О ДОКЛАДЕ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ "О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОРОДА МОСКВЫ". Постановление. Московская городская дума. 24.12.08 355

Оглавление


Страницы: 1  2  3  4  


учета,  защиты,  управления  и  контроля за состоянием Архивного фонда
Москвы - составной части Архивного фонда Российской  Федерации.  Закон
города  Москвы от 28 ноября 2001 года N 67 "Об Архивном фонде Москвы и
архивах" регулирует отношения по формированию,  организации  хранения,
комплектования,  учета,  использования  архивов  и архивных фондов,  а
также управления ими независимо  от  форм  собственности  на  архивные
документы   в   целях   обеспечения  их  сохранности  и  всестороннего
использования   в   интересах   граждан,   общества   и   государства.
Впоследствии в Закон вносились изменения, в том числе регламентирующие
вопрос о передаче городским  архивам  документов  по  личному  составу
ликвидируемых  и  (или)  проходящих процедуру банкротства организаций,
находящихся на территории города Москвы.  Закон дополнен  положениями,
определяющими  порядок  доступа к информации,  содержащей персональные
данные граждан, а также устанавливающими систему оплаты услуг архивов.

                          2.3. Судебная власть

     Эффективность действующего законодательства зависит  от  качества
правоприменительной системы, частью которой является судебная система.
Федеральным  законодательством  предусмотрено  создание  в   субъектах
Российской Федерации института мировых судей, которые являются судьями
общей  юрисдикции  и  входят  в  единую  судебную  систему  Российской
Федерации. В пределах своей компетенции они рассматривают гражданские,
административные и уголовные дела в качестве  суда  первой  инстанции.
Мировые   судьи  -  носители  судебной  власти  -  обладают  единым  с
федеральными судьями правовым статусом, осуществляют правосудие именем
Российской  Федерации.  При  осуществлении правосудия они независимы и
подчиняются  только  Конституции  Российской  Федерации,   федеральным
законам,  конституции  (уставу)  и  законам  соответствующего субъекта
Российской Федерации. В своей деятельности по осуществлению правосудия
мировые   судьи   никому   не  подотчетны.  Полномочия  и  порядок  их
деятельности устанавливаются федеральным законом  и  законом  субъекта
Российской Федерации.
     Закон города Москвы от 31 мая 2000 года N 15 "О мировых судьях  в
городе      Москве"      урегулировал      отношения      в      сфере
организационно-правового,    кадрового    и    материальнотехнического
обеспечения деятельности мировых судей города.
     Действующий правовой акт неоднократно приводился в соответствие с
изменявшимся  федеральным  законодательством.  Была уточнена процедура
назначения   мировых   судей   и   порядок   вручения   им   служебных
удостоверений,  а  также  исключена норма о распространении на мировых
судей  столицы  отдельных  социальных  гарантий,   установленных   для
государственных служащих города Москвы.
     Согласно изменениям, внесенным в Закон в 2008 году, на территории
города  Москвы  создаются  429 должностей мировых судей и 429 судебных
участков в границах территориальной подсудности районных судов  города
Москвы.  Уточнены  требования,  предъявляемые  к мировому судье.  Так,
мировой  судья  не  вправе  быть  депутатом  представительных  органов
государственной    власти   или   органов   местного   самоуправления,
принадлежать  к  политическим  партиям   и   движениям,   осуществлять
предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности
мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской,
научной и иной творческой деятельности.
     В настоящее  время  комиссия  по  кадровым  вопросам   в   рамках
компетенции   Московской   городской   Думы   готовит  предложения  по
дополнению данного Закона  в  части  установления  должностного  знака
"Мировой судья города Москвы".
     Закон города Москвы от 15 октября 2003  года  N  60  "О  создании
судебных  участков и должностей мировых судей города Москвы" установил
описание границ судебных участков мировых судей города Москвы. Позднее
в него также вносились изменения.
     Важнейшим элементом   судебной   системы   Российской   Федерации
являются   конституционные   (уставные)   суды   субъектов  Российской
Федерации.  Конституционные  (уставные)  суды  согласно   Федеральному
конституционному  закону  от  31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной
системе  Российской  Федерации"  являются  частью   судебной   системы
Российской  Федерации  и  при  этом  определяются  как  суды субъектов
Российской Федерации,  каждый из которых самостоятельно решает  вопрос
об их создании.
     В соответствии с положениями Федерального конституционного закона
"О судебной системе Российской Федерации" и Устава города Москвы Думой
был принят Закон города Москвы от  13  февраля  2002  года  N  10  "Об
Уставном  суде  города  Москвы",  определивший  порядок формирования и
деятельности судебного органа  уставного  контроля,  самостоятельно  и
независимо   осуществляющего  судебную  власть  посредством  уставного
судопроизводства как разновидности конституционного судопроизводства.
     Право субъекта   Российской  Федерации  назначать  представителей
общественности в  квалификационную  коллегию  судей  города  Москвы  в
соответствии со статьей 11 Федерального закона от 14 марта 2002 года N
30-ФЗ  "Об  органах  судейского  сообщества  в  Российской  Федерации"
реализуется  Законом  города  Москвы  от  15  мая  2002  года  N 22 "О
представителях общественности в квалификационной коллегии судей города
Москвы".  Закон определил требования к представителям общественности в
квалификационной коллегии судей города Москвы,  порядок их назначения,
сроки  их  полномочий  и  основания  для  досрочного  прекращения этих
полномочий.
     В законодательный  акт  вносились  изменения.  В  частности,  был
конкретизирован перечень требований,  предъявляемых  к  представителям
общественности,   назначаемым   в   квалификационную  коллегию  судей,
установлен 15-дневный срок для публикации нового сообщения о сроках  и
порядке   внесения   предложений   по   кандидатам  на  дополнительное
назначение представителями общественности в квалификационную  коллегию
судей   города   Москвы  со  дня  окончания  срока  приема  документов
претендентов.  Кроме того, было закреплено положение об информировании
представителями общественности депутатов столичного парламента о своей
работе не реже одного раза в год.
     В настоящее   время   комиссия  по  кадровым  вопросам  в  рамках
компетенции  Московской  городской   Думы   готовит   предложение   по
дополнению  данного  Закона  в части закрепления возможности участия в
работе комиссии представителей общественности.

             2.4. Иные государственные органы города Москвы

     Формирование и исполнение бюджета столицы связано с высокой мерой
ответственности   должностных  лиц.  В  целях  реализации  контрольных
функций  Думы  в  бюджетной  сфере  в  1994  году  бюджетно-финансовая
комиссия  выступила  инициатором  подготовки  к созданию структуры для
осуществления контроля за исполнением городского бюджета и  разработки
законодательного    акта    города    Москвы,   регламентирующего   ее
деятельность.  В этом же году столичным  парламентом  была  образована
подотчетная ему Контрольно-счетная палата Московской городской Думы.
     Законом города  Москвы  от  1  ноября  1995  года  N   23-73   "О
Контрольно-счетной палате Москвы" Контрольно-счетная палата Московской
городской Думы была преобразована в Контрольно-счетную  палату  Москвы
(далее  -  КСП  Москвы) - постоянно действующий орган государственного
финансового  контроля,  обладающий  организационной  и  функциональной
независимостью.  КСП  Москвы  обеспечивает  единую систему контроля за
исполнением  городского  бюджета  и  формированием  и   использованием
целевых   бюджетных   фондов,   государственных  внебюджетных  фондов,
финансовых  ресурсов,  образование  и  целевое  использование  которых
регламентировано налоговым законодательством. КСП Москвы ежеквартально
по установленной форме  представляет  Думе  отчет,  а  Мэру  Москвы  -
информацию о ходе исполнения городского бюджета.
     Основными принципами деятельности КСП Москвы являются законность,
системность, объективность, независимость и гласность.
     Председатель Контрольно-счетной палаты Москвы,  его заместители и
аудиторы назначаются на должность постановлением Думы.
     Практика работы КСП  Москвы,  а  также  изменяющееся  федеральное
законодательство   обусловили   неоднократное   внесение  изменений  в
действующий Закон.
     Для обеспечения реализации и защиты избирательных прав и права на
участие в референдуме  граждан  Российской  Федерации,  организации  и
проведения на территории столицы выборов и референдумов в соответствии
с федеральным и городским законодательством Законом города  Москвы  от
23  апреля  2003  года  N  23  "О  Московской  городской избирательной
комиссии"  образована  Московская  городская  избирательная  комиссия.
Закон установил правовые основы ее формирования и деятельности.
     Была введена   официальная   символика    Московской    городской
избирательной  комиссии,  уточнены  сроки  и принципы ее формирования,
порядок рассмотрения поступивших в период избирательной  кампании  или
кампании референдума обращений о нарушении законодательства.
     В связи  с   необходимостью   приведения   положений   Закона   в
соответствие   с   федеральным  законодательством  и  принятием  новой
редакции Избирательного кодекса города Москвы  было  закреплено  право
самостоятельного участия избирательных объединений в выборах депутатов
Думы,  избирательные  блоки  были  исключены   из   числа   участников
избирательного процесса.
     В дальнейшем  в  Закон  неоднократно   вносились   изменения.   В
частности,  уточнялись  нормы,  связанные  с  принципами  формирования
Городской комиссии  и  нижестоящих  избирательных  комиссий,  порядком
назначения  членов  Городской комиссии с правом совещательного голоса,
требованиями к замещению должности Председателя  Московской  городской
избирательной   комиссии,   а  также  юридический  статус  инструкций,
разъяснений и  других  актов  по  вопросам  единообразного  применения
избирательного   законодательства   города   Москвы.   Устанавливались
дополнительные ограничения для членов избирательных комиссий с  правом
решающего   голоса,   касающиеся   наличия   гражданства  иностранного
государства либо  вида  на  жительство  на  его  территории,  а  также
вхождения  в  состав  органов  управления или иных органов иностранных
некоммерческих неправительственных организаций.
     В соответствии  с  Конвенцией ООН о правах ребенка,  Конституцией
Российской   Федерации,   федеральным   законодательством,   в   целях
обеспечения  гарантий  государственной защиты прав,  свобод и законных
интересов ребенка в городе Москве,  их признания и соблюдения органами
государственной    власти    и   органами   местного   самоуправления,
должностными  лицами,  организациями   столицы   учреждена   должность
Уполномоченного  по  правам  ребенка в городе Москве - государственная
должность города Москвы.
     Закон города   Москвы   от   3   октября   2001  года  N  43  "Об
Уполномоченном по правам ребенка в городе  Москве"  определил  порядок
назначения  и  освобождения  от  должности  Уполномоченного  по правам
ребенка в городе Москве,  его статус,  компетенцию и иные вопросы  его
деятельности.
     Согласно Закону к функциям Уполномоченного отнесены: рассмотрение
обращений,  касающихся нарушения прав ребенка,  жалоб на неправомерные
действия или бездействие органов власти любого уровня;  оказание детям
и   их   законным   представителям   бесплатной   юридической  помощи;
направление   в   компетентные   органы   ходатайств   о   возбуждении
административных  или  уголовных  дел в отношении лиц,  в решениях или
действиях которых  усматриваются  нарушения  прав  и  свобод  ребенка;
участие  в  судебных  процессах  в  целях восстановления прав ребенка.
Уполномоченный  при  осуществлении  своих   полномочий   независим   и
неподотчетен какимлибо государственным органам и должностным лицам.

