|всех видов овощей и | | | | | | | + |бахчевых, фруктов, | | | | | | | |входящих в состав | | | | | | | |потребительской корзины), | | | | | | | |млн. тонн | | | | | | | |--------------------------|-------|-------|----------|---------|-----------|----------| |3.2. Из них поставляемых | 2,20| 2,20| 100,0 | 2,30 | 2,30 | 100,0 | |по годовым программам, | | | | | | | |млн. тонн | | | | | | | |--------------------------|-------|-------|----------|---------|-----------|----------| + |4. Индекс потребительских | 114,5 | 114,5 | - | 108,4 | 108,0 |-0,4 п.п. | |цен на продовольственные | | | | | | | |товары (декабрь к | | | | | | | |декабрю), % | | | | | | | |--------------------------|-------|-------|----------|---------|-----------|----------| + |5. Строительство объектов | - | - | - | 1/31 | - | 0,0 | |оптовой торговли | | | | | | | |продовольствием класса "А"| | | | | | | |на новых земельных | | | | | | | |участках, кол-во объектов/| | | | | | | |тыс. кв. м | | | | | | | + |--------------------------|-------|-------|----------|---------|-----------|----------| |6. Строительство объектов |1/7,5 |1/7,5 | 100,0 | - | - | - | |оптовой торговли | | | | | | | |продовольствием классов | | | | | | | |"А" и "В" на действующих | | | | | | | |предприятиях, кол-во | | | | | | | |объектов/тыс. кв. м | | | | | | | + |--------------------------|-------|-------|----------|---------|-----------|----------| |7. Завершение |2/4,5 |2/4,5 | 100,0 | 2/5,0 | 2/5,0 | 100,0 | |реконструкции и | | | | | | | |модернизации складских | | | | | | | |площадей на действующих | | | | | | | |предприятиях, кол-во | | | | | | | |объектов/тыс. кв. м | | | | | | | + |--------------------------|-------|-------|----------|---------|-----------|----------| |8. Снижение количества |С 435 |С 435 | 100,0 |С 385 |С 385 | 100,0 | |аммиака на предприятиях |до 385 |до 385 | |до 356 |до 356 | | |оптового | | | | | | | |продовольственного | | | | | | | |комплекса, тонн | | | | | | | |--------------------------|-------|-------|----------|---------|-----------|----------| |9. Привлечение | 2,27| 3,60| 158,6 | 4,60 | 2,08 | 45,2 | |инвестиционных ресурсов из| | | | | | | |негосударственных | | | | | | | |источников на реализацию | | | | | | | |проектов развития оптового| | | | | | | |продовольственного | | | | | | | |комплекса, всего, млрд. | | | | | | | + |руб. | | | | | | | |--------------------------|-------|-------|----------|---------|-----------|----------| |10. Доля охвата оптового | 84,00| 84,00| 100,0 | 87,00 | 91,00 | 104,6 | |продовольственного рынка | | | | | | | |информационно- | | | | | | | |аналитической системой в | | | | | | | |% от общего объема | | | | | | | |оптового оборота основных | | | | | | | |видов продовольствия | | | | | | | + |--------------------------|-------|-------|----------|---------|-----------|----------| |11. Создание новых рабочих| 542 | 540 | 99,6 | 602 | 1200 | 199,3 | |мест (с учетом | | | | | | | |агропромышленных | | | | | | | |холдингов), раб. мест | | | | | | | |--------------------------|-------|-------|----------|---------|-----------|----------| |12. Объем налоговых | 7,30| 7,20| 98,6 | 7,90 | 4,00 | 50,6 | |поступлений в бюджет | | | | | | | |города Москвы от | | | | | | | + |организаций оптовой | | | | | | | |торговли продовольствием, | | | | | | | |млрд. руб. | | | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------- Объем организованных поставок продовольствия составил в 2008 году 9,7 млн. тонн, из них основных видов продовольствия (с учетом всех видов овощей и бахчевых, фруктов, входящих в состав потребительской корзины) - 5,55 млн. тонн. Выполнены показатели поставок основных видов продовольствия по годовым программам: в 2008 году поставлено 2,2 млн. тонн, в 2009 году ожидаемые поставки - 2,3 млн. тонн. За счет развития конкуренции на оптовом продовольственном рынке города поставки продовольствия по годовым программам осуществлялись по ценам на 5-7% ниже среднерыночных. В полном объеме обеспечивается потребность Комплекса социальной сферы. При этом цена реализации продукции городского заказа в 1,5-2 раза ниже потребительских цен на овощном рынке. В 2008-2009 годах продолжались работы по развитию и модернизации материально-технической базы оптового продовольственного комплекса: завершено новое строительство оптово-торгового распределительного центра на ЗАО "Кунцевское", проведена реконструкция складских площадей ОАО "ОПК "Зеленоградский". На базе действующих предприятий дополнительно созданы 3 распределительных центра, ориентированные на работу с предприятиями розничной торговли, в том числе магазинами шаговой доступности, аккредитованными магазинами и сетевыми структурами. В результате на предприятиях оптового продовольственного комплекса города сформирована инфраструктура из 25 распределительных центров, 15 комплексов оптовой торговли продовольствием и оптовых продовольственных рынков, способная обслуживать любой формат предприятий потребительского рынка. Мероприятия по техническому перевооружению <5> оптовых предприятий позволили сократить содержание опасных хладагентов в системах холодоснабжения в 2009 году на 19% к уровню 2007 года (с 435 тонн до 356 тонн). -------------------------------- <5> Техническое перевооружение действующих предприятий рассматривается как комплекс мероприятий по повышению технико - экономического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой технологии и новой техники, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным, а также по совершенствованию организации и управления производством. Инвестиции в проекты реконструкции и развития материально - технической базы оптового продовольственного комплекса города за 2008-2009 годы из внебюджетных источников составили 5,7 млрд. руб., финансовая поддержка из средств бюджета города Москвы в форме бюджетных кредитов - 31 млн. руб. Срок окупаемости бюджетных средств - 3,5 года; бюджетная эффективность за период погашения кредитов составит не менее 1,45 рубля на 1 рубль вложенных средств. Ведется работа по подготовке предложений о создании в Московском регионе взаимоувязанной товаропроводящей системы. Проработки, осуществляемые совместно с Московской областью, направлены на совершенствование логистики, создание современных оптовых продовольственных логистических центров и терминалов, дальнейшее перемещение базы хранения сезонных запасов продовольствия в места производства, компенсацию выбывающих холодильных мощностей предприятий с устаревшей материально-технической базой, размещавшихся внутри третьего транспортного кольца. Создана Единая городская автоматизированная информационно - аналитическая система оптового продовольственного рынка (ЕГА ИАС ОПР), позволяющая осуществлять: - мониторинг и анализ товародвижения, цен на продовольствие, каналов поставок, прогнозирование ситуации в оптовом продовольственном комплексе для своевременного принятия необходимых управленческих решений; - интеграцию с информационными ресурсами федеральных органов исполнительной власти, в том числе с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в области качества и безопасности продовольствия, и региональными органами управления в сфере агропромышленного комплекса; - межрегиональное информационное взаимодействие, а в перспективе - создание электронной информационно-торговой площадки в городе Москве. 