О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2010-2012 ГГ.. Постановление. Правительство Москвы. 29.12.09 1507-ПП

Оглавление


Страницы: 1  2  3  4  5  6  


     Во   многих   районах   города  население  испытывает  недостаток
отдельных   типов   предприятий   шаговой   (пешеходной)  доступности:
продовольственных   магазинов-дискаунтеров,   булочных,  хозяйственных
магазинов,   магазинов   эконом-класса  по  продаже  одежды  и  обуви,
галантерейных  товаров, товаров для ремонта квартир; недорогих ателье,
химчисток  и  прачечных,  мастерских по ремонту обуви, металлоремонту,
парикмахерских   эконом-класса,   предприятий   общественного  питания
эконом-класса.
     Недостаток  стационарной сети предприятий, предоставляющих товары
и  услуги  повседневного  спроса, особенно проявляется в районах новой
жилой застройки и в центральной части города.
     Это  подтверждают результаты социологических опросов, проведенных
РЭА  им.  Г.В.  Плеханова  в  целом  по городу и Институтом социальных
инициатив   -  по  Центральному  административному  округу:  население
испытывает  наибольшую потребность в развитии сети предприятий шаговой
(пешеходной) доступности:
     - в   торговле   продовольственными   товарами   -   в  небольших
универсальных    продовольственных    магазинах,    мини-маркетах    и
дискаунтерах;
     - в  торговле  непродовольственными  товарами  -  в хозяйственных
магазинах, магазинах по продаже галантерейных товаров и ряде других;
     - в   бытовом   обслуживании   -  в  достаточно  широком  спектре
предприятий эконом-класса.
     Принимая  во  внимание  несовершенство  существующей  нормативной
градостроительной  базы  развития предприятий потребительского рынка и
услуг  и необходимость ее доработки, следует признать, что фактический
уровень  обеспеченности  бытовыми  услугами соответствует нормативному
уровню  только  в  одном  (Центральном)  округе;  фактический  уровень
обеспеченности   предприятиями   общественного   питания   -   в  трех
(Центральном, Северо-Восточном, Зеленоградском) округах.
     Несмотря  на  то, что фактический уровень обеспеченности услугами
торговли  местного  уровня,  в  том числе продовольственной, превышает
существующий  норматив  по всем административным округам, в 11 районах
города  он  заметно отстает от норматива по торговле в целом, а в 16 -
по продовольственной торговле. Существенное отставание от нормативов в
фактическом   уровне  обеспеченности  населения  услугами  предприятий
шаговой  (пешеходной)  доступности в общественном питании отмечается в
22 районах города, в бытовом обслуживании - в 39 районах.
     Размещение  сети  потребительского  рынка  на  территории  города
характеризуется  неравномерностью как по административным округам, так
и по районам города.
     Если в Центральном административном округе на 1 октября 2009 года
обеспеченность  торговыми  площадями  на 1000 жителей составляет более
2000  кв.  м,  в  Юго-Восточном  -  850  кв. м, то в Северо-Западном -
немногим более 500 кв. м. Разница в обеспеченности населения торговыми
площадями   в  районах  с  примерно  одинаковой  численностью  жителей
составляет до 6 и более раз.
     Аналогичные территориальные диспропорции наблюдаются в размещении
сети   предприятий   общественного  питания  и  бытового  обслуживания
населения.
     Действующая  нормативно-правовая  база  не гарантирует сохранения
профиля   объектов   потребительского   рынка   шаговой   (пешеходной)
доступности,   а   градостроительная  практика  допускает  возможность
возникновения дефицита сети на местном уровне.
     Принципиальное  решение  задачи  выявления  и устранения дефицита
предприятий  шаговой  (пешеходной) доступности невозможно без создания
системы   стандартов  (целевых  индикаторов)  в  части  обеспеченности
населения в районах проживания инфраструктурой торговых, бытовых услуг
и  услуг общественного питания, с одной стороны, и системы мониторинга
ситуации - с другой.
     В ближайшие годы проблема территориальной доступности предприятий
потребительского рынка и услуг будет усугубляться из-за несовершенства
федерального   законодательства,   предусматривающего  аренду  нежилых
государственных  помещений  только на конкурсной основе <3>. Социально
значимым предприятиям потребительского рынка, в том числе предприятиям
бытового   обслуживания,   небольшим   магазинам   "у   дома"   трудно
конкурировать  с  другими  претендентами  на аренду помещений, включая
крупные  сетевые  структуры.  Таким  образом,  они не смогут заключать
новые договоры аренды и продлевать старые.
--------------------------------
     <3>  Федеральный  закон  от  30 июня 2008 г. N 108-ФЗ "О внесении
изменений   в   Федеральный  закон  "О  концессионных  соглашениях"  и
отдельные законодательные акты Российской Федерации".

     5.  Доступность  предприятий  потребительского  рынка  города для
инвалидов и маломобильных граждан.
     В  Москве проживает около 1,2 миллиона инвалидов, из них 26 тысяч
детей-инвалидов,  230  тысяч  лиц  трудоспособного  возраста,  около 1
миллиона лиц старше 55 лет.
     В  соответствии  с  Комплексной  целевой  программой  "Социальная
интеграция  инвалидов  и  других лиц с ограничениями жизнедеятельности
города  Москвы  на  2007-2009  годы"  <4>  предполагается  за три года
комплексно  переоборудовать  19,4  тысячи предприятий отрасли, а также
создать  условия  для  посещения  лицами с ограниченными возможностями
всех вновь вводимых предприятий.
--------------------------------
     <4>  Постановление Правительства Москвы от 24.04.2007 N 319-ПП "О
Комплексной  целевой  программе  "Социальная  интеграция  инвалидов  и
других лиц  с  ограничениями жизнедеятельности города Москвы на 2007 -
2009 годы".

     В  2007-2008 годах в рамках программы переоборудовано 10,3 тысячи
предприятий   потребительского   рынка.  В  2009  году  предполагается
переоборудовать еще около 9,1 тысячи объектов.
     Тем   не   менее  проблема  обеспечения  доступности  предприятий
потребительского    рынка    и   услуг   для   лиц   с   ограничениями
жизнедеятельности  остается до конца нерешенной, о чем свидетельствуют
результаты  соответствующих  проверок.  Во  многих  вновь  построенных
крупных  торговых  объектах  с  грубыми  нарушениями  были оборудованы
пандусы,  туалетные  комнаты, входные двери, лестницы, перила. На ряде
предприятий  ширина  полос  движения  в  узлах расчета не обеспечивает
возможность  проезда  инвалидов-колясочников  при оплате приобретенных
товаров;  отсутствуют  специальные  места  для парковки автотранспорта
инвалидов.
     Программное   решение   указанных   проблем  позволит  обеспечить
качественно    новый,    более    социально    ориентированный   облик
потребительского  рынка  и  услуг,  будет  способствовать  поддержанию
высоких  темпов  развития  отрасли,  увеличению  предложения товаров и
услуг, позволит создать новые рабочие места, гарантированно обеспечить
значительную часть поступлений в городской бюджет.
     Городская  целевая  программа  развития  потребительского рынка и
услуг города Москвы на 2010-2012 гг. (далее - Программа) взаимоувязана
с прогнозами социально-экономического развития города Москвы на 2010 -
2012 годы, Стратегией развития города Москвы до 2025 года, Генеральной
схемой  размещения  крупных  торговых  объектов  городского значения в
городе Москве до 2020 года,  городскими целевыми программами  развития
оптовой   торговли  продовольствием  на  2008-2010  годы,  развития  и
поддержки малого и среднего предпринимательства на 2010-2012 годы.
     Выполнение  Программы  в  условиях  финансового  и экономического
кризиса  и  посткризисного  развития экономики связано с наличием ряда
рисков. Источниками их существования являются:
     - зависимость  конъюнктуры рынка потребительских товаров и услуг,
темпов  и  пропорций  его  развития  от  внешних  макроэкономических и
социальных  условий  и  факторов.  В  их  числе  -  возможное снижение
покупательной   способности   значительной  части  населения  без  мер
социальной   защиты  жителей  Москвы,  высокая  инфляция  и  импортная
зависимость рынка, в том числе продовольственного;
     - частная   собственность   предприятий  потребительского  рынка.
Выполнение   основных   заданий  Программы  лимитируется  возможностью
выделения  ресурсов,  решения  по которым принимают частные инвесторы,
исходя  из  предпринимательской  целесообразности,  в  соответствии  с
конъюнктурой рынка;
     - ограниченные  финансовые  возможности  бюджета  города Москвы в
условиях кризиса.

