О ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2002-2004 ГОДЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 2 апреля 2002 г. N 230 (ПРМ) В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27 марта 2001 года N 283-ПП "О реализации плана развития науки и технологий в интересах города в 2000 году и плане научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 2001 год" Департаментом науки и промышленной политики Правительства Москвы, ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" совместно с органами исполнительной власти г.Москвы разработаны основные приоритетные направления развития науки и технологий на период до 2005 года (Приоритетные направления) и сформирован проект городской программы развития науки и технологий города Москвы на 2002-2004 годы (Городская программа). Городская программа, разработанная на основе Приоритетных направлений, результатов реализации Плана развития науки и технологий в интересах города на 2001 год, направлена на решение ключевых экономических и социальных проблем городского, регионального и федерального значения на основе интеграции организаций различного ведомственного подчинения в области научно-технического и промышленного сотрудничества. Основным инструментом ее реализации предполагается программно-целевой подход, предусматривающий все стадии создания продукции от разработки до серийного производства. В целях обеспечения дальнейшего развития науки и технологий в городе, в соответствии с Законом города Москвы от 24 октября 2001 года N 53 "Об основах научно-технической политики города Москвы" Правительство Москвы постановляет: 1. Согласиться с Приоритетными направлениями развития науки и технологий на период до 2005 года (приложение 1). 2. Утвердить Городскую программу развития науки и технологий в интересах города Москвы на 2002-2004 годы (приложение 2). 3. Принять к сведению, что в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27 марта 2001 года N 283-ПП "О реализации плана развития науки и технологий в интересах города в 2000 году и плане научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 2001 год" Департаментом науки и промышленной политики Правительства Москвы в 2001 году проведен конкурс юридических лиц на право заключения контракта на выполнение работ по разработке и исполнению плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 2002-2005 годы. Победителем конкурса признано ОАО "Московский комитет по науке и технологиям". 4. Департаменту науки и промышленной политики Правительства Москвы совместно с ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" в месячный срок сформировать тематический план развития науки и технологий в интересах города Москвы на 2002 год и представить его на утверждение Вице-мэра Москвы В.П.Шанцева. Заявки на финансирование НИОКР планируемого года принимаются до 1 июня текущего года. Тематические планы на 2003 и 2004 годы представлять на утверждение Вице-мэра Москвы В.П.Шанцева не позднее 25 декабря предшествующего года. Разрешить министру Правительства Москвы, руководителю Департамента науки и промышленной политики Правительства Москвы Пантелееву Е.А. вносить в ежегодные тематические планы необходимые изменения оперативного характера в пределах 20% запланированных ежегодных ассигнований Городской программы развития науки и технологий в интересах города Москвы на 2002-2004 годы. 5. Установить, что финансирование Городской программы развития науки и технологий в интересах города Москвы на 2002-2004 годы осуществляется Департаментом науки и промышленной политики Правительства Москвы за счет и в пределах средств, устанавливаемых в законе города Москвы о бюджете на соответствующий финансовый год. 6. Департаменту науки и промышленной политики Правительства Москвы совместно с ОАО "Московский комитет по науке и технологиям": 6.1. Финансировать заявки на проведение НИОКР только при подтверждении структурными подразделениями Правительства Москвы дальнейшего использования результатов работ в объеме потребности города. 6.2. Обеспечить приоритетное финансирование работ по организации серийного производства новой техники, созданной в рамках Городской программы, за счет средств, выделяемых на Комплексную программу промышленной деятельности, при условии возвратности этих средств, в том числе в рамках городского заказа. 6.3. По мере освоения серийного производства продукции, разработанной в рамках Городской программы, ежеквартально направлять в Управление городского заказа Правительства Москвы и Управление бюджетного планирования городского заказа Правительства Москвы перечень этой продукции для обеспечения потребности города и планирования закупки в пределах выделяемых средств. 7. Управлению бюджетного планирования городского заказа Правительства Москвы по предложениям комитетов Комплекса социальной сферы Правительства Москвы в первом полугодии 2002 года в порядке эксперимента включить в городской заказ разработки ГНЦ Российской Федерации "Научно-исследовательский институт органических полупродуктов и красителей" (ГНЦ РФ НИОПИК), выполненные в интересах города до 2002 года, и обеспечить их реализацию с целью скорейшего возврата средств, затраченных на их разработку из бюджета города, и обеспечения Москвы соответствующими товарами и услугами в объеме фактического потребления и в соответствии с предусмотренными ассигнованиями. 8. Департаменту науки и промышленной политики Правительства Москвы подготовить и представить в III квартале 2002 года на утверждение Вице-мэра Москвы Шанцева В.П. Порядок освоения серийного производства и реализации научно-технической продукции, создаваемой в рамках Городской программы. 9. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы, Департаменту финансов г.Москвы начиная с 2003 года предусматривать в проекте закона города Москвы "О бюджете города Москвы" ассигнования по статье "Наука" в объеме не менее 1% от расходной части бюджета. 10. В соответствии с Законом города Москвы от 24 октября 2001 года N 53 "Об основах научно-технической политики города Москвы" в целях стимулирования творческих успехов ученых города Департаменту науки и промышленной политики Правительства Москвы во II квартале 2002 года подготовить проекты необходимых распорядительных документов для ежегодного проведения конкурсов на соискание премий Правительства Москвы молодым ученым г.Москвы в области технических, естественных и гуманитарных наук с вручением почетного знака и диплома лауреата. 11. Департаменту науки и промышленной политики Правительства Москвы совместно с ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" в IV квартале 2002 года разработать и создать Интернет-магазин научно-технических разработок с целью их эффективного вовлечения в хозяйственный оборот. 12. Департаменту науки и промышленной политики Правительства Москвы совместно с ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" начиная с 2002 года организовать выполнение работ по исследованию, анализу и прогнозу развития науки в г.Москве с изданием ежегодного аналитического и статистического сборника "Наука Москвы", а также ежеквартального Московского научного журнала. 13. В целях эффективной координации работ по федеральным целевым программам, конкурсам и грантам, проводимым федеральными структурами, поручить Департаменту науки и промышленной политики Правительства Москвы совместно с ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" рассмотрение, экспертизу, отбор и сопровождение конкурсных заявок (материалов), предусматривающих долевое финансирование из городского бюджета. Финансирование указанных мероприятий осуществлять за счет средств соответствующих разделов Городской программы. 14. Департаменту науки и промышленной политики Правительства Москвы совместно с ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" подготовить в III квартале 2002 года перечень инвестиционных проектов по результатам НИОКР для представления потенциальным инвесторам. 15. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы передать Департаменту науки и промышленной политики Правительства Москвы функции городского инвестора по финансированию приобретения средств вычислительной техники и программного обеспечения для органов исполнительной власти г.Москвы с внесением соответствующих изменений в инвестиционные программы и структуру расходов бюджета города Москвы, начиная с 2002 года. 16. Постановление Правительства Москвы от 27 марта 2001 года N 283-ПП "О реализации плана развития науки и технологий в интересах города в 2000 году и плане научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 2001 год" с контроля снять как выполненное. 17. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Вице-мэра Москвы Шанцева В.