придание одним товарам вида других, при отсутствии признаков контрабанды - влечет наложение штрафа в размере от ста до трехсот процентов стоимости товаров, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с конфискацией этих товаров, а также товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием товаров, являющихся непосредственными объектами правонарушения, или взысканием стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, а также товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами правонарушения. Статья 278. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации с обманным использованием документов или средств идентификации Перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств с представлением таможенному органу Российской Федерации в качестве документов, необходимых для таможенных целей, поддельных документов, недействительных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, либо документов, относящихся к другим товарам и транспортным средствам, а также использование поддельного средства идентификации либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам, за исключением случаев, предусмотренных статьями 279 и 282 настоящего Кодекса, при отсутствии признаков контрабанды - влечет наложение штрафа в размере от ста до трехсот процентов стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с их конфискацией или с взысканием стоимости таких товаров и транспортных средств. Статья 279. Недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств Недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, то есть незаявление по установленной письменной, устной или иной форме достоверных сведений либо заявление недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей, за исключением случаев, предусмотренных статьями 258, 262, 263, 274, 275, 276, 277, 278 и 282 настоящего Кодекса, при отсутствии признаков контрабанды - влечет наложение штрафа в размере от ста до двухсот процентов стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с их конфискацией или без таковой, либо с взысканием стоимости таких товаров и транспортных средств или без такового, либо с отзывом лицензии или квалификационного аттестата или без их отзыва. Заявление недостоверных сведений, которые не влияют на принятие таможенным органом Российской Федерации решения о перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, помещении их под запрашиваемый таможенный режим, размере таможенных платежей, - влечет предупреждение либо наложение штрафа в размере до трехкратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Статья 280. Транспортировка, хранение, приобретение товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушениями таможенных правил, пользование или распоряжение ими Транспортировка, хранение, приобретение товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации помимо таможенного контроля, либо с сокрытием от такого контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо недекларированных или недостоверно декларированных, пользование или распоряжение этими товарами и транспортными средствами, а равно транспортировка, хранение и приобретение товаров и транспортных средств, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, используемых либо отчуждаемых без разрешения таможенного органа Российской Федерации в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены такие льготы, - влечет наложение штрафа в размере от пятидесяти до двухсот процентов стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с их конфискацией или без таковой, либо с взысканием стоимости таких товаров и транспортных средств или без такового, либо с отзывом лицензии или без ее отзыва. Статья 281. Нарушение порядка пользования и распоряжения условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам Пользование и распоряжение условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены такие льготы, без разрешения таможенного органа Российской Федерации - влечет наложение штрафа в размере от ста до трехсот процентов суммы таможенных платежей, неуплаченных в связи с предоставлением таможенных льгот, с отзывом лицензии или квалификационного аттестата или без их отзыва. Статья 282. Действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение Заявление в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости либо стране происхождения товаров и транспортных средств или заявление иных недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера, за исключением случаев, предусмотренных статьями 275, 278, 279 настоящего Кодекса, при отсутствии признаков преступления - влечет наложение штрафа в размере от ста до трехсот процентов суммы неуплаченных таможенных платежей с отзывом лицензии или квалификационного аттестата или без их отзыва. Статья 283. Действия, направленные на возврат уплаченных таможенных платежей, получение выплат и иных возмещений либо их невозвращение без надлежащих оснований Представление таможенному органу Российской Федерации документов, содержащих недостоверные сведения, дающие право на возврат уплаченных таможенных платежей, получение выплат и иных возмещений или их невозвращение либо возвращение не в полном объеме без надлежащих оснований, при отсутствии признаков преступления - влечет наложение штрафа в размере от ста до трехсот процентов суммы требуемых, полученных или невозвращенных таможенных платежей, выплат и иных возмещений с отзывом лицензии или квалификационного аттестата или без их отзыва. Статья 284. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей Неуплата таможенных платежей в установленные сроки при отсутствии признаков преступления - влечет наложение штрафа в размере от ста до трехсот процентов суммы неуплаченных таможенных платежей с отзывом лицензии или квалификационного аттестата или без их отзыва. Статья 285. Неисполнение банками и иными кредитными учреждениями решений таможенных органов Российской Федерации Неисполнение банками и иными кредитными учреждениями решений таможенных органов Российской Федерации о бесспорном взыскании таможенных платежей или о приостановлении операций по счетам плательщика таможенных платежей, а равно необоснованные задержки исполнения таких решений - влекут наложение штрафа в размере суммы неуплаченных платежей. Статья 286. Незаконное осуществление деятельности в качестве таможенного брокера либо нарушение условий такой деятельности Осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, использование наименования "таможенный брокер" в своем названии, рекламе или иной информации без лицензии Государственного таможенного комитета Российской Федерации, либо если такая лицензия аннулирована, отозвана или ее действие приостановлено либо без наличия в штате специалиста по таможенному оформлению, имеющего квалификационный аттестат Государственного таможенного комитета Российской Федерации, либо совершение действий по таможенному оформлению от имени таможенного брокера лицом, не имеющим квалификационного аттестата или лишенным такого аттестата по решению суда, или квалификационный аттестат которого аннулирован, отозван, признан недействительным, или если действие такого аттестата приостановлено, либо использование таможенным брокером лицензии, полученной в результате представления Государственному таможенному комитету Российской Федерации документов, содержащих недостоверные сведения, а равно нарушение других условий такой деятельности, кроме деяний, предусмотренных частью второй настоящей статьи, - влечет наложение штрафа на таможенного брокера в размере от стократного до пятисоткратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда с отзывом лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера или без ее отзыва, а на специалиста - от десятикратного до стократного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда с отзывом квалификационного аттестата или без его отзыва. Использование таможенным брокером или его работниками сведений, составляющих охраняемую законом тайну или конфиденциальную информацию, в собственных целях, разглашение и передача третьим лицам, включая не уполномоченные на то государственные органы, таких сведений при отсутствии признаков преступления - влечет наложение штрафа на таможенного брокера в размере от стократного до пятисоткратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда с отзывом лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, а на работника - от десятикратного до пятисоткратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда с отзывом квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению. Статья 287. Незаконное осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика либо нарушение условий такой деятельности Осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика без лицензии Государственного таможенного комитета Российской Федерации, либо