обустройства на детей, нуждающихся в социальной защите. Семейные взаимоотношения дают возможность приобретения нового социального опыта общения со сверстниками и взрослыми. В связи с этим в Закон внесены изменения, связанные с патронатным воспитанием детей и совершенствованием работы специализированных органов, занимающихся детьми и лицами, добровольно взявшими на себя обязанности опекунов и попечителей. В дальнейшем документ коррелировался с изменениями в московском законодательстве. В целях социальной поддержки семей, имеющих несовершеннолетних детей, принят Закон города Москвы от 3 ноября 2004 года N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка", определивший условия предоставления ежемесячного пособия, порядок и сроки его назначения, а также основания для прекращения выплаты пособия на ребенка. Закон сохранил действовавший на федеральном уровне принцип адресного предоставления ежемесячного пособия семьям с детьми с учетом среднедушевого дохода. Вместе с тем в отличие от федерального законодательства, в соответствии с которым подтверждение доходов осуществляется по заявительному принципу, в принятом Законе предусмотрено документальное подтверждение доходов семьи для лиц, которые впервые обратились за пособием после 1 января 2005 года. В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации с 1 января 2005 года порядок и размеры ежемесячных выплат денежных средств опекунам (попечителям) на содержание подопечных детей устанавливаются законами субъекта Российской Федерации. Закон города Москвы от 15 декабря 2004 года N 87 "О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)" установил размер ежемесячной выплаты опекунам (попечителям) денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), местом жительства которых является город Москва, на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам, сложившимся в городе Москве. Практика реализации данного Закона выявила ряд проблем, требующих дополнительного правового регулирования. Путем внесения изменений в Законе был установлен ежемесячный размер выплаты денежных средств на содержание подопечного в сумме прожиточного минимума для детей в городе Москве; определены порядок назначения, возможность продления, прекращения выплат; установлена возможность (при определенных условиях) приостановления выплат денежных средств на содержание подопечного. В Москве помимо предусмотренных федеральным законодательством государственных пособий семьям с детьми оказывается адресная социальная поддержка в виде ежемесячных и единовременных денежных выплат, натуральной помощи, льгот. Система таких мер, осуществляемых за счет средств городского бюджета, формировалась на протяжении 15 лет и продолжает расширяться. На осуществление адресной социальной поддержки, призванной создать условия для повышения уровня жизни семей с детьми, урегулировать отношения по предоставлению им денежных выплат и других мер социальной помощи, направлен Закон города Москвы от 23 ноября 2005 года N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве". Законодательный акт обобщил комплекс мер социальной поддержки семей с детьми, осуществляемых за счет бюджета города, и объединил нормы, содержащиеся в ранее издававшихся нормативных правовых актах города Москвы, регулирующих данные отношения. В сферу действия Закона включены различные категории семей с детьми: малообеспеченные, неполные и многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами, студенческие и другие семьи. Закон определил условия назначения единовременных, ежемесячных и ежегодных денежных выплат указанным семьям, закрепил основания предоставления натуральной помощи и льгот, определил учреждения социального обслуживания семей с детьми и виды социальных услуг, которые они предоставляют. Наряду с существующими мерами социальной поддержки введены новые виды денежных выплат. В 2007 году в Закон были внесены изменения, значительно расширившие виды денежных, натуральных и других форм помощи семьям с детьми. Указанные меры позволили повысить престиж института семьи, улучшить положение семей с детьми и сделать шаг к сокращению числа детских приютов. В соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Закон города Москвы от 30 ноября 2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" закрепил комплекс мер, реализуемых в последние годы органами государственной власти города Москвы, по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для повышения эффективности социальной защиты москвичей был разработан и принят Закон города Москвы от 17 октября 2001 года N 49 "О потребительской корзине в городе Москве", который определил состав потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения столицы. Закон был необходим, в частности, для обеспечения перехода на предоставление социальных пособий и льгот с учетом величины прожиточного минимума и размера среднедушевого дохода семьи. Срок действия данного Закона - до 1 июля 2003 года - определялся с учетом Федерального закона от 20 ноября 1999 года N 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации". До установления новых сроков федеральным законодательством срок действия городской потребительской корзины был трижды пролонгирован законами города Москвы. Истечение срока действия закона о московской потребительской корзине 31 декабря 2005 года, а также принятие Федерального закона от 31 марта 2006 года N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" обусловили принятие нового Закона города Москвы от 17 мая 2006 года N 19 "О потребительской корзине в городе Москве". В соответствии с федеральным законодательством, в целях создания в городе необходимой правовой базы, адекватной новому порядку предоставления социальных пособий и льгот, принят Закон города Москвы от 15 мая 2002 года N 23 "О прожиточном минимуме в городе Москве". Законодательным актом установлен фиксированный прожиточный минимум для оценки уровня жизни населения, предоставления адресных государственных социальных выплат в соответствии с федеральным законодательством, прогнозирования бюджетных затрат на социальную политику и оказания помощи нуждающимся москвичам, разработки и реализации мер социальной защиты жителей столицы и городских социальных программ. Законом предусмотрено на основе ежемесячных статистических данных ежеквартальное установление Правительством Москвы величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения и в среднем на душу населения. Внесенные в Закон в 2006 году изменения, связанные с отменой необходимости прохождения экспертизы проектов региональных потребительских корзин в федеральных органах, упростили порядок формирования потребительской корзины и предоставили городу большие возможности в данной сфере. На регулирование отношений, связанных с оказанием органами государственной власти города Москвы мер социальной поддержки по медицинской, профессиональной, социальной реабилитации, обеспечению техническими средствами реабилитации, воспитанию и образованию, содействию занятости инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности, направлен Закон города Москвы от 26 октября 2005 года N 55 "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве". Законодательный акт призван способствовать созданию этим категориям населения условий для восстановления способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, для интеграции их в общество, удовлетворения потребностей в реабилитационных услугах, улучшения качества и уровня их жизни. В соответствии с общими принципами разграничения полномочий между федеральными органами власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, установленными Федеральным законом N 122-ФЗ, Дума приняла ряд нормативных правовых актов города, направленных на социальную защиту отдельных категорий москвичей. Закон города Москвы от 3 ноября 2004 года N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы" определил конкретное содержание мер социальной поддержки тружеников тыла, ветеранов труда и приравненных к ним лиц, реабилитированных и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, отнесенных к полномочиям субъектов Российской Федерации. Общая численность таких льготных категорий в Москве составляет свыше 900 тыс. человек. Закон сохранил для указанных категорий наиболее значимые льготы, предоставлявшиеся им ранее федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города. Для обеспечения в последующие годы уровня социальной защищенности "региональных" категорий граждан в 2005 и 2007 годах в принятый Закон были внесены соответствующие изменения, восстанавливающие отдельные социальные льготы для этих категорий граждан. Комиссией по делам ветеранов планируется подготовить изменения в данный Закон, касающиеся защиты интересов представителей старшего поколения, участвовавших в героической обороне Москвы (работавших и проходивших службу в период с 22 июня 1941 года по 25 января 1942 года), - предоставления им статуса участников