избирательные комиссии осуществляется не позднее чем за 20 дней до дня выборов, а в участковые избирательные комиссии - не позднее чем за четыре дня до дня выборов. 7. Число избирательных бюллетеней, передаваемых по акту участковой избирательной комиссии, определяется территориальной избирательной комиссией. Данное число не может превышать число избирателей, включенных в списки избирателей по избирательному участку на день передачи бюллетеней, более чем на 0,5 процента. 8. На лицевой стороне избирательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Не заверенные участковой избирательной комиссией избирательные бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются. 9. В случае выбытия отдельных кандидатов после изготовления избирательных бюллетеней участковые избирательные комиссии по указанию избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидатов, вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о соответствующих кандидатах. 10. Избирательные бюллетени, оставшиеся в территориальных избирательных комиссиях на момент окончания голосования, подсчитываются и погашаются соответствующей избирательной комиссией непосредственно сразу после окончания голосования. Соответствующая избирательная комиссия составляет протокол о количестве погашенных бюллетеней, упаковывает и опечатывает их. Статья 47. Время и порядок голосования 1. Голосование на выборах в органы власти в городе Москве проводится в день выборов с 8 до 20 часов. При совмещении выборов, проводимых в соответствии с настоящим Законом, с выборами в федеральные органы государственной власти время голосования устанавливается Федеральным законом. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии оповещают избирателей через средства массовой информации или иным способом не позднее чем за 20 дней до его проведения, а при проведении досрочного и повторного голосования - не позднее чем за пять дней до дня голосования. 2. Избирателю, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении территориальной (за 15-4 дня до дня голосования) или участковой (не ранее чем за три дня до дня голосования) избирательной комиссии. Избиратель, голосующий досрочно, подает в соответствующую избирательную комиссию заявление, в котором указывает причину досрочного голосования. Данное заявление приобщается к списку досрочно проголосовавших избирателей. Избирательная комиссия обязана обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования и определении результатов выборов. Если избиратель голосует досрочно в помещении территориальной избирательной комиссии, то на лицевой стороне выдаваемого ему избирательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов соответствующей территориальной избирательной комиссии, которые заверяются печатью территориальной избирательной комиссии. Заполненный избирательный бюллетень избиратель, проголосовавший досрочно, вкладывает в конверт, который заклеивает. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов территориальной избирательной комиссии, которые заверяются печатью избирательной комиссии, а также подписью избирателя, проголосовавшего досрочно. Территориальная избирательная комиссия составляет списки досрочно проголосовавших избирателей по каждому избирательному участку и передает списки, а также конверты с бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей в соответствующие участковые избирательные комиссии одновременно с передачей избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия продолжает составление поступившего из территориальной избирательной комиссии списка избирателей, проголосовавших досрочно. Досрочное голосование в помещении избирательного участка осуществляется в аналогичном порядке. 3. В день выборов в час, назначенный для начала голосования, председатель участковой избирательной комиссии объявляет помещение для голосования открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям, а также иным лицам, указанным в пункте 2 статьи 22 настоящего Закона, пустые стационарные и переносные избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются (опломбируются). 4. Затем председатель участковой избирательной комиссии сообщает о количестве избирателей, проголосовавших досрочно, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты и список досрочно проголосовавших избирателей. При этом проверяются неповрежденность каждого конверта, наличие на нем заверительных подписей и печати, а также соответствие количества конвертов числу соответствующих отметок в списке избирателей. После этого председатель участковой избирательной комиссии вскрывает поочередно каждый конверт и, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает избирательные бюллетени в стационарный ящик для голосования. В случае, если из конверта извлечено более одного избирательного бюллетеня, все извлеченные из конверта избирательные бюллетени погашаются, о чем составляется специальный акт. В случае, если число проголосовавших в помещениях территориальной и участковой избирательных комиссий будет составлять более одного процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее 10 избирателей), на оборотной стороне избирательных бюллетеней, извлеченных из конвертов, проставляется печать участковой избирательной комиссии. Число избирателей, проголосовавших досрочно (отдельно - в территориальной избирательной комиссии), перед началом голосования вносится в строки 3 и 4 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, а в списке избирателей - против соответствующих фамилий избирателей делается отметка "Проголосовал досрочно". После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию. 5. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или заменяющего его документа (военный билет для лиц, которые проходят военную службу по призыву, удостоверение офицера, справка установленной формы, выдаваемая органами внутренних дел) членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего паспорт документа могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, доверенным лицом кандидата, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, наблюдателем. Лицо, оказавшее помощь избирателю, расписывается в списке избирателей в графе "Подпись избирателя о получении избирательных бюллетеней". При этом указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь избирателю. При совмещении выборов разных уровней в случае отказа избирателя взять какой-либо бюллетень в списке избирателей делается соответствующая отметка. 6. Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, где не допускается присутствие других лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, доверенным лицом кандидата, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, наблюдателем. В таком случае избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения избирательного бюллетеня. При этом в соответствующей графе списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь избирателю. 7. В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате справа от фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки "Против всех кандидатов". При выборах советников по многомандатному избирательному округу голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в нескольких квадратах, относящихся к нескольким кандидатам, в пользу которых сделан выбор, либо к позиции "Против всех кандидатов". Количество кандидатов, за которых может проголосовать избиратель, не должно превышать число мандатов по избирательному округу. 8. В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт. 9. Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в опечатанный (опломбированный) ящик для голосования. 10. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой избирательной комиссии его заменяет заместитель председателя, а при его отсутствии - секретарь или иной член участковой избирательной комиссии, уполномоченный председателем комиссии. 11. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель или иные лица немедленно удаляются из помещения для голосования, если они совершили или пытались совершить действия, воспрепятствующие работе избирательной комиссии либо осуществлению гражданином своих избирательных прав, а также нарушающие тайну голосования. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении отстраненного члена участковой избирательной комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами. 12. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям и избирательным блокам, выдвинувшим кандидатов, их уполномоченным и доверенным лицам, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать любые действия, направленные на обеспечение доставки избирателей для участия в голосовании. Статья 48. Порядок голосования избирателей вне помещения для голосования 1. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке, но не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности и другим причинам) прибыть в помещение для голосования. 2. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Заявление (обращение) может быть сделано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее чем за 4 часа до истечения времени голосования в день выборов. Участковая избирательная комиссия регистрирует все поступившие заявления (обращения) в специальном реестре. При регистрации устного обращения в реестре указывается время его поступления и проставляется подпись члена комиссии, принявшего телефонограмму либо сообщение лица, передавшего обращение. По прибытии членов комиссии к избирателю обращение подтверждается письменным заявлением избирателя. В заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должны быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования, а также внесены те же данные об избирателе, которые содержатся в списке избирателей. 3. Участковая избирательная комиссия должна располагать необходимым количеством, но не более трех переносных ящиков для голосования, которое определяется решением территориальной избирательной комиссии. 4. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям (обращениям), получают под роспись избирательные бюллетени. Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы, заверенную выписку из реестра, указанного в пункте 2 настоящей статьи, содержащую необходимые данные об избирателе и о поступившем заявлении (обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, поступившее письменное заявление избирателя о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности для заполнения избирателем избирательного бюллетеня. 5. Голосование вне помещения для голосования осуществляется с соблюдением требований статьи 47 настоящего Закона. На письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель проставляет серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа и своей подписью удостоверяет получение избирательного бюллетеня. Члены комиссии своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи избирательного бюллетеня. В заявлении также делаются отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного. 6. Члены участковой избирательной комиссии, выехавшие по заявлениям (обращениям) избирателей, вправе выдать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления (обращения) которых зарегистрированы в реестре в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. Серия и номер паспорта или заменяющего его документа избирателя, проголосовавшего вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выезжавшими по заявлениям (обращениям) избирателей. Одновременно в соответствующей графе списка избирателей делается особая отметка "Голосовал вне помещения для голосования". 7. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая избирательная комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой избирательной комиссии возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав, а равно искажения волеизъявления избирателя. 8. В случае, если избиратель, от которого поступило заявление (обращение) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение участковой избирательной комиссии для голосования после направления к нему членов комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования, соответствующий член участковой избирательной комиссии не вправе выдать ему в помещении комиссии избирательные бюллетени до возвращения членов комиссии, выезжавших по заявлению (обращению) данного избирателя, и установления того факта, что голосование указанным избирателем вне помещения для голосования не производилось. 9. Число письменных заявлений избирателей, а также число выданных, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте, в котором также указываются сведения о членах участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования. Статья 49. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования 1. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования на избирательном участке. Протокол избирательной комиссии должен быть составлен на одном листе. Если протокол составлен более чем на одном листе, то каждый его лист должен быть подписан всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. 2. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования должен содержать: а) номер экземпляра; б) наименование проводимых выборов, дату голосования, наименование и номер избирательного округа; в) слово "Протокол"; г) наименование участковой избирательной комиссии с указанием номера избирательного участка и номера избирательного округа; д) строки протокола в следующей последовательности: строка 1: число избирателей, внесенных в список избирателей на время окончания голосования; строка 2: число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; строка 3: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, в том числе, отдельной строкой 4: - в помещении территориальной избирательной комиссии; строка 5: число погашенных избирательных бюллетеней; строка 6: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования; строка 7: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования; строка 8: число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования; строка 9: число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования; строка 10: число действительных избирательных бюллетеней; строка 11: число недействительных избирательных бюллетеней, в том числе отдельно; строка 12: число избирательных бюллетеней, признанных недействительными на основании пункта 10 статьи 50 настоящего Закона; строка 13: число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций; строка 14 и последующие строки: число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата, число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов; е) перечень жалоб (заявлений), актов и иных документов, прилагаемых к протоколу; ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов избирательной комиссии и их подписи; з) дата и время подписания протокола; и) печать участковой избирательной комиссии. 3. Числа, указанные в пункте 2 "д" настоящей статьи, заносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью. 4. Единую форму протокола на основании данной статьи утверждает городская избирательная комиссия. Статья 50. Порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией 1. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится членами избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей и лиц, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Закона, без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели. 2. После окончания времени голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчитывают, погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных на бюллетене справа от сведений о зарегистрированных кандидатах и от строки "Против всех кандидатов"), затем оглашают и заносят число неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования, в строку 5 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, находящуюся в помещении для голосования. 3. Перед подсчетом голосов избирателей члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице: а) число избирателей, внесенных в список; б) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей); в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей); г) число досрочно проголосовавших избирателей. 