ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 151034 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ В ТОРГОВЛЕ И ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 10 ноября 2009 г. N 575 (Д) В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю: 1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 151034 Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании. 2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом. Министр А.ФУРСЕНКО 10 ноября 2009 г. N 575 Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 декабря 2009 г. N 15413 Приложение Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2009 г. N 575 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 151034 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ В ТОРГОВЛЕ И ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 151034 Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию. 1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: СПО - среднее профессиональное образование; ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования; ОУ - образовательное учреждение; ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности; ОК - общая компетенция; ПК - профессиональная компетенция; ПМ - профессиональный модуль; МДК - междисциплинарный курс. III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1. Таблица 1 ------------------------------------------------------------------------ | Образовательная база | Наименование | Нормативный срок | | приема | квалификации базовой | освоения ОПОП СПО | | | подготовки | базовой подготовки | | | | при очной форме | | | | получения | | | | образования | |-----------------------|----------------------|-----------------------| | на базе среднего | Техник-механик | 2 года 10 месяцев | | (полного) общего | | | | образования | | | |-----------------------| |-----------------------| | на базе основного | | 3 года 10 месяцев <*> | | общего образования | | | ------------------------------------------------------------------------ -------------------------------- <*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования. 3.2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки превышает на один год срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 2. Таблица 2 ---------------------------------------------------------------------- | Образовательная база | Наименование | Нормативный срок | | приема | квалификации | освоения ОПОП СПО | | | углубленной | углубленной подготовки | | | подготовки | при очной форме | | | | получения образования | |----------------------|--------------------|------------------------| | на базе среднего | Старший | 3 года 10 месяцев | | (полного) общего | техник-механик | | | образования | | | |----------------------| |------------------------| | на базе основного | | 4 года 10 месяцев <*> | | общего образования | | | | | | | ---------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования. Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается: на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год; на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года. Срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается: на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год; на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ 4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация, выполнение и документальное оформление работ по монтажу, техническому обслуживанию, ремонту и испытанию оборудования организаций торговли и общественного питания, организация деятельности первичных трудовых коллективов. 4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: базовые модели торгового оборудования, многофункциональное и специализированное торговое оборудование, холодильные машины и установки, холодильное оборудование коммерческого и промышленного типов, системы кондиционирования воздуха; процессы монтажа, технического обслуживания и ремонта базовых моделей торгового оборудования, многофункционального и специализированного оборудования, холодильных машин и установок, холодильного оборудования коммерческого и промышленного типов, систем кондиционирования воздуха; справочная, техническая, технологическая и отчетная документация; оснастка, специальные и универсальные приспособления, приборы диагностики, контроля и испытаний; первичные трудовые коллективы. 