П. О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в августе 2002 года. Мэр Москвы Ю.М. Лужков 2 апреля 2002 г. N 230 Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 2 апреля 2002 года N 230 Приоритетные направления развития науки и технологий на период до 2005 года 1. Разработка и внедрение информационных технологий 1.1. Обеспечение конкурентоспособности информационной индустрии города и развитие современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Москвы. 1.2. Информатизация органов городского управления. 1.2.1. Информатизация системы закупки товаров, работ и услуг. 1.2.2. Интеграция системы учета жителей города в единый информационный ресурс. 1.2.3. Создание средств защищенного электронного документооборота и электронной цифровой подписи для информационных систем города. 1.3. Стимулирование и организация использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в различных сферах городской инфраструктуры, расширение возможностей использования ИКТ всеми жителями города. Внедрение интернет-технологий в интересах жителей города и органов городского самоуправления. 1.4. Совершенствование существующей нормативно-правовой базы развития информационного общества в Москве и создание новой - для реализации электронной торговли, электронного документооборота, использование электронных носителей информации и стандартизация средств их технического обеспечения. 1.5. Организационное, научное и информационное обеспечение реализации Программы движения Москвы в информационное общество. 2. Инфраструктура и адресная поддержка науки 2.1. Гранты Москвы в области научно-технических работ и исследований, направленных на развитие города. 2.2. Гранты на развитие опытно-экспериментальной (исследовательской) базы научной и научно-технической деятельности. 2.3. Именные премии за выдающиеся научные достижения, премии, присуждаемые молодым ученым и студентам Москвы. 3. Топливно-энергетическое хозяйство 3.1. Повышение эффективности и надежности работы энергетических систем, в т.ч. за счет разработки новых способов сжигания топлива, альтернативных и возобновляемых источников теплоэнергоснабжения, создание новых видов материалов и оборудования. 3.2. Разработка технологий, оборудования и средств эффективного контроля и управления технологическими процессами объектов энергетики. 4. Транспорт 4.1. Создание новых и совершенствование традиционных видов грузового, городского и пригородного пассажирского транспорта. 4.2. Развитие прогрессивных систем управления транспортно - дорожным комплексом Москвы. 4.3. Обеспечение эффективности функционирования и научно-технического развития Московского метрополитена. 4.4. Развитие энергосбережения и экологии на транспорте. 4.5. Разработка новых видов альтернативного топлива и технологий их производства. 5. Жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство 5.1. Машины, оборудование и технологии для сбора, вывоза и переработки отходов. 5.2. Разработка и освоение производства нового поколения машин и средств механизации для содержания городских дорог и придомовых территорий, озеленения и благоустройства города. 5.3. Разработка машин, оборудования и материалов для содержания инженерных сетей. 5.4. Разработка средств эффективного контроля, управления и методического обеспечения функционирования объектов жилищно - коммунального хозяйства города. 5.5. Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве. Создание энергосберегающих технологий и материалов для экономии расходования энергоресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве. 6. Правопорядок 6.1. Разработка технических средств, технологий и мероприятий для обеспечения деятельности правоохранительных служб. 6.2. Разработка технических средств, технологий и мероприятий для организации и управления дорожным движением. 7. Безопасность населения и объектов городской инфраструктуры 7.1. Разработка технических средств, технологий и мероприятий для мониторинга, предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты населения. Проведение комплексных обследований, разработка и реализация мероприятий по защите объектов городской инфраструктуры в местах массового пребывания населения. 7.2. Разработка технических средств, технологий и мероприятий для предупреждения и ликвидации пожаров. 8. Охрана окружающей среды 8.1. Технологии, оборудование, средства контроля и защиты атмосферного воздуха, уменьшение влияния выбросов автотранспорта и энергетических установок систем теплоснабжения на загрязнение атмосферного воздуха. 8.2. Технологии, мероприятия и средства контроля и оборудование для охраны и очистки природных, сточных и подземных вод. 8.3. Комплексная переработка и обезвреживание твердых бытовых и промышленных отходов; совершенствование управления отходами производства и потребления. Обезвреживание сточных вод промпредприятий. 8.4. Технологии, оборудование и средства экологического контроля. 9. Здравоохранение 9.1. Разработка методов и средств для профилактики, диагностики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний. 9.2. Разработка приборов и методик для профилактики, ранней диагностики и лечения онкологических заболеваний. 9.3. Разработка и внедрение современных высокоэффективных лечебно-диагностических и организационных технологий, в т.ч. направленных на охрану материнства и детства и борьбу с социально значимыми инфекционными заболеваниями (туберкулез, СПИД, гепатит и др.). 9.4. Разработка отечественной импортозамещающей медицинской техники и лекарственных средств. 9.5. Разработка и внедрение современных автоматизированных методов учета, обслуживания и оплаты медицинских услуг и отпуска лекарственных средств. 10. Социальная защита и реабилитация инвалидов Создание технических средств и методов, облегчающих быт и трудоустройство инвалидов по зрению, по слуху, с нарушением опорно-двигательного аппарата и другим заболеваниям. 11. Санэпидеммониторинг 11.1. Развитие средств обеспечения социально-гигиенического мониторинга. 11.2. Разработка и внедрение методологии оценки риска здоровью населения, изучение закономерностей воздействия комплекса факторов окружающей, производственной, социальной среды на условия жизнедеятельности, здоровье и благополучие населения. 11.3. Разработка средств обеспечения мониторинга качества и безопасности продовольственного сырья и продуктов питания в г.Москве. 11.4. Обеспечение радиационной безопасности населения города. 11.5. Разработка и внедрение экологически чистых технологий и препаратов на предприятиях бытового обслуживания населения г.Москвы. 11.6. Разработка комплексных мероприятий для реализации городской программы "Экология жилища". 11.7. Разработка комплексной программы по обеспечению микробиологической безопасности систем принудительной вентиляции на предприятиях и в организациях г.Москвы. 12. Образование и культура 12.1. Разработка обновленного содержания образования. 12.2. Разработка обновленных организационных форм, технологий и методической поддержки образовательного процесса и институциональных механизмов повышения качества образования. Разработка и вредрение дистанционных интерактивных форм обучения и оценки знаний. 12.3. Повышение роли воспитания в образовательном процессе и в решении проблем социализации детей. 12.4. Разработка механизма опережающего обновления содержания профессионального образования. 12.5. Исследование проблем культурного, исторического и экономического развития московского мегаполиса. 12.6. Разработка системы дополнительного внешкольного образования для подготовки молодежи к работе на промышленных высокотехнологичных предприятиях г.Москвы. 13. Промышленность 13.1. Разработка новых высокоэффективных технологий, материалов и оборудования и их внедрение на предприятиях Москвы. Разработка и внедрение технологий и современного импортозамещающего оборудования для организации безналичных расчетов за товары и услуги. 13.2. Развитие производства конкурентоспособной машиностроительной техники в Москве. 13.3. Разработка и организация производства товаров народного потребления. 14. Потребительский рынок и продовольственные ресурсы 14.1. Разработка современных технологий и проблем развития материально - технической базы потребительского рынка и сферы услуг. 14.2. Комплексное развитие системы оптовой торговли продовольственными и непродовольственными товарами в г. Москве. 14.3. Развитие материально-технической базы и повышение эксплуатационной безопасности предприятий оптовой торговли продовольствием. 14.4. Развитие новых форм организации оптовой торговли продовольственными и непродовольственными товарами. 15. Экономика и имущественно-земельные отношения 15.1. Совершенствование системы экономического регулирования хозяйственной деятельности в г.