О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ СОБСТВЕННИКА ИМУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОРОДА МОСКВЫ В УСЛОВИЯХ ИХ РЕФОРМИРОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ (Редакция на 09.02.2010) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 9 июня 2009 г. N 541-ПП (ЮИАИ) Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", а также постановлениями Правительства Москвы от 7 марта 2006 г. N 154-ПП "О задачах по повышению эффективности управления государственными и казенными предприятиями города Москвы на 2006-2008 гг. и об основных принципах реформирования государственных унитарных предприятий, не вошедших в среднесрочную программу приватизации" и от 28 августа 2007 г. N 758-ПП "О ходе выполнения постановления Правительства Москвы от 7 марта 2006 г. N 154-ПП и задачах по управлению государственными унитарными, казенными предприятиями города Москвы на 2007-2009 гг." были определены задачи по повышению эффективности управления и реформированию государственных унитарных и казенных предприятий, а также механизмы их решения. В настоящее время Межведомственной комиссией при Правительстве Москвы по упорядочению деятельности государственных и казенных предприятий города Москвы совместно с Департаментом имущества города Москвы и органами исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которых находятся государственные унитарные предприятия, проводится работа по реализации указанных постановлений в части решения вопросов о дальнейшей деятельности унитарных предприятий с определением способов их реформирования. В ходе реформирования унитарных предприятий были выявлены вопросы, требующие принятия дополнительных правовых и экономических норм. Необходимо урегулировать отношения "принципал - агент", разработать и утвердить нормы по повышению ответственности и мотивации деятельности руководителя унитарного предприятия, а также по поддержке и финансовому оздоровлению государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, города Москвы. В целях создания условий правового регулирования вопросов, возникающих при реформировании унитарных предприятий, а также приведения правовых актов города Москвы в соответствие с требованиями федерального законодательства Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить: 1.1. Стандарты взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы и их должностных лиц при реализации полномочий собственника имущества государственных унитарных предприятий, в том числе и казенных предприятий, города Москвы (приложение 1). 1.2. Методические рекомендации по составлению плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности государственного унитарного предприятия, в том числе и казенного предприятия, города Москвы (приложение 2). 1.3. Положение о мотивации руководителей государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, города Москвы (приложение 3). 1.4. Должностную инструкцию заместителя руководителя государственного унитарного предприятия города Москвы, отвечающего за экономическую безопасность предприятия (приложение 4). 1.5. Состав Межведомственной комиссии при Правительстве Москвы по упорядочению деятельности государственных и казенных предприятий города Москвы (приложение 5). 1.6. Перечень государственных унитарных и казенных предприятий города Москвы, осуществляющих свою деятельность по состоянию на 1 июня 2008 г. (приложение 6). 1.7. Перечень государственных унитарных предприятий города Москвы, имеющих основополагающее положение на рынке товаров (услуг) (приложение 7). 1.8. Перечень государственных унитарных предприятий города Москвы, обеспечивающих жизнедеятельность города, безопасность и здоровье жителей и выполняющих стратегически важные задачи, регулирование цен и тарифов на производимые товары (работы, услуги) которых осуществляется органами исполнительной власти города Москвы (приложение 8). 1.9. Перечень государственных унитарных предприятий города Москвы, осуществляющих свою деятельность в конкурентном секторе экономики города (приложение 9). 2. Департаменту имущества города Москвы: 2.1. В установленном порядке обеспечить применение стандартов взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы и их должностных лиц при реализации полномочий собственника имущества государственных унитарных предприятий, в том числе и казенных предприятий, города Москвы (п. 1.1). 2.2. Совместно с органами исполнительной власти города Москвы, в ведении которых находятся государственные унитарные предприятия города Москвы, принимать решение об освобождении руководителей государственных унитарных предприятий, в том числе и казенных предприятий, города Москвы от занимаемой должности в случае: - неоднократного непредставления ими отчетности в порядке и сроки, установленные правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы; - неудовлетворительной оценки Антикризисным советом по предупреждению банкротства и незаконного использования государственного имущества унитарными предприятиями города Москвы выполнения руководителем предприятия плана (программ) финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий, в том числе и казенных предприятий, города Москвы; - невыполнения руководителем государственного унитарного предприятия города Москвы утвержденного плана реформирования предприятия, включая его акционирование. 2.3. При обеспечении руководителем государственного унитарного предприятия города Москвы выполнения утвержденного плана реформирования, включая акционирование, назначить его на должность руководителя вновь созданной на базе реформированного предприятия организации (открытое акционерное общество, казенное предприятие, государственное учреждение). 3. Органам исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которых находятся государственные унитарные предприятия, включая казенные предприятия, города Москвы: 3.1. В трехмесячный срок привести ведомственные локальные акты, регулирующие деятельность подведомственных государственных унитарных предприятий, в том числе и казенных предприятий, города Москвы, в соответствие с требованиями настоящего постановления. 3.2. Обеспечить реализацию норм, предусмотренных настоящим постановлением. 3.3. Провести анализ соотношения площадей, находящихся в хозяйственном ведении подведомственных предприятий, к площадям, сдаваемым в аренду, на предмет выявления площадей, которые город может использовать с большим экономическим эффектом для бюджета, и до 1 сентября 2009 г. представить его результаты в Департамент имущества города Москвы и Управление координации деятельности по обеспечению безопасности города Москвы. 3.4. Ежеквартально осуществлять мониторинг финансово - экономического состояния подведомственных государственных унитарных предприятий города Москвы по следующим показателям: - ликвидность; - соотношение дебиторской и кредиторской задолженности; - исполнение кредитных обязательств. 3.5. При выявлении показателя ликвидности и/или соотношения дебиторской и кредиторской задолженности менее 0,9, а также при выявлении просроченной кредиторской задолженности незамедлительно вносить на рассмотрение Антикризисного совета по предупреждению банкротства и незаконного использования государственного имущества унитарными предприятиями города Москвы предложения по санации предприятий. 3.6. В срок до 1 сентября 2009 г. разработать и внести на утверждение Межведомственной комиссии при Правительстве Москвы по упорядочению деятельности государственных и казенных предприятий города Москвы планы-графики реформирования подведомственных государственных унитарных предприятий города Москвы с указанием конкретных сроков завершения реформирования (не позднее 31 декабря 2010 г.) и предложениями (анализом) по разделению функций предприятий. 3.7. В срок до 1 сентября 2009 г. разработать и утвердить задания подведомственным предприятиям по повышению эффективности деятельности предприятий, снижению издержек производственной деятельности, созданию новых рабочих мест и повышению уровня заработной платы труда работников предприятий. 3.8. Утратил силу. 3.9. В срок до 1 сентября 2009 г. разработать и представить на рассмотрение Комиссии при Мэре Москвы по формированию и подготовке резерва управленческих кадров города Москвы предложения по формированию кадрового резерва руководства (директора, заместители директоров, главные бухгалтеры) государственных унитарных предприятий города Москвы, включая возможность формирования в нем студенческого корпуса дублеров, а также предложения о возможности создания саморегулируемых организаций по кадровому обеспечению, по аналогии с саморегулирующими организациями арбитражных управляющих. 3.10. В срок до 1 сентября 2009 г. с учетом методических рекомендаций (п. 5) обеспечить утверждение подведомственными государственными унитарными предприятиями, включая казенные предприятия, города Москвы положений на предприятиях о порядке размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет собственных средств. 3.11. В срок до 1 сентября 2009 г. разработать и утвердить программы подготовки и переподготовки управленческих кадров государственных унитарных предприятий города Москвы. 3.12. В срок до 1 сентября 2009 г. разработать и утвердить на основании Положения о мотивации руководителей государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, города Москвы (приложение 3) Положение о мотивации руководителей и персонала подведомственных предприятий, включив в него регулирование отношений при реформировании предприятий в казенные предприятия и государственные учреждения города Москвы. 