                          3. Цель Программы

     Городская  целевая  программа  развития  потребительского рынка и
услуг  города  Москвы  на  2010-2012  гг.  направлена  на  обеспечение
развития  одного  из крупных секторов экономики города в интересах его
жителей.
     В  Программе  предусматривается  преемственность  целей  и  задач
социальной   и   торговой   политики  Правительства  Москвы,  основных
направлений  развития  розничной  и  оптовой  торговли,  общественного
питания    и    бытовых    услуг,    определенных    ранее   принятыми
нормативно-распорядительными документами.
     Цель Программы состоит в реализации политики Правительства Москвы
в  сфере  торговли,  общественного  питания  и  бытового обслуживания:
преодоление  кризисных  явлений  на  потребительском  рынке  города  и
создание  условий для наиболее полного удовлетворения спроса жителей и
гостей столицы на потребительские товары, услуги общественного питания
и  бытовые  услуги  по  доступным  для населения ценам при обеспечении
качества и безопасности их приобретения и потребления.
     Целевые  показатели  Программы  устанавливаются  в соответствии с
наиболее  вероятным  сценарием развития потребительского рынка и услуг
города   Москвы   (табл.   1).   Указанные   показатели   могут   быть
скорректированы при    изменении    внешних   факторов   социально   -
экономического развития.

                                                             Таблица 1

                     ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ
               РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И УСЛУГ

----------------------------------------------------------------------------
|N   | Целевой показатель          |Отчет  |Оценка |Прогноз                |
|п/п | (результат) Программы       |2008 г.|2009 г.|-----------------------|
|    |                             |       |       |2010 г.|2011 г.|2012 г.|
|----|-----------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|
| 1  |              2              |   3   |   4   |   5   |   6   |   7   |
|----|-----------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|
|1.  | Оборот розничной торговли,  | 2365,6| 2517,0| 2774,0| 3145,0| 3566,0|
|    | млрд. руб.                  |       |       |       |       |       |
|----|-----------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|
|2.  | Темп роста оборота розничной|  105,3|   95,0|  102,0|  104,0|  105,0|
|    | торговли в сопоставимых     |       |       |       |       |       |
|    | ценах, %                    |       |       |       |       |       |
|----|-----------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|
|3.  | Оборот общественного        |  112,1|  114,0|  127,0|  139,8|  155,5|
|    | питания, млрд. руб.         |       |       |       |       |       |
|----|-----------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|
|4.  | Темп роста оборота          |  108,6|   95,0|  100,5|  101,0|  103,0|
|    | общественного питания в     |       |       |       |       |       |
|    | сопоставимых ценах, %       |       |       |       |       |       |
|----|-----------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|
|5.  | Объем реализации бытовых    |   62,2|   60,0|   60,0|   65,7|   71,7|
|    | услуг, млрд. руб.           |       |       |       |       |       |
|----|-----------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|
|6.  | Темп роста объема реализации|   84,1|   85,0|   90,0|  100,5|  101,0|
|    | бытовых услуг населению, %  |       |       |       |       |       |
|----|-----------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|
|7.  | Среднегодовой индекс        |  112,3|  114,0|  111,0|  109,0|  108,0|
|    | потребительских цен на      |       |       |       |       |       |
|    | товары и услуги, %          |       |       |       |       |       |
|----|-----------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|
|8.  | Обеспеченность предприятиями|       |       |       |       |       |
|    | потребительского рынка на   |       |       |       |       |       |
|    | 1000 жителей:               |       |       |       |       |       |
|    |-----------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|
|    | - торговая площадь, кв. м   |  728  |  770  |  800  |  808  |  862  |
|    |-----------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|
|    | - число посадочных мест в   |   38,7|   40,7|   41,8|   42,3|   43,3|
|    | предприятиях общественного  |       |       |       |       |       |
|    | питания (общедоступная сеть)|       |       |       |       |       |
|    |-----------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|
|    | - число рабочих мест в      |    7,2|    7,5|    7,6|    7,7|    7,8|
|    | предприятиях бытового       |       |       |       |       |       |
|    | обслуживания                |       |       |       |       |       |
|----|-----------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|
|9.  | Количество аккредитованных  | 1717  | 2041  | 2228  | 2400  | 2592  |
|    | предприятий (на конец года) |       |       |       |       |       |
|----|-----------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|
|10. | Удельный вес аккредитованных|    4,2|    4,9|    5,2|    5,5|    5,9|
|    | предприятий в общем         |       |       |       |       |       |
|    | количестве предприятий      |       |       |       |       |       |
|    | потребительского рынка, %   |       |       |       |       |       |
|----|-----------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|
|11. | Удельный вес организованного|   80,8|   80,0|   80,5|   82,0|   82,0|
|    | рынка в формировании оборота|       |       |       |       |       |
|    | розничной торговли, %       |       |       |       |       |       |
|----|-----------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|
|12. | Удельный вес новых и        |       |       |       |       |       |
|    | модернизированных           |       |       |       |       |       |
|    | предприятий в общем         |       |       |       |       |       |
|    | количестве предприятий      |       |       |       |       |       |
|    | потребительского рынка и    |       |       |       |       |       |
|    | услуг, %:                   |       |       |       |       |       |
|    |-----------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|
|    | торговля                    |   86,8|   87,2|   87,3|   87,5|   87,7|
|    |-----------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|
|    | общественное питание        |   96,3|   96,5|   96,6|   96,7|   96,8|
|    |-----------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|
|    | бытовое обслуживание        |   75,1|   75,8|   76,0|   76,6|   77,4|
|----|-----------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|
|13. | Привлечение инвестиционных  |   62,9|   54,1|   84,3|   29,7|  118,1|
|    | ресурсов из                 |       |       |       |       |       |
|    | негосударственных источников|       |       |       |       |       |
|    | (средства предприятий,      |       |       |       |       |       |
|    | инвесторов и др.) в развитие|       |       |       |       |       |
|    | инфраструктуры,             |       |       |       |       |       |
|    | реконструкцию и             |       |       |       |       |       |
|    | строительство предприятий   |       |       |       |       |       |
|    | потребительского рынка и    |       |       |       |       |       |
|    | услуг, млрд. рублей         |       |       |       |       |       |
|----|-----------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|
|14. | Создание новых рабочих мест |   41,9|   30,3|   10,3|    7,9|   12,7|
|    | на предприятиях             |       |       |       |       |       |
|    | потребительского рынка, тыс.|       |       |       |       |       |
|    | рабочих мест                |       |       |       |       |       |
|----|-----------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|
|15. | Объем налоговых поступлений |   73,3|   40,0|   42,0|   45,0|   46,6|
|    | в бюджет города Москвы от   |       |       |       |       |       |
|    | предприятий потребительского|       |       |       |       |       |
|    | рынка и услуг, млрд. руб.   |       |       |       |       |       |
----------------------------------------------------------------------------

     Для  достижения программных целей развития потребительского рынка
и услуг города Москвы разработан комплекс мероприятий.
     Устанавливаются  следующие  приоритеты  решения  проблем развития
потребительского рынка и услуг в 2010-2012 годах:
     - сохранение    существующих    и    создание   новых   социально
ориентированных  предприятий  (в  том числе аккредитованных) торговли,
общественного  питания  и  бытового  обслуживания  населения на основе
частно-государственного  партнерства,  использования  социальной карты
москвича;
     - разработка   и   внедрение   на  потребительском  рынке  города
механизмов адресной поддержки малоимущего населения;
     - дальнейшее  развитие  сети предприятий потребительского рынка и
услуг  эконом-класса, в том числе сетевых дискаунтеров для населения с
доходами ниже среднего уровня;
     - обеспечение    шаговой   (пешеходной)   доступности   социально
ориентированных предприятий потребительского рынка для граждан во всех
районах города;
     - реализация   косвенных   мер   по   сдерживанию  роста  цен  на
потребительские товары и услуги;
     - развитие  конкурентного  рынка хлеба и хлебобулочных изделий за
счет   малоформатных  торгово-производственных  комплексов  локального
уровня;
     - обеспечение   качества   и   безопасности  товаров  и  услуг  в
предприятиях  потребительского рынка и услуг, ограничение производства
и  оборота  пищевых продуктов, содержащих генетически модифицированные
организмы, борьба с контрафактной продукцией;
     - защита прав потребителей;
     - обеспечение  доступности  предприятий  потребительского рынка и
услуг для инвалидов и маломобильных граждан;
     - развитие   механизмов   стимулирования   предпринимательской  и
инвестиционной деятельности;
     - создание    благоприятных    условий    для   развития   малого
предпринимательства в сфере торговли, общественного питания и бытового
обслуживания;
     - создание   и   внедрение   механизмов  стимулирования  открытия
предприятий  общественного питания закрытой сети в учебных заведениях,
студенческих городках, на предприятиях и в организациях города;
     - совершенствование  системы  подготовки  кадров  для предприятий
отрасли;
     - совершенствование  нормативного правового регулирования в сфере
потребительского рынка и услуг.