Москве. Внедрение современных информационно-расчетных технологий в городские системы материального учета. 15.2. Повышение эффективности управления имуществом, находящимся в собственности г.Москвы. 15.3. Разработка и внедрение мероприятий по вовлечению в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности, в т.ч. создание Интернет-магазинов. 16. Строительство и строительная индустрия 16.1. Разработка ударостойких, взрывобезопасных и энергосберегающих полимерных светопрозрачных материалов и их внедрение в строительстве. 16.2. Создание и внедрение новых архитектурно-планировочных решений, конструкций и материалов из композитных материалов. 16.3. Разработка новых видов строительных и отделочных материалов, технологий и оборудования для использования в экспериментальном, типовом строительстве и при реконструкции зданий. Разработка и вредрение в экспериментальном и типовом строительстве энергосберегающих технологий, материалов, приборов и оборудования. 16.4. Нормативно-техническое и научно-методическое обеспечение градостроительного комплекса. Разработка нормативной базы по использованию взрывобезопасных и энергосберегающих полимерных светопрозрачных материалов. Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 2 апреля 2002 года N 230 ГОРОДСКАЯ ПРОГРАММА развития науки и технологий в интересах города Москвы на 2002 - 2004 годы Москва, 2002 Паспорт Программы ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование: | - Программа развития науки и технологий в интересах города Москвы | | | на 2002 - 2004 годы | |------------------------------------|--------------------------------------------------------------------------| | Основания для разработки: | - Постановление правительства Москвы от 27 марта 2001 года | | | N283-ПП "О реализации плана развития науки и технологий в инте- | | | ресах города в 2000 году и плане научно-исследовательских и | | | опытно-конструкторских работ на 2001 год" | |------------------------------------|--------------------------------------------------------------------------| | Государственный заказчик: | - Департамент науки и промышленной политики Правительства | | | Москвы | |------------------------------------|--------------------------------------------------------------------------| | Основные разработчики: | - Департамент науки и промышленной политики Правительства Москвы | | | - ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" | |------------------------------------|--------------------------------------------------------------------------| | Разработчики: | - Комплексы городского управления, департаменты, комитеты и | | | управления Правительства Москвы | |------------------------------------|--------------------------------------------------------------------------| | Ответственные за исполнение | - Департамент науки и промышленной политики Правительства Москвы | | мероприятий (головные исполнители):| - ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" | | | - научные и производственные организации г.Москвы | |------------------------------------|--------------------------------------------------------------------------| | Сроки реализации: | 2002 - 2004 годы | |------------------------------------|--------------------------------------------------------------------------| | Объемы финансовых средств: | Общий объем финансирования в 2002 - 2004 годах - 4,975,400 тыс. руб. | |------------------------------------|--------------------------------------------------------------------------| | | в том числе по годам: | |------------------------------------|--------------------------------------------------------------------------| | | 2002 год - 680,000 тыс. руб. | |------------------------------------|--------------------------------------------------------------------------| | | 2003 год - 2,046,700 тыс. руб. (Сноска 1) | |------------------------------------|--------------------------------------------------------------------------| | | 2004 год - 2,248,700 тыс. руб. (Сноска 1) | |------------------------------------|--------------------------------------------------------------------------| | Сноска 1 - объем финансирования установлен исходя из 1 % расходной части | | | городского бюджета в соответствии с прогнозом социально-экономического | | | азвития г. Москвы на 2002 -2004 года (Постановление Правительства | | | Москвы N 482-ПП от 25.05.2001г.) | |------------------------------------|--------------------------------------------------------------------------| | Механизм реализации: | | |------------------------------------|--------------------------------------------------------------------------| | Управление: | - Департамент науки и промышленной политики Правительства Москвы | | Обеспечение конкурсного отбора: | - Департамент науки и промышленной политики Правительства Москвы; | | | - ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" | |------------------------------------|--------------------------------------------------------------------------| | Финансирование: | - Департамент науки и промышленной политики Правительства Москвы | | Система контроля: | - Департамент науки и промышленной политики Правительства Москвы; | | | - ОАО "Московский комитет по науке и технологиям"; | | | - Контрольно-счетная палата Москвы; | | | - Главное контрольно-ревизионное управление Правительства | | | Москвы | ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Основные направления и принципы реализации Программы Общие положения Программа разработана во исполнение Постановления Правительства Москвы от 27.03.2001 г. N283-ПП "О реализации плана развития науки и технологий в интересах города в 2000 году и плане научно - исследовательских и опытно-конструкторских работ на 2001 год", в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 23.08.1996 г. N127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", Законов города Москвы от 10.03.2000 N4 "О городских государственных заказах", от 24 октября 2001 года N52-МЗ "Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы", от 24 октября 2001 года N53 "Об основах научно-технической политики города Москвы" и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации и г.Москвы. Программа является составной частью Программы социально - экономического развития Москвы и служит инструментом осуществления стратегических и оперативных мер по реализации научно-технической политики города. Она включает в себя научноисследовательские, опытно - конструкторские и технологические работы прикладного характера, направленные на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач городского хозяйства и управления, в том числе: - создание новой техники и технологий; - разработка новых видов оборудования, материалов и конструкций; - разработка и внедрение информационных систем; - развитие прогрессивных технологических и организационных систем управления; - разработка и развитие нормативно-методической базы управления в отраслях экономики города. Программа включает в себя совокупность городских целевых инновационных программ по основным приоритетным направлениям на среднесрочный период. Цели и ожидаемые результаты Целью настоящей Программы является: - использование научного потенциала города для развития и повышения эффективности производства и непроизводственной сферы; - развитие науки и научного комплекса города для осуществления расширенного воспроизводства хозяйственных систем на базе высокоэффективных научно-технологических проектов; - развитие научного потенциала города, создание системы постоянного повышения технологической базы производства и наукоемкости товаров и услуг; - создание новых высокоэффективных организационно-экономических форм, объединяющих усилия исследователей, разработчиков, маркетологов и инвесторов, способных гибко реагировать на потребности рынка и обеспечивающих получение высокого коммерческого и социально - экономического эффекта; - создание условий для повышения экономической заинтересованности субъектов экономики в повышении качества товаров и услуг на основе повышения технологического уровня производства; - повышение роли государственного управления в регулировании деятельности научно-технической сферы, выборе городских приоритетов и разработке общегородских (отраслевых) научно-технологических программ; - повышение качества товаров и услуг, снижение издержек производства на основе реализации достижений науки и внедрения новых технологий. Комплексный подход, использованный при формировании и последующей реализации Программы, позволяет: - сконцентрировать усилия на решении ключевых экономических и социальных проблем городского, регионального и