3.13. Принимать меры административного воздействия к руководителям подведомственных предприятий, нарушающих порядок согласования сделок или привлечения заимствований, установленный Стандартами взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы и их должностных лиц при реализации полномочий собственника имущества государственных унитарных предприятий, в том числе и казенных предприятий, города Москвы (приложение 1), и в случае наличия в действиях руководителей предприятий составов преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, направлять материалы в правоохранительные органы. 3.14. Совместно с Департаментом имущества города Москвы обеспечить в 2009 году разработку порядка по электронному документообороту с подведомственными предприятиями в части согласования сделок и получения отчетности. 4. Возложить на Контрольный комитет города Москвы функции контроля за деятельностью государственных унитарных предприятий города Москвы в части: - соблюдения требований по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет собственных средств; - соблюдения требований проведения процедур торгов на заключение договоров передачи имущества; - соблюдения требований по согласованию крупных сделок на сумму, превышающую 50 млн. рублей. 5. Контрольному комитету города Москвы совместно с Тендерным комитетом в срок до 1 сентября 2009 г. разработать и довести до сведения органов исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которых находятся государственные унитарные предприятия, включая казенные предприятия, города Москвы, методические рекомендации по процедурам размещения заказов для предприятий. 6. Просить представителя города Москвы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Толкачева О.М. при поступлении в Федеральное Собрание Российской Федерации законопроектов, связанных с реформированием государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, или изменением норм, регулирующих институты хозяйственного ведения или оперативного управления, направлять Правительству Москвы такой законопроект для его всестороннего изучения и подготовки предложений. 7. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 3 июня 2003 г. N 419-ПП "О взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы по осуществлению прав собственника имущества государственных унитарных и казенных предприятий города Москвы" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 24 августа 2004 г. N 583-ПП, от 27 сентября 2005 г. N 751-ПП, от 4 октября 2005 г. N 771-ПП, от 7 марта 2006 г. N 154-ПП, от 28 августа 2007 г. N 758-ПП, от 18 декабря 2007 г. N 1097-ПП, от 1 апреля 2008 г. N 255-ПП, от 24 июня 2008 г. N 531-ПП), изложив приложения 2, 3, 7, 8 к постановлению в редакции согласно приложениям 10, 11, 12, 13 к настоящему постановлению соответственно. 8. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 7 марта 2006 г. N 154-ПП "О задачах по повышению эффективности управления государственными и казенными предприятиями города Москвы на 2006-2008 гг. и об основных принципах реформирования государственных унитарных предприятий, не вошедших в среднесрочную программу приватизации": 8.1. Изложить пункт 2.2 постановления в следующей редакции: "2.2. С 1 января 2008 г. денежные средства от сдачи в аренду, а также средства от реализации движимого и недвижимого имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий города Москвы или оперативном управлении казенных предприятий города Москвы, поступают в распоряжение предприятий в полном объеме". 8.2. Дополнить постановление пунктом 2.6 в следующей редакции: "2.6. Установить с 1 января 2010 г. предельный размер площади, которую государственное унитарное предприятие может сдавать в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы, в размере не более 20% от всех имеющихся площадей, находящихся в его хозяйственном ведении. Наделение предприятий имуществом, заведомо планируемым для сдачи в аренду, недопустимо. Данная норма не распространяется на государственные унитарные предприятия, в уставе которых сдача в аренду площадей, находящихся в хозяйственном ведении, является целью и видами деятельности предприятий". 9. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 28 августа 2007 г. N 758-ПП "О ходе выполнения постановления Правительства Москвы от 7 марта 2006 г. N 154-ПП и задачах по управлению государственными унитарными, казенными предприятиями города Москвы на 2007-2009 гг." (в редакции постановлений Правительства Москвы от 18 декабря 2007 г. N 1097-ПП, от 22 апреля 2008 г. N 323-ПП, от 17 июня 2008 г. N 513-ПП, от 26 августа 2008 г. N 769-ПП): 9.1. В пункте 5.1 постановления слова "До 31 декабря 2007 г." заменить словами "До 31 декабря 2009 г.". 9.2. Утратил силу. 10. Признать утратившими силу: 10.1. Пункт 1 постановления Правительства Москвы от 3 июня 2003 г. N 419-ПП "О взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы по осуществлению прав собственника имущества государственных унитарных предприятий, казенных предприятий и государственных учреждений города Москвы". 10.2. Пункты 1.4, 1.5, 1.6, 1.7 постановления Правительства Москвы от 7 марта 2006 г. N 154-ПП "О задачах по повышению эффективности управления государственными и казенными предприятиями города Москвы на 2006-2008 гг. и об основных принципах реформирования государственных унитарных предприятий, не вошедших в среднесрочную программу приватизации". 10.3. Постановление Правительства Москвы от 18 апреля 2006 г. N 272-ПП "Об утверждении Порядка составления, утверждения и контроля за исполнением показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий города Москвы". 10.4. Пункты 9.4, 9.5, 9.6 постановления Правительства Москвы от 28 августа 2007 г. N 758-ПП "О ходе выполнения постановления Правительства Москвы от 7 марта 2006 г. N 154-ПП и задачах по управлению государственными унитарными, казенными предприятиями города Москвы на 2007-2009 гг.". 10.5. Пункты 9.3 и 9.4 постановления Правительства Москвы от 24 июня 2008 г. N 531-ПП "О задачах по совершенствованию системы управления государственными учреждениями города Москвы". 10.6. Распоряжение Премьера Правительства Москвы от 17 августа 2001 г. N 757-РП "Об утверждении Примерного положения о балансовой комиссии органа управления, в ведении которого закреплены государственные унитарные предприятия". 11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Силкина В.Н. О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в IV квартале 2009 г. Мэр Москвы Ю.М. Лужков 9 июня 2009 г. N 541-ПП Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 9 июня 2009 года N 541-ПП СТАНДАРТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ СОБСТВЕННИКА ИМУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ И КАЗЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ГОРОДА МОСКВЫ 1. Введение Реализуя правомочия, закрепленные Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации, город Москва является собственником значительного числа государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, города Москвы. В указанных отношениях собственности город Москва выступает в двух аспектах: - властной структуры, определяющей нормы и правила взаимодействия хозяйствующих субъектов и обеспечивающей их выполнение; обременяющей хозяйствующих субъектов региональными налогами, иными обязательными платежами и требованиями по содержанию собственности; - собственника имущества государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, города Москвы, наделенного законодательством определенным набором прав и обязанностей. Главными целями города Москвы при этом являются рост его экономического потенциала, увеличение поступлений в бюджет, выполнение полномочий города Москвы в социальной и иных сферах деятельности, отнесенных законодательством к компетенции органов исполнительной власти города Москвы. Для реализации данных целей необходимо решение задач по повышению эффективности управления принадлежащим городу на праве собственности имуществом, значительная часть которого находится в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий или оперативном управлении казенных предприятий города Москвы. Одной из причин низкой эффективности управления унитарными предприятиями является следствие усиления негативных последствий системы "принципал - агент", лежащей в основе взаимодействия государства как собственника со своими предприятиями. 2. Принципы управления унитарными предприятиями Правительство Москвы устанавливает в Стандартах общие принципы управления, которые использует город Москва для управления государственными унитарными предприятиями, включая казенные предприятия, города Москвы. Принцип цели управления Основной целью управления унитарными предприятиями является создание условий роста экономического потенциала города Москвы, увеличение поступлений в бюджет города Москвы, выполнение полномочий города Москвы в социальной и иных сферах деятельности, отнесенных законодательством к компетенции органов исполнительной власти города Москвы. Принцип оптимизации управления Данный принцип определяет количество объектов управления - унитарных предприятий, курируемых должностным лицом органа исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которого находятся предприятия. Оптимальное количество объектов управления - не более 10 предприятий. При этом норма управляемости зависит от нескольких факторов: - типа производства подведомственного предприятия (серийное, мелкосерийное, индивидуальное), его сложности и ответственности; - оснащенности труда должностного лица техническими средствами управления (персональный компьютер и созданная на его основе база информационных данных, эффективность действующих коммуникационных связей и т.