охраны труда на предприятиях школьного | | | питания; | | | - обеспечение безопасности и антитеррористической | | | деятельности на предприятиях школьного питания. | | | Развитие информационных технологий и совершенствование | | | автоматизированных средств управления и контроля: | | | - организация информационного мониторинга сферы | | | школьного питания. | | | Совершенствование организации питания обучающихся в | | | учреждениях среднего профессионального образования | | | города Москвы: | | | - развитие и совершенствование материально-технической | | | базы предприятий питания при учреждениях среднего | | | профессионального образования; | | | - создание и модернизация ресурсных центров на базе | | | профильных колледжей; | | | - внедрение новых технологий приготовления пищи, | | | форм и методов обслуживания; | | | - разработка и апробация современных типовых рационов | | | питания для обучающихся учреждений среднего | | | профессионального образования | |----------------|----------------------------------------------------------| | Объемы | Общий объем финансирования - 337,1 млн. рублей, в том | | и источники | числе по годам реализации: | | финансирования |----------------------------------------------------------| | | | |2007 г.|2008 г.|2009 г.|Всего | | | |------------------------|-------|-------|-------|-------| | | |Бюджет города Москвы | - | 5,0 | - | 5,0 | | | |------------------------|-------|-------|-------|-------| | | |В том числе: | | | | | | | |------------------------|-------|-------|-------|-------| | | |Бюджетные инвестиции | - | 5,0 | - | 5,0 | | | |(0411) | | | | | | | |------------------------|-------|-------|-------|-------| | | |Целевой бюджетный фонд | 41,2| 1,8 | 2,2 | 45,2 | | | |развития территорий | | | | | | | |города Москвы | | | | | | | |------------------------|-------|-------|-------|-------| | | |Федеральный бюджет | - | - | - | - | | | |------------------------|-------|-------|-------|-------| | | |Внебюджетные источники | 98,7|101,6 | 86,6 |286,9 | | | |------------------------|-------|-------|-------|-------| | | |Итого | 139,9|108,4 | 88,8 |337,1 | | |----------------------------------------------------------| |----------------|----------------------------------------------------------| | Ожидаемые |----------------------------------------------------------| | результаты | |Целевой показатель (результат) |2007 г.|2008 г.|2009 г.| | реализации | |Программы | | | | | Программы | |--------------------------------|-------|-------|-------| | | |Уровень охвата обучающихся | 86 | 88 | 90 | | | |системой организованного | | | | | | |питания, % | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-------| | | |Уровень пищевой и биологической | 80 | 82 | 85 | | | |ценности рационов школьного | | | | | | |питания в % к рекомендуемым | | | | | | |суточным физиологическим нормам | | | | | | |потребления | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-------| | | |Удельный вес продукции с | 80 | 83 | 85 | | | |повышенной пищевой и | | | | | | |биологической ценностью в общем | | | | | | |объеме продукции школьного | | | | | | |питания, % | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-------| | | |Степень индустриализации | 80 | 90 |100 | | | |производства продукции школьного| | | | | | |питания (удельный вес рационов | | | | | | |питания с использованием | | | | | | |продукции высокой степени | | | | | | |готовности), % | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-------| | | |Удельный вес новых технологий | 77 | 80 | 84 | | | |приготовления пищи и форм | | | | | | |обслуживания в системе школьного| | | | | | |питания, % | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-------| | | |Привлечение инвестиционных | 98,7 |101,6 | 86,6 | | | |ресурсов из негосударственных | | | | | | |источников (средства предприятий| | | | | | |инвесторов и др.) в развитие | | | | | | |предприятий школьного питания, | | | | | | |млн. рублей | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-------| | | |Создание новых рабочих мест, | 142 |137 |152 | | | |раб. места | | | | | |----------------------------------------------------------| |----------------|----------------------------------------------------------| | Ответственные | Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы.| | исполнители | Департамент образования города Москвы. | | основных | Департамент здравоохранения города Москвы. | | мероприятий | Департамент социальной защиты населения города Москвы. | | Программы | Департамент экономической политики и развития города | | | Москвы. | | | Департамент имущества города Москвы. | | | Департамент науки и промышленной политики города Москвы. | | | Департамент продовольственных ресурсов города Москвы. | | | Департамент градостроительной политики, развития и | | | реконструкции города Москвы. | | | Комитет по архитектуре и градостроительству города | | | Москвы. | | | Департамент физической культуры и спорта города Москвы. | | | Управление Роспотребнадзора по городу Москве. | | | Префектуры административных округов города Москвы. | | | Окружные управления образования города Москвы. | | | Предприятия и организации школьного питания, оптовой | | | торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности, | | | другие организации, участвующие в выполнении | | | мероприятий Программы на основании государственных | | | контрактов, заключенных в установленном порядке | |----------------|----------------------------------------------------------| | Система | Управление и контроль за реализацией Программы | | организации | осуществляют Координационный совет и персональный | | управления и | руководитель Программы. | | контроля за | Конкурсный отбор исполнителей Программы осуществляют | | исполнением | (в пределах своих полномочий) Департамент города Москвы | | | по конкурентной политике, Департамент потребительского | | | рынка и услуг города Москвы, государственные заказчики | | | мероприятий Программы, префектуры административных | | | округов города Москвы. | | | Финансирование Программы возлагается на Департамент | | | экономической политики и развития города Москвы в части | | | выделения средств бюджета города Москвы. | | | Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы | | | представляет ежегодно отчет о выполнении Программы | | | в Департамент экономической политики и развития города | | | Москвы в сроки: до 1 марта - за отчетный год, | | | до 15 ноября - за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом | | | выполнении за год | ----------------------------------------------------------------------------- 2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа, и оценка сложившейся ситуации В системе образовательных учреждений города Москвы воспитывается и обучается свыше 1113 тыс. детей и подростков, или около 10,7% всего населения столицы. Питание, в том числе в организованных коллективах, где они проводят большую часть своего времени, является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье подрастающего поколения москвичей. Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создает условия для их адаптации к современной жизни. Правительством Москвы проводится большая работа, направленная на совершенствование организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях. Начиная с 1995 года из бюджета города финансируется бесплатное питание учащихся младших классов общеобразовательных школ и учащихся из многодетных и социально незащищенных семей. С 2000 года в сфере школьного питания используется программно - целевой подход к решению задач государственной координации и развития: последовательно разрабатываются и реализуются городские целевые программы на среднесрочную перспективу. Их итогом стали положительные тенденции и практические результаты в области повышения качества и сбалансированности рационов питания учащихся, обеспечения его безопасности, развития материально-технической базы сферы школьного питания, внедрения новых индустриальных технологий приготовления пищи, форм и методов обслуживания. За период реализации Городской целевой программы "Совершенствование организации питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений города Москвы на 2004-2006 гг.", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 6 июля 2004 г. N 468-ПП, проведена техническая модернизация 343 школьных пищеблоков, введены в эксплуатацию 48 пищеблоков в школах-новостройках. Капитально отремонтированы 6 государственных комбинатов школьного питания; на 8 комбинатах оборудованы дополнительные цеха по производству выпечных, кондитерских изделий, хлеба, по очистке и фасовке очищенных овощей, по выпуску макаронных изделий, мясных полуфабрикатов и т.д. Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы совместно с Управлением Роспотребнадзора по городу Москве и Институтом питания РАМН разработано научно обоснованное 24-дневное меню для питания учащихся с использованием в рационах школьного питания продуктов повышенной пищевой и биологической ценности, обогащенных микронутриентами. Увеличены объемы выпуска, и расширен ассортимент этих продуктов (более 120 наименований), а также продуктов в мелкой расфасовке на предприятиях пищевой промышленности города. В 77% московских общеобразовательных школ внедрены новые современные формы обслуживания, включая организацию питания по типу "шведского стола" и "бортового питания" с комплектацией готового рациона на базовых комбинатах. В целях повышения охвата обучающихся системой организованного питания с привлечением родительских средств расширен ассортимент буфетной продукции, горячих блюд, внедрены новые формы быстрого обслуживания через дополнительно оборудованные в 373 школах мини-линии раздачи, фитобары, мини-кафе, Интернет-кафе. В 1029 школах установлены торговые автоматы по продаже прохладительных напитков и кондитерских изделий. В результате осуществления этих мероприятий более 374 тыс. старшеклассников (85,8%) в настоящее время получают организованное питание за бюджетные и родительские средства. В 2006 году в 21 школе города внедрена система расчетов за питание с применением карты