О НОМЕНКЛАТУРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА. Приказ. Министерство здравоохранения РФ. 19.08.97 249


Страницы: 1  2  3  4  


безопасности  и  охраны труда в структурных подразделениях больничного
учреждения;
     - проводить санитарно-просветительную работу среди пациентов и их
родственников,  включающую  пропаганду  медицинских  знаний;  обучение
оказанию  само-  и взаимопомощи при травмах,  отравлениях,  неотложных
состояниях;  обучение  методам  ухода,  первой   медицинской   помощи;
проводить гигиеническое воспитание и обучение здоровому образу жизни;
     - выполнять    профилактические,    лечебные,     диагностические
мероприятия,  назначаемые  врачом  в  больничном учреждении,  готовить
инструменты и ассистировать врачу при проведении сложных манипуляций;
     - владеть   техникой   подготовки   больных   к   диагностическим
исследованиям; экстренной операции;
     - владеть техникой сестринских манипуляций.
     4.3. В области организации сестринского дела:
     - осуществлять планирование,  организацию,  мотивацию, контроль и
координацию  деятельности   сестринского   и   младшего   медицинского
персонала структурного подразделения медицинского учреждения;
     - оценивать качество и эффективность сестринской помощи населению
на уровне структурного подразделения;  планировать систему мероприятий
по совершенствованию сестринской службы структурного подразделения;
     - организовать  работу  по профессиональной адаптации,  повышению
квалификации,  развитию   профессиональной   карьеры,   аттестации   и
сертификации средних медицинских кадров структурного подразделения;
     - обеспечивать проведение  учебных  мероприятий  по  эксплуатации
медицинской  техники  и  оборудования,  технике  безопасности и охране
труда;
     - проводить  обеспечение  структурного подразделения необходимыми
медикаментами,  стерильными инструментами,  перевязочными материалами,
спецодеждой;  учет  расходов  медикаментов,  перевязочных  материалов,
инструментов, бланков специального учета;
     - проводить  контроль  за сохранностью и исправностью медицинской
аппаратуры  и  оборудования,  своевременным  ремонтом  и  списанием  в
структурном подразделении;
     - изучать  и  использовать  в  работе  лучший   отечественный   и
зарубежный опыт в области сестринского дела;
     - осуществлять наставническую и педагогическую деятельность.

                            5. Манипуляции

     - санитарная обработка больного;
     - приготовление дезинфицирующих растворов;
     - дезинфекция предметов ухода за больным;
     - предстерилизационная очистка шприцев, игл, инструментов;
     - укладка  в  биксы  перевязочного   материала,   одежды,   белья
хирургического персонала;
     - пользование стерильным биксом;
     - обеззараживание рук;
     - облачение в стерильную одежду и одевание хирурга;
     - накрытие стерильного стола;
     - транспортировка и перекладывание больного;
     - пользование функциональной кроватью;
     - приготовление постели;
     - смена нательного и постельного белья;
     - туалет больного;
     - гигиенические мероприятия в постели;
     - подмывание;
     - профилактика пролежней;
     - кормление больного в постели;
     - введение питательной смеси через зонд;
     - питание больного через гастростому;
     - обработка пуговичного зонда и кожи вокруг гастростомы;
     - измерение температуры тела;
     - построение графика температурной кривой;
     - измерение пульса;
     - определение числа дыхательных движений;
     - измерение артериального давления;
     - определение суточного диуреза;
     - постановка банок;
     - постановка горчичников;
     - постановка согревающего компресса;
     - применение грелки и пузыря со льдом;
     - приготовление лечебной ванны;
     - подача кислорода;
     - подача судна и мочеприемника;
     - постановка газоотводной трубки;
     - постановка всех видов клизм;
     - катетеризация мочевого пузыря;
     - ведение документации по учету лекарственных средств;
     - применение мази, пластыря, присыпки;
     - закапывание капель в нос, уши, глаза, закладывание за веко;
     - пользование ингалятором;
     - набор дозы инсулина;
     - инъекции (все виды);
     - сбор системы для капельного введения;
     - венепункция;
     - снятие ЭКГ;
     - взятие мазка из зева;
     - сбор мокроты;
     - анализ крови на гемоглобин, СОЭ, лейкоциты;
     - анализ мочи по Зимницкому;
     - фракционное зондирование желудка;
     - зондирование желчного пузыря;
     - сбор кала на исследование;
     - подготовка больного к лучевым исследованиям, эндоскопии;
     - подготовка  больного и участие в проведении всех видов пункций,
амбулаторных операций;
     - проведение искусственного дыхания;
     - наложение всех видов повязок;
     - проведение местной анестезии;
     - иммобилизация;
     - определение    группы    крови,    проба    на   индивидуальную
совместимость;
     - проведение премедикации;
     - остановка кровотечений из поверхностно-расположенных сосудов.

          XVI. Специальность: "Сестринское дело в педиатрии"

     В соответствии   с   требованиями   специальности    в    области
сестринского дела в педиатрии специалист должен знать и уметь:

                           1. Общие знания

     - профессиональное назначение,  функциональные обязанности, права
и ответственность;
     - систему   организации  медицинской  помощи  детям,  организацию
сестринского дела в медицинских учреждениях по охране здоровья детей;
     - конвенцию ООН о правах ребенка;
     - основы законодательства и права в здравоохранении;
     - основы медицинского страхования;
     - теоретические основы сестринского дела;
     - философию и этику сестринского дела;
     - психологию профессионального общения;
     - сестринский процесс и его этапы при уходе за детьми;
     - основные причины,  клинические проявления,  методы диагностики,
осложнения,  принципы  лечения  и  профилактики  заболеваний и травм у
детей различного возраста;
     - структуру лечебно-профилактических учреждений;
     - виды, формы и методы реабилитации;
     - фармакокинетику,  фармакодинамику, показания и противопоказания
к   применению,   характер   взаимодействия,   осложнения   применения
лекарственных   средств,   нормативные   документы,   регламентирующие
фармацевтический порядок в медицинском учреждении;
     - методы  и  средства санитарного просвещения,  роль сестринского
персонала в федеральных,  территориальных программах  охраны  здоровья
населения;
     - основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний;
     - систему   инфекционного   контроля,  инфекционной  безопасности
пациентов,  персонала медицинского учреждения,  систему взаимодействия
медицинского  учреждения  с учреждениями санитарно-эпидемиологического
профиля;
     - основы   гигиенического   воспитания   населения   по  вопросам
воспитания здорового ребенка  и  пропаганде  здорового  образа  жизни,
ухода за здоровыми и больными детьми;
     - психологические  основы  общения  с  детьми,   их   родителями,
персоналом; медицинскую этику и деонтологию;
     - организацию  делопроизводства  и  учетно-отчетной  деятельности
структурного подразделения, основные виды медицинской документации;
     - охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении;
     - функциональные  обязанности,  права  и ответственность младшего
медицинского персонала;
     - основы медицины катастроф.

                           2. Общие умения

     - анализировать   сложившуюся  ситуацию  и  принимать  решения  в
пределах своей профессиональной компетенции и полномочий;
     - владеть коммуникативными навыками общения;
     - выполнять    диагностические,     лечебные,     реанимационные,
реабилитационные,      профилактические,      лечебно-оздоровительные,
санитарно-гигиенические,   санитарно-просветительные   мероприятия   в
соответствии  со  своей профессиональной компетенцией,  полномочиями и
врачебными назначениями;
     - осуществлять  и  документировать  основные  этапы  сестринского
процесса при уходе за пациентами;
     - владеть техникой сестринских манипуляций;
     - оценить  состояние,  выделить   ведущие   симптомы   у   детей,
находящихся в тяжелом и терминальном состояниях, оказывать доврачебную
помощь при неотложных состояниях;
     - оценить  действие лекарственных средств у конкретного пациента,
оказать доврачебную помощь при лекарственном отравлении;
     - подготовить    пациента    к    лабораторным,   функциональным,
инструментальным методам исследования;
     - проводить  занятия  по  лечебной  гимнастике,  владеть приемами
массажа;
     - соблюдать    порядок    получения,    хранения,   использования
лекарственных средств;
     - соблюдать правила техники безопасности и охраны труда;
     - вести медицинскую документацию.

