О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА" (Редакция на 17.11.2009) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 13 мая 2003 г. N 367-ПП (ЮИАИ) С целью повышения уровня и качества жизни населения Москвы, развития демократических институтов, создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности и повышения эффективности и открытости системы городского управления, улучшения работы городского хозяйства и экологии города за счет развития и широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий, во исполнение распоряжений Мэра Москвы от 20 июля 2001 года N 715-РМ "О разработке Комплексной программы движения Москвы к информационному обществу" и от 17 октября 2002 года N 609-РМ "О первоочередных мерах по подготовке городской целевой программы "Электронная Москва", а также в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 6 августа 2002 года N 609-ПП "О городской целевой программе "Электронная Москва" Правительство Москвы постановляет: 1. Одобрить городскую целевую программу "Электронная Москва" (далее - Программа) (приложение 1). 2. Считать необходимым создание в структуре Правительства Москвы Управления информатизации города Москвы с возложением на него следующих функций: 2.1. Главного распорядителя по разделу "Прочие расходы", подразделу "Прочие расходы, не отнесенные к другим подразделам", строке "Расходы по развитию информационно-телекоммуникационной структуры, информационных ресурсов и доступу москвичей к накопленным информационным ресурсам ("Электронная Москва")" бюджета города Москвы. 2.2. Государственного заказчика-координатора городской целевой программы "Электронная Москва". 2.3. Уполномоченного органа управления информатизацией города Москвы. 2.4. Ответственного исполнителя по реализации соглашения между Министерством Российской Федерации по связи и информатизации и Правительством Москвы о совместной деятельности в сфере информатизации от 28 сентября 2001 года N 6841. 3. Утвердить: 3.1. План мероприятий городской целевой программы "Электронная Москва" на 2003 год (приложение 2). 3.2. Положение об Экспертном совете городской целевой программы "Электронная Москва" (приложение 3). 4. Установить, что объемы финансирования городской целевой программы "Электронная Москва" по годам уточняются в соответствии с законодательством о бюджете города Москвы на соответствующий год. 5. Внести городскую целевую программу "Электронная Москва" на рассмотрение Московской городской Думы в установленном порядке. 6. Возложить: 6.1. Представление городской целевой программы "Электронная Москва" в Московской городской Думе на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителя Департамента экономической политики и развития города Москвы Росляка Ю.В. 6.2. Утратил силу. 7. Государственным заказчикам создания, разработки или модернизации информационных систем и / или формирования информационных ресурсов обеспечить назначение главных конструкторов по соответствующим направлениям по согласованию с генеральным конструктором городской целевой программы "Электронная Москва". 8. Назначить генеральным конструктором городской целевой программы "Электронная Москва" (на общественных началах) Припачкина Ю.И., генерального директора ОАО "Электронная Москва", поручив ему координацию работ по реализации Программы и формирование Совета главных конструкторов. 9. Управлению информатизации города Москвы после его регистрации в установленном порядке: 9.1. Обеспечить реализацию плана мероприятий городской целевой программы "Электронная Москва" на 2003 год (приложение 2). 9.2. До 15 октября 2003 года представить на рассмотрение Координационного совета по реализации в городе городской целевой программы "Электронная Москва" план мероприятий Программы на 2004 год. 9.3. В месячный срок после регистрации представить в установленном порядке на утверждение Правительства Москвы: 9.3.1. Положение о прохождении заказов в рамках городской целевой программы "Электронная Москва". 9.3.2. Положение о порядке приемки, вводе в действие и эксплуатации информационных систем и ресурсов города Москвы. 9.3.3. Положение о генеральном конструкторе городской целевой программы "Электронная Москва" и Совете главных конструкторов Программы. 9.3.4. Положение о фонде алгоритмов, программ, информационных ресурсов и технической документации города Москвы. 9.4. Обеспечить по мере необходимости подготовку и представление на утверждение нормативных актов, определяющих процессы создания, эксплуатации, использования и взаимодействия информационных систем и ресурсов города Москвы. 10. Департаменту экономической политики и развития города Москвы включить городскую целевую программу "Электронная Москва" в перечень городских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета города Москвы. 11. Департаментам, комитетам, главным управлениям, управлениям, префектурам административных округов города Москвы: 11.1. Организовать работу по реализации мероприятий, предусмотренных городской целевой программой "Электронная Москва" и настоящим постановлением. 11.2. Сформировать в пределах установленной численности при необходимости в установленном порядке в своей структуре подразделения, обеспечивающие создание и эксплуатацию информационных систем. 11.3. Провести согласование технических заданий на создание (разработку) информационных систем и формирование информационных ресурсов по выполняемым и вновь начинаемым проектам с Управлением информатизации города Москвы. 12. Департаменту финансов города Москвы начиная с 2004 года предусматривать ассигнования на реализацию городской целевой программы "Электронная Москва", выделяемые отдельной строкой по коду ведомственной классификации Управления информатизации города Москвы. 13. Утратил силу. 14. Управлению информатизации города Москвы доложить Мэру Москвы в декабре 2003 года о ходе выполнения настоящего постановления. 15. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой. Мэр Москвы Ю.М. Лужков 13 мая 2003 г. N 367-ПП Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 13 мая 2003 года N 367-ПП ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА" ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ --------------------------------------------------------------------- | Наименование Программы | Городская целевая программа "Электронная | | | Москва" | |------------------------|------------------------------------------| | Основания разработки | Распоряжение Мэра Москвы от 20 июля 2001 | | Программы | г. N 715-РМ "О разработке комплексной | | | программы движения Москвы | | | к информационному обществу"; | | | постановление Правительства Москвы | | | от 6 августа 2002 г. N 609-ПП | | | "О городской целевой программе | | | "Электронная Москва"; | | | распоряжение Мэра Москвы от 17 октября | | | 2002 г. N 609-РМ "О первоочередных мерах | | | по подготовке городской программы | | | "Электронная Москва" | |------------------------|------------------------------------------| | Государственный | Управление информатизации города Москвы | | заказчик-координатор | | | Программы | | |------------------------|------------------------------------------| | Ответственные за | Управление информатизации города Москвы; | | реализацию Программы | Департамент экономической политики | | | и развития города Москвы; | | | Департамент науки и промышленной | | | политики города Москвы; | | | Департамент поддержки и развития малого | | | предпринимательства города Москвы; | | | Департамент финансов города Москвы; | | | Департамент социальной защиты населения | | | города Москвы; | | | Департамент образования города Москвы; | | | Департамент здравоохранения города | | | Москвы; | | | Департамент потребительского рынка | | | и услуг города Москвы; | | | Департамент градостроительной политики, | | | развития и реконструкции города Москвы; | | | Комитет по делам семьи и молодежи города | | | Москвы; | | | Комитет по телекоммуникациям и средствам | | | массовой информации города Москвы; | | | Комитет по культуре города Москвы; | | | Управление бюджетного планирования | | | и городского заказа города Москвы; | | | Управление городского заказа города | | | Москвы; | | | Управление транспорта и связи города | | | Москвы; | | | ФХУ Мэрии Москвы; | | | Дирекция ГЦП "Электронная Москва" | |------------------------|------------------------------------------| | Основные разработчики | Департамент экономической политики | | Программы | и развития города Москвы; | | | Управление транспорта и связи города | | | Москвы; | | | Комитет по телекоммуникациям и средствам | | | массовой информации города Москвы; | | | Институт развития информационного | | | общества; | | | ОАО Акционерный коммерческий "Московский | | | муниципальный банк - Банк Москвы" (Банк | | | Москвы); | | | ОАО "Московский комитет по науке | | | и технологиям"; | | | ОАО "Электронная Москва"; | | | ОАО "Московская телекоммуникационная | | | корпорация" (КОМКОР); | | | ОАО "Мобильные телематические системы | | | позиционирования" (МТСП) | |------------------------|------------------------------------------| | Цели Программы | Развитие информационного общества | | | в городе Москве. | | | Повышение уровня и качества жизни | | | горожан, развитие демократических | | | институтов, создание благоприятных | | | условий для предпринимательской | | | деятельности и повышения | | | конкурентоспособности предприятий | | | города, повышение эффективности | | | и открытости городского управления, | | | улучшение работы городского хозяйства | | | и экологии города, обеспечение | | | оперативного реагирования | | | на чрезвычайные и аварийные ситуации, | | | повышение безопасности граждан за счет | | | развития и широкомасштабного | | | использования информационно- | | | коммуникационных технологий | |------------------------|------------------------------------------| | Задачи Программы | - стимулирование и организация массового | | | и эффективного использования ИКТ | | | в ключевых областях экономической, | | | социальной и культурной жизни города, | | | включая реализацию концепции | | | "электронного правительства", создание | | | единой образовательной информационной | | | среды и т.