займов, максимального размера процентов по займам, ограничения маржи таких организаций, формы отчетов о финансовых и иных результатах деятельности. 11.9.18. "В составе высшего органа управления государственной микрофинансовой организации второго уровня (комитета по финансированию микрофинансовых организаций - органа управления деятельностью по финансированию микрофинансовых организаций) не менее 50% членов являются представителями Минэкономразвития России (но не более 3 человек)". 11.9.19. В качестве обеспечения займов для организаций - получателей займов могут быть использованы следующие виды обеспечения: - уступка прав требования по займам организаций; - поручительство физических или юридических лиц; - государственные или муниципальные гарантии; - залог имущества. 11.9.20. При определении стоимости займов учитывается наличие рейтинга организации в порядке, установленном высшим органом управления государственной микрофинансовой организации. 11.9.21. Государственная микрофинансовая организация второго уровня вправе получать за счет средств бюджетов всех уровней субсидии на компенсацию затрат, установленные пунктами 11.9.4 - 11.9.8 настоящего Порядка. 11.9.22. Субъекты Российской Федерации, получившие субсидию федерального бюджета для формирования государственной микрофинансовой организации второго уровня, не вправе получить субсидию на субсидирование расходов микрофинансовых организаций, предусмотренных пунктом 11.9.3 настоящего Порядка. 11.10. Создание гарантийных фондов (фондов поручительств). 11.10.1. Гарантийный фонд - юридическое лицо, одним из учредителей которого является субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления, созданное для целей обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам, развития системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, основанных на кредитных договорах, договорах займа и лизинга. Основным видом деятельности Гарантийного фонда является предоставление поручительств по обязательствам (кредитам, займам, договорам лизинга и т.п.) субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Гарантийный фонд вправе осуществлять иные виды деятельности в рамках реализации региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Гарантийный фонд обеспечивает ведение раздельного бухгалтерского учета по средствам, предоставленным на осуществление основного вида деятельности, и размещает предоставленные за счет средств бюджетов всех уровней средства на отдельных счетах, в том числе банковских. Гарантийный фонд вправе использовать предоставленные средства для приобретения активов, в том числе финансовых активов, с учетом принципов ликвидности, возвратности, доходности и для исполнения обязательств по договорам поручительств. 11.10.2. Гарантийный фонд должен быть создан как юридическое лицо к моменту предоставления конкурсной заявки, средства регионального бюджета перечислены данному юридическому лицу. 11.10.3. Гарантийный фонд обеспечивает соблюдение пункта 12.2 настоящего Порядка "Основные требования к организации деятельности региональных гарантийных фондов (фондов поручительств) по предоставлению поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства и инфраструктуре поддержки малого и среднего предпринимательства по кредитам банков" в полном объеме по отношению к активам фонда в размере не менее суммы средств, полученных на осуществление текущей деятельности данного фонда за счет средств субсидии федерального бюджета, предоставленных субъекту Российской Федерации - учредителю данного фонда, с 2007 года. 11.10.4. В учредительных документах Гарантийного фонда должны быть определены: - порядок формирования и деятельности органов управления; - полномочия органов управления; - источники формирования и порядок использования имущества Гарантийного фонда; - иные вопросы, предусмотренные законодательством Российской Федерации. 11.10.5. Финансовое обеспечение деятельности Гарантийного фонда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. 11.10.6. Предоставление поручительств (гарантий) субъектам малого и среднего предпринимательства Гарантийным фондом должно осуществляться по кредитам, договорам лизинга, займам, предоставляемым коммерческими банками, страховыми компаниями, лизингодателями (далее - финансовые организации), заключившими с Гарантийным фондом соглашения о сотрудничестве. При этом у Гарантийного фонда должно быть заключено не менее 2 (двух) таких соглашений. 11.10.7. Соглашения о сотрудничестве между Гарантийным фондом и финансовыми организациями должны содержать: - требования о возложении на финансовую организацию оценки заемщика и представленного бизнес-плана; - порядок информирования малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства о возможности получения гарантии (поручительства); - порядок получения гарантии (поручительства) под обязательства финансовой организации. 11.10.8. Гарантийным фондом должны быть разработаны и утверждены внутренние документы, в том числе: - порядок отбора банков-партнеров и взаимодействия с ними; - порядок предоставления фондом гарантий (поручительств); - порядок расчета лимитов гарантий (поручительств) фонда; - порядок расчета вознаграждения фонда по выданным гарантиям (поручительствам). 11.10.9. Гарантийный фонд утверждает требования к субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - претендентам на получение гарантии (поручительства) и порядку ее предоставления, включающие: - сведения о максимальном размере предоставляемой гарантии (поручительства); - порядок обращения за получением гарантии (поручительства) и сроки рассмотрения обращения; - перечень документов, предоставляемых для рассмотрения вопроса о предоставлении гарантии (поручительства); - перечень оснований для отказа в предоставлении гарантий (поручительства); - порядок выполнения Гарантийным фондом обязательств по договору, обеспеченному гарантией (поручительством). 11.10.10. Гарантийный фонд обязан вести аналитическую и синтетическую отчетность по: - договорам о предоставлении гарантий (поручительств); - использованию установленных фондом в отношении финансовых организаций лимитов гарантий (поручительств); - выплатам по договорам гарантий (поручительств); - взысканным с малых и средних предприятий и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - должников средствам в порядке регресса по договорам, обеспеченным гарантиями (поручительствами) Гарантийного фонда. 11.10.11. Гарантийный фонд ежегодно проводит аудиторскую проверку деятельности. 11.10.12. Максимальный размер вознаграждения за предоставление гарантии (поручительства) составляет не одной третьей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату заключения договора о предоставлении гарантии (поручительства). 11.10.13. Объем ответственности Гарантийного фонда по заключенным договорам предоставления гарантии (поручительства) не должен превышать 70% от объема обязательств малого и среднего предприятия и организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства перед финансовой организацией. 11.11. Формирование закрытых паевых инвестиционных фондов акций и (или) фондов смешанных инвестиций в малые компании. 11.11.1. Для получения субсидии из федерального бюджета субъект Российской Федерации - победитель Конкурса по мероприятиям "Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере" и "Реализация иных мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства" (далее - победитель Конкурса) в части создания закрытого паевого инвестиционного фонда (закрытых паевых инвестиционных фондов), относящегося(щихся) к категории фондов акций или фонда смешанных инвестиций, учреждает некоммерческую организацию - фонд (далее - Фонд инвестиций). Учредительные документы Фонда инвестиций должны соответствовать нижеперечисленным требованиям. В случае если субъект Российской Федерации признан ранее победителем Конкурса Минэкономразвития России по мероприятию "Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере", для получения субсидии из федерального бюджета допускается использование созданного в рамках мероприятия "Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере" некоммерческой организации Фонда инвестиций. При этом должно быть обеспечено: - переименование Фонда инвестиций в соответствии с требованиями подпункта 11.11.13 настоящего Приказа; - обеспечено выполнение требований пунктов 7.7 и 7.10 настоящего Порядка. 11.11.3. Название должно содержать словосочетание "Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в _____________________________ (наименование субъекта Российской Федерации)". 