если такая лицензия аннулирована, отозвана или ее действие приостановлено, либо использование таможенным перевозчиком лицензии, полученной в результате представления Государственному таможенному комитету Российской Федерации документов, содержащих недостоверные сведения, а равно нарушение других условий такой деятельности, кроме деяний, предусмотренных частью второй настоящей статьи, - влечет наложение штрафа на таможенного перевозчика в размере от пятидесятикратного до двухсотпятидесятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда с отзывом лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика или без ее отзыва. Использование таможенным перевозчиком или его работниками сведений, составляющих охраняемую законом тайну или конфиденциальную информацию, в собственных целях, разглашение и передача третьим лицам, включая не уполномоченные на то государственные органы, таких сведений при отсутствии признаков преступления - влечет наложение штрафа на таможенного перевозчика в размере от пятидесятикратного до двухсотпятидесятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда с отзывом лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика, а на работника - от десятикратного до стократного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Статья 288. Невыполнение должностными лицами и иными лицами требований, действующих в таможенном деле Невыполнение должностными лицами и иными работниками предприятия, учреждения или организации действующих в таможенном деле требований, за нарушение которых настоящей главой предусмотрена ответственность, а равно невыполнение таких требований иными физическими лицами, выполняющими для предприятия, учреждения или организации работы по договорам гражданско-правового характера в случаях, когда к ответственности за нарушение таможенных правил привлекаются указанные предприятие, учреждение или организация, - влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцатикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Глава 40. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИЯХ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ И ИХ РАССМОТРЕНИЯ Статья 289. Ведение производства по делам о нарушениях таможенных правил и порядок их рассмотрения Производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение проводятся должностными лицами таможенных органов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, а в части, не урегулированной им, - в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Дело о нарушении таможенных правил считается заведенным, а производство по нему начатым с момента составления протокола о нарушении таможенных правил или об административном задержании физического лица или должностного лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил. При наличии условий, предусмотренных статьей 384 настоящего Кодекса, рассмотрение дела о нарушении таможенных правил и наложение взыскания могут проводиться в упрощенной форме в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса. Статья 290. Должностные лица таможенных органов Российской Федерации, правомочные вести производство по делу о нарушении таможенных правил Производство по делу о нарушении таможенных правил ведется должностным лицом таможенного органа Российской Федерации, непосредственно обнаружившим нарушение таможенных правил, а по решению начальника таможенного органа Российской Федерации или его заместителя - должностным лицом, являющимся сотрудником структурного подразделения по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил таможенного органа Российской Федерации. Полномочиями начальника таможенного органа Российской Федерации при производстве по делам о нарушении таможенных правил обладают руководитель структурного подразделения по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил Государственного таможенного комитета Российской Федерации и его заместители, а также руководители структурных подразделений по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил региональных таможенных управлений и таможен Российской Федерации и их заместители. Статья 291. Обстоятельства, исключающие производство по делу о нарушении таможенных правил Производство по делу о нарушении таможенных правил не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии следующих обстоятельств: 1) отсутствие события таможенного правонарушения; 2) отсутствие состава таможенного правонарушения; 3) недостижение физическим лицом на момент совершения нарушения таможенных правил шестнадцатилетнего возраста; 4) невменяемость физического лица, совершившего нарушение таможенных правил; 5) действие физического лица было совершено в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны; 6) если правонарушение, совершенное предприятием, учреждением или организацией, а также лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, произошло вследствие действия непреодолимой силы; 7) издание акта амнистии, если он устраняет применение взыскания за нарушение таможенных правил; 8) отмена акта, устанавливающего ответственность за нарушение таможенных правил; 9) истечение к моменту рассмотрения дела сроков наложения взыскания за нарушение таможенных правил; 10) наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к ответственности, постановления о наложении взыскания либо не отмененного в установленном порядке постановления о прекращении дела о нарушении таможенных правил; 11) наличие по тому же факту уголовного дела в отношении физического лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил; 12) смерть физического лица, в отношении которого было начато производство по делу о нарушении таможенных правил. Статья 292. Сроки производства по делу о нарушении таможенных правил Производство по делу о нарушении таможенных правил должно быть закончено не позднее чем в месячный срок с момента заведения дела. Срок, установленный частью первой настоящей статьи, может быть продлен, если в этом возникнет необходимость, начальником таможни Российской Федерации или лицом, его замещающим, а также начальниками вышестоящих таможенных органов Российской Федерации или лицами, их замещающими, в пределах сроков наложения взысканий за нарушение таможенных правил, предусмотренных статьей 247 настоящего Кодекса. Порядок продления сроков производства по делу о нарушении таможенных правил определяется Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Статья 293. Поводы и основание к заведению дела о нарушении таможенных правил Поводами к заведению дела о нарушении таможенных правил являются: непосредственное обнаружение должностными лицами таможенного органа Российской Федерации признаков нарушения таможенных правил; сообщения и заявления российских и иностранных лиц, а также сообщения в средствах массовой информации; материалы, поступившие от других правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов; информация, поступившая от таможенных и иных правоохранительных служб и других компетентных органов иностранных государств, международных организаций; материалы, поступившие от других таможенных органов Российской Федерации. Основанием для заведения дела являются достаточные данные, указывающие на признаки нарушения таможенных правил. Статья 294. Проверка сообщений, заявлений и иной информации о подготавливаемом, совершаемом или совершенном нарушении таможенных правил При непосредственном обнаружении должностными лицами таможенных органов Российской Федерации признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного нарушения таможенных правил или получении материалов, в которых имеются достаточные данные, указывающие на такие признаки, протокол о нарушении таможенных правил оформляется немедленно. Проверка сообщений, заявлений и иной информации о нарушении таможенных правил, полученных должностными лицами таможенных органов Российской Федерации при проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, осуществляется в ходе проведения таможенного контроля или производства таможенного оформления. В остальных случаях проверка сообщений, заявлений и иной информации о подготавливаемом, совершаемом или совершенном нарушении таможенных правил должна быть закончена в срок не более трех суток со дня получения такой информации, а в исключительных случаях - в срок не более десяти суток. Статья 295. Действия должностных лиц таможенных органов Российской Федерации по проверке информации о подготавливаемом, совершаемом или совершенном нарушении таможенных правил до заведения дела о нарушении таможенных правил Должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, которое проверяет сообщение, заявление или иную информацию о подготавливаемом, совершаемом или совершенном нарушении таможенных правил, вправе до заведения дела о нарушении таможенных правил проводить таможенный контроль товаров и