Законом, представлять избирательное объединение, избирательный блок по всем вопросам, связанным с участием в выборах. Порядок наименования избирательного объединения, избирательного блока и представления их эмблемы определяется Федеральным законом. 6. Избирательным объединениям, заявившим о своем участии в выборах, и зарегистрированным избирательным блокам соответствующая избирательная комиссия выдает справку установленного образца. 7. При выборах депутатов городской Думы избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать кандидатов по одному, нескольким или всем избирательным округам. В каждом округе избирательное объединение, избирательный блок может выдвинуть только одного кандидата. При выдвижении кандидатов по двум или более избирательным округам избирательное объединение, избирательный блок информирует о выдвинутых кандидатах городскую избирательную комиссию. При выборах Мэра и Вице-мэра от каждого избирательного объединения, избирательного блока может быть выдвинут лишь один кандидат на должность Мэра. При выборах советников избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать кандидатов по одному, нескольким или всем избирательным округам района города Москвы, на территории которого действует данное избирательное объединение, избирательный блок. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение, избирательный блок может выдвинуть только одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинуть кандидата на каждый мандат, подлежащий замещению в этом округе. 8. Полномочный представитель избирательного объединения, избирательного блока уведомляет в письменной форме избирательную комиссию, в которой будет производиться регистрация кандидата, о выдвижении кандидата (кандидатов). В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные, место работы, занимаемая должность (род занятий) и адрес места жительства кандидата (кандидатов). Вместе с уведомлением в соответствующую избирательную комиссию должно быть представлено письменное заявление кандидата (кандидатов) о согласии на выдвижение по данному избирательному округу, составленное в соответствии с пунктом 4 статьи 26 настоящего Закона. Одновременно представляются протокол или выписка из протокола о выдвижении кандидата (кандидатов) установленной формы (приложение 1), а также бланки подписных листов, изготовленные избирательным объединением, избирательным блоком по установленной форме. При выборах Мэра и Вице-мэра в городскую избирательную комиссию представляется также письменное заявление кандидата на должность Мэра о выдвижении кандидата на должность Вице-мэра с указанием тех же данных и приложением личного заявления кандидата на должность Вице-мэра о согласии на выдвижение на эту должность, составленного в соответствии с пунктом 4 статьи 26 настоящего Закона. 9. Соответствующая избирательная комиссия принимает указанные документы и выдает уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока письменное- подтверждение об их приеме с указанием даты и времени приема. 10. Соответствующая избирательная комиссия в трехдневный срок проверяет соответствие порядка создания избирательного объединения, избирательного блока требованиям настоящего Закона, наличие у выдвигаемого кандидата пассивного избирательного права, представление полного перечня документов и необходимых сведений, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и выдает уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока справку для открытия специального избирательного счета кандидата в банке и заверенные бланки подписных листов, что является основанием для начала сбора подписей избирателей в поддержку выдвинутых кандидатов. 11. В случае отказа выдать заверенные бланки подписных листов соответствующая избирательная комиссия выдает его представителю мотивированное решение; Это решение может быть обжаловано в пятидневный срок в городскую избирательную комиссию или в суд. Основаниями для отказа могут быть отсутствие у выдвигаемого кандидата пассивного избирательного права, отсутствие полного перечня документов и необходимых сведений, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, несоответствие бланков подписных листов установленной настоящим Законом форме. 12. При выборах советников от органа территориального общественного самоуправления по избирательному округу, на территории которого действует данный орган территориального общественного самоуправления, может быть выдвинут лишь один кандидат в советники. Орган территориального общественного самоуправления, действующий на территории нескольких избирательных округов, вправе выдвинуть кандидата по каждому избирательному округу. Решение о выдвижении кандидата орган территориального общественного самоуправления принимает тайным голосованием на своем заседании большинством голосов от списочного состава. При этом действует порядок представления и приемки документов о выдвижении кандидата, рассмотрения их соответствующей избирательной комиссией, установленный в настоящей статье. Статья 30. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов 1. В поддержку решения о выдвижении кандидата инициативная группа избирателей, избирательное объединение, избирательный блок, орган территориального общественного самоуправления либо сам кандидат собирает подписи избирателей. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение. Сбор подписей проводится в общественных местах и по месту жительства избирателей, а также по месту их работы, службы или учебы. Участие администраций предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесение подписи, не допускаются. Сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы запрещается. Сбор подписей в общественных местах не должен нарушать общественный порядок, препятствовать движению пешеходов и транспорта. Грубое или неоднократное нарушение этих запретов является основанием для признания соответствующей избирательной комиссией либо судом недействительности собранных подписей и (или) отмены регистрации кандидата. Органы общественного правопорядка не должны препятствовать сбору подписей, если он проводится в соответствии с настоящим Законом. 2. При выборах депутата городской Думы количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, должно составлять один процент от числа избирателей соответствующего избирательного округа. Это число по каждому избирательному округу устанавливается городской избирательной комиссией. 3. При выборах Мэра и Вице-мэра количество подписей, необходимое для регистрации кандидата на должность Мэра, должно составлять один процент от общего числа избирателей города Москвы. Это число устанавливается городской избирательной комиссией. 4. При выборах советников количество подписей избирателей соответствующего избирательного округа, необходимое для регистрации кандидата, должно составлять два процента от числа избирателей при проведении выборов по одномандатному избирательному округу и два процента от числа избирателей, поделенного на количество мандатов, - при проведении выборов по многомандатному избирательному округу. Это число по каждому избирательному округу устанавливается территориальной избирательной комиссией. 5. Право сбора подписей избирателей принадлежит совершеннолетнему дееспособному гражданину Российской Федерации. Кандидат может заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей избирателей. Оплата данной работы осуществляется только за счет средств избирательного фонда кандидата. 6. Подписные листы изготавливаются по установленной настоящим Законом форме (приложение 2). В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы и занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата (район), а при выборах Мэра и Вице-мэра также кандидата на должность Вице-мэра, название избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего кандидата, либо указание на выдвижение кандидата группой избирателей или самовыдвижение, наименование избирательного округа, в котором он выдвигается. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в подписном листе должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В случае наличия у кандидата гражданства иностранного государства в подписном листе должно указываться наименование соответствующего иностранного государства. 