учащегося. Повышены требования к качеству и безопасности продукции, используемой в школьном питании, в том числе при конкурсном отборе исполнителей городского заказа на организацию питания учащихся в образовательных учреждениях. Для организации ежедневного контроля за ассортиментом, качеством, ценами и объемами поставок продукции школьного питания используется городская информационная система (ГИС) "Школьное питание". Вместе с тем в развитии системы питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города имеется ряд сложных, многоаспектных проблем, требующих своего решения в ближайшей и среднесрочной перспективе. В первую очередь, речь идет о качестве и безопасности питания детей и подростков, особенно в условиях увеличивающейся опасности поступления на продовольственный рынок города пищевых продуктов, содержащих генно-модифицированные организмы. В соответствии с Законом города Москвы "О продовольственной безопасности города Москвы" от 12 июля 2006 г. N 39 требуется принятие дополнительных мер, обеспечивающих усиление контроля за ассортиментом, качеством и безопасностью сырья и продовольствия, поставляемого на предприятия дошкольного и школьного питания, недопущение использования в организованном питании детей и подростков пищевых продуктов, полученных с применением методов генной инженерии. Практическое внедрение полноценных сбалансированных рационов питания должно обеспечиваться за счет реализации комплекса мер по развитию материально-технической базы комбинатов школьного питания и предприятий питания при образовательных учреждениях (с переводом их на 100% индустриальные технологии производства продукции) и дальнейшему распространению прогрессивных форм и методов обслуживания и поддерживаться мерами по привлечению родительских средств для организации питания обучающихся при выделении необходимых субсидий из средств городского бюджета. Необходима активизация работ по внедрению системы медико-биологического и социального мониторинга питания обучающихся, а также по разработке научно обоснованных рационов для детей и подростков различных возрастов при организации питания во всех типах образовательных учреждений. Актуальной задачей является распространение положительного опыта организации школьного питания на сферы питания детей в дошкольных учреждениях и обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования. Узловые проблемы организации питания детей и подростков в образовательных учреждениях города: - обеспечение безопасности, повышение качества, сбалансированности и доступности питания; - недопущение использования при организации питания пищевых продуктов, содержащих генно-модифицированные организмы; - совершенствование организации и нормативно-правового регулирования системы питания; - создание современной материально-технической базы при активной технологической и производственной политике; - развитие информационных технологий и автоматизированных средств управления, мониторинга и контроля - являются предметом разработки Городской целевой программы по дальнейшему развитию системы питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений города Москвы на период 2007-2009 гг. 3. Цель и задачи Программы С учетом итогов развития системы школьного питания за предшествующий период, необходимости решения существующих и прогнозируемых проблем и поддержки положительных тенденций в организации питания детей и подростков в образовательных учреждениях города основные положения Городской целевой программы по дальнейшему развитию системы питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений города Москвы на период 2007-2009 гг. определяются следующим образом. Главная цель Программы состоит в сохранении и укреплении здоровья детей и подростков, обеспечении обучающихся, воспитанников образовательных учреждений города Москвы высококачественным, безопасным, сбалансированным питанием, исключающим использование пищевых продуктов, содержащих генно-модифицированные организмы. Программа носит комплексный, межотраслевой и межведомственный характер и направлена на решение медико-биологических, производственно - технологических, организационных, научных, кадровых и инвестиционных проблем питания детей и подростков. Основные задачи Программы предусматривают: - совершенствование организации, повышение качества, сбалансированности и обеспечение безопасности питания обучающихся; - развитие материально-технической базы системы питания обучающихся образовательных учреждений; - совершенствование нормативно-правового регулирования, повышение квалификации кадров, обеспечение охраны труда на предприятиях школьного питания; - развитие информационных технологий и совершенствование автоматизированных средств управления и контроля; - совершенствование организации питания обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования города Москвы. Программа разработана в соответствии с прогнозом социально - экономического развития города Москвы на период до 2010 года, в том числе прогнозируемым ростом валового регионального продукта и реальных доходов населения с учетом