О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2007-2009 ГГ. (Редакция на 20.01.2009) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 29 августа 2006 г. N 647-ПП (ЮИАИ) Потребительский рынок города Москвы стабильно функционирует как крупная составная часть единого комплекса городского хозяйства и развивается в соответствии с принимаемыми начиная с 1998 г. городскими целевыми программами развития отрасли. В 2004-2006 гг. развитие потребительского рынка в городе Москве осуществлялось в соответствии с Городской целевой программой развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2004-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 20 апреля 2004 г. N 245-ПП. В период реализации указанной программы рост объема оборота розничной торговли в сопоставимых ценах составлял ежегодно в среднем 6,5% и оценивается в 2006 г. более 1808 млрд. рублей. Рост товарооборота общественного питания и бытовых услуг населению составлял соответственно 7,1% и 8,2% и оценивается в 2006 г. около 80 млрд. рублей и около 50 млрд. рублей. Доля предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания в налоговых поступлениях по городу в 2006 году по прогнозу составит 22,0%. Развитию рынка розничной торговли и сферы услуг населению способствуют стабильное экономическое положение организаций, а также активная социально ориентированная политика города Москвы в вопросах развития потребительского рынка. Вместе с тем недостаточное развитие конкурентной среды не позволяет эффективно использовать рыночные механизмы для повышения качества товаров и услуг, их ценовой и территориальной доступности. Формирование конкурентной среды в 2007-2009 гг. должно осуществляться как за счет строительства крупных объектов, так и за счет более активного развития сети малых предприятий, в том числе в проблемных зонах. Москомархитектурой было выявлено 608 таких зон, в которых необходимо открыть организации потребительского рынка и услуг общей площадью не менее 1,2 млн. кв. м. Особенно остро стоит вопрос развития сети организаций общественного питания и бытового обслуживания населения, необходимость увеличения которой уже неоднократно отмечалась Правительством Москвы. Но, несмотря на принятые решения, нежилых помещений и земельных участков под эти цели выделяется недостаточно. ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" завершается разработка среднесрочных отраслевых схем размещения объектов торговли, общественного питания, оптовой торговли непродовольственными товарами, которые позволят конкретизировать показатели Городской целевой программы развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2007-2009 гг. В настоящее время более 60% малых предприятий из 200 тыс., функционирующих на территории города Москвы, осуществляют свою деятельность на потребительском рынке города и составляют более 75% от общего числа предприятий этой сферы. Для их дальнейшего развития также требуется поддержка, включая предоставление различного вида льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Необходимо последовательно решать вопросы по размещению объектов мелкорозничной сети, борьбе с контрафактной продукцией, регулированию оборота алкогольной продукции, упорядочению реализации пищевых продуктов с применением методов генно-инженерной деятельности. В целях создания условий для наиболее полного удовлетворения спроса жителей и гостей города Москвы на потребительские товары, услуги общественного питания и бытовые услуги в широком ассортименте, по доступным ценам, во исполнение Закона города Москвы от 9 декабря 1998 г. N 29 "О торговой деятельности в городе Москве" Правительство Москвы постановляет: 1. Принять к сведению информацию Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы об ожидаемом выполнении Городской целевой программы развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2004-2006 гг. с учетом прогнозируемых оценок 2006 г. 2. Утвердить Городскую целевую программу развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2007-2009 гг. (далее - Программа) согласно приложению 1. 3. Утвердить задания по открытию распределительных центров и магазинов заказов "Утконос" согласно приложению 2. 4. Установить, что приоритетными направлениями развития потребительского рынка и услуг на 2007-2009 гг. являются: - повышение уровня обеспеченности сети и максимальное приближение организаций потребительского рынка и услуг к местам проживания населения города Москвы; - обеспечение качества и безопасности реализуемых товаров и услуг потребительского назначения, пресечение оборота контрафактной продукции, защита прав потребителей; - ограничение использования пищевых продуктов с применением методов генно-инженерной деятельности при организации дошкольного и школьного питания на территории города Москвы; - дальнейшее развитие системы поддержки малообеспеченных категорий населения; - дальнейшая реализация мер по обеспечению доступа и передвижения инвалидов и других маломобильных граждан в организациях потребительского рынка и услуг; - опережающее развитие сети организаций бытового обслуживания; - развитие доступного массового питания для всех категорий населения в общедоступной сети, в том числе диетического питания; - оказание содействия московским товаропроизводителям в реализации выпускаемых ими товаров организациями розничной торговли, в том числе сетевыми магазинами и магазинами "шаговой доступности", интеграция в продовольственной сфере крупных розничных и оптовых компаний, агропромышленных холдингов; - увеличение поступлений в бюджет города Москвы от деятельности организаций потребительского рынка, повышение эффективности использования государственной собственности в сфере потребительского рынка; - повышение уровня подготовки кадров в сфере потребительского рынка и услуг; - реализация основных направлений городской молодежной политики. 5. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы: 5.1. В развитие Программы внести на рассмотрение Правительства Москвы: 5.1.1. Совместно с Департаментом образования города Москвы и префектурами административных округов города Москвы в I квартале 2007 г. городскую целевую программу "О дальнейшем развитии системы питания учащихся общеобразовательных учреждений города Москвы на 2007-2009 гг.". 5.1.2. Совместно с префектурами административных округов города Москвы в I квартале 2007 г. вопрос о состоянии и мерах по улучшению похоронного обслуживания в городе Москве. 5.1.3. Совместно с Москомархитектурой, при участии Департамента продовольственных ресурсов города Москвы и ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" во II квартале 2007 г. вопрос об актуализации Генеральной схемы размещения крупных торговых объектов городского значения в городе Москве до 2020 года. 5.2. Во втором полугодии 2006 г. внести в установленном порядке проект закона города Москвы "О лицензировании и декларировании алкогольной продукции в городе Москве". 5.3. В I квартале 2007 г. совместно с заинтересованными организациями подготовить предложения о внесении дополнений: - в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления обязанности работодателя обеспечивать централизованное горячее питание по месту работы сотрудников, в том числе на промышленных предприятиях; - в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" в части установления обязанности образовательного учреждения обеспечивать централизованное горячее питание обучающихся, воспитанников. 5.4. В целях поощрения лучших организаций потребительского рынка и услуг, распространения их положительного опыта и перспективных технологий обслуживания организовать ежегодное проведение конкурса "Золотая десятка предприятий потребительского рынка и услуг". 5.5. Во втором полугодии 2006 г. разработать и внести в Минэкономразвития России предложения о внесении дополнений в федеральное законодательство по вопросам ограничения деятельности крупных торговых объектов и сетевых организаций в целях поддержки и защиты малого бизнеса. 5.6. В III квартале 2006 г. заключить с Территориальным управлением Роспотребнадзора по городу Москве соглашение об организации совместной работы по защите потребительского рынка от контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции. 5.7. Совместно с заинтересованными городскими организациями в III квартале 2006 г. подготовить предложения по ограничению реализации на потребительском рынке города Москвы пищевых продуктов с применением методов генно-инженерной деятельности. 5.8. В IV квартале 2006 г. при участии ГУВД г. Москвы и других контролирующих и надзорных органов разработать комплекс мер по предупреждению и своевременному пресечению реализации контрафактной продукции. 