4. После внесения указанных в пункте 3 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей подписывается членом избирательной комиссии, который проставляет эти данные, затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой избирательной комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. В последний лист списка избирателей председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии вносит итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, заверяет их подписью и печатью участковой избирательной комиссии. После этого со списком избирателей вправе ознакомиться лица, указанные в пункте 2 статьи 22 настоящего Закона. 5. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и заносит в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму: - число избирателей, внесенных в список избирателей; - число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией от территориальной избирательной комиссии (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших в помещении территориальной избирательной комиссии, в указанное число не входят). 6. Затем в строки 6 и 7 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму заносятся следующие данные: - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей); - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей). 7. После этого председателем или секретарем избирательной комиссии обеспечивается хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов. Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с пунктом 19 настоящей статьи. 8. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах в помещении для голосования, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Председателю (заместителю председателя) и секретарю избирательной комиссии разрешается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, другим членам избирательной комиссии - графитовыми карандашами. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии для всех присутствующих при подсчете. 9. При непосредственном подсчете голосов участковая избирательная комиссия отделяет избирательные бюллетени неустановленной формы. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются. 10. В первую очередь производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и заносится в строку 8 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму. В случае обнаружения в переносном ящике большего числа бюллетеней установленной формы, чем число заявлений избирателей, содержащих отметку о количестве полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием этого ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней вносится в строку 12 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму. 11. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них. 12. Члены участковой избирательной комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по видам голосования, если одновременно проводились выборы в два и более органа власти, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, а также по голосам, поданным против всех кандидатов, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. Бюллетенями неустановленной формы являются бюллетени, изготовленные не по установленной городской избирательной комиссией форме, имеющие иной по сравнению с утвержденным окружной или территориальной избирательной комиссией текст, а также бюллетени, не заверенные подписью членов избирательной комиссии и печатью. Члены участковой избирательной комиссии оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается. Содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя оглашаются при непосредственном подсчете голосов. При выборах по многомандатному избирательному округу сортировка избирательных бюллетеней по кандидатам не производится. 13. Затем производится подсчет голосов избирателей по бюллетеням установленной формы. Не менее чем два члена избирательной комиссии подсчитывают избирательные бюллетени отдельно по каждому кандидату, позиции "Против всех кандидатов". Полученные данные заносятся в строку 14 и последующие строки протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму. При выборах по многомандатному избирательному округу подсчет голосов по каждому бюллетеню ведут не менее чем два члена избирательной комиссии. 14. В случае, если число досрочно проголосовавших в помещениях территориальной и участковой избирательной комиссии будет составлять более одного процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее 10 избирателей), участковая избирательная комиссия по требованию любого члена комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный подсчет голосов по избирательным бюллетеням, извлеченным из конвертов досрочно проголосовавших избирателей. По результатам указанного подсчета участковой избирательной комиссии составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования. При этом избирательные бюллетени, извлеченные из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, упаковываются отдельно и опечатываются. 15. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя: избирательные бюллетени, которые не содержат отметок избирателей ни по одной из позиций, бюллетени, в которых имеются отметки как в списках кандидатов, так и в строке "Против всех кандидатов", а также бюллетени, в которых число отметок в позиции "за" кандидатов превышает число мандатов по многомандатному избирательному округу. В случае возникновения сомнений при признании бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия решает вопрос голосованием, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов комиссии и заверяется печатью комиссии. Количество недействительных бюллетеней заносится в строки 11 и 13 протокола об итогах голосования и его увеличенную форму. 16. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в строку 10 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму число действительных избирательных бюллетеней. 17. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают, оглашают и заносят в строку 9 протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму количество бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования. 18. После этого с рассортированными бюллетенями для голосования вправе визуально ознакомиться члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдатели под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. 19. Затем производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Проверка контрольных соотношений осуществляется в порядке, установленном городской избирательной комиссией. В случае, если контрольные соотношения не совпали, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете избирательных бюллетеней. 20. Протокол об итогах голосования заполняется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса с проставлением даты и времени (часа, минуты) его подписания. 21. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. 22. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. При подписании протокола члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 23. По требованию члена участковой избирательной комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Закона, участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам или предоставить возможность изготовить копию протокола об итогах голосования, а также заверить ее. 24. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса незамедлительно направляется в территориальную избирательную комиссию и возврату в участковую избирательную комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, поступившие в избирательную комиссию жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона и настоящего Закона, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения избирательной комиссии, составленные участковой избирательной комиссией акты. Заверенные копии указанных документов и решений избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола. 25. Второй экземпляр протокола вместе со списком избирателей, с избирательными бюллетенями, списками членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов избирателей, а также печать участковой избирательной комиссии передаются по акту на ответственное хранение в территориальную избирательную комиссию. Третий экземпляр протокола (его копия) вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией. 26. По решению городской избирательной комиссии участковые избирательные комиссии вправе использовать при голосовании и подсчете голосов избирателей технические средства подсчета голосов, в том числе сканеры избирательных бюллетеней. При использовании технических средств подсчета голосов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на избирательном участке, за исключением данных об общем числе проголосовавших избирателей. Итоги голосования, полученные с помощью указанных технических средств, являются предварительной, не имеющей юридической силы информацией. 27. В случае обеспечения участковых избирательных комиссий компьютерной техникой и электронными каналами связи данные протокола об итогах голосования в установленном порядке передаются по техническим каналам связи в электронном виде (в рамках государственной автоматизированной информационной системы) в территориальную избирательную комиссию с обязательным последующим представлением первого экземпляра протокола об итогах голосования, а также всей избирательной документации, включая избирательные бюллетени. При этом должна быть обеспечена сохранность избирательной документации и доставка ее по назначению. Статья 51. Установление итогов голосования территориальной избирательной комиссией 1. На основании протоколов об итогах голосования участковых избирательных комиссий после предварительной проверки правильности их составления территориальная избирательная комиссия путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через три дня со дня голосования устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий, осуществляют непосредственно члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. 2. По итогам голосования территориальная избирательная комиссия составляет протокол, в который заносятся данные о числе участковых избирательных комиссий на соответствующей территории, о числе поступивших протоколов участковых избирательных комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования, а также суммарные данные по позициям протоколов участковых избирательных комиссий, установленным пунктом 2 статьи 49 настоящего Закона. Протокол территориальной избирательной комиссии составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. К протоколу приобщается составляемая в трех экземплярах сводная таблица об итогах голосования на соответствующей территории, включающая в себя полные данные всех поступивших в территориальную избирательную комиссию протоколов участковых избирательных комиссий. Член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, не согласный с протоколом в целом или с отдельными их положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 3. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов территориальной избирательной комиссии, а также поступившие в указанную избирательную комиссию жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона и настоящего Закона, принятые по этим жалобам (заявлениям) решения. Заверенные копии особых мнений, жалоб (заявлений) и решений территориальной избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола. 4. Первый экземпляр протокола территориальной избирательной комиссии после его подписания вместе с первым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования незамедлительно направляются в окружную избирательную комиссию при выборах депутатов городской Думы и городскую избирательную комиссию при выборах Мэра и Вице-мэра. Второй экземпляр протокола вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования, первыми экземплярами протоколов участковых избирательных комиссий и списками членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Закона, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протоколов, а также с другой документацией, предусмотренной настоящим Законом, хранится секретарем территориальной избирательной комиссии в охраняемом помещении. Третий экземпляр протокола и третий экземпляр сводной таблицы об итогах голосования предоставляются для ознакомления и снятия копий членам территориальной избирательной комиссии, составившей протокол, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 2 статьи 22 настоящего Закона. 5. При выборах советников территориальная избирательная комиссия на основании протоколов участковых избирательных комиссий самостоятельно устанавливает итоги выборов по избирательным округам в районе, если на нее возложены функции окружной избирательной комиссии, или проверяет, группирует протоколы участковых избирательных комиссий по округам и незамедлительно направляет их в соответствующие окружные избирательные комиссии, если они созданы, а затем подводит результаты выборов по району на основании протоколов, составленных окружными избирательными комиссиями в указанном в настоящей статье порядке. 6. В случае, если после направления первых экземпляров протокола и (или) сводной таблицы в вышестоящую избирательную комиссию, территориальная избирательная комиссия, направившая протокол, сводную таблицу, выявила неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных протоколов участковых избирательных комиссий), она вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу. О принятом решении комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае избирательная комиссии составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в соответствующую окружную комиссию. 7. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах участковой избирательной комиссии, в протоколах и (или) сводных таблицах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц, поступивших из нижестоящей избирательной комиссии, вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о повторном проведении подсчета голосов избирателей нижестоящей избирательной комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке, соответствующей территории. Повторный подсчет голосов избирателей проводится в присутствии члена (членов) вышестоящей избирательной комиссии с правом решающего голоса, избирательной комиссией, составившей и утвердившей протокол и сводную таблицу, или комиссией, принявшей решение о повторном подсчете голосов избирателей. Избирательная комиссия, осуществляющая проведение повторного подсчета голосов избирателей, извещает об этом членов соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов, иных лиц, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Закона, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей. По итогам повторного подсчета голосов избирателей избирательная комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка "Повторный подсчет голосов". Протокол незамедлительно направляется в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию. Статья 52. Установление результатов выборов 1. На основании протоколов территориальных избирательных комиссий и сводных таблиц с итогами голосования по каждому избирательному участку путем сложения имеющихся в них данных соответствующая окружная избирательная комиссия при выборах депутатов городской Думы, городская избирательная комиссия при выборах Мэра и Вице-мэра, территориальная либо окружная избирательная комиссия при выборах советников устанавливает результаты выборов в избирательном округе. Устанавливают результаты выборов непосредственно члены соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в избирательных ящиках. Число избирателей, внесенных в списки избирателей, определяется по числу избирателей, внесенных в список избирателей на время окончания голосования. В день голосования число избирателей, принявших участие в выборах, устанавливается по числу подписей избирателей, получивших бюллетени. 2. Избранным по избирательному округу по выборам депутата городской Думы и по одномандатному избирательному округу по выборам советника признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше. 3. Избранным на должность Мэра признается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. 