                         4. Задачи Программы

     Городская  целевая  программа  развития  потребительского рынка и
услуг  города  Москвы  на  2010-2012  гг.  должна  обеспечить  решение
следующих взаимосвязанных задач:
     1.  Реализация  комплекса  антикризисных  мер  на потребительском
рынке города.
     2. Повышение ценовой доступности товаров и услуг.
     3. Повышение качества и обеспечение безопасности товаров и услуг,
реализуемых на потребительском рынке города.
     4.     Повышение    территориальной    доступности    предприятий
потребительского рынка и услуг.
     5.  Обеспечение  доступности предприятий потребительского рынка и
услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.
     6.  Формирование  современной  инфраструктуры розничной торговли,
общественного питания и бытового обслуживания населения.
     7.    Развитие   системы   товарообеспечения   и   логистики   на
потребительском рынке.
     8.    Развитие   функциональных   обеспечивающих   подсистем   на
потребительском рынке.
     9.  Совершенствование  государственной  координации  и  правового
регулирования в сфере потребительского рынка и услуг.
     Задачи  Программы  являются  комплексными  и  носят  долгосрочный
характер.  Целевые  индикаторы  и показатели устанавливаются на уровне
задач и заданий по каждому мероприятию по годам их реализации.

             4.1. Реализация комплекса антикризисных мер
                   на потребительском рынке города

     Важной   частью   Программы   является  разработка  и  реализация
комплекса антикризисных мер по следующим направлениям:
     - поддержка малообеспеченных категорий граждан на потребительском
рынке;
     - поддержка социально значимых предприятий потребительского рынка
и услуг;
     - сохранение  занятости  на предприятиях потребительского рынка и
услуг.
     Главная задача Программы в связи с преодолением кризисных явлений
-  не  допустить  снижения  потребления малоимущих граждан ниже уровня
нормативов  потребительской  корзины.  Средствами решения поставленной
задачи являются:
     - расширение  системы  обслуживания  льготных  категорий  граждан
города в аккредитованных предприятиях потребительского рынка;
     - разработка  и внедрение механизмов адресной поддержки социально
незащищенных категорий населения на потребительском рынке города;
     - сохранение  на  период проявления кризисных явлений в экономике
города  низкоценовых  сегментов  потребительского  рынка,  в том числе
рыночной и мелкорозничной торговли.
     В   условиях   ожидаемого   роста  цен  на  импортные  товары  на
потребительском   рынке   города   должны   быть   реализованы   меры,
направленные на привлечение товаров отечественных товаропроизводителей
через  оптовое  звено  торговли  по  приемлемым ценам. Для этого будет
расширена   номенклатура   и  увеличены  объемы  городского  заказа  и
городского  резерва  продовольствия  с  целью  последующей  реализации
данной    продукции   через   сеть   аккредитованных   магазинов   при
фиксированных  торговых  надбавках.  Повышение  или,  по крайней мере,
сохранение  доли  отечественных  продуктов питания на московском рынке
продовольствия позволит снизить ценовое давление импорта.
     Для  отслеживания  ценовой  ситуации  на потребительском рынке, а
также   недопущения   дисбаланса   в  обеспечении  социально  значимых
предприятий  торговли  основными  продуктами питания будет проводиться
мониторинг предприятий потребительского рынка и услуг города Москвы, в
том числе:
     - динамики товарных запасов;
     - ассортимента по продовольственным товарам;
     - цен на основные продукты питания;
     - каналов поступления товаров.
     Особое  внимание  в рассматриваемой перспективе будет обращено на
сегменты  торговли,  обслуживающие  население  с  невысокими доходами:
рынки, ярмарки и т.п.
     Поддержка социально значимых предприятий потребительского рынка и
услуг  в  условиях кризиса будет проводиться в тесном сотрудничестве с
общественными организациями, ассоциациями, профессиональными союзами.
     В  условиях  кризиса  будет  обеспечено  своевременное возмещение
префектурами    административных    округов   города   Москвы   затрат
предприятиям   сферы  услуг  на  обслуживание  социально  незащищенных
категорий граждан по льготным ценам.
     Будет    усилен    контроль    за   государственными   унитарными
предприятиями   и  открытыми  акционерными  с  долей  города  с  целью
недопущения ухудшения их финансового положения.
     Социально  ориентированным  предприятиям  потребительского рынка,
крупным  торговым  предприятиям  предполагается  оказать  содействие в
переносе  сроков строительства объектов (во взаимодействии с Временной
комиссией  по  финансовому  мониторингу  организаций  промышленности и
строительства города Москвы).
     В  условиях  нарастания  в  экономике  города  кризисных  явлений
усиливается   роль   предприятий  торговли,  бытового  обслуживания  и
общественного   питания  в  снижении  напряженности  на  рынке  труда.
Необходимо   обеспечить   социально-трудовые   гарантии  работающих  и
высвобождаемых работников в случае возможного закрытия предприятий.
     Для  выработки конкретных мероприятий по сохранению рабочих мест,
недопущению необоснованных сокращений работников и соблюдению принципа
приоритетного  права граждан Российской Федерации на занятие вакантных
рабочих мест будет организован мониторинг случаев массового увольнения
и неполной занятости работников на предприятиях потребительского рынка
города,   а   также  мониторинг  использования  на  этих  предприятиях
иностранной рабочей силы.
     Предусматривается   организация   опережающего  профессионального
обучения работников, подлежащих сокращению.
     В  кризисной  ситуации  одним из рычагов защиты трудящимися своих
законных   интересов   являются   коллективные   договоры,  работа  по
заключению   которых  будет  активизирована  совместно  с  отраслевыми
профсоюзами.

          4.2. Повышение ценовой доступности товаров и услуг

     Целевая  группа  -  население  с доходами ниже среднего по городу
Москве.   Внутри   группы   выделяется  подгруппа  -  малообеспеченная
категория граждан - население с доходами ниже прожиточного минимума.
     В   качестве  главного  средства  повышения  ценовой  доступности
товаров   и   услуг   Программа   предусматривает  развитие  социально
ориентированных предприятий потребительского рынка, а именно:
     - увеличение      количества      аккредитованных     предприятий
потребительского  рынка (магазинов, предприятий общественного питания,
бытового обслуживания);
     - развитие  сети предприятий эконом-класса (магазины-дискаунтеры,
магазины сниженных цен и т.д.);
     - открытие магазинов комиссионной торговли;
     - развитие сети предприятий быстрого питания;
     - развитие сети ярмарок "выходного дня" и т.д.
     Дополнительно  будет реализован комплекс мер по сдерживанию роста
цен    на    основе   рациональной   организации   товароснабжения   и
совершенствования логистики обеспечения предприятий торговли товарами.
Особое  внимание  предполагается  уделить  вопросам  развития  системы
товародвижения   продовольственных   товаров,  где  высокая  звенность
товарооборота и наличие многочисленных технологически и организационно
излишних  посредников  приводит,  по  имеющимся  оценкам,  к повышению
уровня потребительских цен на продукты питания на 20-40%.
     В   рамках   реализации   Программы   социально   ориентированным
предприятиям  торговли  будет  оказана  помощь  в  организации каналов
прямых  поставок продовольствия от производителя и оптовых предприятий
города Москвы в розничную торговлю.
     Тесное    сотрудничество    с    участниками    рынка   на   базе
частно-государственного  партнерства позволит оказывать дополнительную
безвозмездную  помощь  социально  незащищенным  гражданам - держателям
социальной карты москвича.
     Необходимым условием и информационной базой для реализации данной
группы  мероприятий  Программы  является  организация системы ценового
мониторинга  в  сфере  потребительского рынка и услуг с использованием
информационно-коммуникационных технологий.

          4.3. Повышение качества и обеспечение безопасности
           товаров и услуг, реализуемых на потребительском
                             рынке города

     Задача  повышения  качества  и обеспечения безопасности товаров и
услуг  на потребительском рынке города будет решаться путем реализации
следующего комплекса мер:
     - меры  по  ограничению производства и оборота пищевых продуктов,
содержащих генетически модифицированные организмы;
     - техническое регулирование и сертификация товаров и услуг;
     - совершенствование  системы  обеспечения  качества  продукции  и
услуг в сфере потребительского рынка;
     - развитие новых направлений охраны окружающей среды и утилизации
отходов в сфере потребительского рынка и услуг.
     В  целях обеспечения продовольственной безопасности и ограничения
поступления на потребительский рынок города Москвы продуктов питания с
наличием  ГМО  в 2010-2012 годах будут продолжены работы по выполнению
постановления   Правительства   Москвы   от   13.02.2007  N  88-ПП  "О
дополнительных  мерах  по  обеспечению качества и безопасности пищевых
продуктов, информированию потребителей в городе Москве".
     Предполагается  расширить  и совершенствовать систему проверок на
содержание  ГМО  в  пищевой  продукции на основе использования методов
качественного  и количественного анализа, в том числе в соответствии с
национальным   стандартом   Российской  Федерации  ГОСТ  Р  52174-2003
"Биологическая   безопасность.   Сырье   и   продукты  пищевые.  Метод
идентификации  генетически  модифицированных  источников растительного
происхождения с применением биологического микрочипа".
     Предполагается активизация работ по разработке и внедрению систем
добровольной  сертификации  услуг  на  потребительском  рынке города и
разработке профессиональных стандартов по соответствующим профессиям.
     В   рамках   выполнения   Программы   будет  разработана  система
государственных стандартов качества питания обучающихся, воспитанников
образовательных учреждений города Москвы.
     Планируется    проводить    эффективную    политику    в    сфере
государственного   регулирования   алкогольного   рынка,  развивать  и
совершенствовать   систему   контроля   за   соблюдением  лицензионных
требований и условий в этой сфере с целью:
     - недопущения  на  рынок  розничной продажи алкогольной продукции
предпринимателей,  деятельность  которых не соответствует лицензионным
условиям  и  требованиям,  путем  отказа  в выдаче или продлении срока
действия лицензии;
     - устранения  с  рынка  предпринимателей,  допустивших  нарушения
лицензионных   условий   и   требований,   путем  приостановления  или
аннулирования действия лицензии.
     Необходимым  условием  реализации  мер,  направленных на усиление
контроля  качества  товаров  и услуг, является организация мониторинга
ситуации   по  выполнению  законодательных  актов  РФ,  программных  и
распорядительных  документов  Мэра  и  Правительства  Москвы  в  сфере
потребительского рынка и услуг.
     Повышение   эффективности   выполнения   контрольных  функций  на
потребительском   рынке  будет  достигнуто  координацией  деятельности
городских   органов   власти   с   федеральными   правоохранительными,
контрольными  и  надзорными  органами  в рамках проведения комплексных
проверок предприятий потребительского рынка города.
     С    целью    снижения    отрицательного    влияния   предприятий
потребительского рынка на экологию города предусмотрены мероприятия по
внедрению   биоразлагаемой   и   экологически  безопасной  упаковки  и
организации системы сбора бывших в употреблении источников питания.