5.9. В трехмесячный срок согласовать с Москомархитектурой в установленном порядке перечень проектируемых и строящихся крупных торговых объектов, планируемых к открытию в 2007-2009 гг. (приложение 6 к Программе), и направить в Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы для определения возможности организации электроснабжения указанных объектов и увязки сроков их ввода со сроками ввода электрических мощностей. 6. Рекомендовать руководителям организаций потребительского рынка и услуг: 6.1. В целях пресечения оборота контрафактной продукции на территории города Москвы при сдаче в аренду помещений для размещения организаций торговли, общественного питания, бытового обслуживания включать в договоры аренды условия об их расторжении в случае выявления фактов реализации контрафактной продукции. 6.2. В целях обеспечения продовольственной безопасности осуществлять поддержку отечественных и московских производителей, рассмотреть возможность реализации отечественных продовольственных товаров не менее 75%, непродовольственных товаров не менее 50% от общего объема. 6.3. Предусмотреть сотрудничество с отечественными товаропроизводителями на льготных условиях поставки товаров. 7. Префектурам административных округов города Москвы: 7.1. В трехмесячный срок разработать мероприятия по выполнению Программы по районам города Москвы с учетом территориальных особенностей и установить контроль за их выполнением. 7.2. Ежегодно в I квартале на заседаниях коллегий префектур административных округов города Москвы утверждать адресные перечни размещения организаций бытового обслуживания населения с указанием специализации (в том числе типа "мультисервис") и установлением сроков их ввода. 7.3. Совместно с Москомархитектурой, Департаментом имущества города Москвы обеспечить подбор земельных участков и нежилых помещений для строительства и размещения объектов потребительского рынка и услуг шаговой доступности (не менее 1,2 млн. кв. м): организаций бытового обслуживания, столовых общедоступной сети (в том числе с приготовлением диетических блюд), "народных ресторанов", универмагов и иных типов организаций в соответствии с порядком, определенным постановлением Правительства Москвы от 7 декабря 2004 г. N 865-ПП "О мерах по развитию в Москве сети предприятий потребительского рынка и услуг шаговой (пешеходной) доступности на 2005-2007 годы" и территориальными схемами размещения объектов, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2005 г. N 732-ПП "Об утверждении территориальных схем размещения объектов потребительского рынка и услуг шаговой (пешеходной) доступности в городе Москве на период 2005-2007 гг.". 7.4. При разработке схем размещения объектов мелкорозничной сети предусмотреть поэтапное сокращение таких объектов, за исключением объектов по реализации печатной продукции, не менее чем на 20% ежегодно. 7.5. При согласовании проектов строительства и реконструкции предприятий потребительского рынка и услуг предусматривать в качестве обязательного условия обустройство занимаемых ими зданий и сооружений, включая обустройство входных групп, а также прилегающих к ним территорий, путей перемещения внутри здания, туалетных комнат и т.д. для инвалидов и других маломобильных граждан. 7.6. Совместно с Комитетом государственного строительного надзора города Москвы установить строгий контроль за производством работ в период нового строительства и реконструкции организаций потребительского рынка и услуг по приспособлению их для нужд инвалидов и маломобильных граждан. 8. Утратил силу. 9. Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы: 9.1. По заявке Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы включать в Единый поадресный перечень объектов, планируемых к вынесению на конкурсы и аукционы в 2006-2007 гг., строительство бань общего пользования в соответствии с разрабатываемой Среднесрочной отраслевой схемой по размещению объектов бытового обслуживания. 9.2. Совместно с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Москомархитектурой, префектурами административных округов города Москвы не допускать проектирование и застройку новых территорий, а также районов реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда без размещения организаций потребительского рынка и услуг (преимущественно во встроенно-пристроенных помещениях), оборудованных приспособлениями для нужд инвалидов и маломобильных граждан. 10. Мосгосэкспертизе не допускать согласование проектов строительства и реконструкции организаций потребительского рынка и услуг и прилегающих к ним территорий без учета комплексного приспособления их для нужд инвалидов и маломобильных граждан. 11. Департаменту имущества города Москвы совместно с Департаментом экономической политики города Москвы и Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы проработать схему использования доли города при реализации инвестиционных проектов для обеспечения размещения организаций сферы потребительского рынка и услуг. 12. Специализированному государственному унитарному предприятию по продаже имущества города Москвы, префектурам административных округов города Москвы совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы, Департаментом имущества города Москвы: - определять функциональное назначение (специализацию) каждого нежилого помещения, выставляемого на специальный конкурс, с учетом развития инфраструктуры района; - обеспечить проведение специальных конкурсов и аукционов на размещение в нежилых помещениях организаций потребительского рынка повседневного спроса, в том числе шаговой (пешеходной) доступности, с учетом опыта работы в сфере потребительского рынка и услуг и отраслевых квалификационных критериев. 13. Москомархитектуре: 13.1. До 1 октября 2006 г. обеспечить утверждение в установленном порядке дифференцированных нормативов развития и размещения в городе Москве сети организаций общественного питания, бытового обслуживания населения с внесением изменений в МГСН 1.01-99 "Нормы и правила проектирования, планирования и застройки г. Москвы". 13.2. Обеспечить в установленном порядке разработку актов разрешенного использования земельных участков на строительство бань общего пользования (п. 9.1). 13.3. При разработке проектов комплексной застройки микрорайонов города Москвы учитывать согласованные префектурами административных округов города Москвы задания на проектирование территорий с учетом размещения отдельно стоящих торгово-бытовых комплексов и функционального назначения нежилых помещений, расположенных на первых этажах. 13.4. Совместно с заинтересованными организациями не допускать разработку проектных решений на новое строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий и помещений организаций потребительского рынка и услуг, а также прилегающих к ним территорий без учета норм законодательства Российской Федерации о доступности их для инвалидов (включая инвалидов на креслах-колясках). 14. В целях размещения объектов потребительского рынка и услуг на площадях, выделяемых городу Москве по инвестиционным контрактам: 14.1. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы совместно с Департаментом экономической политики и развития города Москвы, Департаментом имущества города Москвы, префектурами административных округов города Москвы определить перечень помещений, подлежащих включению в инвестиционную составляющую доли города Москвы в натуральном выражении, для последующей сдачи в аренду организациям потребительского рынка и услуг в установленном порядке. 14.2. Департаменту экономической политики и развития города Москвы после представления разработанных Москомархитектурой актов разрешенного использования земельных участков определять стартовые условия по подбору инвесторов в рамках проведения инвестиционных торгов и осуществлять реализацию инвестиционных проектов в соответствии с функциональным назначением помещений. 15. Принять к сведению обязательства ОАО "Новый ИмпульсЦентр" за счет собственных и привлеченных средств ввести в 2006-2009 гг. в эксплуатацию сеть магазинов заказов "Утконос" в соответствии с приложением 2 при условии своевременного оформления полного комплекта разрешительной документации, необходимой для открытия и функционирования организаций торговли. 16. Совету ректоров вузов Москвы и Московской области совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы продолжить работу по возобновлению функционирования организаций питания, открытию дополнительных организаций быстрого питания и бытового обслуживания на территориях вузов, по месту проживания, в студенческих городках, а также организации питания во вновь вводимых вузах города. 