4. Избранными по многомандатному избирательному округу по выборам советников признаются кандидаты, которые получили наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании в соответствии с числом мандатов по избирательному округу. При равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше. Кандидат считается неизбранным в случае, если число голосов избирателей, поданных за кандидата, меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. В этом случае по оставшимся незамещенным мандатам советников назначаются дополнительные выборы. 5. Выборы по избирательному округу при выборах депутата городской Думы, Мэра и Вице-мэра признаются несостоявшимися: а) если в них приняло участие менее 25 процентов избирателей, включенных в список избирателей на время окончания голосования; б) если число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам, меньше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. При выборах Мэра и Вице-мэра выборы признаются несостоявшимися, если в избирательный бюллетень было включено два кандидата на должность Мэра и ни один из них в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи не был избран. В этих случаях назначаются повторные выборы. 6. Выборы по одномандатному избирательному округу при выборах советника признаются несостоявшимися, если число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам, меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Выборы по многомандатному избирательному округу по выборам советников признаются несостоявшимися, если число голосов, поданных против всех кандидатов, превышает 50 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В этом случае назначаются повторные выборы. 7. Соответствующая избирательная комиссия признает выборы по избирательному округу недействительными: - если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; - если выборы признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков; - по решению суда. Не могут служить основанием для признания выборов недействительными нарушения настоящего Закона, способствующие избранию зарегистрированного кандидата, не избранного по результатам голосования, либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за зарегистрированных кандидатов, не избранных по результатам голосования. 8. Городская избирательная комиссия при выборах Мэра и Вице-мэра, окружная избирательная комиссия при выборах депутата городской Думы на основании протоколов, поступивших от территориальных избирательных комиссий, составляет протокол о результатах выборов в избирательном округе, в который заносятся данные о числе территориальных избирательных комиссий в округе, числе поступивших протоколов территориальных избирательных комиссий, на основании которых составлен данный протокол, суммарные данные по строкам протоколов участковых избирательных комиссий, установленным пунктом 2 статьи 49 настоящего Закона, а также фамилия, имя, отчество избранного кандидата (кандидатов). Аналогично на основании поступивших протоколов от участковых избирательных комиссий составляется протокол территориальной или окружной избирательной комиссии при выборах советников. 9. Протокол соответствующей избирательной комиссии составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии с правом решающего голоса. К протоколу приобщается составляемая в трех экземплярах сводная таблица об итогах голосования по избирательному округу, включающая в себя полные данные всех поступивших в соответствующую избирательную комиссию протоколов территориальных избирательных комиссий. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 10. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов соответствующей избирательной комиссии, а также поступившие в указанную избирательную комиссию жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона и настоящего Закона и принятые по этим жалобам (заявлениям) решения. Заверенные копии особых мнений, жалоб (заявлений) и решений избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола. Первый экземпляр протокола вместе с первым экземпляром сводной таблицы об итогах выборов окружная избирательная комиссия по выборам депутата городской Думы незамедлительно направляет в городскую избирательную комиссию. При выборах советников территориальная избирательная комиссия, если на нее возложены функции окружной избирательной комиссии, составляет в порядке, указанном в настоящей статье, протокол о результатах выборов по каждому избирательному округу. Сведения об итогах выборов по району в целом незамедлительно направляются в городскую избирательную комиссию по установленной ею форме. При создании окружных избирательных комиссий территориальная избирательная комиссия обобщает сведения об итогах выборов по району на основании протоколов о результатах выборов, полученных от окружных избирательных комиссий. Эти сведения незамедлительно направляются в городскую избирательную комиссию. Второй экземпляр протокола вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах выборов и списками членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Закона, присутствовавших при установлении итогов выборов и составлении протоколов, а также другая документация, предусмотренная настоящим Законом, хранится секретарем соответствующей избирательной комиссии в охраняемом помещении. Третий экземпляр протокола и третий экземпляр сводной таблицы об итогах выборов предоставляются для ознакомления и снятия копий членам окружной избирательной комиссии, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 2 статьи 22 настоящего Закона. 11. После проверки правильности составления протоколов и сводных таблиц на основании протоколов окружных (территориальных) избирательных комиссий об итогах выборов городская избирательная комиссия устанавливает общие результаты выборов депутатов городской Думы и советников. Статья 53. Опубликование итогов голосования и результатов выборов 1. Итоги голосования по каждому избирательному участку, району, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколах соответствующих избирательных комиссий, должны предоставляться для ознакомления избирателям, зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию. Предоставление указанных данных осуществляет соответствующая избирательная комиссия. 2. Избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов, направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов. 3. Официальное опубликование результатов выборов депутатов городской Думы, Мэра и Вице-мэра, а также официальное опубликование данных о количестве голосов избирателей, полученных каждым из кандидатов, голосов, поданных против всех кандидатов, осуществляется городской избирательной комиссией не позднее 15 дней со дня проведения выборов. Официальное опубликование результатов выборов советников, а также данных о количестве голосов избирателей, полученных каждым из кандидатов, голосов, поданных против всех кандидатов, осуществляется территориальной избирательной комиссией не позднее месяца со дня проведения выборов. 4. Городская, окружные, территориальные избирательные комиссии публикуют данные, которые содержатся в протоколах соответствующих комиссий об итогах голосования и результатах выборов и данные, которые содержатся в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования, на основании которых устанавливались результаты выборов. Официальное опубликование полных данных о результатах выборов осуществляется городской избирательной комиссией в течение двух месяцев со дня проведения выборов. Статья 54. Регистрация избранных депутатов городской Думы, Мэра и Вице-мэра, советников 1. Регистрацию избранного депутата городской Думы осуществляет окружная избирательная комиссия по выборам депутата городской Думы, Мэра и Вице-мэра - городская избирательная комиссия, советников - территориальная избирательная комиссия. 2. Соответствующая избирательная комиссия после подписания протокола о результатах выборов в трехдневный срок извещает об этом избранного кандидата. 