федерального значения; - обеспечить реализацию программно-целевого подхода к решению ключевых городских и региональных проблем на основе интеграции и кооперации предприятий и организаций различного ведомственного подчинения в области научно-технического и промышленного сотрудничества; - формировать совместные программы и проекты со структурами Федерального подчинения; - осуществлять единую методологию оценки эффективности научно-технических проектов, проведения конкурсов исполнителей и экспертизу проектов в интересах города; - проводить работы по созданию банка данных законченных и проводимых НИОКР, эффективных исполнителей и потребителей; - обеспечивать структуры Правительства Москвы информационным материалом по завершенным научно-исследовательским работам, аналитической информацией для разработки прогнозов развития научно-технического и промышленного потенциала города, формировать городской заказ на тиражирование завершенных разработок в интересах города; - вносить предложения в структуры Правительства Москвы по изменению проблематики НИОКР, в соответствии с городскими приоритетами, объемов их финансирования, перераспределению объемов бюджетного финансирования отдельных разделов плана; - создать систему привлечения дополнительного финансирования из собственных средств и внебюджетных источников; - формировать информационную базу данных по научно-техническому и экономическому потенциалу предприятий и организаций, расположенных в г. Москве, различных форм собственности и ведомственной подчиненности, выполняющих НИОКР в интересах городского хозяйства; - координировать научно-технические связи научных организаций г. Москвы с регионами РФ, странами СНГ и Балтии по приоритетным направлениям научно-технического прогресса; - содействовать включению научных организаций г. Москвы в межрегиональный и международный рынки научно-технической продукции; - проводить по единой концепции формирование экспозиций научно - технических и промышленных разделов региональных и международных выставок; - решать вопросы коммерциализации интеллектуальной собственности и интернет-коммерции. Основные принципы разработки Программы Системность - рассмотрение существующих проблем с точки зрения их причинно-следственных связей и отношений, поиск и выбор оптимального варианта для их решения, сбалансированность применяемых методов анализа, определение круга исполнительных органов и организаций, привлекаемых к решению проблем, и ответственных за принимаемые рекомендации и решения, обеспечивая при этом функциональную взаимосвязанность всех элементов городской инфраструктуры науки. Комплексность - сочетание отраслевого и функционального принципов построения Программы, направленных как на решение ключевых проблем развития базовых отраслей экономики города и развития ее инфраструктуры, так и проблем городского хозяйства в рамках городских целевых программ; обеспечение взаимодействия всех исполнителей: Правительство Москвы - департаменты и комитеты - научные организации и предприятия города. Целенаправленность - предусматривает целевой характер и адресное предоставление мер государственной поддержки в рамках государственного заказа на производство научно-технической продукции и реализацию целевых городских программ. Конкурсность - обеспечение равных прав и возможностей научных организаций при получении городского заказа. Интерактивность - рассмотрение вопросов развития науки как комплексной системы "сигналов рынка" и адекватной реакции городской системы управления наукой. Эффективность - направленность на получение экономического и других видов эффекта, обосновывающих разработку проектов и обеспечивающих возвратность бюджетных ресурсов. Основные задачи, решаемые при реализации Программы 1. Более широкое использование механизмов паритетного (долевого) финансирования прикладных работ, имеющих коммерческую значимость. 2. Инвентаризация имеющегося научного задела, стимулирование взаимного проникновения технологий в оборонный и гражданский сектор, создание экономического механизма ускорения реализации эффективных научно-технических достижений. 3. Углубление интеграции науки и образования с целью повышения качества подготовки специалистов для новых высокотехнологичных направлений. 4. Обеспечение конкурентных позиций в перспективных секторах рынка, где отечественная продукция не была ранее представлена, а в отдельных случаях - формирование новых областей спроса, в удовлетворении которого отечественная наукоемкая продукция играла бы доминирующую роль. 5. Разработка и постоянное уточнение городских приоритетов в развитии науки и технологий, в том числе в инновационной сфере. 6. Разработка системы научно-технологического обеспечения развития отраслей и предприятий жизнеобеспечения города. 7. Дальнейшее совершенствование структуры и целевой направленности городского заказа на НИОКР, приведение его в соответствие с приоритетами развития города и важнейших отраслей его экономики; развитие конкурсности, контрактности, гласности и общественного контроля в процедурах формирования и размещения городского заказа на НИОКР. 8. Совершенствование системы городского заказа на новую технику, созданную в результате проведения НИОКР. 9. Выделение целевых средств на обновление приборной базы науки и на создание центров коллективного пользования. 10. Радикальное улучшение информационного обеспечения, в том числе за счет создания базы данных научнотехнологических разработок, новых товаров, привлечения коммерческих структур к развитию российской части Internet в интересах научно-образовательных и инновационных организаций. 11. Стимулирование привлечения молодежи в науку. 12. Создание действенного механизма правовой защиты инвестиций путем дальнейшего развития нормативнозаконодательной базы регулирования инновационной деятельности. 13. Разработка механизма экономических гарантий в приоритетных направлениях развития науки, технологий и экономики города. 14. Сохранение рычагов государственного управления исключительными правами на результаты НИОКР, выполненных за счет средств бюджета, при закреплении прав на них за организациями - разработчиками для соблюдения экономической и технологической безопасности, в том числе: - гарантированное приобретение государством исключительной, безотзывной и безвозмездной лицензии на использование результатов НИОКР для государственных нужд при передаче неисключительных прав организациям-разработчикам; - право контроля за использованием созданных на средства бюджета результатов НИОКР, передаваемых исполнителям и пользователям. 15. Обеспечение интересов города при реализации интеллектуальной собственности не только за счет ее продаж, но и путем расширения конкурентоспособного сектора экономики, увеличения налогооблагаемой базы и повышения занятости населения. Проблемное обоснование 1. Повышение эффективности развития информационных технологий. В соответствии с рядом утвержденных распоряжений и постановлений Правительства Москвы, принятых в целях создания и развития информационных систем в интересах подразделений Правительства Москвы основными задачами на 2002-2004 годы являются: - создание единого информационного пространства Комплексов города Москвы; - внедрение информационных ресурсов единой государственной картографической основы г.Москвы в городских организациях; - реализация информационных технологий, определяющих процедуры закупки товаров, работ и услуг в органах городского управления; - развитие общегородской автоматизированной системы управления дорожным движениям в г.Москве (Система "Старт"); - развитие комплексной автоматизированной системы управления деятельностью станции скорой и неотложной медицинской помощи; - развитие распределенной автоматизированной системы обработки информации по социальной защите населения Москвы; - создание системы, интегрирующей в единый информационный ресурс информацию о жителях города; - создание автоматизированной системы учета и управления объектами Комплекса городского хозяйства в целях оптимизации планирования работ, проводимых предприятиями комплекса; - создание общегородской автоматизированной системы контроля и управления потоками твердых бытовых отходов; - создание системы мониторинга работ по ремонту улично-дорожной сети города. Планируется проведение конкурсов: - за право поставки средств вычислительной, оргтехники, телекоммуникационного оборудования, средств связи и программного обеспечения для органов власти и городских организаций Москвы; - за право создания автоматизированной системы контроля и управления потоками отходов; - создание автоматизированной информационной системы начисления и учета жилищно-коммунальных платежей. Необходимо продолжить развитие нормативно-правовой базы, тиражирование типовых информационных технологий в территориальных подразделениях и службах органов городского управления, а также осуществлять их реализацию в другие регионы Российской Федерации. 