безопасности и охраны труда в структурных подразделениях больничного учреждения; - проводить санитарно-просветительную работу среди пациентов и их родственников, включающую пропаганду медицинских знаний; обучение оказанию само- и взаимопомощи при травмах, отравлениях, неотложных состояниях; обучение методам ухода, первой медицинской помощи; проводить гигиеническое воспитание и обучение здоровому образу жизни; - выполнять профилактические, лечебные, диагностические мероприятия, назначаемые врачом в больничном учреждении, готовить инструменты и ассистировать врачу при проведении сложных манипуляций; - владеть техникой подготовки больных к диагностическим исследованиям; экстренной операции; - владеть техникой сестринских манипуляций. 4.3. В области организации сестринского дела: - осуществлять планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию деятельности сестринского и младшего медицинского персонала структурного подразделения медицинского учреждения; - оценивать качество и эффективность сестринской помощи населению на уровне структурного подразделения; планировать систему мероприятий по совершенствованию сестринской службы структурного подразделения; - организовать работу по профессиональной адаптации, повышению квалификации, развитию профессиональной карьеры, аттестации и сертификации средних медицинских кадров структурного подразделения; - обеспечивать проведение учебных мероприятий по эксплуатации медицинской техники и оборудования, технике безопасности и охране труда; - проводить обеспечение структурного подразделения необходимыми медикаментами, стерильными инструментами, перевязочными материалами, спецодеждой; учет расходов медикаментов, перевязочных материалов, инструментов, бланков специального учета; - проводить контроль за сохранностью и исправностью медицинской аппаратуры и оборудования, своевременным ремонтом и списанием в структурном подразделении; - изучать и использовать в работе лучший отечественный и зарубежный опыт в области сестринского дела; - осуществлять наставническую и педагогическую деятельность. 5. Манипуляции - санитарная обработка больного; - приготовление дезинфицирующих растворов; - дезинфекция предметов ухода за больным; - предстерилизационная очистка шприцев, игл, инструментов; - укладка в биксы перевязочного материала, одежды, белья хирургического персонала; - пользование стерильным биксом; - обеззараживание рук; - облачение в стерильную одежду и одевание хирурга; - накрытие стерильного стола; - транспортировка и перекладывание больного; - пользование функциональной кроватью; - приготовление постели; - смена нательного и постельного белья; - туалет больного; - гигиенические мероприятия в постели; - подмывание; - профилактика пролежней; - кормление больного в постели; - введение питательной смеси через зонд; - питание больного через гастростому; - обработка пуговичного зонда и кожи вокруг гастростомы; - измерение температуры тела; - построение графика температурной кривой; - измерение пульса; - определение числа дыхательных движений; - измерение артериального давления; - определение суточного диуреза; - постановка банок; - постановка горчичников; - постановка согревающего компресса; - применение грелки и пузыря со льдом; - приготовление лечебной ванны; - подача кислорода; - подача судна и мочеприемника; - постановка газоотводной трубки; - постановка всех видов клизм; - катетеризация мочевого пузыря; - ведение документации по учету лекарственных средств; - применение мази, пластыря, присыпки; - закапывание капель в нос, уши, глаза, закладывание за веко; - пользование ингалятором; - набор дозы инсулина; - инъекции (все виды); - сбор системы для капельного введения; - венепункция; - снятие ЭКГ; - взятие мазка из зева; - сбор мокроты; - анализ крови на гемоглобин, СОЭ, лейкоциты; - анализ мочи по Зимницкому; - фракционное зондирование желудка; - зондирование желчного пузыря; - сбор кала на исследование; - подготовка больного к лучевым исследованиям, эндоскопии; - подготовка больного и участие в проведении всех видов пункций, амбулаторных операций; - проведение искусственного дыхания; - наложение всех видов повязок; - проведение местной анестезии; - иммобилизация; - определение группы крови, проба на индивидуальную совместимость; - проведение премедикации; - остановка кровотечений из поверхностно-расположенных сосудов. XVI. Специальность: "Сестринское дело в педиатрии" В соответствии с требованиями специальности в области сестринского дела в педиатрии специалист должен знать и уметь: 1. Общие знания - профессиональное назначение, функциональные обязанности, права и ответственность; - систему организации медицинской помощи детям, организацию сестринского дела в медицинских учреждениях по охране здоровья детей; - конвенцию ООН о правах ребенка; - основы законодательства и права в здравоохранении; - основы медицинского страхования; - теоретические основы сестринского дела; - философию и этику сестринского дела; - психологию профессионального общения; - сестринский процесс и его этапы при уходе за детьми; - основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний и травм у детей различного возраста; - структуру лечебно-профилактических учреждений; - виды, формы и методы реабилитации; - фармакокинетику, фармакодинамику, показания и противопоказания к применению, характер взаимодействия, осложнения применения лекарственных средств, нормативные документы, регламентирующие фармацевтический порядок в медицинском учреждении; - методы и средства санитарного просвещения, роль сестринского персонала в федеральных, территориальных программах охраны здоровья населения; - основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний; - систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов, персонала медицинского учреждения, систему взаимодействия медицинского учреждения с учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля; - основы гигиенического воспитания населения по вопросам воспитания здорового ребенка и пропаганде здорового образа жизни, ухода за здоровыми и больными детьми; - психологические основы общения с детьми, их родителями, персоналом; медицинскую этику и деонтологию; - организацию делопроизводства и учетно-отчетной деятельности структурного подразделения, основные виды медицинской документации; - охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении; - функциональные обязанности, права и ответственность младшего медицинского персонала; - основы медицины катастроф. 2. Общие умения - анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции и полномочий; - владеть коммуникативными навыками общения; - выполнять диагностические, лечебные, реанимационные, реабилитационные, профилактические, лечебно-оздоровительные, санитарно-гигиенические, санитарно-просветительные мероприятия в соответствии со своей профессиональной компетенцией, полномочиями и врачебными назначениями; - осуществлять и документировать основные этапы сестринского процесса при уходе за пациентами; - владеть техникой сестринских манипуляций; - оценить состояние, выделить ведущие симптомы у детей, находящихся в тяжелом и терминальном состояниях, оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях; - оценить действие лекарственных средств у конкретного пациента, оказать доврачебную помощь при лекарственном отравлении; - подготовить пациента к лабораторным, функциональным, инструментальным методам исследования; - проводить занятия по лечебной гимнастике, владеть приемами массажа; - соблюдать порядок получения, хранения, использования лекарственных средств; - соблюдать правила техники безопасности и охраны труда; - вести медицинскую документацию. 3. Специальные знания 3.1. В области педиатрии: - основы реформы сестринского дела в педиатрии; - основы управления сестринской деятельностью в педиатрии; - технологии и стандарты сестринской деятельности в педиатрии; - организацию работы младшего медицинского персонала в детских лечебно-профилактических учреждениях; - деонтологические проблемы госпитализации ребенка; - сестринский уход за детьми, страдающими острыми и хроническими заболеваниями; - какую и в какой форме информацию о состоянии здоровья давать ребенку, его родителям, родственникам и другим гражданам; - инфекционный контроль в детских лечебно-профилактических учреждениях; - этапы сестринского процесса в неонатологии; - особенности санитарно-эпидемиологического режима в отделении новорожденных; - правила грудного вскармливания ребенка; - функциональные состояния и заболевания новорожденных; - детские болезни, принципы ухода; - подготовку детей к поступлению в образовательные учреждения, период адаптации. 