изображений; - разработка нормативных, инструктивных и методических материалов на уровне г. Москвы (с учетом соответствующих разработок Министерства культуры Российской Федерации); - стимулирование создания электронных изданий в сфере культуры (на CD-ROM, DVD-ROM) и веб-сайтов; - ведение работы по систематизации и классификации электронных ресурсов в сфере культуры и подготовка аннотированных иллюстрированных каталогов (CD-ROM, DVD, Интернет и др.); - организация конференций, семинаров, конкурсов, фестивалей, в том числе международных, связанных с использованием ИКТ в сфере культуры в целом; - развитие международного сотрудничества и интеграции российских ресурсов по культуре с общероссийскими и общемировыми ресурсами; - создание инфраструктуры общедоступных центров информационных ресурсов по культуре на базе московских библиотек и музеев; - разработка и внедрение универсальной информационно-справочной системы для музеев Москвы, предназначенной для научных исследований, проведения работ по систематизации и классификации музейных экспонатов, для составления планов тематических экспозиций, их организации и проведения, организации ввода информации в музейные БД и использования для культурно-просветительских целей. Ресурсное обеспечение Финансирование Программы информатизации отрасли культуры осуществляется из городского бюджета как единой комплексной программы. Необходимо также предпринять шаги для получения инвестиций в мероприятия Программы, связанные, прежде всего, с оцифровкой и изданием на электронных носителях культурного наследия, от коммерческих организаций. Ожидаемые результаты По результатам работ 2003 года будет разработана и утверждена Программа информатизации культуры г. Москвы на 2004-2007 гг. По результатам реализации Программы в целом: создание условий для широкого доступа к произведениям отечественной и мировой культуры и искусства для всех социальных слоев, для свободного творчества, духовного и культурного развития личности и непрерывного образования. Организационное обеспечение Организационное обеспечение и контроль хода выполнения подпрограммы осуществляет Комитет по культуре города Москвы. 2.2.3. ИКТ в здравоохранении Постановка проблемы и обоснование необходимости ее решения Москва традиционно является крупнейшим научным и лечебным центром, причем не только для России, но и по-прежнему для республик, входивших в состав СССР. В Москве сосредоточено свыше 10 тысяч крупных, средних и мелких лечебных, диагностических, профилактических и оздоровительных учреждений, аптек, оптовых фирм, поставляющих медикаменты и медицинское оборудование в Москву и регионы, представительств зарубежных и отечественных фирм-производителей. При всех изменениях экономической и политической конъюнктуры поддержание здоровья остается одной из главных целей любого человека, вследствие чего не уменьшается потребность в информации медицинского характера. Причем из-за большого разброса цен на медицинские товары и услуги возникает стремление оптимизировать усилия и затраты на поддержание здоровья и на лечение. Информация о заболеваниях, о методах профилактики и лечения, о доступности и действии лекарственных препаратов, об особенностях реакции организма и побочных эффектах требует, с одной стороны, обеспечения максимальной доступности, а с другой стороны - достаточно гибкой и глубокой фильтрации. В Москве налажен достаточно жесткий контроль деятельности всех субъектов медицинского рынка (независимо от формы собственности) со стороны властных структур путем лицензирования деятельности всех лечебных и диагностических учреждений, а также оптовых и розничных фирм, работающих на лекарственном рынке. Этот контроль со временем будет только усиливаться. Деятельность в медицинской сфере (и в особенности на рынке лекарств) достаточно формализована, т.к. основана на принятой во всем мире терминологии. Это создает хорошие условия для создания адекватных моделей данных и информационных потоков. За предшествующие годы пройден долгий (и порой извилистый) путь автоматизации многих медицинских центров и аптечных учреждений, налажен достаточно высокий уровень информирования населения (в первую очередь, в аптечной сфере). В то же время в последние 3-5 лет появилось большое число новых коммерческих медицинских учреждений, в которых автоматизация осуществляется "с нуля". Перечисленные факторы, с одной стороны, создают благоприятные условия для внедрения новых компьютерных технологий в сферу медицинских услуг и обеспечения лекарственными препаратами, с другой стороны - как ни в одной другой области - требуют очень тонкого лавирования между необходимостью способствовать максимальному распространению медицинской информации и необходимостью введения определенных ограничений на доступ к ней для лиц, не обладающих достаточной квалификацией для адекватной оценки этой информации, не говоря уже о контроле за распространением недостоверной информации и недобросовестной рекламы методов лечения и лекарств. К наиболее важным направлениям внедрения ИКТ в области здравоохранения можно отнести следующие: - создание проекта "Электронный паспорт здоровья москвича"; - создание компьютерной базы данных, совместимой с единым городским классификатором (в идеале - мультимедийной), с подробной информацией о лекарственных препаратах и изделиях медицинского назначения в двух вариантах - для населения и для специалистов, а также базы данных лечебных и диагностических центров Москвы; - обеспечение доступа к медицинской информации для профессиональных пользователей и рядовых потребителей соответствующих товаров и услуг; - обучение персонала каждого учреждения здравоохранения Москвы навыкам работы с электронной почтой и ресурсами Интернет с обязательной проверкой знаний в период аттестации; - создание на одном из московских веб-серверов представительства Департамента здравоохранения города Москвы с разделом "Достижения мирового и российского здравоохранения", ведение которого необходимо поручить главным специалистам по направлениям с участием сотрудников ведущих НИИ, клиник и редакций медицинских журналов, расположенных в Москве; - создание на базе ведущих институтов, клиник и диагностических центров пунктов "консультаций через Интернет" для москвичей и для всех учреждений здравоохранения, включая поликлиники, а также системы записи населения к специалистам через электронную почту. Неизбежное внедрение во все сферы жизни новых ИКТ диктует новую стратегию реформирования и модернизации здравоохранения. При этом важно, чтобы затраты на осуществление реформы не отягощали бюджет, т.к. в противном случае они останутся на бумаге. Одной из составляющей такого подхода является телемедицина. Под телемедициной понимается комплекс процедур, обеспечивающий с помощью компьютерной (информационной) технологии и высокоскоростных магистральных каналов связи адекватный обмен медицинскими данными на расстоянии. Это направление быстро развивается, российские медики также включаются в различные национальные и международные проекты. Так, ряд клинических центров Москвы и Санкт-Петербурга осуществляет телемедицинские контакты с клиниками США. Прошел ряд трансляций и симпозиумов, организованных НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН. Фактически речь идет о ресурсосберегающем подходе к решению важнейшей социальной и научной проблемы. Телемедицина позволяет одновременно решать ряд актуальных социальных и медицинских проблем: - пациенты независимо от места проживания могут быть в течение короткого промежутка времени проконсультированы квалифицированными специалистами вплоть до организации консилиума врачей из разных клиник и даже городов; - совместное использование медицинскими учреждениями дорогостоящей высокотехнологичной аппаратуры; обучение работе с последней. Настало время приступить к разработке стратегии и программы действий по развитию информатизации здравоохранения и телемедицины в Москве, опирающихся на достижения современных технологий, с привлечением всех заинтересованных сторон. Цели подпрограммы Цели подпрограммы: - повышение качества медицинского обслуживания населения г. Москвы за счет широкого использования современных ИКТ в лечебном процессе и в организации работы медицинских учреждений; - использование информационных технологий для развития и поддержки рынка медицинских услуг г. Москвы; - создание условий для привлечения медицинского потенциала Москвы к оказанию высококвалифицированной помощи в регионах Российской Федерации; - формирование раздела здравоохранения в едином информационном пространстве служб городского жизнеобеспечения. Мероприятия подпрограммы Для достижения поставленных целей в качестве первоочередных необходимо реализовать следующие основные мероприятия: - проведение подробного обследования лечебных учреждений и других организаций здравоохранения, подчиненных Департаменту здравоохранения города Москвы (включая техническую оснащенность, использование специализированных информационных систем, полноту наполнения баз данных, коммуникации и подключение к Интернету и т.п.); - разработка подпрограммы информатизации здравоохранения г. Москвы; - разработка проекта "Электронный паспорт здоровья москвича"; - развитие и внедрение в здравоохранение города телемедицинских и телерадиологических систем; - разработка механизмов согласования и координации комплексной подпрограммы информатизации здравоохранения г. Москвы с другими общегородскими программами (по экономике и развитию, образованию, науке, телекоммуникациям и т.