транспортных средств, а также получать от лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, таможенных брокеров и иных лиц необходимые для проверки документы, сведения и объяснения. Статья 296. Язык, на котором ведутся производство по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрение Производство по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрение ведутся на русском языке. Участвующие в производстве по делу о нарушении таможенных правил и в его рассмотрении лица, не владеющие русским языком, вправе делать заявления, давать объяснения, заявлять ходатайства на родном языке или другом языке, которым они владеют, если такой язык относится к числу распространенных, а также пользоваться услугами переводчика в порядке, установленном настоящим Кодексом. Статья 297. Место ведения производства по делу о нарушении таможенных правил Производство по делу о нарушении таможенных правил ведется в таможенном органе Российской Федерации, в зоне деятельности которого обнаружено это правонарушение. В случаях, вызываемых необходимостью, производство по делу о нарушении таможенных правил может вестись в таможенном органе Российской Федерации, в зоне деятельности которого было совершено это правонарушение. Вопросы передачи дела о нарушении таможенных правил для производства из одного таможенного органа в другой решаются вышестоящим для них таможенным органом Российской Федерации. Вышестоящий таможенный орган Российской Федерации может принять к своему производству любое дело о нарушении таможенных правил или передать его для этих целей в любой из нижестоящих таможенных органов Российской Федерации. Статья 298. Соединение и выделение дел о нарушении таможенных правил В одном производстве могут быть соединены лишь дела о нарушениях таможенных правил, за совершение которых привлекается к ответственности одно и то же лицо или привлекаются к ответственности несколько лиц в соучастии. Выделение дела о нарушении таможенных правил допускается только в случаях, вызываемых необходимостью, если это не отразится на всесторонности, полноте и объективности разрешения дела. Соединение и выделение дел производятся по постановлению должностного лица таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, или начальника этого или вышестоящего таможенного органа Российской Федерации либо его заместителей. Статья 299. Протокол о нарушении таможенных правил О каждом случае обнаружения нарушения таможенных правил, за исключением случаев, предусмотренных статьей 383 настоящего Кодекса, соответствующее должностное лицо таможенного органа Российской Федерации составляет протокол о нарушении таможенных правил по форме, устанавливаемой Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. В протоколе указываются: дата и место его составления; должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, составившего протокол; необходимые для рассмотрения дела сведения о привлекаемом к ответственности за нарушение таможенных правил лице, если оно установлено; место, время совершения и существо нарушения таможенных правил; статья настоящего Кодекса, предусматривающая ответственность за данное нарушение таможенных правил; фамилии и адреса свидетелей, если они имеются; объяснение лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил; сведения о товарах, транспортных средствах, документах и иных предметах, изъятых на основании статьи 337 настоящего Кодекса; иные сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол подписывается составившим его должностным лицом, а также привлекаемым к ответственности за нарушение таможенных правил лицом, если оно установлено. При наличии свидетелей протокол подписывается также и этими лицами. В случае отказа лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, от подписания протокола в нем делается запись об этом. Лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, вправе дать объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы отказа от его подписания. Объяснения и замечания, а также мотивы отказа от подписания протокола, собственноручно изложенные лицом, приобщаются к протоколу. При составлении протокола лицу, привлекаемому к ответственности за нарушение таможенных правил, разъясняются его права, о чем делается отметка в протоколе. Протокол, а также изъятые товары, транспортные средства, документы и иные предметы доставляются в таможенный орган Российской Федерации, в зоне деятельности которого обнаружено нарушение таможенных правил. Копия протокола вручается под расписку или высылается лицу, привлекаемому к ответственности за нарушение таможенных правил. Статья 300. Действия должностных лиц таможенных органов Российской Федерации при выявлении признаков контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации При наличии признаков контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, если они выявлены в процессе ведения производства по делу о нарушении таможенных правил или при его рассмотрении, вопрос о возбуждении уголовного дела решается в порядке, предусмотренном статьями 223, 365 настоящего Кодекса. При обнаружении признаков контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, в ходе проведения таможенного контроля или производства таможенного оформления должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, непосредственно обнаружившее признаки преступления, квалифицирует в протоколе указанное противоправное деяние в соответствии со статьями 219, 220, 221 настоящего Кодекса либо со статьей уголовного законодательства Российской Федерации, предусматривающей уголовную ответственность за такое деяние. В этом случае начальник таможенного органа Российской Федерации или его заместитель обязан в срок не более трех суток, а в исключительных случаях - не более десяти суток принять одно из предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации решений: 1) о возбуждении уголовного дела; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о передаче протокола и других материалов о контрабанде или ином преступлении по подследственности. В период с момента обнаружения при проведении таможенного контроля или производстве таможенного оформления признаков контрабанды или иного преступления, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, до принятия одного из указанных в части второй настоящей статьи решений должностное лицо таможенного органа Российской Федерации проводит проверку по данному факту в порядке производства по делам о нарушении таможенных правил. Статья 301. Обстоятельства, при которых после возбуждения уголовного дела по признакам контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, должностные лица таможенных органов Российской Федерации продолжают производство по делу о нарушении таможенных правил Если в процессе дознания по делу о контрабанде или иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, будут выявлены признаки нарушения таможенных правил, совершенного предприятием, учреждением или организацией, а также лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, производство по этим правонарушениям должно быть продолжено должностным лицом таможенного органа Российской Федерации независимо от расследования уголовного дела в отношении физических лиц или должностных лиц. Статья 302. Производство по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрение по материалам, полученным от органов предварительного следствия, других органов дознания, прокурора, суда В случае отказа в возбуждении или прекращении уголовного дела по признакам контрабанды и иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, органами предварительного следствия, другими органами дознания, прокурором или судом, но при наличии признаков нарушения таможенных правил, производство по делу и его рассмотрение по материалам, содержащим данные о таких признаках, проводятся после получения этих материалов таможенным органом Российской Федерации в общем порядке. Статья 303. Недопустимость оглашения материалов по делу о нарушении таможенных правил Фактические данные по делу о нарушении таможенных правил, содержащиеся в протоколе о нарушении таможенных правил, в протоколе об административном задержании, в протоколах опроса свидетелей и лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, в иных протоколах процессуальных действий, в заключении эксперта, в актах ревизии, проверки, инвентаризации, сведения о вещественных и письменных доказательствах, а также сведения о вызове лиц в таможенные органы Российской Федерации в связи с производством по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрением и данные об этих лицах могут быть оглашены до рассмотрения такого дела только с разрешения должностного лица таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится это дело, либо начальника этого или вышестоящего таможенного органа Российской