Великой Отечественной войны. На повышение уровня социальной защиты работников учреждений социальной сферы столицы, проживающих в сельской местности, содействие закрепления в этих учреждениях квалифицированных кадров направлен Закон города Москвы от 6 июня 2007 года N 14 "О мерах социальной поддержки лиц, проживающих в сельской местности и работающих (работавших) в учреждениях социальной сферы города Москвы". Документом устанавливаются категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки (оплата жилого помещения и коммунальных услуг), определяются источники финансирования указанных мер. Федеральным законодательством установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по регулированию адвокатской деятельности и адвокатуры. Законом города Москвы от 4 октября 2006 года N 49 "Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве" в соответствии с федеральным законом определены категории граждан, которые вправе рассчитывать на оказание адвокатами бесплатной юридической помощи в городе Москве. В частности, принятый законодательный акт содержит норму об оказании бесплатной юридической помощи малообеспеченным гражданам, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного законом города Москвы в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам, доходы которых ниже указанной величины. Закон содержит перечень документов, необходимых для получения бесплатной юридической помощи, и порядок их предоставления, а также порядок компенсации расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь. Похоронное дело - отрасль городского хозяйства Москвы, которая включает в себя деятельность по оказанию ритуальных, обрядовых, юридических, а также иных видов услуг, связанных с погребением умерших, созданием и эксплуатацией объектов похоронного назначения (кладбищ, крематориев, стен скорби, салонов-магазинов (бюро) ритуального обслуживания, мастерских по изготовлению надмогильных сооружений и так далее). Закон города Москвы от 4 июня 1997 года N 11 "О погребении и похоронном деле в городе Москве" установил принципы правового регулирования отношений, связанных с погребением, обеспечил гарантии погребения с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожеланий лица, взявшего на себя обязанности по организации похорон, а также гарантировал предоставление материальной и иной помощи для погребения. В целях повышения качества предоставляемых населению ритуальных услуг в Закон были внесены соответствующие изменения. 4.3. Охрана здоровья жителей города Москвы. Физкультура и спорт Главной задачей системы городского здравоохранения является безусловное выполнение государственных гарантий по оказанию населению бесплатной медицинской помощи. Политика органов государственной власти города Москвы в настоящее время направлена на бесперебойное функционирование городских лечебно-профилактических учреждений, проведение планомерной работы по совершенствованию оказания медицинской помощи всем категориям больных, обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения декретированных групп населения, а также на укрепление материально-технической базы отрасли и ее кадрового потенциала. Вероятность возникновения очагов различных заболеваний, передающихся от животных к человеку, как в ранее неблагополучных регионах, так и на новых территориях связана с объективной невозможностью контролировать перемещения диких животных. В соответствии с Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-I "О ветеринарии" вопросы ветеринарии, не отнесенные к ведению Российской Федерации, были переданы в компетенцию субъектов Российской Федерации. Во исполнение федерального законодательства и в целях повышения эффективности мероприятий по обеспечению эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия, защиты населения от болезней, общих для человека и животных, выпуска безопасной в ветеринарном отношении продукции животноводства, предупреждения появления и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных был принят Закон города Москвы от 29 июня 2005 года N 33 "Об эпизоотическом и ветеринарно-санитарном благополучии города Москвы". Законодательный акт определил полномочия органов государственной власти города Москвы, структуру государственной ветеринарной службы, ее статус, разделил функции государственной ветеринарной службы в части осуществления контрольной (надзорной) деятельности и оказания услуг. В связи с несоответствием ряда статей данного Закона федеральному законодательству в него были внесены изменения, устранившие противоречия в отношении норм Гражданского кодекса Российской Федерации в части процедуры регистрации специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью. По экспертным оценкам, на сегодняшний день в России около 6 млн. человек употребляют наркотики. Более 300 тысяч имеют диагноз "наркомания". В наркологической службе Департамента здравоохранения города Москвы зарегистрированы около 30 тыс. больных наркоманией. По информации правоохранительных органов, реальное количество наркологических больных может в шесть с половиной раз превышать указанную цифру и составлять более 200 тыс. человек. В целях предотвращения дальнейшей наркотизации населения принят Закон города Москвы от 28 февраля 2007 года N 6 "О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве". Предметом правового регулирования Закона являются вопросы предупреждения немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, лечения и реабилитации наркотических больных, антинаркотической пропаганды. В настоящее время, как в стране, так и в городе Москве большое внимание уделяется вопросам профилактики ВИЧ-инфекции. В связи с этим комиссией по здравоохранению и охране общественного здоровья разработан законопроект "О профилактических мерах по предотвращению распространения на территории города Москвы заболевания, передаваемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". Одним из эффективных методов укрепления здоровья молодежи и населения в целом были и остаются меры по восстановлению и развитию массовых видов физической культуры и спорта. Закон города Москвы от 26 июня 1996 года N 20 "О физической культуре и спорте" определил систему организации управления физической культурой и спортом, создал правовую базу для функционирования физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций и обеспечил гарантии прав жителей столицы на занятия физической культурой и спортом. В соответствии с изменившимся федеральным законодательством в Закон внесены изменения. Правительством Москвы предполагается разработать новую редакцию указанного Закона в соответствии с Планом первоочередных законопроектных работ органов исполнительной власти города Москвы на 2008 год. Необходимость разработки законопроекта обусловлена принятием Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Органами государственной власти города Москвы предпринимаются последовательные действия по развитию физической культуры и спорта в столице, созданию для этого необходимых условий. Реализуется Генеральная схема развития и размещения объектов физической культуры и спорта в Москве до 2010 года, в соответствии с которой в городе строятся новые катки, бассейны, физкультурно-оздоровительные комплексы, горнолыжные склоны, стадионы для вело-, мотокроссов и другие спортивные объекты. В рамках Городской комплексной программы "Спорт Москвы-2" (2007-2009 гг.), утвержденной постановлением Правительства Москвы от 24 апреля 2007 года N 292-ПП "О Городской комплексной программе "Спорт Москвы-2" (2007-2009 гг.)", ежегодно проводится более 2 тыс. массовых мероприятий, в том числе спартакиады студентов и учащихся, допризывной молодежи, по месту жительства. Департамент образования города Москвы предпринимает меры для привлечения детей и подростков к дополнительным внеурочным занятиям физической культурой на спортивных объектах образовательных учреждений столицы. 