О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2009-2011 ГГ. И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2020 ГОДА" (Редакция на 09.03.2010) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 28 октября 2008 г. N 1012-ПП (ЮИАИ) Государственная политика повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в городе Москве в течение многолетнего периода реализуется посредством выполнения комплекса программных энергосберегающих мероприятий. Одобренная постановлением Правительства Москвы от 28 сентября 2004 г. N 672-ПП Городская целевая программа по энергосбережению на 2004-2008 годы и на перспективу до 2010 года подходит к своему завершению. Вместе с тем одобренная Правительством Москвы Концепция городской целевой программы "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2013 гг. и на перспективу до 2020 года" определила цели и задачи новой перспективной программы по энергосбережению на период до 2020 года, задания по снижению объема потребляемых топливно-энергетических ресурсов - показатели повышения энергоэффективности, определила необходимые меры по их достижению. В целях интенсификации работ по энергосбережению во всех отраслях городского хозяйства, введения в действие новых механизмов стимулирования энергосбережения и достижения согласованных показателей повышения энергоэффективности Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Городскую целевую программу "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2011 гг. и на перспективу до 2020 года" (далее - Программа) согласно приложению к настоящему постановлению. 2. Возложить функции государственного заказчика - координатора Программы на Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы. Персональным руководителем Программы утвердить руководителя Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы Склярова Е.В. 3 - 5. Утратили силу. 6. Департаменту экономической политики и развития города Москвы включить Городскую целевую программу "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2011 гг. и на перспективу до 2020 года" в перечень городских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета города Москвы. 7 - 8. Утратили силу. 9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюкова П.П. Мэр Москвы Ю.М. Лужков 28 октября 2008 г. N 1012-ПП Приложение к постановлению Правительства Москвы от 28 октября 2008 года N 1012-ПП ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2009-2011 ГГ. И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2020 ГОДА" 1. Паспорт Программы ------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Городская целевая программа "Энергосбережение в городе | | Программы | Москве на 2009-2011 гг." | |-------------------|---------------------------------------------------------------| | Основание для | Закон города Москвы N 35 от 5 июля 2006 г. | | разработки | "Об энергосбережении в городе Москве". | | Программы | Постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2007 г. | | | N 1078-ПП "О Концепции городской целевой программы | | | "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2013 гг. и на | | | перспективу до 2020 года" и о первоочередных | | | мероприятиях на 2008 год" | |-------------------|---------------------------------------------------------------| | Государственный | Департамент топливно-энергетического хозяйства | | заказчик | города Москвы. | | - координатор | Персональный руководитель Программы - Скляров Е.В. | | Программы | | |-------------------|---------------------------------------------------------------| | Государственные | Департамент транспорта и связи города Москвы; | | заказчики | Департамент жилищно-коммунального хозяйства | | Программы | и благоустройства города Москвы; | | | Департамент капитального ремонта жилищного фонда | | | города Москвы; | | | Департамент городского строительства города Москвы; | | | Региональная энергетическая комиссия города Москвы; | | | Департамент образования города Москвы; | | | Департамент здравоохранения города Москвы; | | | Департамент культуры города Москвы; | | | Департамент социальной защиты населения города Москвы; | | | Департамент науки и промышленной политики города Москвы; | | | Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы; | | | Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы; | | | префектуры административных округов города Москвы | |-------------------|---------------------------------------------------------------| | Разработчики | ЗАО Инженерный центр "Энергетика города"; | | Программы | ОАО "Объединение ВНИПИэнергопром" | |-------------------|---------------------------------------------------------------| | Основные | Специализированные организации на конкурсной основе | | исполнители | | | Программы | | |-------------------|---------------------------------------------------------------| | Сроки и этапы | Этап 1 - 2009-2011 гг. | | реализации | Этап 2 - перспектива до 2020 г. | | Программы | | |-------------------|---------------------------------------------------------------| | Цели | - обеспечение режима надежного, безопасного, | | Программы | бездефицитного энергоснабжения развития экономики | | | города Москвы; | | | - создание благоприятных условий для превращения | | | энергосбережения в привлекательную сферу для бизнеса; | | | - активное вовлечение всех групп потребителей в энерго-, | | | ресурсосбережение | |-------------------|---------------------------------------------------------------| | Основные | - сокращение потребления первичного топлива при | | задачи | производстве электрической и тепловой энергии; | | Программы | - снижение удельных показателей потребления электрической | | | и тепловой энергии, воды и природного газа, сокращение | | | потерь энергоресурсов; | | | - сокращение расхода бюджетных средств на возмещение | | | выпадающих доходов теплоснабжающим организациям при | | | государственном регулировании тарифов на тепловую энергию | | | для населения; | | | - снижение пиковых электрических нагрузок; | | | - сокращение выбросов продуктов сгорания при выработке | | | тепловой и электрической энергии, в т.ч. выбросов вредных | | | веществ; | | | - разработка комплекса нормативно-правовых актов, | | | регулирующих отношения в сфере энерго- и | | | ресурсосбережения | |-------------------|---------------------------------------------------------------| | Основные | Ввод в эксплуатацию новых энергогенерирующих источников, | | мероприятия | увеличение производства электрической энергии на | | Программы | тепловом потреблении. | | | Снижение потерь при передаче и распределении тепловой и | | | электрической энергии, потребления энергоресурсов на | | | собственные нужды при производстве электрической и | | | тепловой энергии. | | | Проведение энергетического обследования промышленных | | | предприятий, реализация программ энергосбережения на | | | предприятиях, подведомственных городу Москве. | | | Проведение энергетических обследований и паспортизация | | | жилых домов, стимулирование энергосбережения | | | в жилищно-коммунальной сфере. | | | Паспортизация объектов бюджетной сферы, стимулирование | | | бюджетных учреждений к проведению энергосберегающих | | | мероприятий. | | | Введение системы контрактов по обеспечению комфортных | | | условий проживания в многоквартирных домах/квартирах. | | | Комплексная модернизация тепло- и водоснабжения зданий | | | "кустовым" методом с установкой автоматизированных | | | индивидуальных тепловых пунктов (ИТП), ликвидацией ЦТП. | | | Установка устройств компенсации реактивной мощности на | | | распределительных подстанциях и у потребителей. | | | Вовлечение в энергетический баланс города вторичных | | | энергоресурсов, нетрадиционных и возобновляемых | | | энергоисточников, широкое внедрение теплонасосных систем | | | теплоснабжения, использование солнечной энергии. | | | Выработка электрической и тепловой энергии при сжигании | | | твердых бытовых отходов (ТБО), использование биотоплива | | | (биогаза) на станциях аэрации сточных вод | |-------------------|---------------------------------------------------------------| | Финансовое | Общий объем финансирования <*> 117283,86 млн. руб. | | обеспечение | В т.