17. Предложить ГУП "Моссвет", ГУП "Гормост", ОАО "Мосэнергосбыт" не допускать заключения договоров энергоснабжения без наличия у организаций правоустанавливающих документов на объекты, в том числе действующих договоров аренды земельных участков для размещения павильонов и киосков, а также разрешений на право размещения объектов мелкорозничной сети. 18. Департаменту экономической политики и развития города Москвы по предложениям Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы, согласованным с государственными заказчиками, предусматривать в инвестиционных программах города Москвы на 2007-2009 гг. лимит капитальных вложений на реализацию мероприятий Программы (раздел 5) в пределах средств, выделяемых государственным заказчикам на соответствующий период. 19. Департаменту экономической политики и развития города Москвы, Департаменту социальной защиты населения города Москвы, Департаменту имущества города Москвы, Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы совместно с ГУП "Московский социальный регистр" до 1 марта 2007 г. провести отработку компенсационной (дотационной) схемы для отдельных льготных категорий граждан при приобретении ими товаров и услуг в аккредитованных организациях потребительского рынка и услуг с использованием социальной карты москвича. 20. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы по заявкам Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы предусматривать проведение по результатам конкурсов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в пределах лимитов финансирования, предусмотренных для Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы в Программе прикладных научных исследований и проектов в интересах города Москвы на 2006-2008 гг., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2005 г. N 932-ПП. 21. В целях дальнейшего развития информационных систем и ресурсов в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы признать целесообразным создание Единой городской автоматизированной системы информационного обеспечения и аналитики потребительского рынка (ЕГАС СИОПР) с интеграцией ее информационных ресурсов в рамках метасистемы "Электронная Москва". 22. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы до 1 января 2007 г. обеспечить разработку и утверждение в установленном порядке технического задания и технико-экономического обоснования на создание ЕГАС СИОПР с учетом требований системного проекта метасистемы "Электронная Москва". 23. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы по представлении материалов Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы и префектурами административных округов города Москвы организовать в городских и центральных средствах массовой информации регулярное освещение: - мероприятий по реализации политики города Москвы в сфере потребительского рынка и услуг; - фактов выявления контрафактной продукции в организациях потребительского рынка и услуг. 24. Установить, что для обеспечения мониторинга за ходом реализации Программы отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города Москвы и префектуры административных округов города Москвы ежегодно представляют в Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы отчеты о ходе выполнения программных мероприятий: 1 февраля за отчетный год, 5 октября за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом выполнении за год. 25. Признать утратившими силу: 25.1. С 1 января 2007 г. постановление Правительства Москвы от 20 апреля 2004 г. N 245-ПП "О Городской целевой программе развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2004-2006 годы". 25.2. Постановление Правительства Москвы от 11 февраля 2003 г. N 86-ПП "О развитии в Москве системы торговли по предварительным заказам населения на примере опыта г. Зеленограда". 25.3. Пункты 4, 6, 8 распоряжения Правительства Москвы от 4 апреля 2005 г. N 521-РП "О дополнительных мерах по развитию в Москве сети магазинов заказов "Утконос". 25.4. Пункты 1 - 5, 8, 11, 12 постановления Правительства Москвы от 13 сентября 2005 г. N 705-ПП "О мерах по дальнейшей реализации программы развития сети магазинов заказов "Утконос" в городе Москве на 2005 - 2007 гг.". 25.5. Пункт 4.3 постановления Правительства Москвы от 25 апреля 2006 г. N 274-ПП "Об упорядочении размещения объектов мелкорозничной сети на территории города Москвы". 25.6. Постановление Правительства Москвы от 30 ноября 2004 г. N 828-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 20 апреля 2004 г. N 245-ПП". 25.7. Постановление Правительства Москвы от 6 июня 2006 г. N 361-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 20 апреля 2004 г. N 245-ПП". 26. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 13 сентября 2005 г. N 705-ПП "О мерах по дальнейшей реализации программы развития сети магазинов заказов "Утконос" в городе Москве на 2005-2007 гг.": 26.1. Из преамбулы исключить слова "постановлением Правительства Москвы от 11 февраля 2003 г. N 86-ПП "О развитии в Москве системы торговли по предварительным заказам населения на примере опыта г. Зеленограда" и". 26.2. Из пункта 6 исключить слова "в целях выполнения графика (приложение 1)". 27. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 12 апреля 2005 г. N 200-ПП "Об основных направлениях развития бытового обслуживания населения в городе Москве до 2008 года", дополнив приложение 2 к постановлению пунктами 10-12: "10. Ремонт часов. 11. Ремонт металлоизделий. 12. Фотоуслуги". 28. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Малышкова В.И. О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в I квартале 2007 г. Мэр Москвы Ю.М. Лужков 29 августа 2006 г. N 647-ПП Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 29 августа 2006 года N 647-ПП ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2007-2009 ГГ. 1. Паспорт Программы -------------------------------------------------------------------------- |Наименование | Городская целевая программа развития | |Программы | потребительского рынка и услуг города Москвы | | | на 2007-2009 гг. | |---------------|--------------------------------------------------------| |Основание для | Закон города Москвы от 09.12.98 N 29 | |разработки | "О торговой деятельности в городе Москве". | |Программы | Постановление Правительства Москвы от 20 апреля | | | 2004 г. N 245-ПП "О Городской целевой программе | | | развития потребительского рынка и услуг города | | | Москвы на 2004-2006 годы" | |---------------|--------------------------------------------------------| |Государственный| Департамент потребительского рынка и услуг города | |заказчик - | Москвы. | |координатор | Руководитель Программы - министр Правительства | |Программы | Москвы Малышков В.И. | |---------------|--------------------------------------------------------| |Государственные| Департамент экономической политики и развития | |заказчики | города Москвы. | |Программы | Департамент науки и промышленной политики города | | | Москвы. | | | Департамент продовольственных ресурсов города | | | Москвы. | | | Департамент поддержки и развития малого | | | предпринимательства города Москвы. | | | Департамент градостроительной политики, развития и | | | реконструкции города Москвы. | | | Департамент социальной защиты населения | | | города Москвы. | | | Управление информатизации города Москвы. | | | Комитет по архитектуре и градостроительству города | | | Москвы | |---------------|--------------------------------------------------------| |Разработчики | Департамент потребительского рынка и услуг города | |Программы | Москвы. | | | Отраслевые и функциональные департаменты, комитеты | | | и управления города Москвы. | | | Префектуры административных округов города Москвы | |---------------|--------------------------------------------------------| |Сроки и этапы | 2007-2009 годы: | |выполнения | 1 этап - 2007 год; | |Программы | 2 этап - 2008 год; | | | 3 этап - 2009 год | |---------------|--------------------------------------------------------| |Цель Программы | Повышение социально-экономической эффективности | | | потребительского рынка и услуг: создание условий | | | для наиболее полного удовлетворения спроса жителей | | | и гостей города Москвы на потребительские товары, | | | услуги общественного питания и бытовые услуги по | | | доступным ценам при обеспечении качества и | | | безопасности их приобретения и потребления | |---------------|--------------------------------------------------------| |Основные задачи| 1. Повышение ценовой доступности товаров | |Программы | и услуг. | | | 2. Повышение территориальной доступности | | | предприятий потребительского рынка. | | | 3. Развитие отраслей и инфраструктуры | | | потребительского рынка. | | | 4. Совершенствование государственной координации | | | и правового регулирования в сфере потребительского | | | рынка | |---------------|--------------------------------------------------------| |Основные | 1. Повышение ценовой доступности товаров и услуг: | |мероприятия | - обеспечение уровня и качества потребления | |Программы | продовольствия для малообеспеченных групп населения | | | города в соответствии с минимальными социальными | | | стандартами ("потребительская корзина"); | | | - развитие сети социально ориентированных | | | предприятий потребительского рынка и услуг; | | | - ведение социального мониторинга потребительского | | | рынка и услуг. | | | 2. Повышение территориальной доступности | | | предприятий потребительского рынка: | | | - комплексное развитие предприятий потребительского | | | рынка в "проблемных зонах" города; | | | - разработка и реализация территориальных схем | | | комплексного развития предприятий потребительского | | | рынка и услуг с учетом пожеланий жителей; | | | - реализация мер по обеспечению доступа | | | и передвижения инвалидов и других маломобильных | | | граждан в предприятиях потребительского рынка | | | и услуг. | | | 3. Развитие отраслей и инфраструктуры | | | потребительского рынка. | | | 3.1. Развитие торговли: | | | - развитие системы товародвижения и оптовой | | | торговли; | | | - развитие дисконтных сетевых торговых компаний за | | | счет расширения сети франчайзинга; | | | - открытие, реконструкция и модернизация | | | предприятий торговли; | | | - строительство крупных объектов торговли; | | | - открытие предприятий торговли по реализации | | | товаров детского ассортимента, организация торговых | | | центров типа "универмаг"; | | | - оптимизация сети рынков и преобразование | | | их в современные торговые предприятия; | | | - упорядочение мелкорозничной сети, развитие сети | | | киосков распространения периодической печати; | | | - развитие ярмарочной деятельности. | | | 3.2. Развитие общественного питания: | | | - открытие, реконструкция и модернизация | | | предприятий общественного питания; | | | - развитие сети предприятий быстрого питания, | | | "народных ресторанов" и столовых; | | | - совершенствование организации питания учащихся | | | образовательных учреждений. | | | 3.3. Развитие бытового обслуживания населения: | | | - открытие, реконструкция и модернизация | | | предприятий бытового обслуживания населения; | | | - развитие комплексных предприятий бытового | | | обслуживания "мульти-сервис"; | | | - строительство и реконструкция объектов | | | похоронного назначения; | | | - строительство и реконструкция бань; | | | - реконструкция и модернизация государственных | | | унитарных фабрик химической чистки | | | и фабрик-прачечных. | | | 3.4. Развитие инфраструктуры потребительского рынка | | | и услуг: | | | - разработка и внедрение новых технологий | | | в торговле, общественном питании и бытовом | | | обслуживании; | | | - внедрение современных | | | информационно-коммуникационных технологий | | | в сфере потребительского рынка и услуг; | | | - подготовка и переподготовка кадров | | | потребительского рынка и услуг; | | | - организация и проведение семинаров, конкурсов, | | | выставок. | | | 4. Совершенствование государственной координации | | | и правового регулирования в сфере потребительского | | | рынка: | | | - совершенствование нормативно-правового | | | обеспечения в сфере потребительского рынка | | | и услуг; | | | - развитие административной реформы (режим "одного | | | окна"); | | | - повышение эффективности использования городского | | | имущества на потребительском рынке; | | | - совершенствование системы контроля качества | | | продукции в сфере потребительского рынка | | | и услуг; | | | - ограничение производства и оборота пищевых | | | продуктов, содержащих генно-модифицированные | | | организмы; | | | - развитие технического регулирования | | | и сертификации; | | | - осуществление мер по борьбе с контрафактной | | | продукцией; | | | - мероприятия по охране порядка | | | и антитеррористической деятельности; | | | - мероприятия по охране труда на предприятиях | | | потребительского рынка и услуг | |---------------|--------------------------------------------------------| |Объемы | Общий объем финансирования 260807,0 млн. руб., | |и источники | в том числе по годам реализации: | |финансирования | ------------------------------------------------------ | | | | |2007 г.|2008 г.|2009 г. |Всего | | | | |------------------|-------|-------|--------|--------| | | | | Бюджет города | 1077,8| 1287,7| 1138,5| 3504,0| | | | | Москвы | | | | | | | | |------------------|-------|-------|--------|--------| | | | | В том числе: | | | | | | | | |------------------|-------|-------|--------|--------| | | | | бюджетные | 939,4| 1195,0| 1075,0| 3209,4| | | | | инвестиции | | | | | | | | | (0411, 0412) | | | | | | | | |------------------|-------|-------|--------|--------| | | | | осуществление | 50,0| 49,9| 50,0| 149,9| | | | | мероприятий | | | | | | | | | по | | | | | | | | | исследованию | | | | | | | | | пищевых | | | | | | | | | продуктов на | | | | | | | | | наличие ГМО | | | | | | | | | (приобретение | | | | | | | | | оборудования | | | | | | | | | и проведение | | | | | | | | | лабораторных | | | | | | | | | исследований) | | | | | | | | | (0411, 0412) | | | | | | | | |------------------|-------|-------|--------|--------| | | | | прикладные | 13,5| 13,5| 13,5| 40,5| | | | | научные | | | | | | | | | исследования | | | | | | | | | в области | | | | | | | | | национальной | | | | | | | | | экономики <*> | | | | | | | | | (0411) | | | | | | | | |------------------|-------|-------|--------|--------| | | | | связь | 57,5| - | - | 57,5| | | | | и информатика | | | | | | | | | в рамках ГЦП | | | | | | | | | "Электронная | | | | | | | | | Москва" | | | | | | | | | (0409, 0410) | | | | | | | | |------------------|-------|-------|--------|--------| | | | | подготовка | 2,0| - | - | 2,0| | | | | кадров (0411) | | | | | | | | |------------------|-------|-------|--------|--------| | | | | выставочная | 15,4| - | - | 15,4| | | | | деятельность | | | | | | | | | (0411) | | | | | | | | |------------------|-------|-------|--------|--------| | | | | мероприятия по | - | 29,3| - | 29,3| | | | | декларированию | | | | | | | | | и лицензированию | | | | | | | | | розничной | | | | | | | | | продажи | | | | | | | | | алкогольной | | | | | | | | | продукции | | | | | | | | | (0412) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |------------------|-------|-------|--------|--------| | | | | Федеральный | - | - | - | - | | | | | бюджет | | | | | | | | |------------------|-------|-------|--------|--------| | | | | Внебюджетные |81741,1|83364,2| 92197,7|257303,0| | | | | источники | | | | | | | | |------------------|-------|-------|--------|--------| | | | | Итого |82818,9|84651,9| 93336,2|260807,0| | | | ------------------------------------------------------ | |---------------|--------------------------------------------------------| |Ожидаемые | -------------------------------------------------- | |результаты | | Целевой показатель |2007 г.|2008 г.|2009 г.| | |реализации | | (результат) Программы | | | | | |Программы | |------------------------|-------|-------|-------| | | | | Темп роста оборота | 104,0| 104,0| 104,5| | | | | розничной торговли | | | | | | | | в сопоставимых ценах, %| | | | | | | |------------------------|-------|-------|-------| | | | | Темп роста оборота | 103,5| 104,0| 104,5| | | | | общественного питания | | | | | | | | в сопоставимых ценах, %| | | | | | | |------------------------|-------|-------|-------| | | | | Темп роста объема | 104,0| 104,5| 105,0| | | | | реализации бытовых | | | | | | | | услуг населению | | | | | | | | в сопоставимых ценах, %| | | | | | | |------------------------|-------|-------|-------| | | | | Среднегодовой индекс | 108,5| 106,5| 105,5| | | | | потребительских цен на | | | | | | | | товары и услуги, % | | | | | | | |------------------------|-------|-------|-------| | | | | Обеспеченность | | | | | | | | в предприятиях | | | | | | | | потребительского рынка | | | | | | | | на 1000 жителей: | | | | | | | | - торговая площадь, кв.