                        3. Специальные знания

     3.1. В области педиатрии:
     - основы реформы сестринского дела в педиатрии;
     - основы управления сестринской деятельностью в педиатрии;
     - технологии и стандарты сестринской деятельности в педиатрии;
     - организацию работы младшего медицинского  персонала  в  детских
лечебно-профилактических учреждениях;
     - деонтологические проблемы госпитализации ребенка;
     - сестринский уход за детьми,  страдающими острыми и хроническими
заболеваниями;
     - какую  и  в  какой форме информацию о состоянии здоровья давать
ребенку, его родителям, родственникам и другим гражданам;
     - инфекционный   контроль   в   детских  лечебно-профилактических
учреждениях;
     - этапы сестринского процесса в неонатологии;
     - особенности санитарно-эпидемиологического  режима  в  отделении
новорожденных;
     - правила грудного вскармливания ребенка;
     - функциональные состояния и заболевания новорожденных;
     - детские болезни, принципы ухода;
     - подготовку  детей  к  поступлению в образовательные учреждения,
период адаптации.
     3.2. В области хирургии и реанимации:
     - основные вопросы  организации  хирургической  и  реанимационной
помощи детям;
     - причины,   клинические    проявления,    методы    диагностики,
осложнения,  принципы лечения и профилактики хирургических заболеваний
и травм у детей;
     - основные проявления терминальных состояний у детей;
     - этапы   сестринского   процесса   при   уходе   за   детьми   с
хирургическими заболеваниями и травмами.
     3.3. В области акушерства и гинекологии:
     - систему    организации    медицинской   помощи   беременным   и
гинекологическим больным;
     - показатели материнской и перинатальной смертности;
     - основные вопросы физиологии у здоровых женщин и при  акушерской
патологии;
     - физиологию и  патологию  беременности,  родов  и  послеродового
периода у здоровых женщин и групп риска;
     - принципы профилактики мастита после родов;
     - причины,    клинические    проявления,    методы   диагностики,
осложнения,   принципы   лечения   и   профилактики   гинекологических
заболеваний;
     - этапы  сестринского  процесса  при  уходе  за   беременными   и
пациентами с гинекологическими заболеваниями;
     - гинекологические заболевания у девочек;
     - вопросы планирования семьи и современной контрацепции.
     3.4. В области инфекционных заболеваний:
     - систему организации медицинской помощи инфекционным больным;
     - основные свойства возбудителя,  эпидемиологические особенности,
клинические   проявления,  методы  диагностики,  осложнения,  принципы
лечения и профилактики инфекционных заболеваний;
     - эпидемиологическую  ситуацию,  пути  передачи инфекции,  группы
риска,  методы  обследования,  лечения  и  профилактики  ВИЧ-инфекции,
туберкулеза;
     - этапы сестринского  процесса  при  уходе  за  детьми,  больными
инфекционными заболеваниями;
     - календарь профилактических прививок.
     3.5. В области неврологии и психиатрии:
     - систему организации неврологической и психиатрической помощи;
     - причины,    клинические    проявления,    методы   диагностики,
осложнения,  лечение  и  профилактику  неврологических  и  психических
заболеваний;
     - медицинские,  этические,  юридические  аспекты  психиатрической
помощи;
     - этапы сестринского процесса при уходе  за  детьми,  страдающими
неврологическими и психическими заболеваниями.
     3.6. В области реабилитации, физиотерапии, лечебной физкультуры и
массажа:
     - виды, формы и методы реабилитации;
     - роль    лечебной    физкультуры,    физиотерапии,   массажа   в
реабилитации;
     - сестринский процесс при проведении реабилитации.

                           4. Специальные умения

     - обеспечить  инфекционную  безопасность  ребенка  и медицинского
персонала детского лечебно-профилактического учреждения;
     - строго соблюдать технологию выполнения манипуляций и процедур;
     - проводить   сердечно-легочную   реанимацию   при   терминальных
состояниях у взрослых и детей;
     - подготовить    ребенка    к    специальным    лабораторным    и
инструментальным методам исследования;
     - строго соблюдать технологии по отбору и  доставке  биопроб  для
клинических исследований;
     - оказать   неотложную   доврачебную    помощь    при    детских,
инфекционных, хирургических, неврологических и других заболеваниях;
     - осуществлять уход за новорожденным ребенком;
     - осуществлять  и  документировать  отдельные  этапы сестринского
процесса при уходе за больными детьми в стационаре и поликлинике;
     - владеть основными приемами массажа;
     - оценить действие лекарств у конкретного ребенка и  их  побочные
действия;
     - определить группу крови и Rh-фактор у ребенка.

                            5. Манипуляции

     - первичный туалет новорожденного;
     - уход за пуповиной;
     - антропометрия новорожденного;
     - пеленание ребенка;
     - обогревание новорожденного с помощью источника лучистого тепла;
     - использовать кювез для ухода за новорожденным;
     - правильно приложить ребенка к груди;
     - пользоваться приемами искусственного вскармливания ребенка;
     - обеспечить зондовое кормление, уход за зондом;
     - сделать очистительную и лечебную клизму;
     - ассистировать    при    заменных    переливаниях    крови     и
гемотрансфузиях;
     - произвести  осмотр  кожи  и  слизистых  оболочек   у   ребенка,
определить жизненно важные показатели (температура, АД, число дыханий,
число сердечных сокращений);
     - определить сахар в моче ребенка;
     - подготовить систему внутривенного капельного вливания жидкости,
использовать различные инфузоры и перфузоры;
     - сделать внутривенные,  внутримышечные,  внутрикожные, подкожные
инъекции;
     - уметь  поставить  внутривенный  периферический  катетер   (типа
"бабочка", "Бронюля" и др.);
     - уход за центральным и периферическим катетером;
     - поставить мочевой катетер мальчику и девочке;
     - пользоваться  различными  способами  дачи   кислорода   ребенку
(масочный, кислородная палатка, носовые канюли и др.);
     - подготовить ребенка к плевральной и спинномозговой пункции;
     - провести  искусственную  вентиляцию легких различными методами:
дыхание "рот в рот", мешком Амбу с маской;
     - уметь  обеспечить  свободную  проходимость  дыхательных путей в
случае необходимости;
     - провести  сердечно-легочную реанимацию (дыхание "рот в рот" или
маской, непрямой массаж сердца);
     - использовать   систему   мониторирования  показателей  жизненно
важных функций организма ребенка;
     - оказать доврачебную помощь ребенку при неотложных состояниях;
     - остановить кровотечение;
     - сделать промывание желудка;
     - использовать посиндромную медикаментозную терапию при  оказании
доврачебной   помощи   на  ФАПе,  в  поликлинике,  приемном  отделении
больницы.

               XVII. Специальность: "Операционное дело"

     В соответствии   с   требованиями   специальности    в    области
операционного дела специалист должен знать и уметь:

                           1. Общие знания

     - основы законодательства и права в здравоохранении;
     - организацию  хирургической   помощи,   организацию   скорой   и
неотложной медицинской помощи населению;
     - организацию   работы   медицинского    учреждения    в    новых
экономических условиях;
     - философию профессионального общения;
     - психологию профессионального общения;
     - функциональные обязанности,  права и  ответственность,  систему
взаимодействия и преемственности с другими подразделениями;
     - медицинское   и   фармацевтическое   обеспечение   деятельности
(получение,  учет,  хранение,  использование лекарственных средств,  в
т.ч.  наркотических  препаратов  и  препаратов   строгой   отчетности,
перевязочных   и   шовных  материалов,  одежды,  белья,  хирургических
перчаток и пр.);
     - статистические формы учетно-отчетной документации;
     - оснащение отделения техникой,  ее  назначение  и  эксплуатация,
хирургические   инструменты   и   аппараты,  охрану  труда  и  технику
безопасности;
     - систему   инфекционного   контроля,  инфекционной  безопасности
пациентов и медицинского персонала, асептику и антисептику;
     - роль  сестринского  персонала  в  федеральных,  территориальных
программах охраны здоровья населения;  основы валеологии и  санологии;
методы и средства гигиенического воспитания;
     - виды,  формы и методы реабилитации;  организацию  и  проведение
мероприятий по реабилитации пациентов с хирургическими заболеваниями и
травмами;
     - организацию хирургической помощи по принципу "Хирургия 1 дня";
     - нормативные     документы,     регламентирующие     организацию
операционного дела;
     - основы периоперативного сестринского ухода;
     - современные методы дезинфекции и стерилизации;
     - основы трансфузиологии;
     - различные виды кровотечений и способы их остановки;
     - общую   и   местную   анестезию,    устройство    и    принципы
наркозно-дыхательной аппаратуры;
     - основы медицины катастроф и военно-полевой хирургии.

                           2. Общие умения

     - анализировать  сложившуюся  ситуацию  и  принимать  решения   в
пределах своей профессиональной компетенции;
     - владеть коммуникативными навыками общения;
     - владеть техникой сестринских манипуляций;
     - оценить состояние и выделять  ведущие  синдромы  и  симптомы  у
пациентов,  находящихся  в  тяжелом и терминальном состоянии,  оказать
экстренную доврачебную помощь при неотложных состояниях;
     - подготовить    пациента    к    лабораторным,   функциональным,
инструментальным исследованиям;
     - выполнять   требования   инфекционного  контроля,  инфекционной
безопасности пациентов и медицинского персонала;
     - проводить    мероприятия    по   защите   населения,   больных,
пострадавших и персонала службы медицины катастроф, медицинской службы
гражданской  обороны;  оказывать  доврачебную  помощь  в  чрезвычайных
ситуациях;
     - повышать профессиональный уровень знаний, умений и навыков.

                        3. Специальные знания

     - организацию работы хирургической бригады;
     - предоперационную подготовку пациента;
     - особенности  расположения  пациента  на  операционном  столе  с
учетом анатомо-физиологических особенностей;
     - назначение  и наборы хирургического инструментария (в том числе
используемого для эндоскопического оперативного вмешательства);
     - основные  характеристики  шовного  и  перевязочного  материала;
способы и методы их использования в оперативной хирургии;
     - основные  характеристики  и  последовательность действий членов
хирургической бригады при подготовке и в ходе операций;
     - основные   осложнения,   возникающие   в   ходе   хирургических
вмешательств, основные мероприятия, направленные на их устранение;
     - основы профилактики послеоперационных осложнений;
     - общие принципы интенсивной терапии и реанимации;
     - основы электрохирургии.