ч. по годам реализации: | | Программы | | | | -------------------------------------------------------- | | | |По источникам |2009 |2010 |2011 |Всего | | | | |финансирования | | | | | | | | |-----------------|--------|--------|--------|---------| | | | |Бюджет города | 4675,76| 6460,74| 6415,30| 17551,80| | | | |Москвы | | | | | | | | |-----------------|--------|--------|--------|---------| | | | |Внебюджетные |24266,86|38405,40|37059,80| 99732,06| | | | |источники | | | | | | | | |-----------------|--------|--------|--------|---------| | | | |Итого |28942,62|44866,14|43475,10|117283,86| | | | -------------------------------------------------------- | | | | | | В т.ч. по главным распорядителям бюджетных средств: | | | | | | --------------------------------------------------------------| | | |Наименование |Код |2009 |2010 |2011 |Всего || | | | |ведомства| | | | || | | |-----------------|---------|--------|-------|-------|-------|| | | |Департамент | 020 |1046,39 |1550,59|1660,34|4257,32|| | | |топливно- | | | | | || | | |энергетического | | | | | || | | |хозяйства | | | | | || | | |города Москвы | | | | | || | | |-----------------|---------|--------|-------|-------|-------|| | | |Департамент | 778 | 145,5 | 1,50| 0,00| 147,00|| | | |жилищно- | | | | | || | | |коммунального | | | | | || | | |хозяйства и | | | | | || | | |благоустройства | | | | | || | | |города Москвы | | | | | || | | |-----------------|---------|--------|-------|-------|-------|| | | |Департамент | 814 |1860,57 |2797,32|2735,27|7393,16|| | | |капитального | | | | | || | | |ремонта | | | | | || | | |жилищного фонда | | | | | || | | |города Москвы | | | | | || | | |-----------------|---------|--------|-------|-------|-------|| | | |Департамент | 139 | 537,06 | 537,06| 537,06|1611,18|| | | |науки и | | | | | || | | |промышленной | | | | | || | | |политики | | | | | || | | |города Москвы | | | | | || | | |-----------------|---------|--------|-------|-------|-------|| | | |Комитет рекламы, | 779 | 14,30 | 14,30| 14,30| 42,90|| | | |информации и | | | | | || | | |оформления | | | | | || | | |города Москвы | | | | | || | | |-----------------|---------|--------|-------|-------|-------|| | | |Комитет по | 134 | 6,50 | 6,50| 6,50| 19,50|| | | |телекоммуникациям| ммм| | | | || | | |и средствам | | | | | || | | |массовой | | | | | || | | |информации | | | | | || | | |города Москвы | | | | | || | | |-----------------|---------|--------|-------|-------|-------|| | | |Департамент | 806 | 3,50 | 3,50| 0 | 7,00|| | | |городского | | | | | || | | |строительства | | | | | || | | |города Москвы | | | | | || | | |-----------------|---------|--------|-------|-------|-------|| | | |Департамент | 075 | 6,741| 28,19| 17,27| 52,20|| | | |образования | | | | | || | | |города Москвы | | | | | || | | |-----------------|---------|--------|-------|-------|-------|| | | |Департамент | 054 | 15,695| 65,63| 40,21| 121,54|| | | |здравоохранения | | | | | || | | |города Москвы | | | | | || | | |-----------------|---------|--------|-------|-------|-------|| | | |Департамент | 056 | 13,612| 56,92| 34,88| 105,41|| | | |культуры | | | | | || | | |города Москвы | | | | | || | | |-----------------|---------|--------|-------|-------|-------|| | | |Департамент | 148 | 2,045| 8,55| 5,24| 15,84|| | | |социальной | | | | | || | | |защиты населения | | | | | || | | |города Москвы | | | | | || | | |-----------------|---------|--------|-------|-------|-------|| | | |Префектура ЦАО | 961 | 49,77 | 79,68| 77,98| 207,43|| | | |-----------------|---------|--------|-------|-------|-------|| | | |Префектура СЗАО | 951 | 383,6 | 368,92| 361,13|1113,65|| | | |-----------------|---------|--------|-------|-------|-------|| | | |Префектура САО | 931 | 54,15 | 86,67| 84,85| 225,67|| | | |-----------------|---------|--------|-------|-------|-------|| | | |Префектура СВАО | 941 | 97,97 | 156,83| 153,5 | 408,30|| | | |-----------------|---------|--------|-------|-------|-------|| | | |Префектура ЗАО | 911 | 44,68 | 71,46| 69,96| 186,10|| | | |-----------------|---------|--------|-------|-------|-------|| | | |Префектура ВАО | 901 | 96,15 | 153,91| 150,64| 400,70|| | | |-----------------|---------|--------|-------|-------|-------|| | | |Префектура ЮЗАО | 981 | 95,8 | 150,34| 150,13| 396,27|| | | |-----------------|---------|--------|-------|-------|-------|| | | |Префектура ЮВАО | 971 | 96,26 | 154,06| 150,82| 401,14|| | | |-----------------|---------|--------|-------|-------|-------|| | | |Префектура ЮАО | 991 | 68,32 | 109,34| 107,02| 284,68|| | | |-----------------|---------|--------|-------|-------|-------|| | | |Префектура ЗелАО | 921 | 37,15 | 59,47| 58,2 | 154,82|| | | --------------------------------------------------------------| | | -------------------------------- | | | <*> Объемы финансирования корректируются по результатам | | | проведенных конкурсов и уточняются ежегодно при | | | формировании бюджета города Москвы на очередной | | | финансовый год | |-------------------|---------------------------------------------------------------| | Ожидаемые | Суммарная экономия электрической энергии - 5007,00 млн. | | результаты | кВтч. | | реализации | Суммарная экономия тепловой энергии - 11,98 млн. Гкал. | | Программы | Суммарная экономия воды - 108,43 млн. т. | | | Суммарное сокращение электрической мощности - 1962,50 МВт. | | | Суммарная экономия природного газа - 2,46 млн. т у.т. | | | Суммарное сокращение вредных выбросов в атмосферу - 5,93 | | | тыс. т. | | | | | | --------------------------------------------------------------| | | |Показатель |Ед. |Объем экономии по годам || | | | |изм.|----------------------------------------|| | | | | |2009 |2010 |2011 |Всего |До 2020 || | | | | | | | |2009- | || | | | | | | | |2011 | || | | |--------------|----|------|-------|-------|-------|---------|| | | |Суммарная |млн.|404,70|1530,50|3071,80|5007,00|108599,00|| | | |экономия |кВтч| | | | | || | | |электрической | | | | | | || | | |энергии | | | | | | || | | |--------------|----|------|-------|-------|-------|---------|| | | |Суммарная |млн.| 0,97| 3,83| 7,18| 11,98| 242,82|| | | |экономия |Гкал| | | | | || | | |тепловой | | | | | | || | | |энергии | | | | | | || | | |--------------|----|------|-------|-------|-------|---------|| | | |Сокращение |МВт |252,50| 622,50|1087,50|1962,50| 4680,00|| | | |потребляемой | | | | | | || | | |мощности | | | | | | || | | |--------------|----|------|-------|-------|-------|---------|| | | |Суммарная |млн.| 0,02| 0,67| 1,77| 2,46| 59,30|| | | |экономия |т | | | | | || | | |природного |у.т.| | | | | || | | |газа | | | | | | || | | |--------------|----|------|-------|-------|-------|---------|| | | |Суммарная |млн.| 16,46| 39,30| 52,67| 108,43| 638,22|| | | |экономия |куб.| | | | | || | | |воды |м | | | | | || | | |--------------|----|------|-------|-------|-------|---------|| | | |Суммарное |тыс.| 0,58| 1,63| 3,72| 5,93| 163,81|| | | |сокращение |т | | | | | || | | |вредных | | | | | | || | | |выбросов в | | | | | | || | | |атмосферу | | | | | | || | | --------------------------------------------------------------| |-------------------|---------------------------------------------------------------| | Система | Органы управления Программой: | | организации | Департамент топливно-энергетического хозяйства города | | управления и | Москвы; | | контроля за | Комиссия по энергосбережению, созданная в соответствии с | | реализацией | постановлением Правительства Москвы от 19 декабря 2006 г. | | Программы | N 991-ПП. | | | Государственный заказчик - координатор Программы | | | Департамент топливно-энергетического хозяйства города | | | Москвы ежегодно представляет в Департамент экономической | | | политики и развития города Москвы до 1 марта ежегодный | | | отчет о ходе выполнения программных мероприятий за отчетный | | | год и до 15 ноября - отчет за 9 месяцев т.г. и об ожидаемом | | | выполнении за год. Государственные заказчики Программы | | | представляют государственному заказчику - координатору | | | Программы Департаменту топливно-энергетического хозяйства | | | города Москвы до 15 февраля отчет о ходе выполнения | | | программных мероприятий за отчетный год и до 1 ноября - | | | отчет за 9 месяцев т.