11.11.4. Единственный учредитель Фонда инвестиций - субъект Российской Федерации. 11.11.5. Единственная цель создания Фонда инвестиций - развитие в субъекте Российской Федерации инфраструктуры инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства. 11.11.6. Денежные средства, полученные Фондом инвестиций от учредителя для формирования фонда акций и (или) фонда смешанных инвестиций, передаются в доверительное управление отобранной на Конкурсе управляющей компании (управляющим компаниям) закрытого паевого инвестиционного фонда (фондов), относящегося(щихся) к категории фондов смешанных инвестиций и (или) фондов акций, правила доверительного управления которым (которыми) соответствуют требованиям, установленным в разделе 8 настоящего Приказа. 11.11.7. До приобретения инвестиционных паев фонда акций и (или) фонда смешанных инвестиций использование денежных средств, внесенных в некоммерческую организацию учредителем, осуществляется по решению высшего органа управления Фонда инвестиций наблюдательного совета в порядке и на условиях, установленных в учредительных документах Фонда инвестиций. 11.11.8. В уставе Фонда инвестиций к полномочиям наблюдательного совета некоммерческой организации должно быть отнесено утверждение: - порядка конкурсного отбора управляющей компании фонда акций и фонда смешанных инвестиций; - решения о выборе управляющей компании фонда акций и фонда смешанных инвестиций. 11.11.9. Порядок формирования и деятельности наблюдательного совета некоммерческой организации должен предусматривать: - количество членов совета - не более 6 человек; - количество представителей Минэкономразвития России в наблюдательном совете - 1/2 от общего числа членов наблюдательного совета. 11.11.10. Фонд инвестиций не вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Ограничений на сделки с инвестиционными паями фонда акций и фонда смешанных инвестиций и обладание правами в общей долевой собственности на имущество фонда акций и (или) фонда смешанных инвестиций данный подпункт не накладывает. 11.11.10. Фонд инвестиций не может создавать филиалы и открывать представительства. 11.11.11. Размер субсидии субъекту Российской Федерации из федерального бюджета по данному мероприятию государственной поддержки малого и среднего предпринимательства равен размеру денежных средств, указанных в пункте 9.2.1, предоставленных субъектом Российской Федерации Фонду инвестиций. 11.11.12. Фонд акций и (или) фонд смешанных инвестиций имеет право передавать имущество в доверительное управление только отобранной на Конкурсе управляющей компании (управляющим компаниям), правила доверительного управления которых соответствуют нижеперечисленным требованиям. 11.11.13. Название фонда акций и (или) фонда смешанных инвестиций содержит словосочетание "Региональный фонд инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства ______________________________ (наименование субъекта Российской Федерации)". 11.11.14. Имущество, передаваемое в доверительное управление управляющей компании, формируется следующим образом (на момент первого перечисления средств бюджета субъекта Российской Федерации и федерального бюджета): - 50% - денежные средства, предоставленные субъектом Российской Федерации за счет средств на момент первого перечисления средств бюджета субъекта Российской Федерации (25%) и федерального бюджета (25%); - 50% - средства иных (внебюджетных) учредителей доверительного управления. По завершении процедуры формирования ЗПИФ доля средств иных (внебюджетных) учредителей доверительного управления может быть увеличена до 75%. 11.11.15. Максимальный срок действия договора доверительного управления с управляющей компанией не должен превышать семи лет. 11.11.16. Инвестиционная декларация фонда акций и (или) фонда смешанных инвестиций должна отвечать требованиям, установленным Федеральной службой по финансовым рынкам к составу и структуре активов закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся к категории фондов акций и фондов смешанных инвестиций, а также дополнительным требованиям, устанавливаемым Минэкономразвития России в целях реализации мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства. 11.11.17. Российские акционерные общества, акции которых приобретаются в состав активов фонда акций и фонда смешанных инвестиций, должны соответствовать критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным законодательством Российской Федерации на момент приобретения такого актива в состав активов фонда акций и (или) фонда смешанных инвестиций, и должны быть зарегистрированы в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. 11.11.18. Оценочная стоимость ценных бумаг одного российского акционерного общества может составлять не более 15% стоимости активов фонда акций и (или) фонда смешанных инвестиций на момент заключения договора об их приобретении. Данное ограничение не распространяется на государственные ценные бумаги Российской Федерации, а также на ценные бумаги иностранных государств, если эмитенту таких ценных бумаг присвоен международный рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня "ВВВ" по классификации рейтинговых агентств "Фитч Рейтингс" (Fitch-Ratings) или "Стандард энд Пурс" (Standard & Poor`s), либо не ниже уровня "Ваа3" по классификации рейтингового агентства "Мудис Инвесторс Сервис" (Moody`s Investors Service). 11.11.19. В состав активов фонда акций или фонда смешанных инвестиций закрытого паевого инвестиционного фонда не могут входить акции российских акционерных обществ, если указанные общества осуществляют: деятельность кредитных организаций; страховую деятельность; деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг; аудиторскую деятельность; оценочную деятельность; деятельность по управлению инвестиционными фондами и паевыми инвестиционными фондами; деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений; организацию биржевой деятельности; оптовую и розничную торговлю; деятельность ресторанов; финансовое посредничество; деятельность по операциям с недвижимым имуществом и арендой; деятельность по ведению частных домашних хозяйств с наемным обслуживанием. 11.11.20. В состав активов фонда акций или фонда смешанных инвестиций закрытого паевого инвестиционного фонда, созданного в рамках мероприятия "Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере", дополнительно к ограничениям, установленным в пункте 10.4, не могут входить акции российских акционерных обществ, если эти общества осуществляют туроператорскую деятельность, турагентскую деятельность, деятельность по продаже прав на клубный отдых, строительство зданий и сооружений. В инвестиционной декларации фонда акций или смешанного фонда инвестиций должны быть отражены следующие требования: оценочная стоимость акций российских акционерных обществ в сумме должна составлять: - не менее 10% стоимости активов - по истечении 1 года с даты утверждения инвестиционной декларации фонда акций или фонда смешанных инвестиций или с даты завершения формирования фонда акций или фонда смешанных инвестиций (вступления в силу изменений и дополнений в правила доверительного управления); - не менее 30% стоимости активов - по истечении 3 лет с даты утверждения инвестиционной декларации фонда акций или фонда смешанных инвестиций или с даты завершения формирования фонда акций или фонда смешанных инвестиций (вступления в силу изменений и дополнений в правила доверительного управления); - не менее 50% стоимости активов - по истечении 6 лет с даты утверждения инвестиционной декларации фонда акций или фонда смешанных инвестиций или с даты завершения формирования фонда акций или фонда смешанных инвестиций (вступления в силу изменений и дополнений в правила доверительного управления). Подраздел "Пропаганда и обучение" 11.12. Содействие развитию молодежного предпринимательства. Содействие развитию молодежного предпринимательства - популяризация, вовлечение, повышение предпринимательских компетенций, сопровождение и поддержка молодых предпринимателей (физических лиц в возрасте до 30 лет, юридических лиц, в уставном капитале которых доля, принадлежащая лицам в возрасте до 30 лет, составляет не менее 50%). Субсидии федерального бюджета на финансирование мероприятий по популяризации идеи предпринимательства среди молодежи, вовлечении молодежи в предпринимательскую деятельность предоставляются на реализацию комплекса мероприятий региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства и иных региональных программ, соответствующих пункту 12.3 настоящего Порядка "Общая структура комплекса мероприятий "Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность". Субсидии федерального бюджета на финансирование мероприятий по предоставлению грантов предоставляются с учетом следующих факторов: - участие в программе специализированных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления по делам молодежи; - привлечение к реализации мероприятий общественных и некоммерческих организаций; - вовлечение социально незащищенных групп молодежи и молодежи, оказавшейся в тяжелой жизненной ситуации. 