д.; | | | - обеспечение доступа к социально | | | значимой информации и базовым | | | информационно-коммуникационным услугам | | | для всех горожан независимо от пола, | | | возраста и социально-экономического | | | положения; | | | - развитие информационно- | | | коммуникационной инфраструктуры города, | | | отвечающей современным требованиям | | | и удовлетворяющей потребности населения, | | | органов управления и организаций города | | | в инфокоммуникационных услугах; | | | - формирование публичных информационных | | | ресурсов, направленных на удовлетворение | | | информационных потребностей населения | | | и хозяйствующих субъектов города; | | | - обеспечение необходимого уровня | | | информационной безопасности | | | информационно-коммуникационной | | | инфраструктуры и информационных ресурсов | | | и систем города; | | | - создание условий для развития | | | в городе конкурентоспособного | | | производства информации, информационных | | | технологий и услуг, превращение сектора | | | ИКТ в важнейшую отрасль городской | | | экономики | |------------------------|------------------------------------------| | Этапы и сроки | 2003-2007 гг. | | реализации Программы | 1 этап - 2003-2004 гг., | | | 2 этап - 2004-2007 гг. | |------------------------|------------------------------------------| | Ожидаемые результаты | - формирование нормативно-правовой | | | базы, необходимой для электронного | | | развития города; | | | - повышение уровня защищенности | | | информационных систем города от внешних | | | и внутренних угроз; | | | - унификация и интеграция используемых | | | в городе информационных систем | | | и ресурсов, сокращение расходов | | | бюджета на создание, развитие | | | и поддержку информационных систем | | | и информационных ресурсов; | | | - создание современной информационно- | | | коммуникационной инфраструктуры города; | | | - создание платформы "электронного | | | правительства", оказание услуг | | | и обеспечение взаимодействия органов | | | власти с гражданами и хозяйствующими | | | субъектами на основе ИКТ; | | | - повышение эффективности и качества | | | медицинских услуг и системы | | | здравоохранения за счет использования | | | ИКТ; | | | - создание условий для повышения | | | качества образования за счет | | | эффективного использования современных | | | ИКТ; | | | - создание благоприятных условий | | | для развития инфраструктуры | | | потребительского рынка и услуг, в т.ч. | | | "электронной торговли", и эффективного | | | управления отраслью за счет применения | | | ИКТ; | | | - создание дополнительных рабочих | | | мест в высокотехнологичных отраслях; | | | - повышение налоговых поступлений | | | за счет увеличения объемов производства | | | в городе, в частности, объемов | | | производства и продаж информационных | | | продуктов и услуг; | | | - повышение инновационной активности | | | предприятий города в сфере ИКТ, | | | формирование в городе системы венчурного | | | финансирования; | | | - привлечение дополнительных | | | инвестиций как непосредственно в сферу | | | ИКТ, так и в иные отрасли; | | | - повышение эффективности и доходности | | | предприятий города; | | | - повышение эффективности городских | | | органов управления по обеспечению | | | безопасности населения, оптимизация | | | оперативного реагирования в чрезвычайных | | | и аварийных ситуациях; | | | - оптимизация управления транспортом | |------------------------|------------------------------------------| | Управление Программой | Координационный совет ГЦП "Электронная | | | Москва"; | | | Управление информатизации города Москвы; | | | Дирекция ГЦП "Электронная Москва"; | | | Совет главных конструкторов | |------------------------|------------------------------------------| | Объем и источники | Для реализации Программы необходим | | финансирования | следующий объем бюджетных средств (млн. | | Программы | руб.): | | | | | | ------------------------------------ | | | |2003 |2004 |2005 |2006 |2007 | | | | |------|------|------|------|------| | | | |3470 |3902 |4053 |4221 |4259 | | | | |<*> |<*> |<*> |<*> |<*> | | | | ------------------------------------ | | | | | | Помимо бюджета г. Москвы, механизм | | | финансирования и реализации Программы | | | предусматривает привлечение внебюджетных | | | источников для реализации Программы. Это | | | средства коммерческих структур для | | | инвестирования коммерческих проектов; | | | средства доноров и благотворителей для | | | финансирования социально значимых | | | проектов; средства федерального бюджета | | | (в том числе из средств ФЦП "Электронная | | | Россия") для совместного финансирования | | | проектов Программы, представляющих | | | взаимный интерес; средства населения, | | | прежде всего, в области образовательных, | | | медицинских, развлекательных и некоторых | | | других информационных услуг | |------------------------|------------------------------------------| | Система экспертизы | Экспертный совет Программы, эксперты, | | | государственная экспертиза, | | | специализированные экспертные | | | организации | |------------------------|------------------------------------------| | Система контроля | Правительство Москвы; | | | Московская городская Дума; | | | Управление информатизации города Москвы; | | | Департамент экономической политики | | | и развития города Москвы; | | | Контрольно-счетная палата города Москвы; | | | Главное контрольно-ревизионное | | | управление города Москвы; | | | Координационный совет ГЦП "Электронная | | | Москва"; | | | Общественный экспертный совет Московской | | | городской Думы по развитию | | | информационного общества | --------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Бюджет программы "Электронная Москва" вместе с консолидированным бюджетом других программ и проектов информатизации и развития телекоммуникаций города Москвы. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА" ВВЕДЕНИЕ Глобализация и развитие информационного общества стремительно меняют облик современного мира. Общепринятого определения информационного общества нет, но большинство специалистов сходятся в том, что его сущность определяют ряд взаимосвязанных процессов: - информация и знания становятся важным ресурсом и подлинной движущей силой социально-экономического развития; - формируется рынок информации и знания как фактор производства наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала; - стремительно растет удельный вес отраслей, обеспечивающих создание, передачу, обработку и использование информации; - развитая информационная инфраструктура превращается в условие, определяющее национальную и региональную конкурентоспособность не в меньшей степени, чем, например, транспортная инфраструктура; - развитие и активное внедрение во все сферы деятельности новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) существенно меняет модели образования, труда, общественной жизни и отдыха. Города - и особенно мегаполисы, к которым относится Москва, - находятся в центре происходящих изменений. Интенсификация глобальной конкуренции и развитие ИКТ приводят к серьезным изменениям в экономике городов, которые можно обозначить как деиндустриализация. В развитых странах происходит опережающий рост информационного сектора экономики, что вызывает значительные изменения на рынке труда и в социоэкономической динамике городов. В результате этих изменений экономическая деятельность, связанная с получением и обработкой информации, в настоящее время играет как никогда важную роль в экономике мегаполисов, позволяя характеризовать их как "информационные". Соответствующие изменения произошли и на рынке труда: по оценкам экспертов 60-70% новых рабочих мест в развитых странах связаны сегодня с той или иной формой обработки информации. ИКТ занимают центральное место в обновлении и реструктуризации ключевых для города сфер деятельности: производство продукции, транспорт, торговля, общественное питание, быт, а также образование, здравоохранение, управление городом, индустрия отдыха и зрелищ, общественное питание, быт и досуг, СМИ, социальные службы, городское хозяйство, общественная и культурная жизнь. Значимость происходящих сегодня перемен хорошо осознается ведущими странами мира. Они осуществляют стратегические вложения в совершенствование процессов управления регионами, городами, в развитие науки, образования, системы