ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 240138 АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ХИМИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 18 ноября 2009 г. N 618 (Д) В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю: 1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 240138 Аналитический контроль качества химических соединений. 2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом. Министр А.ФУРСЕНКО 18 ноября 2009 г. N 618 Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 декабря 2009 г. N 15715 Приложение Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2009 г. N 618 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 240138 АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ХИМИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 240138 Аналитический контроль качества химических соединений всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию. 1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: СПО - среднее профессиональное образование; ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования; ОУ - образовательное учреждение; ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности; ОК - общая компетенция; ПК - профессиональная компетенция; ПМ - профессиональный модуль; МДК - междисциплинарный курс. III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1. Таблица 1 ---------------------T-----------------------T-----------------------¬ ¦ Образовательная ¦ Наименование ¦ Нормативный срок ¦ ¦ база приема ¦ квалификации базовой ¦ освоения ОПОП СПО ¦ ¦ ¦ подготовки ¦ базовой подготовки ¦ ¦ ¦ ¦ при очной форме ¦ ¦ ¦ ¦ получения образования ¦ +--------------------+-----------------------+-----------------------+ ¦ на базе среднего ¦ Техник ¦ 2 года 10 месяцев ¦ ¦ (полного) общего ¦ ¦ ¦ ¦ образования ¦ ¦ ¦ +--------------------+ +-----------------------+ ¦ на базе основного ¦ ¦ 3 года 10 месяцев <*> ¦ ¦ общего образования ¦ ¦ ¦ L--------------------+-----------------------+------------------------ -------------------------------- <*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования. 3.2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки превышает на один год срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 2. Таблица 2 ----------------------T----------------------T-----------------------¬ ¦ Образовательная ¦ Наименование ¦ Нормативный срок ¦ ¦ база приема ¦ квалификации ¦ освоения ОПОП СПО ¦ ¦ ¦ углубленной ¦ углубленной ¦ ¦ ¦ подготовки ¦ подготовки ¦ ¦ ¦ ¦ при очной форме ¦ ¦ ¦ ¦ получения образования ¦ +---------------------+----------------------+-----------------------+ ¦ на базе среднего ¦ Старший техник ¦ 3 года 10 месяцев ¦ ¦ (полного) общего ¦ ¦ ¦ ¦ образования ¦ ¦ ¦ +---------------------+ +-----------------------+ ¦ на базе основного ¦ ¦ 4 года 10 месяцев <*> ¦ ¦ общего образования ¦ ¦ ¦ L---------------------+----------------------+------------------------ -------------------------------- <*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования. Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается: на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год; на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года. Срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается: на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год; на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ 4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: контроль состава и свойств материалов с использованием химических и физико-химических методов анализа. 4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: природные и промышленные материалы; оборудование и приборы; нормативная и техническая документация; управление производственной деятельностью персонала. 4.3. Техник готовится к следующим видам деятельности: 4.3.1. Определение оптимальных средств и методов анализа природных и промышленных материалов. 4.3.2. Проведение качественных и количественных анализов природных и промышленных материалов с применением химических и физико-химических методов анализа. 4.3.3. Организация работы коллектива исполнителей. 4.4.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС). 4.4. Старший техник готовится к следующим видам деятельности: 4.4.1. Определение оптимальных средств и методов анализа природных и промышленных материалов. 4.4.2. Проведение качественных и количественных анализов природных и промышленных материалов с применением химических и физико-химических методов анализа. 4.4.3. Организация работы коллектива исполнителей. 4.4.4. Выполнение анализов повышенной сложности с применением аппаратно-программных комплексов. 4.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС). V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 5.1. Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 5.2. Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности: 5.2.1. Определение оптимальных средств и методов анализа природных и промышленных материалов. ПК 1.1. Оценивать соответствие методики задачам анализа по диапазону измеряемых значений и точности. ПК 1.2. Выбирать оптимальные методы анализа. ПК 1.3. Оценивать экономическую целесообразность использования методов и средств анализа и измерений. 5.2.2. Проведение качественных и количественных анализов природных и промышленных материалов с применением химических и физико-химических методов анализа. ПК 2.1. Обслуживать и эксплуатировать оборудование химико-аналитических лабораторий. ПК 2.2. Подготавливать реагенты и материалы, необходимые для проведения анализа. ПК 2.3. Обслуживать и эксплуатировать коммуникации химико-аналитических лабораторий. ПК 2.4. Проводить качественный и количественный анализ неорганических и органических веществ химическими методами. ПК 2.5. Проводить качественный и количественный анализ неорганических и органических веществ физико-химическими методами. ПК 2.6. Проводить обработку результатов анализов с использованием аппаратно-программных комплексов. ПК 2.7. Работать с химическими веществами и оборудованием с соблюдением техники безопасности и экологической безопасности. 5.2.3. Организация работы коллектива исполнителей. ПК 3.1. Планировать и организовывать работу персонала производственных подразделений. ПК 3.2. Организовывать безопасные условия труда и контролировать выполнение правил техники безопасности, производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка. ПК 3.3. Анализировать производственную деятельность подразделения. ПК 3.4. Участвовать в обеспечении и оценке экономической эффективности работы подразделения. 5.2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. 5.3. Старший техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 5.4. Старший техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности: 5.4.1. Определение оптимальных средств и методов анализа природных и промышленных материалов. ПК 1.1. Оценивать соответствие методики задачам анализа по диапазону измеряемых значений и точности. ПК 1.2. Выбирать оптимальные методы анализа. ПК 1.3. Оценивать экономическую целесообразность использования методов и средств анализа и измерений. 