д.); - места должностного лица в иерархической структуре, от которого зависит сложность решаемых проблем, мера его ответственности и, естественно, сила эмоциональной нагрузки; - знаний и опыта должностного лица (искусства управления). Принцип лояльности Должностные лица органов исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которых находятся унитарные предприятия, в своей деятельности одинаково корректно относятся ко всем предприятиям и учитывают их потребности и интересы. Должностные лица органов исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которых находятся унитарные предприятия, воздерживаются от использования своего положения в личных интересах, а также в интересах третьих лиц, если такое использование приведет или потенциально способно привести к ущемлению прав и интересов предприятия. Принцип мотивации деятельности должностных лиц Данный принцип устанавливает зависимость размера и формы поощрения должностных лиц органов исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которых находятся унитарные предприятия, от эффективности деятельности подведомственных предприятий путем выплаты соответствующих премий должностным лицам при достижении подведомственными предприятиями финансово-экономических показателей, установленных планами (программами) деятельности. Принцип отраслевого и межотраслевого контроля за деятельностью унитарных предприятий Данный принцип устанавливает двухуровневую систему контроля за деятельностью унитарных предприятий и предусматривающую: 1 уровень - отраслевой. Инструментом для реализации данного принципа является Балансовая комиссия органа исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которого находятся государственные унитарные предприятия, включая казенные предприятия, города Москвы. 2 уровень - межотраслевой. Инструментом для реализации данного принципа является Межведомственная комиссия при Правительстве Москвы по упорядочению деятельности государственных и казенных предприятий города Москвы. Принцип взаимодействия и полномочия органов исполнительной власти города Москвы по осуществлению прав собственника имущества государственных унитарных предприятий, в том числе и казенных предприятий, города Москвы Данный принцип заключается в детализации полномочий органов исполнительной власти при реализации правомочий собственника имущества унитарных предприятий. Принципы совершения сделок унитарным предприятием Принципы совершения сделок унитарным предприятием основаны на положениях Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и устанавливают правила согласования таких сделок с органами исполнительной власти города Москвы: - в рамках планов (программ) деятельности предприятий на очередной год; - в индивидуальном порядке, когда согласование таких сделок не предусмотрено планом (программами) деятельности предприятий на очередной год. Принципы формирования отчислений части чистой прибыли государственными унитарными предприятиями за пользование имуществом, переданным в хозяйственное ведение Принципы основаны на положениях Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Положения о порядке определения подлежащей перечислению в бюджет города Москвы части прибыли государственных унитарных предприятий города Москвы за пользование переданным им государственным имуществом, утвержденного Правительством Москвы, и предусматривают: - структуризацию отчислений чистой прибыли по категориям предприятий для максимизации доходов бюджета города Москвы; - реинвестирование чистой прибыли предприятий в развитие предприятий. 3. Внедрение Стандартов Внедрение Стандартов при управлении унитарными предприятиями осуществляется путем применения Департаментом имущества города Москвы и органами исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которых находятся унитарные предприятия, при осуществлении правомочий собственника имущества унитарных предприятий, принципов и положений, установленных Стандартами. Применение указанных Стандартов обязательно при управлении всеми унитарными предприятиями, находящимися в собственности города Москвы. Для целей Стандартов государственные унитарные предприятия, включая казенные предприятия, города Москвы (далее - ГУП и КП) разделены на категории в зависимости от приоритетности предприятия для экономики и социального развития города: 1 категория ("А") - государственные унитарные предприятия, включая казенные предприятия, города Москвы, имеющие основополагающее положение на рынке товаров (услуг); 2 категория ("Б") - государственные унитарные предприятия, включая казенные предприятия, города Москвы, обеспечивающие жизнедеятельность города, безопасность и здоровье жителей и выполняющие стратегически важные задачи, регулирование цен и тарифов на производимые товары (работы, услуги) которых осуществляется органами исполнительной власти города Москвы; 3 категория ("В") - государственные унитарные предприятия, включая казенные предприятия, города Москвы, осуществляющие свою деятельность в конкурентном секторе экономики города. 3.1. Порядок взаимодействия и полномочия органов исполнительной власти города Москвы по осуществлению прав собственника имущества государственных унитарных предприятий, в том числе и казенных предприятий, города Москвы Настоящий Порядок в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом города Москвы устанавливает порядок взаимодействия и полномочия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении прав собственника имущества государственных унитарных предприятий, в том числе и казенных предприятий, города Москвы. 3.1.1. Государственные унитарные предприятия города Москвы 3.1.1.1. Полномочия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении прав собственника имущества государственных унитарных предприятий города Москвы (далее - государственные предприятия). Правительство Москвы: - принимает решение о создании, реорганизации и изменении вида государственных предприятий; - устанавливает ведомственную подчиненность государственных предприятий; - принимает решения о передаче недвижимого имущества в хозяйственное ведение государственным предприятиям; - осуществляет иные права собственника имущества государственных предприятий, не переданные в соответствии с настоящим Положением другим органам исполнительной власти города Москвы. Департамент имущества города Москвы: - выступает от имени города Москвы и по поручению Правительства Москвы учредителем государственных предприятий; - ведет Реестр государственных предприятий; - утверждает по представлению органов исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которых находятся государственные предприятия, уставы государственных предприятий; - формирует в установленном порядке уставный фонд государственных предприятий; - утверждает состав имущественного комплекса, передаваемого государственным предприятиям в хозяйственное ведение; - осуществляет контроль за сохранностью и использованием по назначению государственными предприятиями переданного им на праве хозяйственного ведения государственного имущества; - согласовывает трудовые договоры с руководителями государственных предприятий; - согласовывает создание филиалов и открытие представительств государственных предприятий; - в установленном порядке рассматривает предложения и принимает решения о согласовании осуществления сделок (передача в аренду, залог, внесение в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иные способы распоряжения данным имуществом, в том числе его продажа) государственными предприятиями с государственным имуществом, переданным им в хозяйственное ведение, в том числе крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя предприятия; - в установленном порядке рассматривает предложения и принимает решения о согласовании осуществления заимствований государственными предприятиями (в случае, когда заимствование осуществляется под залог имущества или данная сделка может повлечь отчуждение имущества); - в установленном порядке рассматривает предложения и принимает решения о согласовании участия государственного предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях, а также заключение договора простого товарищества; - в установленном порядке рассматривает предложения и принимает решения о согласовании осуществления списания и безвозмездной передачи государственного имущества, переданного государственным предприятиям в хозяйственное ведение; - в установленном порядке рассматривает предложения и принимает решения о согласовании осуществления распоряжения государственными предприятиями вкладами (долями) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими государственным предприятиям акциями; - принимает решение о ликвидации государственных предприятий при наличии положительного заключения Межведомственной комиссии при Правительстве Москвы по упорядочению деятельности государственных и казенных предприятий города Москвы и назначает ликвидационные комиссии государственных предприятий; - обращается в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом государственного предприятия, а также с требованиями о применении последствий недействительности ничтожной сделки в установленных законодательством случаях; - истребует имущество государственного предприятия из чужого незаконного владения; - формирует сводный план развития государственного сектора экономики по государственным предприятиям; - осуществляет организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Межведомственной комиссии по упорядочению деятельности государственных и казенных предприятий города Москвы; - осуществляет организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Антикризисного совета по предупреждению банкротства и незаконного использования государственного имущества унитарными предприятиями города Москвы; - составляет и представляет на утверждение Правительства Москвы сводный баланс по формам финансово-экономической отчетности государственных предприятий; - согласовывает предложения (заявки) о создании, реорганизации и ликвидации государственных предприятий; - ведет реестр задолженности государственных предприятий; - осуществляет регистрацию заимствований, предоставления поручительств, получения банковских гарантий, сделок с иными обременениями, уступкой требований и переводом долгов государственными