помещений в многоквартирных домах, а также учел имущественные интересы граждан и юридических лиц, владеющих земельными участками в городе Москве, при проведении процедур изъятия земельных участков и резервирования земель для государственных нужд города. Принятие Закона города Москвы от 26 мая 2004 года N 35 "Об особенностях использования земельных участков в целях сохранения научно-промышленного потенциала города Москвы" было обусловлено необходимостью повышения эффективности использования имущества организаций науки, промышленности и иных отраслей городского хозяйства. Законом определен механизм, позволяющий сохранить профиль научной и промышленной деятельности предприятий при реконструкции и строительстве объектов недвижимости на используемых земельных участках. 6.5. Административно-правовые режимы (лицензирование, аккредитация, разрешения, регистрация) В соответствии с федеральным законодательством лицензирование розничной продажи алкогольной продукции передано субъектам Российской Федерации и проводится в целях защиты прав и здоровья граждан от оборота некачественной продукции. Закон города Москвы от 20 декабря 2006 года N 64 "О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции" установил порядок рассмотрения документов и выдачи лицензий, переоформления и продления их срока действия, осуществления контроля за соблюдением лицензионных требований и условий со стороны органов исполнительной власти города Москвы, приостановления, возобновления, прекращения действия и аннулирования лицензий, взимания лицензионного сбора. Кроме того, документом введено декларирование розничной продажи алкогольной продукции. Однако Прокуратурой города Москвы на данный Закон был вынесен протест. Основанием для внесения протеста послужило выявленное несоответствие пункта 8 части 3 статьи 5 Закона Федеральному закону от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Признав требования Прокуратуры города Москвы обоснованными, Дума внесла в Закон изменения, устранившие выявленные противоречия. В целях повышения эффективности государственного контроля за соблюдением предприятиями розничной торговли и общественного питания, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции, лицензионных требований и условий в Закон были внесены изменения, учитывающие федеральное законодательство, правоприменительную практику его реализации, а также опыт регионов в государственном регулировании алкогольного рынка. В связи с введением Правительством Российской Федерации запрета на розничную продажу алкогольной продукции способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром, прекращается действие ранее выданных лицензий на розничную продажу алкогольной продукции через Интернет-магазин. Учитывая необходимость отработки процесса декларирования розничной продажи алкогольной продукции на территории города в режиме опытной эксплуатации, срок ввода декларирования в городе Москве переносится на 1 января 2009 года. На федеральные государственные унитарные предприятия так же, как и на государственные унитарные предприятия города Москвы, при выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции распространяется льгота, освобождающая их от необходимости увеличивать минимальный размер уставного капитала. 6.6. Архитектура и градостроительство В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" в предметы ведения Москвы входит градостроительное законодательство города. В Генеральном плане развития города, принятом в 1935 году, рост численности населения ограничивался 5 млн. человек, однако уже в 1950 году численность населения превысила 6 млн. человек. Принятый в 1971 году новый Генеральный план базировался на принципах ограничения роста города. Привлекательность Москвы для проживания, размещения новых производств создала проблемы в процессах урбанизации города. Рост Москвы как крупнейшего мирового центра обуславливает и острейшие градостроительные проблемы, возникшие в настоящее время. Стратегической целью политики градостроительного развития Москвы является создание совокупных материально-пространственных условий, обеспечивающих экологическую безопасность, качество жизни, сохранение и реабилитацию культурного наследия и природы, устойчивость и динамизм экономики, укрепление роли Москвы и столичного региона в качестве ведущего национального и международного делового и политического центра. Необходимо отметить, что ни в императорской России, ни в России советского периода не существовало регионального градостроительного законодательства, и нормативная база в этой сфере в советский период формировалась на основе нормативных правовых актов союзной, республиканской и городской администрации. Таким образом, работа по созданию городского градостроительного законодательства была начата фактически с нуля. Одним из первых законов, принятых Думой в этой сфере, стал Закон города Москвы от 1 июля 1996 года N 22 "О поддержании в исправном состоянии и сохранении фасадов зданий и сооружений на территории города Москвы", обязавший собственников, арендаторов и юридических лиц, имеющих здания и сооружения на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, своевременно реставрировать, ремонтировать здания и сооружения в соответствии с действующими стандартами. Особое внимание в Законе уделено сохранению и поддержанию в надлежащем состоянии памятников архитектуры, истории и культуры. В действующую редакцию Закона вносились изменения в связи с приведением его в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Неотъемлемой частью градостроительного законодательства города является Закон города Москвы от 9 июня 2004 года N 40 "Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве", направленный на сохранение исторического своеобразия столицы при осуществлении градостроительного планирования территории, проектирования, строительства и реконструкции градостроительных объектов. Закон установил особый порядок регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы. Документом предусмотрены: составление историко-культурного опорного плана территории столицы (на нем обозначаются все градостроительные элементы и сооружения, представляющие собой историко-культурную ценность, как сохранившиеся, так и утраченные); разработка Генеральной схемы особого регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях и на территориях зон охраны объектов культурного наследия, специальных градостроительных нормативов и правил проектирования планировки и застройки; установление особых требований к использованию участков территории, предназначенной для строительства или реконструкции. Установленные требования и ограничения обязательны для всех объектов градостроительной деятельности, расположенных в границах исторических территорий, независимо от форм собственности. Большое значение для системы обеспечения градостроительной деятельности имеет создание доступного для всех ее участников информационного ресурса, содержащего градостроительные регламенты и другие сведения, необходимые для осуществления градостроительной деятельности на территории столицы. Закон города Москвы от 15 декабря 2004 года N 88 "О градостроительном кадастре города Москвы" регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по созданию и ведению градостроительного кадастра города Москвы и использовании содержащихся в нем сведений. Законом определены состав, порядок формирования и ведения информационных ресурсов градостроительного кадастра. В отдельную статью выделен перечень информационных материалов, обязательных для включения в кадастр, в частности вся градостроительная и проектная документация, разрешения на строительство и реконструкцию, акты разрешенного использования участков территории градостроительных объектов. Согласно Закону сведения градостроительного кадастра носят открытый характер и предоставляются всем заинтересованным лицам в соответствии с их письменным запросом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Сложные городские проблемы, включающие определение очередности развития и реконструкции территории города в соответствии с социальными, экологическими и экономическими целями и критериями, необходимость координации разработки и осуществления перспективных и текущих программ развития отраслей городского хозяйства, его инфраструктуры, планов развития административных округов, районов, иных территориальных единиц города Москвы, могут быть эффективно решены исключительно в рамках единой системы планирования развития города. Для повышения эффективности градостроительных решений был принят Закон города Москвы от 27 апреля 2005 года N 14 "О Генеральном плане города Москвы (основные направления градостроительного развития города Москвы)". Правовой акт установил основные направления градостроительного развития города Москвы (относящиеся к развитию как территории города в целом, так и крупных территориальных зон). Закон определил функциональное, строительное, ландшафтное назначение территорий. Основными