5.4.2. Проведение качественных и количественных анализов природных и промышленных материалов с применением химических и физико-химических методов анализа. ПК 2.1. Обслуживать и эксплуатировать оборудование химико-аналитических лабораторий. ПК 2.2. Подготавливать реагенты и материалы, необходимые для проведения анализа. ПК 2.3. Обслуживать и эксплуатировать коммуникации химико-аналитических лабораторий. ПК 2.4. Проводить качественный и количественный анализ неорганических и органических веществ химическими методами. ПК 2.5. Проводить качественный и количественный анализ неорганических и органических веществ физико-химическими методами. ПК 2.6. Проводить обработку результатов анализов с использованием аппаратно-программных комплексов. ПК 2.7. Работать с химическими веществами и оборудованием с соблюдением техники безопасности и экологической безопасности. 5.4.3. Организация работы коллектива исполнителей. ПК 3.1. Планировать и организовывать работу персонала производственных подразделений. ПК 3.2. Организовывать безопасные условия труда и контролировать выполнение правил техники безопасности, производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка. ПК 3.3. Анализировать производственную деятельность подразделения. ПК 3.4. Участвовать в обеспечении и оценке экономической эффективности работы подразделения. 5.4.4. Выполнение анализов повышенной сложности с применением аппаратно-программных комплексов. ПК 4.1. Выполнять качественный и количественный химический анализ с применением высокоточных приборов и аппаратно-программных комплексов. ПК 4.2. Выполнять физико-химические анализы повышенной сложности с применением аппаратно-программных средств и комплексов. 5.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов: общего гуманитарного и социально-экономического; математического и общего естественнонаучного; профессионального; и разделов: учебная практика; производственная практика (по профилю специальности); производственная практика (преддипломная); промежуточная аттестация; государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы). 6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением. Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин. Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности). 6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура". Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов. Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки Таблица 3 ----------T------------------------------------------T---------------T--------------T-------------------T-------------¬ ¦ Индекс ¦ Наименование циклов, разделов, ¦ Всего ¦ В т.ч. ¦ Индекс и ¦ Коды ¦ ¦ ¦ модулей, требования к знаниям, ¦ максимальной ¦ часов ¦ наименование ¦ формируемых ¦ ¦ ¦ умениям, практическому опыту ¦ учебной ¦ обязательных ¦ дисциплин, ¦ компетенций ¦ ¦ ¦ ¦ нагрузки ¦ учебных ¦ междисциплинарных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обучающегося ¦ занятий ¦ курсов (МДК) ¦ ¦ +---------+------------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ¦ Обязательная часть циклов ОПОП ¦ 3240 ¦ 2160 ¦ ¦ ¦ +---------+------------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ОГСЭ.00 ¦ Общий гуманитарный и ¦ 660 ¦ 440 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ социально-экономический цикл ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ¦ В результате изучения обязательной ¦ ¦ 48 ¦ ОГСЭ.01. ¦ ОК 1 ¦ ¦ ¦ части цикла обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ Основы философии ¦ ОК 4 ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ОК 5 ¦ ¦ ¦ ориентироваться в наиболее общих ¦ ¦ ¦ ¦ ОК 6 ¦ ¦ ¦ философских проблемах бытия, познания, ¦ ¦ ¦ ¦ ОК 7 ¦ ¦ ¦ ценностей, свободы и смысла жизни как ¦ ¦ ¦ ¦ ОК 8 ¦ ¦ ¦ основе формирования культуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гражданина и будущего специалиста; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные категории и понятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ философии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ роль философии в жизни человека и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общества; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы философского учения о бытии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сущность процесса познания; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы научной, философской и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ религиозной картин мира; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ условия формирования личности, свободе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и ответственности за сохранение жизни, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ культуры, окружающей среды; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ о социальных и этических проблемах, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ связанных с развитием и использованием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ достижений науки, техники и технологий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ 48 ¦ ОГСЭ.02. История ¦ ОК 1 ¦ ¦ ¦ ориентироваться в современной ¦ ¦ ¦ ¦ ОК 4 ¦ ¦ ¦ экономической, политической и ¦ ¦ ¦ ¦ ОК 5 ¦ ¦ ¦ культурной ситуации в России и мире; ¦ ¦ ¦ ¦ ОК 6 ¦ ¦ ¦ выявлять взаимосвязь отечественных, ¦ ¦ ¦ ¦ ОК 7 ¦ ¦ ¦ региональных, мировых ¦ ¦ ¦ ¦ ОК 8 ¦ ¦ ¦ социально-экономических, политических ¦ ¦ ¦ ¦ ОК 10 ¦ ¦ ¦ и культурных проблем; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные направления развития ключевых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ регионов мира на рубеже веков (XX и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ XXI вв.); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сущность и причины локальных, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ региональных, межгосударственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конфликтов в конце XX - начале XXI в.; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные процессы (интеграционные, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поликультурные, миграционные и иные) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ политического и экономического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развития ведущих государств и регионов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мира; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ назначение ООН, НАТО, ЕС и других ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организаций и основные направления их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ о роли науки, культуры и религии в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сохранении и укреплении национальных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ государственных традиций; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ содержание и назначение важнейших ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правовых