2.3. Основные результаты выполнения Целевой программы интеграции организаций оптового продовольственного комплекса города Москвы с сельскохозяйственными товаропроизводителями регионов России на 2007-2009 годы В таблице 3 представлено выполнение целевых показателей Целевой программы интеграции организаций оптового продовольственного комплекса города Москвы с сельскохозяйственными товаропроизводителями регионов России на 2007-2009 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 13 февраля 2007 г. N 83-ПП. Таблица 3 -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |Целевой показатель |2007 год |2008 год |2009 год | |(результат) Программы |------------------------|------------------------|---------------------------| | |план |факт |% |план |факт |% |план |ожид. |% | | | | |выполнения| | |выполнения| | |выполнения| |------------------------------|------|------|----------|------|------|----------|------|---------|----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |------------------------------|------|------|----------|------|------|----------|------|---------|----------| |Картофель |потребление, | 790 | 835 | 105,7 | 800 | 655 | 81,9 | 810 | 659 | 81,3 | | |всего | | | | | | | | | | | |---------------|------|------|----------|------|------|----------|------|---------|----------| | |В т.ч. поставки| 82 | 68 | 82,9 | 89 | 97 | 108,9 | 95 | 114 | 120,0 | | |МАПХ | | | | | | | | | | | |---------------|------|------|----------|------|------|----------|------|---------|----------| | |% к потреблению| 10,3| 8,1| | 11,1| 14,8| | 11,7| 17,3 | | |--------------|---------------|------|------|----------|------|------|----------|------|---------|----------| |Мясо и |потребление, |1110 |1110 | 100,0 |1135 |1201 | 105,8 |1176 | 1010 | 85,9 | |мясопродукты |всего | | | | | | | | | | | |---------------|------|------|----------|------|------|----------|------|---------|----------| | |В т.ч. поставки| 144 | 105 | 72,9 | 186 | 199 | 106,9 | 263 | 220 | 83,6 | | |МАПХ | | | | | | | | | | | |---------------|------|------|----------|------|------|----------|------|---------|----------| | |% к потреблению| 13,0| 9,5| | 16,4| 16,6| | 22,4| 21,8 | | |--------------|---------------|------|------|----------|------|------|----------|------|---------|----------| |Молоко и |потребление, |3268 |3860 | 118,1 |3310 |3321 | 100,3 |3353 | 3417 | 101,9 | |молокопродукты|всего | | | | | | | | | | |в пересчете на|---------------|------|------|----------|------|------|----------|------|---------|----------| |молоко |В т.ч. поставки| 382 | 432 | 113,1 | 509 | 480 | 94,3 | 561 | 503 | 89,7 | | |МАПХ | | | | | | | | | | | |---------------|------|------|----------|------|------|----------|------|---------|----------| | |% к потреблению| 11,7| 11,2| | 15,4| 14,5| | 16,7| 14,7 | | |--------------|---------------|------|------|----------|------|------|----------|------|---------|----------| |Зерно |потребление, | 900 | 767 | 85,2 | 900 | 521 | 57,9 | 900 | 401 | 44,6 | | |всего | | | | | | | | | | | |---------------|------|------|----------|------|------|----------|------|---------|----------| | |В т.ч. поставки| 670 | 471 | 70,3 | 771 | 261 | 33,8 | 772 | 228 | 29,5 | | |МАПХ | | | | | | | | | | | |---------------|------|------|----------|------|------|----------|------|---------|----------| | |% к потреблению| 74,4| 61,4| | 85,7| 50,1| | 85,8| 56,9 | | |--------------|---------------|------|------|----------|------|------|----------|------|---------|----------| |Овощи |потребление, | 514 | 602 | 117,1 | 530 | 590 | 111,3 | 535 | 570 | 106,5 | | |всего | | | | | | | | | | | |---------------|------|------|----------|------|------|----------|------|---------|----------| | |В т.ч. поставки| 140 | 101 | 72,1 | 144 | 100 | 69,4 | 150 | 104 | 69,3 | | |МАПХ | | | | | | | | | | | |---------------|------|------|----------|------|------|----------|------|---------|----------| | |% к потреблению| 27,2| 16,8| | 27,2| 16,9| | 28,0| 18,2 | | |--------------|---------------|------|------|----------|------|------|----------|------|---------|----------| |Крупы |потребление, | 245 | 276 | 112,7 | 247 | 264 | 106,9 | 248 | 245 | 98,8 | | |всего | | | | | | | | | | | |---------------|------|------|----------|------|------|----------|------|---------|----------| | |В т.ч. поставки| 36 | 49 | 136,1 | 37 | 18 | 48,6 | 38 | 2,5 | 6,6 | | |МАПХ | | | | | | | | | | | |---------------|------|------|----------|------|------|----------|------|---------|----------| | |% к потреблению| 14,7| 17,8| | 15,0| 6,8| | 15,3| 1,0 | | |--------------|---------------|------|------|----------|------|------|----------|------|---------|----------| |Масло |потребление, | 220 | 233 | 105,9 | 225 | 242 | 107,6 | 230 | 232 | 100,9 | |растительное |всего | | | | | | | | | | | |---------------|------|------|----------|------|------|----------|------|---------|----------| | |В т.ч. поставки| 16 | 2,5| 15,6 | 17 | 4,0| 23,5 | 18 | 4,0 | 22,2 | | |МАПХ | | | | | | | | | | | |---------------|------|------|----------|------|------|----------|------|---------|----------| | |% к потреблению| 7,3| 1,1| | 7,6| 1,7| | 7,8| 1,7 | | |--------------|---------------|------|------|----------|------|------|----------|------|---------|----------| |Рыба |потребление, | 248 | 261 | 105,2 | 248 | 270 | 108,9 | 250 | 294 | 117,6 | | |всего | | | | | | | | | | | |---------------|------|------|----------|------|------|----------|------|---------|----------| | |В т.ч. поставки| 16 | 17 | 106,3 | 16 | 16 | 100,0 | 16 | 16 | 100,0 | | |МАПХ | | | | | | | | | | | |---------------|------|------|----------|------|------|----------|------|---------|----------| | |% к потреблению| 6,5| 6,5| | 6,5| 5,9| | 6,4| 5,4 | | |------------------------------|------|------|----------|------|------|----------|------|---------|----------| |Объем организованных поставок | 9,3| 9,4| 101,1 | 9,7| 9,7| 100,0 | 10,0|9,05-9,25|90,5-92,5 | |продовольствия (млн. тонн) | | | | | | | | | | |------------------------------|------|------|----------|------|------|----------|------|---------|----------| |Удельный вес организованных | 83,0| 82,1| | 83,5| 82,2| | 84,0|81,1-81,5| | |поставок продовольствия в % от| | | | | | | | | | |общего объема потребления | | | | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Основная задача, поставленная Правительством Москвы в данной Программе, выполнена. В субъектах Российской Федерации создана материально-техническая база для производства и гарантированных поставок в город Москву сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. За период реализации Программы московскими агропромышленными холдингами произведено 7,9 млн. тонн продукции, что на 9% выше совокупного планового объема. При этом зерна и картофеля произведено в 1,2 раза, мяса и мясопродуктов - в 1,1 раза больше предусмотренных объемов. В 2008 году в город Москву из агропромышленных холдингов поставлено 1,17 млн. тонн продукции, что составляет 24% общего объема организованных поставок основных видов продовольствия, в 2009 году - 1,19 млн. тонн. Удельный вес продукции московских агропромышленных холдингов в общих объемах поставок из субъектов Российской Федерации достиг по мясу и зерну 60%, основным видам овощей - 33%, маслу животному - 20%, картофелю - 18%. Рост покупательной способности населения в субъектах Российской Федерации дал возможность агропромышленным холдингам реализовывать часть произведенной продукции в местах производства, что не повлияло на поддержание баланса спроса и предложения на продовольственном рынке города Москвы. Определяющую роль в увеличении поставок отечественного продовольствия на московский рынок сыграла инвестиционная деятельность агропромышленных холдингов города по развитию агропромышленного производства в 26 субъектах Российской Федерации на базе 147 интегрированных сельскохозяйственных и пищеперерабатывающих предприятий (по сравнению с 98 предприятиями в 2006 году). Государственно-частное партнерство в рамках программы интеграции позволило создать в субъектах Российской Федерации мощную сельскохозяйственную и производственную базу, обеспеченную современным высокотехнологичным оборудованием, продуктивными породами скота, многофункциональной техникой. За период реализации Программы московскими агропромышленными холдингами построено и реконструировано 10 комплексов крупного рогатого скота на 19,6 тыс. скотомест, 8 свинокомплексов на 750 тыс. скотомест, птицефабрика на 542 тыс. голов, введен в эксплуатацию генетический центр селекционно-гибридного