поддержки инноваций, информационно-коммуникационной инфраструктуры, в наращивание информационных ресурсов. Уже более 20 лет "информационное общество" является предметом программных разработок на национальном, международном и региональном уровнях, нацеленных на полноценное использование открывающихся возможностей. В развитых странах приняты документы, подводящие промежуточные итоги развития информационного общества и ставящие новые цели. Самое серьезное значение этим проблемам придается в странах "Большой восьмерки", к которой в свое время присоединилась Россия. Несмотря на большой опыт решения вопросов информатизации, Россия и Москва задержались в разработке современных программ, учитывающих проблематику информационного общества. На федеральном уровне только в начале 2002 года утверждена федеральная целевая программа "Электронная Россия". В Москве ежегодно принимается план работ по информатизации, программные основы этой деятельности были заложены в Концепции создания и эксплуатации общегородской информационной системы, принятой в 1991 г. Учитывая однако то обстоятельство, что основные целевые установки этой Концепции выполнены, а также то, что она была в основном направлена на информатизацию городского управления, возникла настоятельная необходимость в создании программного документа, отражающего новые реалии и направленного на более широкий круг вопросов формирования информационного общества. СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА МОСКВЫ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИХ РЕШЕНИЯ Можно выделить несколько проблем, на решение которых направлена ГЦП "Электронная Москва". 1. Масштабные работы по информатизации, проводимые в Москве последнее десятилетие, недостаточно скоординированы. Помимо ежегодно принимаемого городского плана информатизации, подразделения Правительства Москвы и территориальные образования имеют собственные программы, планы и проекты информатизации, есть разделы, связанные с информатизацией, в различных городских целевых программах. Несогласованность и слабая координация этих работ приводят к тому, что остается низким уровень интеграции существующих систем городского управления и местного самоуправления; происходит неоправданное дублирование функций в различных системах; отсутствует общегородской комплекс стандартов, классификаторов, наборов метаданных и т.п., позволяющих унифицировать представление данных и обеспечить согласованное функционирование этих систем. Москва нуждается в разработке единой стратегии информатизации города, в новых действенных механизмах координации этой деятельности, в реализации мероприятий по общесистемному обеспечению городской информационно-коммуникационной инфраструктуры. 2. Интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий, их внедрение во все сферы жизнедеятельности города и горожан породили новые проблемы - проблемы обеспечения информационной безопасности города. Кибертерроризм и киберпреступность - новые явления, требующие координации и объединения усилий всех заинтересованных в противодействии им лиц. В этой ситуации крайне актуальной становится разработка современной, учитывающей мировой опыт системы информационной безопасности города и содержащей комплекс технических и организационно-административных мер. 3. Последние годы характеризуются повышенным вниманием, которое правительства разных стран и регионов уделяют более оперативному и эффективному взаимодействию с гражданами и организациями на основе широкомасштабного применения ИКТ, идет процесс создания так называемых "электронных правительств". Проводимые в Москве работы по информатизации были в основном направлены на информационное обеспечение управленческих задач и делопроизводство. Взаимодействию органов власти с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе новых информационно-коммуникационных технологий не уделялось должного внимания. Программа информатизации городского управления должна строиться в соответствии с общей концепцией "электронного правительства", содержать систему организационных, нормативно-методических и технических мероприятий, обеспечивающих переход на электронную форму взаимодействий органов власти с населением и организациями. Реализация концепции "электронного правительства" направлена на повышение качества государственных услуг, постоянный рост эффективности деятельности органов власти, в частности, за счет встраивания успешных корпоративных методов управления в государственную сферу. Реализация концепции "электронного правительства" обеспечит большую информационную открытость власти, будет стимулировать широкомасштабное использование ИКТ во всех сферах деятельности, обеспечит важный канал обратной связи для органов власти и организаций города и должна стать одним из первоочередных направлений Программы "Электронная Москва". 4. Несмотря на заметный прогресс в области законодательного регулирования процессов информатизации, московское законодательство отстает от мировых процессов развития информационного общества. В рамках Программы "Электронная Москва" должен быть разработан и реализован план мероприятий по созданию полноценной нормативно-правовой базы движения города к информационному обществу. 5. ИКТ сегодня являются мощным инструментом обновления и повышения эффективности всех сфер деятельности. Уровень информатизации школ, музеев, библиотек и других учреждений культуры, образования и науки, находящихся в ведении Москвы, остается низким. В качестве одной из стратегических задач движения города к информационному обществу должны стать разработка и реализация комплекса мероприятий по информатизации соответствующих сфер городской жизни. 6. Последнее десятилетие экономический рост и создание рабочих мест в экономически развитых странах все в большей степени зависят от инновационной активности, которая подразумевает успешную коммерциализацию результатов исследований и разработок. Причем наибольшей инновационной активностью отличаются предприятия ИКТ сектора, в котором разработка и коммерциализация новых технологий является важнейшим условием конкурентоспособности. Во времена СССР Москва была центром национальной инновационной системы, которая формировалась в условиях тотальной государственной собственности и централизованного управления экономикой. Ликвидация союзных отраслевых министерств, приватизация и острый экономический кризис разрушили эту систему. Инновационный процесс, налаженный в рамках ведомственной системы, был сломан, - исчезла организационная структура, административно связывающая производство и науку и обеспечивающая внедрение разработок, рыночные же инновационные механизмы полноценно пока не заработали. Резко снизилась и общая инновационная продуктивность Москвы. По данным Госкомстата, если в 1992 г. в Москве создавалось 14,7% образцов новых машин, оборудования, приборов и средств автоматизации, то к концу 1990-х г. эта доля упала ниже 4% от общероссийских показателей. Для Москвы жизненно важно не просто сохранить свой инновационный потенциал, но и сформировать в Москве функционально полную и эффективно действующую инфраструктуру поддержки инноваций, прежде всего, в самом ИКТ-секторе и за счет внедрения ИКТ в другие сферы. 7. Социальная дифференциация по доступу к возможностям ИКТ является общей проблемой для всех городов и стран, вступивших на путь движения к информационному обществу. Эта проблема, актуальная и для Москвы, получила название проблемы информационного неравенства. Важность ее признается всеми государствами и международными организациями. Доступ к базовым информационно-коммуникационным услугам и социально значимой информации должен быть обеспечен всем гражданам независимо от места их проживания и социально-экономического положения. Без решения этой сложной проблемы, связанной с техническими, экономическими, культурными и социально-психологическими барьерами на пути массового использования ИКТ, успешное продвижение к информационному обществу невозможно. 8. В условиях развития глобального информационного общества и ориентации России на открытость экономики и полноценную интеграцию в мировую хозяйственную систему актуальной проблемой является выработка экономической и промышленной политики Москвы, отвечающей новым условиям. Важными направлениями этой политики должны стать стимулирование информационной индустрии города (производства информационных технологий, контент-индустрии и телекоммуникаций) как наиболее рентабельной и быстрорастущей отрасли экономики, создающей к тому же предпосылки повышения конкурентоспособности во всех других отраслях, а также стимулирование использования ИКТ в экономике, в частности, развития различных форм электронной торговли. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Целями Программы являются развитие информационного общества в Москве, повышение уровня и качества жизни горожан, развитие демократических институтов, создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и повышения конкурентоспособности предприятий города, повышение эффективности и открытости городского управления, улучшение работы городского хозяйства и экологии города, обеспечение оперативного реагирования на чрезвычайные и аварийные ситуации, повышение безопасности граждан за счет развития и широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий. Программа должна обеспечить решение следующих задач: - стимулирование и организация массового и эффективного использования ИКТ в ключевых областях экономической, социальной и культурной жизни города, включая реализацию концепции "электронного правительства", создание единой образовательной информационной среды и т.