п.); - организация приема и обслуживания держателей социальных карт по программе обязательного медицинского страхования и обеспечения льготного лекарственного обслуживания в лечебно-профилактических учреждениях Москвы, а также развитие приложений социальной карты в сфере здравоохранения; - разработка и развитие проекта "Удаленная регистратура"; - разработка и развитие проекта "Реабилитация и уход за тяжелобольными"; - разработка и развитие проекта "Профилактика и лечение наркомании". В разработанную подпрограмму информатизации здравоохранения г. Москвы в качестве основных должны войти следующие конкретные мероприятия: - разработка стандартов подготовки медицинских документов к компьютерному обращению. Стандартизация алгоритмов работы и медикотехнических стандартов; - разработка методологии создания медико-экономических стандартов для системы ОМС; - разработка программ и моделей управления отдельными лечебно-профилактическими учреждениями разного уровня, округами, городским здравоохранением; - разработка аналитико-демографических и экологических и санитарно-гигиенических программ с акцентом на радиационную безопасность; - разработка информационно-справочных систем для Федеральных программ "Туберкулез", "Онкология", "Детство" и охрана материнства и младенчества и т.д.; - разработка программ по мониторингу среды, ее отдельных компонентов и специфических процессов, слежению за динамикой развития отрасли или интегральных критериев; - разработка программ по анализу экономических категорий и показателей в здравоохранении; - развитие и внедрение в здравоохранение города телемедицинских и телерадиологических систем; - создание информационно-справочных систем типа "Электронная аптека", которые помимо информации о медикаментах содержали бы информацию о расходных материалах, оснащении и оборудовании; - разработка и внедрение программ обработки, хранения, передачи изображений (рентгеновские, УЗИ, эндоскопия, цитология и гистология, построение 3-мерных изображений; виртуальные изображения); - разработка информационно-справочных программ для массовых мероприятий (вакцинация, профилактические осмотры, диспансеризация, скрининг); - разработка и усовершенствования программ для "Скорой помощи", и структур по транспортировке пациентов, органов, препаратов с учетом взаимодействия с МВД, МЧС, Пожарной охраной и др.; - разработка и внедрение программ для научных исследований в сфере использования ИКТ в медицине; - разработка медицинских образовательных и просветительных программ для населения по использованию достижений информационных технологий и современных телекоммуникаций, согласованных с аналогичными мероприятиями других разделов Программы "Электронная Москва"; - проведение регулярного и широкомасштабного обучения медицинского персонала использованию информационных технологий и телекоммуникаций в практической деятельности и научных исследованиях. При реализации всех мероприятий подпрограммы обеспечиваются учет и соблюдение требований обеспечения информационной безопасности. Ожидаемые конечные результаты подпрограммы В результате выполнения подпрограммы будут: - улучшено качество и увеличен объем медицинской помощи населению; - созданы благоприятные условия для снижения заболеваемости, сохранения трудоспособности активной части населения, сокращения сроков временной нетрудоспособности и улучшения медицинского обслуживания малоимущих групп населения и пенсионеров; - улучшена лечебно-профилактическая деятельность в области охраны материнства и детства; - оптимизированы системы снабжения и закупок медицинского и вспомогательного оборудования, оснащения, расходных материалов и медикаментов. Созданы информационные системы служб эксплуатации оборудования и сервисное обеспечение; - созданы более комфортные условия для получения медицинской информации, образования и повышения профессионального уровня и научно-исследовательской работы; - созданы информационные системы для мониторинга экологических характеристик городской среды. Ресурсы подпрограммы Источниками финансирования подпрограммы являются бюджет г. Москвы, внебюджетные средства. Организационное обеспечение реализации подпрограммы, контроль хода ее реализации Общее организационное обеспечение реализации подпрограммы осуществляет Департамент здравоохранения города Москвы. 2.2.4. ИКТ в сфере социальной защиты населения Постановка проблемы и обоснование ее решения С началом экономических реформ 90-х годов резко снизился жизненный уровень, особенно социально незащищенных слоев населения. В Москве наряду с Федеральной программой мер социальной поддержки осуществляется и успешно развивается социальная политика в отношении различных групп населения Москвы за счет средств городского бюджета, фонда финансовых ресурсов префектур и районных управ. В сфере социальной защиты населения функционирует широкая сеть разнопрофильных органов и учреждений, предназначенных для оказания различного вида социальной помощи. Более разнообразными стали формы и методы социальной защиты. Постоянно появляются новые направления в работе: учет и работа с беспризорными и безнадзорными детьми, внедрение социальной карты москвича, приспособление внешней среды, включая информационно-коммуникационные технологии, для нормальной адаптации инвалидов в жизнедеятельность общества и ряд других направлений. Органами и учреждениями социальной защиты населения ежемесячно выплачиваются различные виды социальных выплат на сумму свыше 5 млрд. рублей. Существующее многообразие форм социальной защиты требует, с одной стороны, предоставления возможности каждому жителю города иметь полную информацию о его правах на получение гарантированных льгот, с другой - с учетом ограниченности финансовых ресурсов - оказывать социальную помощь адресно, равномерно и очередно - наиболее нуждающимся слоям населения. Социальная защита населения города характеризуется следующими параметрами: - общее количество обслуживаемых лиц, зарегистрированных в органах и учреждениях социальной защиты, составляет около 3,5 млн. человек; - законодательно (на федеральном и городском уровне) определено более 300 категорий граждан, которые имеют право на различного рода льготы, компенсации и другие виды социальной помощи; - число органов и учреждений, обеспечивающих выполнение функций социальной защиты, - 400 и постоянно увеличивается; - в обеспечении выплат участвуют 1200 учреждений Сберегательного банка РФ, Моспочтампта и Банка Москвы; - более 2 млн. человек пользуются различными видами социально-бытовых льгот, установленных федеральным и городским законодательствами. В настоящее время демографическая и экономическая ситуация характеризуется общим ростом количества граждан, нуждающихся в социальной защите (общее старение населения, ухудшение здоровья и рост числа инвалидов, низкий жизненный уровень, локальные военные конфликты на территории страны и т.д.). Решение стоящих перед отраслью задач и исполнение предъявляемых современных требований осложняются рядом проблем: - отсутствием полномасштабной автоматизации всех процессов в органах и учреждениях социальной защиты; - недостаточной возможностью оперативного получения информации по отдельным видам деятельности для выработки обоснованных управленческих решений; - сложностями при проведении отраслевого прогнозирования и моделирования; - высокой стоимостью современных информационно-коммуникационных технологических решений; - правовым решением вопроса межведомственного использования имеющейся в корпоративных системах Департамента социальной защиты населения города Москвы персонифицированной информации; - недостаточностью парка современной компьютерной техники в органах и учреждениях социальной защиты. Решение перечисленных выше проблем может быть достигнуто за счет проведения комплекса организационно-технических мероприятий, направленных на качественное повышение эффективности функционирования системы социальной защиты, важнейшим из которых является переход на новый уровень интеграции информационных систем на основе современных информационно-коммуникационных технологических решений с сохранением ранее сделанных инвестиций. В настоящий момент существуют следующие предпосылки для такого решения: - в рамках работ по Распределенной Автоматизированной Системы Обработки Информации Социальной защиты населения (РАСОИ "Соцзащита") Москвы создана и функционирует в промышленном режиме основа интеграции - общегородские банки данных социальной защиты - Общегородской Интегрированный Банк Данных (ОИБД), содержащий персонифицированную информацию о 4,2 млн. субъектов социальной защиты, и Банк Данных Инвалидов (БДИ), содержащий персонифицированную информацию об 1 млн. инвалидов города. Данные банки данных функционируют на основе справочников и классификаторов, составляющих единую нормативно-справочную базу; - при создании и развитии РАСОИ "Соцзащита" Москвы отработаны и функционируют современные технологии: организация внутриотраслевого информационного взаимодействия автоматизированных систем учреждений и органов социальной защиты (районные управления социальной защиты населения, бюро медикосоциальной экспертизы, центры социального обслуживания и др.); организация информационного взаимодействия через межотраслевые интерфейсы с городскими и федеральными органами и учреждениями социальной сферы (Управление ЗАГС города Москвы, Департамент образования города Москвы, Федеральная служба занятости по г. Москве, ГУОПФР по г. Москве и Московской области, Сбербанк РФ, ОАО "Московский муниципальный банк - Банк Москвы", Моспочтамт и др.); организация дистанционного технического сопровождения и удаленного администрирования информационных систем для снижения эксплуатационных затрат; прогнозирование и принятие управленческих решений на основе применения WEB-ориентированных информационно-аналитических систем (ИАС); - реализуется программа подключения органов и учреждений социальной защиты к Московской волоконно-оптической сети. Таким образом, созданы все условия для интеграции автоматизированных информационных систем органов и учреждений социальной защиты населения на основе общегородских банков данных и перехода к общегородской интегрированной информационной системе социальной защиты населения, функционирующей в рамках общей технологии и качественно повышающей эффективность функционирования отрасли социальной защиты Москвы. Цели и задачи подпрограммы Целью подпрограммы является качественное повышение