11.13. Поддержка деятельности бизнес-инкубаторов (развитие процессов бизнес-инкубирования). Программы обеспечения деятельности бизнес-инкубаторов (развитие процессов бизнес-инкубирования) - обеспечение бизнес-инкубатором предоставления малым предпринимателям образовательных услуг, услуг по трансферту и коммерциализации технологий и иных мероприятий, направленных на совершенствование процессов бизнес-инкубирования, и стимулирование привлечения учащейся молодежи (в возрасте до 30 лет) к использованию услуг бизнес-инкубаторов. Субсидии федерального бюджета на финансирование мероприятий по развитию процессов бизнес-инкубирования предоставляются при условии обязательного выполнения требований, предусмотренных в разделе 9 настоящего Порядка. 11.14. Реализация массовых программ обучения и повышения квалификации. Массовые программы обучения и повышения квалификации - предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства образовательных услуг, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, а также развитие предпринимательской грамотности и предпринимательских компетенций целевых групп граждан, в том числе молодых людей в возрасте до 30 лет, продолжительностью не более 100 часов. Субсидии федерального бюджета на финансирование мероприятий по реализации образовательных программ предоставляются для реализации следующих мероприятий: - предоставление сертификатов субъектам малого и среднего предпринимательства с целью самостоятельного выбора предпринимателем образовательного учреждения и направления обучения; - предоставление образовательных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства на основе конкурсного отбора образовательных учреждений для участия в мероприятии; - предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства для частичной оплаты образовательных услуг; - предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства для компенсации затрат, связанных с оплатой обучения в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров; - предоставление образовательных услуг молодым людям в возрасте до 30 лет на базе учебных заведений высшего и среднеспециального образования с целью стимулирования создания молодыми людьми новых малых и микропредприятий (Школы молодежного предпринимательства); - предоставление образовательных услуг субъектам малого предпринимательства, обратившимся с заявлением о финансировании бизнес-проекта за счет средств ЗПИФ "Региональный венчурный фонд инвестиций в малые и средние предприятия в научно-технической сфере _________________________ (наименование субъекта Российской Федерации)" и (или) "Региональный фонд инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства _________________________ (наименование субъекта Российской Федерации)". 12. Рекомендуемые требования к организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и <...> 12.1. Стандарты микрофинансовой деятельности. 12.1.1. Стандарты отчетности, отражающие специфику кредитной деятельности фондов. Применение адаптированных форм отчетов: Баланс и Отчет о прибыли и убытках необходимо адаптировать с учетом кредитной специфики деятельности фондов. Ведение раздельного учета по программе микрофинансирования. 12.1.2. Требования к микрофинансовому займу. 12.1.3. Максимальный размер микрозайма по программе микрофинансирования не должен превышать один миллион рублей. 12.1.4. Максимальный срок предоставления займа по программе микрофинансирования не должен превышать один год. 12.1.5. Средний размер микрозайма (средний портфель займов/среднее количество активных клиентов) по программе микрофинансирования не должен превышать триста тысяч рублей. 12.1.6. Маржа по программе микрофинансирования не должна превышать 10%. 12.1.3. Нормативы деятельности. Обеспечение соблюдения организациями, предоставляющими микрозаймы на ежеквартальной основе, следующих нормативов. 12.1.3.1. Достаточность собственных средств (ДСС) Формула Собственные средства - средства целевого финансирования, полученные на выполнение других программ фонда ДСС = --------------------------------------------------------. Валюта баланса - средства целевого финансирования, полученные на выполнение других программ фонда Показатель достаточности собственных средств (капитала) фонда относительно объема активов не должен быть менее 15 процентов. Для целей расчета показателя достаточности собственных средств в состав собственных средств фонда включаются: добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль (убыток), доходы будущих периодов, средства целевого финансирования на выполнение программы микрофинансирования за вычетом средств целевого финансирования, полученных на выполнение других программ фонда. В состав активов фонда включается валюта баланса за вычетом средств целевого финансирования, полученных на выполнение других программ фонда. Фонд своевременно предпринимает меры по недопущению снижения показателя достаточности собственных средств ниже норматива, в том числе, например, за счет привлечения дополнительных средств целевого финансирования на осуществление микрофинансовых программ, уменьшения обязательств перед кредиторами (инвесторами). 12.1.3.2. Эффективность размещения средств (ЭРс) Формула Совокупный портфель микрофинансовых займов ЭРс = -----------------------------------------------------------. Сумма средств, полученных на реализацию микрофинансовой программы Показатель эффективности размещения средств должен быть не менее 80% по истечении календарного года с момента начала реализации микрофинансовой программы. Фонд своевременно предпринимает меры по поддержанию показателя эффективности размещения средств выше норматива, в том числе, например, за счет расширения клиентской базы. 12.1.3.3. Операционная самоокупаемость (ОС) Формула Финансовый доход ОС = ------------------------------------------------------------. (Финансовый расход + Убытки от потерь по займам + Операционные расходы) Для целей расчета операционной самоокупаемости в состав финансового дохода включаются: процентный доход с портфеля займов, платежи и комиссионные по портфелю займов, доход от штрафов и пени по портфелю займов. В состав финансового расхода включаются: расходы на выплату процентов и комиссионных по привлеченным кредитам и займам, расходы на выплату штрафов и пени по привлеченным кредитам и займам. Операционная самоокупаемость программы микрофинансирования должна быть не менее 100% по окончании второго года деятельности. 12.1.3.4. Операционная эффективность (ОЭ) Формула Операционные расходы ОЭ = -----------------------. Средний портфель займов Показатель операционной эффективности не должен превышать значение 30%. Для целей расчета показателя операционной эффективности к операционным расходам фонда относятся расходы и затраты, связанные с микрофинансовой деятельностью фонда за отчетный год. В частности, к операционным относятся расходы на персонал, задействованный в осуществлении микрофинансовых операций, прочие общехозяйственные и управленческие расходы (в пропорции, относящейся к микрофинансированию. Механизм определения пропорции закрепляется в учетной политике фонда). К операционным расходам не относятся проценты по заемным средствам, налог на прибыль и иные аналогичные платежи. Фонд осуществляет контроль над операционными расходами, например, на основе сопоставления плановых и фактических расходов за период. 12.1.3.5. Риск портфеля (PAR) Формула Непогашенный остаток займов с просрочкой > 30 дней (без учета начисленных процентов, штрафов и пени) PAR > 30 дней = --------------------------------------------------. Совокупный портфель займов Риск микрофинансового портфеля > 30 дней не должен превышать 7%. 12.1.3.6. Коэффициент списания (КС) Формула Сумма списанных микрофинансовых займов КС = --------------------------------------. Средний портфель займов Коэффициент списаний не должен превышать 5%. 12.1.4. Стандартные требования к программному обеспечению (информационной системе управления информацией). - Автоматизированный бухгалтерский, налоговый, оперативный и управленческий учет. - Автоматизированная процедура выдачи займов, анализа финансового состояния и финансового планирования. 