7. Каждое избирательное объединение, избирательный блок, группа избирателей, избиратель, выдвинувшие одного и того же кандидата и письменно уведомившие о его выдвижении соответствующую избирательную комиссию, собирают необходимое количество подписей в поддержку выдвижения самостоятельно. Не допускается суммирование подписей избирателей, собранных разными инициаторами выдвижения кандидата в поддержку одного и того же лица. 8. Избиратель, ставя подпись в подписном листе, указывает в нем свою фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, дату его выдачи, а также дату внесения подписи. Данные об избирателях, ставящих свою подпись в поддержку кандидата, могут вноситься в подписной лист лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся в подписной лист не иначе как рукописным способом. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку любого числа кандидатов, но только один раз в поддержку конкретного кандидата. 9. Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, даты подписи и кандидатом либо уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего кандидата, с указанием фамилии, имени, отчества и даты внесения подписи. Статья 31. Регистрация кандидатов 1. Регистрация кандидата в депутаты городской Думы производится окружной избирательной комиссией, кандидата на должность Мэра и Вице-мэра - городской избирательной комиссией, кандидата (кандидатов) в советники - территориальной либо окружной избирательной комиссией. 2. Для регистрации кандидата уполномоченный представитель кандидата, инициативной группы избирателей, избирательного объединения, избирательного блока, органа территориального общественного самоуправления или сам кандидат представляет в соответствующую избирательную комиссию до 18 часов не позднее чем за 30 дней до дня выборов подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, первый финансовый отчет кандидата, а также заявление кандидата о согласии баллотироваться по данному избирательному округу в соответствии с пунктом 4 статьи 26 настоящего Закона. При выборах Мэра и Вице-мэра соответствующее заявление представляет также кандидат на должность Вице-мэра. Кандидат, зарегистрированный кандидат вправе зарегистрировать в соответствующей избирательной комиссии свой творческий псевдоним либо любой другой псевдоним в случае и порядке, предусмотренном Федеральным законом. 3. Кандидаты в депутаты городской Думы, на должность Мэра и Вице-мэра представляют в соответствующую избирательную комиссию сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии декларации о доходах гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налоговых органов). В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах гражданин, являющийся кандидатом, не обязан представлять декларацию о доходах, представляется справка о совокупной величине доходов за год, предшествующий году назначения выборов, из организации по месту получения доходов. Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, представляются по форме, установленной Федеральным законом. 4. Избирательная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы о проверке достоверности сведений, представляемых в соответствии с пунктом 4 статьи 26 настоящего Закона и пунктом 3 настоящей статьи. 5. Количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, представляемых в соответствующую избирательную комиссию, не может превышать установленное настоящим Законом количество подписей, необходимое для регистрации, более чем на 15 процентов. 6. Подписные листы представляются в соответствующую избирательную комиссию сброшюрованными и пронумерованными. При их приемке избирательная комиссия проверяет соответствие подписных листов установленным образцам, заверяет каждый подписной лист подписью члена избирательной комиссии и печатью, просчитывает их общее количество и передает соответствующему уполномоченному представителю или кандидату письменное подтверждение по форме, установленной городской избирательной комиссией. 7. Соответствующая избирательная комиссия в течение не более чем пяти дней, не считая дня принятия документов, проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации. О регистрации кандидата соответствующая избирательная комиссия составляет протокол. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в решении избирательной комиссии отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком. Кандидат, выдвинутый избирателями, вправе заявить о своем независимом статусе либо о принадлежности к какому-либо общественному объединению. Факт принадлежности данного кандидата к соответствующему общественному объединению должен быть подтвержден письменной справкой, выданной уполномоченным органом общественного объединения на имя конкретной избирательной комиссии. Не допускается регистрация одного и того же лица кандидатом более чем в одном избирательном округе. 8. Соответствующая избирательная комиссия организует проверку достоверности подписей избирателей, собранных в поддержку кандидатов. К проверке могут привлекаться представители соответствующих органов, осуществляющих регистрацию избирателей, другие специалисты. Проверке могут подлежать либо все представленные подписи, либо часть этих подписей, составляющая не менее 20 процентов от необходимого для регистрации количества достоверных подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Подписные листы отбираются для выборочной проверки посредством их случайной выборки (жребия). Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидатов до представления подписей в избирательную комиссию, если это ими специально отмечено. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, учитывается только одна подпись. О каждом проведении проверки избирательная комиссия должна своевременно извещать всех представивших установленное количество подписей избирателей инициаторов выдвижения кандидата (кандидатов). При проведении проверки подписей, включая проведение выборки подписей (жребия) для проверки, вправе присутствовать все представившие установленное количество подписей кандидаты, уполномоченные представители кандидатов, инициативных групп избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов территориального общественного самоуправления. 9. Недостоверными считаются: подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе; подписи избирателей без указания каких-либо сведений, указанных в пункте 6 статьи 30 настоящего Закона, а также не содержащие личной подписи избирателя; все подписи, внесенные в подписной лист, не заверенный соответствующей избирательной комиссией; подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности; все подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом, что устанавливается экспертом или подтверждается письменным заявлением избирателя, от имени которого поставлена подпись; все подписи, за исключением учтенной, указанные в абзаце 4 пункта 8 настоящей статьи; подписи, признанные недействительными на основании абзаца 2 пункта 1 статьи 30 настоящего Закона; подписи избирателей, в которых данные об избирателях вписаны не от руки или карандашом; все подписи в подписном листе, который не заверен собственноручной подписью лица, собиравшего подписи, или не содержит о нем полных сведений и кандидата либо уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего кандидата. 10. Соответствующая избирательная комиссия уменьшает общее число собранных подписей на число подписей, которые она признала недостоверными. Если в результате количество подписей окажется меньше необходимого, избирательная комиссия отказывает кандидату в регистрации. При выявлении среди проверяемых подписей более 15 процентов от числа проверенных подписей недостоверных подписей соответствующая избирательная комиссия отказывает кандидату в регистрации. 11. В случае отказа зарегистрировать кандидата соответствующая избирательная комиссия обязана в течение суток выдать кандидату либо уполномоченному представителю инициативной группы избирателей, избирательного объединения, избирательного блока, органа территориального общественного самоуправления, кандидата копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями для отказа могут служить: - существенное нарушение установленного настоящим Законом порядка сбора подписей; - недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата; - превышение установленной настоящим Законом предельной доли недостоверных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи; - недостоверность сведений о кандидате, представленных в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 4 статьи 26 и пунктом 3 статьи 31 настоящего Закона, если недостоверность этих сведений носит существенный характер; - отсутствие у кандидата пассивного избирательного права в данном округе, обнаруженное после приема уведомления о его выдвижении; - нарушение порядка создания избирательного фонда и расходования его средств; - иные основания, предусмотренные Федеральным и настоящим Законами. В случае, если недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 4 статьи 26 и пунктом 3 статьи 31 настоящего Закона, установлена после регистрации кандидата и недостоверность этих сведений носит существенный характер, соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за 16 дней вправе принять решение об отмене регистрации соответствующего кандидата, а за 15-1 день до дня голосования обратиться в суд с представлением об отмене регистрации этого кандидата. 