и законодательных актов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мирового и регионального значения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ 172 ¦ ОГСЭ.03. ¦ ОК 1 ¦ ¦ ¦ общаться (устно и письменно) на ¦ ¦ ¦ Иностранный язык ¦ ОК 2 ¦ ¦ ¦ иностранном языке на профессиональные ¦ ¦ ¦ ¦ ОК 4 ¦ ¦ ¦ и повседневные темы; ¦ ¦ ¦ ¦ ОК 5 ¦ ¦ ¦ переводить (со словарем) иностранные ¦ ¦ ¦ ¦ ОК 6 ¦ ¦ ¦ тексты профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ОК 8 ¦ ¦ ¦ направленности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ самостоятельно совершенствовать устную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и письменную речь, пополнять словарный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ запас; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лексический (1200 - 1400 лексических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ единиц) и грамматический минимум, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ необходимый для чтения и перевода (со ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ словарем) иностранных текстов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной направленности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ 344 ¦ 172 ¦ ОГСЭ.04 ¦ ОК 1 ¦ ¦ ¦ использовать ¦ ¦ ¦ Физическая ¦ ОК 2 ¦ ¦ ¦ физкультурно-оздоровительную ¦ ¦ ¦ культура ¦ ОК 4 ¦ ¦ ¦ деятельность для укрепления здоровья, ¦ ¦ ¦ ¦ ОК 5 ¦ ¦ ¦ достижения жизненных и ¦ ¦ ¦ ¦ ОК 6 ¦ ¦ ¦ профессиональных целей; ¦ ¦ ¦ ¦ ОК 8 ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ОК 10 ¦ ¦ ¦ о роли физической культуры в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общекультурном, профессиональном и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ социальном развитии человека; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы здорового образа жизни ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------+------------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ЕН.00 ¦ Математический и общий ¦ 216 ¦ 144 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ естественнонаучный цикл ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ¦ В результате изучения обязательной ¦ ¦ ¦ ЕН.01. Математика ¦ ОК 2 - 9 ¦ ¦ ¦ части цикла обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 1.1 - ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ 1.3 ¦ ¦ ¦ решать прикладные задачи в области ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 2.1 - ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ 2.7 ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 3.1 - ¦ ¦ ¦ значение математики в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ 3.4 ¦ ¦ ¦ деятельности и при освоении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной образовательной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные математические методы решения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ прикладных задач в области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные понятия и методы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ математического анализа, линейной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ алгебры, теории комплексных чисел, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теории вероятностей и математической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ статистики; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы интегрального и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дифференциального исчисления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ЕН.02. Общая и ¦ ОК 2 - 9 ¦ ¦ ¦ давать характеристику химических ¦ ¦ ¦ неорганическая ¦ ПК 1.1 - ¦ ¦ ¦ элементов в соответствии с их ¦ ¦ ¦ химия ¦ 1.3 ¦ ¦ ¦ положением в периодической системе ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 2.1 - ¦ ¦ ¦ химических элементов Д.И. Менделеева; ¦ ¦ ¦ ¦ 2.7 ¦ ¦ ¦ использовать лабораторную посуду и ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 3.1 - ¦ ¦ ¦ оборудование; ¦ ¦ ¦ ¦ 3.4 ¦ ¦ ¦ находить молекулярную формулу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вещества; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применять на практике правила ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ безопасной работы в химической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лаборатории; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применять основные законы химии для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ решения задач в области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проводить качественные реакции на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ неорганические вещества и ионы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отдельные классы органических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соединений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ составлять уравнения реакций, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проводить расчеты по химическим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ формулам и уравнениям реакции; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ составлять электронно-ионный баланс ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ окислительно-восстановительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гидролиз солей, электролиз расплавов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ растворов (солей и щелочей); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ диссоциацию электролитов в водных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ растворах, сильные и слабые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электролиты; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ классификацию химических реакций и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ закономерности их проведения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обратимые и необратимые химические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ реакции, химическое равновесие, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ смещение химического равновесия под ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ действием различных факторов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общую характеристику химических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ элементов в связи с их положением в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ периодической системе; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ окислительно-восстановительные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ реакции, реакции ионного обмена; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные понятия и законы химии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы электрохимии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ периодический закон и периодическую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ систему химических элементов Д.И. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Менделеева, закономерности изменения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ химических свойств элементов и их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соединений по периодам и группам; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тепловой эффект химических реакций, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ термохимические уравнения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ типы и свойства химических связей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (ковалентной, ионной, металлической, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ водородной); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ формы существования химических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ элементов, современные представления о ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ строении атомов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ характерные химические свойства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ неорганических веществ различных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ классов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------+------------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ П.00 ¦ Профессиональный цикл ¦ 2364 ¦ 1576 ¦ ¦ ¦ +---------+------------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ОП.00 ¦ Общепрофессиональные дисциплины ¦ 912 ¦ 608 ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ¦ В результате изучения обязательной ¦ ¦ ¦ ОП.01. ¦ ОК 2 - 9 ¦ ¦ ¦ части цикла обучающийся по ¦ ¦ ¦ Информационные ¦ ПК 1.1 - ¦ ¦ ¦ общепрофессиональным дисциплинам ¦ ¦ ¦ технологии в ¦ 1.3 ¦ ¦ ¦ должен: ¦ ¦ ¦ профессиональной ¦ ПК 2.1 - ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ деятельности ¦ 2.7 ¦ ¦ ¦ выполнять расчеты с использованием ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 3.1 - ¦ ¦ ¦ прикладных компьютерных программ; ¦ ¦ ¦ ¦ 3.4 ¦ ¦ ¦ использовать сеть Интернет и ее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возможности для организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оперативного обмена информацией; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать технологии сбора, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ размещения, хранения, накопления, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ преобразования и передачи данных в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессионально ориентированных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информационных системах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обрабатывать и анализировать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информацию с применением программных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средств и вычислительной техники; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ получать информацию в локальных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ глобальных компьютерных сетях; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применять графические редакторы для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ создания и редактирования изображений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применять компьютерные программы для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поиска информации, составления и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оформления документов и презентаций; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ базовые системные программные продукты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и пакеты прикладных программ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (текстовые процессоры, электронные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ таблицы, системы управления базами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ данных, графические редакторы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информационно-поисковые системы); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методы и средства сбора, обработки, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ хранения, передачи и накопления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общий состав и структуру персональных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электронно-вычислительных машин (ЭВМ) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и вычислительных систем; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные методы и приемы обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информационной безопасности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные положения и принципы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ автоматизированной обработки и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ передачи информации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные принципы, методы и свойства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информационных и телекоммуникационных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологий в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ОП.02. ¦ ОК 2 - 9 ¦ ¦ ¦ составлять и изображать структурные ¦ ¦ ¦ Органическая ¦ ПК 1.1 - ¦ ¦ ¦ полные и сокращенные формулы ¦ ¦ ¦ химия ¦ 1.3 ¦ ¦ ¦ органических веществ и соединений; ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 2.1 - ¦ ¦ ¦ определять свойства органических ¦ ¦ ¦ ¦ 2.7 ¦ ¦ ¦ соединений для выбора методов синтеза ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 3.1 - ¦ ¦ ¦ углеводородов при разработке ¦ ¦ ¦ ¦ 3.4 ¦ ¦ ¦ технологических процессов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ описывать механизм химических реакций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ получения органических соединений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ составлять качественные химические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ реакции, характерные для определения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ различных углеводородных соединений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ прогнозировать свойства органических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соединений в зависимости от строения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ молекул; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ решать задачи и упражнения по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ генетической связи между различными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ классами органических соединений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определять качественными реакциями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ органические вещества, проводить ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ количественные расчеты состава ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ веществ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применять безопасные приемы при работе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ с органическими реактивами и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ химическими приборами; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проводить