                     2.5. Выборы, референдум, опрос

     Всеобщая декларация   прав   человека   1948  года  устанавливает
важнейшее право человека и гражданина выражать свою  волю  посредством
выборов:  "Воля  народа должна быть основой власти правительства;  эта
воля   должна   находить   себе   выражение    в    периодических    и
нефальсифицированных выборах,  которые должны проводиться при всеобщем
и  равном  избирательном  праве,  путем  тайного  голосования  или  же
посредством   других   равнозначных   форм,   обеспечивающих   свободу
голосования".
     Избирательное право - средство реализации народного суверенитета,
способ выражения общественного мнения - является  важнейшим  элементом
правовой  системы  государства,  регулирующим  общественные отношения,
связанные с  выборами  в  органы  государственной  власти  и  местного
самоуправления,   а   также   с   реализацией   форм  непосредственной
демократии.
     Изменения в  федеральном  законодательстве,  регулирующем вопросы
организации и  проведения  выборов  в  органы  государственной  власти
субъектов   Российской   Федерации   и   выборов   в  органы  местного
самоуправления,  обусловили разработку нового  Избирательного  кодекса
столицы.  Взамен ранее действовавшего нормативного правового акта 2003
года Думой был принят Закон города Москвы от 6 июля  2005  года  N  38
"Избирательный   кодекс   города  Москвы",  согласно  которому  выборы
депутатов Думы проводятся по  одномандатным  избирательным  округам  и
городскому  избирательному  округу.  Документом закреплено положение о
самостоятельном участии политических партий в выборах депутатов Думы и
органов  местного  самоуправления  в  городе Москве,  а также уточнены
нормы, касающиеся процедуры регистрации кандидатов и городского списка
кандидатов.
     В соответствии  с  федеральным  законодательством  в  Закон  были
внесены  изменения,  установившие единую дату голосования на выборах в
Московскую городскую Думу и в органы местного самоуправления.  Введены
положения об ограничении пассивного избирательного права лиц,  имеющих
на день голосования на соответствующих выборах неснятую и непогашенную
судимость  за  совершение тяжких и особо тяжких преступлений,  а также
преступлений   экстремистской   направленности;   граждан   Российской
Федерации,  имеющих  гражданство  иностранного государства либо вид на
жительство на территории иностранного  государства,  других  категорий
лиц.  Кроме  того,  был  снят  "порог  явки" избирателей для признания
выборов состоявшимися.
     Всеобщее равное  и  прямое  избирательное  право  жителей  города
Москвы реализуется ими  при  проведении  раз  в  четыре  года  выборов
депутатов  Думы.  Закон  города Москвы от 13 июля 1994 года N 14-60 "О
статусе  депутата  Московской   городской   Думы"   установил   права,
обязанности  и ответственность депутата Думы,  его основные правовые и
социальные гарантии при  осуществлении  им  депутатской  деятельности.
Позднее  для  повышения  ответственности  депутатов перед избирателями
было принято решение о целесообразности введения института присяги.
     Принесение депутатом  присяги соответствует общепринятой практике
и  реализует  соответствующие  положения  Устава  города   Москвы.   В
дальнейшем данный документ постоянно совершенствовался: были обновлены
преамбула  и  статья  1,  в  которых  определены  правовой  статус   и
полномочия   депутата   Думы;   введена  норма,  определяющая  порядок
представительства  депутатами  интересов   избирателей   по   округам;
уточнены   права   и  обязанности  депутатского  корпуса;  установлены
перечень оснований досрочного  прекращения  полномочий  и  ограничения
деятельности  депутатов,  система социальных и иных гарантий и размеры
денежного вознаграждения. Процедура привлечения депутата к уголовной и
административной    ответственности   приведена   в   соответствие   с
федеральным законодательством.  Введена норма о том, что депутат имеет
право  выступать  по  вопросам  депутатской  деятельности в московских
государственных  средствах  массовой  информации  в   соответствии   с
законодательством.
     В соответствии  с  Избирательным  кодексом   города   Москвы   15
депутатов Думы избираются по одномандатным избирательным округам, 20 -
по   городскому   избирательному   округу.   Для   утверждения   схемы
одномандатных  избирательных  округов по выборам депутатов Думы принят
Закон города Москвы от 29 июня 2005 года N 31 "О  схеме  одномандатных
избирательных  округов  по выборам депутатов Московской городской Думы
четвертого созыва", который закрепил примерное равенство избирательных
округов  по числу избирателей.  Избирательные округа составляют единую
территорию в соответствии с  территориальным  устройством  Москвы,  за
исключением анклавных территорий, расположенных за пределами городской
черты.
     Референдум -  форма  непосредственной  демократии,  окончательное
решение вопросов государственного, регионального или местного значения
путем голосования граждан,  проживающих на соответствующей территории.
Наряду со свободными  выборами  он  является  высшим  непосредственным
выражением   власти  народа.  Нормы  федерального  законодательства  о
гарантиях  избирательных  прав  граждан  и  их  права  на  участие   в
референдуме,  а также положения Устава города Москвы положены в основу
Закона города Москвы от 18 апреля 2007 года N  11  "О  референдумах  в
городе Москве", заменившего одноименный московский закон 2004 года.
     Принятие Закона  обусловлено   рядом   изменений,   внесенных   в
федеральное законодательство о референдумах.
     В новом Законе изменен порядок формирования комиссий референдума,
введены  дополнительные  ограничения по назначению их членов.  Внесены
изменения,  согласно  которым  обязанности  по  образованию   участков
референдума,  публикации  списков  участков референдума с указанием их
границ и номеров,  мест нахождения участковых комиссий и помещений для
голосования  возлагаются  на  главу  управы  района  города Москвы.  В
деятельности  комиссии  референдума  расширены   гарантии   гласности.
Введена  норма,  согласно  которой комиссия референдума вправе вынести
инициативной группе по проведению референдума предупреждение в  случае
нарушения  ею настоящего Закона,  внесены дополнения,  устанавливающие
ограничения при проведении агитации по вопросам  референдума.  Законом
введены  ограничения  на  осуществление  некоммерческими организациями
пожертвований в фонд референдума,  упрощена  процедура  отчетности  по
средствам   фондов   референдума.   В   соответствии   с  требованиями
федерального  законодательства  ликвидирован  институт   избирательных
блоков.
     В целях закрепления принципов демократии, привлечения населения к
управлению  делами  района  и города,  выявления мнения жителей города
Москвы о проектах правовых и нормативных актов,  учета их интересов по
вопросам   местного  значения  был  введен  институт  консультативного
опроса.  Консультативный опрос граждан - форма привлечения населения к
управлению  делами района города Москвы и города.  Закон города Москвы
от 25 июня 1997 года N 21 "О консультативном опросе граждан  в  районе
города Москвы" определил основные принципы проведения опроса,  а также
полномочия комиссий по его проведению.  Позднее в  документ  вносились
изменения.
     Право граждан  России   на   проведение   публичных   мероприятий
закреплено   Конституцией   Российской  Федерации  и  регламентируется
федеральным законодательством.  Закон города Москвы от 4  апреля  2007
года  N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской
Федерации  на  проведение  в   городе   Москве   собраний,   митингов,
демонстраций,       шествий       и      пикетирований"      установил
организационно-правовой механизм для  проведения  этих  мероприятий  в
столице. В Законе сформулированы основные понятия, установлены правила
подачи уведомления о  проведении  публичного  мероприятия,  определены
условия  материальнотехнического  и  организационного  обеспечения его
проведения.  Позднее  был  уточнен  порядок   подачи   уведомления   о
проведении  публичного мероприятия,  за исключением пикетирования,  на
территории Центрального административного округа города Москвы.