предприятиями; - расторгает по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовые договоры с руководителями государственных предприятий по одобрению Антикризисного совета по предупреждению банкротства и незаконного использования государственного имущества унитарными предприятиями города Москвы; - выступает по одобрению Антикризисного совета по предупреждению банкротства и незаконного использования государственного имущества унитарными предприятиями города Москвы работодателем (назначает на должность и заключает трудовые договоры) руководителей государственных предприятий в случаях расторжения по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовых договоров с предыдущими руководителями государственных предприятий; - готовит и представляет предложения (заявки), технико - экономические обоснования, проекты распорядительных документов и других документов о создании, реорганизации и изменении вида государственных предприятий; - принимает решение о проведении дополнительных аудиторских проверок инициативного характера деятельности государственного унитарного предприятия, определяет аудитора в порядке, установленном законодательством о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, определяет размер оплаты его услуг; - проводит в установленном порядке мониторинг финансово - экономического состояния государственных предприятий и принимает меры по защите имущественных и экономических интересов города Москвы; - ежегодно в установленном порядке утверждает план (программу) финансово-хозяйственной деятельности государственного предприятия города Москвы; - имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы. Органы исполнительной власти города Москвы в отношении подведомственных им государственных предприятий: - определяют цели, предмет и виды деятельности государственных предприятий; - обеспечивают подготовку и представление предложений (заявок), технико-экономических обоснований, проектов распорядительных документов и других документов о создании, реорганизации и ликвидации государственных предприятий; - утверждают технико-экономические обоснования на создание, реорганизацию и изменение вида государственных предприятий; - выступают работодателем (назначают на должность, освобождают от занимаемой должности) руководителей государственных предприятий в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации, за исключением оснований пункта 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, и заключают (расторгают) с ними по согласованию с Департаментом имущества города Москвы трудовые договоры в соответствии с типовым трудовым договором, утверждаемым Правительством Москвы; - согласовывают прием на работу главных бухгалтеров государственных предприятий и заключаемые с ними трудовые договоры в соответствии с типовым трудовым договором с главным бухгалтером государственного предприятия; - согласовывают создание филиалов и открытие представительств государственных предприятий; - согласовывают участие государственных предприятий в иных юридических лицах; - дают согласие в случаях, установленных законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, на осуществление государственными предприятиями крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя предприятия; - дают согласие на осуществление заимствований, предоставление поручительств, получение банковских гарантий, сделок с иными обременениями, уступкой требований и переводом долгов государственными предприятиями (за исключением случаев, когда заимствование осуществляется под залог имущества или данная сделка может повлечь отчуждение имущества); - рассматривают предложения государственных предприятий и ходатайствуют перед Департаментом имущества города Москвы о согласовании осуществления заимствований, предоставления поручительств, получения банковских гарантий, сделок с иными обременениями, уступкой требований и переводом долгов государственными предприятиями (в случаях, когда заимствование осуществляется под залог имущества или данная сделка может повлечь отчуждение имущества); - согласовывают уставы государственных предприятий; - рассматривают в установленном порядке предложения государственных предприятий и ходатайствуют перед Департаментом имущества города Москвы о списании, реализации и безвозмездной передаче государственного имущества, переданного государственным унитарным предприятиям города Москвы в хозяйственное ведение; - обеспечивают в установленном порядке контроль по организации и координации процесса заключения договоров на осуществление аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности подведомственных государственных предприятий в соответствии с действующим законодательством; - согласовывают в установленных нормативными правовыми актами города Москвы случаях цены и тарифы на товары (продукцию, работы, услуги), выпускаемые (производимые, оказываемые) государственными предприятиями; - аттестовывают в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы, руководителей подведомственных государственных предприятий; - планируют развитие государственного сектора экономики по подведомственным государственным предприятиям; - оценивают эффективность деятельности подведомственных государственных предприятий и их руководителей по итогам отчетного года; - устанавливают в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы ежегодные показатели стимулирования (мотивации) руководителей государственных предприятий; - осуществляют текущий анализ финансово-экономического состояния государственных предприятий, не реже одного раза в год заслушивают отчеты руководителей государственных предприятий на Балансовой комиссии соответствующего органа исполнительной власти города Москвы, утверждают показатели бухгалтерской отчетности государственных предприятий; при выявлении признаков банкротства или возможности незаконного отчуждения государственного имущества информируют Департамент имущества города Москвы и Антикризисный совет по предупреждению банкротства и незаконного использования государственного имущества унитарными предприятиями города Москвы; - ежегодно в установленном порядке утверждают план (программу) финансово-хозяйственной деятельности государственного предприятия города Москвы; - разрабатывают и вносят в установленном порядке на утверждение Межведомственной комиссии при Правительстве Москвы по упорядочению деятельности государственных и казенных предприятий города Москвы предложения по величинам отраслевых индикаторов (нормативов), применяемых для принятия решений о приватизации государственных унитарных предприятий города Москвы; - осуществляют контроль за соответствием показателей деятельности подведомственных предприятий утвержденным отраслевым индикаторам; - имеют другие права и несут другие обязанности, определенные законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы. Департамент экономической политики и развития города Москвы: - согласовывает в установленных нормативными правовыми актами города Москвы случаях цены и тарифы на товары (продукцию, работы и услуги), выпускаемые (производимые, оказываемые) государственными предприятиями; - разрабатывает основные макроэкономические показатели и методические рекомендации по составлению планов развития государственного сектора экономики по государственным предприятиям; - согласовывает показатели сводного плана развития государственного сектора экономики по государственным предприятиям; - согласовывает предложения (заявки) о создании и реорганизации государственных предприятий; - согласовывает проекты распорядительных документов о создании, реорганизации и изменении вида государственных предприятий; - согласовывает проекты типовых уставных документов; - имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы. Управление координации деятельности по обеспечению безопасности города Москвы: - согласовывает проекты распорядительных документов Правительства Москвы о назначении на должность и освобождении от должности руководителей (генеральные директора, директора) предприятий, имеющих основополагающее положение на рынке товаров (услуг); - согласовывает кандидатуру на должность заместителя руководителя государственного унитарного предприятия, отвечающего за экономическую безопасность; - согласовывает заимствование или крупные сделки, которые могут повлечь отчуждение имущества, осуществляемые предприятием, внесенным в Перечень государственных унитарных предприятий города Москвы, имеющих основополагающее положение на рынке товаров (услуг) города Москвы, или в Перечень государственных унитарных предприятий города Москвы, обеспечивающих жизнедеятельность города, безопасность и здоровье жителей и выполняющих стратегически важные задачи, регулирование цен и тарифов на производимые товары (работы, услуги) которых осуществляется городом; - принимает меры по сбору и анализу информации по вопросам обеспечения экономической безопасности в государственных унитарных предприятиях и на их основе готовит аналитические материалы (оценки, выводы, прогнозы, рекомендации), необходимые для доклада Мэру Москвы и Правительству Москвы в целях принятия решений о социально - экономическом развитии города Москвы; - осуществляет меры по обеспечению экономической безопасности города Москвы в сфере деятельности государственных унитарных предприятий и государственных учреждений города Москвы, использования и приватизации недвижимого имущества (в том числе земельных участков), находящегося в государственной собственности города Москвы; - имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы. 3.1.1.2. Порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных предприятий. 