реакции с органическими ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ веществами в лабораторных условиях; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проводить химический анализ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ органических веществ и оценивать его ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ результаты; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ влияние строения молекул на химические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ свойства органических веществ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ влияние функциональных групп на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ свойства органических веществ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ изомерию как источник многообразия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ органических соединений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методы получения высокомолекулярных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соединений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенности строения органических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ веществ, их молекулярное строение, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ валентное состояние атома углерода; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенности строения и свойства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ органических веществ, содержащих в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ составе молекул атомы серы, азота, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ галогенов, металлов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенности строения и свойства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ органических соединений с большой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ молекулярной массой; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ природные источники, способы получения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и области применения органических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соединений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теоретические основы строения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ органических веществ, номенклатуру и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ классификацию органических соединений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ типы связей в молекулах органических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ веществ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ОП.03. ¦ ОК 2 - 9 ¦ ¦ ¦ описывать механизм химических реакций ¦ ¦ ¦ Аналитическая ¦ ПК 1.1 - ¦ ¦ ¦ количественного и качественного ¦ ¦ ¦ химия ¦ 1.3 ¦ ¦ ¦ анализа; ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 2.1 - ¦ ¦ ¦ обосновывать выбор методики анализа, ¦ ¦ ¦ ¦ 2.7 ¦ ¦ ¦ реактивов и химической аппаратуры по ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 3.1 - ¦ ¦ ¦ конкретному заданию; ¦ ¦ ¦ ¦ 3.4 ¦ ¦ ¦ готовить растворы заданной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ концентрации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проводить количественный и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ качественный анализ с соблюдением ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правил техники безопасности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализировать смеси катионов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анионов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ контролировать и оценивать протекание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ химических процессов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проводить расчеты по химическим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ формулам и уравнениям реакций; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производить анализы и оценивать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ достоверность результатов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ агрегатные состояния вещества; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аналитическую классификацию ионов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аппаратуру и технику выполнения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ значение химического анализа, методы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ качественного и количественного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализа химических соединений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ периодичность свойств элементов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способы выражения концентрации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ веществ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теоретические основы методов анализа; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теоретические основы химических и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ физико-химических процессов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технику выполнения анализов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ типы ошибок в анализе; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ устройство основного лабораторного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оборудования и правила его ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эксплуатации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ОП.04. ¦ ОК 2 - 9 ¦ ¦ ¦ выполнять расчеты электродных ¦ ¦ ¦ Физическая и ¦ ПК 1.1 - ¦ ¦ ¦ потенциалов, электродвижущей силы ¦ ¦ ¦ коллоидная химия ¦ 1.3 ¦ ¦ ¦ гальванических элементов; ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 2.1 - ¦ ¦ ¦ находить в справочной литературе ¦ ¦ ¦ ¦ 2.7 ¦ ¦ ¦ показатели физико-химических свойств ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 3.1 - ¦ ¦ ¦ веществ и их соединений; ¦ ¦ ¦ ¦ 3.4 ¦ ¦ ¦ определять концентрацию реагирующих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ веществ и скорость реакций; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ строить фазовые диаграммы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производить расчеты параметров газовых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ смесей, кинетических параметров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ химических реакций, химического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ равновесия; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рассчитывать тепловые эффекты и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ скорость химических реакций; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определять параметры каталитических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ реакций; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ закономерности протекания химических и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ физико-химических процессов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ законы идеальных