        4.4. Повышение территориальной доступности предприятий
                    потребительского рынка и услуг

     Целевая группа - население районов, в которых наблюдается дефицит
предприятий шаговой (пешеходной) доступности.
     Предполагается осуществить следующие основные мероприятия:
     - выполнение    проектно-планировочных   работ,   предусмотренных
постановлением   Правительства   Москвы  от  20.01.2009  N  25-ПП,  по
совершенствованию   комплексного   обслуживания   населения   в  сфере
потребительского рынка и услуг;
     - открытие   новых   объектов   потребительского   рынка  шаговой
(пешеходной) доступности, в том числе:
     - открытие    предприятий    бытового    обслуживания   по   типу
"мультисервис";
     - открытие новых детских, молодежных кафе и многофункциональных
     предприятий семейного досуга;
     - открытие предприятий на базе реконструкции центральных тепловых
     пунктов;
     - ввод новых платежных терминалов;
     - торгово-производственных   комплексов   хлеба  и  хлебобулочных
изделий
     малого формата;
     - упорядочение размещения объектов мелкорозничной сети.
     В  рамках  реализации Концепции развития сети детских, молодежных
кафе и многофункциональных предприятий семейного досуга в городе будет
увеличено   количество   предприятий   общественного   питания  данной
направленности. Размещение предприятий питания детского, молодежного и
семейного  досуга будет предусмотрено при разработке градостроительных
планов,   проектов   планировки  территорий,  торгово-развлекательных,
физкультурно-оздоровительных            комплексов,           программ
социально-экономического  развития  административных округов и районов
города Москвы.
     С  целью  определения  резервов  для  открытия  новых предприятий
потребительского рынка шаговой (пешеходной) доступности в городе будет
проводиться   комплексная   инвентаризация  помещений,  находящихся  в
собственности города Москвы.
     Предусмотрено   включение   в  проекты  комплексной  застройки  и
реконструкции микрорайонов города Москвы проектирования пристроенных и
встроенно-пристроенных    помещений    для   комплексного   размещения
предприятий потребительского рынка шаговой (пешеходной) доступности.
     Дефицит  небольших  нежилых  помещений  для  малого бизнеса будет
восполнен  за счет переоборудования зданий бывших центральных тепловых
пунктов  (ЦТП)  и  открытия  в  них  после  комплексной  реконструкции
социально ориентированных магазинов, предприятий службы быта, быстрого
питания.
     С  целью  оптимизации  размещения объектов мелкорозничной сети на
территории  города  будет  разработана схема размещения нестационарных
объектов мелкорозничной сети в городских парках, садах, зонах отдыха в
соответствии  с  проектами  планировок  территорий  парков, садов, зон
отдыха.
     Размещение объектов торговли и сервиса в подземных пространствах,
прилегающих    к    подземным    переходам,    подуличных   переходах,
подведомственных  ГУП  "Московский  метрополитен",  ГУП "Гормост", ОАО
"РЖД", на остановках общественного транспорта будет упорядочено, в том
числе  в соответствии с Городской программой подготовки к комплексному
градостроительному  освоению  подземного пространства города Москвы на
2009-2011 годы <5>.
--------------------------------
     <5> Постановление Правительства Москвы от 18.11.2008 N 1049-ПП "О
Городской   программе  подготовки  к  комплексному  градостроительному
освоению  подземного  пространства  города  Москвы на период 2009-2011
гг.".

     Необходимым    условием    эффективности    мер    по   повышению
территориальной доступности предприятий потребительского рынка и услуг
является   организация  мониторинга  обеспеченности  населения  города
торговыми   и   бытовыми  услугами  на  местном  уровне  с  выявлением
"проблемных  зон",  образующихся  в  результате  выбытия предприятий и
недостаточного  уровня развития сети торгового и бытового обслуживания
шаговой (пешеходной) доступности.

               4.5. Обеспечение доступности предприятий
             потребительского рынка и услуг для инвалидов
                 и лиц с ограниченными возможностями

     Программа   предусматривает   создание   условий  для  социальной
адаптации    лиц    с    ограничениями   жизнедеятельности   в   части
беспрепятственного   посещения   объектов   потребительского  рынка  и
приобретения товаров и услуг.
     В 2010-2012 годах предполагается обеспечить доступ и передвижение
инвалидов   и   других   маломобильных   граждан   на  вновь  вводимых
предприятиях потребительского рынка и услуг <6>.
--------------------------------
     <6>  Реализация требования Закона города Москвы от 17 января 2001
г. N 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам
социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы".

     Будет  усилен  контроль  за  открытием  новых предприятий с целью
решения   задачи  создания  комфортных  условий  проживания  для  всех
категорий  инвалидов.  Правовая  база  -  новый  городской  кодекс  об
административных правонарушениях.
     В  конкурсную  документацию при проведении торгов на приобретение
прав  аренды на нежилые помещения в качестве обязательных требований к
арендаторам  должны  быть  включены  условия по приспособлению нежилых
помещений для инвалидов и других маломобильных граждан.

        4.6. Формирование современной инфраструктуры розничной
              торговли, общественного питания и бытового
                        обслуживания населения

     Предполагается     дальнейшее     развитие    сети    предприятий
потребительского   рынка   и   услуг,   в  том  числе  создание  новых
качественных    торговых   площадей,   предприятий   службы   быта   и
общественного  питания,  работающих  по новым технологиям и оснащенных
современным оборудованием.
     Потребности   в   объемах   нового   строительства   определяются
следующими факторами:
     - отставанием   фактического   уровня   обеспеченности  населения
предприятиями  потребительского  рынка  и  услуг  от градостроительных
нормативов    (по    отношению   к   нормативу   достигнутый   уровень
обеспеченности  в  торговле  составляет  95%, в общественном питании -
67%, в бытовом обслуживании населения - 68%);
     - необходимостью  выравнивания  уровня  обеспеченности  населения
сетью  предприятий  потребительского рынка и услуг по административным
округам и районам города;
     - необходимостью  развития сети торгового и бытового обслуживания
населения в районах-новостройках;
     - наличием   предприятий   с  устаревшей  материально-технической
базой, требующей реконструкции в целях повышения качества обслуживания
населения;
     - объективными    процессами    выбытия    (закрытия)   отдельных
предприятий и необходимостью их замещения в сети.
     За  период  2010-2012  годы  предполагается  обеспечить  ввод 919
объектов  торговли (946,9 тыс. кв. м торговой площади), в том числе 38
крупных торговых предприятий (757,2 тысячи кв. м торговой площади). За
тот  же  период  будет  реконструировано  и  модернизировано более 400
магазинов.
     В   2010-2012   годах   будет  вновь  построено  586  предприятий
общественного   питания   открытой   сети,  996  предприятий  бытового
обслуживания,  реконструировано  и  модернизировано  - 286 предприятий
общественного питания открытой сети и 315 предприятий службы быта.
     Будут   продолжены   работы  по  оптимизации  сети  рынков  и  их
преобразованию   в  современные  торговые  предприятия.  Предусмотрено
строительство 9 новых торговых объектов на земельных участках рынков.
     Особое   внимание  предполагается  уделить  открытию  предприятий
общественного питания закрытой сети. За период 2010-2012 годы в городе
должно  появиться  не  менее  около  80  новых  объектов общественного
питания  на  предприятиях  и  в  учреждениях (в т.ч. в образовательных
учреждениях).
     Развитие  и  размещение сети предприятий потребительского рынка и
услуг  осуществляется  в  соответствии  с  Генеральным планом развития
города  Москвы  до  2020  года, градостроительными планами и проектами
планировок по административным округам и районам города.
     С  учетом  влияния  финансового и экономического кризиса на темпы
инвестиционного   развития   потребительского  рынка  и  услуг  Москвы
Программа  предусматривает  более низкую динамику роста обеспеченности
населения  предприятиями  торговли,  общественного  питания и бытового
обслуживания   по   сравнению   с   показателями  Генерального  плана,
установленными на 2010-2012 годы.
     Целевые показатели решения задачи представлены в таблице 2.