д.; - обеспечение доступа к социально значимой информации и базовым информационно-коммуникационным услугам для всех горожан независимо от пола, возраста и социально-экономического положения; - развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры города, отвечающей современным требованиям и удовлетворяющей потребности населения, органов власти и организаций города в инфокоммуникационных услугах; - формирование публичных информационных ресурсов, направленных на удовлетворение информационных потребностей населения и хозяйствующих субъектов города; - обеспечение необходимого уровня информационной безопасности информационно-коммуникационной инфраструктуры и информационных ресурсов и систем города; - создание условий для развития в городе конкурентоспособного производства информации, информационных технологий и услуг, превращение сектора ИКТ в важнейшую отрасль городской экономики. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ Процесс движения города к информационному обществу должен регулироваться следующими основными принципами: - явно выраженная социальная и гуманитарная направленность стратегических целей и основных задач движения Москвы к информационному обществу; - открытость политики обеспечения движения Москвы к информационному обществу, регулярный обмен информацией между всеми субъектами информационного общества, конкурсный отбор исполнителей в установленном порядке; - информационная безопасность создаваемых информационных систем и ресурсов; - правовая, научная, техническая и экономическая обоснованность разрабатываемых мероприятий и принимаемых решений; - социальное партнерство в деле формирования информационного общества, учет интересов общества в целом; - концентрация ресурсов на важнейших направлениях с завершением создания отдельных проектов и подсистем в конкретные сроки; - стандартизация, унификация и обеспечение совместимости городских информационных систем на базе типовых форматов, протоколов и прикладных платформ; - экономическая эффективность, устранение дублирования и снижение затрат на эксплуатацию информационных систем и ресурсов; - последовательность, поэтапность и согласованность осуществления всех мероприятий, направленных на развитие информационного общества; - комплексность и системность подхода к решению проблем развития информационного общества. Городская политика в процессе формирования информационного общества должна основываться на следующих базовых положениях: - исследование общественного мнения и регулярное изучение потребности горожан в государственных, муниципальных и информационных услугах; - привлечение к обсуждению ключевых вопросов развития информационного общества всех заинтересованных сторон: представителей государственного и коммерческого сектора экономики, общественных и некоммерческих организаций, ученых и специалистов; - контроль со стороны Правительства Москвы, Московской городской Думы, городских органов власти и местного самоуправления за реализацией Программы "Электронная Москва"; - мониторинг процессов информатизации города с помощью организации статистического наблюдения за значениями основных индикаторов движения к информационному обществу; - создание благоприятных условий для осуществления развития информатизации по признанным приоритетным направлениям; - стимулирование использования в городе современной техники и технологий; - обеспечение доступа широким слоям населения города к ИКТ с помощью организации общественных центров доступа к ИКТ, в первую очередь для социально незащищенных групп населения, с обеспечением при этом необходимого уровня информационной безопасности; - анализ и учет отечественного и зарубежного опыта, международных норм и тенденций. ПРИОРИТЕТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ К моменту подготовки ГЦП "Электронная Москва" сложилась противоречивая ситуация: с одной стороны, возникли новые важные задачи информатизации, а с другой - их решение невозможно организовать в рамках традиционного формата управления информатизацией, ориентированного на создание разрозненных отраслевых ("вертикальных") информационных систем. В связи с этим возникла необходимость создания программы информатизации нового типа, которая ориентирована на реализацию важных приоритетов современного этапа движения к информационному обществу. Был сформулирован ключевой принцип ГЦП "Электронная Москва" - при всей важности "вертикальных" подпрограмм, весь спектр которых полностью представлен в Программе, основной акцент на первом этапе должен быть сделан на обосновании и реализации системы интеграционных ("горизонтальных") и обеспечивающих подпрограмм и мероприятий. Задержка в их реализации приведет к усугублению ситуации, еще большему обособлению систем и, как следствие, невозможности их взаимодействия или сверхвысоким затратам на обеспечение этого взаимодействия. Осложнится также решение задачи по обеспечению возможности использования элементарных информационных услуг социально необеспеченными слоями населения. К "горизонтальным" мероприятиям ГЦП "Электронная Москва" относятся: - совершенствование нормативно-правовой базы; - создание общесистемного обеспечения (среда электронного взаимодействия, унифицированные технологические решения, система информационной безопасности); - развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры (система городских порталов, межотраслевые системы и ресурсы, система безопасности города, развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры); - преодоление информационного неравенства. Результаты реализации "горизонтальных" подпрограмм и мероприятий должны стать фундаментом для "вертикальных" (отраслевых) подпрограмм и мероприятий ГЦП "Электронная Москва", предусматривающих развитие информационно-коммуникационных технологий во всех областях жизни города. Одним из важных принципов является концентрация ресурсов на важнейших направлениях информатизации с завершением создания отдельных проектов и подсистем в конкретные сроки, в соответствии с этим выделены приоритетные проекты Программы, к которым относятся: 1. Интеграционные и обеспечивающие проекты, призванные повысить эффективность создания новых и интеграцию существующих информационных систем: - совершенствование нормативно-правовой базы развития информационного общества в городе Москве (раздел 1.1); - создание и развитие общегородской среды электронного взаимодействия (раздел 1.2.1); - создание унифицированных прикладных платформ для городской информационной инфраструктуры (раздел 1.2.2); - создание системы городских порталов (раздел 1.3.1); - создание системы обучения базовым навыкам использования ИКТ (раздел 1.4). 2. Проекты, направленные на обеспечение информационной безопасности города: - создание и развитие в Москве системы информационной безопасности города (раздел 1.2.3); - создание регионального удостоверяющего центра, выдающего сертификаты ключей ЭЦП (раздел 1.2.3). 3. Масштабные отраслевые проекты, реализация которых уже ведется городом или по которым имеются распорядительные документы Правительства Москвы: - общегородская интегрированная автоматизированная система учета с использованием пластиковых карт, включая проект "Социальная карта москвича" (раздел 1.3.2); - создание и развитие системы навигации и телематики для городского управления и населения (раздел 1.3.5); - создание и развитие единой образовательной информационной среды (раздел 2.2.1); - развитие Единой городской базы данных о населении (раздел 1.3.3); - создание автоматизированной системы мониторинга Генерального плана города Москвы (раздел 1.3.6); - создание системы безопасности города (раздел 1.3.7); - проект "Последняя миля" (раздел 1.3.8); - реализация проекта создания городской интегрированной системы районных социально ориентированных информационных ресурсов и услуг - проект "Инфоград" (раздел 1.4); - платформа "электронного правительства": разработка и внедрение систем электронного документооборота Правительства Москвы (раздел 2.1.1); - создание и развитие интегрированной информационной системы учета собственности города (раздел 2.1.4). 