ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 111801 ВЕТЕРИНАРИЯ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 4 сентября 2009 г. N 326 (Д) В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю: 1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 111801 Ветеринария. 2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом. Министр А.ФУРСЕНКО 4 сентября 2009 г. N 326 Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 27 октября 2009 г. N 15128 Приложение УТВЕРЖДЕН Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 сентября 2009 года N 326 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 111801 ВЕТЕРИНАРИЯ I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 111801 Ветеринария всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию. 1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: СПО - среднее профессиональное образование; ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования; ОУ - образовательное учреждение; ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности; ОК - общая компетенция; ПК - профессиональная компетенция; ПМ - профессиональный модуль; МДК - междисциплинарный курс. III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1. Таблица 1 --------------------------------------------------------------------------- -- | Образовательная | Наименование | Нормативный срок освоения | | база приема | квалификации | ОПОП СПО базовой подготовки | | |базовой подготовки | при очной форме | | | | получения образования | |--------------------|-------------------|--------------------------------| -| |на базе среднего | Ветеринарный | 2 года 10 месяцев | |(полного) общего | фельдшер | | |образования | | | |--------------------| |--------------------------------| |на базе основного | | 3 года 10 месяцев <*> | |общего образования | | | --------------------------------------------------------------------------- -- -------------------------------- <*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования. 3.2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки превышает на один год срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 2. Таблица 2 --------------------------------------------------------------------------- | Образовательная | Наименование | Нормативный срок освоения ОПОП | | база приема | квалификации | СПО углубленной подготовки | | | углубленной | при очной форме получения | | | подготовки | образования | |--------------------|-------------------|--------------------------------| |на базе среднего | Старший | 3 года 10 месяцев | -| |(полного) общего | ветеринарный | | |образования | фельдшер | | |--------------------| |--------------------------------| |на базе основного | | 4 года 10 месяцев <*> | |общего образования | | | --------------------------------------------------------------------------- -- -------------------------------- <*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования. Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается: - на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год; - на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года. Срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается: - на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год; - на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ 4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и осуществление деятельности по оказанию ветеринарных услуг путем проведения профилактических, диагностических и лечебных мероприятий. 4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: - сельскохозяйственные и домашние животные, их окружение и условия содержания; - сельскохозяйственная продукция и сырье животного происхождения; - биологические, лекарственные и дезинфицирующие препараты, предназначенные для животных; - ветеринарные инструменты, оборудование и аппаратура; - информация о заболеваниях животных и мерах по их профилактике; - процессы организации и управления в ветеринарии; - первичные трудовые коллективы. 4.3. Ветеринарный фельдшер готовится к следующим видам деятельности: 4.3.1. Осуществление зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий. 4.3.2. Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных. 4.3.3. Участие в проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения. 4.3.4. Проведение санитарно-просветительской деятельности. 4.3.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС). 