                                                             Таблица 2

            ПОКАЗАТЕЛИ ВВОДА, РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ
               ОБЪЕКТОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И УСЛУГ

----------------------------------------------------------------------------
|N   | Целевой показатель (результат) решения |2010     |2011    |2012     |
|п/п | задачи                                 |         |        |         |
|----|----------------------------------------|---------|--------|---------|
| 1  |                    2                   |    3    |   4    |    5    |
|----|----------------------------------------|---------|--------|---------|
|1.  | Количество вводимых предприятий        |312/64,0 |286/54,1|283/71,6 |
|    | торговли площадью до 3100 кв. м,       |         |        |         |
|    | кол./тыс. кв. м                        |         |        |         |
|----|----------------------------------------|---------|--------|---------|
|2.  | Количество вводимых предприятий        | 14/176,6|  5/56,3| 19/524,3|
|    | торговли площадью свыше 3100 кв. м,    |         |        |         |
|    | кол./тыс. кв. м                        |         |        |         |
|----|----------------------------------------|---------|--------|---------|
|3.  | Количество вводимых предприятий        |212/13184|180/9100|194/9858 |
|    | общественного питания общедоступной    |         |        |         |
|    | сети, кол./пос. мест                   |         |        |         |
|----|----------------------------------------|---------|--------|---------|
|4.  | Количество вводимых предприятий        |358/1362 |314/1258|324/1284 |
|    | бытового обслуживания, кол./раб. мест  |         |        |         |
|----|----------------------------------------|---------|--------|---------|
|5.  | Количество реконструированных и        |144/11,0 |147/9,3 |148/10,8 |
|    | модернизированных предприятий торговли |         |        |         |
|    | (ед./прирост торговой площади за счет  |         |        |         |
|    | реконструкции)                         |         |        |         |
|----|----------------------------------------|---------|--------|---------|
|6.  | Количество реконструированных и        | 93/1580 | 91/1519|102/1926 |
|    | модернизированных предприятий          |         |        |         |
|    | общественного питания (ед./прирост     |         |        |         |
|    | посадочных мест за счет реконструкции) |         |        |         |
|----|----------------------------------------|---------|--------|---------|
|7.  | Количество реконструированных и        |106/201  |108/212 |101/193  |
|    | модернизированных предприятий бытового |         |        |         |
|    | обслуживания (ед./прирост рабочих мест |         |        |         |
|    | за счет реконструкции)                 |         |        |         |
|----|----------------------------------------|---------|--------|---------|
|8.  | Количество вводимых предприятий        | 24/2120 | 26/2504| 27/2776 |
|    | общественного питания закрытой сети,   |         |        |         |
|    | кол./пос. мест                         |         |        |         |
----------------------------------------------------------------------------

         4.7. Развитие системы товарообеспечения и логистики
                       на потребительском рынке

     Комплекс  мероприятий  по  развитию  системы  товарообеспечения и
логистики  на  потребительском рынке должен способствовать оптимизации
каналов  поступления продовольственных и непродовольственных товаров в
розничную торговлю города.
     Предполагается  развитие  системных форм организации и интеграции
розничной и оптовой торговли посредством:
     - дальнейшего  развития  сетевых торговых компаний, в том числе с
использованием системы франчайзинга;
     - организации  системы  мелкооптовых распределительных центров на
действующих  предприятиях оптовой торговли продовольствием и в крупных
сетевых компаниях для снабжения на договорных условиях аккредитованных
социальных магазинов и магазинов шаговой (пешеходной) доступности.
     Для  организации  доставки  продовольственных  грузов  в магазины
шаговой  (пешеходной)  доступности  на  автотранспортных  предприятиях
города будут созданы специализированные колонны подвижного состава.
     С   целью   оптимизации  процессов  снабжения  продовольственными
товарами  аккредитованных  магазинов  и магазинов шаговой (пешеходной)
доступности  предполагается разработка логистических схем снабжения по
административным округам города Москвы.
     Программой  предусматривается  развитие  межрегиональных связей в
области  производства и обращения потребительских товаров, в том числе
на   основе  торгово-экономических  соглашений  Правительства  Москвы,
программ  и  проектов  агропромышленной  интеграции, открытия торговых
домов, создания единого информационного пространства.
     В  среднесрочном  периоде  запланированы организация и проведение
выставок, ярмарок, способствующих поддержке отечественных, в том числе
московских   производителей,   установлению   межрегиональных   связей
производителей    продукции   с   оптовыми   и   розничными   звеньями
товародвижения в городе Москве.

        4.8. Развитие функциональных обеспечивающих подсистем
                       на потребительском рынке

     Программой  предусматривается  проведение  на  конкурсной  основе
научных  исследований  и  опытно-конструкторских  работ,  связанных  с
разработкой  и  внедрением  новых  технологий в торговле, общественном
питании  и бытовом обслуживании населения, в соответствии с Программой
прикладных  научных  исследований и проектов в интересах города Москвы
на 2009-2011 годы <7>.
--------------------------------
     <7>  Постановление Правительства Москвы N 186-ПП от 10.03.2009 "О
Программе  прикладных  научных  исследований  и  проектов  в интересах
города Москвы на 2009-2011 годы".

     В    целях   дальнейшего   развития   административной   реформы,
направленной на совершенствование работы органов исполнительной власти
с  заявителями  в  сфере потребительского рынка и услуг (режим "одного
окна"),   Программой  предусматривается  создание  Системы  удаленного
автоматизированного доступа к госуслугам "Вся Москва".
     Информатизация сферы потребительского рынка и услуг города Москвы
на период действия Программы должна быть связана также:
     - с   развитием   Единой   городской  автоматизированной  системы
информационного  обеспечения  и аналитики потребительского рынка (ЕГАС
СИОПР);
     - модернизацией  и  развитием  Единой  автоматизированной системы
(ЕАС) "Ритуал".
     Кадровая  и молодежная политика на потребительском рынке города в
2010-2012 годах будет направлена:
     - на создание новых рабочих мест на предприятиях отрасли;
     - на   совершенствование   системы  подготовки  и  переподготовки
кадров,  повышение профессиональной квалификации, устранение проблем в
профессиональном    образовании   работников   торговли   и   бытового
обслуживания, особенно специалистов массовых профессий;
     - организацию   профессионально  ориентированной  и  культурно  -
просветительской работы с молодежью;
     - на внедрение современных процессов обучения;
     - на  привлечение  учащейся  молодежи  для работы на предприятиях
потребительского рынка и услуг, в том числе в период каникул.
     Вопросы  охраны  труда  будут  находиться на постоянном контроле,
что,    в    конечном    счете,    должно    способствовать   снижению
производственного  травматизма.  Предполагается  обучение  и  проверка
знаний требований охраны труда работников предприятий потребительского
рынка и услуг, в том числе представителей малого бизнеса.
     Будут   продолжены   работы   по  противодействию  терроризму  на
предприятиях  сферы  торговли  и  услуг,  в  том  числе  по  внедрению
современных систем обеспечения безопасности.

            4.9. Совершенствование нормативного правового
             регулирования и государственной координации
                в сфере потребительского рынка и услуг