эффективности функционирования отрасли социальной защиты населения Москвы за счет широкого внедрения ИКТ в деятельность отрасли, интеграции действующих и внедряемых информационных систем. Задачами, решаемыми для достижения этой цели, являются: - расширение функционала городских банков данных социальной защиты населения для решения общеотраслевых и городских задач; - комплексная автоматизация деятельности органов и учреждений социальной защиты населения; - реализация необходимых интерфейсов для обеспечения взаимодействия с информационными системами других ведомств в рамках городского и федерального уровней; - модернизация информационных систем органов и учреждений социальной защиты для интеграции с городскими банками данных социальной защиты и реализация всего спектра функций социальной защиты; - расширение функционала существующих информационно-аналитических систем; - внедрение технологии электронного документооборота, включая электронно-цифровую подпись. Система мероприятий подпрограммы Мероприятиями подпрограммы являются работы, выполняемые в соответствии с планами информатизации отрасли социальной защиты: - модернизация информационных систем, действующих в районных управлениях социальной защиты населения; - внедрение информационной системы автоматизации деятельности бюро медико-социальной экспертизы (ИС "ОРИОН") в составе межотраслевой автоматизированной системы "Реабилитация инвалидов"; - ввод в промышленную эксплуатацию информационной системы комплекса социально-жилых домов (ИС "КСЖД"); - модернизация и внедрение информационных систем в центрах социального обслуживания населения, отделениях реабилитации инвалидов и социальных приютах для детей; - создание и внедрение информационных систем учреждений социального обслуживания населения (дома-интернаты, дома ночного пребывания для лиц БОМЖ, реабилитационные центры инвалидов) на основе применения Многофункциональной адаптируемой информационной системы социального обслуживания населения по единой технологии (МАИС СОНЕТ); - продолжение работ по расширению функциональных возможностей и информационного наполнения общегородских банков данных социальной защиты для обеспечения интеграции на их основе информационных систем органов и учреждений социальной защиты населения; - модификация интерфейсов взаимодействия с информационными системами учреждений Федеральной службы занятости, Департамента образования города Москвы, Департамента здравоохранения города Москвы и других ведомств социальной сферы городского и федерального уровней; - расширение функциональных возможностей информационно-аналитических систем для проведения анализа качества реализации мероприятий по социальной защите, деятельности органов и учреждений социальной защиты и прогнозирования развития социальной сферы города; - перевод системы отраслевого документооборота на использование электронных документов путем внедрения WEB-ориентированной безбумажной технологии. При реализации всех мероприятий подпрограммы обеспечиваются учет и соблюдение требований обеспечения информационной безопасности. Ожидаемые результаты Реализация настоящей подпрограммы позволит качественно повысить эффективность функционирования отрасли социальной защиты населения Москвы путем достижения следующих результатов: - обеспечение организации функционирования социальной защиты населения Москвы в условиях роста объемов задач и кадрового дефицита на базе современной информационной технологии; - обеспечение возможности эффективного мониторинга и контроля реализации социальных программ; - уменьшение временных задержек при прохождении технологических процессов, внутриотраслевых и межотраслевых взаимодействий и повышение способности отрасли как системы оперативно реагировать на происходящие изменения внешней среды; - создание инструментов поддержки принятия эффективных управленческих решений, моделирования и прогнозирования; - сохранение ранее сделанных инвестиций и оптимизация издержек. Ресурсное обеспечение Основой реализации подпрограммы является бюджетное финансирование за счет средств Москвы. Возможно привлечение в сферу информатизации социальной защиты населения города и иных ресурсов. Организационное обеспечение и контроль Организационное обеспечение и контроль за ходом выполнения подпрограммы осуществляются Департаментом социальной защиты населения города Москвы. 2.2.5. ИКТ на транспорте Постановка проблемы Устаревшая система сбора проездной платы и контроля оплаты проезда и отсутствие достоверных данных о перевозке пассажиров, имеющих право на бесплатный проезд, приводят к низкому сбору платы за проезд и необоснованно большим дотациям транспортным предприятиям на перевозку льготников. Существующая система финансирования транспортных предприятий напрямую не зависит от объемов перевозки пассажиров и не стимулирует транспортные предприятия к снижению расходов и противоречит действующему законодательству. Цели и задачи подпрограммы Целью проекта является введение в действие организационно-технологических и экономических мер, направленных на качественное повышение уровня обслуживания пассажиров при сокращении доли дотаций из городского бюджета в бюджете городского наземного пассажирского транспорта. В рамках проекта предполагается осуществить ряд первоочередных мер и мероприятий технического, технологического и организационного характера, направленных на улучшение качества и условий перевозки пассажиров наземным городским пассажирским транспортом, повышение собираемости проездной платы и совершенствование хозяйственной деятельности транспортных предприятий наземного городского пассажирского транспорта. Реализация данного проекта должна обеспечить снижение доли дотации из городского бюджета на содержание наземного городского пассажирского транспорта. Мероприятия подпрограммы Проект предполагает внедрение современных информационных технологий в наземном городском пассажирском транспорте. Реализация проекта основана на следующих мероприятиях: - внедрение АСКП в городском наземном пассажирском транспорте; - создание городского Центра обработки информации наземного пассажирского транспорта. Ожидаемые результаты В результате выполнения подпрограммы ожидаются: - повышение собираемости проездной платы путем внедрения АСКП на маршрутах наземного пассажирского транспорта; - обеспечение автоматизированного учета объемов перевозки пассажиров наземным пассажирским транспортом, в том числе имеющих льготу бесплатного проезда; - совершенствование системы расчетов с транспортными предприятиями наземного пассажирского транспорта в зависимости от объема выполняемой транспортной работы и объема перевозки пассажиров. Ресурсное обеспечение Ресурсное обеспечение подпрограммы формируется из средств городского бюджета и внебюджетных источников. Организационное обеспечение и контроль Организационное обеспечение и контроль за ходом выполнения подпрограммы осуществляет Управление транспорта и связи города Москвы. 2.2.6. ИКТ в сфере потребительского рынка и услуг Постановка проблемы Потребительский рынок во многом является опорой региональной экономики, надежным источником пополнения бюджета Москвы. Столица является крупнейшим торговым центром на территории Российской Федерации. Она обеспечивает 28% оборота розничной торговли от общероссийских показателей. В сфере бытового обслуживания наблюдается стабильный рост объемов платных услуг. В сфере потребительского рынка и услуг трудятся 1,3 млн. человек. Это 23% от общего числа занятых в городе. На долю отраслей, входящих в состав потребительского рынка, приходится 17% поступлений в доходную часть бюджета Москвы. Отрасли, обслуживающие потребительский рынок, претерпели серьезную перестройку и реконструкцию. Развитие потребительского рынка и услуг нацелено на мировой уровень. На предприятиях торговли, общественного питания и бытового обслуживания внедряются новые формы торговли и обслуживания, растут инвестиции в отрасли потребительского рынка, создается нормативно-законодательная база, качественный скачок достигнут в подготовке кадров. Приоритеты развития инфраструктуры потребительского рынка и услуг включают в себя меры социальной направленности в обслуживании населения, защиту прав потребителей и поддержку предпринимателей, поддержку отечественных товаропроизводителей, улучшение инвестиционного климата и т.д. Цели и задачи подпрограммы Целью подпрограммы является повышение эффективности государственного управления в сфере потребительского рынка и услуг, информационное обеспечение инфраструктуры и развития отрасли для удовлетворения москвичей и гостей столицы продовольствием, товарами народного потребления, услугами общественного питания, службы быта с применением ИКТ. Задачи: - улучшение обслуживания инвалидов и участников Великой Отечественной войны; - совершенствование системы льготного обслуживания. - упорядочение алкогольного рынка и усиление контроля за качеством этой продукции в оптовых звеньях; - развитие мелкооптовой торговли; - обеспечение мониторинга реализации Генеральной схемы размещения крупных торговых объектов на период до 2020 года; - поддержка отечественных товаропроизводителей; - развитие межрегиональной торговли; - поддержка малого бизнеса, занятого в сфере потребительского рынка и услуг; - защита прав потребителей, контроль за качеством и безопасностью товаров; - поддержка, развитие и контроль за деятельностью предприятий торговли (в том числе "электронной торговли"), общественного питания, службы быта и рынков; - нормативно-правовое регулирование применения ИКТ в сфере потребительского рынка. Система мероприятий подпрограммы - разработка и реализация плана мероприятий по развитию нормативно-правовой базы по использованию ИКТ в сфере потребительского рынка и услуг; - создание и развитие информационных систем Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы, создание Интернет-портала Департамента; - разработка Концепции "Развитие электронной торговли в городе Москве"; - создание электронных торгово-закупочных площадок для развития оптово-розничной торговли, предприятий общественного питания и бытового обслуживания. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы Использование средств ИКТ в решении задач подпрограммы позволит значительно улучшить качество оказываемых услуг предприятиями торговли, общественного питания и службы быта всем слоям населения города, а также повысить эффективность государственного регулирования сферы потребительского рынка и услуг. Ресурсное обеспечение подпрограммы Ресурсное обеспечение подпрограммы формируется из средств городского бюджета и внебюджетных источников. Организационное обеспечение Организация выполнения осуществляется Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы. 2.2.7. ИКТ в промышленности Постановка проблемы Современное промышленное производство немыслимо без использования ИКТ. Используя в своей деятельности современные средства ИКТ, предприятие повышает свою экономическую эффективность, конкурентоспособность на рынке и инвестиционную привлекательность. В 70-80-е годы проблема информатизации предприятий была одной из важнейших государственных задач. В тот период практически каждое предприятие создавало у себя вычислительный центр, внедрялись программы экономического планирования, сетевые графики производственных процессов и т.д. Методологической основой функционирования таких систем было централизованное планирование. Практически вся промышленная продукция фондировалась из ведомств ("сверху"). Обеспечение предприятий сырьем, материалами и комплектацией зависело от заранее выделенных фондов, которые не всегда можно было реализовать в нужный момент и в нужных объемах. Собственная продукция предприятий также фондировалась "сверху", то есть заранее распределялась по потребителям, что зачастую не согласовывалось с их потребностями по количествам и срокам поставок. Такая практика приводила к необходимости создания на предприятиях запасов сырья, материалов, комплектации и готовой продукции, что снижало их экономическую эффективность. Конкуренция между предприятиями в таких условиях практически отсутствовала. С развалом Советского Союза и остановкой на многие годы большинства промышленных предприятий страны прекратили свое существование прежние АСУ по причине их ненадобности, технической отсталости и несоответствия новым рыночным условиям. Рыночные условия коренным образом меняют методологическую основу информатизации. Главный рыночный фактор - ориентация на заказчика. В этих условиях предприятие самостоятельно ищет поставщиков сырья, материалов, комплектации и потребителей собственной продукции. ИКТ при этом должны обеспечивать максимальную экономическую эффективность предприятия и его конкурентоспособность. Выполнения таких требований можно достичь путем минимизации запасов, устранения любых ограничений, влияющих на производство, и своевременной поставки продукции потребителю с нужным качеством. В связи с этим коренным образом меняются технологии управленческих процессов. В системах управления появились новые функции. Например, функции точного определения стратегий маркетинга и сбыта, выявления новых перспективных рынков и продуктов, выявления слабых мест в материально-техническом снабжении и распределении готовой продукции, распознавания тенденций в сложной структуре цен и т.д. Теперь системы управления позволяют оптимизировать бизнес-процессы путем их моделирования, что позволяет заранее выработать правильные управленческие решения. В последние годы появились новые методы управления производством, такие, например, как метод синхронного планирования (APS-метод), который позволяет с учетом динамики производства в реальном масштабе времени определять влияние любых изменений на производственные процессы. Метод позволяет повысить оборачиваемость материалов примерно на 40%, использование мощностей - на 20%, долю поставок, выполненных вовремя, - на 35% и резко увеличить рост доходов и прибыли. В условиях глобализации мирового экономического пространства необходимым требованием для промышленности является взаимодействие с мировым рынком. Это условие предопределяет соответствие производственных процессов и продукции мировым стандартам (группе стандартов ISO 9000). Система анализа и управления бюджетом предприятия и бухгалтерским учетом также должна соответствовать международным стандартам. Возникла в мире совершенно новая область рынка - электронный рынок в Интернете. Всем этим и другим современным требованиям рынка должны соответствовать средства ИКТ предприятий. Программные продукты, имеющиеся на нашем рынке, позволяют удовлетворить любые требования по информатизации предприятий. В Москве действует ряд фирм, имеющих значительный опыт по созданию интегрированных систем управления, в том числе и на московских предприятиях. Цели и задачи подпрограммы Целью подпрограммы является повышение экономической эффективности московских промышленных предприятий, выведение их на уровень конкурентоспособности на мировых рынках за счет внедрения средств ИКТ. Задачами подпрограммы являются: - выявление принадлежащих городу предприятий, информатизация которых позволит реализовать поставленные цели; - разработка и реализация плана информатизации предприятий, принадлежащих городу. Система мероприятий подпрограммы - разработка концепции и плана программных мероприятий по использованию ИКТ в промышленности; - реализация программных мероприятий по использованию ИКТ в промышленности. При реализации всех мероприятий подпрограммы обеспечиваются учет и соблюдение требований обеспечения информационной безопасности. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы В результате реализации подпрограммы значительно повысится способность предприятий ориентироваться на рынке, появится возможность более полно удовлетворять запросы потребителей, повысится качество продукции. Предприятия улучшат свое экономическое положение, станут более конкурентоспособными на рынке и более привлекательными для инвесторов. В связи с прозрачностью управленческих процессов, реализуемой в современных ИКТ, станет возможным создание единой системы управления промышленностью Москвы. Ресурсное обеспечение подпрограммы Источниками финансирования подпрограммы должны являться бюджеты предприятий, кредиты банков, финансовые средства Правительства Москвы и инвесторов. В зависимости от конкретной ситуации на предприятии будут выбираться варианты финансирования работ. Организационное обеспечение Организационное обеспечение и контроль за ходом выполнения подпрограммы осуществляет Департамент науки и промышленной политики города Москвы. 2.2.8. Содействие использованию ИКТ малыми предприятиями г. Москвы Характеристика существующих проблем Основные элементы, в т.ч. институциональные, информационной поддержки малого предпринимательства были созданы в рамках городских комплексных программ поддержки малого предпринимательства, что позволило в значительной мере обеспечить предпринимателей Москвы квалифицированными информационно-консалтинговыми услугами по различным аспектам ведения бизнеса. Однако в период после кризиса 17 августа 1998 года, когда большое количество консультаций по решению Правительства Москвы оказывалось предпринимателям бесплатно, стали очевидны приоритеты в их информационно-консультационных потребностях, которые неполностью перекрывались возможностями городской системы. Среди них: - необходимость приблизить услуги к потребителю и довести их до уровня районов; - потребность в специализированных услугах, в т.ч. централизованного бухучета и аудита; - юридические консультации и защита интеллектуальной собственности; - потребность в деловых информационных ресурсах, в особенности связанных с продвижением продукции малых предприятий на внешние рынки. Серьезным фактором информатизации экономики в целом стала глобальная сеть Интернет, дающая не только большие возможности для быстрой передачи информации, но и для организации непосредственного взаимодействия предпринимателей в реальном режиме времени, что, в свою очередь, потребовало внедрения новых технологий в сферу информационно-консалтинговых и обучающих услуг. Цели подпрограммы Целями настоящей подпрограммы являются: - создание единой информационной среды для предпринимателей Москвы; - обеспечение предпринимателей Москвы квалифицированными информационно-консультационными услугами по различным аспектам ведения бизнеса; - снижение издержек малых предприятий за счет предоставления льготного доступа к деловым информационным ресурсам; - продвижение товаров малых предприятий Москвы на внешние рынки, включая межрегиональные и международный; - налаживание различных форм производственной кооперации внутри города и за его пределами; - распространение передового опыта Москвы в оказании сервисных услуг бизнесу. Задачи подпрограммы: - создание новых и развитие существующих информационных ресурсов и услуг для малого предпринимательства; - обеспечение доступа малых предприятий к Интернету; - стимулирование использования ИКТ в практике малого и среднего бизнеса; - создание информационно-коммуникационной инфраструктуры для взаимодействия московских МП с партнерами из других регионов России и зарубежными фирмами; - координация деятельности всех структур поддержки малого предпринимательства Москвы по вопросам информационного обеспечения. Система мероприятий подпрограммы В рамках этой подпрограммы должна быть реализована следующая система мероприятий: - разработка и внедрение комплексной целевой подпрограммы электронного ведения бизнеса в Москве; - создание единой программно-технологической системы информационной поддержки малого предпринимательства Москвы; - формирование единой городской системы информационных ресурсов для обеспечения предпринимательской деятельности; - актуализация и постоянное пополнение информационных ресурсов сети "Малый бизнес Москвы"; - создание информационных ресурсов для системы дистанционного бизнес-образования; - создание и поддержание банков данных по