                        4. Специальные умения

     - подготовить операционную и участников к проведению операции;
     - контролировать  соблюдение  правил   асептики   и   антисептики
персоналом, находящимся в операционной;
     - подготовить  белье,  перевязочный  материал,  перчатки,  маски,
инструменты и аппаратуру к стерилизации;
     - проводить предоперационную  подготовку  пациента;  обеспечивать
инфекционную безопасность пациента;
     - участвовать в проведении всех видов пункций;
     - обеспечивать     выполнение    всех    этапов    хирургического
вмешательства;
     - комплектовать наборы хирургических инструментов;
     - подготовить шовный материал;
     - наложить все виды повязок;
     - обеспечивать различные способы гемостаза;
     - оказать помощь при терминальных состояниях;
     - осуществлять ранний послеоперационный уход за пациентом;
     - контролировать транспортировку пациента из операционной;
     - вести количественный учет используемого инструментария, шовного
и перевязочного материала, белья, лекарственных средств и аппаратуры;
     - оформить и отправить на  гистологическое  и  бактериологическое
исследование  биологический  материал,  взятый  у  пациента  во  время
операции;
     - подготовить  и контролировать эксплуатацию технических средств,
находящихся в операционной;
     - рационально и своевременно пополнять расходные материалы;
     - выполнять  требования  инфекционного  контроля  в  операционном
блоке.

       XVIII. Специальность: "Анестезиология и реаниматология"

     В соответствии    с    требованиями   специальности   в   области
анестезиологии и реаниматологии специалист должен знать и уметь:

                           1. Общие знания

     - профессиональное назначение, функциональные обязанности и права
специалиста;
     - основы законодательства и права в здравоохранении;
     - основы медицинского страхования;
     - организацию   работы   медицинского    учреждения    в    новых
экономических условиях;
     - теоретические основы сестринского дела;
     - этику, деонтологию и психологию профессионального общения;
     - возрастные анатомо-физиологические особенности;
     - патофизиологию  различных  видов умирания и клинической смерти,
восстановительного периода после оживления;
     - основы    клинического    и    фармакологического   обоснования
используемых  средств,  применяемых   при   проведении   анестезии   и
интенсивной терапии;
     - вопросы проницаемости медикаментов через плацентарный барьер;
     - методы  предоперационного  обследования,  подготовку к операции
(анестезия, премедикация);
     - современные методы общей, местной и регионарной анестезии;
     - современные  методы  интенсивной  терапии  и   реанимации   при
различных заболеваниях и критических состояниях;
     - организацию сестринского ухода за  больными  на  основе  этапов
сестринского процесса;
     - виды,  формы и методы реабилитации,  организацию  и  проведение
мероприятий по реабилитации пациентов;
     - методы и средства гигиенического воспитания;  роль сестринского
персонала в программах охраны здоровья населения;
     - основы диспансеризации, ее социальную значимость;
     - систему   инфекционного   контроля,  инфекционной  безопасности
пациентов и медицинского персонала медицинского учреждения; асептику и
антисептику;    систему    взаимодействия    лечебно-профилактического
учреждения с учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля;
     - организацию  делопроизводства  и  учетно-отчетной  деятельности
структурного подразделения; основные виды медицинской документации;
     - охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении;
     - функциональные обязанности,  права и  ответственность  младшего
персонала;
     - основы медицины катастроф.

                           2. Общие умения

     - анализировать  сложившуюся  ситуацию  и  принимать  решения   в
пределах своей профессиональной компетенции и полномочий;
     - владеть коммуникативными навыками общения;
     - выполнять     диагностические,     лечебные,    реанимационные,
реабилитационные,      профилактические,      лечебно-оздоровительные,
санитарно-гигиенические,   санитарно-просветительные   мероприятия   в
соответствии со своей профессиональной  компетенцией,  полномочиями  и
врачебными назначениями;
     - осуществлять  и  документировать  основные  этапы  сестринского
процесса при уходе за пациентами;
     - владеть техникой сестринских манипуляций;
     - оценить  состояние  и  выделить  ведущие  синдромы и симптомы у
больных  и  пострадавших,  находящихся  в   тяжелом   и   терминальном
состояниях;  оказать  экстренную  доврачебную  помощь  при  неотложных
состояниях;
     - осуществлять  и  документировать  основные  этапы  сестринского
процесса при паллиативной сестринской помощи инкурабельным больным;
     - подготовить    пациента    к    лабораторным,   функциональным,
инструментальным исследованиям;
     - проводить  занятия  по  лечебной  гимнастике,  владеть приемами
массажа,  использовать элементы психотерапии,  оценивать эффективность
проводимых мероприятий;
     - соблюдать  фармацевтический  порядок  получения,   хранения   и
использования лекарственных средств;
     - выполнять  требования  инфекционного   контроля,   инфекционной
безопасности пациентов и медицинского персонала;
     - проводить   мероприятия   по   защите    населения,    больных,
пострадавших и персонала службы медицины катастроф, медицинской службы
гражданской  обороны;  оказывать  доврачебную  помощь  в  чрезвычайных
ситуациях;
     - повышать профессиональный уровень знаний, умений и навыков.

                        3. Специальные знания

     - наркозно-дыхательную и  контрольно-диагностическую  аппаратуру;
инструментарий, используемый в анестезиологии и реанимации;
     - фармакологическое действие  основных  препаратов,  используемых
при  проведении  анестезиологических  пособий,  правила  их  хранения,
возможные осложнения, связанные с их применением;
     - особенности    анестезиологического    обеспечения   экстренных
хирургических операций у взрослых и детей;
     - инфузионно-трансфузионную терапию, парентеральное питание;
     - терминальные состояния, общие принципы реанимации и интенсивной
терапии;
     - основы      сердечно-легочной      реанимации,      дыхательной
недостаточности, острой сердечно-сосудистой недостаточности;
     - особенности  интенсивного  наблюдения  и  лечения   больных   в
послеоперационном периоде;
     - основные принципы реанимации и интенсивной  терапии  при  шоке,
коматозных состояниях;
     - особенности интенсивного наблюдения и лечения больных с  острым
инфарктом миокарда;
     - общие принципы интенсивной терапии при отравлениях;
     - общие  принципы  интенсивной  терапии при почечной и печеночной
недостаточности;
     - особенности  интенсивной  терапии  и  реанимации  в  педиатрии,
акушерстве и гинекологии;
     - реанимационные    мероприятия    при   механической   асфиксии,
утоплении, электротравме.

                        4. Специальные умения

     - подготовить  наркозную  аппаратуру   к   работе,   работать   с
аппаратурой;
     - подготовить набор  для  интубации  (ларингоскоп,  интубационные
трубки и пр.), подбор масок, носовых катетеров;
     - подготовить  набор  для  пункции  центральных  вен;  набор  для
внутривенного наркоза, для перидуральной анестезии;
     - оценить эффективность премедикации;
     - оценить   восстановление   мышечного   тонуса   по  клиническим
признакам;
     - оценить адекватность самостоятельного дыхания больного;
     - проводить прием Селлика;
     - подготовить кардиомонитор к работе; подготовить дефибриллятор к
работе (техника дефибрилляции);
     - проводить измерение почасового диуреза;
     - осуществлять венепункцию и  катетеризацию  периферических  вен;
уход за катетером, введенным в вену;
     - проводить аспирацию содержимого из трахеобронхиального  дерева,
лаваж  трахеобронхиального  дерева,  уход  за  трахеостомой (техника),
постуральный дренаж;
     - подготовить  растворы  и  системы для инфузионно-трансфузионной
терапии;
     - маркировать   баллоны   с   медицинскими   газами,   определять
количество кислорода, закиси азота в баллоне;
     - ведение наркозной карты и карты наблюдения;
     - проводить  дезинфекцию  и   стерилизацию   наркозно-дыхательной
аппаратуры, анестезиологического инструментария.

                            5. Манипуляции

     - техника прямой ларингоскопии;
     - определение дыхательного объема по вентилометру;
     - техника экстубации;
     - подсчет пульса  и  частоты  сердечных  сокращений,  определение
дефицита пульса, техника измерения артериального давления, определение
пульсового давления;
     - техника  измерения  центрального  венозного  давления - техника
проведения     пробы     на     индивидуальную     совместимость     и
резус-совместимость,  метод биологической пробы при переливании крови,
скорость инфузии,  кристаллоидов, коллоидов, белковых препаратов крови
и ее компонентов;
     - венепункция;
     - метод    восстановления    проходимости    дыхательных    путей
(искусственная вентиляция легких),  туалет дыхательных путей с помощью
отсосов,  введение воздуховода, вентиляция методом "Рот в воздуховод",
вентиляция с помощью маски (АДР, наркозного аппарата);
     - техника наружного массажа сердца, сочетание наружного массажа с
вентиляцией легких, оценка эффективности реанимации;
     - определение пульса на сонной и бедренной артериях;
     - оксигенотерапия, техника подачи кислорода через спирт;
     - техника вибрационного массажа;
     - техника трахеальной инстилляции;
     - зондовое питание;
     - техника введения назогастрального зонда;
     - отбор  крови  для  определения группы крови,  резус-фактора для
коагулограммы, для биохимического исследования.