| 643,3| 733,0| 806,0| | | | | м | | | | | | | | - число посадочных мест| 37,5| 38,9| 40,2| | | | | в предприятиях | | | | | | | | общественного питания | | | | | | | | (общедоступная сеть) | | | | | | | | - число рабочих мест | 6,7| 7,1| 7,8| | | | | в предприятиях бытового| | | | | | | | обслуживания | | | | | | | |------------------------|-------|-------|-------| | | | | Удельный вес социально | 7,9| 10,2| 12,3| | | | | ориентированных | | | | | | | | предприятий в общем | | | | | | | | количестве предприятий | | | | | | | | потребительского рынка,| | | | | | | | % | | | | | | | |------------------------|-------|-------|-------| | | | | Удельный вес | 76,9| 78,5| 80,3| | | | | организованного рынка | | | | | | | | в формировании оборота | | | | | | | | розничной торговли, % | | | | | | | |------------------------|-------|-------|-------| | | | | Удельный вес новых и | | | | | | | | модернизированных | | | | | | | | предприятий в общем | | | | | | | | количестве предприятий | | | | | | | | потребительского рынка | | | | | | | | и услуг, %: | | | | | | | |------------------------|-------|-------|-------| | | | | торговля | 86,4| 86,8| 87,1| | | | |------------------------|-------|-------|-------| | | | | общественное питание | 92,9| 94,7| 96,5| | | | |------------------------|-------|-------|-------| | | | | бытовое обслуживание | 64,6| 70,5| 75,2| | | | |------------------------|-------|-------|-------| | | | | Привлечение | 81,7| 82,4| 94,3| | | | | инвестиционных ресурсов| | | | | | | | из негосударственных | | | | | | | | источников (средства | | | | | | | | предприятий, инвесторов| | | | | | | | и др.) в развитие | | | | | | | | инфраструктуры, | | | | | | | | реконструкцию | | | | | | | | и строительство | | | | | | | | предприятий | | | | | | | | потребительского рынка | | | | | | | | и услуг, млрд. рублей | | | | | | | |------------------------|-------|-------|-------| | | | | Создание новых рабочих | 29,4| 26,9| 26,9| | | | | мест, тыс. рабочих мест| | | | | | | |------------------------|-------|-------|-------| | | | | Объем налоговых | 48,7| 52,7| 57,3| | | | | поступлений в бюджет | | | | | | | | города Москвы | | | | | | | | от предприятий | | | | | | | | потребительского рынка | | | | | | | | и услуг, млрд. рублей | | | | | | | L------------------------------------------------ | |---------------|--------------------------------------------------------| |Исполнители | Департамент потребительского рынка и услуг города | |основных | Москвы. | |мероприятий | Департамент экономической политики и развития | |Программы | города Москвы. | | | Департамент имущества города Москвы. | | | Департамент земельных ресурсов города Москвы. | | | Департамент градостроительной политики, развития | | | и реконструкции города Москвы. | | | Департамент поддержки и развития малого | | | предпринимательства города Москвы. | | | Департамент науки и промышленной политики города | | | Москвы. | | | Департамент продовольственных ресурсов города | | | Москвы. | | | Отраслевые и функциональные департаменты, комитеты | | | и управления города Москвы. | | | Префектуры административных округов города Москвы. | | | Управы районов города Москвы. | | | Предприятия и организации потребительского рынка | | | и услуг, организации оптовой торговли | | | и инфраструктуры торговой деятельности, другие | | | организации, в том числе финансовые, участвующие | | | в выполнении мероприятий Программы | |---------------| -------------------------------------------------------| |Система | Управление и контроль за реализацией Программы | |организации | осуществляет государственный заказчик - координатор | |управления и | Программы - Департамент потребительского рынка | |контроля за | и услуг города Москвы. | |исполнением | Органы управления включают: персонального | |Программы | руководителя Программы, Координационный совет | | | и Экспертный совет. | | | Конкурсный отбор исполнителей Программы | | | осуществляют (в пределах своих полномочий) Комитет | | | города Москвы по организации и проведению конкурсов | | | и аукционов, Департамент потребительского рынка | | | и услуг города Москвы, государственные заказчики | | | мероприятий Программы, префектуры административных | | | округов города Москвы. | | | Финансирование Программы возлагается на Департамент | | | экономической политики и развития города Москвы, | | | Департамент финансов города Москвы в части | | | выделения средств бюджета города Москвы. | | | Департамент потребительского рынка и услуг города | | | Москвы представляет ежегодно отчет о выполнении | | | Программы в Департамент экономической политики | | | и развития города Москвы в сроки: до 1 марта - за | | | отчетный год, до 15 ноября - за 9 месяцев текущего | | | года и об ожидаемом выполнении за год | -------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Финансируется Департаментом науки и промышленной политики города Москвы на конкурсной основе. 2. Состояние и проблемы развития потребительского рынка и услуг Потребительский рынок города Москвы функционирует как крупная составная часть единого комплекса городского хозяйства. Его главные задачи - создание условий для удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, обеспечение качества и безопасности их предоставления, облегчение доступа к товарам и услугам для всех социальных групп жителей города. В деятельности потребительского рынка, обеспечивающего сферу конечного потребления населением товаров и услуг, находят свое отражение социальные и экономические проблемы мегаполиса, численность населения которого с учетом гостей столицы составляет порядка 13,4 млн. человек, или около 9% всего населения России. За период 2004-2005 гг. реальные денежные доходы москвичей возросли на 18,7%. На покупку товаров и оплату услуг направляется соответственно 52 и 18 процентов от массы денежных доходов населения. Все это обеспечивает поддержку высокого потребительского спроса на товары и услуги. Главной отличительной особенностью московского рынка товаров и услуг является его объем (одна четверть оборота России) и устойчивая динамика. В 2005 году объем оборота розничной торговли в сопоставимых ценах увеличился на 6,2% и составил 1,6 трлн. руб. Товарооборот общественного питания вырос на 9,4% и составил 66,3 млрд. руб., объем реализации бытовых услуг - на 11,9% (43,2 млрд. руб.). Быстрому развитию потребительского рынка за последние годы способствовали стабилизация экономического положения в стране, активная политика социальных преобразований в городе Москве, создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата. Рост инвестиционной привлекательности обусловил динамичное развитие сети предприятий отрасли. Реализация налоговой реформы и снижение налоговой нагрузки на юридических и физических лиц способствовали укреплению финансового положения предприятий. Доля предприятий торговли и общественного питания в налоговых поступлениях по городу составила 21,5% <1>. -------------------------------- <1> Без учета крупнейших налогоплательщиков, зарегистрированных в межрегиональных инспекциях ФНС России. В ходе реализации Городской целевой программы развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2004-2006 годы <2> (далее - Программа на 2004-2006 гг.) удалось обеспечить определенный прогресс в решении ряда крупных долгосрочных проблем: - закрепить результаты перехода потребительского рынка и услуг к рыночной экономике; - осуществить меры по социальной поддержке малообеспеченных слоев населения, улучшению условий обслуживания инвалидов и ветеранов ВОВ, пенсионеров, других льготных групп населения; улучшить условия питания учащихся в образовательных учреждениях города; - уменьшить диспропорции в организации и функционировании секторов потребительского рынка и услуг; - активизировать процесс совершенствования товаропроводящей сети, упорядочения рыночной инфраструктуры оптовой и розничной торговли и развития логистики товародвижения; - сократить долю неорганизованного рынка; - создать правовые условия, направленные на повышение социально-экономической эффективности потребительского рынка и услуг, обеспечение безопасности, защиту прав потребителей и предпринимательских структур. -------------------------------- <2> Утверждена постановлением Правительства Москвы от 20.04.2004 N 245-ПП. Основные показатели развития потребительского рынка и услуг и выполнения городской целевой программы на 2004-2006 годы представлены в приложении 1. В Москве сформирована крупнейшая в России региональная система торгового и бытового обслуживания населения, которая насчитывает в своем составе (по состоянию на 01.01.2006) 18,3 тыс. предприятий торговли, 8,9 тыс. предприятий общественного питания, 7,5 тыс. предприятий бытового