4.4. Образование В соответствии с образовательной политикой России и города Москвы в основу законодательства в этой сфере положены три концептуальных принципа: партнерство, целостность, саморазвитие. Эти принципы позволяют привести в действие механизм качественного обновления образования, обеспечить преемственность общего процесса его устойчивого развития, его доступность, обязательность и эффективность. Образование является одним из ведущих факторов развития города, обеспечивающих, в частности, реализацию его социальной, культурной и экономической политики. В целях приведения московской системы образования в соответствие с современными международными стандартами и тенденциями, а также для достижения высокого качества обучения, воспитания и социализации подрастающего поколения принят Закон города Москвы от 20 июня 2001 года N 25 "О развитии образования в городе Москве". Законодательный акт установил основные принципы деятельности органов власти города Москвы по развитию образования, формы участия органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления, образовательных учреждений и организаций, физических и юридических лиц в развитии образования в столице. Законодательный акт направлен на обеспечение прав москвичей на получение образования, а также на поддержку развития образовательной деятельности. В связи с изменением федерального законодательства, принятием новой редакции Устава города Москвы и возрастающими требованиями к качеству и уровню подготовки обучающихся в Закон вносились изменения, в частности уточняющие полномочия органов местного самоуправления в области образования, предусматривающие предоставление налоговых льгот образовательным учреждениям и организациям, организациям, оказывающим поддержку системе образования, устанавливающие право образовательных учреждений иметь валютные средства, а также право образовательных учреждений иметь в собственности внебюджетные средства и приобретенные на такие средства объекты собственности. Кроме того, были определены виды государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей, основополагающие принципы их функционирования, а также учтены интересы граждан, нуждающихся в социальной поддержке, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-инвалидов. В связи с участившимися случаями изъятия зданий государственных образовательных учреждений или изменения их целевого назначения в Закон внесены изменения, устанавливающие запрет на приватизацию или изменение целевого назначения таких зданий. В соответствии с данным Законом постановлением Правительства Москвы от 12 августа 2008 года N 737-ПП утверждена Городская целевая программа развития образования "Столичное образование-5" на 2009-2011 гг., целями которой являются определение политики Правительства Москвы в области образования на 2009-2011 годы, дальнейшая консолидация усилий органов государственной власти, научной и педагогической общественности в повышении роли образования. В целях реализации гарантий права граждан на получение общего образования принят Закон города Москвы от 10 марта 2004 года N 14 "Об общем образовании в городе Москве", предусматривающий базовые нормы, способствующие созданию в системе образования столицы реальных гарантий права граждан на получение среднего (полного) общего образования; нормы, регулирующие поддержку деятельности различных типов и видов образовательных учреждений, доступность получения образования в любой форме для всех категорий граждан, реализацию права обучающихся на получение образования данного уровня. Изменения, внесенные в Закон, направлены на создание условий для введения в Москве обязательного среднего (полного) общего образования, а также закрепления обязанности родителей (законных представителей) обеспечивать детям его получение. Также устанавливаются права педагогических работников на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением. Во исполнение данного Закона, в целях обеспечения реализации права всех граждан на получение среднего (полного) общего образования Правительством Москвы принято постановление от 14 июня 2005 года N 429-ПП "Об утверждении Положения о комиссиях по соблюдению гарантий прав несовершеннолетних на получение общего образования". В компетенцию комиссий, в частности, входят: оказание организационной и методической помощи управам районов города Москвы и привлекаемым ими к осуществлению списочного учета детей, подлежащих обучению в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, отраслевым и функциональным органам исполнительной власти города Москвы, органам внутренних дел, органам местного самоуправления; ежегодный анализ данных учета детей в возрасте до 18 лет; использование единой информационной базы данных учета детей для уточнения планов приема в подведомственные государственные образовательные учреждения, рассмотрение жалоб и заявлений несовершеннолетних, родителей (законных представителей) и иных лиц, в которых имеются сведения о нарушениях или ограничениях прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних при получении ими общего образования. Отношения, связанные с реализацией права граждан на получение начального профессионального и среднего профессионального образования, регулируются Законом города Москвы от 29 июня 2005 года N 32 "О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве". Нормативный правовой акт определил формы участия органов государственной власти города Москвы, предприятий и организаций в подготовке необходимых столице квалифицированных рабочих кадров. В целях приведения московского законодательства в соответствие с федеральным в Закон внесены изменения, устанавливающие обязательность наличия соответствующих лицензий у образовательных учреждений, организаций начального и среднего профессионального образования, реализующих общеобразовательные программы. 4.5. Культура Москва как столица Российской Федерации, историческая, духовная и культурная доминанта страны и одновременно один из крупнейших центров мировой культуры играет особую роль в деле сохранения национально-культурного потенциала, обеспечения преемственности традиций и воспитания новых поколений россиян. Органы государственной власти города Москвы выделяют основные проблемы столичной сферы культуры и намечают пути их решения. Формирование облика Москвы шло на протяжении восьми с половиной веков, что сделало город уникальным явлением не только в российском, но и в мировом градостроительстве. По количеству памятников столица значительно превосходит любой другой регион России. В настоящее время в Москве под государственной охраной находится свыше 3 тыс. недвижимых памятников истории и культуры. Помимо этого под контролем государственного органа охраны памятников находится около 10 тыс. объектов - зданий и сооружений, формирующих историкоградостроительную среду в границах исторического центра города, и более 1 тыс. объектов вне этой территории. В целях сохранения исторического облика столицы для установления единого порядка принятия решений о возведении произведений монументально-декоративного искусства городского значения принят Закон города Москвы от 13 ноября 1998 года N 30 "О порядке возведения в городе Москве произведений монументально-декоративного искусства городского значения". В данном Законе к произведениям монументально-декоративного искусства городского значения отнесены все произведения, создаваемые и устанавливаемые за счет средств бюджета или финансируемые за счет иных источников, возводимые на главных городских площадях, магистралях и набережных, перечень которых утверждается Правительством Москвы. Практика применения данного Закона показала несовершенство некоторых его положений, что обусловило внесение в него необходимых изменений. В соответствии с Законом постановлением Московской городской Думы от 23 июня 1999 года N 56 "О Комиссии по монументальному искусству" утверждено Положение о Комиссии по монументальному искусству, которая формируется на основании предложений творческих союзов и объединений, научных организаций и высших учебных заведений в сфере изобразительных искусств и архитектуры. В конце 90-х годов прошлого века отсутствие на федеральном уровне достаточной законодательной базы, регулирующей вопросы охраны культурного наследия, привело к разрушению единой государственной системы охраны памятников истории и культуры, вызвало ряд негативных явлений (полное отсутствие бюджетных ассигнований на охрану памятников, развал государственных реставрационных организаций и отток высококвалифицированных специалистов-реставраторов, ослабление государственных органов охраны памятников) и спровоцировало стихийную, неупорядоченную, а иногда и противозаконную приватизацию объектов культурного наследия. Закон города Москвы от 14 июля 2000 года N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" стал первой в истории столицы попыткой создания современного всеобъемлющего законодательного акта о недвижимых объектах историко-культурного наследия - памятниках истории и культуры. В принятом документе отражена специфика Москвы как столицы России, субъекта Российской Федерации, крупнейшего исторического города и современного мегаполиса, реализующего функции финансового и делового центра международного значения. Закон ставит своей первоочередной задачей обеспечение сохранности богатейшего и во многом уникального историко-культурного наследия Москвы и предусматривает меры защиты памятников в условиях осуществления нового строительства и современной реконструкции городских территорий, в том числе в историческом центре столицы. В целях приведения Закона в соответствие с изменившимся федеральным законодательством в него были внесены необходимые изменения. Для сохранения, восстановления и воссоздания уникальных объектов историко-культурного наследия города Москвы и России, дальнейшего развития территории Государственного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника "Коломенское" была разработана программа, утвержденная Законом города Москвы от 12 марта 2003 года N 18 "О Долгосрочной целевой программе сохранения объектов историко-культурного наследия и развития территории Государственного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника "Коломенское" на 2003-2007 годы". Действие программы распространялось на историческую территорию площадью 390 гектаров. Реализация программы предусматривала научно-исследовательские и ремонтно-реставрационные работы в отношении памятников истории и культуры, в том числе перенос памятников деревянного зодчества, сохранение природных объектов и памятников природы, создание этнографического комплекса на территории бывшего села Коломенское, благоустройство территории и объектов села Дьякова, строительство ремонтно-реставрационного комплекса, проведение археологических работ на территории музея-заповедника и ряд других. 