                 XIX. Специальность: "Общая практика"

     В соответствии  с  требованиями  специальности  в  области  общей
практики специалист должен знать и уметь:

                           1. Общие знания

     - профессиональное назначение,  функциональные обязанности, права
и ответственность медицинской сестры общей практики;
     - основы законодательства и права в здравоохранении;
     - основы медицинского страхования;
     - организацию    работы    медицинского    учреждения   в   новых
экономических условиях;
     - основы организации медицинской помощи населению;
     - основы семейной медицины;
     - теоретические основы сестринского дела;
     - философию и этику сестринского дела;
     - психологию профессионального общения;
     - статистику здоровья населения;
     - роль  сестринского  персонала  в  федеральных,  территориальных
программах охраны здоровья населения;  основы валеологии и  санологии;
методы и средства гигиенического воспитания;
     - организацию сестринского ухода за больными;
     - виды,  формы  и  методы реабилитации,  организацию и проведение
мероприятий по реабилитации пациентов;
     - показания   и  противопоказания  к  применению  основных  групп
лекарственных   препаратов,   характер   взаимодействия,    осложнения
применения     лекарственных     средств,    нормативные    документы,
регламентирующие фармацевтический порядок в медицинском учреждении;
     - основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний;
     - систему  инфекционного  контроля,   инфекционной   безопасности
пациентов  и  медицинского персонала медицинского учреждения;  систему
взаимодействия     медицинского     учреждения     с      учреждениями
санитарно-эпидемиологического профиля; иммунопрофилактику;
     - учетно-отчетную медицинскую документацию;
     - охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении;
     - функциональные обязанности,  права и  ответственность  младшего
медицинского персонала;
     - основы медицины катастроф.

                           2. Общие умения

     - анализировать  сложившуюся  ситуацию  и  принимать  решения   в
пределах своей профессиональной компетенции и полномочий;
     - владеть коммуникативными навыками общения;
     - рационально использовать ресурсное обеспечение деятельности;
     - выполнять    диагностические,     лечебные,     реанимационные,
реабилитационные,      профилактические,      лечебно-оздоровительные,
санитарно-гигиенические,   санитарно-просветительные   мероприятия   в
соответствии  со  своей профессиональной компетенцией,  полномочиями и
назначениями врача;
     - осуществлять  и  документировать  основные  этапы  сестринского
процесса при уходе за пациентами;
     - владеть техникой сестринских манипуляций;
     - оценивать состояние и выделять ведущие синдромы  и  симптомы  у
больных,   пострадавших,   находящихся   в   тяжелом   и  терминальном
состояниях,  оказать  экстренную  доврачебную  помощь  при  неотложных
состояниях;
     - осуществлять  и  документировать  основные  этапы  сестринского
процесса при паллиативной сестринской помощи инкурабельным больным;
     - подготовить   пациента    к    лабораторным,    функциональным,
инструментальным исследованиям;
     - выполнять   основные   виды   физиотерапевтических    процедур,
проводить  занятия  по лечебной гимнастике,  владеть приемами массажа,
контролировать выполнение рекомендаций по  трудотерапии,  использовать
элементы  психотерапии,  контролировать  соблюдение назначенной врачом
диеты, оценивать эффективность проводимых мероприятий;
     - соблюдать   фармацевтический   порядок  получения,  хранения  и
использования лекарственных средств;
     - выполнять   требования   инфекционного  контроля,  инфекционной
безопасности пациентов и медицинского персонала;
     - проводить    мероприятия    по   защите   населения,   больных,
пострадавших и персонала службы медицины катастроф, медицинской службы
гражданской  обороны;  оказывать  доврачебную  помощь  в  чрезвычайных
ситуациях;
     - повышать профессиональный уровень знаний, умений и навыков.

                        3. Специальные знания

     - нормативные  документы,  касающиеся  сферы деятельности врача и
медицинской сестры общей практики;
     - демографическую      и     медико-социальную     характеристики
прикрепленного населения;
     - организацию  профилактической  работы  среди населения участка;
методики  планирования,  проведения  и  оценки  комплексных   программ
профилактики,   направленных   на  сохранение  и  укрепление  здоровья
отдельных лиц, семей, групп населения;
     - роль  и  основные  задачи медицинской сестры общей практики при
проведении  врачебного  амбулаторного  приема,   его   организацию   и
материальное обеспечение;
     - основные причины,  клинические проявления,  методы диагностики;
осложнения,  принципы лечения и профилактики заболеваний,  организацию
сестринского ухода и  реабилитацию  в  терапии,  педиатрии,  хирургии,
онкологии,  урологии,  дерматовенерологии,  акушерстве  и гинекологии,
клинике инфекционных болезней,  неврологии, психиатрии, офтальмологии,
оториноларингологии, гериатрии;
     - фармакологическое    действие     наиболее     распространенных
лекарственных средств, их совместимость, дозировку, способы и методики
введения в организм;
     - основы диетологии;
     - методы обследования детей и беременных женщин;
     основы краевой    патологии,   преморбидных   состояний,   основы
профпатологии; туберкулеза.

                        4. Специальные умения

     - провести   персональный   учет,    сбор    демографической    и
медико-социальной  информации  о прикрепленном населении;  совместно с
врачом общей практики провести анализ состояния  здоровья  контингента
населения;
     - совместно с врачом общей практики выделить группы  населения  с
ранними  и  скрытыми формами заболеваний,  факторами риска;  оказывать
содействие в снижении влияния факторов  риска  на  состояние  здоровья
населения;
     - собрать и оценить оперативную информацию об  эпидемиологической
ситуации,      провести      иммунопрофилактику;      совместно      с
санитарно-эпидемиологической  службой  провести   противоэпидемические
мероприятия в очаге инфекции;
     - выполнять  требования  инфекционного  контроля  и  инфекционной
безопасности   пациентов   и   медицинского  персонала  в  амбулатории
(кабинете) врача общей практики (семейного врача);
     - организовать  и  провести  санитарно-просветительную  работу на
участке,  включающую  пропаганду  медицинских  знаний,   гигиеническое
воспитание и обучение населения здоровому образу жизни;
     - дать  рекомендации  по  вопросам   вскармливания,   воспитания,
закаливания,  подготовке  детей  к  дошкольным и школьным учреждениям,
профориентации;
     - оказать  консультативную  помощь  по медико-социальным аспектам
жизни семьи,  планированию семьи;  организовать медико-психологическую
поддержку  членам  семьи  с  учетом  состояния  здоровья  и возрастных
особенностей;
     - проводить учет граждан, нуждающихся в медико-социальной помощи;
совместно с врачом общей практики,  органами социального  обеспечения,
службами  милосердия  участвовать  в  организации  помощи  одиноким  и
престарелым,  инвалидам, больным с хроническими заболеваниями, включая
уход на дому;
     - организовать амбулаторный прием врача общей практики (семейного
врача):  подготовка рабочего места, приборов, инструментов, подготовка
индивидуальных  карт   амбулаторного   больного,   бланков   рецептов,
проведение осмотра больного, предварительный сбор анамнеза;
     - выполнять    профилактические,    лечебные,    диагностические,
реабилитационные  мероприятия,  назначаемые  врачом в поликлинике и на
дому, участвовать в проведении амбулаторных операций;
     - обеспечивать  кабинет  врача  общей  практики (семейного врача)
необходимыми медикаментами,  стерильными инструментами,  перевязочными
материалами,   спецодеждой;   проводить  учет  расходов  медикаментов,
перевязочных материалов, инструментов, бланков специального учета;
     - проводить  контроль  за сохранностью и исправностью медицинской
аппаратуры и оборудования,  своевременным  их  ремонтом  и  списанием,
выполнение требований техники безопасности и охраны труда;
     - проводить  подготовку  санитарного  актива  участка,  проводить
занятия   по   оказанию   самопомощи   и   взаимопомощи  при  травмах,
отравлениях,    неотложных    состояниях;    обучать     родственников
тяжелобольных методам ухода, оказанию первой медицинской помощи;
     - вести учетно-отчетную документацию.

                            5. Манипуляции

     - санитарная обработка больного;
     - приготовление дезинфицирующих растворов;
     - дезинфекция предметов ухода за больным;
     - предстерилизационная очистка шприцев, игл, инструментов;
     - укладка  в  биксы  перевязочного   материала,   одежды,   белья
хирургического персонала;
     - пользование стерильным биксом;
     - обеззараживание рук;
     - облачение в стерильную одежду и одевание хирурга;
     - накрытие стерильного стола;
     - транспортировка и перекладывание больного;
     - пользование функциональной кроватью;
     - приготовление постели;
     - смена нательного и постельного белья;
     - туалет больного;
     - гигиенические мероприятия в постели;
     - подмывание;
     - профилактика пролежней;
     - кормление больного в постели;
     - введение питательной смеси через зонд;
     - питание больного через гастростому;
     - обработка пуговичного зонда и кожи вокруг гастростомы;
     - измерение температуры тела;
     - построение графика температурной кривой;
     - измерение пульса;
     - определение числа дыхательных движений;
     - измерение артериального давления;
     - определение суточного диуреза;
     - постановка банок;
     - постановка горчичников;
     - постановка согревающего компресса;
     - применение грелки и пузыря со льдом;
     - приготовление лечебной ванны;
     - подача кислорода;
     - подача судна и мочеприемника;
     - постановка газоотводной трубки;
     - постановка всех видов клизм;
     - катетеризация мочевого пузыря;
     - ведение документации по учету лекарственных средств;
     - применение мази, пластыря, присыпки;
     - закапывание капель в нос, уши, глаза, закладывание за веко;
     - пользование ингалятором;
     - набор дозы инсулина;
     - инъекции (все виды);
     - сбор системы для капельного введения;
     - венепункция;
     - снятие ЭКГ;
     - взятие мазка из зева;
     - сбор мокроты;
     - анализ крови на гемоглобин, СОЭ, лейкоциты;
     - анализ мочи по Зимницкому;
     - фракционное зондирование желудка;
     - зондирование желчного пузыря;
     - сбор кала на исследование;
     - подготовка больного к лучевым исследованиям, эндоскопии;
     - подготовка  больного и участие в проведении всех видов пункций,
амбулаторных операций;
     - пеленание ребенка;
     - правила кормления грудью;
     - перевязка пуповины новорожденного;
     - уход за пуповиной;
     - первый туалет новорожденного;
     - антропометрия новорожденных;
     - искусственное вскармливание;
     - проведение искусственного дыхания;
     - наложение всех видов повязок;
     - проведение местной анестезии;
     - иммобилизация;
     - определение   группы    крови,    проба    на    индивидуальную
совместимость;
     - проведение премедикации;
     - остановка кровотечений из поверхностно-расположенных сосудов.