     Основная  цель  решения  задачи  -  создание необходимых правовых
условий  и  механизмов  для обеспечения поступательного развития сферы
потребительского рынка и услуг города Москвы в 2010-2012 годах.
     Предполагается   разработать   пакет  дополнений  и  изменений  в
федеральное  и  городское  законодательство,  обеспечивающее  усиление
механизмов и инструментов государственной поддержки отрасли в условиях
финансово-экономического   кризиса,   улучшение   предпринимательского
климата,      устранение     факторов,     препятствующих     развитию
предпринимательства  в сфере торговли, общественного питания, бытового
обслуживания   населения,   повышению  конкурентоспособности  отрасли,
защиту прав потребителей.
     Приоритетами  в  развитии  нормативно-правового обеспечения сферы
потребительского рынка и услуг являются:
     - приведение  нормативных  правовых  актов  города Москвы в сфере
потребительского   рынка   и   услуг   в  соответствие  с  изменениями
федерального законодательства;
     - устранение  существующих  пробелов  и противоречий нормативного
правового  регулирования  в  сфере  потребительского  рынка  и услуг с
учетом    правоприменительной    практики,    изменений   федерального
законодательства, а также требований рыночной экономики;
     - координация  деятельности  органов  власти, в том числе органов
государственного  контроля  (надзора)  и  муниципального  контроля,  и
общественного  контроля  по вопросам безопасности продукции, повышения
ее     качества,     предупреждения     продажи     контрафактных    и
недоброкачественных товаров;
     - создание   правовых   условий   для   эффективной  защиты  прав
потребителей;
     - разработка  комплекса  мер  по  созданию  правовых  условий для
повышения  качества  обслуживания,  развития  комплексных  предприятий
потребительского   рынка  и  услуг,  поддержки  предприятий  социально
ориентированной торговой инфраструктуры;
     - сокращение   необоснованных   административных   барьеров   для
предприятий  потребительского  рынка и услуг, оптимизация, упрощение и
ускорение управленческих, разрешительных и организационных процедур;
     - повышение  эффективности  управления городской собственностью в
сфере потребительского рынка и услуг.
     В  рамках  мероприятий  по совершенствованию нормативно-правового
обеспечения  предполагается  разработать  ряд предложений по изменению
федерального   и  городского  торгового  законодательства  в  связи  с
принятием  федеральной  Стратегии  развития торговли на период до 2015
года  и Федерального закона "Об основах государственного регулирования
и  развития  торговой  деятельности  в  Российской  Федерации". Данный
Федеральный  закон  призван стать системообразующим законом, создающим
правовую  базу  для  регулирования  и  организации предпринимательской
деятельности  в  сфере  торговли, а также основу для подготовки других
законопроектов.
     В  целях  повышения качества продукции и ее конкурентоспособности
запланирована   разработка   предложений  по  изменению  и  дополнению
действующих  нормативных  правовых актов Российской Федерации и города
Москвы,  связанных  с  обеспечением  качества  и  безопасности пищевых
продуктов,  сокращение  доли теневого оборота контрафактной продукции.
Это,  в  первую очередь, касается предложений в технические регламенты
на  отдельные  группы продовольственных товаров, по которым регламенты
еще не приняты или находятся в стадии разработки.
     В  рамках  сокращения  на  федеральном  уровне перечня продукции,
подлежащей обязательной сертификации, и закрепления возможности замены
обязательной сертификации декларированием соответствия особое значение
приобретает    дальнейшее    развитие   и   совершенствование   систем
добровольной  сертификации  и категорирования в сфере потребительского
рынка и услуг.
     Большую  роль  в  развитии  общественного  питания должно сыграть
совершенствование  законодательства, регулирующего организацию питания
различных  слоев  населения, в том числе в образовательных учреждениях
города.
     В   целях   создания   целостной   системы   контроля   торгового
предпринимательства предусматривается координация деятельности органов
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также
общественного  контроля; организация и проведение комплексных проверок
предприятий  потребительского  рынка  и  услуг  на основании обращений
граждан.
     В   ходе   реализации   Программы  будет  обеспечена  координация
деятельности   органов   государственной   власти,   органов  местного
самоуправления,  общественных  объединений потребителей по защите прав
потребителей,  в  том  числе  в части проведения независимых экспертиз
качества  и безопасности товаров (услуг), соответствия потребительским
свойствам  товаров  (услуг)  заявленной  продавцами  информации о них.
Одним  из  направлений  комплексного  совершенствования работы в сфере
защиты  прав  потребителей  станет  разработка  и реализация Городской
целевой программы защиты прав потребителей.
     В  области  повышения качества обслуживания, развития комплексных
предприятий    потребительского    рынка   и   услуг   нормотворческая
деятельность   должна   быть   направлена   на   реализацию  комплекса
антикризисных   мер,   создание  благоприятных  условий  для  развития
предпринимательства,   особенно   малого   и   среднего,  приоритетную
поддержку  развития  торговли  товарами  отечественных производителей,
формирования конкурентной среды в отрасли. Одним из направлений в этой
области  является  разработка  нормативных  документов, обеспечивающих
государственную  финансовую, организационную, информационную поддержку
социально ориентированной торговой инфраструктуры.
     В  целях  создания  необходимых  правовых условий для обеспечения
поступательного развития    отрасли    возрастает    роль   частно   -
государственного партнерства,  в том  числе  разработка  стандартов  и
правил  предпринимательской  деятельности саморегулируемых организаций
участников потребительского рынка.
     Дальнейшее   развитие   административной  реформы  предполагается
направить  на  совершенствование  работы органов исполнительной власти
города  Москвы с заявителями в сфере потребительского рынка и услуг по
принципу  "одного  окна", организацию межведомственного взаимодействия
при реализации разрешительных функций.
     Предусматривается дальнейшее развитие нормативно-правовой базы по
упрощению и ускорению управленческих, разрешительных и организационных
процедур;   совершенствованию   контроля   исполнения   разрешительных
функций,  в  том  числе  по  вопросам лицензирования розничной продажи
алкогольной  продукции,  совершенствования  организации мелкорозничной
торговли.
     В  целях  устранения  негативных  тенденций  на алкогольном рынке
предполагается   внести   предложения  по  изменению  правовых  актов,
регулирующих  производство  и  оборот  алкогольной  продукции и оборот
пива.
     Для  повышения  эффективности  и  качества  управления  городской
собственностью  в  сфере потребительского рынка и услуг предполагается
провести    реорганизацию   государственных   унитарных   предприятий,
организовать  мониторинг  изменений  финансового  состояния  убыточных
организаций  и  организаций,  имеющих  низкий  уровень оплаты труда, а
также наладить адресную работу с такими предприятиями.
     Разработка   и   принятие   нормативных   правовых  актов  должны
осуществляться  на основе всестороннего анализа проектов документов на
коррупциогенность.

                       5. Мероприятия Программы

         1. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА АНТИКРИЗИСНЫХ
                   МЕР НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ <8>