центра, проведена модернизация 5 молокозаводов. Закуплено 3,4 тыс. голов племенного крупного рогатого скота и 35 тыс. голов свиней. Инвестиции московских агропромышленных холдингов в развитие региональных предприятий за 2007-2009 годы из внебюджетных источников составили 26,9 млрд. руб., финансовая поддержка из средств бюджета города Москвы в форме бюджетных кредитов - 1,2 млрд. руб. Срок окупаемости бюджетных средств по завершенным интеграционным проектам - 6 лет; налоговые отчисления в бюджет города Москвы агропромышленными холдингами в 2008 году составили 107,5% к уровню 2006 года. 2.4. Годовые программы оптовых поставок продовольствия с финансовой поддержкой из средств бюджета города Москвы Развитие материально-технической базы предприятий оптового продовольственного комплекса города и процессов агропромышленной кооперации и интеграции с региональными товаропроизводителями в сочетании с финансовой поддержкой из средств бюджета города Москвы обеспечили выполнение в 2007-2009 годах в полном объеме годовых программ оптовых поставок основных видов продовольствия в город Москву. В целом за указанный период объемы поставок продовольствия по годовым программам предприятий с бюджетной финансовой поддержкой составили 6,55 млн. тонн, или 104,8% от первоначальных заданий. Возросла эффективность использования бюджетных средств, предоставляемых предприятиям на закупки продовольствия по годовым программам: в расчете на 1 рубль бюджетных кредитов объемы поставленного продовольствия составили в 2007 году 8,2 рубля, в 2008 году - 9,8 рубля, в 2009 году - 10,4 рубля. 2.5. Влияние финансово-экономического кризиса на работу оптового продовольственного комплекса города и антикризисные меры, принятые Правительством Москвы Финансово-экономический кризис оказал негативное влияние на работу оптового продовольственного комплекса города, что привело к невыполнению в 2009 году ряда показателей городских целевых программ развития оптовой торговли продовольствием и агропромышленной интеграции: 1) ухудшилось финансовое положение организаций оптового продовольственного комплекса и московских агропромышленных холдингов. Снижение покупательной способности населения привело к сокращению объемов производственной деятельности и доходов предприятий. Рост цен на сырье и тарифов естественных монополий, существенное увеличение стоимости кредитных ресурсов обуславливают предельно низкую рентабельность работы предприятий, дефицит оборотных средств. В результате ряд предприятий попал в зону банкротства, некоторые из них полностью или частично прекратили свою производственную деятельность. Это негативно сказалось на оплате труда и занятости работников на этих предприятиях; 2) сократились возможности организаций оптового продовольственного комплекса финансировать инвестиционные (интеграционные) проекты. С началом финансового кризиса коммерческое кредитование характеризуется высокой стоимостью привлечения и обслуживания, необходимостью предоставления заемщиками дополнительных гарантий, а в некоторых случаях - требованиями по досрочному погашению ранее выданных кредитов. В этих условиях реализация проектов за счет долгосрочных коммерческих кредитов становится трудно реализуемой и неэффективной, даже с учетом субсидирования части процентной ставки за счет средств бюджета города Москвы; 3) отмена кредитования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации снизила возможности использования механизмов частно-государственного партнерства в решении задач обеспечения продовольственной безопасности города. Результаты работы по бюджетному субсидированию организаций оптового продовольственного комплекса в 2009 году показали низкую эффективность данной формы финансовой поддержки. Отмеченные обстоятельства привели к переносу сроков реализации и приостановке ранее начатых инвестиционных проектов по развитию материально-технической базы оптового продовольственного комплекса и интегрированных агропромышленных предприятий в субъектах Российской Федерации. Показатели по строительству и реконструкции в субъектах Российской Федерации животноводческих объектов выполнены на 62%, увеличению поголовья крупного рогатого скота - на 73%, свиней - на 80%. Из-за снизившейся в условиях кризиса инвестиционной привлекательности не состоялись запланированные инвестиционные торги по 2 земельным участкам; не было начато в установленные сроки строительство 3 распределительных центров класса "А" на новых земельных участках. Реализация проектов строительства и реконструкции на 9 действующих предприятиях оптовой торговли идет с отставанием от намеченных сроков; 4) снижение в условиях кризиса реальных денежных доходов и покупательной способности москвичей при высоких темпах инфляции на продовольствие обуславливает сокращение ценовой доступности продуктов питания для населения города. В этих условиях объемы организованных поставок продовольствия в 2009 году осуществлены в соответствии со складывающимися потребностями города и составляют, по оценкам, 9,1-9,3 млн. тонн при ранее запланированных 10 млн. тонн. Принятые Правительством Москвы антикризисные меры по реструктуризации обязательств (задолженности) по ранее предоставленным бюджетным кредитам, субсидированию части затрат на организацию поставок продовольствия в город, увеличению объемов государственного заказа города Москвы и городского резерва продовольствия, проведению стабилизационных операций, использованию дополнительных каналов поставок продовольствия для поддержания баланса спроса и предложения позволили не допустить в 2009 году дестабилизации оптового продовольственного рынка города, резкого снижения производства и сокращения рабочих мест в отрасли. Вместе с тем в условиях финансово-экономического кризиса и посткризисного развития экономики сохраняются риски снижения достигнутого уровня обеспечения продовольственной безопасности города Москвы, вызванные в том числе недостаточной эффективностью действующего механизма финансовой поддержки в форме бюджетных субсидий. Основные социальные проблемы на продовольственном рынке города позволяют установить данные социологических опросов населения о состоянии продовольственного обеспечения в городе Москве, в том числе проведенных по заказу Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы. При том, что свыше 60% опрошенных москвичей считают проблему обеспечения продовольственной безопасности города в целом решенной, а 70% положительно оценивают работу Правительства Москвы в области продовольственного обеспечения, 3/4 респондентов обеспокоены возможностью негативного изменения ситуации на продовольственном рынке в силу различных неблагоприятных факторов. В их числе: сохраняющийся в условиях кризиса рост цен на продукты питания, недостаточное качество продовольственных товаров, в первую очередь приобретаемых на продовольственных рынках и в мелкорозничной сети, поступление на продовольственный рынок города импортной продукции, содержащей генетически модифицированные источники. Проблемы обеспечения продовольственной безопасности города Москвы носят многоаспектный, межотраслевой и межведомственный характер. На их системное решение направлена Городская целевая программа "Комплексная программа обеспечения продовольственной безопасности города Москвы на 2010-2012 годы" (далее - Комплексная программа). Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 11 августа 2009 г. N 774-ПП "О практике совместной работы Правительства Москвы и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по развитию отечественного агропромышленного комплекса" и охватывает все направления, рассматривавшиеся ранее в городских целевых программах развития оптовой торговли продовольствием и агропромышленной интеграции, программах формирования продовольственных ресурсов города и решении других задач в сфере обеспечения продовольственной безопасности с выполнением их синхронизации, актуализации и приведением в соответствие с современными социально-экономическими условиями. В состав Комплексной программы включены основные мероприятия, источники и объемы финансирования Городской целевой программы развития оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2008-2010 годы, предусмотренные на 2010 год. 3. Цель Комплексной программы, оценка социальных и экономических результатов реализации Комплексной программы Комплексная программа направлена на развитие одной из важнейших сфер обеспечения жизнедеятельности города и его населения, связанной с производством, закупками, переработкой, транспортировкой, хранением и реализацией сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров. Комплексная программа разработана в соответствии с положениями Закона города Москвы "О продовольственной безопасности города Москвы" (рис. 1. Основные направления обеспечения продовольственной безопасности города Москвы на 2010-2012 годы), нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов города Москвы, Стратегии развития города Москвы на период до 2025 года, прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, города Москвы, Московской области на среднесрочную перспективу, скорректированных с учетом финансово-экономического кризиса, государственных и ведомственных целевых программ развития агропродовольственной сферы. Комплексная программа учитывает современное состояние оптового продовольственного комплекса города Москвы, агропромышленного комплекса (далее - АПК) России и мирового агропродовольственного рынка, существующие и прогнозируемые проблемы развития, риски и угрозы обеспечению продовольственной безопасности города. Концептуальные подходы к разработке Комплексной программы утверждены постановлением Правительства Москвы от 11 августа 2009 г. N 774-ПП. Комплексная программа взаимоувязана с городскими целевыми программами развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2010-2012 годы, развития промышленной деятельности в городе Москве на 2010-2012 годы, развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 годы, Генеральной схемой размещения объектов оптовой торговли продовольствием на территории города Москвы на период до 2020 года. Цель Комплексной программы состоит: 1) в восстановлении в 2012 году за счет мероприятий социально-экономической политики Правительства Москвы докризисного уровня потребления основных продуктов питания населением города с выходом на среднедушевые размеры потребления мяса и мясопродуктов 89 кг в год, молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко) - 229 кг, рыбы и рыбопродуктов - 25 кг, овощей и бахчевых - 82 кг, фруктов и ягод - 68 кг в год; 2) в повышении в условиях посткризисного состояния экономики уровня самообеспечения города продовольствием за счет реализации мероприятий агропродовольственной политики Правительства Москвы. Рис. 1. Основные направления обеспечения продовольственной безопасности города Москвы на 2010-2012 годы ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |---------------------------------------------- -------------------------------------- ------------------------------ | | |Поддержание баланса спроса и предложения |1| |Развитие материально-технической |2| |Максимальное использование|3| | | |на продовольственном рынке путем --| |базы оптового продовольственного --| |резервов увеличения --| | | |реализации комплекса антикризисных мер | |комплекса в г. Москве и в Московском| |поставок продовольствия в | | |---------------------------------------------- |регионе | |Москву из регионов России | | | /\ -------------------------------------- ------------------------------ | | | /\ /\ | | --------------------------------------|------------------------------------- | | |Продовольственная безопасность города Москвы| | | ---------------|--------------------------------------------|--------------- | | \/ \/ \/ | |--------------------------------------------- ----------------------------------- --------------------------------------- | | |Совершенствование форм и методов |6| |Развитие системы информационной|5| |Развитие механизмов технического |4| | | |государственной координации и --| |поддержки обеспечения --| |регулирования и саморегулирования --| | | |нормативного регулирования | |продовольственной безопасности | |рынка в сфере качества и безопасности| | | |агропродовольственной сферы города | |города | |пищевых продуктов, а также контроля | | |--------------------------------------------- ----------------------------------- |за качеством и безопасностью | | | |продовольствия по всей | | | |товаропроводящей сети | | | --------------------------------------- | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Целевые показатели Комплексной программы устанавливаются в соответствии с наиболее вероятным сценарием развития сферы обеспечения продовольственной безопасности города Москвы на период до 2012 года (табл. 4). Указанные показатели могут быть скорректированы при изменении внешних условий и факторов социально-экономического развития. Таблица 4 ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (РЕЗУЛЬТАТЫ) КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ----------------------------------------------------------------------------------------------- |Целевой показатель (результат) |2008 г.|2009 г. |2010 г. |2011 г. |2012 г. | |Комплексной программы |(факт) |(ожид.) | | | | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |Потребность города Москвы в | 11,8 | 11,1-11,4 | 11,2-11,6 |11,35-11,9 | 11,8-12,1 | |продовольствии (расчетно), млн. | | | | | | |тонн/год | | | | | | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |в % к предыдущему году | | 95,3 | 101,3 | 102,0 | 102,8 | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |Объем поставок продовольствия по | 2,1 | 2,05-2,15 | 2,1-2,2 | 2,15-2,3 | 2,25-2,4 | |каналам прямого поступления | | | | | | |продукции в розничную торговую | | | | | | |сеть города (расчетно), млн. тонн| | | | | | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |в % к предыдущему году | | 100,0 | 102,4 | 103,5 | 104,5 | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |Объем организованных поставок | 9,7 | 9,05-9,25 | 9,1-9,4 | 9,2-9,6 | 9,55-9,7 | |продовольствия, млн. тонн | | | | | | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |в % к предыдущему году | | 94,3 | 101,1 | 101,6 | 102,4 | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |В том числе: | | | | | | |основных видов продовольствия, | 4,9 | 4,0-4,3 | 4,1-4,4 | 4,2-4,6 | 4,3-4,9 | |млн. тонн | | | | | | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |в % к предыдущему году | 102,1 | 84,7 | 102,4 | 103,5 | 104,5 | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |из них поставляемых по годовым | 2,2 | 2,3 | 1,9-2,0 | 1,8-1,9 | 1,7-1,8 | |программам, млн. тонн | | | | | | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |в % к предыдущему году | 104,8 | 104,5 | 84,8 | 94,9 | 94,6 | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |объем городского заказа, тыс. | 35,0 | 45,2 | 60,8 | 77,0 | 79,0 | |тонн | | | | | | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |в % к предыдущему году | 100,0 | 129,1 | 134,5 | 126,6 | 102,6 | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |объем городского резерва, тыс. | 82,0 | 131,1-134,1 |123,0-128,0 |124,0-128,0 |124,0-128,0| |тонн | | | | | | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |в % к предыдущему году | 100,0 | 161,7 | 94,6 | 100,4 | 100,0 | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |Объем организованных поставок | 3,15| 2,87-3,01 | 2,96-3,11 | 3,07-3,24 | 3,22-3,40 | |основных видов продовольствия из | | | | | | |регионов России (всего), млн. | | | | | | |тонн | | | | | | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |в % к предыдущему году | 99,4 | 93,3 | 103,2 | 104,0 | 104,9 | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |Доля отечественной продукции на | 65 | 56-60 | 56-60 | 58-63 | 65-70 | |оптовом продовольственном рынке | | | | | | |города (всего), % | | | | | | |В том числе: | | | | | | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |- мясо и мясопродукты | 31 | 32-33 | 32,4-33,4 | 32,8-33,8 | 33,2-34,2 | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |- масло животное | 56 | 56-60 | 56-60 | 58-63 | 65-70 | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |Производство основных видов | 2,98| 2,50 | 2,41-2,45 | 2,46-2,51 | 2,50-2,55 | |сельскохозяйственной продукции в | | | | | | |московских агропромышленных | | | | | | |холдингах, млн. тонн | | | | | | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |в % к предыдущему году | 122,0 | 83,6 | 97,2 | 102,3 | 101,6 | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |Объем организованных поставок | 1,17| 1,17-1,21 | 1,20-1,26 | 1,25-1,31 | 1,29-1,35 | |продукции московскими | | | | | | |агропромышленными холдингами, | | | | | | |млн. тонн | | | | | | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |в % к предыдущему году | 94,4 | 101,7 | 103,4 | 104,0 | 103,1 | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |Уровень самообеспечения города | 17,2 | 18,3 | 18,8 | 19,0 | 19,3 | |основными видами продовольствия, | | | | | | |% | | | | | | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |Объем организованных поставок | 1,98| 1,70-1,80 | 1,76-1,85 | 1,82-1,93 | 1,93-2,05 | |основных видов продовольствия по | | | | | | |кооперации из регионов России, | | | | | | |млн. тонн | | | | | | |в % к предыдущему году | 102,6 | 88,4 | 103,0 | 103,9 | 106,1 | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |Индекс потребительских цен на | 114,5 | 108,0 |108,0-109,0 |107,5-108,5 |106,5-107,5| |продовольственные товары - | | | | | | |декабрь к декабрю, % | | | | | | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |Количество регионов России, с | - | 9 | 20 | 30 | 40 | |которыми установлено | | | | | | |информационное взаимодействие по | | | | | | |обмену данными региональных | | | | | | |продовольственных балансов | | | | | | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |Количество предприятий оптового | - | - | 5 | 55 | 120 | |продовольственного комплекса, | | | | | | |подключенных к автоматизированной| | | | | | |системе идентификации документов,| | | | | | |подтверждающих качество и | | | | | | |безопасность продовольствия | | | | | | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |Доля охвата оптового оборота | 68 | 70-71 | 75-76 | 80-81 | 85-86 | |продовольствия Единой городской | | | | | | |автоматизированной | | | | | | |информационно-аналитической | | | | | | |системой в % от общего объема | | | | | | |оптового оборота | | | | | | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |Строительство объектов оптовой | - | - | - | - | 3/26,3 | |торговли продовольствием классов | | | | | | |"А" и "В" на новых земельных | | | | | | |участках, кол-во объектов/тыс. | | | | | | |кв. м | | | | | | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |Строительство объектов оптовой | 1/7,5 | - | - | 3/51,9 | 3/15,0 | |торговли продовольствием классов | | | | | | |"А" и "В" на действующих | | | | | | |предприятиях, кол-во объектов/ | | | | | | |тыс. кв. м | | | | | | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |Объем реализации основных видов |3464 | 3360 | 3510 | 3690 | 3890 | |продовольствия в розничную | | | | | | |торговую сеть города с | | | | | | |территориальных распределительных| | | | | | |центров, оптовых | | | | | | |продовольственных рынков и | | | | | | |комплексов оптовой торговли | | | | | | |продовольствием, тыс. тонн | | | | | | |в % к предыдущему году | 103,3 | 96,9 | 104,5 | 105,1 | 105,4 | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |Снижение количества аммиака на | 385 | 356 | 321 | 222 | 180 | |предприятиях оптового | | | | | | |продовольственного комплекса, | | | | | | |остаток на конец года, тонн | | | | | | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |в % к 2008 году | - | 92,5 | 83,4 | 57,7 | 46,8 | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |Оснащение предприятий оптового | - | 7,1 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | |продовольственного комплекса | | | | | | |локальными системами оповещения | | | | | | |(в % от общего количества | | | | | | |предприятий с наличием аммиака в | | | | | | |системах холодоснабжения) | | | | | | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |Снижение расхода электроэнергии в| - | 1,5 | 4,6 | 7,6 | 13,0 | |расчете на 1 тонну реализованной | | | | | | |продукции в % к 2008 году | | | | | | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |Привлечение инвестиционных | 26,4 | 31,9 | 38,4 | 40,2 | 46,2 | |ресурсов из негосударственных | | | | | | |источников, всего, млрд. руб. | | | | | | |В том числе: | | | | | | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |- на оптовые поставки | 15,6 | 25,1 | 27,8 | 31,7 | 31,6 | |продовольствия по годовым | | | | | | |программам предприятий | | | | | | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |- на инвестиционные | 10,8 | 6,8 | 10,6 | 8,5 | 14,6 | |(интеграционные) проекты развития| | | | | | |оптового продовольственного | | | | | | |комплекса | | | | | | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |Создание новых рабочих мест, раб.| 540 | 1200 | 760 | 930 | 1360 | |мест | | | | | | |---------------------------------|-------|-------------|------------|------------|-----------| |Объем налоговых поступлений в | 7,2 | 4,0 | 4,2 | 4,5 | 4,8 | |бюджет города Москвы от | | | | | | |организаций оптовой торговли | | | | | | |продовольствием, млрд. руб. | | | | | | ----------------------------------------------------------------------------------------------- Целевые социальные показатели Комплексной программы отражают основные социальные критерии продовольственной безопасности города: уровень потребления основных продуктов питания в семьях москвичей, экономическая (ценовая) доступность продовольствия для населения, качество и безопасность пищевых продуктов. В рамках наиболее вероятного сценария развития Комплексной программой предусматривается остановить наметившееся снижение размеров среднедушевого потребления некоторых основных продуктов питания в семьях москвичей в 2008-2009 годах (мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, овощи и бахчевые, фрукты и ягоды) и в 2012 году в целом превысить докризисный уровень потребления (табл. 5). Таблица 5 ПРОГНОЗНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ОСНОВНЫХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2012 ГОД (в расчете на одного жителя, кг/год) -------------------------------------------------------------------------------- |N |Наименование |2008 г.|2009 г.|2012 г. |Размеры |2012 г. | |п/п|продуктов |(факт) |(ожид.)