2. Повышение эффективности развития социальной сферы города. Здоровье населения является зримым показателем социального благополучия, нормального экономического функционирования общества, важнейшей предпосылкой национальной безопасности страны. Наибольшие потери наше общество несет в результате распространения болезней сердечно-сосудистой системы, новообразований, травматизма и отравлений, детской патологии, болезней дыхательной системы, инфекционных заболеваний. Целью раздела является улучшение основных показателей здоровья населения, повышение продолжительности и улучшение качества жизни больных, страдающих наиболее распространенными заболеваниями, обеспечение разработки и внедрения в медицинскую практику современных достижений в области медицины высоких технологий. Достижение основных целей раздела требует решения следующих задач: - разработка и внедрение в медицинскую практику методов медицины высоких технологий; - внедрение высокотехнологичных методов диагностики и лечения; - увеличение объема и повышение эффективности применения методов оперативного и неоперативного лечения больных с использованием искусственных систем жизнеобеспечения, экстракорпоральных, эндоскопических и малоинвазивных методов лечения. В современных социально-экономических условиях одним из основных направлений социальной политики является реабилитация инвалидов, которая направлена на восстановление социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости. В рамках работ по разделу "Социальная защита и реабилитация инвалидов" будут созданы новые приборы и методики, расширяющие возможности жизнедеятельности инвалидов. По разделу "Охрана окружающей среды" по-прежнему актуальны работы, направленные на: - создание технологий, оборудования, средств контроля и защиты атмосферного воздуха, в т.ч. от воздействия выбросов автомобильного транспорта; - создание технологий, средств контроля и оборудования для очистки природных и сточных вод; - комплексную переработку и обезвреживание твердых, бытовых и промышленных отходов; - создание технологий, оборудования и средств экологического контроля. Результаты работ по разделу "Санэпидеммониторинг" будут использованы для системной комплексной оценки здоровья населения. Будут разработаны методы оценки социальной и экономической эффективности реализации системы социально-гигиенического мониторинга, методы и критерии оценки врожденной патологии у детей и нарушений репродуктивного здоровья женщин, работающих во вредных и опасных условиях труда. Выполнение работ по разделу "Правопорядок" направлено на совершенствование и повышение эффективности функционирования структурных звеньев Главного управления внутренних дел г. Москвы и решение практических задач охраны правопорядка, предупреждения террористических актов, повышения общественной безопасности, обеспечения безопасности дорожного движения. Приоритетные направления проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках раздела "Безопасность населения" направлены на развитие и реализацию основных положений Концепции безопасности Москвы в части мониторинга, предупреждения, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В предстоящий период будут выполняться работы по модернизации московского образования в рамках городской целевой программы "Столичное образование - 3", решающие многие проблемы образования, такие как, обновление в значительной мере устаревшего содержания образования; осуществление комплексного мониторинга качества образования; совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений; обеспечение современного качества подготовки в коммуникативной сфере, в социально-экономической области и информационных технологиях. 3. Повышение эффективности развития промышленной сферы города. Основным методом регулирования промышленной деятельности города является программно-целевой метод, предусматривающий разработку и реализацию сбалансированной системы отраслевых программ, направленных на реализацию приоритетов промышленной политики. Ряд отраслевых программ утвержден постановлениями и распоряжениями Правительства Москвы, обеспечивает создание новой конкурентно-способной, импортозамещающей, энергосберегающей продукции. В области градостроительства это определено "Программой по дальнейшему повышению конкурентоспособности продукции и эффективности работы стройиндустрии Москвы на период до 2005 года", утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 3 октября 2000 года N 785-ПП. Основные направления развития топливно-энергетического хозяйства города отражены в Городской программе по энергосбережению на 2001-2003 годы, утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 9 октября 2001 года N 912-ПП. В жилищно-коммунальном хозяйстве города реализуется Комплексная целевая программа освоения производства высокоэффективного оборудования и машин, утвержденная Постановлением Правительства Москвы от 10 июля 2001 года N 622-ПП. В транспортном комплексе города будут продолжены работы по реализации Программы создания монорельсового транспорта и начаты работы по городской целевой программе "Использование альтернативных видов моторного топлива на автомобильном транспорте города на 2002-2004 годы". В рамках указанных программ, планируется создание нового поколения машин, оборудования, материалов и средств механизации для содержания городских дорог, инженерных сетей и придомовых территорий; разработка технологий, оборудования и средств эффективного контроля и надежности работы энергетических систем; создание новых и совершенствование традиционных видов городского транспорта; разработка и внедрение в экспериментальном и типовом строительстве энергосберегающих технологий, новых материалов приборов и оборудования. Социально-экономическое обоснование и эффективность Программы В создании научно-технической продукции, разрабатываемой в ходе реализации Программы, примет участие более 600 организаций, что позволит сохранить более 40 тысяч рабочих мест, в том числе 8 тысяч рабочих мест научных сотрудников. Реализация Программы, помимо получения непосредственно новых образцов техники и технологий, обеспечит возврат в бюджет до 30% перечисленных средств, за счет: - сохранения и создания новых рабочих мест, что дает экономию бюджетных средств при выплатах пособий по безработице или переобучению работников; - поступления в бюджет отчислений от заработной платы работников, занятых на выполнение договоров (более 100 млн. руб.); - поступления в бюджет отчислений на социальное страхование, входящие в сметы затрат по договору (более 500 млн. руб.); - поступления в бюджет налога на добавленную стоимость, входящего в стоимость приобретаемых материалов и покупных комплектующих изделий (около 56 млн. руб.); - поступления в бюджет налогов, выплачиваемых при серийном производстве продукции; - отказа от импорта, и как следствие этого, увеличение налоговых поступлений от производства. Перечень городских отраслевых программ, учтенных в реализации мероприятий Программы 1. Городская программа по энергосбережению на 2001 - 2003 годы (Постановление Правительства Москвы от 9 октября 2001 года N912-ПП) 2. Городская целевая программа "Использование альтернативных видов моторного топлива на автомобильном транспорте города на 2002 - 2004 годы" (Постановление Правительства Москвы от 12.03.2002 года N 170-ПП) 3. Комплексная целевая программа освоения производства высокоэффективного оборудования и машин для жилищнокоммунального хозяйства города (Постановление Правительства Москвы от 10 июля 2001 года N622-ПП) 4. Научно-техническая программа "Фотодинамическая очистка воды" на 2002 - 2003 годы (проект программы находится в стадии утверждения) 5. Комплексная программа "Безопасность Москвы" (решение Научно-технического Совета комплексной программы "Безопасность Москвы" от 16 августа 2001 года) 6. Городская программа "Химическая безопасность" (Постановление Правительства Москвы от 8 августа 2000 года N619) 7. Комплексная целевая программа по созданию новой медицинской техники и технологий для городского здравоохранения на 2002 - 2004 годы 8. Научно-техническая программа по разработке и внедрению в медицинскую практику новых методов и средств диагностики и лечения онкологических и других заболеваний на 2001 - 2003 гг., утверждена Мэром города Москвы от 29 декабря 2000 года 9. Московская целевая комплексная программа "Создание производства рекомбинантного инсулина человека для здравоохранения города на 2000 - 2002 годы" (Распоряжение Мэра от 5 июня 2000 года N 592-РМ) 10. Комплексная программа "Развитие радиационной онкологии в городе Москве на 2001 - 2005 годы" (поручение Мэра города Москвы N 4-19-6673/0-1 от 14 марта 2001 года) 11. Целевая программа "Доврачебная система сохранения природного зрения детей Москвы" (Распоряжение Мэра от 26 мая 2000 года N559-РМ) 12. Городская целевая программа "Модернизация московского образования" ("Столичное образование - 3") (Постановление Правительства Москвы от 20 ноября 2001 года N1047-ПП) 13. Программа развития потребительского рынка и услуг г.