12. При выборах депутатов городской Думы, Мэра и Вице-мэра по заявлению кандидата его регистрация может производиться соответствующей избирательной комиссией без представления подписей избирателей после внесения кандидатом избирательного залога. Избирательный залог вносится на специальный счет, открытый городской избирательной комиссией в учреждении Сберегательного банка Российской Федерации города Москвы. При этом в соответствующую избирательную комиссию представляются предусмотренные настоящим Законом документы, необходимые для регистрации кандидата, за исключением подписей избирателей. Размер избирательного залога и порядок его внесения устанавливаются статьей 44 настоящего Закона. 13. Решение соответствующей избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации может быть обжаловано не позднее чем на третий день после вынесения решения избирательной комиссии в городскую избирательную комиссию или в суд. Жалоба должна быть рассмотрена в течение пяти дней. 14. Каждому зарегистрированному кандидату соответствующая избирательная комиссия выдает удостоверение о регистрации установленного городской избирательной комиссией образца с указанием ее даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение трех дней после регистрации передаются средствам массовой информации. Сообщения о снятии кандидатом своей кандидатуры, об отмене регистрации кандидата публикуются в том же порядке, что и сообщения о регистрации кандидатов. 15. Зарегистрированный кандидат вправе в любое время, но не позднее чем за три дня до дня выборов, снять свою кандидатуру. 16. Избирательное объединение, избирательный блок в любое время, но не позднее чем за три дня до дня выборов, вправе отозвать зарегистрированного кандидата в том же порядке, в котором производилось выдвижение кандидата. 17. Если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше числа мандатов либо равным ему, выборы по данному избирательному округу откладываются по решению соответствующей избирательной комиссии на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. Оставшийся в данном избирательном округе зарегистрированный кандидат сохраняет свои права и полномочия. 18. При наступлении указанных в пункте 17 настоящей статьи обстоятельств при выборах советника по одномандатному округу голосование может быть проведено по одной кандидатуре, при этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании. 19. При наступлении указанных в пункте 17 настоящей статьи обстоятельств в результате того, что кандидат (кандидаты) без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру либо его регистрация была отменена в соответствии с пунктом 6 статьи 35 и пунктом 7 статьи 40 или пунктом 11 статьи 42 настоящего Закона, все расходы, понесенные соответствующей избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, относятся на счет этих кандидатов в равных долях. 20. Если зарегистрированный кандидат на должность Вице-мэра до дня выборов снял свою кандидатуру или прекратил участие в выборах по вынуждающим обстоятельствам, кандидат на должность Мэра баллотируется без кандидата на должность Вице-мэра. Статья 32. Доверенные лица 1. Зарегистрированный кандидат в депутаты городской Думы может иметь до семи доверенных лиц, зарегистрированный кандидат на должность Мэра - до 100 доверенных лиц, зарегистрированный кандидат в советники - до трех доверенных лиц, которые осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидата. Доверенные лица регистрируются избирательной комиссией, осуществившей регистрацию кандидата, на основании письменного заявления кандидата и заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом. Доверенным лицам выдается соответствующее удостоверение. 2. Доверенным лицам по их личным заявлениям предоставляется отпуск без сохранения заработной платы на период со дня регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией до дня официального опубликования общих итогов выборов. Кандидат, назначивший доверенных лиц, вправе в любое время отозвать или заменить их, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные доверенным лицам удостоверения. 3. Полномочия доверенных лиц прекращаются вместе с утратой статуса назначившим их зарегистрированным кандидатом. Глава 7. Статус зарегистрированных кандидатов Статья 33. Равенство зарегистрированных кандидатов Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Законом. Статья 34. Гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов 1. Администрация предприятия, учреждения, организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел, в которых работает, служит зарегистрированный кандидат, со дня регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией до дня официального опубликования общих итогов выборов обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, службы в любой день и на любое время в течение этого срока. В этом случае соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, выплачивает зарегистрированному кандидату в депутаты городской Думы, на должность Мэра или Вице-мэра денежную компенсацию в размере заработной платы по основному месту работы, но не превышающую минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 10 раз, а зарегистрированному кандидату в советники - более чем в три раза. 2. Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом. 3. Зарегистрированный кандидат в депутаты городской Думы, на должность Мэра или Вице-мэра не может быть привлечен без согласия Прокурора Москвы, а зарегистрированный кандидат в советники - без согласия межрайонного прокурора к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. Давая согласие на привлечение к уголовной ответственности, арест соответствующий прокурор обязан незамедлительно известить об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата. 4. Зарегистрированный кандидат вправе назначать членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, доверенных лиц, наблюдателей в порядке, предусмотренном настоящим Законом. 5. Зарегистрированный кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, связанных со статусом зарегистрированного кандидата, с момента официального объявления соответствующей избирательной комиссией результатов выборов в средствах массовой информации. 6. В случае, если соответствующая избирательная комиссия назначит повторное голосование, зарегистрированные кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус со дня назначения избирательной комиссией повторного голосования. Если после назначения, но до проведения повторного голосования остается только один кандидат, место выбывшего кандидата занимает кандидат, получивший на общих выборах наибольшее число голосов избирателей после кандидатов, по которым первоначально было назначено повторное голосование. Этот кандидат вновь приобретает права и обязанности, связанные со статусом зарегистрированного кандидата. Статья 35. Обеспечение равного статуса зарегистрированных кандидатов 1. Зарегистрированные кандидаты, замещающие согласно федеральному закону об основах государственной службы Российской Федерации государственные должности категории "А", не вправе использовать преимущества своего должностного положения. 2. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей. Они представляют в избирательную комиссию заверенную копию соответствующего приказа (распоряжения) не позднее трех дней со дня регистрации и не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. 3. Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Законе понимается: - привлечение лиц, находящихся в подчинении или иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих для осуществления в служебное время деятельности, способствующей избранию; - использование помещений, занимаемых государственными органами и районными Управами, для осуществления деятельности, способствующей избранию, в случае, если иные зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях; - использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений и районных Управ, для проведения сбора подписей и предвыборной агитации; - бесплатное или на льготных условиях использование для осуществления деятельности, способствующей избранию, транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности (данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране); - преимущественный доступ по сравнению с другими кандидатами к средствам массовой информации в целях проведения предвыборной агитации. Соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать выполнению депутатами городской Думы, Мэром и Вице-мэром, советниками своих обязанностей перед избирателями. 4. Зарегистрированный кандидат, замещающий государственную должность категории "А", вправе вести предвыборную агитацию только в свободное от исполнения должностных обязанностей время (отпуск, выходные и праздничные дни, иные часы и дни отдыха). Данное правило не действует при использовании зарегистрированным кандидатом бесплатного эфирного времени на каналах городских телерадиокомпаний и кабельного телевидения. 5. Журналистам, другим творческим работникам, а также должностным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов. 6. Нарушение зарегистрированным кандидатом положений, установленных настоящей статьей, является основанием для отмены избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, решения о регистрации кандидата. 7. Окружные, территориальные, участковые избирательные комиссии не позднее чем за 15 дней до дня голосования размещают на стендах в помещениях избирательных комиссий, а также в местах для вывешивания агитационных печатных материалов, расположенных на территории избирательных участков, информацию о зарегистрированных кандидатах с указанием данных, перечисленных в пункте 4 статьи 26 настоящего Закона. Сведения о зарегистрированных кандидатах размещаются в той же последовательности, что и в избирательных бюллетенях. Указанная в абзаце 1 настоящего пункта информация может быть изложена в виде сводного информационного материала о зарегистрированных кандидатах (плаката, буклета и др.), который готовится городской, окружной или территориальной избирательной комиссией соответственно уровню выборов. В сводный информационный материал помимо сведений, указанных в абзаце 1 настоящего пункта, включаются иные сведения биографического характера, представляемые зарегистрированными кандидатами, а также по усмотрению избирательных комиссий и с согласия зарегистрированных кандидатов - фотографии кандидатов. Избирательная комиссия вправе потребовать от кандидата документального подтверждения представленных им сведений. Порядок подготовки сводных информационных материалов устанавливает городская избирательная комиссия. Сводный информационный материал размещается в местах, указанных в абзаце 1 настоящего пункта, в местах голосования, а также передается в средства массовой информации. Глава 8. Предвыборная агитация Статья 36. Право на предвыборную агитацию 1. Предвыборная агитация может осуществляться путем проведения массовых предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий), через средства массовой информации, путем выпуска и распространения агитационных печатных, аудиовизуальных и иных материалов, в иных не противоречащих законодательству формах. 2. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня выборов. При проведении повторного голосования предвыборная агитация возобновляется со дня официального опубликования решения о назначении повторного голосования и прекращается в ноль часов за сутки до дня повторного голосования. 3. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, государственные органы, районные Управы, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения. Государственные органы, районные Управы, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие вправе распространять среди населения информацию о времени, месте и порядке голосования. 4. При публикации результатов опроса общественного мнения, связанного с выборами, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности. В течение трех дней до дня выборов, а также в день выборов опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, не допускается. 5. В день выборов (в день проведения повторного голосования) и в предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий в установленном настоящим Законом порядке, могут сохраняться в день голосования на прежних местах. Статья 37. Общие условия доступа кандидатов к средствам массовой информации 1. Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. 2. Зарегистрированный кандидат вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом. Средства массовой информации, попадающие под действие пункта 3 настоящей статьи, в период избирательной кампании не имеют права публиковать агитационные материалы иначе как в порядке, определенном пунктами 3, 5 и 6 настоящей статьи. 3. Средства массовой информации (организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание (телерадиокомпании), редакции периодических печатных изданий), учредителями (соучредителями) которых являются Правительство Москвы, префекты, районные Управы либо которые финансируются полностью или частично, но не менее чем на 15 процентов своего бюджета за счет средств, выделяемых из городского бюджета, городских внебюджетных фондов, внебюджетных фондов финансовых ресурсов административных округов и районов, за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, обязаны обеспечить кандидатам, зарегистрированным в соответствующие выборные органы, равные возможности проведения предвыборной агитации. Список упомянутых в этой статье средств массовой информации, за исключением специализированных печатных изданий (детских, технических, научных и других), официально публикуется городской избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня выборов. 4. Средства массовой информации, не подпадающие под действие пункта 3 настоящей статьи, вправе на договорной основе предоставить эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам. Оплата зарегистрированными кандидатами эфирного времени и печатной площади (а равно предоставление эфирного времени на каналах телерадиокомпаний) должна осуществляться на равных условиях исключительно через избирательные фонды кандидатов, при этом оплата должна производиться в полном объеме до предоставления эфирного времени и печатной площади. Средства массовой информации, подпадающие под действие пункта 3 настоящей статьи, применительно к уровню выборов обязаны резервировать эфирное время и печатную площадь для проведения агитации зарегистрированными кандидатами по их требованию на условиях договора на платной основе и на равных основаниях. Сведения о размере оплаты должны быть опубликованы не позднее дня, в который начинается выдвижение кандидата. Общий объем резервируемого на эти цели эфирного времени и печатной площади не может быть меньше бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, выделяемых в соответствии с настоящей статьей. Оплата производится через избирательные фонды зарегистрированных кандидатов. При этом ставки оплаты для всех кандидатов должны быть одинаковы. Каждый кандидат вправе получить из общего объема зарезервированного эфирного времени и печатной площади время и площадь в пределах доли, полученной делением этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов. 5. Зарегистрированные кандидаты имеют равные права на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам телерадиокомпаний и кабельного телевидения, подпадающим под действие пункта 3 настоящей статьи, в порядке, определяемом городской избирательной комиссией. При этом общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого каждой телерадиокомпанией соответственно уровню выборов, должен быть при выборах депутатов городской Думы, Мэра и Вице-мэра, советников районного Собрания не менее 30 минут в рабочие дни, а в случае, если общее время вещания телерадиокомпании составляет менее двух часов, - не менее одной четверти общего объема времени вещания. Не менее одной трети от общего объема выделяемого бесплатного эфирного времени отводится зарегистрированным кандидатам для совместного проведения дискуссий, дебатов, круглых столов и иных аналогичных агитационных мероприятий. Указанное эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радиопрограммы собирают наибольшую аудиторию. В информационных блоках телерадиокомпаний не допускается отдавать предпочтение какому бы то ни было кандидату, зарегистрированному кандидату, в том числе по времени освещения их агитационной деятельности. Расходы телерадиокомпаний, связанные с предоставлением зарегистрированным кандидатам, избирательным комиссиям бесплатного эфирного времени, покрываются за счет текущего бюджетного финансирования телерадиокомпаний. Телерадиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию, выпускаются в эфир с параллельной видео- и аудиозаписью, которая хранится в соответствующих телерадиокомпаниях в течение двенадцати месяцев со дня выхода указанных программ в эфир и передается соответствующим избирательным комиссиям в случае подачи заявления (жалобы) на нарушения правил ведения предвыборной агитации. 