положениями плана установлены первоочередные градостроительные мероприятия, порядок и контроль реализации утвержденного Генерального плана на период до 2020 года. Для осуществления контроля за особыми объектами нежилого фонда принят Закон города Москвы от 11 июля 2007 года N 35 "О мониторинге особых объектов нежилого фонда города Москвы", установивший основные требования к проведению мониторинга особых объектов нежилого фонда города Москвы в целях обеспечения безопасности этих объектов: зданий с большепролетными конструкциями покрытий, нежилых высотных зданий, находящихся в собственности города Москвы и принятых в эксплуатацию в установленном порядке. Градостроительная деятельность в Москве регулировалась пакетом законов, охватывающих всю деятельность в этой сфере. Однако в связи с принятием 29 декабря 2004 года Градостроительного кодекса Российской Федерации потребовалось привести законодательство города Москвы в соответствие с федеральным и начать работу по восполнению пробелов в московском законодательстве новыми нормами и институтами. Кроме того, важнейшей работой данного этапа законотворчества являлась кодификация большинства действующих законов в этой области и создание единого кодекса, что позволило бы развить законодательство города Москвы в рамках Градостроительного кодекса Российской Федерации с учетом особенностей Москвы - города федерального значения, столицы Российской Федерации, исторического опыта и современной практики московского градостроительства, интересов жителей города Москвы в обеспечении благоприятных условий жизнедеятельности и эффективного правового регулирования градостроительной деятельности. В соответствии с этим был принят Закон города Москвы от 25 июня 2008 года N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы", которым закреплены основополагающие требования к осуществлению градостроительной деятельности в столице, определены субъекты такой деятельности, утверждены основные гарантии прав и законных интересов субъектов градостроительной деятельности, полномочия Думы, Правительства Москвы и органов местного самоуправления в этой области. Документом определены виды объектов градостроительной деятельности, типы и виды функционального использования, назначения территории. Отдельные главы законодательного акта посвящены градостроительному зонированию территории города Москвы, правилам землепользования и застройки; архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, размещению объектов благоустройства; особенностям градостроительной деятельности на особо охраняемых природных территориях и территориях объектов культурного наследия, исторических зонах. Закон содержит отдельный раздел, посвященный взаимодействию при осуществлении градостроительной деятельности органов исполнительной власти города Москвы с жителями города Москвы и их объединениями, с органами местного самоуправления, с правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства. Нормативный акт предусматривает ответственность за нарушение законодательства города Москвы о градостроительной деятельности. 6.7. Транспорт и связь В соответствии со статьей 21 Устава города Москвы на территории города не подлежат отчуждению земли общего пользования: земли транспортных магистралей, улицы, площади, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы. Перечень таких земельных участков по административным округам города Москвы утвержден Законом города Москвы от 21 марта 2007 года N 8 "О Перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы". Такой мегаполис, как Москва, нуждается в развитии единой транспортной системы, обеспечивающей взаимодействие и взаимодополняемость различных видов общественного (наземного, подземного, воздушного, речного) и личного транспорта. Москва, как и другие крупные города мира, страдает от нарастающей автомобилизации. Автопарк города за последние восемь лет увеличился вдвое и составил более 3 млн. транспортных средств. Сегодня уровень автомобилизации города Москвы (более 300 автомобилей на 1000 жителей) превышает расчетные показатели, заложенные в Генеральном плане развития Москвы (один автомобиль на семью). Специалисты предполагают, что к 2010-2015 годам предельный уровень автомобилизации в московском регионе увеличится вдвое. Органами исполнительной и законодательной власти города Москвы принимаются меры по систематизации деятельности общественного автомобильного транспорта и усилению роли других видов транспорта, в том числе воздушного и речного. Правительством Москвы разработаны Концепция развития воздушно-транспортной системы города Москвы до 2005 года и Концепция Московской городской целевой программы развития авиатакси. В целях организации для населения нового вида услуг повышенной комфортности принят Закон города Москвы от 13 декабря 2006 года N 63 "О Городской целевой программе возрождения и развития региональных перевозок с использованием малой авиации на 2007-2010 годы". Принятый нормативный правовой акт позволил обеспечить пригородные (Московская область) и региональные авиаперевозки пассажиров, а также предоставить жителям города Москвы и туристам современные способы передвижения и проведения досуга в сочетании с надежностью и безопасностью. Отсутствие в федеральном законодательстве процедуры правового регулирования вопросов таксомоторных перевозок обусловило разработку и принятие Закона города Москвы от 11 июня 2008 года N 22 "О такси в городе Москве". Реализация Закона позволит обеспечить улучшение качества и безопасности предоставления таксомоторных услуг населению; создаст равновесие между государственным контролем и саморегулированием на основе сочетания административных и рыночных механизмов контроля таксомоторных перевозок; сделает доступными услуги для граждан с ограниченной подвижностью, а также снизит уровень незаконного предпринимательства в этой сфере. Важнейшими составляющими инфраструктуры мегаполиса являются средства связи и передачи информации. Кабельное телевидение столицы выполняет функции не только средства массовой информации, информирующего население о работе городских государственных и территориальных органов власти, но и системы связи, которая оперативно и эффективно используется в экстремальных ситуациях для обеспечения безопасности населения и повышения обороноспособности города. Однако до конца 90-х годов как на федеральном, так и на городском уровне вопросы законодательной регламентации этой составляющей инфраструктуры были почти не разработаны. В результате в отдельных районах города Москвы были зафиксированы случаи несанкционированного строительства параллельных кабельных сетей или подключения их к действующим. К моменту принятия Закона города Москвы от 28 января 1998 года N2 "О кабельном телевидении в городе Москве" в столице была создана самая крупная в России сеть кабельного телевидения (более 60 окружных и районных студий), свыше 2 млн. москвичей стали абонентами этой сети. Принятый Закон установил принципы и правила функционирования сетей кабельного телевидения в столице, порядок и условия их эксплуатации, определил собственников объектов кабельного телевидения. В дальнейшем законодательное регулирование правоотношений, связанных с функционированием сетей кабельного телевидения в столице, совершенствовалось. В Закон были внесены изменения, исключающие возможность создания органами государственной власти всех уровней препятствий для приобретения в собственность сетей и объектов кабельного телевидения или для установления над ними контроля каким-либо лицом на основании того, что это лицо уже владеет другими средствами массовой информации или контролирует их. Достижение принципиально нового уровня прозрачности, безопасности, подконтрольности обществу деятельности органов государственной власти, их демократичности является ключевым фактором социально-экономического роста, инструментом, с помощью которого можно модернизировать систему государственного управления и способствовать формированию гражданского общества в Российской Федерации. Органы государственной власти обязаны обеспечивать открытость, доступность, достоверность и полноту информации о своей деятельности, кроме сведений, отнесенных к государственной или служебной тайне. Законом города Москвы от 31 марта 2004 года N 20 "О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы" определен перечень сведений, отнесенных к информации о деятельности органов государственной власти города Москвы, порядок обеспечения доступа граждан к этой информации. 