                      2.6. Местное самоуправление

     Местное самоуправление    -    признаваемая    и    гарантируемая
Конституцией   Российской   Федерации   самостоятельная   и  под  свою
ответственность деятельность населения по решению непосредственно  или
через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя
из интересов населения,  его исторических  и  иных  местных  традиций.
Право на осуществление местного самоуправления означает,  в частности,
что граждане имеют право на участие непосредственно  или  через  своих
представителей    в    осуществлении   публичной   власти   в   рамках
муниципального образования.
     Принципы организации местного самоуправления в столице определены
Уставом города Москвы и получили  дальнейшее  развитие  в  целом  ряде
городских нормативных правовых актов.
     Организационно-правовое оформление местное самоуправление столицы
получило  в  Законе  города  Москвы  от  6  ноября  2002 года N 56 "Об
организации  местного  самоуправления  в  городе  Москве".  Закон  был
разработан  с  учетом положений федерального законодательства,  Устава
города Москвы.  Документ  установил  принципы  и  порядок  организации
местного    самоуправления,    его    правовые,    территориальные   и
финансово-экономические   основы,   государственные    гарантии    его
реализации.  В  дальнейшем  в  Закон неоднократно вносились изменения.
Так,  например,   была   исключена   норма,   регулирующая   процедуру
привлечения    депутата   муниципального   Собрания   внутригородского
муниципального  образования  (далее  -   муниципальное   Собрание)   к
уголовной  ответственности,  внесены положения,  обусловившие создание
системы контроля  за  исполнением  местных  бюджетов  как  со  стороны
органов  государственной  власти,  так  и  со  стороны  самих  органов
местного самоуправления.
     Реформирование муниципальной    власти    Российской    Федерации
потребовало формирования соответствующей нормативно-правовой  базы  ее
субъектов.  В Законе были даны новые редакции статей, регламентирующих
вопросы  установления  структуры  органов   местного   самоуправления,
правового   статуса   депутатов   представительного   органа  местного
самоуправления,  выборных  должностных  лиц,  в  том   числе   высшего
должностного  лица,  ответственности органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления.
     Был определен   перечень   вопросов  местного  значения,  порядок
формирования местных бюджетов.
     Терминология нормативного   правового   акта   была  приведена  в
соответствие с федеральным законодательством.
     Для обеспечения  правового  урегулирования вопросов,  связанных с
осуществлением полномочий депутатов  муниципального  Собрания,  принят
Закон  города  Москвы  от 25 февраля 2004 года N 9 "О статусе депутата
муниципального Собрания внутригородского муниципального образования  в
городе  Москве".  Законодательный  акт  определил  правовое  положение
депутата представительного органа местного самоуправления и  установил
права,  обязанности  и  гарантии  осуществления им своей деятельности.
Закон также регламентирует формы деятельности депутата  муниципального
Собрания,  ограничения в связи с осуществлением им своих полномочий, а
также условия их досрочного прекращения.  Позднее в Закон были введены
положения  о  возможности  осуществления депутатом своих полномочий на
постоянной основе,  ограничения,  связанные с  этой  деятельностью,  а
также  установлено  предельное  значение размера оплаты труда депутата
представительного органа  местного  самоуправления.  Кроме  того,  был
уточнен    порядок    досрочного   прекращения   полномочий   депутата
муниципального Собрания.
     Необходимость правового   регулирования   вопросов,  связанных  с
осуществлением  полномочий  выборными  должностными  лицами   местного
самоуправления,    в    части,    не    урегулированной    федеральным
законодательством,  обусловила принятие Закона  города  Москвы  от  25
февраля 2004 года N 10 "О статусе выборного должностного лица местного
самоуправления в городе Москве".  Закон определил права, обязанности и
ответственность  выборного  должностного лица местного самоуправления,
установил основные правовые и социальные гарантии, а также ограничения
при  осуществлении  им  своих  полномочий.  Позднее  в  соответствии с
требованиями федерального законодательства были  приведены  положения,
определяющие  понятие  "выборное должностное лицо",  порядок наделения
руководителя муниципального образования собственными  полномочиями  по
решению вопросов местного значения.  Был расширен перечень ограничений
для выборных должностных лиц местного  самоуправления,  осуществляющих
свои   полномочия  на  постоянной  основе,  и  установлены  предельные
значения  размера  оплаты  их  труда  для   дотируемых   муниципальных
образований.
     В соответствии с Уставом города Москвы местное  самоуправление  в
столице   осуществляется   в  границах  внутригородских  муниципальных
образований,  создаваемых на  территориях  районов  города  Москвы,  а
установление   территорий  и  наименований  муниципальных  образований
осуществляется законодательством города Москвы. Закон города Москвы от
15  октября 2003 года N 59 "О наименованиях и границах внутригородских
муниципальных образований  в  городе  Москве"  установил  границы  125
внутригородских муниципальных образований с учетом исторических и иных
местных традиций. Позднее в документ вносились изменения.
     В целях    обеспечения    систематизации,   учета   муниципальных
нормативных правовых актов и их  соответствия  Конституции  Российской
Федерации,   федеральному  законодательству,  законодательству  города
Москвы, уставам внутригородских муниципальных образований принят
     Закон города  Москвы  от  22  октября  2008  года N 49 "О порядке
ведения  Регистра  муниципальных  нормативных  правовых  актов  города
Москвы".  Документ  устанавливает  порядок  ведения  данного Регистра,
представления  муниципальных  правовых  актов  для  внесения  в  него,
приведения  муниципальных  нормативных правовых актов в соответствие с
федеральным  законодательством,   законодательством   города   Москвы,
уставом   муниципального   образования,   предоставления  сведений  из
Регистра  муниципальных  нормативных  правовых  актов.   Закон   также
определяет перечень сведений, подлежащих включению в Регистр.
     Конституция Российской Федерации и  федеральное  законодательство
устанавливают общие принципы наделения органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями.
     Необходимость установления   порядка  наделения  государственными
полномочиями,  выработки общих требований к  законам  о  делегировании
органам  местного самоуправления конкретных государственных полномочий
обусловила принятие Закона города Москвы от 14 июля 2004 года N 50  "О
порядке  наделения  органов  местного  самоуправления  внутригородских
муниципальных образований  в  городе  Москве  отдельными  полномочиями
города   Москвы   (государственными  полномочиями)".  Закон  установил
порядок    реализации     переданных     полномочий,     осуществления
государственного контроля за их реализацией,  а также отзыва указанных
полномочий у органов местного самоуправления.  В  частности,  правовым
актом   определено,  что  наделение  органов  местного  самоуправления
отдельными  государственными  полномочиями   осуществляется   законами
города  Москвы  одновременно с передачей необходимых для их реализации
материальных ресурсов и финансовых средств.
     Сложившаяся практика  формирования  и организации работы районных
комиссий по делам  несовершеннолетних  и  защите  их  прав  в  составе
органов местного самоуправления,  а также осуществление ими функций по
опеке и попечительству вызвали необходимость передачи  соответствующих
полномочий органам местного самоуправления.  В связи с этим был принят
Закон города Москвы от 28 сентября 2005 года N 47 "О наделении органов
местного  самоуправления  внутригородских  муниципальных образований в
городе Москве полномочиями города Москвы по образованию и  организации
деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их
прав".   Финансовое   обеспечение,    необходимое    для    реализации
муниципалитетами   передаваемых  полномочий,  осуществляется  за  счет
субвенций  из  бюджета   города   Москвы,   предоставляемых   бюджетам
муниципальных  образований  в  порядке,  установленном законами города
Москвы.
     Федеральным законодательством   полномочия   по   организации   и
осуществлению деятельности по опеке и попечительству переданы  органам
государственной власти субъектов Российской Федерации.  Законом города
Москвы от 26 декабря 2007 года N  51  "О  наделении  органов  местного
самоуправления  внутригородских  муниципальных  образований  в  городе
Москве  отдельными  полномочиями  города  Москвы  в  сфере   опеки   и
попечительства"  создана  правовая  основа  защиты  прав  и  интересов
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
     Законом определены  полномочия  города  Москвы  в  сфере  опеки и
попечительства,  которыми наделяются органы  местного  самоуправления,
нормативы  по  штатам  сотрудников органов местного самоуправления для
осуществления  этих  полномочий;  установлен   порядок   осуществления
органами   местного   самоуправления   переданных   им   полномочий  и
предоставления для их реализации финансовых средств,  а также  порядок
ведения  государственного контроля за осуществлением органами местного
самоуправления отдельных полномочий города  Москвы  в  сфере  опеки  и
попечительства.
     В целях повышения  эффективности  работы  с  населением  за  счет
вовлечения  органов  местного  самоуправления  в организацию работы по
месту  жительства  принят  Закон города Москвы от 25 октября 2006 года
N 53 "О  наделении  органов  местного  самоуправления  внутригородских
муниципальных образований  в  городе  Москве  отдельными  полномочиями
города Москвы в сфере организации досуговой, социально-воспитательной,
физкультурнооздоровительной и спортивной работы с населением по  месту
жительства". Закон определил перечень делегируемых полномочий, порядок
передачи материальных ресурсов  и  предоставления  финансовых  средств
органам   местного   самоуправления   для   их  осуществления,  права,
обязанности,   ответственность   и   отчетность    органов    местного
самоуправления,   а   также   порядок  осуществления  государственного
контроля за реализацией  органами  местного  самоуправления  отдельных
полномочий   города   Москвы.   Позднее   был  скорректирован  порядок
определения объема субвенций, предоставляемых бюджетам внутригородских
муниципальных  образований  из  бюджета  города  Москвы для реализации
делегированных им полномочий.  Порядок определения общего объема  этих
субвенций  поставил  бюджетную обеспеченность муниципалитетов в прямую
зависимость не только  от  количества  имеющихся  площадей  спортивных
площадок    и    нежилых   помещений,   передаваемых   внутригородским
муниципальным образованиям для реализации переданных полномочий,  но и
от  численности проживающего на их территориях населения.  В 2007 году
были предусмотрены соответствующие субвенции из бюджета города  Москвы
в сумме 1 млрд. 615 млн. рублей и 2 млрд. 771 млн. рублей в 2008 году.
     Первым нормативным правовым документом,  призванным содействовать
демократизации    решения   вопросов   непосредственного   обеспечения
жизнедеятельности населения  муниципального  образования,  стал  Закон
города  Москвы  от  4  июня 1997 года N 18 "О собраниях и конференциях
граждан по месту их проживания в городе Москве".  Закон установил, что
собрания  (сходы)  и  конференции граждан по месту жительства являются
формой непосредственного участия  москвичей  в  обсуждении  и  решении
вопросов  местного  значения.  В документе определены порядок созыва и
проведения собраний и конференций,  порядок принятия  и  изменения  их
решений, пределы их компетенции.