г. и об ожидаемом выполнении за год | ------------------------------------------------------------------------------------- 2. Характеристика проблемы и оценка сложившейся ситуации в городе Москве Существенное изменение структуры тепловых и электрических нагрузок в г. Москве привело к росту пиковых нагрузок и необходимости ограничения потребителей при сильных похолоданиях. В последние годы разрыв между потребностью в период максимума электрических нагрузок и возможностью энергосистемы достигал 2 тыс. МВт. Этот разрыв может быть ликвидирован за счет ввода в эксплуатацию новых генерирующих мощностей и дополнительной реализации целенаправленных мер по энергосбережению. За счет снижения и сглаживания (выравнивания) уровня энергопотребления потенциально можно сократить максимум нагрузки на величину 2,5-3 тыс. МВт, что соизмеримо с реализацией Плана строительства и реконструкции генерирующих мощностей в Московской энергосистеме на 2006-2010 гг. Оптимальное соотношение развития генерирующих мощностей и энергосбережения является наиболее адекватным способом дальнейшего развития экономики города Москвы в условиях дефицита газового топлива. Городская целевая программа "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2011 гг. и на перспективу до 2020 года" (далее - Программа) разработана на основании Концепции городской целевой программы "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2013 гг. и на перспективу до 2020 года", одобренной постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2007 г. N 1078-ПП. Программа полностью удовлетворяет требованиям Указа Президента Российской Федерации от 04.06.2008 N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики", требованиям Федерального закона Российской Федерации от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении", Закона города Москвы от 05.07.2006 N 35 "Об энергосбережении в городе Москве", постановления Правительства Москвы от 17.01.2006 N 33-ПП "О порядке разработки, утверждения, финансирования и контроля за ходом реализации городских целевых программ в городе Москве". В Москве были утверждены и реализованы 3 программы по энергосбережению. Первая программа осуществлялась в период 1999-2001 гг., в период упадка промышленности, когда основными потребителями энергии были комплекс жилищно-коммунального хозяйства, транспорт, торговля и офисные помещения. Целью данной программы было проведение научно-исследовательских разработок - отобранные проекты не носили программного характера и не затрагивали массовых потребителей энергетических ресурсов. Программа являлась планом выполнения конкретных мероприятий на объектах городской инфраструктуры. Городская программа по энергосбережению на 2001-2003 годы, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 9 октября 2001 г. N 912-ПП, была значительно расширена. В поле ее влияния входили уже отрасли городского хозяйства Москвы: топливно-энергетическое хозяйство (гос. сектор), ОАО "Мосэнерго", жилищно-коммунальное хозяйство, строительный комплекс, промышленность, транспорт, социальная сфера. Программой было предусмотрено выполнение конкретных мероприятий в организациях городского хозяйства, вместе с тем программа не охватывала процессом энергосбережения многие важные направления. Управление программой сводилось к отчетам о выполнении конкретных действий, установленных программой. Программа энергосбережения в городе Москве на 2004-2008 годы и на перспективу до 2010 года, одобренная постановлением Правительства Москвы от 28 сентября 2004 г. N 672-ПП, уже декларировала комплексный подход к решению задач по энергосбережению. Финансирование программы планировалось как за счет бюджета, так и за счет привлекаемых средств. Программа была разработана на основании программ предприятий и охватывала не всех потребителей. Из перечисленных мероприятий программы механизмы финансово-экономического регулирования были представлены не в полной мере. Управление программой строилось исключительно на выполнении плановых задач, но не на решении проблем в целом. В 2004-2007 гг. плановые задания по экономии топлива выполнялись на 64-89%. Вместе с тем были достигнуты определенные результаты: удельный расход тепла на отопление жилых и общественных зданий интенсивно снижался в период с 1995 до 2000 года. В последующие годы затем его снижение стало стабильным, темп снижения удельного потребления тепла на отопление зданий стал соответствовать международным показателям (0,8-1,0% в год). Установка приборов учета горячей и холодной воды <1> привела к снижению ее расхода у населения. -------------------------------- <1> В соответствии с постановлением Правительства Москвы N 77-ПП от 10.02.2004. Определенную позитивную роль в этом направлении сыграло и принятие Правительством Москвы 02.12.2003 постановления N 999-ПП "О Концепции внедрения энергоэффективных технологий в городское хозяйство". Общими недостатками всех предшествующих программ является то, что они не содержали способов решения ключевой проблемы - организационно-правовых и экономических механизмов энергосбережения. В программах не закладывалась система нормативных правовых актов, определяющих общую структуру управления энергосбережением в городе, обязательные требования к эффективности использования энергетических ресурсов на территории города и меры ответственности за такие нарушения, экономические и финансовые механизмы стимулирования энергосбережения. Поэтому при разработке настоящей Программы учитывался как положительный опыт, так и недостатки предыдущих программ энергосбережения в городе Москве. В рамках Программы применен комплексный подход, позволяющий охватить процессом энергосбережения все сферы экономики города, для этого в Программе выделяются три базовых направления: производство энергоресурсов, транспорт энергии и потребление, отдельным направлением выделено сокращение потребляемой мощности. Принципиальными отличиями Программы является наличие подпрограмм: "Развитие нормативно-правовой базы энергосбережения", "Сокращение потребляемой электрической мощности", "Пропаганда энергосбережения в г. Москве", разделов: "Тарифное стимулирование энергосбережения", "Механизм перераспределения присоединенной мощности на территории Москвы". 3. Основные цели Программы. Оценка социальных, экономических и экологических результатов реализации Программы Целями Программы являются: - обеспечение режима надежного, бездефицитного энергоснабжения экономики города Москвы; - создание благоприятных условий для превращения энергосбережения в привлекательную сферу для бизнеса; - активное вовлечение всех групп потребителей в энерго- и ресурсосбережение. Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в городе Москве позволит обеспечить снижение объема потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов до уровня, позволяющего в рамках утвержденного лимита потребления газа для Москвы реализовать запланированный темп социально-экономического развития города. Решение проблемы надежного энергообеспечения города только за счет развития генерирующих мощностей (без реализации энергосберегающих программ) неизбежно приведет к росту выбросов вредных веществ в атмосферу и дальнейшему ухудшению экологической ситуации. В Программе предусмотрена возможность привлечения средств для софинансирования проектов, обеспечивающих снижение выбросов парниковых газов через механизм "проектов совместного осуществления" по ст. 6 Киотского протокола. В промышленном секторе, энергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве города Москвы имеется значительное количество проектов, которые в полной мере можно отнести к категории "углеродных". Это проекты по повышению энергоэффективности и энергосбережению, проекты по утилизации отходов и биогаза, проекты использования возобновляемых источников и другие. Кроме того, реализация программных мероприятий позволит сократить вредные выбросы в атмосферу за счет: - повышения эффективности выработки тепловой и электрической энергии на новых энергоблоках ТЭЦ, парогазовых и газотурбинных "надстройках" на РТС и крупных ведомственных котельных; - вывода из эксплуатации устаревших энергообъектов (пиковых котлов, встроенных котельных в зданиях, котельных промпредприятий); - оптимизации и перераспределения тепловой нагрузки с пиковых котельных и РТС на энергоблоки ТЭЦ с комбинированной выработкой тепла и электроэнергии; - использования вторичных энергоресурсов в промышленности и коммунальном хозяйстве (более полного использования всего располагаемого потенциала топливных ресурсов); - использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии (биогаз, солнечная энергия, избыточное давление газа, воды, сбросное тепло ТЭЦ) с проработкой схем использования выработанного тепла и электроэнергии. Реализация программных мероприятий по энергосбережению только на ТЭЦ "Мосэнерго" позволит предотвратить выбросы в атмосферу от стационарных источников теплоэнергетического комплекса к 2011 г. в объеме 5,93 тыс. т (без учета ТЭЦ-22 и ТЭЦ-27, находящихся за городской чертой). С учетом этих двух станций совокупные предотвращенные выбросы составят за 2009-2011 гг. 6,71 тыс. тонн. Сокращение выбросов оксидов серы зависит от использования мазута в качестве резервного (пикового) топлива и в значительной степени определяется градусосутками отопительного периода и сложившимся дефицитом газового топлива в Московской энергосистеме. 