4.3. Техник-механик готовится к следующим видам деятельности: 4.3.1. Техническая эксплуатация базовых моделей торгового оборудования организаций торговли и общественного питания. 4.3.2. Техническая эксплуатация холодильного оборудования организаций торговли и общественного питания. 4.3.3. Проектирование и техническая эксплуатация систем кондиционирования воздуха в организациях торговли и общественного питания. 4.3.4. Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения. 4.3.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС). 4.4. Старший техник-механик готовится к следующим видам деятельности: 4.4.1. Техническая эксплуатация специализированного и многофункционального торгового оборудования организаций торговли и общественного питания. 4.4.2. Техническая эксплуатация коммерческого и промышленного типов холодильного оборудования организаций торговли и общественного питания. 4.4.3. Проектирование и техническая эксплуатация систем кондиционирования воздуха в организациях торговли и общественного питания. 4.4.4. Организация производственной деятельности в рамках структурного подразделения и руководство ею. 4.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС). V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 5.1. Техник-механик должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 5.2. Техник-механик должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности: 5.2.1. Техническая эксплуатация базовых моделей торгового оборудования организаций торговли и общественного питания. ПК 1.1. Подготавливать и выполнять работы по подводке коммуникаций к оборудованию, готовить места и фундаменты для монтажа торгового оборудования. ПК 1.2. Обеспечивать проведение процессов монтажа, наладки, испытаний, сдачи в эксплуатацию, технического обслуживания, текущего ремонта базовых моделей механического и теплового оборудования. ПК 1.3. Выполнять пусконаладочные работы приборов автоматики, предохранительных устройств, пускозащитной и регулирующей аппаратуры торгового оборудования. ПК 1.4. Осуществлять метрологический контроль технических и технологических характеристик оборудования и приборов автоматики. ПК 1.5. Обеспечивать безопасное применение универсального и специального инструмента, оснастки, приборов контроля. ПК 1.6. Диагностировать и устранять неисправности в работе оборудования с использованием принципиальных гидравлических, кинематических и электрических схем. 5.2.2. Техническая эксплуатация холодильного оборудования организаций торговли и общественного питания. ПК 2.1. Подготавливать и выполнять работы по монтажу опор, фундаментов, компрессоров, аппаратов, трубопроводов, приборов, холодильных агрегатов. ПК 2.2. Организовывать и проводить процессы монтажа, демонтажа, наладки, испытаний, технического обслуживания, ремонта деталей и узлов механической, гидравлической, электрической частей холодильных машин и установок. ПК 2.3. Осуществлять контроль хранения и перевозки холодильных агентов, определения утечек, зарядки систем хладагентом и хладоносителем. ПК 2.4. Диагностировать и предотвращать возможные причины аварийных ситуаций при эксплуатации холодильного оборудования. ПК 2.5. Осуществлять подбор холодильных машин разных емкостей на основе типовых расчетов. 5.2.3. Проектирование и техническая эксплуатация систем кондиционирования воздуха в организациях торговли и общественного питания. ПК 3.1. Проектировать системы кондиционирования воздуха. ПК 3.2. Подготавливать и выполнять работы по монтажу, наладке, сдаче в эксплуатацию кондиционеров отечественного и импортного производства различных типов и назначения. ПК 3.3. Организовывать и выполнять работы по монтажу, наладке, сдаче в эксплуатацию и техническому обслуживанию систем кондиционирования воздуха в организациях торговли и общественного питания. 5.2.4. Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения. ПК 4.1. Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения. ПК 4.2. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения. ПК 4.3. Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения. 5.2.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. 