              2.7. Государственная и муниципальная служба

     Государственная гражданская     служба     города     Москвы    -
профессиональная  служебная  деятельность  по  обеспечению  исполнения
полномочий  государственных органов и лиц,  замещающих государственные
должности  города  Москвы.  Процесс   реформирования   государственной
службы,  начатый  в 2002 году Президентом Российской Федерации в целях
реализации  конституционных  принципов  этого  вида  деятельности  как
механизма государственного управления, обусловил разработку и принятие
Закона города Москвы от 26 января 2005 года  N  3  "О  государственной
гражданской   службе   города   Москвы".   Законодательный  акт  носит
комплексный  характер,  учитывает  опыт  и  практику  законодательного
регулирования  государственной  службы города Москвы.  Законом введены
такие новые понятия,  как  "наниматель  государственного  гражданского
служащего  города Москвы - город Москва",  "представитель нанимателя",
"служебный   контракт",   "должностной   регламент",   новое   деление
должностей,   а  также  изменены  наименования  и  порядок  присвоения
классных чинов.  Закон закрепил деление  государственных  гарантий  на
основные,  устанавливаемые  федеральными  законами,  и дополнительные,
устанавливаемые  законами  субъекта  Российской  Федерации,  а   также
требования   к   служебному   поведению,  несоблюдение  которых  может
послужить косвенным основанием для увольнения.
     В целях    совершенствования   кадровой   политики,   привлечения
талантливой молодежи в органы государственной власти города  Москвы  в
Закон  внесены  изменения.  Были отменены требования к стажу работы по
специальности  для  выпускников  образовательных  учреждений   высшего
профессионального образования с государственной аккредитацией, впервые
поступающих на гражданскую службу  на  старшие  должности  гражданской
службы,  на  период  в  три  года  со  дня  окончания образовательного
учреждения.  Это положение позволяет осуществлять прием на  работу  на
эти  должности  по  конкурсу молодых специалистов - выпускников вузов.
Были также уточнены условия перевода гражданского служащего на  другую
должность   и   порядок  размещения  заказа  Правительства  Москвы  на
дополнительное профессиональное образование гражданских служащих.
     Правовой статус лиц,  замещающих государственные должности города
Москвы,  виды и объемы  предоставляемых  им  государственных  гарантий
закреплены  в  Законе  города  Москвы  от  15  июля  2005 года N 43 "О
государственных должностях города Москвы".  Закон  определил  перечень
государственных  должностей  города Москвы,  денежное вознаграждение и
пенсионное обеспечение  должностных  лиц,  замещающих  государственные
должности.
     Федеральным законодательством     установлены      дополнительные
ограничения  для  лиц,  замещающих  государственные  или муниципальные
должности, а также должности государственной или муниципальной службы,
в части осуществления ими оплачиваемой деятельности,  финансируемой за
счет иностранных и международных организаций,  иностранных государств,
их  граждан,  а  также запрет на вхождение в состав органов управления
иностранных    некоммерческих     неправительственных     организаций,
действующих на территории Российской Федерации.  В соответствии с этим
в Законы города Москвы "О государственной  гражданской  службе  города
Москвы"  и  "О  государственных должностях города Москвы" были внесены
изменения.
     Муниципальные служащие    осуществляют    в    органах   местного
самоуправления на постоянной основе профессиональную  деятельность  на
муниципальных должностях, не являющихся выборными. Вопросы организации
муниципальной службы регламентировались Законом города  Москвы  от  24
марта 2004 года N 15 "О муниципальной службе в городе Москве".  Однако
необходимость совершенствования ее организации в столице и  приведения
московского   законодательства,  регулирующего  вопросы  муниципальной
службы,  в соответствие с требованиями  федерального  законодательства
обусловила принятие новой редакции Закона.
     Закон города Москвы от 22 октября 2008 года N 50 "О муниципальной
службе  в  городе  Москве"  регламентирует  организационно-правовые  и
экономические  основы  муниципальной  службы,   устанавливает   статус
муниципального  служащего,  условия  и  гарантии муниципальной службы,
регулирует   порядок   поступления,    прохождения    и    прекращения
муниципальной   службы,  а  также  упорядочивает  вопросы  прохождения
муниципальной службы в Москве,  соотнося  их  с  аналогичным  порядком
прохождения государственной гражданской службы.
     Целый ряд вопросов  государственной  и  кадровой  службы  города,
связанных с установлением стажа государственной и муниципальной службы
государственных и  муниципальных  служащих,  регулирует  Закон  города
Москвы  от  17  мая  2000  года  N  11  "О  периодах  службы (работы),
учитываемых    при    исчислении    стажа    государственной    службы
государственных   служащих   города   Москвы".  Развитие  федерального
законодательства   обусловило   внесение   в   Закон   соответствующих
изменений.
     Федеральными законами предусмотрена необходимость согласования  с
органами  государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации при
назначении на должность и освобождении от должности ряда кандидатур. В
соответствии  с  федеральным законодательством и Уставом города Москвы
порядок  согласования  устанавливается  самим   субъектом   Российской
Федерации. Закон города Москвы от 20 декабря 2000 года N 45 "О порядке
согласования назначения кандидатур  на  должность  и  освобождения  от
должности  отдельных  должностных  лиц  в  городе  Москве"  регулирует
порядок согласования Думой и Мэром Москвы представления  о  назначении
кандидатур  на  соответствующие  вакантные  должности.  В данный Закон
вносились изменения в связи с развитием федерального законодательства.

                     3. Финансовое законодательство

     Успешное и всестороннее развитие  мегаполиса,  а  также  качество
жизни   москвичей   во   многом   определяются   проводимой  в  городе
бюджетно-финансовой  политикой.  Собираемость  налогов,   соответствие
структуры  расходов  городского  бюджета удовлетворению первоочередных
нужд и потребностей  москвичей,  обеспечение  прозрачности  финансовых
потоков  и  целевого  использования бюджетных средств - решение этих и
других проблем в бюджетной сфере непосредственно зависит  от  качества
финансово-бюджетного   законодательства.   Основы  бюджетной  системы,
бюджетного  устройства  и  бюджетного  процесса   заложены   Бюджетным
кодексом   Российской   Федерации   и  Налоговым  кодексом  Российской
Федерации,  другими  федеральными   нормативными   правовыми   актами.
Важнейшим законодательным актом города Москвы,  регулирующим отношения
в  этой  области,  является  закон  о  бюджете  города,   определяющий
источники и направления расходования средств.
     Ежегодно принимается закон о бюджете города Москвы  на  очередной
финансовый  год,  рассматривается  и  утверждается отчет об исполнении
бюджета столицы за предыдущий финансовый год.
     Обсуждение бюджета  позволяет  выявить  приоритетные  направления
расходования средств для решения  первоочередных  городских  задач,  а
также  определить  целесообразность  осуществления  расходов на те или
иные нужды.  В процессе работы над законом о бюджете депутаты подают и
анализируют   до   нескольких  сотен  поправок  к  внесенному  проекту
документа.
     Уже на   протяжении   ряда  лет  бюджет  города  Москвы  является
социально ориентированным,  о чем  свидетельствуют  ежегодно  растущие
объемы финансирования социальной сферы, образования и здравоохранения.
     10 декабря 2008 года Дума приняла Закон города  Москвы  N  65  "О
бюджете  города Москвы на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов",
сохранивший  социальную  направленность  бюджета  города.  Объявленные
ранее  обязательства  по  повышению  уровня оплаты труда в бюджетных и
государственных учреждениях столицы,  поэтапному увеличению  городских
доплат   к  пенсиям  неработающего  населения  и  всех  других  выплат
населению  социального   характера   будут   обеспечены   необходимыми
финансовыми ресурсами.
     Бюджетом также  предусмотрены  средства  на  реализацию  мер   по
поддержке  финансового рынка и отраслей экономики.  Эти средства будут
израсходованы на оказание финансовой поддержки хозяйствующим субъектам
- производителям товаров, работ и услуг, имеющим определяющее значение
для  сохранения   производственного   потенциала   реального   сектора
экономики  и  участвующим  в  реализации  социальных и других программ
мегаполиса.
     Кроме бюджета   столицы   депутаты   ежегодно   рассматривают   и
утверждают   бюджет   Московского   городского   фонда   обязательного
медицинского  страхования  на  очередной  год,  а  также  отчет  о его
исполнении за предыдущий год.