4. Задачи Программы, которые необходимо решить для достижения ее целей Основные задачи Программы: - сокращение потребления топлива при производстве электрической и тепловой энергии; - снижение удельных показателей потребления электрической, тепловой энергии, воды и природного газа; - сокращение расхода бюджетных средств на возмещение выпадающих доходов теплоснабжающим организациям при государственном регулировании тарифов на тепловую энергию для населения; - сокращение потерь тепловой и электрической энергии; - снижение пиковых электрических нагрузок; - сокращение выбросов продуктов сгорания при выработке тепловой и электрической энергии, в т.ч. выбросов вредных веществ; - отказ от практики плановых отключений потребителей в часы максимума электрических нагрузок; - определение экономических и правовых механизмов для перераспределения высвобожденных в результате энергосбережения электрических мощностей; - разработка комплекса нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере энерго- и ресурсосбережения; - привлечение инвестиций в энергосбережение с использованием механизмов выполнения Киотского протокола; - развитие образовательных программ, повышение эффективности пропаганды энергосбережения. Для достижения указанных целей и задач требуется реализовать основные программные мероприятия по пяти отдельным подпрограммам, сбалансированным по целям, задачам и срокам исполнения. Каждая подпрограмма охватывает отдельное направление работ. Для реализации важнейшей задачи обеспечения растущих потребностей города в тепловой и электрической энергии без существенного прироста потребления топлива необходимо одновременно повышать эффективность как в блоке производства и распределения энергоресурсов, так и в конечном потреблении. Предварительно задания по экономии ТЭР по этим направлениям были определены в Концепции городской целевой программы <2>. В соответствии с заданиями в Программе определены необходимые мероприятия по сокращению потерь и использованию выявленного потенциала энергосбережения. -------------------------------- <2> Концепция городской целевой программы "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2013 гг. и на перспективу до 2020 года" утверждена постановлением Правительства Москвы от 11.12.2007 N 1078-ПП. Запланированные в Программе мероприятия на источниках энергоресурсов при распределении тепловой и электрической энергии и в конечном потреблении позволяют высвободить значительное количество ТЭР и мощности в генерации, необходимые для обеспечения роста экономики города без существенного прироста потребления топлива. Значения суммарной экономии тепловой, электрической энергии и топлива, рассчитанные по результатам выполнения подпрограмм и приведенные далее, определялись по отношению к исходному варианту развития города без проведения энергосберегающих мероприятий. Полученная в результате условная экономия позволит отказаться от доставки в город и сжигания дополнительно значительных объемов топлива и сопутствующих значений выбросов в атмосферу. Реализация комплексных работ по экономии топливно-энергетических ресурсов и снижению потребляемой электрической мощности, предусмотренных отдельными подпрограммами, качественно повысит энергетическую эффективность экономики города Москвы. 5. Обоснование источников и объемов финансового обеспечения Программы Основными источниками финансирования Программы являются: 1. Бюджет города Москвы, в том числе: - целевые средства бюджета; - дополнительное финансирование расходов и мероприятий, осуществляемых за счет средств, предусмотренных префектурам административных округов города Москвы. 2. Внебюджетные средства, в том числе: - собственные средства предприятий и организаций, участвующих в Программе; - внебюджетные источники в рамках ведомственных и отраслевых программ; - тариф экономического развития. Общий объем финансирования программных мероприятий за период 2009-2011 гг. составляет 117283,86 млн. руб., из них: бюджет города Москвы - 17551,80 млн. руб., в том числе: собственные средства предприятий, внебюджетные источники в рамках ведомственных и отраслевых программ - 99732,05 млн. руб. Бюджет города Москвы Из бюджета города Москвы в виде целевого бюджетного финансирования средства направляются на: - реализацию мероприятий раздела "Энергосбережение в городской бюджетной сфере"; - реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие нормативно-правовой базы энергосбережения"; - паспортизацию и энергетическое обследование жилых домов и объектов бюджетной сферы; - реализацию мероприятий подпрограммы "Пропаганда энергосбережения в городе Москве"; - реализацию части мероприятий раздела "Компенсация реактивной мощности"; - реализацию организационных мероприятий; - реализацию мероприятий раздела "Энергосбережение в административных округах". Из бюджета города Москвы в виде субсидий средства направляются на: - реализацию организациями промышленности энергосберегающих мероприятий; - развитие производства оборудования и средств измерений для реализации энергосберегающих мероприятий. Критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), претендующих на получение субсидий, а также цели, условия и порядок предоставления субсидий определяются правовым актом Правительства Москвы. Сводные показатели финансирования Программы в разрезе главных распорядителей бюджетных средств и кодов бюджетной классификации приведены в приложении 1 к Программе. Внебюджетные источники За счет внебюджетных средств осуществляется финансирование основных мероприятий в топливно-энергетическом комплексе, промышленности, строительстве, на транспорте, объектах жилищно-коммунального комплекса в рамках действующих отраслевых программ. Соглашения по дополнительному внебюджетному финансированию подготовлены с ОАО "Мосэнерго", ОАО "МОЭК", ОАО "МОЭСК", ОАО "МТК", ОАО "МЖД". В качестве источника внебюджетного финансирования рассматриваются средства, привлеченные в рамках выполнения соглашений по Киотскому протоколу. 6. Оценка внешних факторов, которые могут повлиять на достижение поставленных целей Конкретные значения целевых индикаторов и аналитических показателей Программы зависят от характера действия внешних факторов в рассматриваемый период, от степени исполнения принятой в Программе стратегии энергосбережения в разных секторах городского хозяйства, от степени реализации соглашений в рамках Программы, которые в совокупности определяют условия ее выполнения. При выбранной стратегии реализации политики энергосбережения на 2009-2011 гг. процесс выполнения Программы может осуществляться по трем основным сценариям. Пессимистический сценарий характеризуется непроработанностью нормативно-правовой базы, недостаточной пропагандой энергосбережения, то есть отсутствием реализации программно-целевого подхода. При этом будут реализованы не более 10-15% показателей экономии ТЭР, заложенных в Программу. Оптимистический сценарий соответствует наиболее благоприятным условиям выполнения программных мероприятий при включении бизнес-механизмов в энергосбережении, привлечении средств инвесторов, других городских целевых программ, направленных на снижение потерь ресурсов в городском хозяйстве и жилищном фонде города. Базовый реалистический сценарий рассматривается в качестве наиболее вероятного и характеризуется усредненными условиями выполнения программных мероприятий. При этом с высокой вероятностью будут достигнуты заложенные в Программу показатели экономии электрической, тепловой энергии, воды, газового топлива, сокращения электрической мощности. Общие показатели экономии топливно-энергетических ресурсов по годам реализации Программы, которые подтверждены конкретными энергосберегающими мероприятиями во всех отраслях городского хозяйства, приведены в таблице 1. Таблица 1 СВОДНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ <3> -------------------------------- <3> В качестве точки отсчета принимался 2008 год с нулевыми показателями экономии тепловой и электрической энергии. --------------------------------------------------------------------------- |N |Показатель |Ед. |Объем экономии по годам | |п/п| |изм. |----------------------------------------| | | | |2009 |2010 |2011 |Всего |До 2020 | | | | | | | |2009- | | | | | | | | |2011 | | |---|---------------------|------|------|-------|-------|-------|---------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |---|---------------------|------|------|-------|-------|-------|---------| |1. |Суммарная экономия |млн. |404,70|1530,50|3071,80|5007,00|108599,00| | |электрической энергии|кВтч | | | | | | |---|---------------------|------|------|-------|-------|-------|---------| |2. |Суммарная экономия |млн. | 0,97| 3,83| 7,18| 11,98| 242,82| | |тепловой энергии |Гкал | | | | | | |---|---------------------|------|------|-------|-------|-------|---------| |3. |Сокращение |МВт |252,50| 622,50|1087,50|1962,50| 4680,00| | |потребляемой мощности| | | | | | | |---|---------------------|------|------|-------|-------|-------|---------| |4. |Суммарная экономия |млн. | 0,02| 0,67| 1,77| 2,46| 59,30| | |природного газа |т у.