3.2. В области хирургии и реанимации: - основные вопросы организации хирургической и реанимационной помощи детям; - причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики хирургических заболеваний и травм у детей; - основные проявления терминальных состояний у детей; - этапы сестринского процесса при уходе за детьми с хирургическими заболеваниями и травмами. 3.3. В области акушерства и гинекологии: - систему организации медицинской помощи беременным и гинекологическим больным; - показатели материнской и перинатальной смертности; - основные вопросы физиологии у здоровых женщин и при акушерской патологии; - физиологию и патологию беременности, родов и послеродового периода у здоровых женщин и групп риска; - принципы профилактики мастита после родов; - причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики гинекологических заболеваний; - этапы сестринского процесса при уходе за беременными и пациентами с гинекологическими заболеваниями; - гинекологические заболевания у девочек; - вопросы планирования семьи и современной контрацепции. 3.4. В области инфекционных заболеваний: - систему организации медицинской помощи инфекционным больным; - основные свойства возбудителя, эпидемиологические особенности, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики инфекционных заболеваний; - эпидемиологическую ситуацию, пути передачи инфекции, группы риска, методы обследования, лечения и профилактики ВИЧ-инфекции, туберкулеза; - этапы сестринского процесса при уходе за детьми, больными инфекционными заболеваниями; - календарь профилактических прививок. 3.5. В области неврологии и психиатрии: - систему организации неврологической и психиатрической помощи; - причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, лечение и профилактику неврологических и психических заболеваний; - медицинские, этические, юридические аспекты психиатрической помощи; - этапы сестринского процесса при уходе за детьми, страдающими неврологическими и психическими заболеваниями. 3.6. В области реабилитации, физиотерапии, лечебной физкультуры и массажа: - виды, формы и методы реабилитации; - роль лечебной физкультуры, физиотерапии, массажа в реабилитации; - сестринский процесс при проведении реабилитации. 4. Специальные умения - обеспечить инфекционную безопасность ребенка и медицинского персонала детского лечебно-профилактического учреждения; - строго соблюдать технологию выполнения манипуляций и процедур; - проводить сердечно-легочную реанимацию при терминальных состояниях у взрослых и детей; - подготовить ребенка к специальным лабораторным и инструментальным методам исследования; - строго соблюдать технологии по отбору и доставке биопроб для клинических исследований; - оказать неотложную доврачебную помощь при детских, инфекционных, хирургических, неврологических и других заболеваниях; - осуществлять уход за новорожденным ребенком; - осуществлять и документировать отдельные этапы сестринского процесса при уходе за больными детьми в стационаре и поликлинике; - владеть основными приемами массажа; - оценить действие лекарств у конкретного ребенка и их побочные действия; - определить группу крови и Rh-фактор у ребенка. 5. Манипуляции - первичный туалет новорожденного; - уход за пуповиной; - антропометрия новорожденного; - пеленание ребенка; - обогревание новорожденного с помощью источника лучистого тепла; - использовать кювез для ухода за новорожденным; - правильно приложить ребенка к груди; - пользоваться приемами искусственного вскармливания ребенка; - обеспечить зондовое кормление, уход за зондом; - сделать очистительную и лечебную клизму; - ассистировать при заменных переливаниях крови и гемотрансфузиях; - произвести осмотр кожи и слизистых оболочек у ребенка, определить жизненно важные показатели (температура, АД, число дыханий, число сердечных сокращений); - определить сахар в моче ребенка; - подготовить систему внутривенного капельного вливания жидкости, использовать различные инфузоры и перфузоры; - сделать внутривенные, внутримышечные, внутрикожные, подкожные инъекции; - уметь поставить внутривенный периферический катетер (типа "бабочка", "Бронюля" и др.); - уход за центральным и периферическим катетером; - поставить мочевой катетер мальчику и девочке; - пользоваться различными способами дачи кислорода ребенку (масочный, кислородная палатка, носовые канюли и др.); - подготовить ребенка к плевральной и спинномозговой пункции; - провести искусственную вентиляцию легких различными методами: дыхание "рот в рот", мешком Амбу с маской; - уметь обеспечить свободную проходимость дыхательных путей в случае необходимости; - провести сердечно-легочную реанимацию (дыхание "рот в рот" или маской, непрямой массаж сердца); - использовать систему мониторирования показателей жизненно важных функций организма ребенка; - оказать доврачебную помощь ребенку при неотложных состояниях; - остановить кровотечение; - сделать промывание желудка; - использовать посиндромную медикаментозную терапию при оказании доврачебной помощи на ФАПе, в поликлинике, приемном отделении больницы. XVII. Специальность: "Операционное дело" В соответствии с требованиями специальности в области операционного дела специалист должен знать и уметь: 1. Общие знания - основы законодательства и права в здравоохранении; - организацию хирургической помощи, организацию скорой и неотложной медицинской помощи населению; - организацию работы медицинского учреждения в новых экономических условиях; - философию профессионального общения; - психологию профессионального общения; - функциональные обязанности, права и ответственность, систему взаимодействия и преемственности с другими подразделениями; - медицинское и фармацевтическое обеспечение деятельности (получение, учет, хранение, использование лекарственных средств, в т.ч. наркотических препаратов и препаратов строгой отчетности, перевязочных и шовных материалов, одежды, белья, хирургических перчаток и пр.); - статистические формы учетно-отчетной документации; - оснащение отделения техникой, ее назначение и эксплуатация, хирургические инструменты и аппараты, охрану труда и технику безопасности; - систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала, асептику и антисептику; - роль сестринского персонала в федеральных, территориальных программах охраны здоровья населения; основы валеологии и санологии; методы и средства гигиенического воспитания; - виды, формы и методы реабилитации; организацию и проведение мероприятий по реабилитации пациентов с хирургическими заболеваниями и травмами; - организацию хирургической помощи по принципу "Хирургия 1 дня"; - нормативные документы, регламентирующие организацию операционного дела; - основы периоперативного сестринского ухода; - современные методы дезинфекции и стерилизации; - основы трансфузиологии; - различные виды кровотечений и способы их остановки; - общую и местную анестезию, устройство и принципы наркозно-дыхательной аппаратуры; - основы медицины катастроф и военно-полевой хирургии. 2. Общие умения - анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции; - владеть коммуникативными навыками общения; - владеть техникой сестринских манипуляций; - оценить состояние и выделять ведущие синдромы и симптомы у пациентов, находящихся в тяжелом и терминальном состоянии, оказать экстренную доврачебную помощь при неотложных состояниях; - подготовить пациента к лабораторным, функциональным, инструментальным исследованиям; - выполнять требования инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала; - проводить мероприятия по защите населения, больных, пострадавших и персонала службы медицины катастроф, медицинской службы гражданской обороны; оказывать доврачебную помощь в чрезвычайных ситуациях; - повышать профессиональный уровень знаний, умений и навыков. 3. Специальные знания - организацию работы хирургической бригады; - предоперационную подготовку пациента; - особенности расположения пациента на операционном столе с учетом анатомо-физиологических особенностей; - назначение и наборы хирургического инструментария (в том числе используемого для эндоскопического оперативного вмешательства); - основные характеристики шовного и перевязочного материала; способы и методы их использования в оперативной хирургии; - основные характеристики и последовательность действий членов хирургической бригады при подготовке и в ходе операций; - основные осложнения, возникающие в ходе хирургических вмешательств, основные мероприятия, направленные на их устранение; - основы профилактики послеоперационных осложнений; - общие принципы интенсивной терапии и реанимации; - основы электрохирургии. 