12.1.5. Стандартные требования к руководителям и персоналу фондов. К персоналу в целом: 1. Обязательное прохождение специализированных курсов по микрофинансированию для руководителей, менеджеров займов, главных бухгалтеров, системных администраторов не реже одного раза в год в учебных учреждениях, обладающих соответствующими программами. К руководителю: 1. Высшее экономическое или юридическое образование. 2. Трудовой стаж работы руководителем по специальности не менее трех лет. 12.2. Основные требования к организации деятельности региональных гарантийных фондов (фондов поручительств) по предоставлению поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства и инфраструктуре поддержки малого и среднего предпринимательства по кредитам банков. 12.2.1. Порядок отбора банков при принятии решения о заключении соглашения с банками о порядке сотрудничества по программе предоставления поручительств. 12.2.1.1. Отбор банков производится по конкурсу в соответствии с требованиями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации или Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". 12.2.1.2. Общие условия отбора потенциальных банков-партнеров: 12.2.1.2.1. Наличие лицензии Банка России на осуществление банковской деятельности. 12.2.1.2.2. Наличие положительного аудиторского заключения по итогам работы за предыдущий год, а также аудированной отчетности, составленной в соответствии с МСФО, за последний отчетный год по банку или банковской группе, при вхождении потенциального банка-партнера в банковскую группу. 12.2.1.2.3. Отсутствие санкций Банка России в форме запрета на совершение отдельных банковских операций и открытие филиалов, а также в виде приостановления действия лицензии на осуществление отдельных банковских операций, отсутствие неисполненных предписаний Банка России. К данному требованию не относится отзыв/приостановление лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг. 12.2.1.2.4. Наличие опыта работы по кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе: - наличие сформированного портфеля кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства на дату подачи заявки, наличие специализированных технологий/программ работы с субъектами малого и среднего предпринимательства; - наличие утвержденной Банком (в форме письменного документа) стратегии (программы) кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства или отдельного раздела по вопросу кредитования субъекта малого и среднего предпринимательства в общей стратегии банка; - наличие утвержденной методики оценки финансового состояния Заемщика, в том числе и методики экспресс-анализа кредитных заявок субъектов малого и среднего предпринимательства. 12.2.1.2.5. Предоставление информации: - об отношении размера просроченных обязательств по выданным кредитам субъектам малого и среднего предпринимательства к общему объему выданных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства за год; - о фактически сложившихся пределах процентной ставки по выдаваемым субъектам малого и среднего предпринимательства кредитам, в том числе по кредитам, обеспеченным поручительством Гарантийного фонда; - об объеме выданных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства в 2007 - 2009 гг., в том числе на территории субъекта Российской Федерации; - об установленном сроке рассмотрения кредитных заявок; - наличие подразделений Банка, осуществляющих деятельность по кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства на территории субъекта Российской Федерации; - наличие методик и порядка работы с заемщиками, не обеспечившими своевременное и полное исполнение кредитного договора, обеспеченного поручительством Гарантийного фонда (для банков, имеющих филиальную сеть, необходимо подтвердить наличие процедуры уведомления "головного офиса" о неисполнении (ненадлежащем исполнении) Заемщиком обязательств по кредитному договору, обеспеченному поручительством Гарантийного фонда). Допускается применение общих методик работы с указанными заемщиками при условии возможности ее применения для работы с Гарантийным фондом. 12.2.1.2.6. Согласие банка на заключение договора о субсидиарной ответственности Гарантийного фонда по кредитным договорам, обеспеченным поручительствами такого Гарантийного фонда, или субсидиарной ответственности с отложенным сроком предъявления требований к Гарантийному фонду (в соответствии с пунктом 12.2.5). 12.2.1.2.7. Согласие банка на выполнение следующих основных требований по работе с Заемщиком: - заемщик самостоятельно обращается в Банк с заявкой на предоставление кредита; - Банк самостоятельно в соответствии с процедурой, установленной внутренними нормативными документами Банка, рассматривает заявку Заемщика, анализирует представленные им документы, финансовое состояние Заемщика и принимает решение о возможности кредитования (с определением необходимого обеспечения исполнения Заемщиком обязательств по кредитному договору) или отказе в предоставлении кредита в случае наличия утвержденного Гарантийным фондом положения о порядке принятия решений о предоставлении поручительств, содержащего формализованные критерии такого отказа; - в случае если предоставляемого Заемщиком обеспечения и (или) третьими лицами за него недостаточно для принятия решения о выдаче кредита, Банк информирует Заемщика о возможности привлечения для обеспечения исполнения обязательств Заемщика по кредитному договору поручительства Гарантийного фонда; - при согласии Заемщика получить поручительство Гарантийного фонда (заключить договор поручительства) Банк в срок не позднее 2 (двух) рабочих дней с момента изъявления такого согласия направляет в Гарантийный фонд подписанную Заемщиком и согласованную с Банком Заявку на получение поручительства Гарантийного фонда, составленную по типовой форме; - в срок не более пяти рабочих дней с даты неисполнения (ненадлежащего исполнения) Заемщиком обязательств по кредитному договору по возврату суммы основного долга (суммы кредита) Банк в письменном виде уведомляет Гарантийный фонд об этом с указанием вида и суммы неисполненных Заемщиком обязательств и расчета задолженности Заемщика перед Банком; - в сроки, установленные Банком, но не более десяти рабочих дней с даты неисполнения (ненадлежащего исполнения) Заемщиком обязательств по кредитному договору по возврату суммы основного долга (суммы кредита, займа) и (или) уплаты процентов на нее Банк предъявляет письменное требование (претензию) к Заемщику, в котором указываются: сумма требований, номера счетов Банка, на которые подлежат зачислению денежные средства, а также срок исполнения требования Банка с приложением копий подтверждающих задолженность Заемщика документов. Указанное выше требование (претензия) в тот же срок в копии направляется Банком в Гарантийный фонд; - в течение не менее девяноста календарных дней с даты неисполнения Заемщиком своих обязательств по кредитному договору Банк обязан принять все разумные и доступные в сложившейся ситуации меры (в том числе путем безакцептного списания денежных средств со счета Заемщика, обращения взыскания на предмет залога, предъявления требования по банковской гарантии, поручительствам третьих (за исключением Гарантийного фонда) лиц и т.п.) в целях получения от Заемщика невозвращенной суммы основного долга (суммы кредита), уплате процентов на нее и исполнения иных обязательств, предусмотренных Кредитным договором. 12.2.1.3. Общий лимит поручительств Гарантийного фонда и лимиты на банки, участвующие в программе Гарантийного фонда, устанавливаются высшим органом управления Гарантийного фонда, исходя из величины активов Гарантийного фонда и других финансовых показателей деятельности Гарантийного фонда. Изменение лимитов Гарантийного фонда, в том числе установленных на конкретный Банк-партнер, также осуществляется на основании решения высшего органа управления Гарантийного фонда. Лимит поручительств, установленный на конкретный Банк, в любом случае не может превышать 20% от общего лимита поручительств Гарантийного фонда для гарантийных фондов, у которых денежные средства, предназначенные для предоставления поручительств по обязательствам малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки таких предприятий, поступившие из бюджетов различных уровней, превышают 500 млн. рублей. Лимит поручительств, установленный на конкретный Банк, не может превышать 34% от общего лимита поручительств Гарантийного фонда для гарантийных фондов, у которых денежные средства, предназначенные для предоставления поручительств по обязательствам малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки таких предприятий, поступившие из бюджетов различных уровней, более 150 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей. Лимит поручительств, установленный на конкретный Банк, не может превышать 50% от общего лимита поручительств Гарантийного фонда для гарантийных фондов, у которых денежные средства, предназначенные для предоставления поручительств по обязательствам малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки таких предприятий, поступившие из бюджетов различных уровней, менее 150 млн. рублей. 