т.| | | | | | |---|---------------------|------|------|-------|-------|-------|---------| |5. |Суммарная экономия |млн. | 16,46| 39,30| 52,67| 108,43| 638,22| | |воды |куб. м| | | | | | |---|---------------------|------|------|-------|-------|-------|---------| |6. |Суммарное сокращение |млн. т| 0,34| 1,09| 2,87| 4,30| 97,25| | |выбросов "парниковых"| | | | | | | | |газов | | | | | | | |---|---------------------|------|------|-------|-------|-------|---------| |7. |Суммарное сокращение |тыс. т| 0,58| 1,63| 3,72| 5,93| 163,81| | |выбросов в атмосферу | | | | | | | --------------------------------------------------------------------------- Реализация базового варианта энергосбережения позволяет в полной мере обеспечить выполнение основных направлений социально - экономического развития города Москвы без существенного прироста топлива. Тем самым отмеченные в таблице 1 значения экономии природного газа направляются на обеспечение дальнейшего развития экономики города. Представленные показатели условного сокращения выбросов в атмосферу рассчитаны исходя из количества топлива, от которого город может отказаться в результате проведения мероприятий Программы. Таблица 2 ПОКАЗАТЕЛИ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ БАЗОВОГО СЦЕНАРИЯ ПРОГРАММЫ --------------------------------------------------------------------------- |N |Показатель |Ед. |Показатели по годам | |п/п| |изм. |----------------------------------------| | | | |2009 |2010 |2011 |До 2020 | |---|---------------------|------|---------|---------|---------|----------| |1. |Удельный расход |кг | 245,9 | 243,8 | 240,4 | 212 | | |топлива на выработку |у.т./ | | | | | | |электроэнергии на ТЭЦ|кВтч | | | | | |---|---------------------|------|---------|---------|---------|----------| |2. |Удельный расход |кг | 166 | 165 | 164 | 160 | | |топлива на выработку |у.т./ | | | | | | |тепловой энергии |Гкал | | | | | |---|---------------------|------|---------|---------|---------|----------| |3. |Удельный расход тепла|Гкал/ | 0,155| 0,147 | 0,138 | 0,11 | | |на отопление жилых |кв. м*| | | | | | |зданий |год | | | | | |---|---------------------|------|---------|---------|---------|----------| |4. |Удельный расход тепла|Гкал/ | 0,185| 0,18 | 0,175 | 0,14 | | |на отопление и |кв. м*| | | | | | |вентиляцию |год | | | | | | |общественных зданий | | | | | | |---|---------------------|------|---------|---------|---------|----------| |5. |Удельный расход |л/чел.| 156 | 148 | 141 | 115 | | |горячей воды |*сут. | | | | | | |населением | | | | | | --------------------------------------------------------------------------- Показатели энергоэффективности базового варианта Программы, приведенные в таблице 2, определены на основании программ энергосбережения энергоснабжающих предприятий и результатов расчетов эффективности программных мероприятий применительно к выбранным объектам конечного потребления <4> энергоресурсов. Система мониторинга базового варианта предполагает непрерывное наблюдение за фактическим положением дел в энергопотреблении и выполнением мероприятий Программы по представленным показателям энергоэффективности. -------------------------------- <4> Показатели получены в результате анализа данных по 3770 опросным листам объектов жилого фонда, социальной сферы, торговли и сферы обслуживания г. Москвы. 7. Подпрограмма "Развитие нормативно-правовой базы энергосбережения" Основной задачей подпрограммы является создание стимулирующих факторов энергосбережения. Состояние законодательства в сфере энергосбережения и перспектив его развития является одним из ключевых факторов для достижения целей и задач городской программы. В настоящее время законодательство об энергосбережении в Российской Федерации недостаточно развито. Действующий Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении" преимущественно основан на отсылочных нормах, разработка и реализация которых в рамках других нормативных документов не решается. В настоящее время согласно Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" нормы энергоэффективности, установленные в государственных стандартах, технических нормах и правилах, практически утратили обязательность применения. Нормы Закона города Москвы N 35 "Об энергосбережении в городе Москве", принятого 5 июля 2006 г., не реализуются в полном объеме из-за отсутствия четко определенных механизмов проведения энергосберегающей политики и неопределенности полномочий исполнительных органов власти города Москвы в сфере энергосбережения. Кроме того, согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" в срок до 1 октября 2008 г. должны быть подготовлены проекты федеральных законов, предусматривающих экономические механизмы, стимулирующие хозяйствующих субъектов, применяющих энергосберегающие и экологически чистые технологии. Перечень нормативных правовых актов, требующих разработки или внесения изменений, приведен в приложении 2 к Программе. 8. Подпрограмма "Энергосбережение при потреблении энергоресурсов" Область реализации программных мероприятий - промышленность, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, городская и федеральная бюджетная сфера, строительный комплекс, торговля и сфера услуг, другие потребители энергоресурсов. Городское хозяйство потребляет около 90 млн. Гкал тепловой энергии и 35 млрд. кВтч электроэнергии. Самым крупным потребителем тепловой и электрической энергии является население (48%), промышленность и строительный комплекс потребляют 18%, вся бюджетная сфера - 15%, торговля и сфера услуг - 10%, предприятия ЖКХ - 5%, транспорт - 4%, прочие потребители - 1%. Потенциал энергосбережения в разных сферах потребления составляет от 15 до 25% по разным видам энергоресурсов. Основные цели подпрограммы: - использование потенциала энергосбережения в городской инфраструктуре потребления топливно-энергетических ресурсов; - сокращение потребления всех видов энергоресурсов, включая потребление воды; - развитие механизмов энергосбережения в сфере потребления. Количественные показатели подпрограммы приведены в таблице 3. Таблица 3 ПОКАЗАТЕЛИ ПОДПРОГРАММЫ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ ПРИ ПОТРЕБЛЕНИИ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ" -------------------------------------------------------------------------------- |N | Показатели |Всего на |В том числе по годам | |п/п| |2009-2011|-------------------------------------| | | |гг. |2009 г. |2010 г. |2011 г. |до 2020 | |---|--------------------------|---------|---------|--------|--------|---------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |---|--------------------------|---------|---------|--------|--------|---------| |1. | Годовое сокращение | 1993,0| 230,1 | 879,9 | 883,0 | 834,3 | | | потребления | | | | | | | | электроэнергии, млн. кВтч| | | | | | |---|--------------------------|---------|---------|--------|--------|---------| |2. | Годовое сокращение | 7914,6| 893,3 | 3535,6 | 3485,7 | 1118,0 | | | потребления тепловой | | | | | | | | энергии, тыс. Гкал | | | | | | |---|--------------------------|---------|---------|--------|--------|---------| |3. | Годовое сокращение воды, | 59500,5| 32897,1 |12701,4 |13902,0 | 13303,0 | | | тыс. куб. м | | | | | | |---|--------------------------|---------|---------|--------|--------|---------| |4. | Суммарная экономия | 2409,0| 126,0 | 731,4 | 1551,6 | 59667,5 | | | электроэнергии | | | | | | | | (нарастающим итогом), | | | | | | | | млн. кВтч <*> | | | | | | |---|--------------------------|---------|---------|--------|--------|---------| |5. | Суммарная экономия | 4546,3| 470,1 | 1493,0 | 2583,2 | 80827,3 | | | теплоэнергии (нарастающим| | | | | | | | итогом), тыс. Гкал <*> | | | | | | |---|--------------------------|---------|---------|--------|--------|---------| |6. | Суммарная экономия воды | 108245,8| 16448,53|39247,79|52549,51|633544,00| | | (нарастающим итогом), | | | | | | | | тыс. куб. м <*> | | | | | | |---|--------------------------|---------|---------|--------|--------|---------| |7. | Затраты на выполнение | 18096,2| 5122,6 | 6481,9 | 6491,7 | 72614,7 | | | мероприятий, млн. руб. | | | | | | |---|--------------------------|---------|---------|--------|--------|---------| |8. | Стоимость сэкономленных | 12492,6| 1101,5 | 4033,2 | 7357,9 |235582,1 | | | топливно-энергетических | | | | | | | | ресурсов (нарастающим | | | | | | | | итогом), млн. руб. | | | | | | |---|--------------------------|---------|---------|--------|--------|---------| |9. | Эффективность | -5103,6| -3521,1 |-2448,7 | 866,2 |162967,4 | | | мероприятий, млн. руб. | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Здесь и в последующих таблицах показателей принимается в размере 50-70% от годовой экономии ресурса. 