4. Специальные умения - подготовить операционную и участников к проведению операции; - контролировать соблюдение правил асептики и антисептики персоналом, находящимся в операционной; - подготовить белье, перевязочный материал, перчатки, маски, инструменты и аппаратуру к стерилизации; - проводить предоперационную подготовку пациента; обеспечивать инфекционную безопасность пациента; - участвовать в проведении всех видов пункций; - обеспечивать выполнение всех этапов хирургического вмешательства; - комплектовать наборы хирургических инструментов; - подготовить шовный материал; - наложить все виды повязок; - обеспечивать различные способы гемостаза; - оказать помощь при терминальных состояниях; - осуществлять ранний послеоперационный уход за пациентом; - контролировать транспортировку пациента из операционной; - вести количественный учет используемого инструментария, шовного и перевязочного материала, белья, лекарственных средств и аппаратуры; - оформить и отправить на гистологическое и бактериологическое исследование биологический материал, взятый у пациента во время операции; - подготовить и контролировать эксплуатацию технических средств, находящихся в операционной; - рационально и своевременно пополнять расходные материалы; - выполнять требования инфекционного контроля в операционном блоке. XVIII. Специальность: "Анестезиология и реаниматология" В соответствии с требованиями специальности в области анестезиологии и реаниматологии специалист должен знать и уметь: 1. Общие знания - профессиональное назначение, функциональные обязанности и права специалиста; - основы законодательства и права в здравоохранении; - основы медицинского страхования; - организацию работы медицинского учреждения в новых экономических условиях; - теоретические основы сестринского дела; - этику, деонтологию и психологию профессионального общения; - возрастные анатомо-физиологические особенности; - патофизиологию различных видов умирания и клинической смерти, восстановительного периода после оживления; - основы клинического и фармакологического обоснования используемых средств, применяемых при проведении анестезии и интенсивной терапии; - вопросы проницаемости медикаментов через плацентарный барьер; - методы предоперационного обследования, подготовку к операции (анестезия, премедикация); - современные методы общей, местной и регионарной анестезии; - современные методы интенсивной терапии и реанимации при различных заболеваниях и критических состояниях; - организацию сестринского ухода за больными на основе этапов сестринского процесса; - виды, формы и методы реабилитации, организацию и проведение мероприятий по реабилитации пациентов; - методы и средства гигиенического воспитания; роль сестринского персонала в программах охраны здоровья населения; - основы диспансеризации, ее социальную значимость; - систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала медицинского учреждения; асептику и антисептику; систему взаимодействия лечебно-профилактического учреждения с учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля; - организацию делопроизводства и учетно-отчетной деятельности структурного подразделения; основные виды медицинской документации; - охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении; - функциональные обязанности, права и ответственность младшего персонала; - основы медицины катастроф. 2. Общие умения - анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции и полномочий; - владеть коммуникативными навыками общения; - выполнять диагностические, лечебные, реанимационные, реабилитационные, профилактические, лечебно-оздоровительные, санитарно-гигиенические, санитарно-просветительные мероприятия в соответствии со своей профессиональной компетенцией, полномочиями и врачебными назначениями; - осуществлять и документировать основные этапы сестринского процесса при уходе за пациентами; - владеть техникой сестринских манипуляций; - оценить состояние и выделить ведущие синдромы и симптомы у больных и пострадавших, находящихся в тяжелом и терминальном состояниях; оказать экстренную доврачебную помощь при неотложных состояниях; - осуществлять и документировать основные этапы сестринского процесса при паллиативной сестринской помощи инкурабельным больным; - подготовить пациента к лабораторным, функциональным, инструментальным исследованиям; - проводить занятия по лечебной гимнастике, владеть приемами массажа, использовать элементы психотерапии, оценивать эффективность проводимых мероприятий; - соблюдать фармацевтический порядок получения, хранения и использования лекарственных средств; - выполнять требования инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала; - проводить мероприятия по защите населения, больных, пострадавших и персонала службы медицины катастроф, медицинской службы гражданской обороны; оказывать доврачебную помощь в чрезвычайных ситуациях; - повышать профессиональный уровень знаний, умений и навыков. 3. Специальные знания - наркозно-дыхательную и контрольно-диагностическую аппаратуру; инструментарий, используемый в анестезиологии и реанимации; - фармакологическое действие основных препаратов, используемых при проведении анестезиологических пособий, правила их хранения, возможные осложнения, связанные с их применением; - особенности анестезиологического обеспечения экстренных хирургических операций у взрослых и детей; - инфузионно-трансфузионную терапию, парентеральное питание; - терминальные состояния, общие принципы реанимации и интенсивной терапии; - основы сердечно-легочной реанимации, дыхательной недостаточности, острой сердечно-сосудистой недостаточности; - особенности интенсивного наблюдения и лечения больных в послеоперационном периоде; - основные принципы реанимации и интенсивной терапии при шоке, коматозных состояниях; - особенности интенсивного наблюдения и лечения больных с острым инфарктом миокарда; - общие принципы интенсивной терапии при отравлениях; - общие принципы интенсивной терапии при почечной и печеночной недостаточности; - особенности интенсивной терапии и реанимации в педиатрии, акушерстве и гинекологии; - реанимационные мероприятия при механической асфиксии, утоплении, электротравме. 4. Специальные умения - подготовить наркозную аппаратуру к работе, работать с аппаратурой; - подготовить набор для интубации (ларингоскоп, интубационные трубки и пр.), подбор масок, носовых катетеров; - подготовить набор для пункции центральных вен; набор для внутривенного наркоза, для перидуральной анестезии; - оценить эффективность премедикации; - оценить восстановление мышечного тонуса по клиническим признакам; - оценить адекватность самостоятельного дыхания больного; - проводить прием Селлика; - подготовить кардиомонитор к работе; подготовить дефибриллятор к работе (техника дефибрилляции); - проводить измерение почасового диуреза; - осуществлять венепункцию и катетеризацию периферических вен; уход за катетером, введенным в вену; - проводить аспирацию содержимого из трахеобронхиального дерева, лаваж трахеобронхиального дерева, уход за трахеостомой (техника), постуральный дренаж; - подготовить растворы и системы для инфузионно-трансфузионной терапии; - маркировать баллоны с медицинскими газами, определять количество кислорода, закиси азота в баллоне; - ведение наркозной карты и карты наблюдения; - проводить дезинфекцию и стерилизацию наркозно-дыхательной аппаратуры, анестезиологического инструментария. 5. Манипуляции - техника прямой ларингоскопии; - определение дыхательного объема по вентилометру; - техника экстубации; - подсчет пульса и частоты сердечных сокращений, определение дефицита пульса, техника измерения артериального давления, определение пульсового давления; - техника измерения центрального венозного давления - техника проведения пробы на индивидуальную совместимость и резус-совместимость, метод биологической пробы при переливании крови, скорость инфузии, кристаллоидов, коллоидов, белковых препаратов крови и ее компонентов; - венепункция; - метод восстановления проходимости дыхательных путей (искусственная вентиляция легких), туалет дыхательных путей с помощью отсосов, введение воздуховода, вентиляция методом "Рот в воздуховод", вентиляция с помощью маски (АДР, наркозного аппарата); - техника наружного массажа сердца, сочетание наружного массажа с вентиляцией легких, оценка эффективности реанимации; - определение пульса на сонной и бедренной артериях; - оксигенотерапия, техника подачи кислорода через спирт; - техника вибрационного массажа; - техника трахеальной инстилляции; - зондовое питание; - техника введения назогастрального зонда; - отбор крови для определения группы крови, резус-фактора для коагулограммы, для биохимического исследования. XIX. Специальность: "Общая практика" В соответствии с требованиями специальности в области общей практики специалист должен знать и уметь: 1. Общие знания - профессиональное назначение, функциональные обязанности, права и