                  XX. Специальность: "Рентгенология"

     В соответствии    с    требованиями   специальности   в   области
рентгенологии специалист должен знать и уметь:

                           1. Общие знания

     - основы законодательства и права в здравоохранении;
     - организации  службы  лучевой  диагностики  и  лучевой терапии в
Российской Федерации,  основные директивные документы, определяющие ее
деятельность;
     - правила и методы безопасного труда,  нормативные  документы  по
охране  труда  и  технике  безопасности в отделении (кабинете) лучевой
диагностики;
     - основы   медицинской   информатики;  персональный  компьютер  и
правила работы на нем;  автоматизированные рабочие места  в  отделении
лучевой диагностики;
     - требования к ведению учетно-отчетной документации;
     - профессиональную этику и деонтологию;
     - основы санитарно-эпидемиологического и санитарно-гигиенического
режима. СПИД и его профилактика;
     - медицинское страхование;
     - методы и средства санитарного просвещения;
     - основы организации и деятельности военно-полевой рентгенологии;
     - основы медицины катастроф.

                           2. Общие умения

     - соблюдение   правил   охраны   труда,   техники   безопасности,
радиационной,   противопожарной   безопасности   и    производственной
санитарии в отделении (кабинете) лучевой диагностики;
     - использование    коллективных    и    индивидуальных    средств
радиационной защиты;
     - оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях;
     - соблюдение санитарно-эпидемиологического режима;
     - руководство младшим медицинским  персоналом  отделения  лучевой
диагностики;
     - проведение гигиенического воспитания среди больных и населения;
     - владение техникой сестринских манипуляций.

                        3. Специальные знания

     - основы физики ионизирующих и неионизирующих излучений;  единицы
измерения ионизирующих излучений;
     - основы    рентгенотехники   и   электротехники;   классификация
рентгеновских аппаратов,  выбор  типа  аппарата  и  его  комплектации,
основные части рентгеновской установки;
     - характеристика электронных  трубок  для  рентгенодиагностики  и
рентгенотерапии;
     - эксплуатация рентгеновского  питающего  устройства;  пределы  и
возможности автоматической экспанометрии;  визуализация рентгеновского
изображения;   световые   и   рентгеновские   усилители   изображения;
телевизионный    тракт;    цифровые    рентгенография,   флюорография,
ангиография;
     - оборудование       кабинетов      для      рентгенодиагностики,
рентгенотерапии,       кабинета        специального        назначения,
рентгенооперационной;   технический   паспорт  кабинета;  эксплуатация
рентгенодиагностического   аппарата,   флюорографической    установки,
линейного томографа;
     - физические  основы  компьютерной  рентгеновской  томографии   и
магнитно-резонансной томографии; функции рентгенолаборанта (оператора)
магнитно-резонансной и компьютерной томографии;
     - биологическое действие ионизирующих излучений; нормы и принципы
радиационной безопасности;  оценка и нормирование дозовых нагрузок  на
пациентов   и   персонал   при  использовании  ионизирующих  излучений
дозиметров;
     - современные фотоматериалы и фотопроцесс;
     - особенности мер безопасности  и  охраны  труда  при  работе  на
компьютерном томографе и магнитно-резонансном томографе;
     - основные методы рентгенологического исследования;
     - основные методики рентгенотерапии;
     - основы  рентгенологической  анатомии  и  физиологии  органов  и
систем.

                        4. Специальные умения

     - эксплуатация    основных    типов   рентгенодиагностической   и
рентгенотерапевтической аппаратуры;
     - уход  за  оборудованием,  устранение  простейших неисправностей
оборудования, контроль за его состоянием;
     - обработка   цифровых  рентгеновских  изображений;  эксплуатация
автоматизированного рабочего  места  рентгенолаборанта;  использование
современных фотоматериалов и фотопроцесса;
     - владение  методикой  подготовки  больных  к  рентгенологическим
исследованиям;
     - укладка  больных   для   рентгенографии   всех   частей   тела,
мышечно-скелетной системы, внутренних органов;
     - соблюдение     порядка     применения      рентгеноконтрастных,
сильнодействующих и наркотических веществ;
     - получение рентгеновских снимков высокого качества;
     - умение действовать в прогнозируемых аварийных ситуациях.

                            5. Манипуляции

     - укладка  детей  и  взрослых  пациентов  при  рентгенологическом
исследовании, компьютерной и магнитно-резонансной томографиях;
     - выполнение  рентгеновских  снимков,  линейных,  компьютерных  и
магнитно-резонансных томограмм;
     - все виды инъекций;
     - искусственная вентиляция легких;
     - остановка кровотечений из поверхностно-расположенных сосудов;
     - иммобилизация конечностей при травме;
     - промывание желудка;
     - постановка диагностических клизм.

           XXI. Специальность: "Функциональная диагностика"

     В соответствии   с   требованиями   специальности    в    области
функциональной диагностики специалист должен знать и уметь:

                           1. Общие знания

     - профессиональное назначение,  функциональные обязанности, права
и ответственность специалиста;
     - основы   законодательства   в   профессиональной   деятельности
медицинского работника;
     - правила  охраны  труда  и  техника  безопасности  при  работе в
отделении (кабинете) функциональной диагностики;
     - профессиональную   этику   и  деонтологию,  основы  медицинской
психологии;
     - санитарно-эпидемиологический режим, документы, регламентирующие
его;
     - анатомо-физиологические особенности разных возрастных групп;
     - основные требования  к  делопроизводству  (ведение  медицинской
документации и архива);
     - основы медицины катастроф.

                           2. Общие умения

     - использовать нормативные и правовые документы, регламентирующие
профессиональную деятельность;
     - соблюдать санитарно-эпидемиологический режим;
     - владеть основными сестринскими манипуляциями;
     - уметь оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях.

                        3. Специальные знания

     - основные сведения по анатомии и физиологии сердечно-сосудистой,
дыхательной и центральной нервной систем;
     - значение функциональных исследований в диагностике  заболеваний
сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем;
     - основные методы исследования функции сердца,  органов  дыхания,
состояния сосудов, центральной нервной системы и других органов;
     - биологические     и     физиологические     основы      методов
электрокардиографии, реографии;
     - возможные   осложнения   при    проведении    исследований    и
функциональных   проб,   меры  по  профилактике  и  принципы  оказания
неотложной помощи;
     - принципы устройства,  виды и типы электрооборудования,  способы
его   эксплуатации   и   устранения   важнейших   неполадок;   технику
регистрации, нормативы и изменения важнейших показателей.

                        4. Специальные умения

     - осуществлять  методику  проведения  и  снятия ЭКГ с применением
функциональных и фармакологических проб по назначению врача;
     - произвести регистрации ЭКГ в основных 12 отведениях (I, II,III,
ЛVR,  ЛVF,  V1-V6) в  дополнительных  левых  грудных  (V7-V9),  правых
грудных (V3R-V6R), высоких грудных (V1-V2), по НЭБУ (D, A, I);
     - определять  зубцы  и  интервалы  ЭКГ-граммы  и  их   нормативы,
осуществлять расчет зубцов;
     - определять характер ритма и  его  частоту  (уметь  пользоваться
таблицами Базетта);
     - определять характер изменений на ЭКГ:
     а) нарушения автоматизма;
     б) нарушения возбудимости;
     в) нарушения проводимости;
     г) изменения ЭКГ, связанные с гипертрофией отделов сердца;
     д) изменения   ЭКГ,   связанные  с  нарушением  питания  миокарда
(хроническая портальная недостаточность, ОИМ);
     е) изменения  ЭКГ,  связанные  с  изменением  положения  сердца в
грудной клетке и особенностями конституции человека;
     - снять ЭКГ с учетом выявленных изменений;
     - осуществить технику записи выявленных изменений;
     - оформить СФГ-кривую;
     - владеть техникой  съемки  фонокардиографии  (знать  стандартные
точки ФЭК на грудной клетке);
     - снять   поликардиографию:   ЭКГ,   ФКГ,    СФГ    одновременно,
апекскардиограмму (АПГ);
     - проводить функциональные пробы;
     - знать аппаратуру для исследования функции внешнего дыхания;
     - проводить обработку загубников,  воздуховодов,  осуществлять их
хранение согласно требованиям санэпидрежима;
     - произвести расчет фактических величин спирограммы;
     - произвести расчет данных величин по таблицам и формулам;
     - производить оценку данных в %;
     - владеть техникой проведения электроэнцефалографии (ЭЭГ),  уметь
устранять артефакты.

