ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2012 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013 И 2014 ГОДОВ РУКОВОДСТВО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ (Д) В основу бюджетной политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах" (далее также Бюджетное послание) и Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации на период до 2012 года. 1. Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, положенные в основу формирования бюджетной политики на 2012 - 2014 годы По итогам 2010 года объем ВВП увеличился на 4%. При этом в 1-м полугодии темпы роста ВВП к аналогичному периоду 2009 года составили 4,3%, в дальнейшем они замедлились (в том числе из-за последствий аномальной жары). Основной вклад в рост ВВП в 2010 году внесли рост конечного потребления и запасов. В то же время следует отметить отрицательный вклад чистого экспорта в рост российской экономики. В январе - апреле 2011 года экономический рост составил 3,9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В целом в 2011 году в условиях достаточно высоких цен на нефть на уровне 105 долл. США за баррель ожидается рост российской экономики на уровне 4,2%. В 2012 году рост ВВП прогнозируется на уровне 3,5%, в 2013 году - 4,2%, в 2014 году - 4,6% (рисунок 1): Рисунок 1 Индекс физического объема ВВП (прирост в % к предыдущему году) -------------------------------------------------------------------------------------------------------- | 12,0 - | | | | | |10,0 | | 10,0 |----- | | || | | | || | 8,2 8,5 | | 8,0 || | 7,3 7,2 ----- ----- | | || | ----- ----- | | | | | | || | | | | | 6,4 | | | | | | 6,0 || | 5,1 | | | | ----- | | | | 5,2 | | || | ----- 4,7 | | | | | | | | | | ----- 4,6 | | || | | | ----- | | | | | | | | | | | | 4,0 4,2 4,2 ----- | | 4,0 || | | | | | | | | | | | | | | | | | ----- ----- 3,5 ----- | | | | || | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ----- | | | | | | || | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 2,0 || | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | || | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | || | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 0,0 |------------------------------------------------------------------------------------------ | | | | | | | | | | | | -2,0 | | | | | | | | | | | | | | | -4,0 | | | | | | | | | | | | | | | -6,0 | | | | | | | | | | | ----- | | -8,0 | -7,8 | | | | | | | | -10,0 - | | 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 | | <*> <**> <**> <**> | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Оценка. <**> Прогноз. В случае реализации этого сценария на докризисный уровень экономика вернется в конце 2011 - начале 2012 годов. Инвестиции в основной капитал в 2010 году увеличились на 6%, при этом годовые темпы их роста почти все второе полугодие 2010 года были на уровне 10%. Росту инвестиционного спроса в 2010 году способствовало расширение кредитования реального сектора, которое в 2010 году увеличилось на 12,1% к 2009 году. Увеличилась и доступность кредитов. Процентные ставки по кредитам реальному сектору снизились с 15,3% в 2009 году до 10,8% в 2010 году. Рост кредитования произошел во многом благодаря улучшению ситуации в банковской сфере. По итогам 2010 года активы банковского сектора увеличились на 14,9% к 2009 году. Рост инвестиций в основной капитал в январе - апреле 2011 года составил 0,1%. Во втором полугодии ожидается ускорение инвестиционного спроса, что приведет к росту инвестиций в основной капитал в 2011 году на 6% к 2010 году. В 2012 - 2014 годах рост инвестиций в основной капитал в среднем прогнозируется на уровне 8,7% в год. В 2012 году рост инвестиций будет во многом обеспечен инвестиционными программами естественных монополий, в дальнейшем прогнозируется ускорение роста инвестиций в обрабатывающих отраслях. Ожидается, что на фоне улучшающегося инвестиционного климата будет расти инвестирование частного сектора. Позитивным фактором роста в 2010 году являлось динамичное развитие промышленного производства (прирост за 2010 год по отношению к 2009 году составил 8,2%), особенно обрабатывающих производств (прирост - 11,8%). Наиболее высокими темпами роста характеризовалось производство транспортных средств и оборудования, электронного и оптического оборудования, производство машин и оборудования, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий. Рост обрабатывающих производств во многом был связан с ростом инвестиций. В январе - мае 2011 года объем промышленного производства увеличился на 5,2%, по итогам года ожидается рост на уровне 5,4%, что позволит уже в 2011 году выйти на докризисный уровень. К 2014 году объем промышленного производства вырастет на 18,2% по отношению к 2010 году, при этом обрабатывающие производства вырастут на 25,4%. Лидерами роста среди ведущих отраслей обрабатывающих производств будут производство машин и оборудования, производство транспортных средств и оборудования. В противоположность промышленности объем производства в сельском хозяйстве в 2010 году сократился по сравнению с 2009 годом на 11,9%. При этом в 2009 году и в первом полугодии 2010 года сельское хозяйство росло. Однако неблагоприятные погодные условия привели к сокращению производства в летние месяцы 2010 года, с сентября помесячная динамика (с учетом сезонного фактора) сельскохозяйственного производства вновь стала положительной. В январе - апреле 2011 года сельское хозяйство выросло на 0,6%, а по итогам всего года по оценке увеличится на 11,8%. В 2012 - 2014 годах ожидается прирост сельского хозяйства в среднем по 2,3% в год. Оборот розничной торговли по итогам 2010 г. вырос на 6,3%, в текущем году ожидается рост на 3,8%, в 2012 - 2014 годах - на уровне 5,3% в год. Платные услуги населению в 2010 году увеличились на 1,5%, в 2011 году ожидается рост на 4,2%, а в 2012 - 2014 годах - в среднем на 5,4% в год. Вместе с восстановлением экономики в 2010 году улучшилась ситуация на рынке труда. По итогам 2010 года уровень безработицы составил 7,5%, что меньше прошлогоднего значения на 0,9%. Этому способствовал как возобновившийся экономический рост, так и меры по реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда. В 2011 году ожидается дальнейшее снижение безработицы, уровень которой согласно прогнозу к 2014 году окажется ниже, чем в наиболее благополучном по данному показателю 2007 году (рисунок 2): Рисунок 2 Уровень безработицы (в % к экономически активному населению) -------------------------------------------------------------------------------------------------- | 12 - | | |10,5 | | |----- | | 10 || | 9 | | || | ----- 8,6 8,4 | | || | | | 8 ----- 8,2 ----- | | 8 || | | | ----- | | ----- 7,6 | | 7,5 | | || | | | | | | | | | ----- 7,2 | | ----- 6,8 6,6 | | || | | | | | | | | | | | ----- 6,1 6,3 | | | | ----- ----- 6,3 | | 6 || | | | | | | | | | | | | | ----- ----- | | | | | | | | ----- 5,8 | | || | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ----- | | || | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 4 || | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | || | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | || | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 2 || | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | || | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | || | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 0 ||---|T|---|T|---|T|---|T|---|T|---|T|---|T|---|T|---|T|---|T|---|T|---|T|---|T|---|T|---|- | | 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 | | <*> <**> <**> <**> | -------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Оценка. <**> Прогноз. Работодатели в 2010 году не только более активно нанимали работников, но и повышали зарплату. По итогам 2010 года реальная начисленная заработная плата выросла на 4,6% и достигла докризисного уровня. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника в 2010 году составила 21193 рубля. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2010 году увеличились на 4,1%. Структура использования денежных доходов населения в 2010 году по сравнению с 2009 годом существенно не изменилась. По-прежнему наибольшая часть доходов населения используется на потребление (69,9% в 2010 году против 69,5% в 2009 году). В то же время сохраняется относительно высокая норма сбережения - 14,5% в 2010 году (14,1% в 2009 году). По итогам 2011 года ожидается увеличение реальной заработной платы на 3,3%, а реальных располагаемых доходов населения - на 1,5%. В 2012 - 2014 годах прогнозируется рост реальных располагаемых доходов населения в среднем на 4,5% в год, реальной заработной платы - в среднем на 4,6% в год. В 2010 году доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 13,1%. При этом в среднем на душу населения прожиточный минимум в 2010 году составил 5688 рублей в месяц. В 2011 году эти показатели составят: доля бедного населения - 12,9%, прожиточный минимум - 6359 рублей. В 2014 году величина прожиточного минимума прогнозируется на уровне 8378 рублей, при этом доля бедного населения к 2014 году сократится до 12,4%. Последствия аномальной жары в 2010 году негативно отразились на инфляционных процессах. Из-за засухи в ведущих сельскохозяйственных регионах России в 2010 году урожай существенно снизился, что привело к значительному повышению цен на продукты питания начиная с III квартала 2010 года. В итоге общий рост потребительских цен в 2010 году составил 8,8%, что хуже первоначальных прогнозов. При этом уровень инфляции не превысил постсоветский минимум, достигнутый в 2009 году. В начале 2011 года наблюдалось значительное ускорение роста потребительских цен. Однако благодаря действиям Правительства Российской Федерации и Банка России, а также снижению продовольственных цен в мире рост цен замедлился. С начала года (по состоянию на 14 июня 2011 года) индекс потребительских цен составил 4,8%, по итогам года ожидается рост цен в пределах 6,5 - 7,5%. На 2012 год поставлена задача снижения инфляции до 6%, к 2014 году - до уровня, не превышающего 4 - 5%. Определенные риски роста уровня инфляции связаны с ростом цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, особенно в связи с либерализацией рынков. Прирост регулируемых тарифов на электроэнергию для всех категорий потребителей в 2010 году составил 17,5%, прирост тарифов на газ для всех категорий потребителей - 27,4%. В 2011 году прирост тарифов на электроэнергию оценивается на уровне 13 - 15%, на газ - 15,3%. В 2012 - 2014 годах планируется снизить прогноз прироста тарифов до уровня, близкого к прогнозу инфляции. Экспорт товаров в 2010 году составил 400,0 млрд. долл. США, что на 31,8% выше уровня 2009 года. Основной вклад в рост стоимостных объемов экспорта внес рост мировых цен на сырье. При этом в течение года темпы роста экспорта снижались в основном вследствие уменьшения эффекта базы. В январе - апреле 2011 года экспорт товаров составил 159,6 млрд. долл. США, по итогам года ожидается, что его объем составит 503,8 млрд. долл. США. К 2014 году экспорт товаров достигнет 536,5 млрд. долл. США. Импорт товаров в 2010 году составил 248,5 млрд. долл. США, что на 29,6% выше значения 2009 года. Рост был обусловлен увеличением реальных располагаемых доходов населения и увеличением инвестиционной активности, а также реальным укреплением рубля. Импорт товаров в январе - апреле 2011 года составил 91,3 млрд. долл. США, ожидаемая оценка по итогам года - 308,7 млрд. долл. США, прогноз на 2014 год - 444,6 млрд. долл. США. Таким образом, при замедлении темпов роста внешнеторгового оборота в принятых условиях прогноза цен на основные сырьевые товары российского экспорта прогнозируется сокращение положительного сальдо внешней торговли. Укрепляющийся рубль повысит экспортные доходы в прогнозируемый период, однако объем импорта будет расти более высокими темпами. В 2010 году тенденции, оказывающие воздействие на состояние внутреннего валютного рынка, носили разнонаправленный характер. В 2010 году возобновился рост реального курса рубля к доллару после небольшого снижения, отмеченного в 2008 - 2009 годах. Укрепление рубля к доллару в реальном выражении по итогам 2010 года составило 9,7% (по сравнению с 2009 годом). Реальный курс рубля к евро за 2010 год вырос на 15,5% (по сравнению с 2009 годом). Реальный эффективный курс рубля к иностранным валютам вырос (по сравнению с 2009 годом) на 9,6%. Тенденция к укреплению рубля продолжилась и в начале 2011 года. Реальное укрепление рубля к доллару в январе - апреле 2011 года составило 11,2%, реальное укрепление рубля к евро в январе - апреле 2011 года - 2,8%, реальный эффективный курс к иностранным валютам укрепился за этот период на 5,7%. Укрепление рубля будет поддерживать рост импорта, особенно инвестиционных и продовольственных товаров. По итогам текущего года индекс реального эффективного курса рубля оценивается на уровне 7,7%. В 2012 - 2014 годах данный индекс будет составлять - 3,5%, 2% и 1,2% соответственно. Средняя цена на нефть сорта "Юралс" на мировом рынке за 2010 год составила 78,2 долларов США за баррель, что существенно выше уровня 2009 года (61,1 долларов США за баррель). В январе - июне 2011 года средняя цена на нефть сорта "Юралс" составила 108,1 долл. США за баррель. В 2011 году средняя цена на нефть ожидается на уровне 105 долл. США за баррель. Во второй половине 2011 года и в 2012 году прогнозируется снижение цены нефти, что будет связано с возможным замедлением темпов экономического роста в странах - импортерах нефти, а также с решением Международного энергетического агентства о дополнительных поставках на мировой рынок 60 млн. баррелей нефти. В дальнейшем прогнозируется стабилизация цены нефти в ценах 2010 года (при увеличении до 97 долл. США за баррель в текущих ценах). В среднем в 2011 - 2014 годах прогнозируемый уровень цен будет существенно превышать рекордно высокие показатели начала 1980-х годов (рисунок 3 - не приводится). Как следует из этих данных, для цены на нефть всегда были характерны резкие и, как правило, трудно прогнозируемые изменения. Более того, в настоящее время динамика нефтяных цен во многом определяется ценами на производные финансовые инструменты, в том числе спекулятивные, и политическими факторами. В этой связи есть основания полагать, что в условиях глобализации и неопределенности тенденций экономического развития неустойчивость динамики нефтяных цен усилится. Это требует взвешенного подхода к формированию прогнозов, особенно для стран, экономика и бюджеты которых в значительной степени зависят от конъюнктуры нефтяного рынка, в том числе и для России. Таким образом, в 2012 - 2014 годах прогнозируется закрепление начавшегося в 2010 году экономического роста, преодоление последствий кризиса 2008 - 2009 годов, восстановление и превышение значений показателей, достигнутых накануне кризиса. Однако, как отмечено в Бюджетном послании, "многие элементы государственной политики, в том числе в бюджетной и налоговой сферах, пока не в полной мере настроены на стимулирование инновационного развития страны, не завершено формирование условий для модернизации и изменения модели экономического роста". Соответственно в Бюджетном послании подчеркнута необходимость формирования новой модели экономического роста, основанной в значительной степени на частной инициативе, постоянных инновациях, эффективной системе предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре. 2. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2012 - 2014 годы Как указано в Бюджетном послании, важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы. "Макроэкономическая стабильность, низкая инфляция, умеренная налоговая и долговая нагрузка, возможности для привлечения долгосрочных кредитных ресурсов могут и должны стать важнейшими конкурентными преимуществами России, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и соответственно расширение возможностей для решения социальных задач. Соответственно бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, сокращения дефицита, снижения зависимости от конъюнктурных доходов, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни, укрепления обороноспособности и безопасности, повышения эффективности и прозрачности государственного управления в условиях снижения зависимости от конъюнктурных доходов и сокращения дефицита". В Бюджетном послании поставлены приоритетные задачи бюджетной политики, определяющие стратегию развития страны, в том числе: 1) интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны, в том числе и прежде всего - путем полномасштабного внедрения программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и соответственно программных бюджетов; 2) создание в рамках переходного периода предпосылок для введения начиная с 2015 года правил использования нефтегазовых доходов и ограничений на размер дефицита федерального бюджета; 3) улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны; 4) повышение отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг; 5) эффективная децентрализация полномочий публично-правовых образований. Вклад федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов в интеграцию стратегического и бюджетного планирования будет состоять в том, что его разработка и исполнение будут осуществляться в увязке с корректировкой концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года при одновременном формировании государственных программ Российской Федерации и подготовкой к переходу начиная с 2013 года к "программному бюджету". Соответственно бюджетные параметры на 2012 - 2014 годы, а также положенные в их основу показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на этот период составят "отправную точку" для разработки и утверждения в 2012 году первого долгосрочного экономического прогноза и увязанной с ним долгосрочной бюджетной стратегии, а также основных государственных программ Российской Федерации. К настоящему времени Правительством Российской Федерации определен перечень государственных программ Российской Федерации, создана необходимая для их разработки нормативная и методическая база, федеральными органами исполнительной власти проводится подготовка проектов государственных программ Российской Федерации, которая должна быть завершена в декабре 2011 года. Одновременно с проектом Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" в Государственную Думу будет представлено аналитическое распределение расходов федерального бюджета по государственным программам Российской Федерации, основные параметры которого представлены в следующей таблице: Таблица 2.1 АНАЛИТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2011 - 2014 ГОДЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*> -------------------------------- <*> Предварительные данные, подлежащие уточнению в соответствии с распределением предельных объемов бюджетных ассигнований по статьям классификации расходов бюджетов. млрд. рублей --------------------------------------------------------------------------- | |2011 год|2012 год|2013 год|2014 год| |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------| |Всего по государственным программам |10200,6 |11762,4 |12667,9 |13160,0 | |(41 программа) | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------| |в % к общему объему расходов |92,5 |96,4 |94,3 |92,1 | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------| |I. Новое качество жизни (13 программ)|4588,1 |5623,8 |5847,4 |5841,2 | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------| |II. Инновационное развитие и |1781,6 |1837,8 |1832,6 |1844,9 | |модернизация экономики (17 программ) | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------| |III. Обеспечение национальной |1876,0 |1977,3 |2438,5 |2758,4 | |безопасности (2 программы) | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------| |IV. Сбалансированное региональное |818,1 |744,7 |621,4 |554,9 | |развитие (4 программы) | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------| |V. Эффективное государство |1136,8 |1578,8 |1927,9 |2160,5 | |(5 программ) | | | | | --------------------------------------------------------------------------- При этом в рамках подготовки к переходу к "программному бюджету" с 2012 года планируется ввести новую классификацию видов расходов федерального бюджета, обеспечивающую при сохранении всей необходимой бюджетной информации ее систематизацию в увязке с формируемыми государственными и ведомственными программами. Для решения задачи по сокращению дефицита федерального бюджета и соответственно подготовке к введению с 2015 года фискальных правил при формировании основных характеристик федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предлагается в основном исходить из сохранения сложившегося уровня расходов федерального бюджета в процентах к ВВП (без учета компенсации бюджетам государственных внебюджетных фондов доходов, выпадающих в результате снижения ставки страховых взносов) и его снижения в 2014 году (таблица 2.2): Таблица 2.2 ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2012 - 2014 ГОДЫ млрд. рублей ---------------------------------------------------------------------------------- | Показатель | 2011 год |2012 год|2013 год|2014 год| | | (закон) <*>| | | | |----------------------------------------|------------|--------|--------|--------| | Доходы | 10303,4 |10627,8 |11687,6 |12645,5 | |----------------------------------------|------------|--------|--------|--------| | % к ВВП | 19,3 |18,5 |18,4 |18,0 | |----------------------------------------|------------|--------|--------|--------| | Расходы (без учета компенсации | 11022,5 |11961,9 |13156,3 |14293,9 | | выпадающих доходов бюджетов | | | | | | государственных внебюджетных фондов РФ)| | | | | |----------------------------------------|------------|--------|--------|--------| | % к ВВП | 20,7 |20,8 |20,7 |20,3 | |----------------------------------------|------------|--------|--------|--------| | Компенсация выпадающих доходов | - |236,4 |275,6 |- | | государственных внебюджетных | | | | | | фондов в связи со снижением | | | | | | тарифов страховых взносов | | | | | |----------------------------------------|------------|--------|--------|--------| | Расходы (с учетом компенсации | 11022,5 |12198,3 |13431,9 |14293,9 | | выпадающих доходов бюджетов | | | | | | государственных внебюджетных | | | | | | фондов РФ) | | | | | |----------------------------------------|------------|--------|--------|--------| | % к ВВП | 20,7 |21,2 |21,2 |20,3 | |----------------------------------------|------------|--------|--------|--------| | Дефицит | -719,1 |-1570,5 |-1744,3 |-1648,4 | |----------------------------------------|------------|--------|--------|--------| | % к ВВП | -1,3 |-2,7 |-2,7 |-2,3 | ---------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Здесь и далее Федеральный закон о федеральном бюджете от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов". Такой подход обеспечивает сокращение дефицита федерального бюджета, в том числе - по сравнению с ранее утвержденными на 2012 - 2013 годы параметрами, некоторое сокращение ненефтегазового дефицита и сбережение части нефтегазовых доходов в Резервном фонде, однако цена на нефть, обеспечивающая сбалансированность федерального бюджета, будет расти (таблица 2.3): Таблица 2.3 ПОКАЗАТЕЛИ НЕНЕФТЕГАЗОВОГО БАЛАНСА В 2011 - 2014 ГОДАХ -------------------------------------------------------------------------------- | Показатель | 2011 | 2012 год | 2013 год | 2014 | | | год |----------------|----------------| год | | |(закон)| закон | проект | закон | проект | | |----------------------------|-------|-------|--------|-------|--------|-------| | Нефтегазовые доходы, |5228,2 |4390,0 |4942,2 |4653,2 |5228,6 |5444,3 | | млрд. рублей | | | | | | | |----------------------------|-------|-------|--------|-------|--------|-------| | в том числе: | | | | | | | |----------------------------|-------|-------|--------|-------|--------|-------| | Нефтегазовые доходы в |5228,2 |4390,0 |4792,2 |4653,2 |5060,3 |5258,4 | | условиях действующего | | | | | | | | законодательства | | | | | | | |----------------------------|-------|-------|--------|-------|--------|-------| | Дополнительная |- |- |150,0 |- |168,3 |185,9 | | фискальная нагрузка | | | | | | | | на газовую отрасль | | | | | | | |----------------------------|-------|-------|--------|-------|--------|-------| | Ненефтегазовый дефицит, |-5947,3|-6124,5|-6512,7 |-6448,9|-6973,0 |-7092,7| | млрд. рублей | | | | | | | |----------------------------|-------|-------|--------|-------|--------|-------| | в % к ВВП |-11,2 |-10,9 |-11,3 |-10,4 |-11,0 |-10,1 | |----------------------------|-------|-------|--------|-------|--------|-------| | Поступления в Резервный |676,9 |- |164,0 |- |51,4 |- | | фонд, млрд. рублей | | | | | | | |----------------------------|-------|-------|--------|-------|--------|-------| | Цена на нефть, долл. |105,0 |78,0 |93,0 |79,0 |95,0 |97,0 | | США за баррель | | | | | | | |----------------------------|-------|-------|--------|-------|--------|-------| | Цена на нефть, |118,3 |113,0 |124,6 |110,0 |125,2 |125,7 | | обеспечивающая | | | | | | | | сбалансированность бюджета,| | | | | | | | долл. США за баррель | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------- Таким образом, при формировании федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов будут созданы определенные предпосылки для снижения зависимости федерального бюджета от конъюнктурных доходов и подготовки к введению фискальных правил, но в целом для решения этой задачи необходимо будет подготовить и реализовать дополнительные меры в следующем бюджетном цикле. Следует отметить, что несмотря на меры по увеличению доходов федерального бюджета (в том числе по совершенствованию налогообложения газовой отрасли и индексации ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию) объем доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2012 - 2014 