4.6. Семейная и молодежная политика В Москве проживает 2,7 млн. молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, нуждающихся в эффективной социальной защите. Молодежь - это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации, интеграции в мир взрослых. Москва имеет положительный опыт по реализации государственной молодежной политики. Включение молодежи в созидательную деятельность, привлечение ее к практической реализации реформ и поддержке экономической политики государства являются одной из важнейших задач настоящего времени. Вместе с тем пассивное участие молодежи в сфере предпринимательства, туризма, досуга, недостаточное информационное сопровождение молодежной политики сегодня как никогда требуют принятия дополнительных мер по совершенствованию работы с молодежью и студентами, активному привлечению молодежи к управлению городским хозяйством. В целях дальнейшего развития и совершенствования государственной политики города Москвы в отношении молодежи, создания целостной структуры управления молодежной политикой, усиления механизма реализации молодежных программ, повышения эффективности информационного обеспечения молодых граждан, противодействия асоциальным проявлениям в молодежной среде, широкого привлечения молодежи к предпринимательской, социально значимой деятельности и реализации программ в различных сферах городского хозяйства принят Закон города Москвы от 28 января 2004 года N 4 "О молодежи". Внесенные в 2006 году изменения в Закон законодательно закрепили право льготного проезда для студентов, обучающихся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, по программам высшего профессионального образования. В настоящее время в Думе началась разработка нового закона о молодежи, основными целями которого являются создание в городе условий для самореализации молодежи и расширения участия молодежи в государственном управлении и местном самоуправлении, а также определение городских приоритетов государственной молодежной политики. Впервые предлагается ввести такие понятия, как "молодой специалист", "молодежно-студенческий отряд", "молодежный совещательно-консультативный орган", внести ряд норм, связанных с обеспечением молодежной политики, таких как формы реализации государственной молодежной политики, содействие межрегиональному и международному сотрудничеству. 5. Жилищное законодательство В городе последовательно реализуется жилищная политика, ориентированная на доступность жилья для граждан. Принимаются меры, предусматривающие предоставление бесплатного жилья москвичам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечение для жителей города Москвы возможности использовать собственные средства для приобретения жилья. В связи с этим принят и совершенствуется комплекс социальных жилищных программ. В частности, в рамках мероприятий приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в городе действуют Среднесрочная жилищная программа "Москвичам - доступное жилье" и Московская программа "Молодой семье - доступное жилье". Ежегодно в столице наращиваются объемы жилищного строительства, в том числе для муниципальных нужд. В отличие от большинства регионов Москва до сих пор предоставляет бесплатное муниципальное жилье. В 2007 году из сданных в эксплуатацию 4827,7 тыс. кв. метров общей площади жилых домов на решение социальных задач направлено 2234 тыс. кв. метров (или 46%), в том числе по Московской программе "Молодой семье - доступное жилье" - 161 тыс. кв. метров, для целей социальной ипотеки - 135,8 тыс. кв. метров. Адресной инвестиционной программой на 2008-2010 годы предусматривается для выполнения общегородских социальных жилищных программ ввести в действие за счет всех источников финансирования 7256 тыс. кв. метров жилых помещений (в рамках заданий указанной среднесрочной программы). Гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, планируется реализовать по себестоимости с использованием жилищных субсидий и механизма ипотечного кредитования 710 тыс. кв. метров жилой площади, построенной по государственному заказу для нужд города Москвы. Молодым семьям по программе "Молодой семье - доступное жилье" предусматривается предоставить 1710 тыс. кв. метров общей жилой площади на возмездной основе. Завершаются в полном объеме программы реконструкции ветхого и пятиэтажного жилищного фонда первого периода индустриального домостроения с переходом к комплексной реконструкции и реновации жилищного фонда на территориях сложившейся застройки. Основными направлениями деятельности органов власти в жилищной сфере являются нормативное правовое регулирование капитального ремонта жилищного фонда, предоставления бесплатного жилья малообеспеченным москвичам, предоставления льгот молодым семьям и другим категориям граждан, нуждающимся в помощи города, при приобретении жилья и оплате жилищно-коммунальных услуг. 5.1. Основы пользования жилыми помещениями Основные принципы реализации и защиты конституционного права жителей города Москвы на жилище закреплены в Законе города Москвы от 11 марта 1998 года N 6 "Основы жилищной политики города Москвы". Законодательный акт установил обязанности и ответственность лиц за сохранность жилищного фонда, порядок и условия предоставления, приобретения и использования жилого помещения, норму предоставления жилья, различные формы улучшения жилищных условий москвичей (в том числе предоставление бесплатного жилья для малоимущих граждан по договору социального найма), порядок оплаты жилого помещения (в том числе предоставление компенсаций (субсидий) малообеспеченным гражданам), а также порядок управления жилищным фондом. Изменения федерального законодательства способствовали внесению изменений в действующую редакцию Закона. Так, например, введена норма о предоставлении жилья в порядке очередности, исходя из времени принятия граждан на учет (кроме граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений вне очереди). Расширяя возможности для приобретения жилья трудоспособным населением и создавая благоприятные условия для функционирования рыночных механизмов кредитования граждан при покупке жилья, Правительство Москвы приняло постановление от 11 августа 1998 года N 625 "О Концепции развития ипотечного жилищного кредитования в г. Москве", которым утвержден план мероприятий по Московской ипотечной программе. Законодательное обеспечение развития ипотечного кредитования в Москве установил Закон города Москвы от 31 марта 1999 года N 11 "Об организационном и финансовом обеспечении внедрения системы ипотечного жилищного кредитования в городе Москве". Принятый законодательный акт определил участников и источники финансирования системы ипотечного кредитования (заемные и собственные средства Московского ипотечного агентства, средства кредитных учреждений и иных юридических и физических лиц). Организатором и координатором системы ипотечного жилищного кредитования в столице стало Московское ипотечное агентство. Закон установил порядок образования, функционирования и развития в городе системы ипотечного жилищного кредитования, строящийся на договорных отношениях и основанный на кредитовании под залог жилых помещений. Учитывая накопленный опыт приобретения жилья с рассрочкой платежа, в действующую редакцию Закона в дальнейшем были внесены изменения, которые устранили имеющиеся недостатки "московской ипотеки". В целях увеличения доступности ипотечного жилищного кредитования для москвичей Правительство Москвы приняло Программу развития ипотечного жилищного кредитования в городе Москве на 2006-2008 годы (постановление Правительства Москвы от 8 ноября 2005 года N 881-ПП "О мерах по развитию ипотечного жилищного кредитования в городе Москве"). Источниками финансирования Программы определены бюджетные (51100 млн. рублей) и внебюджетные (21300 млн. рублей) средства. Программа предусматривает снижение первоначального и ежемесячных платежей заемщика по возврату кредита в пересчете на эквивалентную банковскую ставку до 4-7% годовых и стимулирование развития рынка жилищного ипотечного кредитования в городе Москве. Ежегодно в столице строится более 4,5 