6.8. Потребительский рынок и услуги Потребительский рынок города Москвы стабильно функционирует как крупная составная часть единого комплекса городского хозяйства. Активная политика социальных преобразований в столице способствовала дальнейшему развитию современных предприятий потребительского рынка и услуг, отвечающих международным стандартам. В настоящее время показатели обеспеченности москвичей предприятиями потребительского рынка приближаются к среднеевропейским (в городе Москве в розничной торговле на 1000 жителей приходится 603 кв. метра торговых площадей, в целом по Европе - 650 кв. метров). Политика органов государственной власти города Москвы в этой сфере начиная с 1998 года осуществляется на основе принимаемых среднесрочных городских программ. Городская целевая программа развития потребительского рынка и услуг на 2007-2009 гг. содержит приоритетные направления развития на этот период, например, такие как обеспечение качества и безопасности реализуемых товаров и услуг потребительского назначения, пресечение оборота контрафактной продукции, защита прав потребителей от некачественных товаров. Необходимость законодательного регулирования обеспечения населения продовольствием в столице обусловлена рядом обстоятельств, в том числе фактическим отсутствием собственной ресурсно-сырьевой базы для производства сельскохозяйственной продукции в черте города и полной зависимостью города от поставок продовольствия из регионов Российской Федерации и стран ближнего и дальнего зарубежья. На защиту прав потребителей направлен принятый Думой Закон города Москвы от 24 мая 2000 года N 13 "О качестве и безопасности пищевых продуктов". К моменту его разработки и принятия на потребительском рынке страны наблюдалось снижение качества продуктов питания, уменьшение их пищевой ценности, увеличение продуктов с большим количеством пищевых добавок, всевозможных заменителей традиционного натурального сырья и искусственных веществ. Закон восполнил пробел в столичном законодательстве и обеспечил регулирование отношений между производителями, продавцами, покупателями на этапах производства, переработки, хранения, перевозки, оптовой торговли. Однако с 1 января 2005 года вступили в силу изменения к Федеральному закону от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", согласно которым исключаются полномочия субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. Закон города Москвы от 12 июля 2006 года N 39 "О продовольственной безопасности города Москвы" установил принципы и направления обеспечения продовольственной безопасности, создал основу формирования продовольственной политики города, направленной на обеспечение безопасности продовольствия, а также необходимую правовую базу для решения комплекса задач в этой сфере. В дальнейшем действующая редакция Закона была дополнена нормой, не допускающей использование бюджетных средств на финансирование приобретения пищевых продуктов, содержащих генетически модифицированные источники. Защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществляет нотариат. Организация и деятельность нотариата на территории города Москвы регулируется Законом города Москвы от 19 апреля 2006 года N 15 "Об организации и деятельности нотариата в городе Москве". Принятый нормативный правовой акт установил права и обязанности нотариусов города Москвы, определил их численность в нотариальном округе, порядок наделения их полномочиями и освобождения от полномочий, режим работы нотариальных контор, органы управления и полномочия Московской городской нотариальной палаты. В связи с протестом первого заместителя Прокурора города Москвы на данный Закон и решением суда в действующую редакцию Закона в 2008 году было внесено изменение, направленное на совершенствование правового регулирования в области нотариата. 7. Законодательство об охране общественного порядка Обеспечение безопасности граждан Российской Федерации является конституционной обязанностью государства. Спектр опасностей, с которыми приходится сталкиваться в настоящее время, более широк и разнообразен, чем, например, в середине 80-х годов прошлого столетия. Общественная безопасность предполагает наличие определенных условий, закрепленных в соответствующих правовых актах, строгое соблюдение которых гарантирует сохранность жизни и здоровья граждан, неприкосновенность их имущества, а также стабильную работу государственных и общественных организаций. Москва - столица, субъект Российской Федерации и крупнейший ее город, на территории которого находятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Город является политическим, промышленным, финансовым, научным и культурным центром, в котором проживает около 7% населения государства и сосредоточено большое количество промышленных предприятий, финансово-кредитных учреждений, около 3800 образовательных учреждений, свыше 3000 объектов культуры. В настоящее время совместная деятельность органов государственной власти города Москвы и правоохранительных органов направлена на стабилизацию ситуации в области обеспечения безопасности города и его жителей. Тем не менее эффективность принимаемых мер не всегда адекватна затраченным средствам и усилиям. В настоящее время недостаточно обеспечивается безопасность Москвы как места проживания миллионов людей и концентрации жизненно важных и потенциально опасных объектов. В силу указанных причин Думой был принят ряд законов города Москвы, гарантирующих соблюдение прав и свобод и направленных на обеспечение благоприятных условий жизни и деятельности москвичей. 7.1. Профилактика правонарушений В столице принимаются меры по обеспечению действенного контроля за соблюдением должностными лицами жилищных организаций, ответственных за регистрацию, правил регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, сроков оформления гражданам документов на регистрацию и передачу их в органы внутренних дел. Эти меры направлены на осуществление контроля и учета потенциальных правонарушителей. Однако можно говорить о несоответствии уровня обеспечения безопасности города, защиты его жителей от различных видов угроз жизни, здоровью, сохранности имущества современным тенденциям повышения качества жизни: в 2004 году в Москве зарегистрировано более 205,5 тыс. преступлений. Уровень преступности составил 2408,8 преступления на 100 тыс. человек населения и превысил аналогичный показатель по России в целом. Почти треть всех зарегистрированных преступлений составили преступления, совершенные в жилом секторе. Оставалась сложной обстановка и в общественных местах, в том числе на улицах. Основными причинами сложившегося положения явились разрозненность субъектов системы профилактики правонарушений всех уровней, отсутствие комплексности в подходе к проблеме обеспечения безопасности Москвы и неэффективность существующей системы управления. В целях повышения эффективности борьбы с преступностью и правонарушениями в столице принят Закон города Москвы от 19 апреля 2006 года N 16 "О Комплексной городской целевой программе профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2006-2010 годы". Целью принятой Программы является комплексное обеспечение безопасности граждан на территории города. Среди задач, на решение которых направлена программа, отмечены такие, как создание системы социальной профилактики правонарушений; интеграция существующих в городе систем обеспечения безопасности и процессов управления ими; повышение степени защищенности критически важных объектов; организация и проведение постоянного мониторинга состояния безопасности города; анализ и прогнозирование факторов воздействия существующих и развивающихся угроз безопасности населения и инфраструктуре города; создание благоприятной и максимально безопасной для населения обстановки в жилом секторе, на улицах и в других общественных местах города. В целях реализации указанной Программы принят Закон города Москвы от 19 марта 2008 года N 14 "О единой системе профилактики правонарушений в городе Москве", предусматривающий создание правовой основы для консолидации усилий государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений и организаций по предупреждению противоправных действий и иных антиобщественных проявлений в городе Москве. 