                            5. Манипуляции

     - все виды инъекций;
     - искусственная вентиляция легких;
     - непрямой массаж сердца;
     - остановки кровотечений из поверхностно-расположенных сосудов;
     - иммобилизация конечностей при травмах;
     - промывание желудка;
     - постановка клизм.

                 XXII. Специальность: "Физиотерапия"

     В соответствии   с   требованиями   специальности    в    области
физиотерапии специалист должен знать и уметь:

                           1. Общие знания

     - профессиональное назначение,  функциональные обязанности, права
и ответственность специалиста;
     - основы законодательства и права в здравоохранении;
     - основы медицинского страхования;
     - организацию    работы    медицинского    учреждения   в   новых
экономических условиях;
     - теоретические основы сестринского дела;
     - философию и этику сестринского дела;
     - психологию профессионального общения;
     - основные причины,  клинические проявления,  методы диагностики,
осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний и травм;
     - организацию сестринского ухода за  больными  на  основе  этапов
сестринского процесса;
     - виды,  формы и методы реабилитации,  организацию  и  проведение
мероприятий по реабилитации пациентов;
     - показания  и  противопоказания  к  применению  основных   групп
лекарственных    препаратов,   характер   взаимодействия,   осложнения
применения    лекарственных    средств;     нормативные     документы,
регламентирующие  фармацевтический  порядок в лечебно-профилактическом
учреждении;
     - основы валеологии и санологии; методы и средства гигиенического
воспитания;  роль сестринского персонала  в  глобальных,  федеральных,
территориальных программах охраны здоровья населения;
     - основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний;
     - систему   инфекционного   контроля,  инфекционной  безопасности
пациентов и медицинского персонала медицинского учреждения;
     - учетно-отчетную    деятельность   структурного   подразделения;
основные виды медицинской документации;
     - охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении;
     - функциональные обязанности,  права и  ответственность  младшего
медицинского персонала;
     - основы медицины катастроф.

                           2. Общие умения

     - анализировать  сложившуюся  ситуацию  и  принимать  решения   в
пределах своей профессиональной компетенции и полномочий;
     - владеть коммуникативными навыками общения;
     - выполнять     диагностические,     лечебные,    реанимационные,
реабилитационные,      профилактические,      лечебно-оздоровительные,
санитарно-гигиенические,   санитарно-просветительные   мероприятия   в
соответствии со своей профессиональной компетенцией и полномочиями;
     - осуществлять  и  документировать  основные  этапы  сестринского
процесса;
     - владеть   основными  элементами  массажа,  использовать  приемы
психотерапии;
     - владеть техникой основных сестринских манипуляций;
     - оценить состояние и выделить  ведущие  синдромы  и  симптомы  у
больных   и   пострадавших,   находящихся  в  тяжелом  и  терминальном
состоянии,  оказать  экстренную  доврачебную  помощь  при   неотложных
состояниях;
     - оценить действие лекарственных средств у конкретного пациента;
     - соблюдать   фармацевтический   порядок  получения,  хранения  и
использования лекарственных средств;
     - соблюдать правила техники безопасности и охраны труда;
     - вести утвержденную медицинскую документацию;
     - выполнять   требования   инфекционного  контроля,  инфекционной
безопасности пациентов и медицинского персонала;
     - проводить    мероприятия    по   защите   населения,   больных,
пострадавших и персонала службы медицины катастроф, медицинской службы
гражданской  обороны;  оказывать  доврачебную  помощь  в  чрезвычайных
ситуациях.

                    3. Специальные знания и умения

     - вопросы организации физиотерапевтической  службы  и  курортного
дела в Российской Федерации;
     - правила  и  требования  к  оборудованию   физиотерапевтического
отделения, кабинета;
     - аппаратуру,  применяемую   в   физиотерапии,   ее   технические
возможности, технику проведения процедур;
     - технику  безопасности  в   физиотерапевтическом   отделении   и
кабинете;   нормативные   документы   по   охране   труда   и  технике
безопасности;
     - механизм   действия  физических  факторов,  влияние  физических
факторов на основные патологические процессы и функции разных  органов
и систем организма;
     - принципы   совместимости   и   последовательность    назначения
физических факторов и процедур;
     - принципы использования  физических  факторов  для  профилактики
заболеваний и реабилитации больных, в том числе диспансерных групп;
     - показания и противопоказания к применению физических факторов;
     - возможные   осложнения   при   проведении  физиотерапевтических
процедур, меры по профилактике;
     - принципы оказания неотложной помощи при поражении электрическим
током, световым излучением, электромагнитным полем и др.;
     - особенности проведения физиолечения у детей;
     - использовать  технические  средства   защиты   при   выполнении
физиопроцедур.
     Владеть техникой и методиками проведения физиопроцедур:
     - электролечение;
     - гальванизация;
     - лекарственный электрофорез;
     - трансцеребральная   импульсная   электротерапия    (электросон,
транскраниальная электроаналгезия, мезодиэнцефальная модуляция);
     - диадинамотерапия;
     - амплипульстерапия;
     - интерференцтерапия;
     - флюктуоризация, флюктуофорез;
     - электростимуляция;
     - дарсонвализация;
     - надтональная терапия;
     - индуктотермия;
     - УВЧ-терапия (электрическое поле УВЧ, УВЧ-индуктотермия);
     - электромагнитное поле СВЧ-терапии дециметрового, сантиметрового
и миллиметрового диапазонов;
     - магнитотерапия;
     - франклинизация;
     - аэроионотерапия;
     - светолечение;
     - инфракрасное излучение;
     - видимое излучение;
     - ультрафиолетовое излучение;
     - когерентное излучение (лазеротерапия);
     - аэрозольтерапия, галотерапия;
     - вибротерапия;
     - баротерапия;
     - ультразвуковая терапия, фонофорез;
     - водолечение;
     - бальнеотерапия;
     - применение питьевых минеральных вод;
     - грязелечение;
     - лечение теплом и холодом;
     - гипокситерапия.

                            4. Манипуляции

     - все виды инъекций;
     - искусственная вентиляция легких;
     - непрямой массаж сердца;
     - остановка кровотечений из поверхностно-расположенных сосудов;
     - иммобилизация конечностей при травмах;
     - промывание желудка;
     - постановка клизм;
     - определение частоты сердечных сокращений;
     - измерение пульса;
     - определение числа дыхательных движений;
     - измерение температуры.

              XXIII. Специальность: "Медицинский массаж"

     В соответствии   с   требованиями   специальности    в    области
медицинского массажа специалист должен знать и уметь:

                           1. Общие знания

     - профессиональное назначение,  функциональные обязанности, права
и ответственность специалиста;
     - основы законодательства и права в здравоохранении;
     - основы медицинского страхования;
     - организацию    работы    медицинского    учреждения   в   новых
экономических условиях;
     - теоретические основы сестринского дела;
     - философию и этику сестринского дела;
     - психологию профессионального общения;
     - основные причины,  клинические проявления,  методы диагностики,
осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний и травм;
     - организацию сестринского ухода за  больными  на  основе  этапов
сестринского процесса;
     - виды,  формы и методы реабилитации,  организацию  и  проведение
мероприятий по реабилитации пациентов;
     - показания  и  противопоказания  к  применению  основных   групп
лекарственных    препаратов,   характер   взаимодействия,   осложнения
применения лекарственных средств;
     - основы валеологии и санологии; методы и средства гигиенического
воспитания;  роль сестринского персонала  в  глобальных,  федеральных,
территориальных программах охраны здоровья населения;
     - основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний;
     - систему   инфекционного   контроля,  инфекционной  безопасности
пациентов и медицинского персонала  медицинского  учреждения;  систему
взаимодействия  лечебно-профилактического  учреждения  с  учреждениями
санитарно-эпидемиологического профиля;
     - организацию  делопроизводства  и  учетно-отчетной  деятельности
структурного подразделения; основные виды медицинской документации;
     - охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении;
     - функциональные обязанности,  права и  ответственность  младшего
медицинского персонала;
     - основы медицины катастроф.