млн. кв. метров жилья, из них свыше 40% направляется для решения общегородских социальных программ, поскольку далеко не все жители столицы могут улучшить жилищные условия путем покупки жилья даже с рассрочкой платежа. Начиная с 1999 года в условиях острого дефицита жилой площади, находящейся в собственности города, Дума принимала нормативные акты, устанавливающие приоритетные категории москвичей, нуждающихся в предоставлении в пользование или приобретении в собственность с помощью города жилых помещений (в частности постановление Московской городской Думы от 1 декабря 1999 года N 129 "О приоритетах предоставления в пользование или приобретения в собственность с помощью города жилых помещений в 2001 году"). Приоритеты на 2002-2003 годы получили законодательное обеспечение в Законе города Москвы от 23 января 2002 года N 2 "О приоритетах предоставления в пользование или приобретения в собственность с помощью города жилых помещений в 2002-2003 годах". Принятый законодательный акт установил порядок распределения и предоставления жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, размер безвозмездных субсидий, кредитов на строительство или приобретение жилых помещений. В Законе определены категории москвичей, которым город предоставляет жилое помещение вне очереди, с учетом льгот по предоставлению жилья и в порядке установленной очередности. Анализ реализации жилой площади, направленной для обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2001-2002 годах, показал, что почти 50% площади предоставлялось семьям, состоявшим на учете пять лет и менее. Таким образом, в рамках исполнения приоритетов предыдущих годов учитывались не все категории граждан, льготы для которых предусмотрены федеральным законодательством, а срок обеспечения жильем граждан, не имеющих льгот, превысил 20 лет. В целях устранения диспропорции в обеспечении жильем граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и сокращения сроков ожидания предоставления жилья принят Закон города Москвы от 26 мая 2004 года N 31 "О приоритетах в предоставлении жилых помещений и безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилых помещений в 2004 году", благодаря которому городские ресурсы были сконцентрированы на семьях-очередниках ранних лет постановки на учет. Исполнение принятого Закона позволило обеспечить жильем в 2004 году свыше 8,7 тыс. семей-очередников, в том числе 1,1 тыс. за счет использования безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья. Приватизация жилых помещений, начавшаяся в 1991 году, способствовала формированию рынка жилья в Москве и увеличению доли собственников жилья в общей структуре жилищного фонда до 69,2%. В 2006 году частный жилищный фонд составил 142,2 млн. кв. метров и увеличился по сравнению с началом приватизации в 9,2 раза. Однако некоторые граждане, не осознававшие социально-экономических последствий приватизации, стали обращаться в суды с исками о признании недействительными договоров передачи жилья в собственность, а суды в большинстве случаев отказывали в подобных исках. Закон города Москвы от 6 ноября 2002 года N 60 "О передаче в собственность города Москвы приватизированных жилых помещений" позволил гражданам без суда передавать приватизированные жилые помещения в собственность города или муниципального образования с последующим заключением договора социального найма занимаемого жилого помещения и решить правовую коллизию, сложившуюся по этому вопросу. Жилищный кодекс Российской Федерации внес существенные изменения в порядок обеспечения граждан жилыми помещениями, что потребовало корректировки действующего законодательства города Москвы. В частности, в соответствии с новым Жилищным кодексом Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения по договорам социального найма только малоимущим гражданам. Порядок признания граждан малоимущими утверждается законом субъекта Российской Федерации. Определение малоимущих граждан для столицы дал Закон города Москвы от 25 января 2006 года N 7 "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях". Принятый законодательный акт содержит основания признания москвичей малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда города Москвы. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации были внесены изменения в установленный порядок обеспечения жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений. Закон города Москвы от 31 мая 2006 года N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве" установил основания для освобождения жилых помещений, определил сумму возмещения (компенсации) либо выкупную цену собственникам за освобождение жилого помещения (жилого дома) и переселение, а также гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования. Закон содержит нормы о последствиях признания многоквартирного жилого дома аварийным и порядке предоставления жилого помещения в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции жилого дома. Закон подтвердил право москвичей на сохранение района проживания при переселении (за исключением Центрального и Зеленоградского административных округов города Москвы, где переселение осуществляется в границах этих округов, и тех случаев, когда вместо одной квартиры предоставляются две и более. В этом случае в прежнем районе проживания можно будет получить только одну квартиру). В дальнейшем в действующую редакцию Закона были внесены изменения, касающиеся предоставления жилых помещений гражданам, подлежащим неотложному отселению из жилых помещений, признанных в установленном порядке аварийными. Новый порядок ведения жилищного учета граждан для постановки на очередь в целях улучшения жилищных условий утвержден в Законе города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения". Принятый законодательный акт устанавливает условия признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма или безвозмездного пользования, различные способы приобретения жилья (в том числе с помощью города), а также перечни стандартов, которым должны соответствовать благоустроенные жилые помещения в городе Москве, и правовых актов, дающих гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, право на дополнительную площадь по состоянию здоровья. В приложение 3 к Закону было внесено изменение в части уточнения размеров безвозмездных субсидий для москвичей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в зависимости от количества полных лет, прошедших после постановки на учет. Одним из условий обеспечения установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на жилище являются правильная эксплуатация, сохранность и своевременный ремонт (капитальный и текущий) жилищного фонда, поддержание жилых домов и инженерного оборудования в исправном состоянии, соблюдение чистоты и порядка в домах, подъездах, квартирах и на придомовой территории. Закон города Москвы от 20 декабря 1995 года N 26 "О контроле за соблюдением нормативов Москвы по эксплуатации жилищного фонда" позволил повысить ответственность собственников и нанимателей за состояние жилищного фонда. В действующую редакцию Закона вносились изменения. Так, Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" внес изменения в название, статьи 2 и 3 Закона, а также исключил из него отдельные статьи. 5.2. Объединения собственников жилых помещений В Москве насчитывается более 30 тыс. многоквартирных домов общей площадью свыше 200 млн. кв. метров. Почти 70% жилищного фонда принадлежит собственникам жилья. Жилищный кодекс Российской Федерации предоставил широкие права собственникам помещений в многоквартирных домах не только в выборе способа управления многоквартирным домом, но и в отборе управляющих организаций. Закон города Москвы от 14 февраля 2007 года N 4 "Об установлении сроков проведения открытых конкурсов по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в городе Москве" установил срок начала проведения открытых конкурсов - 1 января 2008 года и срок окончания - 1 мая 2008 года. В соответствии с действующим Жилищным кодексом Российской Федерации ответственность за содержание многоквартирных домов возлагается на собственников помещений. Учитывая, что подавляющее большинство граждан стали собственниками занимаемых ими квартир в результате приватизации и не в состоянии самостоятельно провести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, Правительство Москвы приняло решение о проведении капитального ремонта многоквартирных домов в городе за счет средств городского бюджета и привлеченных средств. Законом города Москвы от 19 декабря 2007 года N 52 "О Городской целевой программе по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008- 2014 годы" была установлена, в частности, очередность проведения капитального ремонта. 