Москвы на 2002 - 2003 годы (проект Постановление Правительства Москвы "Об основных итогах развития потребительского рынка и услуг г. Москвы в 2001 году и задачах на 2002 - 2003 годы" находится в стадии утверждения) 14. Концепция развития оптовой торговли продовольствием в г.Москве на период до 2005 года (Постановление Правительства Москвы от 12 сентября 2000 года N 725) 15. Программа по дальнейшему повышению конкурентоспособности продукции и эффективности работы стройиндустрии г.Москвы на период до 2005 года (Постановление Правительства Москвы от 3 октября 2000 года N785-ПП) 16. Комплексная научно-техническая программа "Базальт" (утверждена Мэром города Москвы 10 сентября 1998 года) 17. Программа по созданию монорельсового транспорта (Распоряжение Премьера Правительства Москвы N794-РП; Протоколы от 4.10.2000 N 121 и от 27.12.2000 N 162) 18. Программа развития общегородской автоматизированной системы управления дорожным движением в г.Москве (система "СТАРТ") на период 2001 - 2002 гг. (Постановление Правительства Москвы от 5 декабря 2000 года N971) 19.Программа "Безопасное остекление" (Распоряжение Мэра от 28 декабря 2000 года N 1384-РМ) 20. Московская городская комплексная программа по внедрению в Москве передовых информационно-расчетных технологий на основе пластиковых карт (Постановление Правительства Москвы от 15 декабря 1998 года N 962) 21. Московская городская комплексная программа создания и внедрения системы безналичных расчетов на товары и услуги с использованием "Карты москвича" (Постановление Правительства Москвы от 15 декабря 1998 года N 962) 22. Программа "Экологическое направление использования карельских шунгитов на предприятиях УЖКХиБ. Очистка питьевых и сточных вод" (поручение Мэра Москвы (протокол N 10-ОС, N 20-ОС от 12.06.2000)) 23. Программа по использованию шунгитного и волластонитового сырья в материалах и изделиях строительного, промышленного и бытового назначения. Мероприятия Программы Раздел 1. Разработка и внедрение информационных технологий Распоряжением Мэра от 20 июля 2001 года N 715-РМ утверждена Концепция движения Москвы к информационному обществу, которая определила задачи и направления формирования научно-технического развития в области информатизации. Конкретизация положений Концепции осуществляется на основе Комплексной программы движения Москвы в информационное общество. После ее рассмотрения в Московской городской Думе она будет являться документом, определяющим приоритетные направления развития информатизации в Москве. Этими направлениями являются следующие: - Обеспечение конкурентноспособности информационной индустрии города. - Информатизация городского управления. - Стимулирование и организация использования информационно - коммуникационных технологий в различных областях деятельности. - Преодоление информационного неравенства: обеспечение возможностей использования информационно - коммуникационных технологий всеми жителями города. - Развитие современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Москвы. - Совершенствование нормативно-правовой базы развития информационного общества в Москве. - Организационное, научное и информационное обеспечение реализации Программы движения Москвы в информационное общество. Основными задачами на предстоящий период являются: 1. Разработка пакета нормативно-правовых актов для реализации Закона г. Москвы от 24 октября 2001 года N 52-МЗ "Об информационных ресурсах и информатизации г. Москвы". 2. Стандартизация процессов разработки, модернизации и развития информационных систем в целях сокращения затрат на производство проектных работ по созданию информационных систем, наведения порядка в технологии и подготовки технологической базы для эффективного управления проектами информационных систем. 3. Стандартизация процессов управления проектами информационных систем на базе применения современных методов и средств. 4. Подготовка нормативных требований к процессам интеграции информационных систем. В 1998-2001 годах в рамках программы информатизации в городе Москве одновременно с продолжением работ по разработке, модернизации и развитию отраслевых и ведомственных информационных систем в интересах структур органов власти города Москвы в процессе функционирования действующих информационных систем создаются информационные ресурсы, выполняются проектные и внедренческие работы по интеграции информационных ресурсов на межжотраслевом и межкомплексном уровнях. В результате накопления опыта создается технологическая и информационная основа, позволяющая оценить возможность интеграции информационных ресурсов города Москвы в целях обеспечения информационной потребности органов власти, юридических лиц и населения города Москвы. 5. Продолжение работ по созданию языковых средств общения информационных систем на базе единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, используемой в информационных системах города Москвы --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Шифр | Наименование | Сроки | Объем финансирования | Капитальные вложения | Пользователь | Значение работ для | | | подраздела | выполнения, | НИОКР, тыс.руб. | тыс.руб. | | города | | | | начало / |------------------------------|-----------------------------| | | | | | окончание | 2002 | 2003 | 2004 | 2002 | 2003 | 2004 | | | | | | | год | год | год | год | год | год | | | |------|--------------------------|--------------|---------|---------|----------|---------|---------|---------|---------------------|-------------------------| | 1.1. | Общесистемное | 2002 | 4,900 | 16,800| 18,400 | 500 | - | - | Департамент науки и | Создание | | | обеспечение городской | 2004 | | | | | | | промышленной | технологических основ | | | информационной | | | | | | | | политики | интеграции | | | инфраструктуры | | | | | | | | Правительства | информационных систем | | | | | | | | | | | Москвы | | |------|--------------------------|--------------|---------|---------|----------|---------|---------|---------|---------------------|-------------------------| | 1.2. | Создание единой | 2002 | 2,400 | 8,200 | 9,100 | 2,000 | 3,600 | 5,000 | Комитет по | Создание единой | | | городской | 2004 | | | | | | | телекоммуникациям и | информационнокоммуника- | | | телекоммуникационной | | | | | | | | средствам массовой | ционной сети Москвы | | | среды | | | | | | | | информации | | | | | | | | | | | | Правительства | | | | | | | | | | | | Москвы | | |------|--------------------------|--------------|---------|---------|----------|---------|---------|---------|---------------------|-------------------------| | 1.3. | Информатизация органов | 2002 | 26,300 | 94,300 | 104,500 | 12,000 | 21,800 | 30,500 | Управление делами | Повышение эффективности | | | городского управления | 2004 | | | | | | | Мэра, Комитет по | взаимодействия органов | | | | | | | | | | | туризму | городского управления | | | | | | | | | | | Правительства | | | | | | | | | | | | Москвы | | |------|--------------------------|--------------|---------|---------|----------|---------|---------|---------|---------------------|-------------------------| | 1.4. | Информационное | 2002 | 6,000 | 21,100 | 23,700 | 16,300 | 29,300 | 41,000 | Департамент | Повышение эффективности | | | обеспечение комплекса | 2004 | | | | | | | государственного и | управления | | | имущественно-земельных | | | | | | | | муниципального | имущественно-земельными | | | отношений | | | | | | | | имущества города | отношениями | | | | | | | | | | | Москвы | | |------|--------------------------|--------------|---------|---------|----------|---------|---------|---------|---------------------|-------------------------| | 1.5. | Информационное | 2002 | 15,200 | 56,400 | 62,400 | 20,000 | 36,500 | 49,200 | Комитет по делам о | Повышение | | | обеспечение комплекса | 2004 | | | | | | | несостоятельности | эффективности, | | | экономической политики и | | | | | | | | (банкротстве), | оперативности и | | | развития Москвы | | | | | | | | Комитет по | качества по вопросам | | | | | | | | | | | реформированию | промышленного развития | | | | | | | | | | | оборонных | и информационного | | | | | | | | | | | предприятий, | взаимодействия с | | | | | | | | | | | расположенных в | органами городского | | | | | | | | | | | городе Москве, | управления | | | | | | | | | | | Департамент науки и | | | | | | | | | | | | промышленной | | | | | | | | | | | | политики | | | | | | | | | | | | Правительства | | | | | | | | | | | | Москвы, Департамент | | | | | | | | | | | | потребительского | | | | | | | | | | | | рынка и услуг | | |------|--------------------------|--------------|---------|---------|----------|---------|---------|---------|---------------------|-------------------------| | 1.6. | Информационное | 2002 | 15,400 | 57,400 | 69,100 | 19,200 | 34,600 | 48,400 | Комитет социальной | Совершенствование | | | обеспечение комплекса | 2004 | | | | | | | защиты населения | системы социальной | | | социальной сферы | | | | | | | | Москвы, Комитет | поддержки и защиты | | | | | | | | | | | физической культуры | населения | | | | | | | | | | | и спорта | | | | | | | | | | | | Правительства | | | | | | | | | | | | Москвы, Управление | | | | | | | | | | | | Правительства | | | | | | | | | | | | Москвы по делам | | | | | | | | | | | | наружной рекламы, | | | | | | | | | | | | информации и | | | | | | | | | | | | оформления города, | | | | | | | | | | | | Миграционная | | | | | | | | | | | | служба, Управление | | | | | | | | | | | | записи актов | | | | | | | | | | | | гражданского | | | | | | | | | | | | состояния города | | | | | | | | | | | | Москвы, Комитет | | | | | | | | | | | | здравоохранения | | | | | | | | | | | | Москвы, Центр | | | | | | | | | | | | Госсанэпидемнадзора | | | | | | | | | | | | в г.Москве, | | | | | | | | | | | | Комитет по делам | | | | | | | | | | | | семьи и молодежи | | | | | | | | | | | | Правительства | | | | | | | | | | | | Москвы | | | | | | | | | | | | Управление | | | | | | | | | | | | транспорта и связи, | | | | | | | | | | | | Правительства | | | | | | | | | | | | Москвы, Департамент | | | | | | | | | | | | продовольственных | | | | | | | | | | | | ресурсов | | | | | | | | | | | | Правительства | | | | | | | | | | | | Москвы | | |------|--------------------------|--------------|---------|---------|----------|---------|---------|---------|---------------------|-------------------------| | 1.7. | Информационное | 2002 | 19,000 | 68,500 | 79,700 | 15,600 | 28,200 | 39,500 | Управление | Повышение оперативности | | | обеспечение комплекса | 2004 | | | | | | | экономической, | управления транспортным | | | городского хозяйства | | | | | | | | научно-технической | комплексом. | | | | | | | | | | | и промышленной | Автоматизация процессов | | | | | | | | | | | политики в | прогнозирования в | | | | | | | | | | | строительной | продовольственном | | | | | | | | | | | отрасли | комплексе | | | | | | | | | | | Правительства | | | | | | | | | | | | Москвы, Комитет по | | | | | | | | | | | | архитектуре и | | |------|--------------------------|--------------|---------|---------|----------|---------|---------|---------| градостроительству |----------------------- | | 1.8. | Информационное | 2002 | 21,600 | 77,800 | 89,400 | 14,400 | 26,000 | 36,400 | г.Москвы, | Повышение эффективности | | | обеспечение комплекса | 2004 | | | | | | | Московское | управления | | | архитектуры, | | | | | | | | городское | градостроительным | | | строительства, развития | | | | | | | | объединение архивов | комплексом города и | | | и реконструкции города | | | | | | | | Правительства | повышение оперативности | | | | | | | | | | | Москвы, Департамент | и достоверности | | | | | | | | | | | инвестиционных | информации для принятия | | | | | | | | | | | программ | решений руководством | | | | | | | | | | | строительства | комплекса на основе | | | | | | | | | | | города Москвы, | внедрения современных | | | | | | | | | | | Управление | технологий | | | | | | | | | | | формирования | | | | | | | | | | | | архитектурного | | | | | | | | | | | | облика, координации | | | | | | | | | | | | строительства и | | | | | | | | | | | | реконструкции | | | | | | | | | | | | города | | | | | | | | | | | | Правительства | | | | | | | | | | | | Москвы | | |------|--------------------------|--------------|---------|---------|----------|---------|---------|---------|---------------------|-------------------------| | 1.9. | Информационное | 2002 | 9,200 | 8,400 | 5,400 | - | - | - | ГУВД г.Москвы, | Совершенствование | | | обеспечение управления | 2004 | | | | | | | Арбитражный суд | информационного | | | законностью и | | | | | | | | г.Москвы, | обеспечения управления | | | правопорядком | | | | | | | | Управление | законностью и | | | | | | | | | | | государственной | правопорядком | | | | | | | | | | | противопожарной | | | | | | | | | | | | службы ГУВД | | | | | | | | | | | | г.Москвы, | | | | | | | | | | | | Управление виз и | | | | | | | | | | | | регистраций ГУВД | | | | | | | | | | | | г.Москвы, | | | | | | | | | | | | Управление | | | | | | | | | | | | судебного | | | | | | | | | | | | департамента при | | | | | | | | | | | | Верховном суде РФ | | |------|--------------------------|--------------|---------|---------|----------|---------|---------|---------|---------------------|-------------------------| | | (Сноска 2) ИТОГО: | 120,000 | 408,900 | 461,700| 100,000 | 180,000| 250,000 | | | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Раздел 2. Инфраструктура и адресная поддержка науки Начиная с 1999 года по инициативе депутатов Московской городской Думы, раздел "Инфраструктура и адресная поддержка науки" выделен в качестве отдельного приоритетного направления в рамках Плана развития науки и технологий в интересах города. На участие в конкурсе 2001 года было подано около 400 заявок от институтов РАН, РАСХН и РАМН, московских ВУЗов, столичных ГНЦ, НИИ и КБ, а также 12 заявок от физических лиц. Победителями конкурсов определено 206 научно-технических проектов на сумму 28 773,5 млн. руб. Среди победителей конкурсов: от институтов РАН, РАСХН и РАМН - 51 проект; от ВУЗов - 57 проектов (в т.ч. от МГУ им.М.В.Ломоносова - 15); от ГНЦ, НИИ и КБ - 36; от физических лиц - 4 проекта. Впервые в 2002 году, с учетом опыта Российской академии наук, РФФИ, МГУ им.М.В.Ломоносова и Российского клуба Европейской академии по проведению конкурсов на присуждение премий молодым ученым, в рамках раздела предусматривается проведение конкурса на соискание 20 премий Правительства Москвы молодым ученым Москвы с вручением дипломов и почетных знаков. Кроме того, во исполнение Постановления Правительства Москвы и Совета ректоров ВУЗов Москвы от 11.09.2001 г. N 830- ПП/СР-01/09 "О взаимодействии с московскими государственными ВУЗами федерального подчинения в 2001-2002 г." тематика конкурсов по разделу "Инфраструктура и адресная поддержка науки" в 2002 году будет дополнена конкурсом на тему "Разработка научно-технических и организационно-экономических предложений по созданию перспективных технологий в рамках крупных межвузовских проектов". Постановлением Правительства Москвы от 27 марта 2001 года № 283-ПП "О реализации Плана развития науки и технологий в интересах города в 2000 году и Плане научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 2001 год" утверждены Положение о формировании, экспертизе и реализации раздела "Инфраструктура и адресная поддержка науки" Плана развития науки и технологий в интересах города и Положение о грантах Москвы. Положениями регламентируется включение в раздел следующих основных направлений: 1. Гранты в области научно-технических работ и исследований, направленных на развитие города. 2. Гранты на развитие опытно-экспериментальной (исследовательской) базы научной и научно-технической деятельности. 3. Комплексная модернизация научных и научно-технических библиотек города. 4. Поддержка информационной инфраструктуры научной и научно - технической деятельности. 5. Поддержка научно-технических семинаров и конференций, симпозиумов и научных форумов, проводимых в интересах города Москвы. 6. Проведение инновационных выставок и маркетинга научно - технических проектов в интересах города Москвы. 7. Защита интеллектуальной собственности (патентование, в том числе и за рубежом, сертификация научно-технической продукции и т.д.). ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Шифр | Наименование | Сроки | Объем финансирования | Пользователь | Значение работ для | | | подраздела | выполнения, | НИОКР, тыс.руб. | | города | | | | начало / |------------------------------| | | | | | окончание | 2002 | 2003 | 2004 | | | | | | | год | год | год | | | |------|-------------------------------|--------------|---------|---------|----------|---------------------|----------------------------------| | 2.1. | Гранты Москвы в области | 2002 | 8,000 | 22,500 | 26,500 | Департамент науки и | Поддержка перспективных | | | научно-технических работ и | 2004 | | | | промышленной | научно-технических исследований, | | | исследований, направленных на | | | | | политики | опытно-конструкторских | | | развитие города | | | | | Правительства | разработок, мониторинг состояния | | | | | | | | Москвы | науки и имеющихся научных | | | | | | | | | заделов в московских научных | | | | | | | | | организациях и ВУЗах | |------|-------------------------------|--------------|---------|---------|----------|---------------------|----------------------------------| | 2.2. | Гранты Москвы на развитие | 2002 | 9,000 | 24,000 | 27,300 | Департамент науки и | Улучшение приборного обеспечения | | | опытно-экспериментальной | 2004 | | | | промышленной | московских ученых путем создания | | | (исследовательской) базы | | | | | политики | центров коллективного | | | научной и научно-технической | | | | | Правительства | пользования. Создание условий | | | деятельности | | | | | Москвы | для разработки конкурентно | | | | | | | | | способной научно-технической | | | | | | | | | продукции в интересах города | |------|-------------------------------|--------------|---------|---------|----------|---------------------|----------------------------------| | 2.3. | Комплексная модернизация | 2002 | 3,000 | 14,500 | 15,300 | Департамент науки и | Оснащение научных и | | | научных и научно-технических | 2004 | | | | промышленной | научно-технических библиотек | | | библиотек города | | | | | политики | города современным | | | | | | | | Правительства | технологическим оборудованием. | | | | | | | | Москвы | Комплектование библиотечного | | | | | | | | | фонда новейшими информационными | | | | | | | | | материалами и системами с | | | | | | | | | использованием электронных | | | | | | | | | носителей | |------|-------------------------------|--------------|---------|---------|----------|---------------------|----------------------------------| | 2.4. | Поддержка информационной | 2002 | 3,000 | 14,500 | 15,300 | Департамент науки и | Улучшение информационного | | | инфраструктуры научной и | 2004 | | | | промышленной | обеспечения научнотехнических | | | научнотехнической | | | | | политики | работников, содействие | | | деятельности | | | | | Правительства | научнотехническому обмену | | | | | | | | Москвы | | |------|-------------------------------|--------------|---------|---------|----------|---------------------|----------------------------------| | 2.5. | Поддержка научнотехнических | 2002 | 5,200 | 16,500 | 19,500 | Департамент науки и | Популяризация достижений | | | семинаров и конференций, | 2004 | | | | промышленной | московской науки, содействие | | | симпозиумов и научных | | | | | политики | научнотехническому прогрессу | | | форумов, проводимых в | | | | | Правительства | | | | интересах города Москвы | | | | | Москвы | | |------|-------------------------------|--------------|---------|---------|----------|---------------------|----------------------------------| | 2.6. | Проведение инновационных | 2002 | 5,000 | 16,500 | 19,500 | Департамент науки и | Привлечение потенциальных | | | выставок и маркетинга | 2004 | | | | промышленной | инвесторов для реализации | | | научнотехнических проектов в | | | | | политики | наукоемких проектов | | | интересах города Москвы | | | | | Правительства | | | | | | | | | Москвы | | |------|-------------------------------|--------------|---------|---------|----------|---------------------|----------------------------------| | 2.7. | Защита интеллектуальной | 2002 | 1,400 | 10,600 | 11,100 | Департамент науки и | Правовая и интеллектуальная | | | собственности (патентование, | 2004 | | | | промышленной | поддержка субъектов научной и | | | в т.ч. и за рубежом, | | | | | политики | научно-технической деятельности | | | сертификация | | | | | Правительства | | | | научнотехнической продукции и | | | | | Москвы | | | | т.д.) | | | | | | | |------|-------------------------------|--------------|---------|---------|----------|---------------------|----------------------------------| | 2.8. | Премии, присуждаемые молодым | 2002 | 500 | 500 | 500 | Департамент науки и | Выявление и поддержка | | | ученым Москвы | 2004 | | | | промышленной | талантливых молодых ученых, | | | | | | | | политики | содействие творческому росту | | | | | | | | Правительства | научной молодежи | | | | | | | | Москвы | | |------|-------------------------------|--------------|---------|---------|----------|---------------------|----------------------------------| | | (Сноска 2) ИТОГО: | | 35,100 | 119,600 | 135,000 | | | ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Раздел 3. Топливно-энергетическое хозяйство Актуальность принятых за основу приоритетных направлений развития городской науки по разделу на период до 2005 года подтверждена городской Программой по энергосбережению на 2001- 2003 годы в г. Москве, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 9 октября 2001 г. N 912- ПП. Основными целями программы являются: - существенное снижение объема потребляемых городом топливно - энергетических ресурсов, - сокращение объема дотаций населению за потребленную тепловую энергию, - снижение бюджетных расходов на оплату энергоресурсов, потребленных объектами социальной сферы (учреждениями здравоохранения, образования, культуры и др.). Напряженное состояние бюджета Москвы вынуждает резко снизить финансовые затраты на дотацию по теплу уже в ближайшие 2 - 3 года. На эти цели Москва ежегодно расходует около 6 млрд.руб., что намного превышает такого рода денежные выплаты из городских бюджетов в других регионах России. В связи с этим особое внимание уделяется повышению эффективности и надежности работы энергетических систем. Впервые в городской программе по энергосбережению на 2001 - 2003 годы по разделу "Энергосбережение в топливноэнергетическом комплексе" предусмотрено выделение финансовых средств УТЭХа северному административному округу на внедрение научно-технических проектов, НИОКР по которым был выполнен в 2000 - 2001 годах: 1. Новая автономная экологически чистая каталитическая теплоэлектростанция (КТЭС) мощностью 2МВт. Основные характеристики КТЭС: - тепловая мощность - 1750кВт - электрическая мощность - 250кВт - КПД суммарный теплоэлектрический - 0,93 - концентрация оксидов азота в дымовых газах - 0 - срок окупаемости капиталовложений ~ 4года. Ориентировочная потребность г. Москвы в КТЭС составляет около 5000 установок. В связи с простотой конструкции стоимость КТЭС при широкомасштабном производстве будет значительно ниже стоимости традиционных энергоустановок. Срок окупаемости капиталовложений прогнозируется около 4 лет, что существенно ниже по сравнению с другими энергоустановками (в том числе по сравнению с новейшей американской топливно-элементной теплоэлектростанцией "ТЭРК", а также ГТУ, ПГУ и др.). 2. Проект комплексного освещения улиц и административных зданий с широким использованием энергоэффективных источников освещения, обеспечивающих повышение надежности, улучшение дизайна на примере территории района "Сокол". Внедрение результатов работы позволит достигнуть снижения расхода электроэнергии до 30%, эксплуатационных и приведенных затрат на освещение в среднем на 20% на основе использования новых источников освещения и современных технологий с учетом обеспечения их экологичности и долговечности. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Шифр | Наименование | Сроки | Объем финансирования | Пользователь | Значение работ для | | | подраздела | выполнения, | НИОКР, тыс.руб. | | города | | | | начало / |------------------------------| | | | | | окончание | 2002 | 2003 | 2004 | | | | | | | год | год | год | | | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 3.1. Городская программа по энергосбережению на 2001 - 2003 годы | | (Постановление Правительства Москвы от 9 октября 2001 года N 912-ПП) | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 3.1.1| Повышение эффективности и | 2002 | 7,400 | 23,400 | 27,000 | Управление топливно | Снижение расхода и потерь | | | надежности работы | 2004 | | | | - энергетического | энергоресурсов и материальных | | | энергетических систем | | | | | хозяйства Комплекса | затрат. Разработка способов | | | | | | | | городского | сжигания топлива, альтернативных | | | | | | | | хозяйства | и возобновляемых источников | | | | | | | | Правительства | теплоэлектроснабжения. Создание | | | | | | | | Москвы, Управление | новых видов материалов и | | | | | | | | экономической, | оборудования. Увеличение ресурса | | | | | | | | научно-технической | и надежности работы | |