ответственность медицинской сестры общей практики; - основы законодательства и права в здравоохранении; - основы медицинского страхования; - организацию работы медицинского учреждения в новых экономических условиях; - основы организации медицинской помощи населению; - основы семейной медицины; - теоретические основы сестринского дела; - философию и этику сестринского дела; - психологию профессионального общения; - статистику здоровья населения; - роль сестринского персонала в федеральных, территориальных программах охраны здоровья населения; основы валеологии и санологии; методы и средства гигиенического воспитания; - организацию сестринского ухода за больными; - виды, формы и методы реабилитации, организацию и проведение мероприятий по реабилитации пациентов; - показания и противопоказания к применению основных групп лекарственных препаратов, характер взаимодействия, осложнения применения лекарственных средств, нормативные документы, регламентирующие фармацевтический порядок в медицинском учреждении; - основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний; - систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала медицинского учреждения; систему взаимодействия медицинского учреждения с учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля; иммунопрофилактику; - учетно-отчетную медицинскую документацию; - охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении; - функциональные обязанности, права и ответственность младшего медицинского персонала; - основы медицины катастроф. 2. Общие умения - анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции и полномочий; - владеть коммуникативными навыками общения; - рационально использовать ресурсное обеспечение деятельности; - выполнять диагностические, лечебные, реанимационные, реабилитационные, профилактические, лечебно-оздоровительные, санитарно-гигиенические, санитарно-просветительные мероприятия в соответствии со своей профессиональной компетенцией, полномочиями и назначениями врача; - осуществлять и документировать основные этапы сестринского процесса при уходе за пациентами; - владеть техникой сестринских манипуляций; - оценивать состояние и выделять ведущие синдромы и симптомы у больных, пострадавших, находящихся в тяжелом и терминальном состояниях, оказать экстренную доврачебную помощь при неотложных состояниях; - осуществлять и документировать основные этапы сестринского процесса при паллиативной сестринской помощи инкурабельным больным; - подготовить пациента к лабораторным, функциональным, инструментальным исследованиям; - выполнять основные виды физиотерапевтических процедур, проводить занятия по лечебной гимнастике, владеть приемами массажа, контролировать выполнение рекомендаций по трудотерапии, использовать элементы психотерапии, контролировать соблюдение назначенной врачом диеты, оценивать эффективность проводимых мероприятий; - соблюдать фармацевтический порядок получения, хранения и использования лекарственных средств; - выполнять требования инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала; - проводить мероприятия по защите населения, больных, пострадавших и персонала службы медицины катастроф, медицинской службы гражданской обороны; оказывать доврачебную помощь в чрезвычайных ситуациях; - повышать профессиональный уровень знаний, умений и навыков. 3. Специальные знания - нормативные документы, касающиеся сферы деятельности врача и медицинской сестры общей практики; - демографическую и медико-социальную характеристики прикрепленного населения; - организацию профилактической работы среди населения участка; методики планирования, проведения и оценки комплексных программ профилактики, направленных на сохранение и укрепление здоровья отдельных лиц, семей, групп населения; - роль и основные задачи медицинской сестры общей практики при проведении врачебного амбулаторного приема, его организацию и материальное обеспечение; - основные причины, клинические проявления, методы диагностики; осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний, организацию сестринского ухода и реабилитацию в терапии, педиатрии, хирургии, онкологии, урологии, дерматовенерологии, акушерстве и гинекологии, клинике инфекционных болезней, неврологии, психиатрии, офтальмологии, оториноларингологии, гериатрии; - фармакологическое действие наиболее распространенных лекарственных средств, их совместимость, дозировку, способы и методики введения в организм; - основы диетологии; - методы обследования детей и беременных женщин; основы краевой патологии, преморбидных состояний, основы профпатологии; туберкулеза. 4. Специальные умения - провести персональный учет, сбор демографической и медико-социальной информации о прикрепленном населении; совместно с врачом общей практики провести анализ состояния здоровья контингента населения; - совместно с врачом общей практики выделить группы населения с ранними и скрытыми формами заболеваний, факторами риска; оказывать содействие в снижении влияния факторов риска на состояние здоровья населения; - собрать и оценить оперативную информацию об эпидемиологической ситуации, провести иммунопрофилактику; совместно с санитарно-эпидемиологической службой провести противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции; - выполнять требования инфекционного контроля и инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала в амбулатории (кабинете) врача общей практики (семейного врача); - организовать и провести санитарно-просветительную работу на участке, включающую пропаганду медицинских знаний, гигиеническое воспитание и обучение населения здоровому образу жизни; - дать рекомендации по вопросам вскармливания, воспитания, закаливания, подготовке детей к дошкольным и школьным учреждениям, профориентации; - оказать консультативную помощь по медико-социальным аспектам жизни семьи, планированию семьи; организовать медико-психологическую поддержку членам семьи с учетом состояния здоровья и возрастных особенностей; - проводить учет граждан, нуждающихся в медико-социальной помощи; совместно с врачом общей практики, органами социального обеспечения, службами милосердия участвовать в организации помощи одиноким и престарелым, инвалидам, больным с хроническими заболеваниями, включая уход на дому; - организовать амбулаторный прием врача общей практики (семейного врача): подготовка рабочего места, приборов, инструментов, подготовка индивидуальных карт амбулаторного больного, бланков рецептов, проведение осмотра больного, предварительный сбор анамнеза; - выполнять профилактические, лечебные, диагностические, реабилитационные мероприятия, назначаемые врачом в поликлинике и на дому, участвовать в проведении амбулаторных операций; - обеспечивать кабинет врача общей практики (семейного врача) необходимыми медикаментами, стерильными инструментами, перевязочными материалами, спецодеждой; проводить учет расходов медикаментов, перевязочных материалов, инструментов, бланков специального учета; - проводить контроль за сохранностью и исправностью медицинской аппаратуры и оборудования, своевременным их ремонтом и списанием, выполнение требований техники безопасности и охраны труда; - проводить подготовку санитарного актива участка, проводить занятия по оказанию самопомощи и взаимопомощи при травмах, отравлениях, неотложных состояниях; обучать родственников тяжелобольных методам ухода, оказанию первой медицинской помощи; - вести учетно-отчетную документацию. 5. Манипуляции - санитарная обработка больного; - приготовление дезинфицирующих растворов; - дезинфекция предметов ухода за больным; - предстерилизационная очистка шприцев, игл, инструментов; - укладка в биксы перевязочного материала, одежды, белья хирургического персонала; - пользование стерильным биксом; - обеззараживание рук; - облачение в стерильную одежду и одевание хирурга; - накрытие стерильного стола; - транспортировка и перекладывание больного; - пользование функциональной кроватью; - приготовление постели; - смена нательного и постельного белья; - туалет больного; - гигиенические мероприятия в постели; - подмывание; - профилактика пролежней; - кормление больного в постели; - введение питательной смеси через зонд; - питание больного через гастростому; - обработка пуговичного зонда и кожи вокруг гастростомы; - измерение температуры тела; - построение графика температурной кривой; - измерение пульса; - определение числа дыхательных движений; - измерение артериального давления; - определение суточного диуреза; - постановка банок; - постановка горчичников; - постановка согревающего компресса; - применение грелки и пузыря со льдом; - приготовление лечебной ванны; - подача кислорода; - подача судна и мочеприемника; - постановка газоотводной трубки; - постановка всех видов