4.4. Старший ветеринарный фельдшер готовится к следующим видам деятельности: 4.4.1. Осуществление зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий. 4.4.2. Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных, мелких домашних и экзотических животных. 4.4.3. Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения. 4.4.4. Проведение санитарно-просветительской деятельности. 4.4.5. Управление работой структурного подразделения организации отрасли, малого предприятия. 4.4.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС). V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 5.1. Ветеринарный фельдшер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 5.2. Ветеринарный фельдшер должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности: 5.2.1. Осуществление зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий. ПК 1.1. Обеспечивать оптимальные зоогигиенические условия содержания, кормления и ухода за сельскохозяйственными животными. ПК 1.2. Организовывать и проводить профилактическую работу по предупреждению внутренних незаразных болезней сельскохозяйственных животных. ПК 1.3. Организовывать и проводить ветеринарную профилактику инфекционных и инвазионных болезней сельскохозяйственных животных. 5.2.2. Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных. ПК 2.1. Обеспечивать безопасную среду для сельскохозяйственных животных и ветеринарных специалистов, участвующих в лечебно-диагностическом процессе. ПК 2.2. Выполнять ветеринарные лечебно-диагностические манипуляции. ПК 2.3. Вести ветеринарный лечебно-диагностический процесс с использованием специальной аппаратуры и инструментария. ПК 2.4. Оказывать доврачебную помощь сельскохозяйственным животным в неотложных ситуациях. ПК 2.5. Оказывать акушерскую помощь сельскохозяйственным животным. ПК 2.6. Участвовать в проведении ветеринарного приема. 5.2.3. Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения. ПК 3.1. Проводить ветеринарный контроль убойных животных. ПК 3.2. Проводить забор образцов крови, молока, мочи, фекалий, их упаковку и подготовку к исследованию. ПК 3.3. Проводить забор образцов продуктов и сырья животного происхождения для ветеринарно-санитарной экспертизы. ПК 3.4. Определять соответствие продуктов и сырья животного происхождения стандартам на продукцию животноводства. ПК 3.5. Проводить обеззараживание не соответствующих стандартам качества продуктов и сырья животного происхождения, утилизацию конфискатов. ПК 3.6. Участвовать в ветеринарно-санитарной экспертизе колбасных изделий, субпродуктов, пищевого жира, крови, кишок, эндокринного и технического сырья. ПК 3.7. Участвовать в проведении патологоанатомического вскрытия. ПК 3.8. Участвовать в отборе, консервировании, упаковке и пересылке патологического материала. 5.2.4. Проведение санитарно-просветительской деятельности. ПК 4.1. Готовить и проводить консультации для работников животноводства и владельцев сельскохозяйственных животных по вопросам санитарных норм содержания животных, профилактики инфекционных болезней животных и зоонозных инфекционных и инвазивных болезней, а также их лечения. ПК 4.2. Готовить информационные материалы о возбудителях, переносчиках, симптомах, методах профилактики и лечения инфекционных болезней животных и зоонозных инфекционных и инвазивных болезней. ПК 4.3. Знакомить работников животноводства и владельцев сельскохозяйственных животных с приемами первой помощи животным. ПК 4.4. Давать рекомендации по особенностям содержания, кормления и использования животных-производителей. ПК 4.5. Информировать население о планирующихся и проводимых ветеринарно-санитарных, профилактических и зоогигиенических мероприятиях. 5.2.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. 5.3. Старший ветеринарный фельдшер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 5.4. Старший ветеринарный фельдшер должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности: 5.4.1. Осуществление зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий. ПК 1.1. Создавать оптимальные зоогигиенические условия содержания, кормления и ухода за сельскохозяйственными, мелкими домашними и экзотическими животными. ПК 1.2. Организовывать и проводить профилактическую работу по предупреждению внутренних незаразных болезней сельскохозяйственных, мелких домашних и экзотических животных. ПК 1.3. Организовывать и проводить ветеринарную профилактику инфекционных и инвазионных болезней сельскохозяйственных, мелких домашних и экзотических животных. 5.4.2. Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных, мелких домашних и экзотических животных. ПК 2.1. Обеспечивать безопасную среду для сельскохозяйственных, мелких домашних и экзотических животных и ветеринарных специалистов, участвующих в лечебно-диагностическом процессе. ПК 2.2. Выполнять ветеринарные лечебно-диагностические манипуляции с применением фармакологических средств. ПК 2.3. Вести ветеринарный лечебно-диагностический процесс с использованием специальной аппаратуры и инструментария. ПК 2.4. Оказывать доврачебную помощь сельскохозяйственным животным, мелким домашним и экзотическим животным в неотложных ситуациях. ПК 2.5. Оказывать акушерскую помощь сельскохозяйственным, мелким домашним и экзотическим животным. ПК 2.6. Проводить ветеринарный прием. ПК 2.7. Осуществлять диагностику, лечение и профилактику внутренних незаразных болезней, инфекционных, паразитарных заболеваний мелких домашних и экзотических животных. 5.4.3. Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения. ПК 3.1. Организовывать и проводить ветеринарный контроль убойных животных. ПК 3.2. Организовывать и проводить послеубойный осмотр голов, туш (тушек) и внутренних органов сельскохозяйственных животных. ПК 3.3. Проводить предубойную и послеубойную диагностику инфекционных и инвазионных болезней сельскохозяйственных животных и организовывать и проводить ветеринарно-санитарные мероприятия при их обнаружении. ПК 3.4. Организовывать и проводить забор образцов крови, молока, мочи, фекалий, их упаковку и подготовку к исследованию. ПК 3.5. Организовывать и проводить забор образцов продуктов и сырья животного происхождения для ветеринарно-санитарной экспертизы. ПК 3.6. Определять соответствие продуктов и сырья животного происхождения стандартам на продукцию животноводства. ПК 3.7. Проводить обеззараживание не соответствующих стандартам качества продуктов и сырья животного происхождения, утилизацию конфискатов. ПК 3.8. Организовывать и проводить ветеринарно-санитарную экспертизу пищевых продуктов: колбасных изделий, субпродуктов, пищевого жира, крови, кишок, эндокринного и технического сырья. ПК 3.9. Участвовать в проведении патологоанатомического вскрытия. ПК 3.10. Участвовать в отборе, консервировании, упаковке и пересылке патологического материала. 5.4.4. Проведение санитарно-просветительской деятельности. ПК 4.1. Готовить и проводить консультации для работников животноводства и владельцев сельскохозяйственных животных по вопросам санитарных норм содержания животных, профилактики инфекционных болезней животных и зоонозных инфекционных и инвазивных болезней, а также их лечения. ПК 4.2. Готовить информационные материалы о возбудителях, переносчиках, симптомах, методах профилактики и лечения инфекционных болезней животных и зоонозных инфекционных и инвазивных болезней. ПК 4.3. Знакомить работников животноводства и владельцев сельскохозяйственных животных с приемами первой помощи животным. ПК 4.4. Давать рекомендации по особенностям содержания, кормления и использования животных-производителей. ПК 4.5. Информировать население о планирующихся и проводимых ветеринарно-санитарных, профилактических и зоогигиенических мероприятиях. 5.4.5. Управление работой структурного подразделения организации отрасли, малого предприятия. ПК 5.1. Планировать основные показатели производства продукции и оказания услуг в области профессиональной деятельности в структурном подразделении организации отрасли, на малом предприятии. ПК 5.2. Планировать и организовывать выполнение работ и оказание услуг в области профессиональной деятельности в структурном подразделении организации отрасли, на малом предприятии исполнителями. ПК 5.3. Осуществлять контроль и оценку хода и результатов выполнения работ и оказания услуг в области профессиональной деятельности в структурном подразделении организации отрасли, на малом предприятии исполнителями. ПК 5.4. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию структурного подразделения организации отрасли, малого предприятия. ПК 5.5. Изучать рынок и конъюнктуру продукции и услуг в области профессиональной деятельности. ПК 5.6. Рассчитывать экологический риск и оценивать ущерб, причиняемый окружающей среде при выполнении работ и оказании услуг в области профессиональной деятельности. ПК 5.7. Участвовать в выработке мер по оптимизации процессов производства продукции и оказания услуг в области профессиональной деятельности. 5.4.