6. Редакции периодических печатных изданий, подпадающие под действие пункта 3 настоящей статьи, за исключением изданий, учрежденных исключительно для публикации официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, должны выделять печатные площади для материалов, предоставляемых зарегистрированными кандидатами, избирательными комиссиями. Общий еженедельный минимальный объем печатной площади, которую каждая из указанных редакций периодических изданий бесплатно предоставляет для публикации материалов зарегистрированных кандидатов, должен составлять не менее 10 процентов общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания в период, указанный в пункте 2 статьи 36 настоящего Закона. Порядок публикации таких материалов определяет и опубликовывает городская избирательная комиссия не позднее дня, в который начинается выдвижение кандидатов. Положения абзаца 1 настоящего пункта не распространяются на редакции периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, входящими в избирательные блоки избирательными объединениями и не подпадающих под действие пункта 3 настоящей статьи. Для специализированных печатных изданий (детских, технических, научных и других) допускается отказ от публикации каких бы то ни было агитационных материалов при условии их полного неучастия в избирательной кампании. Во всех материалах, помещаемых в периодических печатных изданиях и оплачиваемых из средств избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата, должна помещаться информация о том, из избирательного фонда какого кандидата, зарегистрированного кандидата произведена оплата соответствующей публикации. Если публикация материалов была произведена бесплатно, в соответствии с нормами настоящей статьи, этот факт должен быть отмечен в публикации, а также дано указание на то, какому зарегистрированному кандидату была предоставлена возможность размещения соответствующей публикации. Статья 38. Условия проведения предвыборных собраний, встреч с избирателями, массовых мероприятий 1. По заявке избирательных комиссий помещения, пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности государственных предприятий, учреждений и организаций, безвозмездно предоставляются в пользование на установленное избирательной комиссией время для встреч зарегистрированных кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. В случае, если указанное помещение было предоставлено для проведения массовых мероприятий одному из кандидатов, собственник помещения не вправе отказать другому кандидату. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для зарегистрированных кандидатов при проведении массовых мероприятий. 2. При проведении встреч кандидатов с избирателями-военнослужащими за пределами воинской части всем кандидатам обеспечиваются равные условия. 3. Заявки избирательных комиссий о выделении помещений для проведения встреч кандидатов, их доверенных лиц с избирателями рассматриваются префектами административных округов, главами Управ не позднее трех дней со дня их подачи. 4. Заявки организаторов митингов, демонстраций и шествий рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами города Москвы. 5. Органы исполнительной власти города Москвы, районные Управы обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам в организации собраний и встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий. Запрещается предоставление для этих целей зданий и сооружений, включенных в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и города Москвы. Статья 39. Условия распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов 1. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки вправе выпускать плакаты, листовки, буклеты, другие печатные, а также аудиовизуальные (аудио- и видеокассеты, кинофотоматериалы, дискеты, компакт-диски и др.) и иные агитационные материалы, включая изображения и тексты на товарах народного потребления, значки, флаги и т.д. Все агитационные материалы должны содержать наименования и адреса организаций (фамилии, имена, отчества и место жительства лиц), изготовивших указанные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей изготовление данных материалов, а также информацию об их тираже и о дате их выпуска. 2. Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии до начала их распространения должны представляться в избирательную комиссию, зарегистрировавшую соответствующего кандидата. Одновременно должны быть представлены также сведения о местонахождении (адресе места жительства) организаций (лиц), изготовивших и заказавших эти материалы. Изготовление и распространение агитационных печатных материалов без согласия в письменной форме соответствующих зарегистрированных кандидатов не допускается. Размещение и распространение агитационных материалов на товарах народного потребления, если это касается кандидатов и (или) организаций, связанных с выборами и (или) участвующих в выборах, производится только с письменного согласия этих лиц (организаций). Информация о таких агитационных материалах (стоимость размещения агитации на товарах, количество товаров, способ распространения) в обязательном порядке передается в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, до начала продажи (сбыта) товаров. Стоимость размещения агитации на товарах возмещается из избирательного фонда кандидата. 3. Агитационные печатные материалы могут вывешиваться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия собственников или владельцев указанных объектов. Запрещается вывешивание указанных материалов на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях избирательных комиссий, у входа в них и в помещениях для голосования. Органы исполнительной власти вправе принять меры по снятию агитационных печатных материалов, вывешенных с нарушением установленного настоящим Законом порядка. Главы Управ до начала агитационной кампании сообщают избирательным комиссиям о том, на каких зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия собственников указанных объектов разрешено вывешивать на равных для всех кандидатов условиях предвыборные агитационные материалы. На указанных объектах, а также объектах, находящихся в собственности города, в том числе транспортных средствах, агитационные материалы могут размещаться только на условиях, обеспечивающих равные права для всех кандидатов. 4. Не позднее чем за 30 дней до дня выборов главы Управ по предложениям территориальных избирательных комиссий обязаны выделить на территории каждого избирательного участка специальные места для вывешивания агитационных печатных материалов. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями, и их должно быть не менее одного в пределах территории каждого избирательного участка. Зарегистрированным кандидатам должны быть обеспечены равные условия для вывешивания агитационных печатных материалов в указанных местах. 5. Распространение агитационных материалов с нарушением требований, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, запрещается. Избирательная комиссия, поставленная в известность о распространении подложных агитационных материалов либо агитационных материалов, не отвечающих требованиям, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, принимает меры по пресечению этой деятельности и обращается в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и об изъятии незаконных агитационных материалов. Статья 40. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации 1. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного настоящим Законом порядка проведения предвыборной агитации. 