5.3. Старший техник-механик должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 5.4. Старший техник-механик должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности: 5.4.1. Техническая эксплуатация специализированного и многофункционального торгового оборудования организаций торговли и общественного питания. ПК 1.1. Подготавливать и выполнять работы по подводке коммуникаций, подготовке мест и фундаментов для монтажа специализированного и многофункционального оборудования. ПК 1.2. Разрабатывать и проводить процессы монтажа, наладки, технического обслуживания и ремонта специализированного и многофункционального механического и теплового оборудования отечественного и импортного производства. ПК 1.3. Проводить пусконаладочные работы приборов автоматики, электрических и электронных устройств оборудования. ПК 1.4. Организовывать и проводить стандартные испытания оборудования и приборов автоматики, метрологического контроля их технических и технологических характеристик. ПК 1.5. Выявлять и анализировать причины снижения работоспособности и отказов в работе специализированного и многофункционального оборудования, разрабатывать мероприятия по их устранению. 5.4.2. Техническая эксплуатация коммерческого и промышленного типов холодильного оборудования организаций торговли и общественного питания. ПК 2.1. Подготавливать и выполнять работы по монтажу опор, фундаментов, компрессоров, моноблоков, аппаратов, приборов автоматики. ПК 2.2. Разрабатывать и проводить технологические процессы монтажа, наладки, технического обслуживания и ремонта коммерческого и промышленного типов холодильного оборудования. ПК 2.3. Организовывать и проводить профилактические осмотры коммерческого и промышленного типов холодильного оборудования и приборов автоматики. ПК 2.4. Проводить испытания и метрологический контроль технических характеристик коммерческого и промышленного типов холодильного оборудования и приборов автоматики. ПК 2.5. Диагностировать и устранять основные неисправности в работе холодильного оборудования с импортными комплектующими, альтернативными холодильными агентами и новыми маслами. 5.4.3. Проектирование и техническая эксплуатация систем кондиционирования воздуха в организациях торговли и общественного питания. ПК 3.1. Проектировать системы кондиционирования воздуха. ПК 3.2. Подготавливать и выполнять работы по монтажу, наладке, сдаче в эксплуатацию кондиционеров отечественного и импортного производства различных типов и назначения. ПК 3.3. Организовывать и выполнять работы по монтажу, наладке, сдаче в эксплуатацию и техническому обслуживанию систем кондиционирования воздуха в организациях торговли и общественного питания. 5.4.4. Организация производственной деятельности в рамках структурного подразделения и руководство ею. ПК 4.1. Планировать и организовывать работы структурного подразделения. ПК 4.2. Руководить работой структурного подразделения. ПК 4.3. Анализировать процесс и результаты деятельности структурного подразделения. 5.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов: общего гуманитарного и социально-экономического; математического и общего естественнонаучного; профессионального; и разделов: учебная практика; производственная практика (по профилю специальности); производственная практика (преддипломная); промежуточная аттестация; государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы). 6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением. Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин. Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности). 6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура". Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов. Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки Таблица 3 ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | Индекс | Наименование циклов, разделов, | Всего | В т.ч. часов | Индекс и | Коды | | | модулей, требования к знаниям, | максимальной | обязательных | наименование | формируемых | | | умениям, практическому | учебной | учебных | дисциплин, | компетенций | | | опыту | нагрузки | занятий | междисциплинарных | | | | | обучающегося | | курсов (МДК) | | |---------|---------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | Обязательная часть циклов ОПОП | 3294 | 2196 | | | |---------|---------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | ОГСЭ.00 | Общий гуманитарный и социально- | 660 | 440 | | | | | экономический цикл | | | | | | |---------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | В результате изучения обязательной | | 48 | ОГСЭ.01. Основы | ОК 1 | | | части цикла обучающийся должен: | | | философии | ОК 3 - 8 | | | уметь: | | | | ПК 4.1 - 4.3 | | | ориентироваться в