5.3. Эксплуатация жилищного фонда города Москвы Реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) предусматривает переход от бюджетного финансирования отрасли к 100% оплате услуг ЖКХ населением. Однако столичные власти не намерены ставить вопрос о введении в Москве до 2012 года полной оплаты жилищнокоммунальных услуг населением. Для решения данной проблемы будут увеличиваться дотационные выплаты за коммунальные услуги тем слоям населения, которые в этом нуждаются. Закон города Москвы от 13 ноября 1996 года N 30 "Об установлении нормативов по эксплуатации жилищного фонда города Москвы и контроле за их соблюдением" установил принципы формирования и порядок введения нормативов по эксплуатации жилищного фонда. Законодательный акт повысил ответственность Государственной жилищной инспекции города Москвы (Мосжилинспекции) по контролю за их разработкой и соблюдением, а также расширил ее полномочия, применяемые к владельцам жилых зданий, для обеспечения выполнения указанных нормативов. В целях обеспечения собственников, арендаторов и нанимателей жилых помещений достоверными сведениями о потребительских характеристиках занимаемых квартир в столице была разработана целевая Комплексная программа паспортизации жилищного фонда Москвы. В программе определены этапы паспортизации жилищного фонда начиная с 1996 года, ее правовые аспекты, состав и объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также работ по внедрению паспортов на жилые помещения (квартиры) и дома. Отношения, возникающие между органами государственной власти, юридическими и физическими лицами в этой области, в дальнейшем урегулировал Закон города Москвы от 3 ноября 2004 года N 66 "О паспортизации жилых помещений (квартир) в городе Москве". В нем впервые введены понятия "паспортизация жилых помещений (квартир)", "паспорт на жилое помещение (квартиру)", "паспортная информация", а также установлены порядок и контроль проведения паспортизации в столице, что позволило восполнить существующий пробел в федеральном законодательстве. Паспорт на жилое помещение (квартиру) позволил собственнику иметь полную информацию о квартире при совершении сделок с недвижимостью, а органам государственной власти - контролировать несанкционированную перепланировку квартир. В дальнейшем в соответствии с новым Жилищным кодексом Российской Федерации в принятый нормативный правовой акт были внесены изменения, в частности определены новая форма и состав технического паспорта на жилое помещение. В целях обеспечения своевременности реконструкции и ремонта жилых зданий, а также сохранности и безопасности граждан Правительство Москвы организовало систему наблюдения (мониторинг) за состоянием жилищного фонда. Правовые отношения, возникающие между участниками мониторинга, и требования к его проведению установил Закон города Москвы от 7 апреля 2004 года N 21 "О мониторинге технического состояния жилых домов на территории города Москвы". Принятый правовой акт позволил более рационально использовать бюджетные средства, выделенные из городского бюджета на капитальный ремонт жилых помещений, и сделал информацию о состоянии жилищного фонда прозрачной и доступной для всех заинтересованных лиц. В соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субъект Российской Федерации устанавливает размеры региональных стандартов, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Закон города Москвы от 1 ноября 2006 года N 54 "О стандартах города Москвы, применяемых при определении прав граждан на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" определил городские стандарты нормативной площади жилого помещения, стоимости жилищнокоммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. 6. Законодательство о городском хозяйстве Обеспечение жизнедеятельности комплекса городского хозяйства, в том числе транспорта, систем электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, канализации и других систем, в значительной мере зависит от эффективности управления. Городское хозяйство - единая многоуровневая система, все подсистемы которой тесно взаимосвязаны, переплетены между собой, образуя единое целое, в котором изменения одного из элементов закономерно требуют согласованных преобразований других. При этом наиболее важным фактором в данной области является ее социальная значимость, вследствие чего управление изменениями в этой сфере должно быть социально ориентированным, нацеленным, в первую очередь, на удовлетворение потребностей населения, проживающего на территории города. Необходимость разработки правовых, экономических основ социально ориентированного управления городским хозяйством обусловила развитие городского законодательства в этой области. 6.1. Управление собственностью города Москвы и муниципальных образований Объектом постоянного внимания Думы является создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения, развития экономики города и предпринимательства, повышения эффективности использования собственности столицы. Необходимость законодательного регулирования отношений, связанных с собственностью города Москвы, назрела уже давно. Закон города Москвы от 19 декабря 2007 года N 49 "Об основах управления собственностью города Москвы" определил основные принципы управления объектами собственности, не относящимися к средствам бюджета города, полномочия органов государственной власти города в этой сфере. Документ регулирует вопросы учета объектов собственности, передачи городских объектов в аренду, доверительное управление и безвозмездное пользование, определяет формы контроля за использованием собственности города. Важным обстоятельством являются введение и закрепление данным Законом рыночных механизмов в сфере управления государственной собственностью города, в частности при установлении арендной платы за принадлежащие городу нежилые помещения. Документ нацелен на повышение эффективности использования государственного имущества города и обеспечение прозрачности деятельности органов государственной власти по управлению городской собственностью. Структура и состав государственной собственности города объединяют множество самостоятельных элементов: земельные участки, государственный жилищный и нежилой фонды, имущественные комплексы государственных и казенных предприятий и учреждений, пакеты акций и доли в уставных капиталах хозяйственных обществ, движимое и иное имущество. В частности, в целях повышения эффективности использования объектов нежилого фонда столицы, усиления государственного контроля за использованием ее собственности, а также защиты прав субъектов предпринимательской деятельности принят Закон города Москвы от 3 июля 2002 года N 38 "О государственном контроле за учетом и использованием объектов нежилого фонда города Москвы". Приватизация является структурным элементом государственной политики управления собственностью на основе возмездной ее передачи в собственность физическим и юридическим лицам, направленной на развитие производства, создание рабочих мест, наполнение рынка конкурентоспособными товарами и услугами российских товаропроизводителей, расширение налогооблагаемой базы. Закон города Москвы от 11 апреля 2001 года N 12 "О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы" установил права трудовых коллективов в процессе приватизации, ввел положения, направленные на законодательное закрепление и защиту прав инвестора. Законодательный акт позволил упорядочить процедуру приватизации, а также защитить права тех, кто уже приватизировал предприятия на законных основаниях. В дальнейшем в связи с новой редакцией Устава города Москвы в правовой акт были внесены соответствующие изменения. Чтобы привести законодательство города Москвы о приватизации в соответствие с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" 17 декабря 2008 года Московской городской Думой был принят новый Закон города Москвы N 66 "О приватизации государственного имущества города Москвы". В целях регулирования отношений, связанных с формированием имущественной казны города Москвы, учетом и содержанием объектов имущественной казны, распоряжением ими, а также в целях установления порядка учета объектов имущественной казны, контроля за их состоянием и использованием принят Закон города Москвы от 26 декабря 2007 года N 53 "Об имущественной казне города Москвы". В соответствии с Законом к имущественной казне относится движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности города Москвы и не закрепленное за государственными унитарными предприятиями и казенными предприятиями города Москвы, государственными или автономными учреждениями столицы. Вместе с тем к казне не относятся средства городского бюджета, интеллектуальная собственность и потребляемые вещи, теряющие свои натуральные свойства в процессе их использования. 