8.1. Раздел "Энергосбережение в городской бюджетной сфере" Учреждения Комплекса социальной сферы города Москвы делятся на два уровня: объекты, находящиеся в прямом подчинении соответствующих департаментов, и объекты в составе окружных управлений. Раздел "Энергосбережение в городской бюджетной сфере" охватывает объекты городского подчинения, находящиеся в ведении Департамента образования, Департамента здравоохранения, Департамента социальной защиты населения, Департамента культуры и Департамента физической культуры и спорта города Москвы. Объекты окружного подчинения и прочие бюджетные организации входят в состав программ энергосбережения административных округов. Потребление ресурсов в бюджетной сфере города составляет 2,5% от общего потребления электроэнергии и 12% от общего потребления тепловой энергии в Москве. Количество потребленной тепловой энергии за год на объектах городской бюджетной сферы составляет около 4000 тыс. Гкал, электроэнергии - свыше 350 млн. кВтч, воды - более 20 млн. куб. м. На территории Москвы расположено около 700 организаций и учреждений городской бюджетной сферы. Расходы бюджетов всех уровней на их содержание составляют значительную часть от всех расходов. Поэтому одной из приоритетных задач в области энергосбережения является проведение мероприятий, обеспечивающих снижение энергопотребления и уменьшение бюджетных средств, направляемых на оплату энергоресурсов. Основные показатели раздела "Энергосбережение в городской бюджетной сфере" приведены в таблице 4. Таблица 4 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗДЕЛА "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ГОРОДСКОЙ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ" ---------------------------------------------------------------------------- |N | Показатели |Всего на |В том числе по годам | |п/п| |2009-2011|---------------------------------| | | |гг. |2009 г.|2010 г.|2011 г. |до 2020 | |---|--------------------------|---------|-------|-------|--------|--------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |---|--------------------------|---------|-------|-------|--------|--------| |1. | Годовое сокращение | 24,5| 3,4| 13,1| 8,0| 8,0| | | потребления | | | | | | | | электроэнергии, млн. кВтч| | | | | | |---|--------------------------|---------|-------|-------|--------|--------| |2. | Годовое сокращение | 101,4| 14,3| 53,9| 33,2| 33,0| | | потребления тепловой | | | | | | | | энергии, тыс. Гкал | | | | | | |---|--------------------------|---------|-------|-------|--------|--------| |3. | Суммарная экономия | 32,9| 2,5| 9,9| 20,5| 576,0| | | электроэнергии | | | | | | | | (нарастающим итогом), | | | | | | | | млн. кВтч | | | | | | |---|--------------------------|---------|-------|-------|--------|--------| |4. | Суммарная экономия | 136,7| 10,7| 41,2| 84,8| 2390,4| | | теплоэнергии (нарастающим| | | | | | | | итогом), тыс. Гкал | | | | | | |---|--------------------------|---------|-------|-------|--------|--------| |5. | Затраты на выполнение | 318,0| 61,1| 159,3| 97,6| 1196,4| | | мероприятий, млн. рублей | | | | | | |---|--------------------------|---------|-------|-------|--------|--------| |6. | Стоимость сэкономленных | 215,9| 16,8| 65,1| 134,0| 3772,8| | | топливно-энергетических | | | | | | | | ресурсов (нарастающим | | | | | | | | итогом), млн. руб. | | | | | | |---|--------------------------|---------|-------|-------|--------|--------| |7. | Эффективность | -102,1| -44,3| -94,2| 36,4| 2576,4| | | мероприятий, млн. руб. | | | | | | ---------------------------------------------------------------------------- Механизмы развития энергосбережения в городской бюджетной сфере В целях стимулирования энергосбережения органы исполнительной власти города Москвы устанавливают правовые основы энергосбережения в бюджетной сфере. Необходимым шагом для реализации энергосберегающих мероприятий в бюджетных учреждениях является проведение энергетического обследования и паспортизации объектов бюджетной сферы. Энергетическое обследование и паспортизация объектов бюджетной сферы осуществляются в целях: - выявления потенциала энергосбережения; - определения основных энергосберегающих мероприятий; - определения объектов бюджетной сферы, на которых в первую очередь необходимо проводить энергосберегающие мероприятия; - установления нормативных показателей энергопотребления (лимитирования энергопотребления). Для привлечения частных инвестиций в энергосбережение Департаментом топливно-энергетического хозяйства города Москвы совместно с Департаментом экономической политики и развития города Москвы будут разработаны нормативные правовые акты, устанавливающие: - порядок принятия решений о заключении долгосрочных государственных контрактов; - порядок заключения и типовые формы отдельных видов договоров, направленных на модернизацию систем тепло-, водо-, электро- и газоснабжения объектов бюджетной сферы и рациональное использование энергоресурсов; - методику оценки потенциала энергосбережения и определения эффекта от проведения энергосберегающих мероприятий на объектах бюджетной сферы; - требования к содержанию объектов недвижимости бюджетных учреждений; - методику определения и пересмотра стоимости услуг по договорам, направленным на рациональное использование энергоресурсов на объектах бюджетной сферы. Принятие указанных документов позволит сформировать правовое поле для деятельности энергосервисных компаний на объектах бюджетной сферы. Под договорами, направленными на рациональное использование энергоресурсов в бюджетной сфере, подразумеваются перформанс-контракты и контракты по обеспечению комфортных условий на объектах бюджетной сферы. Перформанс-контракт - это договор, заключаемый бюджетным учреждением с организацией, оказывающей услуги и (или) выполняющей работы энергосберегающего характера на профессиональной основе (энергосервисной компанией), и направленный на реализацию инвестиционных проектов, имеющих целью снижение потребления коммунальных ресурсов с оплатой услуг и (или) работ энергосервисной компании из части полученной экономии средств бюджета по оплате коммунальных услуг. Контракт по обеспечению комфортных условий эксплуатации - это заключаемый бюджетным учреждением с энергосервисной компанией договор оказания услуг и выполнения работ по обслуживанию энергосервисной компанией объектов недвижимости, включающий требования по обеспечению бюджетному учреждению определенных параметров комфорта. В этом случае счета за коммунальные услуги, оказанные бюджетному учреждению, оплачиваются энергосервисной компанией за счет доходов от обслуживания зданий, получаемых в порядке, установленном энергосервисным контрактом. В целях обеспечения финансовой устойчивости и снижения рисков энергосервисных компаний государственные заказчики при проведении конкурсов на право заключения договоров, направленных на рациональное использование энергоресурсов, формируют лоты не по отдельным объектам бюджетной сферы, а по группам объектов, отвечающим разработанным требованиям. Стимулирование бюджетных учреждений к заключению договоров, направленных на рациональное использование энергоресурсов в бюджетной сфере, осуществляется путем установления государственных заданий, использования сэкономленных в результате энергосбережения бюджетных средств на капитальный и текущий ремонт, закупку технологического оборудования компьютерной техники и инвентаря для нужд бюджетных учреждений, а также на премирование персонала. Использование механизма государственных заданий позволяет ввести обязательные для выполнения бюджетными учреждениями