12.2.1.4. Участие Банка в программе может быть прекращено досрочно (в соответствии с принятым высшим органом управления Гарантийного фонда решением) в случае, если указанный Банк на протяжении 2 (двух) кварталов подряд будет иметь самый высокий (по сравнению с другими Банками - участниками программы) уровень предъявленных им к Гарантийному фонду требований по выданным Гарантийным фондом поручительствам, которые были удовлетворены Гарантийным фондом. Данные уровни предъявленных требований рассчитываются для каждого Банка к общей сумме кредитов, обеспеченных поручительством Гарантийного фонда и выданных данным Банком. В случае если Банк на протяжении 3 месяцев подряд будет иметь уровень предъявленных им к Гарантийному фонду требований по выданным Гарантийным фондом поручительствам, которые были удовлетворены Гарантийным фондом, в размере, превышающем уровень просроченной задолженности по кредитам нефинансовому сектору по данным Центрального Банка в соответствующих месяцах, руководитель Гарантийного фонда обязан в течение 2-х рабочих дней с момента осуществления выплаты, приведшей к указанному превышению, направить соответствующее уведомление в Минэкономразвития России и учредителю Гарантийного фонда для принятия решений об участии Банка в программе. 12.2.1.5. Лимит поручительств, установленный на конкретный Банк, может уменьшаться в случае: - выдачи Банком кредитов, обеспеченных поручительством Гарантийного фонда, в размере 50% и менее от лимита поручительств, установленного на конкретный Банк на конец квартала (за исключением первой квартальной даты с начала сотрудничества банка с Гарантийным фондом); - по заявлению Банка; - уменьшения общего лимита поручительств, установленных Гарантийным фондом на Банки - партнеры Гарантийного фонда; - в случае превышения объема требований Банка к Гарантийному фонду по просроченным и неисполненным обязательствам по кредитным договорам, равного 8% от объема кредитов, выданных Банком под поручительства Гарантийного фонда. 12.2.1.6. Лимит поручительств, установленный на конкретный Банк, может быть увеличен в случае: - увеличения общего лимита поручительств, установленного Гарантийным фондом на Банки-партнеры; - в пределах установленного общего лимита поручительств, при условии выбора Банком своего лимита поручительств Гарантийного фонда в размере не менее 80%, в случае, когда другому Банку - партнеру Гарантийного фонда уменьшается установленный для него лимит. 12.2.1.7. Информационный обмен между Банком и Гарантийным фондом осуществляется исходя из следующих основных требований: Банк предоставляет фонду ежеквартально следующую информацию: а) об объеме кредитов, выданных под поручительство Гарантийного фонда за прошедший период (квартал); б) об общем объеме кредитов, выданных Банком по программе кредитования малого и среднего бизнеса субъекта Российской Федерации за прошедший период (квартал); в) об общем количестве Заемщиков, получивших кредиты по программе кредитования малого и среднего бизнеса субъекта Российской Федерации за прошедший период (квартал); г) об общем объеме просроченных и неисполненных Заемщиками обязательств по кредитным договорам, заключенным под поручительство Фонда. Гарантийный фонд ежеквартально предоставляет Банку всю документацию, необходимую в соответствии с внутренними нормативными актами Банка для принятия последним решения о заключении договора поручительства: а) сообщение о размере Гарантийного фонда, его качественной и количественной структуре (расшифровка всех активов) на конец каждого квартала; б) сообщение об объеме выданных Гарантийным фондом поручительств на конец каждого квартала; в) баланс и отчет о прибылях и убытках (форма N 2) не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней после истечения сроков, установленных законодательством Российской Федерации налогоплательщикам для предоставления документов бухгалтерской отчетности в уполномоченный налоговый орган; г) сведения о текущих (оставшихся) объемах лимитов Гарантийного фонда по Банкам-партнерам. 12.2.2. Основные требования к руководителю и главному бухгалтеру Гарантийного фонда. Основные требования к руководителю и главному бухгалтеру Гарантийного фонда: 12.2.2.1. Наличие у руководителя и главного бухгалтера Гарантийного фонда высшего юридического или экономического образования. 12.2.2.2. Наличие у руководителя трудового стажа работы руководителем по специальности не менее пяти лет. 12.2.2.3. Наличие у главного бухгалтера трудового стажа работы главным бухгалтером не менее пяти лет. 12.2.3. Основные требования к субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства для целей предоставления поручительств. 12.2.3.1. Банк до информирования Заемщика о возможности привлечения для обеспечения исполнения обязательств Заемщика по кредитному договору поручительства Гарантийного фонда в соответствии с пунктом 12.2.1.2.6 проверяет соответствие Заемщика - субъекта малого и среднего предпринимательства и организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства обязательным требованиям, установленным в пунктах 12.2.3.2 и 12.2.3.3 настоящих Требований. 12.2.3.2. Поручительства Гарантийного фонда предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства: - осуществляющим хозяйственную деятельность на дату обращения за получением поручительства Гарантийного фонда сроком не менее 3 месяцев; - по кредитным договорам, заключенным на срок не менее 1 (одного) года, и в сумме, превышающей 1 (один) млн. рублей; - не имеющим за 3 (три) месяца, предшествующих дате обращения за получением поручительства Гарантийного фонда, нарушений условий ранее заключенных кредитных договоров, договоров займа, лизинга и т.п.; - не имеющим на последнюю отчетную дату перед датой обращения за получением поручительства Гарантийного фонда просроченной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам перед бюджетами всех уровней; - в отношении которых в течение двух лет (либо меньшего срока в зависимости от срока хозяйственной деятельности), предшествующих дате обращения за получением поручительства Гарантийного фонда, не применялись процедуры несостоятельности (банкротства), в том числе наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, либо санкции в виде аннулирования или приостановления действия лицензии (в случае если деятельность Заемщика подлежит лицензированию); - предоставившим обеспечение кредита в размере не менее 30% от суммы своих обязательств в части возврата фактически полученной суммы кредита и уплаты процентов на нее. 12.2.3.3. Поручительства Гарантийного фонда предоставляются организациям инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: - включенным в установленном порядке в региональную или муниципальную программу поддержки малого и среднего предпринимательства; - по кредитным договорам, заключенным на срок не менее 1 (одного) года, и в сумме, превышающей 1000,0 (одну) тыс. рублей; - не имеющим за 3 (три) месяца, предшествующих дате обращения за получением поручительства Гарантийного фонда, нарушений условий ранее заключенных кредитных договоров, договоров займа, лизинга, государственных контрактов и т.п.; - не имеющим на последнюю отчетную дату перед датой обращения за получением поручительства Гарантийного фонда просроченной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам перед бюджетами всех уровней; - в отношении которых в течение двух лет (либо меньшего срока в зависимости от срока хозяйственной деятельности), предшествующих дате обращения за получением поручительства Гарантийного фонда, не применялись процедуры несостоятельности (банкротства), в том числе наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, либо санкции в виде аннулирования или приостановления действия лицензии (в случае если деятельность Заемщика подлежит лицензированию); - предоставившим обеспечение кредита в размере не менее 30% от суммы своих обязательств в части возврата фактически полученной суммы кредита и уплаты процентов на нее. 12.2.3.4. Размер одного поручительства Гарантийного фонда не может превышать 70% (семидесяти процентов) от суммы обязательств Заемщика в части возврата фактически полученной суммы кредита (займа) по кредитному договору, по которому предоставляется поручительство Гарантийного фонда. 