Федерации или его заместителей, а также начальника или заместителя начальника структурного подразделения по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Статья 304. Сообщение прокурору или органам предварительного следствия о других преступлениях, помимо контрабанды и иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации В случае обнаружения при проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления или при проверке сообщений, заявлений и иной информации о подготавливаемом, совершаемом или совершенном нарушении таможенных правил либо при ведении производства по делу о нарушении таможенных правил или при его рассмотрении признаков других преступлений, помимо контрабанды и иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, начальник таможенного органа Российской Федерации или его заместитель сообщает имеющиеся данные прокурору или органам предварительного следствия. Статья 305. Взаимодействие таможенных органов Российской Федерации с таможенными службами иностранных государств при ведении производства по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрении Взаимодействие таможенных органов Российской Федерации с таможенными службами и иными компетентными органами иностранных государств и международными организациями по вопросам, связанным с производством по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрением, осуществляется через Государственный таможенный комитет Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, включая договоры, заключаемые Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Глава 41. ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛУ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ И В ЕГО РАССМОТРЕНИИ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ Статья 306. Участие в производстве по делу о нарушении таможенных правил и в его рассмотрении лица, привлекаемого к ответственности, его представителя и адвоката В производстве по делу о нарушении таможенных правил участвуют: при привлечении к ответственности физического лица или должностного лица - указанное лицо, а также законный представитель физического лица в случаях, предусмотренных статьей 309 настоящего Кодекса; при привлечении к ответственности предприятия, учреждения или организации - органы указанных лиц (руководители или их заместители) либо с разрешения должностного лица таможенного органа Российской Федерации, в производстве которого находится дело о нарушении таможенных правил, другие работники указанных лиц, если в их служебные обязанности входит полное урегулирование всех вопросов, связанных с привлечением таких лиц к ответственности за нарушение таможенных правил; при привлечении к ответственности лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, - указанное лицо. В производстве по делу о нарушении таможенных правил в случае административного задержания физического лица или должностного лица на срок свыше трех часов может участвовать адвокат или осуществляющий юридическую помощь представитель такого лица. В рассмотрении дела о нарушении таможенных правил наряду с лицами, указанными в части первой настоящей статьи, могут участвовать адвокаты или осуществляющие юридическую помощь представители таких лиц, а также иные их представители, допущенные к участию в рассмотрении дела о нарушении таможенных правил должностным лицом таможенного органа Российской Федерации, рассматривающим такое дело. Полномочия руководителей предприятия, учреждения или организации или их заместителей подтверждаются документами, удостоверяющими их служебное положение. Полномочия других работников предприятия, учреждения или организации подтверждаются доверенностью или иным актом лица, привлекаемого к ответственности. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым юридической консультацией. Полномочия представителя лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, должны быть выражены в доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации. Доверенность, выдаваемая физическим лицом или должностным лицом, привлекаемым к ответственности за нарушение таможенных правил, своему представителю, удостоверяется в нотариальном или приравненном к нему порядке. При непосредственном участии физического лица или должностного лица в рассмотрении дела о нарушении таможенных правил к доверенности приравнивается письменное заявление такого лица. Статья 307. Участие в производстве по делу о нарушении таможенных правил или в его рассмотрении лица, не проживающего и не находящегося на территории Российской Федерации Если лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, не проживает и не находится на территории Российской Федерации, в производстве по делу о нарушении таможенных правил или в его рассмотрении может участвовать представитель этого лица, чьи полномочия подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в ином порядке, достаточном для выполнения представителем своих обязанностей. При отсутствии представителя в производстве по делу о нарушении таможенных правил или в его рассмотрении может участвовать консульское должностное лицо иностранного государства, на территории которого лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, проживает или находится. При неявке лица, его представителя или консульского должностного лица, указанных в настоящей статье, производство по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрение ведутся в их отсутствие. Лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, извещается об исходе дела по указанному им адресу, если таковой имеется в материалах дела. Порядок приглашения к участию в производстве по делу о нарушении таможенных правил и в его рассмотрении свидетеля, эксперта и специалиста, не проживающих и не находящихся на территории Российской Федерации, определяется законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, включая договоры, заключаемые Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Статья 308. Права лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил Лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, вправе: знать, за какое нарушение таможенных правил оно привлекается к ответственности; знакомиться с материалами дела после окончания его производства и во время его рассмотрения, делать выписки из них; давать объяснения; представлять доказательства; заявлять отводы; заявлять ходатайства; при рассмотрении дела, а в случае, предусмотренном частью второй статьи 306 настоящего Кодекса, и при производстве по делу пользоваться услугами адвоката или юридической помощью иного лица; пользоваться родным языком или другим языком, которым оно владеет, если он относится к числу распространенных, а также услугами переводчика; обжаловать постановление по делу; пользоваться другими правами, предоставленными ему настоящим Кодексом. Статья 309. Законный представитель Интересы привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил физического лица, являющегося несовершеннолетним или лицом, которое в силу своих физических или психических недостатков не может само осуществлять свои права по делу о нарушении таможенных правил, вправе представлять его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители), если они представят документы, удостоверяющие их родственные связи или полномочия. При необходимости законный представитель может быть опрошен в качестве свидетеля. Статья 310. Участие адвоката или осуществляющего юридическую помощь представителя лица, подвергнутого административному задержанию, в производстве по делу о нарушении таможенных правил В случае, предусмотренном частью второй статьи 306, адвокат или осуществляющий юридическую помощь представитель лица, подвергнутого административному задержанию на срок свыше трех часов, может участвовать в производстве по делу при условии заявления ходатайства об этом физического лица или должностного лица, подвергнутого административному задержанию, или законного представителя указанного физического лица. Если явка адвоката или осуществляющего юридическую помощь представителя лица, подвергнутого административному задержанию, невозможна в течение двадцати четырех часов с момента административного задержания, должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, в производстве которого находится дело о нарушении таможенных правил, вправе предложить лицу, подвергнутому административному задержанию, или его законному представителю пригласить другого адвоката или осуществляющего юридическую помощь представителя либо обеспечить указанному физическому лицу участие другого адвоката через юридическую консультацию. Заведующий юридической консультацией или руководитель президиума коллегии адвокатов обязан выделить адвоката для осуществления защиты и оказания юридической помощи лицу, подвергнутому административному задержанию, в течение двадцати