          3.1. Бюджетное устройство и бюджетный процесс. Займы

     Положения федерального   финансово-бюджетного    законодательства
применительно  к  специфике  города  Москвы  как  субъекта  Российской
Федерации конкретизированы в Уставе  города  Москвы.  Глава  5  Устава
города  Москвы  содержит  нормы,  устанавливающие  структуру бюджетной
системы города Москвы,  состав  бюджета  столицы,  состав  и  принципы
формирования бюджетов муниципальных образований,  порядок формирования
территориальных   государственных   внебюджетных   фондов,    принципы
организации бюджетного процесса.
     Одним из первых документов,  устанавливающих порядок составления,
рассмотрения   и   утверждения  проекта  бюджета  города  Москвы,  его
исполнения,  формирования и использования  внебюджетных  фондов,  стал
Закон города Москвы от 6 сентября 1995 года N 17 "О бюджетном процессе
в Москве",  принятый в соответствии с Законом Российской Федерации  от
15  апреля  1993  года  N  4807-I "Об основах бюджетных прав и прав по
формированию и использованию внебюджетных  фондов  представительных  и
исполнительных  органов  государственной  власти  республик  в составе
Российской Федерации,  автономной области,  автономных округов, краев,
областей,   городов   Москвы   и  Санкт-Петербурга,  органов  местного
самоуправления".
     Введение в  действие  с  1  января  2000  года Бюджетного кодекса
Российской Федерации,  а также приведение московского законодательства
в   соответствие   с   федеральным   повлекли  необходимость  внесения
принципиальных изменений в Устав города  Москвы,  а  также  в  порядок
организации  и  осуществления  бюджетного процесса,  в связи с чем был
разработан и принят Закон города Москвы от 9 октября 2002 года N 51 "О
бюджетном  устройстве  и  бюджетном  процессе в городе Москве".  Закон
закрепил структуру бюджетной системы,  бюджетное  устройство,  порядок
организации   бюджетного   процесса   в   столице,  состав  участников
бюджетного процесса и их бюджетные полномочия.
     Принципиальные изменения Бюджетного кодекса Российской Федерации,
наиболее значимые из которых были утверждены Федеральным законом от 26
апреля  2007  года  N  63-ФЗ  "О внесении изменений в Бюджетный кодекс
Российской Федерации  в  части  регулирования  бюджетного  процесса  и
приведении  в  соответствие  с  бюджетным законодательством Российской
Федерации  отдельных  законодательных  актов  Российской   Федерации",
повлекли необходимость приведения бюджетного законодательства Москвы в
соответствие с федеральным. Новым Законом города Москвы от 10 сентября
2008  года  N 39 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе
Москве"   предусмотрены:   переход   к   среднесрочному    финансовому
планированию  и  формированию  бюджета  города  Москвы  на  трехлетний
период;  организация   бюджетного   процесса   на   основе   расходных
обязательств  города;  упорядочение  требований  к  проектам законов о
бюджете и об исполнении бюджета, а также прилагаемым к ним материалам;
уточнение полномочий отдельных участников бюджетного процесса.
     Государственные займы являются одним из эффективных  инструментов
экономической политики,  проводимой в городе Москве. Увеличение объема
долговых  обязательств  столицы  и  расширение  практики   привлечения
финансовых  ресурсов  на  возвратной  основе  для реализации отдельных
городских  проектов  и  программ  потребовали   упорядочения   системы
привлечения   заимствований  и  ужесточения  контроля  за  безусловным
выполнением  городом  своих  обязательств.   Первым   принятым   Думой
документом,  регулирующим отношения в этой области,  стал Закон города
Москвы от 24 декабря 1997 года N 55 "О долговых обязательствах  города
Москвы",  определивший понятие и виды долговых обязательств, порядок и
условия  их  возникновения,   изменения   и   прекращения,   а   также
установивший  порядок  обслуживания  городских  долговых обязательств,
учета и контроля за их выполнением.  В связи с  введением  в  действие
Бюджетного  кодекса  Российской Федерации,  а также для предотвращения
возможных   финансовобюджетных   кризисов   на   региональном   уровне
(аналогичных  кризису  в  августе  1998 года) потребовалась разработка
нового    документа,    устанавливающего    порядок    государственных
заимствований  органами  исполнительной  власти столицы.  Закон города
Москвы от 18 апреля 2001 года N 15  "О  государственном  долге  города
Москвы"   определил  понятие  "государственный  долг  города  Москвы",
порядок  и  условия  его  возникновения,  изменения   и   прекращения,
установил   порядок   его  учета,  контроля  и  обслуживания,  уточнил
параметры системы городских заимствований.
     В связи  с  принятием Федерального закона "О внесении изменений в
Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного
процесса  и  приведении  в  соответствие с бюджетным законодательством
Российской  Федерации  отдельных  законодательных   актов   Российской
Федерации"     существенно     изменилось    правовое    регулирование
государственного долга,  осуществления государственных заимствований и
предоставления    государственных    гарантий   субъектов   Российской
Федерации.  Закон о государственном долге  города  Москвы  перестал  в
полной  мере  отвечать  потребностям  правового  регулирования данного
вопроса.  Для устранения выявившихся  противоречий  был  принят  новый
Закон  города  Москвы  от  14 ноября 2007 года N 43 "О государственном
долге города Москвы", вступивший в силу с 1 января 2008 года.
     В целях  реализации  указанного Закона Правительством Москвы были
приняты постановления от 29 января 2008 года N 71-ПП  "Об  утверждении
Порядка  организации  работы  и  взаимодействия органов исполнительной
власти  города  Москвы  по  предоставлению,  оформлению  и  исполнению
государственных  гарантий  города  Москвы",  а также от 22 апреля 2008
года N 322- ПП "О некоторых вопросах управления государственным долгом
города   Москвы",  которыми  был  установлен  порядок  планирования  и
осуществления заимствований города Москвы.
     Государственный долг   Москвы   включает  сумму  обязательств  по
государственным гарантиям, предоставленным городом. В целях реализации
концепции  реформирования  АМО "ЗИЛ" в рамках выполнения постановления
Правительства  Москвы  от  3   октября   2006   года   N   764-ПП   "О
государственной  гарантии  города  Москвы  по обязательствам открытого
акционерного  московского  общества  "Завод  имени  И.А.  Лихачева"  и
требований   Федерального   закона  "Об  общих  принципах  организации
законодательных   (представительных)    и    исполнительных    органов
государственной  власти  субъектов  Российской Федерации" принят Закон
города Москвы от 24 января 2007 года N 1  "Об  утверждении  заключения
договоров о государственных гарантиях города Москвы".
     Необходимость принятия Закона  была  вызвана  тем,  что  условием
заключения  мировых  соглашений  с  АМО  "ЗИЛ"  Министерством финансов
Российской Федерации  был  определен  пункт  о  замене  имущественного
обеспечения  обязательств  АМО  "ЗИЛ"  перед  Российской Федерацией на
государственную гарантию города Москвы,  утвержденную законом  города.
Принятый  документ  утвердил  заключение  договоров  о государственных
гарантиях города Москвы,  что позволило рассрочить  платежи  в  пользу
Министерства  финансов Российской Федерации в размере 45100 тыс.  евро
до 1 января 2012 года  с  одновременным  списанием  задолженности  АМО
"ЗИЛ" по пеням и штрафам.
     Повышение эффективности бюджетной политики, определяющей основные
направления   развития   бюджетных  отношений  и  конкретные  пути  их
реализации   в   интересах   граждан,    общества    и    государства,
непосредственно связано с расширением использования программно-целевых
методов в процессе составления  и  исполнения  бюджета.  Закон  города
Москвы от 11 июля 2001 года N 34 "О государственных целевых программах
в городе Москве"  регламентирует  порядок  разработки,  утверждения  и
реализации    комплексных    мероприятий,   частично   или   полностью
финансируемых за счет  средств  городского  бюджета  и  обеспечивающих
решение   приоритетных   проблем  жизнедеятельности  города,  а  также
устанавливает  принципы  участия  Москвы  в  федеральных   целевых   и
межрегиональных  программах.  К  настоящему времени в столице принят и
действует ряд государственных целевых программ в различных областях. С
1  января  2009  года  полномочия  по утверждению долгосрочных целевых
программ передаются Правительству Москвы и Закон утрачивает силу.