12.2.3.5. При этом ответственность фонда по договору поручительства ограничена 70% от суммы неисполненных Заемщиком обязательств по кредитному договору (не возвращенной в установленных кредитным договором порядке и сроки суммы кредита) на момент возникновения просроченной задолженности по кредиту, обеспеченному поручительством Гарантийного фонда. 12.2.3.6. В рамках выданного поручительства Гарантийный фонд не отвечает перед Банком за исполнение Заемщиком обязательств по кредитному договору в части уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойки (штрафа, пени), возмещения судебных издержек по взысканию долга и других убытков, вызванных неисполнением (ненадлежащим исполнением) Заемщиком своих обязательств перед Банком по указанному выше договору. 12.2.3.7. Совокупный объем поручительств Гарантийного фонда, одновременно действующий в отношении одного Заемщика (по действующим договорам), не может превышать 10% от активов Гарантийного фонда, предназначенных для обеспечения исполнения обязательств Гарантийного фонда (согласно данным бухгалтерского баланса на момент предоставления поручительства). При этом максимальный размер поручительства в отношении Заемщика (по действующим договорам) с учетом требований пункта 3.3 не может превышать: - 42 млн. рублей для Гарантийных фондов, у которых сумма денежных средств, предназначенных для предоставления поручительств по обязательствам малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки таких предприятий, не превышает 1000 млн. рублей; - 280 млн. рублей для Гарантийных фондов, у которых сумма денежных средств, предназначенных для предоставления поручительств по обязательствам малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки таких предприятий, превышает 1000 млн. рублей. Поручительство Фонда не может быть предоставлено, если это приведет к превышению установленного на Банк лимита поручительств Гарантийного фонда. 12.2.3.8. В соответствии с решением высшего органа управления Гарантийного фонда поручительство Гарантийного фонда может также обеспечивать выплату процентов по фактически полученной сумме кредита (займа). 12.2.4. Основные требования к порядку предоставления поручительств Гарантийного фонда. 12.2.4.1. Гарантийный фонд в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней с даты получения Заявки Банка на получение поручительства Гарантийного фонда и необходимого пакета документов (заключение Банка о финансовом состоянии Заемщика, его бизнесе и др.) или получения дополнительных документов от Банка (Заемщика) на основании направленного Гарантийным фондом запроса обязан подтвердить предоставление поручительства Гарантийного фонда или сообщить об отказе в таковом. 12.2.4.2. Максимальный размер вознаграждения за предоставление поручительства составляет не более одной третьей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату заключения договора о предоставлении поручительства. 12.2.4.3. Допускается предоставление поручительств без взимания платы, если при этом поручительства выдаются по кредиту (кредитам) не менее 1000 тыс. рублей и не более 3000 тыс. рублей в отношении одного заемщика. При этом не допускается предоставление поручительств без взимания платы, если при этом нарушаются требования раздела 8 настоящих Требований. 12.2.4.4. В показатели оценки деятельности Руководителя Гарантийного фонда при формировании отраслевой структуры портфеля поручительств Гарантийного фонда включаются: 12.2.4.4.1. Сумма кредитов, обеспеченных поручительствами Гарантийного фонда, выданных для приобретения, ремонта, модернизации основных средств; создание материально-технической базы нового предприятия; внедрение новых технологий; развитие научно-технической и инновационной деятельности; развитие экспортных операций и импортозамещения; участие в исполнении государственного заказа - целевой индикатор - не менее 70%; 12.2.4.4.2. Сумма кредитов, обеспеченных поручительствами Гарантийного фонда, должна выдаваться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в 10 приоритетных видах экономической деятельности, утверждаемых высшим органом управления Гарантийного фонда, в соответствии с приоритетами региональной программы развития малого и среднего предпринимательства - целевой индикатор - не менее 50%; 12.2.4.4.3. Сумма кредитов, обеспеченных поручительствами Гарантийного фонда, должна выдаваться субъектам малого и среднего предпринимательства, хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), включая хозяйственные общества, учреждаемые в целях применения Федерального закона от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" - целевой индикатор - не менее 20%; 12.2.4.4.4. Сумма кредитов, обеспеченных поручительствами Гарантийного фонда, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства, основной вид деятельности которых розничная и оптовая торговля, - целевой индикатор - не более 20%. Первые показатели оценки, предусмотренные настоящим пунктом, применяются к результатам деятельности за 2010 год. 12.2.5. Основные требования к порядку выполнения Гарантийным фондом обязательств по выданному поручительству. 12.2.5.1. По истечении сроков и выполнении процедур, указанных в пункте 12.2.1.2.6 настоящих Требований, в случае если в порядке, установленном Кредитным договором, сумма основного долга не была возвращена Банку, Банк предъявляет требование (претензию) к Гарантийному фонду, в котором указываются: - реквизиты договора поручительства; - реквизиты кредитного договора; - наименование Заемщика; - сумма требований с разбивкой на сумму основного долга (сумму кредита, займа) и проценты на нее; - расчет ответственности Гарантийного фонда по договору поручительства, исходя из фактического объема ответственности Гарантийного фонда от суммы неисполненных Заемщиком обязательств по кредитному договору (не возвращенной в установленных кредитным договором порядке и сроки суммы кредита и процентов на нее); - номера счетов Банка, на которые подлежат зачислению денежные средства, с указанием платежных реквизитов и назначения платежа(ей) по каждой истребуемой сумме; - срок удовлетворения требования Банка. Требование (претензия) должно быть подписано уполномоченным лицом и скреплено печатью Банка. К упомянутому выше требованию прикладываются: - копия документа, подтверждающего правомочия лица на подписание требования (претензии); - расчет задолженности Заемщика и расчет ответственности Гарантийного фонда; - копии документов, подтверждающих задолженность Заемщика перед Банком; - копия требования (претензии) Банка, направленная Заемщику; - справка о проделанной работе (дневник мероприятий) с копиями документов, подтверждающих принятые меры и проведенную работу Банком в отношении Заемщика (путем безакцептного списания денежных средств со счета Заемщика, взыскания залога, предъявления требования по банковской гарантии, поручительствам третьих (за исключением Гарантийного фонда) лиц и иные мероприятия), в целях получения от Заемщика невозвращенной суммы основного долга (суммы кредита), уплаты процентов на нее и исполнения иных обязательств, предусмотренных кредитным договором. В случае субсидиарной ответственности Гарантийного фонда с отложенным сроком предъявления Банком требований дополнительно прикладываются: - копия решения суда о взыскании задолженности; - копии исполнительных листов; - удостоверенная Банком копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства (вследствие ликвидации, банкротства, смерти заемщика либо невозможности установить адрес заемщика или местонахождение имущества заемщика). Все документы, представляемые с требованием (претензией) Банка к Гарантийному фонду, должны быть подписаны уполномоченным лицом и скреплены печатью. 12.2.5.2. Гарантийный фонд при отсутствии возражений обязан в срок, указанный в требовании Банка, либо в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней с момента получения требования Банка перечислить денежные средства на указанные Банком счета. При наличии возражений Гарантийный фонд в течение 5 (пяти) рабочих дней направляет в Банк письмо с указанием всех имеющихся возражений. Обязательства Гарантийного фонда считаются исполненными надлежащим образом с момента предъявления Гарантийным фондом в Банк поручения на перечисление средств со счета при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа Банку, в пользу которого осуществляется выплата. 