|(прогноз)|потребления, |в % к | | | | | | |рекомендуемые|рекомендуемым| | | | | | |РАМН для |нормам | | | | | | |города Москвы| | |---|--------------------|-------|-------|---------|-------------|-------------| |1. |Мясо и мясопродукты | 89 | 78 | 89 | 90 | 98,9 | |---|--------------------|-------|-------|---------|-------------|-------------| |2. |Молоко и молочные | 223 | 218 | 229 | 400 | 57,3 | | |продукты (в | | | | | | | |пересчете на молоко)| | | | | | |---|--------------------|-------|-------|---------|-------------|-------------| |3. |Рыба и рыбопродукты | 23 | 23,5| 24 | 20 | 120,0 | |---|--------------------|-------|-------|---------|-------------|-------------| |4. |Овощи и бахчевые | 77 | 75 | 82 | 140 | 58,6 | |---|--------------------|-------|-------|---------|-------------|-------------| |5. |Фрукты и ягоды | 62 | 59 | 66 | 75 | 88,0 | -------------------------------------------------------------------------------- Целевые экономические показатели Комплексной программы ориентированы на поддержание необходимых балансовых соотношений в развитии отдельных звеньев и параметров системы обеспечения продовольственной безопасности города Москвы, в том числе: - баланса между потребностями города в основных видах продовольствия, включая личное потребление населения, и предложением товарных ресурсов на оптовом продовольственном рынке; - баланса между объемами оптового оборота на территории города Москвы и мощностями материально-технической базы оптового продовольственного комплекса; - территориального баланса мощностей по хранению сезонных запасов продукции с учетом их размещения в других субъектах Российской Федерации и в первую очередь в Московской области; - баланса финансового обеспечения мероприятий Комплексной программы с учетом общих лимитов средств, выделяемых из бюджета города Москвы на цели укрепления продовольственной безопасности города. Комплексная программа разработана с учетом требований поддержания баланса интересов московских и региональных товаропроизводителей, организаций оптовой и розничной торговли продовольственными товарами на оптовом продовольственном рынке города. Организация взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы и предпринимателей в решении задач обеспечения продовольственной безопасности, в том числе при выработке и реализации мероприятий Комплексной программы, строится на принципах государственно - частного партнерства. 4. Задачи Комплексной программы Для достижения поставленной цели и целевых социальных и экономических показателей задачи Городской целевой программы "Комплексная программа обеспечения продовольственной безопасности города Москвы на 2010-2012 годы" (рис. 2) определяются следующим образом: 1. Поддержание баланса между потребностями города в основных видах продовольствия, включая личное потребление населения, и предложением товарных ресурсов на оптовом продовольственном рынке за счет: 1.1. Реализации комплекса антикризисных мер, направленных на восстановление работоспособности предприятий оптового продовольственного комплекса города Москвы. 1.2. Диверсификации каналов поступления на оптовый рынок города основных видов продовольствия за счет поддержки и развития каналов поставок продовольствия, развития конкуренции и снижения затрат бюджетных средств на формирование годовых программ поставок. 1.3. Повышения уровня самообеспечения города путем завершения проектов создания агропромышленных холдингов, прироста производства и увеличения поставок в город Москву основных видов продовольствия из их интегрированных предприятий, роста объемов поставок отечественной продукции из субъектов Российской Федерации на основе развития агропромышленной кооперации. 1.4. Расширения ассортимента продукции государственного заказа города Москвы для гарантированного снабжения организаций социальной сферы и городского резерва для проведения стабилизационных операций на продовольственном рынке города. Рис. 2. Основные задачи Комплексной программы обеспечения продовольственной безопасности города Москвы на 2010-2012 годы ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |----------------------------------------- ---------------------------------------- | | |1.4|Расширение ассортимента продукции | |3.4|Ограничение предельных цен на | | | |----городского заказа для | |----закупку продовольствия в городской| | | |гарантированного снабжения организаций| |заказ и городской резерв, установление| | | |социальной сферы и городского резерва | |предельного прогнозного уровня | | | |для проведения стабилизационных | |закупочных цен при формировании | | | |операций на продовольственном рынке | |годовых программ поставок | | | |города | |продовольствия с поддержкой из | | | | | |городского бюджета | | |----------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------------------- | |----------------------------------------- ----------------------------------------|4.3|Использование для хранения | | | |1.3|Повышение уровня самообеспечения | |3.3|Проведение стабилизационных ||----продовольствия существующих | | | |----города за счет завершения проектов| |----операций путем выпуска ||современных складских терминалов, при | | | |создания агропромышленных | |продовольствия из городского ||необходимости строительство новых в | | | |холдингов, роста объемов поставок | |резервного фонда ||регионах России, в том числе в | | | |отечественной продукции из регионов | | ||Московской области, с учетом возможного | | | |Российской Федерации за счет развития | | ||размещения сезонных, а также до 25% | | | |кооперации | | ||объемов текущих запасов продовольствия в| | |----------------------------------------- ----------------------------------------|оптовом звене за пределами города | | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | |1.2|Диверсификация каналов поступления||2.1|Внедрение Автоматизированной ||3.2|Развитие конкурсности при |------------------------------------------ | | |----на оптовый рынок города основных ||----подсистемы информационной ||----распределении средств финансовой ||4.2|Реконструкция и модернизация | | | |видов продовольствия за счет поддержки||поддержки технического регулирования в||поддержки ||----существующих предприятий, | | | |и развития каналов поставок ||сфере безопасности и качества пищевой || ||постепенное сокращение складских | | | |продовольствия, развития конкуренции ||продукции (далее - АСТР) || ||площадей и использование территорий | | | |и снижения затрат бюджетных средств || || ||оптовых предприятий для нужд города | | | |на формирование годовых программ || || |------------------------------------------ | | |поставок || || |------------------------------------------ | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|4.1|Содействие в создании и | | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|----функционировании распределительных | | | |1.1|Реализация комплекса антикризисных||2.2|Разработка и реализация ||3.1|Развитие конкурентности на оптовом||центров и оптовых продовольственных | | | |----мер, направленных на восстано- ||----мероприятий городской программы по||----продовольственном рынке города ||рынков на предприятиях оптового | | | |вление работоспособности предприятий ||созданию условий повышения качества и || ||продовольственного комплекса для | | | |оптового продовольственного комплекса ||безопасности продовольствия || ||обслуживания предприятий | | | |города Москвы || || ||потребительского рынка различного | | | | || || ||формата | | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | | |Поддержание баланса между |1||Осуществление комплекса мер, |2||Сдерживание роста цен на оптовом |3||Развитие материально-технической базы |4| | | |потребностями города в основных --||направленных на усиление контроля за--||продовольственном рынке --||оптового продовольственного комплекса --| | | |видах продовольствия и предложением ||качеством и безопасностью || ||Москвы | | | |товарных ресурсов на оптовом ||продовольствия в оптовом || || | | | |продовольственном рынке ||продовольственном комплексе города || || | | | | ||за счет создания условий по || || | | | | ||предотвращению поступления || || | | | | ||недоброкачественной продукции на || || | | | | ||московский продовольственный рынок || || | | | | ||и опережающего развития систем || || | | | | ||технического регулирования || || | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | | /\ /\ /\ /\ | | | | | | | |--------------------|--------------------------------------|----------------------------------------|---------------------------------------|------------------------ | | |Комплексная программа обеспечения продовольственной безопасности города Москвы на 2010-2012 годы | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | | | | | | | | \/ \/ \/ \/ \/ | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | |Увеличение на 14-16% поставок |5||Внедрение и развитие |6||Поддержка малого и среднего|7||Внедрение и развитие нового |8||Развитие государственной |9| | | |основных видов отечественного --||инновационных и --||предпринимательства --||финансового механизма --||координации оптового --| | | |продовольствия в Москву из ||информационно-коммуникационных ||в оптовом продовольственном ||обеспечения продовольственной ||продовольственного рынка Москвы | | | |регионов России, снижение ||технологий в сфере обеспечения ||комплексе города ||безопасности города, ||на основе внесения | | | |импортной зависимости ||продовольственной безопасности || ||позволяющего ||законодательных инициатив по | | | | ||города || || ||вопросам | | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | |--------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------- | | |5.1|Развитие кооперации с ||6.1|Создание банка инноваций | |8.1|Повысить эффективность ||9.1|Развития государственного | | | |----региональными ||----в области управления | |----финансовой поддержки ||----партнерства с | | | |сельхозтоваропроизводителями || | |предприятий оптового ||саморегулируемыми организациями | | | | || | |продовольственного комплекса за ||оптового продовольственного | | | | || | |счет предоставления им займов ||комплекса и потребительского | | | | || | |и поручительств ||рынка в целях защиты интересов | | | | || | | ||потребителей в области качества и| | | | || | | ||безопасности продовольствия | | |--------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------- | |--------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------- | | |5.2|Поставки московскими ||6.2|Создание банка инноваций | |8.2|Оказать финансовую поддержку||Установления правил организации | | | |----агропромышленными холдингами,||----для сферы производства | |----новым направлениям ||работы предприятий оптового | | | |для чего необходимо: || | |обеспечения продовольственной ||продовольственного комплекса | | | |- формирование государственных |--------------------------------- |безопасности города ||города | | | |информационных ресурсов для |--------------------------------- --------------------------------------------------------------------- | | |управленческой деятельности; ||6.3|Внедрение | ----------------------------------- | | |- формирование каналов рыночной ||----автоматизированных систем | |9.2|Внесения изменений в Закон | | | |информации; ||управления в сфере обеспечения | |----города Москвы от 12.07.2006 | | | |- формирование межрегионального ||продовольственной безопасности | |N 39 "О продовольственной | | | |агропродовольственного рынка ||города Москвы, формирования | |безопасности города Москвы" в | | | |Москвы и России ||государственных информационных | |части изменения форм и методов | | |------------------------------------|ресурсов и развития системы | |финансовой поддержки | | | |рыночных каналов информации | ----------------------------------- | | --------------------------------- | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 2. Осуществление комплекса мер, направленных на усиление контроля за качеством и безопасностью продовольствия в оптовом продовольственном комплексе города за счет создания условий по предотвращению поступления недоброкачественной продукции на московский продовольственный рынок и опережающего развития систем технического регулирования путем: 2.1. Внедрения Автоматизированной подсистемы информационной поддержки технического регулирования в сфере безопасности и качества пищевой продукции. 2.2. Разработки и реализации мероприятий городской программы по созданию условий повышения качества и безопасности продовольствия. 3. Сдерживание роста цен на оптовом продовольственном рынке за счет: 3.1. Развития конкурентности на оптовом продовольственном рынке города. 3.2. Развития конкурсности при распределении средств финансовой поддержки. 3.3. Проведения стабилизационных операций путем выпуска продовольствия из городского резервного фонда. 3.4. Ограничения предельных цен на закупку продовольствия по городскому заказу и в городской резерв, установления предельного прогнозного уровня закупочных цен при формировании годовых программ поставок продовольствия с поддержкой из бюджета города Москвы. 4. Развитие материально-технической базы оптового продовольственного комплекса города Москвы путем: 4.1. Содействия в создании и функционировании распределительных центров и оптовых продовольственных рынков на предприятиях оптового продовольственного комплекса для обслуживания предприятий потребительского рынка. 4.2. Реконструкции и модернизации существующих предприятий, постепенного сокращения складских площадей и использования территорий оптовых предприятий для нужд города. 4.3. Использования для хранения продовольствия существующих современных складских терминалов, при необходимости строительства новых в субъектах Российской Федерации, в том числе в Московской области, с учетом возможного размещения сезонных, а также до 25% объемов текущих запасов продовольствия в оптовом звене за пределами города. 5. Увеличение на 10-12% поставок основных видов отечественного продовольствия в город Москву из субъектов Российской Федерации, снижение импортной зависимости за счет: 5.1. Поставок продукции московскими агропромышленными холдингами. 5.2. Развития кооперации с региональными сельхозтоваропроизводителями, для чего необходимо: - формирование государственных информационных ресурсов для управленческой деятельности; - формирование каналов рыночной информации; - формирование межрегионального агропродовольственного рынка города Москвы и России. 6. Внедрение и развитие инновационных и информационно - коммуникационных технологий в сфере обеспечения продовольственной безопасности города: 6.1. Создание банка инноваций в области управления. 6.2. Создание банка инноваций для сферы производства. 6.3. Внедрение автоматизированных систем управления в сфере обеспечения продовольственной безопасности города Москвы, формирование государственных информационных ресурсов, развитие системы рыночных каналов информации. 7. Поддержка малого и среднего предпринимательства в оптовом продовольственном комплексе города. 8. Проработка и внедрение нового финансового механизма обеспечения продовольственной безопасности города, позволяющего повысить эффективность финансовой поддержки предприятий оптового продовольственного комплекса. 9. Развитие государственной координации оптового продовольственного рынка Москвы на основе внесения законодательных инициатив по вопросам: 9.1. Развития государственного партнерства с саморегулируемыми организациями оптового продовольственного комплекса и потребительского рынка в целях защиты интересов потребителей в области качества и безопасности продовольствия. 9.2. Внесения изменений в Закон города Москвы от 12 июля 2006 г. N 39 "О продовольственной безопасности города Москвы" в части корректировки форм финансовой поддержки. В соответствии с установленными задачами основные приоритеты Программы на 2010-2012 годы по стратегическим направлениям обеспечения продовольственной безопасности города Москвы определяются следующим образом. 