3.1.1.2.1. Решение о создании, реорганизации и изменении вида государственного предприятия (далее - Предприятие) принимается Правительством Москвы по представлению органа исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которого (которой) находится (будет находиться) Предприятие, Департамента имущества города Москвы и при наличии положительного заключения Межведомственной комиссии при Правительстве Москвы по упорядочению деятельности государственных и казенных предприятий города Москвы. Создание Предприятия осуществляется в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Решение о ликвидации Предприятия принимается Департаментом имущества города Москвы при наличии положительного заключения Межведомственной комиссии при Правительстве Москвы по упорядочению деятельности государственных и казенных предприятий города Москвы. 3.1.1.2.2. Предложения (заявка) о создании, реорганизации и ликвидации Предприятия направляются департаментом (комитетом, управлением), префектурой административного округа и управой района города Москвы, в ведомственном подчинении которого (которой) находится (будет находиться) Предприятие, Департаментом имущества города Москвы в Межведомственную комиссию при Правительстве Москвы по упорядочению деятельности государственных и казенных предприятий города Москвы (далее - Комиссия). 3.1.1.2.3. Заявка на создание Предприятия должна содержать следующие сведения: - цель создания Предприятия; - предмет и основные виды деятельности Предприятия; - ведомственная подчиненность Предприятия; - величина, источники и сроки формирования уставного фонда; - укрупненный перечень имущества (включая недвижимое), необходимого для функционирования Предприятия. К заявке должно быть обязательно приложено технико-экономическое обоснование учреждения Предприятия с заключением департамента (комитета, управления), префектуры административного округа и управы района города Москвы, в ведомственном подчинении которого (которой) будет находиться Предприятие. 3.1.1.2.4. Заявка на ликвидацию, реорганизацию и изменение вида Предприятия должна содержать следующие сведения: - причина ликвидации, реорганизации (с указанием способа реорганизации) или изменения вида Предприятия; - размер дебиторской и кредиторской задолженности Предприятия, а также оценка путей ее погашения; - оценка последствий для бюджета города от ликвидации, реорганизации или изменения вида Предприятия; - направления использования имущества ликвидируемого Предприятия или перечень имущества (включая недвижимое), передаваемого реорганизуемому Предприятию (Предприятию, вид которого предлагается изменить); - предмет и основные виды деятельности реорганизуемого Предприятия (Предприятия, вид которого предлагается изменить); - ведомственная подчиненность реорганизуемого Предприятия (Предприятия, вид которого предлагается изменить); - величина, источники и сроки формирования уставного фонда реорганизуемого Предприятия. 3.1.1.2.5. Технико-экономическое обоснование учреждения государственного предприятия (ТЭО) должно содержать следующую информацию: - предпосылки и основная идея проекта; - цели, предмет и основные виды деятельности создаваемого Предприятия; - обоснование необходимости создания Предприятия наряду с другими действующими в данном секторе рынка; - структура Предприятия, функциональная схема его деятельности и управления; - укрупненный перечень имущества (включая недвижимое), необходимого для функционирования Предприятия; - затраты, необходимые для реализации проекта и обеспечения основной деятельности Предприятия (на сырье и поставки, приобретение основных средств, технологические издержки, трудовые ресурсы, накладные расходы и др.); - финансирование проекта (требования, источники, условия и др.); - финансовый план (финансовые потоки, их сальдо по годам осуществления проекта); - оценка эффективности, в том числе и бюджетной, использования государственного имущества города Москвы и возможных социально - экономических последствий при создании Предприятия; - оценка размера (части) прибыли Предприятия, отчисляемой в бюджет города; - выводы и рекомендации. В случае передачи Предприятию в хозяйственное ведение нежилых помещений к ТЭО прилагаются соответствующие выписки из паспорта БТИ (форма 1а давностью не более 1 года). Все подтверждающие материалы должны быть представлены в отдельных приложениях. Все заключения и рекомендации должны быть объяснены и обоснованы. Стоимость имущественного комплекса, передаваемого Предприятию в хозяйственное ведение или аренду, определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Акт независимой оценки прилагается к ТЭО. 3.1.1.2.6. В случае принятия Комиссией положительного решения заявитель подготавливает проект соответствующего распорядительного документа Правительства Москвы о создании, реорганизации или изменении вида Предприятия, который направляется на согласование в соответствии с Регламентом Правительства Москвы. К проекту должны быть приложены заявка на создание, реорганизацию или ликвидацию Предприятия, ТЭО и протокол заседания Комиссии. Согласования проекта распорядительного документа с руководителем предложенного к ликвидации Предприятия не требуется. В случае принятия Комиссией положительного решения о ликвидации Предприятия Департаментом имущества города Москвы выпускается распоряжение Департамента имущества города Москвы о ликвидации Предприятия и формировании ликвидационной комиссии. 3.1.1.2.7. В целях ускорения принятия решения допускается одновременное представление заявки и проекта распорядительного документа Правительства Москвы о создании, реорганизации или изменении вида Предприятия. Проект распорядительного документа направляется на согласование только после принятия Комиссией положительного решения. 3.1.1.2.8. После получения необходимых виз и согласований проект распорядительного документа вносится на рассмотрение Правительства Москвы в установленном порядке. 3.1.1.2.9. Учредителем создаваемого на основании распорядительного документа Правительства Москвы Предприятия выступает Департамент имущества города Москвы, действующий от имени города Москвы и по поручению Правительства Москвы, который утверждает по согласованию с департаментом (комитетом, управлением), префектурой административного округа и управой района города Москвы, в ведомственном подчинении которого (которой) находится Предприятие, устав Предприятия в соответствии с типовым уставом, утвержденным Правительством Москвы. 3.1.1.2.10. В распорядительном документе Правительства Москвы о создании (реорганизации или изменении вида) Предприятия в обязательном порядке должны быть определены цели и предмет деятельности, величина, источники и сроки формирования уставного фонда Предприятия, ведомственная подчиненность, независимая оценка стоимости имущества, передаваемого в хозяйственное ведение Предприятию, а также основные показатели ТЭО, явившиеся основанием для принятия решения о создании Предприятия. В случае закрепления за Предприятием недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения перечень этого имущества устанавливается распорядительным документом Правительства Москвы, в котором должна содержаться конкретная информация о местонахождении и площадях нежилых помещений. 3.1.1.2.11. Руководители (генеральные директора, директора) Предприятий, относящих к категории "А", назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Москвы по представлению членов Правительства Москвы. Проекты распорядительных документов Правительства Москвы о назначении на должность и освобождении от должности указанной категории руководителей подлежат обязательному согласованию с Департаментом имущества города Москвы, Управлением государственной службы и кадров Правительства Москвы, Управлением координации деятельности по обеспечению безопасности города Москвы в соответствии с Регламентом Правительства Москвы. Руководители (генеральные директора, директора) Предприятий, относящих к категориям "Б" и "В", назначаются на должность и освобождаются от должности распорядительным документом органа исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которого находится Предприятие, за исключением освобождения руководителей Предприятия от должности по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации. Освобождение руководителей Предприятий, относящих к категориям "Б" и "В", по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, осуществляется Департаментом имущества города Москвы по одобрению Антикризисного совета по предупреждению банкротства и незаконного использования государственного имущества унитарными предприятиями города Москвы. Назначение руководителей предприятий, относящих к категориям "Б" и "В", в случаях расторжения по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовых договоров с предыдущими руководителями предприятий осуществляется Департаментом имущества города Москвы или органом исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которого находится Предприятие, по одобрению Антикризисного совета по предупреждению банкротства и незаконного использования государственного имущества унитарными предприятиями города Москвы. На должности руководителей (генеральных директоров, директоров) Предприятий назначаются лица, имеющие высшее профессиональное образование, соответствующее профилю деятельности Предприятия, либо высшее юридическое или экономическое образование, а также стаж работы на руководящих должностях не менее пяти лет. Порядок оплаты труда и система мотивации руководителей Предприятий определяются в соответствии с Положением о мотивации руководителей государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, города Москвы. 