различным аспектам ведения бизнеса, включая базы данных по лизингу оборудования и франчайзингу; - создание общегородского и территориальных информационно-аналитических центров; - создание системы бизнес-Интернет центров в административных округах; - создание общегородского центра Интернет-технологий для малых предприятий; - создание системы Интернет-вещания, позволяющей вести просмотр телепередач о малом бизнесе Москвы, в том числе с использованием базы данных архива и других специально подготовленных сюжетов о возможностях, проблемах и перспективах развития предпринимательства в Москве; - создание информационного моста между Италией и Москвой "Региональные деловые сети" (проект МИД Италии, Закон 212); - организация и проведение ежегодной Московской международной конференции и выставки по информационному обеспечению предпринимательства "БИНФО"; - создание службы и сети объектов Городской информационно-справочной системы (справочно-информационные узлы, справочные киоски, информационно-коммуникационный центр) для решения стратегической задачи развития малого предпринимательства в сфере оказания информационных услуг населению города; - развитие и поддержание системы дистанционного консалтинга малых предприятий города Москвы; - реализация программных мероприятий по содействию использованию ИКТ малыми предприятиями г. Москвы. Ожидаемые результаты и социально-экономические последствия реализации подпрограммы Развитие системы информационной поддержки МП и внедрение ИКТ в деятельность МП сделают малый бизнес более эффективным за счет расширения возможностей доступа к информации, охватывающей самые различные аспекты предпринимательской деятельности. В результате реализации подпрограммы будет обеспечено информационное взаимодействие малых предприятий Москвы и других регионов как между собой, так и с зарубежными партнерами. Система позволит эффективно использовать информационные ресурсы, представляющие интерес для широких кругов населения, средств массовой информации и органов власти. Эффективное использование возможностей системы позволит целенаправленно влиять на растущую тенденцию к самоорганизации бизнеса, политическую активность предпринимательских кругов, участие представителей этой группы в работе органов власти различных уровней. Ресурсы подпрограммы Источники и механизмы финансирования подпрограммы: - бюджетное целевое финансирование; - внебюджетные фонды; - привлечение средств из федеральных фондов; - инвестиционные ресурсы негосударственного и смешанного секторов. Организационное обеспечение реализации подпрограммы, контроль хода ее реализации Организационное обеспечение и контроль хода выполнения подпрограммы осуществляет Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы. 2.2.9. ИКТ в молодежной сфере Постановка проблемы Программы вовлечения большего числа горожан в использование и развитие ИКТ, формирование информационного общества невозможны без вовлечения молодежи - будущего города. Молодежь сегодня - наиболее активный потребитель услуг, предоставляемых ИКТ. В силу мобильности восприятия и высокой обучаемости молодежь быстрее остальных слоев москвичей осваивает и применяет в своей жизнедеятельности информационные ресурсы и ИКТ. В молодежной среде существует ряд проблем, решение которых могут облегчить ИКТ: проблема занятости, досуга, информационный голод, когда представители молодежи получают востребуемую информацию из случайных источников. Проведение целевой политики по использованию ИКТ в молодежной сфере не только позволит упростить вхождение города в информационное общество, но и решит ряд социальных проблем, специфических для молодежной сферы, таких как наркомания, социальный инфантилизм. Несмотря на то, что в городе существует несколько информационных систем, далеко не весь социальный спектр молодых москвичей своевременно обеспечивается необходимой информацией. Информация, предоставляемая СМИ и периодикой, зачастую ограничена в объеме, не учитывает реальные интересы целевой аудитории молодежи. Информационные системы и сети информационно-справочных киосков (инфоматов - информационных автоматов с сенсорным экраном) общественного доступа с актуальным молодежно-ориентированным информационным ресурсом отсутствуют полностью, а существующая сеть информационно-консультационных пунктов (терминальных станций), программно-технический комплекс ИС "Молодежь" Комитета по делам семьи и молодежи города Москвы и поддерживаемые ресурсы Интернета не могут охватить всех желающих. Существует острая необходимость в разработке новых и развитии выполняемых проектов использования ИКТ в молодежной сфере. Необходимо создание единого целостного комплекса информационных систем сбора, хранения и отображения информации как о развитии молодежной среды, так и для молодежной среды. Создание такого комплекса позволит оптимизировать принятие решений в молодежной сфере органами городского управления, удовлетворит информационные потребности молодых людей. Цели и задачи подпрограммы Целью проекта информатизации сферы молодежной и семейной политики является создание целостного комплекса информационных систем сбора, хранения и представления разнообразной информации, необходимой как для подготовки и принятия оптимальных и обоснованных управленческих решений, так и для непосредственного удовлетворения информационных потребностей молодых москвичей. Система мероприятий подпрограммы Для достижения поставленных целей необходимо реализовать следующие основные мероприятия: - исследование предметной области, социологические исследования, маркетинг информационных потребностей и информационных ресурсов, выполнение начального этапа работ по сбору и обобщению информации для объектов (жителей города Москвы в возрасте от 14 до 30 лет; молодых семей, неполных семей; молодежных и детских объединений) и субъектов молодежной политики (государственных органов и должностных лиц; молодежных объединений, их ассоциаций; непосредственно молодых граждан), включая техническую оснащенность, использование специализированных информационных систем, полноту наполнения баз данных, их систем и информационных ресурсов, наличие мультимедиа и оцифрованных иллюстраций данных традиционного формата о предметах, значимых для вышеназванных участников молодежной отрасли; - информатизация объектов и субъектов молодежной политики на базе интегрированного комплекса информационных систем в рамках структурированной концепции и технического проекта, реализующего целостную непротиворечивую систему сбора, хранения и представления информации, охватывающую основные направления деятельности молодежной отрасли города Москвы; - модернизация и развитие корпоративной инфраструктуры сети терминальных станций ИС "Молодежь" Комитета по делам семьи и молодежи города Москвы; - информатизация сферы учета капитальных объектов молодежной отрасли города одновременно с подготовкой основной части проекта информатизации молодежной отрасли города Москвы; - мероприятия по информатизации прочих учреждений молодежной отрасли города; - разработка и создание Информационно-функционального комплекса Центра информации и документации молодежи г. Москвы; - создание автоматизированной информационной системы социальной безопасности детей и подростков; - качественная модернизация ИС "Молодежь", создание интегрированной с городскими информационными ресурсами системы общественного доступа молодых москвичей к насущным информационным ресурсам на базе развития потенциала существующей сети терминальных станций в инфраструктуре вузов, ГЭОМЦ и муниципальных учреждений Комитета, а также негосударственных организаций (Интернет-кафе, компьютерно-игровые клубы); - создание ИС общественного доступа "Информация молодежи - в каждом микрорайоне" на базе сети вандалоустойчивых инфоматов в общественных центрах города; - создание ИС "Профилактика наркомании среди несовершеннолетних и молодежи"; - создание ИС "Профилактика преступности и асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи"; - создание сети вандалоустойчивых инфоматов (с сенсорным экраном) Информационной системы города Москвы "Молодежь" в общественных центрах. Ресурсное обеспечение Основой реализации подпрограммы является бюджетное финансирование (за счет средств Москвы и федерального бюджета), вместе с тем есть возможность привлечения в сферу информатизации молодежной отрасли финансовых и иных ресурсов из различных источников (внебюджетные фонды, стимуляция спонсорства коммерческих организаций, участие телекоммуникационных компаний и т.д.). Организационное обеспечение Организационное обеспечение и контроль хода выполнения подпрограммы осуществляет Комитет по делам семьи и молодежи города Москвы. 