клизм; - катетеризация мочевого пузыря; - ведение документации по учету лекарственных средств; - применение мази, пластыря, присыпки; - закапывание капель в нос, уши, глаза, закладывание за веко; - пользование ингалятором; - набор дозы инсулина; - инъекции (все виды); - сбор системы для капельного введения; - венепункция; - снятие ЭКГ; - взятие мазка из зева; - сбор мокроты; - анализ крови на гемоглобин, СОЭ, лейкоциты; - анализ мочи по Зимницкому; - фракционное зондирование желудка; - зондирование желчного пузыря; - сбор кала на исследование; - подготовка больного к лучевым исследованиям, эндоскопии; - подготовка больного и участие в проведении всех видов пункций, амбулаторных операций; - пеленание ребенка; - правила кормления грудью; - перевязка пуповины новорожденного; - уход за пуповиной; - первый туалет новорожденного; - антропометрия новорожденных; - искусственное вскармливание; - проведение искусственного дыхания; - наложение всех видов повязок; - проведение местной анестезии; - иммобилизация; - определение группы крови, проба на индивидуальную совместимость; - проведение премедикации; - остановка кровотечений из поверхностно-расположенных сосудов. XX. Специальность: "Рентгенология" В соответствии с требованиями специальности в области рентгенологии специалист должен знать и уметь: 1. Общие знания - основы законодательства и права в здравоохранении; - организации службы лучевой диагностики и лучевой терапии в Российской Федерации, основные директивные документы, определяющие ее деятельность; - правила и методы безопасного труда, нормативные документы по охране труда и технике безопасности в отделении (кабинете) лучевой диагностики; - основы медицинской информатики; персональный компьютер и правила работы на нем; автоматизированные рабочие места в отделении лучевой диагностики; - требования к ведению учетно-отчетной документации; - профессиональную этику и деонтологию; - основы санитарно-эпидемиологического и санитарно-гигиенического режима. СПИД и его профилактика; - медицинское страхование; - методы и средства санитарного просвещения; - основы организации и деятельности военно-полевой рентгенологии; - основы медицины катастроф. 2. Общие умения - соблюдение правил охраны труда, техники безопасности, радиационной, противопожарной безопасности и производственной санитарии в отделении (кабинете) лучевой диагностики; - использование коллективных и индивидуальных средств радиационной защиты; - оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях; - соблюдение санитарно-эпидемиологического режима; - руководство младшим медицинским персоналом отделения лучевой диагностики; - проведение гигиенического воспитания среди больных и населения; - владение техникой сестринских манипуляций. 3. Специальные знания - основы физики ионизирующих и неионизирующих излучений; единицы измерения ионизирующих излучений; - основы рентгенотехники и электротехники; классификация рентгеновских аппаратов, выбор типа аппарата и его комплектации, основные части рентгеновской установки; - характеристика электронных трубок для рентгенодиагностики и рентгенотерапии; - эксплуатация рентгеновского питающего устройства; пределы и возможности автоматической экспанометрии; визуализация рентгеновского изображения; световые и рентгеновские усилители изображения; телевизионный тракт; цифровые рентгенография, флюорография, ангиография; - оборудование кабинетов для рентгенодиагностики, рентгенотерапии, кабинета специального назначения, рентгенооперационной; технический паспорт кабинета; эксплуатация рентгенодиагностического аппарата, флюорографической установки, линейного томографа; - физические основы компьютерной рентгеновской томографии и магнитно-резонансной томографии; функции рентгенолаборанта (оператора) магнитно-резонансной и компьютерной томографии; - биологическое действие ионизирующих излучений; нормы и принципы радиационной безопасности; оценка и нормирование дозовых нагрузок на пациентов и персонал при использовании ионизирующих излучений дозиметров; - современные фотоматериалы и фотопроцесс; - особенности мер безопасности и охраны труда при работе на компьютерном томографе и магнитно-резонансном томографе; - основные методы рентгенологического исследования; - основные методики рентгенотерапии; - основы рентгенологической анатомии и физиологии органов и систем. 4. Специальные умения - эксплуатация основных типов рентгенодиагностической и рентгенотерапевтической аппаратуры; - уход за оборудованием, устранение простейших неисправностей оборудования, контроль за его состоянием; - обработка цифровых рентгеновских изображений; эксплуатация автоматизированного рабочего места рентгенолаборанта; использование современных фотоматериалов и фотопроцесса; - владение методикой подготовки больных к рентгенологическим исследованиям; - укладка больных для рентгенографии всех частей тела, мышечно-скелетной системы, внутренних органов; - соблюдение порядка применения рентгеноконтрастных, сильнодействующих и наркотических веществ; - получение рентгеновских снимков высокого качества; - умение действовать в прогнозируемых аварийных ситуациях. 5. Манипуляции - укладка детей и взрослых пациентов при рентгенологическом исследовании, компьютерной и магнитно-резонансной томографиях; - выполнение рентгеновских снимков, линейных, компьютерных и магнитно-резонансных томограмм; - все виды инъекций; - искусственная вентиляция легких; - остановка кровотечений из поверхностно-расположенных сосудов; - иммобилизация конечностей при травме; - промывание желудка; - постановка диагностических клизм. XXI. Специальность: "Функциональная диагностика" В соответствии с требованиями специальности в области функциональной диагностики специалист должен знать и уметь: 1. Общие знания - профессиональное назначение, функциональные обязанности, права и ответственность специалиста; - основы законодательства в профессиональной деятельности медицинского работника; - правила охраны труда и техника безопасности при работе в отделении (кабинете) функциональной диагностики; - профессиональную этику и деонтологию, основы медицинской психологии; - санитарно-эпидемиологический режим, документы, регламентирующие его; - анатомо-физиологические особенности разных возрастных групп; - основные требования к делопроизводству (ведение медицинской документации и архива); - основы медицины катастроф. 2. Общие умения - использовать нормативные и правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность; - соблюдать санитарно-эпидемиологический режим; - владеть основными сестринскими манипуляциями; - уметь оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях. 3. Специальные знания - основные сведения по анатомии и физиологии сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем; - значение функциональных исследований в диагностике заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем; - основные методы исследования функции сердца, органов дыхания, состояния сосудов, центральной нервной системы и других органов; - биологические и физиологические основы методов электрокардиографии, реографии; - возможные осложнения при проведении исследований и функциональных проб, меры по профилактике и принципы оказания неотложной помощи; - принципы устройства, виды и типы электрооборудования, способы его эксплуатации и устранения важнейших неполадок; технику регистрации, нормативы и изменения важнейших показателей. 4. Специальные умения - осуществлять методику проведения и снятия ЭКГ с применением функциональных и фармакологических проб по назначению врача; - произвести регистрации ЭКГ в основных 12 отведениях (I, II,III, ЛVR, ЛVF, V1-V6) в дополнительных левых грудных (V7-V9), правых грудных (V3R-V6R), высоких грудных (V1-V2), по НЭБУ (D, A, I); - определять зубцы и интервалы ЭКГ-граммы и их нормативы, осуществлять расчет зубцов; - определять характер ритма и его частоту (уметь пользоваться таблицами Базетта); - определять характер изменений на ЭКГ: а) нарушения автоматизма; б) нарушения возбудимости; в) нарушения проводимости; г) изменения ЭКГ, связанные с гипертрофией отделов сердца; д) изменения ЭКГ, связанные с нарушением питания миокарда (хроническая портальная недостаточность, ОИМ); е) изменения ЭКГ, связанные с изменением положения сердца в грудной клетке и особенностями конституции человека; - снять ЭКГ с учетом выявленных изменений; - осуществить технику записи выявленных изменений; - оформить СФГ-кривую; - владеть техникой съемки фонокардиографии (знать стандартные точки ФЭК на грудной клетке); - снять поликардиографию: ЭКГ, ФКГ, СФГ одновременно, апекскардиограмму (АПГ); - проводить функциональные пробы; - знать аппаратуру для исследования функции внешнего дыхания; - проводить обработку загубников, воздуховодов, осуществлять их хранение согласно требованиям санэпидрежима; - произвести расчет фактических величин спирограммы; - произвести расчет данных величин по таблицам и формулам; - производить оценку данных в %; - владеть техникой проведения электроэнцефалографии (ЭЭГ), уметь устранять артефакты. 