7.2. Законодательство о чрезвычайных ситуациях и пожарной безопасности Важной проблемой, характерной для мегаполисов, является обеспечение безопасности населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. На территории города Москвы расположено свыше 2 тыс. промышленных предприятий, аварии на которых представляют значительную опасность для населения и городских объектов. Более 80 кв. километров городских территорий с населением около 300 тыс. человек находятся в зонах возможного затопления при авариях на гидроузлах. До 30% городских земель расположено в зонах повышенного риска, где имеют место карсты, провалы, высокий уровень грунтовых вод. Закон города Москвы от 5 ноября 1997 года N 46 "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" регулирует правоотношения исполнительных органов государственной власти, должностных лиц и граждан в области защиты населения, земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В Законе уделено значительное внимание таким средствам государственного воздействия на обеспечение безопасности при чрезвычайных ситуациях, как декларирование руководителями потенциально опасных объектов их надежности (безопасности), проведение экспертизы различных видов деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Документ закрепил порядок организации прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Практика применения данного Закона выявила ряд проблем. В конце 90-х годов количество взрывов техногенного и бытового характера увеличилось. Зафиксировано 14 случаев аварий и происшествий техногенного характера на химически опасных и пожароопасных объектах, а также при перевозке химически опасных веществ. Медлительность, неоперативность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, халатное отношение руководителей и должностных лиц предприятий, организаций, особенно негосударственных структур, а также граждан приводили, как правило, к очень серьезным последствиям. Все это обусловило необходимость доработки действующего Закона внесением в него изменений. В Закон неоднократно вносились изменения, которые привели его в соответствие с федеральным законодательством и законодательством города Москвы, а также закрепили положения, касающиеся специально созданных технических устройств, осуществляющих прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе или о возникновении чрезвычайных ситуаций. Существовавшая в конце 90-х годов система гражданской обороны столицы была создана в 60-е годы и не учитывала тенденции развития инфраструктуры города. Несоответствие темпов строительства защитных сооружений гражданской обороны насущным потребностям города, снижение запаса средств индивидуальной радиационной, химической и биологической защиты, а также приборов радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля, неурегулированность вопросов обучения по гражданской обороне неработающего населения обусловили принятие Закона города Москвы от 31 марта 2004 года N 19 "О Комплексной городской целевой программе развития гражданской обороны города Москвы на 2004-2008 годы". Законом утвержден комплекс мероприятий, направленных на обеспечение надежной защиты населения и территории города, стабильного функционирования экономики города в экстремальных условиях. Значительное место в Программе отведено вопросам инженерной защиты москвичей, таким как создание единого порядка содержания, эксплуатации и использования защитных сооружений независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, а также разработке новых и приведению действующих нормативов в соответствие с современными требованиями. Важнейшей составляющей обеспечения безопасности населения является пожарная безопасность. Ежегодно в Москве происходят тысячи пожаров, прямой ущерб от которых составляет миллионы рублей. Анализ сложившейся в середине 90-х годов ситуации свидетельствовал о том, что с изменением социально-экономической обстановки организационноправовой механизм обеспечения пожарной безопасности в городе оказался неэффективным. Недофинансирование этой важнейшей составляющей общественной безопасности обусловило отставание материально-технической базы противопожарной службы от темпов развития города. Принятый Думой Закон города Москвы от 18 декабря 1996 года N 34 "О пожарной безопасности" установил дополнительные источники финансирования Государственной противопожарной службы, которые позволили получить необходимые средства для обеспечения пожарной безопасности города и нормальной деятельности противопожарной службы. Законом были предусмотрены усиление ответственности за правонарушения в области пожарной безопасности, а также привлечение к ответственности не только физических, но и юридических лиц. Новый Закон города Москвы от 12 марта 2008 года N 13 "О пожарной безопасности в городе Москве" установил численность личного состава подразделений Государственной противопожарной службы в городе Москве с учетом технико-экономического уровня развития территориальных единиц города и других его особенностей в зависимости от пожарной опасности объектов, находящихся на территории города Москвы, из расчета не менее одной единицы личного состава, участвующего в тушении пожаров, на каждые 650 человек населения. Законодательный акт регулирует вопросы деятельности частной и добровольной пожарной охраны в городе, устанавливает виды гарантий социальной защиты пожарных, а также регламентирует полномочия Правительства Москвы и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности. Урбанизация Москвы, увеличение численности населения и повышение нагрузки на городскую инфраструктуру - факторы, увеличивающие техногенные риски в черте города. Закон города Москвы от 12 марта 2008 года N 12 "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей города Москвы" установил виды аварийно-спасательных работ, права и задачи аварийно-спасательных служб и формирований. Согласно документу в состав аварийноспасательных служб входят аварийно-спасательные, пожарно-спасательные, поисковоспасательные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед аварийно-спасательными службами задач. Руководство деятельностью аварийно-спасательных служб и формирований осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, в ведомственной подчиненности которых находятся соответствующие аварийно-спасательные службы и формирования, а также создавшие их организации и общественные объединения. 7.3. Участие жителей города Москвы в охране общественного порядка Участие жителей города Москвы в охране общественного порядка осуществляется на основе конституционного права каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и основывается на принципах законности, добровольности, гуманизма, уважения личности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина. В современных условиях важное значение приобретает взаимодействие органов внутренних дел с общественными объединениями правоохранительной направленности - народной дружиной и общественными пунктами охраны порядка, которые по ряду причин перестали существовать в конце 90-х годов прошлого столетия. Реалии современной жизни заставили возродить эти организации. Закон города Москвы от 28 марта 2001 года N 9 "Об участии жителей города Москвы в охране общественного порядка" установил правовые основы, принципы и формы добровольного участия москвичей в содействии органам внутренних дел по охране общественного порядка, создал условия для реализации конституционных прав граждан по защите своих законных интересов, чести и достоинства от противоправных посягательств, а также для повышения активности и консолидации усилий общественности по обеспечению правопорядка. В столице воссоздана и действует городская народная дружина численностью свыше 17 тыс. москвичей. Вместе с тем до 2002 года деятельность дружины регулировалась лишь Временным положением, утвержденным Правительством Москвы в 1994 году. Правовая регламентация деятельности, связанной с осуществлением определенных властных полномочий, применением к правонарушителям мер административного принуждения, была явно недостаточной. Закон города Москвы от 26 июня 2002 года N 36 "О Московской городской народной дружине" установил правовые основы, принципы деятельности и организационную структуру народной дружины, условия приема в ее состав и отчисления из ее состава, права, обязанности и ответственность дружинников, гарантии их правовой и социальной защиты, связанные с участием в охране общественного порядка. В связи с реорганизацией системы органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления в данный Закон были внесены соответствующие изменения. Также на основании изменений, внесенных в Закон, появилась возможность привлекать в ряды городской дружины иногородних студентов. Члены московской народной дружины постоянно привлекаются органами внутренних дел к охране общественного порядка при проведении в Москве массовых акций различного масштаба (районного, городского и международного значения). Так, за 9 месяцев 2007 года в обеспечении правопорядка при проведении различных мероприятий были задействованы свыше 27 тыс. народных дружинников. На ежедневные дежурства выходят около 1500 представителей народной дружины, которые принимают участие в патрулировании мест массового скопления народа вместе с сотрудниками патрульно-постовой службы. Кроме того, дружинники оказывают помощь участковым уполномоченным милиции, сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних, работают вместе с милиционерами на объектах Московского метрополитена, участвуют в проводимых на территории города мероприятиях по пресечению различных административных правонарушений и преступлений. Совместная работа вносит существенный вклад в обеспечение безопасности жителей города. Достаточно отметить, что в 2007 году при участии дружинников было пресечено свыше 30 тыс. административных правонарушений и более 200 преступлений. Наряду с народной дружиной на территории города Москвы функционирует еще одна мощная общественная организация правоохранительной направленности - общественные пункты охраны порядка (ОПОП), правовой статус, основные задачи, порядок деятельности, структуру, права и обязанности