задания по снижению энергопотребления как одного из показателей качества оказываемых ими услуг. Для повышения эффективности использования энергоресурсов государственным заказчикам при проведении закупок для государственных нужд в конкурсную документацию необходимо включать требования по энергоэффективности продукции как одной из технических характеристик закупаемого товара. Для внедрения указанного механизма Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы разрабатывает типовые требования по энергоэффективности продукции. При разработке рекомендаций необходимо учитывать также и экономические показатели, такие как стоимость и срок окупаемости энергоэффективных продукции и мероприятий по сравнению с неэнергоэффективными аналогами. В целях осуществления мониторинга энергопотребления в бюджетной сфере Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы разрабатывает формы отчетности и периодичность их представления, а также систему показателей, позволяющих контролировать процесс реализации Программы и оценивать бюджетные учреждения по уровню энергоэффективности для проведения первоочередных энергосберегающих мероприятий. На территории города планируется создание демонстрационных зон высокой энергетической эффективности. План создания такой зоны на территории Всероссийского выставочного центра (ВВЦ) приведен в приложении 3 к Программе. Город Москва выбран пилотным регионом по проекту ГЭФ ПРООН "Маркировка и стандарты энергоэффективности", в связи с чем ожидается реализация серии демонстрационных проектов по применению маркировки энергопотребляющего оборудования. Кроме того, создание демонстрационной зоны по эффективному использованию электрической энергии (мощности) осуществляется на базе ОАО "Мосэнергосбыт". Программные мероприятия в городской бюджетной сфере приведены в таблице 5. Таблица 5 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В ГОРОДСКОЙ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ --------------------------------------------------------------------------------------------- |N |Мероприятие |Исполнитель |Стоимость, тыс. |Срок | |п/п | | |руб. <5> |исполнения| | | | | |(гг.) | |----|--------------------------------------------------------------------------------------| |1 |Лимитирование энергопотребления в городской бюджетной сфере | |----|--------------------------------------------------------------------------------------| |1.1 |Разработка методики установления и|ДепТЭХ города Москвы|Финансирование в |2009 | | |корректировки лимитов потребления |совместно с ДЭПиР |рамках подпрограммы| | | |энергоресурсов в бюджетной сфере |города Москвы |"Развитие | | | | | |нормативно-правовой| | | | | |базы" | | |----|----------------------------------|--------------------|-------------------|----------| |1.2 |Сбор и анализ информации об |ДепТЭХ города Москвы| 1500 |2009 | | |энергопотреблении учреждений |совместно с главными| | | | |бюджетной сферы в предыдущие |распорядителями | | | | |периоды |бюджетных средств | | | |----|----------------------------------|--------------------|-------------------|----------| |1.3 |Установление лимитов (предельных |Главные |Не требует |2009 | | |уровней) энергопотребления в |распорядители |бюджетного | | | |натуральных величинах |бюджетных средств |финансирования | | | | |совместно с ДепТЭХ | | | | | |города Москвы | | | |----|--------------------------------------------------------------------------------------| |2 |Паспортизация объектов бюджетной сферы | |----|--------------------------------------------------------------------------------------| |2.1 |Разработка порядка проведения |ДепТЭХ города Москвы|Финансирование в |2009 | | |энергетических обследований | |рамках подпрограммы| | | |объектов бюджетной сферы | |"Развитие | | | | | |нормативно-правовой| | | | | |базы" | | |----|----------------------------------|--------------------|-------------------|----------| |2.2 |Проведение полной паспортизации |ДепТЭХ города Москвы| 180000 |2009-2011 | | |бюджетных организаций и | | | | | |энергетических обследований | | | | | |объектов с высокими показателями | | | | | |удельных расходов энергоресурсов | | | | | |(до 150 объектов ежегодно) | | | | |----|--------------------------------------------------------------------------------------| |3 |Увязка планов проведения энергосберегающих мероприятий с планами капитальных ремонтов | | |и реконструкции объектов бюджетной сферы | |----|--------------------------------------------------------------------------------------| |3.1 |Анализ планов капитальных ремонтов|ДепТЭХ города Москвы|Не требует |2009 | | |и реконструкции объектов бюджетной|совместно с |бюджетного | | | |сферы |отраслевыми |финансирования | | | | |департаментами | | | |----|----------------------------------|--------------------|-------------------|----------| |3.2 |Разработка планов проведения |ДепТЭХ города Москвы| 2000 |2009 | | |первоочередных энергосберегающих | | | | | |мероприятий за счет бюджетных | | | | | |средств | | | | |----|----------------------------------|--------------------|-------------------|----------| |3.3 |Увязка планов проведения |ДепТЭХ города Москвы|Не требует |2009-2011 | | |энергосберегающих мероприятий с |совместно с |бюджетного | | | |планами капитальных ремонтов и |отраслевыми |финансирования | | | |реконструкции объектов бюджетной |департаментами | | | | |сферы | | | | |----|--------------------------------------------------------------------------------------| |4 |Стимулирование бюджетных учреждений к проведению энергосберегающих мероприятий | |----|--------------------------------------------------------------------------------------| |4.1 |Разработка порядка применения |ДепТЭХ города Москвы|Финансирование в |2009 | | |государственного задания по |совместно с ДЭПиР |рамках подпрограммы| | | |снижению энергопотребления и |города Москвы |"Развитие | | | |контролю за его исполнением | |нормативно-правовой| | | | | |базы" | | |----|----------------------------------|--------------------|-------------------|----------| |4.2 |Установление государственных |Главные |Не требует |2011-2011 | | |заданий по снижению |распорядители |бюджетного | | | |энергопотребления для бюджетных |бюджетных средств |финансирования | | | |учреждений |совместно с ДепТЭХ | | | | | |города Москвы и | | | | | |Департаментом | | | | | |финансов города | | | | | |Москвы | | | |----|----------------------------------|--------------------|-------------------|----------| |4.3 |Разработка рекомендаций по |ДепТЭХ города Москвы| 700 |2009 | | |включению при проведении закупок в|совместно с ДЭПиР | | | | |состав конкурсной документации |города Москвы | | | | |требований по энергоэффективности | | | | | |продукции как одной из технических| | | | | |характеристик закупаемого товара | | | | |----|----------------------------------|--------------------|-------------------|----------| |4.4 |Введение требований по |Государственные |Не требует |2009-2011 | | |энергоэффективности продукции как |заказчики |бюджетного | | | |одной из технических характеристик| |финансирования | | | |закупаемого товара при проведении | | | | | |закупок | | | | |----|--------------------------------------------------------------------------------------| |5 |Внедрение системы договоров, направленных на рациональное использование энергоресурсов| | |в бюджетной сфере | |----|--------------------------------------------------------------------------------------| |5.1 |Разработка методики оценки |ДепТЭХ города Москвы|Финансирование в |2009 | | |потенциала энергосбережения и |совместно с ДЭПиР |рамках подпрограммы| | | |определения эффекта от проведения |города Москвы |"Развитие | | | |энергосберегающих мероприятий в | |нормативно-правовой| | | |бюджетных учреждениях | |базы" | | |----|----------------------------------|--------------------|-------------------|----------| |5.2 |Разработка порядка принятия |ДЭПиР города Москвы |Финансирование в |2009 | | |решений Правительством города |совместно с ДепТЭХ |рамках подпрограммы| | | |Москвы о заключении долгосрочных |города Москвы |"Развитие | | | |государственных контрактов | |нормативно-правовой| | | | | |базы" | | |----|----------------------------------|--------------------|-------------------|----------| |5.3 |Разработка порядка заключения |ДепТЭХ города Москвы|Финансирование в |2010 | | |бюджетными учреждениями типовых |совместно с ДЭПиР |рамках подпрограммы| | | |форм договоров, направленных на |города Москвы |"Развитие | | | |рациональное использование | |нормативно-правовой| | | |энергоресурсов в бюджетной сфере | |базы" | | |----|----------------------------------|--------------------|-------------------|----------| |5.4 |Разработка методических указаний, |ДепТЭХ города Москвы|Финансирование в |2010 | | |определяющих требования к | |рамках подпрограммы| | | |содержанию и эксплуатации объектов| |"Развитие | | | |недвижимости бюджетных учреждений,| |нормативно-правовой| | | |необходимых для заключения | |базы" | | | |договоров на обеспечение | | | | | |комфортных условий эксплуатации | | | | | |объектов бюджетной сферы | | | | |----|----------------------------------|--------------------|-------------------|----------| |5.5 |Разработка методики определения и |ДепТЭХ города Москвы|Финансирование в |2010 | | |пересмотра стоимости услуг по |совместно с ДЭПиР |рамках подпрограммы| | | |договорам, направленным на |города Москвы |"Развитие | | | |рациональное использование | |нормативно-правовой| | | |энергоресурсов в бюджетной сфере | |базы" | | |----|----------------------------------|--------------------|-------------------|----------| |5.6 |Внедрение практики заключения |Главные |Не требует |2011-2011 | | |договоров, направленных на |распорядители |бюджетного | | | |рациональное использование |бюджетных средств |финансирования | | | |энергоресурсов в бюджетной сфере, |совместно с ДепТЭХ | | | | |на основе государственных заданий |города Москвы | | | | |по снижению энергопотребления | | | | |----|--------------------------------------------------------------------------------------| |6 |Внедрение системы мониторинга энергопотребления в бюджетной сфере | |----|--------------------------------------------------------------------------------------| | |Разработка Положения о мониторинге|ДепТЭХ города Москвы|Финансирование в |2009 | | |энергопотребления в бюджетной | |рамках подпрограммы| | | |сфере, включая показатели, | |"Развитие | | | |характеризующие уровень | |нормативно-правовой| | | |энергоэффективности бюджетных | |базы" | | | |учреждений | | | | |----|--------------------------------------------------------------------------------------| |7. |Комплекс энергосберегающих мероприятий на объектах Комплекса социальной сферы города | | |Москвы | |----|--------------------------------------------------------------------------------------| | |Комплекс энергосберегающих |ДепТЭХ города Москвы| 13526,9 |2009 г. | | |мероприятий на объектах Комплекса | | | | | |социальной сферы города Москвы, в | | | | | |том числе по внедрению | | | | | |автоматизированных узлов | | | | | |управления | | | | --------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <5> Объемы финансирования корректируются по результатам проведенных конкурсов и уточняются ежегодно. 8.2. Раздел "Энергосбережение в федеральной бюджетной сфере" Значительную часть имущества на балансе бюджетных организаций федерального подчинения составляют здания и сооружения, где и происходят основные потери тепловой и электрической энергии. Потребление топливно-энергетических ресурсов за 2006 г. организациями и учреждениями, финансируемыми из федерального бюджета, составило 5,7 млн. Гкал тепловой энергии, 1935 млн. кВтч электрической энергии, 56,2 млн. куб. м воды. Развитие энергосбережения в федеральной бюджетной сфере планируется поэтапно. С 2009 г. процесс энергосбережения будет развиваться в ОАО "РЖД", конкретно на Московской железной дороге. Подготовлен план мероприятий в системе высшего образования. В последующие годы энергосбережение будет развиваться в других структурах федеральной бюджетной сферы в рамках Соглашения между Правительством Москвы и Министерством энергетики РФ. Программные мероприятия на Московской железной дороге реализуются в составе подпрограммы "Энергосбережение при потреблении энергоресурсов" (раздел "Энергосбережение на транспорте"). Программные мероприятия в системе высшего образования приведены в таблице 6. Основные показатели раздела "Энергосбережение в федеральной бюджетной сфере" приведены в таблице 7. Таблица 6 ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ --------------------------------------------------------------------- |N |Мероприятие |Год |Исполнитель | |п/п| |внедрения| | |---|----------------------------------------|---------|------------| |1. |Проведение энергетических обследований в|2009 |Федеральное | | |вузах, техникумах и общежитиях, |---------|агентство по| | |разработка энергосберегающих мероприятий|2010 |образованию | |---|----------------------------------------|---------|РФ | |2. |Определение потенциала энергосбережения |2009 | | | |в образовательной сфере | | | |---|----------------------------------------|---------| | |3. |Внедрение энергосберегающих мероприятий |2009-2010| | | |в вузах, техникумах и общежитиях города | | | |---|----------------------------------------|---------| | |4. |Разработка и внедрение системы |2009 | | | |мониторинга реализованных мероприятий и | | | | |достигнутых эффектов в натуральных и | | | | |финансовых показателях | | | |---|----------------------------------------|---------| | |5. |Разработка методических материалов, |2009 | | | |наглядных пособий и других материалов, в| | | | |т.ч. кинороликов, для проведения занятий| | | | |с детьми в дошкольных заведениях и | | | | |начальных классах школ | | | |---|----------------------------------------|---------| | |6. |Проведение пробных (показательных) |2010 | | | |занятий в дошкольных заведениях и в | | | | |начальных классах школ. Внесение | | | | |изменений в программы проведения занятий| | | | |по результатам пробных занятий | | | |---|----------------------------------------|---------| | |7. |Создание на базе энергетического лицея |2009 | | | |методического кабинета для проведения | | | | |занятий со старшеклассниками и для | | | | |подготовки учителей к проведению занятий| | | |---|----------------------------------------|---------| | |8. |Разработка учебных планов, программ для |2010 | | | |широкомасштабной системы повышения | | | | |квалификации специалистов бюджетной | | | | |сферы в области энергосбережения. Начало| | | | |реализации системы переподготовки и | | | | |повышения квалификации на базе вузов | | | | |города | | | --------------------------------------------------------------------- Таблица 7 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗДЕЛА "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ" --------------------------------------------------------------------------- |N |Показатели |Всего на |В том числе по годам | |п/п| |2009-2011 гг.|--------------------------------| | | | |2009 г.|2010 г.|2011 г.|до 2020 | |---|----------------------|-------------|-------|-------|-------|--------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |---|----------------------|-------------|-------|-------|-------|--------| |1. |Годовое сокращение | 112,6| 0,0| 56,3| 56,3| 56,3| | |потребления | | | | | | | |электроэнергии, млн. | | | | | | | |кВтч | | | | | | |---|----------------------|-------------|-------|-------|-------|--------| |2. |Годовое сокращение | 163,1| 0,0| 81,4| 81,7| 80 | | |потребления тепловой | | | | | | | |энергии, тыс. Гкал | | | | | | |---|----------------------|-------------|-------|-------|-------|--------| |3. |Суммарная экономия | 126,6| 0,0| 42,2| 84,4| 4050,0| | |электроэнергии | | | | | | | |(нарастающим итогом), | | | | | | | |млн. кВтч | | | | | | |---|----------------------|-------------|-------|-------|-------|--------| |4. |Суммарная экономия | 183,2| 0,0| 61,0| 122,2| 5859,0| | |теплоэнергии | | | | | | | |(нарастающим итогом), | | | | | | | |тыс. Гкал | | | | | | |---|----------------------|-------------|-------|-------|-------|--------| |5. |Затраты на выполнение | 826,2| 0,0| 413,1| 413,1| 4543,0| | |мероприятий, млн. руб.| | | | | | |---|----------------------|-------------|-------|-------|-------|--------| |6. |Стоимость | 487,0| 0,0| 162,3| 324,7| 15579,0| | |сэкономленных | | | | | | | |топливно- | | | | | | | |энергетических | | | | | | | |ресурсов (нарастающим | | | | | | | |итогом), млн. руб. | | | | | | |---|----------------------|-------------|-------|-------|-------|--------| |7. |Эффективность | -339,2| 0,0| -250,8| -88,4| 11036,0| | |мероприятий, млн. руб.| | | | | | --------------------------------------------------------------------------- Механизмы развития энергосбережения у непромышленных потребителей Для повышения эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации нежилых помещений, находящихся в собственности города |