5. Манипуляции - все виды инъекций; - искусственная вентиляция легких; - непрямой массаж сердца; - остановки кровотечений из поверхностно-расположенных сосудов; - иммобилизация конечностей при травмах; - промывание желудка; - постановка клизм. XXII. Специальность: "Физиотерапия" В соответствии с требованиями специальности в области физиотерапии специалист должен знать и уметь: 1. Общие знания - профессиональное назначение, функциональные обязанности, права и ответственность специалиста; - основы законодательства и права в здравоохранении; - основы медицинского страхования; - организацию работы медицинского учреждения в новых экономических условиях; - теоретические основы сестринского дела; - философию и этику сестринского дела; - психологию профессионального общения; - основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний и травм; - организацию сестринского ухода за больными на основе этапов сестринского процесса; - виды, формы и методы реабилитации, организацию и проведение мероприятий по реабилитации пациентов; - показания и противопоказания к применению основных групп лекарственных препаратов, характер взаимодействия, осложнения применения лекарственных средств; нормативные документы, регламентирующие фармацевтический порядок в лечебно-профилактическом учреждении; - основы валеологии и санологии; методы и средства гигиенического воспитания; роль сестринского персонала в глобальных, федеральных, территориальных программах охраны здоровья населения; - основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний; - систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала медицинского учреждения; - учетно-отчетную деятельность структурного подразделения; основные виды медицинской документации; - охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении; - функциональные обязанности, права и ответственность младшего медицинского персонала; - основы медицины катастроф. 2. Общие умения - анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции и полномочий; - владеть коммуникативными навыками общения; - выполнять диагностические, лечебные, реанимационные, реабилитационные, профилактические, лечебно-оздоровительные, санитарно-гигиенические, санитарно-просветительные мероприятия в соответствии со своей профессиональной компетенцией и полномочиями; - осуществлять и документировать основные этапы сестринского процесса; - владеть основными элементами массажа, использовать приемы психотерапии; - владеть техникой основных сестринских манипуляций; - оценить состояние и выделить ведущие синдромы и симптомы у больных и пострадавших, находящихся в тяжелом и терминальном состоянии, оказать экстренную доврачебную помощь при неотложных состояниях; - оценить действие лекарственных средств у конкретного пациента; - соблюдать фармацевтический порядок получения, хранения и использования лекарственных средств; - соблюдать правила техники безопасности и охраны труда; - вести утвержденную медицинскую документацию; - выполнять требования инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала; - проводить мероприятия по защите населения, больных, пострадавших и персонала службы медицины катастроф, медицинской службы гражданской обороны; оказывать доврачебную помощь в чрезвычайных ситуациях. 3. Специальные знания и умения - вопросы организации физиотерапевтической службы и курортного дела в Российской Федерации; - правила и требования к оборудованию физиотерапевтического отделения, кабинета; - аппаратуру, применяемую в физиотерапии, ее технические возможности, технику проведения процедур; - технику безопасности в физиотерапевтическом отделении и кабинете; нормативные документы по охране труда и технике безопасности; - механизм действия физических факторов, влияние физических факторов на основные патологические процессы и функции разных органов и систем организма; - принципы совместимости и последовательность назначения физических факторов и процедур; - принципы использования физических факторов для профилактики заболеваний и реабилитации больных, в том числе диспансерных групп; - показания и противопоказания к применению физических факторов; - возможные осложнения при проведении физиотерапевтических процедур, меры по профилактике; - принципы оказания неотложной помощи при поражении электрическим током, световым излучением, электромагнитным полем и др.; - особенности проведения физиолечения у детей; - использовать технические средства защиты при выполнении физиопроцедур. Владеть техникой и методиками проведения физиопроцедур: - электролечение; - гальванизация; - лекарственный электрофорез; - трансцеребральная импульсная электротерапия (электросон, транскраниальная электроаналгезия, мезодиэнцефальная модуляция); - диадинамотерапия; - амплипульстерапия; - интерференцтерапия; - флюктуоризация, флюктуофорез; - электростимуляция; - дарсонвализация; - надтональная терапия; - индуктотермия; - УВЧ-терапия (электрическое поле УВЧ, УВЧ-индуктотермия); - электромагнитное поле СВЧ-терапии дециметрового, сантиметрового и миллиметрового диапазонов; - магнитотерапия; - франклинизация; - аэроионотерапия; - светолечение; - инфракрасное излучение; - видимое излучение; - ультрафиолетовое излучение; - когерентное излучение (лазеротерапия); - аэрозольтерапия, галотерапия; - вибротерапия; - баротерапия; - ультразвуковая терапия, фонофорез; - водолечение; - бальнеотерапия; - применение питьевых минеральных вод; - грязелечение; - лечение теплом и холодом; - гипокситерапия. 4. Манипуляции - все виды инъекций; - искусственная вентиляция легких; - непрямой массаж сердца; - остановка кровотечений из поверхностно-расположенных сосудов; - иммобилизация конечностей при травмах; - промывание желудка; - постановка клизм; - определение частоты сердечных сокращений; - измерение пульса; - определение числа дыхательных движений; - измерение температуры. XXIII. Специальность: "Медицинский массаж" В соответствии с требованиями специальности в области медицинского массажа специалист должен знать и уметь: 1. Общие знания - профессиональное назначение, функциональные обязанности, права и ответственность специалиста; - основы законодательства и права в здравоохранении; - основы медицинского страхования; - организацию работы медицинского учреждения в новых экономических условиях; - теоретические основы сестринского дела; - философию и этику сестринского дела; - психологию профессионального общения; - основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний и травм; - организацию сестринского ухода за больными на основе этапов сестринского процесса; - виды, формы и методы реабилитации, организацию и проведение мероприятий по реабилитации пациентов; - показания и противопоказания к применению основных групп лекарственных препаратов, характер взаимодействия, осложнения применения лекарственных средств; - основы валеологии и санологии; методы и средства гигиенического воспитания; роль сестринского персонала в глобальных, федеральных, территориальных программах охраны здоровья населения; - основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний; - систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала медицинского учреждения; систему взаимодействия лечебно-профилактического учреждения с учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля; - организацию делопроизводства и учетно-отчетной деятельности структурного подразделения; основные виды медицинской документации; - охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении; - функциональные обязанности, права и ответственность младшего медицинского персонала; - основы медицины катастроф. 2. Общие умения - анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции и полномочий; - владеть коммуникативными навыками общения; - выполнять диагностические, лечебные, реанимационные, реабилитационные, профилактические, лечебно-оздоровительные, санитарно-гигиенические, санитарно-просветительные мероприятия в соответствии со своей профессиональной компетенцией и полномочиями; - осуществлять и документировать основные этапы оказания сестринского процесса при проведении процедур; - владеть техникой основных сестринских манипуляций; - оценить состояние и выделить ведущие синдромы и симптомы у больных и пострадавших, находящихся в тяжелом и терминальном состоянии, оказать экстренную доврачебную помощь при неотложных состояниях; - выполнять основные виды физиотерапевтических процедур, проводить занятия по лечебной гимнастике, контролировать выполнение рекомендаций по трудотерапии, использовать элементы психотерапии; оценивать эффективность проводимых мероприятий; - планировать и выполнять программы профилактики, направленные на воспитание и обучение отдельных лиц, семей, групп населения по сохранению и укреплению здоровья; - соблюдать правила техники безопасности и охраны труда; - вести утвержденную медицинскую документацию; - выполнять требования инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала; - проводить мероприятия по защите населения, больных, пострадавших и персонала службы медицины катастроф, медицинской службы гражданской обороны; оказывать доврачебную помощь в чрезвычайных ситуациях. 