6.2. Экономическая, предпринимательская и хозяйственная деятельность Москва осуществляет собственное правовое регулирование в сфере экономической политики в пределах, установленных федеральным законодательством. В целях стимулирования деловой активности хозяйствующих субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность на территории Москвы, защиты их интересов в органах государственной власти города, усиления роли Московской торгово-промышленной палаты в координации хозяйственных связей коммерческих организаций был принят Закон города Москвы от 27 марта 2002 года N 17 "О Московской торгово-промышленной палате". Одним из условий эффективности проводимых экономических реформ и важным фактором экономического роста является развитие малого предпринимательства, обеспечивающего наполнение рынка товарами и услугами. Закон города Москвы от 28 июня 1995 года N 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве" направлен на защиту субъектов малого бизнеса, регулирует процедуры их регистрации, лицензирования и имущественной поддержки. Законодательный акт определил порядок использования средств города на поддержку малого предпринимательства, финансирования городских программ и ряд других мер, направленных на стимулирование развития малого бизнеса. На протяжении последних лет малое предпринимательство Москвы стабильно развивается: с 2002 года малый бизнес обеспечивает не менее 20% валового регионального продукта столицы и свыше 30% налоговых поступлений в московский бюджет. К концу 2007 года в Москве были зарегистрированы 214,5 тыс. малых предприятий и 135,7 тыс. индивидуальных предпринимателей. Малые предприятия города Москвы предоставляют более 2 млн. рабочих мест, а с учетом индивидуальных предпринимателей субъекты малого предпринимательства обеспечивают около 42% общей численности граждан, занятых в экономике города. Вступление в силу с 1 января 2008 года Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" потребовало приведения в соответствие с федеральным законодательством городского законодательства о малом предпринимательстве. 26 ноября 2008 года Дума приняла новый Закон города Москвы N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве". В целях поддержки предприятий малого бизнеса столицы был принят Закон города Москвы от 7 июля 2004 года N 47 "О Городской целевой программе по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2008 годы". Программой предусмотрен комплекс мероприятий по строительству и созданию путем реконструкции новых нежилых помещений для субъектов малого предпринимательства, отвечающих современным технологическим и функциональным требованиям. В соответствии с Программой по итогам ее первого этапа в городе должно было быть создано порядка 1,8 млн. кв. метров новых нежилых помещений для малого бизнеса. Однако анализ ее реализации показал некоторое отставание по выполнению ввода запланированных площадей. К сдерживающим факторам реализации Программы относятся длительные сроки разработки предпроектной документации и согласования градостроительных обоснований размещения объектов, наличие дефицита свободных от обременения земельных участков, отсутствие в бюджете города необходимых денежных средств и др. Учитывая, что первоначально утвержденные показатели не были исполнены, в Закон были внесены соответствующие корректировки. В настоящее время малый бизнес города представляет эффективно развивающийся сектор экономики, во многом обеспечивающий успешное решение социально-политических и финансовоэкономических задач. Сегодня в Москве действуют 230 тыс. предприятий малого бизнеса, на которых заняты 3 млн. москвичей. Закон города Москвы от 25 июня 2008 года N 26 "О государственном имуществе города Москвы", закрепив перечни видов имущества, которое может находиться в собственности города, позволяет гарантировать исполнение законодательно установленных полномочий Москвы, в частности по обеспечению поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, а также промышленности и науки. Одной из составных частей малого предпринимательства является ремесленничество. Для формирования правовых основ организации деятельности ремесленников в столице, их продукции, возрождения традиций ремесленничества, создания на этой основе дополнительных рабочих мест и защиты прав потребителей был принят Закон города Москвы от 16 июня 1999 года N 25 "О ремесленной деятельности в городе Москве". Важнейшей отраслью городского хозяйства является торговля. Многочисленные факты нарушений правил торговли, реализации некачественных товаров и ущемления прав потребителей, отсутствие контроля со стороны государственных органов, обострение отношений между производителями, торговыми организациями и покупателями потребовали правовой регламентации в сфере торговой деятельности. Создание эффективной системы мер по защите прав потребителей, поддержка отечественных товаропроизводителей - одни из основных принципов организации торговли в столице, определенных в Законе города Москвы от 9 декабря 1998 года N 29 "О торговой деятельности в городе Москве". Закон активизировал использование таких инструментов государственного регулирования торговой деятельности, как лицензирование, сертификация продукции потребительского назначения и услуг, установление государственной монополии на отдельные виды товаров и торговли. В связи с развитием законодательства, регулирующего эту сферу деятельности, были разработаны и приняты соответствующие нормативные правовые акты. Федеральный закон от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" предоставил субъектам Российской Федерации полномочия в сфере организации деятельности розничных рынков, в соответствии с которыми органы государственной власти города Москвы утверждают требования к рынкам и торговым местам на них, определяют порядок предоставления торговых мест на сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынках, порядок заключения договора о предоставлении торгового места, утверждают его типовую форму. В условиях несбалансированности экономики, нерациональной отраслевой структуры производства, высоких темпов инфляции государство предприняло конкретные меры по проведению активной ценовой политики. Для обеспечения должного государственного контроля в сфере ценообразования и в связи с изменениями в административном, бюджетном законодательстве и законодательстве о местном самоуправлении был принят Закон города Москвы от 28 января 2004 года N 5 "О государственном контроле за соблюдением порядка ценообразования и применения регулируемых цен". Закон определил правовые основы реализации ценовой и тарифной политики, защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства, а также предупреждения административных правонарушений в сфере ценообразования на территории города. Отсутствие контроля за размещением объектов игорного бизнеса (казино, залов игровых автоматов) привело к увеличению случаев их размещения в не предназначенных для этого местах, осложнению криминогенной обстановки на указанных объектах, росту числа финансовых правонарушений, вовлечению в азартные игры все большего количества граждан, в том числе несовершеннолетних. В целях упорядочения деятельности игорных заведений принят Закон города Москвы от 23 ноября 2005 года N 58 "О размещении объектов игорного бизнеса на территории города Москвы", установивший, что объекты игорного бизнеса не могут быть размещены в жилых домах, в помещениях детских садов, школ, иных образовательных учреждений, в помещениях медицинских и культовых учреждений, а также в непосредственной близости от указанных учреждений. Закон также ввел запрет на размещение игровых автоматов вне помещений. В целях соблюдения требований законодательства об ограничениях, связанных с размещением объектов игорного бизнеса вблизи вестибюлей метрополитена и с самими помещениями, занимаемыми объектами игорного бизнеса, в Закон дважды вносились изменения. Дополнительные требования к помещениям игорных заведений позволили значительно сократить их общее количество. К 1 июля 2007 года в Москве осталось 22 казино и 344 зала игровых автоматов, в то время как в 2005 году на территории города действовали 56 казино и более 2 тыс. залов игровых автоматов. Для Москвы, как и для других мегаполисов мира, серьезной проблемой является развитие инфраструктуры города, обеспечивающей условия здоровой и благоустроенной жизни горожан. С течением времени система наружного освещения столицы перестала соответствовать современным технологическим и функциональным требованиям. Количество световых приборов со сверхнормативным сроком службы значительно увеличилось, морально и физически устарела основная масса трансформаторных подстанций и высоковольтных кабельных сетей города. Кроме того, большое количество улиц, проездов, внутриквартальных и внутридворовых территорий, включая территории образовательных учреждений, имеют недостаточное наружное освещение. Для перспективного развития наружного освещения столицы необходим комплексный подход, включающий все виды освещения (наружное, архитектурное, рекламное) для различных районов города Москвы. В связи с этим был принят Закон города Москвы от 23 ноября 2005 года N 59 "О Городской целевой программе развития наружного освещения города Москвы на 2005-2009 годы". Документом предусмотрены разработка новой нормативной базы по наружному освещению города, создание дополнительных мощностей для электроснабжения установок наружного освещения, а также улучшение эстетического облика столицы. 