3. Регистрация депутата городской Думы, Мэра и Вице-мэра, советника производится после официального опубликования итогов выборов на основании данных протокола о результатах выборов и представления кандидатом, избранным депутатом городской Думы, Мэром и Вице-мэром, советником не позже чем в семидневный срок со дня официального опубликования результатов выборов копии приказа (распоряжения) об освобождении от обязанностей, не совместимых со статусом депутата городской Думы, Мэра и Вице-мэра, советника, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей. Если кандидат, избранный депутатом городской Думы, Мэром или Вице-мэром, советником не представил в установленный срок указанные документы, соответствующая избирательная комиссия признает полномочия избранного лица недействительными и назначает повторные выборы. Если кандидат не сложил с себя полномочия, не совместимые со статусом депутата городской Думы, Мэра и Вице-мэра, советника, без вынуждающих обстоятельств, то избирательная комиссия относит на его счет понесенные ею расходы на подготовку и проведение выборов либо обязывает его оплатить полностью или частично понесенные расходы по проведению повторных выборов. Вынуждающими обстоятельствами являются признание кандидата судом недееспособным, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья кандидата, его близких родственников, назначение кандидата на государственную должность. 4. При регистрации депутат городской Думы получает удостоверение об избрании депутатом городской Думы и нагрудный знак, Мэр - удостоверение об избрании на должность Мэра и должностной знак, Вице-мэр - удостоверение об избрании на должность Вице-мэра, советник - удостоверение советника. Статья 55. Повторное голосование при выборах Мэра и Вице-мэра 1. В случае если при выборах Мэра и Вице-мэра в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов на должность Мэра и ни один из них в соответствии с пунктом 3 статьи 52 настоящего Закона не был избран, городская избирательная комиссия принимает решение о проведении повторного голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. 2. Повторное голосование проводится не позднее чем в 15-дневный срок со дня установления результатов общих выборов с соблюдением требований настоящего Закона, за исключением пунктов 3 и 5 статьи 52 настоящего Закона. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в средствах массовой информации в течение двух суток со дня принятия соответствующего решения городской избирательной комиссией. 3. При проведении повторного голосования избранным признается кандидат на должность Мэра, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. 4. В случае если один из кандидатов, по которому в соответствии с итогами ранее проведенного голосования должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру до дня голосования, его место по решению городской избирательной комиссии передается следующему по числу полученных голосов кандидату, ранее участвовавшему в данных выборах. 5. В случае если после снятия всеми остальными кандидатами своих кандидатур в избирательном бюллетене на день повторного голосования останется только один кандидат на должность Мэра, повторное голосование проводится по одной кандидатуре. При этом кандидат считается избранным, если он получил не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в выборах. 6. В случае выбытия всех кандидатов на должность Мэра выборы откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов и выполнения необходимых избирательных действий, но не более чем на шесть месяцев. При этом сроки избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть. Статья 56. Повторные выборы 1. В избирательном округе по выборам депутата городской Думы, выборы в котором признаны несостоявшимися или недействительными, городская избирательная комиссия назначает повторные выборы. В избирательном округе по выборам советников (советника), выборы в котором признаны несостоявшимися или недействительными, повторные выборы назначает территориальная избирательная комиссия. 2. Повторные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев после первоначальных выборов или не позднее чем через шесть месяцев со дня признания выборов недействительными. Решение о назначении выборов соответствующая избирательная комиссия публикует не позднее чем за три месяца до их проведения. При повторных выборах сроки избирательных действий, установленные настоящим Законом, могут быть сокращены по решению соответствующей избирательной комиссии на одну треть. При этом может быть принято решение либо о продлении срока полномочий участковых избирательных комиссий в данном избирательном округе, либо о проведении выборов участковыми избирательными комиссиями в новом составе. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по спискам избирателей, составленным для проведения общих выборов. 3. Если повторные выборы, проведенные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, были признаны несостоявшимися по основаниям, предусмотренными подпунктами "а" и "б" пункта 5 и пунктом 6 статьи 52 настоящего Закона, следующие повторные выборы могут быть отложены на срок, не превышающий одного года. Повторные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов выборное лицо не может быть избрано на срок более одного года. 4. Если выборы Мэра и Вице-мэра были признаны несостоявшимися или недействительными, то городская избирательная комиссия назначает повторные выборы в соответствии с настоящим Законом. Статья 57. Выборы вместо выбывших депутатов городской Думы и советников. Замещение мандатов советников вместо выбывших 1. В случае досрочного прекращения полномочий депутата городской Думы или советника, избранного по одномандатному избирательному округу, в соответствующем избирательном округе в месячный срок с момента выбытия депутата или советника назначаются дополнительные выборы. Выборы назначаются соответственно городской или территориальной избирательной комиссией не позднее чем за три месяца до их проведения и организуются в соответствии с настоящим Законом. Дополнительные выборы не назначаются и не проводятся в случае, если в результате этих выборов депутат городской Думы, советник не может быть избран на срок более одного года. 2. В случае досрочного прекращения полномочий советника в соответствующем многомандатном избирательном округе его мандат передается кандидату в советники, получившему большее число голосов в данном избирательном округе по сравнению с другими кандидатами, не избранными советниками по данному избирательному округу. Территориальная избирательная комиссия регистрирует этого кандидата советником после принятия решения районного Собрания о прекращении полномочий выбывшего советника и при условии наличия заявления соответствующего кандидата о его согласии принять полномочия советника. Не могут рассматриваться для замещения мандата выбывшего советника кандидаты, получившие на выборах меньшее число голосов, чем число голосов, поданных против всех кандидатов. Установленное настоящей статьей замещение мандатов советников, избранных в день выборов в данном округе, допускается в количестве не более половины от общего количества мандатов советников в данном округе. В случае, если в многомандатном округе оказываются свободными более одной трети мандатов советников и при этом отсутствуют кандидаты для замещения мандатов или возможности замещения в соответствии с абзацем 1 настоящего пункта исчерпаны, а также в случае, если в округе в результате общих выборов оказались замещенными менее двух третей мандатов, в данном избирательном округе в четырехмесячный срок проводятся дополнительные выборы советников на свободные мандаты. Эти дополнительные выборы назначаются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 90 дней до их проведения и организуются в соответствии с настоящим Законом. Дополнительные выборы советников в данном округе не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов советник не может быть избран на срок более одного года. 3. Если дополнительные