3. Специальные знания и умения - гигиенические основы массажа, оборудование кабинета массажа и рабочего места массажиста, требования к массажисту и к пациенту, нормы времени по массажу и другие нормативные документы; - анатомо-топографические данные областей массажа: головы, лица, шеи, груди, спины, живота, верхних конечностей, нижних конечностей; - физиологическое действие массажа, рефлекторные зоны массажа; - виды и характеристики массажа лечебного (классического), сегментарного, точечного, косметического, спортивного, гигиенического, самомассажа, аппаратного массажа, гидромассажа; - приемы массажа, разновидности приемов поглаживания, растирания, разминания, вибрации; - технику массажа, сочетание и последовательность приемов при различных видах массажа; - показания и противопоказания к применению массажа; - частные методики массажа при заболеваниях и травмах опорно-двигательного аппарата, центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, болезнях обмена веществ, мочеполовых органов, кожи, в послеоперационном периоде при хирургическом лечении; - особенности лечебного массажа при спастических и вялых параличах и парезах; - особенности массажа у детей, массаж и физические упражнения в раннем детском возрасте; - сочетание массажа с лечебной гимнастикой, физиотерапевтическими процедурами, вытяжением, мануальной терапией, методики гигиенической и лечебной гимнастики. 4. Манипуляции - все виды инъекций; - искусственная вентиляция легких; - непрямой массаж сердца; - остановка кровотечений из поверхностно-расположенных сосудов; - иммобилизация конечностей при травмах; - промывание желудка; - постановка клизм; - лечебный массаж (классический); - сегментарный массаж; - точечный массаж; - спортивный массаж; - гигиенический массаж; - косметический массаж; - подводный душ-массаж; - аппаратный массаж; - пассивные и активные физические упражнения. XXIV. Специальность: "Лечебная физкультура" В соответствии с требованиями специальности в области лечебной физкультуры специалист должен знать и уметь: 1. Общие знания - профессиональное назначение, функциональные обязанности, права и ответственность специалиста; - основы законодательства и права в здравоохранении; - основы медицинского страхования; - организацию работы медицинского учреждения в новых экономических условиях; - теоретические основы сестринского дела; - философию и этику сестринского дела; - психологию профессионального общения; - основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний и травм; - организацию сестринского ухода за больными на основе этапов сестринского процесса; - виды, формы и методы реабилитации, организацию и проведение мероприятий по реабилитации пациентов; - показания и противопоказания к применению основных групп лекарственных препаратов, характер взаимодействия, осложнения применения лекарственных средств; нормативные документы, регламентирующие фармацевтический порядок в лечебно-профилактическом учреждении; - основы валеологии и санологии; методы и средства санитарного просвещения; роль сестринского персонала в глобальных, федеральных, территориальных программах охраны здоровья населения; - основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний; - систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала медицинского учреждения; систему взаимодействия лечебно-профилактического учреждения с учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля; - организацию делопроизводства и учетно-отчетной деятельности структурного подразделения; основные виды медицинской документации; - охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении; - функциональные обязанности, права и ответственность младшего медицинского персонала; - основы медицины катастроф. 2. Общие умения - анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции и полномочий; - владеть коммуникативными навыками общения; - выполнять диагностические, лечебные, реанимационные, реабилитационные, профилактические, лечебно-оздоровительные, санитарно-гигиенические, санитарно-просветительные мероприятия в соответствии со своей профессиональной компетенцией и полномочиями; - осуществлять и документировать основные этапы оказания сестринского процесса при проведении процедур; - владеть техникой основных сестринских манипуляций; - оценить состояние и выделить ведущие синдромы и симптомы у больных и пострадавших, находящихся в тяжелом и терминальном состоянии, оказать экстренную доврачебную помощь при неотложных состояниях; - выполнять основные виды физиотерапевтических процедур, проводить занятия по лечебной гимнастике, владеть приемами массажа, контролировать выполнение рекомендаций по трудотерапии, использовать элементы психотерапии. Оценивать эффективность проводимых мероприятий; - планировать и выполнять программы профилактики, направленные на воспитание и обучение отдельных лиц, семей, групп населения по сохранению и укреплению здоровья; - соблюдать правила техники безопасности и охраны труда; - вести утвержденную медицинскую документацию; - выполнять требования инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала; - проводить мероприятия по защите населения, больных, пострадавших и персонала службы медицины катастроф, медицинской службы гражданской обороны; оказывать доврачебную помощь в чрезвычайных ситуациях; - повышать профессиональный уровень знаний, умений и навыков. 3. Специальные знания и умения - организацию лечебной физкультуры в условиях стационара, поликлиники, врачебно-физкультурного диспансера, восстановительного центра отделения реабилитации, санатория; - временные нормы нагрузки лечебной физкультуры и другие нормативные документы; - санитарно-гигиенические нормы для залов групповых и индивидуальных занятий ЛФК, кабинета механотерапии, тренажеров, бассейна лечебного плавания, спортплощадок, маршрутов, пешеходных прогулок и терренкура и др. спортсооружений (устройство, размеры, освещение, вентиляция помещений, температура воздуха, температура воды в бассейне и пр.); - механизм действия физических упражнений на организм здорового и больного человека; - основы теории и методики физвоспитания и спортивной тренировки; - динамическую анатомию (биомеханику движений); - методические основы лечебной физкультуры; средства и формы ЛФК, содержание режимов двигательной активности, классификация физических нагрузок; - характеристику гимнастических, спортивно-прикладных и игровых физических упражнений, применяемых в ЛФК; - оборудование и оснащение кабинетов ЛФК для занятий и оценки эффективности физических упражнений; - методы оценки физического развития, физической работоспособности человека, функции внешнего дыхания, сердечно-сосудистой системы, нервно-мышечного аппарата при занятиях ЛФК; - показания и противопоказания к назначению лечебной физкультуры; - частные методики лечебной физкультуры при различных заболеваниях опорно-двигательного аппарата, нервной системы, внутренних органов, обмена веществ, при травмах, при беременности, болезнях мочеполовой системы, ЛОР-органов, при миопии у детей, в до- и послеоперационном периодах восстановительного лечения в хирургии; - особенности методики лечебной физкультуры у детей и в пожилом возрасте; - методики массажа, бытовой и трудовой реабилитации; - сочетание лечебной физкультуры с физиотерапевтическими процедурами, вытяжением, мануальной терапией; - программы этапной физической реабилитации больных инфарктом миокарда. 