годах не достигает уровня доходов докризисного 2008 года, в том время как по расходам он будет существенно выше (таблица 2.4): Таблица 2.4 ТЕМПЫ РОСТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В РЕАЛЬНОМ ВЫРАЖЕНИИ К УРОВНЮ 2008 Г., % -------------------------------------------------------------------------------- | | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |-----------------------------|------|------|------|------|------|------|------| | Доходы в реальном выражении |100,0 |72,7 |75,6 |88,1 |85,7 |89,4 |92,1 | | в % к 2008 году | | | | | | | | |-----------------------------|------|------|------|------|------|------|------| | Расходы в реальном |100,0 |117,3 |112,9 |115,5 |120,6 |125,8 |127,5 | | выражении в % к 2008 году | | | | | | | | |-----------------------------|------|------|------|------|------|------|------| | Расходы в реальном |100,0 |117,3 |112,9 |115,5 |118,2 |123,3 |127,5 | | выражении (без учета | | | | | | | | | компенсации выпадающих | | | | | | | | | доходов государственных | | | | | | | | | внебюджетных фондов) в | | | | | | | | | % к 2008 году | | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------- Как указано в Бюджетном послании, необходима концентрация расходов на приоритетных направлениях, прежде всего связанных с улучшением условий жизни человека, адресном решении социальных проблем, повышении качества государственных и муниципальных услуг, стимулировании инновационного развития страны, в том числе исходя из: - безусловного исполнения законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих; - обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации; - индексации в 2012 году фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц и выплат, зависящих от размера денежного довольствия; - обеспечения реализации программ модернизации здравоохранения и образования; - обеспечения закупки новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий для военнослужащих, обеспечения постоянным и служебным жильем военных; - обеспечения реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов; - обеспечения с 2012 года полиции за счет средств федерального бюджета; - поддержки инновационного и инвестиционного развития. Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов будет первым федеральным бюджетом, который формируется и будет исполняться в условиях внедрения новых форм финансового обеспечения услуг, оказываемых федеральными государственными (казенными, бюджетными и автономными) учреждениями. К настоящему времени федеральными органами исполнительной власти приняты все необходимые для этого нормативные документы, в основном определена структура сети подведомственных им учреждений. По предварительным данным, с 1 января 2012 года из 8780 федеральных государственных учреждений 3600 будут функционировать в качестве казенных учреждений, 5140 - бюджетных учреждений (с расширенными полномочиями) и 40 - автономных учреждений. Одновременно с распределением предельных объемов бюджетных ассигнований по статьям классификации расходов федеральными органами исполнительной власти будут представлены сводные показатели государственных заданий на 2012 - 2014 годы, которые после утверждения бюджетных ассигнований будут доведены до соответствующих государственных учреждений. Тем самым уже в текущем бюджетном цикле в соответствии с поставленной в Бюджетном послании задачей будет заложена база для апробации и последующего развития в увязке с формируемыми государственными программами новых форм финансового обеспечения государственных услуг, повышения их доступности и качества, создания условий для оптимизации бюджетной сети, стимулов для повышения результативности деятельности государственных учреждений и их работников. Как отмечено в Бюджетном послании, основными направлениями работы по децентрализации полномочий должны стать подготовка и реализация предложений по передаче субъектам Российской Федерации федеральных государственных учреждений в сферах образования, здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, оптимизации субсидий региональным бюджетам, в том числе - их консолидация в рамках государственных программ Российской Федерации и повышение доли субсидий, распределяемых непосредственно федеральным законом о федеральном бюджете, стимулированию субъектов Российской Федерации по наращиванию налогового потенциала, сокращению предоставления кредитов субъектам Федерации. При формировании проекта федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов в рамках перевода с 2012 года финансового обеспечения полиции на федеральный уровень планируется: - передать субъектам Российской Федерации федеральные учреждения среднего профессионального образования, полномочия в области содействия занятости населения (за исключением социальных выплат безработным гражданам) и учреждения, осуществляющие дезинфекционную деятельность; - исходить из финансового обеспечения выплат пособий при устройстве детей-сирот в семью, содержания детей-сирот в семье опекуна и в приемных семьях, реализации мер по социальной поддержке реабилитированных лиц за счет собственных средств бюджетов субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в результате сокращения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение полиции; - передать в федеральный бюджет часть доходных источников, администрируемых федеральными органами исполнительной власти (государственную пошлину за регистрацию транспортных средств и штрафов за административные правонарушения в сфере дорожного движения) или фактически являющихся одной из форм межбюджетных трансфертов (часть акцизов на алкогольную продукцию, распределяемых по нормативам). В целях реализации поставленной в Бюджетном послании задачи по стимулированию наращивания налогового потенциала в федеральном бюджете на 2012 год предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 10 млрд. рублей на поощрение субъектов Российской Федерации, обеспечивших наилучшие результаты в развитии предпринимательства, привлечении инвестиций, увеличении доходов бюджетов. Реализация этих и других мер в рамках формирования межбюджетных отношений на 2012 - 2014 годы составит первый, подготовительный этап комплексной работы по совершенствованию разграничения полномочий и развития системы межбюджетных отношений. Таким образом, в 2012 - 2014 годах будут обеспечены условия для устойчивого экономического развития и сохранения макроэкономической стабильности при безусловном исполнении принятых расходных обязательств Российской Федерации, реализации ключевых приоритетов социально-экономического развития страны, повышения эффективности бюджетных расходов, совершенствования межбюджетных отношений и решения других задач бюджетной политики, сформулированных в Бюджетном послании и других документах стратегического планирования. 3. Основные параметры бюджетной системы и основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов характеризуется некоторой стабилизацией после существенного снижения в 2009 году доходов на уровне 35,4 - 34,6% к ВВП, снижением общего объема расходов с 38,6% до 37,1% к ВВП и дефицита с 3,1% до 2,5% к ВВП (таблица 3.1): Таблица 3.1 ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ млрд. рублей ---------------------------------------------------------------------------------- | Показатели | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| | Доходы, всего |16198,4|13552,5|15737,5|19325,1|20406,6|22439,9|24360,3| |------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| | % к ВВП |38,8 |34,9 |35,0 |36,3 |35,5 |35,4 |34,6 | |------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| | в том числе: | | | | | | | | |------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| | Федеральный бюджет |9275,9 |7337,8 |8305,4 |10303,4|10627,8|11687,6|12645,5| |------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| | Бюджеты государственных|3253,3 |3789,2 |4814,5 |5540,2 |6675,5 |7373,1 |8130,5 | | внебюджетных фондов РФ | | | | | | | | |------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| | - в том числе доходы |1654,4 |1656,4 |2034,8 |3071,5 |3618,3 |4022,4 |4402,4 | | без учета межбюджетных | | | | | | | | | трансфертов | | | | | | | | |------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| | Консолидированные |6196,1 |5923,6 |6534,2 |7025,8 |7295,4 |7746,4 |8277,1 | | бюджеты субъектов РФ | | | | | | | | |------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| | - в том числе доходы |5101,4 |4437,5 |5155,9 |5682,5 |6160,5 |6729,9 |7312,4 | | без учета межбюджетных | | | | | | | | | трансфертов | | | | | | | | |------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| | Территориальные