ожидаемой инфляции на продовольственные товары (таблица 1) <1>, и прогнозом численности обучающихся, воспитанников государственных образовательных учреждений города (таблица 2) <2>. -------------------------------- <1> Постановление Правительства Москвы от 27.06.2006 N 449-ПП "О прогнозе социально-экономического развития города Москвы до 2010 года". <2> По данным Департамента образования города Москвы. Таблица 1 ПРОГНОЗ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ И ИНДЕКСА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ -------------------------------------------------------------------- | |Отчет |Прогноз | | |2006 г. |------------------------------| | | |2007 г. |2008 г. |2009 г. | |------------------------|----------|----------|---------|---------| | Рост валового |109,0 | 107,5 | 107,5 | 107,5 | | регионального продукта |(оценка) | | | | | в % к предыдущему году | | | | | | в сопоставимых ценах | | | | | |------------------------|----------|----------|---------|---------| | Рост реальных |111,0 | 106,9 | 106,8 | 105,9 | | располагаемых денежных| | | | | | доходов населения в % | | | | | | к предыдущему году | | | | | |------------------------|----------|----------|---------|---------| | Среднегодовой индекс |109,3 | 108,0 | 107,0 | 107,0 | | потребительских цен, % | | | | | -------------------------------------------------------------------- Наиболее вероятный сценарий развития сферы питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений города Москвы предполагает сохранение в период 2007-2009 годов достигнутых высоких темпов роста валового регионального продукта и реальных доходов населения, что позволит, с одной стороны, сохранить действующий механизм и поддерживать в необходимых объемах субсидии на питание детей и подростков из средств городского бюджета и, с другой стороны, увеличить степень их охвата горячим двухразовым питанием за счет средств родителей. Объемы расходов на питание детей и подростков в образовательных учреждениях города Москвы устанавливаются в соответствии с прогнозом численности соответствующих категорий обучающихся и воспитанников и ежегодно индексируются исходя из ожидаемого уровня инфляции на продовольственные товары. По данным Департамента образования города Москвы, ожидается, что в 2009 году численность воспитанников детских дошкольных учреждений возрастет по сравнению с 2006 годом на 16,8%, обучающихся общеобразовательных учреждений - на 7,5%, обучающихся в системе профессионального образования - на 2,2%. Темпы инфляции на продовольственные товары в период реализации Программы прогнозируются со снижением со 108,0% в 2007 году до 105,5 в 2009 году. Таблица 2 ПРОГНОЗ ЧИСЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА МОСКВЫ В 2007-2009 ГОДАХ --------------------------------------------------------------------- | Категории |2006 г. |Прогноз | | обучающихся, |(факт) |----------------------------------| | воспитанников | |2007 г. |2008 г. |2009 г. | |--------------------|-----------|----------|-----------|-----------| | Обучающиеся | 780291 | 818670 | 830011 | 838902 | | общеобразовательных| | | | | | учреждений | | | | | |--------------------|-----------|----------|-----------|-----------| | Обучающиеся | 92815 | 93894 | 94474 | 94833 | | среднего | | | | | | профессионального | | | | | | образования | | | | | --------------------------------------------------------------------- Целевые показатели Программы устанавливаются в соответствии с наиболее вероятным сценарием развития сферы питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений города Москвы (таблица 3). Таблица 3 ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА МОСКВЫ НА ПЕРИОД 2007-2009 ГГ. ---------------------------------------------------------------------- |N | Целевой показатель |2006 г.|Прогноз | |п/п| (результат) Программы |(факт) |------------------------| | | | |2007 г.|2008 г. |2009 г.| |---|-------------------------------|-------|-------|--------|-------| |1. | Уровень охвата обучающихся | 85 | 86 | 88 | 90 | | | системой организованного | | | | | | | питания, % | | | | | |---|-------------------------------|-------|-------|--------|-------| |2. | Уровень пищевой и | 78 | 80 | 82 | 85 | | | биологической ценности | | | | | | | рационов школьного питания | | | | | | | в % к рекомендуемым суточным | | | | | | | физиологическим нормам | | | | | | | потребления | | | | | |---|-------------------------------|-------|-------|--------|-------| |3. | Удельный вес продукции с | 77 | 80 | 83 | 85 | | | повышенной пищевой и | | | | | | | биологической ценностью в | | | | | | | общем объеме продукции | | | | | | | школьного питания, % | | | | | |---|-------------------------------|-------|-------|--------|-------| |4. | Степень индустриализации | 75 | 80 | 90 | 100 | | | производства продукции | | | | | | | школьного питания (удельный | | | | | | | вес рационов питания с | | | | | | | использованием продукции | | | | | | | высокой степени готовности), %| | | | | |---|-------------------------------|-------|-------|--------|-------| |5. | Удельный