обслуживания, 119 рынков, 21 тыс. объектов мелкой розничной сети. С опережением идет выполнение Программы на 2004-2006 гг. по развитию рыночной инфраструктуры и обновлению материально-технической базы. За 2004-2005 годы введено в строй 3962 предприятия потребительского рынка и услуг, реконструировано 1797 предприятий, что значительно превысило задания Программы. В результате улучшилась обеспеченность населения города в предприятиях отрасли, которая составила в 2005 году в расчете на 1000 жителей <3>: в торговле - 500,6 кв. м торговой площади в общественном питании - 33,5 посадочного места (общедоступная сеть) в бытовом обслуживании - 5,3 рабочего места -------------------------------- <3> По данным Системы информационного обеспечения потребительского рынка (СИОПР). Получили развитие сетевые структуры различного функционального назначения. Доля сетевых компаний в объеме товарооборота возросла с 5% в 2001 году до 32% в 2005 г. Их общее число достигло 100, из них более половины - в торговле непродовольственными товарами. Завершается преобразование сети рынков. Часть из них закрывается, другая реконструируется и превращается в современные торговые комплексы; часть, имеющая традиционную сельскохозяйственную направленность, сохраняется. Упорядочивается сеть мелкорозничной торговли. В 2005 году со станций и из 25-метровой зоны метрополитена было выведено более 1,5 тыс. объектов мелкорозничной сети. Однако общее количество объектов мелкорозничной торговли в городе по-прежнему избыточно. Получила развитие ярмарочно-выставочная деятельность. В 2004-2005 годах проведено более 4,5 тыс. ярмарок с участием товаропроизводителей Подмосковья и регионов России. В рамках развития межрегионального сотрудничества за этот период заключено и действует 280 соглашений с регионами Российской Федерации, странами СНГ и Республикой Беларусь. В общественном питании успешно развиваются сетевые предприятия быстрого питания. За 2004-2005 годы открыты 352 предприятия быстрого питания на 17,6 тыс. посадочных мест. Из них 134 (38%) предприятия введены в торговых комплексах и центрах, оптово-розничных рынках. Появились предприятия питания по типу "кейтеринг", участвующие в обслуживании выездных городских, международных, спортивных мероприятий. В бытовом обслуживании приоритетно развиваются услуги по химической чистке одежды и стирке белья, а также клининговые услуги <4>. Продолжена реализация мер по социальной поддержке населения, включая предоставление льгот на услуги бань общего пользования, обеспечение гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе, обслуживание малообеспеченных категорий граждан в центрах социального обслуживания населения. Выполнены задания по расширению и реконструкции кладбищ, крематориев, реставрации и обновлению воинских захоронений и мемориальных комплексов. -------------------------------- <4> Включают услуги по уборке помещений с использованием профессиональной техники, высокоэффективных материалов и специально обученных кадров. Развернуты работы по обеспечению безопасности и противодействию терроризму на предприятиях потребительского рынка. На большинстве крупных предприятий торговли и общественного питания, а также на всех действующих рынках города введены паспорта безопасности. В сфере потребительского рынка и услуг осуществлен комплекс мер по реализации социальной политики. Расширилось применение социальной карты москвича. В 2005 году более 276,0 тыс. держателей социальной карты (в 2004 г. - 193 тыс.) воспользовались услугами предприятий потребительского рынка, при этом сумма предоставленных им скидок составила более 26,0 млн. рублей. Увеличилось количество аккредитованных социальных магазинов. В настоящее время их 349 против 316 на начало 2005 года. В социальных магазинах обслуживается более 300 тыс. человек, пользующихся льготами. В 2005 году помимо инвалидов и участников ВОВ льготное обслуживание распространено на тружеников тыла, бывших несовершеннолетних узников фашизма и участников обороны Москвы. Для поддержки пенсионеров и малообеспеченных граждан дополнительно к сети аккредитованных магазинов в 2005 году более 350 торговых предприятий города осуществляли продажу товаров в утренние часы со скидкой 5-10 процентов. Механизм аккредитации предприятий потребительского рынка города с позиций социальной поддержки ограниченной группы инвалидов, участников ВОВ и приравненных к ним лиц себя оправдал и активно поддерживается населением. В добровольном порядке в рамках собственных дисконтных программ обслуживание граждан с применением социальной карты в 2005 году осуществлялось в 811 предприятиях торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, в том числе в крупных сетевых компаниях. После принятия дополнительных нормативных документов Правительства Москвы ускорилось развитие сети магазинов заказов "Утконос". Общее количество таких магазинов достигло 96; введен в строй распределительный центр площадью 115 тыс. кв. м. К концу 2006 года ожидается увеличение сети до 200 магазинов. Полностью выполняется городская программа "Совершенствование организации питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений г. Москвы на период 2004-2006 годы". В целях ускорения развития потребительского рынка и услуг города Москвы и улучшения его нормативного обеспечения был принят ряд дополнительных программных документов, основными из которых являются: - программа совершенствования организации питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений города Москвы на 2004-2006 годы; - программа по развитию сети предприятий потребительского рынка и услуг шаговой (пешеходной) доступности на 2005-2007 годы; - концепция развития оптовой торговли непродовольственными товарами в городе Москве на 2005-2007 годы; - концепция развития и размещения предприятий быстрого питания в городе Москве; - основные направления развития бытового обслуживания населения в городе Москве до 2008 г. За период реализации Программы на 2004-2006 гг. было создано 64 тыс. новых рабочих мест, а общая численность работающих в отрасли превысила 1,4 млн. человек. Ряд заданий Программы на 2004-2006 гг. выполнялись с отставанием, в том числе: - по преобразованию рынков в торговые комплексы; - по открытию крупных торговых объектов; - по развитию сети магазинов "Утконос"; - по строительству сетевых распределительных центров и магазинов-складов с технологией "Кэш энд Кэрри". Анализ состояния и тенденций развития потребительского рынка и услуг Москвы позволяет сделать следующие основные выводы о существующих проблемах этого сектора экономики города, решение которых требует применения программных методов: 1. Ценовая доступность товаров и услуг. Остаются высокими темпы инфляции на потребительском рынке. Сводный индекс потребительских цен на товары и услуги в Москве в 2005 году (декабрь к декабрю) составил 110,4% (2004 год - 111,5%), в I квартале 2006 года - 105,1% <5>. -------------------------------- <5> В среднем по России сводный индекс потребительских цен на товары и услуги составил в 2005 году 110,9%, в I квартале 2006 года - 105,0%. По стоимости жизни Москва относится к числу "дорогих" городов-мегаполисов в мире, московский прожиточный минимум является одним из самых высоких в России. Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, возросла в 2005 году в городе на 10,7% (2004 год - 9,6%), в I квартале 2006 года - на 11,6%. Рост потребительских цен наряду с действием макроэкономических факторов обусловлен факторами лежащими в сфере оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг <6>. -------------------------------- <6> В числе таких факторов: высокие издержки обращения, торговые надбавки и наценки; наличие многочисленных посредников в оптовом звене; высокая импортная зависимость московского рынка; явления монополизма, в том числе со стороны крупных сетевых структур; недостаточная конкуренция между предприятиями на локальном уровне в случаях низкой насыщенности торговой сети и др. Отрицательные последствия инфляции усиливаются в связи с ограниченной покупательной способностью значительной части населения города. У 50% московских семей почти три пятых потребительских расходов приходится на покупку продуктов питания, у 10% - фактические расходы на питание не покрывают стоимость минимального набора, входящего в потребительскую корзину <7>. Это определяет высокую зависимость уровня потребления в указанных семьях от изменения цен на продовольственные товары. -------------------------------- <7> По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств в городе Москве в 2005 году дефицит средств, необходимых