выборы, проведенные в соответствии с настоящей статьей, были признаны несостоявшимися по основаниям, предусмотренным подпунктами "а" (при проведении дополнительных выборов депутата городской Думы) и "б" пункта 5 статьи 52 настоящего Закона, следующие дополнительные выборы могут быть отложены на срок, не превышающий одного года. Статья 58. Досрочные выборы Досрочные выборы нового состава городской Думы, районного Собрания, Мэра и Вице-мэра проводятся в случаях, предусмотренных Уставом и законами города Москвы, в установленном настоящим Законом порядке. Досрочные выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней после прекращения соответствующих полномочий и проводятся в трехмесячный срок со дня официального опубликования решения о назначении выборов. Статья 59. Основания для отмены регистрации кандидата, решения избирательной комиссии об итогах голосования, результатах выборов 1. Регистрация кандидата может быть отменена (аннулирована) не позднее чем в день, предшествующий дню голосования. Регистрация кандидата может быть отменена в случае: - нарушения правил выдвижения и регистрации кандидатов; - нарушения правил ведения предвыборной агитации и финансирования избирательной кампании; - использования кандидатами и их доверенными лицами, руководителями избирательных объединений, избирательных блоков должностного или служебного положения в целях избрания; - установления фактов подкупа избирателей кандидатами, зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, иными организациями, действующими в целях избрания определенных кандидатов; - по иным основаниям, установленным федеральными законами, настоящим Законом. Регистрация кандидата может быть отменена (аннулирована) также в случае существенной недостоверности сообщенных кандидатом данных, предусмотренных пунктом 4 статьи 26 и пунктом 3 статьи 31 настоящего Закона, а также непредставления данных о наличии неснятой или непогашенной судимости, о наличии гражданства иностранного государства. 2. Если после установления соответствующей избирательной комиссией итогов голосования или результатов выборов суд установит, что нарушения, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, имели место и не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, он может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования или о результатах выборов. 3. Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования или о результатах выборов на избирательном участке, в районе, в избирательном округе, в городе Москве в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, других нарушений избирательного законодательства, если эти действия (бездействие) не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. 4. Вышестоящая избирательная комиссия может отменить решение нижестоящей избирательной комиссии, а суд соответствующего уровня - решение соответствующей избирательной комиссии о результатах выборов в случаях, предусмотренных настоящим Законом. Решение городской избирательной комиссии может быть отменено Московским городским судом. 5. Отмена решений участковых избирательных комиссий об итогах голосования более чем на одной четверти избирательных участков в пределах избирательного округа влечет за собой признание недействительными выборов соответственно по избирательному округу. 6. Суд рассматривает жалобу и принимает решение не позднее двух месяцев со дня ее подачи, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом и настоящим Законом, в иные сроки. Суд вправе принять решение при отсутствии (неявке по двум приглашениям) представителей одной из заинтересованных сторон. 7. Не могут служить основанием для отмены решения о результатах выборов нарушения настоящего Закона, способствующие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за не избранных по результатам голосования кандидатов, зарегистрированных кандидатов. Статья 60. Использование государственной автоматизированной информационной системы 1. При использовании государственной автоматизированной информационной системы в целом либо отдельных ее технических средств при проведении выборов, в том числе при регистрации избирателей, составлении списков избирателей, установлении итогов голосования и результатов выборов, соответствующая избирательная комиссия образует группу из числа членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса для контроля за использованием государственной автоматизированной информационной системы (отдельных ее технических средств). Все члены избирательной комиссии, наблюдатели имеют право знакомиться с любой информацией, вводимой в государственную автоматизированную информационную систему. 2. С момента начала голосования и до момента подписания протокола об итогах голосования соответствующей избирательной комиссией государственная автоматизированная информационная система используется для наблюдения за ходом и итогами голосования путем передачи данных от нижестоящих избирательных комиссий вышестоящим избирательным комиссиям. Данные о ходе и результатах голосования, полученные через государственную автоматизированную информационную систему, являются предварительной, не имеющей юридического значения информацией. 3. К протоколу избирательной комиссии, хранящемуся у секретаря избирательной комиссии, должен быть приложен текст компьютерной распечатки, содержащий данные, введенные в государственную автоматизированную информационную систему. Подлинность компьютерной распечатки подтверждается подписями членов группы контроля за использованием государственной автоматизированной информационной системы и лица, ответственного за введение информации. 4. В случае использования в ходе выборов государственной автоматизированной информационной системы данные об участии избирателей, о предварительных и об окончательных итогах голосования должны быть оперативно доступны (в режиме "только чтение") абонентам информационно-коммуникационной сети общего пользования. Порядок и сроки предоставления таких данных не должны противоречить требованиям федерального избирательного законодательства. Статья 61. Порядок хранения избирательной документации 1. Документация избирательных комиссий всех уровней, включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в течение сроков и в порядке, установленном городской избирательной комиссией. При этом срок хранения избирательных бюллетеней должен быть не менее одного года со дня официального опубликования результатов выборов, а протоколов и сводных таблиц избирательных комиссий - не менее одного года со дня объявления даты следующих выборов, иных документов избирательных комиссий - не менее шести месяцев со дня официального опубликования результатов выборов. 2. Порядок и сроки, а также перечень подлежащих передаче в архив документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, утверждается городской избирательной комиссией по согласованию с государственными архивными органами. Глава 11. Ответственность за нарушения избирательных прав граждан Статья 62. Ответственность за нарушения избирательных прав граждан 1. В порядке, установленном федеральными законами, к уголовной, административной либо иной ответственности могут быть привлечены лица: - препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным; - использующие преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания; - принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, а также участвующие в подделке данных подписей; - осуществляющие подкуп избирателей; - осуществляющие благотворительную деятельность, а также изготовляющие и распространяющие коммерческую и иную рекламу в нарушение настоящего Закона; - своевременно не сформировавшие и не уточнившие сведения о зарегистрированных избирателях перед направлением указанных сведений в соответствующие территориальные избирательные комиссии; - распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах, зарегистрированных кандидатах, или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, зарегистрированных кандидатов; - нарушающие права членов избирательных комиссий, в том числе