4. Манипуляции - все виды инъекций; - искусственная вентиляция легких; - непрямой массаж сердца; - остановка кровотечений из поверхностно-расположенных сосудов; - иммобилизация конечностей при травмах; - промывание желудка; - постановка клизм; - антропометрические измерения; - функциональные пробы с физической нагрузкой; - ЛФК: показ упражнений, прохождение дистанции с больными и техническая страховка на занятиях; - индивидуальные и групповые занятия лечебной и гигиенической гимнастикой; - физические упражнения и плавание в бассейне; - пешеходные прогулки, терренкур, туризм; - ходьба на лыжах, гребля, велосипед, спортигры; - занятия на тренажерах и механоаппаратах, процедуры трудотерапии; - массаж и пассивные упражнения. XXV. Специальность: "Диетология" В соответствии с требованиями специальности в области диетологии специалист должен знать и уметь: 1. Общие знания - основы законодательства и права в здравоохранении; - общие вопросы организации питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации; - организацию питания в отделениях лечебно-профилактических учреждений; - особенности организации рационального и лечебного питания детей; - права и обязанности специалиста; - директивные и законодательные документы по организации питания; - НОТ и АСУ в здравоохранении; - основы рационального питания населения; - задачи по профилактике болезней недостаточного и избыточного питания; - физиологию пищеварения; - чужеродные вещества в пище и их влияние на здоровье; - методы и средства гигиенического воспитания; - санитарно-технический минимум для работников пищеблока; - правила охраны труда и техники безопасности; - основы медицины катастроф; - уметь провести санитарно-технический минимум для работников пищеблока; - владеть основными сестринскими манипуляциями; - оказать экстренную доврачебную помощь при неотложных состояниях. 2. Специальные знания - медицинскую документацию по питанию; - картотеки блюд; - химический состав и энергетическая ценность рациона; - санитарно-гигиенические требования к пищеблокам лечебно-профилактических учреждений; - пищевые отравления и их профилактику; - гигиенические требования к пищевым продуктам, их экспертиза; - принципы рационального и лечебного питания; - нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии; - биологическую роль пищевых веществ; - пищевую ценность продуктов питания; - характеристику лечебных диет; - основы технологии приготовления диетических блюд. 3. Специальные умения - оформлять медицинскую документацию по питанию; - разрабатывать картотеку блюд; - составлять однодневное, семидневное сводное меню по диетам, сезонные меню; - составлять меню-раскладку; - подсчитывать химический состав и энергетическую ценность рационов; - контролировать соблюдение санитарно-гигиенических требований к пищеблокам лечебно-профилактических учреждений; - выявлять причину возникновения пищевых отравлений и внедрять меры профилактики; - соблюдать гигиенические требования к пищевым продуктам, проводить экспертную оценку; - внедрять принципы рационального и лечебного питания; - применять нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии; - использовать биологические свойства пищевых веществ в диетотерапии заболеваний; - сохранять пищевую ценность продуктов питания при хранении, кулинарной обработке; - применять лечебные диеты с учетом нозологической формы периода клинического течения болезни; - использовать технологические методы при приготовлении блюд для различных диет. 4. Манипуляции - выемка проб; - все виды инъекций; - искусственная вентиляция легких; - непрямой массаж сердца; - остановка кровотечений из поверхностно-расположенных сосудов; - иммобилизация конечностей при травмах; - промывание желудка; - постановка клизм. XXVI. Специальность: "Медицинская статистика" В соответствии с требованиями специальности в области медицинской статистики специалист должен знать и уметь: 1. Общие знания - основы законодательства и права в здравоохранении; - основы медицинского страхования; - организацию работы медицинского учреждения в новых экономических условиях; - нормативные документы, регламентирующие деятельность медицинских учреждений; - основы валеологии и санологии; методы и средства гигиенического воспитания, федеральные, территориальные программы охраны здоровья населения; - медицинскую этику и деонтологию; - психологию профессионального общения; - статистические показатели оценки здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения; - организацию делопроизводства, систему учета и отчетности учреждения здравоохранения; основные виды медицинской документации; - основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний; - охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении; - основы медицины катастроф; - систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала медицинского учреждения; систему взаимодействия лечебно-профилактического учреждения с учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля; - профессиональное назначение, функциональные обязанности, права и ответственность специалиста; - организацию первичного медицинского учета, составление статистического отчета учреждения здравоохранения. 2. Общие умения - анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции и полномочий; - использовать коммуникативные навыки общения; - работать с организационно-распорядительной документацией; - документировать основные этапы оказания медицинской помощи пациентам; - вести медицинскую документацию; - проводить мероприятия по защите населения, больных, пострадавших и персонала службы медицины катастроф, медицинской службы гражданской обороны; - оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях; - повышать профессиональный уровень знаний, умений и навыков. 3. Специальные знания - предмет медицинской статистики, положения, перечень учреждений здравоохранения; - систему учета и отчетности учреждения здравоохранения (лечебно-профилактического учреждения, центра госэпиднадзора и др.); - нормативные документы по медицинской статистике (приказы, инструктивные указания и др.); - международную статистическую классификацию болезней и причин смерти (МКБ), ее значение для анализа деятельности учреждения здравоохранения; - показатели, характеризующие здоровье населения (заболеваемость, смертность, инвалидность, временная нетрудоспособность, физическое развитие); - качество медицинской помощи, критерии оценки; - лицензирование и аккредитация учреждений здравоохранения; - классификацию медицинских услуг; - цели и задачи проведения проверок полноты учета, ведения первичной медицинской документации, оформления результатов проверки. 4. Специальные умения - организовать сбор данных для составления отчета учреждения; - подготовить вспомогательные материалы (разработочные таблицы) для составления отчета учреждения (свода по территории); - уметь пользоваться инструктивными материалами по учетно-отчетной документации и годовому отчету; - шифровать в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и причин смерти статистические талоны, карты выбывших из стационаров и др.; - рассчитать основные статистические показатели деятельности учреждения и средние величины, дать оценку работы учреждения; - строить статистические таблицы различных видов (простые, групповые, комбинационные и др.); - строить графики и диаграммы; - проверять качество ведения медицинской документации и достоверность данных годового отчета учреждения в целом, отдельных его подразделений; - работать на ПЭВМ по вводу, хранению и обработке первичной медицинской документации и отчетных форм; - уметь использовать программные средства, применяемые в повседневной деятельности учреждения; - уметь использовать экономическую информацию в соответствии с задачами учреждения (ЛПУ, центра госсанэпиднадзора); - оказать помощь заместителю главного врача по оргметодработе в проведении инструктивного совещания по составлению годового отчета; - обеспечить взаимозаменяемость в оргметодкабинете медстатистиков по текущим функциональным обязанностям. 5. Манипуляции Сбор, обработка, организация хранения, поиск и использование информации для решения производственных задач. Начальник Управления организации медицинской помощи населению А.И.Вялков Начальник Управления охраны здоровья матери и ребенка Д.И.Зелинская Начальник Департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора А.А.Монисов Начальник Управления обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой Т.Г.Кирсанова В подготовке Положений и квалификационных характеристик принимали участие: - Российская медицинская академия последипломного образования; - Белгородское областное базовое училище повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием; - Московский медицинский колледж N 1; - Московское областное базовое училище повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием; - Архангельское училище повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием; - Нижегородский базовый медицинский колледж; - Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А.Герцена; - Федеральный центр госсанэпиднадзора; - Научно-исследовательский институт фармации Минздрава России; - Российская ассоциация медицинских сестер; - Ассоциация операционных медицинских сестер; - Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию. |