                          3.2. Налоги и сборы

     От налоговой политики, проводимой органами государственной власти
города  Москвы,  зависит обеспеченность столицы финансовыми ресурсами,
поскольку налогам принадлежит важнейшая роль в  формировании  доходной
части   бюджета.   Налогообложение   также   является   необходимым  и
эффективным инструментом экономического регулирования.  Так,  льготное
налогообложение    призвано    стимулировать   развитие   приоритетных
направлений хозяйствования,  а в ряде случаев  способствовать  решению
социальных  проблем  наиболее  незащищенных  слоев  общества.  По этим
причинам Дума ежегодно уделяет пристальное внимание  совершенствованию
налогового  законодательства.  В  течение  15  лет  рассматривались  и
принимались нормативные правовые акты в  области  налоговой  политики,
обеспечивающие  стабильное  поступление  доходов  в  бюджет  столицы и
направленные  на  смягчение  последствий   изменений   в   федеральном
налоговом законодательстве.
     Одной из форм финансовой поддержки предприятий Москвы,  связанных
с  налогообложением,  является  перенесение  сроков  уплаты  налогов и
других обязательных платежей в бюджет города.  Статья 64 части  первой
Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает возможность
перенесения сроков уплаты налогов по ранее  установленным  основаниям.
Для  урегулирования  этого вопроса в Законе города Москвы от 9 февраля
2000 года N 1 "О дополнительных основаниях и условиях изменения сроков
уплаты  налогов  и сборов" сформулированы дополнительные основания для
предоставления налогоплательщикам отсрочки или  рассрочки  платежей  в
бюджет столицы.
     В соответствии  с  федеральным  законодательством  принят   Закон
города  Москвы  от  23  октября  2002  года  N 47 "О ставках налога на
имущество физических  лиц",  определивший  размеры  ставок  налога  на
строения,  помещения  и  сооружения,  принадлежащие гражданам на праве
собственности.
     В целях совершенствования налоговой системы города Законом города
Москвы от 23 октября 2002 года N 48  "О  транспортном  налоге"  вместо
отмененных  с  1  января  2003  года  налога с владельцев транспортных
средств и налога  на  водные  и  воздушные  транспортные  средства  на
территории   столицы  введен  транспортный  налог.  В  соответствии  с
Налоговым кодексом  Российской  Федерации  Законом  определены  ставки
налога   в   пределах,  установленных  федеральным  законодательством,
порядок и сроки его уплаты, а также льготы по уплате налога.
     В Закон   многократно   вносились  изменения.  Они  коснулись,  в
частности,  расширения круга лиц,  освобождаемых от уплаты  налога  на
автомобили  малой  мощности;  освобождения  от  уплаты  налога за одно
транспортное  средство  ветеранов  Великой   Отечественной   войны   и
инвалидов I и II групп; приведения Закона в соответствие с федеральным
налоговым  законодательством;  индексации  ставок  налога;  исключения
положений, касающихся форм отчетности и налоговых уведомлений, а также
изменения сроков уплаты  налога  и  уточнения  порядка  предоставления
льгот;  освобождения  от  уплаты налога на пять лет,  начиная с месяца
регистрации  транспортного  средства,  организаций-резидентов   особой
экономической    зоны    технико-внедренческого   типа   "Зеленоград";
установления   льготного   режима    уплаты    налога    для    бывших
несовершеннолетних   узников   концлагерей,   гетто   и   других  мест
принудительного содержания,  созданных фашистами  и  их  союзниками  в
период Второй мировой войны.
     В связи с необходимостью упорядочения структуры данного Закона  и
внесения в него редакционных изменений разработана и принята его новая
редакция. Закон города Москвы от 9 июля 2008 года N 33 "О транспортном
налоге"  предусматривает  установление  с  1  января  2009  года новых
размеров  ставок  налога  в  зависимости  от  категории   и   мощности
транспортных средств;  дополнительных налоговых льгот,  ограничения по
применению льгот в отношении отдельных категорий транспортных средств.
Документом  также  предусмотрено  изменение  срока  уплаты  налога для
физических лиц.
     Наибольший удельный   вес   в   доходной  части  бюджета  столицы
составляют налоговые  поступления  от  прибыли  организаций.  Принятие
Федерального  закона  от  6  августа  2001  года  N 110-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений в часть вторую  Налогового  кодекса  Российской
Федерации   и   некоторые   другие  акты  законодательства  Российской
Федерации о налогах и сборах,  а также о  признании  утратившими  силу
отдельных   актов   (положений   актов)   законодательства  Российской
Федерации о налогах и сборах" обусловило дополнение Налогового кодекса
Российской Федерации главой 25 "Налог на прибыль организаций". В связи
с  этим  утратил  силу  ряд  законов  города  Москвы,   регулировавших
налогообложение   прибыли  организаций.  В  соответствии  с  Налоговым
кодексом   Российской   Федерации   субъектам   Российской   Федерации
предоставлено  право  снижать  ставку  налога  для отдельных категорий
налогоплательщиков в отношении  части  налога,  зачисляемой  в  бюджет
соответствующего субъекта Российской Федерации.  Принимая во внимание,
что на территории столицы действуют городские общественные организации
Всероссийского  общества  слепых,  Всероссийского  общества  глухих  и
Всероссийского общества инвалидов,  а также предприятия этих  обществ,
производство    которых    характеризуется   невысокими   показателями
производительности и  рентабельности,  в  соответствии  с  Федеральным
законом  от  24  декабря  2002 года N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на
2003 год" принят Закон города Москвы от 5 марта 2003  года  N  12  "Об
установлении  ставки  налога  на  прибыль для общественных организаций
инвалидов  и  организаций,  использующих  труд  инвалидов".   Снижение
налоговой    ставки   до   14%   позволило   предприятиям   направлять
дополнительную  прибыль  на   расходы   по   социальной   реабилитации
инвалидов.  Изменения,  дважды  вносившиеся в Закон,  касались размера
налоговой ставки.  С 1 января 2005  года  льготная  ставка  налога  на
прибыль,  зачисляемого  в бюджет города Москвы,  установлена на уровне
13,5%.
     Статьей 14  главы 2 Налогового кодекса Российской Федерации налог
на игорный бизнес отнесен  к  числу  региональных.  В  соответствии  с
положениями главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на
игорный бизнес" был принят Закон города Москвы от 22 октября 2003 года
N  62  "О  ставках  налога  на  игорный бизнес".  С 1 января 2004 года
действовали следующие ставки налога:
     1) за один игровой стол - 100 тыс. рублей в месяц;
     2) за один игровой автомат - 3750 рублей в месяц;
     3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы
- 100 тыс. рублей в месяц.
     Позднее в     соответствии    с    предоставленным    федеральным
законодательством субъектам Российской Федерации правом дифференциации
налоговых ставок в Закон были внесены изменения,  предусматривающие их
повышение с 1 января 2006 года до следующих размеров:
     1) за один игровой стол - 125 тыс. рублей в месяц;
     2) за один игровой автомат - 7500 рублей в месяц;
     3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы
- 125 тыс. рублей в месяц.
     В  соответствии  с  Федеральным  законом  от  11 ноября 2003 года
N 139-ФЗ "О внесении дополнения  в  часть  вторую  Налогового  кодекса
Российской  Федерации  и  внесении  изменения и дополнения в статью 20
Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации",    а    также   о   признании   утратившими   силу   актов