6.3. Промышленность и наука В городе Москве сконцентрировано около 60% научно-технического потенциала страны. Уникальный, не имеющий аналогов в мире потенциал города способен создавать и осваивать научно-технические разработки, отвечающие мировому уровню. Здесь сосредоточено свыше 1200 научно-технических учреждений, в которых трудится почти третья часть научных работников страны, в том числе более половины докторов наук и 44% кандидатов наук России. В столице расположены лучшие высшие учебные заведения страны, выпускающие специалистов практически по всем специальностям, необходимым для развития экономики города, и имеющие в своем составе успешно работающие научно-образовательные комплексы. На базе университетов, прикладных и академических институтов созданы научнотехнические и инновационные предприятия малого бизнеса. При ведущих университетах и институтах организованы технопарки. На территории Зеленоградского административного округа города Москвы по соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы от 18 января 2006 года создана особая экономическая зона технико-внедренческого типа "Зеленоград". Необходимость государственного регулирования и управления промышленным потенциалом предопределила разработку и принятие Закона города Москвы от 16 июня 1999 года N 21 "О промышленной деятельности в городе Москве". Документ регулирует отношения, возникающие при осуществлении промышленной деятельности, формировании и реализации промышленной политики на территории города Москвы. Принятый Закон стал первым шагом к созданию устойчиво функционирующей промышленной сферы города в интересах всех москвичей. Научный потенциал города - предмет пристального внимания законодателей. Закон города Москвы от 24 октября 2001 года N 53 "Об основах научно-технической политики города Москвы" определил общие условия и порядок формирования и реализации научно-технической политики города. Принятие данного законодательного акта создало условия для использования экономических механизмов управления в сфере научно-технической деятельности, обеспечило концентрацию интеллектуальных и материальных ресурсов на приоритетных направлениях научно-технического обеспечения развития столицы, создало предпосылки для повышения конкурентоспособности московских производителей товаров и услуг. Для Москвы формирование экономики, основанной на знаниях, и развитие инновационной деятельности имеют особое значение, поскольку в столице конкурентоспособными могут быть только высокотехнологичные и наукоемкие производства и предприятия. Достижение конкурентоспособности как большинством предприятий, составляющих основу экономики города, так и всей экономикой Москвы в целом является главной стратегической целью инновационной политики Москвы. В городе сосредоточены крупные отраслевые комплексы. Однако ранее экономические условия не позволяли стабилизировать процесс воспроизводства и пополнения оборотных средств, что существенно затрудняло обновление основных фондов и внедрение новых технологий. Необходимость перехода столичной промышленности на преимущественно инновационный путь развития обусловила принятие Закона города Москвы от 7 июля 2004 года N 45 "Об инновационной деятельности в городе Москве". Законодательным актом установлен порядок формирования, утверждения и реализации инновационной политики органов государственной власти города Москвы в целях обеспечения устойчивого развития экономики за счет перехода к инновационному пути развития на основе принятых приоритетов. Некоторые законы направлены на регулирование конкретных отраслей промышленности, а также наукоемких производств. Для эффективного формирования и использования информационных ресурсов столицы, создания и эксплуатации информационных систем, содержащих эти ресурсы, был разработан и принят Закон города Москвы от 24 октября 2001 года N 52 "Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы". Законом определены основные принципы информационной политики. Среди них: приоритетное формирование и использование информационных ресурсов в интересах жителей столицы, органов государственной власти города Москвы, иных лиц и организаций, находящихся на ее территории; обеспечение прав граждан на доступ к официальной информации о деятельности Правительства Москвы и управ районов, иных прав и свобод в области информации. При этом прописаны условия, при которых доступ к информации осуществляется бесплатно или на возмездной основе. Позднее в документ вносились изменения. Сегодня Москва нуждается в разработке единой стратегии информатизации, в действенных механизмах координации этой деятельности, эффективной и современной системе информационной безопасности, направленной на предотвращение потери контроля над городом, основанной на широком применении информационно-телекоммуникационных технологий. На решение данных проблем направлен Закон города Москвы от 9 июля 2003 года N 47 "О Городской целевой программе "Электронная Москва". Документ утвердил комплекс мероприятий по развитию, использованию и внедрению информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих повышение уровня и качества жизни москвичей, эффективность и открытость городского управления, развитие демократических институтов столицы. В результате сложившейся диспропорции в развитии городской электроэнергетики, а также в связи с необходимостью обеспечения дополнительных потребностей городской экономики был принят Закон города Москвы от 5 июля 2006 года N 33 "О Программе комплексного развития системы электроснабжения города Москвы на 2006-2010 годы и инвестиционных программах развития и модернизации инфраструктуры электроснабжения города". Программа направлена на повышение надежности энергоснабжения потребителей, увеличение пропускной способности сетей, ликвидацию дефицита мощности в условиях стремительного роста электропотребления. Указанная Программа и задачи по сокращению дефицита энергомощности реализуются как за счет бюджета города Москвы, так и за счет инвестиционной составляющей. Только в 2006-2007 годах построено и введено в эксплуатацию 986 МВт новых и реконструированных генерирующих электрических мощностей. Однако за прошедший период не в полной мере были учтены темпы развития города и жилищного строительства. Это, в свою очередь, потребовало пересмотра инвестиционных программ энергетических компаний как в части включения новых и изменения сроков строительства объектов, уже предусмотренных инвестиционными программами, так и в части увеличения трансформаторной мощности ряда энергообъектов, пропускной способности кабельных и воздушных линий, а также строительства и реконструкции дополнительных объектов распределительной сети. В соответствии с этим в Закон были внесены изменения, которыми утверждены обновленные инвестиционные программы энергетических компаний. В целях создания правовых, экономических и организационных условий для эффективного использования, сбережения энергетических ресурсов принят Закон города Москвы от 5 июля 2006 года N 35 "Об энергосбережении в городе Москве", обеспечивающий реализацию городской государственной политики в области энергосбережения, ориентированной на сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов. 6.4. Земельные правоотношения Проведение экономических реформ и развитие рыночных отношений в Российской Федерации существенно повысили политическую, экономическую и социальную значимость земельных отношений. Являясь базисом производственной деятельности и объектом недвижимости, земля представляет собой один из важнейших ресурсов развития и функционирования города. Применительно к условиям Москвы как важнейшего финансового, экономического, индустриального и культурного центра России реальное осуществление земельной реформы ведет к увеличению социального, инвестиционного, производственного, налогового потенциала земли и превращению ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста города, который позволит реализовать конституционные нормы и гарантии права собственности на землю и иную недвижимость, активизировать вовлечение земли в гражданский оборот, сформировать базу экономически обоснованного налогообложения в части недвижимого имущества, а также совершенствовать систему управления недвижимостью, находящейся в государственной собственности. В связи с изменениями федерального законодательства, произошедшими после принятия Закона города Москвы от 14 мая 2003 года N 27 "О землепользовании и застройке в городе Москве", возникла необходимость принятия нового законодательного акта по вопросам регулирования землепользования. Закон города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" реализовал требования федеральных законов о предоставлении земельных участков на территории города Москвы в частную собственность, в том числе собственникам |