3.1.1.2.11. Трудовой договор с руководителем Предприятия в соответствии с типовым трудовым договором, утверждаемым Правительством Москвы, заключается и расторгается органом исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которого находится Предприятие, по согласованию с Департаментом имущества города Москвы в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации, за исключением оснований пункта 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации. Расторжение трудового договора с руководителем Предприятия по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, осуществляется Департаментом имущества города Москвы по одобрению Антикризисного совета по предупреждению банкротства и незаконного использования государственного имущества унитарными предприятиями города Москвы. Заключение трудовых договоров с руководителями Предприятий в случаях расторжения по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовых договоров с предыдущими руководителями Предприятий осуществляется Департаментом имущества города Москвы или органом исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которого находится Предприятие, по одобрению Антикризисного совета по предупреждению банкротства и незаконного использования государственного имущества унитарными предприятиями города Москвы. 3.1.1.2.12. Главный бухгалтер Предприятия назначается руководителем Предприятия по согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которого находится Предприятие. С главным бухгалтером руководитель Предприятия заключает трудовой договор по согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которого находится Предприятие, в соответствии с типовым трудовым договором с главным бухгалтером государственного унитарного предприятия города Москвы, утверждаемым Правительством Москвы. 3.1.1.2.13. За Предприятием закрепляется на праве хозяйственного ведения движимое и недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности города Москвы, на основании распорядительного документа Правительства Москвы и акта приемки-передачи, подписываемого Департаментом имущества города Москвы и руководителем Предприятия. Стоимость закрепляемого имущества определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. 3.1.1.2.14. Перечень имущества, передаваемого Предприятию в хозяйственное ведение, отражается в Паспорте имущественного комплекса и утверждается Департаментом имущества города Москвы по согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которого находится Предприятие. Типовая форма Паспорта утверждается Правительством Москвы. Имущество, созданное или приобретенное Предприятием в результате его деятельности и отраженное на балансе Предприятия по итогам очередного финансового года, подлежит включению в Паспорт имущественного комплекса (в виде дополнений или новой редакции). Имущество, выбываемое с баланса Предприятия, по итогам очередного финансового года подлежит исключению из Паспорта имущественного комплекса (в виде изменений или новой редакции). Порядок распоряжения Предприятием имуществом определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы. 3.1.1.2.15. Недвижимое имущество, переданное Предприятию в хозяйственное ведение, созданное или приобретенное Предприятием в результате его деятельности, отражается в Едином реестре собственности города Москвы. Права Предприятия на переданное ему недвижимое имущество подлежат государственной регистрации. 3.1.1.2.16. За пользование закрепленным на праве хозяйственного ведения имуществом Предприятие отчисляет в бюджет города Москвы часть прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Москвы. Порядок определения величины отчислений и сроки их уплаты определяются нормативными правовыми актами города Москвы. 3.1.1.2.17. Предприятие ежеквартально (в месячный срок после завершения квартала) обязано направлять в Департамент имущества города Москвы и в орган исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которого находится Предприятие, копии платежных поручений о перечислении за отчетный период в бюджет города Москвы части прибыли за использование государственного имущества. 3.1.1.2.18. При реорганизации Предприятия в форме разделения, выделения, преобразования (приватизации) разделительный баланс и/или передаточный акт, содержащий положение о правопреемстве по обязательствам реорганизуемого Предприятия, по согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которого (которой) находится Предприятие, утверждается Департаментом имущества города Москвы. При реорганизации Предприятия в форме преобразования передаточный акт, содержащий положение о правопреемстве по обязательствам реорганизуемого Предприятия, по согласованию с Департаментом имущества города Москвы утверждается органом исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которого находится Предприятие. 3.1.1.2.19. При ликвидации Предприятия назначение ликвидационной комиссии Предприятия осуществляется Департаментом имущества города Москвы по представлению кандидатур органов исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которого находится Предприятие. Председателем ликвидационной комиссии назначается представитель органа исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которого находится Предприятие, или представитель выбранного на конкурсной основе ликвидатора (специализированной организации). 3.1.1.2.20. Направление использования государственного имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов и завершения ликвидации Предприятия, определяется Департаментом имущества города Москвы самостоятельно. Денежные средства, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов и завершения ликвидации Предприятия, подлежат зачислению в бюджет города Москвы. 3.1.1.2.21. Процедурные действия, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией Предприятия, регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации, законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы и уставом Предприятия и совершаются Департаментом имущества города Москвы совместно с органом исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которого находится Предприятие. 3.1.2. Казенные предприятия города Москвы 3.1.2.1. Полномочия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении прав собственника имущества казенных предприятий города Москвы (далее - казенные предприятия). Правительство Москвы: - принимает решение о создании, реорганизации и изменении вида казенных предприятий; - устанавливает ведомственную подчиненность казенных предприятий; - принимает решения о передаче недвижимого имущества в оперативное управление казенным предприятиям; - осуществляет иные права собственника имущества казенных предприятий, не переданные в соответствии с настоящим Положением другим органам исполнительной власти города Москвы. Департамент имущества города Москвы: - выступает от имени города Москвы и по поручению Правительства Москвы учредителем казенных предприятий; - ведет Реестр казенных предприятий; - утверждает по представлению органов исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которых находятся казенные предприятия, уставы казенных предприятий; - утверждает состав имущественного комплекса, передаваемого казенным предприятиям в оперативное управление; - осуществляет контроль за сохранностью и использованием по назначению казенными предприятиями переданного им на праве оперативного управления государственного имущества; - согласовывает трудовые договоры с руководителями казенных предприятий; - согласовывает создание филиалов и открытие представительств казенных предприятий; - в установленном порядке рассматривает предложения и принимает решения о согласовании осуществления сделок (передача в аренду, залог, внесение в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иные способы распоряжения данным имуществом, в том числе его продажа) казенными предприятиями с государственным имуществом, переданным им в оперативное управление, в том числе крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя Предприятия; - в установленном порядке рассматривает предложения и принимает решения о согласовании осуществления заимствований казенными предприятиями (в случае, когда заимствование осуществляется под залог имущества или данная сделка может повлечь отчуждение имущества); - в установленном порядке рассматривает предложения и принимает решения о согласовании участия казенного предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях, а также заключение договора простого товарищества; - в установленном порядке рассматривает предложения и принимает решения о согласовании осуществления списания и безвозмездной передачи государственного имущества, переданного казенным предприятиям в оперативное управление; - в установленном порядке рассматривает предложения и принимает решения о согласовании осуществления распоряжения казенными предприятиями вкладами (долями) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими казенным предприятиям акциями; - принимает решение о ликвидации казенных предприятий при наличии положительного заключения Межведомственной комиссии при Правительстве Москвы по упорядочению деятельности государственных и казенных предприятий города Москвы и назначает ликвидационные комиссии казенных предприятий; - обращается в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом казенного предприятия, а также с требованиями о применении последствий недействительности ничтожной сделки в установленных законодательством случаях; - истребует имущество казенного предприятия из чужого незаконного владения; - осуществляет организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Межведомственной комиссии по упорядочению деятельности государственных и казенных предприятий города Москвы; - осуществляет организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Антикризисного совета по предупреждению банкротства и незаконного использования государственного имущества унитарными предприятиями города Москвы; - составляет и представляет на утверждение Правительства Москвы сводный баланс по формам финансово-экономической отчетности казенных предприятий; - согласовывает предложения (заявки) о создании, реорганизации и ликвидации казенных предприятий; - ведет реестр задолженности