1. СИСТЕМА ПОДПРОГРАММ И МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ: ИНТЕГРАЦИОННЫЕ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОДПРОГРАММЫ Раздел 1.1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В Г. МОСКВЕ Постановка проблемы Развитие процессов создания и использования ИКТ и информационных ресурсов требует наличия эффективно действующих норм и правил, регулирующих указанные процессы. Это связано со спецификой информационных процессов, распространяющихся на все новые предметные области, а также со степенью их значимости для социально-экономического развития. Применительно к Москве такие нормы, действующие или подлежащие принятию на городском уровне, необходимо соотнести как с федеральным нормативно-правовым регулированием, так и с возможностью применения иных (помимо права) форм регулирования общественных отношений. Информатизация в городе Москве как субъекте Российской Федерации в значительной степени регулируется федеральным законодательством России, включающим достаточно большое число законодательных и иных актов. К их числу можно отнести Федеральные законы базового характера "О связи", "Об информации, информатизации и защите информации", а также Закон "Об участии Российской Федерации в международном информационном обмене". В то же время упомянутые Законы и иные законодательные акты Российской Федерации, принятые довольно давно (в начале 90-х годов), до сих пор не приведены в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и практически не учитывают тех фундаментальных изменений, которые произошли в информационной сфере в последнее время. Это усугубляет низкую эффективность правового регулирования информатизации на федеральном уровне. В соответствии с Конституцией РФ в ведении Российской Федерации находится только "федеральная информация и связь". Вне пределов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения с субъектами Федерации всей полнотой государственной власти обладают субъекты РФ, вопросы "информации" (информатизации, информационных ресурсов) Москвы находятся в компетенции города как субъекта РФ. Нормативно-правовые акты города Москвы в области информации и информатизации характеризуются сравнительно большим количеством, разнородностью и множественностью предметных оснований для регулирования, отсутствием единой кодификации и системности в их принятии. По видам нормативные акты Москвы в указанной области подразделяются на немногочисленные законы города, имеющие отношение к вопросам информатизации, а также более широко представленные постановления и распоряжения Правительства Москвы. Московское законодательство по информатизации затрагивает как некоторые вопросы общего порядка (Программа информатизации Москвы, принятая в 1993 г., об органах по информационной политике, Закон "Об информационных ресурсах и об информатизации города Москвы", принятый в 2001 г.), так и частные проблемы более прикладного характера (мониторинг земель и окружающей среды, создание автоматизированных систем управления и связи для городских органов власти, об информационных системах управления административно-территориальными подразделениями города и т.д.). Таким образом, налицо как существенная фрагментарность нормативной базы в области информатизации Москвы, так и наличие значительного числа пробелов по различным предметам регулирования, что требует скорейшего устранения. Говоря о таком специфическом объекте нормативного регулирования, как информационные отношения, нельзя не отметить принципиальную возможность, а в ряде случаев и насущную необходимость установления норм и правил, применимых к информационным процессам, путем санкционирования уже сложившихся норм неюридического характера (в частности, правил и регламентов организаций, участвующих в процессах создания, обработки и использования информации), а также норм организационно-технического характера. В условиях перехода к информационному обществу применение подобных норм "общественного" характера не только происходит на практике, но и должно быть легализовано (узаконено). Важным аспектом является нормативное обеспечение совместимости между разрабатываемыми в Москве системами и информационными системами, создаваемыми в рамках ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)". Отсутствие общероссийских рекомендаций и стандартов, обеспечивающих информационный обмен и совместимость создаваемых систем, должно компенсироваться городскими нормативными актами, а в случае недостаточности их статуса вноситься в форме соответствующих предложений в органы Российской Федерации, регламентирующие деятельность в соответствующей отрасли. В России активно ведется работа по реализации программ, аналогичных ГЦП "Электронная Москва", в других регионах. Необходимо направить усилия на обеспечение взаимодействия и совместимости московских городских систем с информационными системами других региональных программ по развитию и использованию ИКТ, таких как "Электронный Санкт-Петербург", "Электронный Алтай" и других. Цели и задачи подпрограммы Исходя из основных принципов Концепции целями совершенствования нормативно-правовой базы, действующей в Москве, должны стать следующие: - создание стройной и гармоничной системы правовых актов, регулирующих процессы формирования и использования информационных систем и ресурсов, создающих благоприятную среду для развития ИКТ-сектора; - закрепление государственной политики обеспечения движения Москвы к информационному обществу, создание нормативной базы для успешной реализации Программы с учетом международного опыта; - обеспечение жителям Москвы конституционного права на информацию путем законодательного закрепления соответствующих административных и организационных механизмов. Основные задачи программы: - определение массива законодательного (правового) регулирования правоотношений, связанных с вхождением г. Москвы в информационное общество; - выявление пробелов в законодательном урегулировании вопросов информационного развития города Москвы; - выявление неэффективных и (или) неэффективно применяемых актов федерального законодательства и законодательства Москвы в области информации и информатизации; - определение и реализация первоочередных и последующих мер совершенствования законодательства, обеспечивающего нормативно-правовые условия для вхождения г. Москвы в информационное общество. Мероприятия по реализации программы Для достижения целей необходимы разработка и реализация программы развития городского законодательства в информационной сфере. В ходе этой работы должны быть реализованы следующие мероприятия: - создание реестра действующих нормативных актов (всех уровней), регулирующих сферу ИКТ; - проведение правовых исследований и формирование перспективного плана разработки и изменения законодательства в сфере информатизации и связи; - разработка новых законодательных и нормативных актов г. Москвы для нормативного обеспечения проектов ГЦП "Электронная Москва", в том числе: разработка и внесение от имени органов власти г. Москвы предложений по рационализации и коррекции федерального законодательства в области информации и связи; внесение изменений в действующие нормативные акты г. Москвы в области информации и связи; разработка и принятие новых законодательных актов г. Москвы. Ожидаемые результаты Основными результатами реализации подпрограммы являются: - создание стабильной и гармоничной системы правовых актов, направленных на обеспечение вхождения г. Москвы в информационное общество; - законодательное закрепление прав граждан на информацию и базовые информационно-коммуникационные услуги; - нормативно-правовое и методологическое обеспечение других мероприятий Программы; - устранение неопределенности и неоднозначности в применении законодательных актов разного уровня; - повышение эффективности Программы, создание нормативной базы для различных форм финансирования проектов и программных мероприятий. Ресурсное обеспечение Реализация подпрограммы предполагается как на основе использования бюджетного финансирования законопроектных работ в г. Москве, так и привлечения финансовых и иных (материальных, трудовых, информационных) ресурсов заинтересованных коммерческих, научных, общественных и иных организаций. Организационное обеспечение Организационное обеспечение выполнения подпрограммы возлагается на Государственного заказчика-координатора Программы. Раздел 1.2. ОБЩЕСИСТЕМНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОРОДСКОЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 1.2.1. Среда электронного взаимодействия Постановка проблемы За последние годы в Москве проделан большой объем работ в области разработки общесистемного обеспечения городской информационной инфраструктуры, в том числе: - разработан системный проект развития общегородской информационной системы; - утверждены общемосковские классификаторы улиц и территориальных единиц; - начат процесс интеграции информационных систем на межкомплексном уровне, например, информационных систем Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города и Комплекса экономической политики и развития, Комплекса имущественно-земельных отношений, Комплекса социальной сферы; - разрабатывается единая государственная картографическая основа (ЕГКО) г. Москвы с целью создания условий для эффективного управления развитием городского хозяйства и оперативного решения задач жизнеобеспечения города с использованием автоматизированных информационных технологий в интересах всех комплексов городского управления; - создан и ведется реестр городских информационных ресурсов и систем. К настоящему времени городскими структурами в основном завершено создание ведомственных информационных систем, предназначенных для информационной поддержки процессов решения экономических и социальных задач, стоящих перед ними. По поручению Правительства Москвы Москомархитектурой в 2000 году утвержден Регламент взаимодействия комплексов городского управления, проектных, строительных и эксплуатирующих организаций комплексов Правительства Москвы при использовании автоматизированных технологий на основе цифровой крупномасштабной (М 1:500 и крупнее) топографической информации Геофонда г. Москвы. Департаментом экономической политики и развития города Москвы в качестве Государственного заказчика на создание и эксплуатацию информационных ресурсов ЕГКО в 2001 году утверждено в установленном порядке Техническое задание на создание системы взаимодействия автоматизированных технологий проектных, строительных и эксплуатирующих организаций и контролирующих инспекций комплексов городского хозяйства и перспективного развития города на основе ЕГКО, БД ПИКС и цифровой крупномасштабной топографической информации. Однако указанные работы не получили достаточного развития в последующие годы. В то же время следует отметить низкий уровень интеграции существующих систем (федеральных, городских и местного самоуправления), неоправданное дублирование ввода однотипных данных в различных подсистемах, не допускающих автоматического обмена между ними, отсутствие общегородского комплекса стандартов, классификаторов, форматов, метаданных и т.