наиболее общих | | | | | | | философских проблемах бытия, | | | | | | | познания, ценностей, свободы и | | | | | | | смысла жизни как основе формирования | | | | | | | культуры гражданина и будущего | | | | | | | специалиста; | | | | | | | знать: | | | | | | | основные категории и понятия | | | | | | | философии; | | | | | | | роль философии в жизни человека и | | | | | | | общества; | | | | | | | основы философского учения о | | | | | | | бытии; | | | | | | | сущность процесса познания; | | | | | | | основы научной, философской и | | | | | | | религиозной картин мира; | | | | | | | об условиях формирования личности, | | | | | | | свободе и ответственности за | | | | | | | сохранение жизни, культуры, | | | | | | | окружающей среды; | | | | | | | о социальных и этических | | | | | | | проблемах, связанных с развитием и | | | | | | | использованием достижений науки, | | | | | | | техники и технологий | | | | | | |---------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | уметь: | | 48 | ОГСЭ.02. История | ОК 1 | | | ориентироваться в современной | | | | ОК 3 - 9 | | | экономической, политической и | | | | ПК 4.1 - 4.3 | | | культурной ситуации в России и мире; | | | | | | | выявлять взаимосвязь | | | | | | | отечественных, региональных, мировых | | | | | | | социально-экономических, | | | | | | | политических и культурных проблем; | | | | | | | знать: | | | | | | | основные направления развития | | | | | | | ключевых регионов мира на рубеже | | | | | | | веков (XX и XXI в.); | | | | | | | сущность и причины локальных, | | | | | | | региональных, межгосударственных | | | | | | | конфликтов в конце XX - начале XXI | | | | | | | в.; | | | | | | | основные процессы (интеграционные, | | | | | | | поликультурные, миграционные и иные) | | | | | | | политического и экономического | | | | | | | развития ведущих государств и | | | | | | | регионов мира; | | | | | | | назначение ООН, НАТО, ЕС и других | | | | | | | организаций и основные направления | | | | | | | их деятельности; | | | | | | | о роли науки, культуры и религии в | | | | | | | сохранении и укреплении национальных | | | | | | | и государственных традиций; | | | | | | | содержание и назначение важнейших | | | | | | | правовых и законодательных актов | | | | | | | мирового и регионального значения | | | | | | |---------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | уметь: | | 172 | ОГСЭ.03. Иностранный | ОК 4 | | | общаться (устно и письменно) на | | | язык | ОК 5 | | | иностранном языке на | | | | ОК 6 | | | профессиональные и повседневные | | | | ОК 8 | | | темы; | | | | ОК 9 | | | переводить (со словарем) | | | | ПК 1.1 - 4.3 | | | иностранные тексты профессиональной | | | | | | | направленности; | | | | | | | самостоятельно совершенствовать | | | | | | | устную и письменную речь, пополнять | | | | | | | словарный запас; | | | | | | | знать: | | | | | | | лексический (1200 - 1400 | | | | | | | лексических единиц) и грамматический | | | | | | | минимум, необходимый для чтения и | | | | | | | перевода (со словарем) иностранных | | | | | | | текстов профессиональной | | | | | | | направленности | | | | | | |---------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | уметь: | 344 | 172 | ОГСЭ.04. Физическая | ОК 2 | | | использовать физкультурно- | | | культура | ОК 3 | | | оздоровительную деятельность для | | | | ОК 4 | | | укрепления здоровья, достижения | | | | ОК 6 | | | жизненных и профессиональных целей; | | | | ОК 8 | | | знать: | | | | ПК 1.1 - 4.3 | | | о роли физической культуры в | | | | | | | общекультурном, профессиональном и | | | | | | | социальном развитии человека; | | | | | | | основы здорового образа жизни | | | | | |---------|---------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | ЕН.00 | Математический и общий | 216 | 144 | | | | | естественнонаучный цикл | | | | | | |---------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | В результате изучения обязательной | | | ЕН.01. Математика | ОК 3 | | | части цикла обучающийся должен: | | | | ОК 4 | | | уметь: | | | | ОК 8 | | | анализировать сложные функции и | | | | ОК 9 | | | строить их графики; | | | | ПК 1.1 - 4.3 | | | выполнять действия над | | | | | | | комплексными числами; | | | | | | | вычислять значения геометрических | | | | | | | величин; | | | | | | | производить операции над матрицами | | | | | | | и определителями; | | | | | | | решать