законодательства Российской Федерации в части налогов и  сборов"  с  1
января   2004  года  вступила  в  силу  глава  30  Налогового  кодекса
Российской Федерации "Налог на имущество организаций".  В соответствии
с  Налоговым  кодексом  Российской  Федерации  и  другими федеральными
законами принят Закон города Москвы от 5 ноября  2003  года  N  64  "О
налоге  на  имущество организаций",  установивший на территории города
Москвы налог на имущество организаций  и  определивший  его  ставку  в
размере предельной ставки, установленной Налоговым кодексом Российской
Федерации.  Кроме  того,  Закон  расширил  ряд  федеральных  льгот,  в
частности    для    организаций,    использующих    труд    инвалидов,
балансодержателей объектов жилищного фонда  и  объектов,  признаваемых
памятниками   истории   и   культуры.  В  Закон  вносились  изменения,
направленные  преимущественно  на  восстановление  льгот  по   налогу,
отмененных  федеральным  законодательством,  дополнение  существующего
перечня льгот, а также уточнение порядка их применения.
     Федеральный закон  от  29  июля  2004  года  N  95-ФЗ "О внесении
изменений в  части  первую  и  вторую  Налогового  кодекса  Российской
Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов
(положений законодательных актов) Российской  Федерации  о  налогах  и
сборах" с 1 января 2005 года отменил местный налог на рекламу и ввел в
силу  дополнения  в  часть  вторую   Налогового   кодекса   Российской
Федерации,  позволяющие  вводить  единый  налог  на  вмененный доход в
отношении деятельности по распространению и (или) размещению  наружной
рекламы.  В  связи  с этим был принят Закон города Москвы от 24 ноября
2004 года N 75 "О едином налоге на вмененный доход для деятельности по
распространению   и   (или)   размещению   наружной  рекламы".  Уплата
налогоплательщиками единого налога на вмененный доход  предусматривает
замену  уплаты  налога  на  прибыль  организаций (на доходы физических
лиц),  налога на имущество организаций (на имущество физических  лиц),
единого  социального налога,  а также налога на добавленную стоимость.
Впоследствии в Закон дважды вносились изменения.
     Федеральным законом  от  22  июля  2008 года N 155-ФЗ "О внесении
изменений в часть  вторую  Налогового  кодекса  Российской  Федерации"
внесены изменения в главу 26.3 "Система налогообложения в виде единого
налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового
кодекса Российской Федерации,  вступающие в силу с 1 января 2009 года.
В связи с этим потребовалась корреляция Закона  города  Москвы  от  24
ноября  2004  года  N  75  "О  едином  налоге  на  вмененный доход для
деятельности по распространению и (или) размещению наружной  рекламы".
Однако  ввиду  большого  количества  поправок редакционного характера,
включая изменение названия Закона,  а также в целях  упорядочения  его
структуры  Дума  приняла  новый Закон города Москвы от 29 октября 2008
года N 53 "О едином налоге на вмененный доход для  предпринимательской
деятельности  по  распространению  наружной  рекламы  с использованием
рекламных конструкций".
     В связи  со  вступлением  в  силу  с  1 января 2005 года главы 31
"Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации принят Закон
города  Москвы  от  24  ноября  2004  года  N 74 "О земельном налоге",
определивший ставки земельного налога,  порядок и сроки его уплаты,  а
также  порядок  и  сроки представления налогоплательщиками документов,
подтверждающих право на уменьшение налоговой базы.
     В соответствии  с Налоговым кодексом Российской Федерации законом
города Москвы могут устанавливаться  налоговые  льготы  по  земельному
налогу,  включая  размер  не  облагаемой  налогом  суммы для отдельных
категорий налогоплательщиков.  На этом  основании  Думой  позднее  был
восстановлен    ряд    льгот   по   налогу,   отмененных   федеральным
законодательством.  В  целях  создания   благоприятных   условий   для
деятельности    объединений    собственников   жилья   по   управлению
многоквартирными домами изменениями,  внесенными  в  Закон,  полностью
освобождены  от  уплаты  земельного  налога товарищества собственников
жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы, а также
иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях
удовлетворения потребностей граждан в жилье.
     В соответствии  с  федеральным  законодательством  индивидуальные
предприниматели,   не   привлекающие   в   своей   предпринимательской
деятельности  наемных работников,  с 1 января 2006 года получили право
перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента по  58
видам   предпринимательской  деятельности.  Конкретные  перечни  видов
деятельности и  размер  потенциально  возможного  годового  дохода  по
каждому  из  них  устанавливаются  законами  соответствующих субъектов
Российской Федерации.  Принятый Закон города Москвы от 9  ноября  2005
года  N  54  "Об упрощенной системе налогообложения на основе патента"
предоставил  индивидуальным  предпринимателям  возможность  применения
такой    упрощенной    системы    налогообложения    по    47    видам
предпринимательской деятельности.  По каждому из них годовая стоимость
патента   составляет   6%   от   определенной  Законом  годовой  суммы
потенциально  возможного   дохода   индивидуального   предпринимателя.
Применение  такой системы позволяет упростить процедуру уплаты налогов
и снизить расходы  на  их  администрирование.  В  2007  году  в  Закон
вносились изменения.
     Внесение Федеральным законом "О внесении изменений в часть вторую
Налогового  кодекса  Российской  Федерации"  изменений  в  главу  26.2
"Упрощенная система  налогообложения"  Налогового  кодекса  Российской
Федерации, касающихся применения упрощенной системы налогообложения на
основе патента, повлекло за собой необходимость приведения московского
законодательства в соответствие с федеральным.  Учитывая, что вносимые
изменения затронули практически весь текст Закона  города  Москвы  "Об
упрощенной  системе  налогообложения на основе патента",  была принята
его новая редакция.  Закон города Москвы от 29 октября 2008 года N  52
"Об  упрощенной  системе  налогообложения  на основе патента" расширил
перечень   видов   предпринимательской   деятельности,   по    которым
индивидуальным   предпринимателям  разрешается  применение  упрощенной
системы налогообложения на основе патента, до 69.
     Реализуя предоставленное  субъектам  Российской Федерации статьей
284  Налогового  кодекса  Российской  Федерации  право  понижать   для
отдельных   категорий  налогоплательщиков  ставку  налога  на  прибыль
организаций,  зачисляемого в их бюджеты,  Дума  приняла  Закон  города
Москвы  от  5  июля  2006  года N 31 "Об установлении ставки налога на
прибыль организаций для организаций - резидентов особой  экономической
зоны технико-внедренческого типа "Зеленоград".
     В соответствии  с  принятым  Законом  ставка  налога  для  данной
категории  налогоплательщиков,  зачисляемого  в  бюджет города Москвы,
установлена на уровне 13,5%.
     В целях  стимулирования  развития  на  территории  города  Москвы
современного автомобилестроения и привлечения инвестиций в эту отрасль
на  основании  статьи  284  главы  25  Налогового  кодекса  Российской
Федерации принят Закон города Москвы от 10 октября 2007 года N 39  "Об
установлении  ставки  налога  на  прибыль организаций для организаций,
осуществляющих  на  территории  города  Москвы  производство  легковых
автомобилей",  устанавливающий  для  них  пониженную  ставку налога на
прибыль, зачисляемого в бюджет города Москвы, в размере 13,5%.