вес новых технологий | 75 | 77 | 80 | 84 | | | приготовления пищи и форм | | | | | | | обслуживания в системе | | | | | | | школьного питания, % | | | | | |---|-------------------------------|-------|-------|--------|-------| |6. | Привлечение инвестиционных | 68,3 | 98,7| 101,6 | 86,6 | | | ресурсов из негосударственных | | | | | | | источников (средства | | | | | | | предприятий, инвесторов и | | | | | | | др.) в развитие предприятий, | | | | | | | млн. руб. | | | | | |---|-------------------------------|-------|-------|--------|-------| |7. | Создание новых рабочих мест, | 90 | 142 | 137 | 152 | | | раб. места | | | | | ---------------------------------------------------------------------- Указанные показатели могут быть скорректированы при изменении внешних факторов социально-экономического развития (раздел 7). 4. Приоритетные направления Программы Исходя из сформулированных целей и задач предусматривается следующая структура Программы по приоритетным направлениям развития системы питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города Москвы на 2007-2009 годы (рис. 1). Рис. 1. Приоритетные направления Программы ------------------------------------------------------------------------------- | -------------------------------------------- | | |Городская целевая программа | | | |по дальнейшему развитию системы питания | | | |обучающихся, воспитанников образовательных| | | |учреждений города Москвы на период | | | |2007-2009 гг. | | | -------------------------------------------- | | | | | -------------------------- | | |Приоритетные направления| | | -------------------------- | | | | | ----------------------------------------------------- | | | | | | | -------------------------------------- | | | | | Обеспечение качества и безопасности| | | | | | питания и недопущение использования| | | | | | в питании обучающихся замороженного| | | | | | мяса импортного и отечественного и | | | | | | выработанных из него продуктов, | | | | | | рыбы, выращенной в искусственных | | | | | | водоемах с применением специальных |------------------------------------- | | | кормов и антибиотиков, молока и | |Развитие ||Совершенствование| | | | молочных продуктов, выработанных из| |материально- ||организации | | | | и с использованием сухого и | |технической ||питания | | | | регенерированного молока, пищевых | |базы системы ||обучающихся в | | | | продуктов, содержащих | |питания ||учреждениях | | | | генно-модифицированные организмы и | |обучающихся в ||среднего | | | | их производные, продукции, | |образовательных||профессионального| | | | выработанной с применением | |учреждениях ||образования | | | | искусственных подсластителей |------------------------------------- | | | (аспартама и др.), консервантов, | | | | искусственных красителей, | | | | ароматизаторов, улучшителей вкуса | | | | и прочих ненатуральных ингредиентов| | | -------------------------------------- | | | | --------------- -------------------- --------------- ------------------ | | | Обеспечение | |Повышение | |Осуществление| |Индустриализация| | | | санитарно- | |качества и | |организации | |производства, | | | | технического| |пищевой ценности | |контроля за | |переход на | | | | состояния | |сбалансированности| |качеством, | |полное снабжение| | | | комбинатов | |рационов питания | |безопасностью| |полуфабрикатами | | | | школьного |--------------------- |питания, |------------------- | | | питания | |отсутствием | | | --------------- |продукции, | | | | |содержащей | | | | | |ГМО | | | | | --------------- | | | ----------------------------------------------------------------------- | | | | | ----------------------------------------------------------------------- | | ----------------- ---------------- ---------------- ------------- | | | Инвестирование| |Нормативно- | |Информационно-| |Кадровое | | | | в развитие | |правовое | |правовое | |обеспечение| | | | школьных | |обеспечение | |обеспечение | | | | | | предприятий |----------------- ---------------- ------------- | | | питания | | | ----------------- | ------------------------------------------------------------------------------- В отличие от предыдущих программ по совершенствованию организации питания учащихся общеобразовательных школ города <3> Программа на 2007-2009 годы предусматривает распространение положительного опыта организации школьного питания на сферы питания детей в дошкольных учреждениях и обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования. Наряду с общими для всей системы специфические задачи улучшения организации питания обучающихся и воспитанников в этих учреждениях нашли свое отражение в рамках соответствующих приоритетных направлений. -------------------------------- <3> См.: Городская программа "Совершенствование организации питания учащихся города на основе внедрения новых технологий приготовления пищи и форм обслуживания на период с 2000 до 2003 года" (утверждена постановлением Правительства Москвы от 18.07.2000 N 546); Городская программа "Совершенствование организации питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений города Москвы на период 2004-2006 гг." (утверждена постановлением Правительства Москвы от 06.07.2004 N 468-ПП). Достижение конечной социальной цели Программы - обеспечение рационального, сбалансированного и высококачественного питания детей и подростков в образовательных учреждениях города Москвы на основе внедрения новых технологий приготовления пищи, форм и методов обслуживания требует дальнейшего развития и укрепления материально-технической базы системы школьного питания. Программой предусматриваются проектирование и строительство современного комбината школьного питания в Северном административном округе, а также подготовка и проведение инвестиционных конкурсов по проектированию и строительству 2 комбинатов школьного питания в Юго-Западном и Юго-Восточном административных округах, которые будут построены на средства частных инвесторов. В 4 действующих комбинатах школьного питания в 2007-2009 годах будут осуществлены реконструкция и комплексная модернизация производства; в 11 - организованы специализированные цеха и линии по производству продукции высокой степени готовности (полуфабрикатов, кулинарных, выпечных изделий, салатов и т.д.). Кроме того, комбинаты школьного питания приобретут более 260 единиц современного высокопроизводительного торгово-технологического оборудования. Дальнейшее развитие получит материально-техническая база предприятий питания при общеобразовательных школах. Программой намечается ввод в эксплуатацию 40 столовых и 10 блоков начальных классов при школах-новостройках. В целях расширения охвата обучающихся организованным питанием за счет средств родителей будут открыты 208 дополнительных предприятий питания при действующих школах (фитобары, Интернет-бары, мини-кафе-бары). В период 2007-2009 годов предусматривается проведение капитальных ремонтов в 45 школах; в 246 пищеблоках будет произведена замена устаревшего на современное высокопроизводительное оборудование под новые технологии приготовления пищи, формы и методы обслуживания (конвекционные печи, линии раздачи, посудомоечные машины и т.д.). Для ликвидации имеющегося отставания в развитии материально - технической базы предприятий питания при учреждениях среднего профессионального образования предполагается проведение ремонтов в 98 столовых и буфетах при 66 учреждениях среднего профессионального образования города (46% от общего количества предприятий) и модернизация торгово-технологического оборудования в 110 пищеблоках при 76 учреждениях (51%). Будет осуществлено строительство новых предприятий питания при 2 учреждениях среднего профессионального образования, в ряде учреждений появятся дополнительные предприятия питания. В соответствии с новыми рационами питания с использованием полуфабрикатов высокой степени готовности в рамках Программы предусматривается оснащение пищеблоков при дошкольных образовательных учреждениях Москвы современным торгово-технологическим и низкотемпературным холодильным оборудованием. Для определения градостроительных перспектив развития материально-технической базы системы питания детей и подростков в образовательных учреждениях города в 2008 году будет осуществлена разработка Среднесрочной отраслевой схемы размещения и потребности в городе комбинатов по производству полуфабрикатов и готовой кулинарной продукции. Концепция Программы исходит из целесообразности сохранения в рассматриваемой перспективе до 2009 года действующего механизма субсидирования питания учащихся общеобразовательных школ из средств городского бюджета с распространением этого механизма на контингент обучающихся по программам среднего профессионального образования. Одновременно предусмотренный в Программе комплекс мер по развитию дополнительных предприятий питания при образовательных учреждениях, повышению качества и разнообразия рационов питания, а также по формированию у детей и подростков рационального пищевого поведения и знаний о принципах здорового питания призван значительно повысить процент охвата обучающихся системой организованного питания за счет средств родителей (в частности, для учащихся старших классов, не входящих в льготную категорию, до 90% в 2009 году). Приоритетными задачами в области повышения качества и сбалансированности питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города являются: - в краткосрочной перспективе (2007 год): - разработка примерных типовых вариантов меню, сбалансированных по энергетическим затратам, для детей и подростков различных возрастов для организации питания во всех типах учреждений (дошкольные, школы, школы здоровья, учреждения среднего профессионального образования, городские летние оздоровительные лагеря); - выделение и оборудование мест для обеспечения питьевого режима всех обучающихся непосредственно в образовательных учреждениях; - осуществление пилотного проекта по обеспечению обучающихся экологически безопасными натуральными молочными продуктами; - в среднесрочной перспективе (до 2009 года): - организация производства на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности города новых пищевых продуктов с повышенной пищевой и биологической ценностью, с подтвержденными экологичными характеристиками, не содержащих генно-модифицированные организмы; - дальнейшая индустриализация производства школьного питания с переходом на работу в столовых-доготовочных только с использованием продукции высокой степени готовности и в буфетах-раздаточных - с использованием быстрозамороженных готовых вторых блюд в индивидуальной упаковке; - закупка и использование при производстве рационов питания продукции, не содержащей генно-модифицированных организмов, имеющей на потребительской маркировке знак соответствия "Экологичный продукт" и обогащенной незаменимыми микронутриентами; - обеспечение перевозок продовольственных товаров, готовой продукции в предприятия питания при образовательных учреждениях специализированным и охлаждаемым транспортом. Особое внимание в Программе отведено мерам по обеспечению безопасности питания детей и подростков в образовательных учреждениях города, недопущению использования в рационах питания продукции, содержащей генно-модифицированные организмы. В этих целях предусматривается: - развитие системы производственного контроля на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности, выпускающих пищевые продукты для школьного питания; - совершенствование контроля на комбинатах школьного питания и на предприятиях питания при образовательных учреждениях за качеством и безопасностью сырья и готовой продукции, соблюдением санитарных правил и требований, включая лабораторный контроль над содержанием в продукции генно-модифицированных организмов; - проведение сертификации услуг, предоставляемых комбинатами школьного питания и предприятиями питания при образовательных учреждениях. Необходимым элементом системной организации питания детей и подростков является проведение мониторинга за состоянием здоровья обучающихся, обеспеченностью их необходимыми пищевыми веществами, качественным и количественным составом рационов питания. В организации такого мониторинга Программой предусматривается использование различных инструментов, включая информационные ресурсы ГИС "Школьное питание", а также социологические опросы учащихся. Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в системе питания обучающихся образовательных учреждений города является одним из приоритетных направлений Программы. В частности, предусматриваются развитие Комплексной многоцелевой информационной системы "Карта учащегося" и организация расчетов за питание с применением этой карты. Развитие нормативно-правового регулирования системы питания обучающихся образовательных учреждений связано с подготовкой распорядительных документов Правительства Москвы по субсидированию питания учащихся по программам среднего профессионального образования из средств городского бюджета, проведением отбора исполнителей городского заказа на организацию питания, совершенствованием договорных (гражданско-правовых) отношений между участниками системы: комбинатами школьного питания, предприятиями автомобильного транспорта, предприятиями питания при детских садах, школах и учреждениях среднего профессионального образования. В области занятости, кадрового обеспечения и охраны труда Программой предусматривается осуществление многоаспектного комплекса работ. Так, для руководителей и технологов предприятий питания будут организованы семинары и обучение по вопросам, связанным с производством и использованием в питании обучающихся продуктов и кулинарных изделий повышенной пищевой и биологической ценности. Руководители, специалисты и кадры массовых профессий комбинатов школьного питания и предприятий питания при образовательных учреждениях пройдут курсы повышения квалификации и современных требований охраны труда. На базе ряда профильных учреждений среднего профессионального образования предполагается организация ресурсных центров для подготовки квалифицированных кадров для системы школьного питания. Выпускникам будет оказываться содействие в вопросах трудоустройства, включая крупные сетевые структуры. Реализация Программы позволит не только сохранить 5000 рабочих мест в комбинатах школьного питания и на предприятиях питания при образовательных учреждениях, но и дополнительно создать более 430 новых рабочих мест. 5. Мероприятия Программы ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ |N | Наименование мероприятий |Сроки |Требуемые ресурсы, |Источник |Ответственные исполнители | |п/п | |выполнения |млн. руб. |финансирования/ | | | | | | |государственные | | | | | | |заказчики | | |--------|---------------------------|---------------|----------------------|---------------------|--------------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |--------|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |1. | Совершенствование организации питания обучающихся образовательных учреждений | |--------|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |1.1. | Организация питания |2007-2009 гг. | |Бюджет города |Департамент | | | обучающихся, | | |Москвы/ |потребительского рынка и | | | воспитанников | | |Департамент |услуг города Москвы, | | | образовательных | | |образования города |Департамент образования | | | учреждений города Москвы: |2007 г. |(3273,3) <4> |Москвы |города Москвы, | | | - бесплатное 1-разовое | | | |Департамент физической | | | питание учащихся 1-4 | | | |культуры и спорта города | | | классов; | | | |Москвы, префектуры АО, | | | - бесплатное 2-разовое | | | |предприятия школьного | | | питание учащихся из | | | |питания, образовательные | | | многодетных и социально | | | |учреждения | | | незащищенных семей в | | | | | | | соответствии с ежегодно | | | | | | | принимаемой | | | | | | | Правительством Москвы | | | | | | | Комплексной программой | | | | | | | мер социальной защиты | | | | | | | жителей города Москвы | | | | | | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | |--------------------------------- | | | <4> Финансирование осуществляется по линии Комплексной программы мер социальной защиты жителей города Москвы, | | | 2007 г. - 3273,3 млн. руб.; 2008-2009 гг. - в соответствии с коэффициентом инфляции, заложенным при расчете | | | бюджета | |--------|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |1.2. | Повышение процента охвата |2007-2009 гг. | - | - |Департамент | | | горячим питанием | | | |потребительского | | | обучающихся старших | | | |рынка и услуг города | | | классов до 90% с учетом | | | |Москвы, Департамент | | | льготной категории | | | |образования города | | | обучающихся и получающих | | | |Москвы, префектуры АО, | | | питание за родительские | | | |предприятия школьного | | | средства за счет | | | |питания | | | дополнительно открываемых | | | | | | | предприятий питания | | | | | | | (мини-кафе, фито- и | | | | | | | Интернет-бары и т.д.) | | | | | |--------|---------------------------|---------------|----------------------|---------------------|--------------------------| |1.3. | В дополнение к основной |2007-2009 гг. | - | - |Департамент | | | организации питания | | | |потребительского рынка и | | | проведение в | | | |услуг города Москвы, | | | образовательных | | | |предприятия школьного | | | учреждениях Дней | | | |питания, образовательные | | | сладкоежки, витаминных | | | |учреждения | | | дней с расширенным | | | | | | | ассортиментом натуральных | | | | | | | овощей, фруктов, соков, | | | | | | | витаминизированной | | | | | | | молочной продукции | | | | | |--------|---------------------------|---------------|----------------------|---------------------|--------------------------| |1.4. | Дальнейший этап по |2007-2009 гг. |Финансирование |Средства предприятий |Департамент | | | развитию индустриализации | |предусмотрено |школьного питания |потребительского | | | производства школьного | |пп. 3.1.2-3.1.4, | |рынка и услуг города | | | питания и переход | |3.2.2, 3.2.3, 3.2.5, | |Москвы, предприятия | | | столовых-доготовочных и | |3.2.6, 3.2.8 Программы| |школьного питания | | | буфетов-раздаточных на | | | | | | | работу только с | | | | | | | использованием продукции | | | | | | | высокой степени | | | | | | | готовности | | | | | | | (полуфабрикатов, 100% | | | | | | | очищенных овощей, | | | | | | | кулинарных, выпечных | | | | | | | изделий, салатов, хлеба в | | | | | | | нарезанном виде и т.д.) | | | | | |--------|---------------------------|---------------|----------------------|---------------------|--------------------------| |1.5. | Внедрение в пользование |2007-2009 гг. | 9,0 |Средства предприятий |Департамент | | | при организации питания | | |школьного питания |потребительского рынка и | | | обучающихся кухонной | | | |услуг города Москвы, | | | посуды и столовых | | | |предприятия школьного | | | приборов из нержавеющей | | | |питания, образовательные | | | стали | | | |учреждения | |--------|---------------------------|---------------|----------------------|---------------------|--------------------------| |1.6. | Обеспечить реализацию |2007 г. |(100,0) <5> |Бюджет города |Департамент образования | | | пилотного проекта по | | |Москвы/ |города Москвы, | | | организации питьевого | | |Департамент |окружные управления | | | режима обучающихся в | | |образования города |образования, | | | образовательных | | |Москвы |образовательные учреждения| | | учреждениях города | | | | | | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | |--------------------------------- | | | <5> Финансирование осуществляется по линии Департамента образования города Москвы | |--------|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |1.7. | Изучение организации |2007-2009 гг. | - | - |Департамент образования | | | питания обучающихся в | | | |города Москвы, предприятия| | | образовательных | | | |школьного питания, | | | учреждениях путем | | | |Департамент | | | проведения опросов, | | | |потребительского рынка и | | | анкетирования и т.п. | | | |услуг города Москвы | | | в целях корректировки | | | | | | | рационов питания учащихся | | | | | |--------|---------------------------|---------------|----------------------|---------------------|--------------------------| |