членов и советов которых закрепил Закон города Москвы от 10 декабря 2003 года N 77 "Об общественных пунктах охраны порядка в городе Москве". Восстановление института ОПОП стало важным фактором в обеспечении правопорядка в жилом секторе города Москвы. В значительной степени оправдало себя и введение на возмездной основе должностей председателей ОПОП, которые координируют взаимодействие участковых уполномоченных милиции с активом общественности, народной дружиной, старшими по домам и подъездам, а также органами местного самоуправления. Однако отсутствие строгой системы обеспечения руководства ОПОП вызвало необходимость внести в Закон изменения, регулирующие данную сферу. В развитие Положения о Московском городском совете общественных пунктов охраны порядка Закон был дополнен нормами, определяющими статус, полномочия, порядок образования и ресурсного обеспечения данного совета. Кроме того, документ возложил на совет функции организационно-правового, методического обеспечения общественных пунктов охраны порядка, координации их взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также внес уточнения в положения, регулирующие механизм образования и структуру общественных пунктов охраны порядка. Радикальное изменение общественного устройства в нашей стране разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и снизило возможности семьи и государства по их жизнеобеспечению и развитию, привело к изъятию детей из неблагополучных семей, к резкому увеличению количества детей, лишенных возможности получить необходимое содержание, воспитание и образование. Результатом этого стала масштабная беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних. Сегодня в Российской Федерации ни одно ведомство не имеет точных данных о количестве беспризорных. По разным подсчетам в нашей стране количество беспризорников составляет от 2 до 5 млн. человек. Беспризорные дети, являясь так называемой группой риска, не имея средств к существованию, изыскивают их доступным для себя способом, не всегда законным путем. И, как следствие, постоянно пополняют ряды несовершеннолетних преступников. Закон города Москвы от 7 апреля 1999 года N 16 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве" установил основы правового регулирования государственной системы профилактики безнадзорности, определил формы участия негосударственных учреждений и организаций в принятии мер по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Наряду с действующими законами города Москвы о квотировании рабочих мест, об опеке и попечительстве Закон составил единую систему реализации городской молодежной политики, создал базу для профилактики правонарушений, позволившую определить дальнейшие перспективы развития этого направления законотворческой деятельности. Во исполнение Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и настоящего Закона и в связи со структурными и кадровыми изменениями в подведомственных Правительству Москвы организациях Мэром Москвы издано распоряжение от 1 сентября 2000 года N 945-РМ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав", которым утверждено Положение о Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. К основным направлениям деятельности комиссии, в частности, относятся: координация деятельности специализированных городских органов и учреждений в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; организационное и методическое руководство деятельностью окружных и районных комиссий по делам несовершеннолетних; разработка проекта и контроль за реализацией городской программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; рассмотрение жалоб и заявлений несовершеннолетних, родителей (законных представителей) и иных лиц, связанных с нарушением или ограничением прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних. 8. Законодательство об административной ответственности Задачами законодательства города Москвы об административной ответственности являются охрана правопорядка, собственности, прав и законных интересов граждан, хозяйствующих субъектов, предупреждение правонарушений, а также воспитание граждан в духе точного и неуклонного соблюдения установленных в городе правил поведения. В современных условиях осуществления правовой реформы возрастает роль административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных конституционным, налоговым, бюджетным, земельным, экологическим и другим законодательством. Однако до недавнего времени административная ответственность, будучи важнейшим инструментом реагирования на административные правонарушения, не выполняла в полной мере присущие ей задачи. Это было обусловлено многими причинами. Одной из них являлось несовершенство законодательства в этой сфере, его разбросанность по отдельным законам, что приводило к искажению и дублированию норм и в конечном итоге к снижению эффективности его применения. В последнее время все более актуальной становилась проблема кодификации нормативных правовых актов, регулирующих административные правоотношения в столице. Разработанный и принятый Думой Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" является единым законодательным актом, обладающим высокой степенью юридической силы и содержащим нормы комплексного регулирования административных отношений в городе Москве. В Законе определены виды административных наказаний, установлена классификация административных правонарушений: посягающие на права граждан и здоровье населения; посягающие на общественный порядок и общественную безопасность; в области охраны окружающей среды и природопользования; в области обращения с животными; в области землепользования; в области градостроительства и эксплуатации объектов городской инфраструктуры; в области благоустройства города; в области использования жилых помещений и объектов нежилого фонда; на транспорте; в области бюджетных правоотношений; предпринимательской деятельности; в области охраны и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального и местного (муниципального) значения, их территорий и зон охраны. Установлены виды административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти и местного самоуправления, а также против порядка управления. Отдельная глава посвящена составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях. До принятия Кодекса города Москвы об административных правонарушениях в городе действовал достаточно объемный и разрозненный пакет законов, содержащих нормы об административной ответственности. После вступления в силу с 1 января 2008 года Кодекса города Москвы об административных правонарушениях некоторые законы были признаны утратившими силу. Однако в столице еще действуют отдельные законы об административной ответственности, содержащие нормы, отсылающие к Кодексу города Москвы об административных правонарушениях. В начале 90-х годов в условиях перехода общества к рыночным отношениям законодательство об административной ответственности не могло быть неадаптированным к происходящим в столице изменениям. Думой был принят ряд законов, направленных на устранение пробелов, наличие которых мешало борьбе с административными правонарушениями. Важными проблемами для города были и остаются эксплуатация жилищного фонда города Москвы в соответствии с установленными нормами и правилами и сохранение его в надлежащем состоянии. Государственный контроль за технической эксплуатацией жилых домов (помещений) и выполнением законодательных и нормативных актов в этой области в столице осуществляет Государственная жилищная инспекция города Москвы (Мосжилинспекция). В целях повышения эффективности ее деятельности, а также усиления ответственности граждан и юридических лиц за несоблюдение соответствующих нормативных требований был принят Закон города Москвы от 20 декабря 1995 года N 26 "О контроле за соблюдением нормативов Москвы по эксплуатации жилищного фонда". В целях приведения Закона в соответствие с московским законодательством в него были внесены соответствующие изменения. В Москве проживает около 1 млн. инвалидов - людей с ограниченными физическими возможностями, причем 190 тыс. из них - с нарушениями опорно-двигательной системы. В то же время столица плохо приспособлена для адаптации инвалидов и улучшения их жизнедеятельности в городской среде. Из-за отсутствия специальных пандусов инвалидыколясочники не могут пользоваться общественным транспортом, без посторонней помощи выйти из собственной квартиры. В 2001 году из 27 тыс. московских домов для инвалидов были адаптированы только 99, из 400 крупных торговых объектов - 50, из 159 гостиниц - 2, из 138 учреждений бытового обслуживания - лишь 1, спортивных учреждений для инвалидов не было. В целях решения проблемы адаптации инвалидов к городской среде, обеспечения их беспрепятственного передвижения, доступа к объектам социальной инфраструктуры и пользования ими принят Закон города Москвы от 17 января 2001 года N 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы", направленный