                           2. Общие умения

     - анализировать  сложившуюся  ситуацию  и  принимать  решения   в
пределах своей профессиональной компетенции и полномочий;
     - владеть коммуникативными навыками общения;
     - выполнять     диагностические,     лечебные,    реанимационные,
реабилитационные,      профилактические,      лечебно-оздоровительные,
санитарно-гигиенические,   санитарно-просветительные   мероприятия   в
соответствии со своей профессиональной компетенцией и полномочиями;
     - осуществлять   и   документировать   основные   этапы  оказания
сестринского процесса при проведении процедур;
     - владеть техникой основных сестринских манипуляций;
     - оценить состояние и выделить  ведущие  синдромы  и  симптомы  у
больных   и   пострадавших,   находящихся  в  тяжелом  и  терминальном
состоянии,  оказать  экстренную  доврачебную  помощь  при   неотложных
состояниях;
     - выполнять   основные   виды   физиотерапевтических    процедур,
проводить  занятия  по лечебной гимнастике,  контролировать выполнение
рекомендаций  по  трудотерапии,  использовать  элементы  психотерапии;
оценивать эффективность проводимых мероприятий;
     - планировать и выполнять программы профилактики, направленные на
воспитание  и  обучение  отдельных  лиц,  семей,  групп  населения  по
сохранению и укреплению здоровья;
     - соблюдать правила техники безопасности и охраны труда;
     - вести утвержденную медицинскую документацию;
     - выполнять   требования   инфекционного  контроля,  инфекционной
безопасности пациентов и медицинского персонала;
     - проводить    мероприятия    по   защите   населения,   больных,
пострадавших и персонала службы медицины катастроф, медицинской службы
гражданской  обороны;  оказывать  доврачебную  помощь  в  чрезвычайных
ситуациях.

                    3. Специальные знания и умения

     - гигиенические основы массажа,  оборудование кабинета массажа  и
рабочего места массажиста, требования к массажисту и к пациенту, нормы
времени по массажу и другие нормативные документы;
     - анатомо-топографические данные областей массажа:  головы, лица,
шеи, груди, спины, живота, верхних конечностей, нижних конечностей;
     - физиологическое действие массажа, рефлекторные зоны массажа;
     - виды  и  характеристики  массажа   лечебного   (классического),
сегментарного, точечного, косметического, спортивного, гигиенического,
самомассажа, аппаратного массажа, гидромассажа;
     - приемы массажа, разновидности приемов поглаживания, растирания,
разминания, вибрации;
     - технику  массажа,  сочетание  и  последовательность приемов при
различных видах массажа;
     - показания и противопоказания к применению массажа;
     - частные   методики   массажа   при   заболеваниях   и   травмах
опорно-двигательного  аппарата,  центральной  и периферической нервной
системы,  внутренних органов,  болезнях  обмена  веществ,  мочеполовых
органов, кожи, в послеоперационном периоде при хирургическом лечении;
     - особенности  лечебного  массажа  при   спастических   и   вялых
параличах и парезах;
     - особенности массажа у детей,  массаж и физические упражнения  в
раннем детском возрасте;
     - сочетание массажа с лечебной гимнастикой, физиотерапевтическими
процедурами, вытяжением, мануальной терапией, методики гигиенической и
лечебной гимнастики.

                            4. Манипуляции

     - все виды инъекций;
     - искусственная вентиляция легких;
     - непрямой массаж сердца;
     - остановка кровотечений из поверхностно-расположенных сосудов;
     - иммобилизация конечностей при травмах;
     - промывание желудка;
     - постановка клизм;
     - лечебный массаж (классический);
     - сегментарный массаж;
     - точечный массаж;
     - спортивный массаж;
     - гигиенический массаж;
     - косметический массаж;
     - подводный душ-массаж;
     - аппаратный массаж;
     - пассивные и активные физические упражнения.

             XXIV. Специальность: "Лечебная физкультура"

     В соответствии  с  требованиями  специальности в области лечебной
физкультуры специалист должен знать и уметь:

                           1. Общие знания

     - профессиональное назначение,  функциональные обязанности, права
и ответственность специалиста;
     - основы законодательства и права в здравоохранении;
     - основы медицинского страхования;
     - организацию   работы   медицинского    учреждения    в    новых
экономических условиях;
     - теоретические основы сестринского дела;
     - философию и этику сестринского дела;
     - психологию профессионального общения;
     - основные причины,  клинические проявления,  методы диагностики,
осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний и травм;
     - организацию  сестринского  ухода  за  больными на основе этапов
сестринского процесса;
     - виды,  формы  и  методы реабилитации,  организацию и проведение
мероприятий по реабилитации пациентов;
     - показания   и  противопоказания  к  применению  основных  групп
лекарственных   препаратов,   характер   взаимодействия,    осложнения
применения     лекарственных     средств;    нормативные    документы,
регламентирующие фармацевтический порядок  в  лечебно-профилактическом
учреждении;
     - основы валеологии и санологии;  методы и  средства  санитарного
просвещения;  роль  сестринского персонала в глобальных,  федеральных,
территориальных программах охраны здоровья населения;
     - основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний;
     - систему  инфекционного  контроля,   инфекционной   безопасности
пациентов  и  медицинского персонала медицинского учреждения;  систему
взаимодействия  лечебно-профилактического  учреждения  с  учреждениями
санитарно-эпидемиологического профиля;
     - организацию  делопроизводства  и  учетно-отчетной  деятельности
структурного подразделения; основные виды медицинской документации;
     - охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении;
     - функциональные  обязанности,  права  и ответственность младшего
медицинского персонала;
     - основы медицины катастроф.

                           2. Общие умения

     - анализировать   сложившуюся  ситуацию  и  принимать  решения  в
пределах своей профессиональной компетенции и полномочий;
     - владеть коммуникативными навыками общения;
     - выполнять    диагностические,     лечебные,     реанимационные,
реабилитационные,      профилактические,      лечебно-оздоровительные,
санитарно-гигиенические,   санитарно-просветительные   мероприятия   в
соответствии со своей профессиональной компетенцией и полномочиями;
     - осуществлять  и   документировать   основные   этапы   оказания
сестринского процесса при проведении процедур;
     - владеть техникой основных сестринских манипуляций;
     - оценить  состояние  и  выделить  ведущие  синдромы и симптомы у
больных  и  пострадавших,  находящихся  в   тяжелом   и   терминальном
состоянии,   оказать  экстренную  доврачебную  помощь  при  неотложных
состояниях;
     - выполнять    основные   виды   физиотерапевтических   процедур,
проводить занятия по лечебной гимнастике,  владеть  приемами  массажа,
контролировать  выполнение рекомендаций по трудотерапии,  использовать
элементы психотерапии. Оценивать эффективность проводимых мероприятий;
     - планировать и выполнять программы профилактики, направленные на
воспитание  и  обучение  отдельных  лиц,  семей,  групп  населения  по
сохранению и укреплению здоровья;
     - соблюдать правила техники безопасности и охраны труда;
     - вести утвержденную медицинскую документацию;
     - выполнять  требования  инфекционного   контроля,   инфекционной
безопасности пациентов и медицинского персонала;
     - проводить   мероприятия   по   защите    населения,    больных,
пострадавших и персонала службы медицины катастроф, медицинской службы
гражданской  обороны;  оказывать  доврачебную  помощь  в  чрезвычайных
ситуациях;
     - повышать профессиональный уровень знаний, умений и навыков.

                    3. Специальные знания и умения

     - организацию  лечебной  физкультуры   в   условиях   стационара,
поликлиники,  врачебно-физкультурного  диспансера,  восстановительного
центра отделения реабилитации, санатория;
     - временные   нормы   нагрузки   лечебной  физкультуры  и  другие
нормативные документы;
     - санитарно-гигиенические    нормы    для   залов   групповых   и
индивидуальных  занятий  ЛФК,  кабинета   механотерапии,   тренажеров,
бассейна  лечебного  плавания,  спортплощадок,  маршрутов,  пешеходных
прогулок и терренкура  и  др.  спортсооружений  (устройство,  размеры,
освещение, вентиляция помещений, температура воздуха, температура воды
в бассейне и пр.);
     - механизм действия физических упражнений на организм здорового и
больного человека;
     - основы теории и методики физвоспитания и спортивной тренировки;
     - динамическую анатомию (биомеханику движений);
     - методические основы лечебной физкультуры; средства и формы ЛФК,
содержание режимов двигательной активности,  классификация  физических
нагрузок;
     - характеристику гимнастических,  спортивно-прикладных и  игровых
физических упражнений, применяемых в ЛФК;
     - оборудование и оснащение кабинетов ЛФК  для  занятий  и  оценки
эффективности физических упражнений;
     - методы     оценки     физического     развития,      физической
работоспособности      человека,     функции     внешнего     дыхания,
сердечно-сосудистой системы,  нервно-мышечного аппарата  при  занятиях
ЛФК;
     - показания и противопоказания к назначению лечебной физкультуры;
     - частные    методики    лечебной   физкультуры   при   различных
заболеваниях   опорно-двигательного   аппарата,    нервной    системы,
внутренних  органов,  обмена веществ,  при травмах,  при беременности,
болезнях мочеполовой системы, ЛОР-органов, при миопии у детей, в до- и
послеоперационном периодах восстановительного лечения в хирургии;
     - особенности методики лечебной физкультуры у детей и  в  пожилом
возрасте;
     - методики массажа, бытовой и трудовой реабилитации;
     - сочетание    лечебной   физкультуры   с   физиотерапевтическими
процедурами, вытяжением, мануальной терапией;
     - программы  этапной  физической  реабилитации  больных инфарктом
миокарда.

                            4. Манипуляции

     - все виды инъекций;
     - искусственная вентиляция легких;
     - непрямой массаж сердца;
     - остановка кровотечений из поверхностно-расположенных сосудов;
     - иммобилизация конечностей при травмах;
     - промывание желудка;
     - постановка клизм;
     - антропометрические измерения;
     - функциональные пробы с физической нагрузкой;
     - ЛФК:  показ  упражнений,  прохождение  дистанции  с  больными и
техническая страховка на занятиях;
     - индивидуальные  и  групповые  занятия  лечебной и гигиенической
гимнастикой;
     - физические упражнения и плавание в бассейне;
     - пешеходные прогулки, терренкур, туризм;
     - ходьба на лыжах, гребля, велосипед, спортигры;
     - занятия   на   тренажерах    и    механоаппаратах,    процедуры
трудотерапии;
     - массаж и пассивные упражнения.