задачи на вычисление | | | | | | | вероятности с использованием | | | | | | | элементов комбинаторики; | | | | | | | решать прикладные задачи с | | | | | | | использованием элементов | | | | | | | дифференциального и интегрального | | | | | | | исчислений; | | | | | | | решать системы линейных уравнений | | | | | | | различными методами; | | | | | | | знать: | | | | | | | основные математические методы | | | | | | | решения прикладных задач; | | | | | | | основные понятия и методы | | | | | | | математического анализа, линейной | | | | | | | алгебры, теорию комплексных чисел, | | | | | | | теории вероятностей и математической | | | | | | | статистики; | | | | | | | основы интегрального и | | | | | | | дифференциального исчисления; | | | | | | | роль и место математики в | | | | | | | современном мире при освоении | | | | | | | профессиональных дисциплин и в сфере | | | | | | | профессиональной деятельности | | | | | | |---------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | уметь: | | | ЕН.02. Основы | ОК 3 | | | производить расчеты цикла | | | технической | ОК 4 | | | холодильной машины, решать задачи с | | | термодинамики | ОК 8 | | | использованием основных законов | | | | ОК 9 | | | гидростатики и гидродинамики; | | | | ПК 1.1 - 4.3 | | | знать: | | | | | | | основы термодинамики, | | | | | | | теплопередачи; | | | | | | | циклы холодильных установок, | | | | | | | термодинамические диаграммы; | | | | | | | физические принципы охлаждения; | | | | | | | основные уравнения гидростатики и | | | | | | | гидродинамики | | | | | |---------|---------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | П.00 | Профессиональный цикл | 2418 | 1612 | | | |---------|---------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | ОП.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 1572 | 1048 | | | | |---------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | В результате изучения обязательной | | | ОП.01. Инженерная | ОК 1 - 10 | | | части цикла обучающийся по | | | графика | ПК 1.1 - 4.3 | | | общепрофессиональным | | | | | | | дисциплинам должен: | | | | | | | уметь: | | | | | | | выполнять графические изображения | | | | | | | технологического оборудования и | | | | | | | технологических схем в ручной | | | | | | | и машинной графике; | | | | | | | выполнять комплексные чертежи | | | | | | | геометрических тел и проекции точек, | | | | | | | лежащих на их поверхности, в ручной | | | | | | | и машинной графике; | | | | | | | выполнять чертежи технических | | | | | | | деталей в ручной и машинной графике; | | | | | | | читать чертежи и схемы; | | | | | | | оформлять технологическую и | | | | | | | конструкторскую документацию в | | | | | | | соответствии с действующей | | | | | | | нормативно-технической | | | | | | | документацией; | | | | | | | знать: | | | | | | | законы, методы и приемы | | | | | | | проекционного черчения; | | | | | | | правила выполнения и чтения | | | | | | | конструкторской и технологической | | | | | | | документации; | | | | | | | правила оформления чертежей, | | | | | | | геометрические построения и правила | | | | | | | вычерчивания технических деталей; | | | | | | | способы графического представления | | | | | | | технологического оборудования и | | | | | | | выполнения технологических схем; | | | | | | | требования Единой системы | | | | | | | конструкторской документации (ЕСКД) | | | | | | | и Единой системы технологической | | | | | | | документации (ЕСТД) к оформлению и | | | | | | | составлению чертежей и схем | | | | | | |---------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | уметь: | | | ОП.02. Техническая | ОК 1 - 10 | | | производить расчеты механических | | | механика | ПК 1.1 - 4.3 | | | передач и простейших сборочных | | | | | | | единиц; | | | | | | | читать кинематические схемы; | | | | | | | определять напряжения в | | | | | | | конструкционных элементах; | | | | | | | знать: | | | | | | | основы технической механики; | | | | | | | виды механизмов, их кинематические | | | | | | | и динамические характеристики; | | | | | | | методику расчета элементов | | | | | | | конструкций на прочность, жесткость | | | | | | | и устойчивость при различных видах | | | | | | | деформации; | | | | | | | основы расчетов механических | | | | | | | передач и простейших сборочных | | | | | | | единиц общего назначения | | | | | | |---------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | уметь: | | | ОП.03. | ОК 1 - 10 | | | распознавать и классифицировать | | | Материаловедение | ПК 1.1 - 4.3 | | | конструкционные и сырьевые материалы | | | | | | | по внешнему виду, происхождению, | | | | | | | свойствам; | | | | | | | определять виды конструкционных | | | | | | | материалов; | | | | | | | выбирать материалы для конструкций | | | | | | | по их назначению и условиям | | | | | | | эксплуатации; | | | | | | | проводить исследования и испытания | | | | | | | материалов; | | | | | | | рассчитывать и назначать | | | | | | | оптимальные режимы резанья; | | | | | | | знать: | | | | | | | закономерности процессов | | | | | | | кристаллизации и | | | | | | | структурообразования металлов и | | | | | | | сплавов, основы их термообработки, | | | | | | | способы защиты металлов от коррозии; | | | | | | | классификацию и способы получения | | | | | | | композиционных материалов; | | | | | | | принципы выбора конструкционных | | | | | | | материалов для применения в | | | | | | | производстве; | | | | | | | строение и свойства металлов, | | | | | | | методы их исследования; | | | | | | | классификацию материалов, металлов | | | | | | | и сплавов, их области применения; | | | | | | | методику расчета и назначения | | | | | | | режимов резания для различных видов | | | | | | | работ | | | | | | |---------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | уметь: | | | ОП.04. | ОК 1 - 10 | | | выбирать электрические, | | | Электротехника | ПК 1.1 - 4.3 | | | электронные приборы и | | | и электроника | | | | электрооборудование; | | | | | | | правильно эксплуатировать | | | | | | | электрооборудование и механизмы | | | | | | | передачи движения технологических | | | | | | | машин и аппаратов; | | | | | | | производить расчеты простых | | | | | | | электрических цепей; | | | | | | | рассчитывать параметры различных | | | | | | | электрических цепей и схем; | | | | | | | пользоваться электроизмерительными | | | | | | | приборами и приспособлениями, | | | | | | | снимать показания; | | | | | | | знать: | | | | | | | классификацию электронных | | | | | | | приборов, их устройство и область | | | | | | | применения; | | | | | | | методы расчета и измерения | | | | | | | основных параметров электрических | | | | | | | цепей; | | | | | | | основные законы электротехники; | | | | | | | основные правила эксплуатации | | | | | | | электрооборудования и методы | | | | | | | измерения электрических величин; | | | | | | | основы теории электрических машин, | | | | | | | принцип работы типовых электрических | | | | | | | устройств; | | | | | | | параметры электрических схем и | | | | | | | единицы их измерения; | | | | | | | принцип выбора электрических и | | | | | | | электронных приборов; | | | | | | | принципы составления простых | | | | | | | электрических и электронных цепей; | | | | | | | способы получения, передачи и | | | | | | | использования электрической | | | | | | | энергии; | | | | | | | устройство, принцип действия и | | | | | | | основные характеристики | | | | | | | электротехнических приборов; | | | | | | | основы физических процессов в | | | | | | | проводниках, полупроводниках и | | | | | | | диэлектриках; | | | | | | | характеристики и параметры | | | | | | | электрических и магнитных полей, | | | | | | | параметры различных электрических | | | | | | | цепей | | | | | | |---------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | уметь: | | | ОП.05. Обработка | ОК 1 - 10 | | | применять способы обработки | | | металлов резанием, | ПК 1.1 - 4.3 | | | металлов, инструмент, станки при | | | станки, инструмент | | | | выполнении ремонтных работ; | | | | | | | знать: | | | | | | | основные виды обработки металлов | | | | | | | резанием, инструмент для обработки; | | | | | | | назначение, технические | | | | | | | характеристики, устройство и правила | | | | | | | безопасной эксплуатации | | | | | | | металлорежущих станков | | | | | | |---------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | уметь: | | | ОП.06. Метрология, | ОК 1 - 10 | | | оформлять технологическую и | | | стандартизация | ПК 1.1 - 4.3 | | | техническую документацию в | | | и сертификация | | | | соответствии с действующей | | | | | | | нормативной базой на основе | | | | | | | использования основных положений | | | | | | | метрологии, стандартизации