фонды |536,7 |479,1 |587,8 |849,1 |871,6 |984,7 |1122,5 | | обязательного | | | | | | | | | медицинского | | | | | | | | | страхования | | | | | | | | |------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| | - в том числе доходы |166,7 |120,8 |241,4 |267,7 |0,0 |0,0 |0,0 | | без учета межбюджетных | | | | | | | | | трансфертов | | | | | | | | |------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| | Расходы, всего |14169,7|16328,0|17614,5|20089,8|22195,8|24374,6|26149,5| |------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| | % к ВВП |34,0 |42,1 |39,2 |37,7 |38,6 |38,4 |37,1 | |------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| | в том числе: | | | | | | | | |------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| | Федеральный бюджет |7570,9 |9660,1 |10117,5|11022,5|12198,3|13431,9|14293,9| |------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| | - в том числе расходы |4893,9 |6386,7 |5981,6 |7233,1 |8341,8 |9459,7 |10077,4| | без учета межбюджетных | | | | | | | | | трансфертов | | | | | | | | |------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| | Бюджеты государственных|2897,8 |3587,2 |4779,5 |5529,7 |6672,8 |7367,2 |8122,5 | | внебюджетных фондов РФ | | | | | | | | |------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| | - в том числе расходы |2728,7 |3478,6 |4675,8 |5205,9 |5782,2 |6359,5 |6977,0 | | без учета межбюджетных | | | | | | | | | трансфертов | | | | | | | | |------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| | Консолидированные |6250,5 |6252,9 |6634,1 |7081,9 |7516,8 |7942,7 |8425,9 | | бюджеты субъектов РФ | | | | | | | | |------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| | - в том числе расходы |6047,0 |5983,6 |6369,3 |6801,7 |7200,2 |7570,7 |7972,6 | | без учета межбюджетных | | | | | | | | | трансфертов | | | | | | | | |------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| | Территориальные фонды |500,1 |479,1 |587,8 |849,1 |871,6 |984,7 |1122,5 | | обязательного | | | | | | | | | медицинского | | | | | | | | | страхования | | | | | | | | |------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| | Дефицит (-), всего |2028,7 |-2775,5|-1877,0|-764,7 |-1789,2|-1934,7|-1789,2| |------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| | % к ВВП |4,8 |-7,2 |-4,2 |-1,4 |-3,1 |-3,0 |-2,5 | ---------------------------------------------------------------------------------- Доля федерального бюджета в доходах бюджетной системы (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 53,3% в 2011 году до 51,9% в 2014 году, в расходах - возрастет с 36% в 2011 году до 38,5% в 2014 году. Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 15,9% в 2011 году до 18,1% в 2014 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы возрастет с 25,9% в 2011 году до 26,7% в 2014 году. Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 30,8% в 2011 году до 30% в 2014 году, доля расходов - с 38,1% в 2011 году до 34,8% в 2014 году. Основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 - 2014 годы и соответствуют основным положениям Бюджетного послания, в том числе о необходимости последовательного сокращения размера дефицита федерального бюджета (таблица 3.2): Таблица 3.2 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2010 - 2014 ГОДЫ млрд. рублей ------------------------------------------------------------------- | |2010 год|2011 год| Проект | | |(отчет) |(закон) |--------------------------| | | | |2012 год|2013 год|2014 год| |--------------------|--------|--------|--------|--------|--------| | Доходы, всего |8305,4 |10303,4 |10627,8 |11687,6 |12645,5 | |--------------------|--------|--------|--------|--------|--------| | % к ВВП |18,5 |19,3 |18,5 |18,4 |18,0 | |--------------------|--------|--------|--------|--------|--------| | Расходы, всего |10117,5 |11022,5 |12198,3 |13431,9 |14293,9 | |--------------------|--------|--------|--------|--------|--------| | % к ВВП |22,5 |20,7 |21,2 |21,2 |20,3 | |--------------------|--------|--------|--------|--------|--------| | в том числе условно| | | |335,8 |714,7 | | утверждаемые | | | | | | |--------------------|--------|--------|--------|--------|--------| | % к общему объему |0,0 |0,0 |0,0 |2,5 |5,0 | | расходов | | | | | | |--------------------|--------|--------|--------|--------|--------| | Дефицит |-1812,1 |-719,1 |-1570,5 |-1744,3 |-1648,4 | |--------------------|--------|--------|--------|--------|--------| | % к ВВП |-4,0 |-1,3 |-2,7 |-2,7 |-2,3 | ------------------------------------------------------------------- В 2012 - 2014 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 19,3% к ВВП в 2011 году до 18,5% в 2012 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 18,0% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 9,8% к ВВП в 2011 году до 7,7% к ВВП в 2014 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 годом на 0,8% к ВВП и в 2014 году достигают 10,3% к ВВП (таблица 3.3): Таблица 3.3 ДИНАМИКА ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА млрд. рублей --------------------------------------------------------------------- | Показатель |2010 год|2011 год| Проект | | |(отчет) |(закон) |--------------------------| | | | |2012 год|2013 год|2014 год| |----------------------|--------|--------|--------|--------|--------| | Доходы, всего |8305,4 |10303,4 |10627,8 |11687,6 |12645,5 | |----------------------|--------|--------|--------|--------|--------| | в % к ВВП |18,5 |19,3 |18,5 |18,4 |18,0 | |----------------------|--------|--------|--------|--------|--------| | в том числе: | | | | | | |----------------------|--------|--------|--------|--------|--------| | Нефтегазовые доходы |3830,7 |5228,2 |4942,2 |5228,6 |5444,3 | |----------------------|--------|--------|--------|--------|--------| | в % к ВВП |8,5 |9,8 |8,6 |8,2 |7,7 | |----------------------|--------|--------|--------|--------|--------| | Ненефтегазовые доходы|4474,7 |5075,2 |5685,6 |6458,9 |7201,2 | |----------------------|--------|--------|--------|--------|--------| | в % к ВВП |10,0 |9,5 |9,9 |10,2 |10,3 | |----------------------|--------|--------|--------|--------|--------| | Доля в общем объеме |100,0 |100,0 |100,0 |100,0 |100,0 | | доходов, % | | | | | | |----------------------|--------|--------|--------|--------|--------| | в том числе: | | | | | | |----------------------|--------|--------|--------|--------|--------| | Нефтегазовые доходы |46,1 |50,7 |46,5 |44,7 |43,1 | |----------------------|--------|--------|--------|--------|--------| | Ненефтегазовые доходы|53,9 |49,3 |53,5 |55,3 |56,9 | --------------------------------------------------------------------- Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2012 - 2014 годах обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки "Юралс", курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи углеводородного сырья и экспорта нефти и нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП. Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2012 - 2014 годах по отношению к 2011 году связано в основном с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам. Рост поступления акцизов по подакцизным товарам обусловлен планируемым внесением изменений в бюджетное законодательство в части установления норматива зачисления в доходы федерального бюджета акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% в размере 60 процентов (в рамках сбалансированного предложения в связи с переводом полиции на финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета). В 2012 - 2014 годах планируется рост расходов федерального бюджета как в номинальном, так и в реальном выражении (таблица 3.4): Таблица 3.4 ДИНАМИКА РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ------------------------------------------------------------------ | Показатель |2011 год | Прогноз | | | (закон) |--------------------------| | | |2012 год|2013 год|2014 год| |----------------------------------------------------------------| | Прирост к предыдущему году (расходы всего): | |----------------------------------------------------------------| |млрд. рублей |905,0 |1175,8 |1233,6 |862,0 | |---------------------------|---------|--------|--------|--------| |% (в номинальном выражении)|8,9 |10,7 |10,1 |6,4 | |---------------------------|---------|--------|--------|--------| |% (в реальном выражении) |2,3 |4,4 |4,4 |1,4 | |----------------------------------------------------------------| | Прирост к предыдущему году | | (расходы без учета компенсации выпадающих доходов | | государственных внебюджетных фондов