на устранение дискриминационных архитектурных, транспортных и коммуникационных барьеров, ущемляющих права и свободы маломобильных граждан и мешающих их интеграции в общество. Нарушение тишины в ночное время является одним из самых неблагоприятных экологических факторов для проживания в мегаполисах. Определенным этапом в решении этой проблемы стал Закон города Москвы от 12 июля 2002 года N 42 "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве", установивший административную ответственность за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время на защищаемых территориях и в помещениях в городе Москве, а также действия, нарушающие покой граждан и тишину в ночное время. Дела об административных правонарушениях, отнесенных московским законодательством к полномочиям коллегиальных органов, рассматриваются в столице Административной комиссией при Правительстве Москвы по делам об административных правонарушениях и административными комиссиями территориальных органов исполнительной власти города Москвы, а также иными коллегиальными органами. Административные комиссии - постоянно действующие коллегиальные органы по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами города Москвы и отнесенных к их полномочиям, самостоятельны в принятии своих решений. Административная комиссия при Правительстве Москвы координирует, направляет и контролирует деятельность административных комиссий территориальных органов исполнительной власти города Москвы, а также осуществляет методологическое обеспечение их деятельности. Правовые основы образования и деятельности административных комиссий, иных коллегиальных органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами столицы и отнесенных к их полномочиям, определил Закон города Москвы от 18 декабря 2002 года N 66 "О коллегиальных органах по рассмотрению дел об административных правонарушениях в городе Москве". Закон установил порядок образования, финансирования и материально-технического обеспечения их деятельности, состав и полномочия, а также процедуры рассмотрения дел об административных правонарушениях коллегиальными органами, порядок исполнения и обжалования их решений. В связи с изменением федерального законодательства в документ были внесены соответствующие изменения. Проблема миграции стала одной из серьезных проблем России. После окончания трудовых договоров многие иммигранты стремятся остаться в столице, переходя в разряд нелегалов, и нередко оказываются за чертой закона, вовлекаясь в теневую экономику или криминальные структуры. Государственными органами города Москвы был усилен ряд практических мер по ужесточению борьбы с нелегальной миграцией и незаконной занятостью иностранных граждан (в частности выдворение и депортация). До вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из которого были исключены положения о занятии бродяжничеством и попрошайничеством, и Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иммигранты-нелегалы содержались в приемниках-распределителях, ранее предназначенных для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество. Это обстоятельство явилось основанием для разработки и принятия Закона города Москвы от 8 декабря 2004 года N 84 "О специальных учреждениях города Москвы для содержания иностранных граждан, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации", которым был установлен порядок создания, деятельности и финансирования специальных учреждений города для содержания иностранных граждан, подлежащих депортации или административному выдворению. При этом был сохранен порядок финансирования деятельности реорганизованных специальных учреждений за счет средств городского бюджета, поскольку не изменился их общий статус по принадлежности к милиции общественной безопасности. В соответствии с федеральным законодательством содержание в специальных учреждениях несовершеннолетних детей вместе с родителями, которым судом назначено административное наказание, не допускается. В связи с этим Думой в данный Закон были внесены изменения, закрепляющие возможность содержания в специальных учреждениях иностранных граждан или лиц без гражданства вместе с их несовершеннолетними детьми до их выдворения по решению суда за пределы Российской Федерации. Изменение ряда федеральных законов и вступление в силу Федерального закона N 122-ФЗ обусловили принятие Закона города Москвы от 13 апреля 2005 года N 12 "Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав". Законодательным актом регламентирован порядок образования на разных уровнях комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, определены срок их деятельности и полномочия. В Законе впервые предусмотрена возможность проведения примирительных процедур между правонарушителем и его жертвой, что позволило не только создать условия для осознания подростком тяжести совершенного им проступка в отношении конкретных лиц, но и обеспечить условия для проведения с ним эффективной профилактической работы. Данный документ стал первым шагом к внедрению ювенальных технологий в правоприменительную деятельность. Процессуальные нормы рассмотрения дел об административных правонарушениях приведены в соответствие с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. 9. Законодательство об охране природы, окружающей среды и экологической безопасности, об охране и использовании животного мира К настоящему времени Москва стала одним из крупнейших городов мира. На площади менее 0,3% от территории России постоянно проживают около 10,5 млн. человек. Рост Москвы как крупнейшего промышленного центра в последние годы привел к обострению экологических проблем. Москва - северный мегаполис, и его рост сопровождается значительным увеличением потребления природных ресурсов, что усугубляет остроту экологических проблем и их специфичность. Комплексная экологическая политика, проводимая органами государственной власти города Москвы, направлена на обеспечение экологической безопасности, уменьшение социальных и экономических проблем и определяет в основном практические мероприятия по их решению. В начале 90-х годов, несмотря на значительное количество принятых природоохранных законодательных актов, регулирующих различные вопросы охраны окружающей среды, использование животного и растительного мира, оставался ряд специфических пробелов в отечественной законодательной базе. По данным Всемирного фонда дикой природы, в 1994-1997 годах ежегодный незаконный оборот животных и растений, а также их частей и дериватов в столице оценивался как минимум в миллион долларов США. Однако, по оценкам специалистов, он был гораздо больше из-за высокой степени латентности незаконной торговли, особенно крупными партиями. Существовала угроза выживанию диких животных и растений, а их нерегулируемое использование в городе Москве представляло большую опасность для здоровья населения, так как многие животные, особенно из тропических стран, являются переносчиками опасных инфекций. Ситуацию был призван изменить Закон города Москвы от 30 июня 1999 года N 28 "О регулировании использования редких и исчезающих диких животных и растений на территории города Москвы", направленный на регулирование отношений в области использования диких животных и растений. Законодательный акт определил ответственность граждан и юридических лиц независимо от организационно-правовых форм и форм собственности за незаконное использование диких животных и растений, тем самым обеспечив их сохранение, а также за благоприятную экологическую и эпизоотическую обстановку в столице. В конце 90-х годов в городе интенсивно развивались предприятия металлургической, химической, автомобильной промышленности. В экологическом и социальном аспектах наиболее остро встал вопрос защиты зеленых насаждений. Разработка и принятие Закона города Москвы от 5 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений" закрепили положение о защите всех зеленых насаждений, расположенных на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены. В законодательном акте содержатся нормы, обеспечивающие возмещение материального ущерба городу в результате уничтожения зеленых насаждений, а также установлен механизм использования выплачиваемых средств исключительно на цели восстановления зеленых насаждений и недопущения их расходования на иные цели. Законом также предусмотрены административные санкции за нарушение требований по защите зеленых насаждений. Впервые законодательно установлена ответственность лиц, принимающих решения об уничтожении зеленых насаждений, за противоправные деяния, приводящие к сокращению их количества, в том числе по решению градостроительных и иных органов управления. Необходимость приведения Закона в соответствие с изменившимся московским законодательством обусловила внесение в него изменений. В 2000-2004 годах участились случаи предоставления под строительство объектов гражданского назначения земельных участков, расположенных на озелененных территориях города Москвы и не предусмотренных для