                4. Законодательство о труде, социальном
                          развитии и культуре

     Важным направлением  законотворческой  деятельности Думы является
совершенствование законодательства  о  социальном  развитии.  Правовое
регулирование  социально-трудовых  отношений,  доходов населения,  его
социального обеспечения,  жилищной,  семейной и молодежной политики, а
также  проблем  в сферах здравоохранения,  образования,  физкультуры и
спорта затрагивает интересы всех категорий москвичей.

                      4.1. Трудовые правоотношения

     В городе  Москве  в  сфере  трудовых   отношений   сформировалась
социально-экономическая система,  в которой эффективно взаимодействуют
государственная  власть,  профсоюзы  и  предприниматели.  Разнообразие
вопросов,   решаемых   в  рамках  трехстороннего  соглашения,  требует
полноценной нормативной базы,  регулирующей взаимодействие  участников
переговорного   процесса   и   способствующей   реализации   социально
ориентированной экономической политики в городе.  Закон города  Москвы
от  22  октября  1997  года  N 44 "О социальном партнерстве" определил
правовые основы становления, организации, функционирования, укрепления
и   развития   системы   социального  партнерства  в  городе  в  целях
регулирования социально-трудовых отношений и достижения  общественного
согласия.
     В дальнейшем в связи с  принятием  Трудового  кодекса  Российской
Федерации   и   с   учетом   действующего  федерального  и  городского
законодательства в Закон вносились изменения,  касающиеся установления
сторонами соглашений, коллективных договоров, обязанности своевременно
предоставлять  информацию,   позволяющую   предотвращать   конфликтные
ситуации.
     Кроме того,  Закон  был  дополнен  статьями  об  установлении   и
реализации   минимальных  социально-трудовых  нормативов  для  жителей
города   Москвы,   а   также   соотношении   данных    нормативов    с
государственными социальными и трудовыми гарантиями.
     С 2005  года  на  федеральном   уровне   система   оплаты   труда
регулируется   только   для   работников  федеральных  государственных
учреждений.  Вопросы  оплаты  труда  работников  бюджетных  учреждений
переданы  субъектам Российской Федерации.  Реализуя это решение,  Дума
приняла Закон города Москвы от 15 декабря 2004 года N  86  "Об  оплате
труда   работников   государственных   учреждений  города  Москвы".  В
действующем Законе установлен уровень тарифной ставки (оклада) первого
разряда тарифной сетки, а сама Единая тарифная сетка, тарифные разряды
и тарифные коэффициенты по  оплате  труда  работников  государственных
учреждений  города  Москвы,  отраслевые условия оплаты труда отдельных
категорий работников утверждены постановлением Правительства Москвы от
19  июля  2005  года  N  523-ПП "О повышении тарифных ставок (окладов)
Единой тарифной  сетки  по  оплате  труда  работников  государственных
учреждений города Москвы".
     Городские власти проводят политику,  направленную  на  регулярное
(два раза в год) повышение оплаты труда работников городских бюджетных
организаций.  Дума  ежегодно  пересматривает  размер  тарифной  ставки
(оклада) первого разряда тарифной сетки для работников государственных
учреждений города Москвы.  Тарифная система  оплаты  труда  работников
государственных учреждений города Москвы,  а также размеры,  порядок и
условия   применения   стимулирующих    и    компенсационных    выплат
устанавливаются  Правительством  Москвы  с  учетом  мнения  Московской
трехсторонней комиссии по регулированию социальнотрудовых отношений.
     Одной из  мер  по  обеспечению слабозащищенных граждан равными по
сравнению с другими категориями населения возможностями  в  реализации
права на труд и социальную защиту от безработицы является квотирование
рабочих мест.  В столице к квотированию рабочих мест для  инвалидов  и
молодежи   приступили  еще  в  1997  году,  когда  был  принят  закон,
призванный  повысить  уровень  социальной  защищенности  инвалидов   и
отдельных категорий молодых людей при поиске работы.
     Изменения федерального   законодательства   обусловили   принятие
нового  Закона  города  Москвы  от  22  декабря  2004  года  N  90  "О
квотировании рабочих мест".  Законодательный акт  установил  правовые,
экономические  и организационные основы для приема на работу инвалидов
и отдельных категорий  молодежи,  в  том  числе  несовершеннолетних  в
возрасте от 14 до 18 лет; лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей,  в возрасте до 23 лет;  граждан в возрасте от
18  до  20  лет  из числа выпускников учреждений начального и среднего
профессионального   образования,   ищущих   работу    впервые.    Были
предусмотрены создание и сохранение,  а также модернизация специальных
рабочих  мест  для  инвалидов,  создание  рабочих  мест  для  молодежи
указанных   категорий,  создание  учебных  мест  для  детей-инвалидов,
обучающихся на дому,  а также обеспечение  беспрепятственного  доступа
инвалидов  к  рабочим  местам  и  инфраструктуре предприятий.  Законом
устанавливалась  административная  ответственность   за   невыполнение
работодателем   обязанности  по  созданию  или  выделению  квотируемых
рабочих  мест  и  размеры   административных   штрафов   за   подобные
правонарушения.   Закон   предусматривал   обязанность   работодателей
трудоустраивать указанные выше  категории  москвичей  либо  уплачивать
ежемесячно в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест в городе
Москве компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере
прожиточного  минимума для трудоспособного населения,  определенного в
городе Москве на день ее уплаты  в  порядке,  установленном  правовыми
актами города Москвы.
     Закон являлся  предметом  рассмотрения   в   суде.   Определением
Судебной  коллегии  по  гражданским  делам  Верховного Суда Российской
Федерации  от  10  августа  2005  года  изменено  решение  Московского
городского суда от 16 мая 2005 года и норма части 3 статьи 2 Закона об
уплате компенсационной стоимости  в  отношении  инвалидов,  признанных
таковыми  федеральными  учреждениями  медико-социальной экспертизы,  в
порядке  и  на  условиях,  установленных   Правительством   Российской
Федерации,  была признана недействующей со дня вступления решения суда
в законную силу.
     Несчастные случаи  и  травматизм  на  производстве,  несоблюдение
элементарных правил техники безопасности требовали разработки правовых
документов, регламентирующих защиту прав москвичей на безопасный труд.
С  2001  года  в   столице   действовал   закон   об   охране   труда,
устанавливающий основные направления государственной политики в данной
сфере: обеспечение безопасных условий труда работников, предупреждение
производственного  травматизма  и профессиональных заболеваний.  Такие
меры государственной политики  по  обеспечению  безопасности  жизни  и
здоровья  людей  признаются  приоритетными  по отношению к результатам
производственной деятельности.
     Внесение изменений   в   Трудовой   кодекс  Российской  Федерации
обусловило необходимость принятия  новой  редакции  закона  об  охране
труда,  что  явилось  продолжением  государственной политики в области
охраны труда,  проводимой в городе и направленной на  охрану  жизни  и
здоровья   работников   на  производстве,  защиту  прав  москвичей  на
безопасный труд.  В этой связи из текста ранее  действовавшего  закона
был    исключен    ряд    статей,   дублирующих   нормы   федерального
законодательства.  Закон города Москвы от 12 марта 2008 года N 11  "Об
охране  труда  в  городе Москве" направлен на создание законодательной
основы системы государственного управления охраной труда  и  наделение
полномочиями  в  области  охраны  труда  органов исполнительной власти
города Москвы всех уровней.
     С 1  января 2007 года значительная часть федеральных полномочий в
области занятости  населения  была  передана  органам  государственной
власти   субъектов   Российской   Федерации,   одновременно   им  была
предоставлена  возможность  за  счет  средств   собственных   бюджетов
осуществлять   дополнительные   меры   в  сфере  содействия  занятости
населения и защиты его  от  безработицы.  Закон  города  Москвы  от  1
октября 2008 года N 46 "О занятости населения в городе Москве" впервые
закрепляет   городскую   государственную    систему    трудоустройства
населения. В документе с учетом переданных полномочий конкретизируются
правовые и организационные основы государственной политики  содействия
занятости населения на уровне города Москвы.
     В целях  повышения  уровня  социальной  защищенности  безработных
граждан вводятся отдельные правовые нормы,  касающиеся размеров доплат
к пособиям по безработице,  стипендий,  материальной помощи  и  других
видов   материальной   поддержки.   Для  социально-трудовой  адаптации
инвалидов    и    молодежи    с    ограничениями     жизнедеятельности
предусматривается      создание     городского     специализированного
государственного учреждения  по  их  профессиональной  реабилитации  и
трудоустройству,   механизм  квотирования  рабочих  мест,  возможность
введения   компенсационных   мер,   стимулирующих   работодателей   на
обеспечение   занятости   этих   категорий   граждан.   Также  Законом
установлены принципы  реализации  политики  в  области  привлечения  и
занятости иностранной рабочей силы.
     Проблема миграции является одной из серьезных проблем как  России
в   целом,   так   и   Москвы.  Развитие  рыночных  отношений  вызвало
необходимость формирования  в  столице  городской  системы  управления
внешней  трудовой  миграцией,  предусматривающей  не  только процедуру
оформления   иностранных    работников,    но    и    административную
ответственность  за  нарушение  установленного  порядка.  К  2000 году
механизм привлечения иностранной рабочей силы в  большинстве  отраслей
городского  хозяйства  был  практически  отработан,  но иностранцы,  в
основном из стран ближнего зарубежья,  работавшие на рынках и в  сфере
услуг,  не  имели  документов  на  право трудовой деятельности.  Закон
города Москвы от 19 сентября 2001 года  N  51  "Об  учете  иностранной
рабочей  силы  в  городе  Москве"  обеспечил  защиту  прав  и законных
интересов граждан Российской Федерации,  проживающих в  столице,  ввел
механизм учета иностранных граждан и лиц без гражданства для выявления
тенденций миграционных процессов и выработки рациональной миграционной
политики.
     В 2000-2003  годах  в  городе  Москве   значительно   увеличилось
количество   иностранцев,   временно   зарегистрированных   по   месту
пребывания и по месту  жительства.  Только  за  5  месяцев  2003  года
паспортно-визовыми     подразделениями    органов    внутренних    дел
зарегистрировано по месту пребывания 128,4 тыс.  граждан, прибывших из
стран  СНГ,  и  66,4  тыс.  граждан,  прибывших из государств дальнего
зарубежья.
     КСП Москвы  в  2002  году  путем проверок правильности начисления
коммунальных платежей нанимателям и собственникам жилья (с учетом лиц,
зарегистрированных  по  месту  пребывания  и по месту жительства) были
выявлены отступления от Правил регистрации и снятия граждан Российской
Федерации  с  регистрационного  учета  по  месту пребывания и по месту
жительства в городе Москве. Установлены следующие отступления: разница
между   количеством   граждан,   зарегистрированных   территориальными
органами внутренних дел по месту пребывания,  и  количеством  граждан,
находящихся на регистрационном учете в жилищных организациях; неуплата
за  коммунальные   услуги   временно   проживающими   гражданами   или
неоправданная  плата  за  коммунальные  услуги,  которые  эти граждане
фактически не получали;  отсутствие установленного порядка  по  оплате
коммунальных  услуг  временно  проживающими и т.д.  В целях устранения
указанных недостатков Правительство Москвы выпустило  распоряжение  от
31  июля  2003  года  N  1368-РП  "О мерах по устранению недостатков в
регистрации граждан по  месту  пребывания  и  по  месту  жительства  и
упорядочению    платежей    за   коммунальные   услуги",   в   котором
предписывается ГУВД по городу Москве  и  префектурам  административных
округов  города  Москвы  принять  дополнительные  меры  по обеспечению
действенного контроля  за  соблюдением  должностными  лицами  жилищных
организаций соответствующих правил регистрации.

                      4.2. Социальное обеспечение.
                     Льготы, компенсации, субсидии

     Конституцией Российской Федерации  Россия  признается  социальным
государством,   политика  которого  направлена  на  создание  условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
     Степень благополучия   общества  в  конечном  счете  определяется
благополучием  каждого  из  его  членов.   Достойный   уровень   жизни
москвичей, максимально широкие возможности для всестороннего развития,
уверенность  каждого  в  завтрашнем  дне  -  главная  цель  социальной
политики органов государственной власти города Москвы.
     С начала 90-х годов  XX  века  и  по  настоящее  время  в  Москве
проводится последовательная политика социального обеспечения населения
города,  главной  задачей  которой  является   социально-экономическая
поддержка малоимущих слоев населения (малообеспеченные семьи,  пожилые
и инвалиды,  дети-сироты, дети-инвалиды, школьники, дети из неполных и
многодетных семей,  студенты, лица, попавшие в экстремальные ситуации,
безработные, лица без определенного места жительства и занятий и др.).
     Дети -   одна   из  наиболее  незащищенных  категорий  населения,
особенно дети-сироты и дети из  неблагополучных  семей.  Закон  города
Москвы  от  4  июня  1997  года  N 16 "Об организации работы по опеке,
попечительству и патронату в  городе  Москве"  направлен  на  создание
оптимальных   условий  для  жизни  и  воспитания  детей-сирот,  детей,
оставшихся без попечения родителей,  и несовершеннолетних, нуждающихся
в  государственной  защите,  а  также на защиту личных и имущественных
прав   и   интересов   совершеннолетних    лиц,    признанных    судом
недееспособными,  и  дееспособных  совершеннолетних  лиц,  которые  по
состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои  права  и
выполнять свои обязанности.
     Практика свидетельствует  о   положительном   влиянии   семейного
обустройства  на  детей,  нуждающихся  в  социальной защите.  Семейные

Страницы: 1  2  3  4  


Оглавление