РФ): | |----------------------------------------------------------------| |млрд. рублей |905,0 |939,4 |1194,4 |1137,6 | |---------------------------|---------|--------|--------|--------| |% (в номинальном выражении)|8,9 |8,5 |10,0 |8,6 | |---------------------------|---------|--------|--------|--------| |% (в реальном выражении) |2,3 |2,4 |4,3 |3,5 | ------------------------------------------------------------------ В 2012 - 2014 годах планируется перейти к восстановлению использованных в период кризиса средств Резервного фонда и его пополнению за счет дополнительных нефтегазовых доходов, однако в процентах к ВВП его объем будет снижаться (таблица 3.5): Таблица 3.5 ПРОГНОЗ ОБЪЕМА РЕЗЕРВНОГО ФОНДА млрд. рублей ------------------------------------------------------------------- | Показатель |2011 год|2012 год|2013 год|2014 год| | |(закон) | | | | |-----------------------------|--------|--------|--------|--------| | Объем Резервного фонда на |775,2 |1408,1 |1568,2 |1618,9 | | начало года | | | | | |-----------------------------|--------|--------|--------|--------| | % к ВВП |1,5 |2,4 |2,5 |2,3 | |-----------------------------|--------|--------|--------|--------| | Курсовая разница |-44,0 |-3,9 |-0,7 |5,5 | |-----------------------------|--------|--------|--------|--------| | Пополнение (использование) |676,9 |164,0 |51,4 |- | | средств Резервного фонда | | | | | |-----------------------------|--------|--------|--------|--------| | Объем Резервного фонда на |1408,1 |1568,2 |1618,9 |1624,4 | | конец года | | | | | |-----------------------------|--------|--------|--------|--------| | % к ВВП |2,6 |2,7 |2,6 |2,3 | ------------------------------------------------------------------- Средства Фонда национального благосостояния в 2012 - 2014 годах планируется использовать в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан (таблица 3.6): Таблица 3.6 ПРОГНОЗ ОБЪЕМА ФОНДА НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ млрд. рублей --------------------------------------------------------------------- | Показатель |2011 год|2012 год|2013 год|2014 год| | |(закон) | | | | |-------------------------------|--------|--------|--------|--------| | Объем Фонда национального |2695,5 |2555,3 |2542,3 |2531,4 | | благосостояния на начало года | | | | | |-------------------------------|--------|--------|--------|--------| | % к ВВП |5,1 |4,4 |4,0 |3,6 | |-------------------------------|--------|--------|--------|--------| | Поступления и курсовая разница|-135,2 |-5,5 |-0,9 |29,9 | |-------------------------------|--------|--------|--------|--------| | Использование средств Фонда |-5,0 |-7,5 |-10,0 |-10,0 | | национального благосостояния | | | | | | (софинансирование пенсионных | | | | | | накоплений) | | | | | |-------------------------------|--------|--------|--------|--------| | Объем Фонда национального |2555,3 |2542,3 |2531,4 |2551,3 | | благосостояния на конец года | | | | | |-------------------------------|--------|--------|--------|--------| | % к ВВП |4,8 |4,4 |4,0 |3,6 | |-------------------------------|--------|--------|--------|--------| | Средства Фонда национального |648,5 |550,7 |474,0 |472,6 | | благосостояния, размещенные в | | | | | | финансовых активах | | | | | |-------------------------------|--------|--------|--------|--------| | Объем Фонда национального |1906,8 |1991,6 |2057,4 |2078,7 | | благосостояния на конец года | | | | | | без учета размещения в | | | | | | финансовых активах | | | | | --------------------------------------------------------------------- Финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности (таблица 3.7): Таблица 3.7 ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА млрд. рублей ------------------------------------------------------------------- | Показатель | 2011 год | Прогноз | | | (закон) |--------------------------------| | | | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |---------------------|----------|----------|----------|----------| | Всего источников |1391,0 |1727,0 |1785,7 |1638,4 | |---------------------|----------|----------|----------|----------| | Государственные |1311,3 |1592,3 |1601,7 |1626,1 | | заимствования, всего| | | | | |---------------------|----------|----------|----------|----------| | в том числе: | | | | | |---------------------|----------|----------|----------|----------| | привлечение |1801,1 |2181,7 |2284,0 |2474,1 | |---------------------|----------|----------|----------|----------| | погашение |-489,8 |-589,4 |-682,3 |-848,0 | |---------------------|----------|----------|----------|----------| | Приватизация |298,0 |276,1 |309,4 |300,0 | |---------------------|----------|----------|----------|----------| | Иные источники |-218,3 |-141,4 |-125,4 |-287,7 | ------------------------------------------------------------------- 4. Прогноз доходов федерального бюджета на 2012 - 2014 годы Прогноз доходов федерального бюджета на 2012 - 2014 годы рассчитан на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, одобренных Правительством Российской Федерации 21 апреля 2011 года. Основные показатели, использованные для прогноза доходов федерального бюджета на 2012 - 2014 годы, представлены в таблице 4.1: Таблица 4.1 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДЛЯ ПРОГНОЗА ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Показатель | Ед. | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | | | изм. |-----------------|-------------------|-------------------|-------------------| | | |закон|% к |прогноз|% к |прогноз|% к |прогноз|% к | | | | |предыдущему| |предыдущему| |предыдущему| |предыдущему| | | | |году | |году | |году | |году | |---------------------|--------|-----|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Объем ВВП | млрд. |53274| 118,5 | 57532 | 108,0 | 63436 | 110,3 | 70409 | 111,0 | | | руб. | | | | | | | | | |---------------------|--------|-----|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Курс доллара США | руб. за|28,4 | 93,4 | 27,9 | 98,2 | 27,9 | 100,0 | 28,0 | 100,4 | | (среднегодовой) | долл. | | | | | | | | | | | США | | | | | | | | | |---------------------|--------|-----|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Цена на нефть | долл./ |105,0| 134,3 | 93,0 | 88,6 | 95,0 | 102,2 | 97,0 | 102,1 | | марки "Юралс" | барр. | | | | | | | | | |---------------------|--------|-----|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Цена на газ | долл./ |337,0| 126,0 | 349,1 | 103,6 | 342,3 | 98,1 | 350,0 | 102,2 | | (среднеконтрактная, | тыс. | | | | | | | | | | включая | куб. м | | | | | | | | | | страны СНГ) | | | | | | | | | | |---------------------|--------|-----|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Цена на газ (ДЗ) | долл./ |382,5| 124,9 | 394,9 | 103,2 | 381,0 | 96,5 | 389,6 | 102,2 | | | тыс. | | | | | | | | | | | куб. м | | | | | | | | | |---------------------|--------|-----|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Объем импорта, | млрд. |288,4| 126,9 | 331,8 | 115,0 | 375,3 | 113,1 | 423,9 | 112,9 | | всего | долл. | | | | | | | | | |---------------------|--------|-----|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Налогооблагаемый | млрд. |268,6| 125,9 | 308,9 | 115,0 | 350,6 | 113,5 | 401,3 | 114,5 | | объем импорта | долл. | | | | | | | | | |---------------------|--------|-----|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Объем экспорта, | млрд. |500,2| 127,9 | 490,7 | 98,1 | 508,7 | 103,7 | 532,8 | 104,7 | | всего | долл. | | | | | | | | | |---------------------|--------|-----|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Объемы экспорта: | | | | | | | | | | |---------------------|--------|-----|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | нефти | млн. |242,0| 96,8 | 241,0 | 99,6 | 240,0 | 99,6 | 241,0 | 100,4 | | | тонн | | | | | | | | | |---------------------|--------|-----|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | газа | млрд. |201,3| 113,2 | 220,7 | 109,6 | 240,6 | 109,0 | 246,4 | 102,4 | | | куб. м | | | | | | | | | |---------------------|--------|-----|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | нефтепродуктов | млн. |133,9| 101,0 | 134,0 | 100,1 | 134,0 | 100,0 | 132,6 | 99,0 | | | тонн | | | | | | | | | |---------------------|--------|-----|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Налогооблагаемые | | | | | | | | | | | объемы экспорта: | | | | | | | | | | |---------------------|--------|-----|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | нефти | млн. |200,0| 88,5 | 197,9 | 99,0 | 197,2 | 99,6 | 197,9 | 100,4 | | | тонн | | | | | | | | | |---------------------|--------|-----|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | газа | млрд. |117,5| 104,9 | 133,8 | 113,9 | 153,2 | 114,5 | 157,6 | 102,9 | | | куб. м | | | | | | | | | |---------------------|--------|-----|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | нефтепродуктов | млн. |128,9| 98,6 | 129,0 | 100,1 | 129,0 | 100,0 | 127,6 | 98,9 | | | тонн | | | | | | | | | |---------------------|--------|-----|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Налогооблагаемые | | | | | | | | | | | объемы добычи: | | | | | | | | | | |---------------------|--------|-----|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | нефти | млн. |445,8| 101,0 | 447,3 | 100,3 | 443,8 | 99,2 | 452,6 | 102,0 | | | тонн | | | | | | | | | |---------------------|--------|-----|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | газа | млрд. |584,6| 102,2 | 609,4 | 104,2 | 634,1 | 104,1 | 638,6 | 100,7 | | | куб. м | | | | | | | | | |---------------------|--------|-----|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | газового | млн. |18,6 | 102,8 | 19,0 | 102,2 | 19,9 | 104,7 | 20,6 | 103,5 | | конденсата | тонн | | | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Прогноз доходов сформирован с учетом предлагаемых к принятию изменений в налоговое и бюджетное законодательство, а также нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, касающихся внешнеэкономической деятельности и вступающих в действие с 1 января 2012 года (таблица 4.2): Таблица 4.2 ИЗМЕНЕНИЕ ДОХОДНОЙ БАЗЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В СВЯЗИ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ ПО ИЗМЕНЕНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ДРУГИМИ МЕРАМИ, НАПРАВЛЕННЫМИ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ДОХОДОВ млрд. рублей -------------------------------------------------------------------------------- |N | Наименование |2012 год|2013 год|2014 год| |--|------------------------------------------------|--------|--------|--------| | | Изменение законодательства - всего |259,2 |337,1 |471,7 | |--|------------------------------------------------|--------|--------|--------| | | % к ВВП |0,5 |0,5 |0,7 | |--|------------------------------------------------|--------|--------|--------| | | в том числе: | | | | |--|------------------------------------------------|--------|--------|--------| |1.| индексация специфических ставок акцизов на |6,9 |52,6 |158,2 | | | табачную продукцию (установление ставок с 1 | | | | | | июля 2012 г. в размере 390 руб. за 1 тыс. | | | | | | штук, с 1 января 2013 г. - 550 руб., с 1 | | | | | | января 2014 г. - 800 руб.) | | | | |--|------------------------------------------------|--------|--------|--------| |2.| индексация специфических ставок акцизов на |1,2 |7,0 |12,7 | | | алкогольную продукцию, пиво и вина | | | | | | натуральные, ввозимые на территорию | | | | | | Российской Федерации | | | | |--|------------------------------------------------|--------|--------|--------| |3.| индексация ставок НДПИ на газ горючий |121,6 |168,3 |185,9 | | | природный для налогоплательщиков, являющихся | | | | | | собственниками объектов Единой системы | | | | | | газоснабжения (установление ставок с 1 | | | | | | января 2012 г. в размере 431 руб. за 1 тыс. | | | | | | куб. м, с 1 января 2013 г. - 502 руб., с 1 | | | | | | января 2014 г. - 544 руб.), и иные решения | | | | |--|------------------------------------------------|--------|--------|--------| |4.| отмена льгот по вывозной таможенной пошлине |28,4 | | | | | для Талаканского нефтегазоконденсатного | | | | | | месторождения Восточной Сибири и изменение | | | | | | объемов экспорта газа природного | | | | |--|------------------------------------------------|--------|--------|--------| |5.| установление норматива зачисления в доходы |64,0 |71,7 |76,9 | | | федерального бюджета акцизов на алкогольную | | | | | | продукцию с объемной долей этилового спирта | | | | | | свыше 9% в размере 60% <*> | | | | |--|------------------------------------------------|--------|--------|--------| |6.| зачисление в доходы федерального бюджета |28,2 |28,2 |28,2 | | | государственной пошлины за государственную | | | | | | регистрацию транспортных средств и иные | | | | | | юридически значимые действия, связанные с | | | | | | изменениями и выдачей документов на | | | | | | транспортные средства, выдачей | | | | | | регистрационных знаков <*> | | | | |--|------------------------------------------------|--------|--------|--------| |7.| зачисление в доходы федерального бюджета |8,9 |9,3 |9,8 | | | денежных взысканий (штрафов) за | | | | | | административные правонарушения в области | | | | | | дорожного движения <*> | | | | -------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> В связи с переводом полиции на финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета. Основная часть прогнозируемых доходов (около 90%) будет обеспечена поступлениями по таможенным пошлинам (34 - 37%), налогу на добавленную стоимость (32 - 35%), налогу на добычу полезных ископаемых (17%) и налогу на прибыль организаций (3%). Прогноз доходов федерального бюджета по основным источникам представлен в таблице 4.3: Таблица 4.3 ПРОГНОЗ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА млрд. рублей ---------------------------------------------------------------------------- | Показатель | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | | |------------|------------|------------|------------| | | закон |% к |прогноз|% к |прогноз|% к |прогноз|% к | | | |ВВП | |ВВП | |ВВП | |ВВП | |----------------------|-------|----|-------|----|-------|----|-------|----| | Доходы, всего |10303,4|19,3|10627,8|18,5|11687,6|18,4|12645,5|18,0| |----------------------|-------|----|-------|----|-------|----|-------|----| | в том числе: | | | | | | | | | |----------------------|-------|----|-------|----|-------|----|-------|----| | Нефтегазовые доходы |5228,2 |9,8 |4942,2 |8,6 |5228,6 |8,2 |5444,3 |7,7 | |----------------------|-------|----|-------|----|-------|----|-------|----| | Доля нефтегазовых |50,7 |- |46,5 |- |44,7 |- |43,1 |- | | доходов в общем | | | | | | | | | | объеме доходов, % | | | | | | | | | |----------------------|-------|----|-------|----|-------|----|-------|----| | НДПИ |1862,4 |3,5 |1804,4 |3,1 |1962,4 |3,1 |2076,9 |2,9 | |----------------------|-------|----|-------|----|-------|----|-------|----| | Таможенные пошлины |3365,8 |6,3 |3137,8 |5,5 |3266,2 |5,1 |3367,4 |4,8 | |----------------------|-------|----|-------|----|-------|----|-------|----| | Ненефтегазовые доходы|5075,2 |9,5 |5685,6 |9,9 |6459,0 |10,2|7201,2 |10,3| |----------------------|-------|----|-------|----|-------|----|-------|----| | Доля ненефтегазовых |49,3 |- |53,5 |- |55,3 |- |56,9 |- | | доходов в общем | | | | | | | | | | объеме доходов, % | | | | | | | | | |----------------------|-------|----|-------|----|-------|----|-------|----| | НДС |2988,9 |5,6 |3447,6 |6,0 |3901,6 |6,2 |4445,1 |6,3 | |----------------------|-------|----|-------|----|-------|----|-------|----| | Налог на прибыль |316,2 |0,6 |352,2 |0,6 |369,2 |0,6 |385,8 |0,5 | | организаций | | | | | | | | | |----------------------|-------|----|-------|----|-------|----|-------|----| | Акцизы |272,7 |0,5 |396,2 |0,7 |567,3 |0,9 |718,1 |1,0 | |----------------------|-------|----|-------|----|-------|----|-------|----| | НДПИ |15,9 |0,0 |19,6 |0,0 |26,7 |0,0 |31,2 |0,0 | | (без нефтегазовых | | | | | | | | | | доходов) | | | | | | | | | |----------------------|-------|----|-------|----|-------|----|-------|----| | Таможенные пошлины |716,0 |1,3 |752,5 |1,3 |836,0 |1,3 |942,2 |1,3 | | (без нефтегазовых | | | | | | | | | | доходов) | | | | | | | | | ---------------------------------------------------------------------------- 5. Основные подходы к формированию расходов федерального бюджета на 2012 - 2014 годы Формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2012 - 2014 годы осуществляется исходя из следующих основных подходов: 1) определение "базовых" объемов бюджетных ассигнований на 2012 - 2013 годы на основе утвержденных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"; 2) определение "базового" объема бюджетных ассигнований на 2014 год исходя из необходимости финансового обеспечения длящихся расходных обязательств; 3) уточнение базовых объемов бюджетных ассигнований на 2012 - 2014 годы с учетом: - передачи с 2012 года финансового обеспечения полиции на федеральный бюджет; - индексации с 1 октября 2012 года на 6% фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих, с 1 апреля 2012 года на 6% денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц и выплат, зависящих