2. При проведении агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации: агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные федеральными законами. 3. Кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, а также иным организациям и лицам, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей, агитационную работу), производить вознаграждение избирателей, осуществляющих указанную работу, в зависимости от итогов голосования, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары (за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании), а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. 4. Кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки и иные лица и организации не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг (в том числе - по итогам голосования) и других материальных благ, а также предоставления услуг иначе чем на основе принимаемых в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы и иными правовыми нормативными актами решений органов власти города Москвы. 5. Кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их уполномоченные и доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки, органы территориального общественного самоуправления, группы избирателей, выдвинувшие кандидатов, а также организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, а равно иные физические и юридические лица, действующие по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, в ходе избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Им запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг избирателям и организациям, расположенным на территории избирательного округа, а физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, зарегистрированных кандидатов. Реклама коммерческой и иной деятельности указанных лиц и организаций в ходе избирательной кампании осуществляется на основаниях, предусмотренных статьей 37 настоящего Закона. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается. 6. Средства массовой информации, указанные в пункте 3 статьи 37 настоящего Закона, не вправе допускать публикации, способные нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированных кандидатов, если эти средства массовой информации не могут предоставить зарегистрированному кандидату возможность опубликовать опровержение или иные разъяснения в защиту его репутации до окончания срока предвыборной агитации. Непредоставление зарегистрированному кандидату возможности опубликовать до окончания срока предвыборной агитации опровержение или иные разъяснения в защиту его репутации в средствах массовой информации, которые опубликовали информацию, способную нанести ущерб репутации кандидата, может являться основанием для привлечения соответствующих телерадиокомпаний, редакций периодических печатных изданий и их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации. 7. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком пункта 2 настоящей статьи избирательная комиссия обязана, а иные органы, организации и граждане, указанные в пункте 2 статьи 62 настоящего Закона, вправе обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком установленных статьями 36 - 40 настоящего Закона иных правил проведения предвыборной агитации соответствующая избирательная комиссия своим решением выносит предупреждение зарегистрированному кандидату либо обращается в правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности. Избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, при наличии данных обстоятельств вправе отменить решение о регистрации кандидата. Соответствующее решение избирательной комиссии передается в средства массовой информации. В случае нарушения телерадиокомпанией, редакцией периодического печатного издания установленных настоящим Законом правил проведения агитации соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, исполнительные органы государственной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении телерадиокомпании, редакции периодического печатного издания к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации. 8. В соответствии с Федеральным законом правоохранительные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и о принятых мерах. Глава 9. Финансирование выборов Статья 41. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов 1. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов в органы власти в городе Москве, а также по обеспечению деятельности этих избирательных комиссий производятся за счет средств, выделяемых из городского бюджета. Эти средства предусматриваются отдельной строкой в городском бюджете. 2. Средства, выделяемые на проведение выборов, поступают в распоряжение городской избирательной комиссии и распределяются ею между избирательными комиссиями. 3. В случае несвоевременного перечисления средств городской избирательной комиссии расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов оплачиваются за счет кредитов банков, которые предоставляются городской избирательной комиссии на конкурсной основе. При этом допустимый объем средств не может превышать сумму, содержащуюся в отчете городской избирательной комиссии о расходовании средств при подготовке и проведении аналогичных предыдущих выборов, с учетом изменения установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Правительство Москвы обязано в 10-дневный срок со дня обращения городской избирательной комиссии дать ей гарантию исполнения обязательства возврата кредитных средств, включая начисляемые на них проценты. Возврат полученных кредитных средств и уплата процентов, начисляемых за пользование ими, осуществляется из бюджета города Москвы. Денежные средства на погашение данного долгового обязательства утверждаются Законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год целевым назначением. 4. В случае назначения выборов в связи с досрочным прекращением полномочий органа власти объем средств, выделенных из городского бюджета на их подготовку и проведение, не может быть менее суммы, содержащейся в финансовом отчете городской избирательной комиссии о расходовании бюджетных средств при подготовке и проведении предыдущих аналогичных выборов, с учетом изменения минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день назначения выборов. 5. Председатели избирательных комиссий распоряжаются денежными средствами и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросам и представление финансовых отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены настоящим Законом. 6. Участковые избирательные комиссии представляют отчеты о расходовании выделенных им денежных средств в территориальные избирательные комиссии не позднее трех дней после выборов. Окружные (при выборах депутатов городской Думы) и территориальные избирательные комиссии представляют отчеты о расходовании выделенных им средств в городскую избирательную комиссию не позднее 20 дней со дня официального опубликования результатов выборов. Финансовый отчет городской избирательной комиссии о расходовании бюджетных средств на выборы представляется в городскую Думу и Правительство Москвы не позднее двух месяцев после официального опубликования результатов выборов. Указанный отчет передается городской избирательной комиссией в средства массовой информации не позднее одного месяца со дня его представления в городскую Думу и Правительство Москвы. 7. При проведении выборов в органы власти в городе Москве порядок открытия и ведения счетов, учета и отчетности и перечисления денежных средств, выделенных избирательным комиссиям, устанавливается городской избирательной комиссией по согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по городу Москве. Плата за услуги банка по открытию счетов избирательных комиссий и проведению операций по счетам не взимается. За пользование денежными средствами, находящимися на указанных счетах, проценты банком не уплачиваются. Статья 42. Избирательные фонды и порядок их создания 1. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании не позднее пяти дней после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении и начале сбора подписей избирателей. Зарегистрированные кандидаты продолжают ведение открытых счетов собственных избирательных фондов для финансирования предвыборной агитации. 