и | | | | | | | сертификации в производственной | | | | | | | деятельности; | | | | | | | применять документацию систем | | | | | | | качества; | | | | | | | применять требования нормативных | | | | | | | документов к основным видам | | | | | | | продукции (услуг) и процессов; | | | | | | | знать: | | | | | | | документацию систем качества; | | | | | | | единство терминологии, единиц | | | | | | | измерения с действующими стандартами | | | | | | | и международной системой единиц СИ в | | | | | | | учебных дисциплинах; | | | | | | | основные понятия и определения | | | | | | | метрологии, стандартизации и | | | | | | | сертификации; | | | | | | | основы повышения качества продукции | | | | | | |---------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | уметь: | | | ОП.07. | ОК 1 - 10 | | | использовать компьютерную технику | | | Информационные | ПК 1.1 - 4.3 | | | в режиме пользователя и специальное | | | технологии | | | | программное обеспечение в | | | в профессиональной | | | | профессиональной деятельности; | | | деятельности | | | | знать: | | | | | | | состав, функции и возможности | | | | | | | использования специального | | | | | | | программного обеспечения | | | | | | |---------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | уметь: | | | ОП.08. | ОК 1 - 10 | | | производить электрические расчеты, | | | Электрооборудование | ПК 1.1 - 4.3 | | | выбирать, производить монтаж, | | | | | | | наладку, сдачу в эксплуатацию | | | | | | | электрооборудования, заземляющих | | | | | | | устройств, контролировать их работу; | | | | | | | знать: | | | | | | | назначение, классификацию, типы, | | | | | | | критерии выбора, устройство, принцип | | | | | | | работы, настройку, правила | | | | | | | эксплуатации электрооборудования; | | | | | | | содержание организационных и | | | | | | | технических мероприятий по | | | | | | | электробезопасности | | | | | | |---------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | уметь: | | | ОП.09. Основы | ОК 1 - 10 | | | оформлять первичные документы по | | | экономики | ПК 1.1 - 4.3 | | | учету рабочего времени, выработки, | | | организации и | | | | заработной платы, простоев; | | | правового | | | | рассчитывать основные технико- | | | обеспечения | | | | экономические показатели | | | профессиональной | | | | деятельности подразделения | | | деятельности | | | | (организации); | | | | | | | разрабатывать бизнес-план; | | | | | | | защищать свои права в соответствии | | | | | | | с гражданским, гражданско- | | | | | | | процессуальным и трудовым | | | | | | | законодательством; | | | | | | | анализировать и оценивать | | | | | | | результаты и последствия | | | | | | | деятельности (бездействия) с | | | | | | | правовой точки зрения; | | | | | | | знать: | | | | | | | действующие законодательные и | | | | | | | нормативные акты, регулирующие | | | | | | | производственно-хозяйственную | | | | | | | деятельность; | | | | | | | материально-технические, трудовые | | | | | | | и финансовые ресурсы отрасли и | | | | | | | организации, показатели их | | | | | | | эффективного использования; | | | | | | | методики расчета основных технико- | | | | | | | экономических показателей | | | | | | | деятельности организации; | | | | | | | методику разработки бизнес-плана; | | | | | | | механизмы ценообразования на | | | | | | | продукцию (услуги), формы оплаты | | | | | | | труда в современных условиях; | | | | | | | основы маркетинговой деятельности, | | | | | | | менеджмента и принципы делового | | | | | | | общения; | | | | | | | основы организации работы | | | | | | | коллектива исполнителей; | | | | | | | основы планирования, | | | | | | | финансирования и кредитования | | | | | | | организации; | | | | | | | особенности менеджмента в области | | | | | | | профессиональной деятельности; | | | | | | | производственную и организационную | | | | | | | структуру организации; | | | | | | | основные положения Конституции | | | | | | | Российской Федерации, действующие | | | | | | | законодательные и иные нормативно- | | | | | | | правовые акты, регулирующие | | | | | | | правоотношения в процессе | | | | | | | профессиональной (трудовой) | | | | | | | деятельности; | | | | | | | классификацию, основные виды и | | | | | | | правила составления нормативных | | | | | | | документов; | | | | | | | права и обязанности работников в | | | | | | | сфере профессиональной деятельности | | | | | | |---------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | уметь: | | | ОП.10. Охрана | ОК 1 - 10 | | | применять средства индивидуальной | | | труда | ПК 1.1 - 4.3 | | | и коллективной защиты; | | | | | | | использовать экобиозащитную и | | | | | | | противопожарную технику; | | | | | | | организовывать и проводить | | | | | | | мероприятия по защите работающих и | | | | | | | населения от негативных воздействий | | | | | | | чрезвычайных ситуаций; | | | | | | | проводить анализ опасных и вредных | | | | | | | факторов в сфере профессиональной | | | | | | | деятельности; | | | | | | | соблюдать требования по | | | | | | | безопасному ведению технологического | | | | | | | процесса; | | | | | | | проводить экологический мониторинг | | | | | | | объектов производства и окружающей | | | | | | | среды; | | | | | | | знать: | | | | | | | действие токсичных веществ на | | | | | | | организм человека; | | | | | | | меры предупреждения пожаров и | | | | | | | взрывов; | | | | | | | категорирование производств по | | | | | | | взрыво- и пожароопасности; | | | | | | | основные причины возникновения | | | | | | | пожаров и взрывов; | | | | | | | особенности обеспечения безопасных | | | | | | | условий труда в сфере | | | | | | | профессиональной деятельности, | | | | | | | правовые, нормативные и | | | | | | | организационные основы охраны труда | | | | | | | в организации; | | | | | | | правила и нормы охраны труда, | | | | | | | личной и производственной санитарии | | | | | | | и пожарной защиты; | | | | | | | правила безопасной эксплуатации | | | | | | | механического оборудования; | | | | | | | профилактические мероприятия по | | | | | | | охране окружающей среды, технике | | | | | | | безопасности и производственной | | | | | | | санитарии; | | | | | | | предельно допустимые концентрации | | | | | | | (ПДК) вредных веществ и | | | | | | | индивидуальные средства защиты; | | | | | | | принципы прогнозирования развития | | | | | | | событий и оценки последствий при | | | | | | | техногенных чрезвычайных ситуациях и | | | | | | | стихийных явлениях; | | | | | | | систему мер по безопасной | | | | | | | эксплуатации опасных | | | | | | | производственных объектов и снижению | | | | | | | вредного воздействия на окружающую | | | | | | | среду; | | | | | | | средства и методы повышения | | | | | | | безопасности технических средств и | | | | | | | технологических процессов | | | | | | |---------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | уметь: | | 68 | ОП.11. Безопасность | ОК 1 - 10 | | | организовывать и проводить | | | жизнедеятельности | ПК 1.1 - 4.3 | | | мероприятия по защите работающих и | | | | | | | населения от негативных воздействий | | | | | | | чрезвычайных ситуаций; | | | | | | | предпринимать профилактические | | | | | | | меры для снижения уровня опасностей | | | | | | | различного вида и их последствий в | | | | | | | профессиональной деятельности и | | | | | | | быту; | | | | | | | использовать средства | | | | | | | индивидуальной и коллективной защиты | | | | | | | от оружия массового поражения; | | | | | | | применять первичные средства | | | | | | | пожаротушения; | | | | | | | ориентироваться в перечне военно- | | | | | | | учетных специальностей и | | | | | | | самостоятельно определять среди них | | | | | | | родственные полученной | | | | | | | специальности; | | | | | | | применять профессиональные знания | | | | | | | в ходе исполнения обязанностей | | | | | | | военной службы на воинских | | | | | | | должностях в соответствии с | | | | | | | полученной специальностью; | | | | | | | владеть способами бесконфликтного | | | | | | | общения и саморегуляции в | | | | | | | повседневной деятельности и | | | | | | | экстремальных условиях военной | | | | | | | службы; | | | | | | | оказывать первую помощь | | | | | | | пострадавшим; | | | | | | | знать: | | | | | | | принципы обеспечения устойчивости | | | | | | | объектов экономики, прогнозирования | | | | | | | развития событий и оценки | | | | | | | последствий при техногенных | | | | | | | чрезвычайных ситуациях и стихийных | | | | | | | явлениях, в том числе в условиях | | | | | | | противодействия терроризму как | | | | | | | серьезной угрозе национальной | | | | | | | безопасности России; | | | | | | | основные виды потенциальных | | | | | |