от размера денежного довольствия, и стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях с 1 сентября 2012 года на 6%; - индексации по уровню инфляции публичных нормативных и приравненных к ним обязательств; - компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов с учетом снижения на 2012 - 2013 годы тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34% до 30%, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - до 20% (с установлением ставки тарифа страховых взносов сверх установленной облагаемой базы 512 тыс. рублей в размере 10% для плательщиков страховых взносов, для которых установлен базовый тариф); - индексации с 1 января 2012 года на 6%, с 1 января 2013 года на 5,5%, с 1 января 2014 года на 5,0% расходов на обеспечение выполнения функций (содержание) федеральных государственных органов и обеспечение деятельности федеральных государственных учреждений, в том числе на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц; - проведения реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов; - уточнения бюджетных ассигнований для финансового обеспечения ряда новых расходных обязательств, информация по которым изложена в разделах настоящего документа. Структура расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов характеризуется следующими данными (таблица 5.1): Таблица 5.1 СТРУКТУРА И ДИНАМИКА РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПО РАЗДЕЛАМ КЛАССИФИКАЦИИ РАСХОДОВ млрд. рублей -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | | |-------------------|-------------------|-------------------|-------------------| | |(закон)|% к |прогноз|% к |прогноз|% к |прогноз|% к | | | |предыдущему| |предыдущему| |предыдущему| |предыдущему| | | |году | |году | |году | |году | |----------------------------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | ВСЕГО |11022,5| 108,9 |12198,3| 110,7 |13431,9| 110,1 |14293,9| 106,4 | |----------------------------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Условно утвержденные | | | | |335,8 | |714,7 | | |----------------------------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | ВСЕГО (без учета |11022,5| 108,9 |12198,3| 110,7 |13096,1| 107,4 |13579,2| 103,7 | | условно утвержденных) | | | | | | | | | |----------------------------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | в том числе: | | | | | | | | | |----------------------------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Общегосударственные |870,6 | 123,9 |794,6 | 91,3 |802,0 | 100,9 |784,6 | 97,8 | | вопросы | | | | | | | | | |----------------------------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Национальная оборона |1532,8 | 119,9 |1847,4 | 120,5 |2334,3 | 126,4 |2750,8 | 117,8 | |----------------------------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Национальная безопасность |1229,9 | 110,9 |1687,2 | 137,2 |1903,3 | 112,8 |1994,6 | 104,8 | | и правоохранительная | | | | | | | | | | деятельность | | | | | | | | | |----------------------------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Национальная |1834,4 | 118,7 |1762,2 | 96,1 |1681,4 | 95,4 |1653,9 | 98,4 | | экономика | | | | | | | | | |----------------------------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Жилищно-коммунальное |232,5 | 90,4 |99,7 | 42,9 |86,3 | 86,6 |62,2 | 72,1 | | хозяйство | | | | | | | | | |----------------------------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Охрана окружающей |17,5 | 126,5 |19,6 | 111,7 |19,9 | 101,7 |21,4 | 107,1 | | среды | | | | | | | | | |----------------------------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Образование |552,4 | 120,7 |559,9 | 101,4 |521,5 | 93,2 |467,6 | 89,7 | |----------------------------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Культура, |87,6 | 118,0 |80,9 | 92,4 |78,5 | 96,9 |76,4 | 97,4 | | кинематография | | | | | | | | | |----------------------------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Здравоохранение |466,8 | 107,0 |498,8 | 106,9 |454,0 | 91,0 |445,0 | 98,0 | |----------------------------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Социальная политика |3153,2 | 93,9 |3796,9 | 120,4 |4102,3 | 108,0 |4134,2 | 100,8 | |----------------------------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Физическая культура и |42,4 | 125,8 |38,7 | 91,3 |30,7 | 79,3 |24,4 | 79,5 | | спорт | | | | | | | | | |----------------------------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Средства массовой |61,4 | 111,4 |62,6 | 102,0 |56,4 | 90,1 |50,3 | 89,1 | | информации | | | | | | | | | |----------------------------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Обслуживание |350,7 | 179,8 |438,9 | 125,1 |538,0 | 122,6 |640,5 | 119,0 | | государственного и | | | | | | | | | | муниципального долга | | | | | | | | | |----------------------------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Межбюджетные |590,2 | 98,6 |510,8 | 86,5 |487,3 | 95,4 |473,6 | 97,2 | | трансферты общего | | | | | | | | | | характера | | | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- В 2012 - 2014 годах увеличится объем расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности - сферах, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации. Рост расходов на эти цели обусловлен проведением с 2012 года реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также переводом с 1 января 2012 года финансового обеспечения полиции на федеральный уровень. Расходы в области социальной политики планируются со значительным ростом в 2012 и 2013 годах в основном за счет мер по обеспечению сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Так, в связи с поставленной задачей на 4% снизить ставку в 2012 - 2013 годах на компенсацию выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в связи со снижением тарифов страховых взносов в 2012 - 2013 годах резервируются бюджетные ассигнования федерального бюджета в 2012 году на сумму 236,4 млрд. рублей и в 2013 году - на 275,6 млрд. рублей. Снижение объема расходов федерального бюджета на национальную экономику в 2012 и 2013 годах обусловлено в основном сокращением отдельных направлений субсидирования экономики, завершением ряда федеральных целевых программ и объектов капитального строительства. Снижение объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство обусловлено завершением отдельных мероприятий, в том числе обеспечением военнослужащих служебным и постоянным жильем в 2013 году, ряда федеральных целевых программ, единовременностью субсидии государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Уменьшение бюджетных ассигнований федерального бюджета на образование в 2013 году по сравнению с 2012 годом и в 2014 году по сравнению с 2013 годом обусловлено завершением в 2013 году реализации мероприятий по модернизации региональных систем общего образования, а также передачей с 1 января 2012 года в соответствии с законодательством Российской Федерации о разграничении полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации, обеспечения деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования за счет средств субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в связи с переводом финансового обеспечения полиции на федеральный уровень. Уменьшение расходов федерального бюджета на здравоохранение в 2013 и 2014 годах вызвано в основном тем, что в рамках проводимой реформы здравоохранения денежные выплаты врачам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медицинским сестрам, работающим с названными врачами в муниципальных учреждениях, медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, а также врачам, фельдшерам и медсестрам, по проведению мероприятий по дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, планируется осуществлять за счет средств обязательного медицинского страхования. По другим функциональным направлениям расходов федерального бюджета основным фактором, влияющим на изменение объема, являются бюджетные ассигнования, предусматриваемые на реализацию ФЦП и непрограммной части ФАИП, которые имеют измеримый и законченный срок реализации (исполнения). При формировании бюджетных ассигнований федерального бюджета в сфере социального обеспечения в 2012 году и плановом периоде 2013 и 2014 годов финансово обеспечено исполнение в полном объеме законодательно установленных публично-нормативных и иных социально значимых обязательств, в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций (таблица 5.2): Таблица 5.2 БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ НА ИСПОЛНЕНИЕ ПУБЛИЧНЫХ НОРМАТИВНЫХ И ИНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ млрд. рублей |