2.2.10. ИКТ в физкультуре и спорте Характеристика проблемной ситуации В настоящее время в спортивной отрасли отсутствует система сбора, обработки, хранения и представления информации о состоянии управляемой системы. Отсутствие отраслевой системы хранения и обработки больших массивов информации не позволяет осуществлять многофакторный мониторинг управляемой системы, что решающим образом влияет на обоснованность принимаемых управленческих решений. В условиях усиливающегося внимания к развитию физической культуры и спорта в г. Москве необходимость создания отраслевой автоматизированной информационной системы очевидна. Цели и задачи подпрограммы Целью проекта информатизации спортивной отрасли является создание целостной системы сбора, хранения и представления разнообразной информации, необходимой для подготовки и принятия оптимальных и обоснованных управленческих решений. Создаваемая система рассчитана как на рядового сотрудника Москомспорта, так и на руководящий состав. Доступ к различным ресурсам системы осуществляется в соответствии с имеющимся у пользователя правом доступа. В процессе реализации проекта решаются задачи: - учета и использования наработанных информационных ресурсов; - автоматизации процесса пополнения и обновления информации; - подключения ресурсов по представлению информации в оптимальном и доступном виде; - объединения периферийных устройств системы в единую сеть; - предоставления информационных ресурсов широкому кругу пользователей в соответствии с установленными правами доступа. Система мероприятий подпрограммы Создаваемая подпрограмма предполагает выполнение начального этапа работ по сбору и обобщению информации. На основе собранной информации предполагается разработка технического задания, реализующего целостную непротиворечивую систему сбора, хранения и представления информации, охватывающую основные направления деятельности спортивной отрасли города Москвы. Следует учитывать, что необходимость и обоснованность некоторых элементов создаваемой системы очевидны разработчикам программы уже на начальном этапе работы. В целях экономии времени и средств и с учетом опыта разработчиков по созданию информационных продуктов для нужд Комитета физической культуры и спорта города Москвы предполагается начать работы по созданию информационной системы Комитета физической культуры и спорта города Москвы и информационной системы "Спорт Москвы" одновременно с подготовкой основной части проекта информатизации спортивной отрасли города Москвы. Создать в Сети информационно-справочную службу, например, по вопросам последних достижений в спорте, проводимых зрелищных мероприятий в городе с возможностью заказа билетов на то или иное мероприятие. Включить в раздел предложения по туризму и отдыху, где можно ознакомиться с большим числом предложений различных туроператоров и заказать интересующую путевку. В дальнейшем развитие таких услуг позволит полностью перейти к осуществлению электронной торговли. Ожидаемые результаты подпрограммы Результатом реализации подпрограммы должно стать: - выявление неучтенных ранее потребностей и возможностей городской спортивной отрасли; - выявление и представление инвестиционного потенциала спортивной отрасли; - предоставление расширенного доступа к информации и учет общественного мнения населения города в целях пропаганды спорта и здорового образа жизни в целом; - предоставление информации, необходимой и достаточной для принятия обоснованных управленческих решений. Ресурсы подпрограммы Основой реализации подпрограммы является бюджетное финансирование (за счет средств Москвы и федерального бюджета), вместе с тем есть возможность привлечения в сферу информатизации спортивной отрасли финансовых и иных ресурсов из различных источников (внебюджетные фонды, стимуляция спонсорства коммерческих организаций, участие телекоммуникационных компаний и т.д.). Организационное обеспечение реализации подпрограммы, контроль хода ее реализации Организационное обеспечение реализации подпрограммы осуществляет Комитет физической культуры и спорта города Москвы. 2.2.11. ИКТ в охране труда Характеристика проблемной ситуации В настоящее время одной из острых социально-экономических проблем города является широкое распространение нарушений норм и правил охраны труда, определяющее высокий уровень травматизма на предприятиях города, оказывающее негативное воздействие на здоровье трудоспособного населения города. Вместе с тем в Москве отсутствует система учета и мониторинга нарушений норм охраны труда. Город нуждается также в специализированной информационной системе, содержащей электронную библиотеку законодательства, стандартов, норм и правил в области охраны труда, позволяющей оперативно обеспечивать консультации для работодателей и работников по вопросам охраны труда, предоставляющей возможность работникам предприятий и организаций города обратиться к органам власти с заявлениями и жалобами по этим вопросам. Цели подпрограммы Целью подпрограммы является использование потенциала современных ИКТ для обеспечения охраны труда, снижения травматизма и негативного воздействия на здоровье горожан, связанных с нарушениями норм и правил охраны труда на предприятиях города. Мероприятия подпрограммы Основными мероприятиями программы являются: - разработка концепции и плана мероприятий по использованию ИКТ в сфере охраны труда; - реализация комплекса мероприятий по совершенствованию охраны труда в г. Москве на основе использования ИКТ. Ожидаемые результаты подпрограммы Результатом реализации подпрограммы должно стать: - снижение травматизма и других негативных последствий, вызванных нарушениями норм и правил охраны труда на предприятиях города; - сокращение числа нарушений в области охраны труда в экономике города. Ресурсное обеспечение подпрограммы Основой реализации подпрограммы является финансирование из бюджета города и внебюджетных средств. Организационное обеспечение реализации подпрограммы Организация выполнения подпрограммы возлагается на Департамент науки и промышленной политики города Москвы. Раздел 2.3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНДУСТРИИ ГОРОДА 2.3.1. Поддержка производства средств информатизации в г. Москве Постановка проблемы Производство средств информатизации (компьютеры и периферия, средства связи, офисное и торговое оборудование, электронные носители информации и т.д.) обеспечивает техническую базу развития информационного общества и является самой динамично развивающейся в мире отраслью наукоемкого производства, причем как с точки зрения быстроты нововведений, так и с точки зрения роста объемов продаж. В разделении огромного мирового рынка средств информатизации отечественные производители практически не участвуют. Это относится как к производителям готовой продукции, так и к производству комплектующих и элементной базы. Известное исключение составляет производство компьютеров - большинство продаваемых в последние годы в России ПК было отечественной сборки, но речь идет об "отверточной" сборке из импортных комплектующих. Конкурентоспособного производства комплектующих и, прежде всего, микросхем в России практически нет: большая часть производственных мощностей микроэлектроники с технологической точки зрения сегодня не соответствует современным требованиям, нет современных заводов по производству микросхем на основе субмикронных технологий (0,35-0,18 мкм). После начала реформ и либерализации внешней торговли российская промышленность в большинстве своем оказалась неконкурентоспособной даже на внутреннем рынке. Так, если в 1990 г. доля электронной промышленности страны в объеме ВВП составляла примерно 2,0%, то к концу 1990-х гг. она снизилась до 0,12%. При этом объем НИОКР по созданию новых технологий и оборудования снизился в 7-8 раз. В отрасли практически прекратилось капитальное строительство. К настоящему времени в электронной промышленности России сохранилось чуть более пятой части работающих, за 1990-е годы из отрасли ушло более 600 тыс. человек. Наиболее ощутимы потери высококвалифицированных кадров. Только начиная с 1999 г. положение в отрасли начало стабилизироваться и наметился рост производства. Положение в сфере производства средств информатизации - это важнейшая проблема для государства и всего общества. Возрождение отечественной электронной промышленности на новой технологической основе необходимо не только с точки зрения экономического развития страны на перспективу, но и с точки зрения национальной безопасности. На федеральном уровне поддержка электронной промышленности осуществлялась в рамках программы "Развитие электронной техники в России" на 1994-2000 гг. В апреле 2002 г. Президент РФ подписал новый документ под названием "Основы политики РФ в области развития электронной компонентной базы на период до 2010 г.". Этой проблемой много занималось и Правительство Москвы, частью мегаполиса является Зеленоград - база электронной науки и промышленности. Здесь в 1997 г. была создана территориально-промышленная зона с особым статусом на базе предприятий электронной промышленности города Зеленограда (особая зона) с целью сохранения и развития центра электронной промышленности в городе Москве и стимулирования инновационных и инвестиционных процессов в этой отрасли. В развитие этого направления в начале 2002 г. одобрена Городская целевая программа развития территориальной единицы особого назначения "Особая экономическая зона "Зеленоград" на 2002-2006 гг., а в марте 2002 г. Московская городская Дума приняла Закон "О территориальной единице с особым статусом "Особая экономическая зона "Зеленоград". Поддержка московских производителей средств информатизации и микроэлектронной элементной базы должна стать приоритетным направлением промышленной политики Москвы. В рамках этой политики город должен выступать как крупный заказчик средств информатизации московских производителей и инвестор, т.е. своеобразным экономическим локомотивом отрасли и нормоустанавливающим субъектом, применяющим определенные протекционистские и стимулирующие экономические регуляторы. Эту работу необходимо активизировать, обращая внимание на следующие направления: 1. Система мер (включая инвестиции города в разработки и производство готовой продукции и элементной базы), направленная на поддержку производства средств информатизации. Это весьма сложное направление с точки зрения выбора эффективных инструментов для стимулирования производства и инвестиций, отбора объектов поддержки и т.п. Здесь должна быть проведена серьезная аналитическая программная работа с учетом прогнозов технологического развития и состояния отечественного и зарубежного рынков, налажена система квалифицированной экспертизы принимаемых решений. На этом направлении необходимо сформировать подпрограмму развития производства средств информатизации в Москве, включающую Городскую целевую программу развития территориальной единицы с особым статусом "Особая экономическая зона "Зеленоград" как составную часть. 