газов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ механизм действия катализаторов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ механизмы гомогенных и гетерогенных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ реакций; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы физической и коллоидной химии, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ химической кинетики, электрохимии, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ химической термодинамики и термохимии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные методы интенсификации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ физико-химических процессов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ свойства агрегатных состояний веществ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сущность и механизм катализа; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ схемы реакций замещения и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ присоединения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ условия химического равновесия; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ физико-химические методы анализа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ веществ, применяемые приборы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ физико-химические свойства сырьевых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ материалов и продуктов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ОП.05. ¦ ОК 1 - 9 ¦ ¦ ¦ находить и использовать необходимую ¦ ¦ ¦ Основы экономики ¦ ПК 1.1 - ¦ ¦ ¦ экономическую информацию; ¦ ¦ ¦ ¦ 1.3 ¦ ¦ ¦ определять организационно-правовые ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 2.1 - ¦ ¦ ¦ формы организаций; ¦ ¦ ¦ ¦ 2.7 ¦ ¦ ¦ определять состав материальных, ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 3.1 - ¦ ¦ ¦ трудовых и финансовых ресурсов ¦ ¦ ¦ ¦ 3.4 ¦ ¦ ¦ организации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оформлять первичные документы по учету ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рабочего времени, выработки, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ заработной платы, простоев; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рассчитывать основные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технико-экономические показатели ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности подразделения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (организации); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ действующие законодательные и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нормативные акты, регулирующие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производственно-хозяйственную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельность; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные технико-экономические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ показатели деятельности организации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методики расчета основных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технико-экономических показателей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности организации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методы управления основными и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оборотными средствами и оценки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эффективности их использования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ механизмы ценообразования на продукцию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (услуги), формы оплаты труда в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ современных условиях; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные принципы построения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономической системы организации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы маркетинговой деятельности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ менеджмента и принципы делового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы организации работы коллектива ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исполнителей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы планирования, финансирования и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кредитования организации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенности менеджмента в области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общую производственную и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организационную структуру организации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ современное состояние и перспективы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развития отрасли, организацию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ хозяйствующих субъектов в рыночной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономике; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ состав материальных, трудовых и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ финансовых ресурсов организации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ показатели их эффективного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способы экономии ресурсов, основные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ энерго- и материалосберегающие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ формы организации и оплаты труда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ОП.06. ¦ ОК 2 - 9 ¦ ¦ ¦ подбирать устройства электронной ¦ ¦ ¦ Электротехника и ¦ ПК 1.1 - ¦ ¦ ¦ техники, электрические приборы и ¦ ¦ ¦ электроника ¦ 1.3 ¦ ¦ ¦ оборудование с определенными ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 2.1 - ¦ ¦ ¦ параметрами и характеристиками; ¦ ¦ ¦ ¦ 2.7 ¦ ¦ ¦ правильно эксплуатировать ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 3.1 - ¦ ¦ ¦ электрооборудование и механизмы ¦ ¦ ¦ ¦ 3.4 ¦ ¦ ¦ передачи движения технологических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ машин и аппаратов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ снимать показания и пользоваться ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электроизмерительными приборами и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ приспособлениями; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ читать принципиальные, электрические и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ монтажные схемы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ классификацию электронных приборов, их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ устройство и область применения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные законы электротехники; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные правила эксплуатации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электрооборудования и методы измерения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электрических величин; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы теории электрических машин, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принцип