казенных предприятий; - осуществляет регистрацию заимствований, предоставления поручительств, получения банковских гарантий, сделок с иными обременениями, уступкой требований и переводом долгов казенными предприятиями; - расторгает по одобрению Антикризисного совета по предупреждению банкротства и незаконного использования государственного имущества унитарными предприятиями города Москвы по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовые договоры с руководителями казенных предприятий; - выступает по одобрению Антикризисного совета по предупреждению банкротства и незаконного использования государственного имущества унитарными предприятиями города Москвы работодателем (назначает на должность и заключает трудовые договоры) руководителей государственных предприятий в случаях расторжения по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовых договоров с предыдущими руководителями казенных предприятий; - готовит и представляет предложения (заявки), технико-экономические обоснования, проекты распорядительных документов и других документов о создании, реорганизации и изменении вида казенных предприятий; - принимает в инициативном порядке решения о проведении аудиторских проверок казенных предприятий, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг; - проводит в установленном порядке мониторинг финансово - экономического состояния казенных предприятий и принимает меры по защите имущественных и экономических интересов города Москвы; - ежегодно в установленном порядке утверждает план (программу) финансово-хозяйственной деятельности казенного предприятия города Москвы; - имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы. Органы исполнительной власти города Москвы в отношении подведомственных им казенных предприятий: - определяют цели, предмет и виды деятельности казенных предприятий; - обеспечивают подготовку и представление предложений (заявок), технико-экономических обоснований, проектов распорядительных документов и других документов о создании, реорганизации и ликвидации казенных предприятий; - утверждают технико-экономические обоснования на создание, реорганизацию и изменение вида казенных предприятий; - выступают работодателем (назначают на должность, освобождают от занимаемой должности) руководителей казенных предприятий в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации, за исключением оснований пункта 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, и заключают (расторгают) с ними по согласованию с Департаментом имущества города Москвы трудовые договоры в соответствии с типовым трудовым договором, утверждаемым Правительством Москвы; - согласовывают прием на работу главных бухгалтеров казенных предприятий и заключаемые с ними трудовые договоры в соответствии с типовым трудовым договором с главным бухгалтером государственного Предприятия; - согласовывают создание филиалов и открытие представительств казенных предприятий; - согласовывают участие казенных предприятий в иных юридических лицах; - дают согласие в случаях, установленных законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, на осуществление казенными предприятиями крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя Предприятия; - дают согласие на осуществление заимствований, предоставление поручительств, получение банковских гарантий, сделок с иными обременениями, уступкой требований и переводом долгов казенными предприятиями (за исключением случаев, когда заимствование осуществляется под залог имущества или данная сделка может повлечь отчуждение имущества); - рассматривают предложения казенных предприятий и ходатайствуют перед Департаментом имущества города Москвы о согласовании осуществления заимствований, предоставления поручительств, получения банковских гарантий, сделок с иными обременениями, уступкой требований и переводом долгов казенными предприятиями (в случаях, когда заимствование осуществляется под залог имущества или данная сделка может повлечь отчуждение имущества); - согласовывают уставы казенных предприятий; - рассматривают в установленном порядке предложения казенных предприятий и ходатайствуют перед Департаментом имущества города Москвы о списании, реализации и безвозмездной передаче государственного имущества, переданного казенным предприятиям в оперативное управление; - обеспечивают в установленном порядке контроль по организации и координации процесса заключения договоров на осуществление аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности подведомственных казенных предприятий в соответствии с действующим законодательством; - согласовывают в установленных нормативными правовыми актами города Москвы случаях цены и тарифы на товары (продукцию, работы, услуги), выпускаемые (производимые, оказываемые) казенными предприятиями; - аттестовывают в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы, руководителей подведомственных казенных предприятий; - планируют развитие государственного сектора экономики по подведомственным казенным предприятиям; - оценивают эффективность деятельности подведомственных казенных предприятий и их руководителей по итогам отчетного года; - устанавливают в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы ежегодные показатели стимулирования (мотивации) руководителей казенных предприятий; - осуществляют текущий анализ финансово-экономического состояния государственных предприятий, не реже одного раза в год заслушивают отчеты руководителей казенных предприятий на Балансовой комиссии соответствующего органа исполнительной власти города Москвы, утверждают показатели бухгалтерской отчетности государственных предприятий; при выявлении признаков банкротства или возможности незаконного отчуждения государственного имущества информируют Департамент имущества города Москвы и Антикризисный совет по предупреждению банкротства и незаконного использования государственного имущества унитарными предприятиями города Москвы; - ежегодно в установленном порядке утверждают план (программу) финансово-хозяйственной деятельности казенного предприятия и смету доходов и расходов Предприятия; - имеют другие права и несут другие обязанности, определенные законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы. Департамент экономической политики и развития города Москвы: - согласовывает в установленных нормативными правовыми актами города Москвы случаях цены и тарифы на товары (продукцию, работы и услуги), выпускаемые (производимые, оказываемые) казенными предприятиями, когда право согласования цен и тарифов на товары (продукцию, работы и услуги), выпускаемые (производимые, оказываемые) казенными предприятиями, предоставлено Департаменту экономической политики и развития города Москвы; - разрабатывает основные макроэкономические показатели и методические рекомендации по составлению планов развития государственного сектора экономики по казенным предприятиям; - согласовывает показатели сводного плана развития государственного сектора экономики по казенным предприятиям; - согласовывает предложения (заявки) о создании и реорганизации казенных предприятий; - согласовывает проекты распорядительных документов о создании, реорганизации и изменении вида казенных предприятий; - согласовывает проекты типовых уставных документов казенных предприятий; - имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы. 3.1.2.2. Порядок создания, реорганизации и ликвидации казенных предприятий. 3.1.2.2.1. Решение о создании, реорганизации и изменении вида казенного предприятия (далее - Предприятие) принимается Правительством Москвы по представлению органа исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которого (которой) находится (будет находиться) Предприятие, Департамента имущества города Москвы и при наличии положительного заключения Межведомственной комиссии при Правительстве Москвы по упорядочению деятельности государственных и казенных предприятий города Москвы. Создание Предприятия осуществляется в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Решение о ликвидации Предприятия принимается Департаментом имущества города Москвы при наличии положительного заключения Межведомственной комиссии при Правительстве Москвы по упорядочению деятельности государственных и казенных предприятий города Москвы. 3.1.2.2.2. Предложения (заявка) о создании, реорганизации и ликвидации Предприятия направляются департаментом (комитетом, управлением), префектурой административного округа и управой района города Москвы, в ведомственном подчинении которого (которой) находится (будет находиться) Предприятие, Департаментом имущества города Москвы в Межведомственную комиссию при Правительстве Москвы по упорядочению деятельности государственных и казенных предприятий города Москвы (далее - Комиссия). 3.1.2.2.3. Заявка на создание Предприятия должна содержать следующие сведения: - цель создания Предприятия; - предмет и основные виды деятельности Предприятия; - ведомственная подчиненность Предприятия; - укрупненный перечень имущества (включая недвижимое), необходимого для функционирования Предприятия. К заявке должно быть обязательно приложено технико-экономическое обоснование учреждения Предприятия с заключением департамента (комитета, управления), префектуры административного округа и управы района города Москвы, в ведомственном подчинении которого (которой) будет находиться Предприятие. 3.1.2.2.4. Заявка на ликвидацию, реорганизацию и изменение вида Предприятия должна содержать следующие сведения: - причина ликвидации, реорганизации (с указанием способа реорганизации) или изменения вида Предприятия; - размер дебиторской и кредиторской задолженности Предприятия, а также оценка путей ее погашения; - оценка последствий для бюджета города от ликвидации, реорганизации или изменения вида Предприятия; - направления использования имущества ликвидируемого Предприятия или перечень имущества (включая недвижимое), передаваемого реорганизуемому Предприятию (Предприятию, вид которого предлагается изменить); - предмет и основные виды деятельности реорганизуемого Предприятия (Предприятия, вид которого предлагается изменить); - ведомственная подчиненность реорганизуемого Предприятия (Предприятия, вид которого предлагается изменить). 