этих целей Генеральным планом развития Москвы и градостроительными планами развития административных округов и районов города Москвы, что приводило к сокращению площади зеленых насаждений, ухудшению условий проживания жителей города Москвы и могло явиться причиной повышенной заболеваемости населения. В целях ограничения размещения объектов строительства на озелененных территориях столицы распоряжением Правительства Москвы от 22 июня 2004 года N 1247-РП "О дополнительных мерах по ограничению размещения объектов строительства на озелененных территориях города Москвы" префектам административных округов города Москвы предписано, в частности, исключить случаи издания распоряжений о предоставлении земельных участков под строительство без наличия исходно-разрешительной документации, согласованной в установленном порядке с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и имеющей положительное заключение государственной экологической экспертизы (в установленных законом случаях), а также издавать распоряжения на проектирование работ по гражданскому строительству только с учетом заключения Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Основу природного комплекса города Москвы составляют особо охраняемые природные территории, являющиеся объектами ландшафтного и историко-культурного наследия столицы. Они составляют 25% территории города и подвержены агрессивному воздействию техногенного и антропогенного характера. На регулирование отношений в области образования, охраны, содержания и использования особо охраняемых природных территорий в столице в целях сохранения и восстановления природно-территориальных комплексов, образующих их природных сообществ и объектов, ландшафтного и биологического разнообразия, улучшения состояния окружающей среды города направлен Закон города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве". Правовой акт конкретизировал юридический статус особо охраняемых природных территорий в городе, закрепил права и обязанности субъектов данной сферы отношений, установил режимы осуществления хозяйственной деятельности, оказывающей негативное воздействие на особо охраняемые природные территории. Закон содержит нормы, определяющие основные категории особо охраняемых природных территорий в городе Москве, порядок их образования, упразднения и изменения их границ. При этом был уточнен правовой статус особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, установлен порядок образования и правовое положение буферных зон особо охраняемых природных территорий в столице. В связи с изменениями федерального законодательства Закон коррелировался, в частности были уточнены полномочия Думы и Правительства Москвы в области образования особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в городе Москве, управления ими и их упразднения, полномочий инспекторов, осуществляющих охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий, а также порядка придания участкам территорий, находящихся в пределах города Москвы, правового статуса особо охраняемых природных территорий. Во исполнение части 1 статьи 8 Закона и в целях обеспечения сохранения и дальнейшего развития природоохранного и историко-культурного потенциала столицы был принят Закон города Москвы от 6 июля 2005 года N 37 "О схеме развития и размещения, особо охраняемых природных территорий в городе Москве". Данная схема разработана на основе Генерального плана развития города Москвы и градостроительных планов развития территорий административных округов столицы, представляет собой перечни существующих и планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий по административным округам, а также их графические изображения-схемы. Согласно Закону города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 в Москве все лесные массивы площадью свыше 100 гектаров предполагается включить в перечень особо охраняемых природных территорий. Закон города Москвы от 12 мая 2004 года N 32 "О государственном экологическом контроле в городе Москве" устраняет пробелы федерального законодательства, регулирует отношения, связанные с осуществлением государственного экологического контроля в городе Москве, и направлен на обеспечение экологической безопасности. Государственный экологический контроль - система мер, осуществляемых органами государственной власти, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды. Государственный экологический контроль осуществляется государственными инспекторами, которые проводят плановые и внеплановые проверки, анализируют данные экологического мониторинга и экологического аудита и результаты обследования состояния объектов государственного экологического контроля. Положения Закона основываются на принципе потенциальной экологической опасности любого вида деятельности, прямо или косвенно оказывающего влияние на окружающую среду. Позднее в Закон вносились изменения в целях приведения его в соответствие с развивающимся законодательством. Закон города Москвы от 20 октября 2004 года N 65 "Об экологическом мониторинге в городе Москве" утвердил организационно-правовые основы и принципы экологического мониторинга. Данные государственного экологического мониторинга используются органами государственной власти в целях обеспечения экологической безопасности населения, оперативного выявления нарушений природоохранных требований, отслеживания в режиме реального времени залповых выбросов, сбросов, выявления причин и виновников повышенного загрязнения, а также для разработки прогнозов социально-экономического развития, природоохранных программ и отдельных мероприятий по охране окружающей среды. Согласно Закону этот вид мониторинга будет являться обязательной мерой, подлежащей осуществлению предприятиями по решению Правительства Москвы, позволяющей получить достоверную информацию о реальных масштабах негативного воздействия на окружающую среду в целях принятия мер по ее улучшению. Законом предусмотрена трехступенчатая система экологического мониторинга: 1) федеральный уровень - существующая в городе сеть федеральных пунктов отбора проб, эксплуатацию которых осуществляет территориальный орган Росгидромета по Центральному федеральному округу; 2) городской уровень - автоматические стационарные и передвижные посты, управление которыми и развитие деятельности которых возлагаются на уполномоченный Правительством Москвы орган; 3) локальный уровень - организация и осуществление экологического мониторинга на отдельных производственных объектах. Позднее в Закон были внесены изменения, которые, в частности, уточнили права специализированных организаций и уполномоченного органа, дополнительные критерии оценки воздействия предприятий на окружающую среду, понятие "экологическая информация", а также ввели в качестве нового объекта экологического мониторинга такой фактор физического воздействия, как шум. Кроме того, предусмотрено положение о финансировании создания и эксплуатации систем локального мониторинга с последующей обязанностью передачи данных в Единый городской фонд данных экологического мониторинга города Москвы. В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" воздействие хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду регулируется различными нормативами, которые устанавливаются на основании единых, одинаковых для всех регионов России требований, что не позволяет реализовать в городе Москве дифференцированный подход к территориям различного назначения и соответственно к природопользователям на этих территориях. Для решения данной проблемы принят Закон города Москвы от 2 марта 2005 года N 9 "О комплексном природопользовании в городе Москве". Законом вводятся более совершенные, чем на федеральном уровне, системы показателей и критериев воздействия на окружающую среду. Предусмотрена суммарная оценка воздействия на окружающую среду с учетом всех факторов (особенностей территории, района, экологической обстановки, специфики предприятий, процента озеленения территории и комфортности среды обитания для жителей города Москвы). Кроме того, устанавливается экономическое стимулирование субъектов комплексного природопользования, которое может осуществляться при внедрении наилучших существующих технологий, малоотходных и безотходных производств, использовании вторичных ресурсов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды. Указанные законы определяют организационный механизм защиты окружающей среды города. Законы такого типа отсутствуют как в федеральном законодательстве, так и в законодательствах субъектов Российской Федерации. Городские почвы, являясь составной частью природной среды столицы, обеспечивают жизнеспособность всего природного комплекса. Почвы являются поглотителем загрязняющих веществ, выполняют важную санитарно-гигиеническую, средозащитную функцию. Однако при сильном загрязнении почвы становятся источником опасности для окружающей среды. При этом естественное воспроизводство почв в условиях города нарушено. Имеет место эффект так называемого