4.1. Поддержание баланса между потребностями города в основных видах продовольствия, включая личное потребление населения, и предложением товарных ресурсов на оптовом продовольственном рынке В условиях посткризисного состояния экономики центральной задачей обеспечения продовольственной безопасности города Москвы становится поддержание баланса между потребностями города, в том числе личным потреблением населения, с одной стороны, и предложением товарных ресурсов основных видов продовольствия - с другой (рис. 3). Рис. 3. Влияние Правительства Москвы на поддержание баланса спроса и предложения на продовольственном рынке Москвы в 2009 г. --------------------------------------------------------------------------------------- |--------------------------- ----------------------- --------------------------- | | |Поставки продовольствия,| |Поставки | |Потребность города | | | |проходящие через МТБ | |товаропроизводителями| |в продовольствии | | | |ОПК города Москвы, | |в розницу, | |11,3 млн. тонн | | | |всего - 8,1 млн. тонн, | |координируемые через | |-------------------------| | | |в том числе: | |ИАС, - 0,5 млн. тонн | ||Личное ||Торговля || | | |Правительство Москвы | |---------------- | ||потребление||в регионах|| | | |2,43 млн. тонн | ||Другие каналы | | ||10,3 млн. ||1,0 млн. || | | |----------- -----------| ||товародвижения| | ||тонн ||тонн || | | ||Городской| |Городской|| ||2,7 млн. тонн | | |-------------------------| | | ||резерв | |заказ || |---------------- | | | | | ||0,1 | |0,03 || | ------------------|-> <-|------------ | | | ||млн. тонн| |млн. тонн|| ----|------------------ ------------|-------------- | | |----------- -----------| | | | | |------------------- | | | | | ||Годовые программы| | | | | | ||2,3 млн. тонн | | | | | | |------------------- | | | | |--------------------------- | | | | -------|----- ----|-- | | |Предложение| |Спрос| | | ------------- ------- | | | ------ | | | ----------------|2009|---------------- | | ------ | --------------------------------------------------------------------------------------- В качестве приоритетных направлений данной задачи Комплексная программа рассматривает: - комплексную поддержку организаций оптового продовольственного комплекса города, обеспечивающую сохранение и укрепление их экономической и производственной дееспособности; - сохранение степени организованного влияния на продовольственный рынок города Москвы; - сохранение ценовой доступности продовольствия для населения города Москвы путем ресурсного насыщения рынка; - развитие конкуренции на оптовом продовольственном рынке города Москвы. В целях сохранения и укрепления экономической и производственной дееспособности организаций оптового продовольственного комплекса города Комплексной программой предусматривается: - взаимодействие с Временной комиссией по финансовому мониторингу организаций промышленности и строительства города Москвы; - реструктуризация выданных ранее бюджетных кредитов за счет средств бюджета города Москвы организациям оптового продовольственного комплекса на выполнение программ оптовых поставок продовольствия и инвестиционные (интеграционные) проекты; - оказание финансовой поддержки путем предоставления бюджетных инвестиций. Поддержание необходимого уровня организованного влияния на продовольственный рынок города в Комплексной программе предусматривается осуществлять за счет: - разработки прогнозных продовольственных балансов города Москвы для формирования товарных ресурсов продовольствия в соответствии с прогнозом изменения спроса населения и потребностями пищевой и перерабатывающей промышленности в сырье; - оптимизации объемов поставок по годовым программам с финансовой поддержкой города с доведением доли их влияния на потребление основных видов продовольствия населением города Москвы от одной трети в 2009 году до одной четверти в 2012 году при сохранении уровня влияния на рынок поставками, проходящими через материально-техническую базу оптового продовольственного комплекса, в объеме две трети от потребления; - формирования объемов и ассортимента государственного заказа города Москвы и городского резерва продовольствия в соответствии с потребностями организаций социальной сферы и возможностью проведения действенных стабилизационных операций на продовольственном рынке города; - оптимизации размещения сезонных и текущих запасов продовольствия в рамках организованных поставок в товаропроводящей сети города Москвы и других субъектов Российской Федерации, включая Московскую область, с содержанием в городе Москве городского резерва и государственного заказа города Москвы продовольствия, а также необходимого уровня технологических и торговых запасов не ниже показателей, ежегодно устанавливаемых Правительством Москвы. Сохранение ценовой доступности продовольствия для населения в условиях негативного влияния внешних факторов, являющихся следствием финансово-экономического кризиса, обеспечивается в Комплексной программе за счет: - совершенствования работы с организациями социальной сферы города Москвы и организационно-экономического механизма проведения стабилизационных операций на продовольственном рынке города; - определения стартовых условий для проведения торгов на закупку продовольствия по государственному заказу города Москвы и в городской резерв и формирования оптово-отпускных цен на эту продукцию с учетом возмещения затрат бюджета города Москвы; - установления предельного прогнозного уровня закупочных цен в рамках квалификационного отбора организаций и представленных ими годовых программ оптовых поставок продовольствия; - мониторинга выполнения годовых программ оптовых поставок продовольствия с финансовой поддержкой из бюджета города Москвы и корректировки программ в зависимости от складывающейся конъюнктуры продовольственного рынка; - снижения издержек обращения за счет развития прогрессивных форм организации оптовой торговли и логистики, повышения эффективности взаимодействия оптового и розничного звеньев торговли. Учитывая важность информации о ценах с точки зрения поддержания конъюнктуры продовольственного рынка, в рамках Комплексной программы осуществляется: - мониторинг закупочных, оптово-отпускных и потребительских цен, складывающихся на продовольственном рынке города; - развитие информационного взаимодействия участников продовольственного рынка и повышение информированности населения города о фактическом наличии в городе Москве необходимых запасов продовольствия, его качестве и потребительских ценах. В области развития конкуренции на оптовом продовольственном рынке города в Комплексной программе предусматривается привлечение в установленном порядке региональных товаропроизводителей к торгам на поставку продовольствия по государственному заказу города Москвы и в городской резерв, к участию в квалификационных отборах организаций и представленных ими годовых программ оптовых поставок продовольствия, а также инвестиционных (интеграционных) проектов. 4.2. Развитие механизмов технического регулирования и саморегулирования рынка в области качества и безопасности продовольствия Стратегическим направлением агропродовольственной политики Правительства Москвы является создание условий для обеспечения качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, производимых и/или находящихся в обороте на территории города. В рамках решения этой задачи Комплексная программа устанавливает следующие приоритеты на 2010-2012 годы: - взаимодействие с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в области обеспечения продовольственной безопасности города Москвы; - участие органов исполнительной власти города в развитии механизмов технического саморегулирования рынка в области качества и безопасности продовольствия, включая содействие в разработке и введении саморегулируемыми организациями оптового продовольственного комплекса стандартов качества пищевых продуктов, предоставление саморегулируемым организациям информационной поддержки в области качества и безопасности пищевых продуктов; - внедрение современных систем производственного контроля за качеством и безопасностью продовольствия на предприятиях оптового продовольственного комплекса, в том числе создание и укрепление производственно-технологических лабораторий и товароведческих служб, внедрение систем производственного контроля качества и менеджмента на базе ИСО и ХАССП; - реализация политики города Москвы в отношении производства и оборота пищевых продуктов, содержащих генно-модифицированные источники; - разработка и реализация Комплексной городской программы по повышению качества и безопасности продуктов питания в городе Москве с участием органов исполнительной власти города Москвы, уполномоченных контрольных и надзорных органов в сфере качества и безопасности пищевых продуктов. 4.3. Развитие материально-технической базы оптового продовольственного комплекса в городе Москве и в других субъектах Российской Федерации, включая Московскую область Эффективное развитие материально-технической базы оптового |