д., позволяющих унифицировать представление данных и обеспечить согласованное функционирование этих подсистем в рамках общегородской информационной системы. До сих пор не определен порядок организации взаимодействия имеющихся в городе информационных систем, отсутствует комплекс стандартов и протоколов, определяющий характер этого взаимодействия, что препятствует их сетевой интеграции. Одной из наиболее важных задач является сетевая интеграция информационных ресурсов отраслевых комплексов между собой и с территориальными информационными системами. Для обеспечения унификации, информационной безопасности, снижения стоимости владения ресурсами необходимо осуществить переход к использованию в городских информационных системах легально приобретенного типового ПО, преимущественно отечественной разработки. Общесистемное обеспечение требует разработать (или выбрать из числа существующих) стандарты представления данных и метаданных информационных ресурсов, предоставляемых в общее пользование. Требуется обеспечить разработку и применение в соответствии с выбранными стандартами механизмов интеграции: - программных интерфейсов взаимодействия между приложениями; - программных интерфейсов взаимодействия между приложениями и средой, в которой они функционируют; - программных интерфейсов и протоколов взаимодействия между системными программными средствами промежуточного слоя; - программных и аппаратных интерфейсов взаимодействия между разными платформами, на которых реализованы и функционируют приложения, в гетерогенной сетевой среде; - программных интерфейсов между компонентами внутри приложений (если используется перспективная компонентная технология разработки приложений); - геоинформационных ресурсов города Москвы в стандартных Internet/Intranet-браузерах на основе соблюдения рекомендаций консорциума OpenGIS в части применения спецификаций Geographic Markup Language (GML) в качестве расширения XML, специализирующегося на хранении географической информации, включая ее пространственные и непространственные свойства. При этом разработке (или выбору из числа существующих) подлежат: стандарты архитектуры информационных систем; стандарты электронного обмена данными между системами; стандарты метаописаний информационных объектов; стандарты услуг телекоммуникационной инфраструктуры. Требуется установить, какие нормативно-технические требования должны быть предъявлены к информационным системам городского управления, подлежащим интеграции. Работы по общесистемному обеспечению в рамках данной подпрограммы, кроме общих вопросов интеграции систем, указанных выше, должны охватывать нормативно-техническую поддержку систем, создаваемых в рамках каждого раздела Программы. Кроме того, необходимо предусмотреть в рамках данной подпрограммы работы по общесистемному обеспечению развития современной телекоммуникационной инфраструктуры г. Москвы. Цели и задачи подпрограммы Основные цели подпрограммы: - унификация нормативных актов, регулирующих отношения в сфере взаимодействия компонентов ИКТ; - разработка и реализация механизмов взаимодействия органов власти между собой, с хозяйствующими субъектами и населением на основе широкомасштабного использования ИКТ (далее - Среда электронного взаимодействия), унифицированных стандартов представления данных и метаданных, протоколов сетевого взаимодействия; - обеспечение общесистемного единства программно-технологических и методологических решений и снижение затрат на проектирование и содержание городских информационных систем; - оптимизация информационного взаимодействия городских автоматизированных систем на основе использования интегрирующих свойств геоинформационных ресурсов и технологий, в том числе хранения геоданных в GML-формате в целях унификации процедур их импорта-экспорта для применяемых ГИС. Основные задачи - анализ существующих подходов к построению и использованию инфраструктуры, обеспечивающей процессы электронного взаимодействия органов власти между собой, с хозяйствующими субъектами и населением; - разработка правовых, организационных, проектно-технических и методических решений по созданию и функционированию общегородской Среды электронного взаимодействия; - разработка сегментированной модели функциональных услуг и комплексной архитектуры общегородской Среды электронного взаимодействия; - создание и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры поддержки сетевых сервисов, обеспечивающих функционирование Среды электронного взаимодействия; - реализация пилотных проектов, имеющих максимальный социально-экономический эффект, по обеспечению взаимодействия органов власти между собой, с хозяйствующими субъектами и населением в рамках Среды электронного взаимодействия; - создание модели интеграционного информационного пространства Москвы (МИИПМ) на основе геоинформационных ресурсов, содержащих официальные классифицированные и гармонизированные сведения об объектах жизнедеятельности, расположенных в пределах городской территории; - разработка и внедрение типовых модулей системы информационного взаимодействия городских автоматизированных систем и баз данных на основе усовершенствованных геоинформационных технологий реализации МИИПМ в среде Internet/Intranet. Мероприятия по общесистемному обеспечению Для достижения целей подпрограммы необходимо реализовать следующие мероприятия: 1. Разработка проектной документации общегородской Среды электронного взаимодействия. В рамках мероприятия должны быть выполнены следующие работы: 1.1. Анализ реализованных в России и за рубежом различных подходов к: - организации возможных механизмов электронного взаимодействия органов власти между собой, с хозяйствующими субъектами и населением; - стандартизации процедур/действий и информации, необходимых для выполнения услуг электронного взаимодействия; - обеспечению прозрачности и контроля в процессе предоставления услуг электронного взаимодействия; - совместимости применяемых российских и городских стандартов и протоколов взаимодействия с международными стандартами и протоколами; - осуществлению процессов электронного взаимодействия органов власти с хозяйствующими субъектами, имеющих максимальный социально-экономический эффект. 1.2. Разработка модели функциональных услуг и архитектуры общегородской Среды электронного взаимодействия. 1.3. Разработка документации технологической платформы общегородской Среды электронного взаимодействия, которая должна включать: - архитектуру Среды электронного взаимодействия и распределение между отдельными компонентами функций пользовательского интерфейса, прикладных функций, функций хранения и управления данными; - стандарты представления данных и метаданных в процессах электронного взаимодействия (совместимые с международными стандартами); - информационно-коммуникационные протоколы обмена данными; - механизмы безопасности, надежности и отказоустойчивости Среды электронного взаимодействия; - организацию сетевых сервисов, необходимых для функционирования Среды электронного взаимодействия; - этапы реализации и финансово-экономические показатели создания и функционирования Среды электронного взаимодействия. 1.4. Разработка правовых, организационных и методических вопросов функционирования инфраструктуры, обеспечивающей процессы электронного взаимодействия органов власти между собой, с хозяйствующими субъектами и населением, прежде всего: - координация решений вопросов использования стандартов и протоколов на федеральном, региональном, муниципальном и корпоративном уровнях; - расширяемость, т.е. простоту и легкость добавления новых компонентов в существующую Среду электронного взаимодействия; - равенство прав разработчиков информационных систем при поставке новых компонентов Среды электронного взаимодействия. 2. Создание и развитие общегородской Среды электронного взаимодействия городских органов власти между собой, с хозяйствующими субъектами и населением, обеспечивающей: - участие всех заинтересованных сторон (прежде всего представителей власти, бизнеса, науки и образования, гражданского общества) в определении архитектуры Среды электронного взаимодействия, выборе и/или разработке стандартов представления данных и метаданных в процессах электронного взаимодействия и т.