12.2.6. Основные требования к порядку перехода прав требования к Гарантийному фонду после выполнения обязательств по выданному поручительству и реализации этих прав. 12.2.6.1. К Гарантийному фонду, исполнившему обязательства по договору поручительства (обязательства за Заемщика по кредитному договору), переходят права требования в том же объеме, в котором Гарантийный фонд фактически удовлетворил требования Банка. После исполнения обязательств по договору поручительства Гарантийный фонд в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты перечисления денежных средств предъявляет Банку требование о предоставлении документов или заверенных копий и информации, удостоверяющих права требования Банка к Заемщику, и передаче прав, обеспечивающих эти требования. Документы Банком передаются Гарантийному фонду в подлинниках, а в случае невозможности сделать это - в виде нотариально удостоверенных копий. 12.2.6.2. Банк в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента получения требования от Гарантийного фонда передает Гарантийному фонду все документы или заверенные копии и информацию, удостоверяющие права требования Банка к Заемщику, а также права, обеспечивающие эти требования. 12.2.6.3. Гарантийный фонд обязан реализовать свое право требования, возникшее из факта выплаты по договору поручительства, предъявив соответствующее требование в порядке регресса к Заемщику, его поручителям или обратив взыскание на предмет залога в той части, в которой Гарантийный фонд удовлетворил требование Банка. 12.2.6.4. В случае осуществления Гарантийным фондом выплат по требованиям банков после предоставления постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства (вследствие ликвидации, банкротства, смерти заемщика либо невозможности установить адрес заемщика или местонахождение имущества заемщика) по решению высшего органа управления Гарантийного фонда требование в порядке регресса к Заемщику не предъявляется. 12.2.7. Основные требования к учетной системе Гарантийного фонда. 12.2.7.1. Гарантийный фонд обязан вести оперативный учет производимых операций средствами программного обеспечения. Информационная система Гарантийного фонда должна обеспечивать учет следующих операций фонда: - учет устанавливаемых Гарантийным фондом лимитов поручительств (с разбивкой на лимиты поручительств, устанавливаемые на банки и (или) лизинговые компании, сотрудничающие с фондом; лимиты поручительств, предоставляемые в обеспечение тех или иных видов обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства (например, обязательств, вытекающих из кредитных договоров, договоров лизинга, иных договоров, обеспечиваемых поручительством Гарантийного фонда); - учет использования банками, лизинговыми компания и т.д. установленных Гарантийным фондом лимитов поручительств, изменения этих лимитов; - учет поступающих в Гарантийный фонд заявок на предоставление поручительств (раздельно по видам обеспечиваемых обязательств); - учет заключаемых Гарантийным фондом договоров поручительства (раздельно по видам обеспечиваемых обязательств); - учет изменений условий заключенных договоров поручительства; - учет договоров, обеспечиваемых поручительством Гарантийного фонда (отдельно по видам договоров); - учет поступающих в Гарантийный фонд требований кредиторов (банков, лизинговых компаний и т.д.) по заключенным договорам поручительства; - учет производимых Гарантийным фондом выплат за субъекты малого и среднего предпринимательства по заключенным договорам поручительства в пользу их кредиторов (банков, лизинговых компаний и т.д.); - учет проводимой Гарантийным фондом работы, направленной на возврат в порядке регресса выплаченных по заключенным договорам поручительства денежных средств; - учет субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поручительство Гарантийного фонда; - учет кредиторов (банков, лизинговых компаний и т.д.) малых и средних предприятий, заключивших соглашения о сотрудничестве с Гарантийным фондом; - учет отраслевой структуры портфеля поручительств Гарантийного фонда. 12.2.7.2. Информационная система может дополнительно обеспечивать: - учет активов Гарантийного фонда, предназначенных для обеспечения предоставления Гарантийным фондом поручительств, а также производства выплат по заключенным договорам поручительства; - учет взаиморасчетов с контрагентами - субъектами малого и среднего предпринимательства, в обеспечение обязательств которых предоставляется поручительство; - учет взаиморасчетов с кредиторами (банками, лизинговыми компаниями и т.д.) малых и средних предприятий, заключивших соглашения о сотрудничестве с Гарантийным фондом; - производство расчета вознаграждения Гарантийного фонда по заключаемому договору поручительства; - оформление и вывод на печать типовых документов, используемых в работе Гарантийного фонда в процессе предоставления поручительств (например, расчет вознаграждения фонда, договор поручительства, дополнительное соглашение к договору поручительства и т.п.); - хранение в электронном виде копий документов и материалов, служащих основанием к проведению Гарантийным фондом тех или иных операций. 12.2.7.3. Информационная система Гарантийного фонда должна обеспечивать получение в режиме реального времени достоверной аналитической и синтетической отчетности деятельности фонда по операциям, указанным в пункте 12.2.7.1. 12.2.8. Основные требования к порядку расчета общего лимита поручительств Гарантийного фонда, его перерасчета и расчету лимита поручительств на Банки. 12.2.8.1. Методика расчета общего лимита поручительств Гарантийного фонда должна основываться на соблюдении принципа сохранности и целевого использования денежных средств, поступивших из бюджетов всех уровней, учитывать уровень платежей Гарантийного фонда по исполнению обязательств, уровень операционных расходов и устанавливаться высшим органом управления Гарантийного фонда. 12.2.8.2. Уровень платежей Гарантийного фонда по исполнению обязательств клиентов перед Банками (выплат по договорам поручительства) (также - убыточность фонда) для Гарантийных фондов, срок предоставления поручительств которыми не превышает двух лет, устанавливается в размере не менее уровня просроченной задолженности по кредитам нефинансовому сектору по данным Центрального Банка на последнюю отчетную дату. 12.2.8.3. Уровень платежей Гарантийного фонда по исполнению обязательств клиентов перед Банками (выплат по договорам поручительства) (также - убыточность фонда) для Гарантийных фондов, срок предоставления поручительств которыми превышает два года, может устанавливаться исходя из фактически сложившегося уровня убыточности фонда. 12.2.8.4. В случае превышения значения уровня убыточности фонда значения уровня просроченной задолженности по кредитам нефинансовому сектору по данным Центрального банка на последнюю отчетную дату руководитель Гарантийного фонда обязан в течение 2-х рабочих дней с момента осуществления выплаты, приведшей к указанному превышению, направить соответствующее уведомление Минэкономразвития России и учредителю Гарантийного фонда для принятия решений о порядке дальнейшей деятельности Гарантийного фонда. 12.2.8.5. Расчет общего лимита поручительств Гарантийного фонда осуществляется не менее чем на один год деятельности Гарантийного фонда. Пересчет общего лимита поручительств Гарантийного фонда осуществляется при изменении базы расчета, уточнении фактических показателей доходов от размещения денежных средств и вознаграждения за выданные поручительства, суммы операционных расходов, суммы платежей Гарантийного фонда по исполнению обязательств клиентов перед Банками (выплат по договорам поручительства). 12.2.8.6. Общий лимит поручительств, полученный расчетным путем, может быть скорректирован с целью учета прочих экономических факторов, оказывающих влияние на деятельность Гарантийного фонда в текущем времени или способных оказать такое влияние в будущем, но в любом случае скорректированный таким образом общий лимит поручительств Гарантийного фонда не может быть выше расчетного более чем на 20%. 12.2.8.7. Порядок расчета лимита поручительств на Банк устанавливается высшим органом управления Гарантийного фонда. 12.2.8.8. Начиная со второго года деятельности Гарантийного фонда общий лимит поручительств должен обеспечивать привлечение кредитов, обеспеченных поручительствами Гарантийного фонда в сумме, превышающей размер денежных средств Гарантийного фонда, предназначенных для предоставления поручительств по обязательствам малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки таких предприятий, не менее чем в 3 (три) раза. 12.2.8.9. В случае использования Примерной методики расчета общего лимита поручительств Гарантийного фонда (раздел 12.2.10 настоящих Требований) и Примерной методики расчета лимита поручительств на банк (раздел 12.2.11 настоящих Требований) положения пункта 12.2.8.8 не применяются. 