с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, доверенных лиц зарегистрированных кандидатов, средств массовой информации, в том числе право на своевременное получение информации и копий избирательных документов; - нарушающие правила проведения предвыборной агитации, в том числе лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голосования и в день голосования; - нарушающие правила финансирования избирательной кампании, в том числе лица, задерживающие перечисление средств избирательным комиссиям, кандидатам, зарегистрированным кандидатам; - не создавшие условия для проведения массовых мероприятий, когда такая обязанность возложена на них законом; - препятствующие или противозаконно вмешивающиеся в работу избирательных комиссий либо в деятельность членов комиссий, связанную с исполнением ими своих обязанностей; - препятствующие голосованию на избирательных участках; - нарушающие тайну голосования; - скрывшие остатки бюллетеней или изготовившие дополнительные, неучтенные тиражи избирательных бюллетеней; - принуждающие избирателей голосовать вопреки их собственному выбору; - осуществившие подлог избирательных документов, составившие и выдавшие заведомо ложные документы, осуществившие заведомо неправильный подсчет голосов или установление результатов выборов, не представившие или не опубликовавшие сведения об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям; - нарушающие права граждан на ознакомление со списком избирателей; - выдающие гражданам избирательные бюллетени в целях предоставления им возможности проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования, либо дающие (выдающие) гражданам заполненные избирательные бюллетени; - не предоставляющие или не публикующие отчеты о расходовании средств на подготовку и проведение выборов, финансовые отчеты избирательных фондов кандидатов и финансовые отчеты о расходовании бюджетных средств, выделенных на проведение избирательной кампании; - работодатели, отказывающие в предоставлении предусмотренного законом отпуска для участия в выборах; - должностные лица государственных органов, не осуществившие по представлению избирательных комиссий проверку информации о нарушениях настоящего Закона и не принявшие мер по их пресечению. 2. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан, могут обратиться избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки, иные общественные объединения, наблюдатели, а также избирательные комиссии. 3. Рассмотрение в суде жалобы на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, а равно проведение проверки по фактам в связи с нарушением избирательного законодательства не является нарушением неприкосновенности признанного избранным кандидата, если такая неприкосновенность установлена законами города Москвы. Признанный избранным кандидат не вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по административному, гражданскому или уголовному делу, возбужденному в связи с жалобой на нарушение избирательных прав граждан. Глава 12. Заключительные положения Статья 63. Вступление в силу настоящего Закона 1. Настоящий Закон вступает в силу в порядке, установленном Законом города Москвы от 14 декабря 1994 года N 22 "О законодательных актах города Москвы". 2. Признать утратившими силу Закон города Москвы от 23 июня 1995 года N 16 "О выборах депутатов Московской городской Думы" (в редакции Закона города Москвы от 3 сентября 1997 года N 36), Закон города Москвы от 27 сентября 1995 года N 21 "О выборах Мэра и Вице-мэра Москвы" (в редакции Закона города Москвы от 13 марта 1996 года N 8), Закон города Москвы от 7 мая 1997 года N 9 "О выборах советников районного Собрания в городе Москве". 3. Окружные избирательные комиссии по выборам депутатов городской Думы, сформированные до вступления в силу настоящего Закона, сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были сформированы. Вакантные места в избирательных комиссиях замещаются в порядке, установленном настоящим Законом. Мэр Москвы Ю.М.Лужков ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к Закону города Москвы от 7 июля 1999 года N 22 ПРОТОКОЛ собрания (съезда, конференции) избирательного объединения (избирательного блока), заседания органа территориального общественного самоуправления ______________________________________________________________________ (название соответствующего органа) по выдвижению кандидата в ____________________________________________ (название органа власти) Дата проведения "___"___________года Присутствовали: ______________________________________________________ (указать число избранных представителей на съезд (конференцию) или число участников собрания, заседания) Председатель: Секретарь: Повестка дня: 1. Выдвижение кандидата в_____________________________________________ (название органа власти) 2. Об уполномоченном представителе органа, выдвинувшего кандидата Постановили: 1. Выдвинуть кандидатом в_____________________________________________ (название органа власти) ______________________________________________________________________ (указать фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, место работы и занимаемую должность (род занятий) выдвигаемого кандидата) Результаты голосования: 2. Избрать уполномоченным представителем избирательного объединения (избирательного блока) _______________________________ (указать фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа) Результаты голосования: Председатель: Секретарь: ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к Закону города Москвы от 7 июля 1999 года N 22 ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Выборы в ___________________________ "_"______ года (название органа власти) Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в __________________________________ по одномандатному (многомандатному) (название органа власти) избирательному округу N _____________________________________________, (фамилия, имя, отчество) родившегося(йся) _____________________ работающего(ей) _______________ (число, месяц, год) (должность и __________________________________________, проживающего (ей) в районе место работы или род занятий) ___________________________________, выдвинутого(ой) _________________ (название района Москвы) ______________________________________________________________________ (избирательным объединением (избирательным блоком), органом территориального общественного самоуправления, инициативной группой, избирателями(ем), самовыдвижением) ______________________________________________________________________ (сведения о неснятой или непогашенной судимости, гражданстве иностранного государства в соответствии с пунктом 6 статьи 30 настоящего Закона) ---------------------------------------------------------------- | N | Фамилия, |Год рождения |Полный |Серия и |Подпись и| |п/п|имя, отчество|(в возрасте |адрес |номер |дата ее| | | |18 лет - |места |паспорта |внесения | | | |число и |жительства|или | | | | |месяц | |заменяющего| | | | |рождения) | |его | | | | | | |документа, | | | | | | |когда | | | | | | |выдан | | |---|-------------|-------------|----------|-----------|---------| |1. | | | | | | |---|-------------|-------------|----------|-----------|---------| |2. | | | | | | |---|-------------|-------------|----------|-----------|---------| |3. | | | | | | |---|-------------|-------------|----------|-----------|---------| |4. | | | | | | |---|-------------|-------------|----------|-----------|---------| | | | | | | | ---------------------------------------------------------------- Подписной лист удостоверяю ___________________________________________ (фамилия, имя, отчество, полный адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи, его собственноручная подпись и дата ее внесения) Кандидат в депутаты или уполномоченный представитель избирательного объединения (избирательного блока), органа территориального общественного самоуправления, инициативной группы ______________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, собственноручная подпись и дата ее внесения) Отметки избирательной комиссии |