--------------------------------
     <8> В соответствии с наиболее  вероятным  сценарием  социально  -
экономического развития города Москвы.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|N п/п  | Наименование мероприятий, |Источники       |Количество (единиц по годам)/  |Требуемые ресурсы, млн. | Ответственные исполнители     |
|       | заданий, работ            |финансирования/ |срок выполнения                |руб.                    |                               |
|       |                           |государственные |-------------------------------|------------------------|                               |
|       |                           |заказчики       |2010 г.   |2011 г.   |2012 г.  |2010 г.|2011 г.|2012 г. |                               |
|-------|---------------------------|----------------|----------|----------|---------|-------|-------|--------|-------------------------------|
|   1   |             2             |       3        |    4     |    5     |    6    |   7   |   8   |   9    |               10              |
|-------|---------------------------|----------------|----------|----------|---------|-------|-------|--------|-------------------------------|
|       | 1.1. Поддержка малообеспеченных категорий граждан на потребительском рынке                                                          |
|-------|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1.1.1. | Разработка предложений по |       -        |IV кв.    |    -     |    -    |   -   |   -   |   -    | Департамент потребительского  |
|       | внедрению типовых         |                |          |          |         |       |       |        | рынка и услуг города Москвы,  |
|       | проектных решений учетных |                |          |          |         |       |       |        | Департамент экономической     |
|       | систем с применением      |                |          |          |         |       |       |        | политики и развития города    |
|       | социальной карты москвича |                |          |          |         |       |       |        | Москвы, Департамент социальной|
|       | в целях учета количества  |                |          |          |         |       |       |        | защиты населения города       |
|       | обслуживаемых лиц льготных|                |          |          |         |       |       |        | Москвы, Департамент поддержки |
|       | категорий населения и     |                |          |          |         |       |       |        | и развития малого и среднего  |
|       | объема предоставленных    |                |          |          |         |       |       |        | предпринимательства города    |
|       | скидок на товары          |                |          |          |         |       |       |        | Москвы, префектуры АО         |
|       | "потребительской корзины" |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | в социальных магазинах    |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|-------|---------------------------|----------------|----------|----------|---------|-------|-------|--------|-------------------------------|
|1.1.2. | Оптимизация размещения    |       -        |II кв.    |    -     |    -    |   -   |   -   |   -    | Департамент потребительского  |
|       | сети рынков на территории |                |          |          |         |       |       |        | рынка и услуг города Москвы,  |
|       | города Москвы             |                |          |          |         |       |       |        | Департамент земельных ресурсов|
|       |                           |                |          |          |         |       |       |        | города Москвы,                |
|       |                           |                |          |          |         |       |       |        | Москомархитектура, префектуры |
|       |                           |                |          |          |         |       |       |        | АО                            |
|-------|---------------------------|----------------|----------|----------|---------|-------|-------|--------|-------------------------------|
|1.1.3. | Оптимизация размещения    |       -        |В соответствии с планами       |   -   |   -   |   -    | Управы районов, префектуры АО,|
|       | объектов мелкорозничной   |                |префектур АО                   |       |       |        | Департамент потребительского  |
|       | сети на территории города |                |                               |       |       |        | рынка и услуг города Москвы   |
|-------|---------------------------|----------------|-------------------------------|-------|-------|--------|-------------------------------|
|       | 1.2. Поддержка социально значимых предприятий потребительского рынка и услуг                                                        |
|-------|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1.2.1. | Организация взаимодействия|       -        |I-IV кв.  |    -     |    -    |   -   |   -   |   -    | Департамент потребительского  |
|       | с общественными           |                |          |          |         |       |       |        | рынка и услуг города Москвы,  |
|       | организациями,            |                |          |          |         |       |       |        | Департамент поддержки и       |
|       | ассоциациями,             |                |          |          |         |       |       |        | развития малого и среднего    |
|       | профессиональными союзами |                |          |          |         |       |       |        | предпринимательства города    |
|       | по выработке совместных   |                |          |          |         |       |       |        | Москвы, отраслевые союзы,     |
|       | антикризисных мер         |                |          |          |         |       |       |        | общественные организации      |
|       | поддержки предприятий     |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | потребительского рынка и  |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | услуг                     |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|-------|---------------------------|----------------|----------|----------|---------|-------|-------|--------|-------------------------------|
|1.2.2. | Подготовка и заключение в |       -        |I кв.     |    -     |    -    |   -   |   -   |   -    | Департамент потребительского  |
|       | установленном порядке     |                |          |          |         |       |       |        | рынка и услуг города Москвы,  |
|       | Соглашения о              |                |          |          |         |       |       |        | Московская гильдия пекарей    |
|       | сотрудничестве с          |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | Московской гильдией       |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | пекарей в целях поддержки |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | и дальнейшего развития    |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | рынка розничной продажи   |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | хлеба и хлебобулочных     |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | изделий в городе Москве   |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|-------|---------------------------|----------------|----------|----------|---------|-------|-------|--------|-------------------------------|
|1.2.3. | Взаимодействие с Временной|       -        |На период деятельности         |   -   |   -   |   -    | Департамент потребительского  |
|       | комиссией по финансовому  |                |Временной комиссии по          |       |       |        | рынка и услуг города Москвы,  |
|       | мониторингу организаций   |                |финансовому мониторингу        |       |       |        | Департамент экономической     |
|       | промышленности и          |                |организаций промышленности и   |       |       |        | политики и развития города    |
|       | строительства города      |                |строительства города Москвы    |       |       |        | Москвы, Департамент городского|
|       | Москвы, в том числе по    |                |                               |       |       |        | заказа капитального           |
|       | вопросам переноса сроков  |                |                               |       |       |        | строительства города Москвы   |
|       | строительства крупных     |                |                               |       |       |        |                               |
|       | торговых объектов         |                |                               |       |       |        |                               |
|-------|---------------------------|----------------|-------------------------------|-------|-------|--------|-------------------------------|
|1.2.4. | Проведение мониторинга    |       -        |Постоянно                      |   -   |   -   |   -    | Департамент имущества города  |
|       | объектов потребительского |                |                               |       |       |        | Москвы, префектуры АО,        |
|       | рынка и услуг в целях     |                |                               |       |       |        | Департамент потребительского  |
|       | сохранения нежилых        |                |                               |       |       |        | рынка и услуг города Москвы   |
|       | помещений по истечении    |                |                               |       |       |        |                               |
|       | срока действия договоров  |                |                               |       |       |        |                               |
|       | аренды за сферой          |                |                               |       |       |        |                               |
|       | потребительского рынка и  |                |                               |       |       |        |                               |
|       | услуг с учетом их профиля |                |                               |       |       |        |                               |
|       | и специализации           |                |                               |       |       |        |                               |
|-------|---------------------------|----------------|-------------------------------|-------|-------|--------|-------------------------------|
|1.2.5. | Организация мониторинга   |       -        |Постоянно                      |   -   |   -   |   -    | Управы районов, префектуры АО,|
|       | свободных торговых        |                |                               |       |       |        | отраслевые и территориальные  |
|       | площадей на объектах      |                |                               |       |       |        | средства массовой информации, |
|       | потребительского рынка и  |                |                               |       |       |        | Комитет по телекоммуникациям и|
|       | услуг с публикацией этих  |                |                               |       |       |        | средствам массовой информации |
|       | данных в средствах        |                |                               |       |       |        | города Москвы                 |
|       | массовой информации и на  |                |                               |       |       |        |                               |
|       | официальных Интернет-     |                |                               |       |       |        |                               |
|       | представительствах органов|                |                               |       |       |        |                               |
|       | исполнительной власти     |                |                               |       |       |        |                               |
|       | города Москвы             |                |                               |       |       |        |                               |
|-------|---------------------------|----------------|-------------------------------|-------|-------|--------|-------------------------------|
|       | 1.3. Сохранение занятости на предприятиях потребительского рынка и услуг                                                            |
|-------|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1.3.1. | Организация мониторинга   |       -        |I-IV кв.  |    -     |    -    |   -   |   -   |   -    | Департамент потребительского  |
|       | случаев массового         |                |          |          |         |       |       |        | рынка и услуг города Москвы,  |
|       | увольнения и неполной     |                |          |          |         |       |       |        | префектуры АО, управы районов,|
|       | занятости работников в    |                |          |          |         |       |       |        | предприятия                   |
|       | связи с ликвидацией       |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | организаций, сокращением  |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | численности или штата     |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | работников, а также       |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | неполной занятостью       |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | работников на предприятиях|                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | потребительского рынка и  |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | услуг                     |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|-------|---------------------------|----------------|----------|----------|---------|-------|-------|--------|-------------------------------|
|1.3.2. | Организация мониторинга   |       -        |I-IV кв.  |    -     |    -    |   -   |   -   |   -    | Департамент потребительского  |
|       | использования иностранной |                |          |          |         |       |       |        | рынка и услуг города Москвы,  |
|       | рабочей силы и учета      |                |          |          |         |       |       |        | префектуры АО, управы районов,|
|       | высвобождающихся рабочих  |                |          |          |         |       |       |        | предприятия                   |
|       | мест на предприятиях      |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | потребительского рынка и  |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | услуг                     |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|-------|---------------------------|----------------|----------|----------|---------|-------|-------|--------|-------------------------------|
|1.3.3. | Обеспечение участия       |Бюджет города   |I-IV кв.  |    -     |    -    |   -   |   -   |   -    | Департамент потребительского  |
|       | предприятий               |Москвы/         |          |          |         |       |       |        | рынка и услуг города Москвы,  |
|       | потребительского рынка и  |Департамент     |          |          |         |       |       |        | Департамент труда и занятости |
|       | услуг в опережающем       |труда и         |          |          |         |       |       |        | населения города Москвы,      |
|       | профессиональном обучении |занятости       |          |          |         |       |       |        | Департамент образования города|
|       | работников в случае угрозы|населения города|          |          |         |       |       |        | Москвы, префектуры АО,        |
|       | массового высвобождения   |Москвы          |          |          |         |       |       |        | предприятия                   |
|       | (при установлении фактов  |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | неполной занятости,       |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | временной приостановки    |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | работ, предоставления     |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | отпусков без сохранения   |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | заработной платы и т.д.)  |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|-------|---------------------------|----------------|----------|----------|---------|-------|-------|--------|-------------------------------|
|1.3.4. | Содействие (при участии   |       -        |I-IV кв.  |    -     |    -    |   -   |   -   |   -    | Предприятия, отраслевые,      |
|       | отраслевых профсоюзов)    |                |          |          |         |       |       |        | муниципальные профсоюзы,      |
|       | заключению коллективных   |                |          |          |         |       |       |        | префектуры АО, Департамент    |
|       | договоров на предприятиях |                |          |          |         |       |       |        | потребительского рынка и услуг|
|       | потребительского рынка и  |                |          |          |         |       |       |        | города Москвы                 |
|       | услуг в целях сохранения  |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | рабочих мест в отрасли и  |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | предупреждения фактов     |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | массового увольнения      |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | работников                |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|-------|---------------------------|----------------|----------|----------|---------|-------|-------|--------|-------------------------------|
|1.3.5. | Организация розничной сети|       -        |I-IV кв.  |    -     |    -    |   -   |   -   |   -    | Комитет по телекоммуникациям и|
|       | распространения           |                |          |          |         |       |       |        | средствам массовой информации |
|       | информационной печатной   |                |          |          |         |       |       |        | города Москвы, префектуры АО, |
|       | продукции с рук (не менее |                |          |          |         |       |       |        | управы районов                |
|       | 200-250 маршрутов в       |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | дополнение к существующим)|                |          |          |         |       |       |        |                               |
|-------|---------------------------|----------------|----------|----------|---------|-------|-------|--------|-------------------------------|
|1.3.6. | Подготовка предложений об |       -        |II кв.    |          |         |   -   |   -   |   -    | Департамент потребительского  |
|       | организации обучения      |                |          |          |         |       |       |        | рынка и услуг города Москвы,  |
|       | иностранных работников,   |                |          |          |         |       |       |        | префектуры АО, предприятия    |
|       | привлекаемых для работы в |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | предприятиях              |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | потребительского рынка и  |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | услуг                     |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|-------|---------------------------|----------------|----------|----------|---------|-------|-------|--------|-------------------------------|
|1.3.7. | Оказывать содействие в    |       -        |Весь период                    |       |       |        | Департамент потребительского  |
|       | обеспечении участия       |                |                               |       |       |        | рынка и услуг города Москвы,  |
|       | предприятий и организаций |                |                               |       |       |        | префектуры АО, управы районов |
|       | потребительского рынка и  |                |                               |       |       |        |                               |
|       | услуг в конкурсном отборе |                |                               |       |       |        |                               |
|       | проектов по созданию,     |                |                               |       |       |        |                               |
|       | сохранению (модернизации) |                |                               |       |       |        |                               |
|       | рабочих мест для инвалидов|                |                               |       |       |        |                               |
|-------|---------------------------|----------------|-------------------------------|-------|-------|--------|-------------------------------|
|1.3.8. | Проработать предложения по|       -        |    -     |I кв.     |    -    |   -   |   -   |   -    | Департамент потребительского  |
|       | улучшению уровня          |                |          |          |         |       |       |        | рынка и услуг города Москвы,  |
|       | организации рабочих мест  |                |          |          |         |       |       |        | префектуры АО                 |
|       | на предприятиях           |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | потребительского рынка и  |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | услуг                     |                |          |          |         |       |       |        |                               |
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