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов: общего гуманитарного и социально-экономического; математического и общего естественнонаучного; профессионального; и разделов: учебная практика; производственная практика (по профилю специальности); производственная практика (преддипломная); промежуточная аттестация; государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы). 6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением. Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин. Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входят один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности). 6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура", углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура". Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов. Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки Таблица 3 ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Индекс | Наименование циклов, разделов, модулей, | Всего | В т.ч. часов | Индекс и | Коды | | | требования к знаниям, умениям, | максимальной | обязательных | наименование | формируемых | | | практическому опыту | учебной | учебных | дисциплин, | компетенций | | | | нагрузки | занятий | междисциплинарных | | | | | обучающегося | | курсов (МДК) | | |----------|-----------------------------------------------|----------------|--------------|-----------------------|----------------| | | Обязательная часть циклов: ОПОП | 2754 | 1836 | | | |----------|-----------------------------------------------|----------------|--------------|-----------------------|----------------| |ОГСЭ.00 | Общий гуманитарный и социально-экономический | 582 | 388 | | | | | цикл | | | | | |----------|-----------------------------------------------|----------------|--------------|-----------------------|----------------| | | В результате изучения обязательной части | | 48 | ОГСЭ.01. Основы |ОК 1 - 10 | | | цикла обучающийся должен: | | | философии | | | | уметь: | | | | | | | - ориентироваться в наиболее общих | | | | | | | философских проблемах бытия, познания, | | | | | | | ценностей, свободы и смысла жизни как основе | | | | | | | формирования культуры гражданина и будущего | | | | | | | специалиста; | | | | | | | знать: | | | | | | | - основные категории и понятия философии; | | | | | | | - роль философии в жизни человека и общества; | | | | | | | - основы философского учения о бытии; | | | | | | | - сущность процесса познания; | | | | | | | - основы научной, философской и религиозной | | | | | | | картин мира; | | | | | | | - об условиях формирования личности, свободе | | | | | | | и ответственности за сохранение жизни, | | | | | | | культуры, окружающей среды; | | | | | | | - о социальных и этических проблемах, | | | | | | | связанных с развитием и использованием | | | | | | | достижений науки, техники и технологий; | | | | | |----------|-----------------------------------------------|----------------|--------------|-----------------------|----------------| | | уметь: | | 48 | ОГСЭ.02. История |ОК 1 - 10 | | | - ориентироваться в современной | | | | | | | экономической, политической и культурной | | | | | | | ситуации в России и мире; | | | | | | | - выявлять взаимосвязь отечественных, | | | | | | | региональных, мировых социально-экономических,| | | | | | | политических и культурных проблем; | | | | | | | знать: | | | | | | | - основные направления развития ключевых | | | | | | | регионов мира на рубеже веков (XX и XXI); | | | | | | | - сущность и причины локальных, региональных, | | | | | | | межгосударственных конфликтов в конце | | | | | | | XX - начале XXI вв.; | | | | | | | - основные процессы (интеграционные, | | | | | | | поликультурные, миграционные и иные) | | | | | | | политического и экономического развития | | | | | | | ведущих государств и регионов мира; | | | | | | | - назначение ООН, НАТО, ЕС и других | | | | | | | организаций и основные направления их | | | | | | | деятельности; | | | | | | | - о роли науки, культуры и религии в | | | | | | | сохранении и укреплении национальных и | | | | | | | государственных традиций; | | | | | | | - содержание и назначение важнейших правовых | | | | | | | и законодательных актов мирового и | | | | | | | регионального значения; | | | | | |----------|-----------------------------------------------|----------------|--------------|-----------------------|----------------| | | уметь: | | 146 | ОГСЭ.03. |ОК 1 - 10 | | | - общаться (устно и письменно) на иностранном | | | Иностранный язык | | | | языке на профессиональные и повседневные | | | | | | | темы; | | | | | | | - переводить (со словарем) иностранные тексты | | | | | | | профессиональной направленности; | | | | | | | - самостоятельно совершенствовать устную и | | | | | | | письменную речь, пополнять словарный | | | | | | | запас; | | | | | | | знать: | | | | | | | - лексический (1200 - 1400 лексических | | | | | | | единиц) и грамматический минимум, | | | | | | | необходимый для чтения и перевода (со | | | | | | | словарем) иностранных текстов | | | | | | | профессиональной направленности; | | | | | |----------|-----------------------------------------------|----------------|--------------|-----------------------|----------------| | | уметь: | 292 | 146 | ОГСЭ.04. |ОК 2 | | | - использовать физкультурно-оздоровительную | | | Физическая |ОК 3 | | | деятельность для укрепления здоровья, | | | культура |ОК 6 | | | достижения жизненных и профессиональных | | | |ОК 10 | | | целей; | | | | | | | знать: | | | | | | | - о роли физической культуры в | | | | | | | общекультурном, профессиональном и | | | | | | | социальном развитии человека; | | | | | | | - основы здорового образа жизни. | | | | | |----------|-----------------------------------------------|----------------|--------------|-----------------------|----------------| |ЕН.00 | Математический и общий естественнонаучный | 48 | 32 | | | | | цикл | | | | | |----------|-----------------------------------------------|----------------|--------------|-----------------------|----------------| | | В результате изучения обязательной части | | | ЕН.01. |ОК 1 - 10 | | | цикла обучающийся должен: | | | Экологические |ПК 1.1 - 1.3 | | | уметь: | | | основы |ПК 2.1 - 2.6 | | | - анализировать и прогнозировать | | | природопользования |ПК 3.1 - 3.8 | | | экологические последствия различных видов | | | |ПК 4.1 - 4.5 | | | деятельности; | | | | | | | - использовать в профессиональной | | | | | | | деятельности представления о взаимосвязи | | | | | | | организмов и среды обитания; | | | | | | | - соблюдать в профессиональной деятельности | | | | | | | регламенты экологической безопасности; | | | | | | | знать: | | | | | | | - принципы взаимодействия живых организмов и | | | | | | | среды обитания; | | | | | | | - особенности взаимодействия общества и | | | | | | | природы, основные источники техногенного | | | | | | | воздействия на окружающую среду; | | | | | | | - об условиях устойчивого развития экосистем | | | | | | | и возможных причинах возникновения | | | | | | | экологического кризиса; | | | | | | | - принципы и методы рационального | | | | | | | природопользования; | | | | | | | - методы экологического регулирования; | | | | | | | - принципы размещения производств различного | | | | | | | типа; | | | | | | | - основные группы отходов, их источники и | | | | | | | масштабы образования; | | | | | | | - понятие и принципы мониторинга окружающей | | | | | | | среды; | | | | | | | - правовые и социальные вопросы | | | | | | | природопользования и экологической | | | | | | | безопасности; | | | | | | | - принципы и правила международного | | | | | | | сотрудничества в области природопользования и | | | | | | | охраны окружающей среды; | | | | | | | - природоресурсный потенциал Российской | | | | | | | Федерации; | | | | | | | - охраняемые природные территории. | | | | | |----------|-----------------------------------------------|----------------|--------------|-----------------------|----------------| |П.00 | Профессиональный цикл | 2124 | 1416 | | | |----------|-----------------------------------------------|----------------|--------------|-----------------------|----------------| |ОП.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 888 | 592 | | | |----------|-----------------------------------------------|----------------|--------------|-----------------------|----------------| | | В результате изучения обязательной части | | | ОП.01. Анатомия и |ОК 1 - 10 | | | цикла обучающийся по общепрофессиональным | | | физиология |ПК 1.1 - 1.3 | | | дисциплинам должен: | | | животных |ПК 2.1 - 2.6 | | | уметь: | | | |ПК 3.1 - 3.8 | | | - определять топографическое расположение и | | | |ПК 4.1 - 4.5 | | | строение органов и частей тела животных; | | | | | | | - определять анатомические и возрастные | | | | | | | особенности животных; | | | | | | | - определять и фиксировать физиологические | | | | | | | характеристики животных; | | | | | | | знать: | | | | | | | - основные положения и терминологию | | | | | | | цитологии, гистологии, эмбриологии, | | | | | | | морфологии, анатомии и физиологии животных; | | | | | | | - строение органов и систем органов | | | | | | | животных: опорно-двигательной, кровеносной, | | | | | | | пищеварительной, дыхательной, покровной, | | | | | | | выделительной, половой, эндокринной, | | | | | | | нервной, включая центральную нервную систему | | | | | | | (ЦНС) с анализаторами; | | | | | | | - их видовые особенности; | | | | | | | - характеристики процессов жизнедеятельности; | | | | | | | - физиологические функции органов и систем | | | | | | | органов животных; | | | | | | | - физиологические константы | | | | | | | сельскохозяйственных животных; | | | | | | | - особенности процессов жизнедеятельности | | | | | | | различных видов сельскохозяйственных | | | | | | | животных; | | | | | | | - понятия метаболизма, гомеостаза, | | | | | | | физиологической адаптации животных; | | | | | | | - регулирующие функции нервной и эндокринной | | | | | | | систем; | | | | | | | - функции иммунной системы; | | | | | | | - характеристики процессов размножения | | | | | | | различных видов сельскохозяйственных | | | | | | | животных; | | | | | | | - характеристики высшей нервной | | | | | | | деятельности (поведения) различных видов | | | | | | | сельскохозяйственных животных; | | | | | |----------|-----------------------------------------------|----------------|--------------|-----------------------|----------------| | | уметь: | | | ОП.02. Латинский |ОК 1 - 10 | | | - читать слова и словосочетания латинского | | | язык в |ПК 1.1 - 1.3 | | | языка с соблюдением правил; | | | ветеринарии |ПК 2.1 - 2.6 | | | - орфографически правильно писать анатомо- | | | |ПК 3.1 - 3.8 | | | гистологические и клинические термины; | | | |ПК 4.1 - 4.5 | | | - применять латинскую ветеринарную | | | | | | | терминологию в профессиональной | | | | | | | деятельности; | | | | | | | - выписывать рецепты; | | | | | | | знать: | | | | | | | - лексический и грамматический минимум | | | | | | | ветеринарного профиля; | | | | | | | - основные характеристики частей речи | | | | | | | латинского языка: имен существительных и | | | | | | | прилагательных, глаголов, причастий, | | | | | | | числительных, местоимений, наречий, союзов, | | | | | | | префиксов, предлогов; | | | | | | | - правила фонетики; | | | | | | | - принципы словообразования; | | | | | | | - систему латинских склонений; | | | | | | | - управление предлогов; | | | | | | | - бинарную номенклатуру; | | | | | | | - правила заполнения рецепта; | | | | | |----------|-----------------------------------------------|----------------|--------------|-----------------------|----------------| | | уметь: | | | ОП.03. Основы |ОК 1 - 10 | | | - обеспечивать асептические условия работы | | | микробиологии |ПК 1.1 - 1.3 | | | с биоматериалами; | | | |ПК 2.1 - 2.6 | | | - проводить микробиологические исследования | | | |ПК 3.1 - 3.8 | | | и давать оценку полученным результатам; | | | |ПК 4.1 - 4.5 | | | - пользоваться микроскопической оптической | | | | | | | техникой; | | | | | | | знать: | | | | | | | - основные группы микроорганизмов, их | | | | | | | классификацию; | | | | | | | - значение микроорганизмов в природе, | | | | | | | жизни человека и животных; | | | | | | | - микроскопические, культуральные и | | | | | | | биохимические методы исследования; | | | | | | | - правила отбора, доставки и хранения | | | | | | | биоматериала; | | | | | | | - методы стерилизации и дезинфекции; | | | | | | | - понятия патогенности и вирулентности; | | | | | | | - чувствительность микроорганизмов к | | | | | | | антибиотикам; | | | | | | | - формы воздействия патогенных | | | | | | | микроорганизмов на животных; | | | | | |----------|-----------------------------------------------|----------------|--------------|-----------------------|----------------| | | уметь: | | | ОП.04. Основы |ОК 1 - 10 | | | - определять вид, породу, упитанность, живую | | | зоотехнии |ПК 1.1 - 1.3 | | | массу, масть сельскохозяйственных животных; | | | |ПК 2.1 - 2.6 | | | - подбирать режимы содержания и кормления | | | |ПК 3.1 - 3.8 | | | для различных сельскохозяйственных животных; | | | |ПК 4.1 - 4.5 | | | знать: | | | | | | | - основные виды и породы | | | | | | | сельскохозяйственных животных; | | | | | | | - их хозяйственные особенности; | | | | | | | - факторы, определяющие продуктивные | | | | | | | качества сельскохозяйственных животных; | | | | | | | - технику