запечатывания почв. В Москве площадь открытых, незапечатанных участков земель колеблется от 3-5% в центральной части города до 80% на периферии. В связи с недостаточностью правового регулирования отношений в этой сфере был принят Закон города Москвы от 4 июля 2007 года N 31 "О городских почвах", который регулирует отношения по охране, рациональному использованию, восстановлению, улучшению городских почв и направлен на обеспечение выполнения городскими почвами экологических функций, в том числе произрастания травянистой и древесно-кустарниковой растительности. Целью Закона является не просто охрана почв, а регулирование общественных отношений в сфере природопользования, направленное на обеспечение устойчивого функционирования почвенного покрова как важнейшего условия жизни всего населения города. Законом определены полномочия органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления, закреплены права граждан, общественных организаций, установлена ответственность за нарушения законодательства в данной сфере. Законом также предусматривается требование об установлении и соблюдении минимального размера территории с незапечатанной почвой в пределах каждого района города Москвы при осуществлении строительства и иной хозяйственной деятельности. Одним из основных принципов охраны почв определена обязательность возмещения вреда, причиненного городским почвам, в том числе с помощью проведения компенсационного озеленения. Разработка Закона обусловлена отсутствием правового регулирования отношений в области охраны и использования городских почв на федеральном уровне, а также отсутствием регулирования этой проблемы в полном объеме в законах и иных нормативных правовых актах города Москвы. Кроме того, документом регулируются вопросы ведения государственного учета, мониторинга и реестра городских почв, осуществления контроля за их рациональным использованием. Согласно постановлению Правительства Москвы от 28 марта 2006 года N 219-ПП "О Целевой среднесрочной экологической программе города Москвы на 2006-2008 годы" ежегодно в Москве образуется 5,0 млн. тонн твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, медицинских отходов - 0,24 млн. тонн, отходов производства - 1,8 млн. тонн. Средний прирост образования городских отходов на протяжении 10-15 лет устойчиво составляет 3-4% в год. При этом термической переработке с выработкой теплоэлектроэнергии подвергается 15% твердых бытовых отходов жилого сектора. Закон города Москвы от 30 ноября 2005 года N 68 "Об отходах производства и потребления в городе Москве" направлен на регулирование отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления, а также на повышение эффективности их использования в процессе хозяйственной деятельности. Закон устанавливает требования к городской системе обращения с отходами производства и потребления. Основной вопрос, регламентируемый Законом, - организация процессов сбора, уничтожения и переработки отходов и обеспечение их финансирования. Особо выделены требования к обращению с медицинскими и биологическими отходами, расширены требования к устройству полигонов для захоронения твердых бытовых отходов, а также определены виды ответственности за нарушение законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. Закон стимулирует конкуренцию в данной сфере, способствует созданию цивилизованного рынка отходов производства и потребления для дальнейшего их использования. Заключение Итогом 15-летней работы Думы, проводимой совместно с Мэром Москвы и другими субъектами законодательной инициативы, является создание полной законодательной базы города Москвы, направленной на реализацию конституционных положений о федеративном, демократическом, правовом и социальном устройстве Российского государства. Законодательство города Москвы является основой для всей системы правовых актов города Москвы, обеспечивающей в городе социально-экономическую стабильность и безопасность, благоприятные условия для устойчивого экономического роста и удовлетворения законных прав и интересов жителей города Москвы, а также вносит свой вклад в развитие федерального законодательства по предметам совместного ведения. На современном этапе для Москвы, как и для всей страны, основным долгосрочным ориентиром служит Стратегия развития России до 2020 года, главной целью которой является создание достойного уровня жизни людей. Приоритетными направлениями, обозначенными в Стратегии развития города Москвы на период до 2025 года, являются согласованные действия органов государственной власти города Москвы по дальнейшему укреплению ее международного авторитета как столицы Российской Федерации, последовательное повышение качества и безопасности жизни москвичей на основе устойчивого социально-экономического роста и всестороннее развитие человеческого потенциала. Исходя из этого основными задачами законотворческой деятельности Думы и всех субъектов законодательной инициативы в Думе становится создание таких правовых условий, которые способны обеспечить Москве лидерство в финансовой сфере, в области научно-технических разработок, высоких технологий, устойчивое социально-экономическое развитие городского хозяйства, достойную жизнь и свободное развитие каждого человека. При этом особое внимание в процессе подготовки и принятия законов будет уделяться предотвращению появления в них бюрократических, коррупциогенных факторов. Законы города Москвы должны будут в большей степени обеспечивать баланс интересов различных категорий населения, защиту конституционных прав жителей города Москвы, прозрачность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, требуемый уровень оказания ими публичных услуг. В рамках вышеназванных приоритетов особое внимание будет уделено законодательным решениям вопросов повышения эффективности профессионального образования, обеспечения трудовыми ресурсами социально-экономической сферы города. Потребуется дополнительное законодательное регулирование вопросов, связанных с созданием условий для самореализации различных категорий молодежи, обеспечением для них равных стартовых возможностей. Дальнейшего законодательного совершенствования требуют вопросы повышения качества и доступности медицинского обслуживания, укрепления и сохранения здоровья населения за счет устойчивого развития системы столичного здравоохранения, пропаганды здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом, организации правильного питания в дошкольных учреждениях и учебных заведениях. Планируется правовое развитие отношений в области библиотечно-информационного обслуживания населения города Москвы. Масштабность решаемых в городе задач социально-экономического развития, а также реализация градостроительных и инфраструктурных инвестиционных проектов диктуют необходимость дальнейшего развития и совершенствования градостроительного законодательства. Практика показала успешность проведенной кодификации части московского законодательства, особенно в плане ознакомления с кодексами населения и удобства в процессе правоприменения. Накопленный опыт позволяет с большей уверенностью продолжить работу в этом направлении, кодифицировав, в частности, жилищное и образовательное законодательство. Эффективность и качество московского законодательства по-прежнему во многом будет зависеть от состояния и изменения федерального законодательства. Именно поэтому значительное внимание Дума планирует уделять законодательным инициативам, вносимым в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в целях совершенствования федерального законодательства. Будет оказываться поддержка актуальным законодательным инициативам, вносимым в Государственную Думу законодательными органами других субъектов Российской Федерации. Активно поддерживается Думой идея консолидированного внесения законодательных инициатив в Государственную Думу несколькими субъектами Российской Федерации, прежде всего входящими в Центральный федеральный округ. Важным направлением в деятельности Думы должно стать усиление контроля за соблюдением и исполнением законов города Москвы. Осуществление Думой контрольных функций предусмотрено Уставом города Москвы, и в рамках этой деятельности предстоит придать новое качество мониторингу законодательства и правоприменительной практике. Система городского мониторинга должна обеспечивать наглядность подлинных результатов законотворческой и правоприменительной деятельности, выявление реальных проблем и тенденций развития законодательства, выработку оптимальных мер для гармонизации всей правовой базы Москвы. Качество и действенность московских законов должны стать важнейшими индикаторами развития города наряду с показателями экономического роста и благосостояния граждан. Настоящим докладом Московская городская Дума информирует городское сообщество о состоянии законодательства города Москвы и перспективах его развития в целях безусловного обеспечения признания жителей города Москвы и гостей столицы, их прав и свобод высшей ценностью. |