четырех часов с момента получения соответствующего уведомления должностного лица таможенного органа Российской Федерации. Адвокат или осуществляющий юридическую помощь представитель лица, подвергнутого административному задержанию, вправе: иметь с лицом, подвернутым административному задержанию, свидания наедине без ограничения их количества и продолжительности; присутствовать при производстве процессуальных действий по делу о нарушении таможенных правил, проводимых с участием лица, подвергнутого административному задержанию; знакомиться с протоколом административного задержания и с другими материалами дела, явившимися основанием для административного задержания; знакомиться с протоколами процессуальных действий, произведенных с участием задержанного. Начальник таможенного органа Российской Федерации или его заместитель вправе своим постановлением освободить полностью или частично лицо, подвергнутое административному задержанию, от оплаты услуг адвоката. В этом случае оплата услуг адвоката производится за счет федерального бюджета. Статья 311. Участие эксперта В необходимых случаях для участия в производстве по делу о нарушении таможенных правил и в его рассмотрении может быть привлечен эксперт. Эксперт обязан явиться по вызову и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам. Эксперт, поскольку это необходимо для дачи заключения, вправе: знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы; заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов; с разрешения должностного лица таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, присутствовать при ведении производства или рассмотрении дела и задавать лицу, привлекаемому к ответственности, и свидетелям вопросы. Эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для выполнения возложенной на него обязанности. За отказ или уклонение от дачи заключения без уважительных причин эксперт несет ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом. Статья 312. Участие специалиста В необходимых случаях для участия в проведении конкретных процессуальных действий по делу о нарушении таможенных правил или в его рассмотрении может быть привлечен специалист, то есть физическое лицо, обладающее специальными знаниями и навыками, не заинтересованное в исходе дела. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, обязательно участвует в качестве специалиста педагог или психолог. Требование должностного лица таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, о вызове специалиста является обязательным для такого специалиста и для руководителя предприятия, учреждения или организации, где работает специалист. Специалист обязан по поручению должностного лица таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил: участвовать в производстве конкретных процессуальных действий, используя свои специальные знания и навыки для оказания содействия указанному должностному лицу таможенного органа Российской Федерации в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, обращать внимание указанного должностного лица таможенного органа Российской Федерации на связанные с этим обстоятельства и давать пояснения по поводу выполняемых им действий и по другим вопросам, требующим специальных знаний и навыков; участвовать в проведении ревизий, проверок и инвентаризаций; помогать указанному должностному лицу таможенного органа Российской Федерации, а также ревизорам и лицам, проводящим проверки и инвентаризации, правильно изложить в протоколах и в актах ревизий, проверок и инвентаризаций выявленные факты и обстоятельства. За отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей без уважительных причин специалист несет ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом. Специалист вправе: с разрешения должностного лица таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, задавать вопросы свидетелям и лицам, привлекаемым к ответственности за правонарушение; делать заявления, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств; использовать научно-технические средства и методы для обнаружения, закрепления и изъятия доказательств; производить наблюдения, измерения и опыты; давать консультации должностному лицу таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, а также ревизорам и лицам, проводящим проверки и инвентаризации, по поводу вопросов, требующих специальных знаний и навыков; знакомиться с относящимися к конкретным процессуальным действиям протоколами и актами ревизий, проверок и инвентаризаций, в проведении которых он участвовал, делать к этим протоколам и актам замечания относительно их содержания. Такие замечания вносятся в указанные протоколы и акты или приобщаются к ним; подписывать указанные протоколы и акты. Участие лица в производстве по делу о нарушении таможенных правил или в его рассмотрении в качестве специалиста не исключает возможности его опроса по этому же делу как свидетеля. Статья 313. Переводчик Переводчиком является физическое лицо, владеющее языками, знание которых необходимо для перевода при производстве по делу о нарушении таможенных правил или при его рассмотрении. Переводчик назначается должностным лицом таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил. Переводчик обязан явиться по вызову и выполнить полно и точно порученный ему перевод. В качестве переводчика может выступать и работник таможенного органа Российской Федерации. Положения настоящей статьи распространяются и на лицо, понимающее знаки немого или глухого. За отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей без уважительных причин переводчик несет ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом. Статья 314. Свидетель В качестве свидетеля для дачи объяснений может быть вызвано любое физическое лицо или должностное лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по делу о нарушении таможенных правил. Не могут опрашиваться в качестве свидетеля: адвокат и оказывающий юридическую помощь представитель лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с оказанием таких услуг и помощи; лицо, которое в силу своих физических или психических недостатков не способно правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать им правильные объяснения. Супруг и близкие родственники физического лица или должностного лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, освобождаются от обязанности давать объяснения. По вызову должностного лица таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, свидетель обязан явиться в назначенное ему время в таможенный орган Российской Федерации и дать правдивые объяснения: сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы. Свидетель может быть опрошен в месте своего пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности и других уважительных причин не в состоянии явиться в таможенный орган Российской Федерации, а по усмотрению должностного лица таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, - и по другим причинам. За отказ или уклонение от дачи объяснений без уважительных причин свидетель несет ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом. Статья 315. Участие понятых При проведении в качестве самостоятельных процессуальных действий осмотра, изъятия товаров, транспортных средств, документов на них и иных предметов, предъявления их для опознания, таможенного обследования, наложения ареста на товары, транспортные средства и иное имущество, а в случае необходимости и для участия в проведении других процессуальных действий вызываются понятые. Понятые вызываются в количестве не менее двух. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц таможенного органа Российской Федерации, на которых возложены обязанности по проведению таможенного контроля и производству таможенного оформления, ведению производства по делам о нарушении таможенных правил и дознанию, а также иные работники таможенных либо других правоохранительных органов, в производстве или на рассмотрении которых может впоследствии находиться соответственно дело о нарушении таможенных правил либо дело о контрабанде или об иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации. Понятые обязаны удостоверить в протоколе факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии. Они вправе делать по поводу произведенных действий замечания, которые подлежат внесению в протокол. В случае необходимости понятые могут быть опрошены по указанным обстоятельствам в качестве свидетелей. Глава 42. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТЬ УЧАСТИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛУ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ ИЛИ В ЕГО РАССМОТРЕНИИ. ОТВОДЫ Статья 316. Обстоятельства, исключающие возможность ведения производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрения должностным лицом таможенного органа Российской Федерации Должностное лицо таможенного органа Российской Федерации не может вести производство по делу о нарушении таможенных правил или рассматривать это дело, если: оно ранее участвовало в производстве по данному делу о нарушении таможенных правил или в его рассмотрении в качестве свидетеля, эксперта, специалиста, законного представителя лица, привлекаемого к ответственности; оно является родственником физического лица или должностного лица, привлекаемого к ответственности, его адвоката или представителя, а также свидетеля, эксперта, ревизора, специалиста, которые участвовали в производстве по делу о нарушении таможенных правил либо в его рассмотрении; имеются иные обстоятельства, дающие основание считать, что должностное лицо таможенного органа Российской Федерации лично, прямо или косвенно, заинтересовано в исходе дела. Статья 317. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрении адвоката или представителя лица К участию в производстве по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрении не допускаются адвокаты и оказывающие юридическую помощь представители лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, если они одновременно осуществляют защиту интересов нескольких привлекаемых к ответственности лиц, имеющих противоречащие интересы, по одному делу о нарушении таможенных правил, а также адвокаты и оказывающие юридическую помощь представители, которые ранее участвовали в данном деле в качестве должностного лица таможенного органа Российской Федерации в производстве или на рассмотрении которого находилось это дело, прокурора, эксперта, специалиста, свидетеля, понятого. Представителем привлекаемого к ответственности лица не могут быть работники таможенной системы, судов и арбитражных судов, прокуратуры и других правоохранительных органов Российской Федерации, а также лица, исключенные из коллегии адвокатов. Это правило не распространяется на случаи, когда указанные лица участвуют в производстве по делу о нарушении таможенных правил или в его рассмотрении в качестве законных представителей. Не могут быть представителями лица, не достигшие совершеннолетия или состоящие под опекой либо попечительством. Вопрос о допуске адвоката или представителя к участию в производстве по делу о нарушении таможенных правил или в его рассмотрении решается тем должностным лицом таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело. Статья 318. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу о нарушении таможенных правил и в его рассмотрении эксперта, ревизора, специалиста Эксперт, ревизор, специалист не могут участвовать в производстве по делу о нарушении таможенных правил и в его рассмотрении, если: они являются родственниками физического лица или должностного лица, привлекаемого к ответственности, его адвоката или представителя, родственниками должностного лица таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил; имеются иные обстоятельства, дающие основание считать, что они лично, прямо или косвенно, заинтересованы в исходе дела. Эксперт не может участвовать в производстве по делу о нарушении таможенных правил или в его рассмотрении: если он участвовал в производстве по данному делу о нарушении таможенных правил или в его рассмотрении в качестве специалиста или ревизора; в случае, когда обнаружилась его некомпетентность. Статья 319. Отводы лиц, не могущих участвовать в производстве по делу о нарушении таможенных правил или в его рассмотрении При наличии обстоятельств, исключающих возможность ведения должностным лицом таможенного органа Российской Федерации производства по делу о нарушении таможенных правил или рассмотрения им этого дела, оно обязано заявить самоотвод. По тем же основаниям отвод указанному должностному лицу таможенного органа Российской Федерации может быть заявлен лицом, привлекаемым к ответственности, его адвокатом или представителем. Заявление об отводе должно быть мотивированным. В этих случаях дело для производства или рассмотрения передается другому должностному лицу таможенного органа Российской Федерации. Рассмотрение заявлений о самоотводе или отводе и решение вопроса о передаче такого дела другому должностному лицу таможенного органа Российской Федерации осуществляются начальником соответствующего таможенного органа Российской Федерации либо его заместителем. Если дело о нарушении таможенных правил находилось на рассмотрении начальника таможенного органа Российской Федерации, то вопрос о его отводе и передаче дела для его рассмотрения начальнику другого таможенного органа Российской Федерации или его заместителю решается начальником вышестоящего таможенного органа Российской Федерации или его заместителем. При наличии обстоятельств, исключающих для лица возможность участия в производстве по делу о нарушении таможенных правил или в его рассмотрении, такое лицо подлежит отводу. Лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, его адвокат или представитель вправе также заявлять отвод эксперту, ревизору и специалисту. Вопрос об отводе адвоката, представителя лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, а также эксперта, ревизора и специалиста решает должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил. Подача заявления об отводе не приостанавливает производство или рассмотрение дела. Глава 43. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПО ДЕЛУ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ Статья 320. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу о нарушении таможенных правил При производстве по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрении подлежат доказыванию: событие правонарушения (время, место, способ и другие обстоятельства совершения нарушения таможенных правил); виновность физического лица или должностного лица; факт совершения нарушения таможенных правил предприятием, учреждением или организацией, а также лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил; причины и условия, способствовавшие совершению нарушения таможенных правил. Статья 321. Доказательства по делу о нарушении таможенных правил Доказательствами по делу о нарушении таможенных правил являются любые фактические данные, на основе которых в определенном настоящим Кодексом и другим законодательством Российской Федерации порядке устанавливаются: наличие или отсутствие нарушения таможенных правил; виновность физического лица или должностного лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил; факт совершения такого правонарушения предприятием, учреждением или организацией, а также лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколами и другими документами, составленными при проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, ведении производства по делу о нарушении таможенных правил или при его рассмотрении, объяснениями лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, объяснениями свидетелей, заключением эксперта, вещественными и письменными доказательствами. Статья 322. Оценка доказательств Должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законодательством Российской Федерации. Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы. Статья 323. Протоколы и другие документы, составленные при проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, ведении производства по делу о нарушении таможенных правил и при его рассмотрении Доказательствами по делу о нарушении таможенных правил являются составленные в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, протоколы и другие документы, удостоверяющие обстоятельства и факты, имеющие отношение к правонарушению: установленные при проведении таможенного контроля и производстве таможенного оформления; установленные при ведении производства по делу о нарушении таможенных правил и при его рассмотрении. Статья 324. Объяснения лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил Лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, вправе давать объяснения по поводу его привлечения к ответственности, а равно по поводу иных известных ему обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств. Объяснения лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, подлежат проверке и оценке наряду с другими собранными по делу доказательствами. Статья 325. Объяснения свидетеля Свидетель может быть опрошен о любых обстоятельствах, подлежащих установлению по делу о нарушении таможенных правил, в том числе о личности физического лица или должностного лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, и о своих взаимоотношениях с ним. Не могут служить доказательствами фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности. Статья 326. Экспертиза, заключение эксперта Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий и других соответствующих учреждений либо иными специалистами, назначенными должностным лицом таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил. В качестве эксперта может быть вызвано любое физическое лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения. Решение о назначении экспертизы обязательно для эксперта, которому этим решением поручена экспертиза, и для должностных лиц предприятий, учреждений или организаций, где работает эксперт. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение. Заключение эксперта не является обязательным для должностного лица таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано и отражено в постановлении, вынесенном по рассмотрении дела. В случае недостаточной ясности или полноты заключения может быть назначена дополнительная экспертиза, поручаемая тому же или другому эксперту. В случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности может быть назначена повторная экспертиза, поручаемая другому эксперту или другим экспертам. Представленные в таможенные органы Российской Федерации заключения, акты, справки и иные документы, излагающие исследования и выводы, если эти документы были подготовлены не по поручению должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которых находится дело о нарушении таможенных правил, либо не по поручению должностных лиц других правоохранительных органов Российской Федерации, у которых находятся или находились материалы, имеющие отношение к делу о нарушении таможенных правил, заключениями эксперта не являются. Такие документы признаются доказательствами только в случае, если они обладают признаками вещественных или письменных доказательств. Статья 327. Вещественные доказательства Вещественными доказательствами по делу о нарушении таможенных правил служат товары и транспортные средства, являвшиеся непосредственными объектами такого правонарушения; товары и транспортные средства со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являвшихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил; документы и средства идентификации, использованные для незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; иные предметы, сохранившие на себе следы правонарушения либо могущие служить средством к обнаружению нарушения таможенных правил и выявлению лиц, совершивших правонарушение, а также к установлению фактических обстоятельств дела. Любое лицо, которое владеет предметом, обладающим признаками вещественного доказательства, обязано предъявить такой предмет должностным лицам таможенных органов Российской Федерации. Вещественные доказательства приобщаются к делу о нарушении таможенных правил. Они должны быть подробно описаны в протоколах о нарушении таможенных правил, изъятия, производства таможенного обследования или в иных протоколах. В случае необходимости вещественные доказательства могут быть сфотографированы или зафиксированы с помощью других технических средств и по возможности должны быть опечатаны. Должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, обязано принять все меры к обеспечению сохранности вещественных доказательств до окончательного разрешения дела. Порядок и сроки хранения вещественных доказательств определяются настоящим Кодексом, а в части, не урегулированной им, - нормативными актами Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Если в силу их громоздкости или по другим причинам вещественные доказательства не могут быть приобщены к делу, должностным лицом таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится это дело, составляется справка о месте их нахождения, которая прилагается к делу. Вещественные доказательства хранятся до истечения сроков обжалования постановления таможенного органа Российской Федерации по делу о нарушении таможенных правил или до принятия решения вышестоящим таможенным органом Российской Федерации, районным (городским) народным судом или арбитражным судом, рассматривавшими жалобу на постановление таможенного органа Российской Федерации по делу о нарушении таможенных правил в порядке, предусмотренном статьями 370 и 371 настоящего Кодекса (в ред. - Федерального закона Российской Федерации от 16.11.97 г. N 144-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 47, ст. 5341). Вещественные доказательства, которые в соответствии с постановлением таможенного органа Российской Федерации по делу о нарушении таможенных правил подлежат конфискации, конфискуются в порядке, предусмотренном статьей 380 настоящего Кодекса. Вещественные доказательства, в отношении которых не было вынесено постановление об их конфискации, однако не могущие по закону находиться во владении данного лица, подлежат отчуждению в трехдневный срок в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вещественные доказательства, не представляющие никакой ценности и не могущие быть использованными, подлежат уничтожению. Документы, являющиеся вещественными доказательствами, остаются в деле о нарушении таможенных правил в течение всего срока хранения этого дела либо передаются заинтересованным государственным учреждениям. Остальные вещественные доказательства помещаются таможенным органом Российской Федерации на склад временного хранения с уведомлением об этом лица, у которого они были изъяты. Срок временного хранения в этом случае не может превышать шести месяцев со дня направления уведомления. В отдельных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом вещественные доказательства не подлежат конфискации, они могут быть возвращены лицу, у которого они были изъяты, если это возможно без ущерба для разрешения дела. Вещественные доказательства, подвергающиеся быстрой порче, после осмотра возвращаются лицу или передаются соответствующим предприятиям, учреждениям и организациям для использования по назначению. Вопрос о возврате стоимости таких предметов, вырученной от их реализации, решается в соответствии с принятым по делу о нарушении таможенных правил решением. Статья 328. Обращение с вещественными доказательствами при наличии уголовного дела или материалов о контрабанде или иных преступлениях По окончании дознания по уголовному делу о контрабанде или иных преступлениях, проведение дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, вещественные доказательства передаются вместе с делом в орган предварительного следствия, на который законодательством Российской Федерации возложена обязанность производства предварительного следствия по делам об этих преступлениях. Если в силу их громоздкости или по другим причинам вещественные доказательства не могут быть переданы в орган предварительного следствия вместе с уголовным делом, таможенные органы Российской Федерации должны в момент передачи дела сообщить органу предварительного следствия о месте нахождения вещественных доказательств. С момента передачи органу предварительного следствия уголовного дела ответственность за обеспечение сохранности вещественных доказательств возлагается на органы предварительного следствия. С момента передачи органу предварительного следствия уголовного дела все расходы, связанные с хранением и транспортировкой вещественных доказательств, не относятся на счет таможенных органов Российской Федерации. Порядок возмещения таких расходов определяется законодательством Российской Федерации. Положения настоящей статьи применяются и в случаях передачи таможенными органами Российской Федерации материалов о контрабанде и иных преступлениях в органы предварительного следствия для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Статья 329. Письменные доказательства Письменными доказательствами по делу о нарушении таможенных правил являются акты, справки, письменные сообщения и другие документы, в которых предприятиями, учреждениями или организациями, а также лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, физическими лицами или должностными лицами изложены или удостоверены факты и обстоятельства, имеющие значение для дела. Письменные доказательства должны храниться в деле. В случае, если документы обладают признаками, указанными в статье 327 настоящего Кодекса, они являются вещественными доказательствами. Глава 44. МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ Статья 330. Доставление лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, в таможенный орган Российской Федерации В целях составления протокола о нарушении таможенных правил при невозможности составления его на месте, если составление протокола является обязательным, и для установления личности физического лица или должностного лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, указанное лицо может быть доставлено в служебное помещение таможенного органа Российской Федерации. Доставление должно быть произведено в возможно короткий срок. Должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, принявшее решение о доставлении лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, в служебное помещение таможенного органа