и способы ухода за | | | | | | | сельскохозяйственными животными, их | | | | | | | содержания, кормления и разведения; | | | | | | | - научные основы полноценного питания | | | | | | | животных; | | | | | | | - общие гигиенические требования к условиям | | | | | | | содержания и транспортировки животных; | | | | | | | - основы разведения животных; | | | | | | | - организацию воспроизводства и | | | | | | | выращивания молодняка; | | | | | | | - технологии производства животноводческой | | | | | | | продукции; | | | | | |----------|-----------------------------------------------|----------------|--------------|-----------------------|----------------| | | уметь: | | | ОП.05. |ОК 1 - 10 | | | - применять фармакологические средства | | | Ветеринарная |ПК 1.1- | | | лечения животных в соответствии с правилами | | | фармакология |1.3 ПК | | | их использования и хранения; | | | |2.1 - 2.6 | | | - готовить жидкие и мягкие лекарственные | | | |ПК 3.1 - | | | формы; | | | |3.8 ПК | | | - рассчитывать дозировку для различных | | | |4.1 - 4.5 | | | животных; | | | | | | | знать: | | | | | | | - ветеринарные лекарственные средства, их | | | | | | | состав и свойства; | | | | | | | - нормы дозировки для разных видов | | | | | | | сельскохозяйственных животных; | | | | | | | - принципы производства лекарственных | | | | | | | средств; | | | | | | | - основы фармакокинетики и фармакодинамики; | | | | | | | - ядовитые, токсичные и вредные вещества, | | | | | | | потенциальную опасность их воздействия на | | | | | | | организмы и экосистемы; | | | | | | | - механизмы токсического действия; | | | | | | | - методы диагностики, профилактики и лечения | | | | | | | заболеваний, развивающихся вследствие | | | | | | | токсического воздействия. | | | | | |----------|-----------------------------------------------|----------------|--------------|-----------------------|----------------| | | уметь: | | | ОП.06. |ОК 1 - 10 | | | - использовать технологии сбора, размещения, | | | Информационные |ПК 1.1 - 1.3 | | | хранения, накопления, преобразования и | | | технологии в |ПК 2.1 - 2.6 | | | передачи данных в профессионально | | | профессиональной |ПК 3.1 - 3.8 | | | ориентированных информационных системах; | | | деятельности |ПК 4.1 - 4.5 | | | - использовать в профессиональной | | | | | | | деятельности различные виды программного | | | | | | | обеспечения, в т.ч. специального; | | | | | | | - применять компьютерные и | | | | | | | телекоммуникационные средства в | | | | | | | профессиональной деятельности; | | | | | | | знать: | | | | | | | - основные понятия автоматизированной | | | | | | | обработки информации; | | | | | | | - общий состав и структуру персональных | | | | | | | компьютеров и вычислительных систем, | | | | | | | автоматизированных рабочих мест (АРМ); | | | | | | | - состав, функции и возможности использования | | | | | | | информационных и телекоммуникационных | | | | | | | технологий в профессиональной деятельности; | | | | | | | - методы и средства сбора, обработки, | | | | | | | хранения, передачи и накопления информации; | | | | | | | - базовые системные программные продукты и | | | | | | | пакеты прикладных программ в области | | | | | | | профессиональной деятельности; | | | | | | | - основные методы и приемы обеспечения | | | | | | | информационной безопасности; | | | | | |----------|-----------------------------------------------|----------------|--------------|-----------------------|----------------| | | уметь: | | | ОП.07. Правовое |ОК 1 - 10 | | | - использовать в профессиональной | | | обеспечение |ПК 1.1 - 1.3 | | | деятельности необходимые нормативно-правовые | | | ветеринарной |ПК 2.1 - 2.6 | | | документы; | | | деятельности |ПК 3.1 - 3.8 | | | - вести ветеринарную документацию | | | |ПК 4.1 - 4.5 | | | установленного образца; | | | | | | | - защищать свои права в соответствии с | | | | | | | гражданским, гражданско-процессуальным | | | | | | | и трудовым законодательством; | | | | | | | - анализировать и оценивать результаты | | | | | | | и последствия деятельности (бездействия) | | | | | | | с правовой точки зрения; | | | | | | | знать: | | | | | | | - понятие правового регулирования в сфере | | | | | | | профессиональной деятельности; | | | | | | | - основные законодательные акты Российской | | | | | | | Федерации в области ветеринарии; | | | | | | | - систему организации ветеринарной службы; | | | | | | | - нормы материально-технического обеспечения | | | | | | | ветеринарной службы; | | | | | | | - порядок регистрации ветеринарных препаратов | | | | | | | и средств по уходу за животными; | | | | | | | - правила учета, отчетности и | | | | | | | делопроизводства в ветеринарии; | | | | | | | - обязанности ветеринарного фельдшера; | | | | | | | - организационно-правовые формы юридических | | | | | | | лиц; | | | | | | | - правовое положение субъектов | | | | | | | предпринимательской деятельности; | | | | | | | - порядок заключения трудового договора и | | | | | | | основания его прекращения; | | | | | | | - правила оплаты труда; | | | | | | | - роль государственного регулирования в | | | | | | | обеспечении занятости населения; | | | | | | | - право социальной защиты граждан; | | | | | | | - понятие дисциплинарной и материальной | | | | | | | ответственности работника; | | | | | | | - виды административных правонарушений и | | | | | | | административной ответственности; | | | | | | | - нормы защиты нарушенных прав и судебный | | | | | | | порядок разрешения споров; | | | | | |----------|-----------------------------------------------|----------------|--------------|-----------------------|----------------| | | уметь: | | | ОП.08. Метрология, |ОК 1 - 10 | | | - применять требования нормативных документов | | | стандартизация и |ПК 1.1 - 1.3 | | | к основным видам продукции, услуг и | | | подтверждение |ПК 2.1 - 2.6 | | | процессов; | | | качества |ПК 3.1 - 3.8 | | | - оформлять документацию в соответствии с | | | |ПК 4.1 - 4.5 | | | действующей нормативной базой; | | | | | | | - использовать в профессиональной | | | | | | | деятельности документацию систем качества; | | | | | | | - приводить несистемные величины измерений в | | | | | | | соответствие с действующими стандартами и | | | | | | | международной системой единиц СИ; | | | | | | | знать: | | | | | | | - основные понятия метрологии; | | | | | | | - задачи стандартизации, ее экономическую | | | | | | | эффективность; | | | | | | | - формы подтверждения качества; | | | | | | | - терминологию и единицы измерения величин в | | | | | | | соответствии с действующими стандартами и | | | | | | | международной системой единиц СИ; | | | | | |----------|-----------------------------------------------|----------------|--------------|-----------------------|----------------| | | уметь: | | | ОП.09. Основы |ОК 1 - 10 | | | - рассчитывать основные технико-экономические | | | экономики, |ПК 1.1 - 1.3 | | | показатели деятельности организации; | | | менеджмента |ПК 2.1 - 2.6 | | | - применять в профессиональной деятельности | | | и маркетинга |ПК 3.1 - 3.8 | | | приемы делового и управленческого общения; | | | |ПК 4.1 - 4.5 | | | - анализировать ситуацию на рынке товаров и | | | | | | | услуг; | | | | | | | знать: | | | | | | | - основные положения экономической теории; | | | | | | | - принципы рыночной экономики; | | | | | | | - современное состояние и перспективы | | | | | | | развития сельского хозяйства и ветеринарии; | | | | | | | - роли и организацию хозяйствующих субъектов | | | | | | | в рыночной экономике; | | | | | | | - механизмы ценообразования на продукцию | | | | | | | (услуги); | | | | | | | - формы оплаты труда; | | | | | | | - стили управления, виды коммуникации; | | | | | | | - принципы делового общения в коллективе; | | | | | | | - управленческий цикл; | | | | | | | - особенности менеджмента в области | | | | | | | ветеринарии; | | | | | | | - сущность, цели, основные принципы и функции | | | | | | | маркетинга, его связь с менеджментом; | | | | | | | - формы адаптации производства и сбыта к | | | | | | | рыночной ситуации; | | | | | |----------|-----------------------------------------------|----------------|--------------|-----------------------|----------------| | | уметь: | | | ОП.10. Охрана |ОК 1 - 10 | | | - выявлять опасные и вредные | | | труда |ПК 1.1 - 1.3 | | | производственные факторы и соответствующие | | | |ПК 2.1 - 2.6 | | | им риски, связанные с прошлыми, настоящими | | | |ПК 3.1 - 3.8 | | | или планируемыми видами профессиональной | | | |ПК 4.1 - 4.5 | | | деятельности; | | | | | | | - использовать средства коллективной и | | | | | | | индивидуальной защиты в соответствии с | | | | | | | характером выполняемой профессиональной | | | | | | | деятельности; | | | | | | | - проводить вводный инструктаж подчиненных | | | | | | | работников (персонал), инструктировать их по | | | | | | | вопросам техники безопасности на рабочем | | | | | |