           2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЦЕНОВОЙ ДОСТУПНОСТИ
                           ТОВАРОВ И УСЛУГ

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|N п/п  | Наименование мероприятий, |Источники       |Количество (единиц по          |Требуемые ресурсы, млн. | Ответственные исполнители     |
|       | заданий, работ            |финансирования/ |годам)/срок выполнения         |руб.                    |                               |
|       |                           |государственные |-------------------------------|------------------------|                               |
|       |                           |заказчики       |2010 г.   |2011 г.   |2012 г.  |2010 г.|2011 г.|2012 г. |                               |
|-------|---------------------------|----------------|----------|----------|---------|-------|-------|--------|-------------------------------|
|   1   |             2             |       3        |    4     |    5     |    6    |   7   |   8   |   9    |               10              |
|-------|---------------------------|----------------|-------------------------------|-------|-------|--------|-------------------------------|
|2.1.   | Мониторинг цен на         |       -        |Постоянно                      |   -   |   -   |   -    | Департамент потребительского  |
|       | потребительские товары и  |                |                               |       |       |        | рынка и услуг города Москвы,  |
|       | услуги                    |                |                               |       |       |        | префектуры АО, управы районов,|
|       |                           |                |                               |       |       |        | предприятия                   |
|-------|---------------------------|----------------|-------------------------------|------------------------|-------------------------------|
|2.2.   | Развитие сети социально   |Внебюджетные    |          |          |         |Финансирование          | Предприятия, управы районов,  |
|       | ориентированных           |источники       |          |          |         |предусмотрено пп. 6.1,  | префектуры АО, Департамент    |
|       | предприятий               |                |          |          |         |6.3-6.7                 | потребительского рынка и услуг|
|       | потребительского рынка и  |                |          |          |         |                        | города Москвы                 |
|       | услуг (аккредитация       |                |          |          |         |                        |                               |
|       | предприятий), кол-во:     |                |          |          |         |                        |                               |
|       |---------------------------|                |----------|----------|---------|                        |                               |
|       | всего предприятий         |                |       187|       172|      192|                        |                               |
|       | В том числе:              |                |          |          |         |                        |                               |
|       |---------------------------|                |----------|----------|---------|                        |                               |
|       | торговли                  |                |        45|        48|       45|                        |                               |
|       |---------------------------|                |----------|----------|---------|                        |                               |
|       | общественного питания     |                |        30|        23|       27|                        |                               |
|       |---------------------------|                |----------|----------|---------|                        |                               |
|       | бытового обслуживания     |                |       112|       101|      120|                        |                               |
|       | (приложение 5, табл. 5,   |                |          |          |         |                        |                               |
|       | 11, 16)                   |                |          |          |         |                        |                               |
|-------|---------------------------|----------------|-------------------------------|------------------------|-------------------------------|
|2.3.   | Координация развития      |       -        |Постоянно                      |   -   |   -   |   -    | Департамент потребительского  |
|       | системы обслуживания      |                |                               |       |       |        | рынка и услуг города Москвы,  |
|       | социально незащищенных    |                |                               |       |       |        | префектуры АО, предприятия    |
|       | категорий граждан с       |                |                               |       |       |        |                               |
|       | предоставлением скидок на |                |                               |       |       |        |                               |
|       | товары и услуги по        |                |                               |       |       |        |                               |
|       | социальной карте москвича |                |                               |       |       |        |                               |
|       | в рамках собственных      |                |                               |       |       |        |                               |
|       | дисконтных программ       |                |                               |       |       |        |                               |
|       | предприятий               |                |                               |       |       |        |                               |
|       | потребительского рынка и  |                |                               |       |       |        |                               |
|       | услуг                     |                |                               |       |       |        |                               |
|-------|---------------------------|----------------|-------------------------------|------------------------|-------------------------------|
|2.4.   | Развитие сети предприятий |Внебюджетные    |        49|        53|       55|Финансирование          | Предприятия, управы районов,  |
|       | быстрого питания, кол-во  |источники       |          |          |         |предусмотрено пп. 6.4,  | префектуры АО, Департамент    |
|       | (приложение 5, табл. 8)   |                |          |          |         |6.5                     | потребительского рынка и услуг|
|       |                           |                |          |          |         |                        | города Москвы                 |
|-------|---------------------------|----------------|----------|----------|---------|------------------------|-------------------------------|
|2.5.   | Развитие сети ярмарок     |       -        |       150|       160|      160|   -   |   -   |   -    | Управы районов, префектуры АО,|
|       | "выходного дня" с         |                |          |          |         |       |       |        | Департамент потребительского  |
|       | привлечением московских и |                |          |          |         |       |       |        | рынка и услуг города Москвы,  |
|       | региональных              |                |          |          |         |       |       |        | Департамент науки и           |
|       | товаропроизводителей,     |                |          |          |         |       |       |        | промышленной политики города  |
|       | специализированных ярмарок|                |          |          |         |       |       |        | Москвы, Комитет               |
|       | (с участием белорусских   |                |          |          |         |       |       |        | межрегиональных связей и      |
|       | товаропроизводителей,     |                |          |          |         |       |       |        | национальной политики города  |
|       | организаций               |                |          |          |         |       |       |        | Москвы                        |
|       | потребительской           |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | кооперации), кол-во       |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | площадок                  |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | (количественные показатели|                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | подлежат уточнению в      |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | соответствии с ежегодными |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | схемами размещения ярмарок|                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | "выходного дня")          |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|-------|---------------------------|----------------|-------------------------------|-------|-------|--------|-------------------------------|
|2.6.   | Оказание содействия       |       -        |Постоянно                      |   -   |   -   |   -    | Департамент потребительского  |
|       | Центросоюзу в организации |                |                               |       |       |        | рынка и услуг города Москвы,  |
|       | кооперативных ярмарок     |                |                               |       |       |        | Центросоюз, префектуры АО,    |
|       | "выходного дня" на        |                |                               |       |       |        | управы районов                |
|       | территории города Москвы  |                |                               |       |       |        |                               |
|-------|---------------------------|----------------|-------------------------------|------------------------|-------------------------------|
|2.7.   | Открытие магазинов        |Внебюджетные    |         3|         3|        6|Финансирование          | Департамент потребительского  |
|       | комиссионной торговли     |источники       |          |          |         |предусмотрено пп. 6.1,  | рынка и услуг города Москвы,  |
|       | (приложение 5, табл. 6)   |                |          |          |         |6.3                     | префектуры АО, управы районов |
|-------|---------------------------|----------------|----------|----------|---------|------------------------|-------------------------------|
|2.8.   | Развитие вторичного       |       -        |          |          |         |   -   |   -   |   -    | Комитет по телекоммуникациям и|
|       | книжного рынка в форме    |                |          |          |         |       |       |        | средствам массовой информации |
|       | открытия отделов          |                |          |          |         |       |       |        | города Москвы, Департамент    |
|       | букинистической торговли в|                |          |          |         |       |       |        | потребительского рынка и услуг|
|       | книжных магазинах города  |                |          |          |         |       |       |        | города Москвы, префектуры АО  |
|       | Москвы                    |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       |                           |                |          |          |         |       |       |        |                               |
|       | Создание в каждом         |                |    -     |         4|        6|       |       |        | Префектуры АО, Департамент    |
|       | административном округе   |                |          |          |         |       |       |        | потребительского рынка и услуг|
|       | города "книжных зон" для  |                |          |          |         |       |       |        | города Москвы, Комитет по     |
|       | торговли букинистической, |                |          |          |         |       |       |        | телекоммуникациям и средствам |
|       | подержанной печатной      |                |          |          |         |       |       |        | массовой информации города    |
|       | продукцией                |                |          |          |         |       |       |        | Москвы                        |
|-------|---------------------------|----------------|-------------------------------|-------|-------|--------|-------------------------------|

Страницы: 1  2  3  4  5  6  


Оглавление