3.1.2.2.5. Технико-экономическое обоснование учреждения государственного предприятия (ТЭО) должно содержать следующую информацию: - предпосылки и основная идея проекта; - цели, предмет и основные виды деятельности создаваемого Предприятия; - обоснование необходимости создания Предприятия наряду с другими действующими в данном секторе рынка; - структура Предприятия, функциональная схема его деятельности и управления; - укрупненный перечень имущества (включая недвижимое), необходимого для функционирования Предприятия; - затраты, необходимые для реализации проекта и обеспечения основной деятельности Предприятия (на сырье и поставки, приобретение основных средств, технологические издержки, трудовые ресурсы, накладные расходы и др.); - финансирование проекта (требования, источники, условия и др.); - финансовый план (финансовые потоки, их сальдо по годам осуществления проекта); - оценка эффективности, в том числе и бюджетной, использования государственного имущества города Москвы и возможных социально - экономических последствий при создании Предприятия; - выводы и рекомендации. В случае передачи Предприятию в оперативное управление нежилых помещений к ТЭО прилагаются соответствующие выписки из паспорта БТИ (форма 1а давностью не более 1 года). Все подтверждающие материалы должны быть представлены в отдельных приложениях. Все заключения и рекомендации должны быть объяснены и обоснованы. Стоимость имущественного комплекса, передаваемого Предприятию в оперативное управление, определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Акт независимой оценки прилагается к ТЭО. 3.1.2.2.6. В случае принятия Комиссией положительного решения заявитель подготавливает проект соответствующего распорядительного документа Правительства Москвы о создании, реорганизации или изменении вида Предприятия, который направляется на согласование в соответствии с Регламентом Правительства Москвы. К проекту должны быть приложены заявка на создание, реорганизацию или ликвидацию Предприятия, ТЭО и протокол заседания Комиссии. В случае принятия Комиссией положительного решения о ликвидации Предприятия Департаментом имущества города Москвы выпускается распоряжение Департамента имущества города Москвы о ликвидации Предприятия и формировании ликвидационной комиссии. 3.1.2.2.7. В целях ускорения принятия решения допускается одновременное представление заявки и проекта распорядительного документа Правительства Москвы о создании, реорганизации или изменении вида Предприятия. Проект распорядительного документа направляется на согласование только после принятия Комиссией положительного. 3.1.2.2.8. После получения необходимых виз и согласований проект распорядительного документа вносится на рассмотрение Правительства Москвы в установленном порядке. 3.1.2.2.9. Учредителем создаваемого на основании распорядительного документа Правительства Москвы Предприятия выступает Департамент имущества города Москвы, действующий от имени города Москвы и по поручению Правительства Москвы, который утверждает по согласованию с департаментом (комитетом, управлением), префектурой административного округа и управой района города Москвы, в ведомственном подчинении которого (которой) находится Предприятие, устав Предприятия в соответствии с типовым уставом, утвержденным Правительством Москвы. 3.1.2.2.10. В распорядительном документе Правительства Москвы о создании (реорганизации или изменении вида) Предприятия в обязательном порядке должны быть определены цели и предмет деятельности, ведомственная подчиненность, независимая оценка стоимости имущества, передаваемого в оперативное управление Предприятию, а также основные показатели ТЭО, явившиеся основанием для принятия решения о создании Предприятия. В случае закрепления за Предприятием недвижимого имущества на праве оперативного управления перечень этого имущества устанавливается распорядительным документом Правительства Москвы, в котором должна содержаться конкретная информация о местонахождении и площадях нежилых помещений. 3.1.2.2.11. Руководители (генеральные директора, директора) Предприятий, относящих к категории "А", назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Москвы по представлению членов Правительства Москвы. 3.1.2.2.12. Заместители руководителя Предприятия, отвечающие за экономическую безопасность, назначаются на должность по согласованию с Управлением координации деятельности по обеспечению безопасности города Москвы. Проекты распорядительных документов Правительства Москвы о назначении на должность и освобождении от должности указанной категории руководителей подлежат обязательному согласованию с Департаментом имущества города Москвы, Управлением государственной службы и кадров Правительства Москвы, Управлением координации деятельности по обеспечению безопасности города Москвы в соответствии с Регламентом Правительства Москвы. Руководители (генеральные директора, директора) Предприятий, относящих к категориям "Б" и "В", назначаются на должность и освобождаются от должности распорядительным документом органа исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которого находится Предприятие, за исключением освобождения руководителей Предприятия от должности по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации. Освобождение руководителей Предприятий, относящих к категориям "Б" и "В", по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, осуществляется Департаментом имущества города Москвы по одобрению Антикризисного совета по предупреждению банкротства и незаконного использования государственного имущества унитарными предприятиями города Москвы. Назначение руководителей Предприятий, относящих к категориям "Б" и "В", в случаях расторжения по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовых договоров с предыдущими руководителями Предприятий осуществляется Департаментом имущества города Москвы или органом исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которого находится Предприятие, по одобрению Антикризисного совета по предупреждению банкротства и незаконного использования государственного имущества унитарными предприятиями города Москвы. На должности руководителей (генеральных директоров, директоров) Предприятий назначаются лица, имеющие высшее профессиональное образование, соответствующее профилю деятельности Предприятия, либо высшее юридическое или экономическое образование, а также стаж работы на руководящих должностях не менее пяти лет. Порядок оплаты труда и система мотивации руководителей Предприятий определяются в соответствии с Положением о мотивации руководителей государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, города Москвы. 3.1.2.2.11. Трудовой договор с руководителем Предприятия в соответствии с типовым трудовым договором, утверждаемым Правительством Москвы, заключается и расторгается органом исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которого находится Предприятие, по согласованию с Департаментом имущества города Москвы в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации, за исключением оснований пункта 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации. Расторжение трудового договора с руководителем Предприятия по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, осуществляется Департаментом имущества города Москвы по одобрению Антикризисного совета по предупреждению банкротства и незаконного использования государственного имущества унитарными предприятиями города Москвы. Заключение трудовых договоров с руководителями Предприятий в случаях расторжения по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовых договоров с предыдущими руководителями Предприятий осуществляется Департаментом имущества города Москвы или органом исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которого находится Предприятие, по одобрению Антикризисного совета по предупреждению банкротства и незаконного использования государственного имущества унитарными предприятиями города Москвы. 3.1.2.2.12. Главный бухгалтер Предприятия назначается руководителем Предприятия по согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которого находится Предприятие. С главным бухгалтером руководитель Предприятия заключает трудовой договор по согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которого находится Предприятие, в соответствии с типовым трудовым договором с главным бухгалтером государственного унитарного предприятия, включая казенные предприятия, города Москвы, утверждаемым Правительством Москвы. 3.1.2.2.13. За Предприятием закрепляется на праве оперативного управления движимое и недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности города Москвы, на основании распорядительного документа Правительства Москвы и акта приемки - передачи, подписываемого Департаментом имущества города Москвы и руководителем Предприятия. Стоимость закрепляемого имущества определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. 3.1.2.2.14. Перечень имущества, передаваемого Предприятию в оперативное управление, отражается в Паспорте имущественного комплекса и утверждается Департаментом имущества города Москвы по согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которого находится Предприятие. Типовая форма Паспорта утверждается Правительством Москвы. Имущество, созданное или приобретенное Предприятием в результате его деятельности и отраженное на балансе Предприятия по итогам очередного финансового года, подлежит включению в Паспорт имущественного комплекса (в виде дополнений или новой редакции). |