12.2.9. Основные требования к порядку управления средств Гарантийного фонда. 12.2.9.1. Гарантийный фонд обязан размещать средства бюджетов всех уровней на принципах диверсификации, возвратности, ликвидности и доходности. 12.2.9.2. Гарантийный фонд обязан разработать и утвердить инвестиционную декларацию Гарантийного фонда с учетом положений настоящих Требований. 12.2.9.3. Гарантийный фонд обязан выбрать один из следующих способов размещения денежных средств, предназначенных для предоставления поручительств по обязательствам малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки таких предприятий, а также для исполнения обязательств по таким поручительствам, поступивших из бюджетов различных уровней: а) самостоятельное размещение средств во вклады (депозиты) кредитных организаций на основании конкурсного отбора в соответствии с пунктом 12.2.9.5; б) передача в доверительное управление средств Гарантийного фонда управляющей компании в соответствии с пунктом 12.2.9.6; в) покупка паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов в соответствии с пунктом 12.2.9.7. Гарантийный фонд обязан установить размер средств, размещаемых на расчетном счете для целей обеспечения текущей деятельности Гарантийного фонда, но не более 10% средств, предназначенных для предоставления поручительств по обязательствам малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки таких предприятий, в случае, если у Гарантийного фонда отсутствует возможность изъятия части депозита, размещенного в банке, без потери доходности. Гарантийный фонд заключает договоры с управляющими компаниями и банками по результатам открытого конкурса, проведенного в порядке, установленном внутренними документами Гарантийного фонда и законодательством Российской Федерации. Гарантийный фонд вправе размещать на внеконкурсной основе средства во вкладах (депозитах) в банках, отобранных в соответствии с требованиями статьи 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Гарантийные фонды обязаны представлять по запросам Минэкономразвития информацию о структуре обязательств и активов, принимаемых в их покрытие, позволяющую проверить исполнение структурных соотношений активов и обязательств на дату, установленную в запросах. При передаче временно свободных денежных средств Гарантийных фондов в доверительное управление или размещении в банковских вкладах (депозитах) и выборе инвестиционных направлений Гарантийный фонд должен руководствоваться положениями настоящих Требований, а также учитывать структуру своего портфеля обязательств, сроки действия договоров поручительства, вероятность наступления события, которое может привести к предъявлению требования к Гарантийному фонду, возможность исполнения обязанности по осуществлению выплаты по обязательству Гарантийного фонда при нахождении средств Гарантийного фонда в доверительном управлении или в банковских вкладах (депозитах). Кроме того, Гарантийный фонд в договоре доверительного управления или договоре банковского вклада (депозите) предусматривает возможность безусловного изъятия части средств из доверительного управления для осуществления выплат в срок не позднее десяти рабочих дней с даты получения уведомления управляющей компанией или банком. 12.2.9.4. Доход, получаемый от размещения средств Гарантийного фонда, должен направляться на выполнение обязательств Гарантийного фонда по договорам поручительств, его пополнение, а также на покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий инвестирования средств Гарантийного фонда, в том числе на выплату вознаграждения управляющей компании. 12.2.9.5. Требования к самостоятельному размещению средств Гарантийным фондом во вклады (депозиты) кредитных организаций. 12.2.9.5.1. Отбор кредитных организаций для размещения средств Гарантийного фонда во вклады (депозиты) в соответствии с подпунктом "а" пункта 12.2.9.3 должен осуществляться на конкурсной основе в соответствии с требованиями Гражданского законодательства Российской Федерации. Основным критерием отбора кредитных организаций для размещения в них средств Гарантийного фонда является предлагаемая ставка по депозиту. 12.2.9.5.2. Гарантийный фонд может установить в качестве дополнительного требования к банкам, в которых размещаются средства Гарантийного фонда на банковском вкладе (депозите), требования по кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства в размере объема средств, размещенных на депозите данного банка, по согласованной с Гарантийным фондом кредитной ставке. 12.2.9.5.3. Требованиями к банку, участвующему в конкурсе на размещение средств Гарантийного фонда во вкладах (депозитах), являются: - наличие лицензии Банка России на осуществление банковской деятельности; - наличие положительного аудиторского заключения по итогам работы за предыдущий год, а также аудированной отчетности, составленной в соответствии с МСФО, за последний отчетный год по банку или банковской группе, при вхождении потенциального банка-партнера в банковскую группу; - отсутствие санкций Банка России в форме запрета на совершение отдельных банковских операций и открытие филиалов, а также в виде приостановления действия лицензии на осуществление отдельных банковских операций, отсутствие неисполненных предписаний Банка России. К данному требованию не относится отзыв/приостановление лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг; - величина собственных средств (капитала) банка, определенная в соответствии с нормативной базой Банка России, не ниже 180 млн. рублей; - величина активов, взвешенных по уровню риска, не меньше 1,75 млрд. рублей. Определяется в соответствии с Инструкцией Банка России от 16 января 2004 г. N 110-И "Об обязательных нормативах банков" (соответствует коду "AR" в форме отчетности 0409135); - показатель достаточности капитала (норматив Н1) не ниже 10,2% (при норме 10%) или не ниже 11,2% (при норме 11%); - отсутствие непроведенных платежей клиентов по причине недостаточности средств на корреспондентских счетах банка в соответствии с формой отчетности 0409101 (счета 2-го порядка 47418, 90903, 90904); - просроченная задолженность по кредитному портфелю банка не превышает 12%. Определяется в соответствии с Положением Банка России от 26 марта 2007 г. N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (раздел 4 Плана счетов "Кредиты предоставленные, прочие размещенные средства"); - доля кредитов 3 - 5 категорий качества в общем кредитном портфеле банка не превышает 40%. Определяется в соответствии с Указанием Банка России от 16 января 2004 г. N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" (форма отчетности 0409115); - доля негосударственных ценных бумаг в активах банка, взвешенных по уровню риска, не превышает 30%. Размер вложений в негосударственные ценные бумаги определяется в соответствии с Положением Банка России от 26 марта 2007 г. N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ" (раздел 5 Плана счетов "Вложения в долговые обязательства и долевые ценные бумаги" (без учета переоценки и предварительных затрат на приобретение), за исключением ценных бумаг, эмитентами которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления и Банк России); - отсутствуют факты просроченной задолженности по ранее размещенным в ней депозитам Гарантийного фонда. Указанные в пункте 12.2.9.6 финансовые показатели определяются в соответствии с Указанием Банка России от 16 января 2004 г. N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" (формы отчетности 0409101, 0409134, 0409135, 0409115). Соблюдение финансовых критериев отбора определяется за последние 3 отчетные даты. 12.2.9.5.4. Не допускается пролонгация депозита без соблюдения порядка, предусмотренного настоящими Требованиями. 12.2.9.6. Требования к размещению средств Гарантийного фонда путем передачи их в доверительное управление. 12.2.9.6.1. Гарантийный фонд в соответствии с подпунктом "б" пункта 12.2.9.3 настоящих Требований заключает договоры с управляющими компаниями по результатам открытого конкурса, проведенного в порядке, установленном внутренними документами Гарантийного фонда и законодательством Российской Федерации. 12.2.9.6.2. Требованиями к управляющей компании средствами Гарантийного фонда должны являться: - наличие лицензии ФСФР России на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами; - наличие лицензии ФСФР России на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и |