2. Поддержка московских школ - разработчиков перспективных направлений электроники. Уровень отечественных исследований и разработок во многих "горячих" направлениях этой области (например, в разработке архитектуры процессоров) не уступает мировому. Проблемой является коммерциализация разработок и выход на мировой рынок. Пока здесь ситуация похожа на ситуацию в программировании: преобладает либо переход специалистов в зарубежные фирмы, либо работа российских коллективов по контракту на зарубежных производителей. В обоих случаях интеллектуальная собственность переходит к иностранным компаниям со всеми вытекающими последствиями. Наиболее перспективный и экономически выгодный путь для города (если не считать налаживания конкурентоспособного производства на основе этих разработок) - выход на мировые рынки интеллектуальной собственности с ноу-хау и разработками, защищенными патентами. Успешные прецеденты уже есть. Задача, в решении которой может быть велика роль Правительства Москвы, состоит в том, чтобы сделать такие прецеденты устойчивой тенденцией. Для этого необходимо разработать систему мер, включающую следующие направления действий: - разработка системы критериев и механизмов отбора коллективов и направлений НИОКР для поддержки московским Правительством; - содействие в приобретении разработчиками современных средств разработки (САПР, мощные рабочие станции); - помощь в патентной защите разработок за рубежом; - оказание юридической помощи; - налаживание адекватного информационного обеспечения исследований и разработок. 3. Стимулирование использования отечественных средств информатизации и связи в промышленности, в торговле, на транспорте, в строительной индустрии города, в проектах информатизации нового жилья, торгово-бытовых и офисных зданиях. 4. Подготовка специалистов, разработка системы мер по поддержанию на мировом уровне системы подготовки кадров в области информационных технологий и электроники. Цели и задачи подпрограммы Основная цель подпрограммы: Стимулировать производство в Москве и московском регионе средств информатизации как для собственного потребления, так и для потребностей всей страны и на экспорт. Основные задачи подпрограммы: - поддержка экспортоориентированных производств ИКТ сектора; - обеспечение приоритета московским производителям средств информатизации при бюджетных закупках, в том числе при реализации городской целевой программы "Электронная Москва"; - стимулирование производства собственной элементной базы средств информатизации. Создание льготных условий для иностранных капиталовложений в производство элементной базы и средств информатизации; - широкое использование интеллектуального научно-инженерного потенциала Москвы для создания наукоемкой экспортной и импортозамещающей продукции; - стимулирование производства средств связи, компьютерного и телекоммуникационного оборудования, микропроцессорных карт, торгового и банковского оборудования. Мероприятия подпрограммы В перечень мероприятий администрации города, нацеленных на поддержку развития в Москве производства средств информатизации и элементной базы микроэлектроники, на первом этапе реализации Программы включены следующие приоритетные направления: - анализ экономических показателей, бизнес-среды и факторов конкурентоспособности московских предприятий по производству электронных компонентов, компьютеров, офисной техники, торгового, банковского оборудования и средств связи и разработка концепции и плана мероприятий промышленной политики Москвы в сфере производства средств информатизации; - разработка системы мер по стимулированию производства и использования отечественных средств информатизации и связи в промышленности, торговле, на транспорте, в строительстве, в проектах информатизации нового жилья, торгово-бытовых и офисных зданий; - разработка и реализация специализированных разделов финансовой, информационно-консультационной, патентной и юридической поддержки московских разработчиков средств информатизации в рамках инфраструктуры и программы поддержки малого предпринимательства в Москве и в рамках данной Программы; - ежегодное установление и публикация стандартов оснащения различных типов рабочих мест на предстоящий год, нормативов расходов на информатизацию, перспективных технических нормативов и планов закупок; - организация локализации, сертификации и поддержки ПО для средств информатизации московских производителей. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы Реализация подпрограммы должна привести к подъему производства высоко прибыльной наукоемкой продукции в Москве и, как следствие, общему улучшению экономической ситуации и финансовому наполнению бюджета. Подъем наукоемких отраслей улучшит состояние занятости для наиболее ценного квалифицированного персонала, снизит социальную напряженность, уменьшит "утечку умов" за рубеж. Повысится информационная безопасность государства. Ресурсное обеспечение Основой реализации подпрограммы является смешанное финансирование и материально-техническое обеспечение из бюджета г. Москвы, внебюджетных и благотворительных фондов и средств негосударственного сектора. Для целей реализации подпрограммы используется система льгот и бюджетных кредитов. Организационное обеспечение и контроль Организационное обеспечение реализации подпрограммы возлагается на Департамент науки и промышленной политики города Москвы. Подпрограмма реализуется во взаимодействии с программой поддержки промышленности. 2.3.2. Стимулирование производства и содействие в продвижении на мировой рынок программного обеспечения московских производителей Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения Россия является одной из редких стран, где представлены практически все основные направления современного программирования. Большая часть программистских фирм ориентирована на внутренний рынок и занята производством программного обеспечения в области финансов, бухгалтерского учета и других направлений делового программного обеспечения (ПО). Наиболее крупные из них расположены в Москве. Ключевой проблемой является отсутствие благоприятных условий для выхода российского программного обеспечения на мировые рынки. Есть два приемлемых варианта вывода российских программистов на мировой рынок: - оффшорное программирование, когда отдельные программисты или компании остаются в России, но работают по заказам зарубежных компаний, зачастую взаимодействуя с нанимателями через Интернет. Основную прибыль в этом случае получают зарубежные фирмы, оставаясь собственниками разработанных продуктов, однако такой экспорт выгоден и для страны, т.к. доходы частично остаются в ее пределах. Лидерами оффшорного программирования в мире являются Индия и Ирландия, которые получают миллиардные доходы от этой деятельности. По данным Министерства РФ по связи и информатизации, объем российского рынка оффшорного программирования в 2001 году составил 154 млн. долл. США, а к 2003 году может составить 350 млн. долл. США; - выход на мировой рынок с готовой "коробочной" продукцией отечественных фирм. К настоящему времени это удалось нескольким десяткам фирм, некоторые из которых занимают довольно значительную часть рынка, в которой они работают. Это самая экономически выгодная для страны и города форма экспорта интеллектуальных продуктов, которая должна получить всемерную поддержку в рамках Программы. Препятствием для успешного выхода на мировой рынок с готовым продуктом являются обычно отсутствие хорошего интерфейса, тестирования, соответствующего оформления, маркетинговых исследований, рекламы и послепродажной поддержки пользователей, т.е. все то, что делает ПО конкурентоспособным товаром. Учитывая относительно небольшие капиталовложения, наличие в Москве большого количества высококлассных специалистов, перспективных разработок, а также возможную быструю отдачу, представляется целесообразным превращение производства ПО в одно из приоритетных направлений промышленной и инвестиционной политики Правительства Москвы. Эта работа должна быть согласована с усилиями, предпринимаемыми на федеральном уровне. Цели и задачи подпрограммы Целью подпрограммы является создание условий для приоритетного развития и повышения экспортных возможностей московской индустрии программного обеспечения. Задачи подпрограммы: - создание благоприятных условий для развития индустрии программного обеспечения в г. Москве и формирования системы инновационного, в том числе венчурного, инвестирования в софтверный бизнес; - содействие поиску и размещению среди московских фирм и программистов заказов зарубежных фирм на разработку ПО (развитие оффшорного программирования); - разработка комплекса мер, содействующих разработке и продвижению на мировой рынок "коробочной" продукции московских производителей ПО; - продвижение на внутреннем и внешнем рынке отечественных разработок ПО с открытым исходным кодом и ПО для операционных систем с открытым исходным кодом. Система мероприятий подпрограммы Для достижения целей подпрограммы необходимо реализовать следующие мероприятия: - разработка концепции и системы мер по поддержке в г. Москве производства ПО; - разработка и реализация организационных мероприятий для продвижения на мировой рынок продукции московских производителей ПО; - проведение мероприятий по борьбе с пиратством и защите авторских прав разработчиков ПО; - создание системы информационной и юридической поддержки малых предприятий в сфере производства программного обеспечения; - разработка системы мер по стимулированию использования ПО с открытым исходным кодом и ПО, обеспечивающего хранение информации в открытых форматах. Ожидаемые результаты и социально-экономические последствия реализации подпрограммы Основными результатами и последствиями реализации подпрограммы являются: - существенное повышение экспортных показателей индустрии ПО; - создание новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов; - формирование системы финансирования инновационной деятельности в сфере ИТ. Ресурсное обеспечение Основой реализации подпрограммы является смешанное финансирование и материально-техническое обеспечение из бюджета г. Москвы, внебюджетных и благотворительных фондов и средств негосударственного сектора. Для целей реализации подпрограммы используется система льгот и бюджетных кредитов. Организационное обеспечение реализации подпрограммы Организация выполнения подпрограммы возлагается на Департамент науки и промышленной политики города Москвы. 