                   XXV. Специальность: "Диетология"

     В соответствии с требованиями специальности в области  диетологии
специалист должен знать и уметь:

                           1. Общие знания

     - основы законодательства и права в здравоохранении;
     - общие вопросы организации  питания  в  лечебно-профилактических
учреждениях Российской Федерации;
     - организацию  питания  в   отделениях   лечебно-профилактических
учреждений;
     - особенности  организации  рационального  и  лечебного   питания
детей;
     - права и обязанности специалиста;
     - директивные и законодательные документы по организации питания;
     - НОТ и АСУ в здравоохранении;
     - основы рационального питания населения;
     - задачи по профилактике болезней  недостаточного  и  избыточного
питания;
     - физиологию пищеварения;
     - чужеродные вещества в пище и их влияние на здоровье;
     - методы и средства гигиенического воспитания;
     - санитарно-технический минимум для работников пищеблока;
     - правила охраны труда и техники безопасности;
     - основы медицины катастроф;
     - уметь провести  санитарно-технический  минимум  для  работников
пищеблока;
     - владеть основными сестринскими манипуляциями;
     - оказать    экстренную   доврачебную   помощь   при   неотложных
состояниях.

                        2. Специальные знания

     - медицинскую документацию по питанию;
     - картотеки блюд;
     - химический состав и энергетическая ценность рациона;
     - санитарно-гигиенические       требования      к      пищеблокам
лечебно-профилактических учреждений;
     - пищевые отравления и их профилактику;
     - гигиенические требования к пищевым продуктам, их экспертиза;
     - принципы рационального и лечебного питания;
     - нормы  физиологических  потребностей  в  пищевых  веществах   и
энергии;
     - биологическую роль пищевых веществ;
     - пищевую ценность продуктов питания;
     - характеристику лечебных диет;
     - основы технологии приготовления диетических блюд.

                        3. Специальные умения

     - оформлять медицинскую документацию по питанию;
     - разрабатывать картотеку блюд;
     - составлять  однодневное,  семидневное  сводное  меню по диетам,
сезонные меню;
     - составлять меню-раскладку;
     - подсчитывать  химический  состав  и   энергетическую   ценность
рационов;
     - контролировать соблюдение санитарно-гигиенических требований  к
пищеблокам лечебно-профилактических учреждений;
     - выявлять причину возникновения пищевых  отравлений  и  внедрять
меры профилактики;
     - соблюдать  гигиенические  требования   к   пищевым   продуктам,
проводить экспертную оценку;
     - внедрять принципы рационального и лечебного питания;
     - применять   нормы   физиологических   потребностей   в  пищевых
веществах и энергии;
     - использовать   биологические   свойства   пищевых   веществ   в
диетотерапии заболеваний;
     - сохранять  пищевую  ценность  продуктов  питания  при хранении,
кулинарной обработке;
     - применять  лечебные диеты с учетом нозологической формы периода
клинического течения болезни;
     - использовать  технологические методы при приготовлении блюд для
различных диет.

                            4. Манипуляции

     - выемка проб;
     - все виды инъекций;
     - искусственная вентиляция легких;
     - непрямой массаж сердца;
     - остановка кровотечений из поверхностно-расположенных сосудов;
     - иммобилизация конечностей при травмах;
     - промывание желудка;
     - постановка клизм.

            XXVI. Специальность: "Медицинская статистика"

     В соответствии с требованиями специальности в области медицинской
статистики специалист должен знать и уметь:

                           1. Общие знания

     - основы законодательства и права в здравоохранении;
     - основы медицинского страхования;
     - организацию   работы   медицинского    учреждения    в    новых
экономических условиях;
     - нормативные    документы,     регламентирующие     деятельность
медицинских учреждений;
     - основы валеологии и санологии; методы и средства гигиенического
воспитания,  федеральные,  территориальные  программы  охраны здоровья
населения;
     - медицинскую этику и деонтологию;
     - психологию профессионального общения;
     - статистические   показатели   оценки   здоровья   населения   и
деятельности учреждений здравоохранения;
     - организацию   делопроизводства,   систему  учета  и  отчетности
учреждения здравоохранения; основные виды медицинской документации;
     - основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний;
     - охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении;
     - основы медицины катастроф;
     - систему  инфекционного  контроля,   инфекционной   безопасности
пациентов  и  медицинского персонала медицинского учреждения;  систему
взаимодействия  лечебно-профилактического  учреждения  с  учреждениями
санитарно-эпидемиологического профиля;
     - профессиональное назначение,  функциональные обязанности, права
и ответственность специалиста;
     - организацию   первичного   медицинского   учета,    составление
статистического отчета учреждения здравоохранения.

                           2. Общие умения

     - анализировать   сложившуюся  ситуацию  и  принимать  решения  в
пределах своей профессиональной компетенции и полномочий;
     - использовать коммуникативные навыки общения;
     - работать с организационно-распорядительной документацией;
     - документировать  основные  этапы  оказания  медицинской  помощи
пациентам;
     - вести медицинскую документацию;
     - проводить   мероприятия   по   защите    населения,    больных,
пострадавших и персонала службы медицины катастроф, медицинской службы
гражданской обороны;
     - оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях;
     - повышать профессиональный уровень знаний, умений и навыков.

                        3. Специальные знания

     - предмет медицинской статистики,  положения, перечень учреждений
здравоохранения;
     - систему   учета   и   отчетности   учреждения   здравоохранения
(лечебно-профилактического учреждения, центра госэпиднадзора и др.);
     - нормативные  документы  по  медицинской  статистике   (приказы,
инструктивные указания и др.);
     - международную статистическую классификацию  болезней  и  причин
смерти   (МКБ),   ее  значение  для  анализа  деятельности  учреждения
здравоохранения;
     - показатели, характеризующие здоровье населения (заболеваемость,
смертность,  инвалидность,  временная  нетрудоспособность,  физическое
развитие);
     - качество медицинской помощи, критерии оценки;
     - лицензирование и аккредитация учреждений здравоохранения;
     - классификацию медицинских услуг;
     - цели  и  задачи  проведения  проверок  полноты  учета,  ведения
первичной медицинской документации, оформления результатов проверки.

                        4. Специальные умения

     - организовать сбор данных для составления отчета учреждения;
     - подготовить  вспомогательные  материалы (разработочные таблицы)
для составления отчета учреждения (свода по территории);
     - уметь     пользоваться     инструктивными     материалами    по
учетно-отчетной документации и годовому отчету;
     - шифровать   в   соответствии   с  Международной  статистической
классификацией болезней и причин смерти статистические  талоны,  карты
выбывших из стационаров и др.;
     - рассчитать  основные  статистические  показатели   деятельности
учреждения и средние величины, дать оценку работы учреждения;
     - строить  статистические  таблицы  различных   видов   (простые,
групповые, комбинационные и др.);
     - строить графики и диаграммы;
     - проверять   качество   ведения   медицинской   документации   и
достоверность данных годового отчета учреждения в целом, отдельных его
подразделений;
     - работать на ПЭВМ  по  вводу,  хранению  и  обработке  первичной
медицинской документации и отчетных форм;
     - уметь  использовать   программные   средства,   применяемые   в
повседневной деятельности учреждения;
     - уметь использовать экономическую информацию  в  соответствии  с
задачами учреждения (ЛПУ, центра госсанэпиднадзора);
     - оказать помощь заместителю главного врача по  оргметодработе  в
проведении инструктивного совещания по составлению годового отчета;
     - обеспечить взаимозаменяемость в оргметодкабинете медстатистиков
по текущим функциональным обязанностям.

                            5. Манипуляции

     Сбор, обработка,  организация  хранения,  поиск  и  использование
информации для решения производственных задач.

Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению                                            А.И.Вялков

Начальник Управления
охраны здоровья
матери и ребенка                                         Д.И.Зелинская

Начальник Департамента
государственного
санитарно-эпидемиологического надзора                      А.А.Монисов

Начальник Управления
обеспечения лекарственными
средствами и медицинской техникой                        Т.Г.Кирсанова

     В подготовке Положений и квалификационных характеристик принимали
участие:
     - Российская медицинская академия последипломного образования;
     - Белгородское  областное  базовое училище повышения квалификации
специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием;
     - Московский медицинский колледж N 1;
     - Московское областное  базовое  училище  повышения  квалификации
работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием;
     - Архангельское  училище  повышения  квалификации  работников  со
средним медицинским и фармацевтическим образованием;
     - Нижегородский базовый медицинский колледж;
     - Московский научно-исследовательский онкологический институт им.
П.А.Герцена;
     - Федеральный центр госсанэпиднадзора;
     - Научно-исследовательский институт фармации Минздрава России;
     - Российская ассоциация медицинских сестер;
     - Ассоциация операционных медицинских сестер;
     - Всероссийский  учебно-научно-методический центр по непрерывному
медицинскому и фармацевтическому образованию.

Страницы: 1  2  3  4