для доведения расходов на покупку продуктов питания в малообеспеченных семьях до стоимости минимального набора, входящего в потребительскую корзину, оценивался в 1,7 млрд. руб. Проблема ценовой доступности является крупной структурной проблемой потребительского рынка города. Сектор торговли и бытового обслуживания со средними (умеренными) ценами и качеством товаров и услуг развит недостаточно. Особо остро проблема ценовой доступности сказывается на малообеспеченных жителях города, а также жителях, имеющих фиксированные и низкие доходы. Объективно существующая потребность в объектах торговли с низкими ценами восполняется медленно. При контингенте потребителей, превышающем 30% всего населения города, доля таких предприятий в стационарной сети по торговле продовольственными товарами составляет порядка 9%. Нижний ценовой сегмент поддерживается неорганизованными формами торговли, причем по мере сокращения числа рынков наблюдается определенный рост стихийной и несанкционированной уличной торговли, которая в отдельных случаях концентрируется в целые "торговые зоны". Задача состоит в том, чтобы найти им цивилизованную альтернативу. Неудовлетворительным по отношению к спросу населения является диапазон предложения услуг (цена-качество) в общественном питании и бытовом обслуживании. Уровень потребления этих услуг у основной части жителей Москвы заметно снизился по сравнению с дореформенным периодом. В указанных секторах недостаточна сеть социально ориентированных предприятий, а также предприятий, рассчитанных на потребителей с невысоким уровнем доходов. Обеспечение ценовой доступности товаров и услуг для всех социальных групп населения является одной из главных проблем развития потребительского рынка Москвы в рассматриваемой перспективе (2007-2009 гг.). Во-первых, требуется реализовать комплексные меры по сдерживанию роста потребительских цен на основе совершенствования системы товародвижения и развития логистики, укрепления связей с отечественными товаропроизводителями, создания конкурентной среды при продаже товаров и услуг и т.д. Во-вторых, для проведения качественных структурных преобразований на потребительском рынке необходимо задействовать механизмы государственной координации и правового регулирования. В отношении малообеспеченных категорий населения должны быть реализованы меры их прямой адресной поддержки, а также мероприятия по приоритетному развитию социально ориентированной сети торгового и бытового обслуживания. 2. Территориальная доступность предприятий потребительского рынка и услуг. При высоких темпах развития сети предприятий потребительского рынка и услуг достигнутая обеспеченность населения торговыми площадями, посадочными местами в общественном питании и рабочими местами в бытовом обслуживании ниже установленных расчетных нормативов в городе Москве и уступает аналогичным показателям обеспеченности в крупных мегаполисах за рубежом <8>. -------------------------------- <8> Так, в крупных европейских столицах (Париж, Рим, Берлин) показатель обеспеченности торговыми площадями превышает 1000 кв. м в расчете на 1000 жителей, в Стокгольме - более 800 кв. м, в Варшаве - 650 кв. м. Недостаток предприятий потребительского рынка и услуг особенно проявляется на местном уровне. В городе имеется 608 проблемных зон, в которых дефицит торговых площадей оценивался в размере 1,2 млн. кв. м. Темпы восполнения этой сети явно недостаточны. Так, за 2005 год открыто 489 предприятий шаговой (пешеходной) доступности с общей площадью 126 тыс. кв. м. При этом сдерживающим фактором является невозможность использования выделяемых земельных участков (нежилых помещений) для нормальной работы предприятий, осуществляющих торговые или бытовые услуги. Успешное решение проблемы устранения "проблемных зон" невозможно без создания эффективной информационной базы о существующих потребностях, мониторинга ситуации на местном уровне, организации соответствующей деятельности. Требуется введение системы стандартов обслуживания - показателей, характеризующих текущее состояние, гарантийные обязательства и целевые индикаторы в части обеспеченности в торговой площади, посадочных местах на предприятиях общественного питания и рабочих местах на предприятиях бытового обслуживания в районах проживания москвичей <9>. -------------------------------- <9> Разработанные в 2005 году НИиПИ Генплана Москвы дополнения в МГСН 1.01-99 "Нормы и правила проектирования планировки и застройки города Москвы" не утверждены. Кроме того, они решают эту проблему лишь частично. Важное отличие решения проблемы территориальной доступности в 2007-2009 годах от предыдущих периодов состоит в сбалансированном подходе, предусматривающем наряду со строительством крупных объектов торговли активное развитие сети малых предприятий в "проблемных зонах". Следует отметить, что успешность ее решения во многом зависит от городской поддержки функционирования предприятий шаговой доступности. Мировой опыт показывает, что небольшие магазины выживают только там, где государство ограничивает крупных ретейлеров <10>. -------------------------------- <10> Например, в Австрии супермаркеты обязаны закрываться в 19.00 - в самый час пик, а в воскресенье не могут работать. При этом в ФРГ, где подобные ограничения сняты, только с 1994 по 2004 год число небольших магазинов (шаговой доступности) сократилось на 40%. 3. Качество обслуживания и развитие отраслей потребительского рынка и услуг. Повышение качества обслуживания на предприятиях торговли и бытовых услуг связано как с устранением диспропорций в системе товародвижения, так и с переходом к новым стандартам, возможным лишь в новых и реконструируемых предприятиях. В городе ощущается нехватка современных типов торговых структур, особенно в оптовом звене (распределительные и логистические центры и т.д.), складских площадей классов "А" и "В", отвечающих международным стандартам качества, а также низкотемпературных холодильников. Низкий уровень организации логистики товародвижения проявляется в неудовлетворительном соотношении складских и торговых площадей, которое в городе оценивается как 1:1,3. По этому показателю Москва значительно отстает от современного мирового уровня <11>. -------------------------------- <11> В Европе использование 1 кв. м в опте обеспечивает нормальную работу до 8 кв. м торговых площадей в рознице как результат развития логистики и правильной организации торгового процесса. Темпы развития бытового обслуживания недостаточны для удовлетворения растущих потребностей населения. По данным социологических опросов, большинство москвичей считает, что предприятий бытового обслуживания должно быть больше, особенно предприятий по пошиву и ремонту одежды, бань, мастерских по ремонту бытовой техники и радиоэлектронных приборов. Требуется проведение дальнейших работ по реконструкции, расширению и строительству новых кладбищ, их обустройству с учетом мест захоронения участников Великой Отечественной войны; созданию колумбариев и колумбарных стенок на кладбищах, расположенных в черте города. Проблемой является обновление материально-технической базы в учреждениях профессионального обучения, что необходимо для подготовки специалистов, умеющих работать по новым технологиям и на новейшем оборудовании. Результаты проверок контролирующих органов свидетельствуют о наличии серьезных проблем в профессиональном образовании работников торговли и особенно бытового обслуживания, специалистов массовых профессий и технического персонала. Нет четких механизмов ответственности работодателя за привлечение и использование работников, не имеющих соответствующего образования и подготовки. Особого внимания требует вопрос по обучению новым профессиям. Не хватает специалистов по логистике, по ремонту торгово - технологического, теплового, холодильного оборудования. 4. Нормативно-правовое регулирование и правоприменительная практика. Опыт крупнейших мегаполисов мира показывает, что городские власти имеют мощные рычаги воздействия на бизнес, как стимулирующие, так и ограничительные <12>. -------------------------------- <12> Так, в Нью-Йорке действует более 50 программ содействия бизнесу, ориентированных на обеспечение доступа к нежилым помещениям, финансовым ресурсам для расширения бизнеса, снижения затрат на энергию, подбор персонала и т.