2.3.3. Развитие рынка телекоммуникаций г. Москвы Постановка проблемы В настоящее время отрасль связи и информатизации остается одной из наиболее перспективных и динамично развивающихся базовых отраслей экономики, обладающих потенциалом долгосрочного экономического роста. По прогнозам специалистов, развитие телекоммуникаций будет еще не менее 20 лет определять перспективы мирового научно-технического прогресса. Телекоммуникации являются также одной из наиболее динамичных и быстрорастущих базовых отраслей экономики России и Москвы, имеющей большие возможности для дальнейшего долговременного роста. Если к началу реформ в СССР и России отставание отрасли от передовых стран (по комплексной оценке) составляло 25-30 лет, то к настоящему времени, по существу, создана ее новая архитектура. Отрасль постоянно наращивала свое участие в развитии национальной экономики. Доля телекоммуникаций в ВВП страны за десятилетие возросла в 5-6 раз и к 1999 г. достигла соответственно 2,1-2,7% валового внутреннего продукта страны. Общий доход отрасли связи и информатизации увеличился в 2001 г. на 40%. Москва, безусловно, является лидирующим российским регионом в области информатизации и развития телекоммуникаций. По состоянию на начало 2001 года из общего количества более 9600 лицензий, выданных Министерством РФ по связи и информатизации на оказание различного вида услуг связи, свыше 1500 распространяло свое действие на территорию Москвы. Из общего количества альтернативных операторов связи 60% сосредоточено на территории Москвы и Московской области. Экономическая и технологическая ситуация сильно различается в различных сегментах рынка телекоммуникаций. Обычная телефония В развитых странах мира уровень телефонизации достигает 60 (иногда до 90) абонентских линий на 100 человек. В России к концу 2002 г. телефонная плотность (с учетом альтернативных операторов) увеличилась до 24,5%. Плотность телефонизации в Москве существенно выше, чем в России. На 100 жителей в конце 2001 г. приходилось около 51 телефонного номера, что тем не менее несколько ниже уровня развитых стран. В этом секторе рынка велика степень монополизации. Телефонная сеть общего пользования в Москве монополизирована фактически одним оператором - ОАО "Московская городская телефонная сеть". Сравнительно большие емкости имеют частные компании: МТУ-информ, Комстар, Комбеллга, Совинтел, Эквант и ряд других, но они работают в основном с корпоративными клиентами. В результате спрос на услуги телефонной связи не уменьшается, очередь на установку телефона МГТС растет, темпы развития телефонной сети МГТС недостаточны. Сотовая связь К ноябрю 2002 года в России число абонентов сотовой связи достигло 15,5 млн. человек, уровень проникновения превысил 10%. Основной прирост числа абонентов сотовой связи обеспечили операторы стандарта GSM, доля которого составила на 1 января 2001 г. 85% от общего числа абонентов сотовой связи. Москва следует в русле общемировых тенденций развития сотовой телефонной связи. В столице представлены практически все основные стандарты, существующие в мире: GSM-900/1800 (МТС, Вымпелком и Мегафон), AMPS/DAMPS (Вымпелком), NMT-450 (МСС), CDMA (Персональные коммуникации). Уровень проникновения сотовой связи в Москве на конец 2002 г. составил 45%. По оценкам экспертов, потенциальный рынок сотовой связи в столице близок к насыщению, эксперты прогнозируют увеличение этого показателя до 60% к 2005-2007 гг. В условиях обострившейся конкуренции крупнейшие операторы для сохранения существующей клиентской базы и привлечения новых абонентов стремятся не только проводить гибкую тарифную политику, но также развивать новые услуги и внедрять новые технологии. Две ведущие компании московского рынка сотовой связи - МТС и Вымпелком - в настоящее время предлагают своим абонентам беспроводный доступ в Интернет (WAP-доступ) и приступили к строительству опытных зон сетей GPRS. Доступ в Интернет Аналитики телекоммуникационного рынка предсказывают дальнейший быстрый рост Интернета, его российского сегмента, а также увеличение в Интернете объемов электронной торговли и рекламы. Число российских пользователей Интернета, которые хотя бы раз за последние полгода пользовались Сетью, в сентябре 2002 г. достигло 8,8 млн. человек. Общее число пользователей, которые хотя бы раз пользовались Интернетом, превысило, по данным Минсвязи России, 10 млн. человек. Этот показатель вырастет к 2004 г., как ожидается, до 15 млн. человек, что составит 10,5% населения. В Японии аналогичный показатель составляет в настоящее время 12%, в США - около 50%, в Стокгольме уже более 70% населения пользуется Интернетом. В Москве, по данным опросов Фонда общественного мнения, в сентябре 2002 г. пользователями Интернета были 27% населения. Низкий доход на душу населения, малое количество кредитных карт, слабая и весьма раздробленная инфраструктура информатики и связи, скромные возможности логистики тормозят процесс массового продвижения Интернета в России. В Москве в 1999 г. общий объем рынка передачи данных оценивался в 76,7 млн. долл. США, в 2001 г. он превысил 101 млн. долл. США, а в 2002 г. возрастет, как ожидается, до 121 млн. долл. США. По оценкам экспертов, возможности роста рынка доступа в Интернет в Москве еще велики. Политика Москвы В большинстве высокоиндустриальных стран телекоммуникации включены в систему хозяйственно-стратегических приоритетов, с которыми связано формирование "информационной экономики". Связь становится крупнейшим в мире бизнесом. По имеющимся прогнозам, данная тенденция сохранится и в будущем. В частности, прогнозируется, что доля информационно-коммуникационного сектора в валовом внутреннем продукте США, Германии и Японии увеличится к 2015 году до 5-5,3% (в 1998 г. она составляла 2,4-2,9%). Систему мероприятий городских властей по дальнейшему развитию столичных телекоммуникаций следует формировать, учитывая роль данного сегмента рынка в городской экономике, опыт государственного регулирования телекоммуникационного рынка, а также предпринимаемые федеральным правительством шаги по интеграции страны в мировую экономику и вступлению во Всемирную торговую организацию. Как показывает опыт мирового экономического развития, в хозяйственном механизме функционирования телекоммуникаций государственная регламентация играет решающую роль. Учитывая огромную важность информационно-коммуникационной среды в социальном, экономическом, военном, политическом отношениях, государство защищает и жестко регулирует ее развитие. Во всех странах развитой рыночной экономики до 80-х годов эволюция отрасли связи осуществлялась в рамках государственной (в США - частной) регулируемой монополии. Конкуренции внутри комплекса почти не было. Общая тенденция к устранению монополии в области услуг связи начала складываться в середине 80-х годов. Основные принципы регулирования телекоммуникаций в переходный период от монопольного режима к конкуренции были сформулированы в 1997 г. Совещательной группой Всемирной торговой организации (ВТО). Тем не менее крупнейшие национальные компании достаточно успешно удерживают свои рынки, гибко приспосабливаясь к новому регламенту. Можно считать, что действующий в настоящее время в сфере телекоммуникаций механизм государственного регулирования сочетает стимулирование конкуренции с жестким государственным контролем важнейших показателей деятельности предприятий связи. При этом меняются не столько степень государственного надзора, сколько формы регулирования отрасли. Государство продолжает управлять стратегическими направлениями развития связи, но уже с помощью косвенных методов воздействия. Следует ожидать дальнейшего ослабления прямого государственного воздействия на сферу связи и перехода к системе, где будут доминировать элементы конкурентно-рыночного регулирования. Цели и задачи дальнейшего развития городских телекоммуникаций Основная цель дальнейшего развития городских телекоммуникаций - повышение уровня благосостояния городского населения и качества жизни до уровня крупнейших городов высокоразвитых стран мира. Удовлетворение потребности органов власти города, хозяйствующих субъектов и населения г. Москвы в информации и современных услугах связи. Создание стимулирующих условий для развития городских телекоммуникаций и обеспечения их конкурентного преимущества на российском рынке. Система регулирования городского телекоммуникационного рынка должна обеспечить решение двух задач: развитие телекоммуникаций в интересах обеспечения потребностей всех слоев населения в базовых телекоммуникационных услугах и эффективного воздействия на городскую экономику, повышение инновационной активности предприятий телекоммуникационного сектора г. Москвы, их восприимчивости к новейшим разработкам в сфере телекоммуникаций. Система мероприятий Для удовлетворения информационно-телекоммуникационных потребностей органов власти, хозяйствующих субъектов и населения г. Москвы следует предусмотреть следующий комплекс мероприятий. 1. Учитывая высокую зависимость связи от технико-технологического уровня основных компонентов информационно-индустриального комплекса экономики, для преодоления технико-технологического отставания Москвы от уровня ведущих стран разработать подпрограмму поддержки и финансирования развития информационных технологий, определяющих стратегические направления научно-технического прогресса. 2. Разработать механизмы обеспечения государственной поддержки развития технологий телекоммуникаций со стороны городских властей за счет: - совершенствования налоговой политики; - налогового стимулирования разработки и освоения техники связи; - бюджетного кредитования фирм, ведущих стратегические исследования и разработки в области новейших ИКТ. 3. Исключить возрождение монополизма в развитии городских телекоммуникаций и создать условия для свободной конкуренции при |