2. Избирательные фонды кандидатов могут создаваться за счет следующих средств: - собственных средств кандидата, предельный размер которых не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 1000 раз при выборах депутатов городской Думы, Мэра и Вице-мэра и более чем в 100 раз при выборах советников; - средств, выделенных кандидату выдвинувшей его инициативной группой избирателей, избирательным объединением, избирательным блоком, органом территориального общественного самоуправления, предельный размер которых не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 1000 раз при выборах депутатов городской Думы, более чем в 1500 раз при выборах Мэра и Вице-мэра, более чем в 200 раз при выборах советников; - добровольных пожертвований граждан и юридических лиц; - средств, выделенных соответствующей избирательной комиссией кандидату после его регистрации. 3. Предельный размер пожертвования граждан в избирательный фонд кандидата, зарегистрированного кандидата не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 20 раз при выборах депутатов городской Думы, Мэра и Вице-мэра, более чем в пять раз при выборах советников. Предельный размер пожертвования юридического лица в избирательный фонд кандидата, зарегистрированного кандидата не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 500 раз при выборах депутатов городской Думы, более чем в 2000 раз при выборах Мэра и Вице-мэра и более чем в 50 раз при выборах советников. 4. Предельная сумма расходов кандидата, зарегистрированного кандидата за счет средств избирательного фонда не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 5000 раз при выборах депутатов городской Думы, более чем в 20000 раз при выборах Мэра и Вице-мэра, более чем в 300 раз при выборах советника по одномандатному избирательному округу или более чем в 500 раз при выборах советника по многомандатному избирательному округу. 5. Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов: - иностранным государствам и иностранным юридическим лицам; - иностранным гражданам, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 статьи 4 настоящего Закона; - лицам без гражданства; - международным организациям и международным общественным движениям; - российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов; - гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет; - органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям и организациям; - юридическим лицам, имеющим государственную или муниципальную долю в уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов; - воинским частям, военным учреждениям и организациям; - правоохранительным органам; - благотворительным организациям и религиозным объединениям и учрежденным ими организациям; - анонимным жертвователям (для гражданина - без указания любого из следующих сведений: фамилии, имени, отчества, адреса места жительства и даты рождения; для юридического лица - без указания любого из следующих сведений: идентификационного номера -налогоплательщика, названия, даты регистрации, банковских реквизитов, отметки об отсутствии государственной или муниципальной доли в уставном (складочном) капитале либо о наличии такой доли с указанием ее размера, об отсутствии иностранного участия в уставном (складочном) капитале либо о наличии такого участия с указанием доли этого участия); - юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования. 6. Все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый в банке. Данный счет открывается кандидатом по предъявлению справки, выданной соответствующей избирательной комиссией по установленной городской избирательной комиссией форме. 7. Порядок открытия и ведения, а также закрытия указанных счетов, учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливается городской избирательной комиссией по согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по городу Москве. 8. Средства избирательных фондов имеют целевое назначение и предназначены только для покрытия расходов, связанных с проведением избирательной кампании. Эти средства могут использоваться на: - финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей; - предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера; - оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) юридическими лицами или гражданами Российской Федерации, а также иных расходов, непосредственно связанных с проведением избирательной кампании, в том числе оплату аренды помещений, оборудования, транспортных расходов, услуг связи, приобретения канцелярских товаров; - внесение избирательного залога. 9. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую (материальную) поддержку деятельности, способствующей избранию кандидата, только через соответствующие избирательные фонды. Запрещается выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами, без согласия в письменной форме кандидата, зарегистрированного кандидата, лиц, им уполномоченных, на выполнение указанных работ и их оплату из соответствующего избирательного фонда. Запрещается бесплатное выполнение или выполнение по необоснованно заниженным расценкам юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями работ, оказание услуг, реализация товаров, прямо или косвенно связанных с выборами. Допускается добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов без привлечения третьих лиц. 10. Кандидатам, зарегистрированным кандидатам запрещается использовать иные денежные средства для оплаты работ по сбору подписей избирателей, ведения предвыборной агитации, осуществления других предвыборных мероприятий, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды. 11. Если кандидат, зарегистрированный кандидат при сборе подписей или в период проведения предвыборной агитации, иных предвыборных мероприятий помимо средств собственного избирательного фонда использовал иные денежные средства, соответствующая избирательная комиссия вправе отменить решение о регистрации кандидата. В случае, если указанные нарушения обнаружены после опубликования результатов выборов, избирательная комиссия вправе обратиться в суд с представлением о признании избрания кандидата недействительным. 12. Избирательные комиссии осуществляют контроль за порядком формирования и расходования средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов. 13. Банк - держатель счета избирательного фонда зарегистрированного кандидата по требованию соответствующей избирательной комиссии обязан периодически предоставлять в избирательную комиссию информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся на счете данного кандидата, зарегистрированного кандидата. 14. Соответствующая избирательная комиссии до дня голосования периодически направляет в средства массовой информации для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов. Средства массовой информации, указанные в пункте 3 статьи 37 настоящего Закона, обязаны за счет средств их текущего финансирования публиковать указанные сведения, передаваемые им избирательными комиссиями для опубликования, в течение трех дней с момента получения. 15. Порядок налогообложения средств избирательных фондов, добровольных пожертвований и перечислений в указанные фонды, а также расходов из средств указанных фондов устанавливается федеральными законами. Статья 43. Порядок расходования и учета средств избирательных фондов 1. Право распоряжаться средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам, зарегистрированным кандидатам. Кандидат может предоставить право открытия специального избирательного счета и распоряжения средствами его избирательного фонда другому лицу на основании нотариально оформленной доверенности, а также письменного уведомления об этом соответствующей избирательной комиссии. 2. Кандидат, зарегистрированный кандидат представляет финансовый отчет о поступлении и расходовании средств своего избирательного фонда, а также обо всех источниках создания своего избирательного фонда и всех произведенных из него затратах в соответствующие избирательные комиссии со следующей периодичностью: первый отчет - одновременно со сдачей подписных листов; второй отчет - за 15 дней до дня выборов; итоговый отчет - не позднее чем через 30 дней после официального опубликования результатов выборов. К итоговому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств избирательного фонда. Копии указанных отчетов передаются избирательными комиссиями средствам массовой информации для опубликования не позднее трех дней со дня их поступления. 