Российской Федерации, вправе потребовать от находящихся при исполнении своих служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих Пограничных войск Российской Федерации оказания содействия в доставлении лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил. Указанное требование для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих Пограничных войск Российской Федерации является обязательным. В случаях, если лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, оказало неповиновение, сопротивление или иное противодействие должностным лицам таможенного органа Российской Федерации либо сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащим Пограничных войск Российской Федерации, а также в случае применения в отношении лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, специальных средств составляется протокол о доставлении такого лица в служебное помещение таможенного органа Российской Федерации с указанием в нем о применении специальных средств, если они применялись. Статья 331. Административное задержание В целях пресечения нарушения таможенных правил, когда исчерпаны другие меры воздействия, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления по нему допускается административное задержание физического лица или должностного лица, в отношении которого имеются данные, указывающие на то, что правонарушение совершено этим лицом, на срок до трех часов. В случаях, если имеются достаточные данные о перемещении физическим лицом или должностным лицом через таможенную границу Российской Федерации товаров путем сокрытия их в своем теле, если лицо оказывает сопротивление должностным лицам таможенного органа Российской Федерации в проведении ими личного досмотра либо, будучи уличенным в совершении нарушения таможенных правил, пытается скрыться с места совершения правонарушения, а также при воспрепятствовании установлению его личности лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, может быть задержано на срок до трех суток с сообщением об этом письменно прокурору в течение двадцати четырех часов с момента задержания или на срок до десяти суток с санкции прокурора. Административное задержание физического лица или должностного лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, производится должностными лицами таможенного органа Российской Федерации по решению начальника этого органа или его заместителя. Должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, производящее административное задержание, вправе потребовать от находящихся при исполнении своих служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих Пограничных войск Российской Федерации оказания содействия в проведении задержания. Указанное требование для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих Пограничных войск Российской Федерации является обязательным. Срок административного задержания физического лица или должностного лица исчисляется с момента доставления в служебное помещение таможенного органа Российской Федерации или иное помещение, где производство необходимых действий в целях, указанных в части первой настоящей статьи, окажется возможным, а лица, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления. В отношении лица, находящегося в указанном помещении в связи с проведением таможенного контроля или производством таможенного оформления, срок административного задержания исчисляется с момента окончания таможенного контроля или таможенного оформления. Об административном задержании составляется протокол, в котором делается отметка о применении специальных средств, если они применялись. Содержание задержанного лица осуществляется применительно к порядку и правилам кратковременного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, установленным законодательством Российской Федерации. Решение об административном задержании может быть обжаловано задержанным лицом, его адвокатом или представителем в вышестоящий таможенный орган Российской Федерации, в районный (городской) народный суд или прокурору. Жалоба на решение об административном задержании в течение двадцати четырех часов передается в вышестоящий таможенный орган Российской Федерации, районный (городской) народный суд или прокурору и рассматривается ими в течение трех суток с момента получения. Подача жалобы не является достаточным основанием для прекращения административного задержания. Если будет установлено, что решение об административном задержании принято неправомочным лицом, или без достаточных к тому оснований, или в отношении лица, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит административному задержанию, такое решение отменяется, а задержанное лицо немедленно освобождается. Глава 45. ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА КОНКРЕТНЫХ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ Статья 332. Поручение о производстве процессуальных действий по делу о нарушении таможенных правил Должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, вправе поручить производство отдельных процессуальных действий по делу должностному лицу другого таможенного органа Российской Федерации. Поручение должно быть выполнено не позднее чем в пятидневный срок со дня его получения. Статья 333. Опрос лиц по делу о нарушении таможенных правил Должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, вправе производить опрос физических лиц, должностных лиц, руководителей или заместителей руководителей предприятий, учреждений или организаций, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, по существу дела. Опрашиваемые лица должны явиться по вызову и дать объяснения по существу дела. Об опросе лиц составляется протокол. Статья 334. Порядок вызова для опроса по делу о нарушении таможенных правил Указанные в статье 333 настоящего Кодекса лица, подлежащие опросу по делу о нарушении таможенных правил, вызываются повесткой, которая вручается под расписку вызываемому лицу. В случае временного отсутствия лица повестка вручается под расписку кому-либо из взрослых членов его семьи, либо работнику жилищно-эксплуатационной организации по месту его жительства, либо представителю администрации по месту работы, учебы, отдыха указанного лица, либо представителю соответствующего органа местного самоуправления. В случае временного отсутствия руководителя или заместителя руководителя предприятия, учреждения или организации повестка вручается под расписку кому-либо из работников этих предприятия, учреждения или организации либо представителю органа, осуществившего государственную регистрацию указанного лица. В повестке должно быть указано: кто вызывается для опроса, куда и к кому, день и час явки, а также последствия неявки. Лицо, подлежащее опросу, может быть вызвано также телефонограммой, телеграммой или путем использования иных средств связи. Вызов для опроса лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, производится через его родителей или других законных представителей. Иной порядок вызова допускается лишь в случае, когда этого требуют обстоятельства дела. Лица, задержанные таможенными органами Российской Федерации в соответствии со статьей 331 настоящего Кодекса, вызываются для опроса через администрацию места содержания. Статья 335. Порядок производства опроса по делу о нарушении таможенных правил Лица, вызванные по одному и тому же делу, опрашиваются порознь. Перед опросом должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, удостоверяется в личности опрашиваемого, выясняет, владеет ли он русским языком, нуждается ли в услугах переводчика, разъясняет опрашиваемому его права и обязанности. При этом лицо, являющееся свидетелем, предупреждается об административной ответственности за отказ или уклонение от дачи объяснений, если лицо может нести такую ответственность. Перед опросом руководителя или заместителя руководителя предприятия, учреждения или организации, а также лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, должностное лицо таможенного органа Российской Федерации удостоверяется в его полномочиях. Опрос по существу дела начинается: в отношении физического лица или должностного лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, - с вопроса, признает ли он себя виновным в совершении правонарушения; в отношении руководителя или заместителя руководителя предприятия, учреждения или организации, а также лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, привлекаемых к ответственности за нарушение таможенных правил, - с вопроса, признает ли он факт нарушения таможенных правил; в отношении физического лица или должностного лица, вызываемого в качестве свидетеля, - с извещения об обстоятельствах, в связи с которыми он вызван для опроса. Затем опрашиваемому предлагается дать свои объяснения по существу дела. После этого должностное лицо таможенного органа Российской |