д.; - использование не требующих специального сопровождения методов информационной идентификации информационных ресурсов и услуг; - возможность бесплатного доступа к информационным ресурсам и сетевым сервисам Среды электронного взаимодействия для всех заинтересованных сторон. В рамках мероприятия осуществляются: 2.1. Создание информационно-коммуникационной инфраструктуры поддержки сетевых сервисов, обеспечивающих функционирование Среды электронного взаимодействия, и реализация пилотных проектов, имеющих максимальный социально-экономический эффект, по обеспечению взаимодействия органов власти между собой, с хозяйствующими субъектами и населением в рамках Среды электронного взаимодействия. 2.2. Тиражирование стандартных ИКТ, основанных на свободно распространяемом и бесплатном программном обеспечении, принятом к использованию в городских органах власти и территориальных подразделениях. 3. Создание и развитие систем ведения общегородских классификаторов и справочников. 4. Актуализация обобщенной для города Москвы структуры геоинформационных потоков с учетом общемосковских, общероссийских и международных стандартов, классификаторов и справочников. 5. Доработка и ввод в действие Регламента информационного взаимодействия проектных, строительных, эксплуатирующих и контролирующих организаций города на основе данных Геофонда г. Москвы. 6. Модернизация, тиражирование и ввод в эксплуатацию типовых модулей системы взаимодействия органов власти города Москвы и подведомственных им проектных, строительных, эксплуатирующих и контролирующих организаций при использовании геоинформационных ресурсов г. Москвы на основе современных ИКТ и ГИС. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы Основными результатами реализации подпрограммы "Общесистемное обеспечение городской информационной инфраструктуры" станут: - постоянно действующий механизм формирования и функционирования Среды электронного взаимодействия органов власти между собой, с хозяйствующими субъектами и населением; - информационно-коммуникационная инфраструктура сетевых сервисов, обеспечивающих функционирование Среды электронного взаимодействия; - снижение затрат на разработку и содержание информационных систем; - ускорение разработки новых проектов за счет повторно используемых решений; - повышение эффективности использования информационных ресурсов; - повышение эффективности функционирования городских структур за счет внедрения современных информационных технологий, поддерживающих технологии "электронной власти" и "электронного учреждения"; - применение накопленного в городе опыта обработки и управления информационными потоками в целях организации интегрированного доступа к разнородным банкам электронных данных. Ресурсное обеспечение Основой реализации подпрограммы является бюджетное финансирование и участие представителей бизнеса, научно-образовательного сообщества и гражданского общества в деятельности самоорганизующихся сообществ по выбору/разработке стандартов представления данных и метаданных, информационно-коммуникационных протоколов обмена данными, организации сетевых сервисов и др. Организационное обеспечение и контроль Организация выполнения подпрограммы возлагается на Государственного заказчика-координатора Программы и Департамент экономической политики и развития города Москвы. 1.2.2. Технологические решения для городской информационно-коммуникационной инфраструктуры Постановка проблемы За последние годы индустрия информационных технологий достигла впечатляющих успехов в совершенствовании вычислительных систем, а также систем обработки и хранения данных. Постоянно увеличивается номенклатура предлагаемого оборудования и программных продуктов, многократно возросли функциональные возможности и "интеллектуальность" программного обеспечения. Все самые современные достижения в развитии информационных технологий использовались при реализации проектов и программ информатизации Москвы. Однако масштабные работы по информатизации не привели к созданию комплексной и взаимосвязанной информационной инфраструктуры города. Затраты на создание и эксплуатацию городских информационных систем быстро растут, но при этом заметно медленнее растет эффект от их внедрения и использования. Создание целостной информационной инфраструктуры города и повышение эффективности работ по информатизации является комплексной и многогранной проблемой. Общесистемная часть проблемы характеризуется следующими основными составляющими: - неоправданное многообразие используемых однотипных технических средств и программных продуктов различных разработчиков для создания информационных систем, которые выполняют одинаковые функции, но несовместимы между собой; - безопасность, надежность и гарантированная возможность быстрого восстановления информационных систем становятся основополагающими требованиями к информационным системам; - для решения одной и той же задачи многократно выполняются работы по ее изучению и разработке оригинальных информационных систем; - процесс создания новых информационных систем и более широкого внедрения ИКТ в жизнь города сдерживается необходимостью выполнения различных обеспечивающих и вспомогательных функций; - несмотря на непрерывное совершенствование вычислительных систем и программных продуктов, затраты на их эксплуатацию продолжают возрастать. Создание целостной информационной инфраструктуры города и повышение эффективности работ по информатизации является комплексной и многогранной проблемой. Очевидно, что будет невозможно эффективно и в полной мере ее решить при большом числе относительно небольших организаций, самостоятельно эксплуатирующих в интересах городского управления собственные информационные системы. Существующее положение вещей ведет к распылению ресурсов, разрозненности усилий и отсутствию конструктивной координации работ в области информатизации. Это сдерживает развитие экономики города и делает недостаточно эффективным процесс создания информационного общества. Одной из важных причин недостаточной эффективности информатизации является отсутствие централизованно формируемых и независимо используемых прикладных программно-технических платформ для создания различных городских информационных систем, а также отсутствие развитой централизованной инфраструктуры по обслуживанию городских прикладных информационных систем, по организации эффективного предоставления услуг этими системами и по поддержке пользователей этих систем. Недостаточная эффективность процессов информатизации и интеграции городских ресурсов, эффективность использования средств, выделяемых на информатизацию, связана также с тем, что большая часть офисного программного обеспечения, почтовых клиентов и операционных систем для предприятий и организаций города представлена продуктами зарубежных компаний, цены на которые таковы, что затраты города на их приобретение и обновление измеряются миллионами долларов. Монопольное положение ряда поставщиков позволяет им постоянно изменять версии программных продуктов, не всегда обеспечивая совместимость с предыдущими версиями, из-за чего возникает проблема совместимости и чтения документов, выполненных на разных версиях ПО. Новые версии продуктов предъявляют к аппаратным средствам неоправданно более высокие требования, чем предыдущие, из-за чего потребитель вынужден обновлять парк вычислительной техники задолго до его физического устаревания. Все это приводит к излишним затратам города на создание, обновление, поддержку и модернизацию программно-аппаратных средств. Закрытость форматов данных, используемых в таких продуктах, не позволяет обеспечивать полноценный обмен данными между системами разных производителей, создает дополнительные технические и финансовые сложности при создании систем обмена данными. В соответствии с законодательством Российской Федерации информация конфиденциального характера и информация, содержащая государственную тайну, должны обрабатываться и храниться только с использованием сертифицированного Гостехкомиссией при Президенте России программного обеспечения. Поэтому важным направлением Программы является разработка для нужд города программного обеспечения, соответствующего требованиям сертификационных органов, и его последующая сертификация. В настоящее время появилась альтернатива использованию программного обеспечения на основе "закрытого" кода и использования закрытых форматов данных. Появилось системное, офисное и прикладное программное обеспечение, разработанное на основе открытого исходного кода. В государственных и муниципальных органах других стран (Германия, Австралия, Эстония, Бразилия, Китай и ряд других стран) последние два года сформировалась тенденция отказа от использования "закрытого" ПО и переход на ПО с открытым исходным кодом. Одной из причин такого перехода стала с одной стороны необходимость для государства обеспечить информационную безопасность путем сертификации и контроля за соблюдением условий сертификации такого ПО. Другая причина заключается в возможности разработки специализированных дистрибутивов, состав которых определяется целями и задачами информационных систем органов власти. Городские структуры и органы власти как пользователи такого ПО должны иметь юридическую возможность передачи функций его совершенствования и поддержки другим лицам, если эти лица будут предлагать лучшие условия и качество работ. Цели и задачи подпрограммы Цели подпрограммы: - повышение эффективности использования информационных технологий и информационных ресурсов в органах власти и городском хозяйстве; - снижение затрат при создании и эксплуатации городских информационных систем; - интеграция информационных систем и консолидация информационных ресурсов; - исключение неоправданного дублирования и повышение качества работ при решении задач информатизации; - обеспечение соответствия городских информационно-коммуникационных систем стандартам и требованиям городской информационной инфраструктуры; - разделение функций по созданию и использованию прикладных ИКС и функций создания и эксплуатации базовых программно-аппаратных средств ИКС; - создание условий для ускоренного развития информационных систем и услуг; - обеспечение технологической независимости от поставщиков-монополистов; - сокращение сроков разработки и внедрения новых информационных систем; - обеспечение информационной безопасности на основе поставок в городские структуры и органы власти сертифицированных комплексов программного обеспечения различного назначения с открытым исходным кодом; - обеспечение обмена информацией между элементами информационных систем города на основе открытых форматов данных. Задачи подпрограммы: - создание инфраструктуры базовых централизованно используемых взаимоувязанных прикладных программно-технических платформ коллективного использования для построения различных городских информационных систем; - создание централизованной инфраструктуры по разработке, внедрению и развитию городских прикладных информационных систем, в том числе создание системы технической поддержки, обучения, развития и распространения разработанного программного обеспечения; - создание централизованной инфраструктуры по обслуживанию городских прикладных информационных систем, включающей системы методической и технической поддержки, сетей обучения и распространения разработанного программного обеспечения; - адаптация или обновление существующих городских информационных систем для включения в состав взаимосвязанного комплекса; - интеграция разрозненных баз данных и других информационных ресурсов в единую систему городской информационной инфраструктуры; - создание централизованной системы по организации эффективного предоставления информационных услуг населению и хозяйствующим субъектам на основе городских информационных ресурсов и обеспечение поддержки держателей этих ресурсов; - обеспечение высокого уровня надежности и безопасности информационных систем и информационных ресурсов города; - создание типовых сертифицированных дистрибутивов программного обеспечения для использования в городских организациях, службах и органах власти. Мероприятия подпрограммы - подготовка плана и технико-экономического обоснования создания платформ для обновленной городской инфраструктуры; - создание инфраструктуры центров хранения и обработки данных, которые будут отвечать всем требованиям по обеспечению надежности и безопасности для информационных систем органов власти и городского хозяйства; - разработка требований к программно-аппаратным комплексам для использования в городских службах и органах власти, разработка ТЗ на типовые дистрибутивы для городских служб и органов власти; - организация надежного и безопасного размещения информационных ресурсов города и их копий в специализированных центрах; - конвертация данных, накопленных в действующих системах, и/или обеспечение интеграции с используемыми в городском управлении информационными системами; - создание и сопровождение комплексных платформ прикладного назначения, на основе которых можно будет быстро и эффективно решать такие распространенные задачи, как: автоматизация документооборота; создание информационных порталов; создание и ведение баз данных; дистанционное обучение; телемедицина; электронная торговля; биллинг и выставление счетов; предоставление мультимедийных услуг; создание и организационно-техническое сопровождение видеоконференцсвязи; - создание централизованных служб обеспечения и эксплуатации городских информационных систем и ресурсов; - предоставление полного пакета дополнительных услуг для быстрого внедрения и эффективного использования ИКТ на основе платформ прикладного назначения; - создание/выбор типовых программно-аппаратных комплексов для городских служб и ведомств с учетом требований экономичности, интегрируемости, решения вопросов сопровождения и обучения пользователей; - постановка и решение задач системной интеграции и оказание помощи при создании прикладных информационных систем и платформ прикладного назначения на основе централизованных комплексов базовых программно-аппаратных средств; - сертификация типовых аппаратно-программных комплексов для городских служб и ведомств; - разработка и сертификация типовых дистрибутивов для городских служб и ведомств на основе ПО, поддерживающего открытые форматы данных и протоколы их обмена, создание и сопровождение комплексных платформ прикладного назначения; - перевод городских служб и ведомств на типовое сертифицированное ПО, типовые аппаратно-программные комплексы. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы - повышение эффективности использования ресурсов и снижение затрат на создание и эксплуатацию городских информационных систем; - повышение эффективности работы городских структур управления, повышение оперативности и качества принимаемых ими решений, улучшение качества жизни москвичей, развитие информационного обслуживания жителей; - снижение затрат на внедрение и использование информационных технологий в целевых и иных программах, финансируемых городом; - ускоренное развитие информационных ресурсов Москвы; - интенсификация развития науки, образования, здравоохранения и социальной сферы города за счет использования новых возможностей ИКТ и повышения экономической эффективности собственной деятельности; - приведение используемого ПО в соответствие с правовыми нормами действующего законодательства Российской Федерации, исключение нелицензионного использования программного обеспечения; - снижение затрат на модернизацию аппаратных средств и лицензионно чистое ПО; - повышение уровня защищенности информационных систем; - создание рабочих мест в системе технического сопровождения, обучения, распространения и поддержки программного обеспечения. Ресурсное обеспечение Реализация подпрограммы предполагается как на основе использования бюджетного финансирования, внебюджетных фондов, так и привлечения финансовых и иных (материальных, трудовых, информационных) ресурсов коммерческих, научных, общественных и иных организаций. Организационное обеспечение Организация выполнения подпрограммы возлагается на Государственного заказчика-координатора Программы. 1.2.3. Система обеспечения информационной безопасности Постановка проблемы Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Внедрение современных информационных технологий привело к появлению новых видов преступлений, таких как компьютерная преступность и компьютерный терроризм - незаконное вмешательство в работу электронно-вычислительных машин, систем и компьютерных сетей, хищение, присвоение, вымогательство компьютерной информации. Кибертерроризм и киберпреступность - это новые формы преступной деятельности, которые для достижения своих целей используют современные информационно-коммуникационные технологии. Информация и информационные услуги играют все возрастающую роль в жизни города. Разрушение или искажение информации в одной из взаимосвязанных информационных систем может вызвать цепную реакцию отказов и привести к катастрофическим последствиям. Безопасность, надежность и гарантированная возможность быстрого восстановления информационных систем становятся основополагающими требованиями. Недопустима ситуация, при которой многие из городских информационных систем и ресурсов имеют высокую степень риска быть выведенными из строя на длительный срок или даже быть безвозвратно утерянными в результате стихийного бедствия, террористического акта, компьютерного преступления, неосторожности или умысла обслуживающего персонала. Для обеспечения безопасности информационного общества требуется комплексный подход, который вместе с решением задачи информационной безопасности требует создания соответствующей законодательной базы информатизации. По своей общей направленности угрозы информационной безопасности подразделяются на следующие виды: - угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина; - угрозы информационному обеспечению государственной политики; - угрозы развитию отечественной индустрии информации, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов; - угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем. Международный опыт свидетельствует о стремительном ежегодном росте угроз информационной безопасности, росте ущерба от киберпреступности и кибертерроризма. Постоянно растет количество преступлений в сфере ИКТ, совершаемых против государственных информационных систем. По данным ЦРУ, за последние три года Интернет-представительства центральных органов власти США были атакованы 750 тыс. раз. По другим источникам, число таких атак может достигать 1 млн. Только на сети Космического Командования США (US Space Command) в 2001 году было предпринято более |