3. Остатки неизрасходованных денежных средств, находящихся на специальном счете, кандидат, зарегистрированный кандидат обязаны перечислить пропорционально вложенным средствам на счета организаций и лицам, осуществившим пожертвования либо перечисления. По истечении 30 дней со дня голосования банк в бесспорном порядке перечисляет по письменному указанию избирательной комиссии долю средств, причитающуюся соответствующей избирательной комиссии, на ее счет. Другие денежные средства, оставшиеся на специальном счете кандидата, зарегистрированного кандидата, по истечении 60 дней со дня голосования по письменному указанию избирательной комиссии банк перечисляет в доход городского бюджета. Статья 44. Избирательный залог 1. Городская избирательная комиссия при выборах депутатов городской Думы, Мэра и Вице-мэра не позднее чем в 10-дневный срок со дня официального опубликования решения о назначении выборов открывает в учреждении Сбербанка Российской Федерации города Москвы специальный счет для внесения кандидатами избирательного залога и сообщает его реквизиты окружным избирательным комиссиям по выборам депутатов городской Думы сразу же после их образования. 2. Городская избирательная комиссия при выборах Мэра и Вице-мэра, окружная избирательная комиссия при выборах депутатов городской Думы при предъявлении письменного заявления кандидата о намерении внести избирательный залог по соответствующему избирательному округу сообщает ему реквизиты специального избирательного счета для внесения избирательного залога. При представлении на регистрацию документов, предусмотренных настоящим Законом (кроме подписей избирателей), кандидат одновременно представляет копию платежного документа о внесении избирательного залога. Городская избирательная комиссия осуществляет контроль за поступлением залоговых сумм на специальный избирательный счет. Избирательный залог вносится в форме безналичного платежа со счета избирательного фонда кандидата. При внесении избирательного залога кандидат указывает назначение платежа, реквизиты счета своего избирательного фонда, а также фамилию, имя, отчество, номер избирательного округа. 3. Избирательный залог для кандидата на должность Мэра составляет 10 процентов, для кандидата в депутаты городской Думы - 15 процентов от предельной суммы расходов кандидата за счет средств избирательного фонда, установленной пунктом 4 статьи 42 настоящего Закона. Сумму избирательного залога определяет городская избирательная комиссия. 4. Если зарегистрированный кандидат набрал по результатам голосования пять и более процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по соответствующему избирательному округу, избирательный залог, внесенный кандидатом, возвращается не позднее 20 дней после официального опубликования общих итогов выборов городской избирательной комиссией в избирательный фонд кандидата. Если зарегистрированный кандидат не был избран и набрал по результатам голосования менее пяти процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании в соответствующем избирательном округе, избирательный залог перечисляется избирательной комиссией в доход городского бюджета не позднее 30 дней со дня официального опубликования общих результатов выборов. Плата за услуги банка по открытию специального избирательного счета и проведению операций по счету не взимается, за пользование денежными средствами, находящимися на счете, банк не уплачивает проценты. 5. Порядок открытия специального избирательного счета и внесения избирательного залога на основании настоящей статьи определяет городская избирательная комиссия. Глава 10. Голосование и определение результатов выборов Статья 45. Помещение для голосования 1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой Управы, который вправе использовать для этих целей любые приспособленные помещения, находящиеся в муниципальной или государственной собственности. Помещение для голосования определяется не позднее чем за 30 дней до дня голосования и предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии не позднее чем за три дня до дня голосования. 2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением графитовых карандашей. В зале должны быть установлены также ящики для голосования, количество которых определяет участковая избирательная комиссия. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, кабины и избирательные ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. 3. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором размещает информационные материалы обо всех баллотирующихся по данному избирательному округу кандидатах. В случае наличия у зарегистрированного кандидата неснятой или непогашенной судимости в информационных материалах должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В случае наличия у зарегистрированного кандидата гражданства иностранного государства в информационных материалах должно указываться наименование соответствующего иностранного государства. В указанных материалах не должны содержаться агитационные призывы. На стенде помещаются также образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе. 4. В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. Статья 46. Избирательный бюллетень 1. Избирательные бюллетени изготовляются исключительно по решению и под контролем городской избирательной комиссии - при выборах Мэра и Вице-мэра, окружной избирательной комиссии по выборам депутата городской Думы - при выборах депутатов городской Думы, территориальной избирательной комиссии - при выборах советников и являются документами строгой отчетности. Число избирательных бюллетеней, изготовленных в порядке, установленном настоящим Законом, не должно превышать более чем на три процента число зарегистрированных избирателей. 2. Форму избирательного бюллетеня, порядок изготовления избирательных бюллетеней, требования, предъявляемые к изготовлению избирательных бюллетеней, определяет городская избирательная комиссия не позднее чем за 35 дней до дня голосования. Текст избирательного бюллетеня и число изготавливаемых избирательных бюллетеней утверждает соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за 25 дней до дня голосования. 3. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилию, имя, отчество, год рождения, место жительства (город, район), наименование занимаемой кандидатом выборной должности в органе государственной власти или в районной Управе (при ее наличии), основное место работы или службы (в случае его отсутствия - род занятий) каждого зарегистрированного кандидата, наименование занимаемой им должности, информацию о том, кем выдвинут данный кандидат. Эти данные вносятся на основании документов, представленных зарегистрированным кандидатом, и согласовываются с ним. Принадлежность кандидата к зарегистрированному в установленном порядке не позднее чем за год до дня голосования общественному объединению и его статус в нем указываются в избирательном бюллетене по желанию самого кандидата. В случае, если кандидатом был зарегистрирован псевдоним, этот псевдоним также указывается в избирательном бюллетене. В случае наличия у зарегистрированного кандидата неснятой или непогашенной судимости в избирательном бюллетене указываются номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В случае наличия у зарегистрированного кандидата гражданства иностранного государства в избирательном бюллетене должно указываться наименование соответствующего иностранного государства. Справа от сведений о каждом зарегистрированном кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснения о порядке его заполнения. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне листа. 4. Заказ типографиям на изготовление избирательных бюллетеней делает при выборах депутатов городской Думы, Мэра и Вице-мэра городская избирательная комиссия, при выборах советников - городская избирательная комиссия или соответствующая территориальная избирательная комиссия. После передачи избирательных бюллетеней по акту избирательным комиссиям, сделавшим заказ, и в количестве, соответствующем заказу, работники типографии в присутствии членов избирательной комиссии, доверенных лиц кандидатов уничтожают отбракованные и изготовленные сверх заказанного количества избирательные бюллетени, о чем составляется акт в двух экземплярах, который подписывается всеми присутствующими лицами. 5. Избирательная комиссия, получившая избирательные бюллетени, передает их по акту нижестоящим избирательным комиссиям. Ответственность за правильность передачи-приемки избирательных бюллетеней несут председатели избирательных комиссий, осуществляющих передачу и получение избирательных бюллетеней. 6. Передача избирательных бюллетеней в территориальные избирательные комиссии осуществляется не позднее чем за 20 дней до дня |