д. В Лондоне реализуется программа продовольственного обеспечения города, охватывающая как первичное сельскохозяйственное производство, так и систему дистрибуции продукции по всем каналам в интересах жителей, контроля ее качества, утилизации отходов, решения вопросов продовольственной безопасности. Городские власти при разработке и осуществлении правового регулирования предприятий потребительского рынка учитывают специфические особенности мегаполисов, а также городов со столичными функциями, требующих соответствующей специфики и в нормативных актах. Требуют решения проблемы повышения качества и безопасности продукции, борьбы с контрафактной продукцией. Причинами снижения эффективности противодействия распространению контрафактной и фальсифицированной продукции являются: - низкий уровень координации действий федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с контрафактом и фальсификатом (МВД; органы прокуратуры, Федеральной таможенной службы, Федеральной антимонопольной службы, Роспатента, Роспотребнадзора, Ростехнадзора); - некоторые полномочия указанных органов не обеспечены ресурсами (материальными, трудовыми); - отсутствие системности правового регулирования борьбы с контрафактом и фальсификатом; - низкая степень участия правообладателей в борьбе с оборотом контрафактной продукции. Приоритетно должна быть решена проблема поступления в продажу некачественной и фальсифицированной алкогольной продукции. Необходимо устранить пробелы в нормативной базе и создать новую систему контроля рынка розничной продажи алкоголя. Анализ ситуации в алкогольной сфере, результаты проверок Счетной палаты Российской Федерации свидетельствуют, что объемы незаконного оборота алкогольной продукции на рынке Московского региона остаются высокими. По информации правоохранительных органов, на потребительском рынке продолжает действовать значительное количество хозяйствующих субъектов, занимающихся нелегальным алкогольным бизнесом. В последнее время выявлены случаи использования фальшивых акцизных и специальных марок, различных схем ухода от уплаты акциза. Итогом принятия Федерального закона N 102-ФЗ <13> стала ликвидация механизмов регулирования алкогольной отрасли: квотирования закупки этилового спирта, обязательной регистрации наименования производимой и находящейся в обороте алкогольной продукции, лицензирования импорта и экспорта алкогольной продукции, согласования с субъектами Российской Федерации выдачи лицензии на производство и оборот алкогольной продукции, принятия специальных защитных мер. Отменяется аккредитация организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для предприятий розничной торговли и общественного питания. -------------------------------- <13> "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Особо остро проблема качества товаров, распространения контрафактной и фальсифицированной продукции стоит в сфере неорганизованной торговли, что ставит вопрос о необходимости более активных мер по пресечению несанкционированной торговли в городе. Требуется повысить эффективность управления имуществом города, его долями на предприятиях потребительского рынка. При реформировании государственных унитарных предприятий и предприятий с долей города следует принимать во внимание не только экономические, но и социальные задачи. Интересы города требуют более активной капитализации прибыли, получаемой предприятиями, собственником которых является город, направления ее на модернизацию и реконструкцию, закупку современного технологического оборудования. Необходимо принятие мер по обеспечению роста доходов городского бюджета от деятельности предприятий отрасли за счет повышения финансовой и налоговой дисциплины. Программное решение указанных проблем позволит обеспечить качественно новый, более социально ориентированный облик потребительского рынка и услуг, будет способствовать поддержанию высоких темпов развития отрасли, увеличению предложения товаров и услуг, реализации городских программ социально-экономического развития, позволит создать новые рабочие места, гарантированно обеспечить значительную часть поступлений в городской бюджет. Выполнение Программы на среднесрочную перспективу связано с наличием ряда рисков. Источниками их существования являются: - зависимость конъюнктуры рынка потребительских товаров и услуг, темпов и пропорций его развития от внешних макроэкономических и социальных условий и факторов. В их числе сохранение низкой покупательной способности значительной части населения без мер социальной защиты жителей Москвы, высокая инфляция и импортная зависимость рынка, особенно продовольственного; - частная собственность предприятий потребительского рынка. Выполнение основных заданий Программы лимитируется возможностью выделения ресурсов, решения по которым принимают бизнес-структуры, исходя из предпринимательской целесообразности, в соответствии с конъюнктурой рынка, влиянием большого числа неконтролируемых факторов внешней среды; - финансовые возможности бюджета города Москвы. 3. Цель Программы Городская целевая программа развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2007-2009 годы (далее - Программа) является комплексной и направлена на обеспечение развития одного из крупных секторов народного хозяйства города. В Программе предусматривается преемственность целей и задач социальной политики, торговой политики Правительства Москвы, основных направлений развития оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг, определенных ранее принятыми нормативно - распорядительными документами <14>. -------------------------------- <14> Постановления Правительства Москвы от 21.12.2004 N 898-ПП, от 24.05.2005 N 346-ПП, от 20.04.2004 N 245-ПП, от 29.07.2003 N 632-ПП, от 08.05.2001 N 436-ПП, от 07.12.2004 N 865-ПП, от 06.07.2004 N 468-ПП, от 18.06.2002 N 467-ПП, от 12.04.2005 N 200-ПП, от 01.03.2005 N 1010-ПП, от 04.04.2005 N 521-ПП, от 15.08.2000 N 642-ПП, от 18.01.2005 N 23-ПП. Цель Программы на 2007-2009 годы состоит в повышении социально-экономической эффективности потребительского рынка и услуг: создании условий для наиболее полного удовлетворения спроса жителей и гостей города Москвы на потребительские товары, услуги общественного питания и бытовые услуги по доступным ценам при обеспечении качества и безопасности их приобретения и потребления. Программа разработана в соответствии с вариантным прогнозом социально-экономического развития города Москвы на период до 2009 года, в том числе прогнозируемым ростом реальных доходов и покупательной способности населения с учетом ожидаемой инфляции на потребительском рынке (табл. 1). Таблица 1 ПРОГНОЗ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ И ИНДЕКСА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН -------------------------------------------------------------------------------- | |Отчет |Оценка |Прогноз <*> | | |2005 г. |2006 г.|---------------------------------------------| | | | |2007 год |2008 год |2009 год | | | | |--------------|--------------|---------------| | | | |I вар.|II вар.|I вар.|II вар.|I вар. |II вар.| |---------------|--------|-------|------|-------|------|-------|-------|-------| |Рост реальных | 107,3| 107,0| 104,2| 106,5| 105,2| 106,5| 104,5| 106,0| + |располагаемых | | | | | | | | | |денежных | | | | | | | | | |доходов | | | | | | | | | |населения, % | | | | | | | | | |к предыдущему | | | | | | | | | |году | | | | | | | | | |---------------|--------|-------|------|-------|------|-------|-------|-------| |Среднегодовой | 112,1| 110,0| 108,5| 108,5| 106,5| 106,5| 105,5| 105,5| |индекс | | | | | | | | | + |потребительских| | | | | | | | | |цен, % | | | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> В соответствии с уточненным прогнозом социально - экономического развития города Москвы на 2007-2008 годы и макроэкономическими показателями прогноза на 2009 год; I вариант - инерционный, II вариант - умеренно оптимистический. Наиболее вероятный (умеренно оптимистический) сценарий развития потребительского рынка и услуг города Москвы предполагает сохранение в период 2007-2009 годов достигнутых высоких темпов роста реальных доходов населения, что связано с ростом всех составляющих денежных доходов: заработной платы, трансфертов и выплат социального характера, доходов от предпринимательской деятельности. Ожидается, что реальные располагаемые доходы населения увеличатся на 20%. В условиях роста реальных доходов прогнозируются структурные сдвиги в расходах граждан. Увеличится доля средств, направляемых на оплату новых видов услуг. Продолжится тенденция роста сбережений населения. Уровень инфляции на потребительском рынке прогнозируется со снижением к 2009 году до 5,5%. Учитывая влияние роста покупательской способности москвичей, а также сокращение иногороднего спроса вследствие повышения уровня жизни и бизнеса в регионах России, в рамках указанного варианта прогноза на |