работы типовых электрических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ устройств; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ параметры электрических схем и единицы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ их измерения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципы выбора электрических и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электронных устройств и приборов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципы действия, устройство, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные характеристики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электротехнических и электронных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ устройств и приборов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способы получения, передачи и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использования электрической энергии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ОП.07. ¦ ОК 2 - 9 ¦ ¦ ¦ использовать в профессиональной ¦ ¦ ¦ Метрология, ¦ ПК 1.1 - ¦ ¦ ¦ деятельности документацию систем ¦ ¦ ¦ стандартизация и ¦ 1.3 ¦ ¦ ¦ качества; ¦ ¦ ¦ сертификация ¦ ПК 2.1 - ¦ ¦ ¦ оформлять технологическую и ¦ ¦ ¦ ¦ 2.7 ¦ ¦ ¦ техническую документацию в ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 3.1 - ¦ ¦ ¦ соответствии с действующей нормативной ¦ ¦ ¦ ¦ 3.4 ¦ ¦ ¦ базой; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ приводить несистемные величины ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ измерений в соответствие с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ действующими стандартами и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ международной системой единиц СИ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применять требования нормативных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ документов к основным видам продукции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (услуг) и процессов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ задачи стандартизации, ее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономическую эффективность; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные положения систем (комплексов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общетехнических и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организационно-методических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стандартов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные понятия и определения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ метрологии, стандартизации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сертификации и документации систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ качества; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ терминологию и единицы измерения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ величин в соответствии с действующими ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стандартами и международной системой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ единиц СИ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ формы подтверждения качества ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ОП.08. ¦ ОК 1 - 10 ¦ ¦ ¦ вести документацию установленного ¦ ¦ ¦ Охрана труда и ¦ ПК 1.1 - ¦ ¦ ¦ образца по охране труда, соблюдать ¦ ¦ ¦ техника ¦ 1.3 ¦ ¦ ¦ сроки ее заполнения и условия ¦ ¦ ¦ безопасности ¦ ПК 2.1 - ¦ ¦ ¦ хранения; ¦ ¦ ¦ ¦ 2.7 ¦ ¦ ¦ использовать экобиозащитную и ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 3.1 - ¦ ¦ ¦ противопожарную технику, средства ¦ ¦ ¦ ¦ 3.4 ¦ ¦ ¦ коллективной и индивидуальной защиты; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определять и проводить анализ опасных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и вредных факторов в сфере ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оценивать состояние техники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ безопасности на производственном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ объекте; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применять безопасные приемы труда на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ территории организации и в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производственных помещениях; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проводить аттестацию рабочих мест по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ условиям труда, в том числе оценку ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ условий труда и травмобезопасности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инструктировать подчиненных работников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (персонал) по вопросам техники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ безопасности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соблюдать правила безопасности труда, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производственной санитарии и пожарной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ безопасности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ законодательство в области охраны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ труда; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нормативные документы по охране труда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и здоровья, основы профгигиены, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профсанитарии и пожаробезопасности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правила и нормы охраны труда, техники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ безопасности, личной и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производственной санитарии и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ противопожарной защиты; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правовые и организационные основы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ охраны труда в организации, систему ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мер по безопасной эксплуатации опасных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производственных объектов и снижению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вредного воздействия на окружающую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ среду, профилактические мероприятия по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технике безопасности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производственной санитарии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возможные опасные и вредные факторы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средства защиты; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ действие токсичных веществ на организм ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ человека; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ категорирование производств по взрыво- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и пожароопасности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ меры предупреждения пожаров и взрывов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общие требования безопасности на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ территории организации и в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производственных помещениях; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные причины возникновения пожаров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и взрывов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенности обеспечения безопасных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ условий труда на производстве; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ порядок хранения и использования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средств коллективной и индивидуальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ защиты; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предельно допустимые концентрации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (ПДК) вредных веществ и индивидуальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средства защиты; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ права и обязанности работников в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области охраны труда; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ виды и правила проведения инструктажей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ по охране труда; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правила безопасной эксплуатации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ установок и аппаратов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возможные последствия несоблюдения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологических процессов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производственных инструкций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ подчиненными работниками (персоналом), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ фактические или потенциальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ последствия собственной деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (или бездействия) и их влияние на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уровень безопасности труда; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципы прогнозирования развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ событий и оценки последствий при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ техногенных чрезвычайных ситуациях и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стихийных явлениях; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средства и методы повышения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ безопасности технических средств и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологических процессов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------------+---------------+--------------+-------------------+-------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ 68 ¦ ОП.09. ¦ ОК 1 - 10 ¦ ¦ ¦ организовывать и проводить мероприятия ¦ ¦ ¦ Безопасность ¦ ПК 1.1 - ¦ ¦ ¦ по защите работающих и населения от ¦ ¦ ¦ жизнедеятельности ¦ 1.3 ¦ ¦ ¦ негативных воздействий чрезвычайных ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 2.1 - ¦ ¦ ¦ ситуаций; ¦ ¦ ¦ ¦ 2.7 ¦ ¦ ¦ предпринимать профилактические меры ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 3.1 - ¦ ¦ ¦ для снижения уровня опасностей ¦ ¦ ¦ ¦ 3.4 ¦ ¦ ¦ различного вида и их последствий в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности и быту; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать средства индивидуальной и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ коллективной защиты от оружия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ массового поражения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применять первичные средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пожаротушения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ориентироваться в перечне ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ военно-учетных специальностей и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ самостоятельно определять среди них ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ родственные полученной специальности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применять профессиональные знания в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ходе исполнения обязанностей военной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ службы на воинских должностях в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соответствии с полученной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ специальностью; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть способами бесконфликтного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общения и саморегуляции в повседневной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности и экстремальных условиях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ военной службы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оказывать первую помощь пострадавшим; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципы обеспечения устойчивости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ объектов экономики, прогнозирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развития событий и оценки последствий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ при техногенных чрезвычайных ситуациях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и стихийных явлениях, в том числе в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ условиях противодействия терроризму ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ как серьезной угрозе национальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ безопасности России; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные виды потенциальных опасностей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и их последствия в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности и быту, принципы снижения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вероятности их реализации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы военной службы и обороны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ государства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ задачи и основные мероприятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гражданской обороны; способы защиты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ населения от оружия массового поражения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ меры пожарной безопасности и правила ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ безопасного поведения при пожарах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организацию и порядок призыва граждан ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ на военную службу и поступления на нее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в добровольном порядке; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ |