Осуществляет патронажную работу в семье, собирает информацию об условиях воспитания ребенка, особенностях его характера, привычках для успешного осуществления ухода за ним. 2.3. Обеспечивает доврачебную медицинскую помощь детям при неотложных состояниях, организует правильную транспортировку. 2.4. Обеспечивает доврачебный этап профилактических осмотров детей различного возраста на основе скринирующих программ. 2.5. Планирует вакцинопрофилактику и осуществляет контроль за ее проведением. 2.6. Осуществляет контроль за выполнением ребенком и родителями рекомендаций и назначений врача. 2.7. Выполняет программу лечебно-профилактической помощи ребенку, назначенную врачом. Планирует и осуществляет сестринский уход за пациентами в соответствии с приоритетами потребностей. 2.8. Осуществляет: - прием пациентов в лечебно-профилактическом учреждении (отделении); - осмотр на наличие педикулеза, обеспечение больного индивидуальными предметами ухода; - сбор материала от больных для лабораторного обследования; - выборку из историй болезни (развития) назначений врача; - подготовку пациентов к инструментальным методам исследования; - соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в отношении ребенка, родственников и себя лично; - контроль за питанием ребенка в условиях лечебно-профилактического учреждения и дома, качеством и соответствием передач, принесенных родителями, разрешенному ассортименту; - составление порционных требований на диетстолы; - контроль за состоянием больного с регистрацией любых изменений, принятие решений в соответствии с уровнем своей компетенции. 2.9. Представляет врачебному персоналу своевременную информацию об ухудшении состояния пациента, осложнениях, возникших в результате проведения медицинских манипуляций. 2.10. Регулярно повышает квалификацию. 3. Права 3.1. На основе норм медицинской этики и деонтологии требовать от детей и их родителей соблюдения рекомендаций врача и режима лечебно-профилактического учреждения (отделения). 3.2. Получать необходимую информацию для четкого выполнения своих обязанностей. 3.3. Вносить предложения по совершенствованию работы младшего и среднего медицинского персонала отделения учреждения. 3.4. Проходить аттестацию (переаттестацию) с целью присвоения квалификационных категорий. 3.5. Участвовать в мероприятиях, проводимых для средних медицинских работников лечебно-профилактических учреждений, участвовать в работе профессиональных медицинских ассоциаций. 3.6. Повышать свою квалификацию. 4. Ответственность Специалист за невыполнение своих профессиональных обязанностей несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством. XVII. Специальность: "Операционное дело" 1. Общие положения 1.1. К профессиональной деятельности в качестве специалиста в области операционного дела допускаются лица, получившие высшее медицинское образование по специальности "Сестринское дело" или среднее медицинское образование, диплом по специальностям "Сестринское дело", "Лечебное дело", "Акушерское дело", сертификат по специальности "Операционное дело". 1.2. Специалист в области операционного дела используется на должностях, соответствующих специальности "Операционное дело", назначается и увольняется с должности в соответствии с действующим законодательством. 1.3. В своей работе руководствуется настоящим Положением, законодательными и нормативными документами Российской Федерации по вопросам здоровья населения, а также распоряжениями и указаниями вышестоящих органов и должностных лиц. 2. Обязанности 2.1. Подготовка операционной, членов хирургической бригады, хирургических инструментов, белья, шовного и перевязочного материалов, аппаратуры к проведению операции. 2.2. Контроль за своевременностью транспортировки пациента, а также за путями движения членов хирургической бригады в соответствии с зонами стерильности в операционном блоке. 2.3. Обеспечение инфекционной безопасности пациента и медицинского персонала. 2.4. Обеспечение соблюдения правил асептики и антисептики всем персоналом, находящимся в операционной. 2.5. Подготовка пациента к операции: создание необходимой хирургической позиции на операционном столе, обработка операционного поля, обеспечение изоляции операционного поля. 2.6. Участие в хирургических операциях, обеспечение членов хирургической бригады необходимым инструментарием, материалами, аппаратурой. 2.7. Выполнение раннего послеоперационного ухода за пациентом, профилактика послеоперационных осложнений. 2.8. Контроль за своевременным направлением на гистологическое и бактериологическое исследование биологического материала, взятого во время операции у пациента. 2.9. Количественный учет используемого инструментария, шовного и перевязочного материала, белья, лекарственных средств и аппаратуры. 2.10. Выполнение первичной дезинфекционной обработки используемого инструментария, материалов и аппаратуры. 2.11. Контроль стерилизации белья, перевязочного и шовного материала, инструментария и аппаратуры. 2.12. Подготовка и контроль эксплуатации аппаратуры, находящейся в операционной. Своевременное пополнение расходных материалов. 2.13. Своевременное и качественное ведение медицинской документации. 2.14. Соблюдение требований охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, гигиены труда, противопожарной безопасности при эксплуатации помещений, оборудования и оснащения. 2.15. Соблюдение морально-правовых норм профессионального общения, выполнение требований трудовой дисциплины. 2.16. Оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях. 2.17. Регулярное повышение квалификации. 3. Права 3.1. Получать информацию, необходимую для качественного выполнения функциональных обязанностей. 3.2. Вносить предложения руководству по совершенствованию качества сестринской помощи населению, улучшению организации своего труда. 3.3. Отдавать распоряжения младшему медицинскому персоналу, контролировать объем и качество выполненной ими работы. 3.4. Повышать квалификацию и аттестоваться на квалификационную категорию. 3.5. Принимать участие в работе совещаний, конференций, секций, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к профессиональной компетенции; в работе профессиональных медицинских ассоциаций. 4. Ответственность Специалист за невыполнение своих профессиональных обязанностей несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством. XVIII. Специальность: "Анестезиология и реаниматология" 1. Общие положения 1.1. К профессиональной деятельности в качестве специалиста в области анестезиологии и реаниматологии допускаются лица, получившие высшее медицинское образование по специальности "Сестринское дело" или среднее медицинское образование, диплом по специальностям "Сестринское дело", "Лечебное дело", "Акушерское дело" и сертификат по специальности "Анестезиология и реаниматология". 1.2. Специалист в области анестезиологии и реаниматологии используется на должности медицинской сестры-анестезиста, назначается и увольняется с должности в соответствии с действующим законодательством. 1.3. В своей работе руководствуется законодательными, нормативными актами, официальными документами в области здравоохранения, организации хирургической, скорой и неотложной помощи в медицинских учреждениях; приказами, указаниями и распоряжениями вышестоящих должностных лиц. 2. Обязанности 2.1. Выполнение профилактических, лечебных, диагностических, реабилитационных мероприятий, назначаемых врачом, участие в хирургических операциях. 2.2. Подготовка наркозно-дыхательной и контрольно-диагностической аппаратуры к работе, контроль исправности, правильности эксплуатации, техники безопасности; подготовка рабочего места. 2.3. Осуществление контроля за состоянием больного во время анестезии, интенсивной терапии и реанимации. 2.4. Контроль за сохранностью, учетом использования, дозировкой лекарственных средств во время преднаркозной подготовки, наркоза, посленаркозного периода. 2.5. Участие в общей и преднаркозной подготовке больных к операции, наблюдение за больными в ранний послеоперационный период, участие в профилактике осложнений в ходе и после операций. 2.6. Организация и проведение сестринского ухода за послеоперационными больными. 2.7. Соблюдение требований охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, гигиены труда, противопожарной безопасности при эксплуатации помещений, оборудования и оснащения. 2.8. Соблюдение и обеспечение инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала, инфекционного контроля, требований асептики и антисептики. 2.9. Обработка наркозно-дыхательной и контрольно-диагностической аппаратуры после эксплуатации. 2.10. Своевременное и качественное ведение медицинской документации. 2.11. Соблюдение морально-правовых норм профессионального общения, выполнение требований трудовой дисциплины. 2.12. Оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях. 2.13. Регулярное повышение квалификации. 3. Права 3.1. Получать информацию, необходимую для качественного выполнения функциональных обязанностей. 3.2. Вносить предложения руководству по совершенствованию качества сестринской помощи населению, улучшению организации своего труда. 3.3. Отдавать распоряжения младшему медицинскому персоналу, контролировать объем и качество выполненной им работы. 3.4. Принимать участие в работе совещаний, конференций, профессиональных медицинских ассоциаций, секций, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к профессиональной компетенции. 3.5. Повышать квалификацию и аттестоваться на присвоение квалификационной категории. 4. Ответственность Специалист за невыполнение своих профессиональных обязанностей несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством. XIX. Специальность: "Общая практика" 1. Общие положения 1.1. К профессиональной деятельности в качестве специалиста в области общей практики допускаются лица, получившие высшее медицинское образование по специальности "Сестринское дело" или среднее медицинское образование, диплом по специальностям "Сестринское дело", "Лечебное дело", "Акушерское дело" и сертификат по специальности "Общая практика". 1.2. Специалист общей практики со средним медицинским образованием работает под руководством врача общей практики (семейного врача) или самостоятельно согласно условиям договора (контракта). 1.3. Специалист общей практики используется на должности медицинской сестры; назначается и увольняется с должности в соответствии с действующим законодательством. 1.4. В своей работе руководствуется законодательными, нормативными актами в области здравоохранения; приказами, указаниями, распоряжениями вышестоящих должностных лиц. 2. Обязанности 2.1. Выполнение профилактических, лечебных, диагностических, реабилитационных мероприятий, назначаемых врачом в поликлинике и на дому, участие в проведении амбулаторных операций. 2.2. Оказание больным и пострадавшим доврачебной помощи при неотложных состояниях. 2.3. Организация амбулаторного приема врача общей практики (семейного врача), подготовка рабочего места, приборов, инструментов, подготовка индивидуальных карт амбулаторного больного, бланков рецептов, проведение осмотра больного, предварительный сбор анамнеза. 2.4. Соблюдение санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, мер предупреждения постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ/СПИД согласно действующим инструкциям и приказам. 2.5. Ведение учетных медицинских документов (статистические талоны, карты экстренного извещения, бланки направлений на диагностические исследования, санаторно-курортные карты, контрольные карты диспансерного наблюдения и т.д.). 2.6. Обеспечение кабинета врача общей практики (семейного врача) необходимыми медикаментами, стерильными инструментами, перевязочными материалами, спецодеждой. Учет расхода медикаментов, перевязочных материалов, инструментов, бланков специального учета. Контроль за сохранностью и исправностью медицинской аппаратуры и оборудования, своевременным их ремонтом и списанием. 2.7. Проведение персонального учета обслуживаемого населения, выявление его демографической и социальной структуры. Учет граждан, нуждающихся в надомном медико-социальном обслуживании. 2.8. Проведение в поликлинике (амбулатории) и на дому доврачебных профилактических осмотров. 2.9. Организация учета диспансерных больных, инвалидов, часто и длительно болеющих и др.; контроль их посещений, своевременное приглашение на прием. 2.10. Участие в проведении санитарно-просветительной работы на участке; пропаганда гигиенических знаний, здорового образа жизни, рационального питания, закаливания, физической активности и т.д. 2.11. Подготовка санитарного актива участка, проведение занятий по оказанию самопомощи и взаимопомощи при травмах, отравлениях, неотложных состояниях; обучение родственников тяжелобольных методам ухода, оказанию первой медицинской помощи. 2.12. Подготовка больных к проведению лабораторных и инструментальных исследований. 2.13. Своевременное ведение установленных учетно-отчетных, статистических форм медицинской документации. 2.14. Соблюдение морально-правовых норм профессионального общения, выполнение требований трудовой дисциплины, охраны труда и техники безопасности. 2.15. Регулярное повышение квалификации. 3. Права 3.1. Получать информацию, необходимую для качественного выполнения функциональных обязанностей. 3.2. Вносить предложения руководству по совершенствованию качества медицинской помощи населению, улучшению организации труда. 3.3. Отдавать распоряжения младшему медицинскому персоналу, контролировать объем и качество выполненной им работы. 3.4. Повышать квалификацию, аттестоваться на присвоение квалификационной категории. 3.5. Принимать участие в работе совещаний, конференций, профессиональных медицинских ассоциаций, секций. 4. Ответственность Специалист за невыполнение своих профессиональных обязанностей несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством. XX. Специальность: "Рентгенология" 1. Общие положения 1.1. К профессиональной деятельности в качестве специалиста в области рентгенологии допускаются лица, получившие высшее медицинское образование по специальности "Сестринское дело" или среднее медицинское образование, диплом по специальностям "Сестринское дело", "Лечебное дело", "Акушерское дело" и сертификат по специальности "Рентгенология". 1.2. Специалист в области рентгенологии используется на должности рентгенолаборанта, назначается и увольняется с должности в соответствии с действующим законодательством. 1.3. В своей работе руководствуется законодательными, нормативными актами, официальными документами в области здравоохранения, организации службы лучевой диагностики и лучевой терапии; приказами, указаниями и распоряжениями вышестоящих должностных лиц. 2. Обязанности 2.1. Выполнение профилактических, лечебных, диагностических мероприятий, назначаемых врачом в рентгенодиагностическом отделении (кабинете). Эксплуатация основных типов рентгенодиагностической и рентгенотерапевтической аппаратуры. 2.2. Эксплуатация автоматизированного рабочего места рентгенолаборанта. 2.3. Подготовка рентгеновской аппаратуры к работе, контроль исправности, правильности эксплуатации, техники безопасности. 2.4. Выполнение рентгеновских снимков, линейных, компьютерных и магнитнорезонансных томограмм. 2.5. Текущий контроль за состоянием оборудования, своевременным его ремонтом и списанием. Устранение простейших неисправностей оборудования. Уход за оборудованием. 2.6. Подготовка пациентов к рентгенологическим исследованиям. Контроль за состоянием пациента во время проведения исследования. 2.7. Укладка больных для рентгенографии всех частей тела, мышечно-скелетной системы, внутренних органов. 2.8. Соблюдение порядка применения рентгеноконтрастных, сильнодействующих и наркотических веществ. 2.9. Обработка цифровых рентгеновских изображений. 2.10. Соблюдение требований охраны труда, техники безопасности, гигиены труда, радиационной и противопожарной безопасности при эксплуатации помещений, оборудования, рентгенологической и рентгенотерапевтической аппаратуры. 2.11. Использование коллективных и индивидуальных средств радиационной защиты. 2.12. Обеспечение инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала, выполнение требований инфекционного контроля в рентгенодиагностическом отделении (кабинете). 2.13. Своевременное и качественное ведение медицинской документации, регистрация пациентов и проводимых исследований. 2.14. Соблюдение морально-правовых норм профессионального общения, выполнение требований трудовой дисциплины. 2.15. Проведение санитарно-просветительской работы. 2.16. Регулярное повышение квалификации. 2.17. Оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях. 3. Права 3.1. Получать информацию, необходимую для качественного выполнения функциональных обязанностей. 3.2. Вносить предложения руководству по совершенствованию качества рентгенологической помощи населению, улучшению организации труда. 3.3. Отдавать распоряжения младшему медицинскому персоналу рентгеновского кабинета, контролировать объем и качество выполненной им работы, осуществлять контроль за работой техника по ремонту аппаратуры. 3.4. Принимать участие в работе совещаний, конференций, секций, профессиональных ассоциаций, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к профессиональной компетенции. 3.5. Повышать квалификацию, аттестоваться на присвоение квалификационной категории. 4. Ответственность Специалист за невыполнение своих профессиональных обязанностей несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством. XXI. Специальность: "Функциональная диагностика" 1. Общие положения 1.1. К профессиональной деятельности в качестве специалиста в области функциональной диагностики допускаются лица, получившие высшее медицинское образование по специальности "Сестринское дело" или среднее медицинское образование, диплом по специальностям "Сестринское дело", "Лечебное дело", "Акушерское дело" и сертификат по специальности "Функциональная диагностика". 1.2. Специалист в области функциональной диагностики используется на должностях, соответствующих специальности "Функциональная диагностика"; назначается и увольняется с должности в соответствии с действующим законодательством. 1.3. В своей работе руководствуется законодательными, нормативными актами, официальными документами в области здравоохранения, приказами, указаниями и распоряжениями вышестоящих должностных лиц. 2. Обязанности 2.1. Выполнение диагностических мероприятий, назначаемых врачом в отделении функциональной диагностики. Проведение функциональных диагностических исследований. 2.2. Подготовка диагностической и вспомогательной аппаратуры к работе, контроль исправности, правильности эксплуатации, техники безопасности. 2.3. Текущий контроль за сохранностью и исправностью аппаратуры, своевременным ее ремонтом и списанием, устранение простейших неисправностей в работе аппаратов. 2.4. Подготовка пациента к исследованию, осуществление контроля за состоянием пациента во время проведения функционального исследования. 2.5. Соблюдение требований охраны труда, техники безопасности, гигиены труда, противопожарной безопасности при эксплуатации помещений, оборудования и аппаратуры, используемой для функциональных исследований. 2.6. Обеспечение инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала, выполнение требований инфекционного контроля в отделении функциональной диагностики. 2.7. Своевременное и качественное ведение медицинской документации; регистрация пациентов и проводимых исследований. 2.8. Соблюдение морально-правовых норм профессионального общения, выполнение требований трудовой дисциплины. 2.9. Регулярное повышение квалификации. 2.10. Оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях. 3. Права 3.1. Получать информацию, необходимую для качественного выполнения функциональных обязанностей. 3.2. Вносить предложения руководству по совершенствованию качества медицинской помощи населению, улучшению организации труда. 3.3. Отдавать распоряжения младшему медицинскому персоналу отделения функциональной диагностики, контролировать объем и качество выполненной им работы, осуществлять контроль за работой техника по ремонту аппаратуры. 3.4. Принимать участие в работе совещаний, конференций, секций, профессиональных ассоциаций, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к профессиональной компетенции. 3.5. Повышать свою квалификацию, аттестоваться на присвоение квалификационной категории. 4. Ответственность Специалист за невыполнение своих профессиональных обязанностей несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством. XXII. Специальность: "Физиотерапия" 1. Общие положения 1.1. К профессиональной деятельности в качестве специалиста в области физиотерапии допускаются лица, получившие высшее медицинское образование по специальности "Сестринское дело", среднее медицинское образование, диплом по специальностям "Сестринское дело", "Лечебное дело", "Акушерское дело" и сертификат по специальности "Физиотерапия". 1.2. Специалист в области физиотерапии используется на должностях, соответствующих специальности "Физиотерапия", назначается и увольняется с должности в соответствии с действующим законодательством. 1.3. В своей работе руководствуется законодательными, нормативными актами, официальными документами в области здравоохранения, приказами, указаниями и распоряжениями вышестоящих должностных лиц. 2. Обязанности 2.1. Выполнение профилактических, лечебных, реабилитационных мероприятий, назначаемых врачом в физиотерапевтическом отделении. Проведение физиотерапевтических процедур. 2.2. Подготовка физиотерапевтической аппаратуры к работе, контроль исправности, правильности эксплуатации, техники безопасности. 2.3. Текущий контроль за сохранностью и исправностью аппаратуры, своевременным ее ремонтом и списанием. 2.4. Подготовка пациентов к физиотерапевтическим процедурам, осуществление контроля за состоянием пациента во время проведения процедуры. 2.5. Соблюдение требований охраны труда, техники безопасности, гигиены труда, противопожарной безопасности при эксплуатации помещений, оборудования и аппаратуры, используемой для физиотерапевтических процедур. 2.6. Обеспечение инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала, выполнение требований инфекционного контроля в физиотерапевтическом отделении. 2.7. Своевременное и качественное ведение медицинской документации. 2.8. Обеспечение правильного хранения, учета, использования лекарственных средств. 2.9. Соблюдение морально-правовых норм профессионального общения, выполнение требований трудовой дисциплины. 2.10. Проведение санитарно-просветительной работы. 2.11. Регулярное повышение квалификации. 2.12. Оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях. 3. Права 3.1. Получать информацию, необходимую для качественного выполнения функциональных обязанностей. 3.2. Вносить предложения руководству по совершенствованию качества медицинской помощи населению, улучшению организации труда. 3.3. Отдавать распоряжения младшему медицинскому персоналу физиотерапевтического отделения, контролировать объем и качество выполненной им работы, осуществлять контроль за работой техника по ремонту аппаратуры. 3.4. Принимать участие в работе совещаний, конференций, секций и медицинских ассоциаций, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к профессиональной компетенции. 3.5. Повышать свою квалификацию, аттестоваться на присвоение квалификационной категории. 4. Ответственность Специалист за невыполнение своих профессиональных обязанностей несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством. XXIII. Специальность: "Медицинский массаж" 1. Общие положения 1.1. К профессиональной деятельности в качестве специалиста в области медицинского массажа допускаются лица, получившие высшее медицинское образование по специальности "Сестринское дело", среднее медицинское образование, диплом по специальностям "Сестринское дело", "Лечебное дело", "Акушерское дело" и сертификат по специальности "Медицинский массаж". 1.2. Специалист в области медицинского массажа используется на должностях, соответствующих специальности "Медицинский массаж", назначается и увольняется с должности в соответствии с действующим законодательством. 1.3. В своей работе руководствуется законодательными, нормативными актами, официальными документами в области здравоохранения, приказами, указаниями и распоряжениями вышестоящих должностных лиц. 2. Обязанности 2.1. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к организации работы кабинета массажа и рабочего места массажиста. 2.2. Подготовка пациентов и массажиста к массажу, осуществление контроля за состоянием пациентов во время проведения процедур. 2.3. Проведение лечебного (классического), сегментарного, точечного, спортивного, гигиенического, косметического, аппаратного массажа, подводного душа-массажа. 2.4. Использование частных методик массажа при заболеваниях и травмах опорно-двигательного аппарата, центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, болезнях обмена веществ, мочеполовой системы, кожи в послеоперационный период восстановительного лечения в хирургии. 2.5. Использование методик массажа у детей, массажа и физических упражнений в раннем детском возрасте. 2.6. Соблюдение правил сочетания массажа с лечебной физкультурой, физиотерапевтическими процедурами, вытяжением, мануальной терапией. 2.7. Соблюдение требований охраны труда, техники безопасности, гигиены труда, противопожарной безопасности при эксплуатации помещений, оборудования и оснащения, используемого для занятий медицинским массажем. 2.8. Обеспечение инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала, выполнение требований инфекционного контроля в кабинете массажа. 2.9. Своевременное и качественное ведение медицинской документации. 2.10. Соблюдение морально-правовых норм профессионального общения, выполнение требований трудовой дисциплины. 2.11. Проведение санитарно-просветительной работы. 2.12. Регулярное повышение квалификации. 2.13. Оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях. 3. Права 3.1. Получать информацию, необходимую для качественного выполнения функциональных обязанностей. 3.2. Вносить предложения руководству по совершенствованию качества медицинской помощи населению, улучшению организации труда. 3.3. Отдавать распоряжения младшему медицинскому персоналу кабинета массажа, контролировать объем и качество выполненной им работы, осуществлять контроль за работой техника по ремонту аппаратуры. 3.4. Принимать участие в работе совещаний, конференций, секций, медицинских ассоциаций, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к профессиональной компетенции. 3.5. Повышать свою квалификацию, аттестоваться на присвоение квалификационной категории. 4. Ответственность Специалист за невыполнение своих профессиональных обязанностей несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством. XXIV. Специальность: "Лечебная физкультура" 1. Общие положения 1.1. К профессиональной деятельности в качестве специалиста в области лечебной физкультуры допускаются лица, получившие высшее медицинское образование по специальности "Сестринское дело", среднее медицинское образование, диплом по специальностям "Сестринское дело", "Лечебное дело", "Акушерское дело" или среднее специальное образование по профилю выполняемой работы и сертификат по специальности "Лечебная физкультура". 1.2. Специалист в области лечебной физкультуры используется на должности инструктора по лечебной физкультуре, назначается и увольняется с должности в соответствии с действующим законодательством. 1.3. В своей работе руководствуется законодательными, нормативными актами, официальными документами в области здравоохранения, приказами, указаниями и распоряжениями вышестоящих должностных лиц. 2. Обязанности 2.1. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к организации работы залов для групповых и индивидуальных занятий лечебной физкультурой, кабинетов механотерапии, тренажеров, бассейнов лечебного плавания, спортплощадок, маршрутов пешеходных прогулок и других спортивных сооружений (устройство, размеры, освещение. вентиляция помещений, температура воздуха, температура воды в бассейне и пр.). 2.2. Подготовка пациентов к занятиям лечебной физкультурой, осуществление контроля за состоянием пациентов во время проведения процедуры. 2.3. Проведение индивидуальных и групповых занятий лечебной и гигиенической гимнастикой. 2.4. Проведение функциональных проб с физической нагрузкой. 2.5. Проведение оценки физического развития, физической работоспособности человека, функции внешнего дыхания, сердечно-сосудистой системы, нервно-мышечного аппарата при занятиях лечебной физкультурой. 2.6. Использование частных методик лечебной физкультуры при различных заболеваниях опорно-двигательного аппарата, нервной системы, внутренних органов, обмена веществ, при травмах, при беременности, болезнях мочеполовой системы, ЛОР-органов, при миопии у детей, пред- и послеоперационный период восстановительного лечения в хирургии в их сочетании с физиотерапевтическими процедурами, вытяжением, мануальной терапией, программами этапной физической реабилитации больных. 2.7. Использование методик лечебной физкультуры у детей и в пожилом возрасте. 2.8. Проведение демонстрации физических упражнений. 2.9. Рекомендации по проведению физических упражнений и плаванию в бассейне, пешеходным прогулкам, терренкуру, туризму, ходьбе на лыжах, гребле, велосипеду, спортивным играм, занятиям на тренажерах и механоаппаратах, трудотерапии. 2.10. Соблюдение требований охраны труда, техники безопасности, гигиены труда, противопожарной безопасности при эксплуатации помещений, оборудования и оснащения, используемого для занятий лечебной физкультурой. 2.11. Обеспечение инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала, выполнение требований инфекционного контроля в отделении лечебной физкультуры. 2.12. Своевременное и качественное ведение медицинской документации; регистрация пациентов и проводимых исследований. 2.13. Соблюдение морально-правовых норм профессионального общения, выполнение требований трудовой дисциплины. 2.14. Проведение санитарно-просветительной работы. 2.15. Регулярное повышение квалификации. 2.16. Оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях. 3. Права 3.1. Получать информацию, необходимую для качественного выполнения функциональных обязанностей. 3.2. Вносить предложения руководству по совершенствованию качества медицинской помощи населению, улучшению организации труда. 3.3. Отдавать распоряжения младшему медицинскому персоналу отделения лечебной физкультуры, контролировать объем и качество выполненной им работы, осуществлять контроль за работой техника по ремонту оборудования и оснащения отделения лечебной физкультуры. 3.4. Принимать участие в работе совещаний, конференций, секций, медицинских ассоциаций, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к профессиональной компетенции. 3.5. Повышать свою квалификацию, аттестоваться на присвоение квалификационной категории. 4. Ответственность Специалист за невыполнение своих профессиональных обязанностей несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством. XXV. Специальность: "Диетология" 1. Общие положения 1.1. К профессиональной деятельности в качестве специалиста в области диетологии допускаются лица, получившие высшее медицинское образование по специальности "Сестринское дело", среднее медицинское образование, диплом по специальностям "Сестринское дело", "Лечебное дело", "Акушерское дело" и сертификат по специальности "Диетология". 1.2. Специалист в области диетологии используется на должностях, соответствующих специальности "Диетология"; назначается и увольняется с должности в соответствии с действующим законодательством. 1.3. В своей работе руководствуется законодательными, нормативными актами, официальными документами в области здравоохранения, приказами, указаниями и распоряжениями вышестоящих должностных лиц. 2. Обязанности 2.1. Выполнение профилактических, лечебных, санитарно-гигиенических мероприятий, назначенных врачом-диетологом лечебно-профилактического учреждения. 2.2. Осуществление контроля качества пищевых продуктов при их поступлении на склад и пищеблок, хранении запаса продуктов питания. 2.3. Осуществление контроля за работой пищеблока. 2.4. Ежедневная подготовка под контролем диетолога и при участии заведующего производством меню-раскладки (меню-требования) в соответствии с картотекой блюд. (Наименование блюд, их количество, номера диет, количество продуктов на все блюда, общее количество продуктов.) 2.5. Осуществление контроля за правильностью закладки продуктов в котел и бракераж готовой пищи (снятия пробы). /Без оплаты стоимости питания/. 2.6. Осуществление контроля за выполнением технологических методов приготовления блюд для различных диет. 2.7. Осуществление контроля за правильностью отпуска блюд с пищеблока в отделение в соответствии с "Раздаточной ведомостью". 2.8. Осуществление контроля за санитарным состоянием раздаточных и буфетных отделений, инвентаря, посуды, выполнением правил личной гигиены работниками раздаточных. 2.9. Применение лечебных диет с учетом нозологической формы, периода клинического течения болезни. 2.10. Внедрение принципов рационального и лечебного питания с учетом норм физиологических потребностей, биологических свойств пищевых продуктов в диетотерапии, заболеваний, сохранения пищевой ценности продуктов питания при хранении и кулинарной обработке. 2.11. Проведение учебных занятий со средним медицинским персоналом и работниками кухни по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях. 2.12. Ведение утвержденной медицинской документации. 2.13. Осуществление контроля за своевременностью проведения профилактических осмотров работников пищеблока и буфетных; отстранение и запрещение работы лицам, не прошедшим предварительного или периодического медицинского обследования; больным гнойничковыми и кишечными заболеваниями. 2.14. Оказание доврачебной помощи при неотложных ситуациях. 2.15. Регулярное повышение квалификации. 2.16. Соблюдение морально-правовых норм профессионального общения, выполнение требований трудовой дисциплины, производственной санитарии, гигиены труда и техники безопасности. 3. Права 3.1. Получать информацию, необходимую для качественного выполнения функциональных обязанностей. 3.2. Вносить предложения руководству по совершенствованию качества медицинской помощи населению, улучшению организации труда. 3.3. Отдавать распоряжения младшему медицинскому персоналу, контролировать объем и качество выполненной им работы. 3.4. Принимать участие в работе совещаний, конференций, секций, медицинских ассоциаций, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к профессиональной компетенции. 3.5. Повышать свою квалификацию, аттестоваться на присвоение квалификационной категории. 4. Ответственность Специалист за невыполнение своих профессиональных обязанностей несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством. XXVI. Специальность: "Медицинская статистика" 1. Общие положения 1.1. К профессиональной деятельности в качестве специалиста в области медицинской статистики допускаются лица, получившие высшее медицинское образование по специальности "Сестринское дело", среднее медицинское образование, диплом по специальностям "Сестринское дело", "Лечебное дело", "Акушерское дело" "Медико-профилактическое дело", "Лабораторная диагностика" и сертификат по специальности "Медицинская статистика". 1.2. Специалист в области медицинской статистики используется на должности медицинского статистика; назначается и увольняется с должности в соответствии с действующим законодательством. 1.3. В своей работе руководствуется законодательными, нормативными актами, официальными документами в области здравоохранения, приказами, указаниями и распоряжениями вышестоящих должностных лиц. 2. Обязанности 2.1. Участвует в организации статистического учета и статистического документооборота учреждения здравоохранения в соответствии с приказами и инструктивными указаниями Минздрава России. 2.2. Участвует в шифровке в соответствии с международной классификацией болезней статистических документов (талонов, карт и др.). 2.3. Сбор, систематизация и статистическая обработка учетно-отчетных данных, организация хранения, поиска и использования информации с использованием ПВЭМ для составления отчетов и решения производственных задач. 2.4. Расчет статистических показателей оценки деятельности учреждения здравоохранения. 2.5. Участвует в составлении годового статистического отчета учреждения. 2.6. Осуществляет контроль за правильностью ведения и заполнения статистической документации, достоверностью данных годового отчета, участвует в организации и проведении инструктивно-методических семинаров по медицинской статистике в структурных подразделениях учреждения. 2.7. Участвует в проведении анализа и оценки результатов деятельности учреждения с использованием основных статистических методов (статистические таблицы различных видов; графические изображения; относительные и средние величины). 2.8. Выполняет инструкции по технике безопасности, гигиене труда, противопожарной охране, деятельности медицинского учреждения в экстремальных условиях. 2.9. Соблюдает морально-правовые нормы профессионального общения. 2.10. Ведет учетно-отчетную медицинскую документацию, оформляет заявки на приобретение учетно-отчетных статистических форм медицинской документации, обеспечивает ими структурные подразделения учреждения. 2.11. Проводит санитарно-просветительную работу. 2.12. Регулярно повышает квалификацию. 2.13. Оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях. 3. Права 3.1. Получать информацию, необходимую для качественного выполнения функциональных обязанностей. 3.2. Вносить предложения руководству по совершенствованию качества медицинской помощи населению, улучшению организации труда. 3.4. Принимать участие в работе совещаний, конференций, секций, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к профессиональной компетенции. 4. Ответственность Специалист за невыполнение своих профессиональных обязанностей несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством. Начальник Управления организации медицинской помощи населению А.И.Вялков Начальник Управления охраны здоровья матери и ребенка Д.И.Зелинская Начальник Департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора А.А.Монисов Начальник Управления обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой Т.Г.Кирсанова ПРИЛОЖЕНИЕ 4 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 августа 1997 года N 249 Квалификационные характеристики специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием I. Специальность: "Организация сестринского дела" В соответствии с требованиями специальности в области организации сестринского дела специалист должен знать и уметь: 1. Общие знания - основы законодательства и права в здравоохранении; - основы управления и организации здравоохранения в Российской Федерации; - основы медицинского страхования; - экономические модели финансирования, организацию планово-экономической и финансовой деятельности медицинских учреждений в новых экономических условиях; - основные принципы и организацию экспертизы качества медицинской помощи; - основы менеджмента и маркетинга в здравоохранении; - теоретические основы сестринского дела; - организацию сестринского дела в системе здравоохранения Российской Федерации; - медицинскую этику и деонтологию; психологию профессионального общения; основы педагогики; - статистические показатели оценки здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения; - статистику здоровья населения; демографическую и медико-социальную характеристику населения; - основы организации медицинской помощи городскому населению, организацию сестринского дела в медицинских учреждениях по обслуживанию городского населения; - основы организации медицинской помощи сельскому населению, организацию сестринского дела в медицинских учреждениях по обслуживанию сельского населения; - основы организации медицинской помощи детям и матерям, организацию сестринского дела в медицинских учреждениях по охране здоровья матери и ребенка; - основы организации медико-социальной помощи, основы геронтологии и гериатрии, организацию сестринского дела в медицинских учреждениях медико-социальной помощи; - систему взаимодействия учреждений здравоохранения с учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля; - основы организации медицинской и социальной реабилитации; - организацию экспертизы трудоспособности; - основы диспансеризации населения; - систему мероприятий по обеспечению безопасной больничной среды; - организацию лекарственного обеспечения медицинского учреждения; - систему делопроизводства в медицинском учреждении, организацию учетно-отчетной деятельности медицинского учреждения с использованием электронно-вычислительной техники; - роль сестринского персонала в федеральных, территориальных программах охраны здоровья населения; основы валеологии и санологии; методы и средства гигиенического воспитания; организацию работы по гигиеническому воспитанию населения и пропаганде здорового образа жизни; - охрану труда и технику безопасности в медицинских учреждениях; - основы медицины катастроф; - деятельность ВОЗ в области сестринского дела. 2. Общие умения - использовать управленческие функции планирования, организации, мотивации, контроля и координации в административной деятельности; - владеть методами управленческой деятельности; - рационально использовать ресурсы медицинского учреждения; - использовать коммуникативные навыки общения; - оценивать эффективность управленческой деятельности; - оценивать качество и эффективность сестринской помощи; - организовать взаимодействие с общественными организациями и сестринскими ассоциациями; - обеспечивать систему взаимодействия между смежными медицинскими учреждениями, между структурными подразделениями медицинского учреждения; - организовать работу по кадровому планированию специалистов со средним медицинским образованием в медицинском учреждении; - организовать работу по расстановке, использованию, обучению и оценке квалификации средних медицинских кадров; - работать с организационно-распорядительной документацией; - анализировать статистические показатели оценки здоровья населения, оценки деятельности учреждения здравоохранения; - осуществлять педагогическую и наставническую деятельность; - повышать уровень профессиональных знаний, умений и навыков. 3. Специальные знания - документы, определяющие основные задачи, функции, условия и порядок деятельности медицинского учреждения и его структурных подразделений; - документы, регламентирующие укомплектованность и потребность медицинского учреждения в средних медицинских кадрах, штатные нормативы, штатное расписание, функциональные обязанности, права и ответственность, повышение квалификации и переподготовку, оценку квалификации средних медицинских кадров; - документы, определяющие деятельность медицинского учреждения в условиях медицинского страхования; - систему информационного обеспечения медицинского учреждения, перечень учетной, отчетной документации, порядок ведения, хранения, обработки и анализа, сдачи в архив; - документы по эксплуатации зданий и сооружений, оснащению медицинского учреждения материальными ресурсами, проведению мероприятий по охране труда и техники безопасности; - порядок организации работы общественного совета медицинских сестер; - социально-демографическую характеристику обслуживаемого контингента населения; - документы, регламентирующие деятельность средних медицинских кадров в области формирования, сохранения и укрепления здоровья населения; - организацию экстренной доврачебной помощи; - организацию сестринского ухода на основе сестринского процесса; - организацию работы медицинских учреждений по восстановительному лечению и реабилитации; роль и функции сестринского персонала в медицинской и социальной реабилитации; - организацию работы в больницах (домах) сестринского ухода, хосписах; роль и основы паллиативной сестринской помощи; - документы, определяющие организацию противоэпидемической работы с населением; - документы по организации лечебно-охранительного режима и профилактике больничного травматизма; - документы по организации больничного инфекционного контроля и обеспечению инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала медицинского учреждения; - документы по организации противоэпидемической работы в очаге инфекции; - документы по иммунопрофилактике населения; - документы по медицинскому и фармацевтическому обеспечению деятельности медицинского учреждения; - документы, регламентирующие организацию лечебного и диетического питания в медицинском учреждении; - основы рационального и сбалансированного питания; - особенности питания здоровых и больных детей раннего возраста; - основные причины и профилактику пищевых отравлений; - организацию работы, санитарно-эпидемиологические и санитарно-гигиенические требования к организации, режиму работы молочных кухонь; - санитарно-эпидемиологические и санитарно-гигиенические требования к производству и технологии производства детских молочных продуктов; - документы, регламентирующие деятельность медицинского учреждения в экстремальных условиях; - организацию первой медицинской, доврачебной, специализированной помощи раненым и пораженным при стихийных бедствиях и катастрофах. 4. Специальные умения - использовать научные и управленческие подходы к совершенствованию качества сестринской помощи населению; - планировать систему мероприятий по перспективам развития сестринской службы медицинских учреждений; - анализировать показатели медицинской, социальной и экономической эффективности деятельности медицинских учреждений; - использовать основополагающие директивные документы, регламентирующие деятельность медицинского учреждения в новых экономических условиях; - корректировать потребность населения в различных видах сестринской помощи на основе анализа критериев и показателей состояния здоровья населения; - анализировать формы годовых статистических отчетов и первичной медицинской документации, отражающие деятельность средних и младших медицинских кадров; осуществлять контроль за правильностью ведения медицинской документации в структурных подразделениях медицинского учреждения; - организовать работу по повышению квалификации и переподготовке, развитию профессиональной карьеры, аттестации и сертификации средних медицинских кадров; оказать методическую и консультативную помощь сестринскому и младшему медицинскому персоналу; - составлять, представлять к утверждению и контролировать выполнение индивидуальных профессионально-должностных инструкций сестринского и младшего медицинского персонала; - организовать сестринский уход за больными на основе сестринского процесса; организовать сестринский уход за инкурабельными больными на основе сестринского процесса; - организовать и контролировать работу по обеспечению лечебно-охранительного, санитарно-гигиенического и санитарно-эпидемиологического режимов в медицинском учреждении; - организовать контроль за противоэпидемической работой с населением среднего медицинского персонала; - организовать контроль за санитарно-просветительской работой с населением среднего медицинского персонала; - обеспечить учебные занятия по эксплуатации медицинской техники и оборудования, технике безопасности и охране труда; - организовать диспансеризацию медицинского персонала; - организовать работу Совета медицинских сестер; - использовать в работе документы, регламентирующие порядок выписывания, получения, учета, хранения, особенности использования лекарственных средств и материалов; - вести прием населения, работу с письмами и обращениями граждан; - использовать современную оргтехнику в деятельности медицинского учреждения; - использовать нормативные документы, регламентирующие деятельность молочных кухонь; - владеть техникой сестринских манипуляций; - оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях, травмах, отравлениях; провести сердечно-легочную реанимацию; - обеспечить проведение учебных мероприятий по медицинскому обеспечению деятельности медицинского учреждения; защите населения, больных и медицинского персонала; оказанию доврачебной помощи в чрезвычайных условиях; - изучать, использовать и популяризировать лучший отечественный и зарубежный опыт организации сестринского дела в лечебно-профилактических учреждениях. II. Специальность: "Лечебное дело" В соответствии с требованиями специальности в области лечебного дела специалист должен знать и уметь: 1. Общие знания - основы законодательства и права в здравоохранении; - основы медицинского страхования; - организацию работы медицинского учреждения в новых экономических условиях; - организацию медицинской помощи населению; - организацию медико-социальной помощи населению, основы геронтологии и гериатрии; - теоретические основы сестринского дела; - медицинскую этику и деонтологию; психологию профессионального общения; - статистику здоровья населения; - роль сестринского персонала в федеральных, территориальных программах охраны здоровья населения; основы валеологии и санологии; методы и средства санитарного просвещения; - краевую патологию; основы профпатологии; - причины, механизмы развития, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний и травм; - основы организации медицинской и социальной реабилитации; виды, формы и методы реабилитации; - фармакокинетику, фармакодинамику основных групп лекарственных средств, показания и противопоказания к применению, характер взаимодействия, осложнения применения лекарственных средств; организацию лекарственного обеспечения, нормативные документы, регламентирующие фармацевтический порядок в медицинском учреждении; - основные и дополнительные методы обследования; - основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний; - основы диетологии; - систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала медицинского учреждения; систему взаимодействия лечебно-профилактического учреждения с учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля; противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции; иммунопрофилактику; - охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении; - функциональные обязанности, права и ответственность среднего и младшего медицинского персонала; - основы медицины катастроф. 2. Общие умения - анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции и полномочий; - владеть коммуникативными навыками общения; - рационально использовать ресурсное обеспечение деятельности; - выполнять диагностические, лечебные, реанимационные, реабилитационные, профилактические, лечебно-оздоровительные, санитарно-гигиенические, санитарно-просветительные мероприятия в соответствии со своей профессиональной компетенцией и полномочиями; - осуществлять и документировать основные этапы сестринского процесса при уходе за пациентами; - владеть техникой сестринских манипуляций; - оценивать состояние и выделять ведущие синдромы и симптомы у больных и пострадавших, находящихся в тяжелом и терминальном состоянии, оказать экстренную доврачебную помощь при неотложных состояниях, травмах, отравлениях; проводить сердечно-легочную реанимацию; - оценивать действие лекарственных средств у конкретного пациента, оказать экстренную доврачебную помощь при лекарственном отравлении; - проводить лабораторные, функциональные, инструментальные исследования; - выполнять основные виды физиотерапевтических процедур, проводить занятия по лечебной гимнастике, владеть приемами массажа, контролировать выполнение рекомендаций по трудотерапии, использовать элементы психотерапии, рекомендовать лечебное и диетическое питание; оценивать эффективность проводимых мероприятий; - соблюдать фармацевтический порядок получения, хранения и использования лекарственных средств; - выписывать лекарственные препараты с помощью рецептурных справочников; - выполнять требования инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала; - проводить плановую и экстренную госпитализацию пациентов; - проводить мероприятия по защите населения, больных, пострадавших и персонала службы медицины катастроф, медицинской службы гражданской обороны; оказывать доврачебную помощь в чрезвычайных ситуациях; - повышать профессиональный уровень знаний, умений и навыков. 3. Специальные знания - демографическую и медико-социальную характеристики прикрепленного населения; - организацию профилактической работы среди населения участка; методики планирования, проведения и оценки комплексных программ профилактики, направленных на сохранение и укрепление здоровья отдельных лиц, семей, групп населения; - организацию и материальное обеспечение проведения фельдшерского амбулаторного приема; - основные причины, клинические проявления, методы диагностики; осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний, организацию сестринского ухода и реабилитацию в терапии, педиатрии, хирургии, онкологии, урологии, дерматовенерологии, акушерстве и гинекологии, клинике инфекционных болезней, неврологии, психиатрии, офтальмологии, оториноларингологии, гериатрии; - фармакологическое действие наиболее распространенных лекарственных средств, их совместимость, дозировку, способы и методики введения в организм; - основы рационального и сбалансированного питания, основы лечебного и диетического питания; основы детского питания; - правила проведения экспертизы нетрудоспособности; - методы обследования детей и беременных женщин; - скрининговые программы контроля за состоянием здоровья детей; - организацию работы по воспитанию ребенка в семье, по подготовке детей в дошкольные и школьные учреждения. 3.1. В области скорой и неотложной медицинской помощи: - организацию и структуру службы скорой и неотложной медицинской помощи в городской и сельской местности; - медицинские, этические и юридические аспекты оказания скорой и неотложной медицинской помощи; - функциональные обязанности, права и ответственность выездной бригады скорой и неотложной помощи; - оснащение машин скорой помощи; - общие принципы интенсивной терапии неотложных и терминальных состояний; - основы реаниматологии; - основы анестезии, применяемой на догоспитальном этапе; - основы диагностики и неотложной медицинской помощи при неотложных состояниях в клинике внутренних болезней; острых заболеваниях и травмах органов брюшной полости; травмах опорно-двигательного аппарата; острых заболеваниях и травмах органов зрения; ЛОР-органов; травмах и заболеваниях нервной системы; акушерско-гинекологической патологии; психических заболеваниях; острых экзогенных отравлениях; термических поражениях; инфекционных заболеваниях, острых заболеваниях и травмах в урологии. 3.2. В области наркологии: - организацию наркологической службы; - медицинские, этические и юридические аспекты оказания наркологической помощи; - клинику и неотложные состояния при алкоголизме, алкогольных психозах, наркоманиях, токсикоманиях, психозах, вызванных наркоманиями и токсикоманиями; - методы профилактики, лечения, экспертизы и реабилитации в наркологии; - организацию гигиенического воспитания в области наркологии. 3.3. В области профпатологии: - основные причины, клинические проявления, методы обследования, принципы лечения и профилактики профессиональных заболеваний и травм; - оценку состояния здоровья работающего населения; - вопросы экспертизы трудоспособности при профессиональных заболеваниях и травмах; - организацию гигиенического воспитания на участке. 4. Специальные умения - провести персональный учет, сбор демографической и медико-социальной информации о прикрепленном населении; провести анализ состояния здоровья прикрепленного населения; - выделить группы населения с ранними и открытыми формами заболеваний, факторами риска; оказывать содействие в снижении влияния факторов риска на состояние здоровья населения; - собрать и оценить оперативную информацию об эпидемиологической ситуации, изменении экологической обстановки; провести иммунопрофилактику; совместно с санитарно-эпидемиологической службой провести противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции; - организовать и провести санитарно-просветительную работу на участке, включающую пропаганду медицинских знаний, гигиеническое воспитание и обучение населения здоровому образу жизни; - дать рекомендации по вопросам вскармливания, воспитания, закаливания, подготовке детей к дошкольным и школьным учреждениям, профориентации; - оказать консультативную помощь по медико-социальным аспектам жизни семьи, планированию семьи; организовать медико-психологическую поддержку членам семьи с учетом состояния здоровья и возрастных особенностей; - проводить учет граждан, нуждающихся в медико-социальной помощи; участвовать в организации помощи одиноким и престарелым, инвалидам, больным с хроническими заболеваниями, включая уход на дому; - проводить фельдшерский амбулаторный прием; - выполнять профилактические, лечебные, диагностические мероприятия в медицинском учреждении и на дому, проводить простейшие амбулаторные хирургические операции; - проводить подготовку больных к диагностическим исследованиям; - проводить работу по лекарственному и материальному обеспечению деятельности медицинского учреждения, следить за исправностью медицинской аппаратуры и оборудования, своевременным ремонтом и списанием; выполнять требования техники безопасности и охраны труда; - проводить подготовку санитарного актива участка, включающую занятия по оказанию самопомощи и взаимопомощи при травмах, отравлениях, неотложных состояниях; обучение населения методам ухода, оказанию первой медицинской помощи; - вести утвержденную отчетно-учетную медицинскую документацию. 4.1. В области скорой и неотложной медицинской помощи: - получить информацию о заболевании; - применить основные и дополнительные методы обследования; - оценить тяжесть состояния больного; - определить объем и последовательность реанимационных мероприятий; оказать экстренную доврачебную помощь; - определить план и тактику ведения больного, показания к госпитализации, обеспечить транспортировку в стационар; - оформить необходимую медицинскую документацию. 4.2. В области наркологии: - выявить характерные признаки алкоголизма, наркомании, токсикомании; - выявить клинические показания для госпитализации, определить профиль стационара; - проводить плановую профилактическую работу среди обслуживаемого контингента; - оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях в наркологии. 4.3. В области профпатологии: - проводить анализ общей и профессиональной заболеваемости и травматизма обслуживаемого контингента; - планировать и проводить профилактическую и лечебно-оздоровительную работу на промышленном участке, направленную на снижение общей и профессиональной заболеваемости; - проводить мероприятия по медико-социальной реабилитации больных; - оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях в профпатологии и травмах. 5. Манипуляции - техника сестринских манипуляций; - дренажное положение больного при легочной патологии; - определение наличия отеков; - техника взятия крови из пальца для определения СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов; - приготовления толстой капли; - определение белка в моче (методом кипячения, альбутестом с уксусной кислотой); - определение сахара в моче (глюкотестом); - введение гепарина; - определение времени свертывания крови; - определение времени кровотечения; - сбор мочи для определения сахара; - набор инсулина в шприц; - профилактика и лечение пролежней; - разведение антибиотиков; - вскрытие поверхностных гнойников и флегмон; - извлечение инородных тел, не требующее применения сложных приемов; - наложение кожных швов и лигатур при поверхностной ране; - снятие кожных швов; - остановка наружного кровотечения из поверхностно-расположенных сосудов; - транспортная иммобилизация; - вагинальные исследования; - взятие мазков из половых органов; - определение размеров женского таза; - определение положения плода; - выслушивание сердечных тонов плода; - определение высоты стояния дна матки; - осмотр шейки матки в зеркалах; - обследование молочных желез; - спринцевание; - проведение пробы Манту; - осмотр прямой кишки ректальным зеркалом; - умение работать с простейшей физиотерапевтической аппаратурой; - введение вакцин; - измерение внутриглазного давления. III. Специальность: "Акушерское дело" В соответствии с требованиями специальности в области акушерского дела специалист должен знать и уметь: 1. Общие знания - профессиональное назначение, функциональные обязанности, права и ответственность специалиста; - основы медицинского страхования; - основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие акушерско-гинекологическую помощь в стране; - показатели материнской и перинатальной смертности и роль акушерки в их снижении; - теоретические основы сестринского дела; - философию и этику сестринского дела; - психологию профессионального общения; - основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний и травм; - организацию ухода за больными на основе этапов сестринского процесса; - структуру лечебно-профилактических учреждений; - структуру учреждений родовспоможения и назначение каждого подразделения, роль акушерки в ней; - виды, формы и методы реабилитации; - показания и противопоказания к применению, характер взаимодействия, осложнения применения лекарственных средств, нормативные документы, регламентирующие фармацевтический порядок в медицинском учреждении; - методы и средства гигиенического воспитания, роль сестринского персонала в федеральных, территориальных программах охраны здоровья населения; - основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний; - систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и персонала медицинского учреждения с учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля; - организацию делопроизводства и учетно-отчетной деятельности структурного подразделения, основные виды медицинской документации; - охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении; - функциональные обязанности, права и ответственность младшего медицинского персонала; - основы медицины катастроф. 2. Общие умения - анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции и полномочий; - владеть коммуникативными навыками общения; - выполнять диагностические, лечебные, реанимационные, реабилитационные, профилактические, лечебно-оздоровительные, санитарно-гигиенические, санитарно-просветительные мероприятия в соответствии со своей профессиональной компетенцией, полномочиями и врачеными назначениями; - осуществлять и документировать основные этапы сестринского процесса при уходе за беременными и больными с акушерской патологией; - владеть техникой сестринских манипуляций; - оценивать состояние и выделять ведущие синдромы и симптомы у больных и пострадавших, находящихся в тяжелом и терминальном состоянии, оказать экстренную доврачебную помощь при неотложных состояниях, травмах, отравлениях; проводить сердечно-легочную реанимацию; - оценивать действие лекарственных средств у конкретного пациента, оказать экстренную доврачебную помощь при лекарственном отравлении; - подготовить пациента к лабораторным, функциональным, инструментальным исследованиям; - выполнять основные виды физиотерапевтических процедур, проводить занятия по лечебной гимнастике, владеть приемами массажа, контролировать выполнение назначенной врачом диеты; - владеть методами профилактики, направленными на воспитание и обучение отдельных лиц, семей, групп населения по сохранению и укреплению здоровья; - соблюдать правила получения, хранения и использования лекарственных средств; - соблюдать правила техники безопасности и охраны труда. 3. Специальные знания 3.1. В области акушерства: - основные вопросы физиологии у здоровых женщин и при акушерской патологии; - физиологию и патологию беременности, родов и послеродового периода у здоровых женщин и в группах риска; - инфекции при беременности; внутриутробные инфекции; - принципы профилактики мастита после родов; - влияние производственных факторов на специфические функции женского организма; - вопросы асептики и антисептики в акушерстве; - основы санэпидрежима акушерского стационара; - принципы обезболивания в акушерстве, основы интенсивной терапии и реанимации у женщин и новорожденных; - основы фармакологии в акушерстве; - основные методы оперативного акушерства; - роль акушерки в обеспечении безопасного материнства. 3.2. В области гинекологии: - процесс и этапы деятельности специалиста в гинекологии (обследование, выявление проблем пациента при гинекологической патологии, планирование действий акушерки, реализация, оценка достигнутого); - особенности деонтологии в акушерстве; - современные методы профилактики и лечения акушерско-гинекологической патологии; - основы онкологической настороженности в целях профилактики и ранней диагностики злокачественных новообразований у женщин; - ранние симптомы рака шейки матки, молочных желез, опухолевидных образований матки и придатков, внематочной беременности, "острого живота" и др.; - особенности наблюдения за беременной в условиях женской консультации; - проведение диспансеризации здоровых женщин и при гинекологических заболеваниях; - особенности санитарно-эпидемиологического режима в гинекологическом стационаре, женской консультации; - оборудование и оснащение операционных и палат интенсивной терапии, реанимации; - гинекологические заболевания у девочек; - основные методы оперативного лечения гинекологических больных; - особенности предоперационной подготовки и послеоперационного ухода; - планирование семьи и современная контрацепция; - заболевания, передаваемые половым путем, СПИД. 3.3. В области педиатрии с детскими инфекциями: - основные принципы организации лечебно-профилактической помощи детям; - основы законодательства об охране здоровья матери и ребенка; - основные этапы внутриутробного развития плода, влияние вредных факторов на плод; - оценка состояния новорожденного; - особенности санитарно-эпидемиологического режима в отделениях новорожденных; - этапы сестринского процесса в неонатологии (выявление проблемы ребенка и семьи, планирование действий акушерки, реализация, оценка достигнутого); - основные заболевания плода и новорожденного, тактика действий акушерки при них; - этапы сестринского процесса при основных заболеваниях детского возраста, детских инфекциях, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и др.; - календари профилактических прививок; - особенности работы акушерки с женщинами и новорожденными на фельдшерско-акушерском пункте. 4. Специальные умения 4.1. В акушерстве: - собрать информацию о заболеваниях беременной женщины, течении беременности; - выявить факторы риска возникновения той или иной акушерской патологии; - выявить ранние признаки беременности, определить ее сроки, положение плода, размеры таза; - владеть навыками обследования, диагностики, наблюдения, родоразрешения, ухода при физиологических акушерских состояниях; - распознавать акушерскую патологию и определять тактику действий акушерки; - определять группу крови и Rh-фактор у беременной, выполнять переливание крови по назначению и под руководством врача; - владеть навыками ухода при акушерской патологии; - установить причину кровотечения; - выявить осложнения беременности (токсикозы 1-2 половины, узкий таз, кровотечение, многоплодие, неправильное положение плода и др.); - своевременно выявить осложнения течения родов, изменения в состоянии роженицы для оказания необходимой доврачебной помощи, вызова врача; - проводить профилактику и борьбу с кровотечением при угрозе разрыва матки, преэклампсии и оказать доврачебную помощь при этих состояниях; - проводить профилактику трещин сосков и мастита после родов; - выявить признаки послеродовых заболеваний, оказывать доврачебную помощь; - осуществлять уход за оперированными больными и при осложнениях послеоперационного периода. 4.2. В области гинекологии: - распознать гинекологические заболевания; - провести основные виды гинекологических исследований; - подготовить женщину к гинекологическим обследованиям и операциям; - владеть методами наружного и влагалищного исследования беременных, здоровых женщин и гинекологических больных; - владеть техникой осмотра матки "в зеркалах", пальпацией молочных желез; - владеть материалом и проводить занятия по планированию семьи, подготовке беременной к родам, гигиене брака, пропаганде грудного вскармливания. 4.3. В педиатрии: - владеть основными методами борьбы с асфиксией плода и первичной реанимацией новорожденного; - владеть навыками первичного туалета новорожденного; - осуществлять уход за новорожденным; - владеть методами раннего прикладывания к груди новорожденного и борьбы за грудное вскармливание; - использовать систему мониторирования жизненно важных функций организма ребенка и по их показателям определять изменения в состоянии новорожденного. 5. Манипуляции - измерить массу тела, рост, артериальное давление беременной, провести наружное и внутреннее акушерское исследование; - исследовать пробу мочи беременной на наличие белка; - при влагалищном исследовании в родах установить степень раскрытия шейки матки, целостность плодного пузыря, предлежащую часть, виды предлежания головки, предлежание плаценты и др.; - принять физиологические роды и оказать типичное акушерское пособие; - провести внутривенные вливания, трансфузию крови под наблюдением врача; - провести ручное обследование и массаж матки при акушерском кровотечении; - зашить разрывы влагалища к промежности 1-2 степени; - перевязать и обработать пуповину; - провести антропометрию новорожденного; - провести осмотр последа и определить дефекты плаценты; - алгоритм действий при первичной реанимации новорожденного; - выполнить влагалищные процедуры по назначению врача (обработка шейки матки, спринцевание, ванночки и др.); - поставить катетер в мочевой пузырь; - провести зондирование желудка; - сделать очистительную и лечебную клизму. IV. Специальность: "Стоматология" В соответствии с требованиями специальности в области стоматологии специалист должен знать и уметь: 1. Общие знания - назначение специалиста в современной системе здравоохранения (задачи, права, обязанности); - основные принципы организации стоматологической помощи в стране; - основы страховой медицины; - основы законодательства в профессиональной деятельности медицинского работника, правовые нормы и юридическую ответственность сотрудников стоматологических отделений и кабинетов; - правила и методы безопасного труда, технику безопасности; - профессиональную этику и деонтологию, основы медицинской психологии; - основы эпидемиологии; - основы валеологии и санологии; - методы и средства санитарного просвещения; - применение лекарственных средств; |